«И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». Бородинская битва картина
Панорама Бородинского сражения.: the_morning_spb
Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нём участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.Считается, что Российская армия одержала победу, однако на следующий день был отдан приказ к отступлению с целью уберечь войско от нового удара противника, что позволило сохранить силы для последующих сражений. К 100-летию битвы художник Франц РУБО по заказу НИКОЛАЯ II написал панораму «Бородинское сражение».
Фрагмент 1. Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.
Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семёновской. Линия фронта в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. ДОХТУРОВ. Его можно видеть на первом плане, у барабана. Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову. За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал КОНОВНИЦЫН.
Фрагмент 2. Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.
Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семёновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И.М. ДУКИ на помощь русским гвардейским пехотным полкам. Построенные в каре на Семёновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнём неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона – конницы генерала НАНСУТИ. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М.И. КУТУЗОВ писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семёновского ручья.
Фрагмент 3. Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.
«Генерал ДЮФУР (подкрепленный ФРИАНОМ) кинулся через овраг и подошёл даже к Семёновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!.. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес!.. Сошлись и кинулись колоться!.. Генерал-лейтенант БОРОЗДИН 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться», – так описал этот напряжённый момент сражения его непосредственный участник Ф.Н. ГЛИНКА.
Фрагмент 4. Семеновское (Багратионовы) флеши.
Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия ФРИАНА. Её наступление поддерживает артиллерия генерала СОРБЬЕ. У леса – захваченные французами Семёновские (или Багратионовы) флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов ДАВУ, НЕЯ и ЖЮНО, конница МЮРАТА. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием БАГРАТИОНА.В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления. Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. НАПОЛЕОН не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.
Фрагмент 5. Командный пункт Наполеона.
Вдали – Шевардинский редут – командный пункт Наполеона. По обе стороны от него – «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты – НАПОЛЕОН. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.
Фрагмент 6. Атака саксонских кирасир.
Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семёновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус ЛАТУР-МОБУРА. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда – Семёновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы. Художник здесь подчёркивает, что позиция, выбранная КУТУЗОВЫМ для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии НАПОЛЕОНА. У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал МЮРАТ.
Фрагмент 7. Подвиг неизвестного героя.
В центре кавалерийской схватки – русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.
Фрагмент 8. Кавалерийский бой во ржи.
Завязывается ожесточённая схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» – один из кульминационных, самых динамичных и напряжённых фрагментов панорамы. На всём скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены – русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины. На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала РОЖНЕЦКОГО.После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества – единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.
Фрагмент 9. Горки – командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зелёном мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден». Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.
Фрагмент 10. Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.
У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве. Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.Источник; 3d панорама
the-morning-spb.livejournal.com
ГИГАНТСКОЕ ПАНОРАМНОЕ ПОЛОТНО "БОРОДИНСКАЯ БИТВА"
«Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов»
Сто лет назад, в конце августа 1912 года, в Москве открылась панорама Франца Рубо «Бородинская битва». Парадокс — величайшее полотно о главном сражении Отечественной войны французов с русскими создал родившийся в Одессе выходец из семьи французского коммерсанта! Он же, кстати, руководил и созданием панорамы обороны Севастополя.
Интересно, что панорама «Оборона Севастополя» создавалась под руководством француза в 1902–1904 годах в предместье Мюнхена группой не русских, а немецких художников. Эта панорама была успешно открыта в 1905 году в Севастополе в специально возведенном для нее здании.
А вот в создании панорамы «Бородинская битва» были задействованы и российские художники. Это произведение батального искусства имеет совершенно необычную, в чем-то даже трагическую судьбу. Несмотря на то, что полотну уже 100 лет, оно было доступно для зрителей едва ли половину своей «творческой жизни»…
Гигантское полотно-панорама было заказано автору более 200 монументальных батальных полотен, известному художнику Францу Рубо царем Николаем II в преддверии празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Почему император заказал такую сложную работу именно ему — понятно. Ранее Рубо руководил созданием масштабных панорамных полотен «Оборона Севастополя» и «Штурм аула Ахульго».
На первоначальном эскизе автор «Бородинской битвы» показал ожесточенный бой за ключевой пункт поля сражения — Курганную батарею генерала Раевского, в частности, контратаку русских частей, ведомых в бой генералом Ермоловым на французов, ворвавшихся на батарею. Однако вскоре эскиз был отклонен царем.
Как свидетельствуют исторические первоисточники, одна из газет тогда писала:
«Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть… словом, выходила действительно «русская» панорама. Специальная комиссия предложила художнику изобразить другой момент сражения: полдень, когда начались масштабные кавалерийские атаки наполеоновской конницы на русские позиции».
Поскольку панорама создавалась в пору союза России с Францией и ссориться с бывшим смертельным противником не хотелось из «политических» соображений, правительство заставило художника избрать для панорамы сюжет, уже воплощенный в «Бородинской битве» французского баталиста Ланглуа. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», — по свидетельству современников, жаловался Рубо. Работа над огромным холстом размером 14 на 115 метров шла около года.
Панорама была открыта 29 августа 1912 года в специально построенном павильоне на Чистых прудах. Правда, экспонировалась «Бородинская битва» очень недолго. Сами понимаете — началась Первая Мировая война, доступ к реликвии был прекращен, а в здании панорамы разместили госпиталь.
К весне 1918 года временный деревянный павильон, в котором она размещалась, обветшал, полотно было снято, свернуто на деревянный вал и увезено на склад. Почти 40 лет оно хранилось в ужасном состоянии, порой в самых неблагоприятных местах — под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж» и в других совершенно неприспособленных местах.
СТАЛИН И РЕСТАВРАЦИЯ ПОЛОТНА
В 1934 году Народный комиссариат обороны поставил вопрос о реставрации панорамы «Бородино». В 1939 году художники-реставраторы впервые за 20 с лишним лет полностью развернули картину, тщательно ее обследовали и сделали вывод о невозможности реставрации: почти полностью были утрачены живопись неба, наружные витки с изображением боя у деревни Семеновское, холст оказался изломан, потерт и разорван во многих местах.
Однако на реставрации полотна настоял сам вождь народов Иосиф Сталин: во время Великой Отечественной войны он привык вспоминать героев войны просто Отечественной. К примеру, в армии во время войны 1941-1945 годов были восстановлены погоны (потомки эполет), учрежден орден Кутузова. Знаменательно, что учрежден он был указом от 29 июля 1942 года, на следующий день после подписания знаменитого приказа Сталина номер 227 от 28 июля 1942 года, известного в войсках, как приказ «Ни шагу назад!»…
Добрым словом поминались в тогдашней прессе герои Отечественной, причем даже завзятые представители дворянского класса Багратион, Раевский, Барклай-де-Толли. Надо сказать, боевой дух советских войск от этого только креп.
В общем, с легкой руки вождя народов в 1946 году было проведено новое тщательное обследование картины — и принято решение о его реставрации. 29 сентября 1948 году Совет министров СССР даже выпустил специальное постановление. Работа была поручена Центральным художественным мастерским.
И что вы думаете — несмотря на пророчества скептиков о невозможности реставрации панорамы, она была восстановлена уже к концу 1950 года. Начали думать, куда его поместить — при громадных размерах место найти было непросто.
Пока искали, где экспонировать панораму, умер инициатор реставрации Иосиф Сталин. И полотно еще несколько лет пролежало в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Увы, опять историческое полотно «подпортилось» — в музее тогда не смогли создать подобающие условия его хранения.
НЕОЖИДАННОЕ РЕШЕНИЕ ХРУЩЕВА
И тут опять великому панорамному полотну повезло. Какая-то «муха» укусила тогдашнего импульсивного генсека Никиту Хрущева, и он, как его предшественник Сталин, с подачи чиновников министерства культуры вспомнил о панораме «Бородинская битва». И, наконец, уже в преддверии 150-летнего юбилея войны 1812 года, в 1960 году, на самом верху пирамиды могучего советского государства было принято решение о завершении работ по восстановлению панорамы и строительстве для нее нового здания.
Новая реставрация проводилась в Государственной центральной научно-реставрационной мастерской. Помещение для панорамы «Бородинская битва» начали строить в 1961 году на Кутузовском проспекте, где уже складывался целый историко-мемориальный комплекс, посвященный Отечественной войне 1812 года. Там же полотно и начало экспонироваться.
Однако это еще не все злоключения знаменитого батального полотна. 27 июня 1967 года произошла трагедия — пожар в панорамном зале. И снова потребовалась реставрация полотна. На сей раз работы были проведены мастерами Студии военных художников имени М. Б. Грекова.
В 1990 — 1995 годах помещение Музея-панорамы было полностью реконструировано. В настоящее время в основном фонде музея насчитывается более 27 тысяч единиц хранения, в научно-вспомогательном — более 8 тысяч предметов.
Гигантское великое полотно хранится там, на Кутузовском, и сейчас. И нет сомнений, что в эти дни, когда Россия отмечает 200-летие Отечественной войны, экспозиция панорамы «Бородинская битва» является одним из самых посещаемых.
Адрес: Кутузовский пр., 38, Москва
Время работы музея: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, четверг — с 10:00 до 21:00, выходной день — пятница.
Франц Алексеевич Рубо
• Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе в многодетной семье. Его отец — Oноре Фортуна Алексис Рубо был уроженцем Марселя, откуда он как купец переселился на юг России.
• После открытия в 1912 году в Москве панорамы «Бородинская битва» Франц Рубо уехал на время в Мюнхен, но по причинам начавшихся в Европе Первой мировой войны и Гражданской войны в России остался в Баварии до конца жизни.
• Франц Рубо скончался от старости 11 марта 1928 года в Мюнхене на одной из квартир в районе Швабинг, а местом упокоения стала могила его дочери Анны на кладбище монастырского острова Фрауэнинзель. Некрологи о смерти художника были опубликованы во многих немецких и зарубежных изданиях. В том же году памяти известного художника была посвящена ретроспективная выставка, организованная в Мюнхенской галерее Резиденции на улице Residenzstraße, 15.
• По признанию Сильвии Рубо, ее дед, живя в Баварии, «считал первой своей родиной Россию» и всегда ощущал связь с этой страной. А созданные им монументальные работы о России «стали своеобразным выражением его любви и уважения к русскому народу и его истории».
Автор: Андрей Михайлов
Читайте также: 5 Лучших музеев России
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
Бородинская панорама. "И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой"
История создания музея Бородинская панорама и основные жизненные вехи художника Ф.А.Рубо были изложены выше. Здесь мы познакомимся с главным экспонатом музея — панорамным полотном «Бородинская битва», написанным в 1912 году. Длина всего полотна составляет 115 метров, высота — 15 метров. В центре зала — площадка, с которой удобно осматривать картину, на Бородинском поле это место зовется «высотой Рубо».
Бородинская панорама. Общий вид
Между площадкой и картиной создан предметный план глубиной 13 м. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.
Бородинская панорама. Первая точка осмотра
Первая точка называется «У Дохтурова». Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинки: «Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся».
На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них — генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире — золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненного Багратиона. Здесь — в Семеновском — его командный пункт.
На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. На заднем плане на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения Багратиона принял на себя командование, собрал войска и организовал их отступление с флешей.
Бородинская панорама. Семёновская
Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской.
Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии. Впереди, за пехотой, за Утицким лесом — Старая Смоленская дорога — прямой путь к Москве. На заднем плане видна пехота, которая построена в каре. Такое построение необходимо для противостояния коннице. Если пехота построена в квадраты, каре, которое на все 4 стороны ощетинивается штыками, то она неприступна для конницы. Пехота несёт потери главным образом от артиллерийского огня.
Бородинская панорама. Барабанщики
На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Рядом с ящиком — нацеленное на противника полевое орудие. Также на переднем плане виден раненый солдат. Это пехотинец. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, поэтому офицер отдавал команды через барабанщика. Особым образом отбивая дробь, барабанщики передавали солдатам команды – двигаться вперёд, остановиться, построиться, отступать, атаковать и пр. Сцена окутана клубами дыма от взорвавшихся гранат, которые при взрыве поражали людей и лошадей осколками.
Бородинская панорама. Вторая точка осмотра. Семёновские флеши
Сейчас мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных( от франц. fleche — стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. На одной из флешей поднят французский флаг. На флешах был тяжело ранен генерал Петр Багратион. Но распространился слух, что генерал убит. Войско впало в уныние; один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».
После взятия флешей основной удар французов был направлен на деревню Семёновская. Следующую точку можно назвать «артиллерия Сорбье». На заднем плане видны уже знакомые нам Семеновские флеши. Французы их взяли. На левом фланге было сосредоточено меньше русских войск и блестящий тактик Наполеон угадал замысел Кутузова и сосредоточил главный удар на левом фланге, В этом месте один русский солдат сражается с тремя французами, у французов в этом месте был троекратный численный перевес.
Бородинская панорама. Французская артиллерия
Стоит обратить внимание на французскую артиллерию – мы видим пушки, которые стоят в одну линию. На первом плане, ближе к зрителю, пушку чистят. Затем, следующая пушка – ее расчет прицеливается. Третью пушку заряжают после выстрела. Затем видно разбитое, выведенное из строя орудие, рядом с ним рассыпаны снаряды. Но сюда же подходит гвардейская конная артиллерия французов.
Бородинская панорама. Третья точка обзора. Командный пункт Наполеона
Это точка называется «Командный пункт Наполеона». Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам. На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму. На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Почти напротив точки обзора можно рассмотреть генерала Иоахима Мюрата верхом на белом коне.
Идёт восьмой час битвы. У Шевардинского редута, на берегу речки Каменки стоит сам Наполеон. Речка очень маленькая, её даже не видно и её русло похоже на овраг. Наполеон изображён верхом на белом коне. Он окружён четырьмя телохранителями, которые стоят по углам четырёхугольника. Расстояние, с которого мы видим Наполеона – примерно 2 км от деревни Семёновская.
Позади императора – его резервы — Старая и Молодая гвардии, численностью примерно 20 тысяч солдат.
Несмотря на то, что генералы просили Наполеона дать им подкрепление, он отвечал, что не может рисковать своим последним резервом, находясь в трех тысячах километров от Парижа.
Бородинская панорама. Четвёртая точка осмотра — «Бой во ржи»
На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.), была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.
В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист,опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю. Говорят, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас, вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.
События происходят на не скошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада. В состав бригады входил и гвардейский гусарский Ахтырский полк. Его командиром был Денис Давыдов. Но в этот момент он уже создал летучий отряд для действий во вражеском тылу и в Бородинской битве не участвовал.
С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли — остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России.
Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. «Великая армия» Наполеона обладала огромным численным превосходством. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России, и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира «Болтай-да-и-Только». Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами.
Бородинская панорама. М.И.Кутузов
Вдалеке видны избы д.Горки и перед ними еле различимая группа людей. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом.
Кутузов командовал русской армией с середины августа 1812 года по конец апреля 1813 года. После его смерти именно Барклай де Толли возглавил русскую армию. Под предводительством Барклая русские вступили в Париж.
На этом фрагменте панорамы хорошо виден многонациональный характер «Великой армии». Недаром наши предки называли войну 1812 года «нашествием галлов, а с ними двунадесяти языков». Саксонские кирасиры в желтых мундирах нам уже знакомы, на заднем плане их атаку поддерживает польская кавалерия Юзефа Понятовского. Ф.А.Рубо почему то изобразил их под перевернутым польским флагом. Также на заднем плане видна итальянская кавалерия под предводительством Евгения Богарне.
Справа вдали в клубах порохового дыма — Курганная высота. На ней располагалась батарея генерала Раевского. В этом месте наши войска находились в очень невыгодном положении и несли огромные потери.
Бородинская панорама. Пятая точка обзора – «Командный пункт Кутузова»
Сам главнокомандующий еле различим – ведь он находится примерно в четырёх километрах от Семёновского. Штаб фельдмаршала Кутузова расположился в деревне Горки. Справа видны русские резервы. Это гвардейские кавалерийские части, включая знаменитые Преображенский, Измайловский и Семеновский полки. М.И.Кутузов раскрыл замысел Наполеона и приказывает перевести войска от села Бородино на левый фланг. Справа на предметном плане видна берёзка. Она настоящая.
Вдалеке, на заднем плане – полевой госпиталь, видны белые палатки. На повозке везут смертельно раненого генерала Багратиона. Наши войска выстроились и салютуют своему генералу. Мы прошли полный круг и вернулись на исходную точку- деревню Семёновская. В битве участвовали около 135 тысяч французских солдат. Им противостояли 120 тысяч русских. Эти цифры относятся к регулярным войскам. Фактически в русской армии было около 150 тысяч солдат, включая ратников-ополченцев.
С нашей стороны погибло 40-43 тысячи солдат, 27 генералов. С французской стороны – 38 тысяч солдат, 50 генералов, 1 маршал.
Вот как отозвался об итогах Бородинского сражения М.И.Кутузов:» Сей день пребудет вечным памятником славы русского оружия, когда вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. В тот день на французов впервые была наложена рука сильнейшего духом противника». По словам Наполеона «из 50 сражений,мною данных, в битве под Москвою было выказано наиболее мужества и достигнуты наименьшие результаты». О музее Бородинская панорама: Вокруг Бородинской панорамы. Бородинская панорама. История создания. Бородинская панорама. Императоры. Фельдмаршал. Генералы Бородинская битва. Итоги. Пётр Иванович Багратион.
kraeved1147.ru
Панорама «Бородинская битва»- 105 | moscowwalks.ru
На этой неделе 105 лет исполнилось одному из самых внушительных шедевров русской живописи, созданному русским художником французского происхождения Францев Рубо в Мюнхене – панораме Бородинской битвы.
Специально перед этим знаковым событием и в преддверии выходных показываем вам, как сейчас выглядит панорама и рассказываем, почему туда нужно сходить.
Смотрите наш репортаж, в том числе из-за кулис —>
Как возникла панорама:
11 сентября 1912г., в год празднования столетнего юбилея отечественной войны 1812 г., в Москве состоялось торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» работы Франца Алексеевича Рубо.
На Чистопрудном бульваре для картины был создан специальный павильон.
Газеты 1912 года наперебой сообщали, что павильон на Чистых прудах был открыт с большой помпой и специально для его открытия искали по всей России, нашли и привезли в Москву несколько ветеранов и свидетелей той войны.
Петр Лаптев… Гордей Громов… и почему-то неназванная «старуха».
Панорама на Чистых прудах проработала недолго, уже в январе 1918 г. она была закрыта, а полотно отправилось на склад. К дореволюционной истории в 1920-х и начале 1930-х относились с большим пренебрежением, пропагандировался лишь новый мир.
Спустя 30 лет, в 1948 г. полотно попало в руки реставраторов, из-за тяжелых условий хранения, верхняя (небесная) часть холста была признана непригодной, также была утрачена одна батальная сцена — бой у деревни Семеновское — воссозданная заново. После чего картина была законсервирована ещё на 10 лет. И только в 1960-м году, в преддверии 150 летия Войны 1812 года, к реставрации вернулись, у панорамы появилось новое небо, а вместе с ним и перый соединительный шов.
Кстати, вот так выглядит панорама «за кулисами»
В 1962-м году панорама увидела свет, в специально построенном здании на Кутузовском проспекте. Место было выбрано не случайно, ведь именно здесь находилась та самая изба Михаила Фролова, в которой было принято судьбоносное решение, вошедшее в историю как «совет в Филях».
Уже спустя всего 5 лет, в 1967 в результате пожара, полотно сильно пострадало, была произведена новая реставрация.
Надо отметить, что несмотря на все утраты и изменения эта картина является наиболее цельным из трёх масштабных шедевров Рубо и большей частью является авторским.В 2012-м году в преддверии столетнего юбилея музей был закрыт. В ходе работы была создана новая экспозиция, а у самой панорамы был обновлён предметный план, практически заново воссоздана «Кутузовская изба».
Панорама – это не просто живописное полотно, но и целый музей
Пять причин посетить Бородинскую панораму:
1. Панорама является одним из самых больших картин в мире 115 м длиной 15 м высоту. Наличие предметного планы с рельефом местности, специальное освещение, а также круговое расположение полотна позволяет посетителям окунуться в гущу событий и стать полноценным свидетелем решающего сражения отечественной войны 1812-го года.
2. Экспозиция, включает в себя не только батальную живопись и военную амуницию, но и многочисленные витрины с мебелью, книгами, фарфором, бронзой, погружающими в атмосферу России начала ХlХ века, что придется по вкусу зрителям, далеким от военной истории.
3. Диорамы, с бытовыми зарисовками, а также мультимедийные панели не оставят равнодушными самых маленьких посетителей
5.
4) В ходе празднования 105 летия музея-панорамы, организованны специальные экскурсии, позволяющие заглянуть «За кулисы панорамы»
5) Панорама Бородинской битвы – один из немногих хороших музеев в России, посвященных именно дореволюционной царской истории.
Эта запись была опубликована в Четверг, сентября 14, 2017 в 19:48 в теме: Военное, ГОРОД, КУДА ПОЙТИ, Музеи. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .
moscowwalks.ru
Главная тайна Бородинского сражения
Главная тайна Бородинского сражения
Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 г. Картина работы Петера фон Хесса (Гесса). Холст, масло. 224x355 см. Германия. 1843 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Начнем с того, что был в истории нашей страны такой период, когда все наши достижения и открытия считались более значимыми, чем в других странах.
С 1917 по 1991 год в СССР вышло немало книг, доказывавших преимущества советского образа жизни во всех его проявлениях. А история прошлого приукрашивалась так, что сейчас и не поймешь, где правда, а где вымысел. И вот только сегодня историки, и то с немалым трудом, начинают постепенно добираться до истины…
Кто победил в Бородинской битве?
Кутузов проиграл сражение (?)... (фрагмент картины С. В. Герасимова «Кутузов на Бородинском поле»)Что за вопрос? Разве не записаны даже в школьных учебниках слова генерала Ермолова:
«Французская армия разбилась о русскую».
Это мы победили Наполеона, а не он нас! Все это, конечно, так. Но если заглянуть не только в учебник, а еще и, например, в Интернет, то можно увидеть, как разнятся встречающиеся там сведения. Не совпадают данные о количестве войск, находившихся на поле боя, и даже в записках очевидцев этого сражения имеются серьезные расхождения.
Например, есть данные, что Наполеон при Бородино имел 135 тысяч солдат, тогда как Кутузов – 120. А вот другие цифры: французы — 133,8, русские – 154,8 тысячи человек. И какие верны? Причем в это же число входят 11 тысяч казаков и 28,5 тысячи ополченцев. То есть численно мы, вроде бы, в этом случае превосходили французов, но качественно они ...а Бонапарт — войну с Россией (фрагмент картины П. Делароша «Наполеон Бонапарт после отречения во дворце Фонтенбло»)превосходили нас, поскольку боевые возможности ополченцев были невелики. Зато во всех источниках количество орудий одинаково: 640 пушек у нас и 587 у французов.Значит, у нас было на 53 пушки больше, а это по тому времени – большая сила.Есть данные, что во французской армии на 1000 метров могли стрелять лишь 10% орудий, а остальные – на 600-700.
Зато в русской армии было больше тяжелых орудий, способных вести огонь на 1200 м. К тому же обороняться легче, чем наступать, особенно на укреплениях, пусть даже и посредственных.
Поэтому потери наступающих всегда были больше, чем обороняющихся!А теперь давайте посмотрим на результаты сражения. Сами французы оценивали свои потери в 28 тысяч человек. В некоторых книгах сообщается, что Наполеон потерял 50, а Кутузов – 44 тысячи солдат. Однако есть и другие данные, прямо противоположные, и ясности в этом важном вопросе нет до сих пор!
Последний довод королей
Известно, что свою биографию Наполеон начал артиллерийским офицером и что он получил в этой области неплохие знания, которые потом часто использовал в сражениях. Выбирая направление главного удара, Бонапарт собирал батарею из ста и более орудий, чем обеспечивал непрерывность стрельбы. Дело в том, что перезаряжались тогдашние гладкоствольные пушки довольно медленно, а стреляли батареи не залпом, а орудиями поочередно. И вот если в такой батарее было мало орудий, то ее командиру приходилось ждать, пока прислуга их все не зарядит. Когда же стреляла последняя из пушек наполеоновских «великих батарей», первая уже бывала заряженной, поэтому свой огонь они вели непрерывно. Точно так же поступил Бонапарт и в сражении при Бородино.
На артиллерийской позиции (Русская батарея на флешах Багратиона). Картина работы Р. Горелова, 1955 г. А вот русская армия использовала свои пушки более традиционно. По несколько десятков пушек было установлено на Семеновских флешах, на Курганной высоте и во многих других местах. Однако общая их численность нигде ста орудий не достигала. Более того, 305 орудий по приказу Кутузова были выведены в резерв у деревни Псарево, где они и находились до конца сражения. Понятно, что подбитые пушки постоянно заменяли стоявшими в резерве. Однако реально это привело к тому, что общее их количество (особенно в начале сражения) у нас оказалось меньшим, чем у Наполеона. К моменту решающей атаки на флеши со стороны французов по ним било 400 орудий, а вот отвечали им 300. Кроме того, тогда ведь не было ни радио, ни мобильной связи… Пока адъютанты на лошадях успевали передать соответствующий приказ, пока какое-то количество орудий, запряженных лошадьми, добиралось до места, пока лошадей распрягали и уводили в укрытие, а сами орудия начинали стрелять, проходило довольно много времени. То есть наше численное преимущество в артиллерии никакой роли в этом сражении не сыграло!
Подсчеты и расчеты
Основной силой в войнах начала XIX века была артиллерия (Артиллеристы на Бородинском поле. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Художник В. Шевченко. 1970-е гг.)Впрочем, ведь мы пока не знаем эффективности стрельбы нашей и французской артиллерии, а это очень важный показатель. Но оказывается, такие сравнительные испытания проводились и дали очень похожие результаты. Почему так — объяснить очень просто. Все дело в том, что и у французов, и у русских на вооружении находились близкие по своим боевым качествам орудия, основанные на конструкции генерала Грибоваля. При стрельбе по мишени процент попавших в нее картечных пуль был примерно одинаков: на расстоянии 600-650 метров в среднем восемь попаданий.
Но это означает, что одна артиллерийская рота в одном залпе имела бы около сотни попаданий и могла вывести из строя до двух взводов пехоты, ходившей в атаку плотным строем, да еще и в полный рост! Теперь предположим, что примерно треть всех выстрелов, сделанных на Бородинском поле, были картечными. Можно подсчитать, что ими было бы выведено из строя 240 тысяч человек, тогда как фактические потери были в три раза меньше.Это говорит о том, что меткость огня в боевых условиях сильно снижалась из-за дыма, ответного огня неприятеля, а также из-за того, что люди в условиях боя оказываются в состоянии сильнейшего стресса.
«Стрелять редко, да метко!»
Итак, на результаты стрельбы оказал большое влияние человеческий фактор. В «Общих правилах для артиллерии в полевом сражении», введенных перед самым началом Отечественной войны, генерал-майор А. И. Кутайсов писал:
По одной из версий, Наполеон потерял на Бородинском поле 50 тысяч солдат, Кутузов – 44 тысячи (Бородинское сражение. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Художник В. Шевченко. 1970-е гг.)
«В полевом сражении выстрелы за 500 саженей (свыше 1000 метров. — В. Ш.) сомнительны, за 300 (от 600 до 1000) — довольно верны, а за 200 и 100 (от 400 и 200 до 600) — смертельны. Следовательно, когда неприятель еще в первом расстоянии, то должно стрелять по нем редко, дабы иметь время вернее наводить орудие, во втором чаще и напоследок наносить удары со всевозможной скоростью, чтоб его опрокинуть и уничтожить».
То есть главным по-прежнему оставалось требование стрелять редко, да метко. При этом в Бородинском сражении не нашел применения боевой опыт русских артиллеристов XVIII века, которые еще во время битвы при Гросс-Егерсдорфе производили стрельбу через голову своих войск.
Меткость в бою сильно снижалась, потому что артиллеристы, заняв огневую позицию, торопились открыть огонь, что приводило к менее тщательному прицеливанию. К тому же каждый очередной выстрел мог произойти только через минуту после предыдущего. А за это время колонна противника быстрым шагом успевала пройти почти 50 метров. Значит, если бы артиллерийская рота вела огонь залпами картечью, а каждый залп уничтожал по два взвода противника, то с расстояния в 600 метров, дав 12 залпов, эта рота уничтожила бы целый полк пехоты, чего реально не происходило.
Что было бы, если бы…
Таким образом, можно сделать вывод о том, что артиллерийский огонь в ходе Бородинского сражения, хотя и носил беспрецедентный по тому времени характер, был все-таки не так эффективен, как мог бы быть, — по целому ряду обстоятельств.Французы сделали в этой битве более 60 тысяч выстрелов, то есть в течение 15 часов сражения их артиллерия ежеминутно выстреливала примерно 67 снарядов.При этом с французской стороны огонь отличался большей частотой и интенсивностью, особенно на начальном этапе сражения. И вот здесь-то мы и начинаем понимать, что, хотя французская армия и «разбилась о русскую», она могла бы «разбиться» еще больше, если бы не наш артиллерийский резерв в 305 орудий, сразу же поставивший русскую армию в невыгодное положение по отношению к французской! Получилось так, что, имея на 53 пушки больше, чем у французов, мы нигде не получили преимущества в артиллерии и не могли подавить огнем противостоявшие нам французские батареи.
Даже две стопушечные батареи, установленные на левом фланге русских войск, стреляя в упор по атакующим французам, скорее всего, нанесли бы им куда большие потери, чем те, что были на самом деле. А уж если бы часть орудий вела огонь через головы наших войск, то… тут можно уже говорить о потерях, для французов совершенно неприемлемых.
Монумент, установленный на Бородинском поле там, где располагалась батарея Раевского
Во всяком случае, сегодня ряд историков доказательно утверждает, что потери русских войск были не меньше, а в 1,5-2 раза больше, чем у французов. И что именно в силу этого обстоятельства наша армия на следующий день была вынуждена отступить. И хотя людей, которые не совершали бы ошибок, просто нет, надо признать, что в этом сражении ошибки со стороны Кутузова, возможно, были, но в итоге война против России была проиграна Бонапартом, который позднее был вынужден признать:
Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. В нем Французы показали себя достойными одержать победу, а Русские стяжали право быть непобедимыми…
Вячеслав ШПАКОВСКИЙ.
Добавить комментарий
penzahroniki.ru
Галерея картин посвященных событиям Бородинского сражения 1812г.
{rokbox =|Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-16.jpg| size=|fullscreen|}images/5-16.jpg{/rokbox}
Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.
{rokbox title=|Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-18.jpg| size=|fullscreen|}images/5-18.jpg{/rokbox}
Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.
{rokbox title=|Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-19.jpg| size=|fullscreen|}images/5-19.jpg{/rokbox}
Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.
{rokbox title=|Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-20.jpg| size=|fullscreen|}images/5-20.jpg{/rokbox}
Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.
{rokbox title=|Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-21.jpg| size=|fullscreen|}images/5-21.jpg{/rokbox}
Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.
{rokbox title=|Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-22.jpg| size=|fullscreen|}images/5-22.jpg{/rokbox}
Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.
{rokbox title=|Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-25.jpg| size=|fullscreen|}images/5-25.jpg{/rokbox}
Рубо Ф. - Фрагмент панорамы Бородинского сражения.
{rokbox title=|Шепелюк А.П. - Михаил Кутузов во время Бородинского сражения.| thumb=|images/5-10.jpg| size=|fullscreen|}images/5-10.jpg{/rokbox}
Шепелюк А.П. - Михаил Кутузов во время Бородинского сражения.
{rokbox title=|Верещагин В.В. - Наполеон I на Бородинских высотах.| thumb=|images/5-7.jpg| size=|fullscreen|}images/5-7.jpg{/rokbox}
Верещагин В.В. Наполеон I на Бородинских высотах.
{rokbox title=|Верещагин В.В. - Конец Бородинского боя.| thumb=|images/5-14.jpg| size=|fullscreen|}images/5-14.jpg{/rokbox}
Верещагин В.В. - Конец Бородинского боя.
{rokbox title=|Хесс, Петер фон - Бородинское сражение 26 августа 1812 г.| thumb=|images/5-5.jpg| size=|fullscreen|}images/5-5.jpg{/rokbox}
Хесс, Петер фон - Бородинское сражение 26 августа 1812 г., Эрмитаж.
{rokbox title=|Вепхадзе А.- Смертельное ранение князя Багратиона на Бородинском поле.| thumb=|images/5-13.jpg| size=|fullscreen|}images/5-13.jpg{/rokbox}
Вепхадзе А.- Смертельное ранение князя Багратиона на Бородинском поле.
{rokbox title=| Аверьянов А.Ю. - Бой за Багратионовы флеши.| thumb=|images/5-12.jpg| size=|fullscreen|}images/5-12.jpg{/rokbox}
Аверьянов А.Ю. - Бой за Багратионовы флеши.
{rokbox title=| Аверьянов А.Ю. - Бой за Шевардинский редут. | thumb=|images/5-26.jpg| size=|fullscreen|}images/5-26.jpg{/rokbox}
Аверьянов А.Ю. - Бой за Шевардинский редут.
{rokbox title=| Аверьянов А.Ю. - Подвиг генерала Костенецкого в Бородинском бою. | thumb=|images/5-29.jpg| size=|fullscreen|}images/5-29.jpg{/rokbox}
Аверьянов А.Ю. - Подвиг генерала Костенецкого в Бородинском бою.
{rokbox title=| Аверьянов А.Ю. - Ветеран. | thumb=|images/5-27.jpg| size=|fullscreen|}images/5-27.jpg{/rokbox}
Аверьянов А.Ю. - Ветеран.
{rokbox title=| Аверьянов А.Ю. - Раненый кавелергард. | thumb=|images/5-28.jpg| size=|fullscreen|}images/5-28.jpg{/rokbox}
Аверьянов А.Ю. - Раненый кавелергард.
{rokbox title=| Фабер дю Фор Х.В. - Бородинское поле битвы 17 сентября 1812г. | thumb=|images/5-8.jpg| size=|fullscreen|}images/5-8.jpg{/rokbox}
Фабер дю Фор Х.В. - Бородинское поле битвы 17 сентября 1812г.
{rokbox title=| Федоров С. - Сражение при Бородине 26 августа 1812 г. | thumb=|images/5-9.jpg| size=|fullscreen|}images/5-9.jpg{/rokbox}
Федоров С. - Сражение при Бородине 26 августа 1812 г.
{rokbox title=| Неизвестный художник.Акварель. - Бородинское сражение 26 августа 1812 г. | thumb=|images/5-15.jpg| size=|fullscreen|}images/5-15.jpg{/rokbox}
Неизвестный художник.Акварель. - Бородинское сражение 26 августа 1812 г.
{rokbox title=| Неизвестный художник.| thumb=|images/5-30.jpg| size=|fullscreen|}images/5-30.jpg{/rokbox}
Неизвестный художник.
{rokbox title=| Неизвестный художник.| thumb=|images/5-31.jpg| size=|fullscreen|}images/5-31.jpg{/rokbox}
Неизвестный художник.
Вид Бородинского поля. Художник Л.Ж.Жакотте. 1840-е годы.
Вступление русских войск в Париж 31 марта 1814 года. Неизвестный художник
Виллевальде Богдан Павлович. «Сражение при Париже 17 марта 1814 года»
Ламберт. Осада Парижа. Гравюра.
.
Апсит Александр Петрович. Отечественная война 1812г. Русские уланы на разведках.
Оборона заставы Клиши в Париже в 1814. Картина О. Верне, который сам был участником обороны Парижа.
Вступление русских войск в Париж 31 марта 1814 года. Неизвестный художник
Георг-Эммануэль Опиц, очевидец событий 1814 г. Казак раздает парижанам напечатанную декларацию Александра I
Виллевальде Богдан Павлович. Лейб-гвардии Конный полк в Париже
Художник Олег Пархаев.
Г.Виже. “Жозефина представляет Александру I своих детей в Мальмезоне
kukovenko.ru
Музей-панорама Бородинская битва: фотоотчет, отзыв о посещении
Музей-панорама Бородинская битва находится недалеко от Парка Победы, на той же станции метро. Только на противоположной стороне улицы и выход из метро налево (есть указатели). Адрес: г. Москва, Кутузовский проспект, д. 38. Телефоны: (499) 148-19-67, заказ экскурсий (499) 148-19-27.
Перед входом, как и положено, стоит памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову, а если быть точным Голенищеву-Кутузову-Смоленскому. Последнюю приставку к своей фамилии он получил как раз после войны 1812 года.
Здание музея легко узнать по круглому второму этажу, в котором и находится та самая панорама Бородинской битвы, ради которой мы сюда идем. Входной билет без экскурсионного обслуживания стоит 110 руб., льготный 20 руб., с экскурсией – 250 и 160 руб. соответственно. Фотосъемка – 150 руб. Экскурсии проводятся каждый час с 11:00 до 16:00.
Время работы: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье — с 10.00 до 18.00, четверг — с 10.00 до 21.00.
В музей с экскурсиями приезжает много иностранцев. Видимо, панорама является частью какого-то экскурсионного маршрута по достопримечательностям Москвы. Музею, наверное, следует добавить к описаниям экспонатов английский перевод. Сейчас переведены в основном только названия, а описания картин, например, только на русском.
При входе всех посетителей встречают вот такие фигуры. Видимо, представители разных сословий того времени.
Пушка.
Изображение Наполеона и всей его родни.
В музее много картин с изображениями событий из войны 1812 года. Я сам не ценитель живописи, но тут с интересом останавливался возле каждой картины. Здесь написана реальная жизнь, реальные сражения, реальные события, произошедшие в истории нашей страны. Было интересно всё это увидеть.
Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 г. Когда летучие отряды казаков атамана Платова заманили полки французской армии в ловушку.
Подвиг солдат Раевского под Салтановкой.
На картине описан тот момент, когда французские войска заняли Могилев, преградив 2-й армии путь к соединению с армией Барклая де Толли. Багратион отправил к городу 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Раевского. Генерал лично возглавил одну из атак, взяв с собой своих сыновей, которым было по 10 и 16 лет, воодушевлял собственным примером солдат под сильным картечным огнем.
Сражение за Смоленск.
Светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский.
К августу 1812 г. назревает необходимость в главнокомандующем российской армией, который должен был объединить все силы и дать генеральное сражение, и кроме этого устранить трения внутри командного состава между Багратионом и Барклаем-де-Толли. Первый выступал за активные действия армии, второй проводил линию на отступление. И по этому поводу между ними постоянно проходили столкновения.
Изображение М.И. Кутузова, вышитое человеческими волосами.
Почему именно Кутузов был удостоен чести возглавить армию, рассказывает эта витрина. Кутузов был одним из самых опытных полководцев того времени, он участвовал в войнах против Турции и при Екатерине и при Александре I. На эти войны в витрине указывают атаган – оружие турецких янычар и крест за взятие Измаила – крепости, считавшейся неприступной. Они находятся в левой части витрины, к сожалению, не сфотографировал крупным планом. Кутузов воевал под командованием П.А. Румянцева и А.В. Суворова., был хорошо образован. Он окончил артиллерийскую дворянскую инженерную школу. На его ученые занятия указывает в этой витрине бюро и чертежный набор. Они переданы музею потомками великого полководца. Принято считать, что Кутузов лично ими пользовался.
Так называемая Малая Галерея – группа копий с портретов военной галереи, находящейся в Эрмитаже в С.-Петербурге.
Не помню как зовут, но очень сильно напоминает нашего президента.
Дуэльный набор пистолетов.
Походный бар.
Стенд посвящен родам войск российской и французской армии того времени. Слева показаны солдаты нашей армии, а справа – французской.
Пехотинец, вооруженный ружьем. Конструкция ружья была практически такая же, как и у французов.
Кирасир - конный солдат, одет в кирасу и каску с плюмажем, вооружен палашом. Кирасиры были ударной частью армии, сюда отбирали самых физически крепких мужчин.
Кираса и каска кирасира русский войск.
Последний солдат (слева) представляет артиллерию, вооружен саблей.
Такие же рода войск были и у французской армии, с похожим вооружением и обмундированием.
Пехотинец французской армии 1812 г. (на переднем плане).
Кирасир французской армии 1812 г.
Артиллерист французской армии 1812 г.
Оружие солдат французской армии.
Подлинные каска и кираса французских солдат.
Орден Почетного легиона – главная награда французской армии.
Наконец, переходим к панораме Бородинской битвы. Панорама представляет собой картину, длиной 115 м., высотой 15 м. Эта картина была написана к 100-летию Бородинской битвы в 1912 г. Работа заняла 11 месяцев. Вторая часть панорамы – передний предметный план, органично соединенный с картиной. На фотографиях ниже бывает даже трудно отличить, где есть что. Освещение в зале создает эффект солнечного света. Очень похоже на яркий день, в который произошла эта битва.
Мы находимся на Бородинском поле, на левом фланге российской армии, в деревне Семеновское. Сейчас около 10:30 утра, с начала сражения прошло примерно 4.5 часа.
Вся панорама разделена на 4 сектора, показывающих, что происходило в тот момент на Бородинском поле. Я не буду описывать и рассказывать о каждом из них, это сделает экскурсовод. Предлагаю просто посмотреть фотографии панорамы.
У каждого сектора панорамы Бородинской битвы стоит такой терминал, который рассказывает, что здесь изображено.
Терминал интерактивный. Можно нажать на объект и появится его описание.
А так выглядит описание сюжета сектора.
Итоги Бородинской битвы неоднозначны. Хотя Наполеон занял поле после битвы, а русские войска отступили к Москве, главную свою задачу он не выполнил – русская армия не была уничтожена. Пока существует армия, война продолжается. Наполеон хотел ещё в самом начале войны уничтожить российскую армию, но у него это не получилось. На Бородинском поле он также в этом не преуспел, потери были огромные и с той и с другой стороны. Таким образом, война продолжалась.
А мы уходим из зала с панорамой Бородинской битвы и переходим в последний зал музея. Здесь на картинах в основном показаны события, произошедшие уже после сражения на Бородинском поле.
Военный совет в Филях, где было принято решение оставить Москву французам. Сюжетом картины послужило описание из романа-эпопеи «Война и мир».
Русская армия и жители оставляют Москву.
Вступление французской армии в Москву 14 сентября 1812 г. Наполеон на Поклонной горе ждал, когда ему вынесут символические ключи от города, и был очень удивлен, когда этого не произошло. На картине хорошо видно, какой высоты была Поклонная гора в то время, и какой вид с неё открывался на Москву.
Проекция горящей Москвы со звуковым оформлением.
Перед отступлением русских войск, по указанию генерал-губернатора Москвы или мэра по-нашему, город был подожжен.
Изображение горящей Москвы.
Наполеон, находясь в Москве, 3 раза посылал письма Александру I с предложением мира, но ответа так и не дождался.
Наполеон уходит из Москвы. Припасы заканчиваются, местное крестьянское население отказывается снабжать его армию, уничтожают продовольствие, урожаи стоят не собранными, и он решает двинуться к Смоленску по неразоренным войной территориям - через Калугу, чтобы пополнить запасы провианта. Но дорогу на Калугу ему преграждает российская армия. В результате сражения Наполеон вынужден отступить и двигаться той же дорогой, какой его армия наступала на Москву. Т.е. опять же без провианта.
Я не буду описывать здесь всю историю отступления войска Наполеона. Рассказ не об этом. Хочу показать только две картины из музея, описывающие знаковые моменты и на этом можно закончить.
Переправа французской армии через реку Березину. Отступая, путь войска Наполеона проходил через реку Березину. Для переправы выстроили два моста. Часть войска успела переправиться, когда появились российские солдаты. В армии Наполеона началась паника, один из мостов рухнул, второй Наполеон приказал сжечь. В этой битве французская армия уменьшилась на несколько десятков тысяч человек.
И последняя картина, которую хочу показать, называется «Возвращение Наполеона из похода на Россию». На картине видно, в каком состоянии возвращалась некогда великая армия. На снегу лежит тело человека, сундук с выпавшей из него драгоценной посудой, награбленным в Москве добром, которое уже никому не нужно. От войска остались жалкие крохи.
P.S.
Согласно опросу Фонда общественного мнения, проведённому в 2012 году, почти треть россиян не знает, с кем воевала Россия в 1812 году.
mos-holidays.ru