Общая характеристика творчества Васнецова. Особенности картин васнецова
Краткая биография Васнецова Виктора для детей, жизнь художника
Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – знаменитый русский живописец. Этот незаурядный художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы.
Детство и юность
Васнецов Виктор Михайлович родился 3 [15] мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н.Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербуржскую академию художеств. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе художеств, где юноша обучался у И.Н. Крамского.
Начало творческого пути
Еще во время обучения в академии картины молодого художника Васнецова начали экспонироваться. Впервые они были представлены в 1869 году сначала в Академии, а позже и в других галереях благодаря сотрудничеству художника с товариществом передвижных выставок. Уже в раннем творчестве был заметен авторский почерк художника и его склонность к стилю модерна.
Особенности творчества
С 1893 года, как гласит краткая биография Васнецова, он становится действительным членом Академии Художеств России. Также он сотрудничал с Союзом русского народа, участвуя в иллюстрировании монархических изданий, наиболее знаменитым из которых является «Книга русской скорби».
На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Его ранним картинам свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка».
Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Одним из самых знаменитых полотен великого русского живописца являются картины по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И.Е.Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.
Смерть. Памяти художника
Творческое наследие великого русского художника Васнецова, биография, которого обрывается 23 июля 1926 года в Москве, занимает весомое место в истории национального художественного искусства. Память о художнике сохраняется благодаря открытию и функционированию четырех музеев: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Кирове и селе Рябово Кировской области. В последнем также находится памятник Виктору и Апполинарию Васнецовым – выдающимся деятелям русского художественного искусства.
Другие варианты биографии
- Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
Тест по биографии
Насколько хорошо вы знаете историю жизни великого художника?
Новая функция! Средняя оценка, которую получили учащиеся в школе за эту биографию. Показать оценку
Спасибо за лайк. Средняя оценка: 4.75 балла. Всего получено оценок: 4.
obrazovaka.ru
Общая характеристика творчества Васнецова. Виктор Михайлович Васнецов - "истинный богатырь русской живописи"
Похожие главы из других работ:
Башкирские народные танцы
1. Общая характеристика танцев
На праздниках знатоки народного творчества - сэсэны выступали не только в роли рассказчиков, но и пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Эти представления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи...
Великие создания мастеров Возрождения
Общая характеристика
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев...
Готический витраж. Обзор художественного наследия
1. Общая характеристика эпохи
Решающей гранью в переходе европейских стран от раннефеодального общества к сложившейся системе феодальных отношений является XI столетие...
Детские творческие клубы сегодня
1. Общая характеристика клубов
...
Духовная культура
2.1 Общая характеристика
Духовная культура - это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, и направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности...
Искусство импрессионистов
1. Возникновение импрессионизма. Общая характеристика творчества
На рубеже 18-19 веков в большинстве стран Западной Европы произошел новый скачок в развитии науки и техники. Индустриальная культура проделала огромную работу по укреплению духовных основ общества...
Культура просвещенного абсолютизма
Общая характеристика
Давая общую характеристику культуры просвещенного абсолютизма в России, необходимо отметить наиболее важные результаты этого времени, не исключая и недостатки. Известный российский историк Карамзин, а позднее и Ключевский...
Культура, традиции и обряды Кореи
3.1 Общая характеристика
Праздники и ритуалы годового цикла в современной Корее изменились в заметно большей степени, чем обряды жизненного цикла. По-видимому, это вызвано тем обстоятельством, что обряды жизненного цикла связаны с событиями человеческой жизни...
Особенности развития женского костюма XVII века
1. Общая характеристика эпохи 17 в.
Народный костюм является важным историческим источником, который несет в себе обширную информацию об эпохе, традициях, обычаях и нравах. Традиционный костюм тесно связан с экономическими и социальными явлениями жизни народа...
Роль и значение вагантов в культуре Средних веков
2.2 Общая характеристика творчества вагантов
В XX веке литературовед М. Гаспаров благодаря переводам сумел выделить стихи трёх представителей вагантов: Примаса Орлеанского, -стихи Архипииты Кёльнского, немного, а позже стихи Вальтера Шатильонского. Исследуя мир вагантов и их творчество...
Романский и готический стили западноевропейского средневековья
1. Общая характеристика периода
К началу 11 в. у большинства народов Западной Европы феодальный строй окончательно стал господствующим. Производственные и юридические отношения, государственное устройство, религия и культура приняли характерные средневековые формы...
Русская культура первой половины 18 века
1.1. Общая характеристика
Существует давняя традиция выделения XVIII в. как отдельного, целостного в экономическом, общественном и культурном отношениях. Мы говорим: культура Древней Руси IX-XVII вв., но мы никогда не включим сюда XVIII в. Это поистине "новый" период нашей истории...
Творчество великого русского художника Василия Ивановича Сурикова
Общая характеристика творчества В.И. Сурикова
С глубиной и проницательностью истинного историка и духовидца художник раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, внеземную логику ее движения, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола...
Традиция и обряд как формы сохранения культурных ценностей
1.3 Обряд: общая характеристика
Под обрядом понимается устойчивая совокупность отношений и действий...
Эволюция органического дизайна: от Алвара Аалто до Росса Лавгроува
1.2 Общая характеристика творчества Алвара Аалто
Выдающийся финский архитектор, скульптор, художник и дизайнер Алвар Аалто (1898 - 1976) провозгласил ведущим принципом проектирования архитектурных сооружений и предметов интерьера органичное единство формы и природного мира...
cult.bobrodobro.ru
Ю.А. Васнецов - мастер живописи и книжной графики
Ю.А. Васнецов - мастер живописи и книжной графикиДоступные файлы (1):n1.doc
Содержание
Введение 11. Биография Ю.А. Васнецова 3
2. Васнецов – мастер живописи. 4
3. Особенности изображения иллюстраций Васнецова 6
Список используемой литературы: 9
Приложение № 1 10
Приложение № 2 13
Введение
Юрий Алексеевич Васнецов (22 марта (4 апреля) 1900, деревня близ Вятки - 3 мая 1973, Ленинград, похоронен на Богословском кладбище Ленинграда) - русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор.Дальний родственник художников А. М. Васнецова и В. М. Васнецова и фольклориста А. М. Васнецова. В Петрограде обучался изобразительному искусству в различных учебных заведениях и у разных художников.
С 1928 сотрудничал с издательством «Детгиз», некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33. В его оформлении неоднократно массовыми тиражами издавались книги для детей - «Болото» Виталия Бианки (1930), «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) Корнея Чуковского, «Три медведя» Льва Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) Самуила Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С. Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П. П. Ершова, книги для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева и другие издания.[1.C.12]
С 1937 разрабатывал для ленинградских театров костюмы и декорации спектаклей по пьесам Максима Горького.
Автор поздравительных открыток (1941—1945).
В 1971 году по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок».
Заслуженный художник РСФСР (1946). Народный художник РСФСР (1966). Государственная премия СССР (1971).
В 1931 совместно с художником Н. И. Костровым совершил творческую поездку на Белое море.
Параллельно с книжной и станковой графикой всю жизнь занимался живописью, хотя публично ее почти не показывал, опасаясь обвинений в «формализме».
Ретроспективная выставка произведений Васнецова прошла в 1979 в Государственном Русском музее.
Васнецов известен как иллюстратор детской книги, чьи работы еще при жизни были признаны классикой книжного искусства. Художник выработал собственный стиль в графике, в основе которого лежит взаимодействие профессионального искусства с народным: лубком, примитивом и так далее.
Творчество Юрия Васнецова представлено в собраниях крупнейших российских музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Целью контрольной работы является рассмотрение творчества Ю.А. Васнецова.
В связи с поставленной целью определяется следующий ряд задач:
- Изучить биографию Ю.А. Васнецова.
- Рассмотреть работы Ю.А. Васнецова в области живописи.
- Выявить особенности изображений иллюстраций Ю.А.Васнецова.
1. Биография Ю.А. Васнецова
Ю.А. Васнецов родился в Вятке, в семье вятского священника. Мать вязала, вышивала, плела кружево. Сочетание кремового, болотной зелени, бледно-голубого в кружевоплетении могло служить уроком юному живописцу. Отцово влияние - другое: характер - упорство, в любом деле идти до конца, быть преданным, верным слову. Сёстры - от них доброта, жертвенность, любовь. Коля Костров, Женя Чарушин - художники-друзья на всю жизнь в Вятке и Ленинграде. С Аркадием Рыловым - академистом (учеником Куинджи) Юрий мальчишкой этюды писал, а потом в его мастерской в Академии занимался.Он делал отличные - нарядные и увлекательные - литографские эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах. В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к «Английским народным песенкам» С. Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке «Кошкин дом» (1947). Новый успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам «Чудодейное колечко» (1947) и «Небылицы в лицах» (1948). Васнецов трудился необычайно интенсивно, помногу раз варьируя дорогие ему темы и образы. Своеобразным итогом его многолетней деятельности стали широко известные сборники «Ладушки» (1964) и «Радуга-дуга» 1969 (см. приложение). В ярких, занимательных и остроумных рисунках Васнецова русский фольклор нашел едва ли не самое органичное воплощение, на них выросло не одно поколение юных читателей, а сам он уже при жизни был признан классиком в области детской книги. Между тем книжная графика составляла лишь одну сторону его творчества. Главной целью жизни Васнецова всегда были занятия живописью, и к этой цели он шел с фанатическим упорством: работал самостоятельно, занимался под руководством К. С. Малевича в Гинхуке, обучался и аспирантуре при Всероссийской АХ.
2. Васнецов – мастер живописи.
В 1932-34 гг. он создал несколько произведений («Дама с мышкой», «Натюрморт с шахматной доской» (см. в приложении №1) и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного «базарного» искусства, которое он ценил и любил. Но это позднее обретение себя совпало с начавшейся тогда кампанией борьбы с формализмом. Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и показывал ее только близким людям.Прирожденный художник является миру со своим языком и темой. Когда Юрия Васнецова спрашивали, какие его любимые краски, он отвечал неожиданно: «Люблю черную краску, она помогает контрастности. Охра - как золото. Английская красная нравится мне материальностью цвета».
Всё так, это краски, в древнерусских иконах обозначающие божественную энергию. Понятие о силе и материальности энергетического потока вошло в подсознание художника в храме при созерцании икон: его отец служил в Кафедральном соборе Вятки. Юрий Васнецов не любил теоретизировать, но, относясь к живописи серьезно, вдумчиво, он интуитивно и экспериментально шел к понятию «цветового тона» (тон - напряжение), добиваясь световых эффектов не пленеристических или импрессионистических, а заставляя светиться саму плоть живописи, фактуру, материал - цветной карандаш, акварель, гуашь, масло. Его цветовое пятно согласуется по силе света с соседними и рождается колорит глухой, бархатный, сдержанный, открытый, яркий, контрастный, разный, но всегда гармоничный.
Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки — все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для рисунков. Еще в детстве ему нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, любил кататься на коньках и пускать змея. Любимым словом Васнецова было «интересно».
«Рисуй, пиши, что любишь. Больше смотри вокруг... Нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность. Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай – пусть он будет цветок, но другой. Ромашка – и не ромашка. Незабудки мне нравятся своей голубизной, жёлтеньким пятнышком в середине. Ландыши... Когда я их нюхаю, мне кажется, что я король...» (Васнецов Ю.В. Из советов юным художникам)
Знакомясь с картинами Васнецова, мы попадаем в мир удивительно непосредственно выраженных чистых чувств. Многие образы навеяны впечатлениями его детства, проведенного в Вятке. Здесь всадницы, скачущие на деревянных конях карусели, катание с ледяных гор, сумрачные леса с насупившимися елями. И вместе с тем в живописи его нет яркой декоративности, звонкости красок, которые мы привыкли находить в иллюстрациях Васнецова к русским сказкам. Тут он строг, сдержан, лиричен. Поездка на Север в 1931 году окончательно убедила его в правильности выбранного пути. Он обратился к народным истокам, уже будучи искушенным в тонкостях современного живописного языка, что породило то явление, которое теперь мы можем назвать феноменом живописи Юрия Васнецова. Натюрморт с большой рыбой в полной мере свидетельствует о новых ярких тенденциях в работах Васнецова. На небольшом красном подносе, пересекая его по диагонали, лежит большая сверкающая серебром чешуи рыба. Своеобразная композиция картины сродни геральдическому знаку и одновременно народному коврику на стене крестьянской избы. Плотной вязкой красочной массой художник добивается удивительной убедительности и достоверности образа. Внешние противопоставления плоскостей красного, охристого, черного и серебристо-серого тонально уравновешены и придают произведению ощущение монументальной росписи. (См. приложении №1)
3. Особенности изображения иллюстраций Васнецова
Маленькие дети - главная аудитория, к которой обращался в своих работах народный художник РСФСР Юрий Алексеевич Васнецов. Его рисунки печатались едва ли не в каждом номере детских журналов; книги для малышей, которые он иллюстрировал, переиздаются помногу раз. Васнецов сейчас, пожалуй, самый популярный из всех художников советской детской книги. Повсеместное признание пришло к нему не так давно - где-то на рубеже 60-х годов, когда он уже без малого тридцать лет проработал в детской книге. Популярности художника способствовал огромный интерес к фольклору, к щедрости народного творчества, который вспыхнул в эти годы. Когда народное искусство широко вошло в современную жизнь, для всех стало ясно, что Васнецов - мастер, глубоко, самостоятельно трактующий мир фольклора. Его ясное, подлинно поэтическое творчество нашло дорогу к сердцам миллионов читателей. В 1970 году Ю. Л. Васнецов стал лауреатом Государственной премии СССР.
Васнецов не относился к числу людей, меняющихся под влиянием внешней художественной моды. Но его искусство пережило много внутренних «потрясений». В результате оно стало более мощным, цельным, убедительным. Ученик столь разных мастеров, как М. Матюшин, К. Малевич, А. Карев, Вл. Лебедев, Васнецов довольно быстро определил свою тему, свой жанр работы в искусстве. Живопись и детская книга - эти два увлечения проходят через всю его жизнь. И при всей очевидной «отдаленности» их друг от друга художник равно отдал им свое сердце. В книгах, начиная от «Трех медведей» (1935) до «Ладушек» и «Радуги», цвет интенсивен, звучен. Васнецов сознательно форсирует его силу. Но в этом нет никакой искусственности. Сам сызмальства лепивший и раскрашивавший забавные глиняные свистульки, воспитанный в любви к народному искусству, Васнецов, больше чем другие художники книги, чувствовал реальность, стоящую за небывальщиной и фантастичностью. Потому и не подходят художнику всякого рода красивые стилизации. Васнецов постоянно прибегал к поэтическим «сдвигам» и гиперболам. Он одевает своих зверей в чудные одежды, как дети наряжают своих любимых кукол. И всегда в самой крепости и уверенности рисунка, в конкретности происходящего действия, в подробностях сказочной обстановки есть особая убедительность, реальность вымысла. Так не может быть, но так могло бы быть. Недаром Васнецов нередко помещает сочиненные сцены в реальный пейзаж, вместе с тем полный тайн и волшебства. В медвежьей спальне, как умелый мастер, Васнецов ставит основательные добротные кровати, кот идет у него на задних лапах и с булкой под мышкой. Медведь, сильный и очень «живой», открывает пасть крокодилу. Во всех сценах есть нечто от старых русских потешных листов. Художнику удалось сказку сделать конкретной в деталях, и при этом она не потеряла своего привлекательного неправдоподобия.
Картинки Васнецова, по существу главное в книге. Они и есть сама сказка. Текст как бы сопровождает их. Не случайно художник так любил коротенькие веселые песенки и прибаутки, побасенки, ибо в его понимании книга для детей это, прежде всего книжка-картинка. Критика отмечает всегда «детскость» работ Васнецова. Это не значит, что его иллюстрации воспринимаются как вариации детских рисунков, речь идет об эмоциональном восприятии декоративности цвета, о фантастической реальности его работ. Для него, как и для его маленьких читателей, сказка дело серьезное, сама жизнь.
Юрий Алексеевич Васнецов создал яркий, неповторимый митр сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку. (См.приложение № 2)
Задумчивый лесной край, где родился и вырос художник, детские впечатления от ярмарки игрушек «Свистуньи» с нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными яркими петухами, конями оказали заметное влияние на его творчество. Многие персонажи рисунков Ю.А. Васнецова имеют сходство с образами, рожденными народной фантазией. Очень, например, похожи на дымковского коня кони на иллюстрациях к потешкам «Иванушка» и «Конь».
Чем ближе знакомишься с работами Васнецова, тем больше восхищаешься богатством его творческого воображения: так много животных нарисовал художник и все они очень разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде. На иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Алексеевич изобразил хоровод из девятнадцати мышат: у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков – мышат разноцветные рубашечки с пуговками.Много веселой выдумки, игры внес художник в иллюстрации к потешке «Кисонька». Сказочная мельница очень декоративна. Она украшена дугами, точками, волнистыми и ломаными линями. Крылья мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице живет симпатичный маленький мышонок. Он залез на подоконник и с интересом смотрит в окно. Вокруг мельницы растут удивительные волшебные цветы, которые так красиво освещены солнцем. Прянички Кисонька сложила в большую плетеную корзинку. Прянички белые, с красивыми узорами и очень аппетитные! Несмотря на то что в потешке ничего не говорится о том, кого встретил по дороге Кисонька, художник сам придумал и изобразил эту встречу.Очень большую нагрузку несет в работах Ю.А. Васнецова цвет. Часто от него так и веет радостью. А в иллюстрациях к потешкам «Скок-поскок» и «Конь» ярко-желтый фон не только передает картину теплого солнечного дня, но и усиливает восприятие образов, созданных художником. Хорошо просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно шагающих по мостику. Благодаря светлому фону мы видим их пушистую шерстку, любуемся кисточками на ушах.
Хотя на рисунках Ю.А. Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы, рожденные фантазией художника, близки и понятны детям, потому что он нашел художественную форму, наиболее точно отвечающую особенностям детского восприятия. Заключение Ю.А. Васнецов – замечательный художник – сказочник. Доброта, спокойствие, юмор характерны для его творчества. Его рисунки всегда праздник для маленьких и больших. Это мастер, тесно и органично связанный с традициями русского народного творчества и вместе с тем обогащенный опытом современной изобразительной культуры. Своеобразие Васнецова в том, что темы его картин и рисунков уходят глубокими корнями в национальный фольклор.
В своих рисунках для детей Ю.А. Васнецов талантливо объединил сказку и реальность. И чтобы ни происходило на этих иллюстрациях, это всегда что-то доброе и светлое, с чем не хочется расставаться ни детям, ни взрослым.
В иллюстрациях Васнецова, как в душе ребенка, живет простодушное восприятие мира, яркость и непосредственность, поэтому они для детей – как будто само собой разумеющееся, свое, знакомое. Для взрослого же эти рисунки – давно забытое счастье погрузиться в радостный, наивный, благожелательный мир, где так самозабвенно пляшет круглоглазый заинька, так уютно горят огоньки в избушках, домовито хозяйничает сорока, где мыши не боятся кота, а кот не собирается их есть, где такое круглое и нарядное солнце, такое синее небо, облака, похожие на пушистые блины.В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма. Но эти работы практически не были никому известны. Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в ГРМ (1979), и стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX в.
Всё в иллюстрациях и картинах Васнецова облюбовано и взято из жизни. Жизнь - сказка. Когда Васнецова спрашивали о самом дорогом подарке, полученном им, он отвечал: «Жизнь, подаренная мне жизнь». Юрий Алексеевич Васнецов умер в 1973 году в Ленинграде.
Список используемой литературы:
- Бенуа А. История русской живописи в XIX веке [Текст]/ А. Бенуа.- М.: Республика, 1995. -286с.
- Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художника [Текст]/ В.С. Мамонтов.- М.: Академия художеств, 1974. -156с.
- Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи [Текст]/ А.Г. Верещагина.- Л.: Искусство, 1998.- 274с.
- Островский Г. Рассказ о русской живописи [Текст]/ Г. Островский.-М.: Изобразительное искусство, 1989. -380с.;
Приложение № 1
Васнецов Ю.А. Дама с мышкой. 1932—1934 г.
Васнецов Ю.А. Натюрморт с шахматной доской. 1926—1928 г.
Васнецов. Ю.А. Рыба на подносе.
Приложение № 2
Иллюстрация к сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок». 1935.
Иллюстрация к книге «Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки». 1969.
Васнецов Ю.А. Радуга-дуга.
perviydoc.ru