Сочинение по картине Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Картина репина запорожцы


История одной картины. И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Картину эту знают все – примелькалась, а вот то, что они там пишут, известно немногим. Славная запорожская братва собралась не просто черкнуть султану пару ласковых от нечего делать, а сотворить ответ на послание Магомета IV, ибо негоже оставлять без такового письмо брата Солнца и Луны. Запорожцы слегка перебрали в количестве матюгальников,

ну что с них возьмешь – хулиганы

И еще – письмо это вряд ли действительно было отослано туркам, скорее это просто народное творчество.

Далее письмо султана запорожцам, их ответ и два варианта "Запорожцев" Репина в полный экран. Историческая справка прилагается.

Письмо турецкого султана к казакам

"Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться."

Подписано: Султан турецкий Мухаммед IV

Ответ Запорожцев Магомету IV-му

"Запорожские казаки турецкому султану!

Ты — шайтан турецкий чёрт, проклятого чёрта брат и товарищ, и самого Люцифера секретарь! Какой же ты к чёрту рыцарь, когда голою сракой ежа не убьёшь? Чёрт высирает, а твоё войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, ** твою мать.

Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинопас, Армянский свин, Подолянская злодеюка, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, и всего света и подсвета шут, а для нашего Бога — дурак, самого аспида внук и нашего х*я крюк. Свинячья морда, лошадиная *цензура*, мясника собака, некрещёный лоб, мать твою **!

Вот так тебе запорожцы ответили, никчёмный! Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в сраку нас!"

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским

По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Магомета IV. Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах екатеринославским этнографом-любителем Я. П. Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал её известному историку Д. И. Яворницкому, который однажды зачитал её, как курьёз, своим гостям, среди которых был, в частности, И. Е. Репин. Художник заинтересовался сюжетом, и в 1880 году начал первую серию этюдов.  Во время поездки по Украине, где Репин собирал материал для своих Запорожцев, художник писал Стасову: "До сих пор не мог ответить Вам, а всему виноваты Запорожцы, ну и народец же!! где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму; еще задолго до Вашего письма я совершенно нечаянно отвернул холст и не утерпел, взялся за палитру и вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться - веселый народ. Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!"

«Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. Художник постоянно менял фигуры, удалял одни, вписывал другие, работал над картиной целыми днями, а иногда откладывал ее на долгий срок. «Работал над общей гармонией картины,- говорил он в одном из писем. - Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия - чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях... Работаю иногда просто до упаду... Очень устаю». В другом письме: «...если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины... чего только тут не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся - великолепная фигура, - все не удовлетворяло».

Ещё не завершив основной вариант, Репин в 1889 начал работу над вторым, работу над которым он так и не закончил. Это полотно несколько уступает по размерам первоначальному варианту (2,033,58 м), и является, так сказать, кулуарным экземпляром. Хранится он сейчас в Харьковском художественном музее.

илья репин, картина, юмор

художник, история искусства, хорошее настроение

www.livemaster.ru

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Ab ovo, как говорится...

Послание Мухаммеда IV

Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан — повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашими нападками не заставлять беспокоиться.

Султан турецкий Мухаммед IV.

Ответ запорожцев Мухаммеду IV

Запоріжські козаки турецькому султану!

Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товариш, самого Люцеперя секретар. Якiй ти в чорта лицар, коли голою сракою їжака не вб'єш! Чорт висирає, а твоє вiйсько пожирає. Не будеш ти, сукiн ти сину, синiв христiянських пiд собой мати, твойого вiйска ми не боiмось, землею i водою будем биться з тобою, распройоб твою мать.

Вавилоньский ты кухар, Макидоньский колесник, Іерусалимський бравірник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египту свинар, Армянська свиня, Подолянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецький кат, і у всего свiту i пiдсвiту блазень, а нашого Бога дурень, самого гаспида онук и нашого хуя крюк. Свиняча морда, кобиляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою в'йоб!

От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Тепер кончаємо, бо числа не знаємо i календаря не маємо, мiсяць у небi, рік у князя, а день такий у нас, який i у вас, за це поцілуй в сраку нас!

Пiдписали: Кошовий отаман Іван Сірко зо всiм кошем Запоріжськiм

И.Е.Репин. "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" И.Е.Репин. Эскиз картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

...А Илья Ефимович Репин (кстати, почти наш земляк — уроженец Харьковской губернии) писал свое полотно более десяти лет — с 1880 по 1891. Началось все с серии этюдов в 1880. После этого была неспешная серия эскизов и подбора моделей. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887. Репин подарил его Д.И.Яворницкому. Позже Яворницкий продал его Третьякову, и сейчас он висит в Третьяковке:

И.Е.Репин по ходу работы над холстом неоднократно откладывал в сторону кисти с маслом, и приезжал к нам, на Днепропетровщину (pardonnez-moi, как это ни больно для кого-то звучит — Екатеринославщину), где встречался с Яворницким и другими нашими известными, и не очень, земляками, и делал зарисовки, эскизы, этюды...Многих персонажей известной картины художник увидел именно здесь, хотя кое-кого нашел и в Петербурге — был такой грех! И вот, интересно все-таки узнать, кто же на самом деле изображен на полотне?

Кто есть кто?

Я.Ф.Ционглинский Например, один из весьма колоритных персонажей срисован с художника Ивана Францевича Ционглинского, преподавателя рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, активного участника питерского творческого объединения "Мир искусства". Точнее, он был Яном Францевичем, т.к. родился в Варшаве, и по национальности, оказывается, был поляком, однако, все-таки составил компанию запорожцам.

Глинка А вот, скажем, красавчик с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой — не кто иной, как внучатый племянник известного русского композитора М.И.Глинки. А нашел Репин молодого человека в Петербурге — в те времена он (разумеется, Глинка) был камер-пажем.

Н.Д.Кузнецов Высокий казарлюга с повязкой на голове — это одесский художник Николай Дмитриевич Кузнецов. Шутник, силач, академик Академии художеств, профессор, руководитель класса батальной живописи в Академии. Кузнецов водил дружбу со всей Одессой, был учредителем Товарищества южнорусских художников в Одессе и Одесского литературно-артистического общества. Кстати, пусть вас не вводит в заблуждение его одесское происхождение и русская фамилия — по национальности он был греком.

случайный попутчик Беззубый сморщеный дедок с люлькой был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье). Имени его история не сохранила, но его образ запечатлен художником на долгие годы существования картины.

Типичный бурсак, подстриженный под макитру, и не успевший еще отрастить усов — художник Порфирий Демьянович Мартынович. Обучался в Академии художеств, владел, кстати, филигранной графикой, но из-за болезни в 25 лет был вынужден оставить живопись. Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел. А персонажа "Запорожцев" он писал не с живого Мартыновича, а с гипсовой маски, снятой с лица молодого художника. И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого!) снимали маску, усмехнулся, и усмешка так и осталась на маске. Так ее Репин и срисовал.

А для этого хмурого типа с сумеречным взором позировал ни кто иной, как Василий Васильевич Тарновский, украинский коллекционр и меценат, владелец известного имения Качановка. Был, кстати, по совместительству предводителем дворянства Борзнянского и Нежинского уездов Черниговской губернии. В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея.

На картину попал не только В.В.Тарновский, но и его кучер, Никишка. Здесь он являет собой образ казака Голоты. Репин, будучи восхищен Никишкиными щербатостью, одноглазостью, нетрезвостью и смешливостью, успел его зарисовать, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме.

Ну, а вот и сам атаман — тогдашний кошевой Сечи, Иван Дмитриевич Сирко — одна из центральных фигур картины. Художник долго искал для него походящий образ, остановившись, в конце концов, на генерале Михаиле Ивановиче Драгомирове, тогдашнем командующем войсками Киевского военного округа, впоследствии — киевском генерал-губернаторе. Герой русско-турецкой войны, шутник, весельчак и балагур, М.И.Драгомиров был необыкновенно популярен среди киевлян. О нем ходили легенды, самая известная из которых — классическая история с телеграммой, посланной самолично императору Александру: "Третий день пьем здоровье Вашего Величества". В общем, генерал, как и И.Д.Сирко, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра, что, возможно, и подтолкнуло Репина к тому, чтобы именно его выбрать центровой моделью.

А вот персонаж, изображающий татарина, рисовался, действительно, со студента-татарина. Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. Прекрасные белые зубы были "позаимствованы" художником (sic) с черепа козака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи. В общем, хороши были наши предки — пальца им в рот не клади!

Для толстяка, который должен был изображать еще одного хрестоматийного персонажа — Тараса Бульбу — прототипом оказался профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец. Несмотря на то, что Александр Иванович жил и работал в Питере, родом он был из Стародуба, являлся потомком польского шляхетского рода. Рубец был талантливым музыкантом и педагогом, прекрасно играл на многих инструментах, включая фортепиано и бандуру. Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч!) еще ждет своей публикации — если бы, конечно, его удалось разыскать...

Из-за Рубца-Бульбы уныло выглядывает худой, высокий длинноусый казак. Ба! Да это ведь еще один музыкант. И кто! Солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский. Кстати, отец известного композитора Игоря Стравинского. Между прочим, Ф.И.Стравинский был еще и неплохим художником, и в свое время долго колебался — куда поступать: в консерваторию, или в Академию художеств. Любовь к музыке победила, но и во всяких художествах Федор Игнатьевич был замечен — даже в "Запорожцах".

Ну, а владелец этой обширной лысины и трехэтажного затылка — не кто иной, как Георгий Петрович Алексеев. Личность, надо сказать, уникальная. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава, страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Однако Алексеев с негодованием отверг предложение художника позировать ему в столь неприглядной позиции. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, он втихаря посадил художника сзади, и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе. Георгий Петрович, узнав себя уже в Третьяковке, был очень обижен на обоих, но делать было нечего...

Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, наш земляк, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни. Кстати, именно потому, что сей персонаж должен являть собой образ не только воина, но и любителя азартных игр, он изображен с голым торсом — при серьезной игре казаки снимали рубашки, чтобы не прятали карты за пазуху и в рукава.

Ну и, наконец, еще один центральный персонаж картины: писарь, он же Дмитрий Иванович Яворницкий, собственной персоной. Ну, не мог Репин не изобразить на картине нашего славного земляка! Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Именно с экспонатов собрания Яворницкого Репин срисовал большую часть амуниции, оружия и прочей казацкой атрибутики. И, как уже было сказано, первый законченный эскиз картины Илья Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу. Между прочим, усмешку, которая запечатлена на картине, Репину удалось выдавить из Яворницкого не сразу. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Но у Репина кстати нашелся журнал с карикатурами, который он подсунул Яворницкому. Тот, просмотрев несколько страниц, заулыбался, и в таком виде попал в окончательный вариант картины.

«Запорожцы»: эпизод 2. Атака клонов.

Мало кто знает, что эта картина имеет два варианта. Основной, можно сказать, классический вариант был завершен, как уже было сказано, в 1891 году. Но, еще не закончив первый вариант, Репин в 1889 начал работу над вторым, который закончил, по одним данным в 1893, по другим — в 1896 году. Точнее говоря, эту работу он не закончил, а прекратил, вторая версия картины так и осталась незаконченой.

И.Е.Репин. "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (2-я попытка)

Хранится она нынче в Харьковском художественном музее, куда попала в 1935 из Харьковского исторического музея, которому, в свою очередь, в 1932 она была презентована Третьяковкой. Это полотно несколько уступает по размерам первоначальному варианту, и является, так сказать, кулуарным экземпляром. Харьковчане, конечно, гордятся "своими" «Запорожцами», но по-моему, клон все-таки проигрывает исходнику.

Хотя, надо сказать, основная версия картины со стороны многих явилась предметом весьма острой критики. Репина критиковали за "историческую недостоверность" картины: в основном досталось хлопчику, набивающего люльки запорожцам, которого Илья Ефимович поместил в левом нижнем углу картины (кстати, писал он его со своего малолетнего сына Юрия), а еще автор получил по первое число за "белую свитку", развернувшуюся спиной к зрителям и занявшую всю правую часть картины. Хлопчика художник убрал, кинув на его место какой-то пестрый кунтуш (вот так: пожертвовал сыном ради исторической достоверности!). Что же касается "белой свитки" — таковая осталась на своем месте как немой памятник упрямству автора.

Второй вариант «Запорожцев» автор, похоже, попытался сделать более "исторически достоверным", но явно оказался неудовлетворен результатом, и бросил на полпути.

Ну, а судьба основного варианта картины сложилась счастливо. После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм) картину в 1892 году купил сам государь — император Александр III. Художник был счастлив! Еще бы! Ведь августейшая особа выложила за нее ни много, ни мало, как 35 000 полновесных царских рубликов. По непроверенным сведениям, при совершении этой сделки протекцию Илье Ефимовичу составил не кто иной, как Михаил Иванович Драгомиров (что, в общем-то, не удивительно, учитывая откровенные украинофильские настроения генерал-губернатора). Картина оставалась в царском собрании до 1917, а затем, после пары революций и реквизиций она оказалась в собрании питерского Русского музея, где и находится по сей день.

Снова ab ovo.

С чего же все началось? Для начала был найден исторический документ. Точнее, найден был, разумеется, не сам документ, а его копия, сделанная в 18 в. Она попала в руки нашего известного земляка, этнографа Якова Павловича Новицкого, от некоего безвестного любителя украинской старины. Новицкий по-приятельски передал найденную копию своему другу Яворницкому, а тот как-то раз зачитал ее, как курьез, своим гостям, среди которых был, в частности, И.Е.Репин. Ну, а дальше вдохновение художника и горячее соучастие Д.И.Яворницкого сделали свое благое дело.

Однако, сам знаменитый ответ вряд ли когда-либо покидал пределы Сечи в составе дипломатической почты, и уж тем более вряд ли попадал в руки турецкого султана. Скорее всего, казаки, потешившись вволю, и сублимировав, так сказать, свое творчество в оригинальном эпистолярно-дипломатическом жанре, оставили это письмо в архиве вместе с остальными бумагами. А свои ответы они предпочитали давать не пером, а таки саблей и мушкетом.

9.07.2005 Николай Бубело

bubelo.in.ua

Сочинение по картине Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Сочинение по картине Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Сочинение по картине   И. Е. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"."Репин был не просто известным художником, а художником-гражданином..." - так отозвался о Репине другой художник - И. Грабарь.Смотрю на картину Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и самому хочется смеяться. Хочется войти в круг бесшабашных казаков и припечатать вместе с ними и свое слово тем, кто думает, что имеет право распоряжаться судьбой другого народа.Картина яркая, колоритная, на ней представлена Запорожская Сечь.Выделяется центральный персонаж - атаман Сирко. Он был не только замечательным полководцем, но и веселым казаком. Сирко наш земляк, родился он под Харьковом - в Мерефе.Был летний вечер, когда на Сечь привезли письмо от турецкого султана. "Я - брат Солнца и Месяца, внук Аллаха... Идите на службу ко мне..." - писал султан. Зло разобрало Сирка и его товарищество, решили немедленно писать ответ. Позвали писаря, картежники освободили стол. Все шумят, каждый подкидывает свое острое словцо: "Напиши: ты нашей свиньи старший подсвинок!" - "Рогатого черта кривой брат!"Но самое крепкое слово нашел атаман Сирко. Что тут началось! Усатый белозубый казачище стукнул кулаком по спине голопузого соседа, другой казак от смеха повалился на бочку, дрыгая ногами.За столом сидит старый, высохший от лет и от солнца беззубый старичок с небольшим чубчиком. Может, оттого и прожил он на свете столько лет, что умел весело смеяться. За дедком - важный человек в черной высокой шапке с желтым верхом, глаза его тоже искрятся смехом. Это судья Запорожской Сечи.На картине Репина узнаешь персонажей повести Гоголя "Тарас Бульба". Красивый юноша напоминает Андрия; Остап, видно, недавно вернулся, он стоит за спиной у судьи в окровавленной повязке и слушает речи своих товарищей. Сам же бать-ко Тарас - в белой шапке, в красном жупане. Голый казак на картине - это картежник. Оказывается, на Сечи был обычай: слишком больших ловкачей заставляли раздеваться догола, чтобы им некуда было прятать карты, чтобы они не могли шулерничать.Все эти персонажи создают общее впечатление мощи, лихости и веселья...Картина Ильи Репина вызывала интерес во всех странах мира - ее возили показывать в Чикаго, Нью-Йорк, Стокгольм. Куплена она была российским царем, а меньший по размеру ее вариант выставлен в Харьковском художественном музее.

Сочинение по картине И. Е. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".Русский живописец Илья Ефимович Репин писал свою знаменитую картину очень долго. И, говорят, ею он выразил народное вольнолюбие. Мне кажется, он не просто выразил - он воспел вольнолюбие, прославил и казацкую удаль, и несломленный дух народа. В Запорожскую Сечь пришло письмо - турецкий султан предлагал запорожцам идти на службу к нему. Вот запорожцы и решили припечатать в ответном письме свое крепкое слово.В самом центре картины изображен сидящий за столом писарь. Скорее, всего он очень доволен возложенной на него миссией. Он слушает то, что говорят ему друзья, и только успевает записывать. Вокруг него собрались казаки и наперебой предлагают свое: "Напиши: ты нашей свиньи старший подсвинок"; "Рогатою черта кривой брат"! Один казак от смеха даже повалился на бочку. Центральный персонаж картины - атаман Сирко. Между прочим - он почти наш земляк, родом из Мерефы. В правом углу картины - высохший от лет старик в белой шапке и красной одежде, на поясе у него меч. Старик хохочет. Он положил руку на плечо сидящего у стола казачины. Лица этого казака не видно, но, скорее всего, он тоже доволен происходящим. Казаки смеются. На картине мы видим голого до пояса казака. Скорее всего, это картежный ловкач. В Запорожской Сечи, прежде чем играть, они должны были раздеться, чтобы некуда было прятать карты. К столу прислонена домра - старинный музыкальный инструмент. Должно быть, в свободное время кто-нибудь из казаков наигрывает какую-то мелодию и поет об Украине, о храбрости ее народа, прославляет Сечь.Картина красочная, она так и искрится смехом. Иногда кажется, что на знаменитой картине изображен именно смех, хотя, в принципе, она написана на исторический сюжет. Все ее персонажи создают впечатление не только лихости, удали и веселой бесшабашности, но и какой-то внутренней мощи, которая присуща Запорожской вольнице.Русский живописец Илья Ефимович Репин писал свою знаменитую картину очень долго. И, говорят, ею он выразил народное вольнолюбие. Мне кажется, он не просто выразил - он воспел вольнолюбие, прославил и казацкую удаль, и несломленный дух народа. В Запорожскую Сечь пришло письмо - турецкий султан предлагал запорожцам идти на службу к нему. Вот запорожцы и решили припечатать в ответном письме свое крепкое слово.В самом центре картины изображен сидящий за столом писарь. Скорее, всего он очень доволен возложенной на него миссией. Он слушает то, что говорят ему друзья, и только успевает записывать. Вокруг него собрались казаки и наперебой предлагают свое: "Напиши: ты нашей свиньи старший подсвинок"; "Рогатою черта кривой брат"! Один казак от смеха даже повалился на бочку. Центральный персонаж картины - атаман Сирко. Между прочим - он почти наш земляк, родом из Мерефы. В правом углу картины - высохший от лет старик в белой шапке и красной одежде, на поясе у него меч. Старик хохочет. Он положил руку на плечо сидящего у стола казачины. Лица этого казака не видно, но, скорее всего, он тоже доволен происходящим. Казаки смеются. На картине мы видим голого до пояса казака. Скорее всего, это картежный ловкач. В Запорожской Сечи, прежде чем играть, они должны были раздеться, чтобы некуда было прятать карты. К столу прислонена домра - старинный музыкальный инструмент. Должно быть, в свободное время кто-нибудь из казаков наигрывает какую-то мелодию и поет об Украине, о храбрости ее народа, прославляет Сечь.Картина красочная, она так и искрится смехом. Иногда кажется, что на знаменитой картине изображен именно смех, хотя, в принципе, она написана на исторический сюжет. Все ее персонажи создают впечатление не только лихости, удали и веселой бесшабашности, но и какой-то внутренней мощи, которая присуща Запорожской вольнице.

История создания картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".Репин всегда работал одновременно над несколькими полотнами. Устав работать над одним, он переходил "отдыхать" на другое. Так было и в Москве. Он писал "Царевну Софью" и "Крестный ход", делал первые эскизы для "Ареста пропагандиста" и "Ивана Грозного", работал над портретами, а на мольберте стоял уже новый холст - "Запорожцы". В основу картины Репин взял историческое событие, относящееся к 1676 году. Казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси, охраняя ее на западе от польских панов и на юге - от турок. Турецкий султан Махмуд IV, желая избавиться от столь грозного соседа, в 1676 году прислал запорожским казакам письмо, предлагающее им сдаться без сопротивления. Чтобы устрашить казаков и заставить их сложить оружие, турецкий султан привел в начале письма все свои звания. Он писал: "Я, султан, сын Магомета, брат солнца и луны, внук и наместник божий, владелец царств - македонского, вавилонского, иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан..." и так далее. Запорожские казаки, не раз громившие султанские орды, лишь рассмеялись над напыщенностью письма Махмуда и, собравшись под руководством кошевого атамана Ивана Сирко, написали едкий ответ султану. Этот исторический эпизод и взял Репин для своей картины. Первый карандашный набросок "Запорожцев" датирован художником: "Абрамцево. 26 июля 1878 г.". Текст письма запорожцев, переходивший из уст в уста, имел сотни вариантов, большинство которых невозможно было публиковать - слишком солеными словами они были напичканы. Но более или менее "приличные" варианты помещались в журналах. Репин в одном из своих писем сообщил, как зародился у него замысел картины. Историк Н.И.Костомаров опубликовал в журнале текст одного из вариантов письма запорожцев. "Мне тогда,- писал Репин, - указал на это письмо Мстислав Прахов. Хотя оно с детства было знакомо мне. В Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа. И когда соберутся гости у "батюшки", письмо часто читается вслух подгулявшей компании". Летом 1878 года М.В.Прахов одновременно с Репиным гостил в Абрамцеве, и, очевидно, именно тогда он напомнил Илье Ефимовичу о письме запорожцев и, может быть, прочел художнику это письмо. Репин "загорелся". Он почувствовал огромные возможности в этом сюжете для большого полотна на очень важную тему - тему жизни свободного народа. Он начинает поиски материалов, изучение источников, "вхождение" в эпоху. Вся семья художника была вовлечена им в этот замысел. В.И.Репина вспоминала, как он читал вслух книги о запорожцах, перечитывал гоголевского "Тараса Бульбу". Дошло до того, что маленькому сыну Репина Юрию выбрили голову и оставили только запорожский чуб - "оселедец", а одевали мальчика в запорожский костюм - желтый жупан с откидными рукавами, малороссийскую рубашку и широченные шаровары. И игры, которыми всегда увлекались в семье Репина, подчинились теперь новому замыслу, - играли в запорожцев; сам Илья Ефимович был Тарасом Бульбой, дочь Вера - Остапом, Надя - Андрием; в другой игре Репин и его сынишка Юрий были запорожцами, а дочери - русалками, завлекавшими казаков в камыши: "камыши заменялись кучками сена, - писала В.И.Репина,- мы играли на бульваре Девичьего поля, бежали вперед и прятались за сугробы". Репин даже вылепил из глины фигурки запорожцев и создавал из них целые сцены. Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине, чтобы собрать материалы и сделать ряд этюдов для "Вечорниц" и "Запорожцев". Он побывал во многих местах, где когда-то жили запорожские казаки, около месяца провел в имении В.В.Тарновского Качановке Черниговской губернии, зарисовал там различные предметы из богатейшей коллекции запорожской старины, собранной владельцем усадьбы. Здесь было и оружие - ружья и пушки, пики и пистолеты, а также утварь, запорожские костюмы. А в самой Качановке он увидел и зарисовал интересные типы людей. Множество этюдов и зарисовок привез Репин в Москву. Нелегкой была эта поездка, признавался художник: "Например, понадобились очень типичные чумаки в степях Малороссии,- хотел их писать, ни за что не соглашались, ни за деньги, ни даром... Наконец, приезжаю на ярмарку в Чигирин и здесь вижу группу косарей - молодец к молодцу, лежат все на животах в ожидании найма... Эту группу я взял для этюдов. И отсюда почерпнул немало типов для картины". Работа над новой картиной так увлекла Репина, что он на какое-то время отложил "Крестный ход". Узнав об этом, Стасов обвинил художника в лености, писал Репину, что Москва виновата в том, что "Крестный ход" не продвигается. Репин тотчас же вступился за Москву: "Москва ни в чем не виновата по отношению ко мне, - писал он. - Климат здесь хороший, свет чистый, ровный, солнце яркое, внешний вид красивый, чего вы ничем не замените в вашем казарменном Питере, в этом болотном, темном прогнившем воздухе". "Запорожцев" Репин писал долго, целых двенадцать лет. Художник постоянно менял фигуры, удалял одни, вписывал другие, работал над картиной целыми днями, а иногда откладывал ее на долгий срок. "Работал над общей гармонией картины,- говорил он в одном из писем. - Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия - чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях... Работаю иногда просто до упаду... Очень устаю". В другом письме: "...если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины... чего только тут не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся - великолепная фигура, - все не удовлетворяло". Великолепную картину написал Репин... За столом писарь строчит письмо султану, сидящие и стоящие кругом казаки диктуют ему, подбирая наиболее едкие слова. Гомерический смех. Каждый персонаж - тип, а все они вместе олицетворяют силу и мощь, которые никто преодолеть не сможет. "Запорожцев" Репин показал лишь в 1891 году на своей персональной выставке, где она была заглавным полотном. И, как почти все репинские картины, "Запорожцы" вызвали самую различную оценку. Еще в 1880 году, в Москве, картина не понравилась Льву Николаевичу Толстому. Теперь, когда она была показана на выставке, последователь Толстого художник Н.Н.Ге также недооценил репинское полотно, и к тому же он приуменьшал заслуги самих запорожцев, как защитников родины от посягательств турок и польского панства. По поводу этого Репин писал Стасову: "Он не понимает и не верит в запорожцев. Он все забыл, или ничего не знает из русской истории. Он забыл, что до учреждения этого рыцарского народного ордена наших братии десятками тысяч угоняли в рабство и продавали, как скот, на рынках Трапезонта, Стамбула и других турецких городов. Так дело тянулось долго... И вот, выделились из этой забитой, серой, рутинной, покорной, темной среды христиан - выделились смелые головы, герои, полные мужества, героизма и нравственной силы. "Довольно, - сказали они туркам,- мы поселяемся на порогах Днепра и отныне - разве через наши трупы вы доберетесь до наших братьев и сестер". Не понял Репина и знаменитый русский писатель Н.С.Лесков, написавший художнику, что в "Запорожцах" нет идеи. Репин ответил: "Я и в "Запорожцах" имел идею. И в истории народов и в памятниках искусства, особенно в устройстве городов, архитектуры меня привлекали всегда моменты проявления всеобщей жизни горожан, ассоциаций, более всего в республиканском строе, конечно. В каждой мелочи, оставшейся от этих эпох, виден, чувствуется необыкновенный подъем духа, энергии: все делается даровито, энергично и имеет общее широкое гражданское значение... И наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой... И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большей частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием". В этих словах Репина заключена идея картины - показать героизм, силу и мужество народа, спеть гимн во славу свободных людей. "Все за одного - один за всех" - таков был лозунг запорожцев, в товариществе заключалась их сила. Это товарищество и прославил художник. Так и понял русский народ эту картину. В связи с идеей картины "Запорожцы" приведем эпизод, характеризующий мировоззрение Репина периода московской жизни. Большой его друг, человек, оказавший Репину огромные услуги: во время работы над "Запорожцами" (он доставал всякого рода материалы, требующиеся Репину), - Д.И.Яворницкий предложил как-то Репину написать картину, в которой бы фигурировал Мазепа. Репин вскипел и сказал: "Дмитрий Иванович! Я вижу, что вы, поживши в Варшаве, ополячились, окатоличились, возлюбили польских панов, а вместе с ними такого, в сущности своей, поляка, как Мазепу, такого ненавистного мне человека. Писать Мазепу я не буду. Я напишу гетмана Хмельницкого". Яворницкий, однако, продолжал настаивать на своем сюжете и написал об этом Репину. Художник ответил довольно резко: "Я не понимаю смысла и значения этого сюжета теперь, да и, тогда он мне так же противен был и достоин только отрицательного отношения к нему. Панская Польша мне ненавистна, а Мазепа- это самый типичный пройдоха, пан поляк, готовый на все для своей наживы и своего... гонора. Нет, я русский человек и кривить душой не могу. Я люблю запорожцев, как правдивых рыцарей, умевших постоять за свою свободу, за угнетенный народ, имевших силу свергнуть навсегда гнусное польское панство и шляхту. Я люблю поляков за их культурность - теперь. Но восстановление безмозглого панства, потворство их возмутительному забиванию народа до быдла, когда бы тони начиналось!.. Да что об этом... Я ума не приложу, что вы находите значительного в промахнувшихся предателях, в измене, в вероломстве?!. Простите, что при всей любви и уважении к вам я не могу ничем поддержать вас в этой ошибочной, на мой взгляд,, тенденции".

          |   Все сочинения школьной программы по картине

www.rus.fizolimpiada.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта