Жанр и вид изобразительного искусства. Жанры картины


Жанры живописи — Автопортрет — Батальный жанр — Бытовой жанр — Марина — Эскиз

Произведения живописи делятся по жанрам. Став формой отображения жизни, жанры не постоянны, они развиваются, меняются, рождаются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства.

Абстрактный жанрАбстрактный жанр - жанр отказавшийся от приближенного к действительности изображению форм. Достижение гармонизации с помощью изображения определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции.

 

 

Автопортрет

Автопортрет - портрет самого себя. Выделяются два основных вида: профессиональный и личностный. Также предлагает более детальную классификацию: вставной автопортрет — художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета; представительский — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя; групповой портрет — художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами; отдельный — художник изображен один.

 

 

Аллегорический жанрАллегорический жанр - жанр в котором в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл. Ттрудно изобразимые добро, сила, власть, справедливость, любовь и т.д., показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл.

 

Анималистика жанрАнималистика - жанр основным объектом которого являются животные.

 

 

Батальный жанрБатальный жанр - жанр посвященный темам войны и военной жизни. Главное место занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. Сцены военного быта связывают его с бытовым жанром.

Бидзинга жанрБидзинга - жанр произведений живописи и графики, изображающих женскую красоту в традиционном искусстве Японии. Обозначение бидзинга может, таким образом, использоваться и для современных средств искусства, представляющих классический образ прекрасной японской женщины, как правило одетой в кимоно.

 

Былинный жанрБылинный жанр - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора.

 

 

 

Бытовой жанрБытовой жанр - жанр посвященный повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику.

 

 

 

Ванитас жанрВанитас - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

Ведута жанрВедута - жанр особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

 

 

Городской пейзаж жанрГородской пейзаж - жанр в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания. Эквивалент городского ландшафта, разница определений состоит лишь в том, что первое касается крупных урбанизированных городов, а второе — маленьких.

Иллюстрация жанрИллюстрация - рисунок, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, отображения пошаговых инструкций в технической документации.

 

Интерьер жанрИнтерьер - жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.

 

 

 

Иппический жанр

Иппический жанр - жанр изображающий лошадь. Особого расцвета достиг в XVIII и в XIX веках, когда наряду с жанровыми и батальными произведениями, включающими обобщенные изображения лошадей, художники-анималисты стали создавать портреты знаменитых скакунов и рысаков, достигая документального сходства.

 

Исторический жанр Исторический жанр - берет начало в эпоху Возрождения и включает в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Один из основных жанров посвященный событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

 

Каллиграфия жанр

Каллиграфия - жанр часто называют искусством красивого письма, искусством оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере.

 

 

 

Капричио жанрКапричио - жанр пейзажной живописи, популярный в XVII—XVIII веках. На картинах  жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. Каприччио тесно связан с жанром ведуты.

 

КарикКарикатура жанр

атура - жанр являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

 

Марина жанрМарина (морской пейзаж) - жанр изображающий морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.

 

Миниатюра жанрМиниатюра - жанр произведений малых форм, а также искусство их создания.

 

 

Мифологический жанр

Мифологический жанр - жанр черпающий сюжеты из мифологий разных народов. Особенность мифологического жанра – свободная трактовка легендарных сюжетов. Он сложился еще в античном искусстве, а в эпоху Возрож­дения достиг расцвета.

 

 

Мозаика жанрМозаика - жанр произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

 

Натюрморт жанрНатюрморт - жанр изображающий неодушевленные предметы быта.

 

 

 

 

Нью жанрНью - жанр изображающий красоту и эстетику обнажённого человеческого тела. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма.

 

 

Обманка жанрОбманка - один из жанров изобразительного искусства, характерной чертой которого являются особые приемы перспективной живописи, которые создают эффект обмана зрения, стирают грань между реальностью и изображением.

 

Парсуна жанрПарсуна - ранний примитивный жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.

 

 

 

Пастораль жанрПастораль - жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

 

 

 

Пейзаж жанрПейзаж - жанр в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображенная человеком природа.

 

 

ПоПортрет жанрртрет - жанр изображающий или описывающий какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

 

 

Религиозный жанрРелигиозный - жанр основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия.

 

 

Сюжетно-тематический жанрСюжетно-тематический - жанр в котором смешивают традиционные жанры живописи, возникло в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х годов.

 

 

Фигуративный жанрФигуративный - жанр в котором принято изображать фигуру человека, которая напрямую относится к реально существующему миру.

 

 

Хуа Няо жанрХуа Няо - жанр традиционной китайской живописи тушью, буквально можно назвать "Цветы и птицы". Наиболее характерны для этого жанра, образы из жизни птиц, растений и насекомых.

 

 

 

Шань-шуй жанрШань-шуй - традиционные китайские пейзажные композиции с изображением гор и воды, сакральных элементов, символизирующих мужское и женское начало инь-ян. Жанр сложился в начале нашей эры, высочайший его расцвет — X—XIII века.

 

 

Эскиз жанрЭскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

‹‹ к списку статей

holsta.net

Жанры искусства — Artrue

Академическая классификация жанров и их описание.

Жанры искусства

Введение

В изобразительном искусстве термин «жанр» соотносится с категориями, к которым может быть отнесена та или иная картина. Общепринятыми жанрами живописи являются: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая и историческая живопись. На протяжении веков ведутся споры и дебаты касательно ценности, важности и места в общей иерархии каждого из них.

Академическая иерархия

Этот метод определения «рейтинга» картин и жанров был создан в европейских академиях и был представлен в 1669 году. Данный способ ранжирования основана на теориях и идеях классического искусства, он использовался академиями в качестве основания для присуждения различных наград. Место произведения в данной классификации значительно влияло на стоимость работы.

В соответствии с предписаниями академического искусства так называемая «иерархия жанров» была оправдана, так как она отражала ценность и моральную составляющую всех жанров. Считалось, что художник мог передать свое сообщения намного яснее через портрет или жанровую работу, нежели через пейзаж или натюрморт. Следуя традициям классической античности и итальянского Возрождения также считалось, что высшая форма изобразительного искусства — графическое представление человеческой формы. Таким образом, пейзаж и натюрморты рассматривались как низшие жанры. Самым крупным и значительным жанром считалась историческая живопись.

Система Академического рейтинга вызвала значительные споры и недовольство среди художников и живописных школ. Спорным считалась и серия правил, диктующих принципы и схемы выполнения работ. Чтобы укрепить построенную эстетическую систему, картине приписывались указания к оформлению, составлению композиции и цветовой гаммы. Художники, отвергающие эти правила, часто испытывали карьерные трудности, так как исключались из Парижского салона и списка «рекомендованных художников» академий.

Бурный пейзаж. МонеБурный пейзаж. МонеБурный пейзаж. Клод Моне.

В результате настойчивой позиции академий в отношении ранжирования жанров даже посредственные исторические картины получали больше преимуществ в оценке значимости, нежели выдающиеся жанровые полотна и пейзажи. Более того, «система» предпочитала повторения и стандартные подходы художественным экспериментам и новациями. В результате всех этих факторов академический подход к оценке в 19-м веке приобрел дурную славу. Исключенные из Парижского салона Сезанн, Мане, Моне и другие известные живописцы вошли в альтернативный «Салон отверженных», созданный в 1863 году Наполеоном III.

Классификация

Исторический жанр

Историческая живопись, высшая категория в классификации жанров, обозначала работы, изображающие поучительные или эстетически совершенные сюжеты в историческом, аллегорическом или мифологическом контексте. Многие века наиболее распространенными произведениями этого жанра были религиозные труды.

Вавилонская башня. Брейгель.Вавилонская башня. Брейгель.Вавилонская башня Брейгеля — пример религиозной и исторической картины.

Портрет

Портретное искусство, второй по значимости жанр, включал, в первую очередь, изображения известных людей, а также менее масштабные частные портреты и автопортреты.

Автопортрет "отчаявшийся". Курбе.Автопортрет "отчаявшийся". Курбе.Автопортрет «Отчаявшийся». Курбе.

Жанровое искусство

Жанровая живопись базировалась на работе с бытовыми сценами и простыми людьми, а также включала в себя элементы пейзажа. В то время как исторические труды предназначались для демонстрации в общественных местах, жанровые произведения были ориентированы на домашний просмотр.

Игроки в карты. Поль Сезанн.Игроки в карты. Поль Сезанн.Игроки в карты. Поль Сезанн.

Пейзаж

Основной темой четвертой категории живописи, пейзажа, было изображение живописных видов (сельской местности, моря и рек, гор, городских видов). Пейзаж не требует в своем составе людей, но при их наличии может быть отнесен к жанровым картинам.

Да Винчи. Благовещение (пейзаж).Да Винчи. Благовещение (пейзаж).Благовещение. Да Винчи.

Натюрморт

Картины в жанре натюрморта считались наименее значимыми, согласно академической классификации. Как правило, они изображали цветы, фрукты и прочие продукты, кухонные и столовые приборы. Реже можно было встретить людей и животных. Вероятно, лучшими представителями искусства натюрморта можно считать работы голландского реализма и аллегоричные работы ванитас.

Симон Ренар де Сент-Андре. Ванитас.Симон Ренар де Сент-Андре. Ванитас. Симон де Сент-Андре. «Ванитас».

artrue.ru

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ | Энциклопедия Кругосвет

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие т.н. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.

Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).

Жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей, называют портретом. Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. Существуют двойной и групповой портрет. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, но согласованные между собой по композиции, формату и колориту. Портреты могут образовывать ансамбли – портретные галереи, объединяемые по профессиональному, семейному и др. признакам (галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т.д.). В особую группу выделяется автопортрет – изображение художником самого себя.

Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства, первоначально он имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего. В античном мире портрет развивался более в скульптуре, а также в живописных портретах – файюмских портретах 1–3 вв. В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц. Поздняя готика и Возрождение – бурный период развития портрета, когда происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни. В 16 в. появляются следующие типы портрета: традиционный (поясной или в рост), аллегорический (с атрибутами божественного), символический (основанный на литературном произведении), автопортрет и групповой портрет: Джотто Энрико Скровеньи (ок. 1305, Падуя), Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея), Леонардо да Винчи Джоконда (ок. 1508, Париж, Лувр), Рафаэль Дама с покрывалом (ок. 1516, Флоренция, галерея Питти), Тициан Портрет юноши с перчаткой (1515–1520, Париж, Лувр), А.Дюрер Портрет молодого человека (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Х.Гольбейн Посланники (Лондон, Национальная галерея), Рембрандт Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум), Автопортрет с Саскией на коленях (ок. 1636, Дрезден, Картинная галерея). Благодаря Ван Дейку, Рубенсу и Веласкесу появляется тип королевского, придворного портрета: модель показывается в рост на фоне драпировки, пейзажа, архитектурного мотива (Ван Дейк Портрет Карла I, ок. 1653, Париж, Лувр).

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. МОНА ЛИЗА. Лувр, ПарижРАФАЭЛЬ. ЛА ФОРНАРИНА. IGDA/G. Dagli Orti

Параллельно существует линия психологического портрета, портрета-характера, группового портрета: Ф.Халс Групповой портрет роты св. Адриана (1633, Харлем, музей Франса Халса), Рембрандт Синдики (1662, Амстердам, Государственный музей), Эль Греко Портрет Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Д.Веласкес Портрет Филиппа IV (1628, Мадрид, Прадо), Ф. Гойя Молочница из Бордо (1827, Мадрид, Прадо), Т. Гейнсборо Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), Ф.С. Рокотов Портрет Майкова (ок. 1765, Москва, Третьяковская галерея), Д.Г.Левицкий Портрет М.А. Дьяковой (1778, Москва, Третьяковская галерея). Интересен и разнообразен портрет 19–20 вв.: Д.Энгр Портрет мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), Э.Мане Флейтист (1866, Париж, Лувр), О.Ренуар Портрет Жанны Самари (1877, Москва, ГМИИ им. Пушкина), В.Ван Гог Автопортрет с перевязанным ухом (1889, Чикаго, собрание Блок), О.А.Кипренский Портрет поэта Пушкина (1827, Москва, Третьяковская галерея), И.Н.Крамской Портрет писателя Л.Н.Толстого (1873, Москва, Третьяковская галерея), И.Е.Репин Мусоргский (1881, Москва, Третьяковская галерея).

 IGDA/G. Dagli Orti ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. АВТОПОРТРЕТ © DeA Picture Library/G. Dagli Orti ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР. МАДАМ РИВЬЕР. 1806 ИТАР-ТАСС ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН. ПОРТРЕТ М.П.МУСОРГСКОГО, 1881 IGDA/M. Carrieri ЭЛЬ ГРЕКО. КАРДИНАЛ ГЕВАРА

Жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и персонажам, называется историческим жанром. Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до 19 в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами. Исторический жанр переплетается с другими – бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), смыкается с батальным жанром.

Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов.

В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев (Тираноубийцы, 477 до н.э.), в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов (колонна Траяна в Риме, ок. 111–114). В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах. Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в 17–18 вв. его рассматривали как «высокий» жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты). Одной из первых реалистических станковых картин была Сдача Бреды Веласкеса (1629–1631, Мадрид, Прадо). Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений: Тинторетто Битва при Заре (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), Н.Пуссен Великодушие Сципиона (1643, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Ж.Л.Давид Клятва Горациев (1784, Париж, Лувр), Э.Мане Расстрел императора Максимилиана (1871, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Начало 19 в. – новый этап в развитии исторического жанра, который начался с возникновением романтизма, подъемом утопических ожиданий: Э.Делакруа Взятие Константинополя крестоносцами (1840, Париж, Лувр), К.Брюллов Последний день Помпеи (1830–1833, С.-Петербург, Русский музей), А.А.Иванов Явление Христа народу (1837–1857, Москва, Третьяковская галерея). Реализм 2-й половины 19 в. обращается к осмыслению исторических трагедий народов и личностей: И.Е.Репин Иван Грозный и его сын Иван (1885, Москва, Третьяковская галерея), В.И.Суриков Меншиков в Березове (1883, Москва, Третьяковская галерея). В искусстве 20 в. проявляется интерес к старине как к источнику красоты и поэзии: В.А.Серов Петр I (1907, Москва, Третьяковская галерея), художники объединения «Мир искусства». В советском искусстве ведущее место заняла историко-революционая композиция: Б.М.Кустодиев Большевик (1920, Москва, Третьяковская галерея).

Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, называется мифологическим жанром (от греч. mythos – предание). Мифологический жанр соприкасается с историческим и оформляется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей со сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом: С.Боттичелли Рождение Венеры (ок. 1484, Флоренция, Уффици), А.Мантенья Парнас (1497, Париж, Лувр), Джорджоне Спящая Венера (ок. 1508–1510, Дрезден, Картинная галерея), Рафаэль Афинская школа (1509–1510, Рим, Ватикан). В 17 в. – нач. 19 в. в произведениях мифологического жанра расширяется круг нравственных, эстетических проблем, которые воплощаются в высоких художественных идеалах и или сближаются с жизнью, или создают праздничное зрелище: Н.Пуссен Спящая Венера (1620-е, Дрезден, Картинная галерея), П.П.Рубенс Вакханалия (1619–1620, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Д.Веласкес Вакх (Пьяницы) (1628–1629, Мадрид, Прадо), Рембрандт Даная (1636, С.-Петербург, Эрмитаж), Дж. Б.Тьеполо Триумф Амфитриты (ок. 1740, Дрезден, Картинная галерея). С 19–20 вв. стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.

 IGDA/A. Dagli Orti САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ

Батальным жанром (от фр. bataille – битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. Художники регулярно обращались к батальному жанру: Леонардо да Винчи Битва при Ангиари (не сохранилась), Микеланджело Битва при Кашине (не сохранилась), Тинторетто Битва при Заре (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), Н.Пуссен, А.Ватто Тягости войны (ок. 1716, С.-Петербург, Эрмитаж), Ф.Гойя Бедствия войны (1810–1820), Т.Жерико Раненый кирасир (1814, Париж, Лувр), Э.Делакруа Резня в Хиосе (1824, Париж, Лувр), В.М.Васнецов После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880, Москва, Третьяковская галерея).

Жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта, называют бытовым жанром. Обращение к жизни и нравам людей встречаются уже в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи и скульптуре, в средневековых иконах и часословах. Но выделился и приобрел характерные формы бытовой жанр только как явление светского станкового искусства. Его основные черты начали оформляться в 14–15 вв. в алтарных картинах, рельефах, шпалерах, миниатюрах в Нидерландах, Германии, Франции. В 16 в. в Нидерландах бытовой жанр стал бурно развиваться и обособился. Одним из его основателей был И.Босх (Семь смертных грехов, Мадрид, Прадо). На развитие бытового жанра в Европе очень большое влияние оказало творчество П.Брейгеля: он переходит к чистому бытовому жанру, показывает, что обыденная жизнь может являться объектом изучения и источником красоты (Крестьянский танец, Крестьянская свадьба – ок. 1568, Вена, Музей истории искусств). 17 в. можно назвать веком «жанра» во всех живописных школах Европы: Микеланджело да Караваджо Гадалка (Париж, Лувр), П.П.Рубенс Крестьянский танец (1636–1640, Мадрид, Прадо), Я.Йорданс Праздник бобового короля (ок. 1638, С.-Петербург, Эрмитаж), А. ван Остаде Флейтист (ок. 1660, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Ян Стен Больная и врач (ок. 1660, Амстердам, Рейксмузеум), Ф.Халс Цыганка (ок. 1630, Париж, Лувр), Ян Вермеер Дельфтский Девушка с письмом (конец 1650-х, Дрезден, Картинная галерея). В 18 в. во Франции жанровая живопись связана с изображением галантных сцен, «пасторалей», становится изысканной и грациозной, ироничной: А.Ватто Бивуак (ок. 1710, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Ж.Б.Шарден Молитва перед обедом (ок. 1737, С.-Петербург, Эрмитаж). Произведения бытового жанра разнообразны: они показывали тепло домашнего быта и экзотику дальних стран, сентиментальные переживания и романтические страсти. Бытовой жанр в 19 в. в живописи утверждал демократические идеалы, часто с критическим подтекстом: О.Домье Прачка (1863, Париж, Лувр), Г.Курбе Мастерская художника (1855, Париж, музей Орсе). Бытовой жанр, ориентированной на показ крестьянского быта и жизни горожанина, ярко развивался в русской живописи 19 в.: А.Г.Венецианов На пашне. Весна (1820-е, Москва, Третьяковская галерея), П.А.Федотов Сватовство майора (1848, Москва, Третьяковская галерея), В.Г.Перов Последний кабак у заставы (1868, Москва, Третьяковская галерея), И.Е.Репин Не ждали (1884, Москва, Третьяковская галерея).

Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем (фр. paysage). Различают сельский, городской пейзаж (в т.ч. ведута), архитектурный, индустриальный, изображения водной стихии – морской (марина) и речной пейзаж

В древности и в средние века пейзаж появляется в росписях храмов, дворцов, в иконах и в миниатюрах. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения (А.Каналетто). С 16 в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж: П.Брейгель Пасмурный день (Канун весны) (1565, Вена, Музей истории искусств), П.П.Рубенс Охота на львов (ок. 1615, Мюнхен, Старая пинакотека), Рембрандт Пейзаж с прудом и арочным мостом (1638, Берлин – Далем), Я. ван Рейсдаль Лесное болото (1660-е, Дрезден, Картинная галерея), Н.Пуссен Пейзаж с Полифемом (1649, Москва, ГМИИ им. Пушкина), К.Лоррен Полдень (1651, С.-Петербург, Эрмитаж), Ф.Гварди Площадь Сан Марко, вид на базилику (ок. 1760–1765, Лондон, Национальная галерея). В 19 в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы: барбизонцы, К.Коро Утро в Венеции (ок. 1834, Москва, ГМИИ им. Пушкина), А.К.Саврасов Грачи прилетели (1871, Москва, Третьяковская галерея), И.И.Шишкин Рожь (1878, Москва, Третьяковская галерея), В.Д.Поленов Московский дворик (1878, Москва, Третьяковская галерея), И.И.Левитан Золотая осень (1895, Москва, Третьяковская галерея), Э.Мане Завтрак на траве (1863, Париж, Лувр), К.Моне Бульвар Капуцинок в Париже (1873, Москва, ГМИИ им. Пушкина), О.Ренуар Лягушатник (1869, Стокгольм, Национальный музей).

Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Самостоятельным жанром марина оформляется в Голландии в начале 17 в.: Я.Порселлис, С. де Влигер, В.ван де Велле, Ж.Верне, У.Тернер Похороны на море (1842, Лондон, галерея Тейт), К.Моне Впечатление, восход солнца (1873, Париж, музей Мармоттан), С.Ф.Щедрин Малая гавань в Сорренто (1826, Москва, Третьяковская галерея).

Архитектурный пейзаж – разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде. Большую роль в архитектурном пейзаже играет линейная и воздушная перспектива, связывающая природу и архитектуру. В архитектурном пейзаже выделяют городские перспективные виды, называвшиеся в 18 в. ведутами (А.Каналетто, Б.Беллотто, Ф.Гварди в Венеции), виды усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю.Робер; К.Д.Фридрих Аббатство в дубовой роще, 1809–1810, Берлин, Государственный музей; С.Ф.Щедрин), пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д.Б.Пиранези, Д.Паннини).

Ведута (ит. veduta, букв. – увиденная) – пейзаж, документально точно изображающий вид местности, города, один из истоков искусства панорамы. Термин появился в 18 в., когда для воспроизведения видов использовалась камера-обскура. Ведущим художником, работавшим в этом жанре, был А.Каналетто: Площадь Сан Марко (1727–1728, Вашингтон, Национальная галерея).

Жанр изобразительного искусства, который показывает предметы обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битую дичь, выловленную рыбу, размещенные в реальной бытовой среде, называется натюрмортом (фр. nature morte – мертвая натура). Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть т.н. «обманкой», которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

Изображение предметов известно еще в искусстве античности и средних веков. Но первым натюрмортом в станковой живописи считается картина художника из Венеции Якопо де Барбари Куропатка со стрелой и перчатками (1504, Мюнхен, Старая пинакотека). Уже в 16 в. натюрморт делится на множество типов: интерьер кухни с людьми или без них, накрытый стол в сельской обстановке, «ванитас» с символическими предметами (ваза с цветами, погашенная свеча, музыкальные инструменты). В 17 в. жанр натюрморта переживает расцвет: монументальность картин Ф.Снейдерса (Натюрморт с лебедем, Москва, ГМИИ им Пушкина), Ф.Сурбаран, составлявший простые композиции из немногочисленных предметов (Натюрморт с четырьмя сосудами, 1632–1634, Мадрид, Прадо). Особенно богат был голландский натюрморт, скромный по колориту и по изображенным вещам, но изысканный по выразительной фактуре предметов, по игре цвета и света (П.Клас, В.Хеда, В.Калф, А.Бейерен). В 18 в. в лаконичных натюрмортах Ж.Б.Шардена утверждается ценность и достоинство, скрытые в обыденной жизни: Атрибуты искусства (1766, С.-Петербург, Эрмитаж). Разнообразны натюрморты 19 в.: социальные подтексты в полотнах О.Домье; прозрачность, воздушность в картинах Э.Мане; монументальность, конструктивность, точная лепка формы цветом у П.Сезанна. В 20 в. открываются новые возможности натюрморта: П.Пикассо, Ж.Брак сделали предмет главным объектом художественного эксперимента, изучая и расчленяя его геометрическую структуру.

 IGDA/V. Pirozzi ПОЛЬ СЕЗАНН. ГОРА СЕНТ-ВИКТУАР

Жанр изобразительного искусства, показывающий животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.

Нина Байор

www.krugosvet.ru

Жанр и вид изобразительного искусства

Обращение к художественным ценностям общества обеспечивает формирование культуры личности. Что обуславливает потребность изучения исторических основ искусств. Важно не только разбираться в соответствующей терминологии, но и осмыслить каждый вид изобразительного искусства. Только таким образом получится наиболее точно осознать эстетическую ценность творческого отражения его памятников.

Классификация видов изобразительного искусства

Вид изобразительного искусства представляет собой сложившуюся форму творческого проявления, способного художественно реализовать жизненное содержание в различном материальном воплощении. Существует определённая классификация видов изобразительного искусства, к которым относятся как древние, так и современные формы. Например, до XIX века главными считались архитектура, скульптура и живопись. Уже после появился ещё один вид изобразительного искусства – графика. К нему же можно отнести современные виды, такие как фотография и компьютерная графика.

вид изо

Античные формы

Ещё в древности люди создавали множество произведений, отображающих факты и явления повседневной жизни. Формируясь на протяжении веков в связи с развитием духовной и моральной культуры общества, изобразительное искусство достигло всё большей выразительности и зримости. Так, скульптура отображает жизненные явления в объёмной, трёхмерной форме. Данное пространственное искусство осваивает окружающие предметы в пластических образах. При этом используются такие материалы, как бронза, мрамор, камень, дерево. Современное общество использует для этих целей пластик, бетон и сталь.

Такой вид изобразительного искусства, как архитектура, выражает действительность в статических формах. Она представляет собой проектирование и построение зданий и сооружений, организовывающих материальную среду. Живопись является плоскостным видом изобразительного творчества, отличительной чертой которого является отображение окружающей действительности с помощью красок. Живописец передаёт не только форму предмета, но и его цвет, фактуру, пространство, в котором он расположен.

Современные виды изо-искусства

Такой вид современного искусства, как графика, является изначально рисунком, однако обладает собственными специфическими средствами и возможностями. Художественная форма создаётся с помощью различных по цвету линий, точек, штрихов, пятен, наносимых на поверхность. Графика, в свою очередь, делится на станковую и прикладную. виды изо искусства

Наверное, самый новый вид изобразительного искусства – это фотография. Конечное изображение получается в результате фотографического процесса. Основное творческое проявление заключается в выборе и поиске освещения, композиции, а главное – момента снимка.

В жизни, а особенно в быту современного человека, особое место занимают произведения декоративно-прикладного искусства. Художественные изделия, созданные с его помощью, обладают эстетической привлекательностью, а также предназначены для оформления интерьера.

Основные жанры

Жанром в изобразительном искусстве выступает система художественных произведений, объединённых общей тематикой или единым кругом предметов изображения. Все виды деятельности изобразительного искусства имеют собственное внутреннее подразделение. Так, живопись делится на:

- пейзаж;- портрет;- натюрморт;- анималистику;- жанр тематической картины (исторической, бытовой или батальной).виды деятельности изо

При этом в каждом из жанров можно дополнительно вычленить отдельные сюжетные и тематические направления (например, в портрете – автопортрет, групповой, парадный).

Основные жанры скульптуры: исторический, бытовой, портрет, символический, аллегорическое изображение.

Прикладная и станковая графика также имеют свои жанры. Например, к прикладной относятся иллюстрация, промышленная графика. К данным жанрам ещё причисляют карикатуру, плакат, книжную иллюстрацию и другие виды.

Классификация произведений по материалам и технике

Все виды и жанры изобразительного искусства разделяются в том числе по материалам и технике выполнения. Так, станковая живопись является классической техникой живописи маслом на холсте. Материалы выбираются живописцем в соответствии с поставленной задачей. Особым видом искусства выступает монументальная живопись, которая тесно связана с архитектурой. К ней можно отнести мозаику, панно, роспись.

Существует круглая и рельефная скульптура. К первой относятся станковая, монументальная, а рельефная, в свою очередь, включает барельеф и горельеф.

виды и жанры изоОчень много разновидностей декоративно-прикладного искусства: гобелен, роспись по дереву и металлу, ковка, керамика, батик.

С использованием разных материалов выполняются графические изображения. Рисуют карандашом, углём, кистью, сепией. Многие художники предпочитают сочетать графические и живописные материалы.

fb.ru

Жанры живописи

Количество просмотров публикации Жанры живописи - 818

Жанры древнерусской литературы

Жанры древнерусской литературы

Патерик

Патерик – описание жизни святых отцов.

Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как ʼʼсокровенный, тайныйʼʼ. Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13–14 веках, но церковь не признавала данный жанр и не признает до настоящего времени.

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. Размещено на реф.рфgenre – род, вид) – исторически сложившееся делœение произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.

Хотя понятие ʼʼжанрʼʼ появилось в живописи сравнительно недавно, определœенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита͵ портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделœения изобразительного искусства на жанры появляется понятие т.н. ʼʼвысокихʼʼ и ʼʼнизкихʼʼ жанров исходя из предмета изображения, темы, сюжета. К ʼʼвысокомуʼʼ жанру относили исторический и мифологический жанры, к ʼʼнизкимʼʼ – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.

Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно ʼʼнизкиеʼʼ жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к ʼʼнизкомуʼʼ жанру портрета͵ к таковому не относился. Став формой отображения жизни, жанры живописи при всœей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).

АВТОПОРТРЕТ (от фр. Размещено на реф.рфautoportrait) — портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, кинœематографические, фотографические и т. д.

Рембрандт "Автопортрет".

АЛЛЕГОРИЯ (греческое allegoria — иносказание) — выражение отвлечённых идей с помощью конкретных художественных образов. Пример: ʼʼправосудиеʼʼ — женщина с весами.

Моретто да Брешиа "Аллегория веры"

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ (от лат. animal – животное) — жанр связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике.

Д. Стаббс. Кобылы и жеребята в пейзаже у реки. 1763-1768 гᴦ.

БАТАЛЬНЫЙ (от франц. bataille — битва) — посвященный изображению военных действий и военной жизни.

Аверьянов Александр Юрьевич. href="http://www.realartist.ru/names/averyanov/30/">Ватерлоо.

БЫТОВОЙ — связанный с изображением повсœедневной жизни человека.

Николай Дмитриевич ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ (1837-1898). Пожар в деревне

ГАЛАНТНЫЙ — ʼʼучтивый, вежливый любезный, обходительный, интересныйʼʼ устар. Размещено на реф.рфсвязанный с изображением изысканных лирических сцен из жизни придворных дам и кавалеров в художественном творчестве преимущественно XVIII в.

Герард тер Борх Младший. Галантный солдат.

ИСТОРИЧЕСКИЙ — один из базовых жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Павел Рыженко. Победа Пересвета.

КАРИКАТУРА — жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, изображение, в котором комический эффект создается путём преувеличения и заострением характерных черт. Карикатура высмеивает, недостаток или порочность персонажа, для того чтобы привлечь его и окружающих людей, с целью заставить измениться в лучшую сторону.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ — посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы. Боги, демиурги, герои, демоны, мифические существа, исторические и мифологические персонажи. В 19 веке мифологический жанр служил нормой высокого, идеального искусства.

Александр Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против Химеры.

НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, изображения неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и организованных в определœенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, дичи, выловленной рыбы и т. д.

Аенванк Теодор (Aenvanck, Theodoor)

НЮ (обнажённый) — художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинœематографе, изображающий красоту обнажённого человеческого тела, преимущественно женского.

Венера Урбинская", Тициан

ПАСТОРАЛЬ (фр. Размещено на реф.рфpastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, изображение идиллической жизни пастухов и пастушек на природе.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays — страна, местность), — жанр посвящённый изображению какой-либо местности: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта.

href="http://solsand.com/wiki/doku.php?id=ostade&DokuWiki=7593bff333e2d137d17806744c6dbf83" rel="nofollow">Адриана ван Остаде

ПОРТРЕТ (фр. Размещено на реф.рфportrait, ʼʼвоспроизводить что-либо черта в чертуʼʼ) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности — автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная.

Боровиковский В. ʼʼПортрет М. И. Лопухинойʼʼ

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА — определœение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. Кратко: — смешивание традиционных жанров живописи бытового, исторического, батального, композиционного портрета͵ пейзажа и др.

Робер, Гюбер - Осмотр старой церкви

ШАРЖ или ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ (фр. Размещено на реф.рфcharge) — юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены и подчеркнуты характерные черты модели в пределах нормы, с целью подшутить, а не унизить и оскорбить как обычно делается в карикатурах.

referatwork.ru

жанр * описания картин

Навигация по записям

Нет никаких сомнений, что картина В.В. Пукирева, доставленная им на академическую выставку 1863 года, была написана по следам личной катастрофы молодого художника, произведшей на него неотразимое воздействие. «Неравный брак» — единственное полотно в его творчестве, которое можно назвать действительно талантливым и из ряда вон выходящим. Картина произвела невероятное впечатление на современников: говорят, многие почтенные старцы, поглядев на произведение Пукирева, отказались жениться на юницах, в числе их был известный историк Н.И. Костомаров. Описание картины Неравный брак Василия Пукирева →

Неравный брак. В. Пукирев

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Великолепная жанровая картина, да только кто захотел бы повесить подобное в офисе или кабинете? Несомненно, это должен быть тонкий ценитель искусства, понимающий авангард. Описание картины Полотеры Казимира Малевича →

Малевич, "Полотеры"

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Сейчас мы не рады льющимся с неба водопадам дождя, а более полувека назад люди умели радоваться всему — если и не все обитатели СССР, то уж художник Пименов точно. Что ему еще в 1937 было делать? Описание картины Новая Москва Юрия Пименова →

Zemanta Related Posts Thumbnail

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Нет, не то, — словно бы говорил себе Ван Гог. Эмоция — это фактура, краска, цвет, толщина мазка. Мир наступает, мир нападает. Экспансия мира — повсюду, она захватывает человека, который не может сопротивляться подавляющему влиянию окружающего. Повсюду страсти, кругом ужас: нечто бесчеловечное (или слишком человеческое?!) доминирует, гнетёт, одолевает. Если вы посещаете ночное кафе – это значит, что вы посещаете «место, где можно разориться, сойти с ума и совершить преступление». Так писал Ван Гог, так он думал, так он изображал. Описание картины Ночное кафе Винсента Ван Гога →

Ночное кафе, Ван Гог

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Картину Вермеера увидеть у нас непросто. Какое-то впечатление вы можете составить по репродукциям, и, конечно же, по вдохновенным описаниям очевидцев. До нынешнего времени дошли считанные десятки работ мастера, хранимая в Амстердаме «Молочница» — одна из них. Описание картины Молочница Вермеера Дельфтского →

Молочница, И. Вермеер

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Картина Ильи Репина «Не ждали» делает зрителя участником насыщенной переживаниями сцены, помещает нас в центр эмоционального вихря, взрыва чувств. Старое, черное, отжившее сменяется новым, зеленым, революционным. Контрастная чистая живопись на самом деле насыщена рефлексами, реалистична и красива даже в изображении прозаического быта и одежды. Но лица… Это репинские лица! Великий художник. Описание картины Не ждали Ильи Репина →

И. Репин, Не ждали

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Известная картина советской художницы Татьяны Яблонской изображает радостное утро и в нем — дочь художницы. Полотно пронизано солнечным светом. Описание картины Утро Татьяны Яблонской →

Утро, Т. Яблонская

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Картина Васнецова с говорящим названием «Баян» изображает краткие минуты передышки, когда воины небольшого отряда собрались послушать седого певца. Хмурое северное лето служит фоном для знаменитой картины. Описание картины Баян Виктора Васнецова →

В. Васнецов, Баян

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Известная картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце» изображает не собственно солнце, а эффекты освещения. На картине противопоставлены крепкие дома и сани с лошадьми, двигающиеся по заснеженной дороге к нам — зрителям. Описание картины Мороз и солнце Виктора Цыплакова →

Цыплаков - Мороз и солнце

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Великолепная, насыщенная фигурами и смыслами, тонкая и спокойная по колориту картина Василия Григорьевича Перова (Криденера) — достойное произведение, и мы его не пропустим. Трое охотников после удачно проведенного времени делятся впечатлениями и воспоминаниями, им и не до еды уж :) Описание картины Охотники на привале Василия Перова →

Охотники на привале, В. Перов, 1871

 сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Навигация по записям

Страница 1 из 212»

1001kartina.su

Жанры живописи в изобразительном искусстве

Разделы: Начальная школа

Цели и задачи:

  • Систематизировать знания о жанрах ИЗО, повторить особенности каждого жанра.
  • Познакомить с художниками каждого жанра.
  • Повторить и закрепить понятия "пейзаж", "портрет", "натюрморт", "тематическая картина" и видами тематической картины
  • Воспитывать познавательный интерес к живописи.

Этапы урока

Этапы Время
1. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока. 1 мин
2. Презентация "Жанры в ИЗО".

Темы: "Портрет", "Пейзаж" , "Натюрморт"

15 мин
3. Физкультминутка 2 мин
4. Презентация "Жанры в ИЗО".

Тема: "Тематическая картина"

12 мин
5. Обобщение. 3 мин
6. Практическая работа 10 мин
7. Домашнее задание. 2 мин

Ход урока

Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.

Презентация. Cлайд №1

Сегодня на уроке мы повторим

  • жанры ИЗО, их особенности,
  • способы выражения картинами чувств и настроения образов.

Смотрите внимательно, запоминайте, отвечайте на вопросы в конце каждого блока, подготовьтесь к выполнению практической работы по теме.

Ваши записи могут вам помочь, можете их дополнить.

Презентация "Жанры в ИЗО" (Приложение 1), (Приложение 3)

Темы: "Натюрморт", "Пейзаж", "Портрет".

Слово "жанр" произошло от французского слова "ganre"

Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений. В изобразительном искусстве - это картины с общим предметом изображения.

Слайд №2

В изобразительном искусстве выделяют четыре жанра живописи.

А именно:

Натюрморт, пейзаж, портрет, тематическая картина.

Начнем повторение

Слайд №3

Об этом жанре изобразительного искусства Эдуард Успенский сказал так:

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это - : (натюрморт)

Что же такое натюрморт?

От французских слов: "nature" - "природа"

"morte" - "мёртвая", что буквально переводится, как "мёртвая природа", мы говорим "неживая природа".

На картине Поля Сезана "Натюрморт с суповой миской" мы видим предметы быта - суповую миску, бутыль и корзину с фруктами.

Героями таких картин могут быть предметы быта, плоды, битая дичь, букеты цветов (на картине Эдуара Мане "Цветы" - букет цветов в прозрачной вазе), атрибуты какого-нибудь искусства (на картине Петра Кончаловского "Сухие краски" мы видим атрибуты, т.е. предметы необходимые художнику - краски, кисти, бутыли с пигментами и растворителями.

Как и почему возник этот жанр "натюрморт"?

Из истории:

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость.

После долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь.

Слайд № 4

На примере картин Мартироса Сарьяна и Михаила Врубеля показать выразительные возможности натюрморта:

На примере натюрмортов с цветами рассмотрим выразительные возможности картины-натюрморта.

М. Сарьян "Цветы Еревана" - многоцветье тёплых и горячих тонов, яркость цвета не дают глазам сосредоточиться на композиции. Яркостью натюрморт напоминает восточный ковёр, нет чёткой прорисовки элементов, не надо вдумчивого рассматривания натюрморта: всё просто: даже не вазы, а просто банки, цветы и в цвет несколько яблок. В красочности, в цвете, выражение чувств художника, и его настроение праздника и радости.

М. Врубель "Роза в стакане" - бледность цвета, жемчужно-розовая, жемчужно-зелёная акварели, стакан с прозрачной водой и пышная, в расцвете, свежесрезанная роза. Художник показал нежность и воздушность образа, и печаль, что цветок порадует красотой несколько дней и завянет. Опять же цветом и ещё композицией показал автор свои чувства и настроение.

Слайд № 5

На картине Якоба Богданя "Натюрморт с цветами" цветом показана праздничность букета, а тщательная прорисовка листиков и лепестков придают букету важность и торжественность. Даже выпавший из букета цветок лежит свежий и упругий. И цветом и композицией автор показал парадность букета.

Повторение по теме "Натюрморт"

  • Что такое "натюрморт"?
  • Что является главным героем картины в жанре "натюрморт"?
  • Родина жанра "натюрморт"?
  • Чем можно выразить чувства и настроение в картине-натюрморте?

Слайд № 6

А об этом жанре Эдуард Успенский сказал так:

Если видишь: на картине Нарисована река, Или снег и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется : (пейзаж)

Как можно сказать о жанре с точки зрения происхождения названия жанра и предмета изображения?

Пейзаж - (от франц. "paycage", от "payc" - местность, вид) изображение какой-либо местности. Жанр живописи, в котором основной предмет изображения - природа.

Слайд № 7

Виды пейзажей в зависимости от предмета изображения

В пейзажах часто изображаются архитектурные сооружения - архитектурный пейзаж или море - морской пейзаж (марина)

Слайд № 8

Художники Игорь Грабарь и Иван Шишкин писали пейзажи и прославляли красоту и мощь родной природы. В картине "Февральская лазурь" цветом и композицией И.Грабарь показывал красоту белоствольных сильных берёз на фоне ярко-голубого неба и радость скорого прихода весны. А Иван Иванович Шишкин в картине "Рожь" дорогой уходящей в поле спелой ржи показал просторы страны, а редкими тёмно-зелёными соснами, чёткими на фоне бледного неба, показывает прозрачность и прогретость воздуха позднего лета. Даже мрачный сосновый бор, с громадной и мрачной сломанной сосной на картине Шишкина "Утро в сосновом лесу", из-за яркого солнечного пятна размером в половину картины и озорных медвежат вызывает радостные чувства. А медвежат ему в картине нарисовал Константин Савицкий.

В пейзажах художник может выразить чувства и настроение цветом и композицией.

Слайд № 9

В архитектурных пейзажах можно увидеть мосты, храмы, здания, улицы и площади.

Слайд №10

А в морских пейзажах (маринах) художники показывали спокойствие ласковой воды в штиль и буйство шторма, мужество людей борющихся со стихией.

Самый известный русский художник-маринист Иван Айвазовский. Его картины "Девятый вал", "Радуга" удивляют и восхищают грозными волнами, смелостью людей попавших в шторм и сочными красками, у него волны то жёлтые, то фиолетовые, то грязновато-мутные, то хрустально-прозрачные.

Повторение по теме "Пейзаж"

  • Что можно увидеть на картине художника-пейзажиста?
  • Как художник-пейзажист может выразить чувства и настроение в картине?

Слайд № 11

Про этот жанр Эдуард Успенский сказал так:

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется: (портрет)

А откуда взялось слово портрет и что оно означает?

О чём нам рассказывает картина-портрет?

Портрет - (от франц. "portrait") - изображение человека или группы людей.

Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека.

Слайд № 12

Кроме портрета есть и автопортрет. Помните, как на уроке вы пытались угадать, что это такое? Вас удивляла часть слова "авто". Теперь вы этот вид портрета уже знаете.

  • Что такое "автопортрет"?
  • Кто из художников показал всю свою жизнь в портретах?

Слайд № 13, 14, 15

Картины-портреты показывают нам внешность и черты характера человека.

А портреты бывают нескольких видов:

  • Погрудный (Дмитрий Левицкий "Портрет Дьяковой")
  • Поясной (Иван Крамской "Портрет Л.Н. Толстого")
  • Поколенный (Валентин Серов "Девушка, освещённая солнцем")
  • Однофигурный (Жан-Этьен Лиотар "Шоколадница")
  • Многофигурный, а именно парный (Ханс Хольбейн-младший "Портрет французских послов") и групповой (Ханс Тома "Детский хоровод")

Слайд № 26

Повторение по теме "Портрет"

  • Что такое "портрет"?
  • Что такое "автопортрет"?
  • Назвать виды портретов.
  • Как художник-портретист выразит чувства и настроение в портрете?

Физкультминутка

Слайд № 16

Презентация "Жанры в ИЗО". (продолжение)

Тема "Тематическая картина"

Про тематическую картину стихов не написали, но чаще всего на уроках ИЗО мы обсуждаем определённую тему и рисуем тематические картины "Летние каникулы", "Настроение осеннего дня", "Игры на свежем воздухе", "В гостях у Деда Мороза" и др.

Что же такое тематическая картина?

Тема - от греческого "thema" - буквально: то, что положено (в основу).

В живописи - это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни).

Тематические картины бывают нескольких видов:

  • Батальная
  • Историческая
  • Сказочно-мифологическая
  • Анималистическая
  • Маринистическая
  • Бытовая

Слайды №№ 17 - 22

Батальный жанр - от слова "баталия" (франц. "bataille" - битва), жанр изобразительного искусства, посвящённый войне и военной жизни.

Исторический жанр посвящён изображению исторических событий прошлого.

Для картин сказочно-мифологического жанра используются сюжеты сказок, былин, мифов.

Анималистический жанр - рисование животных.

Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией. Мы видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря.

В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь.

Повторение по теме "Тематическая картина"

  • Что такое "тематическая картина"?
  • Перечисли виды тематической картины.
  • Что можно увидеть на картине художника-баталиста (анималиста, мариниста)?

Обобщение по теме "Жанры в ИЗО"

  • Назовите жанры живописи.
  • Назовите виды тематических картин.
  • Что интересного запомнили из темы "Портрет"? : "Пейзаж"? : "Натюрморт"?

Практическая работа. (Приложение 2 и Приложение 3)

Слайд № 23

Возьмите лист с практической работой и рядом с номером варианта напишите свою фамилию. Вам надо внимательно рассмотреть иллюстрации картин, прочитать автора и название каждой картины - определить и написать вид и жанр картины.

Слайд № 24

Проверьте вашу работу. Оцениваем свои работы.

  • Если нет ошибок - 5,
  • одна ошибка - 4,
  • две ошибки - 3
  • Если три ошибки - работу не оцениваем, для тех, кто не справился с работой, повторим тему на следующих уроках и будет повторная практическая работа.

Кто справился с работой на "3"? На "4"? На "5"?

(Подвести итог практической работы)

Домашнее задание

  • Написать (напечатать) доклад по теме "Художник-пейзажист".

Работа должна быть правильно оформлена (титульный лист, содержание доклада, иллюстрации).

Есть вопросы по домашнему заданию?

Урок окончен. Спасибо за работу.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта