Фридрих Каспар Давид. Картины и биография. Friedrich Kaspar David. Фридрих каспар картины


Каспар Давид Фридрих картины

Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich) — великий немецкий художник. Является одним из самых ярких художников в стилистике «романтизм» в Германии.

 Каспар Давид Фридрих родился в городе Грайфсвальд 5 сентября 1774 года. Обучался изобразительным искусствам в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене. Прославился своими картинами в стилистике романтического пейзажа. Живописные горы Германии, захватывающие дух побережья — всё это так сильно вдохновляло художника, что особое внимание он уделял именно пейзажам. Фигуры людей, дома, сооружения, корабли и так далее являются лишь дополнением к могуществу и красоте природы. Характерным для его творчества является и особое освещение, туманная дымка, мерцающий и рассеянный свет солнца или луны — такой подход добавлял к его пейзажам немного мистичности и загадочности. Каспар Давид Фридрих говорил своими работами, что в мире всегда будет место красоте и сказке, загадке и желанию раскрыть самые секретные тайны природы. Кроме атмосферы картин, его работы также известны и своим профессионализмом. Все пейзажи очень точные, а линии, формы и перспектива просчитаны и выверены. Такой реализм, в сочетании с романтизмом композиции и мистическим настроением его работ, вызывает особые ощущения у зрителя. Они не просто красивые и восхитительные, они вызывают особые эмоции.

К. Д. Фридрих стал видным представителем романтизма. Оказал влияние на многих художников своего времени и до сих пор является художником-учителем и художником дарующим вдохновение для современных мастеров. Великий немецкий художник умер 7 мая 1840 года в Дрездене. В настоящее время его картины находятся в самых крупных музеях мира, в том числе и в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Каспар Давид Фридрих автопортрет

 

Гибель во льдах

 

Гора Вацман

 

Двое, созерцающие луну

 

Женщина у окна

 

Кораблекрушение во льдах

 

Мечтатель

 

На паруснике

 

Песчаные горы на Эльбе

 

Побережье в Вике

 

Скалы на острове Рюген

 

Странник над морем тумана

 

Утро

 

Хижина в горах

 

Вам необходимо красивое оформление картины, рисунка, фотографии или зеркала? В этом вам сможет помочь багетная мастерская Real-Master. Огромный выбор багета и услуги профессионального дизайнера.

Сейчас также смотрят:

art-assorty.ru

Фридрих, Каспар Давид (1774 – 1840). Картины художников — Журнал по дизайну и культуре

На паруснике. 1818-1820 гг. К.Д.Фридрих.

На паруснике. 1818-1820 гг. К.Д.Фридрих.

Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 года в Грейфсвальде, маленьком портовом городке на побережье Балтики. Отец художника, Адольф Фридрих, владел мастерской, изготовлявшей мыло и свечи, однако его семья жила очень скромно. Родители Каспара были ортодоксальными протестантами, и их десятеро детей выросли в атмосфере религиозного аскетизма. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. В 1790 году он стал брать уроки живописи у Иоганна Готфрида Квисторпа, преподававшего рисунок в местном университете. Большое влияние на начинающего художника оказал один из друзей Квисторпа, пастор Людвиг Козегартен, серьезно занимавшийся поэтическим творчеством. Будущий художник на всю жизнь сохранил воспринятый от Козегартена взгляд на природу как на исполненное высшего, потаенного смысла создание Творца.

Воспоминания об Исполиновых горах. 1835 г. К.Д.Фридрих.

Воспоминания об Исполиновых горах. 1835 г. К.Д.Фридрих.

В 1794 году Фридрих поступил в копенгагенскую Академию художеств, считавшуюся одним из лучших учебных заведений во всей северной Европе. Но, здесь, как и в большинстве других художественных академий, основное внимание уделялось изучению человеческой фигуры, что создавало определенные трудности для Каспара, с ранней юности решившего посвятить себя пейзажной живописи. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов, и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг.). Окончив курс в копенгагенской Академии, Фридрих переехал в Дрезден, где именно в те годы культурная жизнь переживала период расцвета. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Здесь Фридрих смог познакомиться с ведущими представителями этого направления Людвигом Тиком, Новалисом, Фридрихом Шлегелем и Генрихом фон Клейстом. В этот период, он уже зарабатывал на жизнь живописью продавал свои ранние пейзажи, выполненные акварелью или пером и тушью в традиционной манере. Одновременно, чувствуя себя еще недостаточно овладевшим техникой живописи, художник брал уроки у преподавателей дрезденской Академии художеств Иоганна Вейта и Адриана Цинга.

Восход луны над морем. 1820-1826 гг. К.Д.Фридрих.

Восход луны над морем. 1820-1826 гг. К.Д.Фридрих.

В 1801 году Фридрих посетил свою родину, Грейфсвальд.

Всю весну он прожил у родственников, а затем совершил длительную поездку по окрестностям, во время которой сделал множество набросков к своим будущим картинам. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777 — 1810 гг.), одним из лидеров немецкого романтизма. Достоверно неизвестно насколько близкими друзьями были два живописца, но несомненно, что идеи Рунге оказали решающее влияние на формирование живописной манеры Фридриха. 1805 год стал знаменательным. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 — 1832 гг.)), и победил. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю. С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника.

Крест в горах (Тетченский алтарь). 1808 г. К.Д.Фридрих.

Крест в горах (Тетченский алтарь). 1808 г. К.Д.Фридрих.

Успех вдохновил Фридриха, и в 1807 году он решил попробовать свои силы в масляной живописи.

Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ. Публика восприняла работу неоднозначно: одни восторгались ею, другие высказывали скептические замечания. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. Как бы там ни было, именно в этом произведении впервые проявились три главные составляющие будущего стиля Фридриха: пейзаж, религиозность и аллегория. Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии.

Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810 гг. К.Д.Фридрих.

Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810 гг. К.Д.Фридрих.

Вскоре, Фридриха захватила новая тема, несколько потеснившая религиозный мистицизм. Большая часть Германии находилась в то время под оккупацией — шли наполеоновские войны. Непосредственного участия в войне за освобождение Германии художник не принимал, но основным мотивом в его творчестве становится в этот период любовь к родине. Патриотические взгляды Фридриха способствовали укреплению его популярности, и в 1816 году его избрали членом дрезденской Академии художеств. Членство в академии гарантировало художнику достаточный доход, и, возможно, именно это явилось стимулом к переменам в его личной жизни. В 1818 году он женился, что стало полной неожиданностью для тех, кто его близко знал. Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Брак, тем не менее, оказался удачным.

Утро в горах, 18221823 гг. К.Д.Фридрих.

Утро в горах, 18221823 гг. К.Д.Фридрих.

Популярность живописи Фридриха еще более окрепла в начале 1820-х годов, когда у него появился целый ряд последователей.

Среди ни были: Карл-Густав Карус, Эрнст Эме, известный норвежский пейзажист Юхан Кристиан Даль и др. Но, к концу 1820-х годов художник начал выходить из моды. В 1825 году он перенес инсульт, после чего стал совершать странные поступки и проявлять признаки умственного расстройства. Едва оправившись после инсульта, Фридрих сразу же принялся за работу.

Ступени жизни. К.Д.Фридрих.

Ступени жизни. К.Д.Фридрих.

В эти годы художник создал едва ли не лучшие свои картины. Среди них особенно выделяется полотно Ступени жизни, которое многие считают вершиной творчества художника. В июне 1835 года у него случился второй инсульт; работать после этого он уже не мог. Художник скончался 7 мая 1840 года в полной безвестности. О творчестве мастера никто не вспоминал до начала XX века, когда к его картинам возник интерес со стороны основателей сюрреализма.

Особенности стилистики работ Фридриха

Странник над морем тумана. 1817—1818 гг. К.Д.Фридрих.

Странник над морем тумана. 1817—1818 гг. К.Д.Фридрих.

Каспар Давид Фридрих считается лидером немецкой романтической живописи, а картины художника — классическими образцами этого художественного направления. Его пейзажи несут на себе печать меланхолии. Наполненные неземным светом, они кажутся мистическими, нереальными, хотя писал он их, главным образом, опираясь на натурные впечатления. Их уникальность в сочетании непосредственного наблюдения природы с духовным и мистическим переживанием увиденного.

Дуб под снегом. 1829 г. К.Д.Фридрих.

Дуб под снегом. 1829 г. К.Д.Фридрих.

Источником вдохновения для мастера служили идеи романтизма и религия. В Германии романтизм был преимущественно литературным течением. Он зародился в 1770-х годах, благодаря творчеству писателей группы «Буря и натиск», которые отвергали рациональную философию эпохи Просвещения, выступая за эмоциональное, чувственное восприятие мира. В то же время, философы романтизма были сторонниками страстного мистицизма и пытались совместить его с ортодоксальным религиозным мировоззрением.

Кораблекрушение в Арктике. 1824 г. К.Д.Фридрих.

Кораблекрушение в Арктике. 1824 г. К.Д.Фридрих.

Пейзажная живопись Фридриха имеет символический подтекст.

Как правило, художник преобразовывал исходный материал таким образом, чтобы законченная сцена выглядела нереальной. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Но и в ней, за натурализмом сцены угадывается мысль о бренности и тщете человеческих амбиций. Эти новые идеи предполагали новый подход к изучению природы и, следовательно, не могли не затронуть и пейзажную живопись. Художники-романтики с пантеистическими воззрениями смотрели на природу как на нечто одухотворенное, несущее на себе печать замыслов Творца. Именно так воспринимал природу и Фридрих, сказавший однажды своему другу во время прогулки за городом: Бог вокруг нас, он во всем, в каждой песчинке. Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах. Распознать сакральный смысл природы и выразить его живописными средствами такой была главная задача, которая ставилась романтиками. Художник писал в наставлении одному из своих учеников: Постарайся закрыть свое телесное зрение, чтобы, прежде всего, увидеть будущую картину духовным взором, а затем освети ее внутренним светом, который поможет тебе видеть в темноте и отделить суть предмета от его внешних проявлений. Говоря словами Новалиса, художник обязан расшифровать таинственные послания, рассыпанные повсюду в облаках, снежинках, кристаллах и камнях, в текущей и замерзшей воде и передать их в виде символов. Новалису возражал Гете, утверждавший: Смертному человеку не дано постичь божественную истину, он может ощутить ее только в отраженном виде.

В древнем погребении под снегом. 1807 г. К.Д.Фридрих.

В древнем погребении под снегом. 1807 г. К.Д.Фридрих.

Во многих случаях, пейзажная живопись Фридриха строится по принятому в романтизме принципу примирения противоположностей.

В работах часто встречаются: сухие мертвые дубы в окружении вечнозеленых елей и сосен, мрачная, тяжелая земля с разлитым над ней прозрачным небесным светом, символизирующие неизбежное окончание земной, и обещание вечной загробной жизни. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 — 10 гг.). Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г.) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. В других случаях, Фридрих устанавливал в своих работах барьер, отделяющий земное от небесного. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с «Зимним пейзажем» (1811 г.), или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. Фигуры, изображенные на картинах, также решены в рамках философии романтизма. Если художники классического периода стремились передать гармонию природы и человека, то у художников-романтиков на первый план выходят величие и сила стихии. Очень часто люди изображались едва заметными на фоне величественной панорамы или представлялись беспомощными игрушками в руках природы. Фридрих усвоил идеалы романтической живописи и дополнил их своим собственным, глубоко религиозным, восприятием мира.

Зимний пейзаж. 1811 г. К.Д.Фридрих.

Зимний пейзаж. 1811 г. К.Д.Фридрих.

Практически, все пейзажи Фридриха наполнены символами.

Фазы луны, время суток, архитектурные формы и, конечно, деревья приобретали символическое значение в его работах. Конечность и кратковременность человеческого бытия художник часто передавал с помощью засохших деревьев и сломанных ветвей как, например, в Пейзаже с засохшим деревом, ок. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. В Древнем погребении под снегом, ок. 1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. Мертвые деревья на картинах часто соседствуют с молодой зеленью, что символизирует христианскую веру в жизнь вечную. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Переплетенные ветви деревьев символизируют сближение человеческих душ. Так, например, в Меловых скалах на Рюгене 1818 — 1819 гг., склонившиеся друг к другу деревья символизируют союз художника с его женой.

Меловые скалы на острове Рюген. 1818-1819 гг. К.Д.Фридрих.

Меловые скалы на острове Рюген. 1818-1819 гг. К.Д.Фридрих.

Долгое время Фридриха считали угрюмым, болезненным художником. Отчасти, это было связано с его замкнутым характером и аскетическим образом жизни. Но более всего такую репутацию Фридрих заслужил своими картинами, многие из которых действительно посвящены теме символизирующей окончания земной жизни. За всю свою жизнь он написал большое количество могил, от современных христианских погребений до древних языческих дольменов. Иногда, художник выполнял подобные  на заказ. В этих случаях, центром композиции почти всегда становились кладбищенские ворота символический барьер, отделяющий мир живых от мира умерших. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. Часто, мрачный, тяжелый земной мир противопоставлялся миру небесному, представленному освещенным ярким светом пейзажем, видимым на горизонте. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Этот образ присутствует в одном из последних произведений художника Сова на могиле, 1836 — 37 гг.

Комментарии к работам Фридриха

Двое, Созерцающие луну. 1819 г. К.Д.Фридрих.

Двое, Созерцающие луну. 1819 г. К.Д.Фридрих.

Живопись картины «Двое, Созерцающие луну» можно назвать аллегорической. Два человека стоят на каменистой дорожке (жизненном пути) и всматриваются вдаль. Возле них большой валун (камень веры) и ель (символ вечной жизни). Луна (символ воскресения и Христа) помещена в центре композиции и отделяет живую половину картины с валуном и зеленой елью от мертвой с засохшим деревом.

Ущелье. 1823 г. К.Д.Фридрих.

Ущелье. 1823 г. К.Д.Фридрих.

Художник впервые увидел горы в молодости, в 1810 г. С тех пор, они стали частым мотивом его пейзажей, символом высот познания и духовной жизни. Несколько сосен на скалистых вершинах напоминают о вечной жизни. Но, на пути к ней нужно преодолеть ущелье с клубящимся туманом — бездну греха, в которую человек рискует упасть каждую минуту своего земного пути.

Пашня близ Дрездена. 1824 г. К.Д.Фридрих.

Пашня близ Дрездена. 1824 г. К.Д.Фридрих.

К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. И хотя он оставался профессором в дрезденской Академии художеств, о нем начинали постепенно забывать. Писать то, что хотела видеть публика, Фридрих не хотел, говоря, что это значило бы для него пойти против природы. И он не изменил себе. Пашня близ Дрездена — один из последних пейзажей художника. Вскопанная плугом земля, несколько еще не зацветших яблонь, светлое небо все создает ощущение ожидания чуда. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным.

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников.

Читайте также:

www.5arts.info

Художник Каспар Давид Фридрих | World of Art

Музыка… дыхание статуй.Быть может, молчанье картин.Ты говоришь то, что бессилен сказать язык.Ты - время, что вертикально стоит на пути уходящих сердец.

Чувства - к кому? О ты, преображение чувств –во что? - в звучащий пейзаж....

Эти удивительные строчки Райнер Мария Рильке из его стихотворения "К музыке". Музыка – это особая, сокровенная тишина картин, та, которой полны картины Каспара Давида Фридриха, которая есть их собственное и внутреннее - то, что они передают и чему дают явиться.

Скалы у берега моря

Кому посчастливилось видеть работы Каспара Давида Фридриха - этого удивительного и одинокого гения, шедшего своим, во многом тайным и до сих пор не разгаданным путем – понимают, что художник меньше всего был пейзажным живописцем. Все свои работы он практически писал в своей мастерской, а не с натуры.

Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей. Фридрих вполне сознательно работал "леонардовским методом" активного воображения, о чем свидетельствуют не только его собственные высказывания, но также и все направление его поисков."Художник должен рисовать не только то, что он видит перед собой,но и то, что он видит внутри себя."Его пейзажи не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев… но отражением души и эмоционального наполнения.Будете в Петербурге, зайдите в Эрмитаж – там есть его замечательные работы.

Утро в горах. (Центральное хранилище музейных фондов, Павловск)

(кликабельно)

Каспар Давид Фридрих (NEM. Каспар Давид Фридрих) родился 5 сентября 1774, в Грайфсвальд в семье mylovara. В Молодость lišilsâ Большинство родственников - в 1781 году Умер художник мать, затем skončalis' двумя сестрами и братом. В 1790 году, чтобы получить ПЕРВЫЕ уроки рисования. С 1794 по 1798 год učilsâ izobrazitel'nomu искусства в Академии художеств в Копенгагене. Работал очень методов в шаблон (preimuŝestvenno Stift или sepiej), то obratilsâ и масляной живописи. В 1810 году художнику пришел Общественный успех. Каспар Давид Фридрих principial'no не podpisyval Смертей работ и datiroval их: Он верил себе Lis соавтор вечную природу. Автопортрет столовые (klikabelьno)Поздний автопортрет (кликабельно) С 1824 года был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности "душе природы" с внутренней духовной интуицией, которую считал "божественным глаголом" в сердце. В 1835 году художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Каспар Давид Фридрих кончил свои дни в нищете, несчастным и одиноким, разбитым параличом человеком.

Анж ан обожания

Художник скончался в 7 мая 1840 года в Дрездене. Он был открыт заново только в двадцатом веке, но по-настоящему не увиден и не понят и поныне. Задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства: загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, история — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов, подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Все это делает не беспроблемное восприятие для зрителя, но очень притягательное.

Этапы жизни

(кликабельно)

Мечта

Сосны у водопада

Ранний снег

Странник из морского тумана

Вид гавани

"Море льда" или "Крушение "Надежды"

Источником вдохновения для картины была полярная экспедиция Уильяма Эдварда Парри с 1819 по 1820 г. в поисках Северо-западного прохода. Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием. Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью. Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла. Смелая попытка человека покорить природу - заканчивается смертью.

Когда Фридриху было 13 лет произошла трагедия, что, возможно, подсознательно формирует тематику его многих работ. Во время катания на коньках он провалился под лед и был спасен младшим братом, но сам Кристоф утонул в ледяной воде на его глазах. Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом.

Гора Вацман. 1825 г. Старая галерея, Берлин (кликабельно)

Утренний туман в горах

Равнинный пейзаж. Вечер на Остзее. 1830 г. Шванфурт,Собрание Георга Шефера (кликабельно)

Морской пляж с рыбаком

Лебеди в камышах. Коллекция Эрмитажа. (кликабельно)

Женщина перед восходящим солнцем. (кликабельно)

В 1818 году, в возрасте 44 лет, Фридрих женился на Кэролайн Brommer, веселой 25 летней саксонской девушке. Кэролайн оказывала положительное влияние на художника. Она была моделью для женской фигуры для этой работы. Обращенная к свету, как в ранней христианской молитве, или как неразрывность общения природы и человека. С другой стороны, атмосфера в работе, как путь в сумерках, который заканчивается так же внезапно, как сообщение о смерти, а валуны, разбросанных вдоль пути как символы веры.

Меловые скалы на Рюген. (кликабельно)

Это полотно было написано Фридрихом в воспоминании о медовом месяце художника.Вид на море с двумя парусными лодками выглядит как пропасть, которая открылась перед людьми, обрамленная скалами и переплетающихся вершин деревьев. Художнику удалось сделать визуальное сочетание двух крайностей: погружающийся овраг с его видом на море и в то же время на бесконечный горизонт.

Двое мужчин, созерцающих Луну. (кликабельно)

Bortu parusnika

Эта работа, с его смелой композицией, была, вероятно, приобретена для будущего царя Николая I в 1820 году. Наши глаза направлены на нос лодки, где сидит пара. Они держатся за руки и смотрят на далекий город впереди, церковные шпили и здания возникающие смутно из тумана. Фридрих, возможно, говорит здесь о мотиве корабля жизни, к понятию жизни как путешествия из этого мира в другой.

Восход Луны на море.

Вечер и Восход луны.... Природа подчиняет человечество своим законам. Вода, корабли, луна и небо открывают мир мечты. Расстояние - ничто между тоской и меланхолией, между ближним и дальним, между этим миром и Вселенной.

Eldena. (кликабельно)

Дерево и вороны

Ущелье

Зимний пейзаж с церквью. (Кликабельно)

В этой работе Фридрих впервые вводит в пейзаж готическую церковь, как монументальное видение возникающее из тумана. Ближе к зрителю, человек прислонившись к валуну смотрит на распятие перед скоплением молодых елей. Он демонстративно далеко отбросил от себя костыли в снег. Это сочетание мотивов было истолковано как указание на безопасность христианина в его вере.

Крест и церковь в горах

(кликабельно)

Гробницы борцов за свободу.

Берег моря в лунном свете

worldartdalia.blogspot.com

Каспар Давид Фридрих (1774-1840) — Славянская культура

Каспар Давид Фридрих

 Наблюдательный и глубокий мастер пейзажист, Каспар Давид Фридрих принципиально не подписывал своих работ и не датировал их: он считал себя лишь соавтором вечной Природы.

 

Каспар Давид Фридрих

Каспар Давид Фридрих

Фридрих родился в семье мыловара в Грейфсвальде на Балтийском побережье. Он начал брать уроки живописи в шестнадцать лет, в 1794— 1798 гг. учился в Академии художеств в Копенгагене. Позднее художник жил в Дрездене, где принимал участие в выставках и познакомился с Рунге. Ранними работами Фридриха были рисунки, два из которых отмечены в 1805 г. первой премией Кружка веймарских любителей искусства, которым руководил И. В. Гёте.

Первое живописное произведение художника — «Крест в горах» (1807—1808 гг.) — создано по заказу владельца замка Течен в Чехии и получило название «Теченский алтарь». Резной крест на вершине скалы — обычный мотив среднеевропейского пейзажа того времени. Однако в последних лучах солнца, которое уже опустилось за край гор, он кажется настоящим голгофским распятием. Полотно насыщено богословским смыслом, переданным через земные образы: солнце, скрытое от зрителя, воплощает Бога Отца, Христос на кресте освещает сумеречный мир Его отражённым светом, вечнозелёные ели — символ христианской надежды. 

Картина вызвала оживлённые споры в обществе. Романтизм как на правление в немецкой живописи, по сути дела, впервые стал известен широкой публике.

В 1810 г. Фридрих отправил на выставку Академии художеств в Бер лине две новые работы — «Монах у моря» (1808—1809 гг.) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809—1810 гг.). Возможно, они входили в живописный цикл «Четыре времени года», повествующий о жизни монаха скитальца (излюбленный в те годы персонаж, романтический идеал чело века). Эти картины имели успех, их приобрёл прусский король Фридрих Вильгельм III, а сам живописец был избран почётным членом Берлинской академии. 

Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Вся композиция состоит из разноцветных горизонтальных полос: почти белый прибрежный песок с одинокой фигуркой монаха, черно синее море, свинцово-серое, светлеющее в вышине небо. Основной мотив картины — линия горизонта: её скрывают тучи, однако соседство тяжёлых волн и подвижного неба вы являет эту линию, и она уводит взгляд зрителя в глубину. Противопоставление маленькой человеческой фигурки и лишённой ориентиров панорамы моря и неба создаёт образ бесконечного пространства.

Тема трагической затерянности человека в огромном мире развита художником во второй картине. В сумерках под сенью зимних дубов и разрушенной церкви силуэты монахов на сером снегу почти неотличимы от кладбищенских крестов. В верхней части картины ещё держится ясный серебристый свет заката, на фоне которого чётко вырисовываются ветви деревьев и переплёты окна готической руины.

В 1810 г. Фридрих совершил первую поездку в Чехию, в горы. С тех пор горные вершины, символизирующие высоты познания и духовной жизни, стали частым мотивом его пейзажей.

Фридрих писал: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждём — словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы». В «Зимнем пейзаже с церковью» (около 1811 г.) три башни готического храма, как будто повисшие в синеватой мгле тумана, кажутся воздушным замком или призрачными тенями трёх елей, растущих на переднем плане. Величие Средневековья уходит в небытие, как бы говорил художник, чудеса остались только в мире природы. Ели тоже подобие храма: в их хвое спрятано распятие, перед которым горячо молится калека, отбросивший костыли.

В 1816 г. Фридрих был избран в Дрезденскую академию художеств. Вскоре он женился и совершил свадебное путешествие на родину, о котором напоминает великолепный цикл пейзажей Балтийского моря.

Перед картиной «На паруснике» (1818—1820 гг.) каждый невольно делается участником изображённой сцены: палуба срезана рамой так, чтобы зритель чувствовал себя плывущим на одном корабле с героями. Эффект присутствия усиливается лёгким креном мачты, который создаёт живое впечатление морской качки. Мужчина и женщина на носу парусника, наверное, молодые супруги Фридрих. Они смотрят вперёд, туда, где на границе моря и неба возникают шпили соборов и здания приближающегося порта.

Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха. Как правило, он обращён к зрителю спиной: художника интересуют не индивидуальные черты персонажей, а их общая увлечённость бескрайностью мира. Пространство картины «Женщина у окна» (около 1822 г.) — скучная клетка пустой комнаты, романтический порыв выражен здесь именно в фигуре напряжённо глядя щей в окно героини. Безымянный мечтатель в живописи Фридриха — своеобразный двойник зрителя, которому художник предлагает мыс ленно занять его место. 

Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г.). Трое персонажей восхищённо замерли перед синей далью, открывшейся им в двойной раме из зелено-желтой береговой растительности и причудливо изломанных линий меловых утёсов. Один из путников простёрся у края обрыва, в позе молящегося — он заглядывает в пропасть. Глубину пространства подчёркивает резкий переход от тщательной и чёткой живописи первого плана к далёким волнам, переданным сочными разреженными мазка ми. Краски моря постепенно бледнеют, и оно сливается с небом. В этой космической бездне белеют два паруса — удаляющийся и приближающийся — в знак того, что стихия всё же укрощена человеком.

13 1824 г. Фридрих получил звание профессора пейзажного класса Дрезденской академии, но его так и не допустили к преподаванию. Творчество художника вышло из моды, однако, он не намерен был угождать вкусам обывателей: это означало бы, говорил Фридрих, «погрешить против своей природы и предать своё время». В те годы он написал картину «Пашня близ Дрездена» (около 1824 г.). Его романтическая натура проявилась здесь в умении замечать красоту в обыденном мире. Склон холма заслоняет от зрителя эффектную панораму города. Художник сосредоточил своё внимание на куске вспаханной земли и нескольких яблонях. Мягкие, про светлённые краски, щедро передающие цвет развороченной плугом почвы, зелень первой травы, золото вечернего неба, создают ощущение весенней свежести.

С середины 20х гг. XIX в. Каспар Давид Фридрих жил замкнуто и одиноко. Задолго до своей смерти этот художник был забыт зрителями. Его оценили по достоинству только в начале XX столетия. 

Похожие статьи:

Языкознание → Забвение своей культуры

Blood & Honour → О Гербе национал-социалистической Германии

Фольклористика → Русский север. Гиперборея

Поэзия → А.К. Толстой - Боривой

Ремесла → Реконструкция древнеславянской ладьи

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Фридрих Каспар Давид(Caspar David Friedrich)

Каспар Давид Фридрих(1774–1840)- немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии.Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде (Передняя Померания) в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.

luxfon_com-14337531f5d230f70f.jpg

В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене.После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о. Рюген в Балтийском море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех.Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления.Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение.Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее.В своём программном произведении «Четыре возраста жизни» (The Stages of Life) изображены человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии.

Другая из наиболее популярных его картин, наиболее известная как «Крушение надежды» создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности.Своими произведениями художник показал себя предшественником пре-рафаелитов конца 40-х лет ХХ века.С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.

В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.

Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.,Азадовский К. М., Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, вып. 2, М., 1971; Sumowski W., Caspar David Friedrich-Studien, Wiesbaden, 1970.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

www.stydiai.ru

Фридрих Каспар Давид. Картины и биография. Friedrich Kaspar David

 

Фридрих Каспар Давид Картины и биография фридрих гибель во льдах Фридрих Каспар Давид (Friedrich Kaspar David) (1774-1840) Немецкий живописец, представитель романтического пейзажа. В 1794-1798 годах Фридрих учился в копенгагенской Академии художеств, затем работал в Дрездене. Крупнейший пейзажист раннего немецкого романтизма, Фридрих изображал, как правило, поросшие лесом горы Баварии или пустынное побережье Померании с человеческими фигурами, как бы затерянными среди природы. Подчиняя пейзажные мотивы эффектам рассеянного, таинственного мерцающего или феерически вспыхивающего освещения (чаще лунного, чем солнечного), Фридрих воплощал стихийную мощь, грозную и почти мистическую беспредельность мироздания, тонкое созвучие сил природы движениям человеческой души, чувство прорыва в неведомое. Пейзажи Фридриха отличаются строгой выверенностью рисунка, четкостью пространственных планов, богатой игрой светотени ("Пейзаж с радугой", 1809, Веймар; "Двое, созерцающие луну", 1819, Картинная галерея, Дрезден). Смутное внутреннее беспокойство порой перерастает в картинах художника в настроение щемящей тоски, в горькое осознание бренности всего земного ("Месса в готической руине", 1819, Национальная галерея, Берлин; "Гибель «Надежды» во льдах", 1822, Кунстхалле, Гамбург). Творчество Каспара Давида Фридриха. фридрих побережье в вике Гибель во льдах, 1822 Кунстхалле, ГамбургПобережье в Вике, 1835 Музей искусств, Лейпциг фридрих гора вацманфридрих крест и собор в горах Гора Вацман, 1825 Старая галерея, БерлинКрест и собор в горах, 1812 Музей искусств, Дюссельдорф фридрих каспар давид friedrich kaspar davidфридрих каспар давид friedrich kaspar davidфридрих каспар давид friedrich kaspar davidСкалы на острове Рюген 1818Мечтатель 1840Двое, созерцающие луну 1819Хижина в горах 1827 фридрих каспар давид friedrich kaspar davidфридрих каспар давид friedrich kaspar davidПесчаные горы на Эльбе 1823Женщина у окна 1822Утро 1821Крест на Балтике 1815 Искусство Франции.

 

Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Бадзара Эфиопия Сидамо Кофе в зернах Kimbo Premium 1 кг 85 Арабика.

 

www.nitpa.org

Фридрих Каспар Давид — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Двое, созерцающие луну

Крушение «Надежды»

Каспар Давид Фридрих учился в Академии художеств в Копенгагене у датского живописца и рисовальщика Н.А. Абильгора (1794-1798). В 1798 году он поселился в Дрездене, где в 1801 году сблизился с кружком поэтов-романтиков: Л. Тиком, Новалисом, Г. Клейстом. С юности К.Д. Фридрих увлекался рисунком в технике карандаша и сепии. После поездок (1801-1802, 1806) на остров Рюген (Балтийское море) художник занялся живописью маслом и решил посвятить себя пейзажу. Он жил в селении Аркона на Рюгене, писал виды дикой, полной романтики природы острова — лес, горы, меловые скалы, побережье. В сепии «Вид Арконы при свете луны» (Альбертина, Вена) лунный свет привносит таинственность в пустынный пейзаж. Остров Рюген стал излюбленным местом пребывания художника, он называл его «землей души».Программным произведением европейского романтизма стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден). Тема Распятия, характерная для старых немецких мастеров, в полотне художника-романтика обретает новое звучание: ноты ностальгического отношения к миру классического искусства, к самобытности национальной традиции, вера в силу религии. Эти же чувства рождают картины с изображением руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Зима», Новая пинакотека, Мюнхен; «Собор», 1818, частное собрание, Швейнфурт; «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810, Шарлотенбург, Берлин). Увлекающийся архитектурой художник сам занимался реставрацией памятников и всегда стремился к археологической точности воспроизведения архитектурных деталей, делал много зарисовок во время путешествий. Сцены зимнего пейзажа с полыхающим сухим лесом, на фоне которых как символ времени высятся руины и распятия, вносят в картины нечто символическое.В 1810 Фридрих вместе с живописцем Г. Ф. Керстингом предпринял путешествие в горы Ризегебурге. С этого времени в его произведениях преобладают изображения гор и моря. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. В картинах «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1820, собрание Рейнхардт, Винтертур), «Восход луны над морем» (1821-1822, Национальная галерея, Берлин), «На паруснике. Закат солнца» (или «Братья») и «Гавань ночью» (или «Сестры»; обе — 1821, Эрмитаж) Фридрих дает взгляд на бесконечно далекое пространство от фиксированной точки зрения — помещенных на переднем плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид. Сопоставление малого и большого, конечного и бесконечного в его видах горных и морских ландшафтов усиливает ощущение космичности природы. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению мотива и разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей. Его виды всегда заключают в себе величие природного, почти мистического чувства и индивидуального конкретного видения данного пейзажного мотива. В живописи Фридриха проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы.В полотне «Охотник в лесу» (1813, частное собрание) остро прозвучали патриотические ноты. Фигура французского охотника на фоне зимнего немецкого пейзажа символизирует нежданного пришельца-завоевателя. В 1810 Фридрих стал членом берлинской и дрезденской академий, с 1824 — профессором Академии художеств Дрездена, где имел много учеников. В работах конца 1820—1830-х годов художник по-прежнему изображает море, виды Рюгена, горы Ризегенберге, которые посещал еще неоднократно, но часто пишет и равнинные пространства с цепью гор вдали. В работах этих лет он создает менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения. Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. В 1810 году его мастерскую в Дрездене посетил Гете, восторженно отозвавшийся о его творчестве. Известности художника в России способствовала его дружба с поэтом В. Жуковским, который тоже побывал в 1821 в его мастерской. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.

megabook.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта