Цай Гоцян создал в Москве пороховую картину «Река». Картины цая гоцян


Цай Гоцян создал на ВДНХ первую пороховую картину

Цай Гоцян создал на ВДНХ первую пороховую картину для своей персональной выставки в России

Цай Гоцян создал на ВДНХ первую пороховую картину

4 сентября 2017 года в павильоне №22 ВДНХ прошел перформанс известного современного художника Цай Гоцяна. Мастер создал произведение «Река» в технике пороховой живописи для своей первой персональной выставки в России. Экспозиция «Цай Гоцян. Октябрь» откроется 13 сентября 2017 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ).

Цай Гоцян создал на ВДНХ первую пороховую картину

Картина «Река» выполнена в технике монохромной пороховой живописи на холсте размером 20 на 3 метра и стала первой работой художника в нашей стране. Пороховое панно составит часть экспозиции «Цай Гоцян. Октябрь». Художник использовал 100 фотографий, сделанных за последние 100 лет, и превратил в бурную реку образы повседневной жизни людей — запечатлел в ней повороты и неспокойные события ХХ века.

Цай Гоцян создал на ВДНХ первую пороховую картину

Отдельного внимания заслуживает процесс создания пороховой картины. На подготовительном этапе отобранные снимки были превращены в трафареты. После чего при активном участии волонтеров на холсте из них была составлена композиция. По контурам трафарета была засыпана специальная пиротехническая смесь. Одно мгновение — и на глазах у зрителей вспыхнувший «порох» оставил следы на холсте.

Цай Гоцян создал на ВДНХ первую пороховую картину

До начала выставки Цай Гоцян создаст еще две работы по этому принципу: каллиграфию на прозрачном шелке «Звук», на котором будет выжжена строка из «Интернационала» — она украсит потолок над Розовой лестницей главного здания Пушкинского музея; и полихромную композицию «Сад» — на ярком поле между созданными цветной пороховой живописью маками и гвоздиками «рассыпаны» образы с плакатов советской эпохи. Все эти работы станут экспонатами выставки «Цай Гоцян. Октябрь».

О выставке «Цай Гоцян. Октябрь» в ГМИИ имени А.С. Пушкина

С 13 сентября по 12 ноября 2017 года Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина представит выставку Цай Гоцяна.В экспозиции, призванной познакомить российского и международного зрителя с искусством знаменитого художника, будет представлено все многообразие стратегий и методов, которые Цай Гоцян использует в своей арт-практике.

Цай Гоцян создал на ВДНХ первую пороховую картину для своей персональной выставки

Выставка «Цай Гоцян. Октябрь» будет состоять из новых произведений художника, которые он создаст непосредственно в Москве в своей знаменитой технике «пороховой живописи».

Экспозиция превратит главные пространства музея в огромную инсталляцию, которая будет включать и небольшие скульптурные композиции, и знаменитую пороховую живопись, и подготовительные эскизы к пиротехническим спектаклям.

Прямо у входа в музей — в музейном дворике — посетителей встретит инсталляция «Осень». Эта огромная конструкция представляет собой рукотворную гору из березок, которые прорастают из сотен детских колыбелек и колясок, пожертвованных жителями Москвы. Центральным произведением художника на выставке станет гигантская инсталляция «Октябрь», осмысляющая столетие русской революции.

Представленное многообразие художественных приемов и творческих методов призвано обозначить персональный творческий путь художника. Излюбленная техника, в которой часто работает Цай Гоцян, — пороховая живопись. Художник использует порох, изобретенный в Китае тысячу лет назад, соединяя его особенные свойства с современными технологиями. Этот творческий процесс подчеркивает связь времен, неразрывность исторического процесса. Размышлением на эту тему станет выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, затрагивающая такие понятия, как история, революция и утопические мечты.

Use Scan QR Code to copy link and share it

worldpics.pro

Выставка художника Цай Гоцяна, музей Прадо в Испании

Воспламенение пороховой живописи, «Дух живописи» в Салоне де Реинос (Зал Царств), Мадрид, 2017 год

Музей Прадо в Мадриде, Испания, представляет проект «Дух живописи» Цай Гоцяна. Крупномасштабные картины художник создавал прямо на месте с помощью пороха. Идея выставки возникла из постоянного интереса Гоцяна к испанскому  живописцу, скульптору и архитектору эпохи Ренессанса Эль Греко. Экспозиция позволяет проследить за тем, как художник строит связь с великими мастерами, представленными в музее Прадо.

Салон де Реинос, Цай Гоцян, порох на холсте, 360 x 600 см 2017

Выставка стала свидетелем того как Гоцян превратил «Зал царств» в свою студию. Под влиянием воспоминаний о бывшем дворцовом пространстве и в диалоге с испанскими мастерами прошлого прямо в стенах музея он создал композицию из восьми работ.

 

Пребывание художника в музее Прадо началось за несколько недель до торжественного открытия показа, и завершилась сотворением «Духа живописи» - монументальной картины размером 18 метров в длину и 3 метра в высоту.

 

Также на обозрение в рамках выставки представлены масляные и акриловые работы, созданные Цаем Гоцяном в начале его творческой деятельности.

«Алхимик», Цай Гоцян, порох на холсте, 240 x 200 см, 2017

Кроме того, на выставке присутствуют редкие эскизы и рисунки на спичечных коробках его отца, Цая Руцина, который привил ему интерес к живописи. Выставка сопровождается 20-минутным документальным фильмом испанского кинорежиссера Изабель Койшет. Он знакомит зрителей с творческим процессом художника и работой, которую он проделал для этого показа.

«Далекие облака», Цай Гоцян, порох на холсте, 240 x 200 см, 2017

Цай Гоцян во время создания пороховой живописи «День и ночь в Толедо» в Салоне де Реинос (Зал Царств) Мадрид, 2017

Воспламенение пороховой живописи в Салоне де Реинос (зал царств) Мадрид, 2017

Цай Гоцян и волонтеры, размещающие трафареты для пороховой картины «День и ночь в Толедо» в Салоне де Реинос (Зал Царств) Мадрид, 2017

«День и ночь в Толедо», Цай Гоцян, порох на холсте, 260 x 600 см 2017

 

designbd.ru

Цай Гоцян создал пороховую картину для выставки в ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Открыть доступ

Один из самых известных современных художников Цай Гоцян (род. 1957) начал подготовку произведений для своей первой персональной выставки в России – «Цай Гоцян. Октябрь», осмысляющей 100-летие революции 1917 года в России.

Выставка пройдет в ГМИИ имени А.С. Пушкина, в рамках направления «Пушкинский XXI», при поддержке Сбербанка с 13 сентября по 12 ноября 2017 года.

Сегодня – 4 сентября — в Павильоне ВДНХ №22 Цай Гоцян создал произведение «Река» –  работа выполнена на холсте размером 20х3 метра в технике монохромной «пороховой живописи».

 

Цай Гоцян создал пороховую картину для выставки в ГМИИ имени А. С. Пушкина.

 

Использовав 100 фотографий, сделанных за последние 100 лет, художник превратил в бурную реку череду образов из повседневной жизни людей. Реку, которая призвана запечатлеть все повороты истории и судьбоносные события ХХ века.

Эти 100 снимков сначала были переведены в трафареты; затем при активном участии волонтеров они были размещены на полотне в виде протяженной реки. Затем по контурам трафарета, с учетом всех деталей изображения, была засыпана пиротехническая смесь. Мгновение – и вспыхнувший «порох» оставил свои следы на холсте.

До начала выставки Цай Гоцян создаст еще две работы в технике «пороховой живописи»: каллиграфию «Звук» на полупрозрачном шелке, где будет выжжена строка из «Интернационала» «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой!» – она украсит потолок над Розовой лестницей Главного здания Пушкинского музея.

А также полихромную композицию «Сад» – образы с плакатов советской эпохи на ярком поле среди маков и гвоздик, созданных цветной «пороховой живописью». Обе работы станут экспонатами выставки.

 

Цай Гоцян создал пороховую картину для выставки в ГМИИ имени А. С. Пушкина.

 

Цай Гоцян начал использовать порох в своей художественной практике в 1984 году.  В 1986–1995 годах художник жил и работал в Японии, продолжая изучать свойства и характеристики этого материала и постепенно начиная создавать масштабные работы и пиротехнические перформансы на открытом воздухе.

В дальнейшем во время дневных пороховых перформансов пороховых Цай Гоцян стал использовать самые передовые технологии и экологичные материалы. С 2015 года он начал использовать цветные пиротехнические смеси.

Искусство Цая Гоцяна адресовано не только лишь узкому кругу зрителей. Привлекая к сотрудничеству волонтеров, Цай дает возможность местным жителям в каждой стране стать частью его работы, оставить свой след в истории и при этом почувствовать, какие вызовы, трудности и радости сопровождают художника во время творческого процесса.

В это время все наполнено неопределенностью. Все вместе – и зрители, и волонтеры, которые сами становятся неотъемлемой частью создания художественного произведения, привнося в него свою энергию, спонтанность и непредсказуемость, и сам художник – с волнением ждут результата.

Речь идет не о том, чтобы продемонстрировать людям работу художника, а о том, чтобы сделать процесс создания искусства частью жизни других людей.

 

 Цай Гоцян создал пороховую картину для выставки в ГМИИ имени А. С. Пушкина.

 

Александра Данилова, куратор:

«Сценограф по образованию, Цай Гоцян тщательно выстраивает драматургию своих произведений, в которых зрелищность соседствует с философией. Завладев вниманием зрителя, он вовлекает его в ход истории, заставляя размышлять о судьбе страны, о прошлом, настоящем и будущем».

Проект Цая Гоцяна в России продолжает историю совместных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина и Сбербанка.

В ноябре 2016 года была открыта выставка «Видеть невидимое» — уникальный проект Пушкинского музея и Сбербанка — это первая в России экспозиция тактильных картин, воспроизводящих знаменитые полотна из собрания музея и изготовленных по инновационной технологии специально для незрячих и слабовидящих людей.

C февраля 2017 года выставка начала тур по России – выставку уже посетили жители Казани, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга и Омска.

 

cultobzor.ru

Цай Гоцян создал в Москве пороховую картину «Река» – Марина Лошак – Блог – Сноб

  • Забрать себе
  • Версия для печати

+T -

Один из самых известных современных художников Цай Гоцян (р. 1957) начал подготовку произведений для своей первой персональной выставки в России – «Цай Гоцян. Октябрь», осмысляющей 100-летие революции 1917 года в России. Выставка пройдет в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в рамках направления «Пушкинский XXI», при поддержке Сбербанка с 13 сентября по 12 ноября 2017 года.

Сегодня в павильоне ВДНХ № 22 Цай Гоцян создал произведение «Река» –  работа выполнена на холсте размером 20х3 метра в технике монохромной «пороховой живописи». Использовав 100 фотографий, сделанных за последние 100 лет, художник превратил в бурную реку череду образов из повседневной жизни людей. Реку, которая призвана запечатлеть все повороты истории и судьбоносные события ХХ века.  Эти 100 снимков сначала были переведены в трафареты; затем при активном участии волонтеров они были размещены на полотне в виде протяженной реки. Затем по контурам трафарета, с учетом всех деталей изображения, была засыпана пиротехническая смесь. Мгновение – и вспыхнувший «порох» оставил свои следы на холсте.

До начала выставки Цай Гоцян создаст еще две работы в технике «пороховой живописи»: каллиграфию «Звук» на полупрозрачном шелке, где будет выжжена строка из «Интернационала» «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой!» – она украсит потолок над Розовой лестницей Главного здания Пушкинского музея; а также полихромную композицию «Сад» – образы с плакатов советской эпохи на ярком поле среди маков и гвоздик, созданных цветной «пороховой живописью». Обе работы станут экспонатами выставки.

Цай Гоцян начал использовать порох в своей художественной практике в 1984 году.  В 1986–1995 годах художник жил и работал в Японии, продолжая изучать свойства и характеристики этого материала и постепенно начиная создавать масштабные работы и пиротехнические перформансы на открытом воздухе. В дальнейшем во время дневных пороховых перформансов пороховых Цай Гоцян стал использовать самые передовые технологии и экологичные материалы. С 2015 года он начал использовать цветные пиротехнические смеси.

Искусство Цая Гоцяна адресовано не только лишь узкому кругу зрителей. Привлекая к сотрудничеству волонтеров, Цай дает возможность местным жителям в каждой стране стать частью его работы, оставить свой след в истории и при этом почувствовать, какие вызовы, трудности и радости сопровождают художника во время творческого процесса. В это время все наполнено неопределенностью. Все вместе – и зрители, и волонтеры, которые сами становятся неотъемлемой частью создания художественного произведения, привнося в него свою энергию, спонтанность и непредсказуемость, и сам художник – с волнением ждут результата. Речь идет не о том, чтобы продемонстрировать людям работу художника, а о том, чтобы сделать процесс создания искусства частью жизни других людей.

Александра Данилова, куратор:

«Сценограф по образованию, Цай Гоцян тщательно выстраивает драматургию своих произведений, в которых зрелищность соседствует с философией. Завладев вниманием зрителя, он вовлекает его в ход истории, заставляя размышлять о судьбе страны, о прошлом, настоящем и будущем».

Проект Цая Гоцяна в России продолжает историю совместных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина и Сбербанка. В ноябре 2016 года была открыта выставка «Видеть невидимое». Уникальный проект Пушкинского музея и Сбербанка — это первая в России экспозиция тактильных картин, воспроизводящих знаменитые полотна из собрания музея и изготовленных по инновационной технологии специально для незрячих и слабовидящих людей. C февраля 2017 года выставка начала тур по России – выставку уже посетили жители Казани, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга и Омска.

Другие материалы автора Следующий

snob.ru

ЦАЙ ГОЦЯН. «ОКТЯБРЬ»: tania_al

Феноменальная выставка сейчас идёт в Пушкинском музее. Пороховая живопись Цая Гоцяна, «Октябрь» – к 100-летию Революции. Цай Гоцян – известнейший китайский художник, перфомансист, живёт в Нью-Йорке. Прославился по всему миру пиротехническими перфомансами. Лауреат множества наград и премий. Но конкретно эта экспозиция – не просто знакомство с ним как с художником, а мощное, направленное высказывание.

В отличие от большинства музейных выставок здесь воздействует и преображает сознание само ПРОСТРАНСТВО, а не только отдельная картина (или несколько). Лестница, большой зал, галерея – всё вовлечено в единый перфоманс, где каждый элемент значим и участвует в передаче общего заряда и смысла.

Над головой вдоль всей лестницы, ведущей к залу, на тончайшем белом шелке растянута строчка «Интернационала» («Никто не даст нам избавленья – ни бог, ни царь и не герой»), выжженная порохом. Это вроде бикфордова шнура, подведённого к источнику взрыва.

Вся середина центрального зала – объект «Земля», ржаное поле. На нём выкошены огромные знаки – серп и молот, звёзды. Снизу их не видно, но вместо потолка над зрителями – зеркало, в котором отражаются и знаки, и поле и люди, блуждающие по залу. Всё это видишь опрокинутым («кто был ничем, тот станет всем») и в зависимости от состояния – то падающим, то взлетающим. Зеркало тут – и небо, и космос, и отражающее сознание, и вода, в которой предстоящий взрыв растворяется, и которой суждено его загасить.

По стенам через весь зал – две пространных пороховых картины: «Река» и «Сад». При создании «Реки» использованы в качестве основы для трафаретов реальные фотографии. Все эти люди когда-то жили. А теперь они размыты пороховым взрывом, растворены в волнах времени, превращены в чёрно-белый поток воспоминаний… Но их лица, их силуэты ещё живы, проступают словно из глубины сновидения.

Картина напротив – «Сад», тоже создана порохом, с красками, и там всё цветёт и колосится (фрагменты плакатов советского времени просвечивают сквозь поле маков и гвоздик, как почва и перегной «революционного энтузиазма»). Это – пространство Утопии, миражей, грёз и фантазий о будущем.

А в глубине зала, по центру, – воздушный змей, от которого тень на стене трепещет. И на это можно смотреть часами…

Состояние, которое накрывает на выставке, в большом зале, – непередаваемо. Потому что это настоящие похороны Утопии, прикосновение к коллективному полю сознания, которое само себя не видит, но получает для этого Зеркало – и взгляд со стороны (китайского художника, пережившего, кстати, «культурную революцию», хунвейбинов и Мао).

За галереей на экране, на стене, противоположной залу, кружит фильм о пиротехническом перфомансе, который Цай Гоцян устроил на Красной площади 9 сентября. Музыка в фильме перемежается взрывами, и эти звуки – то классическая мелодия вроде адажио, то бомбёжка, кананада, треск и грохот, – создают постоянный фон выставки. Чередование красоты и угрозы, печали и вздрагивания. И то, что глазу не видно – реальный взрыв, постоянно присутствует в воздухе.

Много интересного есть и в галерее, а на трех экранах идут видеосюжеты о том, как рождается пороховая живопись (все разные). Это помогает воспринять происходящее как бы на разных стадиях времени, пережитых как одно целое: как что-то задумывалось, как потом зарождалось, как развилось, во что превратилось…

Поразило, что отец Цая Гоцяна рисовал на спичечных коробках. В мальчике проснулся художник, пока он сидел на отцовских коленях и наблюдал, как на крохотном пространстве рождаются удивительные пейзажи и смыслы. «Эти лёгкие свободные рисунки действительно были “живописью его сердца”. С течением времени я понял, что эти спичечные коробки побудили меня осветить огнём самые разные уголки земного шара», – говорит сам Гоцян. Так его огневые перфомансы вырвались на волю из темноты узкой и тесной коробочки.

«В момент воспламенения пороха энергия накапливается. Есть лишь особое мгновение прямо перед взрывом. Мгновение чистоты и тишины – и потом оглушительный взрыв. В этом смысле “пороховая живопись” и пиротехнические перфомансы имеют много общего. Масштабные пиротехнические перфомансы оперируют понятиями “космос”, “природа”, “общество”, “слава”, “героическое”, и восторг от их аллегоричности ни с чем не сравним. А пороховая живопись даёт ощущение взаимодействия, скоровенности, в спокойной атмосфере рождается множество тончайших эмоций….Моя приверженность пороху как художественному материалу – принципиальна и очень важна. Я стремлюсь изучить взаимосвязь между силами разрушения и созидания», – это из комментирующего текста на выставке, слова самого Гоцяна, раскрывающие, почему так всё это действует.

Путь зрителя: через изображение – к архетипам, через архетипы – к стихиям, через стихии – к загадкам и мощи Творения… Но описав медленный круг по выставке, всё равно возвращаешься к Зеркалу под потолком большого зала, в магическое пространство поля, «Земли», «Реки» и «Сада», людей, блуждающих вниз головой. Зеркало всё вбирает, соединяет и без оценок возвращает обратно – зрителям. Высветляет и очищает восприятие будто вода – лучшая метафора сознания… Как сказал Гоцян: «Важно разжечь пламя, но ещё важнее – знать, когда его потушить».

Одно из сильнейших ощущений на выставке, что из истории не вырваться, – она проникает во все поры, ей дышишь как воздухом. Там это переживаешь физически. Невозможно отстраниться и обвинить лишь какие-то внешние силы, потому что ты сам – внутри этого пути, этого процесса. Это и твои мечты-фантазии-архетипы, твоя память и похороны.

Выставка Гоцяна в Москве – очень большое событие. Верю, что она повернёт нечто в головах и восприятии не только отдельных зрителей, но и в «коллективном» поле сознания. Ведь она дарит не «идеи», «оценки» или «мнения», а реальный опыт, убедительный сам по себе. Опыт погружения в иллюзии и освобождения от них, но не в форме «суда», а, скорее, через сострадание, через всеобъемлющий взгляд, – не в чьём-то отдельном уме зародившийся, а как будто пришедший из космоса.

ГОЦЯН.jpg

tania-al.livejournal.com

Цай Гоцян. Октябрь | Artifex.ru

13 сентября 2017 — 12 ноября 2017

Персональная выставка всемирно известного художника Цая Гоцяна «Октябрь», целостное произведение, посвящённое осмыслению 100-летия русской революции, диалогу истории и современности при участии жителей Москвы откроется в Пушкинском музее в сентябре.

Цай Гоцян создаёт картины в технике пороховой живописи, пиротехнические спектакли, эскизы к которым покажет публике, а также скульптуры.

Так, у входа в музей будет установлена большая инсталляция «Осень», созданная из берёз и детских колясок. При участии местных жителей будут созданы три картины-свитка с применением древнейшего китайского материала – пороха и новых технологий.

Тема неразрывности исторического процесса, действий народа, надежд, связанных с будущим будет затронута в экспозиции «Октябрь».

Меcто проведения

ГМИИ им. А.С. Пушкина
Адрес: Москва, Волхонка, 12 Время работы: вт, ср, пт-вс 11.00-20.00; чт 11.00-21.00

В постоянной экспозиции можно изучить всю историю мирового искусства по слепкам античных скульптур и прекрасной коллекции зарубежной живописи, в том числе старых мастеров. В музее постоянно открыто множество временных выставок: от древнеримских монет до современного искусства.

artifex.ru

в движении — журнал «Искусство»

Цай создаёт «пороховые» рисунки — поджигает слои порошка, распределённые по поверхности бумаги, и через несколько секунд получает изображение, созданное остатками сгоревшего вещества. Ни в какой художественной традиции не обнаруживается ничего похожего: на плоскости бумаги художник объединяет перформанс и изобразительное искусство. Процесс возгорания и взрыва невозможно полностью контролировать; визуальный результат не зависит исключительно от художника, но содержит элемент случайности и игры.

Свои эксперименты с порохом Цай начал в 1984 году, ещё до знакомства с западным авангардом и модернизмом. Для Цая в тот момент было важно выйти за ограничивавшие его рамки классической китайской традиции, но, как стало ясно впоследствии, это был выход и за пределы западной традиции. Цай превратил взрыв в новую форму искусства.

Взрыв пороха — это насилие и разрушение в самом чистом виде. И тем не менее, это разрушение ведёт к созданию — рисунка, обладающего формальным совершенством, либо же «взрывного» перформанса, соединяющего людей в эстетизированном ритуальном действии. Изобретение пороха в IX веке, которое радикально увеличило градус насилия во всём мире, было лишь случайным результатом алхимических опытов китайских даосов, искавших его прямую противоположность — эликсир бессмертия. Порох воплощает для Цая основной принцип и жизни, и искусства — двойственность, конфликтность, постоянную трансформацию; то, что в даосизме именуется «изначальной простотой» (pu) — чистая потенциальность, содержащая все возможности — разрушения и созидания, природного и культурного, войны и мира, жизни и искусства: «Меня часто спрашивают, что объединяет мои работы — столь разные по формальным признакам? Конфликты и противоречия, которые заключены в самой конструкции моих работ, — одна из таких объединяющих сил. Я не предлагаю решений, а лишь указываю на противоречие».

Изобретение пороха, которое радикально увеличило градус насилия и в западном, и в восточном обществах, было лишь случайным результатом алхимических опытов китайских даосов в IX веке

Восприняв традицию «живописи образованных людей» (wenrenhua) от отца, каллиграфа и художника, Цай ищет свой вариант ухода от заданности и стереотипизации и обращается к даосской философии, подобно другому китайскому художнику-новатору Шитао (1642—1707), жившему в начале правления династии Цин и известному своей философией «одной черты», в которой он видел начало искусства. Создавая «пороховые» рисунки, Цай приближается к идеальному состоянию «изначальной древности» (taigu), столь почитаемой его предшественником, — единству сущего и абсолютной спонтанности, которые не искажены социальной и политической организацией и другими явлениями культуры. Цай утверждает, что его «метод состоит в отсутствии метода», что почти дословно совпадает с кредо Шитао, провозглашённом им в «Собрании высказываний о живописи»: «Установление правила одной черты есть правило, созданное на основе отсутствия правил».

Цай Гоцян. Солнечный свет и одиночество, 2010

Порох, бумага, вулканические породы, 9000 литров мескаля

Собрание автора. Фотография: (c) Диего Берруекос. Права на изображение принадлежат MUAC, Мехико (Мексика). Изображение предоставлено Cai Studio

Фу Баоши. Одинокий павильон в горах, 1943

Бумага, тушь, краски

Права на изображение принадлежат «Сотбис Гонконг»

В прошлогодней инсталляции Цая «Великолепие и одиночество» круговое движение «пороховой» панорамы повторяет композицию классического горизонтального свитка: чтобы увидеть пейзаж, необходимо постепенно, секция за секцией, раскручивать свиток, а затем проделать то же самое в обратном направлении. Инсталляция собрана воедино и «держится» центростремительной притягательностью, что излучает протяжённая пустынная гладь озера: такое центрирование композиции отсылает к одному из приёмов построения пейзажа, сформулированных реформатором Дун Цичаном в конце XVI века. Различные планы пейзажа: участки гор, вод, неба образуют сложную иерархию из мелких форм, в центре которой находится большая гора. Цай доводит до логического предела сложившийся к XVII веку классический подход, который требует максимальной экспрессии и напряжения живописной структуры через взаимодействие противоположных эстетических принципов.

Цай доводит до логического предела классический подход, требующий максимальной экспрессии и напряжения живописной структуры через взаимодействие противоположных эстетических принципов

Будучи движением энергии «ци» (qi), классический пейзаж создавал на плоскости бумаги разнонаправленное движение гор и вод; горные массивы образовывали своеобразное contrapposto — постоянно меняя вектор своего движения из одной стороны в другую, благодаря чему на плоскости бумажного листа возникала сложная структура, протяжённая и непрерывная. Однако слитность всей композиции возникала лишь на контрасте с противоположным принципом — разрыва и пустоты. Принцип «слитности через разрыв» был чрезвычайно важен, как ещё одно взаимодействие противоположных начал инь-ян. В свитке прерывность представлена участками пустого пространства — земли, вод или неба, преозначая отсутствие форм. Эти белые пятна, не заполненные рисунком, назывались «земля-небо» (tiandi) или «пустотно-белое» (kungbai). Тяжеловесность, устойчивость гор, деревьев и камней на свитке постоянно «подрывается», они словно парят в пустоте, зачастую выстраиваясь вокруг центра, намеренно ничем не заполненного. Цай заимствует этот принцип: в центре его пейзажа-инсталляции — обширная пустота озера, которая прерывается узором мелких насыпей из вулканической породы. Вокруг же пустой глади озера, на фоне белоснежных, уходящих ввысь стен экспозиционного пространства, «плавают» независимые элементы пейзажа — чёрное солнце, горы, камни, деревья, животные, постройки (вернее, их «пороховые» изображения).

Цай Гоцян. Расходитесь! Здесь смотреть не на что!, 2006

Резина, острые предметы, конфискованные службой безопасности в аэропорту

Собрание автора. Фотография: (c) Тереза Кристиансен. Права на изображение принадлежат Метрополитен-музею, Нью-Йорк (США). Изображение предоставлено Cai Studio

Танец дракона в Китае

«Великолепие и одиночество» Цая вырастает из конкретных обстоятельств того места, где инсталляция создаётся — города Мехико. В этом художник следует не моде на социальные проекты, а опять-таки традиции живописи wenrenhuа: свиток никогда не возникал как абстрактное изображение абстрактного пейзажа, он всегда был привязан к конкретной местности, к конкретным историческим или биографическим событиям и адресован конкретному лицу — другу, вышестоящему лицу, патрону.

В своих инсталляциях Цай виртуозно смешивает эстетики и традиции — не обходится одними лишь редимейдами и вводит предельно натуралистичные, на грани иллюзионизма, муляжи хищных животных или же деконструирует соцреалистическую скульптуру. Для Цая реализм рифмуется с истинно революционной эстетикой — от терракотовой армии Цинь Шихуанди, превратившего Поднебесную в империю, до пропагандистского искусства Мао Цзэдуна, приведшего Китай к «большому скачку вперед». А связь с практикой культурной революции у него ещё глубже, Цай привержен идее критики любых культурных конструктов: «Культурная революция началась как политическое движение, которое в принципе было попыткой преодолеть избыточное давление традиционной китайской культуры. Было необходимо структурировать её слабости по сравнению с западной цивилизацией и наметить альтернативное будущее для китайской традиции. Культурная революция позволила народу пересмотреть классическое наследие и, таким образом, обозреть традицию со стороны». Цай убеждён, что «художники как раз и могут сопереживать тому иному, что выходит за рамки понимания, они могут смотреть на вещи чьим-то чужим, иным взглядом».

Когда Цай был девятилетним ребёнком, началась Великая пролетарская культурная революция. Школы были закрыты, и юный Цай участвовал в работе агитпроповских бригад, маршируя под барабанную дробь и революционные песни с портретами Мао и плакатами-дацзыбао. Сотрудничество — вот идея, лежащая в основе нынешних перформансов и социальных проектов, почёрпнутая Цаем в маоистских практиках: «Для нас главное, что должно сделать искусство, — это больше никогда не замыкаться на личности» (Хоу Ханьру). Цай вовлекает массы людей в свои перформансы — такие же эфемерные и требующие сериальности произведения, что и культура агитпропа, сиюминутная и мгновенно потребляемая, или как отправление конфуцианского ритуала: «Я применил стратегию партизанской войны Мао „деревня окружает город“. Я старался мобилизовать местное население, дать повод для дискуссии». В 1993 году Цай «удлиняет» западную оконечность Великой Китайской стены в провинции Ганьсу, на самой границе с пустыней Гоби, подрывая 10 000 м порохового запала, выложенного по песчаным дюнам и напоминающего очертаниями мифического дракона. Над проектом работали сотни ассистентов и волонтёров, 40 000 зрителей из местных жителей, 600 кг пороха и 2 ленты порохового запала каждая длиной 10 000 м. Согласно фэншуй подрыв пороха по «меридиану дракона» высвободил энергию «ци» (qi), которая вкупе с самим огненным контуром, горение которого продолжалось 15 минут, должна была установить связь с теми, кто, кроме человечества, может присутствовать в космосе (Цай опирался на представление, что Великая Китайская стена — единственное творение человека, видное с Луны).

Цай Гоцян. Проект по расширению Великой Китайской стены на 10 000 м: проект для инопланетян № 10, 1993

Проект осуществлён в пустыне Гоби к западу от Великой Китайской стены, в Цзяюйгуань, провинция Ганьсу, 27 февраля 1993 года в 7:35 вечера в течение 15 минут. Протяжённость 10 000 м. Порох (600 кг) и два фитиля (10 000 м каждый). По заказу P3 art and environment, Токио (Япония)

Фотография: (c) Масанобу Морияма. Права на изображение принадлежат Cai Studio. Изображение предоставлено Cai Studio

Цай Гоцян. Дракон видит Вену: проект для инопланетян № 2, 1999

Проект осуществлён в Кунстхалле, Вена (Австрия), 6 ноября 1999, в 16:30 в течение 16 секунд. Протяжённость 600 м. Порох (15 кг) и фитиль (600 м)

Фотография: (c) Фриц Симак. Права на изображение принадлежат Cai Studio. Изображение предоставлено Cai Studio

Участники празднования китайского Лунного нового года представляют огненный танец дракона в Пекине 6 февраля 2011 года

С самого детства, прошедшего в приморском городе в провинции Фуцзянь, для Цая порох вмещал все смыслы современной жизни и многотысячелетней традиции разом — конфликт, противоречие, двойственность и амбивалентность. Средство убийства — и даосский поиск эликсира бессмертия: порох. Война КНР с Тайванем — вот их острова, в прямой видимости, рукой подать, — и мирные праздники с петардами: тоже порох. Взрыв атомной бомбы — и технологический прогресс. Терроризм образца 9/11 — и новый миропорядок. Разрушение — и созидание; спонтанность — и расчёт: первые рисунки с помощью взрывов пороха на бумаге Цай начал выполнять в 1984 году в Шанхае, будучи студентом-сценографом Шанхайского театрального института. В прошлогодней инсталляции «Великолепие и одиночество» для Университетского музея современного искусства в Мехико Цай построил инсталляцию-пейзаж, где воссоздал панораму города, что был сооружён ацтеками на берегах рукотворных озёр, — панораму уничтожения одной цивилизации и прихода другой. Центр инсталляции, озеро из всамделишного мескаля, изредка прорезается гребнями реальной местной вулканической породы (алкоголь здесь также символичен, это средство, способное как усилить межындивидуальные связи, быть инструментом гостеприимства и праздника, так и одновременно приводить к одиночеству и замыканию), а по периметру, читаемые, словно в разворачиваемом свитке, расположены четырнадцать «пороховых» рисунков, представляющие пейзажи Мехико, флору, фауну, культурные символы и огромное чёрное солнце ацтеков в момент взрыва. (Энергию «ци» (qi), полагает Цай, разворачивание классического пейзажного свитка высвобождает не меньше, чем взрыв пороха.)

Цай Гоцян. Нью-Йоркский Двор сбора податей, 2008

Вид фрагмента инсталляции. Проект осуществлен в музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (США). 72 скульптурных изображения людей в натуральную величину, глина, проволока и деревянные каркасы

Фотография: (c) Хиро Ихара. Права на изображение принадлежат Cai Studio. Изображение предоставлено Cai Studio

Цай Гоцян. Нью-Йоркский Двор сбора податей, 2008

Вид фрагмента инсталляции. Проект осуществлен в музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (США). 72 скульптурных изображения людей в натуральную величину, глина, проволока и деревянные каркасы

Фотография: (c) Хиро Ихара. Права на изображение принадлежат Cai Studio. Изображение предоставлено Cai Studio

Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди, III век до н.э.

