Гармонь в картинах художников. Картина гармонист
Гармонь в картинах художников - Русская гармонь
Владимир Маковский На бульваре 1886-87 г.г.
Леонид Соломаткин В трактире
Михаил Кудрявцев Мальчик с гармошкой. 1870 г.
Антонина Ржевская Веселая минутка 1897 г.
Николай Богданов-Бельский Веселая компания 1920е г.
Федот Сычков Гармонист
Федот Сычков У околицы
Федот Сычков - Праздничный день
Борис Кустодиев Гармонист. Деревенская Масленица 1916 г
Борис Кустодиев Под милашкину гармошку 1927 г.
Аркадий Пластов Молодые 1955-57 г.г.
Михаил Шевченко Гармонист 1999 г.
Валентин Терещенко Играет гармонь. 2007 г.
Александр Левченков Гармонист. 9-е мая. 2006 г.
Рамаз Размадзе Красный мяч 2007 г.
Сергей Евдокимов Играй гармонь 2008 г.
Василий Куимов Гармонист 1991 г.
Игорь Мониава Гармонист 2008 г.
Владимир Худобко Гармонист 1998 г.
Владимир Курилов Гармонист 2000 г.
Александр Громыко Гармонист
Сверчков Никита Кузьмич Гармонист. 1936 г.
Анатолий Клименко. Столичные музыканты
Анатолий Кулинич-Вечерняя гармонь 1985.
Вячеслав Растеряев. Песня
Игорь Елистратов. Песня
Красная гармонь
СветланаvНовикова. Хохлома
Ольга Калашникова . Гармонь и платок. 2006г.
Владимир Петрович Зайчиков. Мужичок и Саратовская однорядка. 2011г.
russian-garmon.ru
От гармошки до баяна... играют в живописи рьяно
Дайте в руки мне гармоньДайте в руки мне гармонь золотые планки!Парень девушку домой провожал с гулянки.Шли они в руке рука весело и дружно.Только стежка коротка расставаться нужно.
Хата встала впереди темное окошко...Ой ты, стежка, погоди, протянись немножко!Ты потише провожай, парень сероглазый,Потому что очень жаль расставаться сразу...
Дайте ж в руки мне гармонь, чтоб сыграть страданье.Парень девушку домой провожал с гулянья.Шли они — рука в руке, шли они до дому,А пришли они к реке, к берегу крутому.
Позабыл знакомый путь ухажер-забава:Надо б влево повернуть, повернул направо.Льется речка в дальний край погляди, послушай...Что же, Коля, Николай, сделал ты с Катюшей?!
Возвращаться позже всех Кате неприятно,Только ноги, как на грех, не идут обратно.Не хотят они домой, ноги молодые...Ой, гармонь моя, гармонь, планки золотые!
И. Альвек
Александр Кержнер Деревенское знакомство. 1969 г.
Федот Сычков Праздник.
Аркадий Пластов Колхозный праздник. 1938 г.
Сергей Гавриляченко Песня.
Юрий Абисалов Песня друзей.
Одинокая гармонь
Снова замерло все до рассвета,Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь...Только слышно - на улице где-тоОдинокая бродит гармонь.
То пойдет за поля, за ворота,То обратно вернется опять,Словно ищет в потемках кого-тоИ не может никак отыскать.
Веет с поля ночная прохлада,С яблонь цвет облетает густой...Ты признайся, кого тебе надо,Ты скажи, гармонист молодой!
Может, радость твоя недалеко,Да не знает, ее ли ты ждешь...Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,Что ж ты девушкам спать не даешь?
Михаил Исаковский
Василий Гурин Весеннее гуляние на Днепре. 1969 г.
Евграф Пайманов Зимний праздник.
Борис Крылов Играй, гармонь. 1929 г.
М. Мальцев Музыканты. 1958 г.
Антонов Е.И. Новобранцы 1950 г.
Дмитрий Налбандян Юность. 1981 г.
Мужичок с гармошкой
В саду в огороде расцвела картошка.Вы хотите верьте, а хотите нет!Но в меня влюбился мужичок с гармошкой,Для меня поет он песни прошлых лет
Мужичок с гармошкой поиграй немножкоСпой-ка от души Наташку рассмеши
Иногда мне тоже хочется влюбиться,Только подходящих женихов-то нет...Был бы ты моложе лет хотя б на тридцать,Мы б с тобою спели песни прошлых лет
Мужичок с гармошкой поиграй немножкоСпой-ка от души Наташку рассмеши
Песня Юрия Николаева, автор слов - Наташа Королёва
Федор Славянский Семейный портрет. 1852 г.
С. Григорьев В родной семье. 1948 г.
Владимир Комаревцев Гармонист.
Александр Зиновьев Баянист и девушка. 1920-е гг.
Автор неизвестен Гармонист с девочкой (картина из кусочков бересты).
Григорий Орлов Музыкант.
maxpark.com
Гармонь в картинах художников - Русская гармонь
Владимир Маковский На бульваре 1886-87 г.г.
Леонид Соломаткин В трактире
Михаил Кудрявцев Мальчик с гармошкой. 1870 г.
Антонина Ржевская Веселая минутка 1897 г.
Николай Богданов-Бельский Веселая компания 1920е г.
Федот Сычков Гармонист
Федот Сычков У околицы
Федот Сычков - Праздничный день
Борис Кустодиев Гармонист. Деревенская Масленица 1916 г
Борис Кустодиев Под милашкину гармошку 1927 г.
Аркадий Пластов Молодые 1955-57 г.г.
Михаил Шевченко Гармонист 1999 г.
Валентин Терещенко Играет гармонь. 2007 г.
Александр Левченков Гармонист. 9-е мая. 2006 г.
Рамаз Размадзе Красный мяч 2007 г.
Сергей Евдокимов Играй гармонь 2008 г.
Василий Куимов Гармонист 1991 г.
Игорь Мониава Гармонист 2008 г.
Владимир Худобко Гармонист 1998 г.
Владимир Курилов Гармонист 2000 г.
Александр Громыко Гармонист
Сверчков Никита Кузьмич Гармонист. 1936 г.
Анатолий Клименко. Столичные музыканты
Анатолий Кулинич-Вечерняя гармонь 1985.
Вячеслав Растеряев. Песня
Игорь Елистратов. Песня
Красная гармонь
СветланаvНовикова. Хохлома
Ольга Калашникова . Гармонь и платок. 2006г.
Владимир Петрович Зайчиков. Мужичок и Саратовская однорядка. 2011г.
russian-garmon.ru
Гармошка на войне: picturehistory
Свой рассказ о русской гармошке на дорогах Великой Отечественной войны начну с такого эпизода.
Я люблю приезжать в школу села Паниковец Задонского района: уж очень она тёплая, домашняя. Так вот, один выпускник этой школы, Никита Ганин, здорово играл (и играет) на баяне. В пору своей школьной жизни мальчишка не расставался с этим инструментом, выступал на всех школьных мероприятиях, играл даже на переменках, а после школы «озвучивал» футбольные дворовые матчи. Но вот объявили областной конкурс чтецов художественной литературы. Никита решил выучить знаменитые строки Твардовского о Василии Тёркине — там, где о гармони — и выйти на сцену с инструментом. И здесь — неувязка: Никита-то играл на баяне. Многим покажется это смешным: ну и что? Звук очень похожий, инструменты - «братья», в чём, собственно, дело? Но Никита рассудил иначе. Достал настоящую трёхрядку и сам выучился на ней играть. На конкурсе он занял призовое место, и с тех пор гармонь — верный его друг.
Мальчишка читал отрывок и мне. И как это было хорошо и здорово! «...для начала, для порядка, кинул пальцы сверху вниз...» - и правая рука Никиты побежала по кнопкам...
Помню, я спросила ученика: почему, мол, ты придал такое значение тому, какой именно инструмент будет у тебя в руках? И он сказал: «Да хотел понять, что же чувствовали русские солдаты-гармонисты»...
Конечно, на войне были и баяны, а не только гармошки. И балалайки были, и гитары. Но правильно мальчишка поступил, коль отнёсся к памяти нашей так уважительно и скрупулёзно.
А теперь, как говорят, к делу. Да, прошагала гармонь вместе с нашим солдатам по всем дорогам войны. «Кто сказал, что нету места песням на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» - помните эти знаменитые строки из фильма «В бой идут один старики»?
Первое слово — ветерану войны. «...На фронте никаких музыкальных инструментов, кроме гармошки, я не встречал. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы, пляски, пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. На самой передовой гармони не использовались — немцы тут же открывали огонь... После трёх дней боёв во время штурма Кёниксберга и бессонных ночей солдат сморил сон. Расстелив шинели, солдаты спали во дворах, на тротуарах и даже мостовой. А после отдыха откуда-то взялись несколько гармоней. Все гармонисты были очень молоды. Бойцы пели и плясали. Все бурно выражали радость в связи со взятием сильнейшей в Европе крепости» - так писал Пётр Михайлович Шкиндер, полковник запаса, прошедший всю войну и дошедший до Берлина.В директиве №220 Главного политуправления Красной Армии говорилось: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава. В каждой роте надо иметь запевал, гармонистов и гармонь».Кстати, в первые месяцы войны трёхрядок явно было недостаточно — всего около семидесяти тысяч. Вот почему в Тулу и Шую шли письма с таким призывом: «Дайте солдатам гармонь! С песней воевать легче!». Существовал даже лозунг «В каждую роту — гармонь!».
Вообще, есть мнение, что гармонь — инструмент изначально не русский, его изобрёл немецкий мастер-настройщик Бушман. Да только он родился в начале девятнадцатого века, а гармонь появилась раньше.
Одними из первых стали изготавливать инструменты тульские мастера — братья Шкунаевы и оружейный мастер Сизов. Правда, правая часть первых гармошек была настроена только на мажорный звукоряд — отсюда и крепкая связь гармошки с частушками. Однако вернёмся к началу Великой Отечественной войны.В это время Тульская и Шуйская фабрики, выпускающие для нужд фронта костыли и лыжи, начали перестраивать и расширять производство с целью выпуска гармошек для наших солдат.
Теперь трёхрядка звучала буквально везде: в госпитале и тылу, в партизанском отряде. Нередко с музыкальным инструментом была связана какая-то интересная история. К примеру, в Минске, в музее Великой Отечественной войны, хранится аккордеон «Hohner» - трофей Первой Белорусской партизанской бригады Витебской области. В мае 1942 года разведчики этого отряда заметили на Западной Двине, у деревни Островки, две моторные лодки и открыли по ним огонь. Первую подбили сразу, в ней и нашли аккордеон (вторую лодку тоже подбили, но у соседней деревни). Инструмент гитлеровцы использовали во время своих агитационных поездок по захваченным сёлам Витебской области. Партизаны передали найденный аккордеон в Москву — с просьбой вручить его Белорусскому ансамблю песни и танца. Под клавишами прикрепили письмо: «Играйте на нём веселей, и пусть звуки его гремят похоронным маршем для Гитлера». Ансамблю действительно передали этот инструмент, который с тех пор исколесил с новыми хозяевами немало дорог. А в 1944 году, на партизанском параде в освобождённом от фашистов Минске, партизаны увидели свой давний трофей.
До 1954 года этот аккордеон выступал на концертах государственного ансамбля хоровой капеллы БССР имени Г.Р.Ширмы. А потом музыканты передали его в музей в Минск.
А вот воспоминания Александра Терентьевича Макушева, ветерана, кавалера ордена Великой Отечественной войны, автора книги «Расскажи, гармонь»: «Тёркины-гармонисты балагуры неизменно были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской игре на гармошке, умелых рассказах и шутках. Многие гармонисты были отличными разведчиками. К сожалению, находясь на переднем крае борьбы, они погибали от вражеских пуль...»
Добрым словом поминал гармонь и Георгий Константинович Жуков в своей знаменитой книге «Воспоминания и размышления»: «При подготовке операции войск степного фронта мне пришлось познакомиться с командующим 53-й армией генералом И.М.Манагаровым. А когда была кончена работа и мы сели ужинать, он взял в руки баян и прекрасно сыграл ряд очень весёлых вещей. Усталость как рукой сняло. Я глядел на него и думал: таких командиров очень любят бойцы и идут за ним в огонь и в воду. Я поблагодарил Манагарова за отличную игру на баяне, чему, кстати, всегда завидовал...»
А теперь ещё одна история о гармони. Её я узнала, когда побывала в липецкой школе №28, точнее, в её музее Боевой Славы.
Когда началась война, москвичу Мише Степнову было 13 лет. В семье он сразу остался за старшего: отец отправился воевать, а вскоре на него пришла похоронка. Мать, получив такое страшное известие, тяжело заболела, а Мишу она отправила искать своего (Мишиного) дядю. Так и попал мальчишка в 637 полк и стал его сыном. Он помогал солдатам по хозяйству, а в свободные минуты играл для них на гармони. Смышлёного мальчишку полюбили и даже сшили ему свою специальную форму. Так, вместе с 637 полком, и добрался Миша Степнов до Берлина. А там в День нашей Победы солдаты буквально всюду на ходу организовывали импровизированные концерты. Решил выступить на таком концерте и Мишка. Взял в руки гармонь — и полилась знаменитая «Катюша». К мальчишке подскочили бойцы, стали подпевать, хлопать.
И вдруг посреди этого ликования из толпы выскочил офицер.
- Сынок! – крикнул он. – Сынок, Миша!..
Да, это действительно был Мишин отец, которого считали погибшим! Не по лицу узнал он сына, а по залихватской игре. И где встретились-то: в Берлине, за тысячи километров от родного дома... А ведь, кабы не голос гармошки, отец мог бы просто стоять к сыну спиной — и встреча не состоялась бы...
Автор Софья Милютинская
picturehistory.livejournal.com