Самая подробная фотография Вселенной. Картина вселенной


Картина Вселенной и мышление. Открытие Вселенной

Картина Вселенной и мышление

Здесь мы попробуем очень кратко обрисовать модель эволюции взглядов на строение Вселенной, принятую в этой книге.

По-моему, самое важное, что следует почувствовать читателю, — глубокая связь между развитием этих взглядов и эволюцией типов мышления, то есть систем организации знания. Это важно не только потому, что, в общем-то, любопытно хоть в некоторой степени взглянуть на древние представления глазами древних, но и в смысле оценки перспектив. Ибо самое замечательное и фантастическое в нашем будущем спрятано именно в грядущей перестройке мировоззрения в целом, видимо, с неизбежностью, вытекающей из серьезной постановки проблемы Контакта.

Мы примем сравнительно простую схему доступной историческому анализу эволюции типов мышления — всего три этапа:

1. Магико-тотемический.

2. Религиозный.

3. Научный.

Это деление очень условно и, как говорится, подставлено всем ветрам критики. Во-первых, тотемизм и магические ритуалы вполне можно рассматривать как примитивные формы религии. Во-вторых, мы все время будем иметь в виду в основном ту часть магии и религии, которая пыталась трактовать естественнонаучные проблемы, хотя обособить эту часть очень трудно — совсем не то, что изложить независимо различные научные дисциплины, скажем, физику и психологию. И, наконец, отмеченные этапы сильно перекрываются. Религия сосуществует с магией и тотемическими пережитками, во многом ассимилируя их, и в то же время пытается сосуществовать с наукой, определенным образом разделяя сферы влияния на человека и человеческие коллективы.

По поводу схемы стоит сделать пару полезных уточнений. Прежде всего, выделение этапов эволюционного процесса (в частности, мышления) — это всегда какое-то разрезание живой эволюционной цепочки. Фактически этапы перетекают друг в друга, и это перетекание, непрерывность процесса, можно попытаться уловить более детальной схемой, где дополнительно присутствовали бы, скажем, магико-религиозный, религиозно-магический и научно-религиозный этапы. Такая схема, разумеется, лучше бы отражала реальное развитие мышления, которое на длительных исторических интервалах фактически было смешанным. Но, как говорится, нет предела уточнению звеньев того или иного процесса развития, и мы попробуем обойтись наиболее простым трехэтапным вариантом схемы. С трудностями, связанными с разрезанием эволюционных цепочек, мы еще не раз столкнемся.

И еще один момент. Мы часто будем говорить об одних и тех же этапах в мировоззрении и мышлении, но важно не склеивать сами понятия. Мировоззрение — это целостная система обобщенных представлений об объективной реальности, своеобразное синтетическое отражение реальности в информационной системе социального организма определенного уровня сложности. Социальные организмы способны прогрессивно развиваться, осваивая новые рубежи практики и соответственно усложняясь. При этом, разумеется, эволюционизирует и мировоззрение — представления о реальности приводятся в соответствие с новыми рубежами практики, как бы адаптируются к ним. И вполне естественно связывать крупномасштабные преобразования мировоззрения с основными этапами становления человеческого общества, прежде всего — с радикальными изменениями способов производства и организации производительных сил. Тип мышления — это уже проекция мировоззрения на личность, та нормировка индивидуального мировосприятия, которую общество неизбежно дает каждому своему члену в процессе обучения и дальнейшей деятельности. Разумеется, под личностью в данном случае понимается некий усредненный субъект познания, идеальный носитель общественного мировоззрения. Для реальной личности с ее индивидуальными особенностями (включенностью в ту или иную сетку социальных связей, психологической уникальностью) законы проекции мировоззрения исключительно сложны. Поэтому даже в самых передовых обществах можно встретить людей, чье мышление состоит из сплошных мировоззренческих атавизмов, людей, которые при подходящих обстоятельствах способны весьма отрицательно влиять на общественный прогресс, сковывая производство реальных ценностей материальных и духовных… В целом, мировоззрение и мышление тесно связаны, их эволюция в значительной мере синхронна, и в ней можно выделить единые этапы.

Истинный смысл рассмотренного здесь трехэтапного членения — в сопоставлении характера знания и мышления с уровнем развития социальных организмов, поскольку всякое знание социально по своей природе.

Первобытный человек сначала практически не выделял себя из среды обитания. В сущности, по мере выделения он и становился человеком. Среда отражалась в нем совокупностью определенных реакций на его поведение, на попытки приспособиться и выжить, прежде всего — добыть пищу. Многократное повторение операций по добыче пищи, поиски укрытий, изготовление орудий, забота о потомстве — все это закреплялось, создавая оптимальные стереотипы поведения.

В первую очередь в среде обитания вычленялись, как бы проступали из тумана, наиболее важные для выживания стабильные элементы — сам человек, его соратники по охоте и собирательству, делившие с ним тяготы существования, животные и растения, которых можно было употреблять в пищу или следовало особенно опасаться, орудия охоты, которые необходимо было систематически изготовлять и всячески беречь.

Собственно космос, то есть небо, небесные светила, был первоначально не ахти какой важной частью этой среды, но частью, определенным образом влияющей на ритм жизни — смена дня и ночи, осадки, грозы и т. п.

Видимо, первое серьезное обращение к космосу связано с открытием огня — в верхнем палеолите огонь стал искусственно регулируемым элементом практики. Отсюда и естественные аналогии между пещерным костром и небесными светилами — Солнцем, Луной и звездами.

Еще более раннее представление связано с антропоморфными и зооморфными образами подвижных светил — Солнца и Луны. Это тоже вполне естественная аналогия — ведь в окружающем земном мире только люди и животные способны к самопроизвольному передвижению.

С первым магико-тотемическим этапом мышления соотносится формирование родоплеменной организации — пожалуй, самого элементарного (из дошедших до нашего времени) самовоспроизводящегося социального организма.

Изображение и звуковое обозначение тотема (животного, насекомого, растения, какого-то предмета), символизирующего те или иные объекты и явления (в частности, род, локальную группу), слиты с изображаемым. Отсюда и одна из важнейших и самых ранних идей первобытного человека — фетишизм, сильная магическая связь между предметом и его изображением, возможность причинить вред или принести пользу реальному животному, человеку или группе людей, действуя на их символы. Однако именно из этой наивной идеи берет начало необычайно развившаяся впоследствии способность оперировать с абстрактными знаками как с реальными объектами, то есть теоретическое знание.

Характерная особенность первого этапа человеческого мышления — особый закон поведения каждого объекта реального мира при обширных, но таинственных связях со многими другими объектами, та самая целостность мироощущения, о которой нередко тоскуют люди нашего научно расклассифицированного мира и которая иногда обжигающей струей прорывается в настоящем искусстве.

Переход на рубеже палеолита и неолита к существенно новой форме практики — земледелию и несколько позже скотоводству — резко меняет роль космоса. Теперь это уже не просто верхняя область охотничьего ареала, теперь от неба зависят урожай, время посева и уборки и многое, многое иное. Крупные земледельческие поселения и тем более их объединения дают толчок к развитию новых социальных организмов — племенных союзов и примитивных государств. Более сложная система производства и высокая плотность населения, недопустимая в условиях охотничьего хозяйства, требуют серьезных усилий в области управления, появляется социальная иерархия — вожди и их ближайшее окружение.

Человек теперь уже резко выделяется из животного мира (этому особенно способствует одомашнивание диких зверей) — антропоморфные и социоморфные образы потихоньку теснят образы зооморфные. Магико-тотемическая символика, уже проникшая на небо на предыдущей стадии, закрепляется там, но небо как «главный хлебодатель» обособляется все резче и постепенно начинает рассматриваться в роли мощнейшего источника магической силы.

Механизм его функционирования объясняется же по земной аналогии. На небо опрокидывается система управления земледельческими обществами, появляются первые образы богов, руководящих определенными явлениями природы, — прямая аналогия с вождями или царями и их ближайшими помощниками.

Где-то на рубеже 5–4 тысячелетий до нашей эры, в период формирования относительно крупных централизованных государств, можно говорить о наступлении нового этапа — передовым типом мышления становится религиозное, небо заселяется богами во главе с сильнейшим и мудрейшим…

Магия вовсе не погибает, она начинает отступать на удобные позиции, успешно удерживая сознание отсталых слоев населения, активно внедряясь в религию. В абсолютном большинстве религиозных ритуалов можно без труда проследить магико-тотемические корни, начиная с молитвы и кончая идеей загробной жизни. В живучести древнейших представлений вы можете легко убедиться, выпустив на прогулку черного кота и немного понаблюдав за поведением прохожих вблизи точек пересечения с его траекторией…

В недрах религиозного мировоззрения постепенно зарождается логико-научный способ освоения реальности. Вспышки его можно проследить примерно с середины 1-го тысячелетия до нашей эры, но заявить о себе достаточно громко он мог лишь в связи с формированием крупных и стабильных государств и наднациональных, или мировых, религий. Таков, например, греческий феномен — вспыхнув в рамках компактной системы демократических полисов, античная преднаука законсервировалась почти на полтора тысячелетия, чтобы разгореться ярким пламенем в Европе эпохи Возрождения и Реформации.

В соответствии с развитым религиозным мировоззрением, Вселенная создана неким предельно могучим и непознаваемым существом, и все небесные явления протекают по установленным им законам.

Активный интернациональный монотеизм христианства позволил за 12–13 веков его существования путем неисчислимых логико-схоластических упражнений предельно абстрагировать понятие Бога — и все благодаря попыткам очиститься от магической скверны! Не без адского труда многих поколений Бог был отодвинут на практически бесконечно большое расстояние от наблюдаемых явлений природы. Если во времена Ньютона считалось, что гигантский механизм Солнечной системы вполне может обойтись законом всемирного тяготения, однако сама система непременно должна быть кем-то создана и запущена, то уже многие современники Лапласа считали, что и акт творения никогда не имел места, а создание планетных систем вполне объяснимо естественными причинами.

В конечном счете, именно наука оказалась наиболее совершенным механизмом передачи небиологической наследственной информации внутри крупных организмов типа технологически развитых государств и межгосударственных объединений. Это и обеспечило ее взрывообразное развитие в последние 3–4 столетия. Наука, по сути дела, первой из форм социальной активности стала претендовать — и довольно успешно! — на роль общечеловеческой системы[5]. Не в масштабе племени, государства или группы государств, а в масштабе планеты. В основе этого феномена лежит объективное единство законов природы в окрестностях нашей планеты и, по-видимому, во всем наблюдаемом участке Вселенной. Известные же религиозные системы в этом плане сильно ограничены — не видно причин, по которым мы могли бы предпочесть, скажем, христианскую или буддийскую доктрину, выбор здесь не сводится к постановке одного или нескольких экспериментов в научном стиле.

Социоморфизм во взглядах на Вселенную не исчез, он сохраняется в форме техноморфизма. Именно техносфера, являясь одним из важнейших компонентов современного общества, во многом нормирует наше мышление. Конечно, наука в отличие от религии избегает не только упоминания о Творце вселенской супермашины, но и ее упрощенного механического понимания в духе естествознания первой половины XIX столетия. Скорее речь идет о какой-то сложной системе взаимосвязанных автоматических реакторов разного уровня, где синтезируется что угодно — от химических элементов до цивилизаций. Но суть не в сложности образа. Так или иначе, мы пытаемся постигать Вселенную по аналогии с техносферой — важной, но вряд ли определяющей подсистемой собственной цивилизации.

Понятно, что научно-технические элементы наиболее конвенциальны, то есть людям и государствам гораздо проще договориться об общей позиции по поводу какого-то полезного предмета технической культуры, чем о чем другом. Но это что-то другое, бесспорно, существует и играет в нашей жизни все возрастающую роль.

Постепенно на первый план начинает выдвигаться не само сложное устройство Вселенной-машины, а проблема управления ею и, если угодно, проблема вложенных в нее целей и программ. В известной мере эта тенденция связана и со сдвигами интересов в самой техносфере, где интерес к функциям движения и энергетики стал уступать место особой активности в исследованиях функций управления — вспомнить хотя бы о рождении кибернетики, о бурном расцвете компьютерных систем.

В общем, есть целый ряд причин, по которым техноморфизм современной картины мира уже не является удовлетворительным стилем мышления, и, вероятно, мы стоим на пороге чего-то нового именно в плане всей системы организации знания. Эти причины и новизна ситуации, в которой искусственные факторы эволюции впервые начинают преобладать над естественными, замечательным образом обнажаются при обсуждении проблемы контакта с внеземными цивилизациями.

Но на пути к этой проблеме нам предстоит ознакомиться с положением дел в современной теории строения и эволюции Вселенной, как впрочем, и с некоторыми подробностями древних взглядов на окружающий мир.

librolife.ru

Тема 11 Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира

  1. Концепция бытия — фундамент философской картины мира

  2. Диалектико-материалистическая картина мироздания

  3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена

Концепция бытия — фундамент философской картины мира ^'Вселенная" — этим емким термином обозначают весь необъятный мир, начиная от элементарных частиц и кончая метагалактиками. На философском языке слово "Вселенная" может означать бытие или Мироздание. При изложении основных этапов историко-фило-софского процесса, конкретных исторических типов философии мы непременно выясняли взгляды тех или иных мыслителей, фило­софских школ, течений и направлений на устройство мироздания. Однако, принимая во внимание важность этой проблемы для реше­ния мировоззренческих вопросов, мы посчитали необходимым уде­лить ей особое внимание.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие -это самое широ­кое, а значит и самое абстрактное понятие. Разберемся, какой смысл вкладывают философия в понятие бытия.

Прежде всего термин "быть" означает наличествовать, суще­ствовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из это­го вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает су­щественное влияние на формирование мировоззрения человека. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой ре­альностью необходимо постоянно считаться человеку.

Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства Мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т. д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т. д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Все многообразие вещных и духовных явлений природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют це­лостное единство мироздания.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат (от лат. substratum — буквально, подстилка)— это то, из чего все сделано. Понятие "субстрат", по сути дела, тождественно понятию "материя", в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции. «Субстанция» (от лат. sub-statia — сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия кон­кретных вещей, событий, явления и процессов, посредством кото­рых и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия. Как правило, философы стремятся создавать картину мироздания, ис­ходя из какого-то одного начала (воды, огня, атомов, материи, идей, духа и т. д.). Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало называется монизмом. Монизму противостоит дуа­лизм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо рав­ноценные два начала.

В истории философии, как показано ранее, преобладает мони­стический подход. Наиболее ярко дуалистическая тенденция обна­руживалась лишь в философских системах Р. Декарта и И. Канта. В соответствии с решением основного мировоззренческого вопроса в истории философии существовали две основные формы монизма:

идеалистический монизм в виде религиозной и светской разновид­ности и материалистический монизм — также в разнообразных ви­дах. Идеалистический монизм ведет свое начало от Пифагора, Пла­тона и Аристотеля. Числа, идеи, формы и другие идеальные начала выступают в нем в качестве субстратов мироздания. Свое наивыс­шее развитие идеалистический монизм получает в системе Гегеля. У Гегеля первооснова мира в виде Абсолютной идеи возведена на уровень субстанции. Идеалистический монизм в форме объективно­го идеализма Гегеля довольно подробно рассмотрен при изложении соответствующего раздела немецкой классической философии.. g данной лекции нам хотелось бы уделить основное внимание анали­зу диалектико-материалистического и религиозно-идеалистичес­кого монизма.

Диалектика-материалистическая картина мироздания Дяалектико-материалистическая концепция мироздания получила свое наиболее яркое и всестороннее развитие в марксистско-ленин-екой философии. Марксистско-ленинская философия продолжает традицию материалистического монизма. Это значит, что она при­знает в качестве основы бытия материю. В домарксовском матери­ализме господствовал субстратный подход к понятию материи. Ма­терия отождествлялась либо с какими-либо конкретными «перво-кирпичниками», из которых построено все здание мироздания (кор­пускулами, атомами, веществом, энергией и т. д.), либо делалась по­пытка отыскать некую единообразную материю, которое существу­ет наряду с конкретными вещами. Оба эти подхода были отвергну­ты диалектическим материализмом.

Первый подход был отвергнут потому, что он связывал фило­софскую концепцию мироздания, решения основного мировоззрен­ческого вопроса с существующей на данный исторический момент естественно-научной картиной мира. По мнению основоположников диалектического материализма философия не должна быть связана ии с какими конкретными естественно-научными представлениями о материи. Эти представления, как и вся естественно-научная кар­тина мира, могут постоянно меняться в связи с развитием научного Дознания. Для философии же важно выработать такое понимание материи, которое характеризовало бы ее любые формы, независимо от того, познаны они сейчас или будут познаны в будущем. Ф. Энгельс аработе «Диалектика природы» подчеркивал, что материя — это философская абстракция, понятие, посредством которого обозна­чается многообразие природных явления и процессов. Недостаток второго подхода состоит в возможности оторвать материю от ее кон­кретных форм выражения. Критикуя эти представления, Ф. Энгельс указал, что философы и естествоиспытатели, ставя перед собой цель отыскать материю как таковую, поступали точно таким же образом, как если бы они вместо груш, вишен, яблок желали видеть плод как таковой. Материя как таковая не существует. Она существует в кон­кретных бесконечно многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний и т. д. Ни один из этих многообразных видов, форм, процессов, явлений, состояний не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи и взаимодействия, составляют материальную действительность. Классическое для диалектического материализма определе­ние материи сформулировал В. И. Ленин. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» он писал: «Материя есть философская ка­тегория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18.— С. 131). Таким образом В. И- Ленин отделил понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней. Единственное свойство материи, с которым связана философия — это свойство объективной реальности, т. е. существование реального мира вне и независимо от сознания каждо­го конкретного человека и человечества в целом. А это значит, что ле­нинское определение материи содержит в себе материалистическое решение основного мировоззренческого вопроса о первичности ма­териального или идеального бытия. Оно ориентирует людей на при­знание существования вне и независимо от сознания материального мира. А, следовательно, ученые, исследующие этот мир, должны знать, что они имеют дело не с фантомами сознания, а с объективной реальностью.

Вместе с тем, в этом определении содержится указание на производный, вторичный характер человеческого познания, а, сле­довательно, и сознания. Познание определяется в данном определе­нии как отражение материи. Материя, по словам В. И. Ленина, "копи­руется, фотографируется, отображается ощущениями". На основе ощущений формируются восприятия, представления и понятия, ко­торые составляют рациональную сторону сознания. Наряду с рацио­нальной стороной под воздействием окружающего мира формируется эмоционально-волевая компонента сознания. Сознание же в це­лом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось челове­чество. Таким образом категория материи в диалектическом мате­риализме возведена на уровень субстанции. Все многообразие бы­тия диалектический материализм рассматривает как производные от материи виды и формы ее проявления.

Неотъемлемые свойства субстанции в философии называются атрибутами. Диалектический материализм в качестве атрибутов материи рассматривает движение, пространство и время. Диалекти­ческий материализм рассматривает движение как способ существования материи. В мире нет и не может быть движения без материи, как и материи без движения. Покой же рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, момент (сторона) движения. Характеристика покоя всегда связана с конкретными предметами, которые фиксируются нами как находящиеся в состоя­нии неизменности. Это состояние может быть зарегистрировано только в определенной системе координат. Например, камень, лежащий на земле, находится в состоянии покоя по отношению к Земле, до он находится в состоянии движения вместе с Землей. Поэтому по­кой относителен, ибо его проявление зависит от системы отсчета, в то время как движение абсолютно.

Движение как абсолютный способ существования материи существует в бесконечно многообразных видах и формах. Эти виды и формы являются объектом изучения конкретных естественных и гуманитарных наук. Философия же рассматривает движение как изменение вообще. Сказать, что материя находится в постоянном движении, значит признать, что материя находится в процессе не­прерывного изменения. Следовательно, рассматривая движение как способ существования материи, диалектический материализм ут­верждает, что источник движения следует искать не вне материи, а в ней самой. Мир, Вселенная при таком подходе представляет как самоизменяющаяся, саморазвивающаяся целостность.

Другими не менее важными атрибутами материи, как отмеча­лось выше, диалектический материализм признает пространство и время. Если движение материи выступает в качестве способа, то пространство и время рассматриваются в диалектическом материа­лизме как формы существования материи. В период, когда в науке и философии господствовала механистическая картина мира, прост­ранство и время трактовались как относительно самостоятельные характеристики материального мира. Диалектический материа­лизм рассматривает пространство и время как объективные формы существования материи. «В мире нет ничего, кроме движущейся ма­терии и эта материя движется не иначе как в формах пространства и времени», — писал В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокри­тицизме» (С. 181). Понятие «Пространство» отражает порядок сосу­ществования материальных образований. Время — отражает изме-вения происходящих в материальных образованиях.

Таким образом на основе субстанционального истолкования • материи диалектический материализм рассматривает все многооб­разие бытия во всех его проявлениях под углом зрения его матери­ального единства. Бытие, Вселенная предстает в этой концепции как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. Выработка конкретного представления о материальном един­стве мира не является функцией философии. Это входит в компетен­цию естественных и гуманитарных наук и осуществляется в рамках создания научной картины мира.

Диалектический материализм, как в период своего формиро-^ния, так и в настоящее время, опирается на определенную науч-BУЮ картину мира. Естественно-научной предпосылкой формирова-й» диалектического материализма, как отмечали его создатели, по-^яужили три великих открытия:

1) закона сохранения энергии, утверждающего неуничтожи-Иость энергии, ее перехода из одного вида в другой;

2) установление клеточного строения живых тел, когда было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных, микроорганизмов;

3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль о естест­венном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также поло­жение о естественном происхождении в процессе этой эволюции че­ловека.

Эти открытия способствовали утверждению идеи о матери­альном единстве мира. Эта идея вскоре получила дополнительное естественнонаучное обоснование, когда химики синтезировали мо­чевину, находимую ранее только в животных организмах, показали, что при всей глубине различий живого и неживого между ними нет непроходимой пропасти. Живое может возникать из неживого. Дру­гим, не менее важным выводом из этих открытий следовало призна- , ние принципа всеобщности эволюции и развития и, следовательно, ^ истолкования единства мира как саморазвивающейся системы.

Энгельс в «Диалектике природы», обобщив достижения есте­ственных наук, создает свою классификацию форм движения мате­рии. Он выделяет пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Классификация этих форм Ф. Энгельсом производится по трем основным принципам:

1) Каждая форма движения связана с определенным матери­альным носителем: механическое — движение тел, физическое — , атомов, химическое — молекул, биологическое — белков, социальное — индивидов и социальных общностей.

2) Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения,

3) При определенных условиях формы движения материи переходят друг в друга.

Дальнейшее развитие естествознания заставляло вносить из­менения в классификацию форм движения материи. Советские уче-ные-науковеды, сохраняя принципы классификации Ф. Энгельса, j предпринимали попытки привести диалектико-материалистичес- j кую картину мировоззрения в соответствие с достижениями науки. Наиболее серьезную попытку предпринял директор института есте­ствознания и техники АН СССР академик Б. М. Кедров. Ориентиру­ясь на его идеи, мы здесь в сокращенном виде рассмотрим схему — вариант классификации.

Как видно из приведенной схемы, Б. М. Кедров исключил из ряда форм движения простейшую, механическую. Ранее она пони­малась как перемещение тел в пространстве и описывалась законами классической механики.

Виды движения

Микро­механическое движение

Макро-механическое движение

субатомный уровень

супратомный уровень

физическое

поля, ядра, атомы

макротела, галактики

химическое

реакции

молекулы

биологическое

популяция, биоценоз

Теперь стало ясно, что в микромире действуют иные законы — квантово-механические. Кроме того, механическое движение выражает лишь количественные характеристики всех форм движения материи. Поэтому микро - и макромеханические виды движения стали лишь "фоном" других форм. Распалась физическая форма движения на субатомную и супратомную, указывающие, соответственно, на микроуровень и макроуровень физичес­ких процессов. Субатомная характеризуется электронными, внутри­ядерными и внутриатомными процессами. Химическая включает раз­личные типы реакций. Биологическая предстает как иерархия процессов жизни: доклеточный уровень, клетка, многоклеточные орга­низмы, популяции, биоценозы. Супратомная может быть построена также как иерархия материальных систем: молекулы, макротела, пла­неты, планетные системы, галактики, системы галактик, мегагалакти-ка. Особый уровень организации материи представляет собой челове­ческое общество. В связи с развитием науки конкретные картины миро­здания могут меняться. Но для диалектического материализма остается неизменным лишь признание принципа материального един­ства мира.

Религиозно-идеалистическая картина мира:

эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена Диалектико-материалистической картине мира в определенной степени противостоит религиозно-идеалистическая интерпрета­ция мироздания. Основные принципы этой интерпретации были изложены нами при рассмотрении христианского мировоззрения. Однако реализация этих принципов в конкретных философско-те-ологических системах существенно разнится. И это различие нахо­дится в определенной зависимости от личных установок того или иного мыслителя, а также от той картины мира, на которую он опи­рается в своих философско-теологических исследованиях.

В средневековой картине мироздания Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. Так, например, в то-мистской философско-теологической системе Бог противопоставля­ется природе и человеку как бытие абсолютное бытию обусловлен­ному, как вневременное — приходящему и изменчивому. Между Бо­гом и природой, Богом и человеком устанавливалось непреодолимое

расстояние. И хотя в томизме существует учение«об аналогии бы­тии», которое призвано перекинуть «мост» между Богом и миром Богом и человеком, все же интерпретация этой «аналогии» в томись ской философии исключает полное их сближение.

Утверждение в Новое время в европейской культуре механи­ческой картины мира не приводило к существенному пересмотру взглядов религиозных мыслителей на эту проблему. Бог по-прежне­му рассматривался как «творец» и «перводвигатель» видимого и не­видимого мира, стоящий вне его и над ним. Изменения же, связанные с переходом от геоцентрической на гелиоцентрическую картину ми­ра, касались лишь конкретного наполнения мировоззренческой сис­темы. Наиболее серьезные изменения в религиозно-философском мышлении произошли в конце XIX— середине XX века, когда в ев­ропейской культура утвердилась диалектическая картина мирозда­ния, в которой господствующими принципами являются идея един­ства мира и его саморазвитие. Влияние этой новой картины мира мы можем обнаружить во всех конфессиональных направлениях фило-софско-богословской мысли. В русской православной философии и богословии они нашли свое наиболее яркое выражение в работах Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, в протестантской теологии — в концепции «диполярного Бога» А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна, в като­лической философско-теологической мысли в концепции «эволюци-онно-космического христианства» П. Тейяра де Шардена. Идеи рус­ского космизма будут рассмотрены в заключительном разделе, по­священном решению глобальных проблем современности. Для уяснения современной религиозно-идеалистической картины миро­здания, по нашему мнению, наиболее показательной является кон­цепция «эволюционно-космического христианства»!!. Тейяра де Шардена.

П. Тейяр де Шарден (1881-1953) — француз по происхожде­нию, католический священник, член ордена иезуитов, закончил Окс­фордский университет, где прослушал циклы естественнонаучных и теологических дисциплин, является видным ученым палеонтологом, археологом, биологом. Хорошее знание естественных наук, в особен­ности наук биологического цикла, оказало существенное влияние на его философско-теологическое мышление и способствовало форми­рованию концепции «эволюционно-космического христианства".

Концепция «эволюционно-космического христианства» Тейяра де Шардена базируется на принципах религиозно-идеоло­гического монизма, эволюционизма и универсализма. Субстанцией всего мироздания, по мнению французского мыслителя, является Бог. Бог — это средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается и пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, растворен в нем, что весь мир пред­ставляет собой Божественную среду.

158

Преодоление традиционного для христианства раскола бытия ga две субстанции — духовную и материальную, божественную Я земную Тейяр осуществляет на основе признания всеобщей оду-щевленности материи. Согласно взглядам Тейяра, для объяснения возможности происхождения всего существующего из единой суб­станции, необходимо допустить, что атомы, электроны и другие эле­ментарные частицы должны иметь какую-то общую основу, «искру духа». Таким образом, по Тейяру, все материальные образования имеют духовную компоненту. Эту духовную компоненту он называ­ет «радиальной энергией». По его мнению, радиальная энергия обу­словливает развитие материи.

В ходе создания эволюционно-космической картины миро­здания Тейяр заимствует ряд принципов диалектической методо­логии, и, прежде всего, главный принцип этой методологии — прин­цип развития. Принцип развития конкретизируется в системе Тей­яра положениями диалектической методологии о качественном многообразии образующих мир объектов, их подвижности, измен­чивости, взаимопереходах, взаимосвязи и развитии. В своей аргу­ментации он часто обращается к естественнонаучным данным: чер­пает материал из астрономии, физики, геологии, биологии и других пограничных наук.

Мир, согласно концепции Тейяра де Шардена, постоянно на­ходится в процессе изменения, развития от простого к сложному, от нщзшего к высшему. Он отмечает также взаимосвязь количествен-нь|К и качественных изменений и считает, что появление нового ка-чейагва нельзя объяснить, если не ввести в естественную историю по-вйййия «скачка» как критической точки изменения состояний, через который последующий этап эволюции отрицает предшествующий. «ЕЙ всех областях, — писал Тейяр, — когда какая-либо величина до-спЕ^очно выросла, она резко меняет свой вид, состояние или приро-Д5&Жривая меняет направление движения, плоскость переходит в то|йсу, устойчивое рушится, жидкость кипит, яйцо делится на сег-МЗДйы...» (Тейяр де Шарден. Феномен человека.— М., 1965.— С. 80). Тейяру присуще также понимание развития как серии «скачков», «З^ловой линии мер». «Критические точки состояний, ступени на на-м^йнной линии. В общем разного рода скачки в ходе развития, — по ег^мнению, — это единственный, но зато истинный способ предста-ю||ь себе «первый момент» »(Там же.— С. 180).

|1 Основными критическими точками процесса развития мира, «ИИмогенеза выступают у Тейяра следующие этапы: неорганическая йЙЦрода («преджизнь»), органическая материя («жизнь»), духовный

J^MbicAb», «ноосфера») и Бог («точка Омега»). Но внутри первых из этих этапов также происходят количественные и качествен-изменения. Так, на этапе «преджизнь» выделяются такие каче-дный состояния, как атомы, неорганические молекулы, сначала

ЯЙДстые, а затем более сложные и крупные, переходящие в «мегамо-

?lf Уоппяв^вп йсвпеннпй <Ьилп('ой)ская. научная и оелигиозная каотина мира 159

лекулы». Совокупность внешних и внутренних условий на земной по­верхности, по мнению Тейяра, породили из этих молекул живые клетки — новую форму существования материи. Жизнь, утверждает он, никогда не является аномалией, случайностью, исключением.

Биологическая эволюция играет большую роль в становлении Космоса. Однако не она определяет закономерности его развития. Решающее значение Тейяр придает третьему этапу эволюции, свя­занному со становлением и развитием человечества. Человек, со­гласно его учению, есть звено в биологической эволюции, связанное с предшествующими этапами. Однако он занимает совершенно ис­ключительное место в мироздании, потому что на этом уровне возни­кает высшая форма в развитии мира — мысль, сознание, духовность. «Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствующая критическая точка, пройденная индивидом или даже видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее органической целостности и, следова­тельно, оно знаменует собой трансформацию, затрагивающую со­стояние всей планеты» (Тейяр де Шарден. Феномен человека.— С. 80). До появления человека с его уникальной способностью к мыш­лению все в мире было разобщено, и это разобщение постоянно уси­ливалось. Человек же через свою деятельность постоянно осуществ­ляет высший синтез всего существующего, создает новую сферу — сферу духа. Эту сферу Тейяр, по аналогии со стадиями геохимичес­кого развития земли — барисферой, литосферой, биосферой, назы­вает Ноосферой — мыслящим пластом Земли.

Тейяр представляет Ноосферу в качестве продукта процесса гоминизации. Гоминизация, по его словам, представляет собой фан­тастическое зрелище коллективной рефлексии. «Каждое Эго (авт.) перерастает в некое мистическое Суперэго». В результате этого про­цесса образуется «мыслящий, коллективный и постоянный орга­низм», «мыслящий пласт земли». «Земля не только покрывается миллиардами крупинок мысли, но опутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально существующую обширную крупинку мысли в космическом масштабе» (Тейяр де Шарден. Фено­мен человека.— С. 247). Свое завершение Ноосфера находит в некоем синтезе центров человеческого сознания, духовном центре универ­сума — «точке Омеге» — Боге. «По своей структуре,— пишет Тей­яр,— Ноосфера и вообще мир представляют собой совокупность не только замкнутую, но и имеющую центр. Пространство и время необ­ходимо конвергентны по своей природе, следовательно, его безмер­ные поверхности в соответствующем направлении, должны снова сомкнуться где-то впереди в одном пункте, назовем его Омегой, кото­рый и сольет их полностью и поглотит в себя» (Там же.— С. 294).

С раскрытием Омеги как органического центра Вселенной, ее перводвигателя и целевой причины, но замыслам Тейяра, завер­шается первая часть его философско-теологической системы в когорой произошло рациональное обоснование монотеизма (единобо-щсия). Во второй части Тейяр ставит перед собой задачу придать мо­нотеизму христианский характер. Образ Бога — Омеги в этой части системы уступает место образу Христа- универсального, Христа -эвояюционера. Здесь Тейяр стремится обосновать положение, что богочеловек — Иисус Христос в силу механизма Воплощения обла­дает универсальными и космическими атрибутами, благодаря ко­торым он выступает как личностный центр всего Универсума, от которого начинаются и к которому сходятся все пути эволюции. Христос, по утверждению Тейяра, есть внутреннее содержание цира, укорененное в него по самое сердце наиболее маленького из атомов. Вокруг Христа происходит все естественное развитие не только Земли и человечества, но и звезд, и других планет: Сириуса, Андромеды и т. д. — всех реальностей, от которых мы зависим фи­зически.

Христос представляется Тейяром как неисчерпаемый синтез элементов и системы, единства и множественности, духа и мате­рии, бесконечного и личного. Таким образом, Христос предстает как органический центр гармонизации всего универсума. Он накла-дывает решающий отпечаток на все свойства универсума. Универ­сум определяется его выбором, воодушевляется его формой. В нем сходятся все линии мира, созидается целостно материя и дух. Он придает всем свою консистенцию и, следовательно, в нем находит­ся вершина творения, завершающая и достигающая наивысшей точки в универсальных измерениях, в сверхъестественных глуби-вах. Вся Вселенная представляет собой, по Тейяру, ничто иное как тело Иисуса Христа — Божественную среду. Все члены этого тела ваходятся в определенной связи друг с другом, взаимообусловли-вают друг друга.

Тейяровские концепции Космо- и Христогенеза, по сути дела, означали его переход на позиции пантеизма, растворения Бога в ми­ре. Но пантеизм осужден церковью. И Тейяр поэтому стремится от-йежеваться от пантеизма. В своих главных работах "Феномен чело­века", "Божественная среда", он неоднократно подчеркивает, что концепция эволюционного христианства по основному принципу Вротиворечит основным установкам пантеизма. «Пантеизм лишь со­блазняет нас совершенным и универсальным единством, но, по сути Дела, не дает его. У него элементы мира на границе мира, на границы Эволюции рассматриваются им в сотворении их Богом, и Бог вбирает

•ос в себя. Наш Бог наоборот дает толчок к дифференциации концен-|1рирующихся в нем творений», — пишет он в "Божественной сре-Основное отличие своей системы от классических форм панте-Тейяр видит прежде всего в том, что пантеизм культивирует

•Целое, в котором теряются индивидуальные различия. В его же сис-№ме осуществляется дифференцированное единство, объединение *а потери индивидуальности.

ЧеЛГ№01С Rrt Rfen

Следует отметить внутреннее противоречие в установках христианского эволюционизма. Христианский эволюционизм, как отмечалось выше, стремится построить картину мира на основе ис­пользования диалектической методологии. Однако диалектический подход требует признания ненаправленного бесконечного самораз­вития субстанции. В концепции же Тейяра процесс эволюции носит замкнутый характер. Он начинается в определенной точке — точке «Альфа» и завершается в точке «Омега» —христогенезе. Таким об­разом концепция Тейяра остается в рамках основных установок, христианского мировоззрения: креационизма, антропоцентризма, провиденциализма и эсхатологизма.

Подводя итог в изложении данной темы, следует констатировать, что все три типа картины мироздания: философский, научный и религиозный имеют свои специфические черты, но вместе с тем, на каждом конкретном историческом этапе развития культуры увяза­ны друг с другом. Особенно наглядно это демонстрирует современ­ная наука, философия и теология.

studfiles.net

Картина сотворения вселенной | Храм человечества

 |  Картина сотворения вселенной  |   |   |   |   |   |   |   |   | 

КАРТИНА СОТВОРЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Над гладью бездны царили тьма, мрак, небытие. В сердце Вселенской Души покоились в глубоком сне Время и Пространство. Движение, первородное дитя предшествующей Манвантары, первый сын и навеки единственный, после долгого напряжённого труда пребывал в состоянии покоя. Не было ничего.

В Беспредельности из сердца Сострадания исходило нескончаемое негромкое и трепетное Дыхание, оно проникло в сердце Вселенской Души и пробудило в нём к жизни Зародыш; проснувшись, Зародыш стал произрастать; и возникла из непроявленного точка проявления. Трепет жажды Любви охватил всю Беспредельность, великую бездну, и в этот миг из точки проявленной стремительно вылетел Люцифер, сын первого утра, несу-щий в руке светильник, чтобы освещать новую Манвантару.

Всё дальше и дальше устремлялся Светоносец, и путь его проходил по непрерывно расширяющимся кругам, светильник в руке его оставлял за собой облако искр на спиральных линиях, образуемых его неостановимым бегом. Негасимый огонь в светильнике питался энергией самого Светоносца. Энергию эту он черпал из источника своей жизни. Когда Светоносец вступил на самый отдалённый круг Пространства, им сотворённого, наступил срок, когда он должен был стать первой великой жертвой. Светозарный Лученосец-Люцифер устранился, ушёл в небытие, чтобы освещалась вся Вселенная. Теперь он уже больше не существовал как отдельная сущность. Он пребывал в лучезарности проявленного Света.

Ещё один неостановимый трепет извечного Зародыша, и снова точка набухла и стала увеличиваться. Из её глубин вышли наружу три другие светозарные формы, следующие по пути, проложенному первым Светоносцем-Люцифером. Как снопы колосьев пшеницы, несущие собранный за все многочисленные эпохи опыт, Воля, Мудрость и Сила непреклонно устремились вперёд. Они, простирая перед собой руки, щедро разбрасывали драгоценные зёрна истины, чтобы жертва, принесённая СВЕТОНОСЦЕМ. воплотилась в жизнь и проявилась в форме первого куба новой Манвантары.

И снова жажда действия подвигла Зародыш к созиданию. Изнутри точки вышли семь других форм — блистающих, излучающих свечение, чистых и прекрасных. Эти сущности, достигшие совершенства, являли собой каждый мужчину-женщину, как цветок и плод предшествующих эпох — Форму, Число, Гармонию, Истину, Справедливость, Силу и Мужество. Эти семеро с благостным смирением подвергли себя испытанию светом и вибрацией и были расчленены на мельчайшие частицы, чтобы стать пищей для множеств, рождённых из третьей великой жертвы во имя самой Вселенной. Жертва их воплотилась в Песнь: родилась новая Песнь Жизни, Новое Мироздание.

Версия для печати

www.templeofthepeople.ru

§ 3. Общая картина вселенной : Курс общей астрономии Часть 1 : Юридическая библиотека

В результате научной" работы, которая велась в теченне тысячелетий, было выяснено строение той части вселенной, к которой принадлежит наша Земля, именно, строе­ние так называемой солнечной системы; в настоящее время благо­даря работам в основном советских астрономов начинает раскрываться в своих главных чертах и строение гораздо более грандиозной си­стемы звездного мара.

а)         Солнечная система. Главным телом в нашей области все­ленной является Солнце — раскалённый газовый шар, диаметр которого в 109 раз больше диаметра Земли. Вокруг Солнца на различных расстоя­ниях обращаются планеты—холодные, тёмные тела, гораздо меньшие по своим размерам, чем Солнце. Одной из таких планет является паша Земля. Планеты видны потому, что они освещаются Солнцем. Во­круг некоторых планет обращаются тёмные тела ещё меньшей вели­чины — это спутника планет. У Земли есть один спутник — Луна. Она значительно меньше Земли; её большие видимые размеры объяс­няются тем, что она в сотни раз ближе к Земле, чем Солнце и самые близкие планеты.

К солнечной системе принадлежат ещё кометы, которые тоже об­ращаются вокруг Солнца, по большую часть свэего пути проходят далеко от Солнца н от Земли н поэтому наблюдаются редко. Нако­нец, небольшие по размерам метеорные тела носятся в безвоздушном межпланетном пространстве но всем направлениям и наблюдаются в виде «падающих звёзд», или «метеоров», только тогда, когда вле­тают в земную атмосферу.

б)         Звёздная систем а. Расстояния планет от Солнца выражаются числами от десятков миллионов до нескольких миллиардов километров. Но расстояния эти ничтожны в сравнении с расстояниями до звёзд; самая близкая звезда в тысячи раз дальше от нас, чем самая далёкая известная планета. Звёзды гораздо больше планет: это далёкие солнца, громадные раскалённые самосветящиеся тела. Можно сказать и иначе: Солнце — это ближайшая к нам звезда.

Звёзды, окружающие нашу солнечную систему, образуют гигантское скопление, называемое системой Млечного Пути, или Галактикой (греческое название Млечного Пути). Одним из членов этой системы является наше Солнце. Вокруг него движутся маленькие тёмные тела — планеты,—к числу которых принадлежит и Земля. Недавно дока­зано, что вокруг многих звёзд также обращаются планеты, что суще­ствуют, таким образом, и другие планетные системы, подобные нашей. Все звёзды Галактики находятся в движении; движется и наше Солн­це и, стало быть, вся солнечная система в целом. Сама Галактика также движется в пространстве.

В сравнении с солнечной системой размеры Галактики огромны, но не бесконечны. За пределами Галактики, во всех направлениях, на расстояниях, огромных даже в сравнении с диаметром Млечного Пути, движутся другие звездные системы, другие галактики, такие же гранднозные, как наша Галактика. Науке известно сейчас около 100 миллионов таких звёздных систем, ближайших к нашей Галактике, но истинное число их бесконечно, как безгранична и бесконечна вселенная в целом. С Земли эти звёздные системы давно уже наблю­дались в виде небольших туманных нятен (туманностей), но их истин­ная природа раскрыта только в XX веке.

Если бы мы перенеслись па самую далекую пз известных теперь звёздных систем, то наша Галактика выглядела бы также крошечным туманным пятном и затерялась бы среди сотен миллионов других «крошечных туманностей». Но мы нисколько не приблизились бы к границе вселенной. Её не существует: вселенная бесконечна как во времени, так и в пространстве.

bookzie.com

Самая подробная фотография Вселенной - Картина Мира

Несколько дней назад, команда международных ученых, которая уже довольно долго работает над проектом SDSS-III, обнародовала наиболее подробную на сегодняшний день цветную фотографию Вселенной.

Этот снимок ученые создали на основе миллионов отдельных фрагментов, которые были собраны на протяжении последних 10 лет. Он был представлен в американском городе Сиэтл, на конференции астрономического общества. Чтобы представить данный снимок в полном разрешении - более чем триллион точек, ученым понадобилось более 6 тысяч телеэкранов.

Составление портрета Вселенной продолжалось более 10 лет - точнее работы проводились еще с 1998 года. Ученые начинали работать над этим проектом с мощной техникой того времени - 138-мегапиксельной камерой, которая крепилась на телескопе высотой 2,5 м., в Нью-Мексико. За целое десятилетие ученые сфотографировали почти треть всего небосвода.

Божественное исцеление. Исцеляющее видео

Однако, с каждым днем техника шагает вперед в своем развитии, и в настоящее время эта камера уже устарела.

Поэтому авторы проекта провели модернизацию инструментов, и сегодня уже заняты измерением расстояний до миллионов галактик. Это означает, что возможно, в недалеком будущем мы увидим новую работу ученых - трехмерную картину Вселенной. Не исключено, что новые инструменты будут работать как прессформа, только в более продвинутом, 3-D варианте.

По словам профессора университета Портсмута Боба Никола, данная карта позволит осуществить множество новых научных открытий. Кроме того, возможно, она покажет изменение распределения «темной энергии» во Вселенной, что происходит с течением времени.

< Предыдущая Следующая >
 

kartinamira.info

Вселенная - новые открытия - Картина Мира

вселенная, галактикаНовости физической науки обычно воспринимаются по-разному, в зависимости от того, насколько слушатель (или читатель) знаком с той или иной стороной предмета. Только нечасто бывает, чтобы новое сенсационное открытие задело буквально всю физику. Так было, например, в начале XX века, когда создавались теория относительности, квантовая механика, а в области техники — вакуумная электроника. В университетах лекторы с каким-то оттенком зависти до сих пор рассказывают студентам о том фантастическом времени, когда разом появились такие гиганты, как А. Эйнштейн, Н. Бор, П. Дирак и другие блестящие ученые, перевернувшие всю классическую физику. Понадобилось несколько поколений, чтобы новые физические идеи органично впитались наукой, а затем стали плодоносить (иногда, увы, грибами термоядерных взрывов). Революционные научные и технические достижения второй половины XX века основывались, главным образом, на гигантском прогрессе в физике твердого тела, прежде всего, полупроводников. Но на новом стыке веков в науке стали разворачиваться события, масштаб которых вполне сопоставим с тем, что было в начале XX века. На международных конференциях доклады о новостях космологии собирают массу народа. Нового Эйнштейна пока не видно, но дело зашло очень далеко. Речь в предлагаемой статье пойдет о новых открытиях, которые привели к небывало глубокой ревизии представлений о Вселенной, в которой мы обитаем.

В начале столетия

Странные дела происходят в науке почему-то каждый раз в начале века.

100 лет назад А. Эйнштейну показалось, по-видимому, мало созданной им в 1905 г. теории фотоэффекта (за которую в 1922 г. он был удостоен Нобелевской премии). В период 1905-16 гг. он опубликовал ряд своих знаменитых работ по Общей Теории Относительности (за которые, кстати, премии его не удостоили). Тогдашняя астрономическая наука была совершенно уверена в стабильности и неизменности Вселенной. На том она и стояла. И Эйнштейн тогда был того же мнения. В исходном виде его уравнения содержали только одну константу, ньютоновскую гравитационную постоянную 8ttGc . Однако из его уравнений сразу следовало, что Вселенная устойчивой, "замороженной", быть не может, что вызывало у автора беспокойство. Чтобы справиться с этой неприятной особенностью непослушных уравнений, он ввел в них своеобразную компенсацию этой нестабильности в виде того, что потом получило название "ламбдачлен". Эйнштейн вовсе не придавал ему того физического смысла, который стал просматриваться в начале 80-х. Но во второй половине XX века ламбдачлен стал любимой темой дискуссий физиков-теоретиков. Чем дальше, тем больше. С началом XXI века создается впечатление, что важнее ламбдачлена в физике вообще ничего нет. И в самом деле, за этим термином таится масса еще не известных свойств гигантской новой области астрофизики, космологии, да по существу и всей физики. Область эта намного превосходит все, что нам до сих пор было известно.

Здесь уместно напомнить, что ровно 100 лет назад, с наступлением XX века, многие ведущие теоретики утверждали, что в физике уже "практически все открыто", остались лишь несколько "небольших облачков над горизонтом". Из этих "небольших облачков" родились квантовая механика, теория относительности (как ни странно, несовместимая в нынешнем виде с квантовой механикой), ядерная физика, электроника, физика твердого тела и практически все современные высокие технологии... Бывает, что даже очень знающие люди склонны недооценивать грядущий научный прогресс. Ученый XIX века Г. Кирхгоф оставил в физике закон излучения и известные школьникам законы разветвления токов. Так вот, когда еще лет за 20 до конца XIX века Кирхгофу рассказали о каком-то новом физическом открытии, он ухмыльнулся саркастически: а разве в физике осталось что открывать? Примерно такие же высказывания можно было услышать и от очень, очень известных ученых даже в последние десятилетия XX века. Впрочем, это не всегда было так. Еще 2000 лет назад(!), в I веке н.э., в Книге 7 "Вопросов природы" воспитатель Нерона Л.А. Сенека писал: "Время придет, когда наших потомков будет забавлять, что мы не знали понятий, которые они считают такими простыми... Многие открытия предназначены для будущих веков, когда уже сама память о нас сотрется... Природа не раскрывает свои тайны раз и навсегда".

Темная масса

Скрытая (или темная) масса тоже не внезапно возникла в астрофизике. Выводы работы А. Фридмана (1922 г.), в которой он рассматривал разные варианты кривизны мира, касались дальнейшей судьбы Вселенной, которая зависит от средней плотности ее вещества. Вселенная может неограниченно расширяться; расширение может остановиться; его может сменить сжатие... Два последних варианта активно рассматривались астрофизиками, причем в 80-е годы в них было включено также невообразимо быстрое расширение Вселенной (так называемая инфляция), происшедшее в первые мгновения Большого Взрыва. Средняя плотность вещества во Вселенной в принципе поддавалась определению уже в середине XX века. Но получалось что-то странное. В 30-е годы астроном Ф. Цвикки изучал движение связанной группы галактик, каждая из которых движется настолько быстро, что должна была бы покинуть группу, так как их общее тяготение примерно в 10 раз меньше того, что могло бы их удержать. Тем не менее, они остаются в составе группы. Суммарную массу звезд, газа и пыли в галактиках ученые умеют определять. Она недостаточна. Оставалось предположить, что есть еще какая-то Темная Масса, что-то, чего астрономы не замечают. Но почему? Именно среднюю плотность вещества, включая Темную Массу, астрономы надеялись получить из новых наблюдений очень удаленных сверхновых, сопоставляя их с другими данными, полученными из наблюдений реликтового излучения.

Реликтовое излучение

На явное несоответствие массы видимого вещества Вселенной его наблюдаемому движению указывает еще один экспериментальный результат. Это тот самый уникальный эффект, который в 1948 г. был предсказан Гамовым, а соответствующим инструментом космология обзавелась немного позже, в последней трети XX века. В российской науке его называют реликтовым излучением, в западной — микроволновым космическим фоновым излучением. За его открытие в 1965 г. астрофизики А. Пензиас и Р. Уилсон (США) были удостоены Нобелевской премии. Тогда тем, кто знаком с радиотехникой, было интересно узнать, что возможности снижения шума в принимаемом радиосигнале не беспредельны. Даже самые совершенные антенны вместе с полезным сигналом принимают небольшой шум, который, как оказалось, приходит сразу отовсюду. Его происхождение поняли далеко не сразу (экспериментаторы не любят читать теоретические статьи). Оказалось, что это... свет остатков вспышки Большого Взрыва. Когда-то он был почти таким же ярким, как свет Солнца, но шел со всех сторон. В течение 400 тысяч лет после Большого Взрыва среда оставалась настолько плотной и горячей, что была непрозрачной для собственного излучения. Наконец, когда из-за расширения температура упала до 4000 градусов, среда стала прозрачной, и излучение с температурой 4000К вырвалось на свободу. То же пространство окружает нас со всех сторон и сегодня, но оно настолько расширилось, что из-за красного смещения максимум излучения сместился с 0,7 мкм (оранжевый свет) до 1 мм (радиоволны), и воспринимается как радиошум, излучаемый телом с температурой, близкой к абсолютному нулю (2,7К). Реликтовое излучение стало особой темой космологии. Оно заменило когда-то существовавшее понятие эфира: скорость движения Солнечной системы, Земли или космического аппарата нельзя найти относительно вакуума, но можно определить относительно реликтового излучения. А нельзя ли по его неоднородностям определить, как было разбросано вещество в пространстве в мгновенье Большого Взрыва? Оказалось, что можно. Реликтовое излучение позволило выбрать из моделей Фридмана плоскую Вселенную. Для измерения понадобились приборы, способные уловить в нем ничтожные неоднородности в стотысячные доли градуса. Неоднородности фона по данным спутника WMAP показаны на рисунке вверху слева, а справа показано распределение неоднородностей по угловым размерам. Глубокий физический смысл этой диаграммы предсказал А.Д. Сахаров; поэтому ее называют "сахаровские колебания". Наблюдения показывают, что, во-первых, фон, в общем, достаточно однороден. Во-вторых, сахаровские колебания демонстрируют наличие таких неоднородностей, для образования которых "обычного" вещества было явно недостаточно. Что-то непонятное и массивное уже тогда присутствовало в рождающейся Вселенной.

В мире четырех десятых процента

Все звезды обращаются вокруг центра Галактики, которая имеет форму диска. Солнце со своими планетами завершает один оборот вокруг центра за 250 миллионов лет. Вокруг центра обращаются и шаровые звездные скопления, которые при этом периодически то поднимаются над плоскостью Галактики, то опускаются под нее. Опять-таки, суммарная масса звезд, газа и пыли в диске Галактики значительно меньше той массы, которая должна была бы объяснить и обращение звезд, и такое своеобразное движение шаровых скоплений. В связи с актуальностью новых космологических задач, астрономы со всей тщательностью взялись за ревизию существующих оценок массы Вселенной. Результат оказался ошеломляющим: все, что мы видим во Вселенной, — звезды, газ, пылевые скопления и почти открытые черные дыры — составляют всего... 0,4% ее массы. (А еще недавно предполагалось, что основная часть массы Вселенной сосредоточена в звездах.) Излучение дает еще 0,005%. С высокой вероятностью существуют относительно массивные, пока еще не открытые, несветящиеся объекты. Прежде всего, это межгалактические облака водорода, которые по ряду причин трудно обнаружить. На них-то и приходится основная масса обычного вещества, около массы Вселенной! Больше взять неоткуда. Эти 4% образует материя, состоящая из барионов, к классу которым относятся нейтроны и протоны. Электроны столь же многочисленны, как и протоны, но их масса на несколько порядков меньше. Барионная материя — это весь мир обычного вещества Вселенной. Опубликованные в 2003-04 гг. результаты новых исследований свойств реликтового излучения приборами спутника WMAP показали, что в общей сумме барионной и темной масс барионная материя занимает только 17%.

Самая правильная ошибка

Можно сказать, что Вселенной правит энергия пустоты, которая вошла в космологию под маской ламбда-члена. Космологическая постоянная Эйнштейна вовсе не была "самой большой его ошибкой", как он говорил Гамову. И все-таки в современном виде ее смысл отличается от того, что придавал ей Эйнштейн. Его уравнение гравитационного поля связывало тензор кривизны пространства с распределением в нем энергии и материи через гравитационную постоянную Ньютона. Ламбда-член он поместил слева, как свойство пространства. Теперь физики перенесли его вправо. Здесь вакуум действует наравне с распределением энергии и материи и представляет новую форму плотности энергии, многократно превосходящую все, что до сих пор было знакомо физике. Антитяготение превышает тяготение. Результирующая гравитация — это отталкивание, а не притяжение. Ламбда-член определяет закон всемирного антитяготения и ускоряющееся расширение Вселенной. Остается добавить, что если бы Эйнштейн не создал ламбда-член, он все равно появился бы в наши дни.

О чем в настоящей статье рассказано не будет, так это об уже созданных и создаваемых новых гипотезах о природе Темной Энергии. Физики пытаются построить их как на классических началах, так и на дальнейшем развитии принципов квантовой механики. Причем с учетом Планковских квантов времени и пространства, существующих, по-видимому, реально. Длина Планковского кванта пространства, в сантиметрах, равна 32 нулям после запятой перед единицей, а кванта времени, в секундах — 42 нулям после запятой перед единицей. Ни времени, ни длин короче их в природе не бывает, что объясняет, например, парадокс бесконечной плотности в сингулярности. До Большого Взрыва плотность в ней могла быть гигантской, но не бесконечной, а сингулярность не могла быть меньше кванта объема (в кубических сантиметрах — 98 нулей после запятой). События не могли быть короче кванта времени. Стараясь объединить принципы Общей Теории Относительности и квантовой механики, физики разработали Теорию струн и Теорию петлевой квантовой гравитации, конкурирующие в объяснении устройства мира. Найдет ли природа Темной Энергии свое толкование в квантовой теории, или же в терминах классической физики, как это старался сделать Эйнштейн — покажет время.

Темная эпоха

Как ни удивительно, вскоре после Большого Взрыва, через полмиллиона лет, началась эпоха, когда во Вселенной было совершенно темно, пусто и холодно. Темная эпоха продолжалась примерно 250 миллионов лет. Во Вселенной не было ни одной звезды, ни одной галактики. Если в начале Темной эпохи глаз человека еще мог бы заметить тускло-красное равномерное свечение неба, то теперь темнота стала вездесущей. Пространство было заполнено главным образом Темной материей и реликтовым излучением, которое тогда было более коротковолновым (инфракрасным), соответствовало примерно 150К (-120°С) и продолжало остывать по мере расширения пространства. Барионная материя составляла 1/10 темной и состояла из атомов водорода и гелия в пропорции 4:1 по массе, оставшейся от Большого Взрыва. Темная Энергия практически никакой роли не играла. События Темной эпохи установлены с помощью расчетных моделей, потому что ничего, кроме реликтового излучения, оттуда до нас не дошло. Но модели достаточно надежны; именно они дают представление о природе Темной эпохи. Когда связь реликтового излучения с веществом разорвалась, и излучение стало самостоятельным явлением, красное смещение составляло огромную величину z = 1200. Это соответствует уже упоминавшемуся возрасту 400 тысяч лет, а самые далекие (или ранние) объекты, которые удается наблюдать, имеют z = 6,5 (900 миллионов лет). При z = 1100 температура снизилась до 3000К, произошла рекомбинация плазмы, и частицы объединились в атомы. На этом, похоже, бурные события закончились, и наступила Темная эпоха. До образования первых звезд оставалось, по разным моделям, 200-400 миллионов лет довольно скучного времени, когда уже не было никаких критических процессов. Главное, что происходило — дальнейшее понижение температуры. И причина, по которой задерживалось звездообразование, даже не в том, что распределение вещества было практически однородным, что препятствовало возникновению конденсаций. Эксперимент на спутнике WMAP показал, что, хотя образование звезд оставалось маловероятным, очень небольшие и крайне маловероятные неоднородности Темной Массы все же существовали. Но когда красное смещение z достигло примерно 6 (а возраст Вселенной примерно миллиарда лет), бесчисленные галактики заполнили пространство. Первые звезды, которые были огромными и очень яркими, определили всю дальнейшую историю Вселенной. Чего же они ждали, что до того задерживало звездообразование? Оказывается, запрет создавал сам механизм образования звезд.

Первые звезды

Процесс возникновения первых звезд был более простым, чем образование звезд современного типа, из-за химической чистоты исходного материала — смеси водород-гелий. Газ атомарного состава был перемешан с Темной Массой. Он начинал сжиматься, следуя действию гравитационных сил Темной материи. Формирование звезды зависит от температуры среды, массы конденсирующегося газового образования и наличия в нем молекулярного водорода, который обладает способностью отводить из конденсации тепло, излучая его в окружающее пространство. Молекулярный водород не может возникнуть из атомарного при случайных столкновениях атомов; для его образования у природы припасен довольно сложный процесс. Поэтому при z > 15-20 водород оставался, в основном, в атомарной фазе. При сжатии температура газа в конденсации повышается до 1000К и более, и доля молекулярного водорода несколько увеличивается. При такой температуре дальнейшая конденсация невозможна. Но благодаря молекулярному водороду температура в наиболее плотной части образования снижается до 200-ЗООК, и сжатие продолжается, преодолевая давление газа. Постепенно обычная материя отделяется от темной и концентрируется в центре. Минимальная масса газовой конденсации, необходимая для формирования звезды, масса Джинса, определяется степенной зависимостью от температуры газа, поэтому первые звезды имели массу в 500-1000 раз большую, чем Солнце. В современной Вселенной при образовании звезд температура в плотной части конденсации может быть всего 10К, потому что, во-первых, функции теплоотвода более успешно выполняют появившиеся тяжелые элементы и частицы пыли, во-вторых, температура окружающей среды (реликтового излучения) составляет всего 2,7К, а не почти 100К, как это было в конце Темной эпохи. Второй критерий массы Джинса — давление (точнее, квадратный корень из давления). В Темную эпоху этот параметр был примерно таким же, как теперь.

Образовавшиеся первые звезды были не только огромными, в 4-14 раз больше Солнца, но и очень горячими. Солнце излучает свет с температурой 5780К. У первых звезд температура составляла 100 000-110 000К, а излучаемая энергия превосходила солнечную в миллионы и десятки миллионов раз. Солнце называют желтой звездой; эти же звезды были ультрафиолетовыми. Сгорали и разрушались они всего за несколько миллионов лет, но успевали выполнить по крайней мере две функции, определившие свойства последующего мира. В результате реакций синтеза происходило некоторое обогащение их недр "металлами" (так астрономы называют все элементы тяжелее гелия). Истекающий с них "звездный ветер" обогащал металлами межзвездную среду, облегчая формирование последующих поколений звезд. Главным же источником металлов были взрывы некоторых из них в качестве сверхновых. Наиболее массивная часть первых звезд в конце своего жизненного пути, по-видимому, образовала черные дыры. Мощное ультрафиолетовое излучение гигантских звезд вызвало быстро развивающиеся разогрев и ионизацию межзвездного и межгалактического газа. Это была вторая их функция. Такой процесс называют ре-ионизацией, потому что он был обратным рекомбинации, завершившейся за 250 миллионов лет до этого, при z = 1200, когда образовались атомы и освободилось реликтовое излучение. Исследования далеких квазаров показывают, что ре-ионизация практически закончилась при z = 6-6,5. Если эти две отметки, z = 1200 и z = 6,5, считать границами Темной эпохи, то она продолжалась 900 миллионов лет. Сам период полной темноты, до появления первых звезд, длился короче, около 250 миллионов лет, причем теоретики считают, что в некоторых, совершенно исключительных случаях отдельные звезды могли появиться и раньше, но вероятность этого была очень низкой.

С образованием первых звезд Темная эпоха закончилась. Гигантские ультрафиолетовые звезды входили в протогалактики, образованные, главным образом, Темной материей. Размеры протогалактик были небольшими и они находились близко друг к другу, что вызывало сильное притяжение, которое объединяло их в первые галактики, тоже небольшие. Их размеры составляли 20-30 световых лет (всего в 5 раз больше современного расстояния до ближайшей звезды; диаметр нашей Галактики составляет 100 000 световых лет). Было бы интересно увидеть эти гигантские ультрафиолетовые звезды, но, несмотря на их огромную яркость, сделать это не удается: они находятся в области z = 8-12, а рекордом наблюдения удаленных объектов пока остается квазар при z = 6,37. Вот если бы придумать, как выделить излучение, возникшее в определенный период времени... Допускал же колебавшийся иногда Э. Хаббл, что красное смещение — просто результат старения света, а никакой не эффект Доплера.

Заключение

В 2005 году исполняется 100 лет со дня опубликования Альбертом Эйнштейном его первой работы по Теории относительности. По мере углубления экспериментальных исследований обнаруживается, что мир становится все сложнее. Усложняются и появляющиеся новые теории, судить о справедливости которых мне, экспериментатору, нелегко. Какое-то утешение я нахожу в следующих словах Эйнштейна: "Никаким количеством экспериментов доказать теорию нельзя, но достаточно одного, чтобы ее опровергнуть". Заканчивая этот короткий обзор новых открытий, я пытаюсь представить себе другой обзор, тот, который будет написан через 100 лет. Надеюсь, его автор тоже будет оптимистом и закончит его словами Лукреция Анния Сенеки: "Природа не раскрывает свои тайны раз и навсегда".

Источник

 

< Предыдущая Следующая >
 

kartinamira.info

Математика и современная картина Вселенной

С Стенограмма эфира

Насколько математика влияет на наше мировоззрение, как научное, так и повседневное? Как эта наука, пользуясь своими языком и методами, описывает и формирует физическую картину мира? О традиции и смене парадигм в математике рассказывают доктор физико-математических наук Борис Воронов и Алексей Семихатов.

Программа повторно вышла в эфир 01.05.2002 в укороченном варианте (хронометраж 40:00).

Материалы к программе:

ИДЕИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

От физико-математической науки — к физике и математике (от Ньютона к Эйнштейну и Гильберту). Причины разделения. Далее — разделение физики на теоретическую и экспериментальную (последний универсал — Э. Ферми). Предмет физики, предмет математики.

Во времена Лапласа математика и физика составляли по существу одно целое, источником чему были Ньютон и Лейбниц, и что было известно также под другими именами, например «дифференциальное и интегральное исчисления». Последовательная экстраполяция дифференциального и интегрального исчисления с движения пушечных снарядов и планет на всё остальное известно к чему привела (лапласовский детерминизм).

Кстати, Кронеккер: «Натуральные числа от Бога, все остальное — от дьявола». «Зачем» иррациональные числа, коль скоро ни один физический прибор не может дать иррационального результата наблюдения? (начать надо с числа π — оно все-такивыводится и по всей видимости существует).

Вслед за тем в физике стали появляться новые принципы. Математика в свою очередь стала бурно развиваться сама по себе. Она очень далеко ушла от своей стартовой точки — счета и измерения длин и углов. Возникли (почему?) новые, не существовавшие ранее области (пример из XIX века: комплексный анализ, теория групп, потом теория колец, etc., etc.) Каковы же могли быть мотивировки для изучения, скажем, комплексных чисел, которыe «нельзя увидеть глазами»?

Отдельная тема — наличие в физических теориях принципиально ненаблюдаемых сущностей, которые тем не менее необходимы для построения всего формализма и для согласования с опытом следствий этого формализма

Математика настолько интегрировалась в физику, что физическая картина мира — это (почти) «Мир есть определенное решение определенных уравнений». [Например, крупномасштабная структура Вселенной — это в точности решение уравнений Эйнштейна.]

Откуда берутся основания утверждать такое? Вера? Существенная часть мотивации — успех небесной механики (открытие планет на кончике пера). [Плюс Максвелл — хорошо бы обсудить позже.]

Мотивировки физики черпались из опыта — признавался приоритет наблюдения над концепцией, если наблюдение противоречило концепции. Расширялась доступная наблюдению область Вселенной (как вширь, так и «внутрь»), и требовались новые концепции для объяснения «необъяснимых» наблюдений.

Почему

• все эти объяснения имели математическую природу;

• более того, они использовали какие-то области математики, которые были созданы внутри самой математики, в отрыве от физики (переоткрытие матричной алгебры Гайзенбергом, Риманова геометрия и ОТО, векторные расслоения и калибровочные поля(!))

Математика оказалась адекватной опытным фактам в следующем смысле: путем некоторого напряжения ума обнаруживается, что «странные» факты выводятся с помощью математики из аксиом. При хорошем количественном соотношении аксиом и объясненных фактов принимаются за истину как сами аксиомы, так и математический способ получения следствий из них (кстати, так же у Ньютона: ему было мало яблока, понадобилась Луна).

«Твердоустановленность» и сомнения в науке. Что можно реализовать в науке, а чего нельзя? Отличие письма трудящегося от научной гипотезы или фантазии.

Аксиомы стали формулироваться в терминах структур предыдущего уровня, т. е. в достаточно удаленных от опыта формах (требование аналитичности некоторых функций — ничего себе «опытный факт»!). За последние 10 лет вместо чудовищно дорогого эксперимента для проверки теории стали прибегать к изощренным математическим проверкам — т. е. по сути к «внутренней проверке». Точнее, такое получилось отчасти само, потому что «наугад» сформулированные первопринципы оказывались тем или иным образом самопротиворечивыми (хотя ни с первого, и даже ни со второго взгляда этого нельзя было обнаружить).

Методология науки. Сводимость к первичным сущностям. «Матрешка»? Единая теория всего. Дуальность и дополнительность первичных сущностей.

Чем большего мы желаем иметь от фундаментальной теории — чем большее проникновение в глубь явлений — тем труднее указать просто на непротиворечивую теорию, которая бы описывала желаемый круг явлений. Появилась такая идея: внутренняя структура фундаментальной теории позволит выбрать «единственно правильную». Существенные элементы таковы:

• вера в наличие единственной теории, описывающей «всё»

• высокая математизированность всей процедуры отбора теорий, т. е. проверки консистентности

• критерий красоты (?!). [Критерий истинности в науке — только опыт или что-то еще (эстетический принцип)?]

Почему математика, по видимости выросшая из счета и измерений длин и площадей, оказывается адекватной микромиру на масштабах в тысячи раз меньше размера протона и для Вселенной в момент ее рождения. Если это понимать буквально, то получается несколько пифагореистическое «единство мира» как игры чисел.

Историчность фундаментальных физических понятий и законов — признак объективности науки или саморазвитие сознания?

БОЛЕЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

1. Роль симметрий в создании физической картины мира:

• современные теории по существу определяются своими симметриями;

• математические «заготовки» для исследования симметрий (теория групп, etc.)

2. Многомерность Вселенной и ее кажущаяся четырехмерность.

3. Чем вызван всплеск фантазии в современной фундаментальной физике? (М-теория, квантовое рождение Вселенной)? Признаки кризиса современной физики: Стандартная модель — темная материя — «квинтэссенция» (возвращение эфира). Мир не состоит из элементарных частиц.

4. Проблема времени. Всегда ли было время, всегда ли будет? Начало Вселенной — начало времени?

ГЛОССАРИЙ

аналитические функции: интересный и достаточно богатый класс функций комплексного переменного, выделенных своей особой гладкостью и «контролируемыми» свойствами.

большое объединение: физическая модель теории поля, включающей в себя три из известных четырех фундаментальных сил в природе (электромагнитное, слабое и сильное (ядерное) взаимодействия).

великое объединение: гипотетическая физическая модель, включающая в себя все четыре известные фундаментальные взаимодействия (электромагнитное, слабое, сильное (ядерное) и гравитационное).

калибровочные теории (поля): особый вид полей с внутренними симметриями, из-за которых часть степеней свободы, переносимых полем, являются нефизическими. Калибровочные поля составляют основу современной теории ядерных и субъядерных сил.

квантовая механика: важнейшее открытие физики первой половины XX века. Оно утверждает, что фундаментальные сущности имеют как волновую, так и корпускулярную природу.

квантовая теория поля: парадигма фундаментальной физики второй половины XX века, согласно которой фундаментальные сущности имеют распределенный характер (поля), но тем не менее способны проявлять себя как бесконечные наборы «дискретных» объектов — частиц.

ОТО: общая теория относительности Эйнштейна, основанная на идее о том, что пространство и время искривляются находящейся в них материей, а гравитационные силы имеют геометрическую природу.

риманова геометрия: геометрия пространств, кривизна которых может меняться от точки к точке (в отличие от геометрии Евклида, где кривизна пространства равна нулю, и геометрии Лобачевского, где пространство имеет постоянную кривизну).

струна/теория струн: парадигма 90-х гг. XX века, согласно которой самыми фундаментальными сущностями являются не точечные частицы, и не поля, которые их рождают, а одномерно-протяженные объекты (струны) и соответствующие им поля.

Библиография

Ансельм А. А. Теоретическая физика XX в. — новая философия природы/Физика атомного ядра и элементарных частиц: Материалы XXXIII зимней школы. СПб., 1999.

Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1977.

Вайнберг С. Первые три минуты: Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981.

Вейль Г. Математическое мышление. М., 1989.

Вигнер Е. Этюды о симметрии. М., 1971.

Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. М., 1989.

Гинзбург В. Л. О науке, о себе и о других. М., 1997.

Дирак П. Воспоминание о необычайной эпохе. М., 1990.

Николсон И. Тяготение, черные дыры и Вселенная. М., 1983.

Пойя Д. Математическое открытие. М., 1976.

Пономарев Л. И. Под знаком кванта. М., 1989.

Пуанкаре А. О науке. М., 1984.

Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М,. 1992.

Физический энциклопедический словарь. М., 1984.

Хокинг С. Краткая история времени: От Большого Взрыва до черных дыр. СПб., 2001.

Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.

Тема № 18

Эфир 09.10.2001

Хронометраж 1:16:00

gordon0030.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта