Бессмертная красота одной короткой жизни. Саша Путря. Саша путря картины


Сказочные рисунки юной художницы Саши Путри

2 декабря 1977 года в Полтаве на свет появилась будущая художница Саша Путря. Саша была по истине гениальным ребенком, она любила жизнь и дарила свою любовь окружающему миру через свои рисунки и стихи. За свою короткую жизнь Саша оставила богатое "творческое наследие", включающее 2279 работ. Она даже сделала технические чертежи, которые помогли бы взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Саша умерла в 11 лет от лейкемии.

Вот что папа Саши, Евгений Путря, рассказывает о своей доченьке.

 

Рисовать Сашенька начала с трёх лет. Ручки и личико её всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, уда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам – на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах.

Рисование для Сашеньки было таким естественным – как сон, как еда, нередко заменяло ей друзей, детские игры, особенно, когда болезнь обострялась. Заболела она  вдруг, неожиданно, врачи долго не могли поставить диагноз, а когда поставили... это было как гром среди ясного неба – лейкоз. Было Сашеньке тогда пять лет. И то, что она прожила ещё шесть – чудо. И в основе этого чуда – неимоверная, фантастическая тяга к рисованию.

Она могла просиживать за фломастерами и красками по восемь – десять часов в день. Когда здоровье ухудшалось, и мама ложилась с ней в больницу, я приходил, бывало, и спрашивал:

-  Как Сашенька? Рисует?

- Да. Смотри, сколько успела!

Это значило, что здоровье улучшается. А если жена молча разводила руками, состояние было неутешительное.

 

В больнице Сашеньку знали и любили все: от нянечки до главврача. Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за доброту, за весёлый, жизнерадостный нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышно было смех и веселье. Врачи, спасибо им, не запрещали такого общения, и больница не была для девочки чем-то страшным, хотя, естественно, особой радости не испытывала. Попадая сюда снова.

Но больше всего она любила дом, хотя и жаловалась: «Ох уж этот четвёртый этаж!..Кто его придумал?»

 

Сидя с нами тёплыми осенними вечерами на балконе, она трепетно засматривалась на пылающие закатные облака, которые постепенно сливались с тёмным небом, и вспыхивали над головой искорки звёзд, и расцветал небосвод серебристым мерцанием созвездий и галактик... Мы говорили с ней про планеты, про «летающие тарелки», про Бога, про людей...

Она увлекалась гороскопами, астрологией и особенно интересовалась сообщениями про НЛО. Свято верила, что это прилетают наши предки, и настанет день, когда она с ними встретится.

 

Лисица 1983 год

В школе Сашенька училась легко и непринуждённо, сразу стала любимицей класса и учителей. Когда её хвалили («профессор ты наш»), скромно отходила,а дома нам рассказывала, как ей это неудобно. По окончании первого класса её наградили «Похвальной грамотой». Затем болезнь начала обостряться, и она вынуждена была оставить школу. Училась дома или ходила с мамой к учительнице. Школьная программа её не устраивала. Завела свою библиотеку, которая насчитывала около тысячи книг, и всю перечитала. Среди любимых её авторов – Купер, Майн Рид, Стивенсон, Марк Твен, Дюма, Гюго,  Пушкин, Гоголь... каждый вечер, после программы «Время», ложились с мамой в кровать и читали до «мотыльков» в глазах.

 

Робин Гуд и Саша на месяце гуляют и летают, 1983 год

Ко всему маленькому и живому относилась с какой-то – совершенно не детской, скорее, материнской – нежностью, как будто чувствовала его незащищенность.

Дома, по её просьбе, мы завели собачку, затем взяли ей в компанию котёнка.

Соседи, зная её любовь к животным, подарили аквариум с рыбками. Мы докупили туда тритонов и черепашек, и Саша часами могла рассматривать подводное царство. Затем, как-то осенью, забился к нам на балкон еле живой попугайчик-альбинос, и, естественно, остался жить у нас...

 

Я и Витя, 1983 год

В шесть лет Сашенька «влюбилась» в своего двоюродного братика Витю Бражанского, светловолосого голубоглазого мальчика. С тех пор появилась целая серия «Витенек»: то он гусар, то он жених, а то у них с Сашей свадьба...

 

Михаил Боярский, 1984 год

Вскоре, после фильма про трёх мушкетёров, её любимцем стал Д`Артаньян – Михаил Боярский. И снова – целая серия рисунков с дорогим артистом. Она даже написала ему письмо, но так почему-то и не отправила.

 

Царица Клеопатра, 1984 год

 

Автопортрет с красными глазками, 1984 год

 

Птица Сирена, 1985 год

Обычно утром, после завтрака, Сашенька подходила и говорила: «Я хочу рисовать. Дай, пожалуйста, бумагу». Садилась за свой отдельный столик и затихала, иногда напевала под нос какую-то мелодию. А через какое-то время смотришь – встаёт, подходит сбоку, обнимает и тихо говорит: «Ты очень занят? Посмотри, пожалуйста, что у меня получилось?» И всегда это была неожиданность. Понятно, были работы более удачные и не совсем, она сама это видела и страдала, если не могла достичь одного ей известного совершенства. Саша долгое время не пользовалась ластиком, но когда привыкла. Её рисунки стали более точными, пропорционально правильными. А то как бывало? Рисует, рисует, потом где-то ошибётся и, плача, начинает всё заново, бывало по три-четыре раза. У нас сберегается до пятисот её неоконченных рисунков: то только глазки, то личико, то полфигуры...

 

Это цирк и гутаперчевый мальчик, 1985 год

 

Рыбки-невесты, 1985 год

Срисовывать Сашенька не любила. Всё рисовала  «с головы», по памяти. Понравится кто-то, увиденный на улице или в кино – сядет и нарисует. У неё собралась целая серия портретов «маминых студенток» (жена преподаёт в музыкальном училище). Рисовала и родственников, наряжая их в сказочные одежды, облагораживая и омолаживая. Рисовала своих любимых зверяток: мышек, собачек, кошечек, а ещё – рыбок и птичек, украшая их чудесными орнаментами, придумывая невиданные одежды, чтоб им, зверяткам, рыбкам и птичкам, было приятно.

 

Графиня, 1986 год

В 1986 году Сашенька посмотрела индийский фильм «Танцор диско». Картина произвела такое сильное впечатление, что вся дальнейшая жизнь прошла под знаком интереса к Индии, её культуре, в частности к артистам. Ни одного индийского фильма, который шёл на экранах города, она не пропустила, а некоторые, которые особенно полюбились, смотрела по несколько раз.

 

Девушка со звезды, 1986 год

 

Щеночек Бимочка в конвертике, 1986 год

 

Анна Ярославна, 1987 год

 

Попугайчик Гоша кушает просо, 1987 год

 

Евгений и Виктория, 1987 год

 

Давид Гурамишвили, 1988 год

 

Наташа Пасхалова, 1988 год

 

Дева Мария, 1988 год

 

Индийский киноактер Митхун Чакраборти, 1988 год

И, наконец, появляется блестящий, очаровательный юноша – Митхун Чакраборти – последняя самая сильная Сашина любовь. Его портрет, вставленный в оправу, она носила на груди, около сердца... Мы берегли её любовь и тихо радовались её счастью. Так и похоронили её с портретом Митхуна.

 

Новогодняя открытка, 1989 год

Сашенька изготовила несколько крохотных книжечек (4 на 2,5 сантиметра форматом), в которых «поселила» десятки необычных жучков, которые носят необычные имена: Цымзибуця, Коробулька, Фуня, Ковбасюк...

А ещё сделала две книжечки стихов, художественно оформив их рисунками и орнаментами по всем правилам издательств: Саша Путря. Стишки. Издательство – «Дом родной». Главный редактор – «Фунтик». Главный художник – «Маленький бухгалтер». Поэт – «Какашка в пушку» (прозвище, данное ей в шутку сестрой, когда у Саши от приёма лекарств выпали волосы и начал отрастать новый пушок; прозвище Саше явно понравилось).

 

Последний автопортрет, 19 января 1989

И посвящение: «На память и смех дорогой сестричке Лерочке и её подружкам и соседям по комнатам от Саши».Эти стихи весёлые, как и сама Саша:

Дорогая моя Лера! –

Мне найди миллионера,

Но чтоб был он молодой,

И, как папа, с бородой.

Чтоб была у него яхта,

А на вилле така шахта,

Где бы муж мой бородатый

Копал золото лопатой.

Да ещё скажи, что я

Подрасту, его любя,

И поженимся весной,

Только ты дружи со мной!

Стишков остались десятки, записаны на кусочках бумаги, они разбросаны по записным книжкам, среди книг и игрушек. Саша читала их своим друзьям и вместе с ними весело смеялась, пополняя всё новыми и новыми деталями...

 

Последняя композиция "Сириус", 1989 год

...22 января, будучи уже в больнице, она нарисовала свою последнюю работу – «Автопортрет». Дети из её и соседних палат окружали тумбочку, за которой она рисовала, и наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: «Нарисую, нарисую! Всем нарисую!»

А в ночь на 24 января она отошла. Последние её слова были: «Папа?.. Ты прости меня... За всё...»

Прожила Сашенька 11 лет, 1 месяц и 21 день.

 

Награды (посмертно):

-Золотая медаль Христа Спасителя (1998)

-Орден Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле» (2000)

-Старинная икона в серебряном окладе «Христос Вседержитель» (2001)

-Национальный приз Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» — «Каласари Авард» (2001)

 

Память о Саше Путре:

-С 1989 по 2005 года состоялось 112 персональных выставок Саши Путри в 10 странах.

-В Австрии с рисунком Саши выпущен почтовый конверт, штемпель и издана серия ее рисунков.

-О Саше снято пять документальных фильмов, вышла документальная повесть «Саша Путря»

-В детском саду, где она воспитывалась, открыт музей Саши Путри, а на стене установлена мемориальная доска.

-В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши Путри; под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей в этой галерее проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.

 

4tololo.ru

Саша Путря ... юная художница – Ярмарка Мастеров

О Саше снято пять документальных фильмов, издана документальная повесть. В Полтаве открыты музей Саши Путри и Детская художественная галерея, которая носит ее имя. Сашенька родилась 2 декабря 1977 г. За свою короткую жизнь создала 2279 работ — 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами, чеканки, вышивки, поделки из пластилина, мягкие игрушки, изделия из бусинок и разноцветных камушков, выжигание по дереву. Делала даже технические чертежи, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин.

Умерла в возрасте 11 лет.

Сашу Путря как талантливую художницу знают во всём мире. С 1989 по 2005 год состоялось 112 её персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущены почтовый конверт, штемпель, издана серия её рисунков, средства от продажи которых переданы на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР.Награждена (посмертно):Золотой медалью Христа Спасителя “За жизнь, достойную человека”, 1998 г.Орденом Святого Николая Угодника “За приумножение добра на земле”, 2000 г.Старинной иконой в серебряном окладе “Христос Вседержитель”, 2001 г.Национальным призом Всеиндийского детского объединения “Неру Бал Самити” — “Каласари Авард”, 2001 г.

живопись

Анна КаренинаСаша Путря, 8 лет

ИндианкаСаша Путря, 10 лет

Дорогая ЛерусинькаСаша Путря, 10 лет - 1988Саша Петруя 11 лет - автор рисунка   Саша Петруя   Автор работы Саша Петруя 11 лет

  Саша Петруя - автор картины 11 лет   Саша Петруя - автор работы 11 лет   Автор Саша Петруя 11 лет.Автор картины Саша Петруя   Автор Саша Петруя   Саша Петруя - автор картины 11 лет     Автор картины Саша Петруя 11 лет   Саша Петруя. Картины   Выставка картин маленькой художницы Сашеньки Путри     СИРИУС

"Сириус" - последний рисунок Саши Путря.

Ее рука и рука папы.

Источник: http://blog.i.ua/community/1952/620275/

http://www.urano.ru/kartiny-sashi-petrui-11-letnej-xudozhnicy-umershej-ot-lejkemii/

http://www.abc-people.com/phenomenons/news/doc3.php

www.livemaster.ru

Путря Александра Евгеньевна — «Чтобы Помнили»

Искусство | Живопись

ХудожникНаграждена золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека» (1998, посмертно)Награждена орденом Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле» (2000, посмертно)Награждена национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» – «Каласари Авард» (2001, посмертно)

«Головокружительность дарования этой удивительно талантливой девочки несоизмерима с печальным фактом ее смерти», - из книги отзывов посетителей выставок работ Саши Путри.

Саша Путря родилась 2 декабря 1977 года в Полтаве.

Ее отец Евгений Васильевич Путря был художником, а мама Виктория Леонидовна – профессиональным дирижером-хормейстером, преподававшим в музыкальном училище. Саша развивалась удивительно быстро, удивляя и родителей, и их друзей-художников. С трёх лет она хорошо держала в руках карандаш и кисточку. Она рисовала, не переставая, часто засыпала, вся испачканная красками. «Когда я вырасту большая, — говорила она, — непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью».

Евгений Васильевич, чтобы не отдавать дочку в детский сад, брал работу на дом. Из маленькой спальни двухкомнатной квартиры он сделал художественную мастерскую, в которой поставил два стола – себе и дочери. В ней отец и дочь творили каждый за своим столом, никогда не заглядывая друг другу через плечо. В тех случаях, когда Саша хотела показать отцу готовую работу или ей нужна была помощь, она тихонько клала ему на стол записку: «Папа, приходи!».

Папа и мама в виде хомяков.

«Вижу, как нужно, но сделать не могу», - иногда говорила Евгению Васильевичу дочка. Он помогал, советуя, как завершить картину. «Нет, не то», - как правило, отвечала Саша. А через некоторое время сама находила решение. «Меня буквально ошеломила одна из самых первых работ Сашеньки, которая, к сожалению, не сохранилась, - вспоминал Евгений Васильевич. - Как-то мы читали воспоминания друзей Пушкина по лицею и узнали, что они называли его между собой Сверчком. Сашеньку это рассмешило, и она уже через пятнадцать минут нарисовала поэта в обличье сверчка. Я был потрясен. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат».

Еще Егений Путря рассказывал: «Обычно утром, после завтрака, Сашенька подходила и говорила: «Я хочу рисовать. Дай, пожалуйста, бумагу». Садилась за свой отдельный столик и затихала, иногда напевала под нос какую-то мелодию. А через какое-то время смотришь – встаёт, подходит сбоку, обнимает и тихо говорит: «Ты очень занят? Посмотри, пожалуйста, что у меня получилось?» И всегда это была неожиданность. Понятно, были работы более удачные и не совсем, она сама это видела и страдала, если не могла достичь одного ей известного совершенства. Саша долгое время не пользовалась ластиком, но когда привыкла, её рисунки стали более точными, пропорционально правильными. А то как бывало? Рисует, рисует, потом где-то ошибётся и, плача, начинает всё заново, бывало по три-четыре раза. У нас сберегается до пятисот её неоконченных рисунков: то только глазки, то личико, то полфигуры...».

Печальная лошадка.

Папа сделал попытку обучать дочь по академической программе, он хотел, чтобы Саша начала рисовать этюды и натюрморты, но натолкнулся на деликатный, но твёрдый отпор. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными влечениями, воображением внутреннего, многогранного и неповторимого мира.

Добрая Змея Королева.

Евгений Путря рассказывал о детстве своей дочери: «В школе Сашенька училась легко и непринуждённо, сразу стала любимицей класса и учителей. Когда её хвалили («профессор ты наш»), скромно отходила, а дома нам рассказывала, как ей это неудобно. По окончании первого класса её наградили «Похвальной грамотой». Затем болезнь начала обостряться, и она вынуждена была оставить школу. Училась дома или ходила с мамой к учительнице. Школьная программа её не устраивала. Завела свою библиотеку, которая насчитывала около тысячи книг, и всю перечитала. Среди любимых её авторов – Купер, Майн Рид, Стивенсон, Марк Твен, Дюма, Гюго, Пушкин, Гоголь... каждый вечер, после программы «Время», ложились с мамой в кровать и читали до «мотыльков» в глазах. Общаться с ней было легко и приятно. За всю свою короткую жизнь она никогда никого не обидела. Была ласкова со всеми. Мы до сих пор чувствуем её детские объятия, приятное прикосновение тёплых щёчек, утомлённое тельце на плече... Рисовать Сашенька любила под музыку. В её фонотеке около ста пластинок: записи детских сказок, мюзиклов, инсценировок, песен. Практически все она знала наизусть. Особенно любила «Голубой щенок», «Али-баба и сорок разбойников», «Приключения Буратино», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Принц и нищий», «Три мушкетёра», «Хоттабыч», «Бременские музыканты», «Приключения капитана Врунгеля».

Денис Давыдов - гусар.

Она часто рисовала своих любимцев - цыплят, котят и щенков. Рисунки «Щеночек Бимочка», «Кот-рыболов», «Собачка Ника и котёнок Тишка в своём замке», «Праздник зверят» становились трепетным откровением чистого детского доверия и нежности.

Бимка с погремушкой.

Кошечка-артистка.

«Если у людей есть праздники, то и у зверят они должны быть!» – считала Саша. Доблестные и справедливые принцы, короли и рыцари заполняли её альбомы.

Маленький Бонапарт.

Саму себя Саша представляла в этой компании прекрасной и доброй принцессой. «Это я ещё маленькая, тогда была звёздная и тёмная ночь без луны, и потому у меня такие большие глазки», — говорила Сашенька. В ее огромных, как на иконе, глазах зрителями улавливалось глубокое сострадание и печаль.

Индианка.

Одна за другой состоялись две её персональные выставки. Неожиданно для всех появилась в её рисунках индийская тематика.

Портрет Индиры Ганди.

Саша нарисовала десятки портретов Митхуна Чакроборти - актёра из индийского фильма «Танцор диско», Индиры Ганди, влюблённых индийских юношей и девушек, автопортрет в виде шестирукой богини. Евгений Путря рассказывал, что Саша любила повторять: «Ну, куда подевались ещё мои четыре руки»?

Индийский юноша с кувшином.

Поначалу родители не придавали особого значения увлечению дочери Индией, хотя поддерживали его. Вместе со старшей сестрой и подружками составляли ей компанию в походах на индийские фильмы.

Индийский киноактер Митхун Чакраборти.

Отец вспоминал: «Блестящий, очаровательный юноша – Митхун Чакраборти – последняя самая сильная Сашина любовь. Его портрет, вставленный в оправу, она носила на груди, около сердца... Мы берегли её любовь и тихо радовались её счастью. Так и похоронили её с портретом Митхуна. В 1986 году Сашенька посмотрела индийский фильм «Танцор диско». Картина произвела такое сильное впечатление, что вся дальнейшая жизнь прошла под знаком интереса к Индии, её культуре, в частности к артистам. Ни одного индийского фильма, который шёл на экранах города, она не пропустила, а некоторые, которые особенно полюбились, смотрела по несколько раз. Естественно, изменилась и тематика её рисунков – появились портреты актёров индийского кино, танцовщиц, принцев, бога Шивы, т.д. Мы не придавали значения такой перемене, раз нравится – пусть рисует. Но как-то Саша сказала:

- Мама, ты помнишь, у нас был слон? Большой такой!

- Слон? У нас? Нет, доченька, не помню.

- Ну, как же, мамочка! Был! Я хорошо помню: я сидела ещё у него на спине, в красивой такой корзиночке. Ну, вспомни!

- Да нет, доченька, не было такого. Это ты, наверное, в кино видела.

- Да не в кино! Я хорошо помню! Я была тогда маленькая. А слон большой, настоящий, живой, и мне было даже немного страшновато, что я так высоко сижу. Я помню!

О том, что Сашенька не видела живого слона, мы знали точно: в зоопарке, куда мы ходили, слона не было. Тогда что это? Память души? В таком случае тема Индии в её рисунках не случайна. Но что мы знаем о тайне нашего рождения и смерти, про подсознание?».Саша с папой.

Неожиданно в счастливо-спокойную, размеренную жизнь Саши ворвалась тяжёлая болезнь. «Сашуне долго не могли поставить диагноз, - вспоминал Евгений Васильевич. - Бывало, она жаловалась на слабость: то ручка у нее заболит, то на ножки не может встать. Но после того как дочка четверо суток температурила и кричала в больнице от боли, а врачи не знали, что с ней делать, я в отчаянии написал письмо в Минздрав СССР. Буквально через день в Полтаву вылетела профессор-гематолог Светлана Киреева. И вынесла нам приговор: «Девочка проживет месяц-два. У нее лейкемия, кровь на 92 процента белая». По рекомендации профессора мы срочно отправились на лечение в Киев. После двухмесячного курса усиленной терапии Сашуне заново пришлось учиться ходить - настолько она ослабла. А перед отправкой домой я посадил ее в детскую коляску и повез в Киево-Печерскую Лавру. Перед мощами каждого святого мы крестились, прося у них исцеления. Возможно, где-то на небесах услышали наши молитвы, и дочери были дарованы еще шесть лет жизни. По словам специалистов, столько прожить с лейкемией практически невозможно». На тот момент Саше исполнилось всего пять лет.

Лейкемия неумолимо наваливалась, постепенно отбирая у девочки силы. Евгений Путря рассказывал: «Врачи рекомендовали ей избегать яркого солнца, так что гуляли мы с ней рано утром или вечером, когда спадала жара, или когда на дворе было пасмурно. В такие дни садились на велосипед и путешествовали окраинами города, парками или шли по музеям. Больше всего ей нравился Полтавский краеведческий. Хотя бывала здесь уже не раз, всегда шла как на праздник. Ей нравились маленькие зверята – хомячки и ласки. Жалела только, что они не живые и всё выпытывала:

- Они сами умерли или их убили?

- Сами, сами, от старости.

- Как от старости? Они же такие манюсенькие?

- А они больше и не растут.

- Тогда какие же они были детками?

- А вот такие, - показывал ей полмизинца.

- Ой, манюсенькие! Ой, мои хорошие!

Ко всему маленькому и живому относилась с какой-то совершенно не детской, скорее, материнской – нежностью, как будто чувствовала его незащищенность. Дома, по её просьбе, мы завели собачку, затем взяли ей в компанию котёнка. Соседи, зная её любовь к животным, подарили аквариум с рыбками. Мы докупили туда тритонов и черепашек, и Саша часами могла рассматривать подводное царство. Затем, как-то осенью, забился к нам на балкон еле живой попугайчик-альбинос, и, естественно, остался жить у нас... В шесть лет Сашенька «влюбилась» в своего двоюродного братика Витю Бражанского, светловолосого голубоглазого мальчика. С тех пор появилась целая серия «Витенек»: то он гусар, то он жених, а то у них с Сашей свадьба... Вскоре, после фильма про трёх мушкетёров, её любимцем стал Д`Артаньян – Михаил Боярский. И снова – целая серия рисунков с дорогим артистом. Она даже написала ему письмо, но так почему-то и не отправила».

Вся семья, объединённая общей бедой, мужественно оберегала каждый вздох ребёнка. Саша не сдавалась. Её сознание художника вышло за границы земного существования. Появились рисунки, на которых был изображен Бог, галактики, планеты и созвездия, пришельцы и НЛО. Евгений Путря рассказывал: «Она увлекалась гороскопами, астрологией и особенно интересовалась сообщениями про НЛО. Свято верила, что это прилетают наши предки, и настанет день, когда она с ними встретится».

Ночной глазастик.

В рисунках Саша отвоёвывала свое право на жизнь. Евгений Путря рассказывал: «Рисовать Сашенька начала с трёх лет. Ручки и личико её всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, уда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам – на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах. Рисование для Сашеньки было таким естественным – как сон, как еда, нередко заменяло ей друзей, детские игры, особенно, когда болезнь обострялась. Заболела она вдруг, неожиданно, врачи долго не могли поставить диагноз, а когда поставили... это было как гром среди ясного неба – лейкоз. Было Сашеньке тогда пять лет. И то, что она прожила ещё шесть – чудо. И в основе этого чуда – неимоверная, фантастическая тяга к рисованию. Она могла просиживать за фломастерами и красками по восемь – десять часов в день. Когда здоровье ухудшалось, и мама ложилась с ней в больницу, я приходил, бывало, и спрашивал:

- Как Сашенька? Рисует?

- Да. Смотри, сколько успела!

Это значило, что здоровье улучшается. А если жена молча разводила руками, состояние было неутешительное. В больнице Сашеньку знали и любили все: от нянечки до главврача. Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за доброту, за весёлый, жизнерадостный нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышно было смех и веселье. Врачи, спасибо им, не запрещали такого общения, и больница не была для девочки чем-то страшным, хотя, естественно, особой радости не испытывала. Попадая сюда снова. Но больше всего она любила дом, хотя и жаловалась: «Ох уж этот четвёртый этаж!.. Кто его придумал?» Сидя с нами тёплыми осенними вечерами на балконе, она трепетно засматривалась на пылающие закатные облака, которые постепенно сливались с тёмным небом, и вспыхивали над головой искорки звёзд, и расцветал небосвод серебристым мерцанием созвездий и галактик... Мы говорили с ней про планеты, про «летающие тарелки», про Бога, про людей...».

Саша Путря боролась за жизнь шесть лет. Всякий раз, ложась в больницу, девочка брала с собой книги и все необходимое для рисования. Но с каждым разом выкарабкиваться становилось все трудней и трудней. Незадолго до смерти Саша попросила: «Если у меня опять начнется обострение, не надо меня лечить. Только не обижайтесь и не плачьте - я уже устала. Я знаю, смерть не страшна...».

Родители, как могли, поддерживали интерес дочери к окружающему миру. В перерывах между процедурами отец усаживал Сашу на велосипед, и они ехали украдкой то в один уголок исторической Полтавы, то в другой. Позже, увидев положительные результаты подобных прогулок, медики их «узаконили». Однажды, когда они остановились возле руин Пушкаревской церкви, Саша предложила папе: «Давай спасем ее». «Но что мы можем, доченька?» - вздохнул отец. «А ты напиши самому главному начальнику и попроси его помочь нам». Евгений Васильевич так и сделал. Зарисовал фломастером то, что осталось от церкви, написал, что нужно для реставрации, и оправил письмо в Фонд культуры СССР. Как положено, письмо было переправлено в Киев, а оттуда уже сообщили, что деньги на возрождение церкви будут выделены из бюджета. Так что ныне действующая церковь возродилась благодаря Александре. А Саша посмертно была удостоена золотой медали Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека».

Позже Евгений Путря после смерти дочери рассказывал: «Когда наши художники трудились над новой экспозицией музея истории Полтавской битвы, по телевидению показывали сериал «Юность Петра». В залах музея экспонаты вдруг начали восприниматься, как ожившие свидетели. С каким-то трепетом осматривали мы теперь старые камзолы Петра, и все прикладывали свои ладошки на чугунную отливку оттиска ладони царя. И мы с Сашенькой примерили. Как сейчас помню её растопыренные розовые пальчики, лежащие на чёрной лапище... Вспомнилось это теперь, когда смотрел её последнюю композицию «Сириус». Тогда же она нарисовала несколько портретов Петра Первого, а рядом — себя, его невестой. Так она обычно выказывала свою любовь...».

Александра Путря ушла из жизни 24 января 1989 года. Ее похоронили в сари, в котором она встречала свой последний, 1989, Новый год, с небольшим портретом Митхуна Чакраборти, затянутым в целлофан, - ее прижизненным талисманом. Накануне своего ухода Саша попросила папу приложить руку к белому листу, затем обвела. Потом сверху приложила свою руку и обвела её. Законченным нашли рисунок после Сашиного ухода. Возле большой Луны справа находится звезда — это Сириус, на который Сашенька хотела улететь.

Последняя композиция. "Сириус".

Евгений Путря рассказывал: «Когда она ушла, многие из тех, кто, посмотрев её рисунки и композиции, задают один и тот же вопрос: «А кто из художников ей больше всего нравился? Кому она пыталась подражать?» Мы как-то не замечали, чтобы она кому-то подражала. Не следует забывать, что она всё-таки ребёнок, и способы выражения её чувств к окружающему миру не нуждались ещё в подражании. А среди многочисленных книг по изобразительному искусству, которые были в нашей домашней библиотеке, она чаще всего выбирала «Рисунки Дюрера», «Дюрер и его эпоха». Эти книги очень богато иллюстрированы, и она подолгу рассматривала их, отдыхая после рисования. Нравился ей Ганс Гольбейн, но особенно поразил Альбрехт Альтдорфер! Его «битву Александра Македонского с Дарием» она рассматривала с лупой в руках, увлекаясь необычным небом и эпическими облаками над толпами всадников. И всё-таки любимым художником был для неё Дюрер. Что она в нём находила – осталось её тайной. Нравились ей работы Васнецова, Билибина, Нарбута. Любила рассматривать книгу экслибрисов. И, конечно, часто пересматривала свою библиотеку, детские книжки, много и со вкусом иллюстрированные.

Срисовывать Сашенька не любила. Всё рисовала «с головы», по памяти. Понравится кто-то, увиденный на улице или в кино – сядет и нарисует. У неё собралась целая серия портретов «маминых студенток» (жена преподаёт в музыкальном училище). Рисовала и родственников, наряжая их в сказочные одежды, облагораживая и омолаживая. Рисовала своих любимых зверяток: мышек, собачек, кошечек, а ещё – рыбок и птичек, украшая их чудесными орнаментами, придумывая невиданные одежды, чтоб им, зверяткам, рыбкам и птичкам, было приятно.

Сашенька изготовила несколько крохотных книжечек (4 на 2,5 сантиметра форматом), в которых «поселила» десятки необычных жучков, которые носят необычные имена: Цымзибуця, Коробулька, Фуня, Ковбасюк...

А ещё сделала две книжечки стихов, художественно оформив их рисунками и орнаментами по всем правилам издательств: Саша Путря. Стишки. Издательство – «Дом родной». Главный редактор – «Фунтик». Главный художник – «Маленький бухгалтер». Поэт – «Какашка в пушку» (прозвище, данное ей в шутку сестрой, когда у Саши от приёма лекарств выпали волосы и начал отрастать новый пушок; прозвище Саше явно понравилось). И посвящение: «На память и смех дорогой сестричке Лерочке и её подружкам и соседям по комнатам от Саши». Эти стихи весёлые, как и сама Саша:

Дорогая моя Лера! –Мне найди миллионера,Но чтоб был он молодой,И, как папа, с бородой.Чтоб была у него яхта,А на вилле така шахта,Где бы муж мой бородатыйКопал золото лопатой.Да ещё скажи, что яПодрасту, его любя,И поженимся весной,Только ты дружи со мной!

Стишков остались десятки, записаны на кусочках бумаги, они разбросаны по записным книжкам, среди книг и игрушек. Саша читала их своим друзьям и вместе с ними весело смеялась, пополняя всё новыми и новыми деталями...

...22 января, будучи уже в больнице, она нарисовала свою последнюю работу – «Автопортрет». Дети из её и соседних палат окружали тумбочку, за которой она рисовала, и наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: «Нарисую, нарисую! Всем нарисую!».

А в ночь на 24 января она отошла. Последние её слова были: «Папа?.. Ты прости меня... За всё...»

Прожила Сашенька 11 лет, 1 месяц и 21 день.

Да святится имя твоё, доченька!».

Последний автопортрет.

Настоящее признание Сашиного таланта пришло после ее смерти. В день похорон стены комнаты, в которой стоял маленький гроб, оббитый голубой материей (другой в похоронном бюро не было), родные увешали Сашиными рисунками. Для многих это было открытием, потрясением. Почти сразу же после похорон родителям предложили открыть персональную выставку Саши в Полтавском художественном музее. Появились статьи о ней в местных и республиканских газетах и журналах. Вскоре, благодаря члену редколлегии журнала «Україна» Виталию Коцюку, работы Саши Путри были выставлены в Государственном музее литературы УССР.

Давид Гурамишвили.

«Мне неоднократно приходилось наблюдать за реакцией посетителей выставок, - рассказывал Евгений Васильевич. - В 1993 году нас пригласили поучаствовать в выставке «Юные гении России» в Донецке. Работы участников разместили в восьми залах, а нам отвели девятый, в самом конце. Посетители все восемь залов пробегали, а в последний набивались битком. Потому что в представленных детских работах чувствовалось натаскивание, подгон под стандарты. А Саша была свободной от всего этого».

Созвездие Водолея.

Через какое-то время Сашины работы отправились в Новосибирск. Организаторы выставки решили объединить ее картины и картины Нади Рушевой. Отец с удовольствием отметил, что работы дочери ни в чем не уступали произведениям Нади. Но если для восприятия творчества Рушевой необходимо быть подготовленным, то творчество Саши Путри понятно всем, даже самым маленьким.

Собачка Альфа.

Саша Путря оставила после себя 2280 рисунков и композиций. Кроме того, ей было сделано множество портретов и шаржей в записных книжках, книжная графика, поздравительные открытки, архитектурные, анималистические работы. К некоторым из них он сочиняла прекрасные стихи. Саша оставила после себя множество чеканок, выжженных по дереву картин, работ из пластилина. Она делала даже технические чертежи, которые должны были, по ее замыслу, помочь взрослым... достать Луну и делать асфальтовое покрытие дорог без трещин.

Дракошкины стишки. Автошарж.

Ее работы знают во всем мире. С 1989-го по 2005-й года состоялось 112 ее персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущены почтовый конверт, штемпель, издана серия ее рисунков, средства от продажи которых были переданы на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР. О Саше было снято пять документальных фильмов, вышла документальная повесть «Саша Путря». На стене детского сада, где она воспитывалась, была установлена мемориальная доска. Открыт музей Саши Путри. В Полтаве открылась Детская художественная галерея имени Саши Путри, в ней под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся конкурсы детского рисунка. С 2005 года эти конкурсы стали международными.

Дева Мария.

В 1994 году режиссером Нелей Даниленко был снят «Документальный фильм «Сашенька».

Your browser does not support the video/audio tag.

В 2004 году режиссером Н.Бурнос был снят документальный фильм «Саша Путря».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.putrya.3dn.ruТекст статьи «Слово о доченьке», автор Евгений ПутряТекст статьи «Встреча с Сашенькой», авторы О.Д.Пискарёва и В.У.КелехсаевТекст статьи «История Саши», автор Анна Волкова

2 декабря 1977 года – 24 января 1989 года

Похожие статьи и материалы:

Путря Александра (Документальные фильмы)

ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

chtoby-pomnili.net

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

Саша в возрасте шести лет (1983 год)

2 декабря 1977 года в Полтаве родилась Александра Путря - одна из самых необычных художниц за всю историю изобразительного искусства.

Саша прожила на Земле всего 11 лет, но за это время она успела создать 2279 работ: 46 альбомов с рисунками, великое множество поделок и даже технических чертежей, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Рисование для Сашеньки было таким же естественным, как сон и еда, нередко оно заменяло ей друзей и детские игры.

Уже в три года Саша уверенно держала в руках карандаш и кисточку. Рисовала она не переставая и часто засыпала, вся испачканная красками. Её отец сделал из маленькой спальни художественную мастерскую и пытался обучать девочку по академической программе, но натолкнулся на деликатный отпор. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными впечатлениями и воображением.

Когда девочке исполнилось пять лет, ей поставили страшный диагноз - лейкоз. Пытаясь абстрагироваться от боли, Саша стала посвящать гораздо больше времени своему любимому занятию. В это время на смену забавным зверятам и сказочным персонажам пришли образы из индуистской философии, а также поражающие воображение автопортреты - то в виде многорукого бога Шивы, а то и вовсе в образе взрослой индианки, в глазах которой отразилась глубокая печаль за нашу Землю.

Саша боролась за жизнь шесть лет, после чего попросила родителей отпустить её. Незадолго до своего ухода она попросила папу приложить руку к белому листу и обвела её. Затем сверху приложила свою руку и проделала с ней то же самое. Законченным рисунок был найден уже после 24 января 1989 года, когда девочки не стало. На нём была изображена звезда Сириус, на которую Сашенька мечтала улететь.

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

Последняя композиция."Сириус"

С 1989 по 2005 год состоялось более ста персональных выставок Саши Путри во многих странах мира, о девочке было снято несколько документальных фильмов и написана документальная повесть. На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска и открыт музей. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши, в которой под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся международные конкурсы детского рисунка.

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

На далекой звезде Сириус: удивительные рисунки Саши Путря

сайт Саши Путря Источник

fun-space.ru

Бессмертная красота одной короткой жизни. Саша Путря: biboroda

Саша была ребенком Нового сознания. Она уже оперировала теми знаниями, которые с рождения не были в нее заложены. Скорее всего, это был опыт, сложенный жизнями. Жизнь Саши была ярким проявлением феномена, известного сейчас как Дети Света или Дети индиго. ( извините за фотографии, лучших не нашел)

Саша Путря — талантливая художница, известная во всем мире.

"Когда я вырасту большая, непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью."

За свою короткую жизнь создала 2279 работ — 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами, чеканки, вышивки, поделки из пластилина, мягкие игрушки, изделия из бусинок и разноцветных камушков, выжигание по дереву. Делала даже технические чертежи, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Умерла в возрасте 11 лет от лейкемии.Саша родилась 2 декабря 1977 года в Полтаве в творческой семье. Отец Евгений Васильевич — по профессии художник, мать Виктория Леонидовна — хормейстер. С раннего детства вместе со старшей сестрой Лерой Саша любила слушать классическую музыку, рано научилась читать, знала наизусть много стихов и сказок, а рисовать начала с трех лет. Отец пытался привить ей художественные навыки, но Саша отказалась. Обладая утонченным чувством красоты, она вдохновенно творила свой неповторимый мир образов. Очень жизнерадостная и общительная, она неузнаваемо менялась, когда рисовала. Ее задумчивый взгляд был устремлен в пространство, словно она видела что-то, доступное только ей. По воспоминаниям художника — друга отца, однажды он был поражён Сашенькиным взглядом во время рисования: в её глазах застыла такая глубина и неземная тайна… Эта тайна светится в огромных глазах её персонажей — людей и животных. Она порождает высокие чувства, излучает свет и радость, дарит незабываемые минуты встречи с красотой и совершенством. В её по-детски простодушных рисунках видна рука настоящего мастера, чувствуется глубокое философское осмысление жизни. Своим искусством Саша Путря пыталась изменить этот мир, сделать его добрее и прекраснее, особенное её волновала судьба беззащитных животных. С любовью и нежностью девочка изображает их, оберегая от людской жестокости, пряча в домиках и подводной лодке. Так родилась серия рисунков "Щеночек Бимочка", "Альфа-модница", "Медвежонок-царевич", "Дом для бездомных зверей" и другие. Особую любовь у Сашеньки вызывала Индия. Она всем сердцем полюбила эту страну, её искусство и культуру, посвятила этой теме много своих работ. В доме появились пластинки с индийскими песнями. Особенно Саше нравился фильм "Танцор диско" с известным индийским киноактером Митхуном Чакраборти, который стал её настоящим кумиром. В течение шести последних лет своей жизни Саша Путря мужественно боролась со смертельным недугом, сохраняя терпение и радость, оптимизм и огромную любовь к жизни, продолжала творить Красоту. Её рисунки стали еще красочнее, а в глазах на автопортретах появились грусть и боль за этот несовершенный мир. Она спешила, понимая, что времени осталось мало. В это время на ее рисунках появился космос, его бесконечность, звезды и созвездия. Саша была уверена, что Вселенная живая и что люди пришли на Землю из Космоса, а после смерти возвращаются обратно. Её последняя композиция называется "Сириус". Именно там после ухода с Земли Сашенька собиралась жить.С 1989 по 2005 год состоялось 112 её персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущены почтовый конверт, штемпель, издана серия её рисунков, средства от продажи которых переданы на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР.

О Саше снято пять документальных фильмов, вышла документальная повесть “Саша Путря”.

На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска, открыт музей Саши Путри.

В Полтаве открыта Детская художественная галерея имени Саши Путри, в ней под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.

Награждена (посмертно):

• Золотой медалью Христа Спасителя “За жизнь, достойную человека”, 1998 • Орденом Святого Николая Угодника “За приумножение добра на земле”, 2000 • Старинной иконой в серебряном окладе “Христос Вседержитель”, 2001 • Национальным призом Всеиндийского детского объединения “Неру Бал Самити” — “Каласари Авард”, 2001

"Анна Каренина". Саша Путря, 8 лет

"Византийский принц"

"Девочка Мария. Ей еще 11 лет"

"Иисус Христос плачет"

"Дорогая Лерусинька". 10 лет

Оксана-индианка.

"Дева Мария". 10 лет

"Сириус" — последний рисунок Саши Путря.

Ее рука и рука папы.

Я верю: это Ангела душа

Коснулась нас, убогих, мимолетно.

Мы прозреваем слишком неспеша,

С грехами расстаемся неохотно.

К нам достучаться очень нелегко,

Мы ничего не видим, кроме хлеба,

И, сокрушаясь, посылает Небо

Ягненка в стаю городских волков.

Теперь горит печальная звезда

Свечою над могилкой одинокой…

Ох, Сашенька…Мир этот никогда

Не принимал ни Бога, ни Пророков.

Эти глаза…Глаза…глаза…глаза!..

Со всех сторон, со всех ее портретов!

И закипает жгучая слеза -

На их вопрос не нахожу ответа!

Немой укор преследует меня, -

Как благодушно я жила на свете!..

А между тем, звоночками звеня,

Под благовест от нас уходят дети…

Прудникова Жанна.

biboroda.livejournal.com

Дети индиго: Саша Путря - Блог Анатолия Белоусова

2 декабря 1977 года в Полтаве родилась Александра Путря - одна из самых необычных художниц за всю историю изобразительного искусства.

Саша прожила на Земле всего 11 лет, но за это время она успела создать 2279 работ: 46 альбомов с рисунками, великое множество поделок и даже технических чертежей, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Рисование для Сашеньки было таким же естественным, как сон и еда, нередко оно заменяло ей друзей и детские игры.

Уже в три года Саша уверенно держала в руках карандаш и кисточку. Рисовала она не переставая, и часто засыпала вся испачканная красками. Её отец сделал из маленькой спальни художественную мастерскую и пытался обучать девочку по академической программе, но натолкнулся на деликатный отпор. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными впечатлениями и воображением.

Когда девочке исполнилось пять лет, ей поставили страшный диагноз - лейкоз.Пытаясь абстрагироваться от боли, Саша стала посвящать гораздо больше времени своему любимому занятию. В это время на смену забавным зверятам и сказочным персонажам пришли образы из индуистской философии, а также поражающие воображение автопортреты - то в виде многорукого бога Шивы, а то и вовсе в образе взрослой индианки, в глазах которой отразилась глубокая печаль за нашу Землю.

Саша боролась за жизнь шесть лет, после чего попросила родителей отпустить её...

Незадолго до своего ухода она попросила папу приложить руку к белому листу и обвела её. Затем сверху приложила свою руку и проделала с ней то же самое. Законченным рисунок был найден уже после 24 января 1989 года, когда девочки не стало. На нём была изображена звезда Сириус, на которую Сашенька мечтала улететь.

С 1989 года состоялось более ста персональных выставок Саши Путри во многих странах мира, о девочке было снято несколько документальных фильмов и написана документальная повесть. На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска и открыт музей. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши, в которой под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся международные конкурсы детского рисунка.

Сашу Путря как талантливую художницу знают во всём мире. Саша Путря оставила после себя 2280 рисунков и композиций. С 1989 по 2005 год состоялось 112 её персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущены почтовый конверт, штемпель, издана серия её рисунков, средства от продажи которых переданы на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР.

Слово о доченьке. Евгений Путря

- Сашенька, а кем ты станешь, когда вырастешь?- Не знаю… Мне всё нравится. Может дрессировщицей, чтобы с собачками выступать. Нет, я, наверное, буду художником.

Рисовать Сашенька начала с трёх лет. Ручки и личико её всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам - на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах.

Рисование для Сашеньки было таким естественным - как сон, как еда, нередко заменяло ей друзей, детские игры, особенно, когда болезнь обострялась. Заболела она вдруг, неожиданно, врачи долго не могли поставить диагноз, а когда поставили… это было как гром среди ясного неба - лейкоз. Было Сашеньке тогда пять лет. И то, что она прожила ещё шесть - чудо. И в основе этого чуда - неимоверная, фантастическая тяга к рисованию.

Она могла просиживать за фломастерами и красками по восемь - десять часов в день. Когда здоровье ухудшалось, и мама ложилась с ней в больницу, я приходил, бывало, и спрашивал:

- Как Сашенька? Рисует?- Да. Смотри, сколько успела!

Это значило, что здоровье улучшается. А если жена молча разводила руками, состояние было неутешительное.

В больнице Сашеньку знали и любили все: от нянечки до главврача. Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за доброту, за весёлый, жизнерадостный нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышно было смех и веселье. Врачи, спасибо им, не запрещали такого общения, и больница не была для девочки чем-то страшным, хотя, естественно, особой радости она не испытывала, попадая сюда снова.

Но больше всего она любила дом, хотя и жаловалась: "Ох уж этот четвёртый этаж!..Кто его придумал?"

Сидя с нами тёплыми осенними вечерами на балконе, она трепетно засматривалась на пылающие закатные облака, которые постепенно сливались с тёмным небом, и вспыхивали над головой искорки звёзд, и расцветал небосвод серебристым мерцанием созвездий и галактик…Мы говорили с ней про планеты, про "летающие тарелки", про Бога, про людей… Она увлекалась гороскопами, астрологией и особенно интересовалась сообщениями про НЛО. Свято верила, что это прилетают наши предки, и настанет день, когда она с ними встретится.

В школе Сашенька училась легко и непринуждённо, сразу стала любимицей класса и учителей. Когда её хвалили ("профессор ты наш"), скромно отходила,а дома нам рассказывала, как ей это неудобно. По окончании первого класса её наградили "Похвальной грамотой". Затем болезнь начала обостряться, и она вынуждена была оставить школу. Училась дома или ходила с мамой к учительнице. Школьная программа её не устраивала. Завела свою библиотеку, которая насчитывала около тысячи книг, и всю перечитала. Среди любимых её авторов - Купер, Майн Рид, Стивенсон, Марк Твен, Дюма, Гюго, Пушкин, Гоголь… каждый вечер, после программы "Время", ложились с мамой в кровать и читали до "мотыльков" в глазах.

Общаться с ней было легко и приятно. За всю свою короткую жизнь она никогда никого не обидела. Была ласкова со всеми. Мы до сих пор чувствуем её детские объятия, приятное прикосновение тёплых щёчек, утомлённое тельце на плече…

Рисовать Сашенька любила под музыку. В её фонотеке около ста пластинок: записи детских сказок, мюзиклов, инсценировок, песен. Практически все она знала наизусть. Особенно любила "Голубой щенок", "Али-баба и сорок разбойников", "Приключения Буратино", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Принц и нищий", "Три мушкетёра", "Хоттабыч", "Бременские музыканты", "Приключения капитана Врунгеля"…

Врачи рекомендовали ей избегать яркого солнца, так что гуляли мы с ней рано утром или вечером, когда спадала жара, или когда на дворе было пасмурно. В такие дни садились на велосипед и путешествовали окраинами города, парками или шли по музеям. Больше всего ей нравился Полтавский краеведческий. Хотя бывала здесь уже не раз, всегда шла как на праздник. Ей нравились маленькие зверята - хомячки и ласки. Жалела только, что они не живые и всё выпытывала:

- Они сами умерли или их убили?- Сами, сами, от старости.- Как от старости? Они же такие манюсенькие?- А они больше и не растут.- Тогда какие же они были детками?- А вот такие, - показывал ей полмизинца.- Ой, манюсенькие! Ой, мои хорошие!

Ко всему маленькому и живому относилась с какой-то - совершенно не детской, скорее, материнской - нежностью, как будто чувствовала его незащищенность. Дома, по её просьбе, мы завели собачку, затем взяли ей в компанию котёнка. Соседи, зная её любовь к животным, подарили аквариум с рыбками. Мы докупили туда тритонов и черепашек, и Саша часами могла рассматривать подводное царство. Затем, как-то осенью, забился к нам на балкон еле живой попугайчик-альбинос, и, естественно, остался жить у нас…

Обычно утром, после завтрака, Сашенька подходила и говорила: "Я хочу рисовать. Дай, пожалуйста, бумагу". Садилась за свой отдельный столик и затихала, иногда напевала под нос какую-то мелодию. А через какое-то время смотришь - встаёт, подходит сбоку, обнимает и тихо говорит: "Ты очень занят? Посмотри, пожалуйста, что у меня получилось?" И всегда это была неожиданность. Понятно, были работы более удачные и не совсем, она сама это видела и страдала, если не могла достичь одного ей известного совершенства. Саша долгое время не пользовалась ластиком, но когда привыкла. Её рисунки стали более точными, пропорционально правильными. А то как бывало? Рисует, рисует, потом где-то ошибётся и, плача, начинает всё заново, бывало по три-четыре раза. У нас сберегается до пятисот её неоконченных рисунков: то только глазки, то личико, то полфигуры…

Уже теперь, когда она ушла, многие из тех, кто, посмотрел её рисунки и композиции, задают один и тот же вопрос: "А кто из художников ей больше всего нравился? Кому она пыталась подражать?"  Мы как-то не замечали, чтобы она кому-то подражала. Не следует забывать, что она всё-таки ребёнок, и способы выражения её чувств к окружающему миру не нуждались ещё в подражании.

А среди многочисленных книг по изобразительному искусству, которые были в нашей домашней библиотеке, она чаще всего выбирала "Рисунки Дюрера", "Дюрер и его эпоха".Эти книги очень богато иллюстрированы, и она подолгу рассматривала их, отдыхая после рисования. Нравился ей Ганс Гольбейн, но особенно поразил Альбрехт Альтдорфер! Его "битву Александра Македонского с Дарием" она рассматривала с лупой в руках, увлекаясь необычным небом и эпическими облаками над толпами всадников. И всё-таки любимым художником был для неё Дюрер. Что она в нём находила - осталось её тайной.

Срисовывать Сашенька не любила. Всё рисовала "с головы", по памяти. Понравится кто-то, увиденный на улице или в кино - сядет и нарисует. У неё собралась целая серия портретов "маминых студенток" (жена преподаёт в музыкальном училище). Рисовала и родственников, наряжая их в сказочные одежды, облагораживая и омолаживая. Рисовала своих любимых зверяток: мышек, собачек, кошечек, а ещё - рыбок и птичек, украшая их чудесными орнаментами, придумывая невиданные одежды, чтоб им, зверяткам, рыбкам и птичкам, было приятно.

Сашенька изготовила несколько крохотных книжечек (4 на 2,5 сантиметра форматом), в которых "поселила" десятки необычных жучков, которые носят необычные имена: Цымзибуця, Коробулька, Фуня, Ковбасюк…

А ещё сделала две книжечки стихов, художественно оформив их рисунками и орнаментами по всем правилам издательств: Саша Путря. Стишки. Издательство - "Дом родной". Главный редактор - "Фунтик". Главный художник - "Маленький бухгалтер". Поэт - "Какашка в пушку" (прозвище, данное ей в шутку сестрой, когда у Саши от приёма лекарств выпали волосы и начал отрастать новый пушок; прозвище Саше явно понравилось).И посвящение: "На память и смех дорогой сестричке Лерочке и её подружкам и соседям по комнатам от Саши".Эти стихи весёлые, как и сама Саша:

Дорогая моя Лера! -Мне найди миллионера,Но чтоб был он молодой,И, как папа, с бородой.Чтоб была у него яхта,А на вилле така шахта,Где бы муж мой бородатыйКопал золото лопатой.Да ещё скажи, что яПодрасту, его любя,И поженимся весной,Только ты дружи со мной!

Стишков остались десятки, записаны на кусочках бумаги, они разбросаны по записным книжкам, среди книг и игрушек. Саша читала их своим друзьям и вместе с ними весело смеялась, пополняя всё новыми и новыми деталями…

…22 января, будучи уже в больнице, она нарисовала свою последнюю работу - "Автопортрет". Дети из её и соседних палат окружали тумбочку, за которой она рисовала, и наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: "Нарисую, нарисую! Всем нарисую!"

А в ночь на 24 января 1989 года она отошла. Последние её слова были: "Папа?.. Ты прости меня… За всё…"

Прожила Сашенька 11 лет, 1 месяц и 21 день...

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

(с) За собраный материал и наводку спасибо Денису Шаркадию (Волхв) - http://www.info-forum.ru/topic/24438-istoriia-devochki-khudozhnitcy-sashi-putri/

Видео:

razuznaika.livejournal.com

Тысячи гениальных рисунков всего за 11 лет жизни

Саша Путря вошла в историю, как талантливый художник, автор детских стихотворений и шаржей. Она посвятила всю свою жизнь творчеству, несмотря на то, что провела шесть лет в борьбе со страшной болезнью – лейкемией. Саша ушла из жизни, когда ей было всего 11, но при этом успела сделать столько, что другим не под силу за долгие годы. Глядя на эти работы, сложно поверить, что их автор – ребенок…

Саша Путря прожила всего 11 лет, но создала множество рисунков.

Сашу Путря часто называют ребенком-индиго, ведь дети в ее возрасте проводят время в песочнице, играют в куклы и в лучшем случае рисуют что-то несуразное фломастерами или красками. А эта девочка с самого детства усердно проводила часы напролет за рисованием, и при этом создавала осмысленные изображения, за каждым из которых стояла целостная история.

Саша Путря с любимой игрушкой.

Творческий процесс.

Чудо-девочка родилась в 1977 году в Полтаве. Ее родители – люди творческие: мать – преподаватель в музыкальном училище, отец – художник. Саша была необычным ребенком, она рано начала рисовать, фломастерами и карандашами разрисовывала все, до чего могла дотянуться. Вначале это было совсем детское творчество, к каждому рисунку она придумывала историю, воссоздавала по памяти то, что видела дома, в детском саду, на работе у мамы.

Лисица, 1983 г.

Робин Гуд и Саша на месяце гуляют, летают, 1983 г.

В пять лет родители Саши узнали страшную новость: их ребенок смертельно болен. Врачи не давали шансов, говорили, что малышка проживет от силы месяц. Но родители не отчаивались: они обращались к врачам, Саша проходила лечение, а еще они вместе посетили Киево-Печерскую лавру, где девочка получила благословение.

Я и Витя (двоюродный брат), 1983 г.

Автопортрет с красными глазами, 1984 г.

Как уж этой малышке удалось прожить 6 лет с таким диагнозом – вопрос открытый. По словам родителей, силы она черпала в творчестве. Она рисовала по много часов в день, независимо от того, находилась ли дома или в больнице. Чаще всего это были автопортреты, рисунки с двоюродным братом, в которого девочка была «влюблена», а также зарисовки о космосе.

Цирк и гутаперчевый мальчик, 1985 г.

Саша с интересом слушала рассказы о далеких планетах, верила, что НЛО действительно прилетают на нашу землю, и в этих летающих тарелках – предки землян. Девочка даже готовила чертежи, которые, по ее мнению, могут помочь людям отправиться на Луну. О чем знала эта малышка, сегодня можно только догадываться. Ее отец Евгений рассказывает, что за год до ее рождения он увидел вещий сон, в котором они с женой лежали в поле, и с неба упала звездочка. Эта звездочка превратилась в птенца, которого пара и забрала к себе.

Графиня, 1986 г.

Еще одной страстью Саши, помимо космоса, была история Индии. Любовь к этой стране началась с индийских фильмов, после просмотра фильма «Танцор диско» девочка принялась рисовать портреты актера Митхуна Чакроборти. Юная художница его просто обожала, и после смерти малышки родители приняли решение, что похоронят ее вместе с нарисованным портретом кумира. Иногда Саша говорила странные, как казалось родителям, вещи: она спрашивала, где слон, на котором она любила кататься в детстве, или удивлялась, где все ее руки, почему осталось только две.

Индийский киноактер Митхун Чакроборти, 1988 г.

Девушка со звезды, 1986 г.

Саша была требовательной к себе, могла часами перерисовывать одну и ту же картину, дорожила мнением родителей, всегда просила оценить творчество. Помимо рисунков, она охотно делала поделки, самодельные книжечки, для которых писала стихотворения.

Евгений и Виктория, 1987 г.

Повзрослев, Саша даже написала икону для церкви, на ней изобразила Деву Марию. Незадолго до смерти девочка создала рисунок, трогающий до глубины души: она обвела свою ладошку и ладонь отца, а вдали изобразила несколько звезд. Рисунок назван «Сириус».

Дева Мария, 1988 г.

Евгений Путря, отец Саши, до сих пор ежедневно вспоминает о гениальной дочери. Он организовывает выставки ее работ, бережно хранит все, что было создано ею, а каждую субботу ходит на могилу дочери, чтобы поговорить с ней. Евгений рассказывает, что часто видит сны, в которых «встречается» с дочерью, она дает ему ценные советы о том, как лечить болезни, общается с ним, успокаивает.

Новогодняя открытка, 1989 г.

Земной путь Саши Путря оказался быстротечным, загадку ее характера не под силу нам разгадать, остается лишь хранить в памяти ее светлое имя.

Композиция «Сириус», 1989 г.

pics.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта