Суренянц, Вардгес Акопович. Суренянц картины


Вардгес Акопович Суренянц – армянский живописец, иллюстратор и теоретик искусства-video

Вардгес Яковлевич Суренянц (или Вардкес Акопович Суреньянц) родился 27 февраля (10 марта по н. ст.) 1860 года в южногрузинском городке Ахалцихе в семье священника. Мальчику едва исполнилось 7 лет, когда его отца перевели с Кавказа в Крыму настоятелем армянской церкви в губернском центре Тавриды — Симферополе.

Здесь, в Крыму, семья Суренянца тесно подружилась с мастером мари-истической живописи И. К. Айвазовским, жившим в Феодосии. Однажды вместе с великим художником священник Акоп (Яков) Суреньянц ездил в Бахчисарай, взяв с собой совсем еще маленького Вардгеса. В той поездке мальчишка делал зарисовки ханского дворца, в которых знаменитый маринист увидел задатки большого таланта. Впоследствии В. Суренянц посвятит свои работы по Бахчисараю именно И. К. Айвазовскому.

На всю жизнь запомнил юный Вардгес совместную поездку с ним в Бахчисарай. Иван Константинович обратил внимание на карандашные наброски дворца и фонтана, сделанные мальчиком, похвалил его и подарил ему набор красок. Этот случай стал началом художнического пути Вардгеса Суренянца. Похоронен великий художник в Ялте во дворе армянской церкви, которая была построена по его эскизам.

В 10-летнем возрасте В. Суренянца привезли в Москву, где он стал учащимся Лазаревского института восточных языков. В 1876 году по рекомендации педагогического совета этого вуза юноша был направлен на учебу в Московский институт живописи, ваяния и зодчества, на архитектурный факультет.

Проучившись в белокаменной в общей сложности восемь лет, молодой Вардгес уезжает в Германию и в 1880 году становится студентом архитектурного отделения Мюнхенской политехнической школы. Однако очень скоро В. Суренянц окончательно «заражается» живописью и переходит на учебу в Мюнхенскую Академию художеств.Основным занятием студентов этого европейского вуза было в то время копирование работ великих мастеров кисти: Мурильо, Ван-Дейка, Рембрандта, Рубенса, Броуэра и других.Вскоре молодой В.Суренянц удачно продал одну из своих картин, написанную на восточный мотив, и получил возможность посетить Италию. Затем он вернулся в Мюнхен и, закончив учебу, в 1885 году приехал в Москву.

Жизнь – это исполнение долга
Любая картина – это самопознание. Это и образ мышления, взгляд на жизнь, форма восприятия вселенной в целом и замкнутого мира собственной личности.

Характерной чертой Суренянца было творческое любопытство и неистовый темперамент, позволявшие художнику уверенно продвигаться по лабиринту современной жизни. Судьба была благосклонна к молодому армянину – его яркий талант был замечен: он стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ему не было еще и двадцати, когда он уехал в Мюнхен и поступил в Академию художеств. Вначале его привлекла архитектура, затем – живопись. Природные способности плюс образование обратили Вардгеса Суренянца в «блестящего интеллигента европейской модели».

«Каждый художник дорожит своей манерой и только ей обязан своим самостоятельным положением среди своих товарищей по искусству», – скажет он позже. Этому девизу художник остался верен на всю жизнь. Основной принцип Суренянца: художник не должен рабски копировать то, что родила природа, но должен рождать свое. Не случаен, посему, импрессионистский подход в его творчестве – стремление не столько к сходству или выразительности, сколько к выявлению оттенков настроения, окрашенного чаще всего в мягкие тона. Отсюда и покоряющая естественность его работ, где отчетливо выявлен принцип «тепло-холодности», приводящий движение цвета к валёрному единству. Автору не свойственно педалирование эмоций; сдержанна его палитра, скуп рассказ.
Одна из известных работ Суренянца – «Ара Прекрасный и Семирамида». Ара Прекрасный – это легендарный армянский царь, о котором в V веке писал армянский историограф Мовсес Хоренаци в своей книге «История Армении». Наслышанная о необыкновенной красоте Ары Прекрасного, Семирамида (в армянских источниках – Шамирам) возжелала добиться его любви и, овдовев, направила послов в Армению, которые должны были передать армянскому царю о ее желании, чтобы Ара стал царем Ассирии. Однако вернувшиеся послы передали царице унизивший ее отказ армянского царя. Оскорбленная царица решила выступить против армянского царя во главе своей армии. Неожиданно напав на Армению, ассирийская армия смогла прорвать заслоны и углубиться в центр страны. Тогда Семирамида приказала воинам взять Ары живым, но, к ужасу царицы, ее избранник был смертельно ранен в кровопролитном сражении…

На картине Суренянц изобразил именно тот момент, когда Семирамида, сидя у изголовья своего возлюбленного, погрузилась в тяжелые мысли, полные отчаяния и смятения… Остановившееся, бесконечно длящееся в паузе мгновение, запечатлило весь драматизм переживаний.

Художник, прекрасно осознающий свое место в пространстве армянской культуры, не мог не обратиться к теме Геноцида армян – погромов и резни армян в Турции 1894-1895 годов. Эмоциональный тонус полотен «Попранная святыня», «После резни» буквально наэлектризован хаотической стихией трагизма. В творчестве последних лет особенно ощутимо своеобразное качество художнической памяти… Нечто, отложившееся в ней многие годы назад, всплывает, способствуя возникновению неординарных работ, формированию новых методов, объединяющих поиски разных лет, импульсы разных традиций. Он как бы виртуально восстанавливал Ани, живописал и украшал Эчмиадзинский собор, обращался к историческим событиям древности. Отец Вардгеса Суренянца был священником, что не могло не оставить след в его творчестве: у него много работ на религиозные темы: «Григор Лусаворич», «Богоматерь и младенец», «Мкртич Хримян» и др. Декоративная целостность и ритмическое равновесие «работают» в этих полотнах на длительность созерцания. Своеобразное очарование и лиризм придает он ликам святых, делая их по-человечески понятными и памятными.
Глубоко патриотично решена большая работа «Мкртич Хримян», где использован натурный, даже несколько жестковатый реализм; за этой трактовкой образа скрывается взгляд художника, видящего в пластике человеческого тела и выражении его лица неисчерпаемые возможности рассказа о судьбе. Известно, что Мкртич I горячо отстаивал права и интересы армянского народа. Он основывал школы, музеи, журналы, сделал много для поднятия народного образования. Его энергия и безграничная доброта создали ему редкую популярность среди народа, давшего ему прозвище Айрик («Отец»). Имея русскую ориентацию и связывая безопасность и суверенность армянского народа с поддержкой России, Мкртич I прибыл в 1895 году в столицу Российской Империи Санкт-Петербург, где у него состоялась встреча с 27-летним Государем Императором Всероссийским Николаем II Александровичем. В 1895–1896 годы во время массовых погромов армянского населения, организованных турецким правительством, Католикос неоднократно обращался к русским чиновникам, собирал пожертвования и материально помогал западно-армянским беженцам, перебравшимся в Восточную Армению. Однако в 1903 году Мкртич I предпринял активную борьбу против Указа Государя Императора Николая II Александровича о конфискации армянского церковного и школьного имущества, запретив армянским церковным епархиям подчиняться данному Указу. Суренянц психологически тонко запечатлел образ католикоса, который, не пожелав подчиниться воле Государя, бросил письмо на ковер. Лицо его одновременно выражает опустошенность и бескомпромиссность в отношении к создавшейся ситуации.

Прекрасны и женские портреты в творчестве Суренянца, где лица не претендуют на какое-либо сходство; они становятся лишь признаками или символами человеческого лица. «Саломея» – один из персонажей Нового Завета – падчерица Ирода Антипы, а впоследствии царица Халкиды и Малой Армении – как бы сливается с мерцающим колоритом фона картины, – психологическое пространство сведено в фокусную точку притчи. В образе иудейской принцессы, в ее «сомнамбулической романсовости» есть недосказанность: при всей страстности, она целомудренна; при всей пламенности – сдержанна. Изящная стилистическая инкрустация выдает в художнике не только живописца, но и тонкого рисовальщика, графика.

Суренянц действительно был художником широкого творческого диапазона. Он интересно и плодотворно работал не только в живописи, но и на ниве сценографии, оформления книг и журналов, иллюстрации и монументальной живописи. Так, в самом начале XX века он необычно роскошно оформил в Императорском Мариинском театре балет Адана «Корсар», оперы Вагнера «Зигфрид» и Рубинштейна «Демон». Затем работал с Константином Станиславским в Московском художественном театре, оформил чеховскую «Чайку» и ряд других спектаклей. Архитектурное образование дало ему возможность прекрасно чувствовать сцену, а особый интерес Суренянца к театру привел к тому, что он еще в 1907-1908 годах подсказал Александру Спендиарову идею оперы «Алмаст», которую, к сожалению, им не суждено было увидеть на сцене. Но Суренянц на этом не остановился. К 100-летию Александра Пушкина он берется за оформление и иллюстрацию «Бахчисарайского фонтана», «Армянских сказок», драм Метерлинка, сказок Уайльда. Нынче трактовки Суренянца можно считать хрестоматийными.
Что касается монументальной живописи, то ему принадлежит роспись армянской церкви в Ялте, но, к большому сожалению, Суренянц успел осуществить только ее небольшую часть. Вардгкес Суренянц занимался также переводческой, преподавательской, исследовательской (особенно в области архитектуры) деятельностью. Большой интерес вызывают также его искусствоведческие и исторические статьи. А еще рассказывают, что ему пришлось быть даже переводчиком будущего короля единой Италии Витторио Эмануеле III, когда тот в 1890 году прибыл в Армению. Причем Суренянц не только озвучил на итальянском приветствие Католикоса, но и стал гидом при посещении гостем Эчмиадзинского собора и Матенадарана.

Сегодня в Национальной галерее под экспозицию заняты два больших зала. Скоро эта выставка переберется в Эчмиадзин, где хранится обширная колекция работ художника на религиозную тему. И это не случайно, ибо духовное составляет почти все в сознании художника, знающего, что жизнь – это не просто красота, но и исполнение долга.

depiararat.com

Художник-историк Вардкес Суренянц - galkoval

«Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899)СемирПолюбила за красоту Ара Прекрасного ассирийская царица Шамирам. Дары прислала страстная царица, послов, золото, скипетры… Но Ара Прекрасный отказал понял её любви, взял и отказал. Возможно, сердце его было занято, а может, Шамирам была старше него. А может, и у неё были волосатые ноги, такая весть бежит впереди даже цариц… Но Ара Прекрасный хотел взять в жёны армянку и отказал. Умоляла, просила Шамирам, и всё через послов, а так нельзя было. Не смогла добиться ни его любви, ни согласия жениться. Тогда неописуемо разгневалась Шамирам, объявила врагом и пошла на него войной, в бою убили прекрасного царя, долго не могли найти тело… Но вот нашли, она сидит у мёртвого поверженного врага… И, несомненно, жалеет о содеянном. Женщины такие, сначала причинят тебе вред, а потом сидят вот в глубоком раздумье… Такое вот белое танго…Одна из самых трогательных картин великого армянского художника Вардкеса Суренянца. Хотя столько спорят об Айвазовском, армянский, русский. А вот про Суренянца никто не спорит. Армянин и всё. Cfv
Родился Вардкес Суренянц в городе Ахалцихе, который словно для того и был создан, чтоб прекрасные армянские художники там рождались. Как, например, Ваграм Гайфеджян, которого называли «тихим гением». Или тот же Акоп Коджоян. Вот и Суренянц там родился. Но так как кругом была Российская империя, отец Яков оказался сначала в Крыму, где подружился с Айвазовским. Маленький Вардкес еле семи лет делал зарисовки ханского дворца, в которых знаменитый маринист увидел задатки большого таланта. Иван Константинович обратил внимание на карандашные наброски дворца и фонтана, сделанные мальчиком, похвалил его и подарил ему набор красок. Этот случай стал началом художнического пути Вардгеса Суренянца. В._Суренянц._Выход_Крестного_хода_из_Эчмиадзинского_собора,_1895Впоследствии="Впоследствии" Суренянц="Суренянц" посвятит="посвятит" свои="свои" работы="работы" по="по" Бахчисараю="Бахчисараю" именно="именно" Дальше="Дальше" отца-священника="отца-священника" перевели="перевели" в="в" Московскую="Московскую" И="И" Суренянц="Суренянц" уже="уже" учился="учился" в="в" гимназии="гимназии" Лазаревского="Лазаревского" потом="потом" в="в" Московском="Московском" училище="училище" ваяния="ваяния" и="и" а="а" потом="потом" в="в" Мюнхене="Мюнхене" закончил="закончил" тамошнюю="тамошнюю" Академию="Академию" Затем="Затем" и="и" везде="везде" Суренянц="Суренянц" участвует="участвует" в="в" и="и" всегда="всегда" пишет="пишет" что-то="что-то" на="на" тему="тему" армянской="армянской" ХристСуренянц,_«Попранная_святыня»,_1895СаломеяБогорИллюстрации к «Цыганам» Пушкина, «Бахчисарайскому фонтану», оформление чеховских пьес, научные труды по архитектуре… После путешествия в Иран, где было написано много этюдов и композиций, в 1889г. – он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для великого трагика Петроса Адамяна трагедию Шекспира “Ричард Третий” и пишет несколько его карандашных портретов.ГолаяВардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре, в Московском Художественном театре, в театре Веры Комиссаржевской. Ehty2Это был очень масштабный человек, оставив о себе особую память как живописец, график, переводчик, оформитель театральных спектаклей. В каждой из этих ипостасей он был художником от Бога. Суренянц был знаком с армянской миниатюрой и его работы сами в чем-то похожи на мозаику из драгоценных камней. Саломея Знаменитая "Саломея".

galkoval.livejournal.com

Вардгес Суренянц – биография и картины художника в жанре Реализм, Символизм – Art Challenge

Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885 годах  учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца. С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году, вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[3]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[1][3]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. С 1910 года член организации Передвижников В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[3]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей. Умер 6 апреля 1921 года.

Творчество

Изучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[4]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[1]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[4] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[1]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля. Некоторые его работы 1890-х гг. посвящены резне армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910 гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 2255 дней], до 1900-х годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определённого стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 2255 дней]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник. Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия). В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.

Графика, театрально-декорационное творчество

Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter». Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899) изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С. Лагерлёф (1910) и др. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художника необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов. Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»)

Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в 1880—1885 годах  учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца. С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году, вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[3]. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников[1][3]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. С 1910 года член организации Передвижников В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[3]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей. Умер 6 апреля 1921 года.

Творчество

Изучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой неповторимый национальный стиль[4]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[1]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[4] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[1]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля. Некоторые его работы 1890-х гг. посвящены резне армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910 гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник не указан 2255 дней], до 1900-х годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определённого стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник не указан 2255 дней]. К сожалению, художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник. Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия). В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.

Графика, театрально-декорационное творчество

Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter». Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899) изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О. Уайльда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С. Лагерлёф (1910) и др. Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художника необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов. Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана «Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре Веры Комиссаржевской («Драма любви») Сохранить

artchallenge.ru

Суренянц Вардгес Акопович — Энциклопедия фонда «Хайазг»

Дополните информацию о персоне

Суренянц Вардгес Акопович
Sourenyants Vartkes
6829 1.png
Другие имена: Суреньяиц Вардгес Акопович,Суренянц Вардкес Акопович,Суренянц Варткес Акопович
Латиницей: Surenyants Vardges
На английском: Sourenyants Vartkes
Дата рождения: 10.03.1860
Место рождения: Ахалцихе, Грузия
Дата смерти: 06.04.1921
Место смерти: Ялта, Россия
Краткая информация:Художник

Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника.

Спустя восемь лет семья Суренянц переехала в Симферополь.

1870 - поступил в гимназию Московского Лазаревского института.

В 1872 - его отца назначают просвитером Московской армянской епархии и семья переезжает в Москву. Вардкес переводится из гимназии в Московское училище зодчества, ваяния и живописи.

В 1879 - едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств. Проучившись там год, переводится на факультет живописи той-же академии к мастерам Фрицу Каульбаху и Отто Зейцу.

Творчество

С 1881г. по 1883г. он путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция, остров Св.Лазаря; изучает армянскую литературу в библиотеке армянских мхитаристов. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале “Мегу Айастани” в 1883г.

Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно, до 1900 годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определенного стиля изображения Востока с точки зрения европейца.

В эти годы написаны полотна "Попранная свинья", "Альгамбра", "Покинутая". Картина "Семирамида у трупа Ара Прекрасного" - хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединенной идее жизни, судьбы , мрачных раздумий….

1985-1887 гг.Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций, в 1889г. – он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне , владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира "Ричард Третий" и рисует несколько его карандашных портретов.

В 1890г. он возвращается на родину и начинает преподавать живопись и историю искусства в Эчмиадзинской духовной семинарии, копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру.

В 1987г. он пишет "Церковь Рипсимэ", символизирующую трагизм и возвышенный дух армянскго народа.

В 1901г. в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка.

Вардгес Суренянц имел также опыт работы

  • оформления сцены (в Художественном театре пьесы "Слепые","Там внутри","Непрошенная"
  • в театре Комиссаржевской –"Драма любви"

Среди картин Суреньянца особой популярностью пользуются: «Попранная святыня» (1895 г.), «Храм Рипсиме у Эчмиадзина» (1897 г.), «Шамирам (Семирамида) у тела Ары Прекрасного» (1899 г.), «Саломея» (1907 г.).

Картины Суреньянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).

Он основоположник исторического жанра в армянской живописи.

В 1917г. он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.

Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. В Ереванской картинной галерее хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.

Суренянца необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приемы которой он использовал в своем творчестве. Суренянцу не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.

Умер Вардкес Суренянц 6 апреля 1921.

Изображения

Работы

  • 6201Суренянц Вардгес Акопович.jpg
  • Возвращение царицы Запел на престол

  • Восточная танцовщица

  • Фирдоуси читает Шах-Намэ Махмуду Газневи

  • Попранная святыня

  • Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора

  • Мкртич Хримян

Разное

  • Вардгес Суренянц был по профессии архитектором.
  • Армянскую церковь в Ялте по заказу Тер-Гукасова построил архитектор Г.Тер-Микелов (1905-1909 гг.)и по эскизам художника Варднеса Суренянца (1860-1921) [похоронен в ограде церкви].
  • Похоронен во дворе армянской церкви в Ялте.
  • В книжной графике (оформление книги "Армянский поэт Смбат Шахазиз", иллюстрации к армянским сказкам). Недавно вновь переиздана в иллюстрациях Суренянца поэма А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».
  • Часть фото прислано К.К. Авакяном.
  • Арис Казинян. 100 величайших армян ХХ века. Москва. 2006
  • Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.314, ISBN 978-9939-0-1120-2
  • Пештмалджян М.Г. "Памятники армянских поселений" Ред. Казанджян Р.В. Ер., 1987
  • Ноев Ковчег. Информационно-аналитическая газета армянской диаспоры стран СНГ. N 9 (43) Сентябрь 2001 года
  • Г. Манучарян. "Возникновение армянских поселений на полуострове" - Сквозь века: Народы Крыма. Вып.1 - Симферополь: Академия Гуманитарных наук, 1995
  • Горян П., Вардгес Суреньянц. 1860—1921, Ер., 1973
  • Ерканян В.С. Армянская культура в 1800-1917 гг. / Пер. с арм. К.С. Худавердяна. Ер., 1985
  • Арис Казинян. 100 величайших армян XX века. Москва, 2006, С.-156-156.
  • Развлекательно-познавательный блог "Коктейль" Суренянц Вардгес Акопович
  • Ереван.ру
  • ЖЖ
  • Личности
  • Жизнь и творчество В. Суренянца - Армянский форум Айастан
  • «Бахчисарайский фонтан» в творчестве Вардгеса Суренянца - Крым для россиян
  • Национальная галерея Армении
  • Культура - Суренянц
  • Истинный живописец своей эпохи. Газета «Коктейль» №8 (170) от 3-9 марта 2000 г.
  • Первый передвижник
  • Видные выпускники и преподаватели Эчмиадзинской духовной семинарии в Санкт-Петербурге (Биографический справочник). Санкт-Петербург, 2012. Библиотека газеты «Аватамк». Главный редактор – Армен Меружанян

Документальные фильмы

  • Документальный фильм о Вардкесе Суренянце - 1963г., ЕСХДФ, 21мин. (581м), цвет. Авт.сцен. М.Казарян, реж. Дж.Жамгарян, опер. Н.Симонян

ru.hayazg.info

Вардгес Суренянц - игра в бирюльки

Давно хотела рассказать о художнике, чей жизненный путь, творчество и смерть сама -- свидетельство о настоящем и истинном. В самом благородном и широком смысле слова, который можно вложить, оглядываясь на щедрую историю достижений человечества.

Это художник Вардгес Акопович Суренянц.

Могила его находится в Ялте, у Армянской церкви. Она никогда не бывает местом особых паломничеств, никогда не утопает в цветах и мемориальных венках по случаю памятных дат. Зато она всегда скромна, чиста и уединенна, и самый воздух, и тишина, и летний зной, и зимняя южнобережная обреченность - все рядом с этой могилой настоящее. Такое же настоящее, как след, оставленный художником Суренянцем.

Вики сообщает, что родился Вардгес Акопович в 1860 в Ахалцихе - городе на юге Грузии, ведущем свою историю с 12 века.

О ранних годах художгника известно не много. Источники пишут, что первые 8 лет своей жизни мальчик находился в Ахалцихе - среди живых свидетельств о боевых походах и битвах, об османах-завоевателях, об эрзрумских армянах, составлявших до 80% населения города.

Отцом художника был священник — учитель истории религии, отсюда и берет начало глубокое проникновение в величие и метафоричность библейских образов, которое раскрылось в зрелом творчестве.В 1868 году вместе семья Суренянц переехала в Симферополь, где прожили четыре года.  В очерках о Серебряном веке в Крыму профессор А.И. Коваленко сообщает, что они приехали к своим дальним родственникам Айвазовским, а интерес к живописи привил Вардгесу именитый художник. Но родители видели будущее своего ребенка менее артистичным и более традиционным.Вардгес Суренянц  десятилетним мальчиком был определен в Московский Лазаревскую академию, чтобы  обрести духовный сан. Спустя два года учебы, когда его отца назначают пресвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.

Не смотря на усилия отца, интерес к изобразительному искусству взял верх, и в 15 лет Вардгес Суренянц начал обучение в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Не известно по каким причинам, но курс училища он не завершил, и в 1879-ом поехал в Мюнхен. В  то время Мюнхен был очень привлекательным городом для художников: там жили и работали Франц Штук (1863-1928), Томас Хайне (1867-1948), Петер Беренс (1868-1940). Вардгес поступает на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств.Пять лет он учится в академии и в 1885 году заканчивает факультет живописи Фрица Каульбаха - мастера женского портрета (возможно, он также учился у Отто Зейтца).Художник с большой пользой для себя использовал те веяния, которые нарабатывались мюнхенскими мастерами, и чтобы впоследствии не создавал, везде он будет находить особо выразительную линию модерна.Увлечение модерном будет выражаться и в выборе тем, сочетающих величие и метафоричность библейских историй, и в колористике, тяготеющей к блеску золота, игре лунного света и неоднозначности перламутрового сфумато, и в композиции, смело дисбалансирующих полотна, вносящей ощущение динамики, и даже статичнсть наполняющая движением.Увлечение модерном в то время объединяло литераторов и художников у целостных пафосных сюжетов, исполненных героизм и трагизма, безысходности и мистики. В 1894 году в Лондоне вышла "Саломея" Уальда и сразу стала центром скандала, пьесу запрещали официально и тем самым придавали особую притягательность плотской, мистико-эротической трактовке сюжета. В июне 1906 года пьеса прошла закрытым показом вместе в Королевском театре Конвент-Гарден.А в 1907 году Суренянц пишет свою "Саломею" - полотно, которое сейчас хранится в Национальной галерее Армении.На холсте изображен момент, предшествующий Танцу Семи Покрывал. Саломея уже трижды получила отказ от Иоканаана, и  уже, возможно, покончил собой юный охранник, услышав признания царевны. Она не смиренна, она дерзка и решение во что бы то ни стало поцеловать рот Иоканаана видно в ее позе, высоко поднятой голове, руках, упирающихся в бедра, обнаженной груди и полуоткрытых устах. Уже у ее ног есть один труп, он "вынесен" за раму полотна, но опущенный взгляд Саломеи говорит нам где именно он находится - где-то очень рядом с нами. И пусть она еще не сняла с себя всех покрывал, она уже приняла решение идти на какие угодно действия ради манящей и запретной цели. Саломея стоит у золоченой двери, она еще только вошла в зал Ирода, и пространство слева от фигуры еще пустует, как еще не написана ее судьба. Но что-то нам говорит, что страшный грех уже свершился. Что черная сущность души царевны все же изображена на светлой, золотой картине, что она кроется там - за прикрытыми ресницами Саломеи.

Я не встречала у искусствоведов сравнения "Саломеи" и "Семирамиды у трупа Ара Прекрасного", написанной несколько раньше, в 1899 году.

Но как мне кажется, их объединяет одна и та же тема, очень схожая "раскачка" - дисбаланс композиции и общее колористическое решение.Согласно легенде царица Семирамида воспылала страстью к прекрасному  армянскому царю Ару. Получив отказ и сменив страсть на ненависть, Семирамида пошла войной на Ара. Выиграв сражение, женщина не получила желанного, поскольку в бою был смертельно ранен предмет ее вожделений.Полотно написано в тонких, серебристо-перламутровых полутонах. Изысканная резьба по камню вроде бы оставляет пустое пространство верхней части полотна, но в то же время и сгущает его эфемерными образами ненависти и сражений. Эти химеры придавливают обе фигуры: царица, сидя на троне, склонилась, согнувшись пракчески пополам. А фигура Ара Прекрасного и вовсе лежит на носилках, играющих роскошью перламутра. Вот он - тот труп, который вынесен за пределы "Семирамиды" - перед нами мужчина, павший от ненасытной и не имеющей шанса насытиться страсти женщины. На этой же картине мы видим глаза Семирамиды - это открытые глаза Саломеи, которые могли бы выглядеть точно так. Но уже после Танца Покрывал. Если вы найдете более удачный вариант иллюстрации, вы заметите, что в этих глазах тот же жгучий пламень дерзости, готовности идти до последнего, нераскаяния и демонической природы.Мне видятся эти две работы составляющими мини-цикла. И они настолько мощные энергетически, что у меня не остается сомнений в высоком уровне энергий автора и его личной трагедии, отраженной в двух полотнах. К сожалению, я не могу подкрепить свои догадки авторитетными исследованиями биографов. Возможно, это открывает замечательные перспективы для дальнейшего изучения жизни и становления художника Вардгеса Суренянца.

Следует заметить, что увлечение литературным талантом Оскара Уальда нашло выражение и в  книжной графике. В 1909 году он выполнил иллюстрации к "Дню рождения инфанты". Кроме того, к 100-летию со дня рождения Пушкина Суринянц оформлял иллюстрациями издание "Бахчисарайского фонтана" . Оформлял издание армянских народных сказок (1906—1914), создал иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинга «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха(1904), С Лагерлёфа (1910) и др.Большое место в творчестве Суренянца занимает театральное искусство. Начиная с 1904 года он создал декорации к спектаклям Мариинского театра: балету «Корсар» Адана, опере «Демон» Рубинштейна, к пьесам Метерлинка и другим. Сотрудничал он и со Станиславским, поставившем в Московском художественном театре ряд спектаклей: «Непрощенная» Метерлинка, «Чайка» Чехова и других.

Как многие живописцы, чьей музой была муза модерна, Суренянц отдал должное ориентализму. 1985-1887 гг.Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. Но так же, как и сюжеты мифологические, ориенталистские нашли у него местное решение и обрели колорит юга Российской империи. Во второй половине 90-х годов он попеременно живет то в Москве, то в Крыму. Очарованный красотой крымского побережья, ее восточной экзотикой, он на два года останавливается в Бахчисарае, где работает над иллюстрациями к «Бахчисарайскому фонтану» А.С. Пушкина.

Мне эти работы напоминают если не Этьена Дине, то Чарльза Глира. Но с этим, конечно, можно поспорить.

Следующим и самым судьбоносным этапом в жизни Суренянца был ялтинский период. В 1909 году бакинский нефтепромышленник Погос Тер-Гукасян приглашает Вардгеса Суренянца построить и расписать армянскую церковь в Ялте, спроектированную армянским архитектором Габриэлем Тер-Микеляном. За основу этой церкви была взята церковь Св.Рипсиме в Эчмиадзине, исполненная в стиле ранне-христианских армянских храмов. Однако Суренянцу внес в ее облик много свежего с применением стилистики модерна во внешнем облике  и во  внутренней отделке. Это видно по рельефным украшениям на фасаде церкви и въездных воротах; изображений ворон, сидящих на карнизе узкого окна круглой башни-усыпальницы; в купольном зале, расписанном орнаментами с райскими птицами; колоннами, исполненными в виде могучего дуба, увитого лозой виноградника.Работа по строительству и украшению церкви шла долго и с большими материальными трудностями, о чем сообщается в письме Суренянца к брату: «...Если скажу, что у меня кровоточит сердце, то это должно быть понятно в прямом смысле... Этот большой и выгодный церковный заказ в конце концов доведет меня до крайней нищеты и отчаяния», - писал он (архив армянской церкви в Ялте).

В 1918 году управляющий строительными делами, спасаясь от большевистского террора, бежал за границу, оставив на произвол судьбы как саму церковь, так и ее мастеров. Вардгес Суренянц добровольно берет на себя труд не только по охране своего детища, но и бесплатно продолжает работать по внутреннему украшению церкви.

Умер Вардгес Суренянц в апреле 1921 года.Апрель в Ялте - время особенных цветов и туманов. Перламутровые бусины еще не родившихся бутонов алычи, перламутр, растворенный в воздухе... Все говорит о каком-то очень трогательном обещании нежной любви...

Вардгес Акопвич Суренянц упал с лесов из под купола церкви, потеряв сознание в голодном обмороке. Он умер в церкви под индигово-золотым куполом, осененный крыльями архангелов, под отеческими взглядами четырех евангелистов.

zan-off.livejournal.com

Вардгес Суренянц. Армянская живопись | World of Art

Вардгес Яковлевич Суренянц (или Вардкес Акопович Суреньянц) родился 27 февраля (10 марта по н. ст.) 1860 года в южногрузинском городке Ахалцихе в семье священника. Мальчику едва исполнилось 7 лет, когда его отца перевели с Кавказа в Крыму настоятелем армянской церкви в губернском центре Тавриды — Симферополе. Здесь, в Крыму, семья Суренянца тесно подружилась с мастером мари-истической живописи И. К. Айвазовским, жившим в Феодосии. Однажды вместе с великим художником священник Акоп (Яков) Суреньянц ездил в Бахчисарай, взяв с собой совсем еще маленького Вардгеса. В той поездке мальчишка делал зарисовки ханского дворца, в которых знаменитый маринист увидел задатки большого таланта. Впоследствии В. Суренянц посвятит свои работы по Бахчисараю именно И. К. Айвазовскому.

На всю жизнь запомнил юный Вардгес совместную поездку с ним в Бахчисарай. Иван Константинович обратил внимание на карандашные наброски дворца и фонтана, сделанные мальчиком, похвалил его и подарил ему набор красок. Этот случай стал началом художнического пути Вардгеса Суренянца. Похоронен великий художник в Ялте во дворе армянской церкви, которая была построена по его эскизам.

  В 10-летнем возрасте В. Суренянца привезли в Москву, где он стал учащимся Лазаревского института восточных языков. В 1876 году по рекомендации педагогического совета этого вуза юноша был направлен на учебу в Московский институт живописи, ваяния и зодчества, на архитектурный факультет. Проучившись в белокаменной в общей сложности восемь лет, молодой Вардгес уезжает в Германию и в 1880 году становится студентом архитектурного отделения Мюнхенской политехнической школы. Однако очень скоро В. Суренянц окончательно «заражается» живописью и переходит на учебу в Мюнхенскую Академию художеств. Основным занятием студентов этого европейского вуза было в то время копирование работ великих мастеров кисти: Мурильо, Ван-Дейка, Рембрандта, Рубенса, Броуэра и других. Вскоре молодой В.Суренянц удачно продал одну из своих картин, написанную на восточный мотив, и получил возможность посетить Италию. Затем он вернулся в Мюнхен и, закончив учебу, в 1885 году приехал в Москву.
Жизнь – это исполнение долга
Любая картина – это самопознание. Это и образ мышления, взгляд на жизнь, форма восприятия вселенной в целом и замкнутого мира собственной личности.

Характерной чертой Суренянца было творческое любопытство и неистовый темперамент, позволявшие художнику уверенно продвигаться по лабиринту современной жизни. Судьба была благосклонна к молодому армянину – его яркий талант был замечен: он стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ему не было еще и двадцати, когда он уехал в Мюнхен и поступил в Академию художеств. Вначале его привлекла архитектура, затем – живопись. Природные способности плюс образование обратили Вардгеса Суренянца в «блестящего интеллигента европейской модели».

«Каждый художник дорожит своей манерой и только ей обязан своим самостоятельным положением среди своих товарищей по искусству», – скажет он позже. Этому девизу художник остался верен на всю жизнь. Основной принцип Суренянца: художник не должен рабски копировать то, что родила природа, но должен рождать свое. Не случаен, посему, импрессионистский подход в его творчестве – стремление не столько к сходству или выразительности, сколько к выявлению оттенков настроения, окрашенного чаще всего в мягкие тона. Отсюда и покоряющая естественность его работ, где отчетливо выявлен принцип «тепло-холодности», приводящий движение цвета к валёрному единству. Автору не свойственно педалирование эмоций; сдержанна его палитра, скуп рассказ.

Одна из известных работ Суренянца – «Ара Прекрасный и Семирамида». Ара Прекрасный – это легендарный армянский царь, о котором в V веке писал армянский историограф Мовсес Хоренаци в своей книге «История Армении». Наслышанная о необыкновенной красоте Ары Прекрасного, Семирамида (в армянских источниках – Шамирам) возжелала добиться его любви и, овдовев, направила послов в Армению, которые должны были передать армянскому царю о ее желании, чтобы Ара стал царем Ассирии. Однако вернувшиеся послы передали царице унизивший ее отказ армянского царя. Оскорбленная царица решила выступить против армянского царя во главе своей армии. Неожиданно напав на Армению, ассирийская армия смогла прорвать заслоны и углубиться в центр страны. Тогда Семирамида приказала воинам взять Ары живым, но, к ужасу царицы, ее избранник был смертельно ранен в кровопролитном сражении...

На картине Суренянц изобразил именно тот момент, когда Семирамида, сидя у изголовья своего возлюбленного, погрузилась в тяжелые мысли, полные отчаяния и смятения... Остановившееся, бесконечно длящееся в паузе мгновение, запечатлило весь драматизм переживаний.

Художник, прекрасно осознающий свое место в пространстве армянской культуры, не мог не обратиться к теме Геноцида армян – погромов и резни армян в Турции 1894-1895 годов. Эмоциональный тонус полотен «Попранная святыня», «После резни» буквально наэлектризован хаотической стихией трагизма. В творчестве последних лет особенно ощутимо своеобразное качество художнической памяти… Нечто, отложившееся в ней многие годы назад, всплывает, способствуя возникновению неординарных работ, формированию новых методов, объединяющих поиски разных лет, импульсы разных традиций. Он как бы виртуально восстанавливал Ани, живописал и украшал Эчмиадзинский собор, обращался к историческим событиям древности. Отец Вардгеса Суренянца был священником, что не могло не оставить след в его творчестве: у него много работ на религиозные темы: «Григор Лусаворич», «Богоматерь и младенец», «Мкртич Хримян» и др. Декоративная целостность и ритмическое равновесие «работают» в этих полотнах на длительность созерцания. Своеобразное очарование и лиризм придает он ликам святых, делая их по-человечески понятными и памятными. Глубоко патриотично решена большая работа «Мкртич Хримян», где использован натурный, даже несколько жестковатый реализм; за этой трактовкой образа скрывается взгляд художника, видящего в пластике человеческого тела и выражении его лица неисчерпаемые возможности рассказа о судьбе. Известно, что Мкртич I горячо отстаивал права и интересы армянского народа. Он основывал школы, музеи, журналы, сделал много для поднятия народного образования. Его энергия и безграничная доброта создали ему редкую популярность среди народа, давшего ему прозвище Айрик («Отец»). Имея русскую ориентацию и связывая безопасность и суверенность армянского народа с поддержкой России, Мкртич I прибыл в 1895 году в столицу Российской Империи Санкт-Петербург, где у него состоялась встреча с 27-летним Государем Императором Всероссийским Николаем II Александровичем. В 1895–1896 годы во время массовых погромов армянского населения, организованных турецким правительством, Католикос неоднократно обращался к русским чиновникам, собирал пожертвования и материально помогал западно-армянским беженцам, перебравшимся в Восточную Армению. Однако в 1903 году Мкртич I предпринял активную борьбу против Указа Государя Императора Николая II Александровича о конфискации армянского церковного и школьного имущества, запретив армянским церковным епархиям подчиняться данному Указу. Суренянц психологически тонко запечатлел образ католикоса, который, не пожелав подчиниться воле Государя, бросил письмо на ковер. Лицо его одновременно выражает опустошенность и бескомпромиссность в отношении к создавшейся ситуации.

Прекрасны и женские портреты в творчестве Суренянца, где лица не претендуют на какое-либо сходство; они становятся лишь признаками или символами человеческого лица. «Саломея» – один из персонажей Нового Завета – падчерица Ирода Антипы, а впоследствии царица Халкиды и Малой Армении – как бы сливается с мерцающим колоритом фона картины, – психологическое пространство сведено в фокусную точку притчи. В образе иудейской принцессы, в ее «сомнамбулической романсовости» есть недосказанность: при всей страстности, она целомудренна; при всей пламенности – сдержанна. Изящная стилистическая инкрустация выдает в художнике не только живописца, но и тонкого рисовальщика, графика.

Суренянц действительно был художником широкого творческого диапазона. Он интересно и плодотворно работал не только в живописи, но и на ниве сценографии, оформления книг и журналов, иллюстрации и монументальной живописи. Так, в самом начале XX века он необычно роскошно оформил в Императорском Мариинском театре балет Адана «Корсар», оперы Вагнера «Зигфрид» и Рубинштейна «Демон». Затем работал с Константином Станиславским в Московском художественном театре, оформил чеховскую «Чайку» и ряд других спектаклей. Архитектурное образование дало ему возможность прекрасно чувствовать сцену, а особый интерес Суренянца к театру привел к тому, что он еще в 1907-1908 годах подсказал Александру Спендиарову идею оперы «Алмаст», которую, к сожалению, им не суждено было увидеть на сцене. Но Суренянц на этом не остановился. К 100-летию Александра Пушкина он берется за оформление и иллюстрацию «Бахчисарайского фонтана», «Армянских сказок», драм Метерлинка, сказок Уайльда. Нынче трактовки Суренянца можно считать хрестоматийными. Что касается монументальной живописи, то ему принадлежит роспись армянской церкви в Ялте, но, к большому сожалению, Суренянц успел осуществить только ее небольшую часть. Вардгкес Суренянц занимался также переводческой, преподавательской, исследовательской (особенно в области архитектуры) деятельностью. Большой интерес вызывают также его искусствоведческие и исторические статьи. А еще рассказывают, что ему пришлось быть даже переводчиком будущего короля единой Италии Витторио Эмануеле III, когда тот в 1890 году прибыл в Армению. Причем Суренянц не только озвучил на итальянском приветствие Католикоса, но и стал гидом при посещении гостем Эчмиадзинского собора и Матенадарана.

http://khachkar.ru/

worldartdalia.blogspot.com

Суренянц, Вардгес Акопович — Энциклопедия Armenia.ru

W

Вардгес Акопович Суренянц (27 февраля (10.03) 1860, Ахалцихе, — 4 июня 1921, Ялта) — армянский живописец и график[2], теоретик искусства.

[править] Детство

Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьей переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают просвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву.

[править] Учёба

Vardges Surenyants.png

В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института, в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает там на архитектурный факультет Мюнхенской Академии художеств, в 1880—1885[2] учится и заканчивает факультет живописи той же Академии у Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца[3].

[править] Дальнейшая деятельность

С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А. Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.

«Возвращение царицы Забел на трон», 1909 год

С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году[3], вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи[4]. В 1894 году картиной «Покинутая» участотвал в 22-й выставке Передвижников[2][4]. В 1897—1898-гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В 1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников[4]. В 1917 году он переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.

С 1910 года член организации Передвижников[2].

Умер 6 апреля 1921 года.

[править] Творчество

«Женщина-рыцарь» 1909 год

Изучая культуру Востока и Запада Суренянцу удалось создать свой, неповторимый национальный стиль[1]. В армянской живописи он практически становится основоположником исторического жанра[2]. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии[1] — «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки[2]. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввел в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля[4]. Некоторые его работы 1890-гг. посвящены резни армян в Турции[5]. Также в произведениях 1900—1910-гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» — хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединенной идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. Во втором плане картины Суренянц изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения[6]. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной[5], символизирующую трагизм и возвышенный дух армянскго народа. Один из лучших произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана Мюнхенской Академии художств, в 1914-ом — в Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции.

Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно[источник?], до 1900 годов удерживая живопись художника на позициях слащавой салонности, в рамках определенного стиля изображения Востока с точки зрения европейца[источник?]. Ксожалению художнику не удалось завершить роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и как архитектор, и как художник.

Картины Суреньянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).

В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его будущее.

[править] Театральное художество. Графика

Еще со времен Мюнхенской учебы занимался также графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter»[3]. Работал в области театрального художества и книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899)[2] изданной к 100-летию автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О Уайлда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905, Москва), к пьесам М. Метерлинга «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого (1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С Лагерлёфа (1910) и др.[4]. Вардгес Суренянц имел также опыт работы оформления сцены (в Художественном театре пьесы «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» в театре Комиссаржевской — «Драма любви»). Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы, живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художнику необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приемы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар переводит для Петроса Адамяна трагедию Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.

  • «Богоматерь и младенец (Армянская Богородица)», 1895 год

  • «Попранная святыня», 1895 год

  • «Фирдуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи», 1913 год

  • «Портрет Мкртича Хримяна», 1909 год

  • «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год

  • «Портрет Идельсон», 1913 год

  1. ↑ 1,01,11,2В. Бадалян. Известный и неизвестный Вардгес Суренянц // Голос Армении. — 13 Май, 2010. — № 51 (19984).
  2. ↑ 2,02,12,22,32,42,52,6Суреньянц Вардгес — статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  3. ↑ 3,03,13,2Армянская советская энциклопедия. — Т. 11. — С. 205.
  4. ↑ 4,04,14,24,34,4Армянская советская энциклопедия. — Т. 11. — С. 206.
  5. ↑ 5,05,1Е. Костина. Искусство 19 века. Искусство Армении // Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Н. В. Яворской. — М.: Искусство, 1964. — Т. 5.
  6. ↑ Гюрджян Г. М. Основоположник исторического жанра в армянской живописи // Историко-филологический журнал : Сб. — 1960. — Т. 4. — С. 134-147.

Шаблон:Передвижники

wiki.armenia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта