Картины и архитектура в стиле Неопластицизма!!! (Неопластицизм). Картины неопластицизм


Неопластицизм. Пит Мондриан | Введенская сторона

Чтобы выразить духовное в искусстве, нужно как можно меньше обращаться к реальности, поскольку она – противоположность духовному. Поэтому использование элементарных форм логично и единственно верно

Пит Мондриан

Пит Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan, 1872–1944) – выдающийся нидерландский художник XX века, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор неопластицизма.

«Мы можем избавиться от гнёта трагических обстоятельств нашей жизни посредством ясного видения истинной реальности, которая существует, но завуалирована и скрыта», – писал Пит Мондриан в 1914 году, создавая свои первые, полностью беспредметные холсты. Мысль о присутствии в реальном мире незримых, но невероятно сильных духовных энергий, передать которые возможно только с помощью простейших геометрических фигур, сопровождала его на протяжении всей творческой жизни. Высокое искусство, считал художник, должно быть голосом чистой духовности, предельно чисто и ясно отражающим объективные законы мироздания.

Творческий поиск собственного художественного почерка занял у Мондриана более двадцати лет. Историки искусства отмечают, что из трёх основателей абстракционизма (В. Кандинский, П. Мондриан, К. Малевич) именно Мондриан оказался самым последовательным и целеустремлённым. Первые уроки живописи и рисования Мондриан получил от отца и дяди. Домашнее и школьное художественное образование позволило ему поступить в Амстердамскую академию изобразительных искусств. Во время учёбы (1892–1897) и после её окончания Мондриан создает ряд картин в реалистическом стиле. Это были пейзажи и натюрморты, основными мотивами которых стали дома, маяки, ветряные мельницы, дюны и деревья, равнины и облака. Мондриан снова и снова возвращается к ним, подобно Клоду Моне, многократно писавшему свой «Стог сена» и «Руанский собор» при различном освещении. Однако Мондриан в одном и том же мотиве пытается отыскать нечто неизменное, а именно – структуру линии, истинную первичную форму. «Интуитивно, – напишет позже Мондриан, – я понимал, что живопись должна найти новый подход в отображении совершенства природы, я чувствовал, что подлинная реальность может быть выражена только посредством чистой пластики». От традиций реалистического пейзажа («Сельский дом с бельевой верёвкой», ок. 1897; «Остзейская мельница вечером», 1907; «Мельница», 1911), пройдя через кратковременное увлечение импрессионизмом («Пейзаж с розовым облаком», ок. 1908; «Лес», ок. 1910; «Ферма в Дювендрехте», 1916), Мондриан обратился к выразительным средствам модерна и символизма («Набожность», 1908). Знакомство с полотнами Жоржа Брака, Поля Сезана и Пабло Пикассо определили опыты художника в кубизме («Пейзаж с деревьями», 1912; «Композиция с деревьями II», 1912-1913).

Вскоре в своих картинах Мондриан отказывается от малейших намёков на сюжет, узнаваемость, психологию, аллегорию, атмосферу, моделировку и пространственную глубину. Художник сознательно сокращает художественные средства выражения и строит композиции своих картин на основе свободно сконструированной пространственной сетки («Композиция с большой красной плоскостью, жёлтым, чёрным, серым и синим», 1921). Итогом художественных опытов этого времени стало формирование идеи и законов эстетической системы и живописной теории, названной Мондрианом «неопластицизмом».

В основе нового художественного течения лежит теория «искусства чистой пластики», разработанная и опубликованная Мондрианом в трактате «Неопластицизм». Изобразительными средствами были объявлены плоскости основных цветов (красный, синий, жёлтый) в их взаимодействии с плоскостями «нецветов» (белый, чёрный, серый). Главными элементами любой композиции картины стали пересекающиеся под прямым углом линии и плоскости цвета. Посредством таких простых геометрических форм художник стремился воспроизвести истинный образ окружающего мира, независимый от случайностей и субъективного восприятия, определить границы и форму художественного образа, отобразить фундаментальные законы, управляющие Вселенной, выразить идею универсальной гармонии. «Неопластицизм, – писал Мондриан, – утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быт равным среди равных». («Композиция с синим и жёлтым», 1929; «Композиция в сером и розовом», 1930; «Композиция с серым и светло-коричневым», 1936; «Композиция в голубом, сером и розовом», 1938).

Творческое (живописное и теоретическое) наследие Пита Мондриана во многом определило художественные и эстетические принципы XX века, повлияло на развитие современной архитектуры, дизайна, моды. Но главное, на его основе сложилось новое, всеобъемлющее понимание смысла творческой деятельности: «Чисто пластическое видение реального мира должно сформировать общество нового типа – точно так же, как сейчас оно формирует новое искусство. Это будет общество, основанное на равновесии материального и духовного, и в нём будут господствовать умиротворённые гармоничные отношения».

sq_bl Елена Жирова.

art-storona.ru

Де Стайл и неопластицизм / De Stijl and neoplasticism

от /гол./ "De Stijl" — "Стиль"

от /гол./ Neoplasticism, от греч. neos - новый и пластика

Течение в искусстве, которое существовало в 1917—1932 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала "De Stijl" ("Стиль") основанным в Лейдене в 1917г. Тео Ван Дусбургом (Theo van Doesburg). Именно на страницах журнала Пит Мондриан сформулировал теорию неопластицизма, которым определил свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", воплощенной в "чистой", геометризованно обобщенной форме. Для "Стиля" характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра. Эстетика "De Stijl" была связана с философией математика М. Г. Шунмакерса. Именно он предложил сузить цветовую палитру до трех базовых цветов и обосновал свою позицию в книге "Новый образ мира". В ней он писал, что желтый, синий и красный — "единственные существующие цвета… Желтый — это движение луча (вертикаль)… Синий — контрастный цвет по отношению к желтому (горизонтальный небесный свод)… Красный — соединение желтого и синего".

Концепцию, предложенную Шунмакерсом, подхватил и развил Пит Мондриан, который вывел в теории и реализовал на практике (в своих картинах) два основных принципа формообразования. Первое — пересечение линий исключительно под прямым углом, для того, чтобы "уравновесить противоположности": вертикали и горизонтали. И никаких перспективных построений, ведь "новый тип созерцания не исходит из какой-нибудь точки и видит везде". Второе — разделение трех основных цветов полосами "не цвета" (черного, серого или белого). Это подчеркнет плоскость. Использование в композиции этих принципов, по мнению художника, позволит выйти за рамки индивидуальности, достичь универсализма и, в конечном итоге, создать совершенно новую картину мира. Концепция искусства, названная неопластицизмом, стала определяющей для художественного метода группы "Де Стайл". Свое второе рождение она получила, начав воплощаться в мебельной и архитектурной индустрии.

Истоки этой своеобразной живописной системы связаны, с одной стороны, с теософией, на которую ссылались Мондриан и Ван Дуйсбург, находя в ней идеи гармонии и равновесия (выраженные в отношениях небес и земли, мужского и женского, вертикали и горизонтали). Другим источником, если говорить о живописи - был аналитический кубизм.

Цитаты: "Четырехугольник - есть знак нового человеческого сообщества. Квадрат значит для нас то же, что крест обозначал для первых христиан". Тео Ван Дусбург

Художники: Тео Ван Дусбург (Theo van Doesburg), Пит Мондриан (Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan), Вильмош Хусар (Vilmos Huszar), Геррит Ритфелд (Gerrit Tomas Rietveld), Георг Вантонгерлоо (Georges Vantongerloo).

Манифесты: "Первый манифест", 1918; "Второй манифест", 1920; "Третий манифест", 1921.

Выставки: 1912, Париж, Галерея Эффорт модерн, Мондриан; 1922, Париж, Галерея Л. Розенберга "Архитектура группы "Де Стайл"; 1930, Париж, галерея 23 "Неопластицизм".

Тексты: П.Мондриан "Неопластицизм", 1920.

Журнал: "De Stijl"

См. также статьи: Абстрактное искусство.

Описание некоторых произведений:

Пит Мондриан "Большая композиция А", 1919. Холст, масло. Рим, Национальная галерея современного искусства. Композиция построена по принципу модульной сетки. Такая схема была выбрана Мондрианом, чтобы полностью исключить проблему соотношения фон-фигура. Абсолютно двухмерная живопись имеет вид однородного поля, лишенного иерархии. В этом "музыкальном" пространстве гармония строится на вариациях форм. Жесткая ортогональная структура пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, образует множество прямоугольников разного размера и цвета, окрашенных основными цветами - красным, синим и желтым - и "не-цветами": белым, серым, черным. Не смотря на различия форм и цвета модулей и полное отсутствие симметрии, композиция полна равновесия.

Пит Мондриан "Большая композиция А", 1919

Тео Ван Дусбург Контркомпозиция XIII", 1925-1926. Холст, масло. Венеция, Собрание Пегги Гуггенхайм. Оригинальность неопластицизма Ван Дусбурга, становится отчетливо видна в 20-е годы. Его "Манифест элементаризма", 1926 года предвосхищает теорию конкретного искусства 1930-х. Художник разделял взгляды авангардистов, сотрудничал с Баухаузом, живо интересовался конструктивизмом и взаимодействием искусства и архитектуры (что проявлялось в дизайне витражей и предметов обстановки). Он скрывался под псевдонимом Бонсет, когда в журнале "Де Стайл" публиковал дадаистические статьи, и под именем Альдо Камини, когда статьи были футуристическими. Название "Контркомпозиция" имеет группа произведений. Они составляют серию, где каждая картина имеет номер. Используя нумерацию, художники-абстракционисты подчеркивали систематический характер своих поисков. В своеобразной полемике с прямыми углами Мондриана, Ван Дусбург использует диагональ, более сложные оттенки цветов, избегает черных контуров, что составляет контраст статистическим композициям неопластицизма.

artuzel.com

Неопластицизм

Неопластицизм – (гол. Neoplasticism, от греч. neos — новый и пластика) – художественное течение, базирующееся на доктрине «искусства чистой пластики», выработанной голландским абстракционистом Питом Мондрианом и осуществленной им в собственном творчестве.

Неопластицизм утверждал ясность, простоту, конструктивность чистых, неприродных геометрических форм. Обосновывая свою теорию, Мондриан отталкивался от идеи иллюзорности о противоречивости нашего мира, его субъективности. Задача художника освободить жизненные отношения от погруженности в природные формы, очистить их от природы («денатурализовать») и дать им новое формирование. В стремлении освободить живопись от Мондриан отказывается от чувственных форм (фигуративных) во имя эстетических (абстрактных).

Мондриан – автор геометрических абстракций, «раскрывающих логику красоты». Живописные средства неопластицизма предельно лаконичны: допускаются лишь комбинации с перпендикулярными пересечениями прямых линий, образовавшиеся плоскости окрашиваются тремя основными цветами спектра – красным, синим, желтым. Структура картины строится на противоположности элементов: цвет – не цвет (черный, белый, серый), вертикаль – горизонталь, большая поверхность (не цвета) – малая поверхность (цвета), единение которых, по мысли автора концепции, символизирует равновесие сил в гармонии мироздания.

Время становления неопластицизма относится к 1912—1917 гг. Позже его идеи развивались в организованном Мондрианом совместно с Тео Ван Дусбургом журнале «Де Стейл» («Стиль»), просуществовавшем с 1917 по 1928 гг., и одноименном художественном объединении. Ряд статей с изложением основ неопластицизма, опубликованных в журнале, вылился в итоговую брошюру «Нео-пластицизм», вышедшую в 1920 г. Несмотря на довольно ограниченные художественные возможности, теория Мондриана повлияла на развитие архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и промышленной графики.

Мастера неопластицизма: Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Жан Альберт Горин, Илья Болотовски.

Источник: http://www.izostili.ru/index.php?section_ID=39 

Похожие записи

design-kmv.ru

Неопластицизм как направление в абстрактном искусстве

Контрольная работа по культурологии на тему:

Неопластицизм как направление в абстрактном искусстве

План

1.Сущность неопластицизма

2. Пит Мондриан – основатель неопластицизма и его группа «Стиль»

3.Мастера неопластицизма в архитектуре, живописи и скульптуре

4.Список литературы

1. Сущность неопластицизма

Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов).

Neo-plasticisme (Nouvelle plasti- que) Этот термин появился в Голландии в XX веке.

Пит Мондриан определил им свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом "Стиль" ("De Sti- ji") основанными в Лейдене в 1917.

Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом - первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный.

С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индиви дуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира. Теории неопластицизма и его цели были сформулированы в журнале "Стиль".

В 1920 Мондриан выпустил брошюру "Неопластицизм" изданную в Париже галереей Эффор модерн . Некоторые письменные работы художника были собраны в книгу и опубликованы в 1925 издательством Баухауза под названием Neue Gestaltung . Концепцию пере- секающихся под прямым углом линий приняли художники группы "Стиль".

Под их влиянием Мондриан высказался за использование только основных цветов. Исторический вклад неопластицизма в живописи связан с творчеством Мондриана в области же практики - с распространением влияния группы "Стиль".

2. Пит Мондриан – основатель неопластицизма и его группа «Стиль»

Один из ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма, нидерландский художник Пит Мондриан (1872—1944) начал свой творческий путь в стенах Государственной академии художеств в Амстердаме. Ранние его работы выполнены в манере старых голландских мастеров («Лесной ручей», 1888 г.). Но известность молодому художнику принесли не академические сюжеты, а так называемые вечерние пейзажи. В сумерках, в лучах закатного солнца Голландия — её дюны, деревья, ветряные мельницы — предстаёт загадочно-поэтической («Вечер на берегу Гейна», 1906 г.). Один из первых критиков творчества Мондриана заметил, что его пейзажи «переворачивают душу, трогают до самых её глубинных уголков».

В 1911 г, в Амстердаме Мондриан принял участие в Международной выставке современных художников, где были представлены также кубистические произведения Пабло Пикассо, Андре Дерена, Жоржа Брака. Познакомившись с работами кубистов, Мондриан и сам начал экспериментировать с формами, упрощать их. По-разному сочетая плоскости изображаемых предметов, он добивался впечатления структурной, ритмической ясности («Пейзаж. Деревья», 1911 — 1912 гг.).

Постепенно из его работ исчез даже намёк на реальную форму. Композиции серии «Море» (1914 г.) по сути своей уже абстрактны. Впечатления от бликов света на колеблющейся поверхности моря художник выразил чередованием горизонтальных и вертикальных штрихов, иногда крестообразно пересекающихся.

В 1917 г. Мондриан вместе с архитектором, скульптором и живописцем Тео ван Дусбургом (1883—1931) стал одним из основателей группы «Стиль» — объединения художников и архитекторов. В него вошли также архитекторы Питер Ауд, Геррит Ритвелд, скульптор Георг Вантонгерлоо и другие мастера. Целью группы «Стиль» было создание форм, очищенных от всего случайного и произвольного. Архитекторы отказались от замкнутой коробки здания и заменили её комплексом взаимосвязанных объёмов. Скульптурные композиции Вантонгерлоо — это пересекающиеся прямоугольные формы. Свои теоретические взгляды «Стиль» стремился распространить и на другие области искусства, предлагая везде и всюду следовать порядку, простоте и ясности.

В первом же номере журнала, названного по имени группы, Мондриан опубликовал свою статью «Неопластицизм в живописи» — так появился термин «неопластицизм». В этой и в других теоретических работах (например, в книге «Искусство и жизнь. Новое искусство — новая жизнь», 1931 г.) мастер настойчиво утверждал, что гармонию мира можно отразить только прямоугольными абстрактными композициями.

В так называемых ярких полотнах насыщенные цветом гладкие плоскости Мондриан заключал в жёсткую чёрную сетку, добиваясь этим впечатления сияния, свечения цвета («Композиция красного, жёлтого, синего и чёрного», 1921 г.). В 30-х гг. художник разрывал или удваивал чёрную линию, стремясь к более резким контрастам. При этом в отличие от «ярких» работ он ограничивался двумя, а чаще одним цветом («Композиция с синим», 1937 г.). По мнению Мондриана, «цвет должен быть свободен от индивидуальности, от личных эмоций, он должен выражать лишь всеобъемлющий покой». Своими цветными «решётками» мастер оформил и интерьер собственной мастерской в Париже, куда переехал в 1919 г.

Несмотря на внимание публики к неопластическим работам и регулярное участие художника в выставках, средства к существованию ему доставляли акварельные натюрморты с цветами. Лишь спустя десять лет абстракции Мондриана стали находить спрос, но материального благо получил ему удалось достичь лишь незадолго до смерти, в Америке. Здесь Мондриана называли самым знаменитым иммигрантом. В 1942 г. с успехом прошла его первая в жизни персональная выставка. В США художник работал над большими композициями: «Нью-Йорк-сити» (1941 — 1942 гг.), «Бродвей буги-вуги» (1942 г.), «Победа буги-вуги» (1943 г.). Теперь линии, как бы подчиняясь пленившим его ритмам джаза и буги-вуги, дробятся маленькими цветными квадратиками, чёрная сетка стала необязательной.

Искусство Мондриана во многом повлияло на современную живопись, архитектуру и дизайн.

3. Неопластицизм в архитектуре и живописи

Якобус Иоганнес Питер Оуд (9 февраля 1890, Пурмеренд — 5 апреля 1963, Вассенаар) — нидерландский архитектор и теоретик архитектуры, один из главных представителей функционализма в архитектуре.

Учился на архитектурных факультетах университетов в Дельфте и Амстердаме у Петруса Губерта Кийперса и у Теодора Фишера в Мюнхене. В 1914 году обосновывается в Лейдене, где знакомится с Тео ван Дуйсбургом.

В 1917—1921 годы Якобус Оуд член группы «Стиль»(De Stijl), cотрудничает с ван Дуйсбургом с его художественном журнале «De Stijl», публикуя в нём статьи по современной архитектуре(в 1917-1920 годах).

С 1918 по 1933 год занимает должность городского архитектора Роттердама. Кварталы спроектированных Оудом в этом городе зданий и их окрестностей принесли ему международную известность и сделали одним из ведущих архитекторов т. н. «интернационального стиля».

В 1954 году Я. И. П. Оуду присваивается звание почётного доктора архитектуры при Техническом университете в Дельфте.

Знаменитые строения Якобуса Оуда:

Роттердам, квартал «Хок ван Голланд» 1924-27

Роттердам, ресторан «Де Уние» 1925

Роттердам, квартал «Кифхок» 1929

Амстердам, Монумент на центральной площади города Дам, 1949

Штутгарт, квартал «Вайсенхоф» 1927

Гаага, здание Конгрессов, 1956-63

Тео Ван Дусбург (1883 – 1931)

Знаменитый голландский художник, архитектор, урбанист и теоретик неопластицизма. Настоящее имя Кристиан Эмиль Мария Куппер (Christian Emil Marie Kupper). Родился 30 августа 1883 года в Утрехте. Проявил себя как художник-универсал и критик-искусствовед. Как поэт выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ - под псевдонимом Альдо Камини. Около 1913 заинтересовался проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры. Сильное впечатление на Ван Дусбурга оказали работы художника Пита Мондриана, вместе с которым в 1917 году он создал группу и журнал "Стиль" ("De Stijl"), знакомивший с идеями и произведениями мастеров одноименного творческого объединения. В числе формальных приемов живописи группы "Стиль" - локальное заполнение геометрических фигур, размещенных на нейтральной плоскости, чистыми цветами, которые составляют основу спектра. Концепция "Стиля" была подробно разработана и описана Ван Дусбургом в многочисленных статьях и лекциях, а стилистические приемы этого искусства нашли широкое применение в архитектуре 20 века. Члены группы "Стиль" работали самостоятельно в различных городах мира, некоторые из них не были даже знакомы между собой.

Всех их объединяло знакомство с Дусбургом и вера в теорию элементаризма. Дусбург являлся идейным вдохновителем группы Стиль", разработчиком концепции и пропаганды рационализма, защищал геометрическую и скульптурную архитектуру в противовес картинному ее восприятию. Рациональное направление группы "Стиль" представляло оппозицию картинным эффектам экспрессионизма архитектурной школы Амстердама. В 1926—1928 годах ван Дусбург совместно с Хансом Арпом и Софией Тобер-Арп работал над перестройкой и оформлением ночного ресторана, кинотеатра и дансинга «Л'Обетт» в Страсбурге, в котором трактует абсолютно все плоскости, следуя законам неопластицизма. Модульность пластики здесь выражена плоскостью или прямоугольной призмой посредством живописи (применение открытых, локальных цветов - красный, желтый, синий, и противоположных - белый, черный, серый). По профессии ван Дусбург был архитектором, живописи же учился самостоятельно.

mirznanii.com

Картины и архитектура в стиле Неопластицизма!!! (Неопластицизм)

 

 

 

 

 

Неопластицизм в архитектуре Неопластицизм в интерьере

Неопластицизм — введенное Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»).

Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). неопластицизм в архитектуре неопластицизм в интерьере.

Neo-plasticisme (Nouvelle plasti- que) Этот термин появился в Голландии в XX веке. Пит Мондриан определил им свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом "Стиль" ("De Sti- ji") основанными в Лейдене в 1917. Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом - первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный. С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индиви дуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира. Теории неопластицизма и его цели были сформулированы в журнале "Стиль". неопластицизм в архитектуре неопластицизм в интерьере

В 1920 Мондриан выпустил брошюру "Неопластицизм" изданную в Париже галереей Эффор модерн . Некоторые письменные работы художника были собраны в книгу и опубликованы в 1925 издательством Баухауза под названием Neue Gestaltung . Концепцию пере- секающихся под прямым углом линий приняли художники группы "Стиль". Под их влиянием Мондриан высказался за использование только основных цветов. Исторический вклад неопластицизма в живописи связан с творчеством Мондриана в области же практики - с распространением влияния группы "Стиль".

Пит Мондриан - основатель неопластицизма и его группа «Стиль»

Один из ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма, нидерландский художник Пит Мондриан (1872-1944) начал свой творческий путь в стенах Государственной академии художеств в Амстердаме. Ранние его работы выполнены в манере старых голландских мастеров («Лесной ручей», 1888 г.). Но известность молодому художнику принесли не академические сюжеты, а так называемые вечерние пейзажи. В сумерках, в лучах закатного солнца Голландия - её дюны, деревья, ветряные мельницы - предстаёт загадочно-поэтической («Вечер на берегу Гейна», 1906 г.). Один из первых критиков творчества Мондриана заметил, что его пейзажи «переворачивают душу, трогают до самых её глубинных уголков». неопластицизм в архитектуре неопластицизм в интерьере.В 1911 г, в Амстердаме Мондриан принял участие в Международной выставке современных художников, где были представлены также кубистические произведения Пабло Пикассо, Андре Дерена, Жоржа Брака. Познакомившись с работами кубистов, Мондриан и сам начал экспериментировать с формами, упрощать их. По-разному сочетая плоскости изображаемых предметов, он добивался впечатления структурной, ритмической ясности («Пейзаж. Деревья», 1911 - 1912 гг.).Постепенно из его работ исчез даже намёк на реальную форму. Композиции серии «Море» (1914 г.) по сути своей уже абстрактны. Впечатления от бликов света на колеблющейся поверхности моря художник выразил чередованием горизонтальных и вертикальных штрихов, иногда крестообразно пересекающихся.В 1917 г. Мондриан вместе с архитектором, скульптором и живописцем Тео ван Дусбургом (1883-1931) стал одним из основателей группы «Стиль» - объединения художников и архитекторов. В него вошли также архитекторы Питер Ауд, Геррит Ритвелд, скульптор Георг Вантонгерлоо и другие мастера. Целью группы «Стиль» было создание форм, очищенных от всего случайного и произвольного. Архитекторы отказались от замкнутой коробки здания и заменили её комплексом взаимосвязанных объёмов. Скульптурные композиции Вантонгерлоо - это пересекающиеся прямоугольные формы. Свои теоретические взгляды «Стиль» стремился распространить и на другие области искусства, предлагая везде и всюду следовать порядку, простоте и ясности.В первом же номере журнала, названного по имени группы, Мондриан опубликовал свою статью «Неопластицизм в живописи» - так появился термин «неопластицизм». В этой и в других теоретических работах (например, в книге «Искусство и жизнь. Новое искусство - новая жизнь», 1931 г.) мастер настойчиво утверждал, что гармонию мира можно отразить только прямоугольными абстрактными композициями. неопластицизм в архитектуре неопластицизм в интерьере.В так называемых ярких полотнах насыщенные цветом гладкие плоскости Мондриан заключал в жёсткую чёрную сетку, добиваясь этим впечатления сияния, свечения цвета («Композиция красного, жёлтого, синего и чёрного», 1921 г.). В 30-х гг. художник разрывал или удваивал чёрную линию, стремясь к более резким контрастам. При этом в отличие от «ярких» работ он ограничивался двумя, а чаще одним цветом («Композиция с синим», 1937 г.). По мнению Мондриана, «цвет должен быть свободен от индивидуальности, от личных эмоций, он должен выражать лишь всеобъемлющий покой». Своими цветными «решётками» мастер оформил и интерьер собственной мастерской в Париже, куда переехал в 1919 г.Несмотря на внимание публики к неопластическим работам и регулярное участие художника в выставках, средства к существованию ему доставляли акварельные натюрморты с цветами. Лишь спустя десять лет абстракции Мондриана стали находить спрос, но материального благо получил ему удалось достичь лишь незадолго до смерти, в Америке. Здесь Мондриана называли самым знаменитым иммигрантом. В 1942 г. с успехом прошла его первая в жизни персональная выставка. В США художник работал над большими композициями: «Нью-Йорк-сити» (1941 - 1942 гг.), «Бродвей буги-вуги» (1942 г.), «Победа буги-вуги» (1943 г.). Теперь линии, как бы подчиняясь пленившим его ритмам джаза и буги-вуги, дробятся маленькими цветными квадратиками, чёрная сетка стала необязательной.Искусство Мондриана во многом повлияло на современную живопись, архитектуру и дизайн.

Неопластицизм в архитектуре и живописи

Якобус Иоганнес Питер Оуд (9 февраля 1890, Пурмеренд - 5 апреля 1963, Вассенаар) - нидерландский архитектор и теоретик архитектуры, один из главных представителей функционализма в архитектуре.Учился на архитектурных факультетах университетов в Дельфте и Амстердаме у Петруса Губерта Кийперса и у Теодора Фишера в Мюнхене. В 1914 году обосновывается в Лейдене, где знакомится с Тео ван Дуйсбургом.В 1917-1921 годы Якобус Оуд член группы «Стиль»(De Stijl), cотрудничает с ван Дуйсбургом с его художественном журнале «De Stijl», публикуя в нём статьи по современной архитектуре(в 1917-1920 годах). неопластицизм в архитектуре неопластицизм в интерьере.С 1918 по 1933 год занимает должность городского архитектора Роттердама. Кварталы спроектированных Оудом в этом городе зданий и их окрестностей принесли ему международную известность и сделали одним из ведущих архитекторов т. н. «интернационального стиля».В 1954 году Я. И. П. Оуду присваивается звание почётного доктора архитектуры при Техническом университете в Дельфте.Знаменитые строения Якобуса Оуда:Роттердам, квартал «Хок ван Голланд» 1924-27Роттердам, ресторан «Де Уние» 1925Роттердам, квартал «Кифхок» 1929Амстердам, Монумент на центральной площади города Дам, 1949Штутгарт, квартал «Вайсенхоф» 1927Гаага, здание Конгрессов, 1956-63Тео Ван Дусбург (1883 - 1931)Знаменитый голландский художник, архитектор, урбанист и теоретик неопластицизма. Настоящее имя Кристиан Эмиль Мария Куппер (Christian Emil Marie Kupper). Родился 30 августа 1883 года в Утрехте. Проявил себя как художник-универсал и критик-искусствовед. Как поэт выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ - под псевдонимом Альдо Камини. Около 1913 заинтересовался проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры. Сильное впечатление на Ван Дусбурга оказали работы художника Пита Мондриана, вместе с которым в 1917 году он создал группу и журнал "Стиль" ("De Stijl"), знакомивший с идеями и произведениями мастеров одноименного творческого объединения. В числе формальных приемов живописи группы "Стиль" - локальное заполнение геометрических фигур, размещенных на нейтральной плоскости, чистыми цветами, которые составляют основу спектра. Концепция "Стиля" была подробно разработана и описана Ван Дусбургом в многочисленных статьях и лекциях, а стилистические приемы этого искусства нашли широкое применение в архитектуре 20 века. Члены группы "Стиль" работали самостоятельно в различных городах мира, некоторые из них не были даже знакомы между собой.Всех их объединяло знакомство с Дусбургом и вера в теорию элементаризма. Дусбург являлся идейным вдохновителем группы Стиль", разработчиком концепции и пропаганды рационализма, защищал геометрическую и скульптурную архитектуру в противовес картинному ее восприятию. Рациональное направление группы "Стиль" представляло оппозицию картинным эффектам экспрессионизма архитектурной школы Амстердама. В 1926-1928 годах ван Дусбург совместно с Хансом Арпом и Софией Тобер-Арп работал над перестройкой и оформлением ночного ресторана, кинотеатра и дансинга «Л'Обетт» в Страсбурге, в котором трактует абсолютно все плоскости, следуя законам неопластицизма. Модульность пластики здесь выражена плоскостью или прямоугольной призмой посредством живописи (применение открытых, локальных цветов - красный, желтый, синий, и противоположных - белый, черный, серый). По профессии ван Дусбург был архитектором, живописи же учился самостоятельно.

неопластицизм в архитектуре неопластицизм в интерьере.

Картина Тео ван Дусбурга "Арифметическая композиция". Ощущение движения и перспективы создается чередой пронзительно черных квадратов на белом фоне. В действительности художник использовал простой математический расчет - стороны каждого квадрата и расстояния между ними равны половине измерений предыдущего квадрата. Художник создал совершенную в своей изысканности метафору пространства. Использование законов, заимствованных из точных наук, отвечало его особенному тяготению к архитектуре. Скончался Тео ван Дусбург 7 марта 1931 года в Давосе. Смерть Дусбурга ознаменовала конец группы "Стиль". Несмотря на кратковременность существования группы и преимущественно теоретическую ее ориентацию, творчество архитектора до сих пор продолжает влиять на мировую архитектуру и занимает в ней значительное место. Концепции пространства, основанные на выходе из двухмерности плоскости картины и добавлении третьего измерения, будучи в органической связи с архитектурой, которые выделил и определил Тео ван Дусбург, остаются живыми, состоятельными и сегодня.Барт ван дер ЛекГолландский художник. Один из основателей движения <Стиль> () в 1917, ван дер Лек, получивший образование художника-витражиста, обратился к живописи не сразу. Мало затронутые новыми художественными тенденциями, его первые картины, свидетельствующие об оригинальном видении, датируются 1912-1913; это плоскостные фризовые композиции, упрощенные по формам и написанные в несколько цветов (Продавец фруктов, Оттерло, музей Крёллер-Мюллер). Эти черты придают сюжету - уже очень стилизованному - монументальный характер. Под влиянием древнеегипетского искусства (Работа в порту, 1916), ван дер Лек приходит к еще большему схематизму в Буре, в которой сочетаются плоскости красного, синего, желтого и черного цветов; формы очень стилизованы, композиция основана на горизонтали и вертикали, а сюжет также трактован предельно абстрактно. Эту работу отметит Мондриан, с которым художник познакомится в 1916. Влияние Мондриана заметно в триптихе Шахта (1916, Гаага, Муниципальный музей), в котором отсутствует четкий сюжет и ослаблен пластический язык; на черном фоне боковых частей и белом - центральной части расположены красные, синие и желтые, горизонтальные, вертикальные и диагональные штрихи, создающие ритмы. В 1917 в Композицииях Выход с завода, Оттерло, музей Крёллер-Мюлер основные элементы приведены в порядок и пронумерованы: на белом фоне 73 черты одинаковой ширины, красные, голубые, желтые или черные, размещены в прямоугольнике по группам. В этом же году ван дер Лек участвует в основании журнала Стиль и, в частности, публикует статью в первом его номере. Но в 1918 он отходит от движения, но тем не менее углубляет свои поиски. Композиция (1918-1920, Амстердам, Гор. музей) состоит только из восьми геометрических фигур: четырех квадратов и четырех треугольников.После 1920 художник возвращается к фигуративной живописи, но его сюжеты по-прежнему трактованы на языке элементарных геометрических фигур.Он мало работает и живет практически в одиночестве в Бларикуме, где он создал несколько декоративных композиций - стенных росписей и произведений прикладного искусства.В конце жизни в нескольких картинах он возвращается к нефигуративной живописи, создав в этом строгом духе ряд шедевров, предвосхитивших минимализм. Лучше всего творчество ван дер Лека представлено в музее Крёллер-Мюллер в Оттерло.Жорж Вантонгерло (род. 6 октября 1886 г. Антверпен - ум. 24 ноября 1965 г. Париж) - бельгийский художник, скульптор и архитектор.Ж.Вантонгерло считается одним из крупнейших представителей абстрактной живописи в Европе.Ж.Вантонгерло учился живописи в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе и в Антверпене. В период с 1910 по 1917 год художника привлекает фигуративное искусство. Вантонгерло обращается к беспредметной живописи в 1917 году и является - совместно с голландцами Питом Мондрианом, Тео ван Дуйсбургом, Бартом ван дер Лёком и другими - основателем художественной группы Стиль. Подпись Ж.Вантонгерло стоит одной из первых и под Манифестом «Стиля».

неопластицизм в архитектуре неопластицизм в интерьере - В отличие от своих коллег, придерживавшихся строгих правил в построении композиции - так, П.Мондриан признавал только горизонтальные и вертикальные линии рисунка, а Т.ван Дуйсбург разрешал себе добавить к ним ещё и диагональные - Ж.Вантонгерло вскоре вышел из этих рамок и использовал в своей живописи различные геометрические формы - круги, овалы, волнистые линии и прочие. При этом он использует, кроме основных цветов, ещё и цвета смешанные. В связи с этим он постепенно отдаляется от генеральной линии пуристской группы «Стиль» и выходит из неё окончательно в 1921 году.После этого, проведя некоторое время в Ментоне, в 1928 году художник приезжает в Париж. Здесь он в 1931 году, совместно с Т.ван Дуйсбургом, Наумом Габо, Огюстом Эрбеном и Антуаном Певзнером, основывает художественную группу Abstraction-Création (Креативная абстракция).

Картины и архитектура в стиле Неопластицизм!!!

 

 

 

www.picture-russia.ru

Дизайн в стиле «неопластицизм»

В этот день родился знаменитый художник и дизайнер Тео ван Дусбург, около ста лет назад заложивший основы направления, названного им «неопластицизм». Мы подскажем самые главные принципы и приметы этого стиля.

На фото:

Кому рекомендован неопластицизм в интерьере?

  • Обладателям типовых малогабаритных квартир и скромных бюджетов. «Хрущёвка» или современная малогабаритка с невысокими потолками — оптимальный вариант. Ведь создатели неопластицизма Тео ван Дусбург и Геррит Томас Ритвельд ориентировались как раз на людей скромного достатка, проживавших в маленьких помещениях.
  • Рационалистам, поборникам порядка и функциональных решений. Минимум деталей и тяга к гладким поверхностям облегчают уборку. Всё лишнее прячется в модульные системы хранения.

На фото:

Модульные системы хранения, куда прячется все лишнее,&nbsp– одна из примет интерьера в стиле неопластицизм.

  • Обладателям загородных домов в стилях конструктивизма и функционализма. Эти стили задают «правильную» структуру. Прямоугольные планы, большие окна, связь внешней и внутренней структуры, прозрачность — отличный фон для дизайна в стиле неопластицизм. Нередко в таких постройках используется и сходный декоративный приём: выделение отдельных «блоков» цветами и фактурами, например, сочетанием белых оштукатуренных стен и серого шероховатого бетона.
  • Поклонникам абстрактного искусства и простых ясных форм в архитектуре и дизайне. Неопластицизм требует от интерьера точного соответствия своим канонам, а те в свою очередь базируются на строгих ортогональных абстракциях. В силу этого мебель в стиле неопластицизм своими элементарными формами, подчёркнутой структурой и контрастной окраской напоминает детский конструктор, а сочетание окрашенных плоскостей (стен, дверей, модульных шкафов и т.д.) — абстрактные картины.

На фото:

Элементарные формы и контрастные цвета мебели в стиле неопластицизм придают ей сходство с детским конструктором.

Отделка

Принцип двух цветовых «триад». Колористические решения в этом стиле узнаваемы с первого взгляда, поскольку построены в соответствие с принципами знаменитых полотен Пита Мондриана. Она включает две триады: хроматическую (то есть цветную) — синий, красный, жёлтый, и ахроматическую — чёрный, белый, серый.

Цвет в черном контуре. Заключённая в чёрные контуры цветная плоскость — основной декоративный приём данного стиля. В идеале весь интерьер пронизывает схематичная модульная сетка, объединяющая все составные части в чёткую систему и создающая особую пластику.

Отсюда и особая любовь к окрашенным стенам. Вариант — однотонные обои, но в соответствие с «трёхцветкой», или с рисунком, выполненном в духе неопластицизма — сегодня на рынке можно найти подходящие винтажные коллекции. Потолки, как правило, остаются белыми и гладкими — никаких излишеств в виде карнизов и ступенчатых декораций. Полы желательно отделать материалами, дающими ровный однородный тон. Оптимальны наливные, из однотонного линолеума или дерева с невыявленной фактурой, предельно высветленного или, напротив, окрашенного «под венге».

На фото:

Дизайн стены в духе неопластицизма&nbsp– контрастные мозаичные полотна, обрамленные черными контурами.

Контрасты между цветовыми плоскостями и отдельными элементами подчёркивают структуру пространства. Неопластицизм мыслит интерьер как систему, все части которой должны находиться между собой в логически рассчитанном «равновесии сил». Цвет как раз выявляет и подчёркивает это равновесие.

Мебель

Лаконичность и функциональность. Ставка делается на модульные системы мебели и оборудования. Требование соблюдать прямоугольные или квадратные формы обязательно, острые углы и волнообразные «природные» силуэты решительно изгоняются.

Дешевая сборная мебель, которой отдаётся предпочтение, основывается на модуле из деревянного ящика, фанеры и бруса, как её и задумывал Томас Ритвельд. Цветовые контрасты компенсируют простоту форм. Отделка — глянцевый или матовый ламинат, окрашенный MDF или ДСП.

Мягкая мебель также следует простым прямоугольным формам, обивка текстильная и однотонная. Диваны практичные, раскладные, со съёмными подушками, приставной кушеткой или пуфом. Приветствуются модели, состоящие из нескольких модулей.

На фото:

Для любого отдельно взятого предмета мягкой мебели характерны простые прямоугольные формы и однотонная текстильная обивка. Подобно минимализму, набор предметов обстановки неопластицизм сводит к минимуму.

Аксессуары и свет

Самые простые формы. Светильники оптимальны встроенные, прямоугольные, в серых или чёрных металлических корпусах. Могут использоваться и витражные, встроенные в плоскость потолка и прикрытые матовым стеклом. Локальное освещение умело подчёркивает отдельные цветовые пятна или композиционные построения.

Шторы на окнах могут быть как одноцветные, так и воспроизводящие уже известную «сетку», в силу чего оптимальны рольшторы или сдвижные шторы-«панели».

Вопреки сложившемуся мифу, неопластицизм допускает присутствие аксессуаров. Но они также должны подчиняться общим правилам цветовой гаммы: скажем, «чёрные квадраты» подушек на красном диване, несколько жёлтых корок на сером стеллаже, абстрактная картина в духе Мондриана или скульптура из фанеры.

На фото:

Неопластицизм приветствует дизайнерские функциональные и декоративные элементы интерьера, которые можно считать произведениями абстрактного искусства.

www.4living.ru

Неопластицизм

Неопластицизм – это очередное направление абстрактного искусства, основателем которого был известный абстракционист Пит Мондриан. Художник выработал целую доктрину под названием «искусство чистой пластики», на которой базируется данное направление в искусстве. В начале своего творческого пути, Мондриан творил в стиле голландских мастеров, рисуя картины, которые не имели ничего общего с абстракционизмом. Однако, постепенно, познакомившись с известными кубистами, Пит стал экспериментировать с формами, упрощая их. Спустя некоторое время, из его работ исчез даже намек на реализм.

Неопластицизм в живописи

Годом основания данного стиля в живописи можно считать 1917 год. Неопластицизм отрицал все чувственные (фигуративные) формы, заменяя их на более совершенные, эстетические (или же абстрактные). При чем, Пит Мондриан отказывается и от лишних цветов. В своих работах художник использует три основных цвета – синий, красный и желтый. Эти оттенки разрешается комбинировать только с черным или белым. Все картины, написанные в стиле неопластицизм, характеризуются четкими горизонтальными или вертикальными линиями, которые пересекаются строго под прямым углом. В подобных работах преобладают простые формы, чаще всего – прямоугольники.

Неопластицизм в архитектуре

Данный стиль в искусстве нашел свое призвание не только в художественных работах, но и в архитектуре. Первым, кто взял на себя ответственность перенести неопластические произведения в трехмерное пространство, был Геррит Ритвельд. Столяр-краснодеревщик взял за основу обычное раскладывающееся кресло-кровать и создал его в традиционных для неопластицизма красно-синих цветах. Соблюдая все характерные черты стиля, Ритвельд создал уникальную абстрактную скульптуру, которая состояла из черного каркаса, двух реек разной длины и нескольких досок.

neoplasticizm

Ещё одной известной личностью, принесшей серьезный вклад в культурное наследие неопластицизма, был нидерландский архитектор Якобус Иоганнес Питер Оуд. Начиная с 1917 года, мастер начинает сотрудничество с основателем группы «Стиль» Тео Ван Дусбургом. Питер Оуд с 1918 по 1933 год занимает почетную должность главного архитектора города Роттердама. Среди основных его работ можно назвать следующие творения: кварталы «Кифхок» и «Хок ван Голланд», здание конгрессов в Гааге, монумент на центральной площади города Дам в Амстердаме, а также ресторан «Де Уние» в Амстердаме. Кроме вышеперечисленных представителей неопластицизма, можно выделить следующих мастеров: Жан Альберт Горин и Илья Болотовски.

Таким образом, благодаря Питу Мондриану наше культурное наследие пополнилось уникальным направлением в искусстве под названием неопластицизм. Великий художник сумел донести до современного человека всю ту глубину и смысл, который сам вкладывал в это понятие.

Пропустили премьеру долгожданного фильма в кинотеатре? Не стоит расстраиваться! Теперь вы можете смотреть все новинки фильмов онлайн. Лучшее качество видео. Любимые фильмы, мультфильмы и сериалы онлайн.

Самые интересные новости:

загрузка...

expirience.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта