Художник Григорий Васильевич Сорока (Васильев) 1823-1864. Картина сорока
Художник Григорий Васильевич Сорока - Галерея современного искусства
nikole-t.livejournal.com
Григорий Сорока: картины, биография.
Григорий Васильевич Сорока (1823-1864)
Автопортрет
Творчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина. Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тирской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым.
Еще в начале 1820-х годов Венецианов, по его словам, чтобы более утвердиться в пути, который избрал для себя тогда, начал брать к себе на свое содержание бедных мальчиков и обучать их живописи. Преподавательская деятельность, как и прекрасное искусство Венецианова были проникнуты верой в "светлую природу" человека, "будущее изящество народных чувств" и таящиеся в простых людях подлинно высокие возможности. Многие из учеников, которым бескорыстно отдавал свою душу и знания Венецианов (всего их было более 70), оправдали надежды учителя, составив одно из замечательных явлений русской живописи первой половины XIX века - "венециановскую школу".
Заметив способности юноши, Венецианов забрал его в свое имение Сафонково. В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то возвращался в "Островки" с каким-то заданием от него.
Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи, портреты, интерьеры.
Уже самые ранние работы Сороки свидетельствуют о незаурядности и особом обаянии его таланта. Альбом зарисовок с крестьян окрестных деревень (1842) свидетельствует о том, что художнику изначально была присуща живая наблюдательность, чуткость к особенностям человеческих характеров. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании.
В картине "Гумно" (1843?), в которой он как бы шел по стопам учителя, некогда начинавшего обновление русского бытового жанра с одноименной работы, некоторая "неуклюжесть" и ученическая скованность искупаются простодушной непосредственностью восприятия и любовным вниманием к родному ему быту.
Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в.
Дарование Сороки быстро расцветало, и уже в скором времени Венецианов с удовлетворением отмечал в одном из писем значительный "прирост" в его мастерстве до такой "станции", до которой другим "надобно долго иттить", а иным и "не попасть".
Созданные Сорокой в середине 1840-х годов пейзажи "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре.
"Тихие и беспорывные, как сама русская природа" (Н.Гоголь), пейзажи эти полны умиротворенной и какой-то кроткой, целомудренной красоты. Художник достигает в изображениях с детства знакомых ему мест такой внутренней гармонии и соразмерности, что они воспринимаются как мир воплощенной мечты о счастье, мир, где царят покой и согласие. В этом мире человек и природа едины и связаны общим, главным, как бы "завороженным" ритмом. В единое целое слиты здесь и заливающий все золотистый мягкий стаях, и голубое небо, отражающееся в зеркале вод, и стройная классическая архитектура, и зеленые купы деревьев, и фигуры крестьян, чьи светлые одежды, почти величавые позы и неспешные движения заставляют вспоминать присущее многим деятелям русской культуры убеждение, что "русский сарафан не хуже греческого туника".
Как часть этого прекрасного, "очарованного" мира воспринимаются запечатленные Сорокой усадебные интерьеры, в частности поистине драгоценный по живописному воплощению "Кабинет в Островках" (1844). В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озера, парит какая-то звучащая тишина и обыденные вещи, предметы обстановки обретают сокровенный, поэтический смысл. Со свойственным ему пристальным и ласковым вниманием передает Сорока особенности различных материалов: матовый блеск полированной мебели, теплую, уютную желтизну свежеструганых дощатых стен с развешанными на них картинами. А фигурка мальчика, присевшего на краешке дивана с книжкой в руках, воспринимается как олицетворение душевного изящества и деликатности, которыми проникнута вся картина.
Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.
Характеризуя прелестные портреты юных Елизаветы и Лидии Милюковых, искусствоведы не случайно часто вспоминают искусство мастеров Возрождения.
В самом деле, есть нечто общее между кристально ясными, просветленными и исполненными духа гуманизма образами итальянского кватроченто и проникнутым любовью к человеку, чистосердечным искусством Сороки, равно как и его учителя, "отличную доброту и простоту сердца" и "твердость духа" которого крепостной художник запечатлел в нескольких портретах.
Нашли отражение в творчестве Сороки и постоянно присутствовавшие в его жизни враждебные, недобрые силы и обстоятельства. В "Автопортрете" (нач. 1840-х гг.) при внешнем спокойствии художника в его глазах прочитывается затаенное страдание, видна обостренная ранимость его души и беззащитность перед лицом действительности.
И она, в самом деле, была к нему беспощадна. Если для других и менее одаренных учеников Венецианову удавалось "испросить у господ полную свободу", то Сороке почти до конца дней было суждено томиться в неволе. Хозяин, позволив ему приобщиться к высокому искусству и "высвободить душу из склепа", в конце концов показал себя типичным представителем "грязи феодализма" (выражение Венецианова). Он отказал Сороке в "вольной", запрещал ему поездки в Петербург, заставлял служить садовником. А когда Венецианов в 1847 году, в результате нелепой случайности, погиб, "разбитый лошадьми", жизнь вдали от художественных центров, духовное одиночество и вовсе обрекли талант художника на угасание.
В дошедших до нас работах Сороки, исполненных в конце 1840-х - начале 1850-х годов, появляются диссонирующие интонации. Широкие и свободные пространства сменяются в его пейзажах тенистым уголком парка ("Часовня в Островках") или берегом озера, заросшим тростником, среди которого притаился мальчик-рыболов ("Вид в Островках")
В 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляков.
В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной. Сорока был обвинен в "распространении ложных слухов" и за "сделанные грубости" приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный "по болезни", он "затосковал", "ходил задумавшись по деревне" и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в "обжигательной избе повесившимся". Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописи.
Статья Вл. Петрова в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. М. 1988.
Портрет П.И.Милюкова
Кабинет в Островках 1844
Рыбаки Вторая половина 1840-х
Вид на плотину в имении Спасское конец 1840-ых г
Флигель в Островках. 1844г
Вид на озеро в имении Островки
Интересная информацияСмотрите на сайте "Загадочная сила": Образ кикиморы в изобразительном искусстве. Подборка картинок, рисунков с изображением кикиморы и рассказ о персонаже.
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
www.artcontext.info
СОРОКА Григорий Васильевич – Галерея произведений ( 21 изображение).
Открыть доступГ.В.СОРОКА
(1823 – 1864)
Среди учеников Алексея Венецианова имя Григория Сороки стоит одним из первых ряду. Это был яркий, самобытный талант, расцветший под чутким руководством наставника буквально за несколько месяцев обучения.
Сюжеты и композиции произведений Григория Сороки перекликаются с картинами учителя, но есть и – столь же явные — различия. Сорока писал крестьянскую жизнь, имея к ней самое непосредственное отношение. Некоторая условность письма, движение пластики шло в его творчестве в сторону натурной достоверности, его персонажи лишены статичности, они естественны, жизненно убедительны.
Подлинными шедеврами Сороки стали его пейзажи. Они открыли целое направление в русском искусстве – поиски идеала и божьей благодати в окружающем мире, восприятие природы как блага. Развитие этой линии можно найти впоследствии в творчестве Левитана, Куинджи, Нестерова.
Судьба художника трагична. Происходил он из крепостных крестьян гвардейского ротмистра П.И.Милюкова. Сорока – это деревенское прозвище художника, настоящая его фамилия Васильев. Самоучкой выучился рисованию. С начала 1840-х взят в дворню в имение Н.П.Милюкова Островки. В 1842 – 1847 годах с перерывами учился у А.Г.Венецианова в его имении Сафонкове, работал как подмастерье, выполняя под смотрением Венецианова заказы на церковные образа.
После 1852 года переселился из Островков в деревню Покровская, сменив положение дворового на положение деревенского живописца и иконописца.
После реформы 1861 года подписал договор с Милюковым о выкупе земельных угодий. В 1864 году участвовал в волнениях крестьян против помещика, был автором их прошения к императору Александру II. По жалобе Н.П.Милюкова 5 апреля 1864 был подвергнуть трехдневному аресту. 10 апреля художник покончил с собой.
1. Сорока Григорий «Автопортрет» Вторая половина 1840-х — начало 1850-х Холст, масло 44х36 Государственный Русский музей 2. Сорока Григорий «Портрет художника А.Г.Венецианова» Между 1842 и 1847 Холст, масло 34,9х30 Государственная Третьяковская галерея 3. Сорока Григорий «Портрет художника А.Г.Венецианова» Не позднее 1847 Холст, масло 36,5х31 Государственный Русский музей 4. Сорока Григорий «Гумно» Лето 1843(?) Холст, масло 53,5х65 Государственный Русский музей 5. Сорока Григорий «Кабинет дома в Островках, имении Н.П.Милюкова» 1844 Холст, масло 54х65 Государственный Русский музей 6. Сорока Григорий «Вид на плотину» Не позднее 1847 Холст, масло 68х88 Государственный Русский музей 7. Сорока Григорий «Рыбаки» Вторая половина 1840-х Холст, масло 67х102 Государственный Русский музей 8. Сорока Григорий «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии» 1840-е Холст, масло 69х88,5 Тверская областная картинная галерея 9. Сорока Григорий «Вид палисадника в усадьбе Н.П.Милюкова «Островки» Тверской губернии» 1840-е Холст, масло 27х37 Государственная Третьяковская галерея 10. Сорока Григорий «Флигель в Островках, имении Н.П.Милюкова» Первая половина 1840-х Холст, масло 27,5х39,5 Государственный Русский музей 11. Сорока Григорий «Портрет Е.Н.Милюковой» Вторая половина 1840-х Холст, масло 33х25,5 Государственный Русский музей 12. Сорока Григорий «Портрет К.Н.Милюкова в детстве» Вторая половина 1840-х Холст, масло 26х21 Государственный Русский музей 13. Сорока Григорий «Портрет А.И.Поздеева (не окончен)» Вторая половина 1840-х — начало 1850-х Холст, масло 27х22,5 Государственный Русский музей 14. Сорока Григорий «Портрет Л.Н.Милюковой» Вторая половина 1840-х Холст, масло 44х33 Государственный Эрмитаж 15. Сорока Григорий «Вид озера Молдино в Островках, имении Н.П.Милюкова» Конец 1840-х — начало 1850-х Холст, масло 50,5х64,5 Государственный Русский музей 16. Сорока Григорий «Вид в Островках, имении Н.П.Милюкова» Конец 1840-х — начало 1850-х Картон, масло 37х28 Государственный Русский музей 17. Неизвестный художник второй четверти 19 века — Сорока Григорий(?) «Горный пейзаж с селением. Оборотная сторона картины 16. Вид в островках, имении Н.П.Милюкова» Картон, карандаш 37х28 Государственный Русский музей 18. Сорока Григорий «Портрет женщины с ребенком» 1851 Холст, масло 41,5х34 Волгоградский музей изобразительных искусств 19. Неизвестный художник второй четверти 19 века — Сорока Григорий (?) «Крестьянский мальчик» Картон, масло 33,5х26 Государственный Русский музей 20. Неизвестный художник школы Венецианова — Сорока Григорий (?) «Отражение в зеркале» Холст, масло 41,3х38,5 Государственный Русский музей 21. Сорока Григорий «Портрет художника А.Г.Венецианова» Конец 1840-х — начало 1850-х Холст, масло 49,8х63,5 Государственный Эрмитаж СОРОКА Григорий Васильевич – Галерея произведений ( 21 изображение).
cultobzor.ru
Крепостной художник Григорий Васильевич Сорока (1823 - 1864).
. Это цитата
Крепостной художник Григорий Васильевич Сорока (1823 - 1864).Крепостной художник Григорий Васильевич Сорока (1823 - 1864).
Художник трагической судьбы. Крепостной предводителя дворянства Вышневолоцкого уезда Николая Милюкова, который был косвенно повинен в смерти живописца. Несчастная любовь к Лидии, старшей дочери Милюкова. Принудительный брак с крепостной. Жестокое наказание за провинность, вследствии чего самоубийство в 40 лет...
Григорий Васильевич Сорока (Васильев; «Васильев сын»)
(1823 - 1864)
Творческий путь Сороки был всего одно десятилетие (!), и достоверно известно лишь о 20 его работах.
Григорий Васильевич Сорока родился 15 ноября 1823 года. В «Метрической книге родившихся церкви села Поддубья Вышневолоцкого уезда Тверской области» запись: «1823 год. Ноябрь. Число рождения 15. Число крещения 19. Вотчины ротмистра, помещика Петра Ивановича Милюкова у крестьянина Василия Савельева родился сын Григорий; мать - Екатерина Иванова, 34 года»
Детство
Григорий второй ребенок в семье. Старший - Илья (1818). После Григория родились: Федосья (1826), Евдокия (1829), Емельян (1831), Измаил (1836).
Хозяева Сороки дворяне Милюковы происходили из крещеных татар. В 1838 году состоялся раздел владений Петра Ивановича Милюкова между сыновьями. Усадьба Островки и д. Покровское со ста крестьянами отошла старшему сыну Николаю Петровичу. Так он стал хозяином семьи Григория Сороки. Получив наследство, Николай Петрович вышел в отставку и обосновался в Островках. Зиму семья проводила преимущественно в Петербурге или в Москве.
Вскоре в Поддубье стараниями Николая Петровича открылась одноклассная школа для крестьянских детей. Учителем в школе стал священник Василий Матвеевич Владимиров – духовник художника Алексея Гавриловича Венецианова, жившего по соседству. Григорий посещал эту школу, и получил в ней первичные знания по Закону Божьему, чтению, письму и арифметике. Тогда же он получил свое прозвище «Сорока» за бойкий и любознательный характер.
Крестьянский мальчик
***
1840 - 1845 годы
В 1840 году Григорий Сорока по Исповедным книгам прихода еще числится крестьянином. В состав дворовых людей он попал в промежуток между 1840 и весной 1842 года. Всего усадьбу в то время обслуживало около 40 человек.
Приметил барин старание в крепостном - что увидит, обязательно зарисует - и решил воспитать «придворного» живописца...
Ну что ж, он добился своего - художник оставил нам его портрет. Как будто спокоен старик, а как всё же недобр, как скучен. Брови что крылья орла-стервятника, рот тонкогубый, зло сжатый, нос клювом. Глаза цепки и холодны. Не пожалеет и заклюёт. Руку помощи не протянет, а плетью по спине вытянет. Да ещё таится в глазах задумчивая недобрость: не так ещё он властвует, как хотел... С того момента, как заметил помещик талант в своём казачке, началась меж ними нескончаемая война...
«Портрет П.И.Милюкова (отец помещика Н.П.Милюкова, хозяина Григория)»
***
В то же время Григорием был выполнен ещё один портрет - младшей дочери старика Милюкова, сестры Николая Петровича - Анны Петровны Милюковой (1818 - после 1850)
«Портрет А.П.Милюковой» прибл. 1840
***
Портрет Елизаветы Николаевны Милюковой, в замужестве Березиной
***
Но было в жизни Сороки и светлое - знакомство с Алексеем Гавриловичем Венециановым. Имя Сороки впервые возникает в письме Венецианова к Милюкову от 24 апреля 1842 года, где он пишет о дальнейшей судьбе живописца и о его освобождении от крепостной зависимости. Он неоднократно просил дать свободу Сороке, но Милюков противился этому, так как готовил Григорию участь садовника. После обучения, отправляя Сорокина обратно к барину, Алексей Гаврилович писал: «Возвращаю Вам вашего Григория с приростом. Моему племяннику Мише на эту станцию уже и не попасть».
Первой крупной картиной Сороки из сохранившихся была «Гумно»
Еще одна из первых картин – зимний пейзаж «Флигель в Островках», ныне находящаяся в Русском музее
Помещику все эти занятия живописью не очень нравилось, и он запретил часто бывать у Венецианова. А потом и вовсе определил Сороку садовником - «знай, сверчок, свой шесток». Логика помещика понятна. Талантливый крепостной художник – это престижно, но должна же быть и практическая польза от дворового. Крепостному заниматься только творчеством - непозволительная роскошь. А художник и садовник – вполне гармоничное сочетание.
Очередная картина Сороки «Вид на палисадник в усадьбе» - лучшее тому подтверждение. Желто-коричневый песок, голубое небо, белое пятно ограды. Вокруг ни души — никем и ничем не нарушаемое безмолвие разлито во всем.
Венецианов утешал ученика: «...при садоводстве рисованье... принесёт большую пользу, и рисованью — садоводство...»
В это время и появилась скорбная складка на лбу у художника. Она заметна и в «Автопортрете» Сороки. Аккуратно, волосок к волоску, причёсан, в сюртуке, при галстуке. Самолюбивая гордость соседствует с печалью спокойной, привычной, и с застенчивым простодушием.
«Автопортрет»
***
Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет. В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музею.
В 1844 году во Всесвятском, принадлежащем двоюродному брату Николая Петровича Милюкова Владиславу Ивановичу, он пишет «Отражение в зеркале».
Большое зеркало в тяжелой раме красного дерева. Перед ним жемчужно-белая ткань, моток ниток, поблескивающие ножницы, игольник, наперсток — уютные принадлежности домашнего тихого труда, которые заняли в картине главное место, отодвинув в глубину зеркала двух беседующих женщин.
Женщины, изображенные на картине, совершенно не ощущают устремленного на них взгляда художника, не позируют ему ни в коей мере. Эта интимность их существования становится объектом изображения и эстетического наслаждения
Ради справедливости надо сказать, что в альбоме «Из истории реализма в русской живописи» под картиной есть небольшое пояснение: «Некоторыми исследователями картина приписывается кисти Г.В.Сороки. Технологическое исследование холста, грунта и красочного слоя, проведенное в Русском музее в 1974 г., не подтвердило этого авторства. Однако некоторые особенности и стилистика картины — обыденность натюрморта, крестьянский типаж, интерес к предметному миру, тщательность передачи натуры — позволяют отнести картину к произведениям школы Венецианова».
Двадцати одного года отроду, в 1844 году он пишет ещё одну картину - «Кабинет в Островках»
«Срезает» первый план и вводит зрителя прямо в кабинет Николая Петровича Милюкова в его имении. Длинные, обитые штофом диваны работы крепостных мастеров, католическое распятие, статуэтка Наполеона, «готический» чернильный прибор. На конторских счетах отложен год исполнения картины.
Сидящий на диване мальчик - девятилетний сын помещика Конон Милюков. Ему принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских крестьян, выполненными Сорокой в 1842 году.
«Портрет Конона Милюкова»
1845 - 1847 годы
В эти годы были написаны самые известные картины Сороки, «в наибольшей степени определившие его место в истории русской живописи», это пейзажи - «Вид на плотину», «Рыбаки», «Вид в имении Спасское», «Вид в имении» (пропала в годы Великой Отечественной войны). Надо отметить, что местность, изображенная на полотнах, со времен Сороки почти не изменилась
Не просто картины – русский эпос. «Не миг, но Вечность».
«Вид на плотину в имении Спасское» 1847
«Рыбаки»
«Рыбаки. Вид в Спасском»
«Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии. Вид на озеро Молдино»
Вид на усадьбу «Островки» с Большого острова.
***
В эти же годы Сорока пишет портрет Венецианова – самое позднее его изображение.
И тем он особенно ценен для истории искусства
«Портрет А.Г.Венецианова»
В это время Венецианов работает над большим заказом – пишет двадцать икон для иконостаса храма в Тверском пансионе для дворянского юношества. Сорока помогает учителю. В письме 15 мая: «Григорий ваш у меня подвизается. Рождество подмалевал (Корреджиево), теперь подмалевывает Благовещение с Альбана, а там будет писать Взятие в небо богоматери Муриллы...»
« Христос, благославляющий детей»
Смерть учителя и крах всех надежд
4 (16) декабря 1847 года в результате несчастного случая по дороге в Тверь погиб любимый учитель.
Венецианов не успел выпить чашку чая, когда в дверь вошли кучер Григорий Лаврентьев и крестьянин Агап Богданов. «Лошади готовы, Алексей Гаврилыч. Что прикажете грузить?» «Возьми чемодан с образцами, а больше вещей у меня нет». Он обернулся к дочери, благословил; целуя, сказал: «Не провожай меня, Сашурушка!». Григорий вскочил на облучок, рядом с ним сел Агап. Венецианов помахал дочери, и колокольчик зазвенел… Кучер отпустил вожжи, и на ухабе его выбросило в сугроб. Обезумевшие лошади летели все быстрее. Кибитку завалило набок и нещадно мотало во все стороны. Венецианов из последних сил сумел ухватить вожжи, но это только ухудшило дело — его поволокло по земле, ударяя о деревья. После особенно сильного удара перчатка соскочила с руки, и тело отбросило в сторону… Венецианов был мертв.
Со смертью учителя Сорока лишился всех возможностей для своего развития, и пронзительное чувство печали никогда его больше не покидало. Свою тоску Григорий выражает в пейзажах-идиллиях.
«Вид на озеро Молдино в усадьбе Островки» 1849
«Часовня в парке в имении Островки» 1850
***
Несчастная любовь
В это же время между Лидией, старшей дочерью Милюкова, и Григорием вспыхнула страсть.
«Портрет Лидии Николаевны Милюковой» первая половна 1840-х
Но она не добавила счастья. В 1851 году, в возрасте 28 лет барин насильно женил Григория на крепостной дворовой из села Островки Александре Нестеровой и перевез его в Покровское (в этом браке у него было двое детей, а Лидия стала крёстной матерью его старшего сына). Почти сразу после этого Лидию Николаевну выдали замуж за некоего полицейского ротмистра Сафонова. (Во втором браке была за Н.Г. Левенталем, имела дочь Наталью, в замужестве Красенскую, к которой перешли Островки). Лидия позже отравилась
Самоубийство
Неволя и страсть к свободе перехлестнулись вокруг Григория Сороки таким мучительным жгутом, разорвать который у него недоставало сил. Сорока - вольный, гордый человек - раб, крепостной, частица владений помещика Милюкова.
Нежный человек, с израненной душой, с растоптанными надеждами...
Портрет тверского краеведа Василия Алексеевича Преображенского
***
Николай Милюков был одним из противников освобождения крестьян и выдвинул кабальные условия выкупа земли. Сорока стал автором прошения крестьян к Александру II с жалобой на помещика. Жалоба, естественно, до царя не дошла – попала в Тверское губернское по крестьянским делам присутствие. 5 апреля 1864 года художник был осужден на трехдневное заключение под стражу и телесное наказание, а 10 апреля «ходил задумавшись по деревне и не пьяный» и вечером покончил жизнь самоубийством.
Интерьер. Диванная
Интерьер. Гостиная
***
В определении Вышневолоцкого уездного суда, составленном на следующий день, было сказано: «От чего Сорока лишил себя жизни, никто ничего не знает, и полагают по приключившейся безумной задумчивости от пьянства. Поведения покойный был тихого и скромного. Подозрения в нанесении насилия никакого не заявили, а положили, что смерть Сороки, последовала от неумеренного пьянства и происшедшей от того грусти…» Таким образом, телесному наказанию Сорока скорее всего не был подвергнут. Однако для «тихого» и «скромного» художника и прочих испытаний оказалось достаточно…
И, как итог, забытая могила за оградой сельского кладбища. Ведь раньше самоубийц не отпевали и на кладбище не хоронили.
Серия сообщений "***Русская живопись":Часть 1 - Куликов Иван Семенович (1875 - 1941), русский художник.Часть 2 - Волшебный мир В. Э. Борисова-Мусатова...Часть 16 - Мастер городского пейзажа- Алексеев Федор Яковлевич.Часть 17 - Нефф Тимофей (Karl Timoleon) Андреевич (1805-1875)Часть 18 - Крепостной художник Григорий Васильевич Сорока (1823 - 1864).
kolybanov.livejournal.com
Художник Григорий Васильевич Сорока (Васильев) 1823-1864 — Славянская культура
Автопортрет
Григорий Васильевич Сорока - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых.
Портрет А.Г Венецинова
Творчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина. Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тирской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым. Еще в начале 1820-х годов Венецианов, по его словам, чтобы более утвердиться в пути, который избрал для себя тогда, начал брать к себе на свое содержание бедных мальчиков и обучать их живописи. Преподавательская деятельность, как и прекрасное искусство Венецианова были проникнуты верой в "светлую природу" человека, "будущее изящество народных чувств" и таящиеся в простых людях подлинно высокие возможности. Многие из учеников, которым бескорыстно отдавал свою душу и знания Венецианов (всего их было более 70), оправдали надежды учителя, составив одно из замечательных явлений русской живописи первой половины XIX века - "венециановскую школу". Заметив способности юноши, Венецианов забрал его в свое имение Сафонково. В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то возвращался в "Островки" с каким-то заданием от него. Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи, портреты, интерьеры.
Вид на озеро в имении Островки.
Уже самые ранние работы Сороки свидетельствуют о незаурядности и особом обаянии его таланта. Альбом зарисовок с крестьян окрестных деревень (1842) свидетельствует о том, что художнику изначально была присуща живая наблюдательность, чуткость к особенностям человеческих характеров. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании. В картине "Гумно" (1843?), в которой он как бы шел по стопам учителя, некогда начинавшего обновление русского бытового жанра с одноименной работы, некоторая "неуклюжесть" и ученическая скованность искупаются простодушной непосредственностью восприятия и любовным вниманием к родному ему быту.
Гумно.
Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в. Дарование Сороки быстро расцветало, и уже в скором времени Венецианов с удовлетворением отмечал в одном из писем значительный "прирост" в его мастерстве до такой "станции", до которой другим "надобно долго иттить", а иным и "не попасть". Созданные Сорокой в середине 1840-х годов пейзажи "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре.
Рыбаки (фрагмент).
Вид на озеро Молдино.
Как часть этого прекрасного, "очарованного" мира воспринимаются запечатленные Сорокой усадебные интерьеры, в частности поистине драгоценный по живописному воплощению "Кабинет в Островках" (1844). В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озера, парит какая-то звучащая тишина и обыденные вещи, предметы обстановки обретают сокровенный, поэтический смысл. Со свойственным ему пристальным и ласковым вниманием передает Сорока особенности различных материалов: матовый блеск полированной мебели, теплую, уютную желтизну свежеструганых дощатых стен с развешанными на них картинами. А фигурка мальчика, присевшего на краешке дивана с книжкой в руках, воспринимается как олицетворение душевного изящества и деликатности, которыми проникнута вся картина.
Кабинет в Островках.
Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.
Характеризуя прелестные портреты юных Елизаветы и Лидии Милюковых, искусствоведы не случайно часто вспоминают искусство мастеров Возрождения.
В самом деле, есть нечто общее между кристально ясными, просветленными и исполненными духа гуманизма образами итальянского кватроченто и проникнутым любовью к человеку, чистосердечным искусством Сороки, равно как и его учителя, "отличную доброту и простоту сердца" и "твердость духа" которого крепостной художник запечатлел в нескольких портретах.
Нашли отражение в творчестве Сороки и постоянно присутствовавшие в его жизни враждебные, недобрые силы и обстоятельства. В "Автопортрете" (нач. 1840-х гг.) при внешнем спокойствии художника в его глазах прочитывается затаенное страдание, видна обостренная ранимость его души и беззащитность перед лицом действительности.
И она, в самом деле, была к нему беспощадна. Если для других и менее одаренных учеников Венецианову удавалось "испросить у господ полную свободу", то Сороке почти до конца дней было суждено томиться в неволе. Хозяин, позволив ему приобщиться к высокому искусству и "высвободить душу из склепа", в конце концов показал себя типичным представителем "грязи феодализма" (выражение Венецианова). Он отказал Сороке в "вольной", запрещал ему поездки в Петербург, заставлял служить садовником. А когда Венецианов в 1847 году, в результате нелепой случайности, погиб, "разбитый лошадьми", жизнь вдали от художественных центров, духовное одиночество и вовсе обрекли талант художника на угасание. В дошедших до нас работах Сороки, исполненных в конце 1840-х - начале 1850-х годов, появляются диссонирующие интонации. Широкие и свободные пространства сменяются в его пейзажах тенистым уголком парка ("Часовня в Островках") или берегом озера, заросшим тростником, среди которого притаился мальчик-рыболов ("Вид в Островках").
Часовня в Островках.
В 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляков. В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной. Сорока был обвинен в "распространении ложных слухов" и за "сделанные грубости" приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный "по болезни", он "затосковал", "ходил задумавшись по деревне" и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в "обжигательной избе повесившимся". Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописи.
Использованы материалы: статья Вл. Петрова в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988. Л.Вагнер "Повесть о художнике Веницианове" Обухов В. Григорий Сорока М.. 1982
Похожие статьи:
Живопись → Виктор Цыганов - Русские сказочные пейзажи
Живопись → Zbigniew Kopania
Живопись → Сказки для детей и взрослых. Художник А.В.Маскаев
Живопись → Художник Михайлов Игорь
Живопись → Художник Александр Шевелев. Романтизм дореволюционнной России.
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Сорока (Васильев) Григорий Васильевич (1823-1864)
Творчество художника относится к пейзажной, жанровой, портретной живописи. Крепостной помещика Н.П. Милюкова, получил вольную только после реформы 1861 года. Обучался живописи у великого русского художника А.Г. Венецианова. Писал иконы для окрестных церквей. Имел свой неповторимый, узнаваемый стиль. Просмотреть картины Сороки
Биография и творческая деятельность
Художник Григорий Васильевич Сорока родился 15 ноября 1823 года в деревне Покровская Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Творчество Сороки относится к пейзажной, жанровой, портретной живописи. Его отец был крепостным крестьянином, принадлежал Милюковым. В имении помещика Н.П. Милюкова Островки проявлявшего художественные способности юношу заметил Алексей Гаврилович Венецианов, близко знавший хозяина имения. Сорока выполнял в Островках обязанности садовника. Несмотря на настойчивые уговоры Венецианова, Милюков отказался предоставить Григорию вольную, тем не менее, дал согласие на обучение своего крепостного живописи.
Таким образом, в 1842 году Григорий уже учился у Венецианова и периодически жил у него в Сафонкове. Как и у других учеников великого русского художника, темами произведений Сороки были простые мотивы окружающей жизни — интерьеры, пейзажи и портреты. Кроме того, Венецианов привлекал ученика и к писанию икон для окрестных церквей. Их совместные занятия живописью продолжались до самой смерти Венецианова, после чего Сорока лишился не только наставника, но и большого друга. В 1852 Сорока женился на дворовой женщине, с которой у него впоследствии было трое детей: два сына и дочь. Однако вскоре семейная жизнь не задалась, и Сорока начал пить.
От крепостной зависимости художнику удалось освободиться только лишь после крестьянской реформы 1861 года. Три года спустя, в связи с недовольством крестьян условиями выкупа земли, Григорий Васильевич составил и отправил царю жалобу на Милюкова, после чего был официально обвинен в ложных слухах и грубости и должен был понести телесное наказание. Накануне приведения его в исполнение Сорока покончил с собой. Из немногочисленных сохранившихся работ художника Сороки следует отметить «Кабинет дома в Островках» (1844), «Рыбаки» (1840-е гг.), «Вид на озеро Молдино». Кроме того, Григорий Васильевич обстоятельно занимался также портретом: он писал членов семьи Милюковых и их знакомых.
Картины Сороки art19.info
Григорий Васильевич Сорока 1823-1864гг - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых.В русском искусстве „ Автопортрет" Сороки — один из наиболее искренних, вероятно, художник написал его „для себя".Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет. Автопортрет 1840гХудожник написал себя в возрасте 20-30 лет. В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музею Гумно 1843гТворчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина.Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тверской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем ВенециановымДом в Островках ~1844гТворческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX вСозданные Сорокой в середине 1840-х годов картины "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре.Вид на плотину в имении Спасское конец 1840-ых гРыбаки Вторая половина 1840-х Вид на озеро в имении Островки ~1840-ые гВид на палисадник в усадьбе Н.П.Милюкова Около 1842 предположительно, одна из самых ранних живописных работ художника. В картине очень свежо и убедительно передано впечатление жаркого летнего дня: залитые солнцем дорожки с резкими тенями, яркая на свету и, кажущаяся почти черной в тени, зелень газонов, деревьев, кустов, испещренные бликами и штрихами, вспыхивающие на солнце листья и стеблиКабинет в Островках 1844Изображен кабинет Николая Петровича Милюкова в его имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озераКабинет обставлен в соответствии со вкусом своего владельца — достаточно образованного и любящего комфорт человека. Длинные, обитые штофом диваны — работа крепостных мастеров — создают атмосферу уюта. Интерьер украшен предметами, модными в годы позднего романтизма, — католическим распятием, статуэткой Наполеона, человеческим черепом и «готическим» чернильным приборомНа конторских счетах отложено число —1844 — год исполнения картины. Сидящий на диване, погруженный в чтение мальчик, — девятилетний сын помещика Конон Милюков. Ему принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских крестьян, выполненными Сорокой в 1842 году. На стене кабинета висит картина Сороки «Флигель в Островках», ныне находящаяся в Русском музее.Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.Отражение в зеркале ~1850гХарактеризуя прелестные портреты юных Елизаветы и Лидии Милюковых, искусствоведы не случайно часто вспоминают искусство мастеров ВозрожденияПортрет Е.Н.Милюковой(дочери помещика Н.П.Милюкова) конец 1840ыхПортрет Л.Н.Милюковой(дочери помещика Н.П.Милюкова) 1840ыеЛидия Николаевна Милюкова, старшая дочь помещика Н.П. Милюкова, жила и воспитывалась в Островках — усадьбе, где на правах крепостного жил и работал Григорий Сорока. Художник А.Г. Венецианов, сосед и приятель Милюкова, часто упоминает в своих письмах о ней и ее младшей сестре, посылая приветы и выражая желание полюбоваться на кудри Елизаветы Николаевны и на косы ЛидииВ 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляковЧасовня в парке ~1850гВ 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной.Вид на озеро Молдино ~1840-ые гСорока был обвинен в "распространении ложных слухов" и за "сделанные грубости" приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный "по болезни", он "затосковал", "ходил задумавшись по деревне" и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в "обжигательной избе повесившимся". Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописи |
metod-sunduchok.ucoz.ru