Урок по изобразительному искусству на тему" Тематическая (сюжетная) картина" (7 класс). Сюжетная картина
Презентация по изобразительному искусству на тему Сюжетно-тематическая картина"
7 класс Цели и задачи: Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Оборудование и материалы: Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства. Художественные материалы для практической работы. План урока Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся. Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций. Постановка художественной задачи. Практическое выполнение задания. Подведение итогов и анализ работ. Ход урока. -На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и , в частности, ее особого типа- бытового жанра. - Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете? (презентация , 1-5 сл.) / Задание: перечислите, записав в столбик названия видов изо искусства/ (презентация , 8сл.)- проверьте себя. Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. (презентация , 9- 13сл.) / Задание: перечислите, записав в столбик названия жанров изо искусства/ Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина. В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины. Каков сюжет представленных живописных работ? - Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина? Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события. Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора. (В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.) Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. (Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.) Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. (Произведения Тициана, Ф. Гойя, А. Ватто, В Верещагина, М. Грекова). - Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры. (Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др. При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.) - Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. Первым этапом работы над тематической картиной является выполнение предварительного эскиза / Задание: выполнить эскиз тематической картины «Жизнь моей семьи»./ Какие задачи решает предварительный эскиз? Построение композиции : размещение на плоскости листа центральных действующих лиц, передача движения, поз , действия; Домашнее задание: выполните дома наброски , передающие движение людей, задействованных в вашей сегодняшней работе.
infourok.ru
Урок по изобразительному искусству на тему" Тематическая (сюжетная) картина" (7 класс)
ТЕМАТИЧЕСКАЯ (СЮЖЕТНАЯ) КАРТИНА
Цели:
1. Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
2. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
Оборудование и материалы:
1. Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.
2. Художественные материалы для практической работы.
3. Словарь художественных терминов.
ПЛАН урока
1. Беседа о понятии жанр с проверкой и закреплением знаний учащихся.
2. Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и анализ работ.
Ход урока
– На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.
Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа – бытового жанра.
– Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.
Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике.
Что же такое жанры в изобразительном искусстве?
Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы – пейзаж, вещей – натюрморт, человека – портрет, событий жизни – сюжетно-тематическая картина.
В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения – жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.
А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.
Жанры в изобразительном искусстве:
1) Анималистический жанр.
2) Портрет – парадный, интимный, групповой.
3) Пейзаж – сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический.
4) Натюрморт – цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства.
5) Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.
Учащиеся группируют картины, предложенные учителем.
Учитель спрашивает о том, что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным.
Учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая, о чем эта картина.
– Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?
Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события.
Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.
(В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)
Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
(Такими картинами могут считаться произведения художников 60–70-х годов, посвященные покорению космоса и т. п.)
Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
Иллюстрируя понятия этого жанра, учитель демонстрирует произведения Тициана, Н. Пуссена, А. Ватто, Ф. Гойя, Г. Жерипо, а также В. Верещагина, М. Грекова и др.
– Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.
Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. Учитель дополняет представленный ими ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др.
При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Джорджоне, рафаэля, Н. Пуссена, П. Рубенса, Рембрандта, Д. Веласкеса, Ж.-П. давида, Ж.-Д. Энгра, А. Лосенко, А. Иванова.
– Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи (от франц. benre род. вид).
К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем занятии на примере знакомства с творчеством «малых голландцев».
Я предлагаю вам выполнить поисковую творческую работу (индивидуальную или групповую) на тему «Что я знаю о малых голландцах?».
А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.
Дома доделайте работу и назовите ее.
Домашнее задание (на доске): подготовиться к уроку-конференции «Что я знаю о "малых голландцах"?».
Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала на любую из предложенных тем:
1. История возникновения голландской живописи.
2. Голландия – родина жанровой живописи. Почему?
3. Творчество П. Брейгеля и др.
infourok.ru
Конспект по ИЗО "Тематическая сюжетная картина"
7 класс
Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина».
Цели:
Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
Оборудование и материалы:
Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.
Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.
Художественные материалы для практической работы.
План урока
Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.
Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов и анализ работ.
Ход урока.
-На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.
Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа- бытового жанра.
- Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.
Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике.
Что же такое жанры в изобразительном искусстве?
Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.
(Показ презентации о жанрах)
В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.
А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.
( Учащиеся группируют картины, предложенные учителем.
Учитель спрашивает о том, что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но он может быть абсолютно разным.)
Каков сюжет представленных живописных работ?
( Учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта картина».)
- Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?
Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.
Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.
(В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)
infourok.ru
"Тематическая сюжетная картина"- конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
7 КЛАСС МАОУ ЛИЦЕЙ № 29
УЧИТЕЛЬ - ЕМЕЛЬЯНОВА О. В.
Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина».
Цели:
Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
Оборудование и материалы:
Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.
Художественные материалы для практической работы.
План урока
Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.
Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов и анализ работ.
Ход урока.
-На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.
Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и , в частности, ее особого типа- бытового жанра.
- Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?
(презентация , 1-5 сл.)
/ Задание: перечислите, записав в столбик названия видов изо искусства/
(презентация , 8сл.)- проверьте себя.
Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ.
Каждый из этих пяти видов делится на жанры.
(презентация , 9- 13сл.)
/ Задание: перечислите, записав в столбик названия жанров изо искусства/
Что же такое жанры в изобразительном искусстве?
Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.
В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.
Каков сюжет представленных живописных работ?
- Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?
Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.
Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.
(В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)
Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
(Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.)
Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
(Произведения Тициана, Ф. Гойя, А. Ватто, В Верещагина, М. Грекова).
- Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.
(Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др.
При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.)
- Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.
К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Первым этапом работы над тематической картиной является выполнение предварительного эскиза
/ Задание: выполнить эскиз тематической картины «Жизнь моей семьи»./
Какие задачи решает предварительный эскиз?
Построение композиции : размещение на плоскости листа центральных действующих лиц, передача движения, поз , действия;
Домашнее задание: выполните дома наброски , передающие движение людей, задействованных в вашей сегодняшней работе.
infourok.ru
Тематическая картина
Количество просмотров публикации Тематическая картина - 1035
Понятие ʼʼтематическая станковая живописьʼʼ связывается прежде всего с жанрами бытовым, историческим, батальным. Несмотря на то что тематическая картина исполняется по этюдам с натуры, по сущности своей она ʼʼпротивостоит этюдной живописи, которая имеет лишь вспомогательное назначение и ставит частные, нередко узкоспециальные задачиʼʼ.
С чего начинается работа над тематической картиной, каковы пути и особенности ее композиционной разработки?
Живописец постоянно наблюдает, эстетически осваивает жизнь, у него накапливаются впечатления. Среди многообразных явлений действительности его особенно волнует, допустим, какое-то общественное явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он пытается осмыслить и о котором хочет рассказать изобразительными средствами. Более целенаправленным становится его наблюдение, но будущее произведение пока еще представляется в общих чертах. Думая о теме, художник одновременно оценивает ее с определенных идейных позиций.
Так образуется идейно-тематическая основа будущего произведения. Далее содержание темы обретает свои более конкретные рамки в сюжете.
Развитие сюжета средствами изобразительного искусства требует знания композиционных основ, иначе материал наблюдений останется нереализованным в художественной форме. В результате складывается замысел художника и более или менее конкретное представление о формальных средствах картины, включая ее конструкцию.
В замысле (иногда называемом пластическим мотивом) обычно бывают заложены основы художественного образа, его новизны и потенциальные возможности дальнейшей разработки. Новизна пластического мотива отражает не только новое явление в жизни, но и новый сюжет. Это новое явление может заинтересовать многих художников, и, в случае если они остановятся на одном сюжете, им не избежать однообразия, штампа.
Первоначальные композиционные эскизы должны отвечать таким требованиям, как наличие конструктивной идеи и контрастов. Конструктивная идея, лежащая в пластическом мотиве, подсказывает место сюжетно-композиционного центра, в котором сосредоточивается главное в содержании картины.
Наличие конструктивной идеи в первоначальных эскизах помогает установить формат картинной плоскости, масштаб, относительную величину главного и второстепенного, основные тональные и цветовые контрасты.
Поиски композиции продолжаются и в период работы над этюдами, и даже при создании картона.
Работа над эскизами ведется параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок. В процессе собирания этого подсобного материала уточняется сюжет, и это оказывает существенную помощь в период завершения картины. Надежными помощниками художника на этой стадии будут исторические данные, предметы быта͵ документы, военное оружие и снаряжение, памятники архитектуры, зафиксированные при крайне важно сти в этюдах, набросках, зарисовках. Вся эта предварительная работа позволяет уточнить, усовершенствовать композицию, избавить ее от приблизительности в расстановке смысловых акцентов.
Далее наступает время разработки картона, т. е. рисунка в размер будущей картины. В нем прорисовываются все элементы композиции, включая детали, после чего рисунок с картона (через кальку или припорохом) переносится на холст. Далее выполняется так называемый подмалевок, чаще всего тонким слоем жидкой краски, ʼʼв протиркуʼʼ, лессировочными, т. е. прозрачными и полупрозрачными, красками. В подмалевке стараются верно взять цветовые или тональные отношения.
Работая над картиной, живописец решает целый ряд сложных задач, к примеру: придать локальным цветам — предметной окраске — колористические качества, установить меру интенсивности, насыщенности цветосочетаний — словом, вылепить цветом форму, сверяясь с условиями освещения, образующего светотень и рефлексы. Все эти и другие не менее трудные задачи решаются с прицелом на реализацию идейного содержания. При этом нельзя забывать о силе воздействия законов композиции на процесс формирования художественного образа средствами живописи.
В создании композиции большую роль играет подсобный материал. Но иногда он должна быть недостаточно целенаправленно собран и проработан, тогда на завершающем этапе вдруг выяснится, что не хватает каких-то важных элементов для целостного выражения сути композиции. Выход один: восполнить недостающее, вновь обратившись к источникам, к поискам нужного материала.
Дробность, ощущение делимости композиции на несколько самостоятельных частей мешают зрителю прочитать замысел художника, затрудняют восприятие картины как целостного организма. По этой причине, заканчивая работу, надлежит обратить внимание на выразительность сюжетно-композиционного центра, на его смысловые связи с второстепенными частями картины, сравнить силу контрастов в главном и подчиненном, проверить, нет ли повторяемости в тональных напряжениях, формах, величинах.
СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. В понятие сюжетно-тематическая картина входит:
историческая картина
бытовая (жанровая) картина
Батальная картина
referatwork.ru
Сюжетно-тематическая картина - изо, презентации
Тема: Тематическая (сюжетная) картина
Цель: сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
Задачи:
- подвести учащихся к пониманию особенностей жанра, через повторение и обобщение изученного;
- развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность учащихся Через решение композиционных упражнений.,
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству,и доброжелательное отношение к друг другу.
Оборудование.
1Призентация.
2. Художественные материалы для практической работы.
3. Словарь художественных терминов.
План урока.
1. Повторение и закрепление знаний учащихся.
2. Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.
З. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и анализ работ.
Ход урока
Приветствие: 21 ноября - Всемирный день приветствия. «Всемирный день приветствий» отмечается ежегодно с 1973 года. Его придумали два брата-американца (Майкл и Брайен Маккомак) в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности. Более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Нам хочется, чтобы все, кто еще не знают о нем, узнали и приняли участие, тем более, что все очень просто и особой подготовки не требует: достаточно в этот день приветливо поздороваться с десятью незнакомыми людьми. Вы можете сказать им: "Добрый день" или "Привет", это зависит от возраста и настроения. Приветствие - первое правило этикета.
Учитель: На предыдущих уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Наши дальнейшие уроки - об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа — бытового жанра.
Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?
Ответы учащихся. Архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Учитель: Да действительно верно вы вспомнили, что изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ребята, а как вы считаете, в каком виде искусства ярче всего это деление проявляется?
Ответы учащихся. В живописи и графике.
Учитель: Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других — людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы — пейзаж, вещей — натюрморт, человека — портрет, событий жизни — сюжетно-тематическая картина.
В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения — жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности — портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины — историческая, батальная, бытовая картины.
А теперь из картин представленных на доске те, жанр которых вам знаком.
Жанры в изобразительном искусстве.
1) Анималистический жанр.
2) Портрет — парадный, интимный, групповой.
3) Пейзаж — сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический.
4) Натюрморт — цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства.
5) Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.
Учащиеся: Группируют картины, предложенные учителем.
Учитель: Что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным.
Каков сюжет представленных живописных работ?
Учащиеся: Рассуждая “о чем эта картина”, стараются определить сюжет.
Учитель: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?
Исторический — ему принадлежит особое место. Этот жанр
включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события,
Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.
(К, Брюллов "Последний день Помпеи” и др.)
Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
(Такими картинами могут считаться произведения художников 60—70-х годов, посвященные покорению космоса и т.п.)
Батальный жанр (от франц. Bаtaille - битва) — посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
Попробуйте самостоятельно дать определение сказочному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.
Просмотр содержимого документа «Сюжетно-тематическая картина »
: 21 ноября - Всемирный день приветствия. «Всемирный день приветствий» отмечается ежегодно с 1973 года. Его придумали два брата-американца (Майкл и Брайен Маккомак)
Сегодня на уроке
1 Вспомним жанры живописи.
2 Дадим определение тематической картине.
3 Выполним упражнение по композиционному
решению тематический картины
4 Подведём итоги .
Натюрморт - жанр изобразительного искусства
Натюрморт , жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу .
Виды натюрморта
реалистический, декоративный, абстрактный.
Анималистический жанр- (от лат.animal –животное)жанр посвященный изображению животных. Главной задачей художника становится точность передачи животного.
Портрет как жанр в искусстве . Портрет один из самых распространенных жанров, причем на картине могут быть изображены один или несколько человек. Портрет бывает: парадный, интимный, групповой.
Сюжетно - тематическая картина своеобразное скрещение традиционных жанров живописи, которое способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием...
Сюжетно-тематическая картина Историческая; Батальная; Сказочно-былинная; Мифологическая. Бытовая;
К. Брюллов “Последний день Помпеи ”
Батальный жанр в искусстве:
Сказочно- былинный жанр
Сказочно – былинный жанр
Бытовой жанр: к бытовому жанру относятся картины, раскатывающиеся о событиях повседневной жизни. Родина бытового жанра Голландия 17в..
Зимние Забавы
Выполняем упражнение по композиционному решению тематический картины . Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.
Сегодня День бухгалтера- так подсчитаем баллы и выставим оценки!!!
Домашнее задание.
Выполнить эскиз в карандаше на тему : Образ матери в русских сказках
Спасибо за урок!
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку ИЗО «Тематическая или Сюжетная картина»
Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку ИЗО «Тематическая или Сюжетная картина»»
Сюжетная картина
Тематическая картина
или
- Есть четыре основных или простых жанра – натюрморт, пейзаж, портрет и интерьер .
- Владея ими, можно изобразить все, что угодно.
- Какой жанр посвящен изображению человека?
- О чем рассказывает жанр - натюрморт?
- Знаете ли вы художников, работавших в жанре пейзажа?
- Что означает слово «интерьер»?
- В какой профессии могут пригодиться знания о жанре интерьера?
- сюжетной картины.
портрет
пейзаж
интерьер
натюрморт
- Новый жанр уникален тем, что в нем есть действие (сюжет), тогда как в простых жанрах только подразумевается.
- Жанры изобразительного искусства, с которыми мы будем знакомиться далее, являются разновидностями сюжетной картины, а отличаются друг от друга тем, что изображает художник.
- Как бы вы назвали жанр картины?
Это произведение изобразительного искусства относятся к бытовому жанру .
Особенность бытового жанра – обычно художник – жанрист отображает в работах свое время.
«Опять двойка»
Ф.П. Решетников
Талантливый рисовальщик и живописец П.А. Федотов свои небольшие картины посвящал городской жизни, рассказывая главным образом о московском купечестве.
«Сватовство майора»
- Скажите, что вы можете рассказать, глядя на эту картины?
- Какие чувства она у вас вызывает?
- Какой характер передал художник у главных героев картины?
- Может ли подобная сцена произойти в наше время?
Художник увлечен не только характерами, поведением людей, но с любовью описывает окружающий мир, в котором протекает их жизнь. Эта особенность отличает и картину «Завтрак аристократа». Здесь возникает удивительная «выставка» разных предметов, которые украшают разорившегося аристократа.
«Завтрак аристократа»
В.Г. Перов – одна из наиболее ярких фигур русских художников XIX века. Современники ценили в нем бескорыстную любовь к человеку, необычайную наблюдательность, непринятие «всего шаблонного».
«Тройка»
«Приезд гувернантки в купеческий дом»
«Чаепитие в Мытищах»
- Что общего между различными жанрами изобразительного искусства?
- Какие художники работали в бытовом жанре? О чем их картины?
- С каким жанром изобразительного искусства мы познакомились сегодня на уроке?
- Какое значение мы вкладываем в понятие сюжетная картина?
Задание:
- Сегодня на уроке вы сами выступите в роли художников бытового жанра и создадите собственные картины на предложенные темы: «Завтрак», «Воскресный день», «Бабушка пришла в гости», «Прогулка с друзьями», «Праздничный ужин», «Я делаю уроки» и т.п.
- Вам предстоит выполнить несколько эскизов, в которых необходимо раскрыть выбранную тему.
Приглядитесь к жизни своей семьи. Постарайтесь увидеть глазами художника как происходит: утро, вечер, воскресные и будние дни, праздники, как мама готовит еду, приносит покупки, ваши игры с друзьями и т.д.
Домашнее задание:
Список использованных источников:
- Мосин И. Г. «Рисование 2» Екатеринбург, 2000.
- газета «Начальная школа» №22 июнь, 2000.
- Изображение карандаша: http://st.fl.ru/users/Zna4ok/upload/f_786509be248a7861.png
- Изображение книги: http://vantus.me/images/4_2011/psd_source_open_book.png
- Изображение Незнайки: http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3037000/3036428-80e3e8bec0c82fcc.png
Список использованных источников:
- Изображение Незнайки: http://img-fotki.yandex.ru/get/5902/jlipeiton.259/0_50baf_b4df042a_XL
- Изображение Незнайки: http://4.404content.com/1/5D/33/454388901927454153/fullsize.png
- Изображение Знайки: http :// www.playcast.ru / uploads /2014/08/29/9665599.png
- Изображение Знайки: http :// www.graycell.ru / picture / big / znayka.jpg
Список использованных источников:
- Изображение фокусника: http://imgs.smartresponder.ru/forms/users/95574/parts/bg/1967968/form_74456.png?1364357231418/
- Изображение кляксы: http :// pixabay.com / static / uploads / photo /2013/07/12/15/30/splash-149961_640.png?i
- Решетников Ф.П. Опять Двойка: http://data.cyclowiki.org/images/thumb/1/14/Opyat_dvoyka.jpg/430px-Opyat_dvoyka.jpg
- Федотов П.А. Сватовство майора: http://www.art-portrets.ru/art/fedotov/svatovstvo-maiora.jpg
Список использованных источников:
- Федотов П.А. Завтрак аристократа: http://opisanie-kartin.com/uploads8/image045.jpg
- Перов В.Г. Тройка: http://www.infoorel.ru/forum%2Fuser_foto%2F0bb71866db3943c1cbba20955b711db5.jpeg
- Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах: http://bigslide.ru/images/16/15605/960/img2.jpg
- Перов В.Г. Приезд гувернантки в купеческий дом: http://i6.pixs.ru/storage/6/4/8/0dac41f99b_6548415_13375648.jpg
- Изображение Незнайки: http://img-fotki.yandex.ru/get/4518/28257045.682/0_72b7c_f92daf72_L.jp
multiurok.ru