Кончаловский Петр Петрович [1876—1956]. Кончаловский картины художник
Художник Петр Кончаловский: биография и картины
Все, кто знал Петра Петровича Кончаловского, говорили о нем, как о великом жизнелюбце. Жизнелюбие было и натурой его, и мироощущением, и, как ни покажется странным, удивительное чувство жизни не только определяло его творческий метод — оно становилось самим творческим методом. Он прожил большую жизнь — умер в возрасте восьмидесяти пяти лет в 1961 году.
Войны, революции были в его биографии… Но он никогда не вспоминал о тяготах, которые довелось испытать,— не потому, что не хотел обременять собеседника тяжелыми впечатлениями; когда он рассказывал о своей жизни, можно было бы подумать, что этих тягот и вовсе не было.
Первые послереволюционные годы… Да, было голодно, но разве об этом тогда заботились? Он не понимал тех художников, которые эмигрировали, его возбуждала атмосфера, которой жила страна: постоянные диспуты, каждый день возникали новые художественные группировки, сочинялись манифесты. И работать успевали, да как работать! А если из деревни привозили сало, знакомые извещались, что лежит на балконе кусок замороженного сала, — вот и праздник…
В 41-м году он не эвакуировался из Москвы, работать приходилось в нетопленных комнатах, но если уж что-нибудь вспоминать… Идет он по заснеженной улице, а навстречу девушка: «Где здесь кровь сдают?..» Он написал картину, в которой изобразил все так, как видел в жизни. Картина не очень ему нравилась, потому что не вполне выражала мысль, которая родилась у него тогда: истинное самоотвержение естественно, как сама жизнь, и рождается любовью к жизни.
Да, жизнь врывалась в его мастерскую, он ощущал ее напор, захваченный ее могучим, пестрым потоком, он брался за кисть, как будто вступал в единоборство. Его вело желание — все объять, все одолеть, справиться. Вряд ли был хотя один день без живописи. Он был жаден на новые впечатления: много путешествовал, был в Венеции, Сиене, Мадриде, Арле, Париже, Архангельске, на Волге, в городах и деревнях на Кавказе…
В 1925 году вместе с сыном и женой художник Петр Кончаловский приехал в Новгород. Он надеялся здесь и поработать и отдохнуть, И совершенно не представлял себе, что первые же впечатления будут так сильны. На каждом шагу ему хотелось восторгаться и восклицать: «Руси дух пахнет!»
Соборы не походили ни на одну виданную фотографию или репродукцию. Они были живые. Что их делало такими — солнце, особая шершавость стен, построенных из необработанного белого камня, или десять веков истории? Да, было особое чувственное удовольствие — в созерцании стен, куполов, башен ощущать течение времени, истории. Кончаловский вспомнил эпизод, который произошел когда-то с Суриковым. Вскоре после окончания «Утра стрелецкой казни» он стоял у окна Исторического музея и глядел на площадь. Подошел какой-то критик и спросил: «Скажите, Василий Иванович, с каким историком вы советовались, когда писали свою картину?» Суриков, указывая на главы Василия Блаженного, ответил: «Я с ними советовался. Они ведь все это видели».
Делая наброски, Кончаловский понялл, что пафос его полотен будет именно в этом — в воссоздании чувства истории.
Впрочем, когда он начал делать первые портретные зарисовки, его захватило это же чувство. Стоило только вглядеться в лица новгородцев! Они были не широкоскулые и круглые, как в средней полосе России, а продолговатые с правильными чертами и взглядом, который подчас пронзал своей светлотой и ясностью. Это были те же лица, что и на новгородских фресках. Как передать в своей живописи это поразившее его чувство близости времен?
Однажды художник забрел в старорусский трактир по Буяновсной улице. Чай здесь подавали в самоварах и пузатых, расписанных крупными цветами чайниках. Половые бегали как угорелые с полотенцами через плечо и подкосами, на которых чего только не стояло! Деревянные, чисто выскобленные столы были покрыты кумачовыми скатертями. Приходили сюда мужики, приехавшие на ярмарку, рыбаки, вернувшиеся с Ильменя, с Белого моря. Разговор шел прямодушный, задорно-грубоватый, меткий. Художник почувствовал, что должен писать картину. Уговорить завсегдатаев не составило труда, тем более, что он не просил их сидеть неподвижно, — важнее всего было сохранить естественность их поз во время разговора. Холст с подрамником установил прямо в трактире, только и по¬просил, чтобы двери закрыть на время сеанса.
Уже когда работа была окончена, художник почувствовал какое-то смутное беспокойство. Ему показалось, что верно переданные бытовые детали, сама атмосфера, воздух трактира заглушили, задавили тему, которая должна была пробиться исподволь и вдруг удивить и остановить зрителя. В центре полотна три новгородца, ведущие оживленный разговор. Один подначивает другого, а тот, вместо того чтобы обидеться, хохочет, только в голове пятерней скребет. Третий в стороне не остается — вносит в раз-говор свою долю перца. Лица — каждое на особинку. Когда художник их писал, он думал о родословной этих людей, родословной, которая вобрала в себя великую часть истории России. Вот эти-то его мысли должны были пробиться к зрителю. Но, по-видимому, он сам поставил преграды, увлекшись, перегрузил полотно живописными деталями, бытовыми подробностями.
Летом следующего года Кончаловские снова приехали в Новгород. Из окон дома, где они поселились, виден был Ильмень, рыбачьи баркасы, дорога, которая шла берегом озера. Вид¬но было, как поднималась пыль за телегами, — это возвращались с ярмарки мужики. Тогда и возникла мысль о полотне, которое художник назвал «С ярмарки».
Обычный летний день. С озера дует свежий ветер. Облака повисли над водой так низко, что не поймешь, где белеет парус — на воде или на небе. В телеге четверо: кряжистый старик, девочка в платочке — узелок из рук не выпускает, везет гостинца младшеньким, — молодой мужик с обветренным, почерневшим от солнца лицом с вожжами в руках, четвертый, в розовой рубахе, лежит ничком в телеге, спиной и зрителям.
Художник употребил прием, которым часто пользовался Суриков — изобразить людей в минуту молчания. Этих четверых не связывает ни действие, ни разговор, каждый из них сам по себе, занят собственными мыслями.
…Когда-то в юности Кончаловский часто бывал в мастерской Василия Ивановича. Покоренный силой суриковских полотен, пытался разгадать секреты его живописи. Потом их отношения перешли в родственные: Кончаловский женился на Ольге Васильевне, дочери Сурикова…
Кончаловский подумал, что как никогда ему были бы сейчас необходимы рука и глаз старого мастера. Он вспомнил суриковский этюд, который в семье называли «Голова боярыни Морозовой». Писался он со старообрядки-начетчицы. Когда великий князь выразил желание приобрести его, Суриков ответил: «Денег у вас, князь, не хватит». Он дорожил им необычайно. Может быть, потому, что хранил этот этюд тайну его мастерства — в характерах людских, обычных, заурядных характерах прозревать подлинно народное, историческое. Да, Суриков умел видеть историю в современном.
Кончаловский писал сегодняшний день, сегодняшнюю повседневную сценку — едут мужики с ярмарки. Зритель должен поверить, что не исторические герои, не какие-нибудь былинные богатыри, переряженные в обычные портки и рубаху, сидят в телеге, а мужики, которых можно встретить на новгородщине по всем дорогам, во всех селах… Но откуда же это умение оставаться величавыми в самых непринужденных позах, это спокойствие силы в обычном жесте, это благородство в почерневших от солнца лицах?..
Когда потом про картину говорили: «А ведь есть здесь что-то суриковское», — Кончаловский торжествовал. Значит, удалось задуманное.Он приезжал в Новгород еще на одно лето. Написал картины «На Ильмень-озере» (рыбаки в лодке), «Рыбный рынок».
Вариации одной и той же темы. Она была неисчерпаема, как неисчерпаемы и решения. В «Рыбном рынке» художник задумал композицию резко контрастную.
На переднем плане — громадный деревянный чан с живой рыбой. Она трепещет, переливается чешуей на солнце. Бьет в нос запах острой свежести, осязаешь трепетание живой плоти. А вот спокойно-горделивая фигура рыбника на среднем плане. Усмешливо-пронзительный взгляд светлых глаз, значительное в своей простоте и правильности лицо на фоне раздуваемых ветром, пронизанных солнцем парусов рыбачьих баркасов. Фигура молодца, овеянная поэзией древних фресок, сказаний, былин.
Все более мужественно, жизнеутверждающе страстно, все раздольнее звучала, нарастая, тема народа.
Похожие статьи:
mamotvet.ru
Кончаловский * описания картин
Изящный натюрморт Петра Кончаловского написан пастозно, но не темно — хотя цвета густые и, наверное, их можно все-таки считать темными. Изображенная на картине зеленая рюмка связана с каким-то историями, любопытно было бы раскопать их, но мы просто посмотрим на приятную глазу картину известного автора. Описание картины Зеленая рюмка Петра Кончаловского →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Очень сложно найти качественную репродукцию «Сирени» Кончаловского, той, что в ГТГ, особенно если не помнишь натуральный колорит картины — а я не помню. Файлы то зеленые, то темные — доморощенные галеристы не стесняются вытаскивать сиреневые краски, жертвуя (понимая ли?) коричневыми, а ведь сирень там играет именно на фоне. Описание картины Сирень в корзине Петра Кончаловского →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
1001kartina.su
В русской живописи XX в. место П. П. Кончаловского - одно из центральных. Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство. Учился он в Харьковской рисовальной школе, затем на вечерних курсах СХПУ, в академии Р. Жюлиана в Париже (1897-98), наконец, в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (1898-1905). Но свой художественный мир открыл лишь в новом веке, в пору бурной ломки художественных традиций. Общество художников с озорным названием "Бубновый валет" объединило в 1910 г. молодых новаторов, не удовлетворенных пассивным, чисто зрительным отображением мира на холсте. Вытеснить это иллюзорное, недостаточно, по их ощущению, материальное восприятие другим - пластически объемным, весомым, осязательно конкретным и энергичным - они стремились, осваивая, с одной стороны, творческое наследие П. Сезанна (и отчасти В. Ван Гога), а с другой - обращаясь к искусству непрофессиональному. Их привлекла грубоватая, не ведающая школьных правил перспективы, композиционного равновесия и колористической гармонии, но зато решительная и лаконичная живопись провинциальных вывесочников и яркие росписи трактирных подносов. Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой - вот задача молодого Кончаловского в его многочисленных натюрмортах, где неслучайно фигурирует часто тот же рыночный поднос как своего рода камертон, задающий живописи необходимый уровень колористического напряжения ("Красный поднос", 1913). Цвет здесь передает не столько поверхностную раскраску, сколько саму форму и массу, материальную плоть вещей. В натюрморте "Сухие краски" (1912) тяжелые цветные порошки в прозрачных банках делают это качество цвета особенно наглядным. И человека молодой Кончаловский видел почти по-вывесочному огрубленно, цельно и мощно: "Портрет художника Г. Б. Якулова" (1910), "Семейный портрет" (1912), "Портрет матадора" (1913). Впрочем, со временем влияние примитива слабеет, уступая свободной энергии письма, подвижности кисти. В "Портрете скрипача Ромашкова" (1918) решается чисто живописными средствами задача выражения в неподвижном изображении сложного, нервного движения, самого ритма музыки, которую играет скрипач. В работах 1920-х гг. исчезает "бубновова-летский" схематизм формы и цвета, живопись Кончаловского, оставаясь полнозвучной и яркой, обретает колористическую тонкость, сложное богатство переходов и внутренних контрастов холодного и жаркого цвета. В ней празднично сияет обнаженное тело, белеют древние стены новгородских соборов, мерцающая позолота фигурной сахарницы оттеняется глубокой зеленью темного стекла ("Зеленая рюмка", 1933). Тихая домашняя сцена в автопортрете с семьей ("Миша, пойди за пивом", 1926) разворачивается в двухметровый холст, сверкающий декоративным богатством узорных тканей. Кончаловский пишет полные жизненной энергии портреты композитора С. С. Прокофьева (1934), писателя А. Н. Толстого, за обильно уставленным лоснящейся снедью столом (1940-41), искусствоведа С. Тройницкого (1943). Лишь в громадном портрете В. Э. Мейерхольда (1938), необычайно нарядном, потому что режиссер написан на узорном фоне среднеазиатской вышивки, резким диссонансом звучит драматическая нота - страдальческое лицо человека, загнанного в тупик, ждущего гибели. Свой могучий живописный темперамент, радостное приятие жизни Кончаловский донес, сквозь все сложности жизни, до последних своих холстов. Картины художника |
petroart.ru
Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) - русский живописец.
Лермонтов Петра Кончаловского...
В 1941 году великий русский поэт увиделся Петру Кончаловскому молодым драгунским офицером, который, переезжая из Тифлиса во Владикавказ, сделал остановку в пути и вот теперь присел на диван, задумался... Он грустен, но грусть его светла, именно из такой грусти и рождается вдохновение, рождаются возвышенные поэтические строки...
В детстве Петр знал наизусть всего "Мцыри". А когда его отец-переводчик решил в 1880 издать сочинения Лермонтова с иллюстрациями лучших русских художников, Петр Кончаловский мог наблюдать, как работал над рисунками сам Врубель, и позже он вспоминал: "Все потом его узнали и оценили. А тогда он голодал. Отец, чтобы помочь ему в работе, поселил его у нас... Писал он все время, а я торчал у него тоже все время. Мешал, наверное, страшно. Рисунок ему не понравился - он изрежет, выбросит, а я подберу, склею и под подушку к себе... Мне казалось, что он рвет и бросает какую-то часть Лермонтова..." Кончаловскому часто предлагали написать что-нибудь на лермонтовскую тему, но он всегда отказывался. Когда немцы в 1941 году бомбили Москву, он вдруг решил написать этот портрет... В мастерской было холодно, и он перенес полотно домой. Но и здесь писать приходилось в полушубке и перчатках. На время бомбежки он прерывал работу и спускался в бомбоубежище. Так рождался один из лучших его портретов.
В свое время, досконально изучив французскую живопись, проникшись духом Сезанна и разобравшись в кубизме, Петр Кончаловский, один из основателей объединения "Бубновый валет", поражал всех необыкновенной, стихийной праздничностью красок, большим оптимизмом. Он удивительным образом открывал глубинную, чувственную красоту мира. Его натюрморты, пейзажи, портреты чаще всего жизнерадостны, жизнеутверждающи. Говорят, что в семьдесят лет Кончаловский радовался жизни так же, как в семь.
Кончаловский Пётр Петрович "Автопортрет". 1943
Петр Петрович Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в Славянске в семье видного литератора. Самые ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей. Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали. Когда семья переехала в Харьков, Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи Раевской. В 1889 году все перебрались в Москву. Именно в это время отец предпринял издание сочинений Лермонтова, а потом и Пушкина с иллюстрациями лучших художников - Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова, Шишкина, Врубеля...
В Москве Петр Кончаловский начал посещать вечерний класс Строгановского училища. Но отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета. Однако живопись неудержимо влекла Петра. И вместе с Коровиным Кончаловский попросил отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 он занимался в академии Жулиана. По возвращении домой Петр поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.
Художник Петр Кончаловский. Портрет дочери Натальи. 1938 год
Картины Петра Кончаловского хвалили, предсказывали ему большое будущее, но он чувствовал, что не нашел чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна. В 1907 году Кончаловский поехал в Париж, посетил там выставку Ван Гога и она потрясла его."Произведения Ван Гога, - писал позже Кончаловский, - раскрыли мне глаза на мою живопись. Я ясно почувствовал, что не топчусь больше на месте, а иду вперед, знаю, как должен художник относиться к природе. Не копировать ее... а настойчиво искать в ней характерное..."
До этого он писал работы в духе Коровина. А в 1908-09 прошел своеобразную стадию фовистской активизации цвета. Влияние Ван Гога ощутимо в "Доме в розовом" и других пейзажах Южной Франции.
Сухие краски
В это время Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк, Куприн образовали общество "Бубновый валет". Они очень внимательно изучали принципы кубизма, увлекались Сезанном, сохраняя, однако, верными натуре. В своих ранних произведениях Кончаловский стремился соединить конструктивность цвета Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству; формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», Семейный портрет», 1912, «Агава», 1916, «Верстак» 1917) Семейный портрет ("сиенский")
В семейных портретах 1911, 1912 годов, первый из которых Муратов назвал "черным", а второй "сиенским", особенно заметно "нагнетание характерности". Мы видим жену Ольгу Васильевну, сына Мишу, дочь Наташу, которую Кончаловский любил рисовать. Впоследствии Наталья Кончаловская стала известной писательницей, вышла замуж за поэта Сергея Михалкова. Их сыновья Андрон и Никита стали известными в мире кинорежиссерами.
В 1910-12 годах в работах Кончаловского появилась так называемая "подносно-черная" основа, которая присутствует не только в натюрмортах, но и в некоторых портретах, давая возможность еще полнее ощутить звучность красок. В это время были написаны натюрморт "Пиво и вобла" и натюрморты с цветами.
По-новому написаны итальянские пейзажи "Сан-Джиминиано", "Сиена". В них ощущается внутреннее движение, жизнь. Лентулов вспоминал: "Кончаловский писал колоссальное количество этюдов ежегодно, не менее шестидесяти".
В 1914 году Петр Кончаловский попал на фронт артиллерийским офицером и сражался против немцев. После Октябрьской революции Кончаловский перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи; основной темой полотен Кончаловского становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни.
Своим духовным отцом Кончаловский всегда считал Сурикова. В конце 20-х годов ему пришлось подолгу жить и работать в Новгороде, и художник вдруг с особой остротой ощутил необходимость воплощения национального начала, которое так полнозвучно звучало в творчестве его духовного наставника.
Очень интересны портреты, на которых Кончаловский показывает человека в мгновение особого вдохновения. Это портреты Пушкина, Лермонтова, Прокофьева, «Автопортрет», портрет режиссера Мейерхольда.
Одной из наиболее интересных работ художника в театре было оформление оперы Рубинштейна "Купец Калашников" для театра Зимина, где Кончаловский, увлеченный в это время примитивами, использовал стилизацию "под лубок". Кончаловский называл композицию душой художественного произведения, умел выстраивать полотно. Но все же самым ценным его качеством оставалось умение видеть и воплощать чувственную красоту... Натюрморты Кончаловского полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929; «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948).
"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучить и так же глубоко, как и все другое, - говорил Кончаловский. - Цветы - великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах; и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Я ищу их, как музыкант играет гаммы..."
http://www.ikleiner.ru/
"Автопортрет с Женой". Кончаловский Петр Петрович. 1923
Документальный фильм к 100-летию литератора, переводчика Натальи Петровны Кончаловской.«Уже потом, когда ее не стало, я с пронзающей силой понял, чем она была для нашей семьи, каким надежным стержнем, каким мощным силовым притяжением, какой защитой, какой удивительной созидательной энергией...» (Н. Михалков)
Она выросла в русской православной семье с глубокими культурными традициями. Внучка великого живописца Василия Сурикова, дочь замечательного русского художника Петра Кончаловского Наталья Петровна Кончаловская в полной мере унаследовала от своих предков и необыкновенную одаренность, и творческое ощущение жизни, и ту энергию любви, которая навсегда стала знаком ее отношения не только к собственным детям, но и ко всему окружающему миру.
Оригинал взят у kolybanov в Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) - русский живописец
to-priz.livejournal.com
Кончаловский Петр Петрович - Биография :: Артпоиск
Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в Славянске Харьковской губернии в семье известного писателя. Детство будущего художника прошло в имении родителей. Он уже тогда очень любил рисовать и стремился изобразить всё, что попадало в поле его зрения. Рисовал декорации для домашних спектаклей. Однако вскоре беззаботной жизни пришёл конец: семья Кончаловских сочувствовала революционному движению, они переписывались с Н.Г. Чернышевским, в их доме бывали В. Фигнер и С. Перовская. Всвязи с этим глава семьи был арестован и сослан в Холмогоры Архангельской губернии. Имение конфисковали. После этого семья переехала в Харьков, и Петр с восьми лет стал ходить в Рисовальную школу М.Д. Раевской-Ивановой. Однако мальчика мало привлекало штрихование гипсов, он скучал.
В 1889 году все перебрались в Москву. В Москве отец Петра задумал издание сочинений М. Ю. Лермонтова с иллюстрациями лучших художников - Сурикова Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ..., Поленова, Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., Айвазовского, Серова Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с 1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок...., Васнецова, Шишкин Шишкин Иван Иванович [1832—1898] Великий русский художник. Родился 13 января 1831 года. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Гравер. Академик. Учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Оказал огромное влияние..., Врубеля, Левитана Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ..., Коровина. Все они стали бывать в доме Кончаловских, а Врубель и вовсе стал другом семьи. Художники видели работы молодого Петра и всячески поощряли его. К. Коровин подарил ему ящик с красками.
В Москве Петр Кончаловский посещал вечерний класс Строгановского училища. Но отец настоял на его поступлении на естественный факультет Московского университета. Протомившись там несколько месяцев, Пётр с помощью Коровина уговорил отца разрешить ему поездку в Париж для продолжения художественного образования. Там с 1896 по 1898 год он учился в академии Жулиана, предпринял путешествие по Бретани, любовался океаном, который произвёл на него незабываемое впечатление и сформировал в нём восприятие цвета и света. В академии Кончаловский был на хорошем счету, его работы были развешены как образцы для подражания на стене в мастерской.
Вернувшись домой, Петр Кончаловский сразу поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника. Но он не принял академической системы образования и числился бунтарём. Он избрал мастерскую батального жанра П.О. Ковалевского из-за возможности рисовать с натуры лошадей, которых всегда обожал. Батальная живопись его не особенно привлекала, он больше проводил времени, рисуя с натуры в ботаническом саду зверей и редкие растения. Работы его хвалили, но он сам чувствовал какую-то творческую неудовлетворённость. Крайне к себе требовательный, он часто уничтожал работы, которые считал неудачными. В поисках своего "я" Кончаловский в 1907 году уехал на Север, жил в Кандалакше и писал с натуры дипломную картину «Рыбаки».
В 1902 году Петр Кончаловский женился на Ольге Васильевне Суриковой – дочери великого художника Сурикова Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ..., девушке, в которую был влюблён с самой ранней юности. В тот период он много и вдохновенно работает, путешествует по Европе, набираясь новых впечатлений. Лентулов Лентулов Аристарх Васильевич [1882—1943] Русский живописец, кубофутурист, театральный художник, один из основоположников объединения "Бубновый валет".... писал: "Кончаловский писал колоссальное количество этюдов ежегодно, не менее шестидесяти". Союз Кончаловского и Ольги Суриковой был долгим и счастливым, их дочь Наташа, которую Кончаловский очень часто рисовал, стала впоследствии известной писательницей, вышла замуж за поэта Сергея Михалкова. Сыновья Андрон Михалков-Кончаловский и Никита Михалков сейчас одни из самых знаменитых в мире кинорежиссеров.
В 1907 году Петр Кончаловский в Париже увидел картины Ван Гога и Сезанна, которые потрясли его. "Произведения Ван Гога,- писал позже Петр Кончаловский,- раскрыли мне глаза на мою живопись. Я ясно почувствовал, что не топчусь больше на месте, как раньше, а иду вперед, знаю, как должен художник относиться к природе. Не копировать ее, а настойчиво искать в ней характерное..." В 1909 Кончаловский участвовал в выставках «Нового искусства», «Современного искусства», «Золотого руна», а в 1910 отправился за впечатлениями в Испанию («Бой быков», «Голова матадора»).
В 1910-х годах Петр Кончаловский увлекался творчеством Ларионова. И это нашло отражение в таких его работах, как "Перец и пурон" и "Наташа на стуле". В это время Кончаловский, Машков, Лентулов Лентулов Аристарх Васильевич [1882—1943] Русский живописец, кубофутурист, театральный художник, один из основоположников объединения "Бубновый валет"...., Фальк, Куприн образовали общество "Бубновый валет". Бубнововалетов отличало увлечение Сезанном и примитивным искусством. В тот период в работах Кончаловского появляется так называемая "подносно-черная" основа, которая присутствует не только в натюрмортах, но и в некоторых портретах, и подчёркивает звучность красок.
В начале Первой мировой войны Кончаловский был мобилизован на фронт как офицер-артиллерист, в 1915 получил ранение, а в 1917 демобилизован с фронта в Москву в школу военной маскировки. Даже во время войны он продолжает писать. К этому времени принадлежит его знаменитый натюрморт "Агава".
В 1916 году картину «Портрет Н.П.Кончаловской, дочери художника» впервые приобрела Третьяковская галерея.
После Октябрьской революции Кончаловский отходит от стиля живописи "Бубнового валета" и работает в реалистической манере. Он становится одним из крупнейших мастеров советской живописи. Очень известны его портреты великих творческих людей: Пушкина, Лермонтова, композитора Прокофьева, режиссера Мейерхольда.
Кончаловский преподавал во ВХУТЕИНе с 1926 по 1929 год.
Кончаловский работал и как художник театра. Художник создал оформление для постановки оперы А. Рубинштейна "Купец Калашников" для театра Зимина. Увлеченный в этот период примитивами, художник выполнил его в стиле лубка.
Художник удостоился Сталинской премии первой степени в 1943 году.
С 1946 года Народный художник РСФСР.
С 1947 года действительный член АХ СССР.
Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Умер Петр Кончаловский 2 февраля 1956 года. За свою творческую жизнь он создал около двух тысяч картин.
artpoisk.info
Портрет Натальи Петровны Кончаловской, дочери художника в розовом платье - Кончаловский П. П. :: Артпоиск
Портрет Натальи Петровны Кончаловской, дочери художника в розовом платье.
Описание
Близок по жизнеощущению «» исполненный в 1925 году портрет Натальи Петровны Кончаловской, дочери художника. «Мимолетность» происходящего здесь еще разительнее; молодая женщина нагнулась, поправляя туфлю и обратив к зрителю свое смеющееся лицо. Находиться долго в таком положении невозможно. Для другого художника оно просто показалось бы случайным, может быть даже фотографичным. Но для эта «случайность» становится выражением его влюбленности в жизнь, ибо каждый момент жизни драгоценен художнику, и он открывает в нем залежи живописного богатства. Его захлестывает радость видеть, как сверкнула белыми зубами улыбка молодой женщины, как натянулось и словно бы стало просвечивающим платье на ее плотной спине, как тяжелый шелк собрался в шелестящие, ломкие, играющие цветовыми оттенками складки. Эти складки «озвучены» живым ритмом сочных красочных мазков. И, кажется, сверкающее красочными переливами платье само ликует, как юное, задорно смеющееся лицо.
Касаясь выставки , А. В. Луначарский писал: «В великолепном большом «Портрете дочери» поза веселой, жизнерадостной девушки, вдруг нагнувшейся, чтобы завязать бант на башмаке, ласково, живо взирающей на зрителя, передана с мимолетностью почти японской. Это всегда бывает несколько рискованно, потому что на картине поза эта остается все время одной и той же, и если вы будете смотреть на нее полчаса (а она стоит того — картина такая, что невольно зовет полюбоваться собою), то поза может показаться натянутой, смех, мимолетный и искрящийся, может показаться гримасой. Ничего подобного нет у . Остановленный, завороженный миг так могуче утверждает себя в каждую единицу времени вашего внимания, что только вновь и вновь веет на вас с полотна той же молодой жизнерадостностью». Тайна картины в том, что его остановленная мимолетность как бы каждое мгновение творится заново. Ее творит само воображение зрителя. Творит, создавая целостный образ из полнокровных мазков, сопоставленных ярко, остро и в то же время неожиданно точно.
Моментальное — под кистью художника — эстетически приобретает значение драгоценности, становясь «моментальным навеки». абсолютно бесхитростен в своей композиции, ее вроде бы и вовсе нет — так «непредумышленна» его картина. Но художник открывает композиционный ритм и гармонию в живописной ткани, в лепке формы. И его живопись, несмотря на то, что он как будто бы культивирует случайное впечатление, антифотографична в своей основе. Полнозвучная, красочная, она не ограничивается информацией о предмете, а образует богатейшее симфоническое звучание.
artpoisk.info