Картина Васильева «Оттепель»: поэзия перемен. Картина васильева


Федор Александрович Васильев

 

 

   Кто хотя бы несколько раз побывал в Третьяковской галерее или Русском музее, наверняка запомнил произведения Федора Васильева. «Оттепель», «Мокрый луг», «В Крымских горах», «Осень на болоте» по праву соседствуют в нашей памяти с такими образами родной природы, как левитановская «Золотая осень», саврасовские «Грачи прилетели», шишкинская «Корабельная роща». 

   Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года, 24 сентября 1873 года он скончался. Казалось бы, в столь скупо отмеренные годы едва начинает созревать характер, только начинают определяться общие черты мировоззрения и лишь смутно намечается перспектива жизненного пути. Обычно, да. Но к Васильеву обычной мерки не применишь. Это человек исключительной судьбы и феноменальной силы дарования; этот юноша, необыкновенно чуткий и восприимчивый, наделенный сверхъестественной зрительной памятью и творческим воображением, имел свои собственные критерии и темпы роста. Ему хватило и его двадцати трех лет не только для того, чтобы окрепнуть как художнику, но и для того, чтобы прокладывать новую тропу в русском искусстве. И дело здесь не только в нем самом, не только в таланте и трудолюбии Васильева, но и в том, что с детства он неизменно встречал на своем творческом пути заботливых и опытных руководителей.     Формирование личности Васильева проходило при непосредственном и сердечном участии И.И.Шишкина и И.Н.Крамского. Васильев был близко знаком с большинством членов Артели петербургских художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Особенно тесной личной дружбой связан был Васильев с молодым поколением передвижников - с Репиным, Виктором Васнецовым, Савицким... Но, пожалуй, главным в его духовном и творческом развитии было то, что сама общественная атмосфера, как никогда, стимулировала рост всего передового, молодого, талантливого. Годы, когда начинал работать Ф.А.Васильев, были самым кипучим и бурным временем в истории русской культуры; это был период становления нового реалистического искусства, когда каждый передовой художник горел общим воодушевлением и стремился своим творчеством ответить идеалам боевого, демократического искусства. 

Федор Александрович Васильев

Крамской. Портрет Ф. Васильева

   Трудным и горьким было детство Федора Александровича Васильева. Семья постоянно бедствовала. Не имея средств, Васильевы часто переезжали с квартиры на квартиру, тщетно подыскивая комнату подешевле. Неделями семья сидела в темноте, так как часто не на что было купить свечей. От тяжелых условий жизни отец, брат, сестра Васильева и сам он были больны туберкулезом. С двенадцати лет будущий художник вынужден был зарабатывать себе на хлеб. В 1862 году Федор Васильев поступил на службу в Петербургский почтамт почтальоном. Несколько позже он служил писцом в Адмиралтействе.     Отец Федора, мелкий почтовый чиновник, бывший воспитанник сиротского дома, рано вышел в отставку и умер, когда будущему художнику едва исполнилось пятнадцать лет. Однако еще больше, чем постоянная нужда, угнетала юношу его участь «незаконнорожденного». Несмотря на то, что родители вступили в брак вскоре после его рождения, существующие тогда законы не позволяли им усыновить своего собственного ребенка. Рисовать Васильев начал очень рано, уже в десять лет он довольно бегло владел техникой масляной живописи, а с карандашом и акварелью был знаком еще раньше. Любимым его занятием в раннем детстве было срисовывание журнальных картинок. Когда Федору исполнилось тринадцать лет, в его жизни произошел первый серьезный поворот в сторону искусства. Он бросил свою должность писца и нанялся в услужение к реставратору картин в Академии художеств П.К.Соколову.     Соколов сам был художником, но главное, это то, что Петр Кириллович Соколов лично был знаком со многими художниками, в том числе с И.Н.Крамским, П.П.Чистяковым, И.И.Шишкиным.     В том же 1863 году Васильев поступил в вечернюю рисовальную школу Общества поощрения художников и окончил ее в 1867 году. Именно те годы, когда там учился Васильев, были периодом расцвета рисовальной школы - в это время там преподавали Чистяков, Крамской, Журавлев, Корзухин, М.К.Клодт.     Школа дала Васильеву неплохую профессиональную подготовку, которая наилучшим образом дополнялась его совместной работой со старшими друзьями-художниками. В период обучения Васильева в школе определилось его призвание пейзажиста. 

   Шишкин, принявший близкое участие в судьбе Федора Васильева, пригласил его на все лето на остров Валаам, который был излюбленным местом работы многих учеников Академии художеств. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном.     Поездка на Валаам под руководством Шишкина была необычайно плодотворной для молодого художника, она закрепила и расширила полученные Васильевым знания. В 1867 году Шишкин и Васильев выставили свои валаамские произведения в Обществе поощрения художников. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Васильев был признан профессиональным художником.

    В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Оформились его основные эстетические воззрения. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников, и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И.Н.Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» [...] Вы - точно часть меня самого, и часть очень дорогая, Ваше развитие - мое развитие. Ваша жизнь - отзывается в моей...» Главным достоинством этой удивительной дружбы была прямота и честность.

   Васильев одним из первых выдвинул требование в среде передовых художников: «Чем проще, тем художественнее», которое окончательно утвердилось как ведущий принцип русского реалистического искусства лишь несколько лет спустя. Борясь за полноту средств художественной выразительности идейного искусства, Васильев призывал передовых художников «пробовать делать так, чтобы и жанр не пострадал и колорит явился». 

    Умер Федор Александрович Васильев 24 сентября 1873 года в Ялте, где и был похоронен. Закончилась жизнь этого беспримерного по одаренности художника, который «умер на пороге новой фазы развития своего таланта, очень оригинальной и самобытной». Выражая мнение передовых людей России, И.Н.Крамской сказал: «Русская школа потеряла в нем гениального художника». Прошло много лет со дня кончины пейзажиста Васильева, и мнение это не устарело. Художник он действительно гениальный. Разве что хочется опустить в этом высказывании слово «потеряла». Этим именем гордится русская культура, как одним из своих достижений национального значения. 

Юрий Дюженко. Творчество художника Федора Васильева 

Федор Александрович Васильев

Крестьянский домик. 1863

 

Федор Александрович Васильев

После дождя (Весна в Петербурге). 1867

 

Федор Александрович Васильев

Пейзаж со скалой и ручьем. 1867

 

Федор Александрович Васильев

В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря. 1867

 

Федор Александрович Васильев

Берег. Штиль. 1867

 

Федор Александрович Васильев

После грозы. 1868

 

Федор Александрович Васильев

Перед грозой. 1868

 

Федор Александрович Васильев

В окрестностях Петербурга. 1868

 

Федор Александрович Васильев

 Пейзаж. Парголово. 1868

 

Федор Александрович Васильев

У водопоя. 1868

 

Федор Александрович Васильев

Близ Красного села. 1868

 

Федор Александрович Васильев

Возвращение стада. 1868

 

Федор Александрович Васильев

Деревенская улица. 1868

 

 

Федор Александрович Васильев

После дождя. 1869

 

Федор Александрович Васильев

После дождя. Проселок. 1869

 

Федор Александрович Васильев

На реке. Ветреный день. 1869

 

 Федор Александрович Васильев

Перед грозой. 1869

 

Федор Александрович Васильев

Березовая роща к вечеру. 1869

 

Федор Александрович Васильев

 Дорога в лесу. 1869

 

Федор Александрович Васильев

Летний жаркий день.1869

 

Федор Александрович Васильев

Иллюминация в Петербурге. 1869

 

Федор Александрович Васильев

Утро в деревне. 1869

 

Федор Александрович Васильев

На острове Валааме. 1869

 

Федор Александрович Васильев

Дорога в березовом лесу. 1869

 

Федор Александрович Васильев

Берег. Пасмурный день. 1869

 

Федор Александрович Васильев

После проливного дождя. 1870

 

Федор Александрович Васильев

Баржи на берегу. 1870

 

Федор Александрович Васильев

Вид на Волге. Барки. 1870

 

Федор Александрович Васильев

Лодка. 1870

 

Федор Александрович Васильев

Заря в Петербурге. 1870

 

Федор Александрович Васильев

Крестьянская семья в лодке. 1870

 

Федор Александрович Васильев

Лето. Речка в Красном селе. 1870

 

Федор Александрович Васильев

Рожь. 1870

 

Федор Александрович Васильев

Деревья. 1870

 

Федор Александрович Васильев

Волжские лагуны. 1870

 

Федор Александрович Васильев

На Мойке. 1871

 

Федор Александрович Васильев

На Неве. 1871

 

Федор Александрович Васильев

Грозовые облака. 1871

 

Федор Александрович Васильев

Берег Волги после грозы. 1871

 

Федор Александрович Васильев

Зима. 1871

 

Федор Александрович Васильев

Мокрый луг.1872

 

Федор Александрович Васильев

Мокрый луг. 1872

 

Федор Александрович Васильев

Заброшенная мельница. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Осенний лес. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Крымский пейзаж. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Рассвет. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Вечер в Крыму. 1873

 

Федор Александрович Васильев

В Крыму. После дождя. 1873

 

Федор Александрович Васильев

В Крымских горах. 1873

   В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Ее достоинства самому Васильеву казались сомнительными, весьма критично отзывался он и о живописи картины, потребовавшей от него таких усилий и поисков. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Этим общим и первым впечатлением от картины и начинается отзыв Крамского, присланный Васильеву в письме от 28 февраля.  «Настоящая картина - ни на что уже не похожа, - писал Крамской, - никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т.е. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это - гениально». Наиболее удачным, по мнению Крамского, было решение всей верхней части картины, начиная с пригорка за дорогой налево.     Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед, и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».

 

Федор Александрович Васильев

Пейзаж. Крым. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Утро. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Крымские горы зимой. 1873

 

Федор Александрович Васильев

На берегу моря. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Прибой волн. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Облака. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Пирамидальные тополя на берегу озера. Вечер. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Тополя, освещенные солнцем. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Быстрый поток. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Волна. 1873

 

Федор Александрович Васильев

Водяная мельница на горной реке. Крым

 

 

art.mirtesen.ru

Васильев Фёдор Александрович. Биография, картины художника

10 февраля (22 февраля по новому стилю) 1850 год, Гатчина под Петербургом – 24 сентября (6 октября по новому стилю) 1873 год, Ялта

Монохромный портрет Фёдора Васильева кисти И. КрамскогоГениальный русский пейзажист, исполнявший картины с лёгкостью Моцарта и «лёгкой статью» Пушкина. Фёдора Васильева называли гениальным мальчиком. Умер русский художник в 23 года. Его картины, при всей натуральности, были наполнены поэзией.

Родители художника жили в невенчанном браке. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. После рождения сына семья переехала в Петербург, что не улучшило материального благосостояния. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Когда Фёдору Васильеву исполнилось 15, после смерти отца, он становится единственным кормильцем матери, сестры и двух младших братьев. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям.

Страсть к рисованию, целеустремлённый характер, решение стать художником  подвигли Фёдора Васильева действовать осмотрительно и последовательно. В 1863 году он начинает посещать классы Рисовальной школы при Обществе поощрения художников. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П.К. Соколову. Знаменитый русский художник, Крамской, самый известный преподаватель, заметил необычайное дарование Васильева. Так Васильев, несмотря на свой юный возраст, идёт вровень со старшими членами организованной Крамским Артели художников, предшественницы Товарищества передвижных художественных выставок. Фёдор Васильев обладал искромётной способностью к импровизациям в рисунке, неиссякаемым остроумием поражал товарищей на вечерах Артели.

К нему всех тянуло, и он зорко и быстро схватывал все явления кругом

И. Репин

Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Он вёл себя так будто был, по меньшей мере, графом, вводя в заблуждение мало знавших его людей своим светским лоском и непринуждённостью в обращении. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. В  1870 году Петербургская мещанская управа выдала Васильеву паспорт с отчеством Викторович, а не Александрович. Существует также версия, что Васильев был побочным сыном графа Павла Сергеевича Строгонова, но серьёзных подтверждений эта гипотеза не имеет.

В 1867 году Фёдор Васильев оставил занятия в Рисовальной школе. В свои 17 лет он был сложившимся художником, чьи работы вызывали восхищение. В июне этого же года, вместе с Иваном Шишкиным (позднее Шишкин женился на сестре Васильева Евгении), Васильев отправляется на остров Валаам, где он провёл полгода. Привезённые этюды с Ладожского озера были показаны на первой выставке Васильева от Общества поощрения художников. Эта выставка принесла русскому художнику славу в «узкопрофессиональных» кругах.

Слава и известность достались художнику сразу, его любили и в аристократических кругах, и среди петербургской богемы. Ему покровительствовал граф Строгонов, приглашая его жить в своих обширных имениях – на Тамбовщине и под Сумами. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами.  Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату.  Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много! Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Весною его обследовали врачи и, найдя у него чахотку, настоятельно рекомендовали ехать на юг.

Фёдор Васильев не отнёсся серьёзно к рекомендациям врачей. Вместо Ялты он оправился в Хотень, имение графа Строгонова, расположенного под Сумами. После, летом в середине июля художник по состоянию здоровья перебрался в Крым.

Тоскую по России и не верю Крыму

Ф. Васильев в письме Крамскому

Крым стал последним пристанищем художника. Деньги заканчивались, врачи запретили не только прогулки, но и переходы из комнаты в комнату. Чтобы не говорить, Фёдор Васильев использовал «разговорные тетради». Работать ему разрешали по часу в день.

Безнадёжно больной он мечтал о возвращении в Россию, вспоминал поездку с Репиным на Волгу в 1870 году.

Никогда ещё художник не работал так плодотворно, как в Крыму. Последние дни его скрашивали приезды и письма друзей. На исходе тихого крымского сентября 1873 года Фёдор Васильев тихо угас на руках матери.

На посмертной выставке Васильева, устроенной Крамским, случилось небывалое: все картины покойного двадцатитрёхлетнего мастера были раскуплены ещё до открытия экспозиции.

Для памятника над его могилой друзья сочинили эпитафию: «Щедро он был одарён могучим и дивным талантом. Чудною силою чувства и красок владел он в искусстве».

Известные произведения Васильева Фёдора Александровича

Картина «Оттепель» исполнена художником в 1871 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Картина «Оттепель» принесла художнику первую премию на конкурсе поощрения художников в феврале 1871 года. В апреле Васильев, по просьбе князя Александра Александровича (будущего императора Александра III), сделал копию. В 1872 году Академия художеств передала картину на Всемирную выставку в Лондоне.

Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели… Не он ли настоящий артист для этой задачи!

Корреспондент британской газеты

Картина наполнена лиризмом, который был свойственен картинам Саврасова, та же мягкость красок. Пожалуй «Оттепель» можно сравнить с шедевром Саврасова «Грачи улетели», написанным в том же году, но показанный на другой выставке – первой передвижной выставке. Рядом же с картиной Васильева экспонировался ещё один шедевр Саврасова – картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Однако эта картина получила лишь вторую премию, уступив работе Фёдора Васильева.

Ландшафт картины унылый и просторный, над ним нависло набухшее влагой небо. Старик и ребёнок усиливают ощущение покинутости и уныния. Низкая изба со слепым окошком и криво стелющимся из трубы дымом символизирует Россию, по слову классика, «всех краёв дороже» подлинно-русскому человеку. В пространство картины как бы вводят зрителя глубокие следы от  полозьев саней, затопленные чёрной талой водой.

Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Жизнь в Крыму была трудной для художника не только из-за болезни и разлуки с русской природой, но и из-за редких встреч с друзьями и коллегами. Васильев много писал писем в Москву. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. По какой причине, неизвестно. На выставке Васильева, когда практически все работы были раскуплены, на мельницу никто не обратил особого внимания, а позднее картина была признана одной из лучших работ мастера.

В картине очевидны украинские черты. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Сама мельница не выглядит такой уж заброшенной, крыша ещё не обветшала, цело и мельничное колесо. Заброшенность видна в окружающей обстановке. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.

Картина «Болото в лесу. Осень» написана в 1872 году и хранится в Государственном Русском музее, в  Санкт-Петербурге. Это полотно не было дописано. «Болото в лесу» тоже, как и «Заброшенная мельница» является потаённой работой автора. Только лишь раз, в письмах друзьям, Васильев упомянул, что начал писать картину «Болото большое». Картина звучит чистыми красками среднерусской осени. И самая важная деталь пейзажа – болото, к которому художник был привязан.

О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжёлого предчувствия! Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут всё, всё, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины

Ф. Васильев в письме Крамскому

«Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» - одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. В картине мастера-колориста пламенеющая осенняя листва выигрывает от соседства насыщенно-свинцовой тучи.  Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Основная вертикаль композиции картины задаётся могучими деревьями, как бы подпирающими своими ветвями небо.

Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Безусловно, Россия со своими лесостепными ландшафтами была основным источником вдохновения для художника. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.

Симфония величия природы

И. Крамской

Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно, и пленило тосковавшего по России художника. Задний план несколько затуманен низко опустившимися облаками – это придаёт картине величественность и одновременно указывает на то, что перед нами именно высокие горы. Далеко внизу мы видим ещё одну группу высоких сосен, звучащую как бы эхом сосен переднего плана. Животные идут в горы медленно, через силу, татарин слез с повозки, чтобы облегчить их учесть.

Шедевр Васильева Ф.А. – картина «Мокрый луг»

Картина исполнена в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. По его замыслу картина должна была экспонироваться на выставке Общества поощрения художников, которое выделило средства на поездку Васильева в Крым. Ещё до завершения картина нашла своего покупателя. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом  - в Ташкент). Картину также хотел заполучить П. Третьяков, которому Васильев в то время был должен тысячу рублей, он просил мастера прислать ему работу ещё до выставки в Петербурге. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя.

В этой картине Васильев мастерски выстраивает воздушную перспективу, искусно приглушая цвета и затуманивая даль, в которой теряется далёкая земля с пятнами невысоких деревьев. Так плоскость холста превращается в осязаемую трёхмерную реальность.

Я не знаю ни одного произведения русской школы, где бы так обворожительно это было сработано. И потом счастливый какой-то фантастический свет, совершенно особенный, и в то же время такой натураыльный, что я не могу оторвать глаз<

И. Крамской

Сквозной мотив русского художника во многих его картинах – ручьи, болотца, заводи. Картины «влажны» - почти на ощупь. Вертикаль композиции задаёт большое дерево, оно сразу привлекает внимание зрителя. Без этого картина приобрела бы горизонтальную монотонность.  С величием картины сочетается выписанная, детализированная трава с искрящимися каплями дождя. Динамику картины задаёт отброшенная тучей тень, увлекая внимание зрителя за собой.

Оттепель Заброшенная мельница
  • Заброшенная мельница
Болото в лесу. Осень
  • Болото в лесу. Осень
В Крымских горах
  • В Крымских горах
Мокрый луг Берег Волги после дождя
  • Берег Волги после дождя
Деревня Эриклик. Фантан
  • Эриклик. Фантан
Иллюминация в Петербурге
  • Иллюминация в Петербурге
Избушка в лесу
  • Избушка в лесу
Крымские горы зимой
  • Крымские горы зимой
Перед дождём После дождя После дождя Утро В церковной ограде
  • В церковной ограде
Вид на Волге. Барки
  • Вид на Волге. Барки
В Крыму. После дождя
  • В Крыму. После дождя
Волжские лагуны
  • Волжские лагуны
Заря в Петербурге
  • Заря в Петербурге

rus-artist.ru

Картина Васильева «Оттепель»: поэзия перемен

Среди русских образцов пейзажной живописи, изумляющих иностранцев динамикой и проникновенностью, исключительное место принадлежит полотнам молодого и, несомненно, гениального живописца Федора Васильева. Если бы не ранняя смерть от туберкулеза (в 23 года), он, по утверждению Крамского, произвел бы переворот в пейзажном жанре.картина васильева оттепель Да, он был близок этому. Однажды увидев эти холсты, их невозможно забыть. А руку мастера нельзя спутать с творческой манерой других знаменитых пейзажистов. Такова и картина «Оттепель». Васильев написал ее зимой 1871 года, после летней поездки по Волге, в ходе которой художник упивался великолепием природы. Он вбирал в себя впечатления, чтобы синтезировать их в произведениях, наполненных тончайшими оттенками красок и настроений.

Отличившийся пейзаж

Картина Васильева «Оттепель» была выделена первой премией из числа других, представленных большими мастерами живописи на выставке ОПХ (Императорского Общества поощрения художников). Меценат Павел Третьяков купил пейзаж для своей коллекции задолго до выставки. Великий князь Александр, которому через десять лет предстояло вступить на Российский престол, был так впечатлен картиной, что заказал ее копию для императорского дома. В авторском повторении полотно обрело более мягкое, трогательно звучание, нежели его «близнец-первенец». Именно его решено было послать на международную выставку, проводившуюся в Великобритании. Из-за границы пейзаж вернулся тоже с первой премией и восторженными откликами рецензентов. Сегодня первая картина Васильева «Оттепель» экспонируется в Третьяковской галерее, а ее «двойник» обрел место в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Что же было такого в этом полотне, очаровавшем именитую публику?оттепель васильев

Тайна притяжения

Давайте взглянем на это необычно широкое по формату и глубокое по содержанию полотно. Посреди холодной российской зимы случилась оттепель. Природа еще охвачена глубоким сном, скована льдом и инеем. Внезапное «незапланированное» пробуждение застает ее врасплох. Темные проталины, сырое месиво из снега на проезжей дороге, сразу атакованной птицами, слабое золотистое пятно света где-то в вышине – эти весенние перемены еще обманчивы, но уже неотвратимы.

Философское звучание

Картина Васильева «Оттепель» была создана в период великих реформ в стране, которые по-своему напомнит хрущевская «оттепель» в двадцатом столетии. Всплеск политической жизни тогдашней России был основан на либеральных веяниях, которые напрямую касались положения огромной части народа. Как известно, реформы разочаровали, но побудили людей к самоопределению, выбору своего дальнейшего пути.

Оттепель посреди зимы, разлившиеся ручьи подтаявшего снега, под которым едва обнаруживается дорога, заставили остановиться в нерешительности крестьянина и крохотную девочку. Куда идти? Как? Наверное, они двинутся в путь, но он будет для них нелегким.

Несомненно, идея картины не исчерпывается, как принято считать, сентенцией о «тягостной крестьянской жизни». Здесь присутствует мысль о поступательном движении природы и истории, которое через остановки и препятствия толкает время вперед. Не потому ли картина Васильева «Оттепель» приобрела всемирное значение?ф васильев оттепель

Художественное решение

Импрессионистические приемы той самой «живописи настроения», которую обязательно упоминают, говоря о полотнах Васильева, автор использует и в этом произведении. Автор изображает не столько объекты, сколько обволакивающий их свет и воздух. Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны. Пространство полотна делится на две части – земля и небо. В центре высокое дерево, на котором обрывается теряющийся в сизой глубине перелесок, и вылившийся из подтаявшего водоема ручей зрительно создают крест, вбирающий вертикаль и горизонталь. Нежно переходящие друг в друга тона объединяют надрывную красоту пейзажа, каркающие звуки ворон, тихое журчание талого снега в одну могучую симфонию величия и беззащитности, которую так проницательно понял и мастерски изобразил Ф. Васильев. «Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой.

fb.ru

Оттепель (картина Васильева) — WiKi

«Оттепель» — пейзаж русского художника Фёдора Васильева (1850—1873), написанный в 1871 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 904). Размер — 53,5 × 107 см[1][2].

Картина была написана Васильевым в начале 1871 года. Весной того же года она была представлена на конкурсной выставке Общества поощрения художников и отмечена там первой премией. Вскоре после окончания работы над полотном его приобрёл Павел Третьяков[3][4].

Авторское повторение картины «Оттепель», заказанное великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III), в 1872 году было послано на международную выставку в Лондон, где было высоко оценено британскими критиками, один из которых отмечал, что картина выполнена «с такой своеобразностью, что навряд ли кто не признает тут присутствия самого высокого таланта»[5].

Много лет спустя искусствоведы отмечали смелый, новаторский характер этого пейзажа, открывшего «новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»[6]. Картина «Оттепель» — одно из самых известных произведений Фёдора Васильева[7], который умер от туберкулёза в возрасте 23 лет, через два с половиной года после её создания[8].

История

Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом)[9]. Летние месяцы этого года художник провёл на Волге, написав по результатам поездки ряд полотен, включая «Вид на Волге. Барки» (ГРМ) и «Волжские лагуны» (ГТГ), а также картину «Берег Волги после грозы» (ГТГ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года[10]. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение „Оттепели“ было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»[10].

Фёдор Васильев написал окончательный вариант картины «Оттепель» в начале 1871 года, в течение одного месяца[11]. Весной 1871 года картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там первую премию[3], причём соперничала она с полотном Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», которое в результате удостоилось второй премии[12]. Картина «Оттепель» была приобретена Павлом Третьяковым ещё до начала выставки[13].

Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца[14]. В письме от 5 апреля 1871 года Фёдор Васильев, извинившись перед Павлом Третьяковым за долгое молчание, сообщал ему: «Вы писали мне, что Вам неизвестно, начал ли я повторение картины, купленной Вами… Теперь же я могу Вас уведомить, что конкурс кончился 2 апреля и я взял картину. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля»[15]. В мае 1871 года работа над авторским повторением была завершена, и тогда же Васильев передал свой первый вариант картины Третьякову[15].

В том же 1871 году картина экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В.) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа — «Оттепель» Фёдора Васильева и «Грачи прилетели» Алексея Саврасова[3].

  Оттепель (авторское повторение, 1871, холст, масло, 55,5 × 108,5 см, ГРМ)

После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. В 1872 году эта авторская копия была послана на Лондонскую ежегодную международную выставку[en], где она была отмечена премией, а также получила хорошие отзывы в английской прессе[16]. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post[en], выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину „Оттепель“, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег; заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»[17]. В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге ( Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году[13][18][19].

Весной 1871 года у Фёдора Васильева случилась вспышка туберкулёза, и врачи настаивали на том, чтобы он уехал на лечение на юг. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне[20]. 18 июля Фёдор Васильев выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни[21]. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского[17].

Описание

  Монета Банка России к 150-летию со дня рождения Ф. А. Васильева с изображением фрагмента картины «Оттепель», 2 рубля, реверс

На картине изображён холодный, унылый пейзаж с размытой от растаявшего снега просёлочной дорогой, которую пересекает тёмная полоса талой воды. Оживляют пейзаж лишь птицы, изображённые в левой части картины, да фигурки путника и ребёнка, которые стоят у проталины на дороге[22]. Унылость картины дополняют написанные на заднем плане обледенелые деревья и покосившаяся изба, крыша которой покрыта снегом. Ощущение безнадёжности, вызываемое видом этой распутицы, подчёркивается растянутым вширь форматом холста[2]. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену[23].

Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога[24], которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание[14]. Растянутый по горизонтали формат картины усиливает эффект, подчёркивающий протяжённость этой дороги. То, что рядом с путником находится ребёнок, не только не смягчает ощущение людского одиночества среди снежных просторов, а наоборот, дополняет его пониманием того, насколько тяжёл дальний путь по заснеженной равнине для маленького человека[14].

При написании картины Васильев отклонился от классической трёхплановой схемы, используемой в романтических пейзажах: на заднем плане отсутствует единая замыкающая плоскость (есть разрыв между тёмными группами деревьев), а пространство зрительно углублено с помощью объёмного изображения нависшей над равниной тучи[25].

Эскизы и этюды

В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 × 28,3 см, 11029)[26], также известная под названием «Зима»[27][28]. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. Этот пейзаж был приобретён художником и коллекционером Ильёй Остроуховым у петербургского антиквара и впоследствии стал частью созданного им частного музея. После смерти Остроухова, последовавшей в 1929 году, его музей был расформирован, а картина была передана в собрание Государственной Третьяковской галереи[26].

Известен ещё один этюд Фёдора Васильева с названием «Оттепель» (1870, холст, масло, 26 × 33 см), который находился в коллекции Козьмы Солдатёнкова, а затем в собрании Румянцевского музея. Согласно документам, после расформирования Румянцевского музея в 1924 году этот этюд был передан в Самарский музей, но по какой-то причине туда так и не поступил. Его местонахождение в настоящее время неизвестно[1][29].

К подготовительным материалам, послужившим основой для разработки темы будущей картины, искусствоведы также относят рисунок «Деревня. Распутица»[30] (или «Деревенский пейзаж», 1870, бумага, сепия, 17 × 28 см, Р-170), находящийся в Пермской государственной художественной галерее[31].

Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее хранится одноимённый эскиз картины «Оттепель» (холст, масло, 21 × 43 см, Ж-591), который был приобретён в 1969 году у московского коллекционера Н. А. Соколова[32].

  Оттепель (или Зима, первоначальный замысел, бумага на картоне, масло, ГТГ)   Оттепель (этюд, 1870, холст, масло)   Деревенский пейзаж (1870, бумага, сепия, ПГХГ)   Оттепель (эскиз картины 1871 года, холст, масло, ГТГ)

Отзывы

Художник Иван Крамской, сравнивая «Оттепель» с появившимся двумя годами позже полотном «В Крымских горах», отмечал, насколько различны эти две картины и какой «страшилищной пропастью» отделены они друг от друга. В письме к Фёдору Васильеву от 28 февраля 1873 года он писал[33][34]:

«  Картина «Оттепель» такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная (не в смысле детства) и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая себе право гражданства между другими, и хотя решительно новая, но имеющая корни где-то далеко, на что-то похожая и, я готов был бы сказать, заимствованная, если бы это была правда, но все-таки картина, которая в русском искусстве имеет вид задатка. » 

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»[7]. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера»[35]. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины»[36].

Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним — Игорь Глебов) считал картину «Оттепель» одним из лучших образцов сочетания лиричности в изображении русской природы со строгой дисциплиной художника. По его словам, в этой картине «композицией управляет тема дороги, русский дальний путь, на бесконечности „протяжений“ которого миллионами людей передумано столько дум о жизни и смерти и где перестрадало столько сердец»[37].

Обсуждая картину «Оттепель», искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»[34]. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»[6].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 160.
  2. ↑ 1 2 Васильев Федор Александрович — Оттепель, 1871 (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
  3. ↑ 1 2 3 Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 61.
  4. ↑ Е. А. Матвеева, 2009, с. 32.
  5. ↑ Г. С. Чурак, 2000, с. 30.
  6. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 162—163.
  7. ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1986, с. 158.
  8. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 16.
  9. ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 153.
  10. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1999, с. 29.
  11. ↑ . Жизнь и творчество Федора Васильева, часть 2 (HTML). tphv.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
  12. ↑ Ф. С. Мальцева, 1999, с. 31.
  13. ↑ 1 2 Ю. Ф. Дюженко, 1973, с. 33.
  14. ↑ 1 2 3 Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 62.
  15. ↑ 1 2 А. П. Боткина, 1993, с. 124.
  16. ↑ Ф. А. Васильев (1850—1873) — Оттепель (HTML). nearyou.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
  17. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 151.
  18. ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 70, № 960.
  19. ↑ Васильев Ф. А. Оттепель. 1871 (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — yawww.virtualrm.spb.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
  20. ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 164—165.
  21. ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 171.
  22. ↑ Е. А. Матвеева, 2009, с. 31.
  23. ↑ В. С. Манин, 2001, с. 202.
  24. ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 160.
  25. ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 60—61.
  26. ↑ 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 158.
  27. ↑ Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 153, № 92.
  28. ↑ Васильев Федор Александрович — Зима, 1871 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 2 июня 2016.
  29. ↑ Ф. А. Васильев — Оттепель. Этюд (HTML). www.rmuseum.ru. Проверено 2 июня 2016.
  30. ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 153—154.
  31. ↑ Пермская государственная художественная галерея / . — Москва: Изобразительное искусство, 1976. — 184 с.
  32. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 159.
  33. ↑ И. Н. Крамской, 1988, с. 146.
  34. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 162.
  35. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 41.
  36. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1986, с. 41.
  37. ↑ Б. В. Асафьев, 1966.

Литература

  • Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. — М.—Л.: Искусство, 1966.
  • Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М.: Искусство, 1993. — 371 с. — ISBN 9785210025500.
  • Ф. А. Васильев. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 72 с. — (Массовая библиотека по искусству).
  • Федор Александрович Васильев. — М.: Искусство, 1984. — 272 с.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2. — М.: Искусство, 1999. — 136 с. — ISBN 9785210013439.
  • Манин В. С. Русский пейзаж. — М.: Белый город, 2001. — 632 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0293-6.
  • Федор Васильев. — М.: Белый город, 2009. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-1264-6.
  • Федор Александрович Васильев. — М.: Изобразительное искусство, 1991. — 160 с.
  • Энциклопедия пейзажа. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Ф. Васильев. — М.: Изогиз, 1937. — 244 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М.: Советский художник, 1986. — 304 с.
  • Федор Васильев. — М.: Белый город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0221-9.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Крамской об искусстве / . — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 176 с. — ISBN 5-85200-015-9.

Ссылки

ru-wiki.org

Оттепель (картина Васильева) - Gpedia, Your Encyclopedia

«Оттепель» — пейзаж русского художника Фёдора Васильева (1850—1873), написанный в 1871 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 904). Размер — 53,5 × 107 см[1][2].

Картина была написана Васильевым в начале 1871 года. Весной того же года она была представлена на конкурсной выставке Общества поощрения художников и отмечена там первой премией. Вскоре после окончания работы над полотном его приобрёл Павел Третьяков[3][4].

Авторское повторение картины «Оттепель», заказанное великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III), в 1872 году было послано на международную выставку в Лондон, где было высоко оценено британскими критиками, один из которых отмечал, что картина выполнена «с такой своеобразностью, что навряд ли кто не признает тут присутствия самого высокого таланта»[5].

Много лет спустя искусствоведы отмечали смелый, новаторский характер этого пейзажа, открывшего «новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»[6]. Картина «Оттепель» — одно из самых известных произведений Фёдора Васильева[7], который умер от туберкулёза в возрасте 23 лет, через два с половиной года после её создания[8].

История

Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом)[9]. Летние месяцы этого года художник провёл на Волге, написав по результатам поездки ряд полотен, включая «Вид на Волге. Барки» (ГРМ) и «Волжские лагуны» (ГТГ), а также картину «Берег Волги после грозы» (ГТГ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года[10]. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение „Оттепели“ было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»[10].

Фёдор Васильев написал окончательный вариант картины «Оттепель» в начале 1871 года, в течение одного месяца[11]. Весной 1871 года картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там первую премию[3], причём соперничала она с полотном Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», которое в результате удостоилось второй премии[12]. Картина «Оттепель» была приобретена Павлом Третьяковым ещё до начала выставки[13].

Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца[14]. В письме от 5 апреля 1871 года Фёдор Васильев, извинившись перед Павлом Третьяковым за долгое молчание, сообщал ему: «Вы писали мне, что Вам неизвестно, начал ли я повторение картины, купленной Вами… Теперь же я могу Вас уведомить, что конкурс кончился 2 апреля и я взял картину. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля»[15]. В мае 1871 года работа над авторским повторением была завершена, и тогда же Васильев передал свой первый вариант картины Третьякову[15].

В том же 1871 году картина экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В.) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа — «Оттепель» Фёдора Васильева и «Грачи прилетели» Алексея Саврасова[3].

Оттепель (авторское повторение, 1871, холст, масло, 55,5 × 108,5 см, ГРМ)

После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. В 1872 году эта авторская копия была послана на Лондонскую ежегодную международную выставку[en], где она была отмечена премией, а также получила хорошие отзывы в английской прессе[16]. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post[en], выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину „Оттепель“, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег; заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»[17]. В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге ( Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году[13][18][19].

Весной 1871 года у Фёдора Васильева случилась вспышка туберкулёза, и врачи настаивали на том, чтобы он уехал на лечение на юг. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне[20]. 18 июля Фёдор Васильев выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни[21]. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского[17].

Описание

Монета Банка России к 150-летию со дня рождения Ф. А. Васильева с изображением фрагмента картины «Оттепель», 2 рубля, реверс

На картине изображён холодный, унылый пейзаж с размытой от растаявшего снега просёлочной дорогой, которую пересекает тёмная полоса талой воды. Оживляют пейзаж лишь птицы, изображённые в левой части картины, да фигурки путника и ребёнка, которые стоят у проталины на дороге[22]. Унылость картины дополняют написанные на заднем плане обледенелые деревья и покосившаяся изба, крыша которой покрыта снегом. Ощущение безнадёжности, вызываемое видом этой распутицы, подчёркивается растянутым вширь форматом холста[2]. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену[23].

Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога[24], которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание[14]. Растянутый по горизонтали формат картины усиливает эффект, подчёркивающий протяжённость этой дороги. То, что рядом с путником находится ребёнок, не только не смягчает ощущение людского одиночества среди снежных просторов, а наоборот, дополняет его пониманием того, насколько тяжёл дальний путь по заснеженной равнине для маленького человека[14].

При написании картины Васильев отклонился от классической трёхплановой схемы, используемой в романтических пейзажах: на заднем плане отсутствует единая замыкающая плоскость (есть разрыв между тёмными группами деревьев), а пространство зрительно углублено с помощью объёмного изображения нависшей над равниной тучи[25].

Эскизы и этюды

В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 × 28,3 см, 11029)[26], также известная под названием «Зима»[27][28]. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. Этот пейзаж был приобретён художником и коллекционером Ильёй Остроуховым у петербургского антиквара и впоследствии стал частью созданного им частного музея. После смерти Остроухова, последовавшей в 1929 году, его музей был расформирован, а картина была передана в собрание Государственной Третьяковской галереи[26].

Известен ещё один этюд Фёдора Васильева с названием «Оттепель» (1870, холст, масло, 26 × 33 см), который находился в коллекции Козьмы Солдатёнкова, а затем в собрании Румянцевского музея. Согласно документам, после расформирования Румянцевского музея в 1924 году этот этюд был передан в Самарский музей, но по какой-то причине туда так и не поступил. Его местонахождение в настоящее время неизвестно[1][29].

К подготовительным материалам, послужившим основой для разработки темы будущей картины, искусствоведы также относят рисунок «Деревня. Распутица»[30] (или «Деревенский пейзаж», 1870, бумага, сепия, 17 × 28 см, Р-170), находящийся в Пермской государственной художественной галерее[31].

Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее хранится одноимённый эскиз картины «Оттепель» (холст, масло, 21 × 43 см, Ж-591), который был приобретён в 1969 году у московского коллекционера Н. А. Соколова[32].

Оттепель (или Зима, первоначальный замысел, бумага на картоне, масло, ГТГ) Оттепель (этюд, 1870, холст, масло) Деревенский пейзаж (1870, бумага, сепия, ПГХГ) Оттепель (эскиз картины 1871 года, холст, масло, ГТГ)

Отзывы

Художник Иван Крамской, сравнивая «Оттепель» с появившимся двумя годами позже полотном «В Крымских горах», отмечал, насколько различны эти две картины и какой «страшилищной пропастью» отделены они друг от друга. В письме к Фёдору Васильеву от 28 февраля 1873 года он писал[33][34]:

« Картина «Оттепель» такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная (не в смысле детства) и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая себе право гражданства между другими, и хотя решительно новая, но имеющая корни где-то далеко, на что-то похожая и, я готов был бы сказать, заимствованная, если бы это была правда, но все-таки картина, которая в русском искусстве имеет вид задатка. »

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»[7]. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера»[35]. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины»[36].

Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним — Игорь Глебов) считал картину «Оттепель» одним из лучших образцов сочетания лиричности в изображении русской природы со строгой дисциплиной художника. По его словам, в этой картине «композицией управляет тема дороги, русский дальний путь, на бесконечности „протяжений“ которого миллионами людей передумано столько дум о жизни и смерти и где перестрадало столько сердец»[37].

Обсуждая картину «Оттепель», искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»[34]. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»[6].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 160.
  2. ↑ 1 2 Васильев Федор Александрович — Оттепель, 1871 (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
  3. ↑ 1 2 3 Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 61.
  4. ↑ Е. А. Матвеева, 2009, с. 32.
  5. ↑ Г. С. Чурак, 2000, с. 30.
  6. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 162—163.
  7. ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1986, с. 158.
  8. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 16.
  9. ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 153.
  10. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1999, с. 29.
  11. ↑ . Жизнь и творчество Федора Васильева, часть 2 (HTML). tphv.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
  12. ↑ Ф. С. Мальцева, 1999, с. 31.
  13. ↑ 1 2 Ю. Ф. Дюженко, 1973, с. 33.
  14. ↑ 1 2 3 Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 62.
  15. ↑ 1 2 А. П. Боткина, 1993, с. 124.
  16. ↑ Ф. А. Васильев (1850—1873) — Оттепель (HTML). nearyou.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
  17. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 151.
  18. ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 70, № 960.
  19. ↑ Васильев Ф. А. Оттепель. 1871 (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — yawww.virtualrm.spb.ru. Проверено 6 июня 2016. Архивировано 18 мая 2013 года.
  20. ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 164—165.
  21. ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 171.
  22. ↑ Е. А. Матвеева, 2009, с. 31.
  23. ↑ В. С. Манин, 2001, с. 202.
  24. ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 160.
  25. ↑ М. И. Ткач, 2002, с. 60—61.
  26. ↑ 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 158.
  27. ↑ Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 153, № 92.
  28. ↑ Васильев Федор Александрович — Зима, 1871 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 2 июня 2016.
  29. ↑ Ф. А. Васильев — Оттепель. Этюд (HTML). www.rmuseum.ru. Проверено 2 июня 2016.
  30. ↑ Ф. С. Мальцева, 1984, с. 153—154.
  31. ↑ Пермская государственная художественная галерея / . — Москва: Изобразительное искусство, 1976. — 184 с.
  32. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 159.
  33. ↑ И. Н. Крамской, 1988, с. 146.
  34. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 162.
  35. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 41.
  36. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1986, с. 41.
  37. ↑ Б. В. Асафьев, 1966.

Литература

  • Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. — М.—Л.: Искусство, 1966.
  • Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М.: Искусство, 1993. — 371 с. — ISBN 9785210025500.
  • Ф. А. Васильев. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 72 с. — (Массовая библиотека по искусству).
  • Федор Александрович Васильев. — М.: Искусство, 1984. — 272 с.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2. — М.: Искусство, 1999. — 136 с. — ISBN 9785210013439.
  • Манин В. С. Русский пейзаж. — М.: Белый город, 2001. — 632 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0293-6.
  • Федор Васильев. — М.: Белый город, 2009. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-1264-6.
  • Федор Александрович Васильев. — М.: Изобразительное искусство, 1991. — 160 с.
  • Энциклопедия пейзажа. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Ф. Васильев. — М.: Изогиз, 1937. — 244 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М.: Советский художник, 1986. — 304 с.
  • Федор Васильев. — М.: Белый город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0221-9.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Крамской об искусстве / . — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 176 с. — ISBN 5-85200-015-9.

Ссылки

www.gpedia.com

Картины Константина Васильева - Славянские картины - Картины, фото галереи - Наследие Предковъ

Нечаянная встречаPhotobucket

Авдотья-РязаночкаPhotobucket

Алеша Попович и красна девицаPhotobucket

Бой Добрыни со змеемPhotobucket

Бой со змеемPhotobucket

Василий БуслаевPhotobucket

ВеликанPhotobucket

ВитязьPhotobucket

ВольгаPhotobucket

Вольга и МикулаPhotobucket

ГаданиеPhotobucket

Гуси-лебедиPhotobucket

Дар СвятогораPhotobucket

Дар Святогора-2Photobucket

Photobucket

ЖницаPhotobucket

Илья Муромец и голь кабацкаяPhotobucket

Илья Муромец освобождает узниковPhotobucket

Photobucket

Над ВолгойPhotobucket

На Калиновом мостуPhotobucket

Настасья МикулишнаPhotobucket

Огненный мечPhotobucket

ОжиданиеPhotobucket

Плач ЯрославныPhotobucket

Поединок Пересвета с ЧелубеемPhotobucket

Рождение Дуная-1Photobucket

Рождение Дуная-2Photobucket

РусалкаPhotobucket

Русский витязьPhotobucket

Садко и Владыка морскойPhotobucket

Садко на дощечке кипарисовойPhotobucket

СвияжскPhotobucket

Северная легендаPhotobucket

Северный орелPhotobucket

Photobucket

Человек с филиномPhotobucket

rodobozhie.ru

Самые известные картины русского гения Константина Васильева

Всего 34 года было талантливому живописцу Константину Васильеву, когда его сбил поезд на железнодорожном переезде. Вокруг его смерти ходило множество слухов. Случайность? Непонимание? Или несчастная любовь? Он родился 3 сентября 1942 года. За свою короткую жизнь юноша успел создать более двухсот произведений живописи и графики. Он рисовал портреты и пейзажи, полотна батальных жанров, но больше всего любил мифологию и сюрреалистические композиции. Признания он не ждал, и творил свои шедевры больше для себя, работая учителем рисования и художником-оформителем. Лишь после его гибели друзья Константина собрали его работы и организовали выставку. К концу 80-х вся Москва знала его имя...

Автопортрет, 1970 г.

Автопортрет, 1970 г.

Творчество художника пронизано философскими размышлениями об истории славянского народа. Созданный им мир поэтических образов составляет неотъемлемую часть культурного наследия нации и, конечно же, является памятью о нем. Талантливом живописце Константине Васильеве. Сегодня мы подготовили для вас обзор нескольких самых известных его работ. Давайте посмотрим их вместе!

«Весна» (1966 г.), — на большую часть работ Костю вдохновляла любовь. В 24 года, как раз после создания этой картины, он сделал предложение девушке, которая безумно привлекала его не только внешностью и обаянием, но и тонкостью натуры, а также тем, что она прекрасно разбиралась в музыке. Увы, — его муза не ответила ему взаимностью…

Весна, 1966 г.

Весна, 1966 г.

«Князь Игорь» (1969 г.), — Константин очень любил рисовать по былинным и историческим мотивам. «Слово о полку игореве» было одним из его любимых произведений. Как было не изобразить великого князя?

Князь Игорь, 1969 г.

Князь Игорь, 1969 г.

«Валькирия над сраженным воином» (1971 г.), — и снова символическая любовная тематика! Талантливого художника преследовали неудачи в личной жизни, многие критики именно этим объясняют успех его работ. «Слишком выраженно в данной ситуации происходит сублимация», — звучит не очень-то приятно. И пусть говорят! Ведь просто здорово, когда есть возможность выразить свои чувства, через живопись, музыку или литературу, — не принципиально. Сраженный воин – это он, Константин. В 30 лет (1970 г.) он полюбил в третий раз. Но… даже не признался своей избраннице, — боялся очередного отказа. Тогда он решил, что лишь живопись останется с ним навсегда.

Валькирия над сраженным воином, 1971 г.

Валькирия над сраженным воином, 1971 г.

«Ожидание» (1974 г.), — а эту работу Константин задумывал, как иллюстрацию к детской сказке. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали», — эта картина одна из серии (есть еще «Гадание»). Говорят, что ожидание в глазах у русской красавицы – мечта художника. Как же он хотел, чтобы вечером ждала его Она!

Ожидание, 1974 г.

Ожидание, 1974 г.

«Прощание славянки» (1974 г.), — эпохальное полотно Васильева, заслужившее несколько премий на выставках. Одухотворенность в глазах женщины, приносящей великую жертву войне, отдавая ей своего мужчину, тревога за Отчизну и готовность отдать жизнь за нее (и в том числе за свою семью), которые сквозят в решительных русских воинах, видны с первого взгляда на картину. Она завораживает и заставляет замереть в почтительном восхищении.

Прощание славянки, 1974 г.

Прощание славянки, 1974 г.

«Человек с филином» (1976 г.), — самая последняя работа Константина. Во взгляде сурового волхва можно прочесть ожидание чего-то неотвратимого, неизбежность происходящего подчеркивается достаточно мрачной атмосферой самой картины. Он знал? Чувствовал? Сова испокон веков считалась символом мудрости…

Человек с филином, 1974 г.

Человек с филином, 1974 г.

Пытался ли Константин Васильев на что-то намекнуть? Сложно сказать об этом сейчас. Нам остается только помнить…

3 сентября 2013,  00:06

elive.com.ua


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта