Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг до безумия. Картины демонов


Тринадцать демонов Михаила Врубеля

Тринадцать демонов Михаила Врубеля

Юбилей удивительного и непостижимого Михаила Врубеля — 160 лет со дня рождения, отмечали 17 марта 2016 года. Какие крылья унесли его дух 14 апреля 1910-го? Белые или черные? Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника?

Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишня страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

vrubel-1.jpg

В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.

Демон первый. «Оттуда не возвращаются»

Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.

Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.

Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.

vrubel-2.jpg

Демон второй. «Мне скучно, бес»

Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса… Все это не способствовало длительным привязанностям.

В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.

vrubel-3.jpg

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет

Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.

«…в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа… я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».

И вместе с тем:

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».

…Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

vrubel-4.jpg

Михаил Александрович Врубель. Фауст. Триптих.1896

Демон третий. Безумная техника и странная эстетика

В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и… в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.

В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.

Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:

«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. …перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».

Демон четвертый. Неразделенная любовь

Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.

К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «…я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон пятый. «Демон сидящий»

Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «…в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:

«Демон этот показался мне злою, чувственною… отталкивающею… пожилою женщиной».

Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

Из письма сестре:

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

vrubel-5.jpg

Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий

В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.

Демон шестой. Лермонтовский

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

vrubel-6.jpeg

vrubel-7.jpg

vrubel-8.jpg

vrubel-9.jpg

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье Бога своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего,

Поныне возле кельи той

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

vrubel-10.jpg

Михаил Александрович Врубель. Тамара и Демон

Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.

Для примера: Демон в представлении К. Маковского:

makovsky.jpg

Константин Маковский. Тамара и Демон.

Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.

Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

vrubel-11.jpg

Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» М.Врубеля.

Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

vrubel-12.jpg

Сирень

vrubel-13.jpg

Михаил Александрович Врубель. Девочка на фоне персидского ковра. (Отец девочки, Маши Дохнович, от портрета отказался)

vrubel-14.jpg

Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь. 1900

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска,

Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.

Демон девятый. Духи разных миров

vrubel-15.jpg

Михаил Александрович Врубель. Утро. 1897

Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

vrubel-16.jpg

Михаил Александрович Врубель. Пан

В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».

vrubel-17.jpg

Михаил Александрович Врубель. Валькирия

Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу. «Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).

Демон десятый. Демон – Ангел

Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники… Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.

vrubel-18.jpg

Михаил Александрович Врубель. Демон

Двойственная природа и у шестикрылого серафима - Азраила – ангела смерти.

vrubel-19.jpg

Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый Серафим

          

Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный

В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая…

Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

vrubel-20.jpg

Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.1899

vrubel-21.jpg

Михаил Александрович Врубель. Демон поверженный

У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Двенадцатый демон. Пророк

Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.

vrubel-22.jpg

Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля. 1905.

Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми».

vrubel-23.jpg

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет. 1885

Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением… Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает…

Инна Лостман

Из: Артхив 

www.izbrannoe.com

знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия.

Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?

 

Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г.

                             Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г.

 

Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.

 

Михаил Врубель. Голова Демона, 1891 г.

                                        Михаил Врубель. Голова Демона, 1891 г.

 

Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.

 

Михаил Врубель. Голова Демона на фоне гор, 1890 г.

                      Михаил Врубель. Голова Демона на фоне гор, 1890 г.

 

В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».

 

Михаил Врубель. Тамара и Демон, 1891 г.

                               Михаил Врубель. Тамара и Демон, 1891 г.

«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.

 

Михаил Врубель. Демон поверженный и демон сидящий. Эскизы.

         Михаил Врубель. Демон поверженный и демон сидящий. Эскизы.

 

 

Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу)

Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу)

 

С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

 

Михаил Врубель. Шестикрылый серафим, 1904 г.

                       Михаил Врубель. Шестикрылый серафим, 1904 г.

 

Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил – но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами.

 

Михаил Врубель. Демон поверженный. Эскиз.

                         Михаил Врубель. Демон поверженный. Эскиз.

 

источник

xochu-vse-znat.ru

Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг до безумия

  1. Искусство

Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?

Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.

Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал:

«Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый».

Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.

В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой:

«Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».

«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.

С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил – но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами.

Гениальность на грани безумия – так говорили и о Винсенте Ван Гоге, который также много лет провел в клинике для душевнобольных.

ТЕГИ:

Картины, Врубель

Комментарии ()

42 комментария

uduba.com

«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника | Персона | КУЛЬТУРА

«Богоматерь с младенцем» (1885 год)

 «Вышло нечто, от чего могут глаза разгореться»,  - писал об этой иконе художник  Михаил Нестеров, отмечая, что в образе Богоматери чувствуется «чрезвычай­ная напряженность, граничащая, быть может, с экзальтацией».

Икона была написана 27-летним Михаилом Врубелем для Владимирского собора в Киеве. Эту работу ему предложил преподаватель Императорской Академии художеств Адриан Прахов. В Петербурге тот искал художника, который «согласился бы приехать в Киев и написать за 1200 рублей, со своими материалами, на цинковых досках четыре образа для одноярусного мраморного иконостаса в византийском стиле». Молодой мастер, подрабатывавший в те годы репетиторством, был счастлив взяться за это дело.

Врубель, «Богоматерь с младенцем», фрагмент, 1885 Врубель, «Богоматерь с младенцем», фрагмент, 1885 Фото: Commons.wikimedia.org

В Киев он приехал в мае 1884 года и приступил к работе. По воспоминаниям очевидцев, художник не на шутку увлекся супругой Прахова – 32-летней Эмилией Львовной, матерью троих детей. Чертами ее лица он наделил Богоридицу. Лик же Христа-младенца были списаны молодым художником с младшей дочери Прахова.

Были ли чувства Михаила и Эмилии взаимными  - сейчас сложно судить. По некоторым данным, они вели переписку. Письма художника после смерти матери уничтожила младшая дочь Праховой – Ольга.

В ноябре 1884 года художник отправился в Венецию, где продолжил работу над иконой.

Сохранилась история, когда Врубеля в итальянской мастерской навестил художник Николай Мурашко. Узнав в образе Богоматери их общую знакомую, он сказал: «Вы дали ей другое выражение; в натуре это неудержимая крикуха, а у вас — кроткое, тихое выражение». Это задело влюбленного мастера, который сразу же выпалил: «Разве она крикуха? Нет, это вы её не знаете. Видимо, у нас от одного и того же субъекта были различные впечатления».

Вернувшись из Венеции, по слухам, Врубель сразу же сделал предложение Эмилии Львовне, несмотря на ее социальный статус. Такое неожиданное поведение несколько смутило чету Праховых, но они не отказали Михаилу в праве посещать их дом.

Супругой же Врубеля стала Надежда Ивановна Забела Супругой же Врубеля стала Надежда Ивановна Забела Фото: Commons.wikimedia.org

«Девочка на фоне персидского ковра» (1886 год)

В августе 1886 года Михаил Врубель писал из Киева своей сестре: «Я пишу очень красивый этюд с девочки на фоне бархатного ковра — вот твои двадцать рублей и помогут мне его окончить спокойно; вероятно, удастся его продать руб. за 200—300»

В настоящее время портрет находится в собрании Киевского музея русского искусства. В настоящее время портрет находится в собрании Киевского музея русского искусства. Фото: Commons.wikimedia.org

На картине художник взялся запечатлеть Марию, старшую дочь Георгия Дохновича, одного из владельцев местного ломбарда, в который он часто любил заходить.

Художник захаживал туда не только с целью получить ссуду в залог своих работ, но и посмотреть на диковинные вещи, которые туда сдавали клиенты. По воспоминаниям его знакомых, художника больше всего привлекали драгоценные камни, которые он мог разглядывать очень долго. Критики отмечают, что именно в этот период на его полотнах  появляются тона, цвета рубинов и топазов - темно-вишнёвые, лиловые, синие и золотые.

Любопытно, что портрет Марии не понравился ее отцу, и он не стал покупать картину. В итоге полотно было выставлено на аукцион, где его за 300 рублей приобрел коллекционер Иван Терещенко.

В настоящее время портрет находится в собрании Киевского музея русского искусства.

«Демон сидящий» (1890 год)

«Полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», - так описал образ на этой картине Михаил в письме 22 мая 1890 года.

К «демоническому» Врубель обратился благодаря проекту братьев Кушнерёвых и художника Петра Кончаловского, которые задумали издать юбилейный двухтомник сочинений Михаила Лермонтова. Иллюстрации для книг должны были создать 18 художников, в числе которых были такие «величины» мира искусства, как Репин, Шишкин, Айвазовский, Аполлинарий Васнецов и другие. Пригласили к работе над проектом и малоизвестного на тот момент Михаила Врубеля. 

Работая над книгой, художник создал 30 иллюстраций, большая часть которых относилась к поэме «Демон». Любопытно, что после того как двухтомник увидел свет, многие критики ополчились на Врубеля, критикуя за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

В этот же период живописец создал в доме Саввы Мамонтова полотно «Демон сидящий», который станет самым известным из врубелевских Демонов.

«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый», - так писал о герое своей картины сам художник.

Позже он создаст картину «Демон летящий», где тот изображён как могучий властелин мира, и «Демон поверженный», в которой герой находится на грани гибели.

В настоящее время холст экспонируется в Третьяковской галерее в Москве.

К «демоническому» Врубель обратился благодаря проекту братьев Кушнерёвых и художника Петра Кончаловского. К «демоническому» Врубель обратился благодаря проекту братьев Кушнерёвых и художника Петра Кончаловского. Фото: Commons.wikimedia.org

«Принцесса Грёза» (1896) 

Панно было создано на сюжет драмы Эдмона Ростана, которая в русском переводе получила название «Принцесса Грёза». Романтическая история стала очень популярна после премьеры пьесы, которая прошла в Петербурге в январе 1896 года. 

Именно сюжет этой драмы и выбрал Врубель для огромного панно, которое должно было быть представлено на Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации Николая II. Также для этого мероприятия художник создал еще одно огромное полотно на былинный сюжет «Микула Селянинович».

К сожалению, увидев эскизы, члены членов Императорской академии художеств пришли в бешенство, не рекомендовав выставлять эти работы на выставке.

В своих воспоминаниях Константин Коровин, товарищ Врубеля, вспоминал, что Савва Мамонтов сделал для этих полотен вне выставки балаган, но публике они не понравились

«Что за озлобленная ругань и ненависть, и проклятия сыпались на бедную голову Михаила Александровича. Я поражался, почему это, что, в чем дело, почему возбуждают ненависть эти чудные невинные произведения. Я не мог разгадать, но что-то звериное в сердце зрителей чувствовалось. Я слушал, какие проклятия несли они, глядя на эти панно. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни. Такие милые шутки жизни не проходят даром, и Михаил Александрович стал попивать вино», - писал художник Коровин.

В настоящее время «Принцесса Грёза» считается одним из самых знаменитых панно, которое экспонируется в Третьяковской галерее.

Панно было создано на сюжет драмы Эдмона Ростана. Панно было создано на сюжет драмы Эдмона Ростана. Фото: Commons.wikimedia.org

«Царевна-Лебедь» (1900 год)

Это была любимая картина Александра Блока, репродукция которой украшала кабинет поэта в Шахматове. Считается, что именно это полотно подтолкнуло поэта на создание стихотворения с подзаголовком «Врубелю». В 1910 году после смерти художника Блок написал: «С Врубелем я связан жизненно…»

Картина поступила в ГТГ в 1910 году по завещанию М. А. Морозова. Картина поступила в ГТГ в 1910 году по завещанию М. А. Морозова. Фото: Commons.wikimedia.org

Но десятью годами ранее, в 1900, картина впервые была представлена на суд зрителей.

Пленительный образ птицы с ликом девы художник создал на хуторе своих родственников, семейства художника Николая Ге близ станции Плиски в Черниговской губернии. Считается, что на создание картины Врубеля вдохновила премьера музыкальной драмы, в которой партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель.

Впервые художник и его муза встретились в 1896 году. Знакомство состоялась после русской премьеры оперы-сказки «Гензель и Гретель», в которой Надежда исполняла роль сестры. Художник был пленен голосом юной девы и чуть ли не сразу сделал ей предложение. Забеле в тот момент было 28, а Врубелю – 40 лет.

Несмотря на то, что Забеле знала, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», она дала согласие. 28 июля этого же года в одном из соборов Женевы состоялось их венчание.

Исследователи творчества Врубеля ставят под сомнение тот факт, что именно свою супругу живописец использовал как модель для этой картины. В лице сказочной царевны помимо черт Забелы они видят сходство с его давней возлюбленной - Эмилией Праховой.

Забела-Врубель в костюме Царевны-Лебедь. Забела-Врубель в костюме Царевны-Лебедь. Фото: Commons.wikimedia.org

www.spb.aif.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта