Характеристика Вольги Святославовича: описание героя. Картина дружина вольги
Оборотень-богатырь Вольга Святославич (Волх Всеславьевич)
В былинной фигуре Волха Всеславьевича много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре. В.Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и скорая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха.
Иван Билибин. Вольга и пахарь Микула Селянинович (рис.1)
Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «волхв» (путём превращения имени нарицательного в имя собственное). На основе былинных сведений о Вольге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха. Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий.
Основные сюжеты:
Рождение богатыря. Вольга – сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.
Язеп Дроздович. «Всеслав Полоцкий», 1923 г. (рис.3)Поход на Индийское царство. Центральный момент былин о Вольге – его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьёв, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём. Былина о походе сохранилась в 11 записях.
Встреча с Микулой Селяниновичем. Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги.
Борис Ольшанский. Поход Вольги. (рис.5)Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.
По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. А. Н. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим. Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского. Б.А. Рыбаков и некоторые другие исследователи отождествляют Вольгу Святославича и древлянского князя Олега Святославича.
Владимир Пропп. Русский героический эпос. М., 2006, с.71
xn----7sbbg4agcdgw4beeq9p.com
Характеристика Вольги Святославовича: описание героя
Характеристика Вольги Святославовича из одноименной былины обычно составляется учащимися на уроке русской литературы в седьмом классе. Этот герой обладает множеством положительных качеств, а потому описать его не составит никакого труда. Попробуем сделать это подробнее.
Первое появление
Характеристика Вольги Святославовича начинается с того момента, как он впервые предстает перед читателем. Этот князь с самого детства проявлял себя как очень образованный и жаждущий приключений человек. Он готов научиться плавать под водой подобно рыбе, летать высоко, как птица, бегать по темным лесам, как хищный волк. Это говорит о его активности и любознательности.
Когда мальчик подрос и стал взрослым юношей, он решил собрать себе большую дружину. Вместе с ней он отправляется в поход. Родной дядя Владимир пожаловал ему дорогой подарок: теперь Вольга - владелец трех городов. Молодой человек захотел посмотреть на них, побывать в той области.
Смелую дружину посадил на карих жеребцов Вольга Святославович. Характеристика героя продолжается анализом его поступков. Князь уважает своих воинов, не жалеет для них лучшего снаряжения и лошадей. Однако его путь прерывает внезапное знакомство.
Микула
Перед нами появляется еще один главный герой былины. Князь очень удивлен новому знакомому. Он настолько силен и смел, что в одиночку пашет огромное поле. Характеристика Вольги Святославовича из былины должна включать и описание Микулы. Этот смелый парень совсем не похож на обычного пахаря: на нем дорогая одежда, которая совсем не свойственна крестьянину-землепашцу. Правда, прежде чем встретиться, главные герои не могли добраться друг до друга три дня. Этим автор хочет показать, насколько огромны бескрайние просторы нашей Родины.
Вольга решил пообщаться с оратаем, рассказав о том, куда путь держит. В ответ ему Микула рассказал о себе. Оказывается, не так давно он тоже побывал в том городе, куда едет князь. Он покупал для себя соль. Автор использует прием гиперболизации и устами Микулы говорит о том, что он настолько силен, что должен был притащить на себе три мешка, в каждом из которых полторы тонны соли. Несомненно, Вольга и его дружина очень удивлены такой силе героя.
Однако не все благополучно сложилось в ту поездку: на Микулу напали разбойники, стали требовать деньги. Богатырь поделился с ними, но тем оказалось мало, они стали избивать оратая. Тогда Микуле Селяниновичу пришлось ответить им. В конечном итоге пострадавшими от одного-единственного пахаря оказались более тысячи мужиков!
Несомненно, этот рассказ впечатлил Вольгу. Он с детства мечтал обладать необычным даром или силой, но, к сожалению, это не всегда в наших силах.
Тогда князь решил позвать богатыря с собой в поход.
Характеристика Вольги Святославовича и его дружины
Микула не прочь сопроводить в дороге нового знакомого. Но наш земледелец не может просто так бросить орудие своего труда. Его сошка, сделанная из крепкого булата, украшена золотом и серебром. Вряд ли мы встретили бы обычного крестьянина с такой богатой сохой. Но Микула – олицетворение всех мужиков на Руси. По этой причине автор «одевает» его в дорогое одеяние, нарядные сафьяновые сапоги, а в руках у него оказывается орудие труда, которое может быть только у богатыря.
Характеристика Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича продолжается анализом эпизода с дружиной князя. Богатырь просит Вольгу отправить пятерых воинов, чтобы они помогли ему и перенесли соху за куст ракиты. Он хочет сохранить ее не для бедняка или богача, а для простого русского крестьянина.
Князь приказывает ребятам выполнить просьбу оратая. Но, к сожалению, это оказалось им не под силу.
Тогда Вольга отправляет уже десять воинов, но и они не смогли справиться с этим.
Увидев, что дружине никак не выполнить его просьбу, Микула сам решает убрать сошку. Это дается ему очень легко: одной рукой он поднимает ее и перебрасывает на глазах у удивленного Вольги.
Поход
Характеристика Вольги Святославовича из былины включает в себя информацию о том, как он добирался до нужного города. Князь заметил, что лошадь Микулы гораздо быстрее и сильнее его собственной. Он немного удручен этим. Вольга подшучивает над богатырем, что если бы его кобыла была жеребцом, он предложил бы ему целых пятьсот рублей за нее. Но Микула ни за что не хочет расставаться с верной подругой и отвечает князю, что ему нет ничего дороже этой лошади. Он сам выходил ее с самого малого возраста, теперь ему не нужен никто другой.
По приезду в город князь удивился, что мужики, обидевшие три дня назад Микулу, пошли к нему просить прощения. Вольга понимает, что оратай – хороший, добрый и сильный духом человек. Он не хочет расставаться с ним, поэтому предлагает ему стать наместником в его землях. Это говорит о том, что князь благодарный и помнящий доброту человек.
Заключение
Разумеется, характеристика Вольги Святославовича не такая яркая, как у богатыря Микулы. На его фоне меркнет любой, даже самый сильный воин. Однако удалось выяснить, что это человек дружелюбный и отзывчивый. Он не завидует Микуле, а, наоборот, захотел с ним дружить.
fb.ru
русский богатырь, былинный персонаж — Щи.ру
В Русских былинах Вольга Святославич предстает в образе дивного героя. По сказаниям, Вольга обладал неимоверной силой и ведовскими способностями. Он мог менять облик, превращаться в зверей, птиц и рыб, понимал их язык. Появление богатыря на свет Божий – уже было чародейством. Родителями Вольги Святославича были княжна Марфа и мифический змей. Потому-то Вольга в былинных сказаниях не просто могучий богатырь и ловкий охотник, а еще и волхв, способный победить врага силами природы. Такой герой нужен был, чтобы защитить землю Русскую от татарских набегов и всякой нечисти.
Характер богатыря Вольги раскрывается, когда он решает идти в поход на Индийское царство. Разузнав, что царь Салтык замышляет войну против народа русского, Вольга Святославич со своей крепкой дружиной, отправляется в чужеземные края, чтобы не допустить набега на Русскую землю. В долгом пути он заботиться о своих воинах. Добывает еду, превращаясь в диких зверей и рыб. Все речи Вольги к ратникам звучат уважительно. И воины дают ему поклон за храбрость и мудрость. Победа над царем Салтыком была одержана, только непростым боем, а хитростью богатыря Вольги Святославича.
Против врагов, он применяет все свои умения. Для разведки – превращается в птицу, чтобы узнать, что же замыслил царь поганый. Хищным зверьком портит луки и стрелы врагов. А диким волком убивает лошадей. Это показывает отвагу и бесстрашие могучего богатыря, ведь принимая обличие животного или птицы, он становится уязвим для охотников. Свою многотысячную дружину Вольга превращает в муравьев, чтобы без потерь преодолеть стены вражеского города, а затем возвращает им человеческое обличие. Во всем этом есть мудрость. Так он бережет своих воинов от смерти. И в дальнейших его поступках есть великая мудрость.
Своей дружине, Вольга Святославич приказывает убить всех в городе, кроме нескольких тысяч молодых девушек. Чтобы уже никто не смог прийти с войной на Русскую землю, надо было уничтожить почти все население. А девушек, оставшихся в живых, взяли в жены русские молодцы. В таких смешенных браках рождались сильные, выносливые дети, которые и становились великими воинами. Как человек ведающий (волхв), Вольга знал об этом, потому и поступил именно так. В народном фольклоре Вольга Святославич – это образ великого богатыря, героя и защитника русской земли. И за его мудрость и силу отождествляют его с реальным героем – князем Олегом, которого прозвали Вещим.
schci.ru
Вольга Святославович Википедия
Вольга́ Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц, рыб и зверей.
Отождествление Вольги и Волха не является общепринятым в фольклористике.[1] Возможно, это разные лица, которые в поздний период бытования эпоса стали сливаться в сознании сказителей из-за сходства имён.
Происхождение образа
В былинной фигуре Волха Всеславьевича много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре. В. Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и скорая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха.
Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «волхв» (путём превращения имени нарицательного в имя собственное).
На основе былинных сведений о Вольге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога Волха.
Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий.
Основные сюжеты
1. Рождение богатыря
Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Тогда он сильно разгневался, но, увидев Марфу Всеславьевну, влюбился. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.
Этот рассказ сохраняет древнейшие представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного
2. Поход на Индийское царство
Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-султана Сулеймана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается к волку и сокола, кормя дружинников охотничьей дичью. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает воинов в муравьёв, а в стенах города возвращает им человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём.
Былина о походе сохранилась в 11 записях.
3. Встреча с Микулой Селяниновичем
Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Микула пожаловался на сборщиков налогов города Гурчевца, дерущих с мужика простого втридорога, и рассказал, как наказал их за жадность плёткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.
Вольга Святославич и князь Олег
Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический[2][почему?].
По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. А. Н. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим. Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского.
А. А. Шахматов[3], Б. А. Рыбаков[4], И. Л. Андроников[5], З. И. Власова[6] и некоторые другие исследователи отождествляли Вольгу Святославича и древлянского князя Олега Святославича.
Экранизация
В 2010 году вышел мультфильм «Вольга и султанова жена» режиссера Айка Ханджяна[7].
Примечания
Литература
Ссылки
wikiredia.ru
Вольга Святославич - magaeva
Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основной отличительной чертой Вольги является хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных.
Рябушкин, Андрей Петрович.Волга Всеславьевич. 1895.
Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. В нём много архаического, магического. Миллер придаёт Вольге мифическое значение: по его мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное. На основе сохранившихся данных о Вольге исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха.Былина о походе сохранилась в 11 записях.Рождение богатыря
Борис Ольшанский. Волхв Всеславович
Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змея. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.
Этот рассказ сохраняет древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.
Иван Билибин. «Вольга со своей дружиной».
Поход на Индийское царство
Борис Ольшанский.Поход Вольги
Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч.
Иллюстрация к былине "Вольга": обернулся Вольга рыбиной-щучиной.1904
Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов — на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем.
Иллюстрация к былине "Вольга": царь Салтык Ставрульевич и царица Азвяковна
Встреча с Микулой Селяниновичем
Иван Билибин.Bogatyr Volga and Mikula Selaninovits.
Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плеткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.
Вольга Святославич и князь Олег
Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.
Иван Билибин.
По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим. Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского.
Константин Васильев.Вольга
Некоторые исследователи отождествляют Вольгу Святославича и князя древлянского Олега Святославича, брата Владимира и Ярополка Святославовичей.
Илья МуромецЯн УсмошвецСвятогорАника-воин
magaeva.livejournal.com
Вольга Святославич — Википедия РУ
Вольга́ Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц, рыб и зверей.
Отождествление Вольги и Волха не является общепринятым в фольклористике.[1] Возможно, это разные лица, которые в поздний период бытования эпоса стали сливаться в сознании сказителей из-за сходства имён.
Происхождение образа
В былинной фигуре Волха Всеславьевича много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре. В. Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и скорая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха.
Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «волхв» (путём превращения имени нарицательного в имя собственное).
На основе былинных сведений о Вольге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога Волха.
Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий.
Основные сюжеты
1. Рождение богатыря
Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Тогда он сильно разгневался, но, увидев Марфу Всеславьевну, влюбился. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.
Этот рассказ сохраняет древнейшие представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного
2. Поход на Индийское царство
Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-султана Сулеймана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается к волку и сокола, кормя дружинников охотничьей дичью. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает воинов в муравьёв, а в стенах города возвращает им человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём.
Былина о походе сохранилась в 11 записях.
3. Встреча с Микулой Селяниновичем
Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Микула пожаловался на сборщиков налогов города Гурчевца, дерущих с мужика простого втридорога, и рассказал, как наказал их за жадность плёткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.
Вольга Святославич и князь Олег
Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический[2][почему?].
По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. А. Н. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим. Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского.
А. А. Шахматов[3], Б. А. Рыбаков[4], И. Л. Андроников[5], З. И. Власова[6] и некоторые другие исследователи отождествляли Вольгу Святославича и древлянского князя Олега Святославича.
Экранизация
В 2010 году вышел мультфильм «Вольга и султанова жена» режиссера Айка Ханджяна[7].
Примечания
Литература
Ссылки
http-wikipediya.ru
Богатырь Вольга. Рассказ детям
Один из старших богатырей земли русской Вольга Всеславьевич, или Святославович, или Буслаевич. Вольга – личность полумифическая. В былинах о Вольге видны следы нескольких эпох.
Вольга в раннем детстве научился всяким «хитростям-мудростям», оборотничеству и «языкам разным» — птичьим, животным, рыбьим. Он набрал себе «дружину хоробрую», и с помощью своей науки ловил птиц, зверей и рыб. Посредством той же «науки» торжествует он над турецким султаном, задумавшим идти войной на русскую землю.
Образ Вольги сложился во времена почтенные, древние, он обозначился ещё в ту пору, когда земледелие не стало ключевым занятием народа.
Замечательна былина о встрече Вольги с Микулой. В каком веке произошло столь важное событие? Историки считают, что не ранее XV века.
Былина повествует о том, что Вольга с дружиной своей идёт по городам за получением дани (здесь богатырь напоминает нам собой древнего князя-дружинника) и встречает Микулу Селяниновича. Вольга приветствует земледельца и зовёт его с собой. Тот идёт, но по дороге вспоминает, что позабыл «бросить сошку за ракитов куст». Вольга посылает сделать это сначала часть своей дружины, потом всю могучую дружину, но «сошки от земли поднять нельзя».
Тогда ратай отправляется сам и одной рукой бросает сошку за ракитов куст. Он оказывается гораздо сильнее всей могучей дружины Вольги. И лошадь его сильнее богатырского коня Вольги: этот конь и вскачь не может поспеть за ней, когда она «грудью пошла». Становится ясно, что Микула сильнее и самого Вольги. Вольга спрашивает его имя, и он отвечает образным повествованием о своем крестьянском быте.
По какому принципу построена былина о Вольге и Микуле Селяниновиче? Она построена на противопоставлении созидателя, крестьянина Микулы и князя Вольги. Сочувствие народа на стороне земледельца Микулы: он сильнее богатыря, воина-кочевника Вольги и его дружины.
Былине о Вольге и Микуле Селяниновиче отводится в русском эпосе особое место. Эта былина, из которой мы узнаем о трудовых подвигах земледельца, работника-созидателя.А к людям, отдающим свои силы работе на земле, русский народ всегда относился с большим уважением.
detskiychas.ru