Фотография: (c) Марош Мраз. Права на изображение принадлежат автору

Мировая известность настигла Цай Гоцяна в 1999 году: на Венецианской биеннале он получил «Золотого льва» за «Двор сборщика податей» — повтор скульптурной группы из 114 фигур, созданной в сычуаньской Академии художеств в самом начале «культурной революции» и обличавшей зверства и бесчеловечность феодальной эксплуатации. В тысячах копий это произведение распространялось по всему Китаю. Цай привёз с собой в Венецию скульптора, который работал ещё над оригинальным монументом 1965 года, и мастер вместе с девятью помощниками в течение первой недели биеннале ваял феодалов, крестьян, рабочих, на что в итоге было потрачено 60 т глины, металлической арматуры и дерева. Цай намеренно не стал обжигать вылепленные фигуры, и они, высыхая, постепенно трескались и распадались; на закрытии биеннале Цай уничтожил те, что ещё оставались целы. Биеннальные функционеры дали Цаю «Золотого льва» якобы за деконструкцию соцреалистического агитпропа, закрывая глаза на то, что идею этой деконструкции Цай почерпнул из маоистского принципа беспощадной критики прошлого: «Мао — наиболее влиятельная личность в последней половине ХХ века. Он как идол, как божество. Его художественный талант, каллиграфия, поэзия, военная стратегия, философия глубоко повлияли на моё поколение, особенно тезис, что „восставать — это всегда оправдано“. Всё, что подрывает привычный и принятый всеми порядок или закон, приветствуется», — и: «Мои произведения вырастают из той культурной традиции, к которой я принадлежу, из всех явлений и событий, что составляют китайскую историю: Великая Китайская стена, терракотовая армия; маленький красный цитатник Председателя, портретные рельефы Мао, высеченные на скалах, — всё это я усвоил задолго до знакомства с современным западным искусством».

Цай Гоцян. Несвоевременное: сцена первая, 2004

Девять автомобилей и светящиеся трубы. Размеры варьируются. Вид инсталляции в музее Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк (США) в 2008 году

Фотография: (c) Дэвид Хелд. Права на изображение принадлежат музею Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк (США). Изображение предоставлено Cai Studio

Цай Гоцян. Несвоевременное: сцена вторая, 2004

Девять фигур тигров в натуральную величину, стрелы и опоры. Тигры: папье-маше, гипс, стекловолокно, резина, окрашенные шкуры. Стрелы: латунь, стебли бамбука, акриловые краски. Размеры варьируются. Вид инсталляции в музее Крёллер-Мюллер, Оттерло (Нидерланды)

Фотография: (c) Кевин Кеннефик. Права на изображение принадлежат Национальной галерее Канады. Изображение предоставлено Cai Studio

После переезда в Нью-Йорк в 1991 году Цай начинает делать масштабные инсталляции — сказывается пристрастие к синтетическому искусству бывшего хунвейбина и выпускника-сценографа. В тотальности инсталляций Цай с лёгкостью совмещает несовмещаемое: насилие и возвышенное, локальное и глобальное, жестокость и человечность. В декабре 2004 года, в ответ на панику перед терактами, Цай создаёт в Массачусетском музее современного искусства двухсерийную инсталляцию «Несвоевременное: сцена первая» и «Несвоевременное: сцена вторая», в которой умудряется показать насилие и террор как абстрактную красоту, не впадая при этом в их прямую эстетизацию. В «сцене первой» Цай по-кинематографически аранжирует девять реальных автомобилей в пространстве — воссоздавая «покадровую» траекторию подброшенного взрывом автомобиля; посетитель совершает своеобразный rite de passage сквозь инсталляцию, собранную из реальных объектов, как автомобили в «сцене первой», или буквальными репликами, вроде муляжей в натуралную величину в «сцене второй», где девять тигров, пронзённые стрелами невидимого лучника, застыли в пароксизме боли, пытаясь совершить спасительный прыжок (образ заимствован из народной легенды XII века о герое У Суне, спасшем деревню от тигра-людоеда — Цай следует понятию «шии» («поэтичный характер живописи») классической эстетики, о чём говорится в трактате «О живописи» сунского теоретика Го Си: «Поэзия — это лишённая формы живопись; живопись — это обретшая форму поэзия»). Пространство Цай решает динамически, разворачивая инсталляцию по горизонтали и вовлекая в неё зрителей, — точно как строится «нарратив» классического китайского свитка (зритель «прокручивает» свиток, рассматривая его «покадрово» — в том числе и, например, «Сто тигров» Цай Жуйциня, свиток, выполненный отцом художника и включённый в инсталляцию «Длинный свиток» для Национальной галереи Квебека в 2006 году).

iskusstvo-info.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта