Неопластицизм - геометрия и искусство. Неопластицизм картины


Неопластицизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версияпоказать/скрыть подробности Картина в «мондриановской» манере.

Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре («интернациональный стиль» П. Ауда) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра (П. Мондриан).

В своей художественной практике Мондриан отталкивался от аналитического кубизма, но путём отторжения всех фигуративных элементов свел его к «выражению чистой пластики» — прямым линиям, голым плоскостям и прямоугольникам «базовых цветов» (красный, жёлтый, синий) на нейтральном фоне (белый, серый, чёрный). Идеи художников «Стиля» оказали огромное влияние не только на архитектуру и живопись, но и на дизайн интерьеров и мебели (см. Баухаус), а также на типографское дело.

В отличие от своего русского пандана — конструктивизма, в основу которого легло техническое видение художников-инженеров, неопластицизм базировался на философской системе из «двух базовых противоречий, формирующих нашу Землю и всё земное. Это горизонтальная силовая линия Земли вокруг Солнца и вертикальная силовая линия земли, имеющая своё начало в центре Солнца». Это учение о математической структуре Вселенной, разработанное голландским теософом Матьё Шунмакерсом, стало фундаментом эстетики «Стиля» и тем самым неопластицизма.

  • Horst Richter. Geschichte der Malerei im 20. Jahrhundert. Köln. 1988
  • Горячева Т. В. Супрематизм и неопластицизм: две концепции высшей реальности // Сообщения ГТГ. — М., 1995.
⛭

ru.bywiki.com

Неопластицизм или искусство чистой пластики.

Неопластицизм — (гол. Neoplasticism, от греч. neos — новый и пластика) — художественное течение, базирующееся на доктрине «искусства чистой пластики», выработанной голландским абстракционистом Питом Мондрианом и осуществленной им в собственном творчестве.

Неопластицизм утверждал ясность, простоту, конструктивность чистых, неприродных геометрических форм. Обосновывая свою теорию, Мондриан отталкивался от идеи иллюзорности о противоречивости нашего мира, его субъективности. Задача художника освободить жизненные отношения от погруженности в природные формы, очистить их от природы («денатурализовать») и дать им новое формирование. В стремлении освободить живопись от Мондриан отказывается от чувственных форм (фигуративных) во имя эстетических (абстрактных).

Мондриан — автор геометрических абстракций, «раскрывающих логику красоты». Живописные средства неопластицизма предельно лаконичны: допускаются лишь комбинации с перпендикулярными пересечениями прямых линий, образовавшиеся плоскости окрашиваются тремя основными цветами спектра — красным, синим, желтым. Структура картины строится на противоположности элементов: цвет — не цвет (черный, белый, серый), вертикаль — горизонталь, большая поверхность (не цвета) — малая поверхность (цвета), единение которых, по мысли автора концепции, символизирует равновесие сил в гармонии мироздания.

Время становления неопластицизма относится к 1912—1917 гг. Позже его идеи развивались в организованном Мондрианом совместно с Тео Ван Дусбургом журнале «Де Стейл» («Стиль»), просуществовавшем с 1917 по 1928 гг., и одноименном художественном объединении. Ряд статей с изложением основ неопластицизма, опубликованных в журнале, вылился в итоговую брошюру «Нео-пластицизм», вышедшую в 1920 г. Несмотря на довольно ограниченные художественные возможности, теория Мондриана повлияла на развитие архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и промышленной графики.

stiligivopis.blogspot.com

Центр современного искусства "Облака"

Что такое загадочный неопластицизм? Определение, объединившее под собой работы художников, дизайнеров, архитекторов выдвинул Пито Мондриан. Все началось с образования нидерландской  группы «Стиль» в 1917 году. Как узнать неопластицизм. Хорошим примером характерного для него изобразительного языка стали решетки черных линий, которые отсекают друг от друга разноцветные пласты.

 

Первыми художниками, призванными под знамена «Стиля», стали голландец Барт ван дер Лек и бельгиец Жорж Вантонгерло. Однако гораздо большее значение для формирования и популяризации данного направления имел Пит Мондриан.

 

 

 

Изначально направление развивалось в сторону  абстрактных матриц, составленных из черных горизонтальных и вертикальных линий. Позже они упорядочились настолько, что стали образовывать на холстах правильную решетку. Ячейки решетки закрашивались ровным слоем краски (в основном синим, белым, черным). Кажется, что картины, выполненные в стиле  неопластицизм  - просты и понятны. Однако Мондриан прилагал немало усилий, чтобы добиться динамического равновесия в своих работах. В конце 1930-х годов из-за идейных разногласий художник покинул группу «Стиль» и переехал в Нью-Йорк. Стоит отметить, что его творчество оказало значительное влияние на послевоенных абстракционистов Соединенных Штатов. В США художника приняли тепло, пресса назвала его «одним из величайших беженцев Европы». При жизни у Мондриана состоялась единственная выставка – в нью-йоркской галерее

 

Другой представитель направления Ван Дусбург привнес в свои работы диагональные линии. Примечательно, что палитра красок у него гораздо шире, чем у Мондриана. Его стиль обрел черты игривости и отличался разнообразием художественных решений.

 

 

Неопластицисты считали, что искусство должно непременно воплощаться в повседневную жизнь. Самый влиятельный дизайнер группы голландец Геррит Ритвельд оказал большое влияние на формирование Интернационального стиля в архитектуре. Его здания сконструированы таким же образом, как и полотна неопластицистов.

 

Художественные принципы, которые декларировались Мондрианом вместе с Тео Ван Дусбургом в придуманном ими художественном журнале «De Stijl», превратились в ориентир для многих представителей изобразительного искусства ХХ века. Под обаяние этой эстетики попали, в частности, архитекторы «Баухауса» - Мис Ван дер Роэ, Ле Корбюзье, дизайнер Ив Сен-Лоран и даже транснациональная компания L'Oreal. Вспомните фирменные упаковки? В основе их оформления лежат любимые цвета Мондриана.

 

Справедливо также отметить, что «Стиль» стал отправной точкой для идеологов функционализма. Достаточно вспомнить проект архитектора Ф.Л. Райта, который построил знаменитый Дом над водопадом в Бэар-Ране (Пенсильвания). Для создания равновесия автор пересекает прямоугольные объемы под прямым углом.

 

 

Но это еще не все. Целый ряд направлений в современном искусстве, например, минимализм и оп-арт, восходят к творчеству Мондриана и группы «De Stijl», так же, как и формы современной архитектуры, печати, интерьера  и даже рекламы.

 

artoblaka.ru

Неопластицизм в архитектуре

НЕОПЛАСТИЦИЗМ

1.Определение

НЕОПЛАСТИЦИЗМ (гол. neoplasticism) - течение в голландском искусстве, которое существовало в 1917—1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль») основанным в Лейдене в 1917. Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", воплощенной в "чистой", геометризованно обобщенной форме. Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре («интернациональный стиль» П. Ауда) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра (П. Мондриан).Neo-plasticisme (Nouvelle plastique) Этот термин появился в Голландии в XX веке. Понятие ввёл художник Пит Мондриан, которым определил им свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом "Стиль" ("De Stiji")

2. Немного истории

В бурном кипении 20-х гг. родились движения, вдохновившие своей отвагой весь XX век - КОНСТРУКТИВИЗМ, русский СУПЕРМАТИЗМ, голландское движение ДЕ СТИЛЬ. Целью этих художественных авангардных течений стала попытка найти новый язык, отражающий процессы кардинальных изменений, происходящих в обществе, и соединить теоретические исследования с окружающей реальностью. Художник-дизайнер-инженер воспринимался как творец, который создаст новый предметный мир для обновленного человека.

идей — журнал с тем же названием «Де Стил» (De Stijl),который издавался в Лейдене тиражом 200 экземпляров. Голландское движение «Де Стиль» ознаменовало триумфальное шествие новой эстетики.

Эстетика «стилистов» была связана с философией математика М. Г. Шунмакерса. Именно он предложил сузить цветовую палитру до трех базовых цветов и обосновал свою позицию в книге «Новый образ мира». В ней он писал, что желтый, синий и красный — «единственные существующие цвета… Желтый — это движение луча (вертикаль)… Синий — контрастный цвет по отношению к желтому (горизонтальный небесный свод)… Красный — соединение желтого и синего».

ведь «новый тип созерцания не исходит из какой-нибудь точки и видит везде». Второе — разделение трех основных цветов полосами «не цвета» (черного, серого или белого). Это подчеркнет плоскость. Использование в композиции этих принципов, по мнению художника, позволит выйти за рамки индивидуальности, достичь универсализма и, в конечном итоге, создать совершенно новую картину мира.

Концепция искусства а-ля Шунмакерс-Мондриан, названная неопластицизмом (Nouvelle plastique), стала определяющей для художественного метода группы «Де Стил». Свое второе рождение она получила, начав воплощаться в мебельной и архитектурной индустрии.

йных перекладин и панелей, закрепленных на болтах. Свое «красно-синее» кресло Ритвельд называл «фрагментом пространства, оживленным в качестве реальности».

Ритвельд и другие «стилисты» — художники Барт ван дер Лек, Георг Вантонгерлоо, архитекторы Роберт Ван`т Хофф, Я. И. П. Ауд, Ян Вилс и поэт Энтони Кок — работали самостоятельно, некоторые из них даже не были знакомы между собой. Их объединяли вера в теорию неопластицизма и знакомство с Тео ван Дусбургом.

Фирменным почерком участников «Де стиля» стали пространственная гармония, ясные плоскости, окрашенные в основные цвета и разделенные прямыми черными линиями, выявляющими конструкцию предмета. Образцом философии стиля стал дом Шредера (Утрехт), спроектированный в 1924г. Ритвельдом с продуманным цветовым решением наружного и внутреннего пространства.

Голландское движение «Де Стиль» (1917-1932) было более озабочено не утилитарными, а духовными проблемами. Его участники считали архитектуру прежде всего искусством, которое, став жизненной средой человека, приведет к духовному преображению и, в итоге, к возникновению справедливого общества. Спроектированные Тео ван Дусбургом и Герритом Ритвельдом дома решены как пирамидальные композиции, сложенные из кубических объемов отдельных помещений. В отличие от большинства модернистов, архитекторы Де Стиль активно использовали цвет: они окрашивали отдельные плоскости стен внутри и снаружи дома в белый, красный, синий, желтый и черный цвета, следуя примеру живописных произведений лидера движения Пита Мондриана.

В отличие от своего русского пандана — конструктивизма, в основу которого легло техническое видение художников-инженеров, неопластицизм базировался на философской системе из «двух базовых противоречий, формирующих нашу Землю и всё земное. Это горизонтальная силовая линия Земли вокруг Солнца и вертикальная силовая линия земли, имеющая своё начало в центре Солнца». Это учение о математической структуре Вселенной, разработанное голландским теософом Шенмакерсом (нидерл. Schoenmackers), стало фундаментом эстетики «Стиля» и тем самым неопластицизма.

3. Основные черты

Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом - первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным, синим и желтым, т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный.

С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индивидуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира. Теории неопластицизма и его цели были сформулированы в журнале "Стиль".

4. Основные представители

Тео ван Дусбург

искусствовед. Он занимался чистой живописью, искусством шрифта, конструированием, оформлением интерьеров и архитектурным проектированием. Как поэт выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ - под псевдонимом Альдо Камини. Псевдоним Тео ван Дусбург использовал для публикаций в журнале «Де Стил».

Около 1913 заинтересовался проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры. В этой области проводил исследования совместно с Ж.Р. Аудом и Ж. Вильсом. Создал в Лейдене с Аудом художественную группу "Сфинкс", которая, однако, просуществовала недолго. В 1917 знакомится с П. Мондрианом, с которым основывает группу и журнал "Стиль".

Группа "Стиль" объединяла художников и архитекторов и пропагандировала "радикальное обновление искусства". Журнал служил трибуной "для создания единого интернационального модуля в Жизни, в Искусстве, в Культуре" посредством "чисто пластического произведения искусства", через создание равновесия между "универсальным и индивидуальным".

Дусбург явился идейным вдохновителем группы Стиль", разработчиком концепции и пропаганды рационализма, защищал геометрическую и скульптурную архитектуру в противовес картинному ее восприятию. Рациональное направление группы "Стиль" представляло оппозицию картинным эффектам экспрессионизма архитектурной школы Амстердама.

mirznanii.com

Неопластицизм - геометрия и искусство

Неопластицизм – (гол. Neoplasticism, от греч. neos - новый   и пластика) – художественное течение, базирующееся на доктрине «искусства чистой пластики», выработанной голландским абстракционистом Питом Мондрианом и осуществленной им в собственном творчестве.Неопластицизм утверждал ясность, простоту, конструктивность   чистых, неприродных   геометрических форм. Обосновывая свою теорию, Мондриан отталкивался от идеи иллюзорности о противоречивости нашего   мира, его   субъективности. Задача художника освободить жизненные отношения от   погруженности в природные формы, очистить их от природы («денатурализовать») и дать им новое формирование. В стремлении освободить живопись от Мондриан   отказывается от чувственных форм (фигуративных) во имя эстетических (абстрактных).Мондриан – автор геометрических абстракций, «раскрывающих логику красоты». Живописные средства неопластицизма предельно лаконичны:   допускаются лишь комбинации с перпендикулярными пересечениями прямых линий, образовавшиеся плоскости окрашиваются тремя основными   цветами спектра – красным, синим, желтым. Структура   картины строится на противоположности элементов: цвет – не цвет (черный, белый, серый), вертикаль – горизонталь, большая поверхность (не цвета) – малая поверхность (цвета), единение которых, по мысли автора концепции, символизирует равновесие сил в гармонии мироздания.Время   становления неопластицизма относится к 1912-1917 гг. Позже его идеи развивались в организованном Мондрианом совместно с Тео Ван Дусбургом журнале «Де Стейл» («Стиль»), просуществовавшем с 1917 по 1928 гг., и одноименном художественном объединении. Ряд статей с изложением основ неопластицизма, опубликованных в журнале, вылился в итоговую брошюру «Нео-пластицизм», вышедшую в 1920 г. Несмотря на довольно ограниченные художественные возможности, теория Мондриана повлияла на развитие архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и промышленной графики.Мастера неопластицизма: Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Жан Альберт Горин, Илья Болотовски.

geometry-and-art.ru

1. Сущность неопластицизма. Неопластицизм как направление в абстрактном искусстве

Похожие главы из других работ:

Детские творческие клубы сегодня

1.1 Сущность клубов

Воспитательный процесс в современной школе невозможно представить себе без включения учащихся в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей...

Культура и личность

1.1 Социальная сущность личности

Такие элементы культуры как нормы, ценности, знания, ориентации составляют определенную систему и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции (экономика, социальная структура и политика)...

Культура и человеческое общение

1.2 Сущность и формы общения

Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, т.е. общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых...

Культура исламского мира

2.2 Сущность учения Ислама

Важнейшие столпы ислама: совершение молитвы. Молитва совершается пять раз в день и состоит из поклонов, сопровождаемых произнесением различных ритуальных формул; уплата милостыни в пользу бедных. Мусульмане верят...

Любительские движения

1. Сущность любительского движения

Своеобразной формой добровольного объединения граждан, примыкаю-щей к существующим формам и в то же время имеющей свою специфику, самобытность, свою определенную историю и традицию...

Неопластицизм как направление в абстрактном искусстве

2. Пит Мондриан - основатель неопластицизма и его группа «Стиль»

Один из ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма, нидерландский художник Пит Мондриан (1872--1944) начал свой творческий путь в стенах Государственной академии художеств в Амстердаме...

Нравственное и эстетическое значение живописи французских импрессионистов

2.1 Сущность художественного метода

Если говорить о технике живописи, то надо отметить, что импрессионисты отказались от изображения форм и цвета такими - как полагали художники - те должны были быть, ради изображения их такими...

Особенности изображения человека в экспрессионизме

1.1 Сущность экспрессионизма

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») -- течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии...

Проблемы временной и долгосрочной ассимиляции в чужую культуру

1.1 Понятие и сущность аккультурации

Еще в XX веке американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц начали заниматься исследованием такого процесса, как аккультурация...

Развитие печатной гравюры 20-х годов 20 века

2.1 Понятие и сущность гравюры

Гравюра (фр. gravure от нем. graben -- копать или фр. graver -- вырезать, создавать рельеф) -- вид графического искусства...

Супрематизм

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕОПЛАСТИЦИЗМА

Термин «неопластицизм» происходит от голландского «de nieuwe beelding», что означает «новое искусство», -- так называли абстрактную живопись и идеалистическую философию Мондриана, а вслед за ним работы еще нескольких дизайнеров...

Театр как вид искусства

1. Сущность театра

Какие только перемены не происходили на земле -- эпоха следовала за эпохой, одна общественно-экономическая формация сменяла другую, возникали и исчезали государства, страны, империи, монархии, в глубинах океана исчезла Атлантида...

Феномен игры в современной культуре

2.1 Сущность игры

Об игре часто говорят, что это занятие «несерьёзное». Однако утверждение, что общественная жизнь по большей части развивается в форме игры, совсем не означает, что это «забавно» или что участники относятся к ней несерьёзно. С одной стороны...

Философия музыки

2. Сущность музыки

Вопрос «что есть музыка?», казалось бы, уже давно и согласно решённый, оказался в ХХ веке по-новому животрепещущим и остро дискуссионным. Когда музыкант безупречно высокого ранга говорит: «Если это музыка, то я -- не музыкант»...

Экспрессионизм. Изображение человека нестандартными выразительными средствами на основе работ Эгона Шиле

1.1 Сущность экспрессионизма

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») -- течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии...

cult.bobrodobro.ru

Неопластицизм в живописи, картины | Галерея ЦЦ

Неопластицизм

Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства, созданная нидерландским художником Пьетом Мондрианом и другими живописцами объединения "Стиль" начала 20 века. Идея Неопластицизма - стремление к "универсальной гармонии", выражающееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета, окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов).

Величайшие представители Неопластицизма - Пьет Мондриан, Тео ван Дусбург и другие.

01-СИНЕЕ ПОКРЫТИЕ 01-СИНЕЕ ПОКРЫТИЕ

..

02 ТЕМНО-СИНЕЕ ПОКРЫТИЕ 02 ТЕМНО-СИНЕЕ ПОКРЫТИЕ

..

03-ЗЕЛЕНОЕ ПОКРЫТИЕ 03-ЗЕЛЕНОЕ ПОКРЫТИЕ

..

04-КРАСНОЕ ПОКРЫТИЕ 04-КРАСНОЕ ПОКРЫТИЕ

..

05-ЖЕЛТОЕ ПОКРЫТИЕ 05-ЖЕЛТОЕ ПОКРЫТИЕ

..

06-ПОД-ПОКРЫТИЕ 06-ПОД-ПОКРЫТИЕ

..

3 ГОРОДА 3 ГОРОДА

..

ВХОД ВХОД

..

НЕБЕСНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ НЕБЕСНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

..

ПЛЯЖ 3 ПЛЯЖ 3

..

ПРАВИЛА ИГРЫ ПРАВИЛА ИГРЫ

..

ПУТЕШЕСТВИЕ К СОЛНЦУ ПУТЕШЕСТВИЕ К СОЛНЦУ

..

art-cc.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта