Алексей фон Явленский. Картины экспрессионистов
Алексей фон Явленский. Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины
Алексей Георгиевич Явленский. 1864-1941 г.
Немецкий художник-экспрессионист, русского происхождения.
Большая часть жизни и творчества русского художника-экспрессиониста Алексея Георгиевича Явленского связана с Германией, он даже добавил к своей фамилии аристократическую приставку «фон», при этом, официальных изменений в биографические данные не вносилось.
Родился Алексей Явленский 13 (25) марта 1864 в Тверской губернии, по одним источникам в Торжке, по другим – в Кузлово. Практически с детского возраста он начал обучение профессии военного, для чего был определен в кадетский корпус в Москве, а в 1887 окончил Александровское военное училище. Во время учебы понял, что его призвание – живопись, но порвать семейную традицию, и посвятить себя искусству, в то время не решался. С карьерой военного было покончено в 1896-м, в звании штабс-капитана он покидает крепостной пехотный батальон в Кронштадте, и вместе с гражданской супругой Марианной Веревкиной переезжает в Мюнхен.
Воинская служба не стала помехой для обучения живописи, – в 1890 Явленский зачислен в Академию художеств, а его преподавателем становится И. Репин; в его классе состоялось знакомство с будущей женой, а также созрело протестное настроение из-за недовольства системой преподавания. Художник увлекся Веревкиной, ее авангардным искусством, при этом Репин все больше терял в его глазах авторитет.
Художественное образование было продолжено в школе Ашбе, где состоялось знакомство с Кандинским, вскоре переросшее в дружбу.
В этот период Явленский ищет способы создать цветовую гармонию в своих произведениях, в работах превалируют темные тона, а приоритетные направления – пейзажи и натюрморты. Мюнхенский реализм, в стиле которого художник работал некоторое время, стал меняться в 1905 и, после знакомства с Матиссом, в работах появилось подражание Ван Гогу и другим французским живописцам. Начинаются поиски, связанные с областью цвета, но главное для него – это насыщение искусства эмоциями, т. к., по его мнению, это определяло искусство будущего.
После 1908 в стиле работ Явленского начинают появляться признаки индивидуальности, в цветовой гамме произведений ощущается самобытность, а художественная манера выделяется динамичностью и выразительностью линий.
В следующем году творческая биография художника пополняется очередным событием: совместно с группой единомышленников создается «Новое художественное общество – Мюнхен», где он и Кандинский – главные организаторы.
Внутренние противоречия Явленского, непрестанный поиск собственного пути в искусстве, достигли апогея к 1911, теперь его картины стали «полыхать» яркими красками, а сочетание цветов стало подчеркнуто резким, но зато, рождался художник нового стиля. Вскоре появились и его оригинальные «головы».
После распада мюнхенского художественного общества, Явленский становится участником «Синего всадника», и экспонирует свои работы на выставках группы.
В 1914, после начала войны художник перебирается в спокойную Швейцарию, и обосновывается в селении Сан-Пре. Для его творчества этот год знаковый: формируется художественная манера, мир его живописи не нуждается в конкретных деталях, а также подробностях. Обобщение образов он именует «вариациями», и производит их деление на пейзажи, натюрморты, и свое детище – «головы».
На стыке 1918-1919 гг., в картинах Явленского можно найти признаки кубизма, увеличивается линейность, а краски, еще недавно яркие и полыхающие, гаснут.
В 1919 художник окончательно прекратил отношения с Веревкиной, а с 1921-го и до самой смерти жил со своей возлюбленной – Еленой Незнакомовой, родившей ему в 1902 сына. Местом их постоянного жительства стал Висбаден.
Совместно с художниками-экспрессионистами, исповедовавшими общие ценности, Явленский создает в 1924 объединение «Синяя четверка», избравшее синий цвет как символ прозрения души, идеал свободы и человеческой мечты. Просуществовала группа недолго, но ее картины выставлялись во многих городах Германии и США. В этот период мастер продолжает «конструирование» голов и, уменьшая количество выразительных средств, добивается углубления их возможностей.
Наиболее важным, как в плане творчества, так и духовного совершенствования, считается последнее десятилетие жизни Явленского. Правда, это и время наиболее драматических событий, связанных с ограниченной возможностью писать картины (болезнь глаз, артрит), запрещение нацистов участвовать в выставках, конфискация работ.
Созданные в этот период произведения представляют венец его творчества, среди которых «Медитация» – серия портретов, исполненных в абстрактной манере, а также «Лицо Спасителя».
Умер художник в Висбадене в 1941, где проживал последние двадцать лет.
Смотреть картины Алексея Явленского
expressionists.ru
Франц Марк . Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины
Franz Marc. 1880-1916 г.
Немецкий художник-экспрессионист, символист. Организатор группы «Синий всадник».
Немецкий художник с еврейскими корнями Франц Мориц Вильгельм Марк родился 8 февраля 1880 в Мюнхене в семье юриста Вильгельма Марка, увлекавшегося пейзажной живописью. В раннем возрасте будущий художник помышлял о теологии, желая посвятить себя религиозной деятельности, затем почувствовал влечение к философии, поступив в 1899 в университет на соответствующий факультет, но к 1900-му осознал, что его призвание – искусство. Воплощение мечты началось со вступления в Мюнхенскую академию художеств.
Обучение в академии было полезным в профессиональном плане, но угнетало традиционными подходами в системе преподавания, и с посещением Парижа в 1903-м, Марк ощутил атмосферу истинного торжества искусства, открыв для себя импрессионизм, великолепие собранных в Лувре работ древних мастеров, а также японскую гравюру с ее линейной декоративностью. В поисках собственного стиля и сюжетов было увлечение модерном.
Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир; уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство, и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации. Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай, и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца.
После 1908, сюжеты произведений Марка все больше изобилуют образами лошади на фоне пейзажа, а к 1910, в его картинах появляются признаки, свидетельствующие о неуравновешенном душевном состоянии, что во многом было вызвано неудачами в отношениях с женщинами. В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке, и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы, и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник». Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле.
Несмотря на участие в выставке «Синего всадника» в 1911, творчество художника отличается от работ коллег-экспрессионистов, он не желает вносить в цвет и форму своих картин напряженную экзальтацию, и выдерживает романтическую линию в поисках идеала и внутренней гармонии.
В 1913, в интуитивном предчувствии грандиозных и трагических военных событий, Марк пишет картины, наполненные тревожными мотивами, его живопись становится более абстрактной и рваной. В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами; в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации.
Абстрактная живопись захватила художника в 1914, в последний год его творческого пути. Динамика развития его живописной манеры в этот период указывала на стирание порога реальности, и было заметно, что идет уверенное движение в направлении абстрактного искусства.
Сражение под Верденом не дало возможности Францу Марку осуществить творческие планы, и 4 марта 1916 он погиб с убеждением, что участвует в войне, способной принести духовное обновление не только себе, но и немецкой интеллигенции. Смерть наступила от осколка снаряда, выпущенного из орудия, принадлежащего стране, искусство которой задело в нем струны, сделавшие его истинным художником.
Смотреть картины Франца Марка
expressionists.ru
Куно Амье. Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины
1868-1961 г. Швейцарский художник и скульптор.
Швейцарский живописец Куно Амье стал известным в 1900-х, когда его возраст перевалил за тридцатилетний рубеж, и то что он заслужил статус пионера авангардного искусства Швейцарии, было результатом его упорного труда и непрекращающихся творческих поисков.
Будущий талант, проявивший себя в графике и скульптуре, но более, в постимпрессионистском жанре живописи, родился 28 марта 1868 в кантоне Золотурн, в семье Йозефа Игнаца Амье, занимавшего пост государственного архивариуса.
Первым учителем, посвятившим Амье в азы живописи, был Франц Буксер – известный швейцарский художник и путешественник. После этих занятий последовало обучение в мюнхенской Академии изящных искусств (1886-1888). Вместе с Джованни Джакометти, с которым Амье подружился в Мюнхене, и поддерживал теплые отношения всю жизнь, он продолжил учебу в Париже, в Академии Жюлиана. Здесь в числе его преподавателей были Пьер Боннар, Морис Дени, ряд других известных живописцев, но общение с набистами, практически не повлияли на творчество Амье, и он по-прежнему находился в фарватере импрессионизма.
Не воспринимая академической системы преподавания, в 1892 Амье примыкает к Понт-Авенской школе, и остается в художественной колонии до 1893-го. Здесь он мог лично наблюдать за работой Гогена, живопись которого оказала влияние на его стиль, а после знакомства в этом же году с символистом Ходлером, становится приверженцем и его творчества. Также кроме этих мастеров Амье получил много полезного от Поля Серюзье и Эмиля Бернара. Характерным моментом живописи этого периода является увлечение чистым цветом и упрощение рисунка («Бретонский прядильщик»).
Банальное безденежье вынудило Амье в 1893 возвратиться в Швейцарию, где художник продолжил работать в студии в Хеллсау.
В 1898 цюрихский Дом художника стал местом выставки работ Амье, его друга Джакометти и Ходлера; портрет последнего, был создан в этом же году. Кроме этих знаменательных событий, в жизни Амье появляется Анна Людер фон Хеллсау, а горы и сады, расположенные в окрестностях Ошванде – местности, в которой они поселились после свадьбы, становятся преобладающим сюжетом его работ. Двери этого дома были всегда открыты для людей искусства.
С наступлением 1900-го, в делах Амье наступает заметный подъем: на Всемирной выставке он становится обладателем серебряной модели, которую получил за созданную годом ранее работу – Richesse Du Soir. Также благоприятствует росту популярности художника его участие в различных выставках и конкурсах.
В 1906 на выставке в галерее Арнольда, немецкие экспрессионисты высоко оценили произведения Амье, а сам художник в одночасье превратился в ревностного приверженца группы «Мост». Благодаря его стараниям экспрессионисты провели ряд выставок в Швейцарии, а часть художников, стоявших некогда на «пассивных» позициях, пополнила ряды объединения.
Швейцария высоко оценила вклад Амье в развитие искусства страны: в 1919 он становится почетным доктором искусств Бернского университета, а в 1944 союз художников родного Золотурна избирает его почетным членом этого общества; в стране за ним закрепилось звание «швейцарского Боннара».
Пожар, произошедший в 1931 в Мюнхене в «Glaspalast» («Стеклянный дом») уничтожил 50 произведений Амье, которые считались украшением его живописи.
Умер художник 6 июля 1961 в Ошванде.
Картины Куно Амье
expressionists.ru
Альфред Кубин. Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины
Австрийский художник, писатель, график. 1877-1959 г.
Живописное искусство австрийского художника и писателя Альфреда Кубина примечательно тем, что его художественный стиль сложился путем органичного переплетения таких жанров как экспрессионизм, символизм, и сюрреализм в гротескной форме.
Родился Кубин 10 апреля 1877 в старинном чешском городе Литомержице (Лейтмериц) в семье придворного геометра. С юных лет в жизни Альфреда произошла цепь трагических событий, и смерть то забирала близких ему людей (мать, брат), то принималась манить и его к себе. После попытки самоубийства на могиле матери, умершей, когда мальчику исполнилось десять лет, отвоевывать его от зова «костлявой» удавалось лишь совместными усилиями врачей психиатрических лечебниц, а также друзей-художников.
Расставшись с детскими мечтами о военной карьере, а также бросив обучение профессии фотографа, в 1898 Кубин уезжает в Мюнхен, и после годичных занятий в частной художественной школе, в 1899 поступает в Академию художеств, где тоже надолго не задерживается.
В Мюнхене Кубин прожил до 1906, и за период пребывания в этом городе успел поработать в журнале «Симплициссимус», познакомится со многими выдающимися художниками, оказавшими значительное влияние на его живопись (О. Редон, Дж. Энсор, Э. Мунк), а также посетить ряд европейских городов.
В 1906 Кубин женится на сестре писателя Оскара Шмица – Хедвиг Грюндлер, и они отправляются в замок Цвикледт, расположенный в Верхней Австрии, чтобы найти здесь прибежище от шумного и суетного мира. Наступило время, когда художник смог полностью отдаться любимому делу, не расставаясь с миром иллюзии, и создавать на холстах собственные миры, в которых царили фантастические призраки, возникали комбинации всевозможных трагических событий, или же рождались апокалиптические галлюцинации.
В первых работах Кубина, исполненных акварелью, явно заметен символизм Редона, с его устрашающей и холодной манерой. Молодой художник осознавал свою неполноценность, галлюцинации были его постоянным спутником, и под воздействием этих факторов, содержание произведений постепенно становилось несколько отрешенным, символизм отступал, а на смену ему приходили эмоциональное напряжение и экспрессия. Показательны рисунки «Старый рыбак» и «Старая мельничиха», с их отвратительной обстановкой и специально деформированными фигурами героев, за счет чего нереальность картинных событий достигает апогея.
В 1907, после акварелей, выполненных под влиянием символизма Редона, Кубин отходит от этой линии, и кроме того, переходит на рисование пером. В этом году в его произведениях впервые появились волнообразные линии, и из-за того, что определить промежутки между фигурами почти невозможно, объекты и окружение сливаются практически в единое целое.
В графике Кубина раннего периода, наполненной ужасами, с их постоянными спутниками – тревогой и страхом, уживались и сарказм с иронией, даже определенное морализаторство, а изощренные галлюцинации давили на зрителя апокалиптическими мотивами невиданного масштаба («Приходит ночь, день убегает»). Градус мрачных предвидений в его картинах не ослабевал, и в 1910-м полубезумный провидец написал картину «Война», предсказав через образ безжалостного великана ужасающие события, которые начали сбываться через пару лет.
В 1909-м затворнический характер Кубина не помешал ему принять участие в создании «Нового мюнхенского объединения художников», а затем присоединиться и к «Синему всаднику» (1911), и эти события подчеркивают связь творчества художника с живописью экспрессионистов. Более всего, его образы и символы можно сравнить с теми, что создавали Мунк и Энсор.
В 1913-м Кубин в числе участников Осеннего салона; после этой выставки, посетив в 1914-м ряд европейских стран, художник постоянно находится в Цвикледте.
Мотивы обреченности, страх перед грядущими событиями – темы, благодаря которым Альфред Кубин снискал мировую известность; занимаясь иллюстрацией к литературным произведениям, он сумел достичь творческих вершин, раскрывая эти темы с помощью своего дара, сопряженного с крестом – «видеть» несуществующую картину, созданную путем слияния ирреального мира фантастики с реальностью.
Несмотря на то что с юных лет Кубин балансировал на грани жизни и смерти, предпринимая попытки самоубийства, его жизненный путь составил 82 года, и 20 августа 1959 он мирно скончался в Цвикледте, не заметив как его творчество обрело мировую славу.
Картины Альфреда Кубина. Часть 1.
Картины Альфреда Кубина. Часть 2.
expressionists.ru
Габриэль Мюнтер. Биография и картины
1877 — 1962 г. Талантливая немецкая художница, график, представительница экспрессионизма в живописи.
С мечтой стать художницей, Габриэль Мюнтер не особо везло, ведь эпоха, в которую ей довелось жить, ставила перед женщиной более прозаические цели, но судьбе пришлось отступить перед напором этой целеустремленной личности, сыгравшей не последнюю роль в развитии немецкого экспрессионизма.
Четвертый, самый младший, и наиболее любимый ребенок в семье зубного врача Карла Фридриха Мюнтера, появился на свет 19 февраля 1877. Габриэль, а речь идет о ней, родилась в Берлине, и все указывало на то, что ее судьба должна сложиться довольно удачно. Первая горькая «пилюля» пришлась на девятилетний возраст, когда умер отец Габриэль, затем через год покинул мир старший брат Аугуст, единственный, кто одобрял ее желание стать художницей, а в 1897 девушка осталась и без матери. Когда Габриэль и ее сестру Эмми в 1898-м позвали в Америку, она прекратила обучение в частной школе в Дюссельдорфе, где брала уроки рисования.
В Америке время делилось на велосипедные прогулки, создание рисунков, и фотоснимки, которые она делала подаренным на день рождения дорогим аппаратом.
Возвратившись в Германию осенью 1900, Габриэль поняла, что женщина-художник в этой стране, даже очень талантливая, будет испытывать постоянное противление общества, но «вирус свободы» уже крепко проник в организм, и в мае следующего года ее зачисляют в мюнхенскую школу Общества художниц.
Атмосфера Мюнхена захватила молодую женщину многообразием форм культурной жизни и, посетив однажды выставку общества «Фаланга», судьба Габриэль сделала крутой вираж. В 1902 она вступает в объединение художников этого общества, и в одноименной художественной школе приступает к изучению скульптуры, резьбы по дереву, и живописи с обнаженной натуры, которую преподавал В. Кандинский, сыгравший в ее жизни и творчестве наиболее значимую роль.
В 1903-м у Мюнтер и Кандинского завязываются романтические отношения, и на протяжении десяти лет они живут в гражданском браке. Творческие впечатления, полученные как в совместных поездках по ряду стран Европы и России, так и порознь, позволили художнице обрести собственный стиль, на который повлияли произведения фовистов, а также работы Ван Гога, Сезанна, и Гогена.
Лето 1908-го, совместно проведенное в баварском Мурнау, стало знаковой точкой отсчета в жизни и творчестве двух неординарных личностей. У Кандинского зарождалась эра абстрактной живописи, а Мюнтер очаровалась стилем Явленского, называя художника «французом». В 1909 она написала этюд «Слушающий», изобразив Явленского с такой силой обобщения натурной формы, что произведение может легко соперничать с работами наставника.
В личной жизни все складывалось менее радужно, и романтические отношения стали угасать, уступая место деловым.
В конце 1911-го Мюнтер покидает ряды НХОМ, активно занимаясь организационными мероприятиями по созданию альманаха «Синий всадник», правда, ее труд замечает только Кандинский, союз с которым все больше напоминает деловую сделку.
Цветовое, стилистическое, и композиционное построение картин этого периода отличается мелодичностью, даже изысканностью, но в плане темперамента несопоставимо с работами коллег-мужчин. Отчетливо демонстрирует этот момент полотно «Натюрморт с фигурами в стиле рококо».
К одной из творческих удач Мюнтер следует выделить использование ею техники живописи на стекле, популярной в Баварии в XIX-м веке, более известной как «крестьянский экспрессионизм». Эта техника увлекла и лидеров экспрессионизма, что благотворно сказалось на обогащении палитры этого направления.
Примечательно, что беспредметная живопись, в развитии которой Мюнтер сыграла не последнюю роль, нашла отражение в ее творчестве лишь единожды, и представлена в полотне «Абстракция».
Два летних месяца 1914-го Габриэль и «Вас» (Кандинский) проводят в Мурнау, а уже 3 августа, из-за начала войны, они бежали в Швейцарию.
В марте 1916-го работы Мюнтер экспонировались на выставке, были восприняты благожелательно на всех уровнях, автору было предложено вести мастер-класс в Берлине, в одной из художественных школ.
После расставания с гражданским супругом, Мюнтер живет в одиночестве, расстается с живописью, и до 1920, кроме Швейцарии, живет в Швеции и Дании. В феврале 1920-го художница возвращается в Берлин, но к творческой деятельности приступает лишь в 1927-м.
С приходом к власти фашистов, пересилив панический страх, Габриэль прячет все доставшиеся ей от Кандинского материалы в подвале собственного дома. Живопись по-прежнему остается смыслом ее жизни.
Послевоенные годы протекают для Мюнтер в добровольной изоляции, она много и увлеченно рисует.
В 1957-м художница передала Ленбаххаузу – мюнхенскому городскому музею множество своих произведений, а также все документы и ценности, хранимые в годы войны в подвале, что позволило историкам получить ясное и достоверное представление об экспрессионизме, и его главных действующих лицах. Среди картин, представляющих наибольшую ценность для галереи и, наверное, самой дарительницы, картина «Мужчина за столом», где изображен главный мужчина ее жизни.
Умерла Габриэль Мюнтер 19 мая 1962 в Мурнау, в доме, в котором когда-то мечтал провести последние дни жизни ее «Вас».
Габриэль Мюнтер. Картины
Ещё картины Габриэль Мюнтер
expressionists.ru