САРЬЯН Мартирос Сергеевич – Галерея произведений (153 изображения). Мартирос сарьян картины
Мартирос Сарьян
Красная лошадь. 1919
В Советской России Мартирос Сарьян был не просто известным армянским художником, а очень известным. Правда, сейчас уже все не так: мало кто из нового поколения россиян назовет это имя, а из среднего – едва вспомнит. Но для моего поколения Армения и Мартирос Сарьян были неразделимы, и мало кто НЕ знал этого художника. 2015 год для Сарьяна юбилейный: сто тридцать пять лет со дня рождения, но хочется вспомнить его не только поэтому.
Я буду очень субъективна, если выскажу крамольную мысль: просматривая его многочисленные картины, написанные на протяжении долгой восьмидесятилетней творческой жизни, мне показалось, что в какой-то момент художник стал другим, отступился от своего стиля раннего периода. Можно даже определить точное время, когда это произошло – в середине двадцатых годов.
Невольно приходят на ум начавшиеся в это время гонения на творческую интеллигенцию, обвинявшуюся в том числе и в формализме, под рубрику которого попадало все раннее творчество художника. От солнечных, ярких, свежих, жизнерадостно-экспрессивных, почти лубочных декоративных картин, в которых отчетливо видны народные корни, мало что осталось.
Константинополь. Собаки 1910
Мартирос Сарьян переходит от раскаленных солнцем и цветом картин к эмоционально сниженным по накалу, из картин уходит простота и непосредственность, действовавшие на зрителя мистически-завораживающе, когда от восторга буквально перехватывает дыхание. Я такого Сарьяна не видела и даже не предполагала, что он мог ТАК писать!!!
Русский авангард Серебряного века, а не Гоген и Матисс, с которыми его любят сравнивать, но Малевич и Кандинский, сделавшие главным героем живописи - цвет. Конечно, резкую смену стиля в середине и особенно конце двадцатых, можно объяснить по-разному, в том числе и тем, что после поездки в Париж Мартирос Сарьян стал использовать больше технику импрессионизма, работу со светом, мелкие мазки и сглаженность контрастов.
Но мне кажется, что не только поэтому. Создается ощущение, что художник постепенно уходит в нейтральные темы и нейтральное цветовое поле: портреты советских деятелей, пейзажи, цветы, в которых прочитывается какая-то осенняя тоска.
Красные цветы 1910
Сравнивая ранние картины с поздними, уже не удивляешься тому, что специалисты в своем большинстве называют наиболее известными картины раннего Мартироса Сарьяна:
«Чары солнца», «Финиковая пальма», «Улица. Полдень. Константинополь», «У колодца. Жаркий день», «Идущая женщина», «Египетские маски», «Ночь. Египет», «Константинополь. Собаки», «Фруктовая лавка. Константинополь», «Красная лошадь»,
почти все написанные до сорока лет, до двадцатого года. Объяснение ухода от своей ранней стилистики становится яснее, когда узнаешь, что власти обвиняли его в приверженности формализму и непонятности его искусства народу. Особенно заметно изменение стиля стало после возвращения в 1928 году из Парижа.
Цвета потускнели, сочность, лаконизм, резкие контрасты, чистота цвета и солнечность раннего периода, которыми восхищались зрители и специалисты, уступили место потускневшим работам более позднего периода, но сохранился монументализм. Иногда, правда, появлялись яркие картины, напоминавшие ранний стиль, но они не были доминирующими, словно ими автор только напоминал о себе прежнем, говоря: «Я – все тот же, но времена изменились».
Осенний мглистый день. 1928
И только когда художник перешагнул свой девяностолетний рубеж, он пишет две потрясающие картины - «Земля» и «Сказка», возвращающие нас к прежнему Сарьяну. Это был его завершающий аккорд, замкнувший творчество Мастера в единый круг, соединивший начало с концом.
Сарьян родился в армянской семье в 1880 году. Семья жила в Нахичевани, что недалеко от Ростова-на-Дону, в Приазовских степях. Отец, владевший небольшим участком земли, построил здесь в сорока километрах от города домик, в котором большая семья (девять детей) и поселилась. Первые годы жизни, несмотря на бедность, стали для будущего художника источником вдохновения и любви к природе, солнцу и свету.
«Перед глазами всё встало в сиянии солнечного света: стройные хлеба вперемежку с травами, покрытыми множеством цветов, над которыми реяли пчёлы и бабочки. Всё это безудержно влекло к себе. Я, очарованный, вошёл в хлебный строй и окунулся в мир, подобный сновидению. Я долго шёл и, уставши, уснул в кустах хлеба, на земле, как на груди своей матери» (Из неизданных воспоминаний).
В семь лет мальчик переезжает к старшему брату в Нахичевань-на-Дону, чтобы получить школьное образование. Нахичевань тогда – центр армянской культуры с большой армянской диаспорой, в котором была не только своя армянская школа, но армянская церковь.
Мальчик пел в церковном хоре, а его учителем в школе был будущий католикос Геворг VI. В пятнадцать лет Мартирос окончил русско-армянскую школу, где особенно отмечали его способности в рисовании.
Старший брат показал рисунки Мартироса своему приятелю, выпускнику Московского УЖВЗ, и тот взялся подготовить юношу для поступления в это Училище.
Египетская ночь 1912.
В семнадцать лет Сарьян - студент МУЖВЗ, в котором проучится четыре года. Писать картину на диплом он, однако, не стал, решив продолжить образование в мастерской Серова и Коровина.
У них он проучился еще два года. Особенно сильное впечатление производил на студентов Серов, молчаливый и даже угрюмый, но с метким глазом и строгостью в оценке работ своих учеников. Он учил подходить к своим работам профессионально и строго.
Но работы Мартироса Сарьяна этого периода ученические, школьные, в них нет собственного стиля, который выработается только после поездки на Кавказ и Восток: в Турцию, Персию и Египет. Краски первых работ начинающего художника темные и серые. От этой школы, ее серости и темноты ему долго пришлось избавляться.
Портрет Сандухт. 1898
(окончание здесь)
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
САРЬЯН Мартирос Сергеевич – Галерея произведений (153 изображения). - Страница 6 из 8
admin 12.07.2015 Галерея, Новости 5,277 Показы
Открыть доступ 101. Сарьян Мартирос «Полуденная тишина» 1924 Холст, масло 117х114 Национальная галерея Армении, Ереван
Check Also
До 27.04.2015 в Государственном Музее Востока.
cultobzor.ru
САРЬЯН Мартирос Сергеевич – Галерея произведений (153 изображения). - Страница 4 из 8
admin 12.07.2015 Галерея, Новости 5,277 Показы
Открыть доступ 61. Сарьян Мартирос «Натюрморт» 1913 Холст, масло 55х66 Саратовский государственный художественный музей 62. Сарьян Мартирос «Светлая гамма. Натюрморт» 1913 Темпера, холст 62х81 Национальная галерея Армении, Ереван 63. Сарьян Мартирос «Персидский натюрморт» 1913 Темпера, холст 75х89 Национальная галерея Армении, Ереван 64. Сарьян Мартирос «В персидской деревне» 1913 Темпера, холст 71х124 Государственная Третьяковская галерея 65. Сарьян Мартирос «Сурб-Хачские скалы в Калаки» 1914 Холст, масло 36х47,5 Ярославский художественный музей 66. Сарьян Мартирос «Пейзаж с горным козлом» 1914 Холст, масло 106,5х71,5 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 67. Сарьян Мартирос «Желтые цветы (Джан-Гюлум)» 1914 Темпера, холст 83х73 Из собрания А.Я.Абрамяна 68. Сарьян Мартирос «Цветы Калаки» 1914 Темпера, холст 88Х79 Национальная галерея Армении, Ереван 69. Сарьян Мартирос «Цветы саибские» 1914 Темпера, холст 60х71 Государственная Третьяковская галерея 70. Сарьян Мартирос «Портрет М.Гюльназаряна» 1915 Темпера, холст 47х47 Национальная галерея Армении, Ереван 71. Сарьян Мартирос «Армянка с таром» 1915 Темпера, холст 68х92 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 72. Сарьян Мартирос «Портрет Иосифа Манташева» 1915 Темпера, холст 88х88 Национальная галерея Армении, Ереван 73. Сарьян Мартирос «В Персии» 1915 Темпера, холст 112х120 Из собрания В.Я.Кунина 74. Сарьян Мартирос «Портрет поэта Александра Цатуряна» 1915 Темпера, холст 70,5х62 Национальная галерея Армении, Ереван 75. Сарьян Мартирос «Фрукты. Натюрморт» 1915 Темпера, холст 47х62 Из собрания Н.Н.Власовой 76. Сарьян Мартирос «Натюрморт. Фрукты» 1915 Темпера, холст Калужский художественный музей 77. Сарьян Мартирос «Тыквы и перец» 1915 Картон, темпера 39х52 Астраханская государственная картинная галерея 78. Сарьян Мартирос «Натюрморт с масками» 1915 Темпера, холст 120х274 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 79. Сарьян Мартирос «Восточные цветы» 1916 Темпера, холст 84х74,5 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 80. Сарьян Мартирос «Пионы» 1916 Картон, темпера 70х65 Из собрания семьи Г.С.Блох Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Check Also
До 27.04.2015 в Государственном Музее Востока.
cultobzor.ru
Мартирос Сарьян | Блогер matilda_mo на сайте SPLETNIK.RU 3 июля 2017
К Мартиросу Сарьяну у меня особое отношение. Именно с него началась моя любовь к рисованию. Ведь копируя его натюрморты, я и научилась писать маслом. Это было восхитительно, удивительно, прекрасно и очень ярко. Когда становится грустно или погода на улице слишком дождливая — я просто вспоминаю картины Сарьяна и на душе сразу становится легче.
Мартирос Сергеевич прожил долгую жизнь - 92 года. Он родился в 1880 году, в Нахичевани-на-Дону. Сейчас это один из районов Ростова-на-Дону. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Был учеником Серова. Много путешествовал. Путешествовал он почти всегда на восток. Был в Египте, в Иране, в Турции. Эти путешествия изменили не только его личность, но и манеру рисовать. Сарьян, до этого писавший в мягкой, лиричной, слегка отстраненной манере, вдруг осознал свои корни, свой восточный темперамент и его картины наполнились красками, эмоциональностью и остротой восприятия. Цветовой катарсис. На хостах появились диковинные цветы, египетские маски с гипнотическими глазами, персидские безделки... Портреты стали предельно простыми, предельно упрощенными и это считается с предельной жизненностью. Мазок становится стремительным и динамичным, краски- звучными и самостоятельными.
После революции Сарьян переезжает в Армению, которая становится отныне главной темой его творчества. Французский критик начала прошлого века Луи Восель как-то сказал: "Сначала Сарьян нарисовал Армению, а уже потом ее создал Бог".
Его пейзажи приобретают эпичность и героический характер. Излюбленными моделями его послереволюционных портретов становятся люди талантливые, живущие напряженной творческой жизнью: артисты, поэты, архитекторы, музыканты. Он сам был и очевидцем и участником новой жизни.
Художник создает декорации и костюмы к операм, иллюстрирует армянские сказки и сборники поэзии.
Кстати, В 1926-1928 годах Сарьян живёт и работает в Париже. Там он написал много картин, правда, большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.
Сарьян умер в Ереване в мае 1972 г., в тот месяц, когда природа окончательно расцветает яркими красками, которые он так любил.
Немного полюбуемся его работами.
Знаменитые сарьяновские цветы...
Прекрасные пейзажи...
Портреты восточных джентльменов...
Вот этот особенно чарующ, на мой взгляд)
Женские портреты. Особенно часто Мартирос Сергеевич писал свою жену - Лусик Сарьян.
На заднем плане картины мы можем видеть самого Сарьяна.
И под конец несколько автопортретов Сарьяна.
По секрету скажу, что автор крайне неравнодушен к высоким, темноволосым джентльменам, которые страдают легкой небритостью. Поэтому на некоторые автопортреты Мартироса Сарьяна он готов любоваться вечно.
www.spletnik.ru
Армянский живописец Мартирос Сарьян (1880-1972)
Автор - Я_ЧТО-НИБУДЬ_ПРИДУМАЮ. Это цитата этого сообщенияАрмянский живописец Мартирос Сарьян (1880-1972)Мартирос Сергеевич Сарьян (1880-1972) — армянский живописец-пейзажист, график и театральный художник. Мартирос Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в патриархальной армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону (ныне в пределах Ростова-на-Дону). В 1895 году закончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1901—1904 годах предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.
(Музыкальное сопровождение: Arax Музыка Армении - Es Guisher)
Армения. 1957
Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы. 1945
В ботаническом саду. 1951
Весенний день. 1935
Весна в моем саду. 1945
Виноград. 1943
Восход солнца над Араратом. 1923
Глицинии. 1923
Дворик. Ереван. 1922
Ереванский дворик весной. 1928
Майские розы. 1939
Маки. 1947
Осенний натюрморт. Плоды созрели. 1961
Полевые цветы. 1910
Сирень. 1922
Со склонов Арагаца. 1951
У родника. Сказка. 1904
Цветущие абрикосы. 1929
Цветущие горы (В ущелье Ахуряна). 1905
Цветущие деревья. 1922
Цветы, лимоны, апельсины. 1953
Цветы. 1929
Цветы. 1946
Цикламены. 1940
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
kolybanov.livejournal.com
САРЬЯН Мартирос Сергеевич – Галерея произведений (153 изображения). - Страница 7 из 8
admin 12.07.2015 Галерея, Новости 5,277 Показы
Открыть доступ 121. Сарьян Мартирос «Улица с арыком в Ашхабаде» 1934 Холст, масло 54х73,5 Львовская картинная галерея 122. Сарьян Мартирос «Портрет архитектора Тороса Тораманяна» 1934 Холст, масло 72х90 Национальная галерея Армении, Ереван 123. Сарьян Мартирос «Фрукты и овощи. Натюрморт» 1934 Холст, масло 73х92 Из собрания семьи А.И.Алиханяна 124. Сарьян Мартирос «Портрет пианиста Константина Игумнова» 1934 Холст, масло 73х59,5 Национальная галерея Армении, Ереван 125. Сарьян Мартирос «Озеро Севан» 1936 Холст, масло 73х58 Из собрания семьи Б.В.Михайловского 126. Сарьян Мартирос «Портрет Карена Камсаракана» 1935 Холст, масло 45х38 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 127. Сарьян Мартирос «Цветистый пейзаж. Форзац к сборнику «Армянские народные сказки» 1937 Бумага, акварель 40х30 Национальная галерея Армении, Ереван 128. Сарьян Мартирос «Эскиз декорации к опере А.Степаняна «Храбрый Назар» 1934 Бумага, акварель 56х78 Государственный центральный театральный музей им.Бахрушина, Москва 129. Сарьян Мартирос «Эскиз декорации к опере А.Спендиарова «Алмаст» 1930 Бумага, гуашь 50х81 Государственная Третьяковская галерея 130. Сарьян Мартирос «Иллюстрация к армянской народной сказке «Волшебный перстень» 1937 Бумага, акварель 40х19 Национальная галерея Армении, Ереван 131. Сарьян Мартирос «Портрет режиссера Рубена Симонова» 1939 Холст, масло 100х70 Государственный Музей Востока, Москва 132. Сарьян Мартирос «Осенние цветы и фрукты» 1939 Холст, масло 100х198 Государственная Третьяковская галерея 133. Сарьян Мартирос «Натюрморт. Цветы» 1940 Холст, масло 81х100 Из собрания О.Зардаряна 134. Сарьян Мартирос «Портрет академика Степана Малхасяна» 1943 Холст, масло 60х81 Национальная галерея Армении, Ереван 135. Сарьян Мартирос «Апрельский пейзаж» 1944 Холст, масло 54х73 Из собрания И.Х.Баграмяна 136. Сарьян Мартирос «Портрет писателя М.Лозинского» 1944 Холст, масло 65х53,5 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 137. Сарьян Мартирос «Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы» 1945 Холст, масло 82х60 Национальная галерея Армении, Ереван 138. Сарьян Мартирос «Портрет академика Грачия Ачаряна» 1943 Холст, масло 67х75 Музей Литературы и Искусства имени Егише Чаренца, Ереван 139. Сарьян Мартирос «Долина Арарата» 1945 Холст, масло 96х128 Государственный Музей Востока, Москва 140. Сарьян Мартирос «Бжни. Крепость» 1946 Холст, масло 82х60 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Check Also
До 27.04.2015 в Государственном Музее Востока.
cultobzor.ru
Culture and art
М. Сарьян. Автопортрет. 1943.
Мартирос Сарьян
Искусство Сарьяна вселяет в людей радость. С. КоненковМне посчастливилось в последние годы жизни Мартироса Сергеевича Сарьяна ежедневно быть рядом с ним, слушать его, записывать его мысли. Сарьяну в высшей степени было свойственно поэтическое ощущение величия и красоты природы. «Природа создает человека, чтоб через него видеть, познать себя. Познавая природу, мы восхваляем чудо-красоту жизни», — подчеркивал он в своих беседах.
М. Сарьян. Солнечный день. Темпера. 1923
Для Сарьяна почвой этой «чудо-красоты» была его родина, с которой он чувствовал себя связанным, как дерево с землей.Сарьян в своей долгой жизни испытал много горестей и много радости. Он был свидетелем двух мировых войн. Утверждая прекрасное, он кистью воевал против злейшего врага человечества — фашизма. В рядах Советской Армии на фронтах Великой Отечественной войны сражался его сын. Художник написал десятки портретов героев войны. Сарьян пережил смерть любимого сына, гибель многих своих картин.Годами общаясь с ним, мы поражались беспредельной силе его духа, цельности натуры, чистоте души, скромности и доброте. Для современников он был и остался символом совершенного человека.Я расскажу о его творчестве, приводя высказывания самого мастера. Мировоззрение художника начало формироваться в годы детства, в отцовском доме. О себе он рассказывал: «Веками армяне вынуждены были жить вдалеке от родины, но где бы они ни останавливались, создавали маленькую Армению. В конце XVIII века такой Арменией стал Новый Нахичеван, ныне Пролетарский район города Ростова-на-Дону. Мои предки приехали к берегам Дона из Крыма, а в Крым — из столицы средневековой Армении, Ани. Я родился в патриархальной семье. Нас было девять детей, я был седьмым.
М. Сарьян. Арарат. Масло. 1923.
В. Серов, приехал в Армению и здесь наяву увидел все, о чем грезил в детстве. Горная, фантастическая, многоликая природа произвела глубокое, незабываемое впечатление на молодого художника. От соприкосновения с родной природой родилось творческое «я» Сарьяна, появились первые его самобытные произведения. В этом цикле, названном «Сказки и сны», он стремился выразить свое понимание природы в образах-символах. Природа необъятна и таинственна, и художник воспринимает ее словно ребенок, как чудо-сказку. Циклом «Сказки и сны», исполненным акварелью и темперой, Сарьян начал участвовать в московских выставках. В работах этого раннего периода господствует характерная для Сарьяна теплая цветовая гамма, построенная на сочетаниях золотисто-серебристых и сине-зеленых тонов. И как основное средство выражения в его живописи выступает свет, солнце. Сарьяи говорил: «То, что я пишу, цветом беру сильнее, чем вижу. Контрастно сочетая звучные цвета, я добиваюсь ощущения солнца, жизни…»В 1909 году он отправляется в далекое путешествие — и вновь на юг, к солнцу, к своей стихии, и создает такие ныне знаменитые свои картины, как «Улица», «Полдень», «Константинопольские собаки», «Финиковая пальма. Египет». В этих произведениях художественные идеи Сарьяна получили блестящее живописное воплощение. Зрителя захватывает ощущение радости бытия.
М. Сарьян. Портрет А. Мартиросяна. Карандаш. 1942.
Если в ранних произведениях любовь Сарьяна к природе воплощена в сказочных сюжетах, то здесь в сказочной красочности раскрывается реальная действительность.Новаторство Сарьяна — в его самобытном живописном мышлении. В творческом стиле Сарьяна отразились принципы армянской средневековой живописи. Это прежде всего заметно в яркости, звучности плоских цветовых пятен ранних его работ и четком обобщенном, почти силуэтном рисунке. Композиционную ясность его картин можно сравнить с пропорциональной уравновешенностью простых форм армянской архитектуры.В 1920 году устанавливается Советская власть в Армении, и Сарьян приезжает на родину навсегда. О неразрывности его связей с родной землей говорит его знаменитый автопортрет «Три возраста». В правой части этого полотна Сарьян изобразил себя молодым. Впереди — трудная дорога жизни. В левой части он — в среднем возрасте, твердо знающий свое назначение. В центре — мудрый старик.
М. Сарьян. Портрет Маршала Советского Союза И. X. Баграмяна. Масло. 1947.
Важную роль в картине играет фон. Для трех времен, трех возрастов — молодости, зрелости и старости — фоном служит природа Армении, широко раскинувшийся склон горы, на котором стоит ереванский дом художника.В эти же годы Сарьян создает герб Советской Армении и знаменитый занавес первого Гостеатра. Из-под его кисти выходят залитые ярким мирным светом «Горы», «Старый Ереван», «Мой дворик», «Портрет поэта Егише Чаренца» и другие известные произведения. Некоторые из них с большим успехом экспонировались тогда на международной выставке в Венеции, на которой впервые участвовали советские художники.«Из тьмы к свету» — этим внутренним неудержимым стремлением характеризуется все его жизнерадостное, солнечное искусство.
М. Сарьян. Армения. (Один из последних рисунков М. Сарьяна.) Тушь, перо. 1972.
В годы Великой Отечественной войны несокрушимую энергию придала кисти Сарьяна вера в победу. Убедительно говорят об этом портреты героев войны и мыслителей, ученых и художников. В день великой Победы, 9 Мая 1945 года, он пишет самую большую свою станковую картину «Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы». Художник заполнил почти трехметровое полотно изображениями садовых и полевых цветов, образовав из них как бы драгоценный красочный ковер. Это необыкновенная картина: одновременно торжественная и очень скромная. В простых стеклянных банках стоят цветы. Как верно эта жизненная подробность характеризует время! Какими радостными чувствами наполнены цветовые сочетания сарьяновских букетов, как гармоничен прихотливый ритм линий и форм этой картины! Натюрморт, обладающий громадным философским смыслом. Не просто радовать, а воспитывать радостью, подымать души людей — в этом, по мысли Сарьяна, призвание художника.
М. Сарьян Автопортрет три возраста. Масло 1943
Рисунков и акварелей, воспевающих родную землю и человека, прекрасные эскизы для театральных постановок, многочисленные книжные иллюстрации. Искусство его получило широкое признание. В 1961 году серия его картин «Моя родина» была удостоена Ленинской премии. Присуждение этой премии — акт всенародного, общественного признания художника. Силой своего огромного таланта Сарьян превратил пейзажи, созданные на основе поэтического постижения местного колорита, национального своеобразия Армении, в неотделимую, существенно важную часть всего нашего отечественного изобразительного искусства, всей советской культуры. Южная горная природа Армении в его полотнах так же дорога, близка, доступна нам, как задушевность среднерусской природы, как весеннее многоцветье украинской степи, как серебристо-зеленая прелесть литовского озерного края. Картины Сарьяна дороги и близки нам своей жизнеутверждающей ясностью, созвучием времени. В них поэтическое ощущение величия, силы, красоты природы. Такой природе сродни советский человек — деятельный, смелый, с добрым, полным радости сердцем. Этот человек всегда как бы присутствует в пейзажах Сарьяна.
М. Сарьян. Портрет Егише Чаренца. Масло. 1923.
Своеобразен их композиционный прием. Он заключается в том, что художник выбирает высокие точки зрения, раскрывает перед зрителем обширные панорамы. «Человек поднимается над землей, чтобы лучше постичь ее», — любил повторять Мартирос Сергеевич.Много и успешно работал Сарьян как портретист. Он достиг подлинной достоверности и настоящего раскрытия характеров в портретах академика И. Орбели, поэтов А. Исаакяна и Н. Тихонова, балерины Г. Улановой, пианиста К. Игумнова, маршала И. Баграмяна, артиста Р. Симонова, писателя И. Андроникова, художницы Т. Яблонской. Он подчеркивает в человеческом образе какую-нибудь одну, главенствующую черту характера. И этот творческий прием поэтического обобщения приводит его к ярким, необычным решениям. Этим портретам присуща та же выразительность, с какой Сарьян воплощает одухотворенность, эмоциональную взволнованность родной своей природы.Великий мастер кисти, выдающийся советский художник, Мартирос Сарьян прожил долгую и мудрую жизнь. Своей неповторимой живописью он воспел вечную гармонию природы и человека, вечность жизни, вечность радости, вечность солнца. В этом его неугасающая сила. В этом его бессмертие.Шаэн ХАЧАТРЯН, директор музея М. Сарьяна в Ереване
М. Сарьян. Из жизни художника. Годы войны. Масло. 1941.
М. Сарьян. Под абрикосовыми деревьями. Масло. 1954.
М. Сарьян. Портрет балерины Галины Улановой. Масло. 1940.
М. Сарьян. Старый Ереван. Масло. 1925.
culture-art.ru