Описание картины Уильяма Блейка «Навуходоносор». Картины блейка


Необычные видения Уильяма Блейка - Цельнофантастическая оболочка

В конце XX века тень английского поэта и художника Уильяма Блейка неожиданно проступила в «Мертвеце» Джима Джармуша. И не только потому, что главный герой носит имя художника – на протяжении всего повествования зритель сталкивается со множеством аллюзий к произведениям Блейка и слышит цитаты из блейковской поэзии.

Кем был настоящий Уильям Блейк (1757-1827) однозначно сказать невозможно. Конечно, он был художником и поэтом, но кроме того – мистиком, визионером и, возможно, даже безумцем. Например, Блейк утверждал, что с раннего детства видит Бога и ангелов. Впоследствии многие из видений были «задокументированы» в работах художника.

Геката

Уильям Блейк. Геката, 1795, акварель

Великий архитектор
Великий архитектор, 1794. Офорт

При жизни этот странный провидец известности не получил (разве что в узком кругу почитателей), после внезапной смерти и вовсе оказался забыт почти на столетие (впрочем, творчество художника любили прерафаэлиты). И все же творческое наследие Блейка вынырнуло из забытья и оказало огромное влияние на западную культуру XX века.

Сотворение Адама

Сотворение Адама, 1795, акварель

Жалость

Жалость. Цветная гравюра, 1795

Лестница Иакова

Лестница Иакова, 1800 (иллюстрация к Библии)

красный дракон

Большой красный дракон и жена, облеченная в солнце (иллюстрация к Библии)

число зверя

Число зверя (иллюстрация к Библии)

Дух блохи

«Дух блохи». Темпера, золото, дерево, 1819

грешник

Грешник. Иллюстрация к «Божественной комедии», акварель, 1824-1827

Водоворот влюбленных. Иллюстрация к «Божественной комедии», акварель, 1824-1827

Больше о Блейке в Википедии

volynska.livejournal.com

Описание картины Уильяма Блейка «Песни Невинности»

Описание картины Уильяма Блейка «Песни Невинности»

Картина Уильяма английского художника, гравера и поэта Уильяма Блейка была завершена в 1825 г. Создавалась как титульная страница к книге стихов с одноименным названием того же автора. Картина выполнена в стиле символизм.

Техника исполнения – травление, печать оранжево-коричневыми чернилами, раскрашенная акварелью и золотом. Бытует мнение, что именно работы У. Блейка лежали в основе развития техники травления. Вместо нанесения надрезов на медную пластину и заполнение их чернилами, как предполагает литография, существовавшая со времен средневековья, он наносил на пластину специальную стойкую краску. Поверхность, в которую въедалась краска, становилась чуть выше и позволяла делать отпечатки.

В основе сюжета – женщина, читающая книгу стоящим подле нее мальчику и девочке. Группа людей занимает один из нижних углов картины. На другой стороны раскидывает свои ветви дуб. В верхней части – название произведения, выполненное причудливыми объемными буквами и дополненное фигурами людей и орнаментом. Считается, что сюжет картины основан на видениях, которые испытал художник.

Произведение наполнено лиризмом, радостью, бесконечным спокойствием. В нем нет ни единой капли напряжения или трагизма. Образы на переднем плане проработаны достаточно детально, тогда как небо, визуально занимающее заднюю часть картины, выполнено широкими мазками.

Основные цвета – синий и золотой, цвета кротости и божественности. Синее небо повторяется в яркой синеве женского платья. Золотой присутствует практически везде: в буквах, маленьких фигурах ангелов и волынщика, плодах дерева, на небе, луге, детях, голове женщины. Этим цветом заполнены и контуры орнамента, присутствующего как на самой картине, так и в ее обрамлении.

Символизм пронизывает всю работу. Луг символизирует собой рай, вода – чистоту и смирение. Раскинувшиеся ветви дуба, свободные, заполняющие собой большую часть картины и закрывающие собой женщину и детей, символизируют божественную защиту и веру.

Работа хранится в Метрополитен-Музее, Нью-Йорк.

opisanie-kartin.com

Книга Иова. Иллюстрации Уильяма Блейка

Книга Иова - одна из известнейших частей Ветхого Завета, написанная в период между 7-м и 4-м веками до нашей эры. Книга повествует об испытании сатаной (по дозволению Бога) праведника Иова, который сначала лишается имущества и детей, а потом заболевает проказой. Друзья, утешая его, пытаются доказать, что люди не страдают безвинно, поэтому Иов должен покаяться за свои грехи. Иов, зная, что на нём нет греха, отказывается каяться и взывает к Божественной справедливости, в итоге получая её. Книга Иова породила множество толкований. Николай Бердяев в работе "Дух и реальность" писал, что "судьба Иова есть как бы прототип человеческой судьбы на земле", а важнейшей темой ветхозаветной книги называл безвинное страдание: "Людям очень трудно отказаться от целесообразности всего происходящего в мире и, значит, трудно понять безвинное страдание. Многим кажется, что если есть безвинное страдание, то, значит, нет Бога, нет промысла Божьего. Это один из аргументов атеизма и, может быть, самый сильный. Мир полон Иовами, если не большими Иовами, то малыми Иовами. И мы отказываемся понять их страдания".Художники обращались к образам книги Иова так же часто, как богословы и философы. Одной из вершин изобразительного искусства эпохи романтизма стали иллюстрации к Книге Иова английского художника и поэта Уильяма Блейка (1757-1827). Блейк по-своему понимал историю Иова, считая, что поначалу он следовал только букве, а не духу законов Божьих, поэтому оказался в руках сатаны. В 7-й главе Иов демонстрирует непонимание благой сущности Бога: "Ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня". Некоторые биографы Блейка считали, что художник ассоциировал с образом Иова себя, лишь в конце жизни сумевшего вырваться из невзгод непризнания и нищеты.Блейк создал две серии акварелей, серию гравюр и отдельные произведения, посвященные Книге Иова. В этой подборке представлена 21 иллюстрация из обоих акварельных циклов Уильяма Блейка, а также одна из гравюр художника, не вошедшая в серию его гравюр (эту серию можно посмотреть на сайте blakearchive.org).

"Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери".

Книга Иова. Иллюстрация Уильяма Блейка

сатана перед троном Господним

 

"сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли"

 

Вестник сообщает Иову о его несчастье

 

"И отошел сатана от лица Господня..."

 

..."и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его".

 

Утешители Иова

 

"погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!"

 

Видение Елифаза

 

Друзья Иова порицают его

 

 "Когда подумаю: утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое, ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня; и душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих".

 

Гнев Елиуя

 

Господь отвечает Иову из бури

 

"где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?"

 

 Бегемот и левиафан

 

Падение сатаны

 

Видение Христа ("Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя")

 

"Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов".

 

"Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу".

 

"И было у него семь сыновей и три дочери. И нарек он имя первой Емима, имя второй - Кассия, а имя третьей - Керенгаппух. И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их".

 

"И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние"

top-antropos.com

Мистические видения Уильяма Блейка

Крупнейший английский поэт, живописец и график, один из главных предшественников сюрреализма Уильям Блейк (1757-1827) был вторым из пяти детей торговца трикотажными изделиями, увлекшегося учением шведского мистика Эмануэля Сведенборга, подолгу жившего в Лондоне.

Этот человек писал удивительные философские стихи, которые нередко цитируют и в наше время. Но гораздо больше англичанин Уильям Блейк известен как талантливый художник-гравер.

И не просто художник. Он обладал способностью видеть параллельные миры, то есть был, как говорят в наше время, визионером. А после смерти являлся своей жене в виде призрака.

Выдающиеся способности Блейка проявились очень рано. Маленьким ребенком он рисовал в лавке отца и писал стихи на оборотной стороне счетов. Он обладал и музыкальными способностями. Впоследствии он писал музыку к своим стихам. Однако жизнь редко радовала Блейка.

Он был постоянно печален, мистически настроен, жил словно во сне и часто слышал голоса, которые — он был в этом уверен — доносились до него с неба.

Блейк был учеником у гравера. Потом он учился в Королевской академии художеств, которую не окончил, потому что поссорился с ее президентом знаменитым художником Джошуа Рейнольдсом. Говорили, будто Рейнольдс дал Блейку чудовищный совет: быть попроще в своих рисунках. Вряд ли он хотел этим обидеть Уильяма. Но он явно не понимал, что Блейк не может быть таким, как все, и что они существуют в совершенно разных мирах.

18 августа 1782 г. Блейк женился на неграмотной дочери садовника Катерине Боучер. Он научил ее читать и писать. Она помогала ему делать гравюры. Она верила во все его видения и поклонялась ему как пророку.

Блейк был самым оригинальным английским мистиком и одним из самых выдающихся графиков своего времени. Его мистическое отношение к миру пронизывало и его жизнь, и его искусство. Для печатания небольших книжечек своих стихов с собственными иллюстрациями-офортами (сохранились считанные экземпляры, собственноручно раскрашенные художником), Блейк изобрел оригинальный метод высокой печати. Он, правда, утверждал, что в этом нет его заслуги — дух его покойного брата, с которым Блейк будто бы постоянно общался, раскрыл ему многие секреты искусства.

«Великий красный дракон» — одна из самых известных и одновременно самых пугающих работ художника

С детских лет Блейка часто посещали видения. Он вспоминал, что маленьким мальчиком встретил ангелов и пророка Иезекииля. Какая-то сила заставляла его писать стихи или рисовать, диктовала ему стихи, водила его рукой. Моисей, Гомер, Вергилий, Данте и Мильтон постоянно приходили к нему и беседовали с ним.

Маленький Блейк утверждал, что смерть — это всего лишь переход из одной комнаты в другую. А также рассказывал взрослым, что видел в небе воинов с мечами и копьями, а на ветвях деревьев ангелов со сверкающими крыльями… Однажды мальчик поведал, что видел самого Господа, просунувшего голову в окно… Свои видения Уилли переносил на бумагу.

Однажды к нему зашел его друг и увидел его рисующим карандашом чей-то портрет. У Блейка был такой вид, будто перед ним находилась модель, с которой он рисовал. Он то и дело поднимал глаза, всматривался и продолжал работу. Между тем в комнате никого кроме художника не было.

«Не мешайте мне!» — прошептал Блейк.

Удивленный гость спросил, кого он рисует.

«Я никого не вижу!»

«Зато я вижу его! — высокомерно прервал своего посетителя Блейк. — Он здесь, и его имя Лот. Вы можете прочесть о нем в Священном Писании. Он позирует мне».

В письме Блейка, отправленном им в апреле 1803 г., говорилось:

«Я писал эти стихи под прямую диктовку. Двенадцать, а иногда и тридцать строк сразу, без размышлений и даже против своей воли».

Головы призраков. Такое название получила серия карандашных набросков Блейка, выполненных им по просьбе астролога Джона Варли. Основные герои — явившиеся художнику мифические персонажи. Вся серия, вышедшая в 1818 году, до сих пор служит предметом серьезного внимания многих специалистов.

Блейк был убежден в существовании параллельного мира, где все иначе, чем в нашем. Стремясь постичь его законы, он научился писать справа налево. Художника мало интересовала реальность, он погружался в фантастические сферы, героями его творений становились атланты и друиды, которые являлись ему, когда он был в измененном состоянии сознания, как сказали бы сегодня. Когда ему мешали во время транса, он приходил в дикую ярость — как-то едва не столкнул с карниза школяра, вздумавшего его дразнить. Многие считали его сумасшедшим, и так продолжалось до конца жизни.

Блейк изучал труды мистика и визионера Сведенборга, увлекался неоплатонизмом — но так и не стал ничьим последователем. Его лучшие живописные работы на религиозные темы, такие как "Сон Иакова" или "Адам и Ева находят тело Авеля", отличает особое, нетрадиционное освещение. По словам Блейка, это был "свет других миров", который и помогал ему создавать шедевры. Лишь истинному художнику доступны контуры того, иного, запредельного мира, уверял он:

Кто контур не видит — не может его рисовать,Ни рафаэлить, ни фюзелить, ни блейковать.За контурный метод вы рады художника съесть,Но контуры видит безумец и пишет, как есть.

Блейк создал несколько "иллюминированных рукописей", собственноручно гравируя свои стихи и рисунки. Одной из его работ была "Библия Ада, собранная в Ночных Видениях", своего рода альтернативный Ветхий Завет, где Бог представал демоном, а акт сотворения мира — великим падением…

Как-то, вспоминает художник, он увидел в своем доме "чешуйчатую, крапчатую, ужасную видом тварь с телом человека и головой блохи, спускавшуюся по лестнице". Видение привело его в такой ужас, что он бросился бежать из дому, куда глаза глядят. Позднее он воплотил адское видение в одной из своих картин — "Дух Блохи".

Картины Блейка: Рисунок на дереве Призрак Блохи (The Ghost of a Flea) (слева) и "Число Зверя 666" (The Number of the Beast is 666) (Справа)

Уильям Блейк скончался 12 августа 1827 года, в возрасте 69 лет, в самый разгар своей работы над иллюстрациями к "Божественной комедии" Данте. Незадолго до этого он закончил иллюстрировать "Книгу Иова". Врачи так и не смогли найти причину смерти художника. Возможно, его забрали с собой те потусторонние силы, с которыми он постоянно общался при жизни.

После его кончины вдова Кэтрин не раз рассказывала, что призрак мужа являлся к ней и давал различные рекомендации. Так, если к ней приходили купить какую-нибудь из гравюр Блейка, она всегда говорила, что сначала посоветуется с супругом.

Картины Блейка к "Божественной комедии"

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

О выставке Уильяма Блейка, прошедшей в Москве

          Действие — Вечный Восторг.Уильям Блейк

В 2012 году к столетию музея изобразительных искусств, носящего имя Пушкина, несколько английских галерей показали в Москве выставку «Уильям Блейк и британские визионеры». Выставка превзошла все ожидания и ее даже продлили. Люди даже приезжали из других городов. Чем можно объяснить такой успех? Быть может, в отличие от других культурных событий столицы, эта выставка представляла и некий метафизический знак?

Уильям Блейк – художник, поэт. Современник Пушкина. Переклички смыслов всегда двусмысленны, натяжки неизбежны. Блейк и Пушкин, как поэты, скорее оппозиционеры, чем единомышленники. Английский поэт одним из первых ставит проблему о расщеплении «я», Пушкин – камертон гармонии. Жаль, что у нас нет музея изобразительных искусство имени Достоевского.

Выставка имела огромный успех. Говорят, люди даже приезжали из других городов. Быть может, в отличие от других культурных событий столицы, эта выставка представляла и некий метафизический знак? В очереди (я слышал) говорили о неизбежности грядущих расколов, о болезненных разрывах. Но ведь и Уильям Блейк не просто художник и поэт. Он и пророк, и политический радикал.

Картины Блейка сюжетны. Он иллюстрировал Ветхий Завет, «Божественную комедию», «Потерянный рай». Блейк – интеллектуал и интерпретатор, в его картинах интересна, прежде всего, мысль, поданная нам в композиции. Здесь мало собственно живописи, как ее понимали колористы, мало цвета, практически нет светотени, Блейк ненавидел сфумато Леонардо. Наследник традиции Микеланджело, он делает ставку на линию, неумолимый и резкий контур, отделяющий одно от другого и организующий одно с другим. Блейк сторонник мужского ясного взгляда на мир, аполлонической недвусмысленности решений. Он визионер, и видит, как мы бы сейчас сказали, архетипы. Его даже не интересует портрет. Божественная комедия, потерянный рай… – глянуть в зеркало, глянуть в экран, выйти на улицу…

Картины Блейка – трагические мандалы, повествующие о неизбежности зла. Его ангелы, конечно, не ангелы Мильтона, меняющие пол и совокупляющиеся между собой, скорее наоборот, они очерчены резкой контурной линией, и их заговор против Блейка непоколебим. Поэт говорил, что видит их повсюду, и сонмы ангельских фигур, покрывающих его полотна, плотность изображений, свидетельствуют об этом. «Искусство – прогрессивная антропология», – говорит Новалис. Ангелы как действующее лицо искусства. Так же, как, впрочем, и демоны.

Уильям Блейк. Элохим, создающий Адама

Центральная тема Блейка – проклятая рассекающая горизонталь. Ключевой картиной выставки стала «Элохим, создающий Адама»: Бог нависает над Адамом как саркофаг. Бог растерян, Его лик искажает гримаса отчаяния и скорби, как будто Он не рождает, а хоронит любимого сына своего. И – лик Адама искажен страданием. Блейковский Адам чем-то напоминает «Мертвого Христоса» Гольбейна младшего, картину, так поразившую Достоевского. Здесь уже просвечивает ницшеанская мысль: жизнь – лишь разновидность смерти. Блейк доводит метафору расщепления до конца. Бог Блейка антропоморфен, человек – это Его искушение. Блейковский Бог виноват. Но не потому ли изначально обречен и сам человек? В «Бракосочетании Ада и Рая» (само название немыслимо с точки зрения ортодоксии!) читаем: «Тюрьмы строят из камней Закона, бордели – из кирпичей Религии». Человеку остается лишь бунт. И Блейк – бунтарь. За подстрекательство к мятежу он привлекался к суду. Блейк выступает против любых общественных форм, он восхищается Французской Революцией и он же с горечью от нее отступается, когда узнает о кровавом терроре. Человек обречен. Человек рождается в смерти. И в этом виноват Бог. А в том, что произойдет с нами сегодня? Что бы не случилось – постараться найти адекватную форму. Спасение только в форме, она завершает гештальт. А чему еще может научить искусство?

Смерч влюбленных
1827

Блейк предтеча Бодлера. «По узким улицам влеком, где Темза скованно струится, я вижу нищету кругом, я вижу горестные лица» (стихотворение «Лондон»). Его солдаты, дети и проститутки – жертвы ненасытного Молоха. Но общество – всего лишь враг номер два. Первостепенный враг – природа. Блейка часто преподносят как провозвестника сексуальной революции двадцатого века, однако, это не совсем так. Блейк освобождает секс от морали общества, не во имя руссоистского лозунга «назад к природе». Скорее он заставляет нас взглянуть на человека с горечью, как его Элохим смотрит на своего Адама, увитого в своей наготе змеем, а не лаврами. Адам должен родиться со змеем одновременно. И в этом проклятие. Элохим рождает проклятого Адама. Изгнание из рая вторично. Змеем увита и неподвижно, мертво лежащая Ева, над которой реет бесстрастно просветленный Сатана (картина «Сатана торжествует над Евой»). И опять все та же горизонталь. И Демиург и его Противник на обеих картинах изображены горизонтально, а не вертикально. И в отличие от скорбного лика Господа лик Сатаны озарен странным отсутствием-присутствием. Бог сознает свой грех, и Он готов его искупить. Сатана – над знанием. Бог – эмоция сострадания, Сатана – неумолимый закон. На одной из картин Блейк даже изображает Люцифера в силе и славе, на пороге его падения с небес. То, что Блейк написал о Лондоне, – отчасти и о нашей современной Москве. В чем метафизика? Виновато государство, виновато общество, виноват человек, виноват Бог… Человечество обречено как проект, как сказали бы мы сегодня, в наши постмодернистские времена.

Блейк мыслитель. Его картины говорят больше, чем показывают. Он по-своему трактует Священное писание, он хочет остаться пророком Ветхого Завета. Его иллюстрации к «Божественной комедии» как новые притчи. Его Беатриче обнажена, когда с ней встречается Дант на пороге земного рая. Парадоксально, но муза самого Блейка мужского пола (и это, наверное, единственный случай в мировой поэзии; поэт утверждал, что стихи ему диктует его умерший в восемнадцатилетнем возрасте брат). Блейк борется за нерушимое мужское «я» и признает свое поражение. Свобода – мужская привилегия женского рода. Борьба за независимость оборачивается «Хрустальной шкатулкой» (стихотворение Блейка), в которую мужчина пойман юной девой, в которой он заперт, как в тюрьме, замкнут золотым ключом – читай собственным фаллосом – который отныне принадлежит ей. Грядущая перемена пола неизбежна, от трансгрессии следующего века не уйти. И Блейк – один из последних героев, который отчаянно сопротивляется грядущему размножению сексуальных личин, как об этом блестяще пишет Камилла Палья. Но Элохим и Сатана уже претендуют в композиции на одно и то же место… Сейчас, когда границы уже пали, когда все перемешано со всем и зловещий трансгрессивный процесс проникает все глубже, в самый порядок вещей, когда все мы заражены некой фундаментальной коррупцией, когда лжива не только власть, лживо и общество, когда ложь везде, даже в семье, даже в любви, не лицемерить, вглядеться пристальней… сейчас, когда политика во всем, и все есть лишь политика, и когда несомненен и наш протест, когда его уже не остановить, когда есть шанс позволить ему вонзиться глубже политического.

Уильям Блейк гравер. Его инструмент – неумолимый резец. Блейк должен нанести рану в самое сердце мира. Причина человека – страдание. Садизм Блейка – его же мазохизм. В его мучительных циклах рождения и смерти (стихотворение «Странствие») обречены все – и женщины, и мужчины, матери и их дети, новорожденные младенцы и повзрослевшие сыновья-любовники. Страдание незримо соединяет всех со всеми. Страдание – неотчуждаемый человеческий капитал. Блейк вносит разлад в Божественную картину мира как христианин. Его христианство опровергает самое себя. Блейк призывает не стыдиться секса. Он публично обнажается со своей женой Кэтрин в саду в Ламбете, как новые Адам и Ева. И в то же время секс в его трактовке – это новая тюрьма.

Данте и Вергилий у врат ада 1827

Уильям Блейк порождает целую традицию, и не только в художественном смысле. По его стопам пойдут прерафаэлиты (Данте Габриэль Россетти, Эдвард Бёрн-Джонс), его линии наследует Бёрдсли. Их картины тоже были представлены на выставке. Также как и вызывающий Френсис Бэйкон. Что же они, эти художники, черпают в своем «духовном отце»? Знаки искусства как знаки заклинания (зло изображенное есть пойманное зло)? С визионерами не поспоришь. Их картины обладают каким-то странным, трудно определимым свойством, они как будто даны нам, вот смотрите – это именно так. Раскол задан нам Элохимом. Человек дан этому миру в разломе. Цельный человек – выдумка. «Я чувствовал, что они так и кипят во мне, эти противоположные элементы», – как говорит подпольный герой Достоевского. Блейк – это «Картины из подполья». Блейк – это английский Достоевский, знающий об изначальном разрыве. Ему рассказали об этом ангелы. И единственное спасение – это искусство. Магический аполлонический контур. «Вера в форме, неверие в содержании – в этом вся прелесть сентенции, – следовательно, моральный парадокс» (Ницше).

Иллюстрация к поэме Джона Мильтона Потерянный Рай, 1808

Переклички всегда двусмысленны, корреляции иррациональны. Но мы и в самом деле сегодня выходим из подполья. И готовимся к «работе в черном». Пусть – как Джармушевский мертвец. Так постараемся же найти свою форму – и в политике, и в протесте. И покрывающую наш фундаментальный невроз. Да поможет нам Уильям Блейк.

www.peremeny.ru

Уильям Блейк | Drawingforall.ru

Блейк автопортрет

Имя этого английского художника и поэта известно многим любителям классической готики. Хотя, нам, как ресурсу, посвящённому изобразительному искусству, Блейк-художник ближе Блейка-поэта, мы постараемся кратко рассказать о его творчестве в целом.

Несомненно выдающийся мастер Нового Времени родился в 1757 году в Лондоне. Если быть точным, это было 28 ноября — именно в этот день в небогатой многодетной семье простого лавочника раздался первый крик новорождённого Уильяма. И мать,и и отец мастера являлись глубоко религиозными людьми, протестантами,  и именно они привили Уильяму любовь к Библии, которая позже станет одним из основных мотивов его творчества.

Уильям получил хорошее художественное образование, ведь с 7 лет до 21 года он обучался у известного гравюра Джеймса Безира. Отметим интересный момент — в возрасте около 10 лет Уильям получил в подарок от отца несколько альбомов с работами Рафаэля Санти, Мартина ван Хемскера и Микеланджело.

Юноша поразился невероятной, анатомической точности изображений людей, и этот факт также очень сильно повлияет на творчество мастера. Обратите внимание: его персонажи — гротескные, пугающие, мистические — имеют очень правильные, мастерски нарисованные фигуры, и от этого они пугают ещё больше. Кстати говоря, даже репродукции картин Уильяма Блейка до сих пор способны создать в помещении мистическую, гнетущую атмосферу.

Блейк Иерусалим

 

Семейное положение Уильяма на протяжении сознательной части его жизни было довольно стабильное и стандартное — он, будучи довольно молодым человеком, полюбил простую девушку из крестьянской семьи —  Катерин Буше, с которой впоследствии прожил до самой смерти. А вот психологическое состояние мастера было весьма интересным и мягко говоря, выделяющимся — на протяжении всей жизни он утверждал, что его посещают духи и различные мистические образы.

Впервые это случилось с Уильямом, когда ему было всего 4 года. Мальчик сам описал это как «в окно комнаты, в которой я находился, заглянул человек. Я сразу понял, что это был Бог и очень испугался».

Уильям Блейк

 

Впоследствии духи и различные мистические видения посещали Уильяма часто. Например, когда молодой художник погожим летним днём наблюдал за работой косарей на поле, он увидел несколько высоких, статных человеческих фигур в белых, сияющих одеждах, которые исчезли через некоторое время.

Также, будучи совсем маленьким ребёнком, он перепугал домочадцев новостями о том, что дерево, растущее поблизости дома семейства, стало вдруг «облеплено множеством ангелов, с крыльев которых летели блёстки, и их было много, как звёзд на небе». Не зря коллеги называли Блейка «мастером, рисующих с натуры призраков». Возможно, именно в такой особенности психики Блейка скрыт секрет его живописи, пугающей и загадочной.

Искушение и падение Евы

 

Позже, когда он рассказал о своём мистическом опыте художнику Джону Варли, тот был настолько поражён рассказами Блейка, что попросил его сделать зарисовки работ своих видений. Так появилась известная серия работ «Головы призраков».

Это были портреты различных известных людей и существ, причём в этой серии присутствовали как реально существующие люди, как Сократ, Юлий Цезарь и Вольтер, так и выдуманные, как, например, Робин Гуд. Особое место в «Головах призраков» занимает совсем невероятная работа  — «Голова духа Блохи».

Голова призрака блохи

 

Уильям утверждал, что этот призрак посещал его дважды. Одно из объяснений странной внешности да и вообще самой концепции «Призрака Блохи» заключается в том, что такое обличье принимают после смерти люди, которые при жизни «пили кровь других людей», то есть были особенно безжалостными и эгоистичными.

Однако, это только одна из версий. Видимо, этот портрет впечатлил и самого мастера, ведь позже он решил создать одну из своих самых известных картин, «Дух Блохи», где изобразил причудливую, пугающую фигуру этого персонажа в полный рост. Немного позже мы поговорим об этой работе отдельно, она требует особого анализа.

Уильям Блейк был также и весьма успешным поэтом. Как и в изобразительном искусстве, тема христианства и Бога стала центральной для мастера. Несмотря на то, что основная масса работ была посвящёна религии и мистике, многие из них стали очень известны в широких кругах. Например, стихотворение «Иерусалим», всё же содержащее в себе большое количество религиозным аспектов, стало ни много ни мало неофициальном гимном Великобритании, так считается и по сей день.

Блейк иллюстрации к библии

 

Многие из наших уважаемых читателей могут подумать, что Блейк был далёким от науки гениальным чудаком, которого посещали призраки, мифологические и сказочные персонажи. Однако мы поспешим развенчать это представление – Уильям, отлично владевший искусством гравюры, изобрёл новаторский, революционный способ рельефного оттиска, который был более качественным и быстрым по сравнению со старыми технологиями.

По большому счёту, Уильям создал этот способ для своих великолепных иллюстраций к Библии. Однако новый способ рельефного оттиска получил признание среди мастеров печатного дела и вскоре был введён в самый широкий оборот.

blake

 

Совсем незадолго до смерти мастер принялся за работу над иллюстрациями к «Божественной Комедии» — действительно, произведение такого плана просто не могло пройти мимо Блейка, который вообще ставил религиозные мотивы в центр своего творчества. Он хотел выполнить в форме гравюры все изображения, из тех, что создал, но, к сожалению, успел обработать лишь семь пластин.

Уильям Блейк божественная комедия

 

Кстати говоря, сам момент ухода из этой жизни Уильяма Блейка был весьма таинственным и загадочным. Всю первую половину последнего дня своей жизни мастер работал над «Божественной Комедией», а затем вдруг попросил свою супругу оставаться неподвижной, чтобы нарисовать её портрет (ныне утерянный). После завершения этой работы, Уильям немного передохнул, а затем начал распевать церковные гимны и песнопения. Это продолжалось до 6 часов вечера, когда мастер скончался.

Дом смерти

Любопытно, что супруга Уильяма, Катерин, после смерти мужа распродала многие его работы, однако ни одну сделку она не заключала, не посоветовавшись с «самим мистером Блейком».

Действительно, Катерин утверждала, что дух её мужа постоянно подсказывает ей наилучшие решения и варианты действия, а также утешает и подбадривает её. Члены семьи, в которую она устроилась работать экономкой, рассказывали, что в момент смерти Катерин стала звать Уильяма, и, когда сообщила, что видит  его, её лицо стало необычайно радостным и светлым.

 

Теперь немного об основных шедеврах Блейка.

Призрак Блохи (другое название — «Дух Блохи») является одной из самых узнаваемых работ Блейка. В центре полотна изображена жуткая человекоподобная фигура, покрытая чешуёй. Она держит уродливыми лапами чашу с человеческой кровью, жадно всматриваясь в остатки своего лакомства.

Эта картина очень хорошо характеризует специфику работ мастера — Дух Блохи имеет относительно реалистичные пропорции (обратите внимание на то, как качественно и реалистично прорисованы мышцы), но также в нём есть несколько инфернальных черт. Прежде всего, это пугающее лицо, в котором причудливо смешались человеческие и звериные черты. Маленькая голова покрыта крупной, отвратительной чешуёй, уши создания огромны и заострены, изо рта показывается длинный, извивающийся, как у рептилий, язык. Именно в таком сочетании характерной для Нового времени реалистичности, объёмности человеческих фигур и чисто блейковской, пугающей атмосферы и заключается один из главных феноменов творчества мастера.

Обратите внимание на фон, созданный мастером — мы можем видеть золотые звёзды, достаточно мягкое освещение и бархатную синеву. Если бы не центральная фигура, картина смотрелась бы весьма уютно, однако в центре изображен пугающий монстр. Задумка Блейка была такова, чтобы Дух не сильно выделялся из этого золотисто-синего фона, и, великолепная работа с тенями и светом создаёт именно такой эффект.

Отметим также, что картина «Призрак Блохи» регулярно входит в топы самых страшных картин, нарисованных за все времена.

Призрак Блохи

Наряду с этой картиной в рейтингах всегда присутствует и весьма впечатляющее творение гениального Франсиско де Гойи «Сатурн, пожирающий своё дитя».

 

Бог-архитектор. Очень эпичная, величественная гравюра Уильяма Блейка. В центре картины изображён Бог в момент работы на созданием мира. Отметим мрачную, гнетущую атмосферу этой работы, которая формируется мрачной цветовой гаммой и необычной композицией. Бог здесь изображен в негативном плане, очевидно что он создаёт именно жесткие ограничения, рамки, которые символизирует циркуль в его руке.

Ещё один символ тесных оков, жестких рамок — это солнце, внутри которого находится главный герой картины. Оно красно-чёрное, зловещее, и по сути, представляет собой ещё один круг, ещё одни границы. Если продолжить толкование работы с точки зрения символизма, можно предположить наличие возможности вырваться из тесных, навязанных ограничений, ведь борода, волосы и рука Создателя находятся за пределами кровавого-красного солнечного диска.Бог-архитектор

Сегодня мы рассказывали вам об удивительном Уильяме Блейке. Его работы сочетают в себе черты школы живописи Нового времени с мистицизмом и загадочностью, смысл многих картин не разгадан до сих пор. Статья была подготовлена авторами сайта drawingforall, до новых встреч!

Вам также могут быть интересны:

drawingforall.ru

Описание картины Уильяма Блейка «Навуходоносор»

Описание картины Уильяма Блейка «Навуходоносор»

Цветная гравюра «Навуходоносор» выполнена английским художником, гравером и поэтом Уильямом Блейком в 1795 г. Использованы ручная раскраска, чернила, акварель. Работа наполнена символизмом.

Сюжет взят из Книги пророка Данила. Вавилонский царь Навуходоносор построил Вавилон во славу своего могущества и величия. За тщеславие был отлучен от людей, ел траву, умывался росой. Волосы выросли, как у льва, а ногти – как у птицы.

На картине изображен именно тот момент, когда человек, по сути, уже потерял человеческий облик и начал превращаться в зверя. Неслучайно выбрана поза героя гравюры – он стоит на четвереньках.

Просто великолепна работа света и тени. Нижняя часть тела, ноги – темные, мрачные, являются воплощением звериного начала. Линии мышц, темные провалы на торсе и бедрах дополняют это впечатление. В какой-то момент воображение зрителя превращает их в шерсть. Подсвеченные на ногах огромные острые жуткие ногти подчеркивают хищность и не человеческую сущность. Освещены только голова, верхняя часть тела и ногти на ногах. Возможно, светлая голова и руки символизируют человеческое начало.

Однако мысль об этом исчезает так же быстро, как и появляется – очевидно, что лицо героя теряет свой прежний облик. Безумные, полные ужаса глаза, полуоткрытый рот, огромная грива перечеркивают ожидание разумности, достоинства и уважения. В фигуре не осталось и следа от тщеславия и гордости бывшего царя.

Стоит обратить внимание на проработку груди. Контуры мышц напоминают кольчугу, крепко стискивающую грудь, лишающую свободы дыхания и заковывающую в тиски сердце.

Для работы не случайно выбрана гравюра. Она позволяет добиться объемности изображения, резкости и ясности линий. Композиция призывает зрителя исследовать каждый уголок картины, но взгляд постоянно возвращается к глазам, как бы соотнося с безумным взглядом, как с центром сюжета, все, что изображено на гравюре.

Работа хранится в Галерее Тейт, Лондон.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта