Сочинение по картине Репина Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану. Запорожцы картина репина


Корреспондент: Веселые запорожцы. История создания картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану - архив

Самое знаменитое изображение запорожских казаков - Запорожцы пишут письмо турецкому султану - стало не только атласом смеха, но и галереей реальных персонажей, - пишет Дмитрий Громов в рубрике Архив в № 44 журнала Корреспондент от 9 ноября 2012 года

Эта картина является самым известным живописным произведением с изображением запорожских казаков. Причем ее слава зиждется не столько на исторической достоверности, сколько на настроении. Современники называли полотно Ильи Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, написанное в 1880 году, атласом смеха или симфонией человеческого хохота, ведь все изображенные на картине персонажи смеются по-разному. Такое разнообразие русский живописец, родившийся в городе Чугуеве Харьковской губернии, подсмотрел в жизни - прототипами рисованных казаков стали реальные люди, современники Репина, достаточно известные в тогдашней Российской империи.

Основой замысла послужил еще один заметный “персонаж” того периода - литературный артефакт, называемый Письмо запорожцев турецкому султану. Этот текст, датированный XVII веком, большинство историков считают позднейшей фальсификацией. Он является якобы ответом казаков Запорожской Сечи на реальный письменный призыв к ним турецкого султана Мухаммада IV, требовавшего покориться ему как “владыке всего мира и наместнику бога на земле”.

Современники называли полотно Ильи Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, написанное в 1880 году,атласом смеха или симфонией человеческого хохота, ведь все изображенные на картине персонажи смеются по-разному

Запорожцы во времена Мухаммада славились своими лихими рейдами против Османской империи и призыву не вняли. Но писем ему, скорее всего, не писали. Вместо них это позже сделали неизвестные авторы, создавшие “ответ” султану. Документ, пересыпанный забористыми выражениями в адрес турка а-ля “усього світу й підсвіту блазень”, “самого гаспида онук” и “нашого х… я крюк”, получил известность и подтолкнул Репина изобразить момент его “сочинения” запорожцами.

Но если само Письмо читается легко, то работа художника над “экранизацей” шла невероятно трудно, растянувшись более чем на десять лет. Результатом стали два варианта картины и множество эскизов.

Сам Репин не очень любил, когда его Запорожцев сводили лишь к панораме народного веселья, - он вкладывал в полотно высокую идею. “Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа, - писал художник. - Когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода, эта горсть удальцов не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием”.

Действующие лица

Отобразить историческую миссию запорожцев в красках Репину помогли известные историки тех лет Николай Костомаров и Дмитрий Яворницкий. Последний - крупнейший украинский исследователь запорожского казачества и земляк Репина, в 80-е годы позапрошлого века пострадавший за свои научные изыскания.

“В то время эта тема [запорожское казачество] была запрещена, поскольку были указы о запрете всего национального, в том числе и украинского”, - рассказывает Яна Тимошенко, заведующая мемориальным домом-музеем Яворницкого. Историку, по ее словам, руководство Харьковского университета, где он учился, а затем и преподавал, предлагало изменить тему его исследований. Тем не менее Яворницкий отказался, за что его исключили из университета и запретили преподавать “из-за политической неблагонадежности”.

Отобразить историческую миссию запорожцев в красках Репину помогли известные историки тех лет Николай Костомаров и Дмитрий Яворницкий

Но нет худа без добра: Яворницкий отправился в Санкт-Петербург, столицу тогдашней Российской империи, где в культурных кругах царили более либеральные взгляды. Там в 1886 году он познакомился с Репиным на так называемых “роковинах”, или днях памяти Тараса Шевченко, которые регулярно проводились в северной столице.

Незадолго до этого ушел из жизни главный исторический консультант художника Костомаров. Его место и занял харьковский специалист по Запорожской Сечи. Яворницкий также помогал художнику в поисках моделей для картины. А Репин увековечил своего нового друга в центральной фигуре полотна - сечевом писаре, который переносит на бумагу плод коллективного творчества казаков.

Историк вспоминал, что поначалу отказывался позировать Репину. Но когда тот все же затащил продрогшего в питерском тумане и оттого мрачного приятеля в свою мастерскую и бросил перед ним на стол юмористический журнал, Яворницкий взглянул на какую-то карикатуру и улыбнулся.

“Стой, стой! - воскликнул Репин. - Вот этот-то взгляд мне и нужен!”. “Не прошло и часа, как на картине я уже сидел у стола - за писаря…”, - описывал те события Яворницкий.

Остальных прототипов для хохочущих запорожцев художник нашел также среди своих друзей или знакомых - случайных или неслучайных. Со многими из них, по иронии судьбы, были связаны различные забавные истории.

Остальных прототипов для хохочущих запорожцев художник нашел также среди своих друзей или знакомых - случайных или неслучайных

Так, для казака, развалившегося у стола спиной к зрителю, Репин подыскивал человека с внушительными затылком и лысиной. Обладателем оных оказался Георгий Алексеев, обер-гофмейстер царского двора, кавалер почти всех российских орденов и почетный гражданин города Екатеринослава (ныне Днепропетровска), страстно увлекавшийся нумизматикой.

На предложение художника выступить в роли затылка Алексеев ответил категорическим отказом: “Что это, на посмешку будущему поколению?! Нет!”. Однако художник и его друзья решили взять упрямца хитростью. Яворницкий, хорошо знавший Алексеева, заманил его в дом к Репину посмотреть коллекцию древних монет. За этим занятием его и запечатлел живописец, незаметно усевшись сзади.

А вот бурсака с прической под макитру слева от писаря художник писал даже не с живого человека, а с его посмертной маски. Правда, это была не обычная маска: молодой художник петербургской Академии художеств Порфирий Мартынович, с которого сделали этот слепок, на тот момент был жив. Просто вместе с однокурсниками он увлекался шуточными упражнениями - снятием гипсовых масок друг с друга. Из-за этого “посмертная” маска Мартыновича улыбалась, что и привлекло в ней Репина.

Попал на картину и еще один студент академии - татарин, имя которого история не сохранила. А вот белозубую улыбку ему “подарил” череп казака, найденный Яворницким при археологических раскопках на территории Запорожской Сечи.

После невероятного успеха Запорожцев на выставках в России, а также в Мюнхене, Стокгольме, Будапеште и Чикаго, император отвалил за полотно целое состояние - 35 тыс. рублей

Долго Репин подбирал кандидата на роль главного героя и вдохновителя письма запорожцев - нависшего над писарем и дьявольски улыбающегося атамана Ивана Сирко. Сам по себе Сирко был личностью легендарной - провел полсотни сражений и из всех выходил победителем. В итоге его прототипом на картине стал не менее заслуженный военный деятель - генерал Михаил Драгомиров, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На момент позирования Репину он был командующим войсками Киевского военного округа, а позже - киевским генерал-губернатором.

В Киеве ходили легенды об остроумии Драгомирова. Так, однажды, забыв поздравить царя Александра III с именинами 30 августа, генерал спохватился лишь 1 сентября и, чтобы исправить оплошность, послал самодержцу такую телеграмму: “Третий день пьем за здоровье Вашего Величества. Драгомиров”. На что император, также обладавший чувством юмора, ответил: “Пора и кончить. Александр”.

Кстати, именно Александр III стал первым покупателем творения Репина. После невероятного успеха Запорожцев на выставках в России, а также в Мюнхене, Стокгольме, Будапеште и Чикаго, император отвалил за полотно целое состояние - 35 тыс. рублей. Картина оставалась в царской коллекции до революции 1917 года, а затем была помещена в петербургский Русский музей, где находится до сих пор.

Богатая натура

Но то, что хранится сегодня в питерском музее, - лишь часть работы, которую провел Репин. Ведь он вносил в свое полотно, которое создавал десяток лет, бесконечные и бесчисленные изменения. Время от времени художник находил, что уже изображенные персонажи надо “немного тронуть кистью”, как указывает в своих воспоминаниях Яворницкий. “Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины!.. - писал ему Репин. - Чего только тут не было!”

Часто для персонажей полотна художник заимствовал у моделей лишь отдельные черты. “Он рисовал с меня для своей будущей картины Запорожцы целых два часа, - рассказывал в личной переписке известный русский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк. - Ему нужно было позаимствовать мои глаза для одного, а для другого - веко глаз, и для третьего запорожца поправить нос”.

То, что хранится сегодня в питерском музее, - лишь часть работы,которую провел Репин. Ведь он вносил в свое полотно, которое создавал десяток лет, бесконечные и бесчисленные изменения.

Поэт и военный юрист Александр Жиркевич, который, кстати, тоже позировал для Запорожцев, однажды спросил Репина, когда тот предполагает закончить работу. “Я уже несколько лет пишу свою картину и, быть может, еще несколько лет посвящу ей, а может случиться, что я закончу ее и через месяц, - ответил художник. - Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания Запорожцев”.

Для погружения в атмосферу Запорожской Сечи Репин предпринимал дальние экспедиции. В 1880 году в поисках натуры и исторических материалов он, к примеру, совершил вояж по Украине по маршруту, который составил для художника историк Костомаров.

В таких поездках живописец делал наброски народных типажей. “Понадобились очень типичные чумаки в степях Малороссии. Хотел их писать, ни за что не соглашались, ни за деньги, ни даром… - рассказывал Репин. - Наконец, приезжаю на ярмарку в Чигирин и здесь вижу группу косарей - молодец к молодцу, лежат все на животах в ожидании найма… Эту группу я взял для этюдов”.

В знаменитой дворянской усадьбе Качановке в Черниговской области, принадлежавшей тогда меценату и коллекционеру древностей Василию Тарновскому, Репин делал наброски с экспонатов казацкой эпохи: сабли гетмана Богдана Хмельницкого, а также личных вещей гетмана Ивана Мазепы. Заодно мастер перенес на полотно и самого владельца усадьбы в виде серьезного казака в высокой черной папахе.

Для погружения в атмосферу Запорожской Сечи Репин предпринимал дальние экспедиции

К услугам Репина была и вся коллекция Яворницкого, которую тот перевез из Харькова в Петербург: оружие, жупаны, “сап’янцi” (сафьяновые сапоги), люльки-носогрейки (короткие курительные трубки), люльки-обчиски (так называемые товарищеские трубки с чубуками до двух метров), а также графин с горилкой, выкопанный во время археологической экспедиции в могиле казака.

“Таких бутылок было две, - рассказывает Тимошенко из дома-музея Яворницкого. - Их называли квартами, в каждую из них помещалось 1,2 л. По словам Яворницкого, одну они даже открыли и попробовали с археологами - и упали как мертвые: такая она была крепкая”.

Бутылка красуется на столе, где заседают репинские запорожцы. А ее прототип вместе с отлично сохранившимся содержимым долгие годы лежал в екатеринославском историко-краеведческом музее, директором которого в то время служил Яворницкий.

Некоторые посетители музея, особенно из числа знаменитостей, порой просили у него попробовать древний крепкий напиток, но директор свято хранил раритет, отказав даже последнему российскому императору Николаю II.

И все же однажды Яворницкий расстался с этой горилкой. Когда в 1918 году город захватили махновцы и пытались ограбить музейные фонды, он по требованию Нестора Махно отдал атаману бутылку в обмен на охранную грамоту для своего учреждения.

Вторая версия

Однако не только украинская натура служила основой для репинского шедевра. Все тот же Яворницкий посоветовал художнику отправиться на Кубань и Северный Кавказ, где в то время жили потомки запорожских казаков.

Под впечатлением от поездки в конце 1880-х годов Репин стал писать второй вариант картины. Основные герои на нем в основном остались теми же, но колорит картины, по мнению экспертов, изменился - стал более ярким, эмоциональным. Теперь это полотно хранится в Харьковском художественном музее.

В отличие от петербургского варианта с его достаточно академической уравновешенной композицией, харьковской картине присуще романтичное звучание

“В отличие от петербургского варианта с его достаточно академической уравновешенной композицией, харьковской картине присуще романтичное звучание. Она написана в более бытовом, раскованном стиле”, - объясняет Ольга Денисенко, специалист музея.

Изначально “вторых” Запорожцев у Репина купил известный русский меценат Павел Третьяков. Из его Третьяковской галереи картину передали в Харьков в 1933 году во время паритетного обмена между музеями Украины и России.

Собирательные образы

Моделями для персонажей знаменитого полотна Казаки пишут письмо турецкому султану послужили Илье Репину его друзья и знакомые, многие из которых являются известными историческими личностями

Корреспондент №44

  1. Художник Иван Ционглинский, преподаватель рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, член петербургского творческого объединения Мир искусства. Поляк по национальности.
  2. Одесский художник Николай Кузнецов, академик петербургской Академии художеств, руководитель класса батальной живописи, учредитель Товарищества южнорусских художников в Одессе и Одесского литературно-артистического общества. Грек по национальности
  3. Случайный попутчик Ильи Репина, с которого художник сделал эскиз на пристани города Александровска, нынешнего Запорожья.
  4. Внучатый племянник русского композитора Михаила Глинки.
  5. Георгий Алексеев, обер-гофмейстер (придворный чин, управляющий штатом и финансами императорского двора) при Александре III, почетный горожанин Екатеринослава, автор научных трудов по русской нумизматике.
  6. Василий Тарновский, украинский коллекционер и меценат, владелец известной усадьбы Качановка (ныне - национальный историко-культурный заповедник) в Черниговской области. Раритеты из его коллекции казацкой эпохи, среди которых сабля гетмана Богдана Хмельницкого, а также личные вещи гетмана Ивана Мазепы, послужили моделями для картины, а позже стали основой экспозиции Черниговского исторического музея.
  7. Художник Порфирий Мартынович, студент петербургской Академии художеств. Репин писал этого персонажа не с живого человека, а с его гипсовой маски, снятой с Мартыновича во время практических упражнений в академии.
  8. Никишка, кучер Василия Тарновского (позировавшего для персонажа № 5). По замыслу Репина, прототипом этой фигуры является казак Голота - главный герой украинского народного эпоса Дума про козака Голоту.
  9. Дмитрий Яворницкий, известный украинский историк и этнограф, исследователь запорожского казачества, главный консультант Репина при написании картины.
  10. Александр Рубец, профессор Петербургской консерватории, родом из города Стародуба, ранее входившего в состав Малороссии, а ныне - Брянской губернии, потомок польского шляхетского рода. Существует также версия, что для персонажа позировал известный русский журналист и писатель Владимир Гиляровский, автор книги Москва и москвичи. 2 вариант - Генерал Драгомиров
  11. Студент петербургской Академии художеств, по национальности татарин, а для зубов персонажа послужил моделью череп казака-запорожца, найденный во время археологических раскопок на территории Запорожской Сечи.  
  12. Константин Белоновский, приятель Репина, педагог народной школы в Екатеринославе (ныне - Днепропетровск). 2 вариант - Марк Кропивницкий, украинский драматург, друг Репина
  13. Федор Стравинский, солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге, отец известного композитора Игоря Стравинского.
  14. Генерал Михаил Драгомиров, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов, на момент позирования Репину - командующий войсками Киевского военного округа, позже - киевский генерал-губернатор. Его персонаж является прототипом знаменитого Ивана Сирко, непобедимого кошевого атамана Запорожской Сечи.
* 2, 4 и 10-й герои картины должны были символизировать образы Тараса Бульбы, а также его сыновей Андрия и Остапа из повести Николая Гоголя Тарас Бульба

    ***

    Этот материал опубликован в №44 журнала Корреспондент от 9 ноября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

    korrespondent.net

    Картина Ильи Репина «Запорожцы». Удивительная деталь.

    Илья Ефимович Репин является одним из самых ярких представителей русской живописи XIX-XX веков. Как утверждал сам художник, искусство было с ним всегда и везде и никогда его не покидало. Одним из самых прославленных произведений, написанных в ранний период творческой деятельности, является картина «Бурлаки на Волге». Художнику понадобилось около трёх лет для создания этой картины!

    Илья Репин славился именно своим тщательным подходом к созданию картин. На его полотнах всё продумано до мелочей. Художник бережно вынашивал идеи своих будущих творений, обдумывая каждого персонажа. Конечно же, это занимало уйму времени. Например, всемирно известная картина «Запорожцы» создавалась в течение целых 13 лет!

    Однако результат того стоил! Это полотно можно рассматривать часами, всё время находя новые захватывающие детали. Об истории создания картины «Запорожцы» можно написать целый роман, но сегодня мы сосредоточимся только на одной занимательной детали.

    Вопрос вот какой:

    Посмотрите на картину и попробуйте догадаться, почему казак, который сидит слева от писаря, голый по пояс?

    Не спешите с ответом, а лучше внимательно рассмотрите увеличенный фрагмент картины.

    Здесь есть подсказка!

    Ну что, поняли уже, почему этот запорожец, единственный среди всех, изображен без рубашки? Тогда сверяйте свой ответ с правильным.

    Ответ:

    Всё дело в том, что он банкомет, то есть человек, который раздает карты. Присмотритесь, рядом с ним нарисована игральная колода! Во времена Запорожской Сечи такие люди традиционно снимали верхнюю одежду, чтобы показать остальным свою честность, ведь в таком случае нельзя было спрятать карту в рукав!

    Просто диву даешься, насколько серьезно Илья Ефимович Репин относился к своей работе. И если сегодняшняя загадка пришлась вам по душе, предложите своим друзьям тоже разгадать ее.

    БОНУС! Новое видео от Антона и Юли — «Фильмы для взрослых».

    Подписывайтесь на канал, чтобы видеть больше серий:

    Источник

    anton-julia.club

    Сочинение по картине Репина Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану описание

    Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану

    Картина «Запорожцы, пишущие письмо…» можно смело называть самой известной работой художника. Русский художники часто брали за основу своих картин героические мотивы.  На написание данной картины у знаменитого художника Репина ушло много труда и времени. Картина выражает любовь людей к свободе, силу духа казаков. Работа была готова в 1878-1891 году.

    Казаки боролись с турецкими войсками, которые убивали их женщин и детей или пленили их с дальнейшей продажей в рабство, палили села и города. Этим воспользовался художник для того, чтоб максимально правдиво перенести на полотно отважных запорожцев и показать их волю к независимости и свободе.

    Существует версия, но это скорей легенда, что художник якобы слышал или ему кто-то пересказал содержание письма казаков, которые писали ответ султану на его письмо. После этого у Репина сразу появилось желание написать данную картину, он прям загорелся. Немногие художники так серьезно относятся к своим работам как Репин. Он едет в Украину и посещает Сечь, которая является кузницей сильных духом и телом казаков. Только после этого он основательно взялся за написание картины.

    Немалая группа запорожцев окружила старый и грубый стол, а за ним сидит писарь, который пишет то, что ему диктуют казаки. Атмосфера в картине наполнена весельем и позитивом. Если приглядеться на каждого запорожца, то нет ни одного грустного и мрачного человека, почти каждый не может сдержать свой смех. Репин смело наделяет картину яркими красками, которые преобладают над остальными оттенками.  Смотря на казаков и обстановку складывается впечатление, что Репин пытался изобразить всего лишь смех, но все гораздо глубже и сложнее, чем кажется при первых секундах просмотра данной картины.

    Атмосфера оживленности картины передана мастерски. Каждый из запорожцев находится в каком-то движении, один казак согнулся, другой смеется, при этом зазывает других товарищей подойти поближе. Картина наполнена множеством деталей, которые видно не сразу, но если приглядеться, то можно окунуться в произведение. Художник четко рассчитал пространство и глядя на картину не нужно ничего додумывать, вся суть и идея сразу поглощают. 

    Очень символично автор изобразил на заднем плане казацкую лодку «чайку», которая качается на Днепре. Репин максимально душевно показал волю и дух Сечи, войны которой готовы на все ради своей свободы.

    Описание настроения картины Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану

    Чувства картины Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану

    Популярные сегодня темы

    sochinimka.ru

    О картине И. Репина «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» :: Артпоиск

    О картине И. Репина «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану».

    Первая мысль произведения относится к 1878 году, которым датирован рисунок, являющийся зародышем картины. В нем находим тот узел композиции, который сохранился при всех дальнейших ее изменениях. Здесь намечен и ряд основных фигур: писаря, стоящего за ним казака с протянутой рукой, сидящего за столом слева и стоящего хохочущего толстого казака справа. Композиция открытая, фигуры располагаются в основном вдоль первого плана.

    В 1880 году , ездивший на Украину для сбора материалов, делает первый живописный (ныне в ГТГ), в котором вся сцена как бы приближается к зрителю, крупным планом. Фигуры изображаются поясными. Они начинают более окружать стол. Вся композиция приобретает компактность. Основные персонажи получают здесь тот вид, который сохранят затем в основной картине, как и общую свою группировку вокруг стола. Эскиз этот дорабатывался и не раз прописывался и частично изменялся в течение всех 80-х годов в процессе работы над картиной. В современном своем состоянии этот эскиз благодаря проработанности и законченности смотрится небольшой картиной.

    Второй эскиз был исполнен в середине 80-х годов.

    Творческая история самой картины не совсем выяснена. Картина имеет два варианта. Один, оконченный в 1891 году и находящийся ныне в Государственном Русском музее в Ленинграде, и , не совсем оконченный, помеченный 1893 годом и ныне хранящийся в Харьковском художественном музее. Долгое время считалось, что, написав картину в 1891 году, затем сделал ее вариант для П. М. Третьякова. Однако исследование А. Давыдовой заставляет считать более вероятным, что отношение между этими двумя картинами является обратным, то есть, что первым был начат вариант. Затем принимается писать новую картину на тот же сюжет. В связи с этим, вероятно, и возникает второй эскиз. В течение 80-х годов некоторое время работает над обоими полотнами. В 1888 году он вторично едет на юг, на этот раз на Кавказ и на Кубань в поисках главным образом казачьих типов, и оканчивает затем второй картины, попавший в Русский музей. Затем по просьбе П. М. Третьякова, которому не досталась основная картина, более или менее заканчивает в 1893 году ее ранний вариант.

    1891 года Русского музея во всех отношениях лучше. Она богаче и значительнее по своему содержанию, лучше по живописи, уступая, однако, в этом отношении третьяковскому эскизу.

    Предположив, что эта картина является последним, окончательным решением сюжета, мы яснее поймем развитие темы, отразившееся в эволюции композиции картины. Композиция шире, многолюднее и пространственней композиции первого эскиза, но уступает в этом отношении второму, который, таким образом, фиксирует изменения, происшедшие в понимании сцены у художника во время работы над первым вариантом. Наконец, в Русского музея художник дает еще более широкую картину, еще более массовую сцену. Сохранив среднюю центральную группу казаков вокруг стола, теперь изображает ее в большом пространстве. Она не изолирована, а представлена именно в окружении многочисленных людей, в центре лагеря. Мы видим этот лагерь запорожцев в глубине на фоне и ощущаем его на первом плане в стоящих по бокам от центральной группы фигурах.

    В процессе решения темы изображение сцены писания запорожцами озорного письма турецкому султану из передачи забавного случайного эпизода постепенно превращается в отображение события, рисующего нам Запорожскую сечь. Из жанровой картины возникает большое полотно исторической живописи. Композиция в связи с этим приобретает более монументальное построение и сильно вытягивается в длину. Если первый живописный эскиз представлял собой чисто жанровую, в сущности замкнутую композицию, то теперь — это композиция большой картины, развертывающей некое зрелище, масштаб которого соответствует его значению. Композиция вновь становится раскрытой, как и в карандашном эскизе 1778 года, но уже гораздо более сложной и картинной. В центре сохраняется глубинное построение группы вокруг стола, а изображенные спиной к зрителю фигуры справа и слева, по краям картины, выдерживают рельеф переднего плана. Они закрывают прорыв в глубину, сохраняя вместе с тем ощущение большого пространства. уменьшает высоту фона над головами, выдерживает их сравнительно более на одном уровне, нежели в картине харьковского музея. От этого восприятие беспорядочной, теснящейся, шумной толпы сменяется впечатлением более серьезного и важного собрания главарей, атамана Серко и его сподручных. Это не просто голытьба, пирующая, гуляющая, а члены «рыцарского народного ордена», каким считал запорожцев . Шумящая, озорующая, хохочущая толпа дана преимущественно уже как окружение центральной группы, в самом смехе которой больше серьезности, военной отваги, вызова врагу. Овальное построение центра, а также вертикали двух.больших фигур по краям образуют устойчивую монументальную композицию, стройность которой подчеркивается вертикалями пик. За выдвинутыми на первый план группами фигур дается далевой фон военного лагеря с пейзажной пространственностью вечереющего неба, дыма костров и их огней, начинающих светиться в сумерках.

    Известно, как много работал над картиной, прямо на полотне переписывая фигуры, порой их выбрасывая или пририсовывая новые. Он сообщал Званцевой, уже заканчивая картину: «Работал над общей гармонией картины. Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия — чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цвете и в околичностях. Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины — это-то есть. Но ведь аксессуары и фон собственно и делают художественное впечатление, чарующее или отталкивающее». Ради гармонии и логики целого приходилось порой приносить большие жертвы. Он был в таких случаях крайне решителен. Так, он уничтожил превосходную фигуру хохочущего казака справа, заменив его нейтральной фигурой, повернувшейся спиной к зрителю потому, что она дублировала фигуру толстого казака, упершегося руками в бока, и ослабляла общее впечатление. На все упреки и сожаления по этому поводу он отвечал с полным сознанием правоты и необходимости того, что он сделал.

    В работе над «Запорожцами» , более чем в других своих исторических полотнах, заботился о сборе материалов, стремился к верности обстановки, костюмов и аксессуаров. Вся эта материально-вещественная часть в картине написана замечательно, красиво и убедительно. С зрительной достоверностью, но без всякого иллюзионизма, чувственно-непосредственно передает и пестрые, яркие одежды и простое, грубое, свалявшееся сукно одежды стоящего спиной к нам казака справа. Как отлично это сукно от также белого, но более тонкого, иного качества и характера сукна одежды казака, сидящего спереди на бочке! Сколько художнического внимания, интереса и любви к предметам, к тому, как они выглядят, к их выразительности, к их красоте в изображении блестящего серебром оружия или таких деталей, как стоящая на грубых досках стола сулея с вином и лежащие под рукой у казака карты, или как перо в руках войскоеого писаря. Все эти детали не мельчат изображения, а образуют превосходную живописную раму для героев картины. Лица и фигуры написаны с такой силой выразительности, с такой пластичностью, что эти детали не могут их забить. Но своей пестротой они соответствуют общему настроению веселья, буйному проявлению силы жизни в этой народной, «хоровой», по выражению Стасова, картине. В такой трактовке исторической картины как массовой сцены , как и раньше в картинах с индивидуальными историческими героями, дает по сути дела психологическое решение. Его задачей является передать ту боевую удаль, бесстрашие, безудержное веселье, молодечество и озорство, с каким запорожцы сочиняют свое ядовитое и крепко соленое ответное письмо турецкому султану. В литературе неоднократно отмечалось богатство разного рода оттенков смеха, показанных в этой картине, — от открытого веселого хохота до сумрачной усмешки, от злой иронии до задумчивой улыбки. Как и в «», представляет зрителю поразительное разнообразие типов, богатство человеческих образов, каждый из которых удивляет верностью своей характеристики и силой пластического живописного решения. стремится к экспрессии и достигает замечательных результатов.

    artpoisk.info

    Картина Ильи Репина «Запорожцы». Удивительная деталь

    Илья Ефимович Репин является одним из самых ярких представителей русской живописи XIX-XX веков. Как утверждал сам художник, искусство было с ним всегда и везде и никогда его не покидало. Одним из самых прославленных произведений, написанных в ранний период творческой деятельности, является картина «Бурлаки на Волге». Художнику понадобилось около трёх лет для создания этой картины!

    Илья Репин славился именно своим тщательным подходом к созданию картин. На его полотнах всё продумано до мелочей. Художник бережно вынашивал идеи своих будущих творений, обдумывая каждого персонажа. Конечно же, это занимало уйму времени. Например, всемирно известная картина «Запорожцы» создавалась в течение целых 13 лет!

    Однако результат того стоил! Это полотно можно рассматривать часами, всё время находя новые захватывающие детали. Об истории создания картины «Запорожцы» можно написать целый роман, но сегодня мы сосредоточимся только на одной занимательной детали.

    Вопрос вот какой:

    Посмотрите на картину и попробуйте догадаться, почему казак, который сидит слева от писаря, голый по пояс? Не спешите с ответом, а лучше внимательно рассмотрите увеличенный фрагмент картины.

    Здесь есть подсказка!

    Ну что, поняли уже, почему этот запорожец, единственный среди всех, изображен без рубашки? Тогда сверяйте свой ответ с правильным.

    Ответ:

    Всё дело в том, что он банкомет, то есть человек, который раздает карты. Присмотритесь, рядом с ним нарисована игральная колода! Во времена Запорожской Сечи такие люди традиционно снимали верхнюю одежду, чтобы показать остальным свою честность, ведь в таком случае нельзя было спрятать карту в рукав!

    Просто диву даешься, насколько серьезно Илья Ефимович Репин относился к своей работе. И если сегодняшняя загадка пришлась вам по душе, предложите своим друзьям тоже разгадать ее.

    Источник

    nastroenie.plus

    Интересная деталь знаменитой картины Ильи Репина «Запорожцы» (4 фото)

    Интересная деталь знаменитой картины Ильи Репина «Запорожцы»

    Известно, что время написания картин Ильей Репиным достигало лет и даже десятилетий, а все потому, что художник был очень внимателен к деталям. Так же случилось и с знаменитой картиной "Запорожцы", которую Репин создавал 11 лет. В ней сокрыто огромное количество интересных мелочей, изучению которых можно посвятить часы. Например вот этот казак, сидящий на переднем плане без одежды. Он единственный с голым торсом, как думаете - почему?

    Интересная деталь знаменитой картины Ильи Репина «Запорожцы»

    Разгадку можно найти на увеличенном изображении.

    Интересная деталь знаменитой картины Ильи Репина «Запорожцы»

    Рядом с казаком лежат карты, а значит он находится на раздаче. В те времена на запорожской Сечи было принято снимать верхнюю одежду для демонстрации своей честности.

    Интересная деталь знаменитой картины Ильи Репина «Запорожцы»

    Оставить комментарий

    Привет, Гость!Для отправки комментария введи свои логин и пароль или зарегистрируйся на сайте.

    Войти   Зарегистрироваться

    Или войти с помощью: 

    ribalych.ru

    Картина Ильи Репина «Запорожцы». Удивительная деталь

    Илья Ефимович Репин является одним из самых ярких представителей русской живописи XIX-XX веков. Как утверждал сам художник, искусство было с ним всегда и везде и никогда его не покидало. Одним из самых прославленных произведений, написанных в ранний период творческой деятельности, является картина «Бурлаки на Волге». Художнику понадобилось около трёх лет для создания этой картины!

    http://adfave.xyz/wp-content/uploads/2018/06/1-563.jpg

    Илья Репин славился именно своим тщательным подходом к созданию картин. На его полотнах всё продумано до мелочей. Художник бережно вынашивал идеи своих будущих творений, обдумывая каждого персонажа. Конечно же, это занимало уйму времени. Например, всемирно известная картина «Запорожцы» создавалась в течение целых 13 лет!

    Однако результат того стоил! Это полотно можно рассматривать часами, всё время находя новые захватывающие детали. Об истории создания картины «Запорожцы» можно написать целый роман, но сегодня мы сосредоточимся только на одной занимательной детали.

    http://adfave.xyz/wp-content/uploads/2018/06/2-361.jpg

    Вопрос вот какой:

    http://adfave.xyz/wp-content/uploads/2018/06/3-302.jpg

    Посмотрите на картину и попробуйте догадаться, почему казак, который сидит слева от писаря, голый по пояс?

    Не спешите с ответом, а лучше внимательно рассмотрите увеличенный фрагмент картины.

    Здесь есть подсказка!

    http://adfave.xyz/wp-content/uploads/2018/06/4-279.jpg

    Ну что, поняли уже, почему этот запорожец, единственный среди всех, изображен без рубашки? Тогда сверяйте свой ответ с правильным.

    Ответ:

    http://adfave.xyz/wp-content/uploads/2018/06/5-255.jpg

    Всё дело в том, что он банкомет, то есть человек, который раздает карты. Присмотритесь, рядом с ним нарисована игральная колода! Во времена Запорожской Сечи такие люди традиционно снимали верхнюю одежду, чтобы показать остальным свою честность, ведь в таком случае нельзя было спрятать карту в рукав!

    http://adfave.xyz/wp-content/uploads/2018/06/6-253.jpg

    Просто диву даешься, насколько серьезно Илья Ефимович Репин относился к своей работе. И если сегодняшняя загадка пришлась вам по душе, предложите своим друзьям тоже разгадать ее.

    Источник

    interesnovsem.info


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта