Суренянц, Вардгес Акопович. Суренянц картины
Вардгес Акопович Суренянц – армянский живописец, иллюстратор и теоретик искусства-video
Вардгес Яковлевич Суренянц (или Вардкес Акопович Суреньянц) родился 27 февраля (10 марта по н. ст.) 1860 года в южногрузинском городке Ахалцихе в семье священника. Мальчику едва исполнилось 7 лет, когда его отца перевели с Кавказа в Крыму настоятелем армянской церкви в губернском центре Тавриды — Симферополе.
Здесь, в Крыму, семья Суренянца тесно подружилась с мастером мари-истической живописи И. К. Айвазовским, жившим в Феодосии. Однажды вместе с великим художником священник Акоп (Яков) Суреньянц ездил в Бахчисарай, взяв с собой совсем еще маленького Вардгеса. В той поездке мальчишка делал зарисовки ханского дворца, в которых знаменитый маринист увидел задатки большого таланта. Впоследствии В. Суренянц посвятит свои работы по Бахчисараю именно И. К. Айвазовскому.
На всю жизнь запомнил юный Вардгес совместную поездку с ним в Бахчисарай. Иван Константинович обратил внимание на карандашные наброски дворца и фонтана, сделанные мальчиком, похвалил его и подарил ему набор красок. Этот случай стал началом художнического пути Вардгеса Суренянца. Похоронен великий художник в Ялте во дворе армянской церкви, которая была построена по его эскизам.


Проучившись в белокаменной в общей сложности восемь лет, молодой Вардгес уезжает в Германию и в 1880 году становится студентом архитектурного отделения Мюнхенской политехнической школы. Однако очень скоро В. Суренянц окончательно «заражается» живописью и переходит на учебу в Мюнхенскую Академию художеств.Основным занятием студентов этого европейского вуза было в то время копирование работ великих мастеров кисти: Мурильо, Ван-Дейка, Рембрандта, Рубенса, Броуэра и других.Вскоре молодой В.Суренянц удачно продал одну из своих картин, написанную на восточный мотив, и получил возможность посетить Италию. Затем он вернулся в Мюнхен и, закончив учебу, в 1885 году приехал в Москву.
Жизнь – это исполнение долга
Любая картина – это самопознание. Это и образ мышления, взгляд на жизнь, форма восприятия вселенной в целом и замкнутого мира собственной личности.
Характерной чертой Суренянца было творческое любопытство и неистовый темперамент, позволявшие художнику уверенно продвигаться по лабиринту современной жизни. Судьба была благосклонна к молодому армянину – его яркий талант был замечен: он стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ему не было еще и двадцати, когда он уехал в Мюнхен и поступил в Академию художеств. Вначале его привлекла архитектура, затем – живопись. Природные способности плюс образование обратили Вардгеса Суренянца в «блестящего интеллигента европейской модели».
«Каждый художник дорожит своей манерой и только ей обязан своим самостоятельным положением среди своих товарищей по искусству», – скажет он позже. Этому девизу художник остался верен на всю жизнь. Основной принцип Суренянца: художник не должен рабски копировать то, что родила природа, но должен рождать свое. Не случаен, посему, импрессионистский подход в его творчестве – стремление не столько к сходству или выразительности, сколько к выявлению оттенков настроения, окрашенного чаще всего в мягкие тона. Отсюда и покоряющая естественность его работ, где отчетливо выявлен принцип «тепло-холодности», приводящий движение цвета к валёрному единству. Автору не свойственно педалирование эмоций; сдержанна его палитра, скуп рассказ.









depiararat.com
Художник-историк Вардкес Суренянц - galkoval
«Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899)









galkoval.livejournal.com
Вардгес Суренянц – биография и картины художника в жанре Реализм, Символизм – Art Challenge
Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885 годах учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца. С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году, вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[3]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[1][3]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. С 1910 года член организации Передвижников В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[3]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей. Умер 6 апреля 1921 года.
Творчество
Изучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[4]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[1]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[4] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[1]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля. Некоторые его работы 1890-х гг. посвящены резне армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910 гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 2255 дней], до 1900-х годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определённого стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 2255 дней]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник. Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия). В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.Графика, театрально-декорационное творчество
Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter». Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899) изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С. Лагерлёф (1910) и др. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художника необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов. Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»)Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885 годах учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца. С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году, вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[3]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[1][3]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. С 1910 года член организации Передвижников В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[3]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей. Умер 6 апреля 1921 года.
Творчество
Изучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[4]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[1]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[4] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[1]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля. Некоторые его работы 1890-х гг. посвящены резне армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910 гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 2255 дней], до 1900-х годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определённого стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 2255 дней]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник. Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия). В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.Графика, театрально-декорационное творчество
Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter». Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899) изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С. Лагерлёф (1910) и др. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художника необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов. Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви») Сохранитьartchallenge.ru
Суренянц Вардгес Акопович — Энциклопедия фонда «Хайазг»
Дополните информацию о персоне
Суренянц Вардгес Акопович | |
Sourenyants Vartkes | |
![]() | |
Другие имена: | Суреньяиц Вардгес Акопович,Суренянц Вардкес Акопович,Суренянц Варткес Акопович |
Латиницей: | Surenyants Vardges |
На английском: | Sourenyants Vartkes |
Дата рождения: | 10.03.1860 |
Место рождения: | Ахалцихе, Грузия |
Дата смерти: | 06.04.1921 |
Место смерти: | Ялта, Россия |
Краткая информация:Художник |
Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника.
Спустя восемь лет семья Суренянц переехала в Симферополь.
1870 - поступил в гимназию Московского Лазаревского института.
В 1872 - его отца назначают просвитером Московской армянской епархии и семья переезжает в Москву. Вардкес переводится из гимназии в Московское училище зодчества, ваяния и живописи.
В 1879 - едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств. Проучившись там год, переводится на факультет живописи той-же академии к мастерам Фрицу Каульбаху и Отто Зейцу.
Творчество
С 1881г. по 1883г. он путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция, остров Св.Лазаря; изучает армянскую литературу в библиотеке армянских мхитаристов. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале “Мегу Айастани” в 1883г.
Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно, до 1900 годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определенного стиля изображения Востока с точки зрения европейца.
В эти годы написаны полотна "Попранная свинья", "Альгамбра", "Покинутая". Картина "Семирамида у трупа Ара Прекрасного" - хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединенной идее жизни, судьбы , мрачных раздумий….
1985-1887 гг.Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций, в 1889г. – он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне , владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира "Ричард Третий" и рисует несколько его карандашных портретов.
В 1890г. он возвращается на родину и начинает преподавать живопись и историю искусства в Эчмиадзинской духовной семинарии, копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру.
В 1987г. он пишет "Церковь Рипсимэ", символизирующую трагизм и возвышенный дух армянскго народа.
В 1901г. в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка.
Вардгес Суренянц имел также опыт работы
- оформления сцены (в Художественном театре пьесы "Слепые","Там внутри","Непрошенная"
- в театре Комиссаржевской –"Драма любви"
Среди картин Суреньянца особой популярностью пользуются: «Попранная святыня» (1895 г.), «Храм Рипсиме у Эчмиадзина» (1897 г.), «Шамирам (Семирамида) у тела Ары Прекрасного» (1899 г.), «Саломея» (1907 г.).
Картины Суреньянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).
Он основоположник исторического жанра в армянской живописи.
В 1917г. он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.
Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. В Ереванской картинной галерее хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.
Суренянца необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приемы которой он использовал в своем творчестве. Суренянцу не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.
Умер Вардкес Суренянц 6 апреля 1921.
Изображения
Работы
-
-
Возвращение царицы Запел на престол
-
Восточная танцовщица
-
-
Фирдоуси читает Шах-Намэ Махмуду Газневи
-
Попранная святыня
-
-
Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора
-
Мкртич Хримян
-
Разное
- Вардгес Суренянц был по профессии архитектором.
- Армянскую церковь в Ялте по заказу Тер-Гукасова построил архитектор Г.Тер-Микелов (1905-1909 гг.)и по эскизам художника Варднеса Суренянца (1860-1921) [похоронен в ограде церкви].
- Похоронен во дворе армянской церкви в Ялте.
- В книжной графике (оформление книги "Армянский поэт Смбат Шахазиз", иллюстрации к армянским сказкам). Недавно вновь переиздана в иллюстрациях Суренянца поэма А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».
- Часть фото прислано К.К. Авакяном.
- Арис Казинян. 100 величайших армян ХХ века. Москва. 2006
- Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.314, ISBN 978-9939-0-1120-2
- Пештмалджян М.Г. "Памятники армянских поселений" Ред. Казанджян Р.В. Ер., 1987
- Ноев Ковчег. Информационно-аналитическая газета армянской диаспоры стран СНГ. N 9 (43) Сентябрь 2001 года
- Г. Манучарян. "Возникновение армянских поселений на полуострове" - Сквозь века: Народы Крыма. Вып.1 - Симферополь: Академия Гуманитарных наук, 1995
- Горян П., Вардгес Суреньянц. 1860—1921, Ер., 1973
- Ерканян В.С. Армянская культура в 1800-1917 гг. / Пер. с арм. К.С. Худавердяна. Ер., 1985
- Арис Казинян. 100 величайших армян XX века. Москва, 2006, С.-156-156.
- Развлекательно-познавательный блог "Коктейль" Суренянц Вардгес Акопович
- Ереван.ру
- ЖЖ
- Личности
- Жизнь и творчество В. Суренянца - Армянский форум Айастан
- «Бахчисарайский фонтан» в творчестве Вардгеса Суренянца - Крым для россиян
- Национальная галерея Армении
- Культура - Суренянц
Истинный живописец своей эпохи. Газета «Коктейль» №8 (170) от 3-9 марта 2000 г.
- Первый передвижник
- Видные выпускники и преподаватели Эчмиадзинской духовной семинарии в Санкт-Петербурге (Биографический справочник). Санкт-Петербург, 2012. Библиотека газеты «Аватамк». Главный редактор – Армен Меружанян
Документальные фильмы
- Документальный фильм о Вардкесе Суренянце - 1963г., ЕСХДФ, 21мин. (581м), цвет. Авт.сцен. М.Казарян, реж. Дж.Жамгарян, опер. Н.Симонян
ru.hayazg.info
Вардгес Суренянц - игра в бирюльки
Давно хотела рассказать о художнике, чей жизненный путь, творчество и смерть сама -- свидетельство о настоящем и истинном. В самом благородном и широком смысле слова, который можно вложить, оглядываясь на щедрую историю достижений человечества.Это художник Вардгес Акопович Суренянц.
Могила его находится в Ялте, у Армянской церкви. Она никогда не бывает местом особых паломничеств, никогда не утопает в цветах и мемориальных венках по случаю памятных дат. Зато она всегда скромна, чиста и уединенна, и самый воздух, и тишина, и летний зной, и зимняя южнобережная обреченность - все рядом с этой могилой настоящее. Такое же настоящее, как след, оставленный художником Суренянцем.
Вики сообщает, что родился Вардгес Акопович в 1860 в Ахалцихе - городе на юге Грузии, ведущем свою историю с 12 века.
О ранних годах художгника известно не много. Источники пишут, что первые 8 лет своей жизни мальчик находился в Ахалцихе - среди живых свидетельств о боевых походах и битвах, об османах-завоевателях, об эрзрумских армянах, составлявших до 80% населения города.
Отцом художника был священник — учитель истории религии, отсюда и берет начало глубокое проникновение в величие и метафоричность библейских образов, которое раскрылось в зрелом творчестве.В 1868 году вместе семья Суренянц переехала в Симферополь, где прожили четыре года. В очерках о Серебряном веке в Крыму профессор А.И. Коваленко сообщает, что они приехали к своим дальним родственникам Айвазовским, а интерес к живописи привил Вардгесу именитый художник. Но родители видели будущее своего ребенка менее артистичным и более традиционным.Вардгес Суренянц десятилетним мальчиком был определен в Московский Лазаревскую академию, чтобы обрести духовный сан. Спустя два года учебы, когда его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.
Я не встречала у искусствоведов сравнения "Саломеи" и "Семирамиды у трупа Ара Прекрасного", написанной несколько раньше, в 1899 году.
Как многие живописцы, чьей музой была муза модерна, Суренянц отдал должное ориентализму. 1985-1887 гг.Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. Но так же, как и сюжеты мифологические, ориенталистские нашли у него местное решение и обрели колорит юга Российской империи. Во второй половине 90-х годов он попеременно живет то в Москве, то в Крыму. Очарованный красотой крымского побережья, ее восточной экзотикой, он на два года останавливается в Бахчисарае, где работает над иллюстрациями к «Бахчисарайскому фонтану» А.С. Пушкина.
Мне эти работы напоминают если не Этьена Дине, то Чарльза Глира. Но с этим, конечно, можно поспорить.
Следующим и самым судьбоносным этапом в жизни Суренянца был ялтинский период. В 1909 году бакинский нефтепромышленник Погос Тер-Гукасян приглашает Вардгеса Суренянца построить и расписать армянскую церковь в Ялте, спроектированную армянским архитектором Габриэлем Тер-Микеляном. За основу этой церкви была взята церковь Св.Рипсиме в Эчмиадзине, исполненная в стиле ранне-христианских армянских храмов. Однако Суренянцу внес в ее облик много свежего с применением стилистики модерна во внешнем облике и во внутренней отделке. Это видно по рельефным украшениям на фасаде церкви и въездных воротах; изображений ворон, сидящих на карнизе узкого окна круглой башни-усыпальницы; в купольном зале, расписанном орнаментами с райскими птицами; колоннами, исполненными в виде могучего дуба, увитого лозой виноградника.Работа по строительству и украшению церкви шла долго и с большими материальными трудностями, о чем сообщается в письме Суренянца к брату: «...Если скажу, что у меня кровоточит сердце, то это должно быть понятно в прямом смысле... Этот большой и выгодный церковный заказ в конце концов доведет меня до крайней нищеты и отчаяния», - писал он (архив армянской церкви в Ялте).
В 1918 году управляющий строительными делами, спасаясь от большевистского террора, бежал за границу, оставив на произвол судьбы как саму церковь, так и ее мастеров. Вардгес Суренянц добровольно берет на себя труд не только по охране своего детища, но и бесплатно продолжает работать по внутреннему украшению церкви.
Умер Вардгес Суренянц в апреле 1921 года.Апрель в Ялте - время особенных цветов и туманов. Перламутровые бусины еще не родившихся бутонов алычи, перламутр, растворенный в воздухе... Все говорит о каком-то очень трогательном обещании нежной любви...
Вардгес Акопвич Суренянц упал с лесов из под купола церкви, потеряв сознание в голодном обмороке. Он умер в церкви под индигово-золотым куполом, осененный крыльями архангелов, под отеческими взглядами четырех евангелистов.
zan-off.livejournal.com
Вардгес Суренянц. Армянская живопись | World of Art
Вардгес Яковлевич Суренянц (или Вардкес Акопович Суреньянц) родился 27 февраля (10 марта по н. ст.) 1860 года в южногрузинском городке Ахалцихе в семье священника. Мальчику едва исполнилось 7 лет, когда его отца перевели с Кавказа в Крыму настоятелем армянской церкви в губернском центре Тавриды — Симферополе.
На всю жизнь запомнил юный Вардгес совместную поездку с ним в Бахчисарай. Иван Константинович обратил внимание на карандашные наброски дворца и фонтана, сделанные мальчиком, похвалил его и подарил ему набор красок. Этот случай стал началом художнического пути Вардгеса Суренянца. Похоронен великий художник в Ялте во дворе армянской церкви, которая была построена по его эскизам.


Жизнь – это исполнение долга

Любая картина – это самопознание. Это и образ мышления, взгляд на жизнь, форма восприятия вселенной в целом и замкнутого мира собственной личности.
Характерной чертой Суренянца было творческое любопытство и неистовый темперамент, позволявшие художнику уверенно продвигаться по лабиринту современной жизни. Судьба была благосклонна к молодому армянину – его яркий талант был замечен: он стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ему не было еще и двадцати, когда он уехал в Мюнхен и поступил в Академию художеств. Вначале его привлекла архитектура, затем – живопись. Природные способности плюс образование обратили Вардгеса Суренянца в «блестящего интеллигента европейской модели».
«Каждый художник дорожит своей манерой и только ей обязан своим самостоятельным положением среди своих товарищей по искусству», – скажет он позже. Этому девизу художник остался верен на всю жизнь. Основной принцип Суренянца: художник не должен рабски копировать то, что родила природа, но должен рождать свое. Не случаен, посему, импрессионистский подход в его творчестве – стремление не столько к сходству или выразительности, сколько к выявлению оттенков настроения, окрашенного чаще всего в мягкие тона. Отсюда и покоряющая естественность его работ, где отчетливо выявлен принцип «тепло-холодности», приводящий движение цвета к валёрному единству. Автору не свойственно педалирование эмоций; сдержанна его палитра, скуп рассказ.

На картине Суренянц изобразил именно тот момент, когда Семирамида, сидя у изголовья своего возлюбленного, погрузилась в тяжелые мысли, полные отчаяния и смятения... Остановившееся, бесконечно длящееся в паузе мгновение, запечатлило весь драматизм переживаний.


Прекрасны и женские портреты в творчестве Суренянца, где лица не претендуют на какое-либо сходство; они становятся лишь признаками или символами человеческого лица. «Саломея» – один из персонажей Нового Завета – падчерица Ирода Антипы, а впоследствии царица Халкиды и Малой Армении – как бы сливается с мерцающим колоритом фона картины, – психологическое пространство сведено в фокусную точку притчи. В образе иудейской принцессы, в ее «сомнамбулической романсовости» есть недосказанность: при всей страстности, она целомудренна; при всей пламенности – сдержанна. Изящная стилистическая инкрустация выдает в художнике не только живописца, но и тонкого рисовальщика, графика.





http://khachkar.ru/
worldartdalia.blogspot.com
Суренянц, Вардгес Акопович — Энциклопедия Armenia.ru
W
Вардгес Акопович Суренянц (27 февраля (10.03) 1860, Ахалцихе, — 4 июня 1921, Ялта) — армянский живописец и график[2], теоретик искусства.
[править] Детство
Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьей переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают просвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.
[править] Учёба


В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской Академии художеств, в 1880—1885[2] учится и заканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца[3].
[править] Дальнейшая деятельность
С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.


С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году[3], вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[4]. В 1894 году картиной «Покинутая» участотвал в 22-й выставке Передвижников[2][4]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[4]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.
С 1910 года член организации Передвижников[2].
Умер 6 апреля 1921 года.
[править] Творчество


Изучая культуру Востока и Запада Суренянцу удалось создать свой, неповторимый национальный стиль[1]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[2]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[1] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[2]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввел в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля[4]. Некоторые его работы 1890-гг. посвящены резни армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910-гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединенной идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. Во втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирующую трагизм и возвышенный дух армянскго народа. Один из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана Мюнхенской Академии художств, в 1914-ом — в Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.

Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник?], до 1900 годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определенного стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник?]. Ксожалению художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.
Картины Суреньянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).
В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.
[править] Театральное художество. Графика
Еще со времен Мюнхенской учебы занимался также графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter»[3]. Работал в области театрального художества и книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899)[2] изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О Уайлда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинга «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С Лагерлёфа (1910) и др.[4]. Вардгес Суренянц имел также опыт работы оформления сцены (в Художественном театре пьесы «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» в театре Комиссаржевской — «Драма любви»). Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художнику необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приемы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.
-
«Богоматерь и младенец (Армянская Богородица)», 1895 год
-
«Попранная святыня», 1895 год
-
«Фирдуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи», 1913 год
-
«Портрет Мкртича Хримяна», 1909 год
-
«Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год
-
«Портрет Идельсон», 1913 год
- ↑ 1,01,11,2В. Бадалян. Известный и неизвестный Вардгес Суренянц // Голос Армении. — 13 Май, 2010. — № 51 (19984).
- ↑ 2,02,12,22,32,42,52,6Суреньянц Вардгес — статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
- ↑ 3,03,13,2Армянская советская энциклопедия. — Т. 11. — С. 205.
- ↑ 4,04,14,24,34,4Армянская советская энциклопедия. — Т. 11. — С. 206.
- ↑ 5,05,1Е. Костина. Искусство 19 века. Искусство Армении // Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Н. В. Яворской. — М.: Искусство, 1964. — Т. 5.
- ↑ Гюрджян Г. М. Основоположник исторического жанра в армянской живописи // Историко-филологический журнал : Сб. — 1960. — Т. 4. — С. 134-147.
Шаблон:Передвижники
wiki.armenia.ru