Жан-Этьен Лиотар. "Шоколадница". Автор картины шоколадница
Шоколадная история. История портрета "Шоколадница" - обсудить, поделиться с друзьями - ЖУРНАЛ НАТАЛИ
Поделись с подружками : |
Жан Этьен ЛиотарШоколадница1744 г.Gemаldegalerie Alte Meisterг. Дрезден
Художника Жана Этьена Лиотара считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Легенд о его странствиях и приключениях сохранилось не меньше, чем созданных работ, а их было около четырехсот! Коллеги и влиятельные поклонники таланта называли Жана “художником правды” — за фотографическую точность изображения, “живописцем королей и красивых женщин” — за любовь к изысканности. И с удовольствием позировали маэстро, приглашая его в свои резиденции. Недоброжелатели именовали “турком” — за эффектную бородку, восточные одежды и тюрбан: страсть к экзотическим нарядам Лиотар привез из путешествия по Турции, где провел около пяти лет. Обыватели обсуждали его забывчивость по отношению к брату-близнецу Жану Мишелю, тоже художнику: с ним, судя по всему, более успешный Жан Этьен не общался и не упоминал ни в одном из писем. Но особого внимания заслужили его “странные отношения с женой”. Ведь супруги большую часть жизни провели порознь: он — в бесконечных вояжах по миру, она — воспитывая их пятерых детей. Все единодушно считали живописца большим оригиналом, поскольку он всегда был сторонником независимости — и в жизни, и в искусстве, заявляя: “Лиотар наблюдал, как работают другие, и... делал все по-своему!” Новый повод заговорить о художнике у европейского бомонда возник в 1744 году, когда на свет появилась очередная картина, которую сам автор назвал просто — “Шоколадница”. Но ни незамысловатый сюжет, ни скромное название не оградили новый шедевр — а именно так окрестили полотно знатоки — от подчеркнутого интереса публики. Рассказ об удивительной судьбе его героини стал всеобщим достоянием и долгое время передавался из уст в уста. Возможно, именно потому появилось сразу несколько версий невероятной истории, а заодно — и предполагаемых имен модели: одни называли девушку Анной, другие Шарлоттой, третьи не сомневались, что ее звали Нандль. Первая, самая романтичная, гласит: дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа Анна работала в венском кафе официанткой. Однажды туда зашел принц Дитрихштайн, чтобы выпить чашечку горячего шоколада. По законам жанра именно Анна поднесла ему ароматный напиток, кротко взглянув на состоятельного посетителя из-под полуприкрытых ресниц. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы навсегда приворожить молодого человека: время спустя он попросил девушку выйти за него замуж. Анна, конечно же, согласилась. Предстоящая свадьба вызвала невероятный скандал в благородном обществе, но принц был настроен решительно и своего добился. Портрет, запечатлевший юную красавицу в том самом наряде, с чашкой шоколада и стаканом воды на подносе, стал его подарком невесте. И подарком дорогим: ведь картины, написанные рукой самого востребованного художника современности, стоили недешево. Говорят, в день свадьбы Анна пригласила знакомых шоколадниц и, невероятно гордясь своим новым статусом, произнесла: “Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку”. О том, как сложилась дальнейшая судьба четы Дитрихштайн, история умалчивает. Согласно второй версии, полотно было написано Лиотаром по собственной инициативе: впечатленный красотой камеристки императрицы Марии-Терезии, он попросил девушку позировать. Ходили слухи, будто бы в будущем фрау Бальтауф стала женой... Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна — главы княжеского дома Лихтенштейнов. Но подтверждения это предположение не получило. Зато сохранилось самое достоверное свидетельство современника мастера — графа Франческо Альгаротти, большого авторитета в области искусства в XVIII веке и доверенного лица императора Фридриха Великого. “Я купил знаменитого Лиотара пастель... На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несет поднос со стаканом воды и чашкой шоколада”, — писал граф, подобравший для саксонских курфюрстов исключительное по качеству собрание живописи. В некоторых источниках называется даже точная дата сделки: 3 февраля 1745 года. В 1765 году “Прекрасная шоколадница”, как еще называют шедевр, была доставлена в Дрезденскую галерею, а во время Второй мировой войны гитлеровцы вывезли картину в числе других произведений знаменитой коллекции пастелей в замок Кенигштайн, где она чудом уцелела.Поделись с подружками : |
www.natali.ua
Жан-Этьен Лиотар. «Шоколадница» | Краса-клуб
Прелестная девушка несёт что-то на подносе. Она в необыкновенном наряде: мама такое платье не носит. И чепчика у мамы нет. И шоколад мы не пьём…
Хотя нет, мама варит любимый напиток детства — какао, а это и есть, оказывается, тот самый шоколад с картины…
Да, «Шоколадница» Лиотара была моим самым первым впечатлением от высокой живописи, моим первым опытом общения с искусством. Я очень любила эту картину. Мне всегда хотелось быть похожей на неизвестную милую девушку-горничную.
Шоколадница — мой первый идеал красоты!
Позже, уже учась в школе, я специально нашла информацию о картине и её авторе. Как всегда, красивый образ окружён легендами. Лично мне нравится история золушки из венской кофейни…
В 1745 году знатный австрийский вельможа решил попробовать новый, только входивший в моду напиток — горячий шоколад. В центральной венской кофейне чашку какао принесла ему очаровательная девушка с благородными манерами. Как оказалось, это была дворянка из обедневшего рода, вынужденная работать.
Князь, как водится в сказках, влюбился в неё с первого взгляда! И, конечно же, женился на красавице…
Своей юной супруге он сделал романтический свадебный подарок — заказал у модного швейцарского художника Лиотара её портрет в костюме официантки XVIII века.
Ж.-Э. Лиотар«Шоколадница»
В нашей семье эта картина довольно долго украшала стену гостиной. А появилась она в тот самый день, когда моим родителям в далёком 1957 году вручили ордер и ключи от первой комнаты в большой коммуналке. Мама купила очень добротно выполненную копию в книжном магазине.
Да-да! В середине прошлого века в обычном книжном магазине можно было приобрести картину в красивой раме, пусть копию, но выглядела она, как настоящая!
Жаль, что во время какого-то очередного переезда эта чудная картина канула в неизвестность… Но любовь к прелестной скромной горничной и к стилю рококо осталась на всю жизнь!
28.03.2013Алла Разумова
Шоколадница (картина) - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Шоколадница.«Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известное произведение швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающее служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.
История[ | ]
Легенда о создании этой пастели такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки — была популяризирована в буклетах компании Baker).
Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и пастель создана в его доме — так гласит надпись, сохранившаяся на копии рисунка, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery»[1]. Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а пастель, созданная по собственному желанию художника, поражённого красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф и ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна[2]. В любом случае, личность модели точно не установлена.
Из письма
«Я купил пастель знаменитого Лиотара.Она исполнена в незаметных градацияхсвета и с превосходным рельефом.Переданная природа нисколько неизменена; будучи европейской работой,пастель исполнена в духе китайцев…заклятых врагов тени. Что же касаетсязаконченности работы, то можно сказатьв одном слове: это Гольбейн пастели.На ней изображена в профиль молодаянемецкая девушка-камеристка, котораянесёт поднос со стаканом воды ичашкой шоколада»[3].
Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся наполнением коллекции Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского[4].
С 1765 года пастель находится в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны она была перевезена нацистами в крепость Кёнигштайн, где была найдена советскими войсками.
Описание[ | ]
Сюжет произведения прост — девушка, одетая в белый накрахмаленный передник, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан воды. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый в Европе мейсенский фарфор). Девушка стоит на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Обращение взгляда модели вниз, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка кажется не стоящей (позирующей в неподвижности), а идущей вперёд, подающей на стол. Колорит произведения гармоничен: помимо белого фартука, на модели надета белая косынка, серебристо-серая юбка, а также золотистый корсаж и розовый чепчик. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой бликом отражает источник общего света за спиной художника и преломляет через стекло и воду верхний край подноса. Характер очертания тени от фигуры модели на стене говорит о том, что был ещё один источник верхнего света, что характерно для мансард художников.
Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера пастели ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседеневные занятия. Уже современниками Лиотара рисунок воспринимался как шедевр[1].
Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, ЛондонВ массовой культуре[ | ]
Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate»[5] приобрела права на использование пастели, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире[6]. Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия рисунка находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере, штат Массачусетс.
Примечания[ | ]
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid