Дмитрий Крымов, театральный режиссёр: биография, личная жизнь, творчество. Картины дмитрий крымов
Дмитрий Крымов: “Я докупил несколько новых красок, чтобы картина была богаче”. Анна Ананская | Интервью | О нас
Руководитель лаборатории ШДИ — о театре художника, работе со словом и Хэмингуэе.
В театра «Школа драматического искусства» идут репетиции к премьере «Последнее свидание в Венеции» по Хемингуэю. Спектакль ставит Дмитрий Крымов — руководитель лаборатории “Школы”, работающий в жанре «театра художника». ТеатрALL поговорил с Крымовым о картинах, словах, репетициях, новом спектакле и других его спектаклях, идущих в репертуаре ШДИ.
До некоторых пор Дмитрия Крымова называли театральным художником — множество оформленных спектаклей в послужном списке, свой курс сценографов в ГИТИС, работа с Михаилом Барышниковым. Однако признать за ним право лишь на одну, пусть и очень престижную профессию означало бы погрешить против истины. Руководитель собственной лаборатории в театре «Школа драматического искусства», основанном Анатолием Васильевым, стал в России родоначальником жанра «театра художника» — то есть растущего из визуальных решений, но к ним одним не сводящегося. В своих новых спектаклях Крымов все чаще работает с текстом — о них и о прежних работах ТеатрALL поговорил с режиссером-художником.
Дмитрий Анатольевич, как Вы сами относитесь к термину «театр художника»?
Мне все равно. Мне почти все равно… Ну, художник – хорошее слово, я польщен (смеется). Художник! Ничего себе! Надо заслужить, что бы тебя так называли.
В какой момент вы поняли, что стали художником?
Когда написал несколько действительно хороших картин. Когда поставишь хороший спектакль, точно хороший, слова, конечно, нужный, но во вторую очередь. Также и с картинами. Когда это не абсолютно хорошая вещь, ты колеблешься, волнуешься, нужны подтверждения со стороны.
Вы не хотели сделать персональную выставку?
Я не пишу картин уже больше десяти лет. Масштабная персональная выставка была в 90-х годах в Русском музее. Этот комплекс изжит. Краской нужно жить, волноваться, когда чувствуешь ее запах. А я сейчас волнуюсь, когда чувствую запах артиста или студента.Сейчас идет спектакль – вот моя выставка!
В вашей «Тарарабумбии» - фантастическом шествии «по Чехову» - есть циркачи, акробаты, сложнейшие сценические трюки, 80 артистов, больше 300 костюмов, но нет слов. В спектакле «Демон. Вид сверху» богатейшая симфония звуков - звучит Бах, дождь стучит по крыше, собаки лают, а текста снова нет. Но вот две последние премьеры Лаборатории - «О-й! Поздняя любовь» и «Евгений Онегин» - прямая противоположность тому, что Вы делали раньше. В них текст занимает едва ли не первое место.
Это все из-за актеров — чтобы они могли выразиться. Им ведь нужны слова и отношения. Сначала мы выстраивали отношения со зрителями – в спектакле «Смерть Жирафа» артисты произносят монологи, но друг с другом не общаются. В спектакле «В Париже» герои начали друг с другом немного общаться. И совершенно другая бездна открылась. Раньше я с актерами меньше работал.
Сейчас мне хочется сочетать те старые способы работы с актерскими способностями, уникальными способностями, которые ничто другое не заменит. Что-то невероятно интересное таится на этом стыке… Текст для меня – новое и очень интересное препятствие. Но это не смена палитры, это ее развитие. Я просто докупил несколько новых красок, чтобы картина была богаче. Хотя, конечно, фантасмагорию можно и тремя красками создать. «Герника» Пикассо именно так написана – тремя красками.
А как вы понимали, что пора меняться?
Это очень понятное чувство - как только тебе стало скучно. Театр художника – это пять способов, ну десять, ну пятнадцать. И когда они все известны, становится скучно. Иногда при помощи текста какие-то вещи можно выразить гораздо глубже.
Ваше несколько неожиданное выступление на Культурном форуме в Петербурге разошлось среди театральной общественности как манифест (Крымов очень определенно высказался в поддержку оперы «Тангейзер» - ТеатрALL). Дмитрий Анатольевич, почему Вы заговорили?
Я готовился к несколько другому течению событий и думал, что разговор будет творческий, о делах авторского театра, как было заявлено. Я ведь на эту тему думаю беспрерывно. Но я увидел довольно политизированное сборище, и тут уже глупо было говорить про творчество, потому что театральные деятели собрались там не за этим. И если уже собрались (а многих людей, которые там были, я очень уважаю), и меня позвали именно для этого (не предупредив, правда) мне хотелось сказать: я с вами, друзья, а как иначе. Я никого не хотел эпатировать.
Получается, что вместо того, чтобы заниматься собственно театром, режиссеры и актеры вынуждены бесконечно подписывать какие-то коллективные письма в защиту коллег и всячески бороться за собственное право на профессию… Эта ситуация влияет на то, что и как вы говорите со сцены?
Это невозможно не учитывать, это как воздух. В какой жизни живешь, то и поглощаешь. Специально я не делаю ничего. Ни одна работа не задумывалась мной, как реакция на конкретное событие. Спектакли рождаются как-то иначе, из кухонно-театральных желаний. Меня развитие языка очень сейчас интересует. Нужно испытывать драйв, идя на репетицию, как мальчик на первое свидание. Это ведь может уйти. Это ведь кем-то ниспослано. Я сейчас читаю потрясающую книжку Синявского «В тени Гоголя». Он так ясно и так жестко разбирает то, как Гоголя покинула муза, как от него ушел юмор и во что он превратился. Как он кричал на всю Россию о помощи, с просьбой молиться за него…
Я недавно был на большой выставке скульптуры Пикассо. Инне - моей жене - говорю: ты знаешь, чем отличается гений от не гения? Юмором! Вот первый зал у него ученический, а со второго начинается вакханалия всего — дико юморное, бешеное отношение к культуре, к себе, к материалу, к женщинам, мужчинам, к детям, старухам, животным, кошкам, козам – всем! Сумасшедший артистизм, который до конца жизни его не покинул, в отличие от Гоголя. Кто этим заведует? Как это удержать? Вот здесь кроется какая-то серьезная тема для размышления…
Ну, а ваша муза с вами?
Я на такие вопросы боюсь отвечать. Вы меня серьезно спрашиваете, а я не хочу отвечать, не хочу серьезно к этому относиться. Может, я, таким образом, еще немного протяну… Не хочу всерьез думать, всерьез говорить, не хочу впадать в рабство собственных высказываний: «Вот вы вчера сказали». А я не помню, что я вчера сказал. Может, я ошибся…
Приятная безответственность.
Я хочу в ней быть, я слишком долго был ответственный и в живописи и в театральной декорации. Я вам скажу точно: безответственность - это прекрасно ( смеется).
Вы поэтому так свободно себя чувствуете с классическими текстами? Как лихо Вы подтруниваете, например, над Островским в спектакле «О-й! Поздняя любовь». Эта ирония от большой любви к классике?
Нет, это черта характера такая ( смеется). Мне жена все время говорит: «Ну, что ты надо мной смеешься!» А я отвечаю: «Ну, когда я перестану смеяться, вот тогда нужно беспокоиться!» Мы же не «Грозу» взяли, а менее известную вещь, интересно было вынуть другого Островского. Хотя вот сейчас, например, «Бесприданницу» делаем, но ее я хочу совсем перевернуть, конечно…
А как, собственно, рождаются спектакли вашей лаборатории? Жанр большинства из них обозначен как «коллективное сочинение». Но разве художник – не одиночка?
Для того чтобы что-то придумать, мне обязательно нужно быть одному. А потом можно идти дальше. Коллективное сочинение – это игра. Так мы называем только самые бешеные наши спектакли – «Тарарабумбию», «Демона», «Опус №7». «Поздняя любовь» — это, например, не сочинение, а спектакль. Как и новая работа по Хемингуэю – спектакль.
Что это будет?
Мы ставим удивительный роман «За рекой в тени деревьев» про бывшего генерала, разжалованного в полковники. Ему 50 лет, он влюблен в 19-летнюю венецианку. Он умирает, и перед смертью приходит к ней. Это такое длинное последнее свидание в Венеции. Я пригласил в работу удивительного актера Сашу Филиппенко, девушку сыграют сразу три актрисы – Маша Смольникова, Кристина Пивнева и Алина Ходжеванова.
У Хемингуэя очень хорошие диалоги. За ними всегда — айсберг. Проза, которую он отточил до совершенства, удивительно театральная! Самочувствие, больное сердце, Венеция, прекрасная девушка – она и дочка, и любимая женщина, и богиня одновременно. И их взаимная любовь, почти идеальное, на девяносто девять процентов, единение. Но одного процента достаточно, чтобы идиллия была разрушена…
Проект для детей «Своими словами», в котором произведения «взрослой литературы» пересказывают четыре персонажа из разных стран, успешно начался «Евгением Онегиным». Ужасно интересно, как вы будете пересказывать детям заявленный «Капитал» Маркса…
Это, конечно, не совсем пересказ и даже не дайджест. Мы как бы выборочно снимаем книжки с родительской полки, куда дети хотят сунуть нос, но им не разрешают. И говорим: «Не бойтесь, это очень интересно! Мы попробуем вам объяснить, почему. Хотя сами многого не понимаем! Вам предстоит очень интересная жизнь, ребята».
Что касается «Капитала». Мы все, не только экономисты, 70 лет прожили под знаком этой книжки, значит, есть повод для разговора – даже с детьми, а может и именно с детьми…
То есть дети в зале – обязательное условие спектакля «Евгений Онегин»? Он ведь на самом деле совсем не детский…
Без детей спектакля нет. Главное, рассказывать его в их присутствии, к ним обращаясь. Но и взрослые, конечно, в зале не просто так сидят – с пальто и в ожидании, когда же их дети освободятся. Наш «Евгений Онегин» — это такая двустволка, когда нажимаешь сразу на два курка…
Все спектакли Лаборатории чрезвычайно изобретательно называются — «Сэр Вантес. Донкий Хот» или «Русский блюз. Поход за грибами».
Всегда хочется называть спектакль, намекая на игру, которая там заведена. Вот тот же «Русский блюз» — в нем идея метаморфозы, превращения одного в другое – она идет с самого первого нашего спектакля «Недосказки». Я давно хотел так сделать: взять палочку, сделать из нее Буратино, недоделать, палочка куда-то вдруг летит, во что-то превращается, и вот уже утка, а потом яйцо, а потом Царевич, Пушкин, Дантес… Так вот пройти по миру, взяв только карандаш или щепочку.
Что вы думаете о тенденции сближения галерейного искусства с театром? Выставки все чаще пытаются ожить, предпринимается попытка их театрализации, в спектаклях нередко сценография побеждает режиссуру…
Я не думаю большими пластами: куда все идет, куда все движется… Театр – это движение сюжета, это рассказ о чем-то во времени. Это особая категория, которой не обладает не инсталляция, ни перформанс. С театром можно сравнивать все что угодно, даже кухонный скандал. Но театр – это театр (смеется).
А зачем Вам театр?
- ( долго молчит) …Ну как Вы бы спросили волшебника, зачем ему волшебство? Был цилиндр, и вдруг - заяц! Я сейчас не про фокусника, а именно про волшебника. Это другая реальность. Зачем мне другая реальность? Потому что этой мало.
Осталось ли что-то в архивах Вашей семьи – в наследии Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой - что еще не опубликовано?
Нона Михайловна Скегина, дай бог ей здоровья, потрясающий собиратель архива моего папы, издатель его книг, сейчас делает книжку про детский театр Анатолия Эфроса. Мне она пока не показывает. Со страхом и волнением пошла посмотреть моя жена, вернулась под большим впечатлением. Ведь можно увлечься и опубликовать то, что публиковать не стоит. Но Инна говорит, что это действительно имеет смысл. Там очень много интересного.
Дмитрий Анатольевич, какие Ваши амбиции еще не изжиты?
Я свой голод в репетиции еще не удовлетворил. Глупо звучит, конечно, но мне большое удовольствие - репетировать. Это очень возбуждает. Непокоренные вершины каждый день. Но вообще Вы меня смутили этим вопросом. Я буду думать… Я бы хотел, что бы этот почти круглосуточный труд наш – актеров и художников – ценился не только тем, что мне самое дорогое – реакцией публики, но и государством, в котором мы живем, которое нам платит. Хорошо бы, чтобы в эту оплату входила зубная страховка, как вообще во всем мире принято. А у нас сфера культуры убогая, урезается финансирование все время. Хотелось бы, чтобы я на эту зарплату мог позволить себе нормальные, человеку свойственные вещи делать, не думая о том, что надо продавать старые картины, которые, кстати, неизмеримо дороже стоят, чем мои спектакли. Даже неловко сравнивать. Вот исчерпывающий пример. Мой помреж все время раньше покупала всем нам кексы на репетицию. В последнее время приходит без них. Что такое, спрашиваю. Она говорит: кекс стоил 60 рублей, а теперь стоит 190. Нет у меня на такие кексы денег…
Как люди театра могут повлиять на эту ситуацию?
Нужно любить свое дело и по-прежнему, назло всему, его делать, пока еще кто-то может это делать вот так – даже без кексов ( смеется).
Фото Анатолия Агапова
www.krymov.org
Режиссер Дмитрий Крымов: биография, творчество, фото
Дмитрий Крымов – режиссер, художник, педагог, театральный сценограф и просто невероятно талантливый человек. Он - член Союза художников и Союза театральных деятелей России, его спектакли всегда вызывают резонанс, заставляют зрителя думать. За спиной Крымова великое множество призов Международных театральных фестивалей. Его полотна выставлены в лучших картинных галереях мира. Кто он, чем живет и о чем рассуждает на досуге? Обо всем этом в материалах нашего обзора.
Биография
Дмитрий Анатольевич Крымов родился в октябре 1954 года в Москве. Его отец – известный режиссер-постановщик Анатолий Эфрос, мама – театральный критик и искусствовед Наталья Крымова. Дмитрию еще в детстве досталась фамилия матери, потому что отец его принадлежал к еврейскому роду, а в советское время это было определенным ярлыком. Анатолию Эфросу приходилось преодолевать многочисленные препятствия в карьере, возникающие на почве его происхождения, и родители решили оградить будущее своего сына от ненужных проблем.
Дмитрий Анатольевич пошел по стопам своих талантливых родителей. Как только он получил аттестат зрелости, тут же поступил на постановочный факультет Школы-студии МХАТ. В 1976 году после окончания учебы отправился получать первый профессиональный опыт в Театр на Малой Бронной. Свои первые сценографические работы Дмитрий создал к постановкам отца. Среди спектаклей тех лет можно выделить «Живой труп» Толстого, «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова и др.
Театральная деятельность
Начиная с 1985 года Крымов работал над художественными постановками в Театре на Таганке: «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра», «Мизантроп» – при его участии свет увидели именно эти спектакли. Дмитрий Крымов работал не только с Театром на Таганке. Сценограф сотрудничал с театрами Риги, Таллинна, Санкт-Петербурга, Волгограда, Нижнего Новгорода. География его творческой деятельности охватывает Болгарию, Японию, страны бывших союзных республик. В послужном списке Крымова-художника-сценографа около ста спектаклей. Дмитрий Анатольевич сотрудничал с такими именитыми режиссерами, как Товстоногов, Портнов, Арье, Шапиро и др.
После распада Советского Союза в стране сложилась непростая ситуация, и Крымов был вынужден оставить работу сценографа. Кроме того, незадолго до событий начала 90-х ушел из жизни отец Дмитрия – Анатолий Эфрос. По словам самого режиссера и сценографа, после смерти родного человека театр стал ему неинтересен. Осознание величия отца в профессии и собственной беспомощности поселились в душе. Тогда мужчине казалось, что он никогда не войдет в эту воду повторно, и в его жизни больше не будет визуального театра. Крымов Дмитрий решил покончить со всем и найти себя в новом деле. Он занялся живописью, графикой, и, стоит заметить, это у него очень хорошо получалось. Картины Дмитрия Анатольевича выставлялись в Русском музее, в музеях стран Западной Европы – Франции, Германии, Англии.
Сегодня полотна художника находятся в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
С 2002 года Дмитрий Крымов преподает в Российской академии театрального искусства. Он руководит курсом театральных художников. Кроме этого, режиссер возглавляет творческую Лабораторию в театре под названием «Школа драматического искусства» в Москве. Совместно с выпускниками ГИТИСа и Щукинского училища Крымов воплощает в жизнь на театральной сцене собственные идеи и мысли, спектакли участвуют в Международных фестивалях по всему миру.
О современном зрителе
Крымов – невероятно интересный собеседник. С ним можно обсуждать разные вопросы, у него на все есть собственное суждение. Современный театр – одна из таких острых тем. Сегодня в мире искусства четко прослеживается противостояние классической школы театра и новаторских подходов в создании спектаклей. По мнению режиссера, эти споры вторичны. Крымов уверенно заявляет, что сегодня главное – это интерес потребителя.
Приходя на спектакль, зритель должен быть ужасно любопытным. Его, с одной стороны, должно интересовать все, что происходит на сцене, с другой – он не должен до конца понимать смысл всего происходящего. Понимание должно постоянно догонять интерес, а в итоге им необходимо сойтись. Конечно, современный зритель – гурман искушенный. Прошли те времена, когда люди смотрели все, что дают. Сегодня все иначе. Поэтому все, что требуется от режиссера – вызвать у зрителя подобное любопытство и заинтересованность, а задача зрителя – отгонять от себя скепсис и стараться «подкармливать» в себе любопытство.
По мнению Дмитрия Анатольевича, чтобы «правильно» смотреть спектакли Лаборатории, необходимо выполнить всего несколько простых вещей: прийти на спектакль, сесть, сложить руки на коленях и смотреть. Причем Крымов Дмитрий не рекомендует надевать пиджаки, короткие платья и туфли на высокой платформе – по его мнению, зрителю будет ужасно некомфортно сидеть на маленьких стульях. Конечно, это юмор, но в нем есть и рациональное зерно.
Русский психологический театр
Сегодня мы все чаще сталкиваемся с рассуждениями на тему, что есть драматический психологический театр. То тут то там звучат призывы о том, чтобы защищать его (театр) от псевдоноваторства. Эта проблема знакома Крымову, и, по его собственному признанию, сильно его задевает. Мнение режиссера таково: если ты приверженец психологического театра, не призывай никого и ни к чему – просто делай свое дело. Живи так, как сам проповедуешь. Но одновременно с этим давай возможность другому самовыражаться, как ему хочется. Да, это может нравиться или, наоборот, раздражать, однако надо мириться с тем, что это существует. Противиться чему-то новому и нестандартному равносильно противостоянию современному изобразительному искусству. Замечательно, когда у зрителя есть выбор и альтернатива, а искусство, как известно, безгранично.
По словам Крымова, современный режиссер должен быть прежде всего сильной личностью, с собственными мыслями. Конечно, ему просто необходимо уметь разбирать произведение по классической школе. Но это всего лишь скелет, основа для дальнейших индивидуальных построений и фантазий.
Актуальное искусство и работа со студентами
Дмитрий Анатольевич говорит, что неприятно сегодня наблюдать за многими вещами, которые творятся в России. Происходит подмена понятий, невыполнение обязательств, отсутствие реформ. Например, режиссер очень не любит такое популярное сегодня выражение, как «актуальное искусство». Ему непонятно, какой смысл несет в себе эта фраза. Актуальное искусство – это более дешевая разновидность искусства? Как тогда на счет религии? Она тоже может быть низкосортной?
Есть у Крымова и соображения насчет реформ в театральном образовании. Режиссер твердо уверен в том, что оно не может быть нищим. Зарплаты преподавателей вузов – это позор всей системе образования. Чиновникам необходимо усвоить, что преподавание не может базироваться на голом энтузиазме людей, которые просто так будут проводить время со студентами. А для того, чтобы театральная среда давала плоды в качестве талантливых актеров и интересных зрителю постановок, необходимы условия – сегодня их нет, физически.
Своих студентов Дмитрий Крымов обучает по личной методике. Режиссер заявляет, что молодежь возможно научить лишь воспринимать опыт других, но нельзя пройти за них их путь. Ребята должны сами услышать свой внутренний голос, довериться ему и выбрать дорогу. Опыт других лишь свидетельствует о том, что все возможно. Если что-то получилось у другого, получится и у тебя. Необходимо лишь усердно работать.
Дмитрий Анатольевич Крымов: кто он?
Прежде всего он - сын своей Родины, преданный и любящий. На вопросы об эмиграции Крымов решительно заявляет, что не собирается покидать Россию. Причин этому множество: у него студенты, актеры, большое хозяйство. Здесь похоронены его родители, на могилу которых он уже много лет приходит в свой день рождения. Крымов признается, что сегодня территорий, на которых спокойно себя чувствуешь, становится все меньше, но пока можно жить и творить, нет смысла уезжать.
Он не празднует свой день рождения, его постоянно занимает работа. Помимо самого талантливого режиссера, в лаборатории Дмитрия Крымова трудится костяк актеров, из них и состоит «Школа драматического искусства». Среди приглашенных людей, которые формально не входят в лабораторию, но с которыми театр постоянно сотрудничает, такие звезды, как Лия Ахеджакова, Валерий Гаркалин.
Дмитрий Крымов - режисер, который признается, что ему интересно общаться с молодыми и наблюдать, как они добиваются результатов. Он очень требовательный и щепетильный во всем. Дмитрий Анатольевич убежден, что театральный спектакль делает единственный человек — режиссер, а его, в свою очередь, должны окружать нужные люди - те, которые его понимают. Крымов утверждает, что его интересует мнение окружающих, и он открыт к диалогу. Однако разговор должен быть конструктивным, по существу.
Режиссеру важно, чтобы на выходе его работы было три составляющих: собственное удовольствие от процесса, удовлетворение актеров труппы и интерес зрителя. Если эти компоненты сходятся, режиссер получает мощный стимул двигаться вперед. Крымов утверждает, что может быть жестоким, если что-то мешает осуществлению планов. В такой ситуации он всегда выбирает борьбу и проявляет упрямство. В остальных случаях Крымов – мягкий человек, который уважает и любит людей, с которыми работает.
fb.ru
Режиссер Дмитрий Крымов: биография, творчество, фото
Искусство и развлечения 31 января 2016Дмитрий Крымов – режиссер, художник, педагог, театральный сценограф и просто невероятно талантливый человек. Он - член Союза художников и Союза театральных деятелей России, его спектакли всегда вызывают резонанс, заставляют зрителя думать. За спиной Крымова великое множество призов Международных театральных фестивалей. Его полотна выставлены в лучших картинных галереях мира. Кто он, чем живет и о чем рассуждает на досуге? Обо всем этом в материалах нашего обзора.
Биография
Дмитрий Анатольевич Крымов родился в октябре 1954 года в Москве. Его отец – известный режиссер-постановщик Анатолий Эфрос, мама – театральный критик и искусствовед Наталья Крымова. Дмитрию еще в детстве досталась фамилия матери, потому что отец его принадлежал к еврейскому роду, а в советское время это было определенным ярлыком. Анатолию Эфросу приходилось преодолевать многочисленные препятствия в карьере, возникающие на почве его происхождения, и родители решили оградить будущее своего сына от ненужных проблем.
Дмитрий Анатольевич пошел по стопам своих талантливых родителей. Как только он получил аттестат зрелости, тут же поступил на постановочный факультет Школы-студии МХАТ. В 1976 году после окончания учебы отправился получать первый профессиональный опыт в Театр на Малой Бронной. Свои первые сценографические работы Дмитрий создал к постановкам отца. Среди спектаклей тех лет можно выделить «Живой труп» Толстого, «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова и др.
Театральная деятельность
Начиная с 1985 года Крымов работал над художественными постановками в Театре на Таганке: «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра», «Мизантроп» – при его участии свет увидели именно эти спектакли. Дмитрий Крымов работал не только с Театром на Таганке. Сценограф сотрудничал с театрами Риги, Таллинна, Санкт-Петербурга, Волгограда, Нижнего Новгорода. География его творческой деятельности охватывает Болгарию, Японию, страны бывших союзных республик. В послужном списке Крымова-художника-сценографа около ста спектаклей. Дмитрий Анатольевич сотрудничал с такими именитыми режиссерами, как Товстоногов, Портнов, Арье, Шапиро и др.
После распада Советского Союза в стране сложилась непростая ситуация, и Крымов был вынужден оставить работу сценографа. Кроме того, незадолго до событий начала 90-х ушел из жизни отец Дмитрия – Анатолий Эфрос. По словам самого режиссера и сценографа, после смерти родного человека театр стал ему неинтересен. Осознание величия отца в профессии и собственной беспомощности поселились в душе. Тогда мужчине казалось, что он никогда не войдет в эту воду повторно, и в его жизни больше не будет визуального театра. Крымов Дмитрий решил покончить со всем и найти себя в новом деле. Он занялся живописью, графикой, и, стоит заметить, это у него очень хорошо получалось. Картины Дмитрия Анатольевича выставлялись в Русском музее, в музеях стран Западной Европы – Франции, Германии, Англии.
Сегодня полотна художника находятся в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
С 2002 года Дмитрий Крымов преподает в Российской академии театрального искусства. Он руководит курсом театральных художников. Кроме этого, режиссер возглавляет творческую Лабораторию в театре под названием «Школа драматического искусства» в Москве. Совместно с выпускниками ГИТИСа и Щукинского училища Крымов воплощает в жизнь на театральной сцене собственные идеи и мысли, спектакли участвуют в Международных фестивалях по всему миру.
Видео по теме
О современном зрителе
Крымов – невероятно интересный собеседник. С ним можно обсуждать разные вопросы, у него на все есть собственное суждение. Современный театр – одна из таких острых тем. Сегодня в мире искусства четко прослеживается противостояние классической школы театра и новаторских подходов в создании спектаклей. По мнению режиссера, эти споры вторичны. Крымов уверенно заявляет, что сегодня главное – это интерес потребителя.
Приходя на спектакль, зритель должен быть ужасно любопытным. Его, с одной стороны, должно интересовать все, что происходит на сцене, с другой – он не должен до конца понимать смысл всего происходящего. Понимание должно постоянно догонять интерес, а в итоге им необходимо сойтись. Конечно, современный зритель – гурман искушенный. Прошли те времена, когда люди смотрели все, что дают. Сегодня все иначе. Поэтому все, что требуется от режиссера – вызвать у зрителя подобное любопытство и заинтересованность, а задача зрителя – отгонять от себя скепсис и стараться «подкармливать» в себе любопытство.
По мнению Дмитрия Анатольевича, чтобы «правильно» смотреть спектакли Лаборатории, необходимо выполнить всего несколько простых вещей: прийти на спектакль, сесть, сложить руки на коленях и смотреть. Причем Крымов Дмитрий не рекомендует надевать пиджаки, короткие платья и туфли на высокой платформе – по его мнению, зрителю будет ужасно некомфортно сидеть на маленьких стульях. Конечно, это юмор, но в нем есть и рациональное зерно.
Русский психологический театр
Сегодня мы все чаще сталкиваемся с рассуждениями на тему, что есть драматический психологический театр. То тут то там звучат призывы о том, чтобы защищать его (театр) от псевдоноваторства. Эта проблема знакома Крымову, и, по его собственному признанию, сильно его задевает. Мнение режиссера таково: если ты приверженец психологического театра, не призывай никого и ни к чему – просто делай свое дело. Живи так, как сам проповедуешь. Но одновременно с этим давай возможность другому самовыражаться, как ему хочется. Да, это может нравиться или, наоборот, раздражать, однако надо мириться с тем, что это существует. Противиться чему-то новому и нестандартному равносильно противостоянию современному изобразительному искусству. Замечательно, когда у зрителя есть выбор и альтернатива, а искусство, как известно, безгранично.
По словам Крымова, современный режиссер должен быть прежде всего сильной личностью, с собственными мыслями. Конечно, ему просто необходимо уметь разбирать произведение по классической школе. Но это всего лишь скелет, основа для дальнейших индивидуальных построений и фантазий.
Актуальное искусство и работа со студентами
Дмитрий Анатольевич говорит, что неприятно сегодня наблюдать за многими вещами, которые творятся в России. Происходит подмена понятий, невыполнение обязательств, отсутствие реформ. Например, режиссер очень не любит такое популярное сегодня выражение, как «актуальное искусство». Ему непонятно, какой смысл несет в себе эта фраза. Актуальное искусство – это более дешевая разновидность искусства? Как тогда на счет религии? Она тоже может быть низкосортной?
Есть у Крымова и соображения насчет реформ в театральном образовании. Режиссер твердо уверен в том, что оно не может быть нищим. Зарплаты преподавателей вузов – это позор всей системе образования. Чиновникам необходимо усвоить, что преподавание не может базироваться на голом энтузиазме людей, которые просто так будут проводить время со студентами. А для того, чтобы театральная среда давала плоды в качестве талантливых актеров и интересных зрителю постановок, необходимы условия – сегодня их нет, физически.
Своих студентов Дмитрий Крымов обучает по личной методике. Режиссер заявляет, что молодежь возможно научить лишь воспринимать опыт других, но нельзя пройти за них их путь. Ребята должны сами услышать свой внутренний голос, довериться ему и выбрать дорогу. Опыт других лишь свидетельствует о том, что все возможно. Если что-то получилось у другого, получится и у тебя. Необходимо лишь усердно работать.
Дмитрий Анатольевич Крымов: кто он?
Прежде всего он - сын своей Родины, преданный и любящий. На вопросы об эмиграции Крымов решительно заявляет, что не собирается покидать Россию. Причин этому множество: у него студенты, актеры, большое хозяйство. Здесь похоронены его родители, на могилу которых он уже много лет приходит в свой день рождения. Крымов признается, что сегодня территорий, на которых спокойно себя чувствуешь, становится все меньше, но пока можно жить и творить, нет смысла уезжать.
Он не празднует свой день рождения, его постоянно занимает работа. Помимо самого талантливого режиссера, в лаборатории Дмитрия Крымова трудится костяк актеров, из них и состоит «Школа драматического искусства». Среди приглашенных людей, которые формально не входят в лабораторию, но с которыми театр постоянно сотрудничает, такие звезды, как Лия Ахеджакова, Валерий Гаркалин.
Дмитрий Крымов - режисер, который признается, что ему интересно общаться с молодыми и наблюдать, как они добиваются результатов. Он очень требовательный и щепетильный во всем. Дмитрий Анатольевич убежден, что театральный спектакль делает единственный человек — режиссер, а его, в свою очередь, должны окружать нужные люди - те, которые его понимают. Крымов утверждает, что его интересует мнение окружающих, и он открыт к диалогу. Однако разговор должен быть конструктивным, по существу.
Режиссеру важно, чтобы на выходе его работы было три составляющих: собственное удовольствие от процесса, удовлетворение актеров труппы и интерес зрителя. Если эти компоненты сходятся, режиссер получает мощный стимул двигаться вперед. Крымов утверждает, что может быть жестоким, если что-то мешает осуществлению планов. В такой ситуации он всегда выбирает борьбу и проявляет упрямство. В остальных случаях Крымов – мягкий человек, который уважает и любит людей, с которыми работает.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Григорович Дмитрий Васильевич: биография, творчество, годы жизни, фотоЭто был настоящий русский писатель, переводчик и искусствовед, современник Достоевского и Тургенева. Григорович Дмитрий Васильевич (годы жизни которого датируются с 19.03.1822 г. по 22.12.1899 г.) родился в деревне Че...
Искусство и развлечения Дмитрий Шорин: биография, творчествоСовременный художник и скульптор Дмитрий Александрович Шорин с успехом выставляет свои работы в России и за рубежом. Его выставки привлекают внимание, а произведения расходятся по частным коллекциям в Москве, Петербур...
Искусство и развлечения Режиссер Андрей Кончаловский. Биография, творчество, личная жизньИзвестный во всем мире режиссер, продюсер и сценарист Андрей Кончаловский будет сегодня главным действующим лицом нашей статьи. В ней мы расскажем об основных биографических вехах героя, о его многогранной творческой ...
Искусство и развлечения Участник шоу Stand Up Дмитрий Романов: биография, творчество и личная жизньНашим сегодняшним героем является яркий и веселый молодой человек, постоянный участник передачи Stand Up Дмитрий Романов. А вы знаете, где он родился? Как попал на телевидение? Состоит ли в законном браке? Если нет, т...
Искусство и развлечения Дмитрий Хара: биография, творчествоНередко наступает в жизни такой момент, когда задумываешься: «Что мне нужно для счастья? Чего я хочу?» Ищешь на свои вопросы ответ и вроде бы находишь. Но ничего не помогает. И тогда кто-то обращается к до...
Искусство и развлечения Российский театральный режиссер Владимир Воробьев: биография, творчество, личная жизньИзвестный российский театральный режиссёр Владимир Воробьёв родился в Ленинграде в 1937 году. Свыше 15 лет ставил спектакли в Ленинградском театре музыкальной комедии, считается основоположником жанра российского мюзи...
Искусство и развлечения Писатель Лавренев Борис: биография, творчество, фотоКажется, что жизнь известного писателя должна быть с точностью рентгеновского снимка просвечена исследователями его творчества. Но это лишь поверхностное мнение, с которым приходится с сожалением расставаться, едва на...
Искусство и развлечения Семенова Анастасия: биография, творчество, фотоСеменова Анастасия – один из самых популярных авторов среди тех, кто пишет о духовном здоровье человека и о том, как на состояние здоровья влияет окружение. В её библиографии уже несколько десятков книг....
Искусство и развлечения Жан-Кристоф Гранже: биография, творчество, фотоЖан-Кристоф Гранже – французский сценарист и писатель. Большой промежуток своей жизни он работал с различными изданиями в качестве внештатного журналиста. Полученный опыт пригодился ему позднее в написании роман...
Искусство и развлечения Актер Пирогов Кирилл: биография, творчество, фотоМногие зрители считают его самым обаятельным актером российского кино. Некоторые с уважением относятся к его творчеству, другие – с обожанием смотрят фильмы с его участием. В этой статье речь пойдет о жизни и тв...
monateka.com
краткая биография, фото и видео, личная жизнь
Крымов Дмитрий Анатольевич (род. 1954) — известный российский театральный режиссер, художник, сценограф. Его спектакли пользуются невероятной популярностью как в России, так и за рубежом. Как сценограф Крымов успешно работал со многими столичными и провинциальными театрами, приняв участие в оформлении более сотни спектаклей.
Он один из революционеров современного русского театра, принесший в него невиданную ранее эстетику. Его своеобразный жанровый микс, работа на стыке стилей и направлений не могут никого оставить равнодушным. Не случайно его постановки с очень точной подачи историка театра В. Березкина принято называть «театр художника».
Ранняя биография
Дмитрий Крымов родился 10 октября 1954 года в Москве в творческой семье известнейшего режиссера Анатолия Эфроса и театрального критика, литератора Натальи Крымовой. С раннего детства мальчик по совету дедушки был записан под фамилией матери, так как отец имел еврейские корни, что могло создать в будущем определенные проблемы. Есть мнение, что появление на свет будущего режиссера связано с известным «делом врачей», а точнее с реабилитацией всех тех, кто по нему проходил. Наталья и Анатолий очень хотели ребенка, но боялись его завести из-за репрессий, а теперь судьба предоставила им шанс.
Про него до сих пор говорят, что он родом из детства, и, вспоминая старую кинопленку, на которой Анатолий Эфрос рассказывает о своем четырехлетнем сыне, с этим трудно не согласиться. Перед нами предстает детская непосредственность, облаченная в фигуру талантливого мальчишки, чьи картины висели дома рядом с работами А. Матисса.
Крымов воспитывался и рос в необычайно талантливом окружении матери и отца, которые много ему давали и в то же время бросали определенную тень на его индивидуальность. Нередко Анатолий Эфрос критиковал сына за чрезмерно долгое включение в решение творческой задачи, и матери приходилось долго объяснять, что не все же такие, как он. Впрочем, это нисколько не помешало Крымову стать самодостаточной личностью.
Талантливый сценограф
Получив школьный аттестат, Дмитрий пошел постигать азы сценографического искусства в Школу-студию МХАТ на постановочный факультет. По окончании вуза в 1976 году Крымов устроился сценографом в театр на Малой Бронной. Здесь он принимал участие в оформлении целой серии спектаклей, поставленных отцом: «Отелло», «Лето и дым», «Продолжение Дон Жуана», «Месяц в деревне». Кроме того, он оформил несколько постановок МХАТ им. Чехова — «Живой труп», «Тартюф», «Попытка полета». В разное время Дмитрий Анатольевич успел потрудиться во многих столичных театрах, в том числе театре эстрады, ЦДТ, театре им. Моссовета, театре им. Маяковского и других. Кроме того, Крымов плодотворно сотрудничал и с театрами других городов Советского Союза — Таллина, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда.
В 90-е годы после скоропостижной кончины отца, а затем и матери он ушел из театра. Тогда казалась, что насовсем, так как театр бил по живому — с ним были связаны самые главные потери и глубокие разочарования. В промежутке между служением Мельпомене Крымов всерьез занялся станковым искусством и с головой ушел в графику, живопись и инсталляцию. Его картины выставлялись в Русском музее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и на площадках ряда зарубежных стран. Также работы автора есть в частных собраниях у коллекционеров из Израиля, Германии, США.
ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.
Начать тестНо жизнь заставила вернуться туда, где он нашел призвание, и Дмитрий Анатольевич не стал вновь искушать судьбу. На сцене театра им. Станиславского он неожиданно для многих ставит «Гамлета», а затем идет преподавать в ГИТИС, где окончательно осознал потребность в театральном искусстве.
Преподавательская стезя
Дмитрий Анатольевич оказался замечательным педагогом, воспитавшим плеяду талантливых молодых актеров. Некоторые из них и после окончания вуза остаются с ним в одной команде. С 2002 года Крымов преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет свой курс. В 2008 году он вместе с режиссером Е. Каменьковичем набрал экспериментальную группу, в которой совместно обучались будущие актеры, сценографы и режиссеры. «Уметь сговариваться — грандиозное умение», — считает Дмитрий Анатольевич. Для отечественного театрального образования это был действительно уникальный опыт обучения в таком сотворчестве. Он не всегда позитивно отзывался о своем эксперименте, иногда хотел бросить это неблагодарное дело, но каждый раз заново набирал новый курс. Преподавательская деятельность, предполагавшая общение со студентами, серьезно мотивировала Крымова к возвращению в театр. И этим театром стала его знаменитая лаборатория.
Лаборатория Крымова
Ее история началась в октябре 2004 года, когда режиссер вместе со студентами художественного факультета РАТИ поставил спектакль «Недосказки». В основе постановки — сюжеты русских народных сказок, выпущенных под редакцией Афанасьева. Главная особенность спектакля — общение со зрителем исключительно на языке визуальных образов, объединенных общей смысловой канвой. Эта постановка очень понравилась режиссеру Анатолию Васильеву, который предложил включить его в репертуар своего «Театра Европы» и создать лабораторию. С тех пор она является своеобразным подразделением театра, обладая уникальной художественной эстетикой. Переломным моментом для площадки Крымова стал уход из театра Васильева, который произошел в 2006 году. Первым желанием режиссера было последовать примеру коллеги, но он твердо сказал: «Не уходи». В итоге Крымов остался, благодаря чему лаборатория сохранила свое существование.
В разное время в проекте принимали участие В. Гаркалин, М.Смольникова, Е. Старцев, В. Мартынова, А. Михалев и многие другие. Театральные критики, не оставляющие без внимания Крымова, награждали его творения различными эпитетами — пронзительная искренность, яркая зрительная выразительность, неожиданные ассоциативные ряды вместе с актерской игрой в реалиях необычной художественной структуры. Они недалеки от истины — все это и многое другое присутствует в спектаклях лаборатории, позволяя ее считать своеобразной экспериментальной площадкой. Все спектакли на ней создаются в два этапа. Сначала проходит мозговой штурм, во время которого происходит активное обсуждение материала и каждый может высказать свое мнение, а также внести предложение. Затем актеры предстают перед режиссером в гриме и начинается отработка образа.
Особенную роль в постановках Крымова играет музыка. Он называет ее полноправным участником представления, поэтому редко берет готовые произведения для спектаклей. Чаще всего к постановке пишется своя, оригинальная мелодия. С недавних пор Дмитрий Анатольевич плодотворно сотрудничает с композитором К. Бодровым, написавшим в свое время несколько произведений для мессы папы Римского. Он создал музыкальное сопровождение для спектаклей «Ой, последняя любовь», «Как вам это понравится», «Горки-10» и некоторых других.
Авангардный режиссер
Сам Крымов утверждает, что для него не существует первоосновы, заданной в пьесе. Он считает себя вправе кроить произведение, отнимая лишнее и добавляя нужное. «Используя любую пьесу я создаю свою основу, и в этом смысле мой театр авторский», — утверждает режиссер. За время существования лаборатории были поставлено свыше десятка спектаклей. Среди них: «Смерть жирафа», «Opus №7», «Тарарабумбия», посвященный 150-летнему юбилею А.П. Чехова, «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве», «Ой, поздняя любовь», «Сон в летнюю ночь», ставший лауреатом Эдинбургского фестиваля искусств и многие другие.
Каждая постановка в исполнении Крымова — настоящий шедевр, преподнесенный языком метафор. Они заставляют глубоко вникнуть в насущные проблемы, изменяя ракурс восприятия действительности. К примеру, в диптихе «Opus №7» органично сочетаются казало бы два совершенно разных сюжета — тяжелая судьба народа Израилева и перипетии жизненного пути выдающегося композитора Д. Шостаковича. Но мастер сумел показать: судьбы гонимого народа и музыканта слиты воедино, частные и исторические проблемы имеют много точек соприкосновения и порой очень тесно переплетены.
Имеет Крымов и опыт работы в оперном жанре. В свое время в помещении «Геликона» он ставил две одноактовые оперы, а в 2011 году в соавторстве с композитором К. Бодровым на сцене Музыкального театра им. Станиславского поставил спектакль «Х.М. Смешанная техника». Именно так называет свое действо режиссер, хотя в нем есть место хору и оркестру. Кроме того, в 2010 году у Крымова состоялся совместный проект с М. Барышниковым «В Париже» — спектакль, поставленный на русском языке для европейских зрителей.
Новые планы
Как всегда, Дмитрий Анатольевич полон творческих планов. Летом 2016 года Крымов публично заявил о желании снять художественный фильм. И хотя его сюжетная линия еще неизвестна, режиссер поделился своим видением картины. В съемочном процессе примут участие в основном его ученики и студенты, а образная канва фильма будет идентична одному из первых фильмов отца «Високосный год», снятому в 1961 году.
Личная жизнь
Дмитрий Анатольевич женат, имеет сына. Супруга Инна по образованию социальный психолог, но в последнее время оказывает большую помощь мужу в его режиссерской деятельности. В 2007 году Крымов был удостоен премии «Хрустальная Турандот», а два года спустя получил звание «Человек года» по версии российской Федерации еврейских общин.
Он уже давно не празднует день рождения и спокойно относится к круглым датам. Вместо пышных торжеств Дмитрий Анатольевич каждый год посещает могилы родителей, которые подарили ему жизнь и так много дали для реализации своего таланта.
stories-of-success.ru
Режиссер Дмитрий Крымов: биография, творчество, фото
Дмитрий Крымов – режиссер, художник, педагог, театральный сценограф и просто невероятно талантливый человек. Он член Союза художников и Союза театральных деятелей России, его спектакли всегда вызывают резонанс, заставляют зрителя думать. За спиной Крымова великое множество призов Международных театральных фестивалей. Его полотна выставлены в лучших картинных галереях мира. Кто он, чем живет и о чем рассуждает на досуге? Обо всем этом в материалах нашего обзора.
Биография
Дмитрий Анатольевич Крымов родился в октябре 1954 года в Москве. Его отец – известный режиссер постановщик Анатолий Эфрос, мама – театральный критик и искусствовед Наталья Крымова. Дмитрию еще в детстве досталась фамилия матери, потому что отец его принадлежал к еврейскому роду, а в советское время это было определенным ярлыком. Анатолию Эфросу приходилось преодолевать многочисленные препятствия в карьере, возникающие на почве его происхождения, и родители решили оградить будущее своего сына от ненужных проблем.
После распада Советского Союза в стране сложилась непростая ситуация, и Крымов был вынужден оставить работу сценографа. Кроме того, незадолго до событий начала 90 х ушел из жизни отец Дмитрия – Анатолий Эфрос. По словам самого режиссера и сценографа, после смерти родного человека театр стал ему неинтересен. Осознание величия отца в профессии и собственной беспомощности поселились в душе. Тогда мужчине казалось, что он никогда не войдет в эту воду повторно, и в его жизни больше не будет визуального театра. Крымов Дмитрий решил покончить со всем и найти себя в новом деле. Он занялся живописью, графикой, и, стоит заметить, это у него очень хорошо получалось. Картины Дмитрия Анатольевича выставлялись в Русском музее, в музеях стран Западной Европы – Франции, Германии, Англии.
Сегодня полотна художника находятся в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
С 2002 года Дмитрий Крымов преподает в Российской академии театрального искусства. Он руководит курсом театральных художников. Кроме этого, режиссер возглавляет творческую Лабораторию в театре под названием «Школа драматического искусства» в Москве. Совместно с выпускниками ГИТИСа и Щукинского училища Крымов воплощает в жизнь на театральной сцене собственные идеи и мысли, спектакли участвуют в Международных фестивалях по всему миру.
О современном зрителе
Крымов – невероятно интересный собеседник. С ним можно обсуждать разные вопросы, у него на все есть собственное суждение. Современный театр – одна из таких острых тем. Сегодня в мире искусства четко прослеживается противостояние классической школы театра и новаторских подходов в создании спектаклей. По мнению режиссера, эти споры вторичны. Крымов уверенно заявляет, что сегодня главное – это интерес потребителя.
Приходя на спектакль, зритель должен быть ужасно любопытным. Его, с одной стороны, должно интересовать все, что происходит на сцене, с другой – он не должен до конца понимать смысл всего происходящего. Понимание должно постоянно догонять интерес, а в итоге им необходимо сойтись. Конечно, современный зритель – гурман искушенный. Прошли те времена, когда люди смотрели все, что дают. Сегодня все иначе. Поэтому все, что требуется от режиссера – вызвать у зрителя подобное любопытство и заинтересованность, а задача зрителя – отгонять от себя скепсис и стараться «подкармливать» в себе любопытство.
По мнению Дмитрия Анатольевича, чтобы «правильно» смотреть спектакли Лаборатории, необходимо выполнить всего несколько простых вещей: прийти на спектакль, сесть, сложить руки на коленях и смотреть. Причем Крымов Дмитрий не рекомендует надевать пиджаки, короткие платья и туфли на высокой платформе – по его мнению, зрителю будет ужасно некомфортно сидеть на маленьких стульях. Конечно, это юмор, но в нем есть и рациональное зерно.
Русский психологический театр
Сегодня мы все чаще сталкиваемся с рассуждениями на тему, что есть драматический психологический театр. То тут то там звучат призывы о том, чтобы защищать его (театр) от псевдоноваторства. Эта проблема знакома Крымову, и, по его собственному признанию, сильно его задевает. Мнение режиссера таково: если ты приверженец психологического театра, не призывай никого и ни к чему – просто делай свое дело. Живи так, как сам проповедуешь. Но одновременно с этим давай возможность другому самовыражаться, как ему хочется. Да, это может нравиться или, наоборот, раздражать, однако надо мириться с тем, что это существует. Противиться чему то новому и нестандартному равносильно противостоянию современному изобразительному искусству. Замечательно, когда у зрителя есть выбор и альтернатива, а искусство, как известно, безгранично.
По словам Крымова, современный режиссер должен быть прежде всего сильной личностью, с собственными мыслями. Конечно, ему просто необходимо уметь разбирать произведение по классической школе. Но это всего лишь скелет, основа для дальнейших индивидуальных построений и фантазий.
Актуальное искусство и работа со студентами
Дмитрий Анатольевич говорит, что неприятно сегодня наблюдать за многими вещами, которые творятся в России. Происходит подмена понятий, невыполнение обязательств, отсутствие реформ. Например, режиссер очень не любит такое популярное сегодня выражение, как «актуальное искусство». Ему непонятно, какой смысл несет в себе эта фраза. Актуальное искусство – это более дешевая разновидность искусства? Как тогда на счет религии? Она тоже может быть низкосортной?
Есть у Крымова и соображения насчет реформ в театральном образовании. Режиссер твердо уверен в том, что оно не может быть нищим. Зарплаты преподавателей вузов – это позор всей системе образования. Чиновникам необходимо усвоить, что преподавание не может базироваться на голом энтузиазме людей, которые просто так будут проводить время со студентами. А для того, чтобы театральная среда давала плоды в качестве талантливых актеров и интересных зрителю постановок, необходимы условия – сегодня их нет, физически.
Своих студентов Дмитрий Крымов обучает по личной методике. Режиссер заявляет, что молодежь возможно научить лишь воспринимать опыт других, но нельзя пройти за них их путь. Ребята должны сами услышать свой внутренний голос, довериться ему и выбрать дорогу. Опыт других лишь свидетельствует о том, что все возможно. Если что то получилось у другого, получится и у тебя. Необходимо лишь усердно работать.
Дмитрий Анатольевич Крымов: кто он?
Прежде всего он сын своей Родины, преданный и любящий. На вопросы об эмиграции Крымов решительно заявляет, что не собирается покидать Россию. Причин этому множество: у него студенты, актеры, большое хозяйство. Здесь похоронены его родители, на могилу которых он уже много лет приходит в свой день рождения. Крымов признается, что сегодня территорий, на которых спокойно себя чувствуешь, становится все меньше, но пока можно жить и творить, нет смысла уезжать.
Он не празднует свой день рождения, его постоянно занимает работа. Помимо самого талантливого режиссера, в лаборатории Дмитрия Крымова трудится костяк актеров, из них и состоит «Школа драматического искусства». Среди приглашенных людей, которые формально не входят в лабораторию, но с которыми театр постоянно сотрудничает, такие звезды, как Лия Ахеджакова, Валерий Гаркалин.
Дмитрий Крымов режисер, который признается, что ему интересно общаться с молодыми и наблюдать, как они добиваются результатов. Он очень требовательный и щепетильный во всем. Дмитрий Анатольевич убежден, что театральный спектакль делает единственный человек — режиссер, а его, в свою очередь, должны окружать нужные люди те, которые его понимают. Крымов утверждает, что его интересует мнение окружающих, и он открыт к диалогу. Однако разговор должен быть конструктивным, по существу.
Режиссеру важно, чтобы на выходе его работы было три составляющих: собственное удовольствие от процесса, удовлетворение актеров труппы и интерес зрителя. Если эти компоненты сходятся, режиссер получает мощный стимул двигаться вперед. Крымов утверждает, что может быть жестоким, если что то мешает осуществлению планов. В такой ситуации он всегда выбирает борьбу и проявляет упрямство. В остальных случаях Крымов – мягкий человек, который уважает и любит людей, с которыми работает.
autogear.ru
биография, личная жизнь, творчество :: SYL.ru
Дмитрий Крымов, биография которого описана в данной статье, - российский художник, театральный педагог, режиссер и сценограф. Его спектакли популярны не только в России, но и за границей. В качестве сценографа Крымов работал не только со столичными, но и со многими провинциальными театрами. Дмитрий Анатольевич привнес в искусство новую эстетику, необычный жанровый микс.
Детство
Дмитрий Крымов родился 10.10.1954 в Москве в творческой семье. Его отец, Анатолий Эфрос, был известным режиссером. Мать, Наталья Крымова, - театральным критиком и литератором. При рождении Дмитрий был записан на фамилию матери по совету дедушки. Дело в том, что отец, Анатолий Эфрос, имел еврейские корни. В те времена это могло отрицательно сказаться на судьбе Дмитрия.
Он рос в атмосфере родительской любви. Отец и мать придавали большое значение творческому воспитанию сына, поэтому Анатолий никак не мог смириться, что Дмитрий иногда долго решал какую-либо творческую задачу. В результате мать выступала примирителем между мужем и сыном. Но все это только помогло Дмитрию стать выдающейся и самодостаточной личностью.
Образование
После окончания средней школы Крымов решил связать свою судьбу с театром. Поэтому поступил в школу-студию МХАТ и начал постигать основы сценографического искусства. Учился на постановочном факультете. Окончил вуз в 1976 г.
Работа сценографом
Устроился работать по специальности в театр, находившийся на Малой Бронной. Там Анатолием Эфросом была поставлена целая серия постановок, оформлением которых занялся Дмитрий Крымов. Спектакли, которые он обслуживал, были показаны во многих театрах столицы и во многих городах Советского Союза.
Трагический перерыв
Талант Крымова был замечен многими деятелями искусства, карьера молодого сценографа складывалась очень успешно. Но жизнь внесла свои коррективы – скончались родители: сначала отец, а потом и мать. Дмитрию Анатольевичу пришлось временно уйти из театра. Тогда Крымову казалось, что насовсем, так как все напоминало о родителях, било по живому, а выполненная работа казалась никому не нужной.
Дмитрий решил сменить профессию и серьезно изучить станковое искусство. Крымов окунулся в живопись, графику и инсталляцию. Оказалось, что здесь раскрылся еще один талант Дмитрия. Его работы начали выставляться во многих музеях, в том числе и заграничных. Некоторые картины попали в частные коллекции.
Возвращение в театральный мир
Через некоторое время боль от потери притупилась, и Дмитрий Крымов вновь вернулся в театр. Для многих стало неожиданностью, когда он поставил в театре Станиславского «Гамлета». После этого устроился работать в ГИТИС. Дмитрий оказался прекрасным учителем и воспитал много молодых актеров. В 2002 г. Крымов начал вести свой курс в театральной Российской академии. В 2008 г. набрал экспериментальную группу, в которой одновременно обучались начинающие режиссеры, актеры и сценаристы. Такой смешанный курс сотворчества оказался уникальным, так как организован был впервые.
Собственная творческая лаборатория
В 2004 г. постановка на основе русских народных сказок покорила режиссера А. Васильева. Он включил ее в репертуар «Театра Европы» и предложил Крымову создать творческую лабораторию. Она стала отдельным подразделением с неповторимой художественной эстетикой.
В 2006 г. Васильев ушел из театра, и это стало переломным моментом в жизни Дмитрия Анатольевича. Сначала он хотел последовать за режиссером, но после раздумий все же остался работать на прежнем месте. Творческая лаборатория Дмитрия Крымова продолжила свою работу.
Все постановки были награждены театральными критиками яркими эпитетами. Отмечалась выразительность постановок, их уникальная художественная структура и ассоциативные ряды. Спектакли в лаборатории создаются в два этапа: активное обсуждение пьес, а уже потом отработка образов. Немаловажную роль в постановках имеет музыка. Для спектакля редко берутся готовые произведения, в большинстве случаев пишутся новые, оригинальные. Дмитрий Крымов уже долгое время сотрудничает с композитором Бодровым, который пишет музыку для постановок.
Для Дмитрия Анатольевича не существует первооснов, он может «кроить» музыку в соответствии со своими представлениями, убирая ненужные фрагменты либо добавляя новые. Поэтому лаборатория приобрела статус авторской. За время ее существования уже поставлены десятки спектаклей. Постановка «Сон в летнюю ночь» стала лауреатом Эдинбургского фестиваля.
Все спектакли в исполнении Крымова являются настоящими шедеврами искусства. Произведения заставляют задуматься о насущных проблемах, меняя восприятие и сложившиеся мнения. Дмитрий Анатольевич опытный специалист и в оперном жанре. Он поставил несколько одноактовых произведений.
В 2007 г. Дмитрий Анатольевич получил знаменитую премию «Хрустальная Турандот». В 2010 г. сценаристом создан незабываемый спектакль «В Париже». Это была совместная работа Крымова с Барышниковым. Многим запомнился спектакль «Смешанная техника», поставленный в 2011 г.
Дмитрий Крымов – режиссер от бога. Он очень ответственно относится к своей работе и считает, что несет ответственность за происходящее на сцене. Поэтому бывает удовлетворен своей работой только тогда, когда поставленный им спектакль полностью отвечает его требованиям.
Впереди в планах Крымова – новые творческие работы. В 2016 г. Дмитрий Анатольевич задумался о снятии художественного фильма. Сюжет пока обрисовывается в общих чертах. Режиссер объявил, что в съемках будут принимать участие студенты и ученики Крымова. Образная канва картины идентична одному из фильмов Анатолия Эфроса, который был отснят в 1961 г.
Личная жизнь
Дмитрий Крымов женат. Его супругу зовут Инна. У Крымовых есть взрослый сын. Инна работала в сфере социальной психологии и экономики. В последнее время во многом помогает мужу в режиссуре. В 2009 г. еврейскими общинами РФ Дмитрий Анатольевич был назван «Человеком года». Свой день рождения Крымов не празднует уже очень давно. В этот день он ежегодно ездит на могилки к своим родителям. Дмитрий Анатольевич до сих пор благодарит отца с матерью за свое появление на свет и творческое воспитание.
www.syl.ru
Нарисуем, будем жить и играть...
Никаких этикеток... Каждый пришедший в Новый Манеж на выставку "Камень. Ножницы. Бумага. Попытка музея", которую показывает Лаборатория Дмитрия Крымова, должен найти-протоптать тут свою тропинку.
Мир, который придумали Дмитрий Крымов, Вера Мартынова, Мария Трегубова, похож на закулисье сцены, на репетиционный зал и на мастерскую художника разом. Тут можно побродить между огромным упавшим деревом, словно оставшимся от шекспировской постановки "Как вам это понравится?" и длинным столом, в одном из ящиков которого прячется пенсне Чехова из Бахрушинского музея...Полюбоваться Буратино-великаном, сделанным в память о первом 15-минутном спектакле, что поставили первокурсники, пришедшие в мастерскую Крымова в ГИТИСе в 2004... Или обнаружить, что персонажи из спектакля "Х.,М., смешанная техника", нарисованные на листах, прислоненных к стене, способны двигаться. То кошка вдруг хвостом махнет, то музыкант заденет пальцем струну гитары, то винт нарисованного вертолета зажжужит-завертится...
О выставке "Камень. Ножница. Бумага", которая стала одной из важных площадок Международного театрального фестиваля им. АП.Чехова, рассказывает режиссер, художник, сценограф Дмитрий Крымов.
Социолог Ричард Сеннетт однажды сказал, что музеи не должны объяснять слишком много, иначе искусство можеть стать скучным. Музей, дескать, должен быть чем-то вроде анархического ритуала. Ваша "попытка музея", похоже, укладывается в эту формулу.
Дмитрий Крымов: Может быть. Но мы все же не музей делали. И не выставку-отчет о проделанной работе и поставленных спектаклях. Мы показываем стиль нашей жизни. Это наша лаборатория. Мы так работаем. Как признался один коллега, попавший на нашу репетицию: "Я театральный человек, но не улавливаю момента, когда вы начинаете из несерьеза переходить в серьез". Для меня эта атмосфера не то чтобы незавершенности, но постоянного "брожения" очень важна. Мы ее постарались воспроизвести на выставке. Даже скорее - изобрести.
Иначе говоря, это не повторение "один в один", как Вы как-то выразились, "эстетического бардака"?
Дмитрий Крымов: Конечно, это образ. Естественно, что наша театральная Лаборатория выглядит по-другому. Но поскольку нас изначально было очень немного, мы начинали работать в одной комнате, где делали все: рисовали, репетировали, пили чай, придумывали образ спектакля...
Образ выставки вы тоже все вместе придумывали?
Дмитрий Крымов: Вместе с художниками Марией Трегубовой и Верой Мартыновой. Втроем мы взяли на себя ответственность сказать за всех. И за актеров, и за музыкантов, и за помрежей, и за певцов, и за композиторов… Мы сделали образ нашей "кухни". Бедлама, где чай с баранками соседствует с Веласкесом...
Разница в том, что внутри нашей "комнаты"-залы в Новом Манеже живут образы сразу всех наших спектаклей: от "Недосказок" до "Горки-10"... Да, мы в нос не тычем: это - то, а то - это. Мне кажется, что всегда интереснее самому открытия делать. Нужно лишь создать ситуацию, которая пробуждает любопытство зрителя, помогает нам вспомнить детскую зачарованность миром. Например, на выставке можно ящик выдвинуть и увидеть вещи Чехова. Если не выдвинешь, то не увидишь... По крайней мере, с детьми, которые приходили в первые два июньских дня, это сработало.
В спектакле "Донкий Хот" Вы объединили Сервантеса и Веласкеса, Инфанту из "Менин" и Дон Кихота...
Дмитрий Крымов: У нас там не только Инфанта, там еще и карлики Веласкеса появляются.
Получается, вы уходите от сюжета и повествования в сторону образа?
Дмитрий Крымов: Я в принципе не хочу рассказывать историю.Это не наш стиль. Интересно взять какую-то тему, выделить ее и сыграть… Скажем, из шекспировского "Сна в летнюю ночь" мы брали сцены, где ремесленники ставят спектакль. У Шекспира был свой театр. Ему надо было завоевать лондонскую публику. Как сделать хороший спектакль, чтобы публика не ушла, как перебить ее цинизм и покачать ее на волнах собственного музыкального сочинения, которым является спектакль? Это вопросы стояли и перед Шекспиром, и перед нами. Как и перед любым руководителем театра.
Так же и с романом Сервантеса. Мы не стали все его приключения рассказывать-показывать. Мы представили его таким длинным, несуразным. А несуразных обычно бьют, унижают, не дай Бог - убивают. Они как-то не нужны обществу. Дон Кихот превращается в верзилу, чье имя переиначивают, потому что оно не привычно. И он сам не привычен как человек инако живущий или/и инако мыслящий. То, как срабатывает этот механизм уничтожения толпой непонятного, отдельного от нее человека - и есть тема "Донкий Хота". А спектакль-то начинался почти как детский.... С Веласкеском, карликами, маленькой Дульсинеей, которая влюбилась в несуразного длинного типа... Словом, это не обслуживание темы, а нарезание кругов вокруг нее.
Знаете, можно кинуть камень в цель и попасть. Но если раскручивать пращой камень, то удар получится намного сильнее. Если говорить про спектакль, то эти "круги" вокруг темы вбирают в себя разные мотивы, и она начинает звучать объемно. Образ становится интереснее, глубже, богаче. Такой стиль непрямого разговора основан на ассоциациях... Порой мы довольно сложно все это связываем, так что нужно быть внимательным на этих переходах. Смотреть под ноги.
Огромные трехметровые куклы появляются и в "Опусе №7", и в "Пираме и Фисбе"... Вам важны отношения актера с гигантской марионеткой?
Дмитрий Крымов: Кукла - один из сотен способов уйти от прямого рассказа. Мол, не я Гамлет, а Гамлет - эта палочка, что у меня в руках. Я могу сыграть Гамлета. А могу спрятаться за то, что я не играю Гамлета, я играю ЗА Гамлета. Кроме того, что кукла исторически нагружена серьезными, даже мистическими смыслами, она дает актеру возможность входить в роль и выходить. Входить и выходить. Я это и называю - танец. Танец вокруг темы.
Лаборатория Дмитрия Крымова существует с октября 2004 года. За это время создано 16 спектаклей. Спектакли "Демон. Вид сверху" (2007) и "Опус N 7" (2009) получили театральные премии "Хрустальная Турандот" и "Золотая маска". Спектакль "Пирам и Фисба" (2012), постановка пьесы Шекспира"Как вам это понравится?", получил награду Эдинбургского международного фестиваля сценических искусств
У вас в мастерской ГИТИСа на одной кухне, можно сказать, выращиваются актеры и сценографы… Граница между профессиями выглядит прозрачной. Получается, что театр художника - это театр не актерский?
Дмитрий Крымов: Ну нет. Это все равно что сказать, что в джазе музыканты играют хуже и незаметнее, чем пианист, исполняющий Первый концерт Чайковского.. Это же не так. Есть грандиозные джазовые музыканты, а есть средние джазовые музыканты. Просто музыка другая. В нашем театре хороший актер - это хороший актер, как и в любом другом, а неумелый актер остается таким.
Я не пишу классическую музыку. Мы, если угодно, исполняем джаз. В Лаборатории остаются те, кто любит эту музыку. Есть традиционное представление об актере как о человеке, который в луче прожектора стоит и рвет душу - хуже или лучше - в куски. И в зале кто-то говорит: ух, как здорово. Или, наоброт: не здорово. Театр может это использовать, но он далеко не только это.
Выстраивание отношений между актером, марионеткой и зрителем внешне напоминает традицию театра Брехта, эпического или левого театра. Для Вас какая театральная традиция важна?
Дмитрий Крымов: Мне кажется, очень интересно на стыке работать - переходить из одной плоскости в другую. Чтобы публика не привыкла. Наверное, это называется постмодернизмом в примитивном таком значении, когда все можно смешивать, отовсюду можно брать.
Про вашу Лабораторию говорят "театр художника". Что такое театр художника?
Дмитрий Крымов: Я не знаю. Нас поставили на эту полочку. Надо спрашивать у тех, кто поставил. По-моему, Брук или Стреллер сказал, что театр либо живой, либо не живой. Это важнее…
Сегодня много говорят о возвращении к традиции левого искусства. Как Вы относитесь к этой традиции?
Дмитрий Крымов: Дай нам Бог разобраться с собою в нашем времени так, как левые 1920-х годов разбирались с собою со своем времени. Они остались в истории, а значит разобрались классно. Можно сейчас это не читать, не смотреть. Но желательно это знать. Возьмите, например, Гордона Крэгга. Уравнение-то простое получается. Гордон Крэгг относится к своему времени так, как я отношусь к своему времени. Тут неизвестное - "я". Гордон Крэгг известен, его время известно. Наше время известно. А кто "ты"? Вот эту дробь реши, уравнение реши, и ты узнаешь, кто ты. Правильно реши. Отнесись к своему времени так же, как твой любимый художник из прошлого, не знаю - Шагал, Модильяни, Мейерхольд, Станиславский, Брехт, - отнесся к своему времени. Ты вырази его так, как эти гениальные люди выразили свое время. Они же выразили его по-разному. Живя в одно и то же время.
Время же понятие большое, широкое. Его нельзя выразить правильно или неправильно. Его можно выразить образно или не образно. Вот чем оперирует искусство - яркими образами. Брехт выразил свое время яркими спектаклями и пьесами и новым языком. Какой вывод я делаю? Что изобретение театрального языка ужасно важно. Можно лезть в политику. Можно не лезть в политику. Но главное-то все равно - театральный язык и образ, которые остаются или не остаются со зрителем.
Каждый человек пытается нащупать дорогу, понять, его это путь или не его. У вас был камертон, который помогал определить, та дорога или нет?
Дмитрий Крымов: Знаете, когда скучно становилось, я просто закрывал дверь и уходил. Так несколько раз было. С театральной декорацией, с живописью. Это не значит, что эти области плохие. Но мне там становилось скучно. Так я и открыл девять лет назад эту дверь - режиссуры.
rg.ru