Понятие о картине мира. Обыденная, религиозная, научная и философская картины мира. Картина мира обыденная


2. Обыденная картина мира

Одна из глав .нашей книги посвящена более подробномурассмотрению того, что являет собой человеческая повседнев-ность, каким правилам и законам она подчиняется, как соот-носится с другими пластами бытия; однако в этой небольшойглавке мы все же обрисуем некоторые черты обыденной кар-тины мира, ответим на вопрос: что представляет собой мирдля человека, погруженного в повседневность?

Обыденная картина действительности представляетмир как единый и единственный. Он единственный, по-тому что никакие другие миры, будь то космические про-сторы или райские кущи, человека, занятого обыденны-ми делами, просто не интересуют. Ему все равно, естьони или нет. Он занят. Бежит на работу (нельзя опазды-вать!). Или готовит домашнее задание (у, сколько зада-ли!). Или борщ варит (опять мясо подорожало!). Как пи-сал в свое время В. Маяковский: «Гвоздь у меня в сапо-ге страшнее фантазии Гете». Смеетесь? А вот походите сгвоздем под пяткой, сразу станет ясно, что повседневныймир — самый главный. Остальные пласты бытия гипоте-тичны, вероятностны, а этот — реален, чувственно дан,непосредственно переживаем. Он весомо давит на наспрактическими заботами, страстными влечениями и со-

245

циалышми нормами, предписывающими один действия изапрещающими другие.

В повседневности от момента утреннего просыпания домомента выключения света па ночь нам нередко ни па мину-ту невозможно отвлечься от хлопот и обязанностей, перене-сти свое внимание на «высокие материи», поинтересовать-ся, существует ли еще что-нибудь, кроме этого ежедневноговставания и титанической борьбы с обступающими со всехсторон заботами. Оттого знаменитый немецкий мыслительXX в. Мартин Хайдеггер и назвал способ повседневного че-ловеческого бытия Заботой. Чрезмерная концентрирован-ность на практическом достижении повседневных целей де-лает обыденное сознание почти маниакальным, сужает кар-тину мира до того жизненного пласта, где сосредоточенынаши основные цели и задачи, лишает возможности выйтина простор: к другим людям и другим возможным мирам.

Являясь единственным и самым главным, повседневныймир выступает одновременно как единый. Это не значит,конечно, что повседневное сознание совершенно лишено на-учных или религиозных представлений. Скорее, напротив,оно все пронизано самыми разными идеями от теоретиче-ских до эзотерических. Только все эти идеи не имеют длялюдей, занятых насущным целедостпжением, никакого са-мостоятельного значения. Оли выступают как служебные.В обыденной жизни не важно знать, на каких физических иматематических принципах построен компьютер, важно,чтобы он работал без сбоев, не барахлил. И тогда: «Даздравствует наука!» Далеко не все подробно знакомы с уст-ройством даже самого простого радиоприемника, главное —знать, какую кнопку нажимать. То же касается и религии.Бог повседневного сознания— прежде всего помощник в жи-тейских делах. У поэта Н. Заболоцкого в поэме «Рубрук вМонголии» есть описание сценки, где как бы сами небесаобъясняют монаху Рубруку бессмысленность его миссионер-ской поездки в стан Чингис-хана:

Ведь если бог монголу нужен,То лишь постольку, милый мои,Поскольку он готовит ужинИли быкоп ведет домой...

Поскольку он податель мяса,Поскольку он творец еды!Другого бога свистоплясаСюда не пустят без нужды.

246

Слова, сказанные поэтом о войске Чингис-хана вполнемогут быть отнесены к обыденному восприятию религии,когда люди ждут от соблюдения ритуалов и от молитвы —зримых плодов, результатов божественного вмешательства:здоровья, успеха, гарантии на будущее.

Мир повседневности един еще и потому, что в какую бысферу реальности не «нырнул»' человек, будь то религиоз-но-мистический экстаз, теоретическое исследование, слад-кая греза или эстетическая фантазия, он неизменно возвра-щается сюда же, в наполненную хлопотами обычную жизнь.«Другие миры» вырастают из обыденности и живут, лишьбудучи укорененными в ее практической, рыхлой, осязае-мой почве. По крайней мере до тех пор, пока мы существу-ем в теле и соединены с реальностью органами чувств.

Поскольку повседневность — мир человеческий и практи-ческий, постольку его пространство человекоразмерно и аит-ропоцентрично. Оно все строится вокруг самого человека.Даже самые простые определения исходят из нас самих.Вправо — от меня! Влево — от меня! И верх, и низ, все отсчи-тывается от меня самого (где голова -там и верх). Это ужепотом возникает геометрия с её абстрактными координатами,а в обыденности я сам изначально выступаю центром мира.

Обыденная картина мира не включает в себя виечеловече-ский космос как пространство, в котором объективно распола-гается Земля. Космическое пространство значимо здесь на-столько, насколько оно полезно: если от положения звезд за-висят разливы Нила, то непременно возникнет астрономия иастрология, предназначенные для земных практических ори-ентации. Луна нужна, чтобы светить влюбленным и озарятьпуть в темноте. Даже языковые пространственные характери-стики ландшафта несут на себе выраженную антропоцент-ричность: подножье горы, горный хребет, устье реки.

Пространство повседневности выступает человекоразмер-ным, потому что оно освоено человеком: это ухоженные поляи протоптанные тропы на перевалах, море, которое бороздит-ся судами, это мир предметов, сделанных людьми для людей.Неосвоенное, незнакомое, видится как враждебное, чужое,потенциально опасное, бесчеловечное. Так в былые времена,когда планета еще не была целиком охвачена человеческойдеятельностью и познанием, многие народы полагали, что«вон за тон горой, куда никто сроду не ходил, живут страш-ные люди о трех головах». Пространство повседневности рав-но пространству культуры и меряется ее мерками.

Время повседневности также насквозь человечно. Это вре-мя природных циклов, с которыми связан труд человека в аг-

247

рарных обществах, время трудовых ритмов, задаваемых тех-никой, в современной цивилизации. Это психологическое вре-мя человеческих переживаний. Ускорение социокультурныхпроцессов означает ускорение времени, хотя часы и календа-ри, предназначенные для «бесстрастной фиксации» дней илет, могут показывать один и тот же временной промежуток.Один год бурных событий выглядит в обыденной картинемира как десять лет тихой и безмятежной жизни.

Как уже было неоднократно сказано, человек являетсяестественным центром для повседневного видения реаль-ности. Именно поэтому человеческая жизнь выступаетздесь как безосновная и беспредпосылочная данность, какфакт, который есть. Все размышления типа «что было бы,если бы мои родители не встретились друг с другом, и я непоявился бы на свет» относятся уже к филососрствованию,к попытке выйти за рамки повседневной картины к гипоте-тическим возможным мирам. Для собственно-обыденноговзгляда вопрос так не стоит, потому что мое появление ужесостоялось, и надо думать, как жить, проходить свой жиз-ненный путь, а не гадать о том, что не случилось.

То же самое относится к человечеству как целому. Вопросо его происхождении не ставится, потому что «зачем гадать опрошлом, когда дай бог выжить в настоящем!» Важно, чточеловечество есть, позади нас простирается немалая история,теряющаяся во тьме веков, а были наши предками марсиана-ми или обезьянами— не суть важно. Главное, нынче не озве-реть! Обыденное сознание вообще не любит копаться в делахдавно минувших дней. Оно ориентировано на текущий мо-мент и немного на будущее — то ближайшее будущее, без за-боты о котором прожить никак нельзя.

Какова судьба людей как индивидов и как рода? Ихсудьба проживать жизнь и умирать, уступать место новымпоколениям. Обыденная картина мира далека от изображе-ния Вселенской миссии человечества и приписывания емукаких-то особых обязанностей. Главное — прожить жизнь.Желательно последовательно и полно пройти все ее этапы:детство, юность, зрелость, старость. Чувство и пониманиечеловеческой временности, конечности органично вписано вповседневное сознание; хотя и имеет парадоксальный ха-рактер. Задача «проживания жизни», которая несет в себеизначальное понимание смертности, сочетается с эмоцио-нальной установкой «жить так, будто смерти нет», любить,дерзать, мечтать, творить, будто впереди — бессмертие. Иболтать, и разбазаривать время, будто у нас в запасе веч-ность. Вот почему уже упомянутый нами Мартин Хайдеггер

248

считал, что только человек, насмерть перепуганный страхомсмерти, может кинуться на поиски собственной неповтори-мой индивидуальности,· а «средний обыватель» так и живет«как все», занимаясь болтовней и сплетнями.

Каковы возможности человека? Повседневное сознаниене пытается рассуждать об абстрактных возможностях, оносчитает возможным все то, к чему люди на сегодняшнийдень подошли вплотную. Научились добывать атомнуюэнергию? Прекрасно. На Луну слетали — а почему бы инет? Современное повседневное сознание не ставит преде-лов возможностям и ничему особенно не удивляется, напро-тив, оно быстро осваивает всякое новшество, которое ещевчера могло казаться фантастическим и сногсшибательным.Для повседневности любое открытие и изобретение тут жевписывается в. быт, делается чем-то родным, знакомым ипрактически полезным: «И как мы раньше жили без лазер-ных принтеров!»

Высшие цели и ценности существующие в рамках по-вседневной картины мира (или обычного мировоззрения),диктуются конкретным обществом и конкретной культурой.В самом общем виде можно сказать, что для западного мас-сового сознания характерны ценности самоутверждения исамореализации, богатства, власти, творчества, рациональ-ного переустройства мира. Для восточных культур болеетипичны ориентации на гармонию с природой, на поддер-жание традиционного характера отношений, предпочтенияколлективных интересов личным, хотя ценности богатства ивласти сильны на Востоке, как и на Западе. Кроме того, по-вседневная картина мира никогда не бывает единообразнойу всех людей. Скорее, даже она никогда не бывает такой,выступая индивидуальной для каждого конкретного челове-ка, и мы вправе говорить лишь об общих чертах, свойствен-ных повседневному видению мира каждым из нас.

studfiles.net

Обыденная картина мира

Количество просмотров публикации Обыденная картина мира - 581

Одна из глав .нашей книги посвящена более подробному рассмотрению того, что являет собой человеческая повседнев- ность, каким правилам и законам она подчиняется, как соот- носится с другими пластами бытия; однако в этой небольшой главке мы все же обрисуем некоторые черты обыденной кар- тины мира, ответим на вопрос˸ что представляет собой мир для человека, погруженного в повседневность?

Обыденная картина действительности представляет мир как единый и единственный. Он единственный, по- тому что никакие другие миры, будь то космические про- сторы или райские кущи, человека, занятого обыденны- ми делами, просто не интересуют. Ему все равно, есть они или нет. Он занят. Бежит на работу (нельзя опазды- вать!). Или готовит домашнее задание (у, сколько зада- ли!). Или борщ варит (опять мясо подорожало!). Как пи- сал в свое время В. Маяковский˸ ʼʼГвоздь у меня в сапо- ге страшнее фантазии Гетеʼʼ. Смеетесь? А вот походите с гвоздем под пяткой, сразу станет ясно, что повседневный мир — самый главный. Остальные пласты бытия гипоте- тичны, вероятностны, а этот — реален, чувственно дан, непосредственно переживаем. Он весомо давит на нас практическими заботами, страстными влечениями и со-

циалышми нормами, предписывающими один действия и запрещающими другие.

В повседневности от момента утреннего просыпания до момента выключения света па ночь нам нередко ни па мину- ту невозможно отвлечься от хлопот и обязанностей, перене- сти свое внимание на ʼʼвысокие материиʼʼ, поинтересовать- ся, существует ли ещё что-нибудь, кроме этого ежедневного вставания и титанической борьбы с обступающими со всех сторон заботами. Оттого знаменитый немецкий мыслитель XX в. Мартин Хайдеггер и назвал способ повседневного че- ловеческого бытия Заботой. Чрезмерная концентрирован- ность на практическом достижении повседневных целей де- лает обыденное сознание почти маниакальным, сужает кар- тину мира до того жизненного пласта, где сосредоточены наши основные цели и задачи, лишает возможности выйти на простор˸ к другим людям и другим возможным мирам.

Являясь единственным и самым главным, повседневный мир выступает одновременно как единый. Это не значит, конечно, что повседневное сознание совершенно лишено на- учных или религиозных представлений. Скорее, напротив, оно все пронизано самыми разными идеями от теоретиче- ских до эзотерических. Только все эти идеи не имеют для людей, занятых насущным целедостпжением, никакого са- мостоятельного значения. Оли выступают как служебные. В обыденной жизни не важно знать, на каких физических и математических принципах построен компьютер, важно, чтобы он работал без сбоев, не барахлил. И тогда˸ ʼʼДа здравствует наука!ʼʼ Далеко не все подробно знакомы с уст- ройством даже самого простого радиоприемника, главное — знать, какую кнопку нажимать. То же касается и религии. Бог повседневного сознания— прежде всего помощник в жи- тейских делах. У поэта Н. Заболоцкого в поэме ʼʼРубрук в Монголииʼʼ есть описание сценки, где как бы сами небеса объясняют монаху Рубруку бессмысленность ᴇᴦο миссионер- ской поездки в стан Чингис-хана˸

referatwork.ru

Понятие о картине мира. Обыденная, религиозная, научная и философская картины мира

 

Онтология – учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом лю­бой достаточно развитой философской системы. В идеалистической философии бытие принимает форму духовной субстанции. В материалистической философии бытие высту­пает как материальная сущность мира.

Бытие– это всеобщая универсальная способность существовать. Учение о бытие называется онтология. Философская категория бытия даёт возможность осмыслить действительность как некое качественное единство. Представления о бытии имеют принципиальное значение для формирования картины мира.Картина мира – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об … устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Картина мира изменяется в ходе развития культуры. В зависимости от того, какая форма постижения и восприятия мира является преобладающей, различают: 1) обыденную картину мира (возникающую из повседневной жизни) 2) религиозную картину мира (сложившуюся в деятельности религиозных групп), 3) научную картину мира (созданную учёными-специалистами в ходе экспериментальных и теоретических исследований), 4) философскую картину мира (в основе которой лежат современные философские принципы и подходы к объяснению мироздания).

Обыденная картина мира – это несистемная, стихийно сложившаяся совокупность представлений человека об окружающем мире. Обыденная картина мира представляет мир как единственно реальный, чувственно данный и непосредственно переживаемый.

Религиозная картина мира связывается с происхождением мира в результате божественного творения. Целостной религиозной картины мира не существует, так как каждая из действующих религий формирует свою картину мира, основанную на символах своей веры, её религиозной догматике и культах.

Так, буддистская картина мира основана на нравственном преодолении кармы и активной личности, находящейся в состоянии постоянного самосовершенствования. Мусульманская картина мира рассматривает человека как слабого существа, нуждающегося в постоянной помощи Аллаха, который не требует от человека ничего сверхъестественного, кроме обычной, нормальной и упорядоченной жизни.

Научная картина мира связана с концепциями происхождения Вселенной. В истории науки можно выделить следующие основные концепции. 1) Концепция Большого взрыва, которая была выдвинута в 1929 г. астрономом Э. Хабблом (в прошлом был момент, когда Вселенная была сконцентрирована в одной точке, но после большого взрыва она начала «разбегаться» от этой точки). 2) Концепция стационарного состояния Вселенной, которая утверждала, что Вселенная всегда пребывала в одном и том же состоянии и не имела начала (эта концепция сегодня во многом опровергнута). 3) Концепция пульсирующей Вселенной, утверждающая, что Вселенная напоминает «шар», который то раздувается, то стягивается в точку, но согласно этой гипотезе, Вселенная должна быть «закрыта», что сегодня также опровергается наукой. 4) Концепция антропного принципа – возникновение Вселенной произошло в большей мере благодаря человеку. Вселенная развивается за счёт его воли, а смысл Вселенной заложен в коде, в котором заложена информация о направленности и содержании его эволюцию. 5) Концепция самоорганизации, представленная теорией глобального эволюционизма. Сегодня учёные склоняются к мнению, что неорганический мир стремится к состоянию термодинамического равновесия и живая материя рождает новые формы самоорганизации. С появлением человека эволюция Вселенной связывается с деятельностью его разума. Особенность социальных взаимоотношений с природной средой основаны на возможности человека целенаправленно воздействовать на неё, что приводит к усложнению организации материи и ещё большей её организованности. В основе современной научной картины мира лежат новые представления о самоорганизации, хаосе, порядке, равновесии, информации, энергии и т.д. Становление современной научной картины мира с синергетикой, как новым междисциплинарным научным направлением, которое являет собой дальнейшее развитие диалектической концепции. Целью синергетики является поиск новой парадигмы познания явлений природы, общества и человека с целью создания новой коэволюционной картины мира, отвечающей новейшим достижениям естествознания и гуманитарных наук.

Философская картина мира – это системнорационализирован-ная совокупность представлений о мире в целом и о самом человеке.

Категория бытия. Содержание и формы бытия

Системообразующим принципом философской картины мира является понятие бытие. Бытие– это философская категория, обозначающая всё существующее, всю реальность (как материальную, так и духовную). Свойство существования является таким свойством, которое объединяет все явления и процессы мира.

Впервые термин «бытие» ввёл античный философ Парменид. Он определил бытие как истинное сущее, которое не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чём не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мысленно, умом.

На последующих этапах развития философии понятие бытия трактовалось по- разному: Фома Аквинский утверждал, что только один Бог есть бытие как таковое, подлинное. Всё остальное имеет ограниченное неполное бытие. Рене Декарт рационалистически рассматривал человека, его сознание, егопотребности, его жизнь, как единственное несомненное и подлинное бытие. Кант говорил о бытии, зависящим от познания, и обозначал реальное бытие, как ноуменальное бытие (ноумен – умопостигаемая сущность), вещь сама по себе, «действительное». Представители русской религиозной философии считали, что бытие дано изначально, до всяких форм деятельности человека: практической и теоретической. Бытие – полнота слияния человека и Абсолюта. Марксистская философия отождествляет бытие с природой и утверждает, что бытие – объективный мир, данный человеку в его практической деятельности. Философия жизни утверждает, что бытие – это жизнь и потребности её возрастания. Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием мира. Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать всё сущее. Эмпириокритицизм видит единственную бытийную реальность в человеческих ощущениях. Феноменология выражает бытие таким, каким оно представляется в плане существования и именует его феноменальным бытием. Экзистенциализм заявляет, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие. Вопрос о бытие – это вопрос о его смысле, а смысл всегда задаёт сам человек;

С категорией бытия тесно связано понятие субстанции.

Субстанция – это то, что для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самого себя. Проблема субстанции в процессе развития философии получила количественное и качественное решение. Философские учения, объясняющие единства мира, исходя из одной субстанции, называются монизмом.

Монизм существует в двух вариантах:

а) материалистический мо­низм, который считает, что единая основа бытия — материя; материальное бытие первично по отношению к духовному. Так считали, например, Л. Фейербах, К. Маркс;

б) идеалистический монизм, основывающийся на том, что единая основа бытия – дух; духовное бытие первично по отношению к материальному. Такой точки зрения придерживались Гегель, В.С. Соловьев. Различают два вида идеалистического монизма: объективно-идеалистический монизм (считающий первоосновой мира потустороннее духовное начало) и субъективно-идеалистичес-кий монизм (в качестве первоосновы мира рассматривает духовную сущность человека).

Дуализм– учение о двух основах, одна из которых материальная, другая идеальная. Так, согласно Р. Декарту, в основе бытия – два начала: материальное и духовное.

Плюрализм – учение о множестве субстанций. Такова позиция, например, Лейбница.

Принято выделять различные формы бытия.

1. Природное бытие – явления и процессы, протекающие в неживой и живой природе. Природное бытие материально, вечно и бесконечно, оно существует вне и независимо от человеческого сознания.

2. Социальное бытие – явления и события общественной жизни, многообразные исторические процессы, реализующиеся через деятельность людей. Социальное бытие объединяет:

а) материальную сторону общественной жизни, в первую очередь сферу производства, и отношения, складывающиеся в ней объективно, то есть независимо от воли и желания людей;

б) духовную сторону общественной жизни, то есть совокупность нематериальных ценностей — знаний, политических и правовых установок, нравственных и эстетических норм, философских и религиозных представлений и др. Духовные ценности фиксируются в материальных памятниках культуры. Благодаря такой фиксации духовная сторона общественной жизни отделена от индивидуальных сознаний людей и вместе с тем открыта, доступна для них.

3. Бытие человека – многообразные процессы реальной человеческой жизни. Бытие человека включает в себя:

а) материальные процессы и состояния. Человек, как телесное существо, подчиняется природным законам (рождение и смерть, здоровье и болезнь, взросление и старение и др.). Вместе с тем личностью он становится под действием социальных, культурных условий и своей деятельностью влияет на их изменение;

б) процессы, протекающие в индивидуальном сознании – мысли, чувства, эмоции, стремления, желания, а также устойчивые знания, убеждения, стереотипы поведения, ценностные ориентиры.

Важнейшее свойство бытия – способность к самоорганизации, то есть закономерному упорядочиванию и формированию целостных систем, объединяющих комплекс элементов. Такие системы обретают особые – интегральные – свойства (свойства целостности, которых не было у элементов). Они устойчивы, то есть поддерживают свое состояние в изменяющихся условиях среды, и вместе с тем способны к развитию. Все эти процессы целенаправленны, так как протекают в результате действия внутренних закономерностей. Например, человек является системой, свойства которой — дыхание, мышление и другие — отсутствуют у клеток или органов тела. Человек сохраняется как целостность, как личность даже при существенных изменениях природной и социальной сред. При этом, однако, в ходе своей жизни он растет, изменяется, развивается.

Различают три типа процессов самоорганизации:

– самозарождение организации – формирование новой системы из некоторой совокупности объектов;

– поддержание определенного уровня организации системы при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования;

– саморазвитие системы на основании использования накопленного опыта.

Процессы самоорганизации изучаются сложившимися в XX веке науками –кибернетикой и синергетикой.

Духовное бытие человека и общества будет подробно рассмотрено в дальнейших разделах. При изучении же данной темы сосредоточим внимание на универсальных свойствах материального бытия.

refac.ru

Разные способы видеть мир. Обыденная, религиозная, научная, философская картины мира.

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 47Следующая ⇒

Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение во Вселенной. Это стремление находит выражение в построении «картины мира». Сам термин достаточно выразительно и говорит сам за себя. Он означает образно - понятийную копию мира, которая дает возможность ответить на вопросы: Что такое мир? Есть ли единая основа мира? Какое место занимает человек в мире? Мир один, или миров много? и так далее. Такая картина всегда мировоззренчески окрашена, и непременно включает в себя ценностные суждения, идеи, предполагающие выработку определенного отношения человека к миру и мира к человеку. Картины мира, помогающие ему ориентироваться в мире, складываются в рамках повседневной жизни и в ходе различного рода духовной деятельности человечества.

Различают: обыденную, мифологическую, религиозную, эзотерическую, научную, философскую картины мира. Каждая из них дает свою версию того, каков «мир на самом, деле» и какое место занимает в нем человек. Отчасти эти картины противоречат друг другу, а от части взаимодополнимы и способны составлять целое. В каждой из них мир описывается на различных культурных языках, имеется свой смысловой центр, вокруг которого располагаются все другие компоненты, составляющее целостный образ Вселенной.

Обратимся непосредственно к рассмотрению картин мира. Обыденная картина мира складывается в ходе повседневной жизни и представляет собой мир как единый и единственный. Он единственный, потому что никакие другие миры, человека занятого ежедневными делами не интересуют. Обыденная картина мира строится вокруг человека, и она насквозь человечна. Для обыденного понимания важно здесь и сейчас, оно не обращено в прошлое и не заглядывает в будущее. Главное прожить жизнь.

Религиозная картина мира исходит из выделения двух миров: земного и небесного. Все религии во все времена считают, что наша земная действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, вторичный характер. Она результат или проекция другой настоящей, истинной реальности: Бога или богов. Таким образом, религии, удваивая мир, указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы сверхестественны. Их власть над земным миром если не абсолютна, то огромна.

Научная картина мира строится вокруг объекта познания, по определенным правилам, с использованием особого языка. Она представляет собой целостное образование, теоретическую непротиворечивую систему знаний, формирующуюся и развивающуюся на базе фундаментальных достижений частных наук, прежде всего естествознания, удостоверяемых наблюдением, экспериментом.

Философская картина мира складывается на основе имеющейся научной картины мира, но значительно отличается от нее. По известному выражению немецкого мыслителя Э.Гуссерля (1859-1938), философу не достаточно того, что мы ориентируемся в мире, что мы имеем законы и формулы, по которым, мы можем предсказать будущее и ''восстановить'' прошедшее. Ему важно внести ясность в вопрос о том, что составляет суть вещей, событий, законов природы. Философская картина мира выходит на уровень понимания взаимосвязи человека с миром. Она строится вокруг субъекта. Поэтому единой философской картины нет. Каждый философ, используя единые принципы, создает свою собственную картину мира. Центральное место в философской картине мира занимают такие понятия, как: бытие, субстанция, материя, пространство, время.

 

mykonspekts.ru

Понятие о картине мира. Обыденная, религиозная, научная и философская картины мира

 

Онтология – учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом лю­бой достаточно развитой философской системы. В идеалистической философии бытие принимает форму духовной субстанции. В материалистической философии бытие высту­пает как материальная сущность мира.

Бытие– это всеобщая универсальная способность существовать. Учение о бытие называется онтология. Философская категория бытия даёт возможность осмыслить действительность как некое качественное единство. Представления о бытии имеют принципиальное значение для формирования картины мира.Картина мира – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Картина мира изменяется в ходе развития культуры. В зависимости от того, какая форма постижения и восприятия мира является преобладающей, различают: 1) обыденную картину мира (возникающую из повседневной жизни) 2) религиозную картину мира (сложившуюся в деятельности религиозных групп), 3) научную картину мира (созданную учёными-специалистами в ходе экспериментальных и теоретических исследований), 4) философскую картину мира (в основе которой лежат современные философские принципы и подходы к объяснению мироздания).

Обыденная картина мира – это несистемная, стихийно сложившаяся совокупность представлений человека об окружающем мире. Обыденная картина мира представляет мир как единственно реальный, чувственно данный и непосредственно переживаемый.

Религиозная картина мира связывается с происхождением мира в результате божественного творения. Целостной религиозной картины мира не существует, так как каждая из действующих религий формирует свою картину мира, основанную на символах своей веры, её религиозной догматике и культах.

Так, буддистская картина мира основана на нравственном преодолении кармы и активной личности, находящейся в состоянии постоянного самосовершенствования. Мусульманская картина мира рассматривает человека как слабого существа, нуждающегося в постоянной помощи Аллаха, который не требует от человека ничего сверхъестественного, кроме обычной, нормальной и упорядоченной жизни.

Научная картина мира связана с концепциями происхождения Вселенной. В истории науки можно выделить следующие основные концепции. 1) Концепция Большого взрыва, которая была выдвинута в 1929 г. астрономом Э. Хабблом (в прошлом был момент, когда Вселенная была сконцентрирована в одной точке, но после большого взрыва она начала «разбегаться» от этой точки). 2) Концепция стационарного состояния Вселенной, которая утверждала, что Вселенная всегда пребывала в одном и том же состоянии и не имела начала (эта концепция сегодня во многом опровергнута). 3) Концепция пульсирующей Вселенной, утверждающая, что Вселенная напоминает «шар», который то раздувается, то стягивается в точку, но согласно этой гипотезе, Вселенная должна быть «закрыта», что сегодня также опровергается наукой. 4) Концепция антропного принципа – возникновение Вселенной произошло в большей мере благодаря человеку. Вселенная развивается за счёт его воли, а смысл Вселенной заложен в коде, в котором заложена информация о направленности и содержании его эволюцию. 5) Концепция самоорганизации, представленная теорией глобального эволюционизма. Сегодня учёные склоняются к мнению, что неорганический мир стремится к состоянию термодинамического равновесия и живая материя рождает новые формы самоорганизации. С появлением человека эволюция Вселенной связывается с деятельностью его разума. Особенность социальных взаимоотношений с природной средой основаны на возможности человека целенаправленно воздействовать на неё, что приводит к усложнению организации материи и ещё большей её организованности. В основе современной научной картины мира лежат новые представления о самоорганизации, хаосе, порядке, равновесии, информации, энергии и т.д. Становление современной научной картины мира с синергетикой, как новым междисциплинарным научным направлением, которое являет собой дальнейшее развитие диалектической концепции. Целью синергетики является поиск новой парадигмы познания явлений природы, общества и человека с целью создания новой коэволюционной картины мира, отвечающей новейшим достижениям естествознания и гуманитарных наук.

Философская картина мира – это системнорационализирован-ная совокупность представлений о мире в целом и о самом человеке.

Категория бытия. Содержание и формы бытия

Системообразующим принципом философской картины мира является понятие бытие. Бытие– это философская категория, обозначающая всё существующее, всю реальность (как материальную, так и духовную). Свойство существования является таким свойством, которое объединяет все явления и процессы мира.

Впервые термин «бытие» ввёл античный философ Парменид. Он определил бытие как истинное сущее, которое не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чём не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мысленно, умом.

На последующих этапах развития философии понятие бытия трактовалось по- разному: Фома Аквинский утверждал, что только один Бог есть бытие как таковое, подлинное. Всё остальное имеет ограниченное неполное бытие. Рене Декарт рационалистически рассматривал человека, его сознание, егопотребности, его жизнь, как единственное несомненное и подлинное бытие. Кант говорил о бытии, зависящим от познания, и обозначал реальное бытие, как ноуменальное бытие (ноумен – умопостигаемая сущность), вещь сама по себе, «действительное». Представители русской религиозной философии считали, что бытие дано изначально, до всяких форм деятельности человека: практической и теоретической. Бытие – полнота слияния человека и Абсолюта. Марксистская философия отождествляет бытие с природой и утверждает, что бытие – объективный мир, данный человеку в его практической деятельности. Философия жизни утверждает, что бытие – это жизнь и потребности её возрастания. Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием мира. Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать всё сущее. Эмпириокритицизм видит единственную бытийную реальность в человеческих ощущениях. Феноменология выражает бытие таким, каким оно представляется в плане существования и именует его феноменальным бытием. Экзистенциализм заявляет, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие. Вопрос о бытие – это вопрос о его смысле, а смысл всегда задаёт сам человек;

С категорией бытия тесно связано понятие субстанции.

Субстанция – это то, что для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самого себя. Проблема субстанции в процессе развития философии получила количественное и качественное решение. Философские учения, объясняющие единства мира, исходя из одной субстанции, называются монизмом.

Монизм существует в двух вариантах:

а) материалистический мо­низм, который считает, что единая основа бытия - материя; материальное бытие первично по отношению к духовному. Так считали, например, Л. Фейербах, К. Маркс;

б) идеалистический монизм, основывающийся на том, что единая основа бытия – дух; духовное бытие первично по отношению к материальному. Такой точки зрения придерживались Гегель, В.С. Соловьев. Различают два вида идеалистического монизма: объективно-идеалистический монизм (считающий первоосновой мира потустороннее духовное начало) и субъективно-идеалистичес-кий монизм (в качестве первоосновы мира рассматривает духовную сущность человека).

Дуализм– учение о двух основах, одна из которых материальная, другая идеальная. Так, согласно Р. Декарту, в основе бытия – два начала: материальное и духовное.

Плюрализм – учение о множестве субстанций. Такова позиция, например, Лейбница.

Принято выделять различные формы бытия.

1. Природное бытие – явления и процессы, протекающие в неживой и живой природе. Природное бытие материально, вечно и бесконечно, оно существует вне и независимо от человеческого сознания.

2. Социальное бытие – явления и события общественной жизни, многообразные исторические процессы, реализующиеся через деятельность людей. Социальное бытие объединяет:

а) материальную сторону общественной жизни, в первую очередь сферу производства, и отношения, складывающиеся в ней объективно, то есть независимо от воли и желания людей;

б) духовную сторону общественной жизни, то есть совокупность нематериальных ценностей - знаний, политических и правовых установок, нравственных и эстетических норм, философских и религиозных представлений и др. Духовные ценности фиксируются в материальных памятниках культуры. Благодаря такой фиксации духовная сторона общественной жизни отделена от индивидуальных сознаний людей и вместе с тем открыта, доступна для них.

3. Бытие человека – многообразные процессы реальной человеческой жизни. Бытие человека включает в себя:

а) материальные процессы и состояния. Человек, как телесное существо, подчиняется природным законам (рождение и смерть, здоровье и болезнь, взросление и старение и др.). Вместе с тем личностью он становится под действием социальных, культурных условий и своей деятельностью влияет на их изменение;

б) процессы, протекающие в индивидуальном сознании – мысли, чувства, эмоции, стремления, желания, а также устойчивые знания, убеждения, стереотипы поведения, ценностные ориентиры.

Важнейшее свойство бытия – способность к самоорганизации, то есть закономерному упорядочиванию и формированию целостных систем, объединяющих комплекс элементов. Такие системы обретают особые – интегральные – свойства (свойства целостности, которых не было у элементов). Они устойчивы, то есть поддерживают свое состояние в изменяющихся условиях среды, и вместе с тем способны к развитию. Все эти процессы целенаправленны, так как протекают в результате действия внутренних закономерностей. Например, человек является системой, свойства которой - дыхание, мышление и другие - отсутствуют у клеток или органов тела. Человек сохраняется как целостность, как личность даже при существенных изменениях природной и социальной сред. При этом, однако, в ходе своей жизни он растет, изменяется, развивается.

Различают три типа процессов самоорганизации:

– самозарождение организации – формирование новой системы из некоторой совокупности объектов;

– поддержание определенного уровня организации системы при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования;

– саморазвитие системы на основании использования накопленного опыта.

Процессы самоорганизации изучаются сложившимися в XX веке науками –кибернетикой и синергетикой.

Духовное бытие человека и общества будет подробно рассмотрено в дальнейших разделах. При изучении же данной темы сосредоточим внимание на универсальных свойствах материального бытия.

stydopedia.ru

Понятие о картине мира. Обыденная, религиозная, научная и философская картины мира

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 70Следующая ⇒

 

Онтология – учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом лю­бой достаточно развитой философской системы. В идеалистической философии бытие принимает форму духовной субстанции. В материалистической философии бытие высту­пает как материальная сущность мира.

Бытие– это всеобщая универсальная способность существовать. Учение о бытие называется онтология. Философская категория бытия даёт возможность осмыслить действительность как некое качественное единство. Представления о бытии имеют принципиальное значение для формирования картины мира.Картина мира – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Картина мира изменяется в ходе развития культуры. В зависимости от того, какая форма постижения и восприятия мира является преобладающей, различают: 1) обыденную картину мира (возникающую из повседневной жизни) 2) религиозную картину мира (сложившуюся в деятельности религиозных групп), 3) научную картину мира (созданную учёными-специалистами в ходе экспериментальных и теоретических исследований), 4) философскую картину мира (в основе которой лежат современные философские принципы и подходы к объяснению мироздания).

Обыденная картина мира – это несистемная, стихийно сложившаяся совокупность представлений человека об окружающем мире. Обыденная картина мира представляет мир как единственно реальный, чувственно данный и непосредственно переживаемый.

Религиозная картина мира связывается с происхождением мира в результате божественного творения. Целостной религиозной картины мира не существует, так как каждая из действующих религий формирует свою картину мира, основанную на символах своей веры, её религиозной догматике и культах.

Так, буддистская картина мира основана на нравственном преодолении кармы и активной личности, находящейся в состоянии постоянного самосовершенствования. Мусульманская картина мира рассматривает человека как слабого существа, нуждающегося в постоянной помощи Аллаха, который не требует от человека ничего сверхъестественного, кроме обычной, нормальной и упорядоченной жизни.

Научная картина мира связана с концепциями происхождения Вселенной. В истории науки можно выделить следующие основные концепции. 1) Концепция Большого взрыва, которая была выдвинута в 1929 г. астрономом Э. Хабблом (в прошлом был момент, когда Вселенная была сконцентрирована в одной точке, но после большого взрыва она начала «разбегаться» от этой точки). 2) Концепция стационарного состояния Вселенной, которая утверждала, что Вселенная всегда пребывала в одном и том же состоянии и не имела начала (эта концепция сегодня во многом опровергнута). 3) Концепция пульсирующей Вселенной, утверждающая, что Вселенная напоминает «шар», который то раздувается, то стягивается в точку, но согласно этой гипотезе, Вселенная должна быть «закрыта», что сегодня также опровергается наукой. 4) Концепция антропного принципа – возникновение Вселенной произошло в большей мере благодаря человеку. Вселенная развивается за счёт его воли, а смысл Вселенной заложен в коде, в котором заложена информация о направленности и содержании его эволюцию. 5) Концепция самоорганизации, представленная теорией глобального эволюционизма. Сегодня учёные склоняются к мнению, что неорганический мир стремится к состоянию термодинамического равновесия и живая материя рождает новые формы самоорганизации. С появлением человека эволюция Вселенной связывается с деятельностью его разума. Особенность социальных взаимоотношений с природной средой основаны на возможности человека целенаправленно воздействовать на неё, что приводит к усложнению организации материи и ещё большей её организованности. В основе современной научной картины мира лежат новые представления о самоорганизации, хаосе, порядке, равновесии, информации, энергии и т.д. Становление современной научной картины мира с синергетикой, как новым междисциплинарным научным направлением, которое являет собой дальнейшее развитие диалектической концепции. Целью синергетики является поиск новой парадигмы познания явлений природы, общества и человека с целью создания новой коэволюционной картины мира, отвечающей новейшим достижениям естествознания и гуманитарных наук.

Философская картина мира – это системнорационализирован-ная совокупность представлений о мире в целом и о самом человеке.

Категория бытия. Содержание и формы бытия

Системообразующим принципом философской картины мира является понятие бытие. Бытие– это философская категория, обозначающая всё существующее, всю реальность (как материальную, так и духовную). Свойство существования является таким свойством, которое объединяет все явления и процессы мира.

Впервые термин «бытие» ввёл античный философ Парменид. Он определил бытие как истинное сущее, которое не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чём не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мысленно, умом.

На последующих этапах развития философии понятие бытия трактовалось по- разному: Фома Аквинский утверждал, что только один Бог есть бытие как таковое, подлинное. Всё остальное имеет ограниченное неполное бытие. Рене Декарт рационалистически рассматривал человека, его сознание, егопотребности, его жизнь, как единственное несомненное и подлинное бытие. Кант говорил о бытии, зависящим от познания, и обозначал реальное бытие, как ноуменальное бытие (ноумен – умопостигаемая сущность), вещь сама по себе, «действительное». Представители русской религиозной философии считали, что бытие дано изначально, до всяких форм деятельности человека: практической и теоретической. Бытие – полнота слияния человека и Абсолюта. Марксистская философия отождествляет бытие с природой и утверждает, что бытие – объективный мир, данный человеку в его практической деятельности. Философия жизни утверждает, что бытие – это жизнь и потребности её возрастания. Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием мира. Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать всё сущее. Эмпириокритицизм видит единственную бытийную реальность в человеческих ощущениях. Феноменология выражает бытие таким, каким оно представляется в плане существования и именует его феноменальным бытием. Экзистенциализм заявляет, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие. Вопрос о бытие – это вопрос о его смысле, а смысл всегда задаёт сам человек;

С категорией бытия тесно связано понятие субстанции.

Субстанция – это то, что для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самого себя. Проблема субстанции в процессе развития философии получила количественное и качественное решение. Философские учения, объясняющие единства мира, исходя из одной субстанции, называются монизмом.

Монизм существует в двух вариантах:

а) материалистический мо­низм, который считает, что единая основа бытия - материя; материальное бытие первично по отношению к духовному. Так считали, например, Л. Фейербах, К. Маркс;

б) идеалистический монизм, основывающийся на том, что единая основа бытия – дух; духовное бытие первично по отношению к материальному. Такой точки зрения придерживались Гегель, В.С. Соловьев. Различают два вида идеалистического монизма: объективно-идеалистический монизм (считающий первоосновой мира потустороннее духовное начало) и субъективно-идеалистичес-кий монизм (в качестве первоосновы мира рассматривает духовную сущность человека).

Дуализм– учение о двух основах, одна из которых материальная, другая идеальная. Так, согласно Р. Декарту, в основе бытия – два начала: материальное и духовное.

Плюрализм – учение о множестве субстанций. Такова позиция, например, Лейбница.

Принято выделять различные формы бытия.

1. Природное бытие – явления и процессы, протекающие в неживой и живой природе. Природное бытие материально, вечно и бесконечно, оно существует вне и независимо от человеческого сознания.

2. Социальное бытие – явления и события общественной жизни, многообразные исторические процессы, реализующиеся через деятельность людей. Социальное бытие объединяет:

а) материальную сторону общественной жизни, в первую очередь сферу производства, и отношения, складывающиеся в ней объективно, то есть независимо от воли и желания людей;

б) духовную сторону общественной жизни, то есть совокупность нематериальных ценностей - знаний, политических и правовых установок, нравственных и эстетических норм, философских и религиозных представлений и др. Духовные ценности фиксируются в материальных памятниках культуры. Благодаря такой фиксации духовная сторона общественной жизни отделена от индивидуальных сознаний людей и вместе с тем открыта, доступна для них.

3. Бытие человека – многообразные процессы реальной человеческой жизни. Бытие человека включает в себя:

а) материальные процессы и состояния. Человек, как телесное существо, подчиняется природным законам (рождение и смерть, здоровье и болезнь, взросление и старение и др.). Вместе с тем личностью он становится под действием социальных, культурных условий и своей деятельностью влияет на их изменение;

б) процессы, протекающие в индивидуальном сознании – мысли, чувства, эмоции, стремления, желания, а также устойчивые знания, убеждения, стереотипы поведения, ценностные ориентиры.

Важнейшее свойство бытия – способность к самоорганизации, то есть закономерному упорядочиванию и формированию целостных систем, объединяющих комплекс элементов. Такие системы обретают особые – интегральные – свойства (свойства целостности, которых не было у элементов). Они устойчивы, то есть поддерживают свое состояние в изменяющихся условиях среды, и вместе с тем способны к развитию. Все эти процессы целенаправленны, так как протекают в результате действия внутренних закономерностей. Например, человек является системой, свойства которой - дыхание, мышление и другие - отсутствуют у клеток или органов тела. Человек сохраняется как целостность, как личность даже при существенных изменениях природной и социальной сред. При этом, однако, в ходе своей жизни он растет, изменяется, развивается.

Различают три типа процессов самоорганизации:

– самозарождение организации – формирование новой системы из некоторой совокупности объектов;

– поддержание определенного уровня организации системы при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования;

– саморазвитие системы на основании использования накопленного опыта.

Процессы самоорганизации изучаются сложившимися в XX веке науками –кибернетикой и синергетикой.

Духовное бытие человека и общества будет подробно рассмотрено в дальнейших разделах. При изучении же данной темы сосредоточим внимание на универсальных свойствах материального бытия.

mykonspekts.ru

ОБЫДЕННАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНЫ МИРА

ТОП 10:

Как уже подчеркивалось, культура каждой страны создает свою собствен -ную философию, а та накладывает отпечаток на ход развития социологии. Однако культура общества проникает в науку не только сверху — через мир фундаментальных ценностей и идеалов, но и снизу, через повседневную жизнь ученого. Поэтому говорят, что научная картина тесно соприкасается с обыденной картиной мира (ОКМ), которой обладает каждый из нас. ОКМ

строится на протяжении всей жизни, постоянно корректируется и обновля­ется. Иногда ее отождествляют с жизненной философией. В ОКМ входят суж­дения, почерпнутые из обыденного сознания и общественного мнения. «Вер­хи всегда крадут», «полагайся в жизни только на самого себя», «народ любит жесткого и сильного правителя» и т.п. — все это обыденные суждения, опи­сывающие социальную реальность и входящие в состав ОКМ.

В ОКМ источником знаний выступают интуиция, здравый смысл, жиз­ненный опыт, заблуждения, суеверия, политические пристрастия и стерео­типы, она черпается из общения с людьми, средств массовой информации и т.п. В отличие от нее, источником знаний в НКМ является наука. Если ОКМ всегда индивидуальна (как результат деятельности конкретного чело­века), то НКМ — плод коллективной деятельности всего научного сообще­ства. Она формируется в ходе профессиональной — теоретической и эмпи­рической — работы, в процессе обучения и повышения профессионального мастерства, чтения общей и специальной литературы, общения с коллегами, в том числе на семинарах и конференциях. В разные исторические эпохи су­ществовали различные типы ОКМ. Они различаются в зависимости от того, к какому слою, классу, сословию, нации принадлежат их творцы, в какую ис­торическую эпоху они проживали. ОКМ зависит также и от уровня образо­вания, среды обитания (город или деревня) и иных факторов. Существенно отличаются картины мира пролетариев и буржуазии, подростков и пожилых. Хотя, несомненно, во все картины мира входят какие-то общие, имеющие универсальное значение элементы.

НКМ также подвержена изменениям, но они следует за развитием науч­ных знаний, появлением новых направлений, парадигм и социологических перспектив. НКМ структурного функционализма или марксизма существен­но отличается от таковой в символическом интеракционизме, хотя им и при­сущи некие общие композиционные элементы, которые свидетельствуют о принадлежности указанных картин к социологии, а не к психологии или физике. Такие универсальные элементы определяются законами социально­го, но прежде всего социологического, познания. Например, ни одно из ука­занных выше направлений (перспектив) не изучает изолированного инди­вида, как делает это психология, или влияние материального поля, изучае­мого физикой.

Тематики ОКМ и НКМ в социологии во многом совпадают, поскольку обе касаются философского осмысления общественной реальности. Такое осмысление, несмотря на разные источники, касается одних и тех же важ­ных тем: семьи и брака, труда и трудовых отношений, политики, экономи­ки, искусства, религии и т.д. Обычные люди, как и ученые, размышляют над тем, в каком возрасте люди должны вступать в брак, каких партнеров себе выбирать и зачем вообще люди женятся; зачем нужна служба в армии и как влияет на нее дедовщина. Ничего подобного нет в физике или биологии, почти нет в психологии или экономике. В отличие от них, социология боль­ше открыта обыденному миру. Социолог, будучи его частью, пользуется в своих суждениях знаниями, привнесенными из повседневного мира.

Обыденная картина мира служит переходным звеном на пути к форми­рованию НКМ. Социолог руководствуется в проведении исследований не только научными данными и специальной литературой, но в значительной мере своим жизненным опытом и представлениями здравого смысла. Соци-

олог — член общества. Он живет такой же жизнью, какой живут его респон­денты, а значит, и он подвержен политическим пристрастиям, амбициям и культурным предрассудкам. В методологическом плане его задача — не спу­тать две разные картины мира, не подменять научное знание обыденным. Но это простое на первый взгляд правило постоянно нарушается учеными, о чем свидетельствуют очень многие статьи, публикуемые в высокопрофес­сиональном журнале «Социологические исследования».

Так, автор статьи о Прибалтике высказывает пожелание, чтобы населя­ющие ее народы (прибалты и русские) воссоединились, иначе дальнейшие отношения и впредь будут носить негативный характер. Подобное сужде­ние, выданное в качестве практической рекомендации, только частично опирается на полученные факты (высказывания респондентов о необходи­мости народам жить в мире и согласии), но в основном это проявление его гражданской позиции. Аргументация автора о том, что прибалты и русские, долгое время жившие вместе, почти сроднились и готовы к совместному су­ществованию, которое было искусственно (в силу политических амбиций руководства двух стран) прервано, не выдерживает серьезной критики по двум причинам. Во-первых, ни один аргумент невозможно подтвердить эм­пирически или проверить экспериментально. Во-вторых, точка зрения при­балтийских авторов, также изучавших данную проблему, прямо противо­положна. К примеру, многие эстонские социологи считают, что искусст­венным было совместное проживание двух народов, организованное насильно в результате интервенции, а не их разрыв. В будущем только раз­дельное проживание и политическая самостоятельность позволят эстон­скому этносу восстановить свои национальные традиции, повысить мате­риальное благосостояние и самосознание народа. Прибалтийские социоло­ги доказывают, что воссоединение невозможно в силу языковых и национальных различий, прозападной ориентации стран Балтии и евроа­зиатской ориентации России.

В результате относительно одного и того же круга явлений, одной и той же реальности выстраиваются совершенно разные картины мира. Позиции русских и прибалтийских социологов роднит лишь то, что научные сужде­ния в них переплетены с обыденными. Под них не подведен никакой фун­дамент. Не существует общей социологической теории, объясняющей пра­вомерность той или иной позиции, не существует частных теорий, приме­нимых к данной ситуации (большинство теорий межнациональных отношений в мировой социологии созданы на американском материале), нет надежных и всесторонних эмпирических исследований. Когда образуется такого рода вакуум, то его заполняют суждения ОКМ.

Картины мира приобретаются человеком вместе с языком общения в про­цессе социализации. Мы не выбираем себе язык, его навязывает нам конк­ретная социальная группа, отвечающая за нашу первичную социализацию. Общество заранее готовит нам исходный символический аппарат, с помощью которого мы постигаем мир, упорядочиваем свой опыт и интерпретируем собственное существование29. В этот аппарат включены ценности, логика и запас информации, которые составляют наше знание. Некоторые на всю

Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. С. ПО.

жизнь остаются с одной-единственной картиной мира, когда-то в детстве или юности навязанной обществом, а другие часто меняют ее на другую, иногда даже противоположную, попадая в жизненные переплеты или экстремаль­ные ситуации, заставляющие совершить человека нечто вроде духовной ре­волюции — переоценки всех ценностей. Чем ниже социальная мобильность человека и количество его перемещений, тем консервативнее жизненный опыт и меньше потребность в такой переоценке, так как привитое в процес­се социализации мировоззрение кажется ему самоочевидным.

Поскольку сходную точку зрения разделяют почти все, с кем индивиду приходится иметь дело в рамках своего сообщества, постольку смена соци­ального класса, профессии, места работы или места проживания приводит иногда к смене мировоззрения и картины мира. Чем чаще происходит сме­на кругов общения, тем выше вероятность смены картин мира. Следователь­но, чем выше социальная мобильность, тем выше вероятность мировоззрен­ческих революций, шире набор возможных картин мира и выше идейная терпимость к иным воззрениям, взглядам и картинам мира. Но возможна и другая закономерность: чем шире круг людей, разделяющих ваши взгляды, чем ниже вероятность того, что вы смените картину мира (рис. 33).

Рис. 33. Зависимость изменения личной картины мира от уровня социальной мобильности, разнообразия жизненного опыта, широты и частоты смены круга общения

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КАРТИНЫ МИРА

Картины мира варьируются от общества к обществу и даже от сегмента к сегменту внутри одного общества. Поэтому говорят, что китаец «живет в совершенно ином мире», нежели западный житель. Национальные стили мышления и создаваемые ими картины мира различаются не только в тер­минах содержащихся в них элементов религии, этики или политической философии, но также в таких категориях, как время, пространство, число. На поверку очень несходными оказываются, например, «мир» Древней Гре­ции и «мир» древней Иудеи, «мир» традиционного индуизма и «мир» инду­изма современного Запада. Укорененностью идей в социальной реальности, в истории и социальной структуре данного общества занимается специаль­ная отрасль социологии — социология знания.

Частным видом картины мира, а именно религиозной картиной, занима­ется другая дисциплина — социология религии.Иногда ее считают самостоя­тельной ветвью, иногда — частью социологии знания.

Социология религии, в отличие от библеистики или теологии, не инте­ресуется теоретическими вопросами содержания религиозной доктрины, не обсуждает вневременной характер постулатов христианской веры. Она по­мещает идеи о богах, о космосе и вечности в социальный контекст, в систе­му социальных институтов, статусов и ролей, исследует, как эти постулаты соотносятся с конкретно-историческими взглядами, мыслями, образом жиз­ни и стилем мышления больших социальных групп (социальных страт) в многоязычных городах Римской империи, где возникли и функционирова­ли первые христианские общины, в средневековой Европе, где они превра­тились в господствующую силу и преследовали иноверцев (институт инкви­зиции). Социологию религии могут интересовать также способы легитима­ции и сакрализации политической власти в традиционном обществе, причины корреляции между посещаемостью церкви и классовой принадлеж­ностью в современном западном обществе, где регулярное посещение церк­ви является одним из признаков принадлежности к среднему классу, тогда как непосещение характерно для рабочего класса.

Вместе с тем эти вопросы изучаются и в рамках социологии знания, ко­торая обнаруживает определенную связь между верой человека (либо ее вне­шним выражением) и годовым доходом человека: при снижении второго падает уровень первой, и наоборот.

Помимо проблемы распространения религиозности в обществе социоло­гия ставит вопросы о том, насколько гармонично уживаются в современном индустриальном и постиндустриальном обществе системы верований, заро­дившиеся в рамках традиционного общества, например христианство; к ка­ким изменениям ведет религию трансформация современного общества, где смены поколений техник и идей происходят уже быстрее, чем смены поко­лений людей, и как сохраняются стандарты традиционного религиозного поведения в новых условиях.



infopedia.su


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта