Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства. Картины дороднова
Выставка художника Николая Дороднова - 18 апреля-10 мая 2012 г.
Теплые, целомудренные, по-детски чистые, пропитанные любовью, – каких только возвышенных эпитетов не прозвучало в адрес картин Николая Дороднова, выставленных в Харьковском областном организационно-методическом центре культуры и искусства. Недаром искусствоведы называют этого художника современным Васильковским: даже в обыденном Слобожанском пейзаже он может увидеть и передать зрителю некую загадочность и ощущение чего-то родного, близкого.Картины вне времениОткрытие экспозиции, которую автор назвал «Я сохраню тебя мой край родной, в своей и в памяти народной…», прошло 18 апреля в выставочном зале второго этажа центра культуры и искусства на ул. Пушкинской, 62. И действительно, благодаря кисти мастера, многие слобожанские пейзажи запечатлены для истории. Вот полуразрушенная хатка Григория Сковороды на Основе в Харькове, которой сегодня уже нет.Но, несмотря на буквальную в духе соцреализма узнаваемость конкретных мест и зданий, в основном все его пейзажи – как бы вне времени. Вот Центральный рынок в Харькове, написанный в конце прошлого века – так он мог выглядеть и 200 лет назад и буквально вчера. Или, к примеру, на картине «Проводы в армию» мы видим сельскую окраину, кто-то обнимается, кто-то танцует, кто-то играет на гармони, но, сколько ни всматривайся, не поймешь, то ли провожают в рекруты, то ли в президентский полк.От каждой из более восьми десятков экспонатов выставки невозможно оторваться: ощущение реальности, словно ты не на картину смотришь, а попадаешь туда – в дивный уголок природы с видом на Хорошевский монастырь или на ночной привал сторожей скотного загона, развалившихся у костерка прямо на траве среди стрекота кузнечиков, и начинаешь прислушиваться: о чем они там говорят?Современный Васильковский«Он ближе всех подошел к Васильковскому в передаче как и обобщенного украинского пейзажа, так и некоторых исторических моментов (у него есть картины – исторические реконструкции),– рассказывает искусствовед, сотрудница харьковского художественного музея Ольга Денисенко. – Он пишет не только на холсте, но и на дереве – это прямая апелляция к Васильковскому, который тоже изображал на фанерных досточках. Такая работа отличается от картин на холсте, получается совсем другой вид: появляется эмалевая звучность красок, более светоносная яркость. Я сегодня открыла для себя такую грань Николая Дороднова, как мастера городского пейзажа. Вот здесь и улица Клочковская, и церковь на Ивановке. Он – и художник первого плана, приближенного к зрителю. Как вот Церковь Петра и Павла – с такого ракурса я ее не видела. А он нашел дворик, нашел такую высокую точку, мы видим крыши внизу (этот композиционный прием называется «чаша») и сумел передать и особенную трогательность этих крыш, и на их фоне церковь. И тут же он ровно провел линию второго горизонта, которая сыграла роль внутренней рамы, что придает пейзажу особую патетику, торжественность».Виды, которые изображает Николай Дорднов, действительно, привычны для глаза жителя Слобожанщины. Однако в каждой из этих будничных пейзажей можно увидеть нечто необычное, особую красоту, которая нас окружает, к которой мы, возможно, привыкаем, но художник открывает для нас эту красоту заново.«Здесь уместно такое японское выражение: большое в малом,– говорит Ольга Денисенко. – Николай Иванович – певец Слобожанщины. Украинский романтизм – так можно сказать об этом художнике. Он, действительно, романтик. И не только когда он пишет луну (это лунная дорожка, луна на небе, звездочки сияют), но романтизм есть и в более будничных сюжетах. Какой сюжет не возьмем, будь то Хорошево, Мерефа, Нестеренки, харьковские окраины,– это типичный украинский архитипный образ пейзажа: ставки, ливады, озера. Но что удивительно: его хатки не навевают грусти, это народное жилище, которое сохранило и комфорт, и уют, и ощущение идиллии. Он любит и мотив дороги: то ли тропинка, то ли широкая дорога. А вот его волы напоминают опять-таки картину «Чумацкий Ромодановский шлях» Васильковского. Дороднову одинаково хорошо удаются все времена года. Это романтичный, возвышенный взгляд на природу. Здесь виден и патриотизм – не показной, а настоящий, искренний, органичный, который позволяет и в солнце палящее, и в дождь, и зимой выходить под небо с палитрой, исследовать нашу Слобожанщину, чтобы сохранить эту красоту и в своей памяти, и в памяти народной».Чистота пейзажей – от чистоты душиБолее двадцати лет Николай Дороднов проработал в средних школах на Харьковщине, затем 22 года преподавал в харьковской детской художественной школе им. Репина. Его бывшие коллеги утверждают, что Дороднов – хороший педагог, воспитавший не одно поколение сильных художников. В этой же школе училась и дочь Николая Ивановича Зоя. Вот только в профессии она не пошла по стопам отца. Зато внуку, 10-летнему Саше, похоже, гены все же передались, он с жадностью впитывает от дедушки не только навыки, но и любовь к родному краю.«Папа всегда был требователен к соблюдению нравственных принципов, я воспитывалась в строгости, мне внушалось, что на первом месте должна быть семья, никакой душевной, моральной грязи,– рассказывает дочь художника Зоя. – Он сильно переживает из-за того, что сегодня в нашу жизнь входит много грязи, говорит, что сериалы, пошлость, отсутствие рамок, которые демонстрируют по телевидению, просто ранят его душу».Чистоту души Николай Дороднов соблюдал и сам. Полюбив раз и навсегда свою Тамарочку, он через всю жизнь пронес трепетное, теплое чувство к любимой. Она была его музой и его цензором, всегда спрашивал ее совета.В картинах Николая Дороднова чувствуется некая целомудренность, глядя на его работы, чувствуешь, как сам очищаешься, переживаешь светлые чувства, по-другому смотришь на окружающую действительность,– говорит директор центра культуры и искусства Татьяна Ищенко. – Недаром именно с этого художника мы начинаем новый цикл выставок, в котором хотим представить талантливых художников Слобожанщины. Именно тех, которые, возможно, не так широко известны, но, безусловно, интересны, самобытны».Около 2 тысяч произведений Николая Дороднова рассеяны по миру: кроме Харьковского, Полтавского, Черниговского художественных музеев, они находятся в музеях США, Канады, частных коллекциях Украины, России, США, Германии, Израиля, Франции, Великобритании, Бельгии. На нынешней выставке представлены картины художника из частных коллекций. Из-за болезни сам он, к сожалению, не смог присутствовать на открытии выставки, однако, после просмотра его картин все выходили из зала с таким чувством, будто пообщались с этой удивительной личностью.Убедиться в этом можно до 10 мая 2012 года, посетив выставку по адресу: г. Харьков, ул. Пушкинская, 62, выставочный зал 2-го этажа. Время работы – с 10.00 до 17.30, выходной – воскресенье. Тел. 700-26-62
Картины Николая Дородного можно увидеть в виртуальной галерее здесь
www.cultura.kh.ua
Галерея "Картина" - Андрей Дареев
Из серии «Деревня»
Из серии «Город»
dareev.ru
Целомудренный взгляд на Слобожанщину – на выставке художника Николая Дороднова
Теплые, целомудренные, по-детски чистые, пропитанные любовью, – каких только возвышенных эпитетов не прозвучало в адрес картин Николая Дороднова, выставленных в областном центре культуры и искусства. Недаром искусствоведы называют этого художника современным Васильковским: даже в обыденном Слобожанском пейзаже он может увидеть и передать зрителю некую загадочность и ощущение чего-то родного, близкого.
Картины вне времени
Открытие экспозиции, которую автор назвал «Я сохраню тебя мой край родной, в своей и в памяти народной...», прошло 18 апреля в выставочном зале второго этажа центра культуры и искусства на ул. Пушкинской, 62. И действительно, благодаря кисти мастера, многие слобожанские пейзажи запечатлены для истории. Вот полуразрушенная хатка Григория Сковороды на Основе в Харькове, которой сегодня уже нет.
Но, несмотря на буквальную в духе соцреализма узнаваемость конкретных мест и зданий, в основном все его пейзажи – как бы вне времени. Вот Центральный рынок в Харькове, написанный в конце прошлого века – так он мог выглядеть и 200 лет назад и буквально вчера. Или, к примеру, на картине «Проводы в армию» мы видим сельскую окраину, кто-то обнимается, кто-то танцует, кто-то играет на гармони, но, сколько ни всматривайся, не поймешь, то ли провожают в рекруты, то ли в президентский полк.
От каждой из более восьми десятков экспонатов выставки невозможно оторваться: ощущение реальности, словно ты не на картину смотришь, а попадаешь туда – в дивный уголок природы с видом на Хорошевский монастырь или на ночной привал сторожей скотного загона, развалившихся у костерка прямо на траве среди стрекота кузнечиков, и начинаешь прислушиваться: о чем они там говорят?
Современный Васильковский
«Он ближе всех подошел к Васильковскому в передаче как и обобщенного украинского пейзажа, так и некоторых исторических моментов (у него есть картины – исторические реконструкции), - рассказывает искусствовед, сотрудница харьковского художественного музея Ольга Денисенко. – Он пишет не только на холсте, но и на дереве – это прямая апелляция к Васильковскому, который тоже изображал на фанерных досточках. Такая работа отличается от картин на холсте, получается совсем другой вид: появляется эмалевая звучность красок, более светоносная яркость. Я сегодня открыла для себя такую грань Николая Дороднова, как мастера городского пейзажа. Вот здесь и улица Клочковская, и церковь на Ивановке. Он – и художник первого плана, приближенного к зрителю. Как вот Церковь Петра и Павла – с такого ракурса я ее не видела. А он нашел дворик, нашел такую высокую точку, мы видим крыши внизу (этот композиционный прием называется «чаша») и сумел передать и особенную трогательность этих крыш, и на их фоне церковь. И тут же он ровно провел линию второго горизонта, которая сыграла роль внутренней рамы, что придает пейзажу особую патетику, торжественность».
Виды, которые изображает Николай Дорднов, действительно, привычны для глаза жителя Слобожанщины. Однако в каждой из этих будничных пейзажей можно увидеть нечто необычное, особую красоту, которая нас окружает, к которой мы, возможно, привыкаем, но художник открывает для нас эту красоту заново.
«Здесь уместно такое японское выражение: большое в малом, - говорит Ольга Денисенко. – Николай Иванович – певец Слобожанщины. Украинский романтизм – так можно сказать об этом художнике. Он, действительно, романтик. И не только когда он пишет луну (это лунная дорожка, луна на небе, звездочки сияют), но романтизм есть и в более будничных сюжетах. Какой сюжет не возьмем, будь то Хорошево, Мерефа, Нестеренки, харьковские окраины, - это типичный украинский архитипный образ пейзажа: ставки, ливады, озера. Но что удивительно: его хатки не навевают грусти, это народное жилище, которое сохранило и комфорт, и уют, и ощущение идиллии. Он любит и мотив дороги: то ли тропинка, то ли широкая дорога. А вот его волы напоминают опять-таки картину «Чумацкий Ромодановский шлях» Васильковского. Дороднову одинаково хорошо удаются все времена года. Это романтичный, возвышенный взгляд на природу. Здесь виден и патриотизм – не показной, а настоящий, искренний, органичный, который позволяет и в солнце палящее, и в дождь, и зимой выходить под небо с палитрой, исследовать нашу Слобожанщину, чтобы сохранить эту красоту и в своей памяти, и в памяти народной».
Чистота пейзажей – от чистоты души
Более двадцати лет Николай Дороднов проработал в средних школах на Харьковщине, затем 22 года преподавал в харьковской детской художественной школе им. Репина. Его бывшие коллеги утверждают, что Дороднов – хороший педагог, воспитавший не одно поколение сильных художников. В этой же школе училась и дочь Николая Ивановича Зоя. Вот только в профессии она не пошла по стопам отца. Зато внуку, 10-летнему Саше, похоже, гены все же передались, он с жадностью впитывает от дедушки не только навыки, но и любовь к родному краю.
«Папа всегда был требователен к соблюдению нравственных принципов, я воспитывалась в строгости, мне внушалось, что на первом месте должна быть семья, никакой душевной, моральной грязи, - рассказывает дочь художника Зоя. – Он сильно переживает из-за того, что сегодня в нашу жизнь входит много грязи, говорит, что сериалы, пошлость, отсутствие рамок, которые демонстрируют по телевидению, просто ранят его душу».
Чистоту души Николай Дороднов соблюдал и сам. Полюбив раз и навсегда свою Тамарочку, он через всю жизнь пронес трепетное, теплое чувство к любимой. Она была его музой и его цензором, всегда спрашивал ее совета.
«В картинах Николая Дороднова чувствуется некая целомудренность, глядя на его работы, чувствуешь, как сам очищаешься, переживаешь светлые чувства, по-другому смотришь на окружающую действительность, - говорит директор центра культуры и искусства Татьяна Ищенко. – Недаром именно с этого художника мы начинаем новый цикл выставок, в котором хотим представить талантливых художников Слобожанщины. Именно тех, которые, возможно, не так широко известны, но, безусловно, интересны, самобытны».
Около 2 тысяч произведений Николая Дороднова рассеяны по миру: кроме Харьковского, Полтавского, Черниговского художественных музеев, они находятся в музеях США, Канады, частных коллекциях Украины, России, США, Германии, Израиля, Франции, Великобритании, Бельгии. На нынешней выставке представлены картины художника из частных коллекций. Из-за болезни сам он, к сожалению, не смог присутствовать на открытии выставки, однако, после просмотра его картин все выходили из зала с таким чувством, будто пообщались с этой удивительной личностью.
Убедиться в этом можно до 10 мая 2012 года, посетив выставку по адресу: г. Харьков, ул. Пушкинская, 62, выставочный зал 2-го этажа. Время работы – с 10.00 до 17.30, выходной – воскресенье. Тел. 700-26-62
www.cultura.kh.ua
Целомудренный взгляд на Слобожанщину – на выставке художника Николая Дороднова
Теплые, целомудренные, по-детски чистые, пропитанные любовью, – каких только возвышенных эпитетов не прозвучало в адрес картин Николая Дороднова, выставленных в областном центре культуры и искусства. Недаром искусствоведы называют этого художника современным Васильковским: даже в обыденном Слобожанском пейзаже он может увидеть и передать зрителю некую загадочность и ощущение чего-то родного, близкого.
Картины вне времени
Открытие экспозиции, которую автор назвал «Я сохраню тебя мой край родной, в своей и в памяти народной...», прошло 18 апреля в выставочном зале второго этажа центра культуры и искусства на ул. Пушкинской, 62. И действительно, благодаря кисти мастера, многие слобожанские пейзажи запечатлены для истории. Вот полуразрушенная хатка Григория Сковороды на Основе в Харькове, которой сегодня уже нет.
Но, несмотря на буквальную в духе соцреализма узнаваемость конкретных мест и зданий, в основном все его пейзажи – как бы вне времени. Вот Центральный рынок в Харькове, написанный в конце прошлого века – так он мог выглядеть и 200 лет назад и буквально вчера. Или, к примеру, на картине «Проводы в армию» мы видим сельскую окраину, кто-то обнимается, кто-то танцует, кто-то играет на гармони, но, сколько ни всматривайся, не поймешь, то ли провожают в рекруты, то ли в президентский полк.
От каждой из более восьми десятков экспонатов выставки невозможно оторваться: ощущение реальности, словно ты не на картину смотришь, а попадаешь туда – в дивный уголок природы с видом на Хорошевский монастырь или на ночной привал сторожей скотного загона, развалившихся у костерка прямо на траве среди стрекота кузнечиков, и начинаешь прислушиваться: о чем они там говорят?
Современный Васильковский
«Он ближе всех подошел к Васильковскому в передаче как и обобщенного украинского пейзажа, так и некоторых исторических моментов (у него есть картины – исторические реконструкции), - рассказывает искусствовед, сотрудница харьковского художественного музея Ольга Денисенко. – Он пишет не только на холсте, но и на дереве – это прямая апелляция к Васильковскому, который тоже изображал на фанерных досточках. Такая работа отличается от картин на холсте, получается совсем другой вид: появляется эмалевая звучность красок, более светоносная яркость. Я сегодня открыла для себя такую грань Николая Дороднова, как мастера городского пейзажа. Вот здесь и улица Клочковская, и церковь на Ивановке. Он – и художник первого плана, приближенного к зрителю. Как вот Церковь Петра и Павла – с такого ракурса я ее не видела. А он нашел дворик, нашел такую высокую точку, мы видим крыши внизу (этот композиционный прием называется «чаша») и сумел передать и особенную трогательность этих крыш, и на их фоне церковь. И тут же он ровно провел линию второго горизонта, которая сыграла роль внутренней рамы, что придает пейзажу особую патетику, торжественность».
Виды, которые изображает Николай Дорднов, действительно, привычны для глаза жителя Слобожанщины. Однако в каждой из этих будничных пейзажей можно увидеть нечто необычное, особую красоту, которая нас окружает, к которой мы, возможно, привыкаем, но художник открывает для нас эту красоту заново.
«Здесь уместно такое японское выражение: большое в малом, - говорит Ольга Денисенко. – Николай Иванович – певец Слобожанщины. Украинский романтизм – так можно сказать об этом художнике. Он, действительно, романтик. И не только когда он пишет луну (это лунная дорожка, луна на небе, звездочки сияют), но романтизм есть и в более будничных сюжетах. Какой сюжет не возьмем, будь то Хорошево, Мерефа, Нестеренки, харьковские окраины, - это типичный украинский архитипный образ пейзажа: ставки, ливады, озера. Но что удивительно: его хатки не навевают грусти, это народное жилище, которое сохранило и комфорт, и уют, и ощущение идиллии. Он любит и мотив дороги: то ли тропинка, то ли широкая дорога. А вот его волы напоминают опять-таки картину «Чумацкий Ромодановский шлях» Васильковского. Дороднову одинаково хорошо удаются все времена года. Это романтичный, возвышенный взгляд на природу. Здесь виден и патриотизм – не показной, а настоящий, искренний, органичный, который позволяет и в солнце палящее, и в дождь, и зимой выходить под небо с палитрой, исследовать нашу Слобожанщину, чтобы сохранить эту красоту и в своей памяти, и в памяти народной».
Чистота пейзажей – от чистоты души
Более двадцати лет Николай Дороднов проработал в средних школах на Харьковщине, затем 22 года преподавал в харьковской детской художественной школе им. Репина. Его бывшие коллеги утверждают, что Дороднов – хороший педагог, воспитавший не одно поколение сильных художников. В этой же школе училась и дочь Николая Ивановича Зоя. Вот только в профессии она не пошла по стопам отца. Зато внуку, 10-летнему Саше, похоже, гены все же передались, он с жадностью впитывает от дедушки не только навыки, но и любовь к родному краю.
«Папа всегда был требователен к соблюдению нравственных принципов, я воспитывалась в строгости, мне внушалось, что на первом месте должна быть семья, никакой душевной, моральной грязи, - рассказывает дочь художника Зоя. – Он сильно переживает из-за того, что сегодня в нашу жизнь входит много грязи, говорит, что сериалы, пошлость, отсутствие рамок, которые демонстрируют по телевидению, просто ранят его душу».
Чистоту души Николай Дороднов соблюдал и сам. Полюбив раз и навсегда свою Тамарочку, он через всю жизнь пронес трепетное, теплое чувство к любимой. Она была его музой и его цензором, всегда спрашивал ее совета.
«В картинах Николая Дороднова чувствуется некая целомудренность, глядя на его работы, чувствуешь, как сам очищаешься, переживаешь светлые чувства, по-другому смотришь на окружающую действительность, - говорит директор центра культуры и искусства Татьяна Ищенко. – Недаром именно с этого художника мы начинаем новый цикл выставок, в котором хотим представить талантливых художников Слобожанщины. Именно тех, которые, возможно, не так широко известны, но, безусловно, интересны, самобытны».
Около 2 тысяч произведений Николая Дороднова рассеяны по миру: кроме Харьковского, Полтавского, Черниговского художественных музеев, они находятся в музеях США, Канады, частных коллекциях Украины, России, США, Германии, Израиля, Франции, Великобритании, Бельгии. На нынешней выставке представлены картины художника из частных коллекций. Из-за болезни сам он, к сожалению, не смог присутствовать на открытии выставки, однако, после просмотра его картин все выходили из зала с таким чувством, будто пообщались с этой удивительной личностью.
Убедиться в этом можно до 10 мая 2012 года, посетив выставку по адресу: г. Харьков, ул. Пушкинская, 62, выставочный зал 2-го этажа. Время работы – с 10.00 до 17.30, выходной – воскресенье. Тел. 700-26-62
www.cultura.kh.ua
Цифровые картины Татьяны Дорониной – Ярмарка Мастеров
Для художника главное не просто смотреть, а главное видеть…
Татьяна Доронина
Хочу вам представить работы художника-иллюстратора Дорониной Татьяны, найденные на просторах интернета.
Татьяна Доронина – вольный художник / фрилансер, известный в Интернете под ником Data. Свободный художник – личность свободная, поэтому Татьяна рисует иллюстрации для книг, рекламы, открыток, при этом любит рисовать портреты, которые, по- моему, у нее получаются выше всяких похвал.
При создании своих работ Татьяна использует цифровую технику — планшет. Рисование на планшете часто называют раскрашиванием, так как можно взять любой рисунок, отсканировать и действительно, раскрасить его. Однако, как оказалось, не все так просто.
При написании этой публикации я решила попробовать, как это рисовать на планшете. Оказалось, для этого не просто нужно уметь рисовать, так как от рисования на бумаге рисование стилом на сенсорном экране не особенно отличается. Страшно вспомнить свои мучения, а уж про результат вообще умолчу. Нужен не просто навык работы, а именно художественное образование, ну и уж конечно – талант. И тогда все получается великолепно, например, как у Татьяны Дорониной.
Татьяна является иллюстратором многих книг, в основном сказок. Образы, созданные художником, узнаваемы, как будто бы она подглядела мои мысли.
Немного о самой Татьяне: родилась и выросла в Караганде, училась в художественной школе, потом в педагогическом институте. Приходилось учиться, учиться и учится… Татьяна очень требовательна к себе, она считает, что работать над собственным профессионализмом необходимо еще, и еще, и еще.
Три года назад она стала рисовать на планшете. Свои картины художница рисует в голове при поездках в метро, автобусе….
Работы Татьяны удивили меня своей чистотой и какой – то хрустальностью. Я очарована талантом художника и ее персонажами. И, я думаю, для вдохновения ее работы будут очень полезны.
www.livemaster.ru
Целомудренный взгляд на Слобожанщину – на выставке художника Николая Дороднова
Теплые, целомудренные, по-детски чистые, пропитанные любовью, – каких только возвышенных эпитетов не прозвучало в адрес картин Николая Дороднова, выставленных в областном центре культуры и искусства. Недаром искусствоведы называют этого художника современным Васильковским: даже в обыденном Слобожанском пейзаже он может увидеть и передать зрителю некую загадочность и ощущение чего-то родного, близкого.
Картины вне времени
Открытие экспозиции, которую автор назвал «Я сохраню тебя мой край родной, в своей и в памяти народной...», прошло 18 апреля в выставочном зале второго этажа центра культуры и искусства на ул. Пушкинской, 62. И действительно, благодаря кисти мастера, многие слобожанские пейзажи запечатлены для истории. Вот полуразрушенная хатка Григория Сковороды на Основе в Харькове, которой сегодня уже нет.
Но, несмотря на буквальную в духе соцреализма узнаваемость конкретных мест и зданий, в основном все его пейзажи – как бы вне времени. Вот Центральный рынок в Харькове, написанный в конце прошлого века – так он мог выглядеть и 200 лет назад и буквально вчера. Или, к примеру, на картине «Проводы в армию» мы видим сельскую окраину, кто-то обнимается, кто-то танцует, кто-то играет на гармони, но, сколько ни всматривайся, не поймешь, то ли провожают в рекруты, то ли в президентский полк.
От каждой из более восьми десятков экспонатов выставки невозможно оторваться: ощущение реальности, словно ты не на картину смотришь, а попадаешь туда – в дивный уголок природы с видом на Хорошевский монастырь или на ночной привал сторожей скотного загона, развалившихся у костерка прямо на траве среди стрекота кузнечиков, и начинаешь прислушиваться: о чем они там говорят?
Современный Васильковский
«Он ближе всех подошел к Васильковскому в передаче как и обобщенного украинского пейзажа, так и некоторых исторических моментов (у него есть картины – исторические реконструкции), - рассказывает искусствовед, сотрудница харьковского художественного музея Ольга Денисенко. – Он пишет не только на холсте, но и на дереве – это прямая апелляция к Васильковскому, который тоже изображал на фанерных досточках. Такая работа отличается от картин на холсте, получается совсем другой вид: появляется эмалевая звучность красок, более светоносная яркость. Я сегодня открыла для себя такую грань Николая Дороднова, как мастера городского пейзажа. Вот здесь и улица Клочковская, и церковь на Ивановке. Он – и художник первого плана, приближенного к зрителю. Как вот Церковь Петра и Павла – с такого ракурса я ее не видела. А он нашел дворик, нашел такую высокую точку, мы видим крыши внизу (этот композиционный прием называется «чаша») и сумел передать и особенную трогательность этих крыш, и на их фоне церковь. И тут же он ровно провел линию второго горизонта, которая сыграла роль внутренней рамы, что придает пейзажу особую патетику, торжественность».
Виды, которые изображает Николай Дорднов, действительно, привычны для глаза жителя Слобожанщины. Однако в каждой из этих будничных пейзажей можно увидеть нечто необычное, особую красоту, которая нас окружает, к которой мы, возможно, привыкаем, но художник открывает для нас эту красоту заново.
«Здесь уместно такое японское выражение: большое в малом, - говорит Ольга Денисенко. – Николай Иванович – певец Слобожанщины. Украинский романтизм – так можно сказать об этом художнике. Он, действительно, романтик. И не только когда он пишет луну (это лунная дорожка, луна на небе, звездочки сияют), но романтизм есть и в более будничных сюжетах. Какой сюжет не возьмем, будь то Хорошево, Мерефа, Нестеренки, харьковские окраины, - это типичный украинский архитипный образ пейзажа: ставки, ливады, озера. Но что удивительно: его хатки не навевают грусти, это народное жилище, которое сохранило и комфорт, и уют, и ощущение идиллии. Он любит и мотив дороги: то ли тропинка, то ли широкая дорога. А вот его волы напоминают опять-таки картину «Чумацкий Ромодановский шлях» Васильковского. Дороднову одинаково хорошо удаются все времена года. Это романтичный, возвышенный взгляд на природу. Здесь виден и патриотизм – не показной, а настоящий, искренний, органичный, который позволяет и в солнце палящее, и в дождь, и зимой выходить под небо с палитрой, исследовать нашу Слобожанщину, чтобы сохранить эту красоту и в своей памяти, и в памяти народной».
Чистота пейзажей – от чистоты души
Более двадцати лет Николай Дороднов проработал в средних школах на Харьковщине, затем 22 года преподавал в харьковской детской художественной школе им. Репина. Его бывшие коллеги утверждают, что Дороднов – хороший педагог, воспитавший не одно поколение сильных художников. В этой же школе училась и дочь Николая Ивановича Зоя. Вот только в профессии она не пошла по стопам отца. Зато внуку, 10-летнему Саше, похоже, гены все же передались, он с жадностью впитывает от дедушки не только навыки, но и любовь к родному краю.
«Папа всегда был требователен к соблюдению нравственных принципов, я воспитывалась в строгости, мне внушалось, что на первом месте должна быть семья, никакой душевной, моральной грязи, - рассказывает дочь художника Зоя. – Он сильно переживает из-за того, что сегодня в нашу жизнь входит много грязи, говорит, что сериалы, пошлость, отсутствие рамок, которые демонстрируют по телевидению, просто ранят его душу».
Чистоту души Николай Дороднов соблюдал и сам. Полюбив раз и навсегда свою Тамарочку, он через всю жизнь пронес трепетное, теплое чувство к любимой. Она была его музой и его цензором, всегда спрашивал ее совета.
«В картинах Николая Дороднова чувствуется некая целомудренность, глядя на его работы, чувствуешь, как сам очищаешься, переживаешь светлые чувства, по-другому смотришь на окружающую действительность, - говорит директор центра культуры и искусства Татьяна Ищенко. – Недаром именно с этого художника мы начинаем новый цикл выставок, в котором хотим представить талантливых художников Слобожанщины. Именно тех, которые, возможно, не так широко известны, но, безусловно, интересны, самобытны».
Около 2 тысяч произведений Николая Дороднова рассеяны по миру: кроме Харьковского, Полтавского, Черниговского художественных музеев, они находятся в музеях США, Канады, частных коллекциях Украины, России, США, Германии, Израиля, Франции, Великобритании, Бельгии. На нынешней выставке представлены картины художника из частных коллекций. Из-за болезни сам он, к сожалению, не смог присутствовать на открытии выставки, однако, после просмотра его картин все выходили из зала с таким чувством, будто пообщались с этой удивительной личностью.
Убедиться в этом можно до 10 мая 2012 года, посетив выставку по адресу: г. Харьков, ул. Пушкинская, 62, выставочный зал 2-го этажа. Время работы – с 10.00 до 17.30, выходной – воскресенье. Тел. 700-26-62
www.cultura.kh.ua