Сочинение по картине В.В. Верещагина «Конец Бородинского сражения». Картина бородинская битва
Франц Рубо : Фрагменты панорамы "Бородинская битва 1812 года".
Фрагмент 2. Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.
Фрагмент 3. Багратионовы флеши.
Фрагмент 4. Багратионовы флеши.
Фрагмент 5. Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.
Фрагмент 6. Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.
Фрагмент 7. Командный пункт Наполеона.
Фрагмент 8. Атака саксонских кирасир.
Фрагмент 9. Подвиг неизвестного героя.
Фрагмент 10. Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
Фрагмент 11. Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.
Бородинский бой. Атака на батарею Раевского (совместно с А. Беккер).
Бородинская битва 1812 г. Панорама.
aloban75.livejournal.com
Бородинская панорама. История создания. Ф.А.Рубо
Музей-Панорама «Бородинская битва» вот уже 50 лет стоит в конце Кутузовского проспекта. Очень лаконичное по своей архитектуре здание, не красивое, скорее утилитарное, было возведено в 1962 году к 150-летнему юбилею Бородинской битвы.
Необычная круглая форма подчинена назначению здания — экспозиции колоссальной картины-панорамы, написанной в свою очередь к 100-летней годовщине Бородинского сражения. Авторы проекта — советские архитекторы Корабельников, Кузьмин и Кучанов и инженер Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Ф.А. Рубо, данные им при постройке первоначального здания панорамы.
Панорама Ф.А.Рубо
Стоп! Вот с этого и надо было начинать! Ведь главное здесь — именно панорама, написанная Францем Алексеевичем Рубо, замечательным художником, французом по происхождению, немцем по языку и настоящим русским человеком по духу. Франц Рубо родился в 1856 г. в Одессе в семье книготорговца из Марселя Алекса Рубо. В раннем детстве Франц проявил интерес к рисованию и в девятилетнем возрасте был определен в Одесскую школу рисования и черчения. В 1877 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств в Мюнхене.
Учителем Рубо стал известный художник-баталист Йозеф Брандт. Во время каникул Франц постоянно ездил в Россию, путешествовал по Кавказу и Средней Азии. В 80-х гг. XIX века Рубо написал 19 больших полотен для «Храма Славы» в Тифлисе. Для выполнения этого заказа художник внимательно изучал историю кавказских войн, написал множество этюдов, включая целую портретную галарею кавказских горцев.
В 1889 году Франц Алексеевич уже был достаточно известен.
Императорское общество поощрения художеств организует его первую персональную выставку. Для этой выставки Рубо специально написал несколько полотен, в том числе представленный в музее «Бородинская панорама» «Живой мост».
Ф.А.Рубо. «Живой мост»
Этот эпизод никак не связан с Наполеоновскими войнами, он взят из истории персидского похода. Полковник Карякин, бывший во главе небольшого отряда русских войск, отступал к крепости Мухрат. На пути его солдат встретилась глубокая расщелина, через которую было невозможно переправить орудия. Бросить пушки означало отдать их неприятелю и покрыть себя несмываемым позором. Тогда один из солдат спрыгнул на дно расщелины. Его примеру последовали другие и, встав друг другу на плечи, своими телами сложили мост. По нему-то и удалось переправить пушки.
После выставки Рубо начинает создание своей первой большой панорамы. Она была посвящена ключевому событию Кавказских войн — штурму оплота Шамиля горной крепости Ахульго.
Эта панорама сохранилась в виде 4-х фрагментов, находящихся в скверном состоянии, поскольку в 1924 году она пострадала от наводнения, а затем была передана в Дагестанский музей, где отсутствовали условия для ее реставрации.
Ф.А.Рубо. «Оборона Севастополя»
В 1901 году художник получил официальный заказ на создание панорамы «Оборона Севастополя». Над ней Франц Алексеевич работал около 3 лет. В мае 1905 года панорама была представлена публике, а с 1909 помещена в специальное здание в Севастополе. Летом 1942 года незадолго до падения Севастополя здание панорамы загорелось от фашистской авиабомбы. Защитники города разрезали панораму на 86 кусков и вывезли из города на военном корабле. После войны все части были вновь соединены и возвращены в Севастополь.
Во время работы над этой панорамой Рубо узнал об избрании его профессором Петербургской академии художеств, а через несколько лет мастер был избран академиком и награжден орденом св. Анны 2-й степени.
Ф.А.Рубо. Панорама «Бородинская битва»
В 1909 году в России начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Бородинской битвы. Ф.А.Рубо предлагает написать панораму, посвященную подвигу русского народа в войне 1812 г. Идея была поддержана на и Высочайшем уровне и среди российской общественности.
Первоначально художник хотел изобразить на панораме последовательные события с 10 до 12 часов 7 сентября. Однако комиссия по проведению торжеств предложила другой сюжет: кульминационный момент битвы, падение Семеновских флешей и массированные атаки наполеоновской кавалерии. На изменение сюжета повлияла внешняя политика — это было время создания и упрочения Антанты — Русско-французского военного союза, к которому позже присоединилась Великобритания.
Франц Рубо жаловался: «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов.»
Подготовительные работы — изучение источников, знакомство с местностью, написание эскизов заняли 2 года, сама же панорама была написана за 11 месяцев. Для ее экспозиции был построен временный деревянный павильон.
Летом 1912 года здание было закончено, панорама размещена и художник смог с удовлетворением отметить, что она (панорама) удачна и лучше севастопольской. Бородинская панорама оказалась последней в творчестве мастера. В 1913 году он уехал в Германию, полагая, что на время, а оказалось, что навсегда. Начавшаяся I Мировая война, затем Октябрьский переворот вынудили художника остаться в Европе. Он, будучи французом по национальности, долгое время живший в Германии, всегда считал себя русским художником.«…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». В Европе Рубо не удалось написать ничего, хотя бы близкого по художественной ценности к Бородинской панораме.
Франц Алексеевич умер в 1928 году в Мюнхене. Его художественное наследие включает более 200 живописных работ и множество эскизов и рисунков.
Бородинская панорама в советское время
История самой панорамы оказалась гораздо более драматичной, чем история ее создателя. После Октябрьского переворота большевики передали здание панорамы вместе с картиной Ф.А.Рубо электротехническому училищу. Здание стали использовать для собраний и митингов и к весне 1918 года оно пришло в полную негодность. Полотно сняли, накатали на деревянный вал и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных помещениях — под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского (позже разрушенного), на складе сада «Эрмитаж». Учитывая пренебрежительно-нигилистское отношение коммунистов к отечественной истории, можно считать чудом, что полотно вообще сохранилось. В 1939 году сам Игорь Грабарь признал невозможность его реставрации. Однако в 50-е гг. XX века художники студии батальной живописи им. Грекова смогли восстановить полотно. При этом было реставрировано около 150 м2 батальных сцен и примерно 500м2 неба. 18 октября 1962 года Музей-панорама «Бородинская битва» вновь открыла двери перед своими гостями
Музею Бородинская панорама посвящены ещё темы:Бородинская панорама. Императоры. Фельдмаршал. Генералы«И клятву верности держали мы в Бородинский бой».Вокруг Бородинской панорамы.Бородинская битва. Итоги.
kraeved1147.ru
Панорама Бородинская битва
Я поднимаюсь по витой длинной лестнице на самый верх Музея, там находится панорама «Бородинская битва». Она представляет собой величественное зрелище, и зритель как бы становится действующим лицом происходящих событий. На всех моих фотографиях вы увидите не только картинное изображение великих баталий Бородинского сражения войны 1812 года, но и реальные предметы переднего плана, которые еще больше вовлекают нас в гущу событий.
Панорама Бородинская битва
Панорама Бородинская битва, деревня Семеновское
Мы видим горящую, полуразрушенную деревню Семеновское. Слева у барабана стоит генерал Д.С.Дохтуров, который заменил на поле боя тяжело раненого П.И.Багратиона. По его приказу гренадеры Астраханского и Московского полков начинают бой. Немного дальше находятся спешенные драгуны Черниговского и Харьковского полков. На белом коне – генерал П.П.Коновницын. На втором плане справа мы видим лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки, которые, выставив вперед штыки, простояли на поле свыше шести часов и отразили несколько атак неприятеля.
Панорама Бородинская битва
Слева вдали мы видим французскую кавалерию генерала Нансути, которая должна справа обойти деревню Семеновское. Наполеон называл этих могучих кирасир «железными» воинами. Их атаку поддерживает артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского ручья. На переднем плане картины хорошо виден Семеновский овраг, по которому в данный момент проходит линия фронта. По дощатому мосту и вброд переходят гренадеры Павловского полка этот овраг и сразу же вступают в рукопашный бой с передовыми частями французской пехоты генерала Фриана. Идет кровопролитное сражение.
Панорама Бородинская битва
Панорама Бородинская битва, французские позиции
Третья часть картины показывает французские позиции. Гвардейская артиллерия генерала Сорбье поддерживает атаки пехотной дивизии генерала Фриана и французской кавалерии. Рубо показывает последовательность ведения боя артиллерийского орудия. Художник был замечательным пейзажистом, и прекрасно написав осеннюю подмосковную природу, он противопоставляет ее разрушению и кровопролитию происходящих баталий.
Панорама Бородинская битва
На четвертом фрагменте панорамы мы видим, как стройными рядами в бой идут кирасиры. Овраг разрушает их строй, и они уже поодиночке переправляются на другой берег. Позиции русской армии были изрезаны многочисленными ручьями, речками, оврагами, что для французской кавалерии создавало дополнительные трудности. Вдали за рекой Колочь находятся войска вице-короля Италии Е.Богарне, который должен двинуть их на батарею Раевского, центральное укрепление русских.
Панорама Бородинская битва
Панорама Бородинская битва, кавалерийский бой
На пятой части полотна изображен кавалерийский бой во ржи, один из самых впечатляющих и динапичных эпизодов всей панорамы. Это бой русских кирасир под командованием генерала Н.М.Бороздина и саксонских кавалеристов. Слева мы видим русского кавалериста, окруженного со всех сторон французами. Лицо его в крови, но он продолжает бороться с врагами. Это единственный человек во всем полотне, которого Рубо написал в фас. Вдали, все в дыму расположено село Бородино, на которое Наполеон направил свой первый удар. Оно сгорело полностью, лишь сохранилась церковь Рождества, которую можно посетить и сейчас. Правее церкви находится Курганная высота, тоже вся застланная дымом. Впоследствии ее назвали «батареей Раевского», а французы – «редутом смерти». Много полегло здесь народа, кругом видны трупы.
Панорама Бородинская битва
Появление кавалеристов Ф.П.Уварова и казаков М.И.Платова разрушило планы Наполеона, ему пришлось задержать атаку батареи Раевского, чем воспользовался Командующий русскими войсками М.И.Кутузов, направив свежие войска к Курганной высоте. Вдали среди группы всадников изображен М.Б.Барклай де Толли, командующий центром позиции и правым флангом. На переднем плане в зеленом мундире, в треуголке с белым плюмажем мы видим генерал-майора Н.М.Бороздина.
Панорама Бородинская битва
Слева вдали видны белые палатки перевязочных пунктов русской армии. Туда везут раненых, на последней коляске лежит тяжело раненый П.И.Багратион. Стоящие в резерве кавалергарды и конногвардейцы отдают честь любимому командиру. Повсюду горящие избы, они изображены и на полотне, и представлены на переднем плане перед картиной, кругом тлеющие угольки, догорающие бревна.
Феликс Рубо отобразил настоящий накал всего Бородинского сражения 1812 года, драматизм столкновения двух армий, героизм участников битвы.
valentina-site.ru
"Звучал булат, картечь визжала..." К годовщине Бородинского сражения (Картины)
26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино состоялось крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала М. И. Кутузова и французской армией Наполеона Бонапарта. К очередной годовщине Бородинского сражения предлагаем вашему вниманию подборку посвященных ему произведений изобразительного искусства.
Архипов И. Накануне боя
Ковалевский П. Молебен перед Бородинской битвой
Самокиш Н. Молебен накануне Бородинского сражения
Е. Зайцев. Молебен на Бородинском поле
Серов В. Кутузов на Бородинском поле
Луи Лежен. Битва при Бородино
Куше. Битва под Москвой 7 сентября 1812 г.
Самокиш Н. Атака Шевардинского редута
Келлерман В. Атака гвардейских егерей и матросов
А. Коцебу. Лейб-гвардии Измайловский полк в Бородинском сражении
Горелов Р. На артиллерийской позиции (Русская батарея на флешах Багратиона)
А. Аверьянов. Князь П.И. Багратион в Бородинском сражении. Последняя контратака
Евстигнеев И. Раненого Багратиона увозят с поля боя
Самокиш Н. Атака лейб-гвардии Литовского полка
Самокиш Н. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой
Кениг. Атака 3-го пехотного корпуса маршала Нея на Семеновские флеши
Мазуровский В. Атака русской кавалерии на французскую батарею в сражении при Бородине
Богатов Н. Эпизод Бородинского сражения
Цыганков Ю. Подвиг солдат генерала Горчакова
А.И. Дмитриев-Мамонов. 1812 г. Рисовано во время сражения
В. Мазуровский. Атака Лейб-гвардии конного полка
В.Г. Шевченко. Забил снаряд я в пушку туго…
Аверьянов А. Бородино. Атака польских улан на русскую артиллерию. Подвиг генерал-майора Костенецкого
Аверьянов А. С пакетом. Русский гусар
А.Ю.Аверьянов. Друг
В. Беркут. Подвиг генерала А.А. Тучкова на Бородинском поле
И. Архипов. Смертельное ранение генерала Кутайсова
В.В.Верещагин. Конец Бородинского сражения
Фабер дю Фор. На Бородинском поле, 17 сентября 1812 г.
А. Аверьянов. Ветеран
www.pravmir.ru
Картине-панораме «Бородинская битва» исполняется 100 лет - Культура
МОСКВА, 11 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.
Картина была заказана художнику к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий, среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет. 11 сентября 1912 года в Москве в специально построенном деревянном павильоне у Покровских ворот состоялось торжественное открытие панорамы, на котором присутствовал император Николай Второй.
В основу сюжета картины взят один из напряжённейших моментов сражения – когда ободрённые захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укреплённых пункта русских позиций – деревню Семёновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.
Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов, рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.
Панорама, созданная Францем Рубо, позволяет зрителю заглянуть в самое сердце этого драматичного противостояния двух армий. Живописное полотно длиной 115 метров и высотой 15 метров совмещается с объёмными макетами предметного плана, а звуковые эффекты, которые демонстрируются в музее, где экспонируется картина, придают даже ощущение реальности изображаемых событий. Специальное освещение усиливает впечатление перспективы.
Первая панорама была закрыта 26 декабря 1917 года, а в 1918-м и вовсе демонтирована. Лишь к 150-летию Отечественной войны, в 1962 году началась её новая жизнь. На Кутузовском проспекте специально было построено здание, в котором разместился новый музей-панорама "Бородинская битва".
К тому времени картину пришлось буквально восстанавливать: из-за хранения в сырых условиях верхний край панорамы был безвозвратно утерян. Но и после открытия полотно преследовали несчастья: в ночь на 27 июня 1967 года в здании музея произошло возгорание, в огне погибло две трети картины. Восстанавливали её по цветным фотографиям, незадолго до этого снятым немецким туристом.
Франц Рубо имеет французские корни, но родился он в Одессе, в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. Учился в Одесской рисовальной школе, затем - в мюнхенской Академии художеств.
Панораму "Бородинская битва" художник создавал с такой же тщательностью и вниманием к историческим деталям, которые характеризуют всё его творчество. Он выезжал на Бородинское поле, где тщательно изучал позиции сторон, буквально шагами измеряя их, осматривал сохранившиеся укрепления, беседовал с местными жителями, писал этюды. Саму картину он писал в Мюнхене, причём в очень короткий срок: за 11 месяцев. При этом Рубо был настолько увлечён работой, что был готов продать свой дом, лишь бы иметь деньги для её окончания.
С 1913 года Франц Рубо жил в Германии, где продолжал писать картины, по его собственным словам "исключительно из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником".
tass.ru
Cочинение по картине В.В. Верещагина «Конец Бородинского сражения»
Эту картину Верещагин нарисовал в период с 1899 по 1900 года. Само название ,говорит нам о содержании этого произведения. Бородинская битва окончена. Художник без страха и сомнения стремится с максимальной реалистичностью воссоздать картину сражения. Для этого ему даже пришлось изучить военные карты, гравюры, рисунки, и прочую литературу. В итоге художник создает гармоничную картину.
На полотне изображены воины французской армии, которые прославляют своего императора. На первый взгляд картина может показаться месивом из оружия, обмундирования, боевых припасов вперемешку с человеческими телами. Если приглядеться, то видно, что некоторые из этой «каши» живы, они раненные и ждут, когда им окажут помощь. Их лица искорежены болью мукой, но вряд ли кто-то услышит их мольбы о помощи. Итогом гражданской войны 1812 года стала гибель 80 тысяч человек. И Верещагин, на мой взгляд, дает свое видение этой проблемы, как бы намекая нам, что война большое зло, что гибель такого количества человек лишь игры амбициозного Наполеона. Картина написана в ярких тонах, что бы передать весь масштаб трагизма, художник использует темные и красные цвета.
Глядя на картину, я на минуту почувствовал запах пороха. Услышал свист пуль и выстрелы. Страшнее всего мне стало, когда я представил, что где-то люди просят о помощи, а я не знаю чем можно помочь смертельно раненому солдату. Обидно за то, что эти люди пострадали ни за что, а ведь их дома ждут, матеря, жены и дети. На войне все равны, и молодые парни лет 20 и взрослые мужчины и старики. Война не щадит никого
Картина этого художника заставляет задуматься о ценности своей жизни. Неважно на сколько богато живут ваши родные, главное, что бы они все были живы и здоровы. И главное что бы друзья были верными и в трудной ситуации не бросили, а помогали.
Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:
isoch.ru
Главная | И.Н.Крамской. Портрет Толстого | Иллюстрации А.В.Николаева к роману Л.Н.Толстого "Война и мир" Иллюстрации к урокам по роману Л.Н.Толстого"Война и мир" и стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
(источник: Открытки. Музей-панорама "Бородинская битва". – М.: Изд."Планета", 1975)
посмотреть следующую страницу |
literatura5.narod.ru