Шокирующий реализм: 5 знаменитых полотен Гюстава Курбе. Картина курбе отчаявшийся


Шокирующий реализм: 5 знаменитых полотен Гюстава Курбе

"От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного", - злобно писал Александр Дюма-сын по поводу картины Гюстава Курбе "Спящие" (1866). Интересно, что бы сказал великий писатель, увидев полотно "Происхождение мира", который публике показали лишь в конце XX века - через полтора столетия после его создания? Долгое время скандальная картина находилась в частной коллекции, ныне она выставлена в музее Орсе. До сих пор к ней приставлен охранник, призванный предотвращать бурную реакцию зрителей.

Гюстав Курбе считается основателем нового художественного стиля - реализма. Рихард Мутер писал: "Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают". Действительно, творчество художника порождало громкие скандалы на протяжении всей его жизни.

Родился Курбе 10 июня 1819 года в Орнане, недалеко от швейцарской границы. Его отец владел виноградниками около Орнана. В 1831 году юноша начал посещать семинарию в Орнане, а в 1837 году по настоянию отца поступил в юридический колледж в Безансоне. В это время он также посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году Курбе отправился в Париж, где познакомился с художественной коллекцией Лувра. Особо сильное впечатление произвели на него малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес. Юриспруденции молодой человек предпочёл занятия в художественных мастерских. В 1844 году его картина "Автопортрет с собакой" была выставлена в Парижском салоне (остальные предложенные им картины были отвергнуты жюри). В эти же годы он написал большое количество автопортретов, несколько раз посетил Орнан, путешествовал по Бельгии и Нидерландам, где устанавливал контакты с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдаг. В Париже он познакомился с Шарлем Бодлером и Оноре Домье.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи всё ещё был академизм и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. В 1847 году все три его работы были отвергнуты жюри. Салон также не принял полотна таких известных мастеров, как Эжен Делакруа и Теодор Руссо. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны (известный символ бонапартизма). После падения Коммуны он полгода отсидел в тюрьме и был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило художника удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете 31 декабря 1877 года.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить наиболее известные полотна Гюстава Курбе.

1. "Автопортрет с черной собакой" (1842)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Первая картина Курбе, имевшая настоящий успех, была написана в Париже. Себя художник изобразил сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана). Слева от него лежат трость и альбом для этюдов, справа на фоне залитого солнцем пейзажа тёмным силуэтом выделяется чёрный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане - несколько пробных мазков, сделанных мастихином - инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством. В мае 1842 года Курбе писал родителям: "Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем - её подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне". Два года спустя этот автопортрет откроет Курбе двери Салона - честь, которой усиленно добиваются все начинающие. В настоящее время картина хранится в музее дю Петит Палас в Париже.

2. "Послеобеденное время в Орнане" (1849)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Картина была задумана и частично написана до 1849 года, во время одного из приездов художника в родной город. Завершена она была уже в Париже. Филолог и романист Франсис Вей написал о своей встрече с Курбе: "Нас принял высокий молодой человек с великолепными глазами, но тощий, бледный, желтый, костлявый... Он молча кивнул мне и вновь сел на табурет перед, мольбертом, где стоял холст "Послеобеденное время в Орнане". <...> Почему вы ещё не стали знаменитым при таком редком, таком замечательном таланте? - воскликнул я. - Еще никто никогда не писал так, как вы!" - "Верно! - отозвался художник с мужицким акцентом обитателя Франш-Конте. - Я пишу как бог!".

3. "Дробильщики камня" (1849)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

В письме к Франсису Вею Курбе описывает это полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: "Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн-Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек - они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... на одной стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне - молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь". В романе "Биез из Серина", написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги. Известный французский политик, философ и социолог Пьер Жозеф Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а "Дробильщиков камня" - первой социальной картиной.

4. "Здравствуйте, господин Курбе!" (1854 )

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

В мае 1954 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению известного мецената и коллекционера Альфреда Брюйа. На картине художник изобразил себя с тростью и ранцем за спиной в тот момент, когда на дороге его встретил Брюйе, слуга и собака. Картина, написанная с предельным реализмом, произвела сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального искусства, свободного от условностей академической живописи. Курбе писал картины на реальные сюжеты и этим, в частности, оказал серьёзное влияние на творчество импрессионистов. Говорят, что когда ему предложили дописать фигуры ангелов в картине, предназначенной для церкви, он ответил: "Я никогда не видел ангела. Покажите мне ангела, и я напишу его".

5. "Спящие" (1866)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

На картине, которая буквально взорвала буржуазную Европу, две обнажённые женщины лежат в обнимку на застеленной белой простынёй постели, в результате чего предстающая перед зрителем сцена кажется сценой лесбийской любви. Разорванное жемчужное ожерелье и пришедшая в беспорядок простыня только усиливают это ощущение. Полотно до такой степени возмутило общественность, что пресса буквально взорвалась негодующим воплем. Художественная ценность картина стала очевидной лишь годы спустя, когда скандал поутих.

vm.ru

Художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet)

Рубрика: картины и живопись Опубликовано 16.09.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 7 мин   ·   Просмотры:

128

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 01

Женщина в гамаке с ребенком (Femme au hamac, tenant son enfant)

 

Художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) – всемирно знаменитый французский живописец, портретист, пейзажист и жанрист, один из основателей реализма в живописи – буквально ключевая фигура французского реализма.

 

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 02

Автопортрет (Отчаявшийся мужчина) (Self-portrait (the Desperate man))

 

Жан Дезире Гюстав Курбе (Gustave Courbet) родился в июне 1819 года в небольшом городке, около трёх тысяч жителей, Орнане, недалеко от Швейцарской границы. Отец будущего знаменитого художника, Режис Курбе, был зажиточным крестьянином и владел виноградниками в окрестностях Орнане.

В возрасте двенадцати лет Гюстав Курбе начал посещать местную семинарию, но отличался из общего числа семинаристов чрезвычайно живым характером, т.е. был, как бы сейчас сказали, хулиганом. Впрочем, учился он достаточно хорошо. Настолько хорошо, что в 1837 сумел поступить в Королевский колледж в Безансоне, что должно было благотворно повлиять на его будущую карьеру юриста, о которой мечтал отец будущего художника.

Но случилось так, что Gustave Courbet серьёзно увлёкся живописью и в свободное от колледжа время начал посещать Академию, где учителем начинающего художника стал один из лучших учеников известного художника классициста Жака-Луи Давида, Шарль-Антуан Флажуло.

В 1839 году Гюстав Курбе отправился в Париж, предварительно пообещав своему отцу, что едет для дальнейшего углублённого изучения юриспруденции.

В Париже Гюстав начал изучать художественные коллекции Лувра, особенно молодого художника увлекли испанские художники и малые голландцы. Огромное впечатление на Курбе произвел Веласкес – в последующем Курбе «позаимствует» у великого художника тёмные тона для полотен.

Изучив коллекции Лувра, Gustave Courbet решил посвятить вою жизнь живописи и начал посещать занятия в разнообразных художественных мастерских, и прежде всего уроки Шарля де Штейбена. Очень скоро молодой человек решил отказаться от получения классического художественного образования и поступил на работу в мастерские Суисса и Ляпена – в этих мастерских не было обязательных уроков, а ученики не должны были придерживаться каких-либо канонов. Все занятия строились на индивидуальном художественном поиске ученика, что Гюстава совершенно устраивало.

Вскоре молодой художник представил на суд публики свою первую картину «Автопортрет с чёрной собакой», и эта картина имела огромный успех.

 

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 03

Автопортрет с черной собакой (Self-Portrait With Black Dog)

Художник на картине «Автопортрет с чёрной собакой» изобразил себя сидящим у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана). Слева от него лежат трость и альбом для этюдов, справа на фоне залитого солнцем пейзажа тёмным силуэтом выделяется чёрный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане — несколько пробных мазков, сделанных мастихином — инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством. В мае 1842 года Курбе писал родителям:

Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем – её подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне.

А всего через два года «Автопортрет с чёрной собакой» открыл для Курбе двери парижского Салона. Впрочем, все остальные картины молодого художника были отвергнуты представительным жюри.

Всё дело в том, что художник с самого начала своей творческой деятельности писал, как реалист. И чем дальше он работал, тем больше увлекался реализмом и становился противником всякого украшательства – он считал, что художник обязан показывать буквально голую действительность и суровую прозу жизни, даже пренебрегая изяществом техники живописи.

Художник начала писать портреты, путешествовал в Нидерланды и Бельгию, где установил контакты с продавцами живописи. И одним из первых почитателей и покупателей картин художника стал голландский коллекционер и художник, основатель Гаагской школы живописи, Хенрик Виллем Месдах.

Именно личные связи с продавцами живописи в Голландии и Бельгии в последующем способствовали тому, что о художнике узнали далеко за пределами Франции.

Впрочем, Курье не ограничился связями в Бельгии и Голландии, сумел войти в артистические круги Парижа. Он частенько посещал богемное кафе «Brasserie Andler», где буквально обитали известные парижские художники и  литераторы.

До середины девятнадцатого века во Франции буквально господствовал академизм и работы художников-реалистов, очень часто, устроители престижных выставок отвергали. Французские художники, чьи имена впоследствии составили славу живописи страны, стали изгоями и даже решили устроить собственную выставку. Но тут началась революция…

В 1848 году семь работ Курбе были выставлены в Салоне, но покупателя на эти картины не нашлось – публика ещё не была готова принять французский реализм. Художник был безусловно талантлив и умён, однако его крайний реализм в живописи, местами, в жанровых картинах, «приправленный» социалистическими идеями, вызывал в аристократических и литературных кругах  парижан гарантированный скандал. И очень скоро у художника появились влиятельные враги, например, известный критик и писатель, теоретик анархизма Прудон.

Тем не менее, через несколько лет Gustave Courbet возглавил возникшую во Францию реалистическую школу живописи. Тем более, что работы французских реалистов нашли своих почитателей в других странах Европы. А Париж реалистов бойкотировал и много лет ни одна картина Курбе не была выставлена в Салоне.

В 1871 году художник примкнул к Парижской коммуне, получил при коммуне должность управляющего общественными музеями и стал руководителем сноса Вандомской колонны.

После падения коммуны,  Гюстав Курбе был приговорён к полугора годам тюрьмы, а после выхода из тюрьмы был обязан французским судом возместить расходы по восстановлению колонны, сносом которой он руководил.

Художник покинул Францию и поселился в Швейцарии. На чужбине он и умер в декабре 1877 года. Нищим и забытым.

 

Картины художника Гюстава Курбе (Gustave Courbet)

 

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 04

Лежащая обнаженная (Reclining Nude)

 

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 05

Устье Сены (The mouth of the Seine)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 06

Портрет девочки (Portrait d’une fillette)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 07

На краю обрыва (Sur le bord de la falaise)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 08

Вакханка (La Bacchante)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 09

Автопортрет (Раненый мужчина) (Self-portrait (The wounded man))

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 10

Гамак (Hamac)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 11

Портрет Поля Ансу (Portrait of Paul Ansout)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 12

Послеобеденный отдых в Орнане (After dinner at Ornans)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 13

Спящая (Sleeping Blonde)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 14

Крестьянская девушка с шарфом (Peasant Girl with a Scarf)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 15

Пожарные, спешащие на пожар (Firemen Running to a Fire)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 16

Орнан в полдень (View of Ornans)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 17

Мадам Огюст Кук (Матильда Деспорте (Madame Auguste Cuoq (Mathilde Desportes, 1827-1910)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 18

Молодые сельские дамы (Young Ladies of the Village)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 19

Спящая пряха (La fileuse endormie)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 20

Луи Гюймар в роли Роберта-Дьявола (Louis Gueymard as Robert le Diable)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 21

Большие дубы у края воды, Порт-Берто (Grands Chenes, bords de l’eau, Port-Berteau)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 22

Источник (The Source)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 23

Парк Рошемон (Le Parc de Rochemont)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 24

Женщина с попугаем (Woman with a Parrot)

художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) картины – 25

Джо, прекрасная ирландка (Джоанна Хиффернан) (Jo, La Belle Irlandaise)

 

И в заключении я хочу показать вам картину Гюстава Курбе, которая сделала имя художника не просто широко известным… Это был скандал. Скандал, который пережил художника и который продолжается до сегодняшнего дня.

Эту картину не показывали публике до 1988 года. Сейчас эта работа Gustave Courbet экспонируется в бруклинском музее (Нью-Йорк) за бронированным стеклом и под постоянной охраной – у картины буквально стоит пост.

Эта картина была написана на заказ одним турецким дипломатом для личной коллекции. Однако, дипломат очень скоро обанкротился, коллекцию продают с молотка и… В общем, публика очень скоро узнала и про наличие картины, и про её автора.

Любители живописи уже поняли, что я рассказываю про полотно Гюстав Курбе

 

Происхождение мира

 

Картина не зря признана скандальной. Прежде, чем перелистнуть слайд, прошу Вас прочитать: Мне уже исполнилось 18 лет и я не впадаю в истерику от реалистической живописи в стиле НЮ.

 

 

svistanet.com

Феминистский реализм Абделлатифа Кешиша и Гюстава Курбе

В 2018 году выходит в свет новый фильм Абделлатифа Кешиша под названием «Мектуб, моя любовь: Песнь первая». Будучи одним из крупнейших современных кинорежиссеров, Кешиш получил всемирную известность в 2013 году, когда его предыдущая картина «Жизнь Адель» была удостоена главного приза Каннского кинофестиваля. Предваряя выход новой работы франко-тунисского режиссера, Concepture вспоминает «Жизнь Адель» и публикует перевод эссе Марии Хименес Кавальо, в котором смысловая и эстетическая наполненность фильма раскрывается в контексте творчества Гюстава Курбе, классика реалистической живописи XIX века.

Целый ряд французских живописцев в период от начала девятнадцатого века и вплоть до его заката находили классический идеал красоты в обнаженном женском теле с правильными пропорциями. Большинство этих художников расценивали объекты своих картин как абстракции, как богинь, как сверхчеловеческие фигуры: от Буше и его Дианы после купания до вытянутой экзотической одалиски Энгра, вдохновением для которой была Венера.

Гюстав Курбе, родившийся в 1819, также писал интимные портреты женщин – но пока Академия изящных искусств поощряла идеализированное изображение женского тела, Курбе представлял своих моделей как реальных женщин из плоти крови.

«Купание Дианы» (Франсуа Буше, 1742)

«Большая одалиска» (Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1814)

Крупномасштабное полотно Курбе «Похороны в Орнане» (1950) произвело революцию в иерархии изящных искусств. До этого считалось, что таких размеров и масштабов были достойны только tableaux d’histoire, то есть исторические картины: размашистые изображения исторических, религиозных или мифических сцен.

Напротив, «Похороны в Орнане» представляют собой обычные похороны в присутствии горожан – таким образом представители рабочего класса неявно возводятся до уровня королей или даже богов. Цель Курбе была демократичной: придать крестьянам величественный вид. В то же время, он был аккуратен в том, чтобы их не идеализировать. Неизменно будучи реалистом, он также подчеркивал их физические изъяны.

«Похороны в Орнане» (Гюстав Курбе, 1850)

Пожалуй, из того, что мы имеем сегодня, трехчасовые фильмы наиболее близки к tableaux d’histoire. По крайней мере в коммерчески распространяемом повествовательном кино такой формат фильмов обычно резервируют для историй эпических пропорций – от древнегреческих трагедий до покрывающих целую эпоху романных адаптаций, – чем для историй про юную девушку, достигающую совершеннолетия.

«Жизнь Адель» Абделлатифа Кешиша – дерзкое исключение: на протяжении 179 минут мы следим, как главная героиня ходит в школу, влюбляется и проходит через все те жизненные испытания и горести, какие и можно было ожидать. Как и Курбе, Кешиш превращает повседневную жизнь в нечто величественное, и делает он это именно гиперболизируя повседневность, её неряшливость и мелкие несовершенства.

Камера Кешиша сфокусирована на лице Адель. Каждый из многочисленных крупных планов в фильме воспринимается как вопрос: это предпринимаемая Кешишем попытка понять, о чем думает его героиня, какие она испытывает чувства и ощущения. Очень часто он получает ответ: Адель, которую сыграла дебютантка Адель Экзаркопулос, излучает широкий спектр эмоций – от любви и желания до глубокого несчастья и разочарования – и всё это посредством легкого искривления губ или же чуть нахмуренных бровей.

Кешиш всецело предан убеждению, что мы можем полностью узнать Адель изучая, лаская и рассматривая её лицо, – схожая мысль вдохнула жизнь в картину Курбе «Портрет художника» (1845). Эта работа – интроспективный автопортрет, написанный, как мы бы могли сказать сегодня, в формате среднекрупного плана.

Кажется, что Курбе пытается узнать лучше собственное «я», принимая позицию вне самого себя, внимательно всматриваясь в свои широко раскрытые глаза, приоткрытый рот и вопросительно вскинутые брови, как если бы всё это могло ему открыть доступ к его собственным эмоциональным состояниям.

«Отчаявшийся» (автопортрет Гюстава Курбе, 1845)

Работа Курбе «Прекрасная ирландка (портрет Джо)» (1865) – не тот тип портрета, который обычно мог бы быть заказан аристократами. Курбе был далек от того, чтобы стать первым художником, изобразившим женщину в наиболее интимный для нее момент, – в момент занятия своим туалетом, но его версия имеет мало общего с, к примеру, Венерой Тициана.

Курбе отказывается идеализировать Джо, которая была его любовницей в то время; вместо этого он точно воспроизводит её естественную форму: вьющиеся волосы, румяные щеки, усталые глаза. Вместо того, чтобы использовать свою музу в качестве лекала для создания богини, он просто пишет её такой, какая она есть – тем самым он практически дает понять, что его любовница заслуживает быть изображенной не меньше, чем Венера, но изображенной на своих условиях и под собственным именем.

«Прекрасная ирландка (портрет Джо)» (Гюстав Курбе, 1865)

«Венера Урбинская» (Тициан, 1534)

Таким же образом, когда Кешиш решил заняться адаптацией романа в комиксах «Синий – самый теплый цвет» Жюли Маро, он изменил название на «La Vie d’Adèle» («Жизнь Адель»), ссылаясь на свою ведущую актрису – факт, о котором Экзаркопулос узнала только после своего приезда в Канны на премьеру фильма. Камера следит за тем, как Адель спит, плачет, причмокивая уплетает спагетти и жует гирос, и Экзаркопулос при этом выглядит настолько грациозной, настолько свободной от комплексов быть на виду, что очень легко полностью отождествить её с её персонажем.

Она собирает волосы в небрежный пучок, редко смотрится в зеркало, чтобы убедиться, что она выглядит по-голливудски идеально, в то время как свежести её лицу придает использование почти одного только мыла. Позже в фильме мы видим, как она неистово рыдает: её глаза полны слез, а из носа течет рекой – и кажется, в этом нет никакого тщеславия или же беспокойства о собственной внешности.

В этом отношении «Жизнь Адель» очень близка по духу к картине Курбе «Девушки на берегу Сены» (1857). Зрители тех времен могли бы предположить, что изображенные на холсте женщины были проститутками: ни одна хорошо образованная леди не разлеглась бы на траве столь беспечно, с таким безразличием к собственной внешности в глазах других людей.

Напротив, Джо Курбе сидит перед зеркалом, расчесывая свои волосы и пристально рассматривая свое лицо на предмет недостатков. В определенном смысле мы получаем привилегию увидеть её до того, как она будет готова или же пожелает открыться нам – и есть те, кто обвинял Кешиша в том, что он пошел на схожий вуайеристский шаг.

Однако, если Джо рассматривает свою внешность, чтобы увидеть, какой она является для окружающего мира, Кешиш отводит себе место наблюдателя вовне, используя внешние черты Адель как своеобразный ключ к её психическому опыту.

«Девушки на берегу Сены» (Гюстав Курбе, 1857)

«Происхождение мира» (Гюстав Курбе, 1866)

«Происхождение мира» (1866) может считаться самой противоречивой и известной картиной Курбе: откровенный крупный план неприкрытых гениталий женщины в полулежащем положении. Парадоксально, но обращая такое прямое внимание на сексуальные функции женщины, послужившей ему моделью, Курбе надеялся воспрепятствовать тому, чтобы зрители превратили изображенную женщину в объект сексуально обремененного взгляда.

Для Курбе сексуальность является биологической функцией того же порядка, что материнство или рождение детей и не воспринимается как нечто постыдное, что надлежит подавлять ради приятного возбуждения и сексуального напряжения. В самой середине фильма Кешиша есть параллельный крупный план Адель, в котором она обнаженной позирует Эмме, своей чуть более старшей девушке-художнице.

Кешиш снимает Адель, ведя камеру от её ступней к её лицу, медленно раскрывая, что она лежит в позе, вдохновленной «Олимпией» Мане. Пожалуй, эта сцена не настолько наглядна, как картина Курбе, но она производит схожий эффект: прославление, а не игнорирование и подавление биологических функций женщины-модели, а также позволение женскому телу существовать как автономная сущность.

На каком-то уровне фильм активно поощряет Адель чувствовать себя уютно в отношении собственных сексуальных желаний – а также требует от нас, зрителей, принимать её такой, какая она есть.

«Олимпия» (Эдуард Мане, 1863)

Это лишь дело случая, что рассматриваемые желания направлены на другую женщину, но фильм Кешиша никогда не снискал бы успеха, если бы он являлся политической пропагандой в ответ на запрет однополых браков во Франции. В мире Кешиша каминг-аут связан не столько с борьбой, сколько с обычным взрослением. Когда позже в фильме действительно возникают социальные конфликты, то они больше основаны на классовом различии, чем на принадлежности к одному полу.

Маро обвинила Кешиша в «опошлении гомосексуальности», что по-своему является добродетелью. Фильм производит впечатление именно потому, что отношения Адель и Эммы примечательны не вследствие их принадлежности к одному полу, а скорее ввиду чего-то в их личном, повседневном взаимодействии друг с другом.

Тот факт, что «Жизнь Адель» представляется как история о любви, а не как ЛГБТ-фильм, не создает разделения между традиционными и альтернативными сексуальными предпочтениями; во всяком случае, этот фильм вдохновляет нас воспринимать гомосексуальные отношения так же, как и любые другие.

«Спящие» (Гюстав Курбе, 1866)

Подобная непосредственность присуща картине Курбе «Спящие» (1866). Данная работа является одним из самых откровенных изображений сексуальной любви между женщинами в творчестве этого художника. В те времена изобразительное искусство благоговело перед картинами с обнаженными женщинами, которые щекотали воображение намеками на едва скрытую лесбийскую эротику. Любовницы на холсте Курбе, с другой стороны, заключают друг друга в нежные, недвусмысленно посткоитальные объятия.

Это крайне личная картина: как и одинокий образ в работе «Женщина с попугаем», две женщины здесь обращены вовнутрь, прильнув друг к другу, а зритель, следовательно, расположен таким образом, чтобы он вуайеристски вторгался в интимный момент. (Курбе написал «Женщину с попугаем» в ответ на «Рождение Венеры» Александра Кабанеля, чья модель, напротив, лежит раскинувшись, словно приглашая зрителя изучить её.)

То же самое справедливо и в случае с пресловутой семиминутной лесбийской секс-сценой из «Жизни Адель» – кажется, что эта сцена сделана так, чтобы заставить нас чувствовать дискомфорт, словно мы посягаем на приватность двух людей, которые на короткое время дают себе волю.

«Женщина с попугаем» (Гюстав Курбе, 1866)

«Рождение Венеры» (Александр Кабанель, 1863)

В номере «Кайе дю синема», вышедшем в октябре 2013 года, заведующий редакцией Жан-Филипп Тессе неоднократно называет Адель «огрессой» [т. е. девушкой-огром – прим. пер.] из-за её ненасытности как в еде, так и в сексе. При этом, однако, именно этот фокус на физических и телесных желаниях Адель делает её вовсе не отвратительной, а в высшей степени человечной.

В отличие от Джо Курбе, Адель не готовит себя к тому, чтобы предстать перед нашим пристальным взором. Вместо этого она предстает такой, какая она есть – без комплексов, макияжа или нарочитой неестественности изящных искусств – и в процессе этого она дает нам доступ к чему-то еще более интимному: к своей внутренней жизни.

Об авторе: Мария Хименес Кавальо (Maria Giménez Cavallo) родилась в Нью-Йорке. Её отец испанец, а мать – итало-американка. Мария впервые осознала, что кино являет собой настоящее искусство, когда познакомилась с фильмами Бастера Китона. С тех пор её главными вдохновителями были Робер Брессон, Витторио Де Сика и Микеланджело Антониони. Мария изучала кинематограф в Колумбийском университете, а сейчас её приоритетом является авторская карьера писателя/режиссера. Она свободно владеет английским, итальянским, испанским и французским. В настоящее время работает первой ассистенткой и редактором у режиссера Абделлатифа Кешиша.

Оригинал

concepture.club

Курбе Гюстав

 

Гюстав Курбе пишет в автобиографии о себе в третьем лице:

 

«Родился в Орнане (Ду) 10 июня 1819 года, начал свои занятия в семинарии родного города, закончил их в Королевском коллеже Безансона. Во время изучения философии в Безансоне часто посещал г. Флажуло, который был учеником Давида и Гро. Это было началом моего знакомства с историей искусства».

 

Затем Курбе провел год у профессора математики г. Делли, который, вопреки желанию семьи, поощрял его призвание к живописи. Отец предназначал сына к юридической карьере.

 

Приехав в Париж, Курбе был сильно разочарован, увидев картины французской школы, и заявил своим товарищам, что, если бы в этом заключалась живопись, он никогда не стал бы художником. Он смотрел в Париже все, что имело отношение к живописи, и привел в порядок свои мысли. Он начал серьезное и продуманное изучение всех школ в их последовательности. У него была образная речивость, и он ловко пользовался теми небольшими знаниями, которыми обладал. Его прозвали «Курбе-проповедник». Товарищи преднамеренно завели его как-то в Люксембургский музей, чтобы заставить говорить. Поставили его перед картинами Эжена Делакруа и спросили, что он думает о них. Затем повторяли его дерзкие слова:

 

«Я завтра бы сделал также, если бы посмел».

 

Автопортрет ("Отчаявшийся", 1843-1845)

Курбе пошел по пути Гро и Жерико и почти с самого начала стал писать на уровне лучших образцов живописи, находящихся в музеях. Этот выходец с гор Ду и Юры, независимый республиканец от рождения по материнской линии, наследовал революционные идеи своего отца, либерала 1830 года и сентименталиста, и своей матери, рационалистки и католической республиканки. Он забыл затем идеи и наставления своей молодости, чтобы пойти вслед за социалистами всех сект. По прибытии в Париж он был фурьеристом. Он примкнул затем к ученикам Кабе и Пьера Леру. Одновременно с живописью он занимался философией. Он изучал французских и немецких философов. В течение десяти лет, вплоть до революции 1848 года, он ратовал вместе с редакторами «Реформ» и «Насиональ» за активную революцию. Но его мирные идеи рухнули перед лицом реакционных действий либералов 1830 года, якобинцев и бездарных реставраторов истории.

Он никогда не имел учителей, вопреки тем, кто ему таковых приписывал. Его отец рекомендовал его своему кузену г. Удо, профессору права, который хотел насильно заставить его учиться, и свел его к господину Стебену. На восьмой день Стебен посоветовал г. Удо предоставить Курбе самому себе...»

Первые самостоятельные работы Курбе относятся к середине сороковых годов - это картины церковного содержания, ряд романтических по характеру композиций, а также несколько автопортретов и портретов. Один из них - «Автопортрет с собакой» - был выставлен в Салоне 1844 года. Следом за ней в Салоне появились в 1845 году - «Гитаристка», в 1846 году - «Автопортрет».

 

Автопортрет с собакой

В 1847 году Курбе посетил Голландию. После этой поездки произошел перелом в творчестве художника. Под влиянием голландского искусства он порвал с романтизмом, по крайней мере, с его стилевыми приемами. Написанный в том же году великолепный автопортрет «Человек с трубкой» знаменует собой рождение нового искусства, в то же время утверждая вечную связь реализма с лучшими традициями романтизма.

 

Человек с трубкой

 

История жизни Гюстава Курбе

 

Февральская революция 1848 года захватила Курбе. Он основывает социалистический клуб, принимая участие в издании недолговечного журнала своих друзей Шанфлери и Бодлера, создает эмблему французского народа, одержавшего победу на баррикадах... Но при этом не спешит на баррикады:

 

«Это самое угнетающее зрелище. Я не дерусь, ибо не верю в борьбу при помощи ружей и пушек».

Для французского искусства осенняя выставка 1849 года в Салоне имела особенно важное значение. Курбе представил жюри семь картин, все были приняты. Среди них были «Сбор винограда в Орнане», автопортрет «Человек с кожаным поясом» и «Послеобеденное время в Орнане». Последняя картина вызвала наибольшую сенсацию. В общество знаменитых французских художников ворвался молодой живописец, и в связи с его творчеством впервые было произнесено слово «реализм». Эта картина получила вторую золотую медаль.

 

После обеда в Орнане

В том же 1849 году Курбе создает грандиозную картину (3,14 на 6,65 метра) «Похороны в Орнане». Курбе не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать, также как и викария. Знаменательно высказывание известного скульптора Бурделя об этом произведении «Курбе универсален. В «Похоронах в Орнане» плачущие женщины - это все женщины, собака - это все собаки. Курбе берет природу у ее истоков и остается вполне человечным. Он станковый живописец, и в качестве такового я сужу о нем. Он не декоратор, а прирожденный живописец. В этой категории он первый в своей эпохе».

 

Похороны в Орнане

Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Курбе чувствовал себя первооткрывателем, и это придавало его произведениям особую значительность. Особо надо отметить картины «Возвращение крестьян с ярмарки» (1850) и «Здравствуйте, господин Курбе! (Автопортрет)» (1854).

 

 

"Здравствуйте, господин Курбе"

На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен Курбе, но отвергнуты «Похороны в Орнане» и большая композиция «Мастерская художника». В ответ Курбе в павильоне, построенном в кустах сирени близ Выставки, устраивает свою выставку под названием «Реализм» из 39 картин и 4 рисунков. Здесь посетители могут восхищаться разносторонностью его мощной творческой личности и одновременно возмущаться всем тем, что критика называет «революционностью Гюстава Курбе».

В обращении к посетителям «Антивыставки» говорилось «Реализм, совокупность моих работ...»

 

Из числа уже ранее известных картин там находились «Похороны», «Крестьяне деревни Флаже, возвращающиеся с базара», «Купальщицы», «Раненый» «Дробильщики камня», а также грандиозная картина, живописное выражение нового кредо артиста - «Мастерская художника». Об этой картине сам автор сказал «Мастерская художника» - реалистическая аллегория моей мастерской, резюмирующая семилетний период моего творчества». В самом деле, эта картина как бы подводит итоги творческих поисков Курбе. По своему живописному и идей ному богатству это одно из самых сложных произведений художника.

 

Купальщицы

Из полотен, представленных на выставке 1857 года, исключительного внимания заслуживают «Девушки на берегу Сены», по словам Прудона - наиболее художественное выражение «моральных, психологических и социальных идей».

 

Девушки на берегу Сены

Чем больше совершенствовалось искусство Курбе, чем ярче проявлялась могучая сила его творческой личности, тем чаще становился он мишенью резких нападок. Незаурядность и мощь - вот чего не могли простить ему его враги. Как пишет в одной из своих критических статей Рихард Мутер, его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал также естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.

Однажды в лесу он работал вместе с Коро, причем они выбрали один и тот же мотив. Через некоторое время, внимательно рассмотрев набросок Коро, Курбе заметил:

 

«Я не такой мастер, как Вы, г-н Коро. Поэтому я принужден писать только то, что вижу».

 

В другой раз перед одной из картин Делакруа он спросил у великого, всеми почитаемого художника:

 

«Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков»,

 

на что Делакруа ответил, что это, конечно, ангелы. Курбе поднял брови:

 

«Как Вы пишете ангелов Когда же Вы их видели А если не видели, то как же можно их писать.. А я пишу только то, что вижу».

Курбе выступает как автор замечательных пейзажей, прославляющих стихийную мощь природы, - густые леса с их дикими обитателями, водопады, бушующие волны моря, горы «Убежище ланей» (1866), «Водопада Конше» (1864), «Море» (1864), «Хижина в горах»(1874).

 

Убежище ланей

 

Хижина в горах

Попытка правительства привлечь художника на свою сторону путем вручения ему ордена Почетного легиона не увенчалась успехом. Отклоняя пожалованный ему в 1865 году орден, он пишет министру изящных искусств М. Ришару:

 

«Мои убеждения как гражданина не позволяют мне принять награду, основанную на монархических принципах».

Во время Всемирной выставки в Париже 1867 года Курбе в особом, расположенном рядом с ней, здании выставил 136 своих работ «Травлю оленя», свыше сорока пейзажей, 30 портретов, в том числе «Ирландка Жо», напоминающие позднего Ренуара «Три девочки-англичанки», «Матушка Грегуар», а также скульптуру «Маленький рыболов». Эта выставка явилась ярким доказательством его творческой силы, бесспорной и несокрушимой победой художника и исповедуемого им реализма в искусстве.

 

Матушка Грегуар

С этого времени жизненный путь Курбе идет вверх не только продолжает расцветать его творчество, но и растут его успехи и завоеванное им признание. В 1869 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получает первую золотую медаль; на Международной выставке в Мюнхене, где Курбе выставил «Дробильщиков камня», «Женщину с попугаем», «Травлю оленя» и один пейзаж, он в центре внимания. Высокая награда баварского правительства была лишь предлогом для восторженной молодежи и художников самых различных стран, чтобы провозгласить пятидесятилетнего живописца величайшим из всех живущих в то время художников, великим мастером реализма.

 

Дробильщики камней

В сентябре 1870 года в Париже, провозгласившем республику, Курбе выбирают председателем Союза художников и Общефранцузского комитета по делам музеев. Свою приверженность идеалам свободы Курбе со всей определенностью проявил в дни Парижской Коммуны, когда он открыто встал на сторону революции. Избранный в члены Коммуны, он возглавил федерацию художников, активно участвовал в разработке и осуществлении мероприятий Коммуны в области искусства.

После падения Коммуны Курбе был арестован, приговорен к шестимесячному заключению и посажен в одиночную камеру тюрьмы Сен-Пелажи.

 

«Меня убили, я больше уж не сделаю ни чего хорошего», - вздыхает Курбе.

Написанные в тюрьме картины - великолепная модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты», которые Курбе после освобождения послал в Салон, жюри отвергло. Представитель правительства Тьера заявил по поводу этого отказа «Это не относится к области искусства».

 

Натюрморт. Фрукты

Курбе приговаривают к штрафу размером свыше 300000 франков на покрытие издержек по восстановлению Вандомской колонны, свергнутой во время Коммуны. Его мастерскую опечатывают, картины разбазаривают...

Травля и преследования вынуждают художника покинуть родину. Больной и разбитый, он уезжает в Швейцарию, где продолжает работать вплоть до самой смерти.

Курбе умер 31 декабря 1877 года в местечке Тур де Пейлтц на берегу Женевского озера.

tunnel.ru

Гюстав Курбе и его родина Орнан : Статьи

Маленький городок (по сути даже деревня, с населением чуть более 4 тысяч человек) Орнан в регионе Франш-Конте известен тем, что здесь 10 июня 1819 года родился знаменитый художник Гюстав Курбе, оставивший значимый след во французском искусстве XIX столетия.

Курбе – талантливый живописец, крупная и многогранная фигура во французском реализме и его основоположник, во многом - ниспровергатель канонов. Курбе был ярким представителем богемных кругов Парижа XIX века и экстравагантным персонажем, постоянно подвергавшимся критике и оскорбительным нападкам недоброжелателей, но одновременно имевший много учеников и последователей в искусстве. Натурализм произведений Курбе, опередивший способность пуританского общества того времени правильно воспринимать его, часто вызывал отторжение не только у зрителей, но и у многих представителей искусства. Политические расхождения с властями Франции (артист в 1871 году примкнул к революционному правительству Парижской коммуне) привели к тому, что он был вынужден покинуть страну и умер фактически в нищете в Швейцарии в 1877 году.

Родина Курбе – Орнан – был запечатлен им на многих картинах, самая известная из которых «Похороны в Орнане», хранящаяся сегодня в Музее Орсе. Для картины с деревенскими похоронами живописцу позировали члены его семьи и односельчане. Самой скандальной и провокационной работой художника стала, конечно же, «Происхождение мира», которая более 120 лет не выставлялась напоказ – реалистично изображенная на ней лежащая натурщица с широко раздвинутыми ногами вызывала шок даже раскрепощенных и лишенных предрассудков коллег Курбе.

Лучше, чем сказал о себе сам художник в одном из писем за восемь лет до своей смерти (он умер в возрасте 58 лет), пожалуй, не скажешь: "Мне 50 лет, и я всегда жил в состоянии свободы; дайте мне провести конец жизни тоже свободным, и когда я умру, пусть обо мне скажут: "Он не принадлежал ни к одной школе, ни к одной церкви, ни к одному образованию, ни к одной академии; меньше всего к любому режиму, кроме режима свободы".

Отчаявшийся. Автопортрет Гюстава Курбе, 1843-1845-е годы

Похороны в Орнане, 1849-1850-е годы.

Происхождение мира, 1866 год.

Репродукции картин wikipedia.org

Родные места вдохновляли художника – даже уехав в Париж, Курбе часто возвращался сюда – к сельской пасторали, живописным зеленым холмам Франш-Конте и бурным речкам, где можно было поработать над пейзажами, отдохнуть, поохотиться и порыбачить.

Курбе оставил после себя большое и разнообразное художественное наследие (портреты, пейзажи и жанровые работы), которое сегодня хранится в лучших музеях мира и в частных коллекциях. География его работ широка - они находятся во Франции, Бельгии, Германии, Дании, Швейцарии, Швеции и многих городах США.

В Орнане, рядом с домом, где родился мастер французского реализма, был основан Музей Гюстава Курбе, который тоже располагает большой коллекцией работ мастера и его последователей. Музей Курбе – одна из интересных достопримечательностей всего региона Франш-Конте, да и сам Орнан, стоящий на реке Лу, вполне себе живописен и заслуживает, чтобы уделить ему как минимум пару часов. В окрестностях Орнана по горам «разбросано» несколько старинных замков-шато, а также есть отличные маршруты для альпинистов и спортсменов. Но я хочу показать вам его прежде всего через призму творчества выдающегося французского художника.

Орнан расположен в 25 километрах от главного города Франш-Конте – Безансона, добраться туда проще всего на автомобиле по дороге N57, а затем – по D67. Если вы проедете от Орнана ещё несколько минут по D67 (если быть точными – расстояние 12,5 километров), то попадете в деревушку Ло из списка «Самых красивых деревень Франции». Можно доехать в Орнан из Безансона и на одном из местных автобусов.

Вот таким я увидела Орнан в один дождливый октябрьский день:

Практически все в Орнане - имени знаменитого уроженца этого места Гюстава Курбе: улицы, магазины, школы, кафе, рестораны, отели и так далее.

Здание Музея Гюстава Курбе

Дом, где родился художник, в центре Орнана.

Музей Курбе

Коллекция довольно современного и симпатичного музея поделена на залы с произведениями разных периодов творчества Курбе.

Скульптура Курбе

В одном из залов на огромном экране транслируют основные сведения о жизни и творчестве художника (с английскими субтитрами).

Зал, посвященный швейцарскому периоду творчества Курбе

Шильонский замок в исполнении Курбе

www.trudnosti.net

Курбе Гюстав - Вспомнить, подумать...

Курбе Гюстав Жан Дезире (Courbet Gustave) (1819-1877), французский живописец.

Гюстав Курбе Автопортрет, 1848—1849 годы

Родился 10 июня 1819 года в Орнане. Учился в частных ателье в Париже, но как художник сформировался, в основном, самостоятельно; испытал влияние творчества Веласкеса, Рембрандта, Халса. Курбе посетил Англию (1846), Голландию (1847), неоднократно бывал в Германии и Австрии, работал главным образом в Париже, Орнане, Ла-Тур-де-Пельс. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (“Влюбленные в деревне”, 1844, Музей изящных искусств, Лион), художник Гюстав Курбе полемически противопоставил ему (как впрочем и академическому классицизму) искусство живописи нового типа - “позитивное”, утверждающее жизненно-материальную значимость мира и отрицающее художественную ценность того, что нельзя воплотить в ощутимо-предметных образах. Стремление раскрыть значительность, скрытую поэзию повседневной жизни французской провинции привело Курбе к созданию монументальных полотен, проникнутых пафосом зарождающегося реализма XIX века (“Послеобеденный отдых в Орнане”, 1849, Музей изящных искусств, Лилль; “Похороны в Орнане”, 1849-1850, Лувр, Париж). Следуя демократическим идеалам эпохи, он придавал критическую заостренность социальной тематике (“Возвращение кюре с приходской конференции”, картина не сохранилась, эскиз 1862 - в Публичном художественном собрании, Базель), создавал героизированные, обобщенно-характерные образы людей труда (“Дробильщики камня”, 1849, картина не сохранилась). Принцип общественной значимости искусства, выдвинутый современной ему французской художественной критикой, Курбе воплощал и в своих полотнах (“Встреча” или “Здравствуйте, господин Курбе!”, 1854; “Ателье”, 1855, Лувр, Париж), где в аллегорической форме изобразил себя в окружении друзей и персонажей своих картин, и в теоретических выступлениях (декларация “Реализм”, 1855).

Пейзаж в Фонтенбло, 1855 Рейксмузеум, Амстердам

Избрав главным средством своего живописного языка не локальный цвет, а тон и его градации, Курбе постепенно отходил от сдержанной и суровой палитры произведений 1840 - начала 50-х годов, высветляя и обогащая ее под влиянием работы на пленэре, добиваясь светонасыщенности цвета и выявляя фактуру мазка. Убедительная предметность, осязаемость натуры характерны для пейзажей Курбе (“Хижина в горах”, около 1874, Государственный музей изобразительных искусств, Москва) и его натюрмортов (“Фрукты”, 1871, Галерея Танхаузер, Нью-Йорк). В созданных в 1860-70-е годы некоторых аллегорических композициях, сценах охоты (“Травля оленя”, 1867, Метрополитен-музей), ню (“Женщина с попугаем”, 1866, Метрополитен-музей) появились черты салонности и несколько жеманного эротизма (“Истина Мира”, 1866, Музей Орсе, Париж). Активный участник Парижской коммуны 1871, обвиненный в низвержении Вандомской колонны, Курбе в 1873 был вынужден эмигрировать в Швейцарию.

Здравствуйте, господин Курбе!, 1854, Музей Фабра, Монпелье

О картине Гюстава Курбе “Здравствуйте, господин Курбе!”.В мае 1854 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению Альфреда Брюйа, известного мецената и коллекционера. Курбе представил самого себя с тростью и ранцем за спиной в тот самый момент, когда по дороге в Монпелье его встретили Брюйа, его слуга и собака. Выбор подобного сюжета, написанного с прямолинейным реализмом и правдивостью, произвел сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Вскоре Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального типа искусства, свободного от условностей академической живописи на исторические и религиозные сюжеты. Отказавшись от литературных сюжетов в пользу реального мира, окружавшего художника, Курбе оказал серьезное влияние на Эдуарда Мане и импрессионистов. Говорят, что когда его попросили дописать в картине, предназначенной для церкви, фигуры ангелов, он ответил: "Я никогда не видел ангелов. Покажите мне ангела, и я напишу его". Скончался Гюстав Курбе 31 декабря 1877 года в Ла-Тур-де-Пельс, округа Во, Швейцарии.

Девушка в белых чулках, 1861 Собрание Барнса, Мэрион

Жюльетта Курбе, 1844 Дворец Пети, Париж

Натюрморт с яблоками, 1872 Рейксмузеум, Амстердам

Обнаженная дама с собачкой, 1868 Музей Орсе, Париж

«Автопортрет с черной собакой», 1842

«Похороны в Орнане», 1849—1850

«Веяльщицы», 1853

«Мастерская художника», 1855

«Порыв ветра», ок. 1865

«Портрет девушки»

ngasanova.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта