Внутренняя картина здоровья. Картина здоровья
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ
Ермак Анастасия Викторовна
студент-магистрант ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
E-mail: [email protected]
Япарова Ольга Георгиевна
канд. психол. наук, доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
E-mail: [email protected]
Интерес современной педагогики к формированию здорового образа жизни ребенка и повышения ответственности за собственное здоровье обусловлен концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ. Изучение самосознания человека, субъективного отражения им своего благополучия, должно стать новым предметом исследования в психологии, которая, согласно А. Маслоу «должна изучать здоровую личность». При этом, в роли ориентира, Внутренняя Картина Здоровья (ВКЗ) как конструкт сознания может выступать в рассмотрении существенного для психосоматики вопроса: «почему одни люди заболевают, а другие нет, несмотря на одинаковые предпосылки и схожую экологию окружающей среды?».
Согласно определению здоровья, данноеВОЗ ("состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов" (Устав ВОЗ, 1946) [4], оздоровительная и патоцентристская парадигмы сменяются на саноцентристскую. То есть, акцент переносится от борьбы с болезнью к «взращиванию» здоровья, профилактике болезней, пропаганде способов сохранения и укрепления здоровья, повышению индивидуальной ответственности человека за своё здоровье. Это объясняет актуальность проблемы формировании ВКЗ.
Внутренняя Картина Здоровья — обобщенный образ нормального или ненормального состояния, субъективное переживание человеком уровня своего здоровья, осознание своих душевных и физических возможностей, ресурсов [1].
Практическая значимость ВКЗ базируется на представлениях гуманистической психологии (А. Адлер, К. Роджерс, В. Франкл) и психосинтеза (Р. Ассаджиоли) о том, что осью личности является Цель или Смысл. Всё что, так или иначе, касается личности, относится к её целям и ценностям. Согласно теории коуч-тренинга (М. Дауни, А. Кичаев), чем более определённой, детализированной по иерархии второстепенных задач, определённой по времени и затраченным усилиям является цель, тем больше вероятность её достижения. Вышесказанное также можно выразить с помощью фразы Сенеки: «Если капитан корабля не знает, в какой порт он плывёт, то ни один ветер не будет ему попутным». В реальной жизни мы не всегда сталкиваемся с подобным отношением к здоровью. Так, заболев, человек, лишив себя ответственности за выздоровление и переложив её на врачей и родственников, будучи не замотивированным позитивно, буквально не «видит» конечной цели своего пребывания в медицинском учреждении. Он пассивно выжидает, когда предложенное ему лечение начнёт действовать и чаще всего его представления о результате терапевтического воздействия сводятся к «отсутствию болезни после выписки».
В структуре ВКЗ по аналогии с внутренней картиной болезни вслед за А.Р. Лурией можно выделить сенситивную и интеллектуальную составляющие, а в соответствии с современной трактовкой — ее чувственный, эмоциональный, когнитивный, мотивационный уровни.
Когнитивный уровень представляет собой рациональную сторону ВКЗ и представляет собой совокупность представлений, умозаключений, мнений о причинах, содержании, дальнейших прогнозах, способах сохранения, укрепления, поддержания и развития здоровья (то есть система верований человека).
Эмоциональный уровень – чувственная сторона ВКЗ, включающая в себя переживание здорового самочувствия, на основе комплекса ощущений, формирующих эмоциональный фон; также различные виды эмоционального реагирования на здоровье.
Поведенческий уровень – моторно-волевая сторона ВКЗ, которая представляет собой конкретные действия здорового человека, его усилия, направленные на сохранение и поддержание своего здоровья [1].
Эти уровни взаимосвязаны между собой и нарушение хотя бы одного приводит к изменению, искажению ВКЗ и может привести к болезни человека.
Не менее важным при исследовании ВКЗ является личностный подход. Необходимо рассматривать личность в системе отношений, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях. Отношения, которые выстраивает человек с обществом и посредством общества, отражают его внутренний мир, взгляды и жизненные позиции [3].
ВКЗ также различаются уровнем сформированности, степенью осознанности (так, люди с различным типом межполушарной асимметрии мозга — правши, левши, амбидекстры — по данным Е.Д. Хомской, характеризуются своими особенностями ВКЗ). Реальное состояние физического здоровья человека, общество, в котором он живет, и его личностные особенности оказывают влияние на его ВКЗ. Исходя из этого, мы предполагаем, что люди, отличающиеся более дифференцированной, структурированной и иерархизированной ВКЗ менее подвержены заболеваниям, быстрее выздоравливают, а также, активнее принимают фармакологическую помощь, так как обладают ясной ценностью здоровья, подчинённой определённому личному мотиву [3].
И.В. Цветкова, рассуждая о формировании ВКЗ, говорит о том, что телесность индивида формируется и трансформируется аналогично другим высшим психическим функциям – прижизненно, в ходе социального взаимодействия, в первую очередь с близким взрослым. Ребенок постепенно путем интериоризации усваивает социально приемлемые способы контроля и регуляции собственных телесных проявлений. Далее ребенок включается в более широкий социальный контекст, где социумом задаются представления об идеалах внешности, эталоны здоровья. Современные технологии предлагают различные формы контроля над своим самочувствием, биотехнологии определяют индивидуальное самочувствие индивида [5]. Поэтому, необходимым условием адекватного рассмотрения феномена внутренней картины здоровья, по мнению И.В. Цветковой, является изучение влияния социокультурных норм и стереотипов на субъективные представления человека о собственном здоровье [5].
На формирование ВКЗ детей и подростков также обращает внимание И.И. Мамайчук. Она отмечает, что сложная структура внутренней картины здоровья требует тщательного теоретико-методологического подхода к ее изучению. При исследовании внутренней картины здоровья необходим системный подход, который предполагает изучение ВКЗ как сложной системы, звенья которой тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Принцип системного подхода к ВКЗ позволяет выделить не только ее различные уровни и подсистемы, но и основные системообразующие факторы, лежащие в основе формирования ВКЗ у ребенка [2].
Кроме системы отношений, особое значение при изучении ВКЗ, как пишет И.И. Мамайчук, имеет исследование личности с позиции теории деятельности и социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития, как важнейшая характеристика возраста, оказывающая существенное влияние на формирование жизненных ценностей, в том числе и здоровья, как ценности. Также при изучении ВКЗ необходимо учитывать возрастной подход. «Внешние и внутренние условия развития определяют особенности возраста ребенка как временной характеристики индивидуального развития» [2]. Своеобразие каждого возрастного периода определяется на основе социальной ситуации развития ребенка и ведущего вида деятельности в определенный возрастной период.
В.А. Ананьев отмечает, что формирование ВКЗ для здорового человека является более сложной задачей по сравнению с больным. Больной человек способен дать субъективную оценку происходящих с ним изменений, тем самым, создавая ВКБ (внутреннюю картину болезни) [6].
Итак, формирование внутренней картины здоровья предполагает, во-первых, осознание и идентификацию своего внутреннего состояния покоя, и отождествление себя с «образом здорового» и, во-вторых, осознание проявляющихся признаков нарушения состояния внутреннего покоя, а также предвестников, индикаторов, сигнализирующих нам об отклонении от состояния здоровья и благополучия. Особой проблемой является формирование масштаба здоровья человека, развитие системы «раннего оповещения», которая дает сигналы на ранних донозологических этапах. Для этого необходимо создавать среду, которая бы информировала о действиях, способствующих укреплению здоровья человека, формировала положительное общественное мнение и популярность здорового образа жизни среди молодого поколения, оказывала поддержку молодежи на пути к нему.
Список литературы:
- Блюм В.В. (Мамайчук И.И.)Структура внутренней картины здоровья у школьников: автореферат дис. к. психол. наук : 19.00.04; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2011.- 25 с.
- Мамайчук И.И. Психологические аспекты здоровья ребенка // Психологические и этнические проблемы детства. – СПб., 2003. – С. 12-19.
- Сладкова В.В. (Блюм В.В.) Внутренняя картина здоровья // ВестникБалтийской Педагогической Академии. Теоретико-эмпирические исследованияв медицинской психологии. Вып. 61. СПб., 2005. - С. 24-27.
- Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения // ВОЗ: сайт. 2006. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf (дата обращения: 27.02.2012 г.).
- Цветкова И.В. Проблема психологического изучения внутренней картины здоровья // Психологические исследования процессов и сферы переживания субъектом себя в качестве здоровой личности. 2012. № 1(21). С. 11.
- Цветкова И.В. Трансформация внутренней картины здоровья под влиянием культурных стереотипов // Материалы Междунар. молодеж. науч. форума «Ломоносов – 2010» (Москва, 12–15 апреля 2010 г.) / отв. ред. И.А. Алешковский и др. М.: МАКС Пресс, 2010.
sibac.info
Внутренняя картина здоровья, Медицина - Реферат
Пример готового реферата по предмету: Медицина
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ
2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ КАРТИНУ ЗДОРОВЬЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
Выдержка из текста
Мужчины больше внимания уделяют психическому здоровью, хотя нередко не меньшее значение уделяют и своему внешнему виду, в первую очередь, фигуре, массе мышц, способности постоять за себя, физически победить соперника.
2. Возраст. Расхождение между субъективной оценкой ВКБ и ВКЗ и объективными данными наиболее выражены в молодом и старческом возрасте. У детей дошкольного возраста собственная оценка заболевания, также как и здоровья, еще не сформированы, у детей младшего школьного возраста они недостаточно полны, чаще всего фрагментарны т повторяют жалобы и симптомы взрослых членов семьи и только в пубертатном возрасте приближаются к оценке взрослых. По сравнению со взрослыми, дети более тяжело переносят боль и страдания, боятся больничной обстановки, медицинских инструментов и манипуляций, хирургического вмешательства. Во многом реакция ребенка на свою болезнь и его поведение в условиях болезни зависят от влияния окружающих, в первую очередь, родителей и врачей и плохо понимают необходимость здоровья и здорового образа жизни и поведения.
Следует учитывать, что дети повышенно внушаемы, отвлекаемы, быстро забывают пережитое, переключаются на новую ситуацию.
Эти особенности детской психики необходимо использовать при проведении терапии как с профилактической целью, так и с целью устранения возникших психических нарушений. Именно в детстве закладывается ВКЗ, преимущественно в виде гигиенических навыков, но целостного понимания здоровья, его ценности и необходимости поддержания так и не формируется. В подростковом и юношеском возрасте в переживаниях, связанных с заболеванием, центральное место занимает внешняя непривлекательность. Именно к этому возрасту, как известно, относится возникновение патологических идей физического недостатка. Девушки чаще озабочены косметическими недостатками, проблемой лишнего веса, а у юношей их переживания касаются преимущественно половой системы, сексуальной активности. В молодом возрасте (18−35 лет) чаще встречаются переоценка своего здоровья и недооценка болезни, неверие в возможность возникновения у них тяжелого заболевания, инвалидизации. В зрелом возрасте наиболее выраженные психологические переживания и возможные психические расстройства связаны с хроническими, прогностически неблагоприятными, инвалидизирующими заболеваниями (нарушения кровообращения, тяжелые инфаркты, онкологические заболевания).
Хроническая болезнь, приводящая к инвалидности, может стать причиной краха всех жизненных планов и устремлений личности. Складывается наиболее полное понимание внутренней картины здоровья, хотя оно весьма различно у разных людей, особенно психическое здоровье.
Для предстарческого возраста (60−74 года) типичны не опасения потери трудоспособности, а страх смерти. Нередко встречаются тревожно-депрессивные состояния и ипохондрическое переживание физической болезни. Психическое здоровье и болезни оцениваются слабо и чаще всего не критично.
Для старческого возраста (75 лет и старше) характерно преувеличение тяжести заболевания, однако достаточно часто встречается недооценка тяжести, опасности болезни из-за снижения критики, интеллектуальной несостоятельности возрастного генеза, эйфории, появляющейся иногда вследствие недостаточности кровообращения.
3. Темперамент, в первую очередь, отвечает за физиологическую основу реагирования на болезнь. Влияние темперамента сказывается на характере ощущений и эмоциональных проявлений. Так, холерикам и меланхоликам свойственен более низкий порог болевой чувствительности по сравнению с сангвиниками и флегматиками. У меланхоликов даже не очень интенсивные болевые ощущения вызывают снижение двигательной активности в виде вялости, заторможенности. Напротив, субъекты с ярко выраженным холерическим темпераментом при наличии болевых ощущений не могут оставаться на месте, совершают импульсивные действия. Особенности темперамента сказываются и на переносимости режима ограниченной подвижности, связанного с заболеванием.
4. Характер. Особенности характера человека определяют своеобразие его поведения и отношение к окружающему и самому себе, в том числе к своему здоровью и болезни. Здесь ведущая роль принадлежит эмоционально-волевой и мотивационной сферам, обеспечивающим адаптацию. Одним из наиболее важных факторов ВКБ — ВКЗ и формирования реакции на болезнь является способность субъекта к «защитной» психологической деятельности. Механизмы и формы «психологической защиты», запускаемой при столкновении с психотравмирующей ситуацией, в качестве которой в данном случае выступает болезнь, были изложены выше. При помощи механизмов «психологической защиты» больной человек «забывает», «вытесняет» из сознания события и факты, связанные с заболеванием, «рационализирует», преуменьшая значимость имеющихся нарушений и т. д. Если его переживания, связанные с болезнью, не находят понимания и отклика у окружающих, может возникнуть «фиксация» на болезненном состоянии со стремлением доказать его актуальность окружающим («бегство в болезнь»).
(14, с. 115)
Таким образом, полезное действие «психологической защиты», реализуемой на уровне подсознания, проявляется в снятии тревоги и душевного дискомфорта, устранении или сведении до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, связанных с болезнью. Вредное действие «психологической защиты» заключается в том, что благодаря ей достигается лишь относительное душевное равновесие и личностное благополучие, но при этом не решаются проблемы, связанные с состоянием здоровья, которые могут приобретать хронический характер, способствовать возникновению невротических расстройств, так как человек лишается возможности активно (сознательно) воздействовать на ситуацию, что попустительствует болезни. Особенности характера имеют ведущее значение в формировании реакций индивида на болезнь.
Адекватные формы реагирования типичны для лиц с гармоничным складом характера, синтонных, отличающихся общительностью. Людям с акцентуациями характера и психопатиями возбудимого типа, наряду со свойственной им экстравертированностью, способностью быстро схватывать суть происходящих явлений и событий, присущи вспыльчивость, взрывчатость, импульсивность. Для них характерна «психологическая защита» по типу «эмоционального отреагирования», проявляющаяся раздражительностью, озлобленностью и «вымещением» своих негативных эмоций, связанных с болезнью, иногда в виде прямой агрессии, на мнимых «обидчиков» (членов семьи, медицинский персонал, соседей по палате и др.) или аутоагрессией.
При этом у них может присутствовать активность, направленная на преодоление заболевания и его последствий. Для лиц с акцентуациями характера и психопатиями тормозимого типа (в частности, астеническими, тревожно-мнительными) с присущими им интравертированностью, сенситивностью, склонностью к самоанализу, характерны преимущественно пассивно-оборонительные защитные реакции по типу «отрицания», «бегства» или «интеллектуализации».
Преувеличение тяжести болезни, ее значимости может у лиц данного склада не выходить за рамки психической нормы, но часто возникают фобические и тревожно-депрессивные переживания. Людей с неустойчивым типом акцентуаций и психопатиями отличают повышенная эмоциональность, лабильность, недостаточная зрелость установок и суждений. В структуре ВКБ у них более выражен чувственный уровень при относительной бедности когнитивного или оценочного. Поэтому для больных с данным типом характера типична непоследовательность поведения, связанная как с субъективной переоценкой тяжести течения и возможных последствий заболевания, так и с их недооценкой.
Для ригидного типа акцентуаций характера и психопатических личностей паранойяльного склада типичны косность, бескомпромиссность суждений и убеждений, обостренная «гиперсоциадьность» (стремление во всем наводить порядок в соответствии со своими представлениями о нем), медлительность. В структуре ВКБ у них преобладают когнитивные или оценочные уровни. В переживаниях особое место занимает мотив утраты трудоспособности и потери социального статуса. Поэтому у одних больных может наблюдаться упорное «отрицание» болезни, а у других, напротив, — переоценка с формированием «рентных» установок. У шизоидных психопатов, для которых характерны черты замкнутости, отгороженности, преобладание интеллектуальных интересов" в структуре ВКБ преобладают когнитивные моменты, что может приводить к формированию сверхценных идей, касающихся как понимания механизмов имеющегося заболевания, так и его лечения. В качестве «защитного» механизма у них может наблюдаться усиление аутизации, возможны неожиданные реакции, в том числе суицидальные тенденции.
У демонстративных акцентуированных личностей и истерических психопатов в структуре внутренней картины здоровья преобладает чувственный уровень с выраженностью эмоционального компонента в виде так называемой эмоциональной логики. Механизмами защиты в одних случаях являются «вытеснение», «замещение», «отрицание» болезни, в других — механизм «фиксации» с «бегством в болезнь» и наличием «условной приятности и желательности» имеющихся расстройств.
5. Личность. Влияние личности на формирование ВКБ — ВКЗ определяется ее системой отношений, в том числе иерархией потребностей, интересов, мотивов, установок. Поэтому можно говорить о социально-психологическом уровне субъективного отражения болезни человеком. В формировании ВКБ — ВКЗ имеют значение мировоззрение больного человека, его религиозные взгляды, морально-этические принципы и т. д. Существенное влияние на ВКБ могут оказывать и суеверность больного, склонность толковать причины болезни с экзотерических и мистических («сглазили», «навели порчу», «попал под влияние энергетического вампира» и т. п.), реже религиозных позиций. (1, с. 254)
Особое значение в формировании системы ВКБ — ВКЗ имеет уровень образования и культуры больного, в том числе степень его осведомленности в области медицины и психологии здоровья. Осведомленность в области медицины может играть двоякую роль. Отсутствие медицинских и психологических знаний о диаде «здоровье — болезнь» иногда приводит к непониманию своего болезненного состояния, недооценке его проявлений и возможных последствий пренебрежения профилактикой и гигиеной своего физического и психического состояния. Избыток же информации у пациента о болезнях, механизмах их развития, течении, прогнозе тоже может приводить к деформации ВКБ, также как и повышенное внимание к своему здоровью искажает внутренней картины здоровья. В одних случаях это выражается в преувеличении тяжести болезни, в других — в преуменьшении ее значимости или полном игнорировании. Эти проблемы нередко возникают у пациентов-врачей и в случаях заболевания детей, родители которых — врачи. А во втором случаи повышенное увлечение физическими упражнениями, диетами, культуризмом, обследованиями у врачей, целителей, магов и т. п.
Заключение
В заключении следует отметить, что еще основоположником медицины великим древнегреческим врачом Гиппократом были сделаны первые шаги по разработке основ философии здоровья. «Врач-философ Богу подобен», — говорил Гиппократ. Но к великому сожалению, человек не внял указанию мудрого врача. И теперь, несмотря на неоспоримые во многом успехи медицины в борьбе и с болезнями, философия и психология здоровья как таковые не разработаны. Возможно, поэтому так скромны успехи современной медицины в плане, скажем, пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) и увеличения количества людей, которые не просто как большинство обывателей хотели бы быть здоровыми и ничего для этого не делать, а тех заинтересованных индивидуумов, которые и что-нибудь делали бы для сохранения здоровья, если бы знали, как свое самое дорогое здоровье укреплять и развивать.
Для этого надо также знать и психологию здоровья.
Существуют такие мотивационные моменты личности, раскрывающие отношение человека к своему здоровью. Ценность здоровья не перестает быть таковой, если она не осознается человеком; хотя она может быть и скрытой (латентной).
Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознает только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Современный человек, хорошо зная, что полезно и что вредно, очень часто поступает неразумно по отношению к своему здоровью, — отмечает И.И. Брехман. Поэтому проблема здоровья имеет важные социально-психологические и моральные, деонтологические аспекты. Вопрос об обучении здоровью — это неотъемлимая составляющая проблемы здоровья человека. Есть проблема — это обучение здоровью человека. Очень мало имеется исследований по эффективности программ обучению здоровья. Здоровье самым непосредственным образом связано с образом жизни, поэтому его высокого уровня нельзя достичь без целенаправленного и последовательного обучения людей здоровому образу жизни, начиная с раннего детства.
Выводы:
1. Термин «отношение к здоровью» многие авторы соотносят и определяют как синонимы такие понятия как «ВКЗ», «установка на здоровье», «самооценка здоровья».
Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или наоборот угрожающих здоровью людей, а так же определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.
2) На современном этапе развития нашего общества проблема сохранения здоровья нации становится все более актуальной. Актуальность данной проблемы особенно в начале третьего тысячелетия — относительно, продолжающегося ухудшения состояния здоровья россиян в условиях затянувшегося перехода к новым экономическим отношениям требует коренного пересмотра тактики и стратегии охраны здоровья людей.
3) Изучение проблемы отношения человека к своему здоровью показало, что обязательным фактором адекватного отношения к собственному здоровью является формирование внутренней картины здоровья (ВКЗ) — особого отношения к здоровью, выражающегося в осознании его ценности, и активно-позитивного стремления к его совершенствованию.
Список литературы
Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2006. — 384 с.
Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.-Воронеж, 1999. 330 с.
Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья — термин или концепция? // Вопросы психологии. № 1. 1993. С. 86- 88.
Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие. // Психология здоровья. Под ред. Г. С Никифорова. СПб.: Питер, 2003. — 356 с.
Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания, Биомедгиз, 1935.
Орлов А. Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 129- 130.
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: Академия, 2006. — 320 с.
Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г. С.СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 — 864 с.
Семакова Е.В., Макарова И.Ю. Симбиотические отношения в развитии синдрома гиперактивности // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. — СПб.: СПбИУиП, 2009.
Сладкова В.В. (Блюм В.В.) Внутренняя картина здоровья // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Теоретико-эмпирические исследования в медицинской психологии. Вып.
61. СПб., 2005.
Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. СПб.: СпецЛит, 2005. — 447 с.
Фесенко Н.В. Внутренняя картина здоровья как особенное отношение личности к своему здоровью // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. — СПб.: СПбИУиП, 2009.
Челпанов В.Б. Развивающий конструктор «Плоское-объёмное» как средство психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями // Интеграция медицины и образования: сб. мат. науч. конф. Курск: КГУ, 2006. С. 113- 115.
3
писок литературы
1.Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2006. — 384 с.
2.Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.-Воронеж, 1999. 330 с.
3.Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья — термин или концепция? // Вопросы психологии. № 1. 1993. С. 86- 88.
4.Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие. // Психология здоровья. Под ред. Г. С Никифорова. СПб.: Питер, 2003. — 356 с.
5.
6.Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания, Биомедгиз, 1935.
7.Орлов А. Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 129- 130.
8.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: Академия, 2006. — 320 с.
9.Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г. С.СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
10.Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 — 864 с.
11.Семакова Е.В., Макарова И.Ю. Симбиотические отношения в развитии синдрома гиперактивности // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. — СПб.: СПбИУиП, 2009.
12.Сладкова В.В. (Блюм В.В.) Внутренняя картина здоровья // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Теоретико-эмпирические исследования в медицинской психологии. Вып.
61. СПб., 2005.
13.Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. СПб.: СпецЛит, 2005. — 447 с.
14.Фесенко Н.В. Внутренняя картина здоровья как особенное отношение личности к своему здоровью // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. — СПб.: СПбИУиП, 2009.
15.Челпанов В.Б. Развивающий конструктор «Плоское-объёмное» как средство психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями // Интеграция медицины и образования: сб. мат. науч. конф. Курск: КГУ, 2006. С. 113- 115.
список литературы
referatbooks.ru
Внутренняя картина здоровья - это, определение слова, понятие. Что такое Внутренняя картина здоровья, значение, словарь, энциклопедия
Внутренняя картина здоровья — обобщенный образ нормального или ненормального состояния, субъективное переживание человеком уровня своего здоровья, осознание своих душевных и физических возможностей, ресурсов. В структуре В. к. з. по аналогии с внутренней картиной болезни вслед за А. Р. Лурией можно выделить сензитивную и интеллектуальную составляющие, а в соответствии с современной трактовкой — ее чувственный, эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный уровни.
Обычно человек имеет ресурсы фиксировать, осознавать как сигналы благополучия, так и сигналы нездоровья, идущие от своего тела и со стороны своей психики, и в соответствии с этим строить обобщенные модели, образы ("картины") своего здоровья и нездоровья. Эти внутренние "картины" могут быть в разной мере сформированы, полны, по разному соотноситься друг с другом и с объективными показателями состояния организма. Вопрос в том, какая "картина" находится в фокусе внимания данной личности, и на что эта личность направляет основные свои усилия: на "выращивание" здоровья, его укрепление, расширение сферы его проявления, на поиск своих ресурсов или преимущественно на борьбу со своим неблагополучием, болезнями. Образ мыслей, включающий идею здоровья, благополучия, как показывают специальные клинические исследования, порождает благоприятную реакцию организма.
В. к. з. различаются уровнем сформированности, степенью осознанности (так, люди с различным типом межполушарной асимметрии мозга — правши, левши, амбидекстры — по данным Е. Д. Хомской, характеризуются своими особенностями В. к. з.). Реальное состояние физического здоровья человека, общество, в котором он живет, и его личностные особенности оказывают влияние на его В. к. з. Обществу необходимо создавать среду, которая бы информировала о действиях, способствующих здоровью человека, оказывала поддержку людям на их пути к нему.
Для поддержания оптимальной для себя В. к. з. личность вынуждена совершать те или иные действия в направлении поддержания своего здоровья, использовать свои ресурсы. Будут эти действия ею совершаться или нет, зависит не только от В. к. з., но и от (К. Томпсон): внешней нормативной системы (значимые другие, референтная группа, влияние общины, общие социальные нормы), нормативных представлений самой личности, ее мотивации действовать в соответствии со своими нормативными представлениями, ее общего представления о жизни, о самой себе, ее уровня самоуважения, знания о действиях на благо своего здоровья, осознания своих побуждений и эмоциональных состояний, затрат и компенсаций за совершение тех или иных действий, умения действовать в направлении своего здоровья, наличия саногенных навыков. Исследуются "выгоды" здоровья, причины предпочтения быть "здоровым" или "больным", условия принятия роли больного или здорового, пр. Выбор стратегии поведения: в направлении здоровья или болезни — это и осознанный выбор личности.
Н. Д. Творогова
Поделиться:insai.ru
Внутренняя картина здоровья
o Здоровье (ВОЗ) − не только отсутствие отдельных болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.
o Состояние здоровья – истинное положение дел в организме по данным врачебного осмотра. Самочувствие же субъективно и не всегда отражает объективное состояние здоровья.
o Внутренняя картина здоровья − составная часть самосознания, представление о своем физическом состоянии, которое сопровождается своеобразным эмоциональным и чувственным фоном.
Внутренняя картина болезни. Определение
O Концепция внутренней картины болезни предложена Р.А. Лурия (1942).
o ВКБ − комплекс переживаний, ощущений пациента, его представление о собственном заболевании, интеграция сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, переживаний и травм.
o Он выделил сенситивную и интеллектуальную части ВКБ. Первая − субъективные ощущения, приносящие дискомфорт. Вторая − надстройка над ними, созданная больным, его размышлением о заболевании, самочувствии, состоянии.
Структура внутренней картины болезни
o 1) Болевая сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) – локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.п.;
o 2) эмоциональная сторона болезни связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание, а целом и его последствия;
o 3) интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях;
o 4) волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с определенным отношением больного к своему заболеванию, необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни, актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.
Восприятие или масштаб переживания болезни (чувственно-эмоциональный компонент)
o Адекватное восприятие болезни (полная нозогнозия, полное сознание болезни, адекватная или пластическая адаптационная реакция, нормонозогнозия) − больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача.
o Обостренное восприятие болезни (гипернозогнозия, повышенное сознание болезни, гиперболизированная адаптационная реакция, соматосенсорная амплификация) − больные склонны переоценивать значимость как отдельных симптомов, так и болезни в целом, отмечается гиперсенситивность к экстеро- и интеросигналам, непереносимость боли и склонность к ипохондрической фиксации на проявлениях жизнедеятельности организма.
o Неполное восприятие болезни (гипонозогнозия, неполная нозогнозия, недифференцированная адаптационная реакция) − склонность недооценивать свое состояние, признание пациентом части или отдельных признаков заболевания.
o Анозогностическое восприятие (отсутствие критики, игнорирующая адаптационная реакция) − абсолютное отрицание у себя заболевания, как в прошлом, так и в настоящем.
o Двойственное признание болезни (характерно для расстройств психотического регистра) − признание болезненными явлениями психопатологических феноменов, имевших место в прошлом, при отрицании наличествующих в настоящее время.
Отношение к болезни (интеллектуальный компонент ВКБ). Типы отношения к болезни по А.Е. Личко и Н.Я. Иванову. Варианты отношения к лечению.
Отношение к болезни (интеллектуальный компонент)
Типы отношения к болезни (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов)
Выделяется 12 типов, объединенных по трем блокам.
Первый блок:
Гармоничный (реалистичный, взвешенный).
o Оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, но и без ее недооценки. Стремление активно содействовать успеху лечения и облегчить близким тяготы ухода за собой. В случае понимания неблагоприятного прогноза заболевания − переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному, сосредоточение внимания на своих делах, заботе о близких.
studopedya.ru