Картина Дикая охота Александра Кестера. Картина дикая охота


ДИКАЯ ОХОТА | artlab.club

«Рейн весело течет, но его волны Должны слышать голос войны И лязг копий среди гор, И голос труб вдалеке; И храбрецы на окровавленной земле должны лежать, Потому что мимо пронесся Дикий охотник!»

(Вальтер Скотт «Дикий Охотник»)

Мифы Европы единодушно твердят, что в ночь на 1 ноября (или около того) по миру проносится великая и мрачная процессия. Немало написано о Дикой Охоте и легенд, и преданий.

Общее название – Дикая охота — встречается везде – Wild Hunt, Die Wilde Jagd, Wilde Heer, но есть и множество местных и/или более поздних названий, например, уэльское Cŵn Annwn (псы Аннона), Иродова охота, Каинова охота, гончие Гавриила, Асгардрейя (Аскерейя) и т.п.

В каждой местности, где встречается эта легенда, она так или иначе трансформировалась, адаптируясь к местным верованиям, и нюансов в описании Дикой Охоты великое множество.

У Дикой охоты описано множество предводителей, и мужчин, и женщин. В некоторых описаниях Дикой Охоты прямо или косвенно указывается, что ведет ее бог, в других описаниях предводитель Дикой Охоты – человек, вернее – бывший человек.

Скандинавы считают, что этой ночью сам Один во главе всадников скачет по небу со сворой лающих собак. Его свита носится по земле, пирует и разбрасывает мусор. Тот, кто на свое несчастье встретится с ними, немедленно отправится в другую страну. А кто по глупости заговорит с ними, обречен на смерть.

В сказаниях северной Германии их предводитель – женщина Хольда (Холде, Хулда, Холле и Холте) — богиня домашнего очага и материнства. В южной Германии ее традиционно называют Берта (Берхта, Перхта), в этой роли известна и скандинавская богиня Фригг.

В Мекленбурге считается, что Дикий охотник – богиня Фрау Гоуд, или Воуд. Это женская форма Одина. Она ездит на белом коне, а ее сопровождающие принимают облик собак и различных диких зверей. Появление богини всегда считается предзнаменованием большого счастья и процветания.

В Германии в ряде вариантов преданий упоминается, что впереди Охоты обычно едет старик по имени Честный Экарт, предупреждая: «Грядет Охота, отвернитесь, люди!».

Во многих случаях Охотником становится какой-нибудь человек, всегда, однако, имеющий отношение и к миру живых и к потустороннему миру, наделённый полномочиями Владыки Того Мира: например, иногда дикой скачке предводительствует король Артур – не живой и не мёртвый, принадлежащий двум мирам – миру живых и Аннону, иногда – бриттский король Херла, потерявший своё время после посещения свадебного пира короля потустороннего мира, иногда – Эдрик Дикий – женившийся на деве из рода Ши, потерявший ее по неосторожности, и снова нашедший после смерти. Среди этих героев и Роланд, и сэр Фрэнсис Дрейк, и Карл Великий, и Финн мак Кумал, и Дитрих Бернский, и Вальдемар Аттердаг, и даже некий Ян Тригигл, корнуэльский судья (17 век), сбежавший из Ада и возглавивший Дикую Охоту.

На севере Шварцвальда (Германия) расположена долина Мург, на ней часто появляется Дикий охотник в женском обличье. В одеждах, которые носили триста лет тому назад, с большой чёрной шляпой на голове женщина едет по полянам Черного леса или лунными ночами парит в воздухе. Она ездит верхом на черном коне, в сопровождении своры черных псов, выдыхающих огонь. Немцы считают, что это призрак графини Эберштайн, которую наказали за ложную клятву тем, что теперь она должна была вечно заниматься любимым делом.

В Шварцвальде и некоторых местах Франции Диким охотником называют также святого Губерта. Топот копыт демонических лошадей и лай его призрачной своры и часто слышали во время сбора урожая и на празднике святого Губерта. Четыре рыцаря в боевых доспехах на лошадях летят над деревьями и крышами домов.

Пройдя через Иной Мир и вернувшись обратно, люди – герои этих преданий – сами приобретают черты бога – повелителя Иного Мира, в том числе – одну из главных: способность открывать и закрывать границу между Иным и этим мирами.

Корнуоллский вариант Дикой охоты – собаки Дандо Дьявола, которые мчатся по земле или над землей и охотятся на души людей. В документах XII века говорится, что число охотников 20 — 30, что они верхом на черных лошадях и черных оленях. С ними черные собаки с ужасными блестящими глазами.

Жители Корнуолла уверяют, что по ночам в непогоду иногда слышатся звуки Дикой охоты, которые намного громче шума ветра и дождя. Они иногда считают, что Дикую охоту в этом графстве возглавляет лорд Тригигл. Как говорят, этот человек при жизни совершил все возможные преступления.

В Англии одним из символов Охоты является олень, непривычного для нашего мира белого цвета. Британия вообще имеет множество разных вариантов этой легенды. Дикая Охота в Англии известна как Herlathing, в честь мифического короля Херлы, посетившего свадьбу ребенка Короля Волшебной Страны. Другим широко известным предводителем Дикой Охоты был Кернуннос, великий рогатый кельтский Бог Природы.

В традиции Южной Англии, во главе Охоты находится другая рогатая фигура — Херне Охотник – Бог Дикого леса. Появление Херне, как полагали, предвещало большую беду. Когда Херне вел Охоту, люди прятали в домах свой скот и домашнюю живность, потому что считалось, что любое живое существо, найденное на улице во время Охоты преследовалось бы и было бы убито.

В Уэльсе Охоту возглавлял Аравн — валлийский Бог Иного Мира, также со сворой белых собак с красными глазами и ушами. Там же Гвинн ап Нидд, один из королей Волшебной страны, владыки Тилвит Тег, ездил на Охоту в сером плаще на белой лошади, и также в окружении своры белых собак с красными ушами. Среди предводителей упоминались еще один один из королей Аннона – Манавидан мак Ллир, короли фоморов, Бран Благословенный и многие другие.

У славян Диким охотником был Волх – одно из проявлений Велеса, а иногда – Семаргл в совем образе Волчьего Пастыря.

После Реформации и упразднения протестантами Чистилища Дикая охота стала уделом некрещеных умерших, особенно детей. Некрещеных нельзя было хоронить в освященной земле, их хоронили в северной части церковной ограды, где, как считалось, они оставались под землей. Они становились забавой для собак Дикой охоты, которые гнали их в ад.

В жизнеописании отца Бонавентуры есть записи о том, как отец Лесли совершил посмертное чудо: останки святого были захоронены на этом холме, после чего Дикого охотника там не видели и не слышали.

В нынешней Англии Дикого охотника со сворой безголовых собак иногда видят в Корнуолле на дороге к Дартмуру.

Прибытие Охоты всегда ужасно и сопровождается яростным шумом ветра и сверканием молний, треском ломающихся деревьев и звоном обрывающихся с подвесок колоколов. Появляется в окружении мертвых воинов сам Охотник, которого легенды и предания описывают по-разному: с рогами на голове, с черепом вместо лица или без лица вообще. И повсюду Охоту сопровождает свора адских псов, чей лай наводит ужас на людей и животных.

Один общий мотив характерен для почти всех областей: увидеть Охоту — к беде, она выступает предвестницей бедствий, время от времени даже таких большие событий, как война, и нужно стремиться избежать этой встречи любой ценой. Говорили, что смерть приходит в те жилища, над которыми зимними ночами лает свора Псов Аннона.

Путешественники в безлюдных местах при звуках приближения призрачного воинства старались упасть на землю, пряча в страхе глаза до тех пор, пока пугающая процессия не исчезала. Считали, что Охота не трогает тех, кто на неё не смотрит – и неудивительно – не за людьми охотится Охотник.

Несмотря на всю свою грозную и мрачную репутацию, Дикая охота – обязательный элемент Мирового цикла, готовящий природу к обновлению. Дичь Дикой охоты вообще упоминается нечасто, но у народов германского корня это чаще всего кабан или олень, у кельтов — олень или заяц. Все это жертвенные животные, которые символизируют возрождение, перерождение. Но главный предмет охоты – иной.

Считалось, что в течение года Грань миров пересекало множество душ, застрявших в Ином мире, Межмирьи. Наполняя Мир живых, эти духи активно использовали его энергию, уменьшая её количество и вынуждая живых испытывать энергетический голод. Если этот процесс не остановить, то весь мир, потеряв остатки жизненности, провалится в Потусторонье, а живые пополнят ряды скитающихся хищных духов. Поэтому каждый год, в ночь, когда ткань меж мирами особенно истончается, Владыка Порога проносится по Миру живых, ловя и загоняя обратно разбежавшихся мертвецов. Нелёгкая это работа – много душ пересекает Грань и все они должны быть возвращены в Иной Мир.

Поэтому не только опасности предвещала Ночь Охоты. Считалось, что человек, а точнее – маг, волхв, может присоединиться к Охоте, поучаствовать в ней, и быть награждённым за это дарами Силы. Именно это – чрезвычайно опасное, но и многообещающее мероприятие дало начало знаменитому ритуалу «Дикой Охоты», практиковавшемуся друидами как элемент посвящения – ученика заставляли перейти Порог между мирами и сражаться с духами, стремящимися овладеть его жизненной энергией.

Источник: www.enmerkar.com/myth/dikaya-oxota

artlab.club

Дикая охота это призраки умерших. Фото и картинки

Что такое «Дикая охота»

Издавна люди боялись многих природных явлений и давали им мистические описания. Со временем эти явления нашли своё объяснение и обоснование, и мифы немного отступили в сторону. Но не всем явлениям человек смог дать объяснение. И одним из таких явлений считается вереница существ, что проносятся по небу в преддверии великих бед и катаклизмов. Называется это Дикой Охотой или Диким Гоном – явление, когда призраки давно умерших скачут по небу в поисках добычи и спускаются на землю, чтобы её забрать.

Дикая охота фото

Происхождение и видовая принадлежность

Дикая охота появляется лишь в преддверии войн и катаклизмов. И она представляет собой объединение нескольких типов существ, что очень осложняет её классификацию. Установить, как она появляется тоже невозможно, известно лишь, чему она предшествует. В целом существа Дикой Охоты в своём подавляющем большинстве относятся к призракам, хотя есть и исключения.

Дикая охота мифология картинки

Легенды утверждают, что в преддверии катаклизмов, король собирает свою свиту со всего мира и отправляется на великую охоту за людскими душами. Те из людей, кого забирает дикая охота становятся его частью, поэтому среди её представителей можно увидеть людей из самых разных племён и народов, которые хоть и охотятся вместе, но охотятся сами по себе.

Внешний облик

Все упоминания о Дикой Охоте сходятся в одном и ужасно точны в этих сходствах. Сначала издалека доносится оглушительный вой, а затем по небу проносится вереница призрачных всадников в сопровождении ужасающе огромных гончих, которые хватают зазевавшихся людей и уносят следом за собой. Охоту всегда возглавляет король, описание которого идентично во всех рассказах об этом явлении – высокий, статный и полуразложившийся труп, что несётся вперёд на огромном белом коне.

Дикая охота миф

Существа, участвующие в охоте

Начинается Дикая Охота с гончих – огромных, размером с лошадь, собак, которые свои воем знаменуют приближение короля. Эти гончие весьма разнообразны, некоторые из них похожи на хаски, другие на адских гончих, в-третьих угадываются черты волколаков. Но все они подчиняются королю и строго следуют по избранному им направлению.

Следом за гончими двигаются загонщики, кто пеший, кто на конях. Они наиболее разношёрстны в Дикой Охоте. Их роль кажется незначительной – они привлекают внимание, приковывают взгляды, иногда гоняются за жертвами, но никогда им не позволяется убивать тех самых жертв. Вероятно, загонщики набираются их жертв предыдущей охоты, а на следующей уже предстают в качестве охотников.

Дикая охота описание и фото

Охотники. Наиболее призрачные фигуры, которые приобретают сходства и общие черты с королём. Если загонщики похожи на обычных людей, то охотники имеют следы разложения на телах. Они обладают правом убивать или задерживать жертв для короля, чтобы тот мог самолично оборвать жизнь наиболее лакомой жертвы.

Король дикой охоты. Наиболее разложившаяся и самая призрачная фигура в этом явлении. В описаниях упоминается, что плащ короля окутывает собой всю охоту и оставляет за ней долгий шлейф странного свечения. В легендах описывается, как «всадник бледный, на коне бледном», вероятно в библейской мифологии именно это описание и было присвоено одному из всадников Апокалипсиса «и имя тому всаднику, – смерть». Учитывая функции и условия появления этого короля перед людьми такая теория кажется очень правдивой.

Дикая Охота ужасающее и страшное явление, которое согласно летописям дважды проносилось по миру. Ужаса в изучение летописей добавляет осознание того факта, что упоминания о Дикой Охоте или подобном явлении встречаются повсеместно и даже датируются одним временем. Это явление собирает человеческие души и таким образом разрастается. Но ведь может быть и так, что вопреки устоявшемуся мнению Дикая Охота спасает эти души принимая в своё лоно и защищая от более ужасной гибели.

 

darkbook.ru

ДИКАЯ ОХОТА

 ДИКАЯ ОХОТА

Автор текстов о дикой охоте и псах дикой охоты- Shellir, Ниже также приведен  перевод Linnen c cайта http://www.druidism.ruНОВОЕ: Собаки в ирландской мифологии- Shellir. Иллюстрация к разделу: Дикая охота Одина Питера Николая Арбо (1862)

Всадники скачут от Нок-на-Рей, Мчат над могилою Клот-на-Бар, Кайлте пылает, словно пожар, И Ниав кличет: Скорей, Скорей! Выкинь из сердца смертные сны, Кружатся листья, кони летят, Волосы ветром относит назад, Огненны очи, лица бледны. Призрачной скачки неистов пыл, Кто нас увидел, навек пропал: Он позабудет, о чём мечтал, Всё позабудет, чем прежде жил. Скачут и кличут во тьме ночей, И нет страшней и прекрасней чар; Кайлте пылает, словно пожар, И Ниав громко зовёт: Скорей!  

 

...Итак - Дикая охота 

Cтрашна ночь, когда пронесётся, бесшумно ступая по воздуху, над городами и лесами, полями и реками, свора призрачных пламенноглазых псов, преследующих добычу. Страшна ночь, когда с воем ветра сплетётся звук рога и яростные крики загонщиков. Страшна ночь, когда Дикий охотник преследует свою дичь Легенду о Дикой охоте можно найти везде, где когда-либо обитали кельты и германцы, - то есть по всей центральной, части северной и северо-западной Европе, от островной Британии до Германии, и не вполне ясно, кто из этих двух народов является автором идеи. Общее название Дикая охота - встречается везде Wild Hunt, Die Wilde Jagd, Wilde Heer, но есть и множество местных и/или более поздних названий, например, уэльское Cŵn Annwn (псы Аннуина), Иродова охота, Каинова охота, гончие Гавриила, Асгардрейя и т.п. Кроме того, в каждой местности, где приживалась эта легенда, она так или иначе трансформировалась, адаптируясь к местным верованиям, и нюансов в описании Дикой Охоты великое множество.

 

Иногда в роли Охотника выступает бог Вотан, Гвин-ап-Нууд, Мананнан мак Ллир или Араун. Иногда фигурирует и леди: кельтская Ниав, дочь Мананнана, или германская Холле-Хель. В других случаях Охотником становится какое-нибудь полумифическое-полуисторическое лицо, всегда, однако, имеющее отношение и к миру живых и к потустороннему миру: например, иногда дикой скачке предводительствует король Артур не живой и не мёртвый, принадлежащий, по самой известной легенде о его смерти, сразу двум мирам, и миру живых и Аннуину, или бриттский король Херла, потерявший своё время после посещения свадебного пира короля потустороннего мира, или Эдрик Дикий женившийся в свое время на деве из рода ши, по имени Годда, потерявший ее по собственной неосторожности, и снова нашедший после смерти. Среди этих героев и Роланд, и сэр Фрэнсис Дрейк, и Карл Великий, и Финн мак Кумал, и Дитрих Бернский, и Вальдемар Аттердаг, и даже некий Ян Тригигл, корнуэльский судья (17 век), сбежавший из Ада и возглавивший Дикую Охоту. Иногда в описании Охотника фигурируют рога, но недостаточно данных, чтобы сказать, имеет ли он отношение к Кернунну или другим рогатым богам кельтов, или же это просто христианские представления о том, что Охотник это сам дьявол, а тот, как известно, обладает этой пикантной деталью внешности. С другой стороны, более поздний миф о Херне-охотнике из Виндзорского леса совершенно точно связан с рогатым хозяином лесов Британии. Дикая Охота появляется в темное время года, у кельтов где-то в районе Самайна, у германцев зимой, либо перед Йолем, либо во время Йольтайда.

По Афанасьеву, анализировавшему германскую версию мифа, Дикая Охота поэтизированные и мифологизированные представления о тучах и ветрах, грозах и снегопадах, приходящих в конце осени. Дичь Водана-Охотника звероподобные тучи, а сопровождают его псы, вороны и потерянные души nachtvolk (ночной народ), бич его блеск молний, ветер служит опорой копытам коней и раздувает его плащ. По Крису Кершоу и Отто Хёфлеру, Дикая охота отголоски архаичных обычаев мужских союзов у гэльских и германских племен, когда дружины воинов-зверей загоняли жертву-дичь. Сохранившиеся фрагменты похожих обычаев сохранились и в Британии, в форме мужских игр и шествий в районе осеннего равноденствия.

Но если немного абстрагироваться от чисто исторических корней образа, а анализировать только сам образ, можно выделить следующие общие черты Охоты.

1. Охота появляется в темное время года, когда жизнь отступает перед дыханием зимы. 2. Ей водительствуют божества, имеющие отношение к потустороннему миру и/или миру мертвых, либо же люди, побывавшие за гранью и уже не сумевшие полностью вернуться в мир живых. 3. Приходит охота со стороны смерти с запада или севера (ср. Слуа в шотландских верованиях). 4. На Дикую охоту нельзя смотреть умирает или исчезает встретившийся взглядом с Диким охотником; в некоторых версиях мифа умирает на месте, в некоторых разрывается псами, в иных превращается в загоняемого зверя, до тех пор пока псы не догонят его или пока не найдется иной зверь, в иных - просто присоединяется навечно к кавалькаде. 5. Дикая охота предвестник бед и смертей. Если проходит над домом несчастье входит в него; если охоту видят многие значит, и грядущая беда затронет многих.

С другой стороны, есть и ряд из нескольких значительных различий в германском и кельтском мире. У Германцев встретить Wodan Jagd не безусловно плохой знак. Тому, кто встречает Охоту в полях и лесах, а не под крышей дома, и найдет в себе храбрость поддержать охотничий клич Водана тот бросит часть своей добычи, которая при свете солнца превратится в золото и серебро. Поля же, над которыми заметили Асгардрейю, принесут в два раза больший урожай. Есть и ряд немецких морализаторских сказок, где Охотник жестоко наказывает неверующего или грешника, после чего тот исправляется. У кельтов же описания Дикой охоты больше сходны с описанием кавалькад сидов тогда понятно, почему она появляется в дни Самайна: этот праздник делит год на время, принадлежащее людям, время, когда они обрабатывают землю и пользуются ее плодами, и на время сидов когда поверхность земли принадлежит им. Охоте водительствует любой из королей Аннуина - но Аннуин это не только мир мёртвых, это потусторонний мир вообще, место постоянного владычества ши. Конечно, всегда есть шанс попасться засидевшимся в холмах ши под горячую руку, но риск тут больше быть увлеченным вслед за всадниками и более не вернуться домой. Ну и, разумеется, Охота не является причиной тех неприятностей, которые могут произойти, скорее всего лишь предвестником. У островных кельтов, например, были распространены убеждения о ши-хранителях семьи или местности, и о том, что если должно произойти что-то дурное, то дева-хранительница обязательно явится и предупредит: либо одним своим появлением, либо плачем, либо, для совсем уж непонятливых, озвучит прямым текстом.

И у кельтов, и у германцев есть древний бытовой мотив, соотносящийся в некоторой степени и с дикой охотой: осенний гон лучшими воинами-зверями племени жертвенной дичи. В Британии до сих пор сохранилась традиция игры молодых мужчин бег за вожаком. Все неженатые мужчины, способные бежать достаточно долго, убегают в лес за сильнейшим. Его не надо обгонять только следовать за ним, это своего рода имитация бега волчьей стаи. Нежелательно попадаться на их пути потому что могут весьма чувствительно побить, но, судя по некоторым обычаям-маркерам, - когда-то очень давно случайного встречного стая могла и убить. Наверное, именно тут лежит корень представлений о том, что встреча с Охотой несёт смерть.

Кроме того, следует различать архаичный пласт и наносной, христианский: если Охота представляет собой безусловное зло, и псы поднимают из могил души некрещеных младенцев, и гонят их, как дичь или если умирает на месте тот, кто видит охоту и душе его уж впредь заказан рай, или Охотник человек, не принятый ни адом, ни раем, или если на охоту можно глядеть, но она отступает перед молитвой, - то уж тут точно можно быть уверенным, что это христианские наслоения, прижившиеся на древней земле.

Отдельно можно поговорить о псах Дикой охоты. У германских народов, где не было особых верований, связанных с собаками, они фигурируют только постольку-поскольку, часто в немецких описаниях собаки даже не бегут впереди Wodan Jagd, а следуют ей. У кельтов же имелась разветвленная система верований о псах холмов, псах ши или вересковых псах с одной стороны, и призрачных псах - сторожах границ мира мёртвых и мира живых с другой. Именно поэтому о гончих Дикой Охоты у кельтов куда больше рассказов, нежели у других племён. Любопытно, что в разных районах псы принимают черты разных типов волшебных собак: они могут быть и бело-красными гончими Аннуина, и болотно-зелёными огромными псами холмов, и угольно черными огненноглазыми или безглазыми гримами - сторожами грани и вестниками смерти.

Ну и пару слов о дичи. Ясно, что потерянные - и, понятно, некрещеные или грешные - души в качестве объекта охоты - это уже христианские наслоения. Дичь Дикой охоты вообще упоминается нечасто, но у народов германского корня это чаще всего кабан или олень, у кельтов - олень или заяц. Все это животные жертвенные и символизирующие возрождение, перерождение и часто ассоциирующиеся с умирающими и возрождающимися богами.

_______________ Нокнарей - гора в графстве Слайго, увенчанная светлым камнем. По легенде, под камнем похоронена королева Медб.

Клот-на-Бар - имя возводят к Cailleah Beare, карге из Бэра. По легенде, она так устала от своей бесконечной жизни, что долго ходила по всей Британии, в поисках водоема достаточно глубокого, чтобы в нем могло утонуть ее бессмертие. Шагая с горы на гору, она нашла подходящее озеро на вершине Птичьей горы в Слайго; название ему Лох Йа

(с) Shellir, 2008

ПСЫ В КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИСтатья Shellir (2015)

Илл. Arush Votsmush (в заголовке) и илл. взятые из открытых источников в сети Интернет.

Псы (Madaigh, Cŵn) в кельтской мифологии - одни из самых мифологизированных животных, которые ассоциировались, как правило, с Иным Миром, Охотой и, реже, с исцелением. Конечно, у кельтов, как и у других народов, пес воспринимался как верный и преданный спутник человека, как страж и помощник, следующий за своим хозяином, куда бы тот не отправился. В мифах и легендах множество раз упоминаются псы, которые сопровождали богов и героев, великих королей и охотников, причем функции, которые выполнял такой пёс, могли быть очень разнообразными: они и охраняли дома, и сражались бок о бок со своими хозяевами, и помогали пасти стада, и охотились. С учётом того, насколько важным в кельтской культуре был мотив охоты, пёс воспринимался в первую очередь как гончий, неутомимо сопровождающий хозяина в его лесных странствиях, выслеживающий и преследующий дичь. Даже при том, что нередко на охоте использовались своры псов, но, тем не менее, всегда упоминается и "любимейший" или "лучший" пёс, принадлежавший тому или иному персонажу, и имена этих псов в изобилии сохранялись не только в старых легендах, но и в более поздних текстах: например, в Артуриане лучшим и любимейшим псом короля Артура названа Кавалль, а верным псом Тристана - Хасдент. В великой охоте, которую собирает Килух, чтобы получить в жены свою суженую Олвен, упоминается несколько лучших в мире псов, которые могут охотиться не только на обычную дичь, но и на дичь волшебную, на зверей из Иного Мира, и добыть для охоты этих собак, а также псарей, способных с такими непростыми животными справиться - одна из задач, поставленных перед героем.

Кстати, щенки от хороших родителей в кельтском мире были желанным подарком, достойным королей, и нередко при обмене дарами упоминаются щенки или взрослые животные, в том числе и когда дарами обмениваются короли людей и короли волшебного народа. Да и охотниками в мифах кельтов были не только короли земные, охотились и короли из иного мира и боги. Самый известный из богов, которого постоянно сопровождают псы кельтский Ноденс (Нуада), также с псами изображался Суцелл (континентальный галльский бог, близкий, по всей вероятности, к ирландскому Дагде), а кроме того богиня-хранительница морских путей Негалления, иногда сопровождает собака и Эпону. Гвин ап-Нудд, хозяин мёртвых и Дикий Охотник, также появляется в сопровождении своего любимого чёрного и огненноглазого пса Дормарха (Dormarch), наполовину реального, а наполовину сотканного из тьмы.

Раз уж речь зашла о Диком Охотнике, который приходит из Иного Мира, нельзя не сказать, что потусторонние псы важная часть кельтского мифа. Волшебные гончие, призрачные гончие, позже адские гончие появляются в историях и сказках, мифах и легендах чаще всего вместе с Дикой Охотой, преследуя свою призрачную дичь, или же загоняя тех несчастных, которые встречаются им на пути. Эти псы описываются, как правило, как чудовищные, выносливые, необычайно чуткие и сильные, от которых почти нет шансов спастись. Описывали призрачных псов по разному.

В более ранних легендах гончие из Иного Мира имеют ослепительно белую шерсть, и только уши и глаза у них красные (или огненно-рыжие; но вообще красный у кельтов цвет, связанный с потусторонним). В историях более поздних этих псов стали чаще представлять как черных цвета настолько глубокого, что даже темнота ночи кажется в сравнении с их шкурами лишь серой, и с огненными глазами и пастями, полными огня. Но кроме потусторонних гончих были и другие волшебные псы: рассказывали истории о ку-ши, псах ши, псах-из-холмов - огромных, размером с телёнка крупных собак, чья шкура была скорее зеленоватой, цвета травы, нежели черной или белой. Рассказывали о гримах (жутях) призрачных псах, стражах кладбищ и вестниках смерти, да и многие из малых фейри тоже с удовольствием превращались порой именно в чёрных или пятнистых собак. В целом, можно сказать, что белые псы в кельтском мифе это именно знак судьбы, а черные знак рока и смерти.

Кстати, связь с Иным Миром, призраками, потусторонними существами, духами подчеркивалась в мифах кельтских народов почти всегда, и собакам как приписывали возможность видеть потусторонних существ, так и самим превращаться в призраков, призрачных псов после физической смерти. В некоторых местах Британских островов лающий черный пёс (gaidhrin caointeach) периодически даже замещал образ баньши, своим плачем возвещающей смерть (так же как у других народов собака, воющая под окном или под дверью умирающего тоже возвещает приход смерти) Старые легенды о псах этой стороны и той стороны питали и продолжают питать многочисленные поздние истории, например, зная старые легенды Девоншира проще понять, почему собака смогла до смерти напугать сэра Чарльза Баскервилля из рассказа Конан-Дойла.

Кстати, при всей значимости собаки в кельтских легендах, они не были наделены каким-то особым, неприкосновенным статусом. Мясо собак, вероятнее всего ели (причем не только в жертвенных пирах, но и просто для утоления голода), описаны обряды гадания, когда прорицатель перед предсказанием должен был поесть мяса свиньи, собаки или кошки, собачьи кости нередко находят на дне жертвенных колодцев, а шкуры собак использовались в домах как подстилки (об этом пишет Диодор Сицилийский). В Трактате об Огаме сохранилось и позднее описание Огама Псов, где фигурируют сторожевые собаки, гончие, пастушьи и просто собаки.

Shellir, 2015

 

Дикая Охота

(перевод Linnen)

 

Тема Дикой Охоты является общей для Северной Европы и Америки, она сочетает в себе как языческие, так и христианские идеи, с повторяющимися элементами, например Адские Борзые.

Дикая охота ведет за собой мертвых в иной мир. В определенные ночи священных праздников можно встретить Охотника, который ищет свою жертву. Этот миф существует в Северной Европе и в Америке среди потомков европейских иммигрантов, в противовес средиземноморским и средне-восточным культурам, что не удивительно, так как на севере Европы, конечно, существовало земледелие, но также основой выживания северных народов была охота, особенно в зимнее время. Как гласят большинство легенд, это было и время Дикой Охоты. В некоторых мифах Дикая Охота происходила в канун Йоля, иногда в Саунь, иногда в Ночь Матери, а в Уэльсе в канун Майского Дня.

 

Дикая Охота, и тот, кто её проводит, известны под множеством имен:

  • Германия: Армия Вотана, возглавляемая Вотаном
  • Германия: проводится Хульд (Хольдой), состоит из некрещеных детей
  • Норвегия: Оскорей, возглавляется Одином
  • Франция: Семья Арлекина, возглавляется Арлекином
  • Нормандия: Дьявол
  • Дания и Швеция: Оденшакт, возглавляется Одином
  • Дания: Король Вальдемар
  • Англия: Дикая Охота, возглавляется Херне и Борзыми Габриэля (ссылка в Виндзорских насмешницах) или Ангел Смерти и Борзые Габриэля
  • Дартмор, Англия: Сэр Фрэнсис Дрэйк правит катафалком
  • Уэльс: Борзые Аннуна, под предводительством Гвин ап Нуда, появляются около Гластонбери Тор
  • Шотландия: Охота Артура ОБоуэра или Неблагородного Двора
  • Ирландия: Борзые Финна МакКумала
  • Ирландия: Охота у Лох Гур
  • США: Всадник без Головы
  • США: Всадники-Призраки в небесах

Описание охоты обычно одинаково:

Раздается сильный шум, лай собак и крики, затем черный всадник на черном, белом или сером коне проносится по небу со сворой борзых, а за ним спешит толпа духов. Иногда всадник без головы. Иногда, особенно в Верхней Германии, на духах можно заметить боевые раны или травмы от несчастных случаев. Пламя бьет ключом из под копыт и глаз животных, которые участвуют в процессии. Кони и собаки часто двух или трехногие. В процессии можно заметить и тех, кто умер недавно. Разъяренная толпа является угрозой для каждого, кто встречается ей на пути, но иногда от них можно получить и вознаграждение. Квелдалф Хаген Гундарссон Гром в горах Выпуск 7, зима 1992

В английской легенде охоту возглавляет Херне Охотник. Предположительно, Херне был смотрителем Виндзорского леса во времена Эдуарда Второго. Он спас короля, на которого напал олень, а сам умер в сватке со зверем. Херне оживили местные волшебники, а рога волшебным образом приросли к его голове. По другой версии из-за волшебников он теряет навыки охотника, вешается на дубе (знаменитый Дуб Херне) и обрекает себя вечно скитаться и мстить за свою жизнь. Рога и его имя, естественно, напоминают нам кельтского бога Кернунноса, но прямая связь не доказана.

В Англо-Саксонских Хрониках упоминания о Дикой Охоте появляются в 1127 году:Много людей видело и слышало, как скакало множество всадников. Черные охотники были огромными и омерзительными, и все их черные псы омерзительные и с широко открытыми глазами. Они скакали на черных конях и черных козлах. Это зрелище наблюдали в парке города Питерборо , а также во всех лесах от этого города до Стэмфорда, и монахи слышали, как они трубили в рог в ту ночь. Правдивый человек, что дежурил в ту ночь, сказал, что в рога трубили двадцать или тридцать мужчин. Это видели и слышали от великого поста до пасхи.

В версии Карты Уолтера (12 век) охотник Король Херла (вымышленный персонаж), саксонский король, который заключил договор с королем фейри, что он будет вечно молодым до тех пор, пока живет в холмах. Покинув холмы, он не мог спешиться с лошади, иначе мгновенно бы постарел. Вернуться в холмы фейри он тоже уже не мог. Таким образом, он и его люди были обречены скакать верхом вечно. Эта легенда имеет параллели с рассказами об Ойсине и Бране мак Фебале.

Похожие персонажи легенд о Дикой Охоте: Дикий Эдрик, Черный Воан, Кэллоу из Фэкенхема, Сэр Питер Корбет, Хэрри-ка-Наб, Старая Матушка Тьма, Грим, Абонд, Диана, Фрау Сельга, Галфора и Сатана.

В Америке существует ряд возможных вариаций Дикой Охоты. Первый вариант описан в истории Вашигтона Ирвинга Легенда о Сонной Лощине, где безголовый всадник своим появлением предвещал смерть. Как и другие глупцы, Икабод Крейн проигнорировал предупреждения соседей и встретился со Всадником без Головы, после этого его никто больше не видел (разумеется, в истории Ирвинга намекается, что тот просто сбежал в другой город). Еще есть песня в стиле кантри Всадники Призраки в Небе, действие в которой происходит на Диком Западе. И, наконец, есть рассказ Роберта Джонсона Адовы псы взяли мой след, где автор ссылается на историю о сочинителе песен, который продал душу дьяволу, чтобы стать великим гитаристом. Этот певец должен был бегать от гончих ада, что перекликается с темой Дикой Охоты. Братья Коэн также использовали эту тему в своем фильме О, где же ты, Брат?, где герои пытаются опередить охотников, которые, по сути, Дьявол и его команда, которые с гончими ада ловят сбежавших осужденных.

Mary Jones 2003 Перевод Linnen, 2008

И теперь, когда мы совсем по новому поглядели на дикую охоту, давайте вспомним о ней в кино и книгах.

Во-первых, совершенно правильно Di Redwitch вспомнила "Дикую охоту короля Стаха" - одну из самых готишных книг и картин советского периода

Действие картины разворачивается в конце XIX века в белорусском Полесье, куда приехал молодой ученый - этнограф Андрей Белорецкий, чтобы изучать народные предания. Он поселился в небольшом поместье Болотные Ялины, хозяйка которого Надежда Яновская - последняя представительница старинного дворянского рода - рассказывает Белорецкому о призраках этого дома: Маленьком Человеке, Голубой женщине и Дикой охоте, наводящей страх по всей округе - от нее погиб и отец Надежды. Согласно старинной легенде, дальний предок рода Роман Яновский предательски убил на охоте мужицкого короля Стаха, и тот перед смертью проклял его. С тех пор ни один человек в роду Яновских не умер своей смертью, а многие погибли от Дикой охоты. Белорецкий отказывается верить в эти средневековые суеверия и решает, во что бы то ни стало, разгадать тайну "Дикой охоты короля Стаха"..." Основан фильм к слову на книге белорусского автора Владимира Короткевича "Дикая охота короля Стаха". Ведьма рекомендует.  

www.wedma.fantasy-online.ru

Репродукция картины "Дикая охота" Александра Кестера

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Кёстера. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Александра Кёстера на натуральном холсте.

Александр Кёстер родился в 1864 году в Бергнойштадте. Его отец был владельцем чулочной фабрики. В 18-летнем возрасте своего сына он определил учиться аптекарскому делу в город Винтцхайм в Эльзасе. Но через три года Александр все же по своему желанию поступает в Академию художеств в Карлсруэ, в класс Карла Хоффа.

Будучи студентом, Кёстер зарабатывает на жизнь написанием портретов, но основной его интерес направлен на жанровую живопись.

После окончания учебы в 1896 году он вместе со своей семьей переезжает в курортное местечко Клаузен в Южном Тироле. Именно здесь он для себя открывает как объект изображения утиную стаю, и впоследствии неоднократно будет создавать картины, рисуя уток в различных вариантах. Когда в 1899 году он впервые представил свои работы с изображением уток в Берлине, получил прозвище «Утиный Кёстер» «Утиные» полотна пользовались у любителей живописи огромной популярностью; стоимость картин возрастала с числом изображённых уток.

За одну из «утиных» картин А.Кёстер получил золотую медаль на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе. За полотно «К берегу» был также награждён золотой медалью баварским принцем-регентом Луитпольдом Баварским.

Предложение преподавать в Дармштадтской школе он отклоняет, желая быть свободным художником. Некоторое время он арендует мастерскую в Мюнхене. В 1915 году открывает небольшое ателье в Диссене на Аммерзее, пишет преимущественно прибрежные пейзажи и цветочные натюрморты, создавая реалистичные, тщательные изображения.

Постепенно художественный стиль Кёстера изменяется, в последние годы жизни он отдает предпочтение импрессионизму, в конце концов совершенно отказавшись от детализации — перекрывая всё сильными, грубыми мазками.

Умер художник в 1932 году в Мюнхене.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям картин Александра Кёстера не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

«Когда писал сценарий, дрожал от страха»

При всей своей внешней кинематографичности, она редко кому из кинорежиссеров давалась. Но «Дикая охота короля Стаха», снятая в 1979 году, собрала по миру множество наград на всевозможных фестивалях.

Режиссер Валерий Рубинчик.

- Снять фильм по повести «Дикая охота короля Стаха» тогда мечтали, наверное, все белорусские режиссеры, - вспоминает Валерий Рубинчик. - Повесть Владимира Семеновича Короткевича «Дикая охота короля Стаха» сверкала в белорусской литературе, как бриллиант. Это было явление, о котором говорили все. Повесть столь необычна, столь удивительна и столь не похожа на все, что было написано в белорусской литературе, что ее читали все. Мысль о том, что нужно немедленно экранизировать, приходила сразу. И тут произошло чудо. Я снял фильм «Венок сонетов», который неожиданно для нас получил Гран-при на Всесоюзном фестивале, потом мы получили премию Ленинского комсомола Беларуси - я, оператор и художник. И после этого успеха мне предложили экранизировать «Дикую охоту».

Первый вариант сценария написал сам Короткевич. Но это был такой своеобразный литературный сценарий, который я адаптировал к кинематографической реальности. Многое из повести туда не вошло, причем это было сделано умышленно. Опущено было много детективных линий. Во главу угла ставилась, естественно, интрига сюжета. Но мы искали и высший смысл. Нам показалось, что мы его нащупали. Ведь было понятно, что такому писателю, как Короткевич, мало детективных перипетий, там спрятана некая тайнопись, иносказание, которое нужно разгадать. Единственное, что я умышленно изменил, - перенес события, описанные в повести, лет на 20 вперед. Фильм заканчивается в первый день ХХ века. Мне казалось, что так будет острее для восприятия зрителем.

Хорошего человека ни уж, ни даже змейка не ужалят. На съемках документального фильма в Березинском заказнике. Примерно 1971 - 1972 годы.

- Как Владимир Семенович отнесся к вашему варианту сценария?

- У меня хранится вариант сценария с его пометками и комментариями - очень трогательными и некатегоричными. Это замечания по быту, по этнографии, потому что Короткевич был великий знаток истории, выдающийся интеллектуал. Там были любопытные замечания: «Вот эти господа пешком не пойдут, обязательно поедут на извозчике». Но он понимал, что превращение повести в фильм - очень сложная операция.

Но когда Короткевич увидел первую монтажную версию картины, когда зажегся свет в зале, он сказал: «Хлопцы, хто пойдзе за каньяком?» Хотя сам в это время не пил.

ЗАМОК В КИНО СОСТАВИЛИ ИЗ ТРЕХ ЗАМКОВ

- Приезжал ли Владимир Семенович на съемки?

- Нет. Мы снимали то в Западной Украине во Львовской области, то под Минском на военном полигоне в Уручье. А Владимир Семенович уже болел, и мы ему не докучали. Но когда он увидел картину, мне показалось, он был удивлен нашему старанию, нашему прилежанию, нашим усилиям творческим, организационным.

- Замок в Западной Украине? Почему не в Беларуси?

- Вообще, замок в картине состоит из трех замков - в кино все возможно. Задняя стена - это один замок, передний въезд - другой, ворота - третий. Но когда это все в одном массиве изобразительном, то кажется, что это один замок.

Удивительно, что самые страшные сцены с болотами, с Дикой охотой снимались на военных полигонах в Уручье, под Москвой в Алабино, где раньше существовал специальный кинематографический конный полк. На танковом полигоне под Минском у нас есть свои заветные местечки. Мы снимали нестандартно через специальную оптику, когда кони выглядят чудовищами. Это простые ухищрения оптического свойства.

- Если бы сегодня снималась картина, при нынешних технических возможностях, она была бы эффектнее?

- Вы имеете в виду компьютерную графику? Нет. Особенность «Дикой охоты» заключается в том, что при всей невероятности того, что в ней происходит, все реально. Поэтому, когда я смотрю какие-то сказочные американские картины, где летают корабли и прочее, мне не интересно, потому что это не имеет отношения к жизни. А мы должны были выдержать баланс между правдой, которая могла существовать в жизни, и, не хочу даже употреблять этого слова, мистикой. Никакой мистики. Потому что мистика - это выдумки. А у нас была правда. Так возникла тема убийства Дикой охотой лучших людей.

И татарин я, и ксендз! Короткевич с удовольствием снялся в двух эпизодических ролях в фильме «Хрыстос прызямлiўся ў Гароднi». В сцене с Донатасом Банионисом он на заднем плане. 1968 год.

- Но сейчас вашу картину относят к классике хоррора.

- Я сценарий писал на чужой даче под Минском. Надо было быстро заканчивать, кругом лес, ночь… В общем, я сидел на веранде и дрожал от страха.

ГЛАВНУЮ ГЕРОИНЮ ДОЛЖНА БЫЛА ИГРАТЬ КОРЕНЕВА

- А почему все исполнители главных ролей не белорусские актеры?

- Это случайно. Главную роль должна была играть, я вам признаюсь, Елена Коренева. Но она начала репетировать в театре у великого Эфроса и не могла выехать с нами во Львов. Я пригласил болгарскую актрису, которую увидел на фестивале, куда приехал с «Венком сонетов». В центре всего четыре персонажа. Бориса Плотникова я пригласил после выдающегося фильма «Восхождения» Ларисы Шепитько. Он, правда, стал лысеть к этому времени, и мы ему сделали маленькую накладочку по просьбе руководства киностудии.

И татарин я, и ксендз! Короткевич с удовольствием снялся в двух эпизодических ролях в фильме «Хрыстос прызямлiўся ў Гароднi». В сцене с Донатасом Банионисом он на заднем плане. 1968 год.

- Картину отметили на многих международных фестивалях.

- Мы были потрясены, что фильм пошел по миру, получил призы в Монреале, Париже, Бельгии, Брюсселе, Триесте.

- А вы ездили за призами?

- Нет. Я вообще о них узнавал из газет. Помню, открываю газету «Правда» и читаю: «Белорусский фильм «Дикая охота короля Стаха» получил гран-при в Брюсселе». Однажды меня командировали с фильмом в Румынию, а потом я побывал с ним даже в Канаде.

- А Короткевич тем более нигде не был с фильмом?

- Он вообще был занят другими вещами. Он занимался литературой. Однажды мы с ним и композитором Глебовым были приглашены в военное училище под Минском. Смотрели картину, обсуждали ее, потом мы пошли в сауну. Казалось, что впереди еще огромная жизнь, что мы еще сто раз увидимся… Оказалось, что жизнь не такая длинная. Помню еще момент: иду по городу, возле театра имени Я.Купалы сидит Короткевич в своей беретке, плаще. Он, в общем-то, как всякий интеллектуал, был одиноким человеком. «Здрасьте - здрасьте. Пойдемте ко мне, посидим, выпьем» Я чего-то тогда засмущался, отговорился, что должен ехать на студию. «Вот жалко!» И тоже казалось, что после такой встречи на ходу будет еще множество возможностей встретиться, поговорить.

Чтобы застолбиться в истории, надо побывать в Столбцах. 1967 год.

Однажды он написал на меня эпиграмму и гордился тем, что она мгновенно переводится на русский язык.

Рубінчык гэта галава

Дазвольце мне сказаць аб гэтым

Ен схараніў у “магіле льва”

І сатварыў “венок санетаў”.

Он очень точно охарактеризовал то, чего я сотворил и что я схоронил.

Потом он мне передал сценарий по такому замечательному белорусскому писателю Ядвигину Ш. Сценарий был замечательный. Я тогда почитал его и подумал: да, можно как-то сделать… А вскоре Владимира Семеновича не стало.

В парке с легендарной Павлинкой, в которую был безответно влюблен Янка Купала! Павлина Меделка специально пришла на свидание к автору нашумев- шего романа «Каласы пад сярпом тваiм». Предположительно, 1966 год.

- Удачных экранизаций по Короткевичу очень мало.

- Короткевич - сложный автор. На обсуждении после премьеры в Доме актера в Минске кто-то спросил Владимира Семеновича: «В ваших произведениях люди куда-то бегут, сражаются на дуэлях, фехтуют, скачут на лошадях. Вы что, так представляете себе жизнь?» Короткевич на меня посмотрел и говорит: «Нет. Я трохі прыдурваюся”. Тем самым он очень точно выразил двойное дно своих произведений. Он настоящий глубокий писатель. А все эти приключения, загадки, мистика нужны были для того, чтобы быть признанным, услышанным, прочитанным. Короткевич понимал, что иначе его философские эссе останутся в столе.

А жеребята, как и люди, любят черные сухарики! Возле деревни Друя в 1973 году.

ИЗ АРХИВА

Короткевич любил угощать друзей черными сухариками с солью... ...И дарить дружеские шаржи

Будь судьба к Владимиру Семеновичу ласковей, наш любимый писатель вполне мог бы отмечать свой 80-летний юбилей в кругу друзей и сам ответить на многие вопросы, которые до сих пор остаются тайной для исследователей.

Вместе с сотрудницей Белорусского государственного архива литературы и искусства Татьяной Кекелевой мы сидим под старинными сводами хранилища, доставая из больших конвертов стопки черно-белых фотографий.

- Большинство снимков в наш архив передал сам писатель. Некоторые из них стали хрестоматийными, попали в книги, но многие нигде не публиковались, - рассказывает Татьяна Викторовна.

Кекелева показывает одну из фотокарточек. Владимир Семенович на перроне железнодорожного вокзала в Столбцах под часами. Стрелки показывают семь часов - то ли вечера, то ли утра. На обратной стороне надпись: «Ужо застаубiуся у гiсторыi». И дата: «Май 1965 года».

- Но это не почерк Короткевича, - огорошивает меня собеседница. - Вот только кто позволил себе такую шутку?

Действительно, кто? Попутчик-фотограф, будущая жена, друг?

Звоню Анне Хоровец, которой довелось в 1963 году вести переговоры с классиком. Короткевичу шел тогда тридцать третий год, ей было на 10 меньше.

Анна Дмитриевна охотно вспоминает:

- Наш архив тогда только зарождался. Мы, три сотрудника, получили приказ - собрать творческое наследие наших мэтров: их фотографии, рисунки, переписку. Послали пригласительные письма. Владимир Семенович на приглашение откликнулся, написал заявление. Но прошел еще почти год, прежде чем мы получили первую партию его рукописей. Однажды сидим в Союзе писателей на каком-то вечере - уже и не припомню точно, чему он посвящался. И вдруг чудо: сам Короткевич подходит к нам и говорит: «Дзяучаткi, хачу вас пачаставаць». И достает из портфеля, потертого, старого, похожего на портфель Жванецкого, горсть черных сухариков с солью. До чего ж вкусные это были сухари, которые он сам делал!».

Очаровательная фигура неизвестной красавицы. Короткевич не подписал свой рисунок, оставив исследователям очередную загадку.

Черные сухари из рук классика - это почти как пропуск к нему в дом. Хоть и не пуд, но грамм соли съели вместе. Сотрудничество наладилось. «Аддаю 10, а мо, нават, i болей фотаздымкау», - написал писатель на втором заявлении. И подарил архиву помимо рукописей аж 44 фотографии. В том числе и довольно забавных: выталкивает из воды автобус, пробуется на роль татарина и ксендза в фильме «Хрыстос прызямлiуся у Гароднi».

…Владимир Короткевич умер 25 июля 1984 года. Писатель отправился в путешествие на плоту по Припяти вместе с художником Петром Драчевым и фотографом Валентином Ждановичем. Во время путешествия ему стало плохо - открылась язва. Писателя привезли в Минск, где он скончался.

Владимир Короткевич имел дома личного медведя?.ВИДЕО: Людмила СЕЛИЦКАЯ, Валентина ДЕРЖАНОВИЧ

www.kp.by

Дикая охота - это... Что такое Дикая охота?

Дикая охота — миф, имевший распространение в Германии и Британии, но известный и в других странах, относится к скандинавской мифологии.

История

В средние века миф о Дикой Охоте был распространен в основном в Германии. Считается, что миф распространялся «по стопам» христианства. В более поздний период миф о Дикой Охоте был зафиксирован также в Ирландии, Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии. Отголоски легенды были зафиксированы в Англии в 1950-х годах, как вариант о «Роге Дикой Охоты».

Содержание мифа

Дикая Охота — группа призрачных всадников-охотников со сворой собак. Происхождение легенд о ней несет норвежские мифологические корни.

Согласно скандинавской легенде, бог Один со своей свитой носится по земле, собирая души людей. Если кто-либо встретится с ними, то попадет в другую страну, а если заговорит, то погибнет. В Британии бытует версия о том, что охоту возглавляет король или королева эльфов, они могли похищать встретившихся детей и молодых людей, которые становились слугами эльфов.

В фольклоре Северной Германии призраками предводительствует женщина Холда (Холте, Холле, Хулда или Холде) — богиня материнства и домашнего очага. В Южной Германии она известна под именем Берта(Берхта, Перхта), а в Норвегии — как Фригг. Она стережет души некрещеных детей[источник не указан 583 дня] и связана с Луной, отождествляется с римской Дианой.

Призраки наказывают порочных и ленивых. Если оставить пищу перед дверями, то призраки съедят её, но пища снова появится перед тем, как кавалькада духов двинется дальше. Считалось, что некрещёные умершие, особенно дети, становились забавой для собак Дикой Охоты, которые гнали их в ад.

  • В Средние века считалось, что в свиту входят ведьмы и их возглавляет Геката, богиня тёмной стороны Луны, покровительствующая ведьмам.
  • По другим сведениям, Дикой Охотой руководит Фрэнсис Дрейк, которого видели в сопровождении безголовых собак и демонов на просторах от Тевистока до Плимута. Призрак национального английского героя находился в карете или на катафалке.
  • В корнуоллском варианте легенды Дикая Охота — это свора собак Денди Дьявола.
  • В документах XII века указывается, что количество всадников равно 20—30 и то, что они верхом на чёрных оленях, либо на вороных лошадях, со страшными чёрными собаками.

Предводитель охоты

В разных странах разные личности и мифологические существа считались предводителями процессии Дикой Охоты.

Также предводителя нередко отождествляют с Дьяволом.

Миф в мировой культуре

В фэнтези

Мотив дикой охоты довольно часто используется авторами фэнтези. Среди них:

В музыке

В играх

Компьютерные игры Morrowind (аддон Bloodmoon), Darklands,Skyrim используют мотивы дикой охоты.

В настольной ролевой игре Dungeons & Dragons Дикая Охота была введена в виде двух NPC (Предводителя и Гончей Охоты) в книге-расширении Monster Manual V.

В книгах и играх по мотивам книг Анджея Сапковского «Ведьмак» присутствует Король Дикой Охоты, бессмертный призрачный жнец, олицетворяющий саму смерть. Однако к концу книжной серии/во второй части игры выяснянется, что это эльф, который приходит со своей свитой из другого мира астрально, похищая людей и делая из них рабов. Он со своим воинством когда-то странствовал между мирами, покоряя их и уничтожая целые цивилизации; после Сопряжения Стихий полное перемещение стало невозможным, тем не менее Дикая Охота верит, что когда-нибудь они преодолеют барьер и отправятся навстречу новым завоеваниям.

См. также

Статьи

Литература

  • Jacob Grimm: Deutsche Mythologie. Olms-Weidmann, Hildesheim 2003, ISBN 3-487-09817-2 (особенно глава XXIV)
  • Otto Höfler: Kultische Geheimbünde der Germanen. Diesterweg, Frankfurt/M. 1934 (издан только первый том)
  • Otto Höfler: Verwandlungskulte, Volkssagen und Mythen. Wien 1973.
  • Claude Lecouteux: Das Reich der Nachtdämonen. Angst und Aberglaube im Mittelalter. Artemis & Winkler, Düsseldorf 2001, ISBN 3-538-07120-9
  • Hans Plischke, Die Sage vom wilden Heer im deutschen Volke. (Phil. Diss.) Eilenburg 1914
  • Friedrich Ranke: Kleinere Schriften. Bern, München 1971 (Bibliotheca Germanica; 12)
  • Katharine Briggs, An Encyclopedia of Fairies, Hobgoblins, Brownies, Boogies, and Other Supernatural Creatures, «Wild Hunt», с. 437. ISBN 0-394-73467-X
  • Jean-Claude Schmitt, Ghosts in the Middle Ages: The Living and the Dead in Medieval Society (1998), ISBN 0-226-73887-6 and ISBN 0-226-73888-4

Примечания

dic.academic.ru

Дикая Охота — зимняя традиция поминовения усопших

Поверье о неистовой свите экстатического божества распространено по всей Евразии и является достаточно древним. Конкретные проявления этой мифологемы разнятся от региона к региону и порой достаточно трудно выявить возможности общего генезиса, взаимных влияний или независимой конвергенции.

Впрочем, чаще всего видно как древние традиции, развиваясь долгое время независимо, вскорости вновь соединялись в общий легендариум, временами словно вспышками освещая древний пласт, а спустя время вновь расходились, чтобы сойтись в уже изрядно изменённом христианством и крестьянским бытом традиционном сознании европейцев XVIII-XIX веков.

Вот так и вышло, что легенды о Дикой Охоте сплошь и рядом пересекаются с легендами о Неистовом Ловчьем, который хотится на мавок и лесных духов, и, кроме того, имеют мощные пересечения со святочной зимней обрядностью, которая полна собственными мифами и поверьями. Наконец, народные приметы регулярно связывали с этой легендой то зимнюю бурю, то метель, то крики перелётных птиц, чем не преминули воспользоваться фольклористы девятнадцатого века (в частности, Хёфлер). Иные мифоведы возражали, что эти поверья имеют подчас куда более мифологические отсылки на культ предков и сказания о неупокоенных мертвецах, и не могут быть объяснимы природными феноменами (см. Х.Эллис-Дэвидсон, с. 172)

Видимо, пора бы и нам углубиться в эти материи.

Начнём со святочного фольклора.

http://асатру.рф/index.php?id=122Действительно, Отто Хёфлер (Otto Höfler) в своей работе «Verwandlungskulte, Volkssagen, und Mythen», решительно выдвигает идею, что многие из средневековых описаний Дикой Охоты / Неистового Полчища (wutendes heer) были фактически описанием ритуальных народных процессий.Тот факт, что Предводитель охоты появляется и днём и ночью, вызывая на городских улицах тот же страх, что и у одиноких путешественников в тёмном лесу, может поддержать эту версию, равно как и описание персонажей Масленицы в Нюренберге XVI века: «Дикое полчище, очень странные фигуры, рогатые, с клювами и хвостами ... рев и крики ... сзади, на черном, диком коне, фрау Хольда, Дикая Охотница, трубит в охотничий рог, размахивая кнутом». Вульпий (Vulpius) также называет это шествие «das wuthen de Heer» («Meissen», p. 124).

Подобные процессии в Тироле, такие как Перхтенлауф (Perchtenlauf), описаны J.V. v.Zingerle в 1857г.:

«Перхтенлауф — это своего рода процессия в масках. Маски эти назваются «Перхты». Они подразделяются на красивые и уродливые .... красивые перхты часто раздают подарки. Они идут радостно и с громкими криками, пока между ними не появляется сама Дикая Перхта. Когда среди них возникает этот дух, игра приобретает опасный оборот.Распознать появление Неистовой можно по тому, как дикие ряженые начинают шалеть и кидаться на нарядных. Тогда перхты начинают вопить и бегать друг от друга, в попытке добраться до ближайшего лучшего дома. Как только кто-либо из них оказывался под крышей, Неистовая больше над ним не властна. В противном случае Перхта может разорвать любого, над кем обретает власть.Даже сегодня можно увидеть места, где похоронены перхты, разодранные дикой свитой»(Sitten, «Bräuuche, und Meinungen des Tiroler Volkes», in Höfler, p. 59).

ряженые "перхты": одни — в нарядных народных костюмах, другие — в шкурах и страшных масках ср. традиционные и современные версии неистовых перхтовhttp://kavery.livejournal.com/1521647.html

Эта идея Сочельника как костюмированной игры–карнавала разрабатывается Christine N.F. Eike в статье «Oskoreia og ekstaseriter», где линия исследований Хёфлера развивается на норвежском материале. Там приведены взаимосвязанные сюжеты о группах вполне живых молодых людей, разъезжающих в Сочельник верхом, пьющих пиво, и рассказах о группах мертвецов, делающих то же самое.

Вообще, в скандинавских странах именно с Рождеством связана традиция Oskoreia или Julereia («жуткие наездники» или «Йольские наездники» соответственно). Кристофер Арнольд (Christopher Arnold) в 1674 году упоминает «не добрых и не злых духов, особенно много которых находится в воздухе накануне времени святого Рождества Христова; и называются они "Juhlafolker", то есть, "Народ Рождества"».Многочисленные именования этой кавалькады с корнем "Jul-" разумеется не имеют никаких христианских истоков, хотя сейчас это слово обозначает именно светлый праздник Рождества. На деле — это древний Йоль эпохи викингов, а в сущности, куда более древней. Время Середины Зимы : две недели поминовения усопших, время длинных ночей и битвы сил Тьмы с силами Света. С победой последних начиналось светлое время года и зима шла на убыль. Но именно эти дни — наиболее опасны.

Не даром, читая саги, сплошь и рядом видно как в эти дни происходит что-то зловещее. Начиная от бытовых убийств и поджогов, заканчивая настоящей встречей героя с представителями мира мёртвых.

Так, с именно в такую ночь сражался с неупокоенным дравгом Глумом богатырь Греттир. Были и иные мотивы подобных «рождественских встречь». Примечательно, что в Исландии мы не встречаем ни мотива птичьих стай, ни кавалькаду всадников. Зато если такой оживший дравг приходит в чей-то двор, его самое типичное занятие — оседлать конёк чьего-то дома и от души прокатиться на крыше, будто верхом. Учитывая, что внешностью и силой они часто сравнивались с троллями, немудрено что крыша приходила в полнейшую негодность. Но вот мотив всадничества здесь стоит отметить. Точнее сказать — наездничества...В упомянутых гуляниях ряженых такого акцента как правило нет.

Ещё примечателен рождественский обычай в Германии и Нидерландах трубить над колодцем.

Трубят в необычные трубы-рога Midwinterhoorn. Эта конструкция достигает длиной метра или даже полутора. А потребность дуть над колодцем объясняют сейчас необходимостью усилить звук. Но учитывая, что именно колодцы ассоциировались с небезызвестной Госпожой Хольде/Перхтой, то особенности этого обычая явно имеют и исходно-мифологическое объяснение.

примеры голландских Midwinterhoorn

В целом же упомянутый норвежский Oskoreia характерен своей трикстерностью.Шумная процессия нечисти и нежити скорее балагурит, чем угрожает чьей-то жизни. Они проносятся по посёлку, привнося беспорядок, могут затащить куда-то чью-то собственность, выпить в амбаре всю брагу или ещё как пошалить. Бьют в трещётки, звенят клинками, сопровождаются лающими собаками. Якобы этот же «йольский народец» проверяет на прочность конюшни, и если они неплотно прикрыты, то попав туда, нечисть не преминет вскочить верхом на бедных животных и проноситься по суше и небу всю ночь. Наутро лошадей обнаруживают взмыленными, потными и всклокоченными.Опять отмечаем важность мотива наездничества.

Julereia кисти Бергслина, 1922

Любопытна также северная рождественская традиция gå julebuk — «шествие святочного козла»: ряженые дети с «козой» обходят дома и попрошайничают. Популярна похожая традиция и на Украине.

Меж тем, забивать козла на зимние праздники привыкли и в архаической Греции. Участники надевали козлиные шкуры и вымазывали лица кровью жертвенного животного. Считается, что эта «трагедия» (буквально, "песнь жертвенного козла") и ей подобные народные мистерии породили античную драму.

Античность уместно вспомнить не только в связи с этим.

...Ведь именно тут всплывают мифы о разодранном неистовыми менадами Великом Ловчем Загрее. Здесь и небесный охотник Орион со своими Гончьими Псами, здесь и сама Афродита, гоняющая дичь по священным рощам.

Артемида с античной вазописи

Между прочим, её архаическая версия — ипостась самой Гекаты: богини потустороннего мира, мёртвых, колдовства, но и женских чар, менструации, материнства... Геката слыла воительницей и матерью, покровительницей кормилиц, попечительницей над женскими работами. Единая в трёх ипостасях покровительница перекрёстков и ночных дорог.Но всё это не делает её исключитеольной. Скорее наоборот, такой она куда ближе к традиционным богиням соседних народов чем рафинированная Артемида классической традиции.

1. Геката-Охотница со своим псом (http://www.theoi.com/Gallery/T16.5.html). 2. Геката трёхликая

Такая богиня весьма напоминает и скифскую Аргимпасу, и персидскую Анахиту, ирландскую Морриган и скандинавскую Фрию/Фрейю. Именно имя последней часто фигурирует в качестве предводительницы Дикой Охоты. Так же как и Перхта/Берхта и Холле. В поздних сказках Фрау Холле — это Госпожа Метелица.Она связана со снежной завирюхой, как и Один. Не даром у Андерсена упомянуто сравнение снежинок с небесным войском.Ведь согласно мифав Эдды, именно с Фрейей Один делит Вальгаллу и отдаёт ей половину своих Эйнхериев. При том что она же считалась предводительницей Валькирий.

Валькирии — демонические женские духи, чьё имя значит «отбирающие павших». В поэтичской вставке «Darradarljod» они носятся в небе, даруя одним победу, иным погибель, а в ознаменование своих трудов ткут в небе кровавое полотнище из людских кишок на ткацком станке из костей и черепов.В более поздних, рафинированных рыцарских балладах мы видим их уже как прекрасных ликом всадниц.

Однако, их давний эпитет «сумеречные наездницы» (myrkriður) отнюдь не подразумевает непременно летающих коней! Ведьм и великанш в эддических легендах также называют «ночными всадницами» («Harbardsliod» 8, 20) и «вечерними всадницами» («Helgakvida Hjorvardssonar» 9, 15), хотя все эти названия могут относиться к магическому обряду ведьминого «полета».

Исследования Н.Ганиной и Н.Гвоздецкой доказывают большую архаичность птичьего облика валькирий. Прежде всего, имеются в виду характерные героическому восприятию германцев и кельтов «птицы битвы» — во́роны.Опять же, поздние произведения описывают нам их часто как прекрасных дев-лебедей, а герой у одной из них крадёт оперение, что вынуждает её выйти за него замуж. И в целом, действительно напрашивается ассоциация с пушкинской «Царевной-Лебедь». Ведь он испоьзовал народный фольклор! Но эта рафинированная пернатая красавица на деле была куда более зловещей. В исходных мотивах герой искал встречи с ней себе на погибель. И эта древняя символика лебедя как сумрачной птицы Врат Преисподней сохранилась в финской «Калевале». Там фигурируют «чёрные лебеди Туонелы» — карельского Царства Мёртвых. Наскальные рисунки бронзового века Карелии подтверждают значимость такого образа.

Но если вернуться к измышлениям фолькористов о криках перелётных птиц (см. у Фейльберга и Ольрика), то их версия уже не кажется натянутой. Просто причина такой народной ассоциации вовсе не в том, что скандинавские крестьяне, дескать, вдруг приняли гусиные и лебединые крики за гиканье всадников, и так родилась легенда о Дикой Охоте. Напротив, именно птичьи стаи воронов, гусей и лебедей с давних пор воспринимались за вестников Мира Иного. И уже потом заново приросли к изменённой легенде средневековья.

В частности, сказочный мотив, что снег — это перина Госпожи Метелицы — явное позднее переосмысление. Но исходный компонент здесь виден. Белые перья и лебединый пух имеют здесь особое значение, и вовсе не являются бытовым обобщением от мещан времён братьев Гримм.

Итак, у нас уже упоминались предводители Неистовой Кавалькады.Это и бог Один/Водан (он же, явно, Сигурд-Молодец и Серобородый), это и король Херла, и конандойлевский Чёрный Хьюго, и даже сэр Френсис Дрейк. Впрочем, в поздних легендах континентальной Европы во главе процессии описывают чаще просто Сатану.Но популярна и версия женского лидера: тут нам и Фрейя, и Гуро Рюссерова (фактически, Гудрун Конезадая) и госпожа Годен, и Люси-Пряха, и фрау Хольда или Берта/Перхта...

Сразу стоит оговориться об отличии Госпожи Перхты.Именно с ней связывают некрещённых детей (***). В истоках явно подразумеваются непоименованные дети — умершие не включёнными в социум (или языком антропологии, не прошедшие обряд инициации). Они - её свита. Она же может и забрать ребёнка из семьи (не отсюда ли андерсеновский мотив похищения Кая некоей Снежной Королевой?). Сама она могла иметь полуптичий облик и оставляла птичьи следы.

Вот пересказ тирольской сказки про Прехту и её призрачную свиту.

«В святочные ночи на улицу крестьяне не выходят, но вот один мужичок выпил лишнего на празднике и пошел во двор подышать воздухом. Вдруг он услышал в небе голоса и увидел призрачное войско, которое состояло из душ некрещеных детей. Маленькие фигурки кувыркались в воздухе и тоненько щебетали что-то. Потом они приземлились недалеко от него. Вдруг он заметил, что одно маленькое привидение отстало ото всех. Оно запуталось в полах своей длинной рубашонки, и падало, сделав всего несколько шагов. Крестьянин поднял малыша на руки, подпоясал его своим ремнем, чтобы рубашка не свешивалась до земли, и подтолкнул в сторону предводительницы.Когда малыш дошел до неё, она ласково посмотрела на мужика и сказала: «Добрый человек, мое благословление твоим собственным детям. Пусть никогда не будут они в нужде!». Так оно и вышло: дети крестьянина всегда жили в достатке».

Упоминались выше разнообразные накладки друг на друга разных традиций раннего и поднего средневековья. Но повторимся, все они имеют давний и практически общий генезис.

Так, на Британских островах популярны многочисленные пересказы про именно призрачную охоту. Описание странной процессии, подобной охоте, сначала появляется в Англии, в хронике Питербороу («Peterborough Chronicle») в 1127 году.«Тогда вскоре после того многие люди видели и слышали охоту с множеством охотников. Охотники были черными, большими и ужасными, они ехали на черных лошадях и черных оленях. Их собаки были черными, широкоглазыми и ужасными. Их видели так же и в городе Берк (Burch) и во всем лесу от того города до Стэнфорда, и ночью монахи слышали звуки их сигнальных рогов. Заслуживающие доверия люди, слышавшие их ночью, сказали, что в этой процессии могло быть приблизительно двадцать или тридцать трубивших в рога. Их видели и слышали в период Великого поста Пасхи. Тогда они пришли; когда они исчезли, мы не можем сказать. Одному Богу это известно».

Трубящие в рога черные люди с широкоглазыми собаками вполне характерны для «Неистового Воинства», хотя хроника не дает определенного названия для этого явления. После этого описания, упоминание призрачной охоты не фигурирует в фольклорных сборниках вплоть до девятнадцатого столетия. Одинокие упоминания фиксируются в континентальной Европе XVI-XVII вв.

Якоб Трош (Jakob Trausch) пишет в страсбургской хронике 1516 года: «Не только в этом году, но также и прежде, за много лет до того, всякий слышал о явлении, называемом Wuetten-Hor — во всех странах, особенно в Эльзасе, Брейсгау (Breisgau), и в других местах. Видят его не только ночью, но также и днем, в лесу и в горах. Ночью призраки мчались по полям с барабанами и трубами, также и через город с громкими криками и с огнями ... во Фрейбурге (Freiburg) женщина видела своего мужа, который погиб на войне, и поэтому был теперь в этой орде, с разбитою головой. Когда она подбежала к нему, голова его отвалилась совсем».Поэма Ганса Сакса (Hans Sachs) «Das wutend heer der kleynen dieb» (1539) описывает Неистовое Полчище в ужасающих подробностях — с воронами, летящими над ним и клюющими глаза мертвых. Он рассказывает: «Там в хвосте был один человек, повесившийся в этот самый день — у него все еще были глаза, и он смотрел на меня».

В 1666г. швед Йоганнес Схеффис (Johannes Scheffes) упоминает ночное воинство владыки призраков в связи с Одином и отождествляет его с немецким Wutensher.

Нередко молва повествует о зловещей судьбе конкретного эсквайра, который за богохульство или охоту в праздничный день обречён отныне охотиться до самого конца света. Примером может выступить и жестокий кронпринц из легенды Рюгена, за свои зверства обречённый охотиться вечность.

Впрочем, подобные пересказы имеются и в землях Германии, и даже Франции. Во Франции, к слову, образ древнего Короля Харлы трансформировался в Шарлеманя — Карла Великого, а иной раз — в Карла Пятого, то есть Харля Квинса, ставшего таким образом Харлеквином, или попросту Арлекином. Но такая трактовка народной молвой предстаёт изрядной спекуляцией.Глава призрачной толпы порой именуется в немецких легендах Фридрихом Барбароссой, иногда — Дитрихом Бернским (реликтовый вождь готов Теодорих), а подчас и вовсе королём Артуром.

На Эльбе стоящую во главе Дикой Охоты женщину называют Fru Wode или Fru Gode;в Мекленбурге считается, что Дикая Охота является во главе с фрау Годен (Frau Gauden) (Lisch, «Mecklenburger jahrbuch», 8, 202-5). В Вестфалии упоминают персонажа «Hackelberend» — якобы реального охотника по имени Ханс фон Хакельнберг, почившего от яда кабана в середине XVI в. — но по версии братьев Гримм такое прозвище вполне может интерпретироваться как «носящий плащ» ("Hakolberand") и употребляться как очередное имя Вотана («Teutonic Mythology» III, p. 923).

В Северной Германии, Дании, и Швеции, Дикая Охота занимает всё более устойчивую позицию, заменяя Неистовое Полчище, описанное Схеффисом в 1600-ых; в Норвегии мотив именно Охоты практически неизвестен.

«Wilde Jagd» из Ростока (Rostock), описанный Flörke в 1832-м, наделена аспектами их обоих:

«...Дикая Охота, также называемая «Неистовым Полчищем», в Мекленбурге — явление, о котором я слышал много рассказов в детстве и позднее. Наши крестьяне ... были столь единодушны в страхе перед Дикой Охотой, что только с дрожью осмеливались идти на работу вечером. Сначала слышали лай собак, грубые и прекрасные голоса, сменяющие друг друга; по мере того, как они приближались, люди видели множество горящих углей, летящих по воздуху, и затем, если к тому времени люди не убегали, рев целого воинства, полный ужасающей ярости, лай, звуки охотничьих рогов, и среди всего этого — звук тяжелого дыхания.В пору моей юности это считалось совершенно обычной вещью, что они были древними рыцарями-разбойниками (raubrittern), не обретшими в могиле покоя; иногда скакавшими по небесам вместе со своими охотничьими собаками, которые сопровождали их и при жизни.

Некий благочестивый священник сказал мне, однако, что это не был не кто иной как Дьявол собственной персоной, с несколькими злыми ангелами, которые развлекались, пугая людей. Дьявол принял для этого обличье старого бога язычников Водана, в котором ему прежде поклонялись в этих странах, откуда также происходит название Wohl, который является искаженным от "Водан"».

Итак, в Новое время Водан/Один фигурирует в лучшем случае как кто-то из легендарных исторических вождей, в худшем — попросту как Сатана...

В «Local Traditions of the Quantocks» (Folklore XIX, 1908, p. 42) Уистлер рассказывает о том, как один человек «осмелился пересечь дорогу в темноте, и обогнал Дикую Охоту, когда она прошла у него над головой.И когда он посмотрел на нее, там был сам Дьявол в окружении собак и верхом на большой свинье.Что ещё хуже, дьявол остановился и заговорил с ним. «Славный малый, — сказал он, — хороши ли у вас посевы?». Человек страшно испугался, но зная, что он должен дать хоть какой-то ответ, ответил: «Эх, слава Богу, посевы достаточно хороши!» И это спасло его, потому что дьявол не может слышать имени Господа, отчего и он сам, и его собаки исчезли во вспышке огня».

В другой известной мекленбургской легенде, Охотник принимает участие в состязании по перетягиванию веревки с крестьянином, которого он встречает на пути, но человек достаточно умен, чтобы привязать веревку к дубу, так что Вод не может утащить его в воздух . «Ну, перетянул!» — сказал охотник, «многих людей, проигравших мне, я сделал своими, ты первый из тех, кто когда-либо одолел меня, и должен получить свою награду» . Он дарит крестьянину кровь и заднюю часть добытого им самим оленя, которые превратились в золото и серебро, когда крестьянин достиг своего дома (Grimm, III, pp. 924-925).

Во многих сказках о Дикой охоте описаны наказания тех, кто насмехается над нею, как в «Neuvorpommern», где «Перед мельницей стоял мальчонка-подмастерье, когда Дикая охота проскакала рядом.«Возьмите меня с собой!» – крикнул парень. «Пополам» – ответил Один, и как только он исчез, к порогу, где стоял парнишка, падает людская нога. И жуткий голос прокомментировал: "Hast du willt jagen Kannst ok mit gnagen!" - дескать, «Хочешь вместе охотиться – давай приобщайся к добыче!»Мельничный подмастерье ужаснулся и попытался избавиться от мертвечины всеми доступными способами, но у него ничего не получилось». (Jahn, «Volkssagen aus Pommern und Rugen», pp. 7-8). Варианты этой истории встречаются несколько раз в Северной Германии.

Помимо мотива Проклятой Охоты имеем и достаточно древний мотив Демонической Охоты за нечистью.Здесь сумрачный Ловчий как правило один со своим конём и собакой, иногда — с вороном.Очевидцам представали картины, как эта фигура вырывалась из ночи, преследуя очередную лесную деву, хюльдру или русалку. Всё в той же украинской традиции имеем аналог в виде мохнатого Чугайстра, который ловит и пожирает мавок. А если кто из путников ему поможет — того он одаривает.

Но, в сущности, древний Хозяин Потустороннего мира, догоняющий беглую представительницу его (возможно даже собственную дочь),— вполне представимый генезис.

Его героизированная версия у северных германцев — Брюнхильд/Сигрдрива, валькирия ослушавшаяся Одина, и за это им наказанная. Смертный сон в огненном кругу на вершине кургана — воистину величавая картина. Но она столь же рафинирована, как и прекрасная невеста Вёлунда в лебедином оперении. В древней версии Один должен был, по-видимому, растерзать ослушницу, если не съесть её — ведь тогда бы она переродилась по-новому и начала бы свою миссию заново.

Это вовсе не ведическая спекуляция: эддический цикл о неоднократно умирающих герое Хельги и валькирии Сваве/Сванхильд утверждает идею реинкарнации прямым текстом.

А скандинавский звериный стиль всего лишь напоминает нам о старинной мифологеме железного века: мифе о вечном возвращении, как назвал это Мирча Элиаде. Скифское, пермское и кельтское искусство относят нас к тому же мотиву: здесь мы видим многочисленные так называемые «сцены терзания».Это именно тот случай: через смерть обрести новую, более целостную жизнь.В древнейшей версии эту функцию исполняли существа мира Иного, несущие разрушение, гибель, но как следствие — обновление: грифоны, драконы или, в случае германцев, — тролли. В сознании комплексного общества (чифдом) возникает мотив неистовой свиты экстатического божества (ср. Шива/Рудра, Вайю/Вата, Дионис/Загрей etc.). Наконец, эпическое сознание раннегосударственной эпохи видит этот образ в неистовом воинстве предков-героев, оттачивающем своё мастерство в преддверии Последней Битвы Времён.Отсюда возникают социальные институты молодёжных воинских союзов, ведущих в лесной чаще демоническое существование (ср. Вёльсунги, факты из нартского эпоса аланов, проанализированные Ж.Дюмезилем). Отсюда и попытки выдавать себя за призрачную армию (харии у Тацита).

К слову сказать, мотив воина-демона, в зверином облике пьющего кровь своих врагов, — особенность именно северо-иранского и германо-скандинавского круга. И эти легенды фигурируют прежде всего в Восточной Европе, давая начало мифам о вурдалаках и вервульфах.Но это — уже совсем другая история...

tingvellir.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта