Юрий Анненков. Портреты, иллюстрации и театральные наброски из собрания музея. Картины анненков
Анненков Юрий Павлович: фото, биография, картины, портреты
В 1889 году зажглась звезда одного из наиболее выдающихся и прогрессивных творцов девятнадцатого века. В этом году родился Анненков Юрий Павлович – русский художник, портретист, писатель.
Происхождение
Знаменитый мастер родился в семье русского народовольца. Свое самое раннее детство Юрий Анненков провел с родителями в Камчатском крае. Там находился и работал его отец, сосланный за участие в организации «Народная воля». В1893 году семье наконец удалось вернуться на проживание в Санкт-Петербург. В это время они размещались в небольшом селении по соседству с имением Ильи Ефимовича Репина.
Такое окружение имело большое влияние на последующее творчество и мировоззрение Анненкова. Он был постоянно окружен обществом людей всех возможных творческих профессий, что не могло не сказаться на его выборе профессии.
Учеба
Рисовать Анненков Юрий начал с детства. Более того, в подростковом возрасте он сильно увлекся политикой. В это время художник пробовал себя в жанре карикатуриста. Его иронические наброски для подпольного журнала послужили причиной большого скандала. За вольнодумство Анненкова исключили из учебного заведения. Однако это не подорвало веру художника в свои силы. Он самостоятельно поступает на юридическую специальность в Петербургский университет.
Видео по теме
Творческая карьера
Несмотря на раннее увлечение рисованием, мастер так и не получил полноценного художественного образования. Еще во время учебы в гимназии художник посещал занятия в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени Александра Людвиговича Штиглица. В студенческие годы Анненков Юрий учится в студии известного мастера Савелия Моисеевича Зейденберга. Примечательно, что вместе с ним учился еще один выдающийся художник – Марк Захарович Шагал.
К сожалению, несмотря на старательность и желание учиться, Анненков не смог пройти отбор в Московскую академию художеств. После своего фиаско Юрий продолжает учебу в студии Яна Францевича Ционглинского.
Жизнь за рубежом
Дальнейшая судьба Анненкова складывалась уже вне Родины. Именно благодаря совету своего наставника Яна Францевича молодой художник покинул страну, в которой родился, и переехал в Париж. Там Анненков Юрий продолжил свое обучение. В это время он поступил на учебу к таким зарубежным мастерам, как Морис Дени и Феликс Валлотон. Эти символисты относились к популярной группе «Наби». Именно под покровительством своих наставников в 1913 году Юрий впервые принял участие в художественной выставке со своими полотнами. Экспозиция носила название «Салон Независимых». Дебют художника оказался удачным.
Символика творчества
В самом начале своего художественного пути автор занимался главным образом живописью. Именно к этому периоду относятся его знаменитые работы «Адам и Ева», «Желтый траур», «Автопортрет», написанные в начале 1910 года. После возвращения на Родину в 1913 г. Юрий Анненков, фото произведений которого можно увидеть в нашем обзоре, начинает увлекаться таким видом искусства, как графика. Все чаще его произведения стали печататься на страницах таких изданий, как «Лукоморье», «Аргус», «Отечество», «Сатирикон» и многих других.
Помимо этого, во время периода увлечения графикой мастер поддерживал тесные творческие связи с популярными на тот момент издательствами «Красная новь», «Всемирная литература», «Радуга» и другими. Художника приглашали в качестве иллюстратора к произведениям Корнея Чуковского, Джека Лондона, Николая Евреинова. Также автор продолжает давнюю традицию публиковаться в сатирических изданий в качестве карикатуриста. К счастью, теперь его творчество было оценено по заслугам.
Политические взгляды
Во время обеих революции неравнодушный к социальным изменениям в обществе художник горячо увлекался политикой. Можно сказать, что потрясения в общественном строе возымели очень большое влияние на дальнейшее творчество мастера. Об этом свидетельствует расцвет его художественной деятельности после свершения переворота. Именно в это время в художественной среде появляются новые течения и общества. Анненков Юрий становится их активным участником. Например, художник был избран одним из членов правления Дома искусств в Петрограде.
Даже в своих произведениях мастер постоянно затрагивал тему революции. Именно в особой манере изображения связанных между собой деталей открывается отношение Анненкова к революции, как новым порядкам. Художник горячо переживал и содействовал отмене прошлых установок, как в общественной жизни, так и в творчестве.
Успехи молодого мастера не остались незамеченными и уже в 1920 году Юрия назначили профессором в московской Академии Художеств.
Проза и публицистика
Помимо своей художественной деятельности Анненков занимался и писательским трудом. После 1917 года он неоднократно пробовал себя в качестве публициста. Как говорят, талантливый человек хорош во всем. Эта стезя удавалась Юрию не хуже живописи. Уже скоро он публиковал свои статьи в печатных изданиях вроде «Жизнь искусства».
Более того, во время жизни за рубежом Юрий Анненков, художник и графист, открыл себя с новой для всех стороны: он впервые попробовал свои силы в роли писателя. Из-под пера автора вышли такие произведения, как «Дневники моих встреч». В них Анненков описывает портреты многих российских деятелей искусства. Среди них можно найти русских писателей, художников, музыкантов. Помимо очерков об известных личностях, Анненков написал немало художественных произведений. Так, именно Юрий стал автором книг «Повесть о пустяках», «Рваная эпоха». При их написания художник взял себе псевдоним – Богдан Темирязев.
Галерея
Юрий Анненков, картины которого в начале творческого пути были выполнены преимущественно в технике живописи, после успеха на парижской выставке принялся за создание своей собственной галереи портретов. Основным полем деятельности мастера стали известные личности того времени. За непродолжительный период Анненков успел запечатлеть писателя Максима Горького, знаменитых поэтов Владислава Ходасевича и Анну Ахматову, а также Виктора Шкловского, Михаила Кузмина, Велимира Хлебникова и многих других.
Но отдельное значение в творчестве художника занимали полотна с политическими лицами. Так, Юрий Анненков, портреты которого пользовались необыкновенным успехом, выпустил из-под своей кисти холсты с такими видными людьми, как Владимир Ленин, Лев Троцкий, Григорий Зиновьев, Лев Каменев, Карл Радеки, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Жан Кокто, Морис Равель, русская балерина Ольга Александровна Спесивцева и многие другие.
Отъезд за рубеж
В середине 1924 года Анненков поехал на Средиземноморское побережье для участия в международной выставке. В Венеции художник имел честь представлять павильон советского искусства. После этого мероприятия жизненные пути Анненкова уже никогда не возвращали его в Россию.
После участия в выставке Юрий на постоянной основе поселился в Париже. Там кривая признания художника резко поползла вверх. В это время он работает преимущественно декоратором в театре и сотрудничает с такими выдающимися личностями, как Никита Федорович Балиев, хореограф Борислава Фоминична Нижинская, актер Чехов Михаил Александрович, Сергей Михайлович Лифарь.
Работа в театре и кино
Помимо активной художественной деятельности, мастер заслужил признание и на другом поприще. Большого успеха и известности Юрий Анненков, биография которого пестрит преимущественно успехами в сфере живописи и портретов, добился и в театральной сфере. Кроме того, что он печатал свои статьи в изданиях, посвященных этому виду искусства, художник вносил огромный вклад в роли декоратора почти всех представлений в театре имени знаменитой русской актрисы Веры Федоровны Комисаржевской. Также Анненков рисовал декорации и для тетра своего давнего знакомого Николая Евреинова.
Однако на этом его влияние на искусство не заканчивалось. Художник стал одним из первых среди реформаторов старых порядков в театре. Так, уже в начале 1920 года стали появляться течения, в которых принимал активное участие и молодой Анненков. Например, в 1921-ом была опубликована его статья о необходимости провозглашения нового театра. Это был прорыв, подхваченный такими же энтузиастами. Более того, художник вскоре имел возможность воплотить свои смелые замыслы в жизнь. Во время подготовки к постановке пьесы Георга Кайзера на сцене Большого драматического театра имени Максима Горького Анненков впервые предложил беспрецедентное нововведение, а именно использовать вместо привычных декораций новые, с движущимися элементами. Таким образом, сцена как будто взаимодействовала с актерами. На тот момент такой подход в оформлении спектакля имел неожиданный успех.
Всего за свою продолжительную деятельность на театральном поприще художник смог оформить декорациями более шестидесяти представлений. Кроме украшения сцены мастер занимался и разработкой новых образов для труппы. Также Анненков пробовал свои силы и в киноискусстве. Здесь ему удалось добиться еще большего признания, чем в каких-либо других сферах своей деятельности. Мастер смог предоставить декорации к более полусотне снятых фильмов. За подготовку костюмов для съемочной группы художник даже удостоился необычайно престижной на тот момент премии «Оскар».
Критика
Среди всего многогранного творчества Анненкова трудно выделить наиболее выдающее произведение или даже направление. Например, среди наследия художника в отрасли графики его триумфом критиками и современниками единогласно признаны авторские зарисовки к очередному изданию поэмы Александра Блока «Двенадцать». Даже сам поэт лестно отзывался о способностях художника и неоднократно признавался, что в них заложен глубинный смысл. В целом графику Анненкова оценивали как выполненную в непривычной, смелой и легкой манере. Он как успешно применял строгие линии, так и играл с непослушными тенями. Такой тактикой автору удавалось подмечать самое важное в своих героях, поднимать на поверхность те черты, которые грозили остаться незамеченными.
Что касается успехов в живописи, то здесь стиль художника полностью раскрылся в направлении кубизма. Более того, мастер превосходно и легко сочетает модернистские мотивы с традиционным академическим стилем. Анненков Юрий Павлович, картины которого до сих пор пользуются особым успехом среди коллекционеров, внес поистине огромный вклад в искусство 20 века.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Виктор Дмитриевич Пивоваров – российский и советский художник, которого можно считать одним из основоположников концептуализма в Москве. На данный момент несколько циклов его картин, получив широкую известность,...
Искусство и развлечения Сергей Павлович Дягилев: биография, фото, личная жизнь, интересные фактыСергей Павлович Дягилев (1872-1929) - знаменитый театральный и художественный деятель России. Являлся критиком и создателем журнала "Мир искусства". Занимался организацией "Русских сезонов" во Франции, а именно в Пари...
Искусство и развлечения Веспуччи Симонетта: фото, биография, причина смерти. Портрет Симонетты ВеспуччиНесравненная и Бесподобная Симонетта – именно так называли первую красавицу Ренессанса.Рождение музыСимонетта Веспуччи, биография которой ярка и многогранна, интересует поклонников искусства и в ...
Вяземский Юрий Павлович является одним из наиболее ярких представителей российской интеллигенции. Широкой аудитории он известен как ведущий интеллектуальной программы для школьников под названием «Умники и умниц...
Новости и общество Юрий Берг: краткая биография, интересные факты и фотоЮрий Берг - известный отечественный политик и общественный деятель. В настоящее время занимает пост губернатора Оренбургской области. В этой должности находится с 2010 года.Биография политика
Искусство и развлечения Юрий Мороз, режиссер: фото, биография, личная жизньПродюсер, сценарист, актер, режиссер – Мороз Юрий Павлович сумел проявить себя во всех этих профессиях. «Каменская», «Братья Карамазовы», «Пелагия и белый бульдог», «Инк...
Бизнес Андрей Никитин: фото, биография Никитина Андрея СергеевичаАндрей Никитин – генеральный директор агентства стратегических инициатив и ООО УК «Рускомпозит». Это известный политический деятель. Работал на многих руководящих должностях компании «Стеклонит...
Бизнес Корнелиус Вандербильт: фото, биография, цитаты, высказыванияЕсли проследить истории всех известных крупных капиталов, тех, которые теперь называются «старые деньги», то чаще всего у истоков первых прибылей будет стоять человек с сомнительными нравственными принципа...
Бизнес Франсуа-Анри Пино: фото, биография, дата рожденияНикто точно не знает, есть ли рай на небесах, но тут, на земле, для очень многих он точно есть, потому что жизнь, которую ведут десятки преуспевающих, богатых и счастливых людей, нельзя назвать иначе как райской. К та...
Бизнес Бадри Патаркацишвили: фото, биография, причина смертиБезусловно, Бадри Патаркацишвили был авторитетной и колоритной фигурой в деловых кругах. Его называли самым богатым человеком в Грузии. Сфера его интересов была достаточно разнообразной: он финансировал спортивные фут...
monateka.com
Живопись Юрия Анненкова (Yuri Annenkov): elesika73
Лена (elesika73) wrote, 2017-04-04 15:00:00 Ленаelesika73 2017-04-04 15:00:00 Анненков Юрий Павлович(Yuri Annenkov) (1889—1974) - русский и французский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, литератор. Литературный псевдоним — Борис Темирязев.ын народовольца П. С. Анненкова, родился в Петропавловске, где отец отбывал ссылку. В 1894 году семья перебралась в Петербург.1908 — поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга, с которым летом 1909 был на этюдах в Боровичах.1909 — году, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (по совету которого позже, в 1911, году уедет в Париж). В эти годы он также посещал училище Штиглица в Петербурге.В 1916—1924 годах много и талантливо занимался портретом, проявил себя как иллюстратор книг и журналов, в 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока, много работал в графике, сотрудничал с издательствами.1917 — вступает в члены объединения «Мир искусства» (до 1924).1924 — для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в ПарижеВ 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер.После 1934 серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам. В 1955 был номинирован на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953).1945—1955 — президент «Синдиката техников французской кинематографии».1969—1970 — оформлял книги А. Солженицына в издательстве YMCA-Press.Совмещал занятия графикой и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере.В 1919—1921 годах опубликовал ряд обширных критических статей о театре в газете «Жизнь искусства», издал книгу «Портреты» (Петроград, 1922).
PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
elesika73.livejournal.com
Юрий Анненков «Портрет фотографа-художника Шерлинга М. А.»
1918 г. Холст, масло. 71,5х57,5 см. Государственный Русский музей
Картины художника Юрия Анненкова:
www.avangardism.ru
Юрий Анненков «Портрет жены художника»
1917 г. Государственный Русский музей
Картины художника Юрия Анненкова:
www.avangardism.ru
Юрий Анненков. Портреты, иллюстрации и театральные наброски из собрания музея.
Открыть доступДо 15.06.2014 в Доме Остроухова
К 125-летию со дня рождения художника.
Имя Юрия Анненкова, выдающегося портретиста, книжного иллюстратора, художника театра и кино, поэта, прозаика, мемуариста, теоретика искусства, широко известно не только в России, но и за рубежом. Можно сказать, что Анненков прожил две жизни: одна из них прошла в России, которую молодой художник и писатель покинул в 1924 году, вторая — во Франции, где признанный мастер скончался в 1974 году.
Искусству рисования Юрий Анненков учился в Петербурге вместе с М.Шагалом у С.Зейденберга, в Париже его «доучивали» Ф.Валлотон и М.Дени. На даче Анненковых в Куоккале гостили М.Горький, В.Маяковский, C.Есенин, а соседями были К.Чуковский и И.Репин.
Юрий Анненков оформлял спектакли Н.Евреинова, Ф.Комиссаржевского, Н.Балиева, Дж. Баланчина, С.Лифаря. Художник рисовал А.Ахматову, А.Бенуа, В.Мейерхольда, А.Ремизова, Б.Пастернака, иллюстрировал поэму «Двенадцать», обсуждая детали рисунков с самим А.Блоком.
Особое место в его творчестве занимают портреты писателей, людей искусства, государственных и политических деятелей. В эмиграции Анненков сотрудничал с такими выдающимися кинорежиссерами, как М.Офюльс и О.Уэллс. За рубежом раскрылся его литературный дар: мемуары «Дневник моих встреч» представляют серию ярких литературных портретов русских писателей, художников и музыкантов. Под псевдонимом Б.Темирязев он написал книги «Повесть о пустяках» и «Рваная эпопея».
Работы Юрия Анненкова, хранящиеся в собрании Государственного литературного музея и представленные на выставке, относятся исключительно к доэмигрантскому периоду его творчества.
Некоторые из них, такие как портреты В.Ходасевича, Ф.Сологуба, К.Чуковского, В.Пяста, А.Дункан широко известны, так как вошли в знаменитый альбом «Юрий Анненков. Портреты» (Пб.: Петрополис, 1922) и неоднократно воспроизводились в различных изданиях.
Другие работы малоизвестны (публиковались в периодических изданиях 1910-х – начала 1920-х годов) или неизвестны вовсе, поскольку никогда не публиковались и не экспонировались. Большинство графических листов Юрия Анненкова поступило в музей еще в 1930-е годы, многие из них пришли от первой жены художника — актрисы и танцовщицы Елены Борисовны Анненковой.
Кроме графических работ на выставке экспонируются книги, журналы, альманахи, оформленные Анненковым — с его обложками, иллюстрациями, издательскими марками. Среди них — «Мойдодыр» Корнея Чуковского, книга, выдержавшая более 30 переизданий, «Золотой дар» Натальи Кодрянской, «Искусственная жизнь» Александра Беленсона и многое другое.
Особую ценность представляет книга стихов самого Юрия Анненкова «1/4 девятого», выпущенная крошечным тиражом в 1919 году с иллюстрациями, раскрашенными от руки.
Информация (на 16.04.2014):
Дом Остроухова, филиал Государственного Литературного музея
Адрес: Трубниковский переулок дом 17 (ближайшие станции метро «Краснопресненская», «Баррикадная», «Смоленская-Арбатско-Покровская линия» – на тролейбусе «Б» или «10» до остановки «Дом Шаляпина»)
Время работы: вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11.00 до 18.00, в среду и четверг с 14.00 до 21.00, выходной день – понедельник. Последнее число месяца – санитарный день.
Стоимость билетов – 100 рублей, студенты – 70 рублей, пенсионеры – 50 рублей, школьники – 50 рублей.
cultobzor.ru
Юрий Анненков «Портрет Ленина» 1921 г.
Картины художника Юрия Анненкова:
www.avangardism.ru
Юрий Анненков «Портрет Александра Тихонова» 1922 г.
Картины художника Юрия Анненкова:
www.avangardism.ru