Святая Цецилия Рафаэля. Самое интересное о картине. Картина святая


Святая Цецилия Рафаэля. Самое интересное о картине

Рафаэль Святая Цецилия
Рафаэль. Святая Цецилия. 1513-1516 гг. Национальная пинакотека Болоньи, Италия

Святая Цецилия, покровительница музыкантов, смотрит на небо и в состоянии экстаза слушает пение ангелов. Её руки опущены. Трубки органа выпадают из основы. На земле – сломанные инструменты. Вокруг главной героини – святые. Они не видят того, что видит святая Цецилия. Лишь ей открылась возможность услышать небесную музыку.

Самое интересное, что реальная Цецилия, жившая в 3 веке н.э. к музыке не имела никакого отношения. Так каким образом она стала покровительницей музыкантов? А различные музыкальные фестивали и в наши дни называются в её честь?

Все знают, что Рафаэль в своё время был супер-звездой. Но не все знают, что картина “Святая Цецилия” настолько поразила одного художника, что тот умер от разочарования и тоски.

Теперь обо всем подробнее.

Святая Цецилия

Святую Цецилию с органом стали изображать буквально за 20 лет до Рафаэля. До этого вы не найдёте ни одного её подобного изображения. Только с книгой, с веточкой пальмы. Как многих других святых. Святая Цецилия алтарь

Неизвестный мастер (ученик Джотто). Святая Цецилия и восемь историй из её жизни. 1304 г. Галерея Уффицци, Флоренция.

Зато после картины Рафаэля образ её резко изменился. С 16 века она официально признана покровительницей церковной музыки. Теперь её изображают исключительно с музыкальными инструментами.

Доменичино святая Цецилия
Рубенс святая ЦецилияДоменичино святая ЦецилияРубенс святая Цецилия

Слева: Доменичино. 1617 г. Лувр, Париж. Справа: Питер Пауль Рубенс. 1639 г. Государственный музей Берлина, Германия

Самое удивительное, что реальная Цецилия музыкантом не была. И вряд ли вообще на каких-либо инструментах играла. О её жизни широкие массы узнали в 13 веке. Благодаря сборнику жизнеописаний святых. Он был написан в 1230 году монахом Иаковым из Ворагина. Этот сборник ещё называли “Золотой легендой”. Книга была очень популярна и неоднократно переиздавалась. Именно из неё художники черпали свои сюжеты для картин. Золотая легенда миниатюра

“Казнь святой Цецилии”. Миниатюра из “Эльзасской Золотой Легенды”. 1419 г. Библиотека университета Гейдельберга, Германия

Однако если мы обратимся к тексту “Золотой легенды”, мы и там не обнаружим ничего о музыкальности Цецилии. Девушка жила в 3 веке в Риме. До признания христианства главной религией оставалось около 100 лет. Ещё процветало язычество. Христиане подвергались гонениям. Только в 4 веке язычники и христиане поменяются местами. Но пока за веру погибали последние.

Погибла и Цецилия. В тайне от семьи она крестилась и поклялась Богу сохранить свою невинность, а также помогать всю жизнь бедным. Однако её семья о её планах не знала и вряд ли бы их одобрила.

Как полагается, девушку решили выдать замуж. Девушка смогла уговорить новоиспеченного мужа (впоследствие – святой Валериан) оставить её невинной. Заодно обратила его в христианство. Когда об их вере узнал правитель Рима, то повелел их казнить через отсечение головы. Франческо Райболини

Франческо Райболини (Франча). Обручение святой Цецилии со святым Валерианом. Фреска в церкви Сан-Джакомо Маджоре, Болонья, Италия

Казалось бы, ничего музыкального в жизни святой не было. Однако в “Золотой легенде” есть одна фраза. Переводится  она так: “Ведомая под звуки музыкальных инструментов в дом своего жениха в день бракосочетания, Цецилия взывала к Богу, моля его сохранить ее душу и тело незапятнанными”.

Лишь то, что девушка слушала музыку, которую играли язычники в день её свадьбы, переросло в легенду о её собственной музыкальности.

Рафаэль и Босх прославляют церковную музыку

Дальше легенда уже развивалась по этой колее. Раз святая, да ещё и музыкальна, значит земная музыка помогла ей услышать музыку небесную. Именно этот момент и изобразил  Рафаэль.

Играя на органе, святая Цецилия услышала капеллу ангелов. Она была столь прекрасна, что девушка впала в экстаз. Она не могла оторвать глаз от неба. Ее руки опустились и трубки органа посыпались к её ногам. А там уже лежат другие инструменты. Разбитые, сломаные.

В них нет никакого смысла, когда звучит небесная музыка. Так Рафаэль подчеркнул неоспоримое превосходство музыки хоровой, церковной над музыкой земной и праздной.

Похожему унижению подвергаются и музыкальные инструменты в знаменитом Музыкальном Аду Босха (триптих “Сад земных наслаждений”). На арфе распят один грешник. Дудочка торчит из зада другого несчастного. Греховность праздной музыки у Босха также на лицо.

Босх музыкаИероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

Церковь считала правильной лишь церковную музыку. А конкретнее – хоровое пение. Картина была заказана кардиналом для церкви. Поэтому благоразумный Рафаэль написал то, что от него и ожидали. Рафаэль. Святая Цецилия (фрагмент)Рафаэль. Святая Цецилия (фрагмент). 1515 г. Национальная пинакотека Болоньи, Италия

Рафаэль и Франча

Существует сохранившееся письмо Рафаэля к художнику из Болоньи, Франческо Райболини (по прозвищу Франча). Рафаэль с пресущей ему любезностью хвалит присланный ему автопортрет Франчи. Поражаясь его реалистичности.

Франча был знаменитым мастером в родной Болоньи. Его картины до сих пор признаются одними из лучших полотен итальянского Возрождения. Франча мадонна с младенцемФранческо Райболини (Франча). Мадонна с младенцем и Иоаном Крестителем. Около 1500 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Франча был также наслышан о славе Рафаэля. Но его картин не видел. Он уже был пожилым человеком и не находил в себе силы ехать в Рим, чтобы воочию увидеть шедевры Рафаэля.

Однако такая возможность у него однажды появилась. Кардинал заказал картину со святой Цецилией для одной из церквей Болоньи. Готовую картину Рафаэль выслал как раз Франче, чтобы тот помог её разместить.

Когда Франча распечатал картину, он был изумлён. Он такого не ожидал. Будучи уверенным в своём мастерстве, он тут же понял, насколько заблуждался относительно самого себя. Все его достижения, слава, почести в одночасье померкли. Это было похоже на падение с высокой вершины самолюбования в болото осознания своей несостоятельности. Николя ТаунайНиколя Антуан Таунай. Смерть Франча перед картиной “Святая Цецилия” Рафаэля. 1808 г. Частная коллекция.

Что так поразило Франча в “Святой Цецилии”

На самом деле, Франче было чему изумиться. Он понял, что его картины всего лишь картины. Его герои – всего лишь реалистичное изображение телесных оболочек. Герои же картин Рафаэля словно живые. Урбинский мастер непостижимым образом передаёт душу изображённого.

Конечно, Франча был поражён и мастерством композиции. В этом Рафаэль был непревзойденным мастером. Казалось бы, все достаточно просто. Стоит пять святых. Но обратите внимания, кто куда из них смотрит.

Святые Иоанн и Августин смотрят друг на друга. Святой Павел вниз на инструменты. Святая Цецилия на небо. Святая Магдалина на зрителя. Их взгляды пронизывают все пространство картины. И связывают это пространство с внешним миром с помощью взгляда Марии Магдалины. Рафаэль композиция святой Цецилии Рафаэль. Святая Цецилия (фрагмент). 1515 г. Национальная пинакотека Болоньи, Италия

Не буду описывать все достоинства картины. Иначе получиться слишком длинно. Главное, она изумляет нас. Представьте, как она изумляла современников Рафаэля. В том числе Франча. История о нем заканчивается печально.

Вот что пишет Вазари, биограф живописцев эпохи Возрождения: “Франча, полумертвый от ужаса и красоты картины, представившейся его глазам…, совсем растерялся… А через несколько дней слег в постель, все еще вне себя. Так как ему казалось, что для него в искусстве вроде как ничего не осталось по сравнению с тем, что он сам о себе думал и за что его почитали. И так он и умер, как некоторые думают, от горя и от тоски”.

Кстати, для образа Марии Магдалины скорее всего позировала возлюбленная Рафаэля, Маргарита Лутти. Об этом читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.

О другом шедевре Рафаэля читайте в статье:

Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Святая картина 5 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: У православных и католиков: предмет поклонения - живописное изображение бога, святого или святых, образ 2

Ответ: Икона

Вопрос: Предмет религиозного поклонения

Ответ: Икона

Вопрос: Образ святого

Ответ: Икона

Вопрос: Образ действий при выполнении чего-либо

Ответ: Икона

Вопрос: Живописное изображение Бога и святых, являющееся предметом религиозного поклонения в христианстве

Ответ: Икона

Вопрос: Живописное изображение Бога и святых

Ответ: Икона

Вопрос: Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и т. п., являющееся предметом поклонения у верующих; образ

Ответ: Икона

Вопрос: Живописное изображение бога, святого или святых, образ

Ответ: Икона

Вопрос: Живописный предмет поклонения

Ответ: Икона

Вопрос: Изображение какого-либо святого

Ответ: Икона

Вопрос: На нее молятся православные

Ответ: Икона

Вопрос: От греческого "изображение, образ

Ответ: Икона

Вопрос: Предмет поклонения верующих в православии и католицизме

Ответ: Икона

Вопрос: Произведение живописи, уважаемое независимо от его худож. ценности

Ответ: Икона

Вопрос: Священное живописное изображение

Ответ: Икона

Вопрос: Синоним Образ (религиоз.)

Ответ: Икона

Вопрос: В христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года

Ответ: Икона

Вопрос: Древнейшая русская чудотворная... "Знамение" слыла главной святыней Великого Новгорода

Ответ: Икона

Вопрос: На какую картину молятся?

Ответ: Икона

Вопрос: Святая картина для битья поклонов

Ответ: Икона

Вопрос: Портрет кисти Андрея Рублёва

Ответ: Икона

Вопрос: Предмет поклонения

Ответ: Икона

Вопрос: Стоит в киоте

Ответ: Икона

Вопрос: Слушательница молитв

Ответ: Икона

Вопрос: Стоит в божнице

Ответ: Икона

Вопрос: Портрет Троицы

Ответ: Икона

Вопрос: Религиозный предмет

Ответ: Икона

Вопрос: Изображение Бога

Ответ: Икона

Вопрос: Образ

Ответ: Икона

Вопрос: Портрет святого

Ответ: Икона

Вопрос: Она покрыта окладом

Ответ: Икона

Вопрос: Текущая миром

Ответ: Икона

Вопрос: Портрет небожителя

Ответ: Икона

Вопрос: Почитаемый образ

Ответ: Икона

Вопрос: Облачённая в ризу

Ответ: Икона

Вопрос: Что стоит в красном углу?

Ответ: Икона

Вопрос: Творение богомаза

Ответ: Икона

Вопрос: Что висит в красном углу?

Ответ: Икона

Вопрос: Религиозная картинка

Ответ: Икона

Вопрос: Изображение Троицы

Ответ: Икона

Вопрос: Вставлены в киот

Ответ: Икона

Вопрос: Творение Рублёва

Ответ: Икона

Вопрос: Религиозный складень

Ответ: Икона

Вопрос: "Троеручица" как она есть

Ответ: Икона

Вопрос: Чудотворная ...

Ответ: Икона

Вопрос: Церковный "экспонат"

Ответ: Икона

Вопрос: Портрет Бога

Ответ: Икона

Вопрос: Портрет пророка Николая

Ответ: Икона

Вопрос: "Картинка" на аналое

Ответ: Икона

Вопрос:

wordparts.ru

Картины, описание картин — Св. Екатерина Александрийская. 1508

Описани е картины Санти Рафаэля: Святая Катерина Александрийская .Многие художники эпохи Возрождения изображали образ Святой Екатерины. Не стал исключением и известный итальянский мастер кисти Рафаэль, который изобразил христианскую мученицу Св. Екатерину, которая оперлась на колесо. Полотно предположительн о было создано в 1507 года, когда Рафаэль решил переехать из Флоренции в Рим.Следует упомянуть, что сам изгиб тела женщины Рафаэль позаимствовал у Леонардо да Винчи (картина «Леда»), а какие-то черты почерпнул из группы эллинистических скульптур, которые увидел в Риме. Именно они вдохновили художника на написание шедевра искусства.Почему Рафаэль обратился к образу Святой Екатерины Александрийской ? Согласно преданию, именно ее Иисус назвал своей невестой, вручив кольцо. При правлении Максимиана, императора IV века, Екатерина обвинила его в почитании язычества и заявила, что истинно верует в Иисуса Христа.Императорское величие не смогло переубедить святую, она не соблазнилась возможной славой и богатством. После категорического отказа отречься от своей веры, Екатерина была брошена в темницу. Святая сама положила голову под меч палача, а после казни тело Екатерины пропало.Нельзя не заметить, что Рафаэль кистью и красками изобразил женский идеал эпохи Возрождения. Чуть розоватый цвет кожи, румянец на щеке, медные волосы, густые брови черного цвета, круглый овал лица, слегка полноватые плечи. Именно так выглядит женщина на картине — символ жизненной силы, что привлекает душевной чистотой и сильной верой.Произведение живописи «Святая Екатерина» имеет религиозное содержание. Эта картина Рафаэля считается одной из самых лучших в итальянском искусстве, что преподносит взору зрителя художественное изображение Святой Екатерины Александрийской . Холст имеет отличное светотеневое решение и знаменует мастерство стиля художника.

www.art-drawing.ru

Описание картины «Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом»

Главная » Описание картин » Описание картины «Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом»

Хусепе де Рибера (1591 – 1652), по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец) , испанский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в Хативе близ Валенсии, с 1616 года до самой смерти. 2 сентября 1652 года жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах.

Картины Хусепе де Рибера написаны в стиле барокко с сочетанием реализма и динамизма, идеального и реального, телесного и аскетичного.Хусепе Рибера первым из испанских живописцев эпохи расцвета создал образы, замечательные по силе реалистического мастерства. Произведение Риберы вызывали удивление его современников.

Творчество этого художника отличается изображением сильных и разнообразных характеров людей, сложных душевных переживаний.

Он писал главным образом , как и все художники той эпохи, религиозные заказные картины, но зачастую моделями для его героев  служили нищие, бродяги, грузчики порта. Основу наиболее выдающихся творений Хосе де Риберы составляет глубина человеческого переживания. Такова «Святая Инесса». По высказываниям многих авторов, считается, что этот образ написан с дочери художника.

Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом

Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом

Поэтический образ испанской девушки создан в картине « Св. Инеса» . Картина «Святая Инесса» создана в 1641 году, в качестве модели художник использвал свою дочь Марию-Розу. 

Девочка, брошенная в темницу, стоит одна на каменных плитах пола. Холодный камень и темный провал подземелья подчеркивают хрупкость и юность Инесы. Поток света, льющегося слева, освещает ее гибкую фигурку, Фон картины коричневый, но коричневые тона объединены в световой  среде с неуловимыми переливами сероватых ,розовых, зеленоватых тонов

У Риберы образ Инессы, её тонкая фигура подростка, исполненное прелести лицо с большими сияющими глазами, волнистые пряди волос, кисти рук, прозрачно-розовые от пронизывающего света — воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Кажется , что само полотно излучает сияние. Оно написано  переливами тончайших оттенков, воздушными, мерцающими красками, которые мягкими линиями моделируют хрупкое , несформировавшееся тело юной христианки. Ее жест проникнут трогательной беспомощностью, а в невинном, почти детском личике читается печаль и грустное торжество добродетели.

По преданию, юная христианка Инесса  должна была быть выставлена обнажённой перед толпой за отказ поклоняться языческим богам. Но произошло чудо: внезапно выросшие волосы скрыли её наготу, а сошедший с небес ангел накинул на неё покрывало.

Вся картина пронизана светом, какого не было до сих пор ни в одном из полотен Риберы, – так велика сила красок, создающих впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, свет придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, только сильнее подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы – входа в подземелье. От полотна, как из темного подвала, веет могильным холодом, и сама изображенная на картине христианка, казалось, тоже чувствует приближение смерти – так тонко сумел передать Рибера старинное предание.В 1745 году картина была куплена для Дрезденской галереи

Статью прислала:  Alevtina Iva

Похожие записи

design-kmv.ru

Святая Анна с Марией (Мадонной) и младенцем Христом — Леонардо да Винчи | Великие художники

Картина, представляющая святую Анну с младенцем Христом, была предназначена для флорентийского монастыря сервитов.

Леонардо да Винчи: Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

Святая Анна с Марией и младенцем Христом

1508-1510; 168х130 см; дерево, маслоЛувр, Париж

Вазари так описывает появление этой картины: (Леонардо) находился в монастыре в течение довольно продолжительного периода времени — ежедневно он подходил к начатой картине и, сделав два-три мазка, тут же оставлял работу. Однако когда, наконец, он закончил это произведение, его святая Анна, Богоматерь и Младенец поразили флорентийцев: мужчины и женщины, молодые и старые — на протяжении нескольких дней непрерывный людской поток направлялся в монастырь. Народ шел, как на праздник, и цель у всех была одна: увидеть эту прекрасную работу Леонардо.

«Святая Анна…» свидетельствует о зрелом мастерстве и реализме стиля Леонарда да Винчи. Причем этот реализм не лишен чувственности и нежности — вот почему он не только привлекает внимание коллег художника, но и делает искусство Леонардо близким и понятным даже ничего не сведущим в живописи людям.

Безграничная любовь во взгляде Богоматери и ее ласковый, но решительный жест, которым она пытается отвлечь сына от ягненка — символа Священного Агнца, живого воплощения Жертвы Христовой — делают ее образ эталоном материнства — универсальным для всех времен и народов.

Святая Анна улыбается почти так же, как другой известный персонаж Леонардо, однако ее улыбка наполнена не холодной иронией, а добротой и искренним сочувствием: Анна знает о великом святом предназначении Иисуса и понимает, что как бы мать ни стремилась повлиять на его судьбу, - предначертанное свыше непременно сбудется.

Фигуры гармонично вписываются в горный пейзаж на дальнем плане картины — пейзаж нереальный, придуманный художником, но выполненный им весьма тщательно, с учетом мельчайших деталей.

Помни, что не следует придавать лицу того, кто плачет, черты лица смеющегося, несмотря не то, что по сути своей они часто бывают похожими. Существует разница между смеющимся и плачущим лицом, и ее необходимо учитывать

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи: Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем

Святая Анна с Марией, младенцем Христоми Иоанном Крестителем

1499; 141,5х104,5 см коричневая бумага, уголь Национальная галерея, Лондон

Эскиз, называемый «лондонским» из-за того, что он находится сегодня в Лондонской Национальной галерее, был исполнен несколькими годами ранее, чем картина «Святая Анна с Марией и младенцем Христом».

На нем представлено Святое Семейство с Иоанном Крестителем в облике ребенка. Интересна, хотя и не бесспорна, интерпретация этой работы, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). В книге под названием «Воспоминания из детства Леонардо да Винчи» известный венский психоаналитик так объясняет слияние тел Богоматери и святой Анны:

Детство Леонардо было так же нетипично, как и этот рисунок. Ведь у него было две матери: родная — Катерина, от которой его забрали в возрасте пяти лет, и молодая мачеха, Донна Альбиция, которая относилась к пасынку так же нежно, как и Катерина. Основываясь на воспоминаниях детства (…), Леонардо создал некую двухмерную целостность из двух любящих Младенца женщин — Богоматери и святой Анны.

(1452-1519) Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи картины

леонардо да винчи: «благовещение»Благовещениелеонардо да винчи: «портрет джиневры деи бенчи»Портрет Джиневры деи Бенчилеонардо да винчи: «мадонна бенуа»Мадонна Бенуалеонардо да винчи: «поклонение волхвов»Поклонение волхвовлеонардо да винчи: «Мадонна в гроте»Мадонна в гротелеонардо да винчи: «Дама с горностаем»Дама с горностаемлеонардо да винчи: «Тайная вечеря»Тайная вечерялеонардо да винчи: «Мона Лиза («Джоконда»)»Мона Лиза («Джоконда»)леонардо да винчи: «Святой Иоанн Креститель»Святой Иоанн Креститель

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru

Рафаэль Санти картины — «Святая Цецилия» | Великие художники

Октябрь 03, 2012

„В своей художественной жизни Рафаэль постоянно стремится к идеальной красоте — яркой и могучей, выходящей за рамки человеческих возможностей и более достойной, чем любая сущая красота” А. Вентури, 1935

Рафаэль: Святая Цецилия

Святая Цецилия

1514-1516; 220х136 смНациональная пинакотека, Болонья

Эту картину Рафаэль написал по заказу Елены даль Олио для фамильной капеллы в церкви Сан Джованни ин Монте в Болонье.

На картине изображена святая Цецилия в окружении святых Павла, Иоанна Евангелиста, Августина и Марии Магдалины. Подобный подбор святых не случаен, поскольку, по мнению Вазари, именно они «наилучшим образом олицетворяют христианскую философию любви».

Согласно известной легенде, Цецилия была дочерью римского патриция, который воспитал ее в духе христианства. Ее сосватали знатному человеку по имени Валериан, но после свадьбы она сказала ему, что дала обет целомудрия, и умолила его считаться с этим. За то, что Цецилия ради небесного блаженства отказалась от земных радостей, она была наделена Господом удивительным даром: ей было слышно пение ангелов на небесах.

Однако этого дара было недостаточно, чтобы выразить небесную гармонию, переполнявшую ее душу, поэтому она изобрела орган, звуки которого более всего были похожи на ту божественную музыку, которую она слышала. Святую Цецилию считают покровительницей музыки и музыкантов.

Некоторые исследователи считают картину «Святая Цецилия» типичной сценой sacra conversacione — «святого собеседования», однако другие опровергают эту точку зрения, утверждая, что облик святых «слишком приземлен».

Так, по мнению Вазари, «святой Павел положил голову на руку, покоящуюся на обнаженном мече, и в нем столько же мудрой созерцательности, свойственной святому, сколько и мужественной суровости, присущей обычному человеку; одет он в простой красный плащ поверх зеленой туники, а ноги его и вовсе босы».

Натюрморт с музыкальными инструментами, замыкающий нижнюю часть композиции — совершенно новый для Рафаэля прием. Существует версия, что эти инструменты принадлежат кисти Джованни да Удине (1487-ок. 1564) — ученика и коллеги Рафаэля.

(1483-1520) Рафаэль

Творчество Рафаэля

рафаэль: «обручение марии»Обручение Мариирафаэль: «архангел михаил»Архангел Михаил, низвергающий демонарафаэль: «мадонна со щегленком»Мадоннасо щегленкомрафаэль: «положение во гроб»Положение во гробрафаэль: «афинская школа»Афинская школарафаэль: «изгнание гелиодора»Изгнание Гелиодорарафаэль: «триумф галатеи»Триумф Галатеирафаэль: «мадонна делла седия»Мадонна делла Седиярафаэль: «лоджия психеи»Лоджия Психеирафаэль: «преображение»Преображение

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru

Святая Пракседа Картина Вермеера Делфтского

Живопись эпохи барокко Картина голландского художника Яна Вермеера Делфтского «Святая Пракседа». Размер картины 90 x 74 см, холст, масло. Эта картина считается наиболее ранним произведением живописца, вольной копией полотна итальянского художника Рипозо из Флоренции, выполненное, скорее всего, по заказу иезуитского ордена. В квартале, где в 1655 году жил Вермеер, находилась их миссия, и Святая Пракседа пользовалась особым почетом среди последователей Игнация Лойолы.

Пракседа (от греч. pragma, praxis - действие, деятельная; также Пракседис, Праксида, Евпраксия), святая дева. Пракседа была дочерью сенатора Рима раннехристианских времен Пуда (Пуденса), считается возможной основательницей римской церкви Санта Прасседе (итал. Santa Prassede). Согласно историческим легендам VI века Пуд был римским сенатором во половине I века и в своем доме устроил место для тайных собраний христиан, на которых священнодействовал сам апостол Петр (2-е послание к Тимофею, 4:21). Позже дом Пуда был обращен в церковь, названную пастырской, а сам Пуд был казнен во времена императора Нерона в период гонений христиан, будучи усекнут мечом. В дальнейшем Пуд был признан апостолом из числа семидесяти.

Дочери его, Пракседа и Пуденциана, обмывали тела замученных христиан и тайно хоронили их в базилике, которую построил их отец. Согласно раннехристианским преданиям Пракседа пожертвовала своим немалым состоянием с целью оказания помощи христианским мученикам; тела казненных верующих подбирали и приносили к ней; Пракседа же их обмывала, собирая кровь в священные сосуды, и затем хоронила погибших по христианскому обряду. Считается, что в Риме VI века соединили память о древних девах, ухаживавших за христианами, заключенными в тюрьму, и погребавшими тела мучеников, с памятью о Пуде, предположив, что Пракседа и Пуденциана были его дочерьми и сестрами друг другу (хотя другие предания относят мученическую кончину Пракседы к концу II столетия).

Базилика Санта Прасседе или церковь во имя святой Пракседы, согласно хроникам, построена на месте ее упокоения папой Адрианом I около 780 года на фундаменте разрушенной церкви V века. Находится в Риме, в непосредственной близости от церкви Санта Мария Маджоре. В базилике святой Пракседы хранится одно из орудий Страстей Христовых — столб, к которому был привязан Христос во время Его бичевания. До настоящего времени у небольшой части исследователей творчества художника Яна Вермеера остаются сомнения в авторстве «Святой Пракседы». С трудом различимая на картине подпись «Меер, копия Рипозо, 1655» часть историков голландского барокко не убеждает, слишком отличен, по их мнению, стиль и манера написания картины от других работ художника.

Несколько лет назад в России в экспозиции выставки под сводами отреставрированного Дома Пашкова в Москве были представлены тридцать пять произведений западноевропейской живописи, в том числе — картина «Святая Пракседа» Яна Вермеера Делфтского.

История искусства периода барокко. Далее →

smallbay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта