Жан Огюст Доминик Энгр, «Мадонна перед чашей с причастием». Картина ручей энгра
Жан Огюст Доминик Энгр - французский живописец
Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 — 1867) — французский живописец родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. Его отец был одаренным, творческим человеком: он занимался скульптурой, писал миниатюры, был резчиком по камню, а также музыкантом, — мать его была полуграмотной. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).
В 1791 году Жан Огюст Доминик Энгр переезжает в Тулузу, где он был зачислен в Королевскую академию художеств, скульптуры и архитектуры. Там его учителями стали скульптор Жан-Пьер Виган, художник-пейзажист Жан Брайант, и художник Джозеф Рок, который смог объяснить молодому художнику суть творчества Рафаэля. Он развивал свой музыкальный талан под руководством скрипача Лежена. С 13 до 16 лет он был вторым скрипачом в оркестре Капитолия Тулузы. Любовь к скрипке будет сопровождать его всю жизнь.
В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи.
В октябре 1799 года Энгра приняли в Школу изящных искусств на живописное отделение. В 1800 году он пишет картину «Послы Агамемнона в шатре Ахилла», благодаря которой в 1801 г. получил гран-при для поездки в Рим. Однако это событие было отложено до 1806 года из-за нехватки финансовых средств.
Работая в Париже до отъезда в Рим, французский живописец много работал, черпая вдохновение в творчестве Рафаэля и в гравюрах английского художника Джона Флаксмана. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. В 1803 году Энгру и еще пяти живописцам поступил заказ на изображение портрета Наполеона I в полный рост, эти работы были направлены в города Льеж, Антверпен, Дюнкерк, Брюссель и Гент, которые вошли в состав Франции в 1801 году. Вероятнее всего Бонапарт не позировал художникам, и Энгр выполнил свою работу по портрету Наполеона, выполненного Антуаном-Жаном Гро в 1802 году.
Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим. Это случилось накануне большой художественной выставки, на которой он должен был представлять свои картины, поэтому уезжал он неохотно. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Критики были одинаково враждебно настроены к работам этого французского живописца, называя их архаичными. Жан Огюст Доминик Энгр же стремился к идеалу классицизма, хотел сделать что-то необыкновенное и единственное в своем роде. В этом ему помогали предметы искусства, которыми наполнялся Лувр, благодаря военным походам Наполеона: он мог изучать и сравнивать древние шедевры и образцы европейской живописи. Такую реакцию Энгр узнал, уже находясь в Риме, и дал зарок больше никогда не участвовать в выставках.
Хотите чувствовать себя на дороге уверенно и в безопасности? В этом случае вам стоит купить резину высокого качества на Asshina. Огромный выбор шин только тут.
Послы Агамемнона в шатре у Ахилла
Портрет Бонапарта
Портрет мадемуазель Ривьер
Портрет Филибера Ривьера
Портрет Фредерика Демаре
Наполеон I на императорском троне
Портрет мадам Аймон
Находясь в Риме, Энгр как обладатель «стипендии» был обязан направлять свои работы в Париж, чтобы показывать прогресс в своих умениях: в1808 картины «Эдип и Сфинкс» и «Купальщица» продемонстрировали мастерство художника в обнаженной натуре. В 1807 году он начала работу над картиной «Венера Андиомеда», но он смог закончить ее лишь в 1848 году. Он не прекращал свою работу и над портретами.
В 1810 г. его грант закончился, но Энгр решает остаться в Риме, найдя поддержку в оккупационном французском правительстве.
В 1811 году Жан-Огюст-Доминик закончил свою картину «Юпитер и Фетида», которая в очередной раз получила резкое осуждение в Париже. Энгр был уязвлен, общественность равнодушна, а его коллеги считали его ренегатом. Только лишь некоторые представители романтического движения признавали его талант, чему Энгр противился.
В 1813 г. Энгр женился на Мадлен Шапель, с которой был счастлив в браке: мадам Энгр беззаветно верила в своего мужа, что дало ей сил стойко переносить все неприятности. Он продолжал переносить пренебрежительные отзывы, а его «Дон Педро Толедо целует шпагу Генриха IV», «Рафаэль и Форнарина», несколько портретов, а также работы в Сикстинской капелле встретили в 1814 году враждебную критику.
В 1812 году Жан Огюст Доминик пишет «Вергилий читает Энеиду» для резиденции французского губернатора в Риме, в 1813 – «Ромул – победитель Акрона», «Сон Оссиана» — эти колоссальные работы были написаны для римского дворца Наполеона. Эти картины по сути стали воплощением той исторической живописи, которую Энгр хотел показать миру.
Весной 1814 году Энгр отправился в Неаполь, где рисует портреты королевы Каролины Мурат и ее семьи, а также три работы: «Обручение Рафаэля», «Большая Одалиска» и «Паоло и Франческа».
В 1815 г. вместе с крахом Наполеона, потерпел поражение и режим Мурата, отчего Энгр оказался Риме без покровительства французских властей. Он вынужден был зарабатывать на жизнь рисованием небольших портретов, что считал унизительным занятием. Надо отметить, что эти портреты были очень хорошо выполнены, и в настоящее время очень ценятся как бесценные предметы изобразительного искусства.
В 1817 году Энгр выполняет «Генрих IV играет со своими детьми», и на следующий год — «Смерть Леонардо да Винчи». В Риме была по достоинству оценена картина «Христос дает ключи Петру» (1817-1820), но власти Ватикана запретили ему отправить эту работу в Париж на выставку.
В 1816 г. Энгр получает заказ на выполнение портрета «Фернандо Альвареса де Толедо, герцог Альбы» — в качестве награды герцогу от Римского Папы за подавление протестантской Реформации. Жан Огюст Доминик, несмотря на свою неприязнь к этому человеку, выполняет некоторые эскизы, но в конце концов отказывается от работы, желая остаться верным своим убеждениям.
В течение этого времени у Энгра складываются дружеские отношения с музыкантами, в том числе Паганини, и он регулярно упражнялся в игре на скрипке. В 1819 году он отправляет в Париж свои работы «Большая одалиска», «Филипп V и маршал Бервик» и «Рожер, освобождающий Анжелику», которые получили все те же нелестные отзывы.
Купальщица
Портрет мадам Дюваши
Купальщица
Эдип и Сфинкс
Портрет Жозе-Антонио Молтедо
Портрет мадам Панкук
Портрет Чарльза-Жозефа-Лорена Корде
Юпитер и Фетида
Вергилий читает Энеиду
Ромул — победитель Акрона
Портрет барона Жака Марка
Сон Оссиана
Большая одалиска
Дон Педро Толедо целует шпагу Генриха IV
Портрет мадам Сеннон
Рафаэль и Форнарина
Сикстинская капелла
Генрих IV играет со своими детьми
Смерть Леонардо да Винчи
Паоло и Франческа
Рожер, освобождающий Анжелику
Жан-Огюст-Доминик Энгр с женой переехал во Флоренцию в 1820 году по приглашению скульптора Лоренцо Бартолини, его старого парижского друга. Но его отношения с Л.Бартолини были достаточно напряженными, так как контраст между успехом скульптора и бедностью Энгра стал слишком резким. В 1821 году он закончил картину «Въезд Карла V в Париж». Но основным занятием Энгра в этот период было полотно «Обет Людовика XIII». Он усердно работал над ним четыре года и в 1824 году он отправляется с ней в Париж.
Эта выставка приносит Энгру ошеломительный успех, критики были в восторге от его работы: задуманная в рафаэлевском стиле, она была свободна от архаизмов. В 1825 году Энгр был награжден крестом ордена Почетного легиона. С 1826 по 1834 год Энгр пишет множество картин, которые очень хорошо были приняты общественностью. Критики стали рассматривать живописца как знаменосца классицизма: реализм его полотен завораживал, но некоторые критики считали чрезмерный натурализм вульгарным.
В 1834 г. Энгр вернулся в Рим, заняв должность директора École de France. Несмотря на свои административные обязанности, живописец не перестает рисовать: из-под его кисти выходят «Антиох и Стратоника», «Портрет Луиджи Керубини», «Одалиска с рабом» и пр.
Обет Людовика XIII
Одалиска с рабом
Портрет мадам Мари Маркотт
Апофеоз Гомера
Портрет Луи-Франсуа Бертена
Антиох и Стратоника
Портрет Луиджи Керубини
Энгр возвращается в Париж в июне 1841 года. Одной из первых его работ после возвращения становится «Портрет герцога Орлеанского». Герцог погиб через несколько недель после завершения портрета, и Энгр выполнил несколько копий картины.
В 1843 Жан Огюст Доминик с энтузиазмом начал роспись большого зала в Шато де Дампьер. Но к 1849 году его пыл угас из-за смерти жены Энгра, и роспись не была завершена. В 1851 он еще напишет «Юпитер и Антиопа», но в июле того же года станет профессором Школы изящных искусств.
В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Этот брак придал сил живописцу, и в следующем десятилетии Энгр выполнил несколько важных работ. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна д\’Арк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). В 1855 году Энгр участвует в международной выставке, где была выделена целая комната для его работ.
В последние годы своей жизни Энгр выполнил ряд полотен на историческую тему и религиозных картин, многие из которых явились детализацией ранее написанных работ.
Энгр умер от воспаления легких 17 января 1867 года в возрасте восьмидесяти шести лет. Работы из его мастерской, в том числе ряд крупных картин, более 4 000 рисунков и его скрипка были завещаны художником в музей своего родного города, ныне известный как Музей Энгра.
Портрет графини де Хаусонвилль
Портрет баронессы Ротшильд
Венера Анадиомена
Венера на Пафосе
Апофеоз Наполеона
Портрет принцессы Альберт де Бройля
Жанна Д\’Арк на коронации Карла VII
Портрет мадам Монтессью
Источник
Свою манеру письма Жан Огюст Доминик Энгр сформировал еще в начале своего творческого пути и он сравнительно мало изменялся: соблюдение четкости контуров и теневой формы.
Он не признавал фактурного нанесения краски, крупных мазков, преувеличения эффекты света и цвета (что характерно для романтической школы). Он предпочитал локальные цвета, лишь слабо переходящие в полутона, поэтому наиболее выразительны его картины, где изображены одна или две фигуры.
Герои картин Энгра полностью отражают его ограниченные литературные пристрастия: он читал и перечитывал Гомера, Вергилия, Плутарха, Данте, истории жизни художников. Он использовал в своих картинах лишь несколько тем из своих любимых произведений. Энгр умел быстро выполнять свои работы, но чаще всего над одной картиной он работал на протяжении нескольких лет.
Уже упоминалось, что Энгр много работал как портретист, хотя всё это время он мог бы потратить на историческую живопись. Наиболее известный из всех портретов французского живописца является портрет журналиста Луи-Франсуа Бертена, он быстро стал символом растущей экономической и политической власти буржуазии. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля».
Все любители новинок мирового кинематографа, на сайте russianseriali можно Мстители 2012 смотреть онлайн. Потрясающее качество фильма и захватывающий сюжет.
art-assorty.ru
"Источник" Энгра - Пленник Красоты
Jean Auguste Dominique Ingres (1780 - 1867) Étude pour la figure de la sou.Jean Auguste Dominique Ingres (1780 - 1867) Ensemble de la figure nue (portant une urne sur l'épaule gauche). Musée Ingres, Montauban.
Jean Auguste Dominique Ingres (1780 - 1867) Étude pour La Source, vers 1820. Musée des Beaux-Arts de Lyon.
Félix Bracquemond (1833-1914) La source, d'après Ingres. Etching, 30.4 x 40.4 cm. The New York Public Library.
Jean-Alexandre-Joseph Falguiere (1831-1900) La Source. Marble. Private collection.
Современный вариант скульптуры по картине Энгра.
André Aaron Bilis (1893-1971) D'après La source d'Ingres, miniature.
Jean-Baptiste Arnaud-Durbec(1827 - 1910) La Source. Oil on canvas.
Henri Fantin-Latour (French, 1836-1904) La Source. Oil on canvas, 73.5 x 60 cm. Private Collection.
Carl Ernst Rudolf Heinrich Salem Lehmann, dit Henri (Kiel, 1814 - Paris, 1882) Female Nude: La Source. Oil on board, 30.5 x 40.6 cm. Stair Sainty Gallery, 38 Dover Street, London.
Gustave Le Gray (August 30, 1820, Villiers-le-Bel, Val-d'Oise – July 30, 1884) Étude de nu féminin debout, vers 1859. The British Museum, Londres.
Плюс пара от Курбе - он явно противопоставляет свом образы энгровским:реалистическая манера, другой характер и пропорции фигуры, и конечно же постановка модели споной к зрителю - все это не случайно.Эдакие поиски другого типа красоты, неклассицистического, неакадемического - от противного.Gustave Courbet (1819–1877) The Source, 1862. Oil on canvas, 120 x 74.3 cm. The Metropolitan Museum of Art.
Gustave Courbet (1819-1877) La Source,1868. Huile sur toile, 128 x 97 cm. Musée d'Orsay, Paris.
Пожалуй, Энгр - один из самых цитируемых европейских художников.Этому была посвящена целая выставка в Музее Энгра в Монтобане.тыцтыц
Вторая половина 20 века - эпоха постомодернизма - прославлена любовью к оммажам и безбожным спекуляциям, паразитирующим на щедеврах прошлого и настоящего;))Можно делать все, что угодно: инкорпорировать в другую картину, осовременить, одеть, поменять пол, стилизовать, сделать фотографию, граффити, объект, инсталляцию или перформанс... Иногда дело доходит до прямого плагиата((Jiří Anderle (born 14 September 1936, in Pavlíkov, Rakovnicko) La Source (after Ingres), 1982. Etching, 67 x 49,5 cm, opus 227.
Herman Braun-Vega ( b. 7 july 1933, Lima, Peru) Peru negro (Ingres), 2002.
A copy of this famous painting in le Cellier (Paris quarries).
Invader, MTB-01, La Source de l’Invasion, 2008. Montauban, rue du Tescou , Mosaïque, 256 x 172.
Или одеть, как куклу в игре (классицизмы и академизм вообще к этому располагают). Можно даже было бы сделать на основе его картин сделать подобную игрушку для детей.http://www.bouguereau.net/nudes/baigneuse-bather-1870/
Stéphane Lallemand (b. 26.02.1958, Epinal) La source, 2009. Tirage lambda sous diasec, 120 x 175 cm.
Gary Laird, La Source, after Ingres, 2008, Ultrachrome fine art print. The Kinsey Institute.
Délos, La source.
Camille Pomme, La source d'apres Ingres. Acryque et craie sur papier marouflé sur contreplaqué, 160 x 80 cm.
Alain Jacquet (1939-2008) Untitled (La Source, after Ingres). 1965. Object. Silkscreen print in colors on white plastic with inflatable hem, kind of baby swimming pool. Approx. 114 x 59 x 8 cm.
Yamasuma Morimura (b.1950) Portrait (La source I, II, III d'après Ingres), 1989.Yamasuma Morimura (b.1950) Portrait (La Source II), 1986-9.
Issey Miyake (b.1938) and Yamasuma Morimura (b.1950) Guest Artist Series No. 1. Fall-Winter 1996-97. FIDM Museum, Los Angeles.
Jean Paul Goude (born 1940 in Saint-Mandé) Vanessa Paradis, Coco,l'esprit de Chanel, 1992.
Ну и в довесок - несколько Венер, в том числе и энгровских, в той же позе...Jean Auguste Dominique Ingres (1780 - 1867) Vénus Anadyomène, 1808-1848. Huile sur toile, 163 x 92 cm. Musée Condé, Chantilly.
Workshop of Jean Auguste Dominique Ingres (1780 - 1867) Venus Anadyomène, between 1825 and 1850. Oil on canvas, 31.5 × 20 cm. Louvre Museum.
И дальше в Академизме и искусстве Салона:Eugène Emmanuel Amaury Pineux Duval (1808-1885) Baigneuse, 52.1 x 30.2 cm. Private collection.
Eugène Emmanuel Amaury Pineux Duval (1808-1885) La Naissance de Venus, 1862. Oil on canvas, 210 x 73,2 cm. Musee des Beaux-Arts, Lille, France.
William-Adolphe Bouguereau (1825–1905) Detail from The Birth of Venus, 1879. Oil on canvas, 300 × 218 cm. Musée d'Orsay, Paris.
William Adolphe Bouguereau (France, 1825-1905) Baigneuse (Bather), 1870. Oil canvas, 95 x 190.5 cm. Museo Teatro Salvador Dali.
И немного наивного:Kostas Mavrakis, Baigneuse se tordant le cheveux.
Didier Lourenco, Through the Art Museum, Divertimento Ingres / The Source, 60 x 30 cm, Oil on canvas, 2012.
latander.livejournal.com
Jean Auguste Dominique Ingres (1780 – 1867) и академизм.
Jean Auguste Dominique Ingres (1780 – 1867)Энгр, Жан Огюст ДоминикКОРОЛЬ АКАДЕМИЗМА.«Энгр,«Источник»,1856 г.» на Яндекс.ФоткахЭтот художник,--- ---Jean Auguste Dominique Ingres (1780 – 1867)Энгр, Жан Огюст Доминик,--- был королём и богом академических стилей в искусстве, во времена, когда неоклассицизм, сменивший блядское (почти буквально!) рококо, уже серьёзно уступил позиции романтизму и его создателю--- с пачкой его последователей,---Делакруа.
Я надеюсь, что меня не занесёт снова, чёрт знает куда. Потому что я хочу поместить несколько работ Энгра и пару других для сравнения. И всё. Я не хочу делать большую штуку про Энгра. Я не люблю сладкое искусство.
«Буше. Туалет Венеры, 1751» на Яндекс.Фотках
Раз я обозначил рококо, давайте посмотрим.Не надо быть знатоком, чтобы увидеть и понять, что здесь написана усреднённая (собирательный образ) фаворитка Людовика XV, а не богиня. То что мы сейчас видим это то что рококо сделало с женшиной.Везде, где анатомия выступает, даму сделали пухлой со складками жира, её сделали МЯГОНЬКОЙ, или проще сказать приятно мягкой на ощупь, и к тому же рококо сделало женщину сверхпослушной.
«Буше. Туалет Венеры, 1751» на Яндекс.Фотках
Посмотрите. Цель жизни этого сооблазнительного создания, оставаться сооблазнительной как можно дольше, и всегда быть готовой удовлетворять её мужчину согласно его вкусу.По-моему ничего другого, глядя на портрет, сказать нельзя.
Рококо было блядством на всю Европу.Эту работу написал самый любимый художник Помпадурши,--- Буше, Франсуа.И конечно он стал Президентом Акажемии и первым художником короля и т д.Буше вполне мог написать ПОРНУХУ. Этот рассказ не про него. Про него надо очень долго рассказывать. Но я его не люблю. Взгляните какую штуку Буше написал по заказу Казановы, чтобы сооблазнить короля. Самый знаменитый, тогда художник Европы занимался художественным сводничеством.
http://veniamin1.livejournal.com/10829.html
Первая картинка. Вам не придётся искать. Всё подписано.
«Энгр,«Источник»,1856 г.» на Яндекс.Фотках
Энгр не был настолько отвратительно -- сладкий как рококо. Неоклассицизм(классицизм по-русски) был другим.Но Энгр тоже был сладеньким. В результате, к концу жизни, Энгра объявили мастером портрета. Но и его портреты, тоже сложное дело, чтобы безусловно их обозначить великим достижением.Не будем обсуждать его творчество в оьъёме.Давайте посмотрим на эту работу и на пару других.
Я не люблю Аллегории. Но этот родник простая аллегория. Вода это жизнь.Женщина, это тоже жизнь.
Видите. Просто. Энгр был из тех, кто не стеснялся заимствовать у самого себя.Эту девочку он взял отсюда.
«1848 Jean-Auguste-Dominique Ingres Venus Anadyomene» на Яндекс.ФоткахРождение Венеры. 1848. Энгр.Но эта Венера находится между эротикой и почти что порнушечкой. Проверьте своё ощущение, поймёте.
"Источник" это другое дело. Работа над картиной растянулась на пару десятков лет.Энгр закончил работу когда ему было 76 лет.Насколько он на самом деле стремился здесь изобразить идеал ВЕЧНОЙ КРАСОТЫ, я не знаю.Высокие слова об искусстве часто лицемерны.Но эта работа притягивает нас.Я, примерно скажем, почти слышу журчание. Почти всегда когда смотрю.
И в этом, в такой удачной аллегории про ЖИЗНЬ , по-моему, и есть суть этой работы. Поэтому она так притягательно смотрится. Насквозь консервативный и влиятельный Энгр, который не давал ходу не только реализму, но который был на ножах даже с создателем вполне консервативного романтизма, с Делакруа, тем не менее притягивал к себе самые-самые сливки авангарда. Вот такой парадокс. Дега, Пикассо, Матисс. Сезанн и т д.
С другой стороны, самые знаменитые, писавшие в академическом стиле, Кабанель и сам Бугеро, выводили сябя от Энгра. И это было естественно.Чтобы закончить с этой картинкой взгляните ниже.
«Сарджент, Египетская девочка, 1891 г. Egyptian_Girl» на Яндекс.Фотках
Ничего не связывает этих двух девочек.Это мой собственный бзик. У меня навеки есть ассоциациямежду этой девочкой Сарджента (знаменитый американец) и девочкой с "Источника" Энгра.Всегда, когда смотрю на любую из них, я сразу вспоминаю её пару.
Эта работа тоже получилась. Я ни в коем случае не против порнухи, как вы могли убедиться позвчера? или ещё на день раньше.
Но когда мы говорим об искусстве, тогда я хочу видеть искусство.И последнее.«Энгр Jean Auguste Dominique Ingres.» на Яндекс.Фотках
Эта марка есть на Вики по-английски. По-русски нету.
Суки правят бал по-русски в любой области.Здесь есть сообщество "История искусства". Там правит бал профессорша, специализация которой кимоно. Я поместил там большого Кустодиева (и дамы чепчики бросали...) маленького Ренуара, и когда я поместил первую, маленькую статью про Золотой век Голландии, профессорша написала мне, что у неё всё будет без изменения. Она написала, что она предпочитает скучный копипаст чужих текстов.И поэтому только так и будет. Не волнуйтесь. Она написала мне в личку,но позволила мне опубликовать её слова. Мы с ней разошлись, а на сообществечитать нечего. НАСТОЯЩАЯ ЗЕЛЁНАЯ ТОСКА.
Так и с этой маркой. Чтобы поместить про марку,нужно сделать исследование.Но везде бал правит такая же профессура, для которой важнейшим из искусств является кимоно.Или похожее.
Энгр увлекался эпохой маньеризма и особенно позднего.
«Гольциус, Хендрик, Лот и его дочери,1616 г.http://veniamin1.livejournal.com/profile» на Яндекс.Фотках
Помните эту работу? Я не так давно помещал этих классных голландских кобыл.Это поздний маньеризм, или раннее северное барокко.Мне очень нравятся здесь удлинённые тела, которые создал Гольциус. Посмотрите. Пощупайте на зуб. Вам тоже понравятся.Энгру они тоже подходили.
«Энгр, Большая одалиска, 1814 г. La Grande Odalisque,(4096 пикс.)» на Яндекс.Фотках
Наверное вы видели эту знаменитую работу Энгра. Уже тогда сказали вполне справедливо,что Энгр добавил этой голой девушке четыре лишних позвонка. А правая рука???У Гольциуса лучше. У Гольциуса дочки Лота совершенно живые БАБЫ!Конечно, наверное можно сказать, что Энгр посмотрел (где?) на Венеру Веласкеса, которая с зеркалом и живёт в Лондоне. Здесь явно есть подражание. И это нормально.
http://veniamin1.livejournal.com/11599.html
Но у Веласкеса, лучше. Эта "...Одалиска" Энгра знаменита. Но она какая-то холодноватая. Не очень получилось. Чистенько написанное НЮ. Ей потом немало подражали.
Ещё две и хватит, а то будет слишком большой пост.
«Энгр, Эдип и сфинкс,1808 г.,Oedipus et Sphinx,» на Яндекс.Фотках
У Эдипа, никакого комплекса не было и быть не могло. Просто Фрейду нужен был термин, в виде чего-то похожего на эвфемизм, потому что этика была строгая. Так как по-русски заучивают для учёности слова на языке, которого не знают (на латыни), то поэтому на то чтобы почитать греческие сказки у греческих же драматургов времени не остаётся.Онан тоже не занимался онанизмом.Но на еврейские сказки тоже нет времени. Поэтому не знают.На картине Энгра, Эдип где-то денёк назад поругался на дороге с его родным папой и убил его.Но Эдип не знал и не мог знать, что это был его папа. И вот Эдип пришёл в город, где его папа был царём. Фивы. А там на входе, бал правил Сфинкс.
Кто не мог отгадать его загадку, того он съедал. Поэтому справа от сфинкса кости и другие остатки его жертв.Эдип был хитроумный. У греков таких немало в сказках. На первом месте хитрозадый Одиссей, а Илья Муромец на втором. Если вообще.Поэтому Эдип отгадал загадку, и сфинкс от расстройства, не оставив посмертной записки, убил себя. Дело явно нечистое товарищи из прокуратуры.Благодарные горожане сделали Эдипа царём и он женился на вдовой царице, которая была его мамой. Между ними народилось два мальчика и две девочки.Картина сделана с полной концентрацией нашего внимания на Эдипе.
Всё на картине служит для обрамления Эдипа. Темноватый сфинкс, кости, в верхнем правом углу яркое солнце и на выходе из пешеры, убегающий от ужаса спутник Эдипа.Эдип с достоинством и без страха, явно уже говорит разгадку. Очень удачно Энгр придумал и написал дротики. Поэтому фигура Эдипа смотрится без напряжения, естественно.Неплохо сделано. Постарайтесь на всё это посмотреть, так сказать , сначала моими глазами. А потом, когда вы схватите всё что я сказал, посмотрите сами. Результат может быть интересным.Вы не только поймёте, но и почувствуете.
«Jean Auguste Dominique Ingres, Portrait of Louis-François Bertin 1832» на Яндекс.Фотках
«Madame Riviere, 1806, oil on canvas, 116.5 x 81.7 cm, Louvre» на Яндекс.Фотках
В конечном счёте, сегодня считают, что главное достижение Энгра в том, что он был великий портретист.
Мы, знающие великие портреты Гойи, избалованные лучшими работами Серова, понимающие портрет Модильяни, не можем безоговорочно восхищаться Энгром портретистом.Эти два портрета, считаются ЛУЧШИМИ. Может быть можно добавить пару другихженских портретов.Мужчина конечно производит впечатление.Это знаменитый журналист-монархист того времени. Хотя мне кажется, что в его выражение на лице, Энгр вложил куда больше напряжённой эмоциональности чем надо.Женщина мне не нравится.Поверхностный портретЯ всегда готов сказать ещё раз, что о вкусах не спорят, потому что мы разные.То есть, если у вас другое мнение,--- не такое как у меня, ---то это совсем не значит что прав я, а не вы.
Вениамин.
veniamin1.livejournal.com
Жан-Огюст Доминик Энгр. "Мадонна перед чашей с причастием"
Рассказ о Французской живописи XIX века продолжается залах Галереи Государственного музея изобразительных искусств. В первом зале нижнего этажа экспозиции находятся произведения, попавшие в музей случайно. Экспозиция работ французских художников начинается со второго зала.
Французская школа живописи начала складываться в первой половине XVII века, подробно об этом рассказывалось в серии, посвящённой экспозиции Главного здания ГМИИ. Уже к началу XVIII века центром художественной жизни Европы стала Франция, а Рим превратился просто в филиал парижской художественной академии. Французское искусство XVIII века названо легкомысленным или галантным. Ситуация стала меняться в XIX веке, а вот система преподавания во французской школе живописи сохранялась неизменной с середины XVII века.
В начале XIX века практически все юноши,обладавшие способностями к живописи, оказались учениками Луи Давида. Они то и составили славу французского искусства того времени. К середине 19 века классицизм превратился в академизм, в догматическое искусство. Для понимания этого академизма стоит обратиться к творчеству Жана-Огюста Доминика Энгра. Он был самым талантливым учеником Давида, хотя Давидом не был понят. В ранние годы ученичества он испытал на себе такое неприятие Давидом своего творчества, что ушел из его мастерской глубоко оскорблённым. В дальнейшем Энгр тоже имел множество учеников и, в свою очередь, стал даже большим тираном по отношении к ним, чем Давид. Даже больше, если Энгр видел, что ученик не соответствует его пониманию искусства, он просто его третировал. Ученикам в это время больше половины срока обучения в Академии краски брать в руки не дозволялось! Три года они сидели и карандашом перерисовывали скульптуры. Но революционные потрясения и Парижская Коммуна отразились и на искусстве Франции в целом. И даже такой маститый академик, как Доминик Энгр допускал в своём творчестве некоторые черты романтизма, хотя сам это отрицал.
Единственное полотно Энгра в нашей стране (по другим данным ещё одно полотно Энгра «Портрет графа Гурьева» хранится в Эрмитаже) находится в собрании Музея Изобразительных Искусств, это «Мадонна перед чашей с причастием». Художник в России был не понят, его искусство казалось холодным и его работы у нас не покупались.
К своей славе Энгр шёл очень долго. Он добился её только в 1824 году, получив медаль. титул «великий» и стал директором Римской художественной академии. И он очень долго искал идеал женской красоты, пока не скопировал «Сикстинскую Мадонну», поняв, наконец, что это то, что ему нужно.
Обратим внимание как выстроена в этой картине композиция. Главная героиня, Богоматерь, расположена точно в центре, она как бы нанизана на вертикаль полотна.
Второстепенные герои – на заднем плане. Контуры их тёмные, очертания нечёткие. Форма образуется светом и тенью, это было продумано в искусстве еще великим Леонардо. Главное здесь – РИСУНОК. У Энгра никогда не видно, где линия начинается. Она тянет за собой всё — светотень, форму и даже цвет. Линия идёт струясь, начиная лепить образ на плоскости и создаёт ощущение объёма. В этой изысканности линии проявляется романтические тенденции. Мастера XX века потом интерпретировали это умение создать объём на плоскости.
А вот черты лица Мадонны до боли напоминают Сикстинскую Мадонну Рафаэля.
Далее – цвет. Академиками было предписано сведение всех красок к одной. Они говорили, что пусть лучше картина будет серая, чем пёстрая, разноцветная. Так происходит и здесь. Энгр здесь был совершенным антиподом Делакруа, о котором пойдёт речь ниже. Энгр сам признавался, что цвет не значил для него ничего. Он считал главным в живописи видение целого и передача этого целого при помощи линии.
Далее – картину отличает жесткая симметрия. Полотно абсолютно геометрично. На первом плане – натюрморт, а подсвечники по бокам – просто как стражи, несущие караул.
Название картины тоже не соответствует её содержанию. Мадонна есть, а чаши с причастием нет.
Картина эта имеет свою предысторию, для Энгра немного странную, скорее всего, потому что это заказное полотно. Заказал её Энгру Великий Князь, наследник престола, будущий император Александр II. Он был в Италии и специально заехал к нему, чтобы заказать картину. Святые, предстоящие Мадонне – святые покровители его отца – Николая I, святой Николай Чудотворец и его самого, Александр Невский. Для показа полотна в Санкт-Петербурге отвели отдельное помещение во дворце, это была выставка одной картины. Энгр предвкушал успех. Но не тут то было. Русская публика была воспитана на Владимирской Богоматери, Казанской, ликах Андрея Рублёва. Богородица всегда писалась с широко раскрытыми глазами, прижимая к себе младенца Христа, вмещая во взгляд и его и молящихся, зрителей. Здесь же Пресвятая Дева на людей не смотрит, глаза опустила. И руки сложила непонятным образом. Латинская Мадонна на Богородицу не похожа, и чаша перед ней – не чаша, а облатка какая-то! Случился скандал, публика не приняла картину. И даже места в Эрмитаже ей не нашлось, решили, что такому барахлу в музее – не место.
Более того, заплатить Энгру то ли забыли, то ли не захотели. Он через третьих лиц добивался получения своего гонорара, который был передан ему в унизительной форме. Существует легенда о том, что оскорблённый Энгр в отместку, повторил этот сюжет и композицию, написав совершенно других предстоящих святых.
Интересно ещё и то, что увлёкшись романтическими традициями, Энгр отступал от анатомических особенностей фигуры, удлиняя пропорции модели. Исследователи, особенно врачи, любили пересчитывать количество позвонков на обнажённых моделях Энгра и их всегда оказывалось на 5 больше, чем положено.
Следующим художником, необходимым для понимания проблем искусства 19 века является Теодор Жерико. «Этюд натурщика».
kraeved1147.ru
Жан Огюст Доминик Энгр, «Мадонна перед чашей с причастием»
Живопись XIX в.
Французский живописец Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане. Он учился у Ж. Роже, Г. Вигана, Ж.П. Бриана в Тулузе и у Ж.-Л. Давида в Париже. Его творческая биография связана не только с Францией, в периоды с 1806 по 1820 год и с 1834 по 1841 год он работал в «вечном городе» Риме, а с 1820 по 1824 год – во Флоренции. В Италии Энгр с особенным рвением изучал искусство эпохи Возрождения, восхищался творчеством Рафаэля. Видимо, именно это увлечение Ренессансом и оказало столь сильное влияние на его собственное творчество. Многие, особенно ранние, картины художника отличаются классической стройностью композиции, тончайшим чувством цвета, гибким и выразительным рисунком.
Произведение «Послы Агамемнона у Ахилла», за которые Энгр получил «Grand Prix de Рота» говорит о том, что он полностью усвоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигуры напоминают античный барельеф, цветовое решение подчинено рисунку. Однако уже в «Автопортрете в возрасте 24-х лет» отчетливо видны основные принципы собственного портретного искусства Энгра: яркая индивидуальность характера, отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей.
Энгр был величайшим портретистом. Его произведения отмечены точностью наблюдений, правдивостью изображения психологической характеристики. В 1834-1841 гг. Энгр занимал пост директора Французской академии в Риме, и всю свою творческую жизнь он был лидером официально признанного классического направления в живописи. Автор исторических, литературных и мифологических композиций выступал убежденным хранителем неприкосновенности академического идеала, его истинных ценностей, стоящих вдалеке от преходящих волнений жизни с ее драмами современности.
Главным непримиримым антиподом Энгра среди современников был Делакруа. Гениальные художники с разных сторон противопоставляли и отделяли свое творчество от враждебной искусству атмосферы официальной власти и мелочной прозы жизни.
«Мадонна перед чашей с причастием», одна из наиболее известных работ художника, хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Эта картина является прекрасным примером ортодоксального академизма и высочайшего профессионального уровня. Картина была заказана Энгру будущим русским императором Александром II и впоследствии входила в императорские коллекции. Вполне возможно, что холодный стиль портрета и построение образов, призванные механически соединить русскую православную и европейскую католическую иконографические схемы, объясняется официальностью заказа-. Во всяком случае, застывшая иератическая поза и правильные рафаэлевские черты лица Мадонны перекликаются с католической иконографией. Живописный язык Энгра середины XIX в. поражает своей совершенной выверенностью и конструктивностью изображения, будучи полностью противоположен импульсивной раскрепощенности художественной манере романтиков и их культу экспрессивного и глубоко личностного творческого видения.
Энгру блестяще удавались и карандашные портреты. В этой технике он создал великолепный «Портрет Паганини», групповые портреты семьи французского консула в Чивита-Век-кио Самати, семьи брата императора Люсьена Бонапарта. Большая их часть принадлежит Музею Энгра в Монтобане. На академизм французского искусства оказали большое влияние поздние классицистические традиции живописца. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г. во Франции. Но в это время он пишет замечательный портрет главы политической прессы того времени, владельца популярной газеты Луи Франсуа Бертена Старшего, могучего седого старика с умным, спокойным взглядом «хозяина жизни и обстоятельств». Примечательно, что, когда Бертен появлялся на улице, о нем говорили: «Вот идет портрет Энгра».
Одно из самых значительных произведений, написанных Энгром в конце жизни, – «Источник». Это изображение юной девушки, держащей кувшин, из которого льется вода, – аллегорический символ вечного источника жизни.
Оксана 21/01/2018У вас вместо энгровской мадонны из ГМИИ Пушкина что-то странное.
Александр 27/07/2018На иллюстрации не Энгр, а фотопортрет по его картине: http://fotomaestro.3dn.ru/_ph/8/991074579.jpg
Александр 27/07/2018Вот картина Энгра: https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/madonna-pered-chashey-s-prichastiem-engr+.jpg
jivopis.org