Коллекция книг о живописи и искусстве. Картина свет
Уильям Холман Хант Свет мира: Описание произведения
«Свет мира»: проповедь на холсте
«Свет мира» - это изображение Христа в полный рост, стучащегося в закрытую дверь, символизирующую человеческую душу. Дверь, очевидно, давно не открывалась — она заросла плющом и сухой травой. На ней нет ручки, а значит открыть ее с внешней стороны невозможно. Отворить дверь может только тот, кто внутри — сам человек, выбирающий свой жизненный путь. Таким художественным приемом Хант недвусмысленно показал, что стремление спастись и быть со Христом — это единоличное решение и та свобода выбора, которую Бог даровал человеку. Христос может только ненавязчиво постучать, напомнить о себе без тени раздражения или приказа.
Окружающая природа подобрана художником с особым смыслом. У ног Христа растут побеги ежевики — признак того, что здесь давно не ступала нога садовника. В траве лежат гнилые яблоки, а значит фруктовые деревья заброшены. Над заросшей дверью пролетает летучая мышь — символ страха света и смерти. Но утренняя звезда появляется рядом с Христом, означая приход нового дня и новой жизни.
«Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105) — слова пророка Давида, которые, возможно, взял за основу Хант, изобразив в левой руке Христа светильник — спасительный свет посреди ночи греха и неверия. Существует мнение, что каждая из семи граней его символизирует христианские церкви, которые равны между собой, потому как служат одной цели — встрече Бога и человека. Цепь от светильника, намотанная на руку Спасителя, показывает зрителю неразрывную связь Христа и церкви.
Спаситель одет в белоснежный хитон, поверх него — царская багряница — торжественная верхняя одежда царей и императоров пурпурного цвета, украшенная драгоценными камнями и золотой вышивкой. На голове Его царский венец, который одновременно является и терновым венцом. Ветви его прорастают зеленью, давая понять, что даже самая безнадежная душа может принести духовные плоды при соприкосновении с Богом. Перед зрителем стоит Царь Царей в том же виде, в котором Он предстал на суде перед Пилатом: «Надели на Него багряницу и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» (Мф 27:28). Спаситель во всей своей славе не перестает нести свой крест и приносить себя в жертву ради души, боязливо скрывающейся за дверью.
Лик Христа выражает печаль и смирение, взгляд сосредоточен, губы сжаты. Движение правой руки Спасителя — сдержанное и аккуратное. Именно так художник передал этот тихий деликатный, но скорее всего, напрасный стук. Вокруг заросшего дома — звездная ночь и переплетающиеся ветви деревьев, создающие ощущение завершенности композиции. Изначально художник планировал изобразить дневную сцену, но его увлечение ночным освещением поменяло планы. Для того, чтобы достоверно изобразить ночь, Хант специально совершал поездки в графство Суррей и на пленере изучал проникновение лунного света сквозь деревья. Заканчивал полотно он в мастерской, где из подручных предметов создал необходимую обстановку. Ночь придает сцене особую таинственность и сакральность, еще больше выделяя и делая ярче фигуру Христа.
Христос занимает практически все пространство холста, он реалистичен, в нем чувствуется человеческое, телесное начало. Это было своеобразным противопоставлением традиционному академическому искусству, где все божественное было принято изображать максимально идеализированным и оторванным от жизни. Но помимо протеста, Хант преследовал свою проповедническую идею: объяснить, доказать и показать действительно существующего Иисуса Христа.
Художественное наследие картины Ханта «Свет мира»
Хант отмечал в своей переписке, что при создании картины не стремился использовать древние христианские символы, так как тогда они служили другой идее и цели. Он считал, что простые природные знаки доходчиво объяснят смысл работы современному зрителю. Но это оказалось не совсем так. Его картину восприняли как очередное, правда необычное, но привлекательное полотно. Зрители Англии середины XIX века не были приучены разгадывать пусть даже очевидные, но загадки, искать ясный, но скрытый смысл. К тому же колорит картины многими был оценен как излишне яркий и нелепый. Это было разочарованием Ханта.
Джон Рескин — критик новой волны искусства, ратующий за чистое незамутненное художественное видение, и убежденный в дидактической цели искусства в целом, написал заметку о картине в "The Times". Он высоко оценил не только живописные аспекты этого нового во всех смыслах полотна, но и его внутреннее содержание, назвав его одним из самых благородных произведений сакрального искусства из когда-либо созданных. И Рескин и Хант были уверены, что наконец художник вернул живописи ее законное место, когда картина могла заменить книгу, а икона — богословие. Благодаря статье критика, к зрителям пришло правильное понимание, а к Ханту — первый успех.
Следующий вариант картины Хант написал год спустя для колледжа Кейбдл в Оксфорде. Самая поздняя версия картины, написанная в 1904 году для собора святого Петра в Лондоне, считается пиком замысла художника. Она путешествовала по миру, выставляясь в разных городах и странах. Гравюры, открытки и календари с изображением Христа со светильником в руке стали востребованы, появляясь в домах, церквях и воскресных школах.
Внизу золоченой рамы картины из собора святого Петра можно прочитать цитату из Апокалипсиса: «Се стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, а он со Мною» (Откр. 3:20). Полотно Ханта также как и эта строка Священного писания является смыслом всей земной жизни Иисуса Христа.
artchive.ru
35 |
май 2017 |
50х70 |
59х79 |
Частная коллекция |
Подключает денежный поток. Картина защищает и оберегает от энергетических подключек. |
34![]() |
33![]() |
32![]() |
31![]() |
30![]() |
29![]() Олег Корсакас 14 сентября 2016 г Как песни умерших детейНам шепчут сожжённые книгиНельзя отмотать назадКинопленку утраченных мантр. Дмитрий Курашов 14 сентября 2016 |
28![]() |
27![]() |
26![]() |
25![]() |
24![]() |
23![]() |
22![]() |
21![]() |
20![]() |
19![]() |
18![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: при дневном свете картина излучает зелёный свет ауры, при ультрафиолете — лучистый фиолетовый, в обоих случаях приятная энергия. |
17![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: воздействует на сердечную чакру. |
16![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: голубой цвет энергии и поток света, воздействует на чакру солнечного сплетения. |
15![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: воздействует на корневую чакру. |
14![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: cильно действует на шишковидную железу — аджну. |
13![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: фиолетовый цвет, воздействует на 5-ю чакру, очень глубокое воздействие. Сильная картина |
12![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: светло-красный цвет, который перекрывается образом. Влияет на шишковидную железу |
11![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: образная картина, многослойная, с безусловной любовью за черепом |
10![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: розовый, сочный цвет |
9![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: звёздный дождь. Энергия идёт, как стрела в зрителя |
8![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: золотой, зелёный, столкновение плюса и минуса, место жизни, зажигание жизни |
7![]() мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: Светло-розовый вихрь энергий |
6![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: светло-фиолетовый цвет |
5![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: нейтральная картина |
4![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: фиолетовая энергия, может лечить |
3![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: кристальная чистота, чуть голубоватая по краям |
2![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: оранжево-красный, красивый, светлый |
1![]() Мнение экстрасенса Вайдиса об излучаемой картиной энергии: зелёная энергия, в центре крутится желтоватая |
igor-ra.ru
"Свет Анны" для тебя.
Рассказ
Он не думал покупать картины, просто надо было встретиться с нужным человеком и тот, заядлый коллекционер, предложил место встречи в зале аукциона живописи. В ожидании встречи он походил по полупустому залу, где были выставлены картины, ожидающие продажи и остановился перед огромным полотном ярко оранжевого цвета. Картина называлась: «Свет Анны», автор Барнетт Ньюман и оценивалась картина пока по предыдущей стоимости. Он присвистнул, увидев цифру с бесконечными нулями, - вот уж действительно маразм человеческий! Отойдя от картины, он попытался понять: за что такие деньги платят?
Картина была насыщена светом, он шел из глубины и заливал не только полотно, но и казалось, проникал повсюду. Это он почувствовал сразу. Постарался оградиться от этого ощущения, но почувствовал легкое головокружение. Картина не хотела его отпускать! Подошел менеджер аукциона : «Могу ли я вам помочь, сэр?»
- Подскажите, Анна – кто?
- Автор посвятил картину своей матери, Анне.
- Странно, ощущение, что свет льется из картины какой-то неземной и вроде какая-то связь между небом и мной через эту картину. Может, автор зашифровал мотив этой работы? Здесь нечто большее, чем просто посвящение своей матери? Любовь вечная, проходящая через поколения и есть суть всего… (странно, никогда он так не говорил, мелькнуло в глубине сознания).
Менеджер внимательно глянул на «потенциального покупателя», затем провел рукой по лбу, отбросив какие-то мысли, тихо проговорил:
- Знаете, я тоже это чувствую. Даже скажу вам более, а уж ваш выбор верить или нет: когда вчера вечером я оказался один в зале, то в картине проявилась святая Анна, мать девы Марии и от нее шел свет, начиная с ее правого плеча до угла зала по диагонали. Я глянул вдоль этого луча и увидел в центре зала Марию во всей ее одухотворенной красоте. Чем больше я смотрел на луч света, тем все больше проявлялась картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» : горный хребет, дугой повторяющий правую руку девы Марии; младенец в ее руках; маленький ягненок …
...живая картина спустилась в зал и я оказался как бы невольным свидетелем этой удивительной сцены … представляете мои ощущения? Это длилось лишь несколько мгновений, но было достаточно, чтобы понять: картина «Свет Анны» передает духовную информацию! Не сочтите это за рекламу, я человек верующий и честен перед вами, но хотя я работаю здесь уже более 10 лет, такое явление увидел впервые. Возможно, все дело в энергетике картины. Каким - то образом влияет на сознание…
Он зачем-то спросил менеджера, когда будет аукцион и как зарегистрироваться. Тот ответил, что завтра утром. Сегодня ознакомительный день для клиентов и предложил пройти к стойке. Ноги сами повели его туда…
Дома, под душем он наконец-то полностью освободился от этого ощущения света, который пронизывал его в выставочном зале. Подумалось, что возможно это гипноз… ну, зачем ему этот аукцион? Он ведь только хотел деловой встречи. Зачем? Что так повлияло на его решение? Позвонил на аукцион и добился отмены регистрации, чтобы сжечь мосты…
Ночью приснился сон, который просто потряс его. Он вновь был пронизан этим волшебным, неземным светом Любви так, что растворялся в нем полностью! Он плыл в волнах Любви бесконечно, и не зная никаких преград. Ощущение неземного блаженства было настолько ярким, что не хотелось просыпаться. Голос диктовал: «Свет Анны для тебя!» И вырисовывался лик хозяина голоса. Леонардо да Винчи, несомненно он. Проснувшись, он не хотел шевелиться, пытаясь сохранить остатки сна и этот Божественный свет в себе самом…
А в голове проплыли фразы незнакомой книги, которая возможно только писалась:
«Парадокс состоит в том, что источник любви ждет, чтобы мы вышли на связь, но мы настолько заняты своими делами, что просто не находим на это времени. Мы забыли, что мир существует только до тех пор, пока мы ищем любовь. Как только мы перестаем ее искать, смысла в существовании мира больше не будет, и тогда точно наступит конец света, потому что свет тоже исходит из любви, из души…»
Он должен был купить эту картину! Быстро набрал в интернете информацию по картине Святой Анны. Она так и не была закончена гениальным художником… и возможно, картина мучилась из-за своей незавершенности, передавая по эстафете свет Анны.
И еще интересный факт: был крупный конфликт между экспертами из-за реставрации картины, они слишком «расчистили» картину! Вот оно! Что-то в этом есть, какой-то едва уловимый след причины и следствия… который невозможно объяснить человеческим языком… как запах ветерка, как чистоту слезы, как свет любви. Картины тоже общаются между собой и передают что-то очень важное! Здесь информация высшего уровня – Божественная! Не поддающаяся объяснению. Ее надо просто принять!
На следующий день на аукционе картина «Свет Анны» так и не была продана из-за отсутствия предложений выше стартовой цены… но буквально через сутки она была продана в частном порядке анонимному покупателю за 106 млн $.
В адрес менеджмента аукциона пришла бандероль с надписью: «Тому, кто был со мной откровенен.» Оказалась книга «Шедевры мирового искусства» с закладкой на странице, где была иллюстрация картины «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» . В книге было приглашение посетить одну из вилл за городом. Один из менеджеров сразу забрал книгу, сказав: «Это мне. Анна ждет.»
Никто его не понял…
Ирина Лучик (Радость).
chagnavstretchy.mirtesen.ru
В чём особенность картины Барнетта Ньюмана «Свет Анны», и почему она была оценена в $105,7 млн?
Вопросы одновременно про картины и про деньги — всегда в итоге оказываются про деньги. Можно написать трактат об истории искусства, но ответом всё равно окажется "хорошо, но сто миллионов?" Я понимаю, деньги — как бог, искусству с ним не тягаться (ведь то, что мы назначаем мерилом всего, и оказывается — богом, центром, источником) — но ирония в том, что именно бога всю жизнь и пытался изобразить Барнетт Ньюман. Просто, как писал Слуцкий — того, иного, другого — по имени Иегова.
Ньюман — это попытка в рамках абстрактной живописи переосмыслить Ветхий и Новый Завет. Потому что, извините, век на дворе может быть и двадцатый, а вопросы у нас всё те же. И Ньюман изображал сотворение мира, эпизоды из жития святых, крестный путь, и, разумеется, Богородицу. Так вот, "Свет Анны" — это портрет Богородицы, портрет матери. И посвящённый, соответственно, матери Ньюмана, умершей... не помню, кажется, тремя годами ранее, это важно?
Как изобразить всё это одновременно? Смерть матери, ощущение смерти матери, и не только собственной, но всех матерей, образа матери, доплотского, практически дохристианского, и вместе с тем, попытку понять, почему всё это вообще происходит — неизбежный кризис веры с одной стороны, и надежда, что в конце концов, все мы еще как-нибудь встретимся, со всеми нашими ушедшими матерями? Это вопрос, который никогда никуда не денется. А значит, в искусстве на него всегда будет много ответов. Ответ Ньюмана — красный, с двумя полосками. Одной — белой. И другой — белой.
Такие ответы формулируются не сразу: никто вдруг не решает, что будет делать красные холсты с вертикальными линиями. Ньюман довольно долго занимался намного менее организованной абстрактной живописью, постепенно вытесняя из композиции всё лишнее. Так облачные работы стали цветовыми полями. Но настоящий прорыв случился в 48-м году с картиной "Onement I", представляющей собой узкий вертикальный холст с немного грубоватой узкой вертикальной полосой по центру. И было что-то странное в этой полосе — вместо того, чтобы разделять, она соединяла. Это была работа о единственности и цельности, нежели о разделённости. И так появились вертикальные полосы.
Цветовая мифология Ньюмана конечно большей частью эмоциональная, и не всегда до конца последовательна: 14 страстей Христовых достаточно монохромны, а притча об Аврааме — потенциально самая страшная история из Ветхого Завета, но в итоге одна из самых обнадёживающих — оказалась чёрной. Красный появился у Ньюмана постепенно.
Почему именно красный и белый — потому что Ньюман так хотел. Никто тут ничего не скажет. Я могу сказать только, что красный никогда не возникает легко.
Можно, конечно, продолжать спрашивать, почему же сто миллионов. Но лучше просто посмотрите картину. И раз уж на то пошло, позвоните родителям.
(к слову, на картинке выше — не "Свет Анны", а "Vir Heroicus Sublimis")
thequestion.ru
Наука о цвете и живопись - А. С. Зайцев
Свет и цвет
На первый взгляд раздельное существование света и цвета представляется совершенно очевидным и не подлежащим никакому сомнению: цвет есть некое постоянно присущее поверхности свойство, а свет — это то, что позволяет видеть все окружающее, и в том числе цвет. Так думали долгое время, не зная о сложном взаимодействии рассматриваемых явлений. Ньютон был первым, кто на основе научного эксперимента показал сложную взаимосвязь света и цвета. Из его опытов стало известно, что ощущение цвета зависит от того, какого рода световые лучи воздействуют на глаз, и что обычный белый солнечный свет равен сумме всех цветов: «...лучи, если выражаться точно, не окрашены. В них нет ничего другого, кроме определенной силы или предрасположения к возбуждению того или иного цвета»
Однако сила обычного представления о раздельном существовании света и цвета была настолько велика, что открытие Ньютона было признано не сразу и далеко не всеми. И даже в XIX веке многие крупные ученые, и особенно философы и художники, относились к нему скептически. «Дурным и ложным» называл Гегель представление, будто свет состоит из различных цветов. «Свет, — писал он, — как таковой остается бесцветным, это чистая неопределенность тождества с самим собой: цвету, который по сравнению со светом представляет собой уже нечто относительно темное, принадлежит нечто отличное от света, некое омрачение, с которым начало света полагается в единстве».
В изобразительном искусстве, где свет и цвет выступают как самостоятельные эстетические категории и независимые друг от друга, казалось бы, элементы художественной формы, проблема взаимосвязи света и цвета имеет свои особенности. Это подтверждается прежде всего разделением изобразительного искусства на графику, где основным элементом выразительности служит свет в виде контраста черного и белого или в светотеневой градации последних, и на живопись, где действительность изображается через многоцветие красок.
Но если черно-белое изображение подвергнуть более глубокому анализу, то можно прийти к выводу, что посредством черного и белого можно выражать цветовые качества предметной действительности, и уж совсем не трудно увидеть, что и живопись имеет дело не только с цветом, но и со светом; свет и цвет, как будет видно ниже, вступают между собой в различные взаимоотношения и нередко как бы борются за право играть главную роль в арсенале художественных средств живописца. Поэтому в лексиконе художников, когда речь идет о живописи, часто слову «свет» противопоставляется как его антипод слово «цвет». При этом первому обычно отводят главную роль в моделировке объемной формы предметов и создании эффектов определенной освещенности и пространственной глубины в картине, а второму преимущественно приписывают функцию украшательскую, декоративную. В истории живописи длительное время представлению о цвете как свойстве поверхности соответствовало представление о свете как бы о чем-то внешнем, накладываемом на эту поверхность. Но и здесь при более детальном анализе становится ясным, что цвет тоже участвует и в моделировании формы и в построении пространства, а светотень не может быть бесцветной.
Явление света в изобразительном искусстве многогранно, а его значение в системе выразительных средств живописи сравнимо со значением света в жизнедеятельности человека. Это обстоятельство наряду с исторически сложившейся традицией понимания света в живописи позволяет рассматривать феномен света сам по себе, в относительной обособленности от цвета. Следуя по этому пути, можно выделить несколько аспектов, отражающих различные функции света в картине. Например, относительно обособленно проблема света выступает, когда он рассматривается как антипод цвета в спорах о примате тона или цвета, в разделении художников на колористов и люминаристов. Это составляет одну из сторон общей проблемы. С несколько иной точки зрения мы подходим к вопросу, когда рассматриваем свет как антипод тени. Так, художники раннего Возрождения в Италии конструировали свои сюжетные композиции всегда как бы в залитой светом среде. Для них была неведома та истина, что мир вообще погружен во мрак и лишь различные источники света делают его видимым. Леонардо да Винчи можно считать первым, кто постиг эту истину своим сфумато, а караваджисты или Рембрандт представляют уже в понимании и трактовке света полную противоположность художникам итальянского Возрождения.
Свет может, кроме того, быть предметом изображения сам по себе, начиная с его условных трактовок, как, например, в новгородской иконе «Преображение» XIV века, и кончая иллюзионистической передачей различных световых эффектов, как, например, в картине «Лунная ночь» Куинджи. Сюда же могут быть включены все достижения пленэрной живописи и особенно практика и теория импрессионистов. Наконец, свет может выступать в картине в роли формообразующего элемента или средства художественной выразительности. В равной мере как в природе, так и в живописи это будут различные грани единого явления, которые тесно между собой взаимосвязаны и, как правило, часто переплетаются, накладываются одно на другое.
hudozhnikam.ru
О картине "Империя света" - Волшебные миры Рене Магритта
Янина Белошапкина
Картина была написана Магриттом в последнее десятилетие жизни, но сразу же стала едва ли не самой популярной его работа. Настолько популярной, что многие коллекционеры готовы были заплатить любые деньги, лишь бы иметь в своем собрании одну из ее реплик. Художник стремился тщательно выполнять пожелания заказчиков, к тому же приносившие ему немалый доход, и старательно писал многочисленные копии. Всего он создал шестнадцать (!) вариантов «Империи света» маслом и еще семь — гуашью.
Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру? При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. Уютным светом горят окошки на втором этаже, одинокий фонарь дарит свой дружелюбный свет путнику, который мог бы оказаться здесь темной ночью. Казалось бы — обычный, вполне реалистический ноктюрн. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику.
Но верно ли это? Почему же тогда возникает смутное беспокойство, заставляющее зрителя все пристальнее вглядываться в картину? Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно — небо, вот в чем дело! Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. И это глубокой ночью! Только не спрашивайте, как это возможно, — ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады.
У выдающегося русского психолога Льва Выготского есть термин «противочувствие», обозначающий столкновение двух противоположностей, несоответствие между формой и содержанием, щекочущее нервы и обостряющее восприятие. Именно из этого конфликта возникает состояние, которое древние греки называли «катарсис» — очищение и возвышение души. Похоже, что искусство Магритта тоже обладает этим свойством.
Впрочем, сам художник объяснял свое произведение гораздо проще: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно — ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо — о дне. По моему мнению, это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. И эту силу я называю поэзией».
Кстати сказать, существует и обратный вариант, солнечный пейзаж под ночным небом — более ранняя картина «Божья гостиная», но по силе эмоционального воздействия она значительно уступает «Империи света». В ней пока еще не достигнута та удивительная легкость, не чувствуется та загадочность, что отличает «Империю света».
"Божья гостиная" (1948) Частная коллекция
Быть может, не так уж удивительно, что из всего огромного наследия Магритта наибольшей любовью пользовалась и пользуется именно эта картина? В ней нет сложных композиционных построений, нет изощренных знаков и символов, но есть чарующее сочетание таинственности и простоты, волнующее и очищающее душу.
Взято отсюда
Существуют похожие картины, созданные Магриттом на эту тему
"Империя света II" (1950)
magritte-rene.livejournal.com
§7 Свет и тень. Основы рисунка для учащихся 5-8 классов
Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.
Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.
Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.
Художники Э. де Витте («Внутренний вид церкви»), А. Гримшоу («Вечер над Темзой»), Латур («Св. Иосиф-плотник»), Э. Дега («Репетиция балета») передали в своих картинах свет от разных источников освещения, обратите на это внимание (ил. 149-152).
Вы можете увидеть естественное освещение (природное) солнца и луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и др.

149. Э. ДЕ ВИТТЕ. Внутренний вид церкви. Фрагмент
Особый подход к освещению в театре, не случайно там работают художники по свету. Они создают поразительные световые эффекты, удивительный волшебный мир – «живопись» и «графику» светом.

150. А. ГРИМШОУ. Вечер над Темзой

151. ЛАТУР. Св. Иосиф-плотник

152. Э. ДЕГА. Репетиция балета. Фрагмент

153. К. МОНЕ. Руанский собор в разное время суток
Соборы у Моне – не конкретные архитектурные сооружения, а образы того, что свершается в определенный момент утром, днем и вечером.

Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.
Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.

154. Пейзаж при различном состоянии солнечного освещения

155. РЕМБРАНДТ. Портрет старушки
Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые – теплые. Об этом вы можете прочитать во 2-й части учебника «Основы живописи».
Искусством использования света в живописи владел, как никто другой, великий Рембрандт. Он зажег своей кистью свет, согревающий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним светом. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Величие художника – в его человечности. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе человека.
В его картинах свет, высвечивая из темноты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.

Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.
При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

156. Схема построения теней от солнца
Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

157. Фронтальное освещение

158. Боковое освещение

159. Контражурное освещение

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрите изображения на ил. 157-159 и обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений.
Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.
Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.
Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег (ил. 160, 161). Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

160. Деревья в контражурном освещении

161. Работа учащегося

162. И. ХРУЦКИЙ. Плоды и свеча

163. Схема построения теней от свечи
В картине может быть один или несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» (ил. 162) художник И. Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами.
Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи (ил. 163).
Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.

Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое явление носит название световой перспективы.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.
Светотень на кувшине. Основные понятия

Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом – рефлекс.
Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.

Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень.
Источник света в этом случае у нас находится слева. Кувшин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного светлее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое светлое место – блик.

164. Кувшин Светотень легко передать в тоновом рисунке, но невозможно в линейном.

165. Рисунок кувшина: а – линейный, б – тоновой Выявление объема предметов с помощью освещения
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru