Скульптура Древней Греции. Картины древней греции
Художницы Древней Греции (глазами автора "Декамерона"): shakko_kitsune
"Художница". Фреска из Дома Хирурга, Помпеи, 50-79 гг. н.э. Изображена смотрящей на готовую станковую картину (у своих ног), раскрашенную герму и опускающей руку в ящик с красками
Картин от женщин-художников Древней Греции не сохранилось -- впрочем, как и картин мужчин (время уравняло всех).Однако уцелели их имена.
Их перечисляет Плиний Старший в своей "Естественной истории" (XL.147-148):
Писали и женщины:Тимарета*, дочь Микона, написала "Диану", которая на картине стариннейшей живописи находится в Эфесе,Эйрена, дочь и ученица живописца Кратина — "Девушку", которая находится в Элевсине**, "Калипсо"*, "Старика" и "Фокусника Теодора", "Танцовщика Алкисфена",Аристарета, дочь и ученица Неарха — "Эскулапа".Иайа из Кизика, старая дева*, во время юности Марка Варрона в Риме и кистью писала, и кестром на слоновой кости, преимущественно женские портреты, и в Неаполе написала на большой картине "Старуху", а также свой портрет перед зеркалом .
Pinxere et mulieres: Timarete, Miconis filia, Dianam, quae in tabula Ephesi est antiquissimae picturae; Irene, Cratini pictoris filia et discipula, puellam, quae est Eleusine, Calypso, senem et praestigiatorem Theodorum, Alcisthenen saltatorem; Aristarete, Nearchi filia et discipula, Aesculapium. Iaia Cyzicena, perpetua virgo, M. Varronis iuventa Romae et penicillo pinxit et cestro in ebore imagines mulierum maxime et Neapoli anum in grandi tabula, suam quoque imaginem ad speculum.
И ничья рука в живописи не была более быстрой, а искусство ее было такое, что по получаемой ею оплате она намного превосходила знаменитейших в это же время портретистов Сополида и Дионисия, картинами которых полны пинакотеки. Писала и некая Олимпиада, о которой упоминается только то, что Автобул был ее учеником. (Пер. Г. А. Тароняна)
Nec ullius velocior in pictura manus fuit, artis vero tantum, ut multum manipretiis antecederet celeberrimos eadem aetate imaginum pictores Sopolim et Dionysium, quorum tabulae pinacothecas inplent. Pinxit et quaedam Olympias, de qua hoc solum memoratur, discipulum eius fuisse Autobulum.
"Художница", фреска из "Дома русской императрицы", Помпеи, 1 в. н.э.______________
Самое интересное к этой цитате -- комментарии (взяты из этой публикации).
* Тимарета — упоминается только здесь и в XXXV, 59, где Плиний говорит, что Тимарета была дочерью Микона Младшего, которого отличает от Микона, афинского живописца и скульптора второй четверти и середины V в. до н.э.. Микон с этим прозванием «Младший» больше нигде не упоминается. (...)В датировке периода жизни Тимареты многое зависит от интерпретации выражения in tabula... antiquissimae picturae, которое здесь переведено «на картине (букв.: «на доске») стариннейшей живописи». Не очень ясно, имеется ли в виду архаическая (или — старинная) живопись или архаизирующий стиль: в первом случае Тимарета относилась бы к раннему времени (началу V в. до н.э.?), во втором — к более позднему (эллинистическому?). В других рукописях вместо antiquissimae читается antiquissimis или in antiquissimis. По такому чтению картина Тимареты находилась в Эфесе среди (в числе) древнейших картин. Но, по всей видимости, Микон, отец Тимареты, был назван Младшим потому, что жил после Микона, живописца V в. до н.э., а Тимарета писала в архаизирующем стиле и поэтому должна относиться, вероятно, к эллинистическому времени.По-видимому, картина Тимареты «Артемида» (Диана) была в храме Артемиды Эфесской в Эфесе, и поскольку Плиний говорит, что эта картина «находится» в Эфесе, т. е. еще существует, то, по всей видимости, она была создана уже после 356 г. до н.э. (когда начал восстанавливаться разрушенный пожаром предыдущий храм Артемиды Эфесской).
shakko: то есть, картина, написанная женщиной, храмовый образ -- грубо говоря, икона, находилась в величайшем храме Артемиды Эфесской (привет Герострату), об этом помнили. Да еще,возможно, она была в числе древнейших картин в этом храме.
Очень трогательно, что сохранились изображения этой художницы.Ее любили рисовать в средневековых рукописях за работой -- все это иллюстрации к Боккаччо "О знаменитых женщинах"В средневековой латыни ее имя писалось как Timarete, а еще как Thamar, Thamyris, Tamaris.Здесь она пишет, видимо "Диану" -- как ее представляли средневековые художники. Миниатюры из De mulieribus claris (BnF Français 599)
* Поскольку эта картина Эйрены находилась в Элевсине (см. в примеч. 3 к XXXV, 134), то обычно считают, что «Девушка» (puella) здесь означает «Кора» (см. примеч. 4 к XXXIV, 69), т. е. что Плиний неправильно перевел это слово с греческого.
shakko: Кора = богиня Персефона, а Элевсин -- это ее святилище, где мистерии. То есть опять важное произведение. А художницу зовут на самом деле Irene -- имя, популярное до сих пор.
Эйрена из того же манускрипта. Рисует на стене.
** Очень многие принимают «Калипсо» за имя художницы. Таким образом, текст читается так: «... в Элевсине. Калипсо написала Старика...» и т. д. (Эйрена написала Девушку, а Калипсо написала Старика, Фокусника, Танцовщика — произведения совсем другого жанра; может быть, Старик и Фокусник Теодор — одна картина, поскольку союз et «и» есть только здесь). Но при именах перечисленных в этом разделе других художниц указано «дочь» или «дочь и ученица» такого-то, Иайа — старая дева, об Олимпиаде Плиний говорит «некая», так как ему больше ничего не известно о ней. Более вероятно, что художницы Калипсо не существовало, и здесь перечислены названия произведений Эйрены.
* Иайа была, по всей видимости, греческой художницей, переселившейся в Рим. В Риме (и в Неаполе) она работала во время юности Марка Теренция Варрона (116—27 гг. до н.э.), т.е. в начале I в. до н.э. Дата выводится из того, что она превосходила Сополида, а некого художника его школы упоминает Цицерон как своего современника. Впрочем, эта интерполяция возможно не верна.О ней сказано Perpetua virgo (букв.: «вечная дева»). Некоторые понимают это выражение как указание на связь художницы с каким-то культом, а не "старая дева".
shakko: то есть эта тезка ослика -- автор первого в истории женского автопортрета. Возможно, была своего рода монахиней, весталкой, или как там это у герков называлось. Плиний Старший, перечисливший этих художниц, погиб при извержении Везувия -- а фреска, изображающая неизвестную художницу в Помпеях (см. первую илл.), возможно, изображает именно эту женщину, работавшую в Италии, раз других Плиний не называет. Правда, на фреске художница только что раскрасила статую с фаллосом -- как-то неприлично для девы. Зато на второй иллюстрации все прилично...
Изображает Иайу за ваянием (у Боккаччо ее зовут Марсией почему-то). На Скарлетт Йохансон похожа.Она тут как скульптор, потому что на западе тот отрывок переводили не в контексте, что она рисует НА слоновой кости (нормальная техника, миниатюры и в 19 веке так писали), а режет ИЗ слоновой кости.
***Не смотря на то, что имен у Плиния 5 или 6, средневековые иллюстраторы Боккаччо вслед за ним самим рисуют только 3 художниц.
Текст Боккаччо, увы, на русский с латыни не переведен, поэтому вам гугл переводчик с французского.
О Иайе (Марсии) Боккаччо пишет:
«Уже давно известно, что в Риме была женщина по имени Марсия, дочь Варрона, которая всю жизнь оставалась девственницей. (...)
Я считаю, что эту женщину следует восхвалять еще больше, потому что она была юридически независимой и сохранила свою девственность в полной целостности по своей собственной воле, а не из-за принуждения высшей власти. На самом деле, я не вижу, чтобы она была связана святыми обетами с Вестой или подчинялась обету, сделанной Диане, или запуталась в другом обязательстве - по обычным причинам, обуздывающим и сдерживающим женщин. Я считаю, что только благодаря чистоте разума она победила зов плоти, которая иногда побеждает даже самых прославленных людей, и она сохраняла свое тело безупречным в любых отношениях с мужчинами до своей смерти. (...)
Хотя Марсия заслуживает большой похвалы за ее усердное постоянство, ее следует похвалить не меньше за ее интеллектуальные способности и ее ручную ловкость. Мы не знаем, училась ли она у учителя или была природно одаренной. Тем не менее, кажется, что это, пренебрегая женскими рукодельями и не желая тратить время на безделье, Марсия полностью посвятила себя изучению живописи и скульптуры; в конце концов, она смогла вырезать фигурки из слоновой кости и нарисовать с таким мастерством и утонченностью, что она превзошла Сополиса и Дионисия, самых известных живописцев своего времени. Ярким доказательством этого является тот факт, что картины, которые она нарисовала, были проданы по более выгодным ценам, чем картины других художников. И что еще более необычно, наши источники говорят, что Марсия не только прекрасно рисовала (довольно обычное достижение), но образцы искусства Марсии сохранились в течение длительного времени. Среди них был автопортрет, который она нарисовала на дереве с помощью зеркала. Она придавала цвет, черты лица и выражение лица так верно, что ни один из ее современников, которые его видели, не мог не идентифицировать предмет картины.
Что касается ее уникальной нравственной чувствительности, нам говорят, среди прочего, что, будь это живопись или скульптура, именно она практиковала писать именно образы женщин, а мужчин - редко, если вообще когда-либо. По-моему, это было связано с ее чистотой и скромностью. В древности фигуры по большей части были обнажены или наполовину обнаженными, и ей казалось, что нужно либо изобразить людей в незавершенном состоянии, либо, добавив все подробности, забыть девичью деликатес. Чтобы избежать какой-либо альтернативы, она считала, что лучше воздерживаться от обоих».
Видите, как он пляшет от Плиниевой фразы и сколько всего накручивает вокруг этого?Марсия любуется собой в зеркале, готовясь к автопортрету. Из рукописи Le livre de femmes nobles et renomées - BL Royal 16 G V
А вот Боккаччо что пишет о Тимарете (привожу отрывки):
«Тимарета была знаменитой женщиной своей эпохи. Время, возможно, уничтожило большую часть ее усилий, но не ее выдающуюся репутацию и мастерство. Сообщается, что она была дочерью художника Микона и жила во время девяностой Олимпиады. (...)
Тимарета презирала женские дела и практиковала ремесло своего отца с замечательным талантом. Когда Архелай был царем Македонии, она получила такое признание за свою живопись, что эфесяне, которые особенно почитали Диану, долго сохраняли в качестве знаменитого образа этой богини роспись нв дереве, выполненную Тимаретой. Это произведение искусства выдержало много лет и дало такое убедительное доказательство ее способности, что оно кажется достойным воспоминания даже сегодня - действительно, в высшей степени, если мы сравним его с обычным прядением и плетением других женщин (...)».
Тимарета рисует "Диану"
Про Эйрену тоже воду льет:
«Не совсем ясно, была ли Эйрена из Греции и когда она жила; она, тем не менее, считается гречанкой. Мы знаем, что она была дочерью и учеником некого художника по имени Кратин. Я считаю Эйрену еще более достойной похвалы, так как она превзошла своего учителя в искусстве и славе. Ее имя по-прежнему уважают люди, в то время как ее отец вряд ли известен, кроме как в связи с ней...» (далее по английски, мне лень время тратить).
Эйрена. Интересно, кого она пишет -- "Фокусника Теодора" или "Танцовщика Алкисфена"?
***
Дальше просто миниатюры с изображением этих художниц. Очень здорово разглядывать всякие детальки, срисованные с тех, что окружали средневекового художника в его мастерской. Продолжаю группировать по рукописям, чтобы подряд шли миниатюры из одной и той же книги.
Тимарета и Эйрена, из рукописи De mulieribus claris - Royal 20 C V, копирующей образец выше, только с красными платьями вместо синих.
Марсия из этой же рукописиКокетство с зеркалом получилось лучше, чем в прототипе.
Тимарета рисует "Диану". Но почему с младенцем-то?!Краски, заметьте, смешивает подмастерье мужского полу. Из рукописи Des Femmes nobles et renommées de Boccace - BNF Fr.12420
Эйрена раскрашивает статую (Богородицы!) и закончила картину (Христа!)
Марсия рисует автопортрет
Тимарета тут практически как Св. Лука, рисующий Мадонну изображена. Из рукописи Livre des femmes nobles et renommées (BnF Ms Fr 598)Эйрена. Мне кажется, не "Кору" она тут пишет, а "Спас Нерукотворный"
Иайа пишет автопортрет. Какой у нее шикарный колпачок на голове!
Не подписано в интернетах. Но мне кажется, это Иайа, потому что на стене круглое зеркало, то есть она пишет автопортрет.Сзади лежат заготовки статуй под раскраску и стоят готовые картины.
Неидентифицированная, но не автопортрет, так что не Иайа.
Вот такое забавное и достаточно многочисленное перетолкование образов древнегреческих художниц в Средние века.А сейчас о них вообще никто не помнит, увы.
***
А проголосуйте пожалуйста за мой блог на премии NeForum Awards 2017 в номинации «Лучший лонгрид LiveJournal» (Софья Багдасарова).
shakko-kitsune.livejournal.com
Скульптура Древней Греции: обзор и фото
Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила продемонстрировать целостное и стройное видение мира древними людьми, отразить моральное и физическое совершенство человека в трехмерной модели.
Восхитительные статуи, выделяющиеся четкостью и правильностью форм, вырезали из камня или известняка, украшали драгоценными камнями и изделиями из благородных металлов. Их устанавливали в храмах и на городских площадях, в жилищах и на могилах богатых и известных греков.
Историю античной скульптуры представляют несколько периодов, обладающих исключительными и неповторимыми чертами.
Гомеровский период (XII-VIII века до н.э.)
До наших времен сохранились только творения мелкой пластики. Статуэтки, создаваемые из терракоты, слоновой кости или бронзы, изображали богов и известных героев. А монументальная скульптура Греции, создаваемая в течение длительного гомеровского периода, сохранилась только в изображениях, передаваемых древними рукописям. Статуи, изготовленные из дерева, изображали человека грубо и достаточно схематично. Такие изваяния держали оружие и были украшены предметами одежды из металла.
Архаика (VII-VI века до н.э.)
Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки, призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека.
Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.) и «Богиня с зайцем» (около 560 г. до н.э.). Среди мужских образов особо выделяется скульптурная группа Клеобис и Битон, создателем которой является известный скульптор Полимед Аргосский (на стыке VII-VI вв. до н.э.). А легкость, утонченность и жизнерадостность отличает работы древних ионийских мастеров. Наиболее известным нам примером считается «Аполлон Тенейский», сотворенный в 560-550 гг. до н.э.
Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Внимательное рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды (около 590 г. до н.э.), позволяет насладиться зрелищем захватывающего, стремительно разворачивающегося сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.
Завершение архаики и начало перехода к этапу классики связывают с появлением таких произведений, как «Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.) и стела Аристиона (около 510 г. до н.э). В них уже нет застылости, характерной творчеству предшествующего этапа, но движения еще достаточно скованные. Несмотря на наличие улыбки из архаики на лицах статуй, четкая передача пластики тел символизирует смену идеалов древнегреческих скульпторов, которые найдут свое отражение в творениях эпохи классики.
Ранняя классика (начало V века до н.э.)
Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н.э.), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н.э.), живописующее рождение Афродиты.
Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи (500-480 гг. до н.э.), позволяющие отследить переход от архаики (западный фронтон) к новым идеалам (восточный фронтон). Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики. Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона (около 450 года до н.э.).
Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.
Высокая классика (конец V века до н.э.)
Эпоху классики представляли два основных направления древнегреческого искусства:
- Выявление красоты движения прославленными мкульпторами Ионии и Аттики. Известный образец данного направления - статуя Ники Пеония (460-420 гг. до н.э.)
- Сочетание внешней застылости фигур со скрытым движением жизни мастерами аргосско-сикионской школы. Яркий пример - бронзовый «Дорифор» Поликлета (около 440 г. до н.э.)
Объединить тенденции обоих направлений смог в своем творчестве великий Фидий. Афинским Акрополем, работы по перестройке которого он возглавил, и скульптурами, входящими в ансамбль, можно полюбоваться и сегодня. Примечательны не только их величественность и красота, но и то, что они полностью передают особенности искусства Фидия. А отдельные творения, выделяющиеся совершенством каждых линий, выдают, что к их созиданию приложил руку сам мастер.
Внимание каждого, кто вступает на территорию Акрополя, привлекает, в первую очередь, бронзовая статуя Афины Промахос, поражающая своим величием. Затем взгляд вошедшего начинает видеть множество других деталей: удивительные статуи и потрясающие рельефы Парфенона, восхитительные метопы, живописующие мифическую историю Аттики, удивительный фриз целлы, отражающий процессию Панафиней.
Великолепный Парфенон демонстрирует высокоразвитость древнегреческого искусства, позволившую размыть границы скульптуры и архитектуры, объединив их в одно гармоничное целое. Помимо пластики и динамики в скульптурах конца периода высокой классики появляются акценты на духовный мир человека.
Поздняя классика (IV век до н.э.)
Скульптуре периода поздней классики характерны не только пластичность движений и тщательная проработка мелких деталей, но и проявлением драматизма и чувственного мира человека. Изменился и материал, из которого творили скульпторы - широкое распространение получил мрамор.
Наиболее известной личностью среди мастеров поздней классики был Скопас, занимавший пост главы новоаттической школы. Бурные эмоции и сильные чувства выражены его известнейшими творениями, такими как статуи «Аполлон Кифаред» и «Сидящий Арес». Глубокая чувственность свойственна и Аполлону Сауроктону и Книдской Афродите, автором и творцом которых был Пракситель, другой прославленный мастер новоаттической школы.
Творчеству скульпторов пелопонесской школы, напротив, идеализм и тонкая чувственность был нехарактерен. Их работы пронизывает дух натурализма и силы. Особенное место среди мастеров данной школы занимает Лисипп, славу которому принесли портреты Александра Македонского. Знаменит Лисипп также новым каноном создания фигур, определяющим пропорции тела, и типическим образом Геракла.
Эллинизм
Период эллинизма отличает сильное влияние Востока на античную Грецию. Скульптуре данного этапа характерны усложнение ракурсов, применение роскошных драпировок и мельчайшие детали. Все это направлено на придание работам эмоциональности и темперамента, совершенно не характерным искусству Древней Греции в предыдущие периоды.
Наиболее известные фигуры периода эллинизма - статуя Афродиты Киренской, пронизанная чувственностью, и композиция «Лаокоон и его сыновья», наполненная драматизмом. Потрясающие точность и реалистичность, а также сильные эмоции впечатляют и завораживают современных зрителей.
А также почитайте:
Древнегреческие вазыПо какой-то причине, когда речь заходит о посуде, употреблявшейся в Древней Греции, сразу возникает ассоциация с амфорой
www.grekomania.ru
Картины Древних греков
Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.
При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец. Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.
Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания .
Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.
Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение, которое соответствовало тому историческому периоду.
Мифы Древней Греции представляют собой религиозные понимания древних греков о мире, природе, героях и богах, то-есть их мировоззрение и миропонимание. Сюжеты древнегреческих мифов нашли свое отражение во многих сочинениях античных авторов, основными из которых стали Илиада и Одиссея Гомера.
Мифы Древней Греции издавна передавались устно, от поколения к поколению, из-за этого возникали различные варианты мифов. В некоторых мифах нашли свое отражение и реальные исторические события, например Троя издавна считалась вымышленным городом, но археолог Шлиман сумел раскопать ее, доказав всем правдивость древних мифов.
Артемида Богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы кипарис, лани и медведи.
Афина Родилась из головы Зевса, после того как тот проглотил океанииду Метиду, превратившуюся в муху. Афина была богиней мудрости, наук, победоносной войны и процветания, а также покровительствовала Афинам. Гнев ее был смертельно опасен. Ее символы — сова и оливковое дерево.
Афродита Дочь Зевса , жена Гефеста, богиня чувственной любви и красоты. Имела множество поклонников среди богов и смертных. Выданная замуж за Гефеста, она вступает в связь с Аресом, и муж золотыми сетями ловит обоих. Она также спровоцировала Троянскую войну, пообещав отдать Елену Парису, если он назовет ее прекраснейшей богиней. Ее символы: розы, голуби, стрелы, дельфины и бараны.
На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.
На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до нашей эры четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы, несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - физиками, от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между философией и мифологией было существенное различие.
После исчезновения минойской цивилизации в 1450 г. до н. э. в Греции утвердились ахейцы. Опираясь на достижения минойцев, они создали новую критскую культуру, которую стали называть микенской, по городу Микены, где впервые нашли следы этой культуры. Временем расцвета микенской цивилизации можно считать ХУ-ХШ вв. до н. э. Ахейский период считается самым древним в истории Древней Греции.
В результате нескольких волн миграции к 2000 г. до н. э. ахейцы обосновались на Пелопонессе - южной части континентальной Греции. С этого момента они активно осваивали Средиземное море, предпочитая пиратский промысел, и снаряжали экспедиции для захвата новых земель. Ахейцы продолжали свои завоевания вплоть до 1200 г. до н. э. Кроме того, они занимались и торговлей: ахейские торговые базы располагались на побережье от
Сардинии до Малой Азии. Но сильные землетрясения и нашествие северобалканских племен уничтожили микенскую цивилизацию, культурными наследниками которой станут греческие города-государства.
В ХУ1-ХП вв. до н.э. происходило возвышение отдельных ахейских общин, подчиняющих себе соседние, а внутри их - концентрация власти и материальных средств в руках вождя. Из страны укрепленных поселков Греция превратилась в страну мощных крепостей, среди которых выделяются ахейские царства Микены, Тиринф, Аргос и Пил ос. Их правители жили в хорошо укрепленных дворцах, окруженных высокими каменными стенами. По легенде, эти стены возвели циклопы - непобедимые великаны с одним глазом на лбу. Дворцы микенцев, построенные на вершине холма, могли выдержать любую осаду - хотя и уступали дворцам минойцев в красоте отделки.
Долгое время история похода ахейцев против Трои, богатого города Малой Азии, изложенная в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», считалась легендой. Но в 1871 г. немецкий археолог Генрих Шлиман обнаружил там, где, согласно Гомеру, должна была находиться Троя, остатки древнего города, датируемые 1230-1200 гг. до н. э. - временем предполагаемого похода на Трою. Скорее всего, традиционные мифические сюжеты объединились в поэмах с воспоминаниями об исторических событиях, имевших место в последнее столетие микенской цивилизации.
Война между троянцами и греками длилась 10 лет. Уловку, которая решила исход войны, придумал Одиссей. Он посоветовал грекам построить огромного деревянного коня, в котором спрятался отряд греческих воинов. Остальные воины сделали вид, что снимают осаду и уходят. Греческий лазутчик убедил троянцев вкатить коня в город. Ночью ахейцы вышли наружу и открыли городские ворота. Греческая армия ворвалась в Трою и захватила ее.
Источники: mithology.ru, grekoline.ru, grechistory.ru, dip-shop.ru, www.worldsculture.ru
Это интересно
Кельты и деревья
Для кельтов духи существовали в мире Природы повсюду. Они жили в родниках, колодцах, камнях и чаще всего ...
Гвиневра – честь королевы
Вновь стали тайно встречаться сэр Ланселот и королева Гвиневра. Они встречались и днем, и ночью, об их ...
Путешествие в Финляндию
Финская Лапландия известна в мире как край северных сияний и полярных ночей, но для многих детей ...
Семилетняя война
Семилетняя война 1756-1763 гг. была спровоцирована столкновением интересов России, Франции и Австрии с одной стороны и Португалии, Пруссии ...
Древние методы по выращиванию моллюсков
Эней - легендарный основатель Римского государства. Его имя упоминается в греческой и римской мифологии. На рубеже VI-V веков до н.э. греческие сказания об...
Бородинское сражение
Тайна смерти Гоголя до сих пор не дает покоя как огромному количеству ученых и исследователей, так и простым...
objective-news.ru