Описание картины Константина Маковского «Семейный портрет». Картины константина маковского


Картины Константина Маковского. Искусство и антиквариат. Добавила Валентина Мусагитова — VilingStore.net

Картины Константина Маковского фото

Константин Егорович Маковский (1839-1915) прожил долгую и в целом счастливую жизнь. Он рано определился в выборе своего пути, решительно и успешно сделал карьеру, женился на самой очаровательной женщине Петербурга, был обласкан императором. Он действительно имел все основания утверждать: «...жизнь так красива, когда ее берешь полной горстью!». Многие завидовали его таланту, известности на художественном поприще, богатству и славе. Но со временем в обществе наступила переоценка прежних идеалов, творчество К.Е. Маковского перестало быть востребованным, и живописец оказался быстро и несправедливо забытым.

Картины Константина Маковского

Константин Егорович Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье потомственного, но небогатого дворянина Егора Ивановича Маковского, служащего московской дворцовой конторы. Его предки, выходцы из Польши, осели в Москве еще при Екатерине II. Мать К.Е. Маковского, Любовь Корнелиевна (Корнеевна), была дочерью фабриканта музыкальных инструментов Корнелиуса Моленхауэра, немца из Померании. Константин Егорович был их старшим ребенком. Из родившихся в семье детей выжили, помимо Константина, еще двое сыновей – Владимир и Николай, в будущем тоже художники, – и две дочери – Александра, впоследствии известная художница-пейзажистка, и Мария, выбравшая карьеру певицы. Художником станет Александр, сын Владимира Егоровича, в мастерской И.Е. Репина будет учиться Елена Константиновна, а Сергей Константинович получит известность как выдающийся художественный критик, издатель популярного в 1910-х годах журнала «Аполлон».

Картины Константина Маковского

В Москве в 1840-е годы дом Маковских слыл своеобразным культурным центром. Мать Маковского обладала прекрасным звонким сопрано. Она выступала с лучшими певцами своего времени. Любови Корнелиевне пророчили славу певицы, но она предпочла ей замужество и семейное счастье. Очень одаренными музыкально оказались и все дети Маковских.

В доме у Маковских бывали люди искусства: А.Н. Островский, В.В. Самойлов, В.А. Каратыгин, С.К. Зарянко, В.А. Тропинин, Карл и Александр Брюлловы.

Константин Маковский унаследовал таланты и матери, и отца. Музыка была его второй стихией, но все же профессией стала живопись . Рисовать он начал с четырех лет. Когда ребенок стал старше, отец взялся за обучение сына, давая копировать гравюры из домашнего собрания.

В октябре 1851 года двенадцатилетний мальчик смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В первой половине 1850-х годов в Училище действовал старый метод обучения: в трех первых классах ученики занимались копированием с оригиналов, рисованием с антиков и лишь в четвертом приступали к собственно живописи. Все изменилось, когда в 1856 году инспектором училища стал С.К. Зарянко. Он предложил новый метод, основанный на системе его учителя А.Г. Венецианова. Этот метод заключался, прежде всего, в глубоком изучении натуры. «Культ натуры» оказался привит и Маковскому, хотя преобразования случились в последние годы его пребывания в Училище.

Хорошей традицией для лучших учеников Московского училища было стремление продолжить обучение в Петербургской Академии художеств, являвшейся следующей ступенью на пути овладения мастерством. Еще числясь в Училище, Маковский получил от Академии серебряную медаль за этюд с натуры. Это укрепило его в намерении попытать счастья в Петербурге, куда он и отправился осенью 1857 года.

К моменту переезда в Петербург у него уже созрело и укрепилось решение посвятить себя исторической живописи, традиционно считавшейся наиболее высоким родом творчества.

В апреле 1858 года Маковский получил малую серебряную медаль за рисунок с натуры, а в декабре того же года ему присудили серебряную медаль первого достоинства за этюд с натуры. В сентябре 1860 года на академической выставке экспонировалась его работа «Исцеление Иисусом Христом слепых после изгнания из храма торжников», а через год – «Харон перевозит души через реку Стикс». Обе были исполнены по заданной академической программе.

Маковский отказывается от написания картины по исторической программе и получает разрешение представить другой эскиз – «по конкурсу народных сцен». 15 ноября 1861 года Совет Академии утвердил тему «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», выбранную Маковским19. За полотно, созданное на эту тему, он в августе 1862 года получил малую золотую медаль, а уже в октябре его внесли в список допущенных до конкурса на большую золотую медаль. Но в нем Маковский, как впрочем никто из его соучеников, участия не принимал, ограничившись получением звания классного художника второй степени по исторической и портретной живописи с присвоением чина XII класса. 1863 год знаменателен для истории Академии художеств тем, что четырнадцать ее лучших учащихся, претендентов на медаль, демонстративно вышли из стен взрастившего их учебного заведения. Причиной разрыва с Академией послужил отказ конкурентов писать картину на заданную тему из скандинавской мифологии, воспринятую учениками как архинесовременную. Это событие имело свое продолжение...

В 1870 году Маковский участвовал в работе над проектом устава Товарищества передвижных художественных выставок, стал членом-учредителем Товарищества, а в январе 1872 года выбыл из его состава как не представивший, в соответствии с уставом, свои работы на первую передвижную выставку. В 1879 году вновь вступил в члены Товарищества, а в 1884 опять выбыл.

Маковский оказался единственным участником «бунта 14-ти», дожившим до его 50-летнего юбилея.

Несмотря на участие в «бунте 14-ти», а затем сотрудничество, хотя и непостоянное, с Товариществом передвижных художественных выставок, живописец чувствовал себя теснее связанным все же с академическими кругами. Противостояние официальной власти оказалось не в его характере: не ссорясь с начальством, спокойнее ощущать себя независимым. Да и Академия была заинтересована в союзе с талантливыми выпускниками. А Маковский, безусловно, обладал талантом, известность и популярность пришли к нему еще в пору обучения в Академии, он мог немало способствовать прославлению своей alma mater. Художник постоянно участвовал в академических выставках. В 1867 году за представленные на них ряд портретов , картины «Бедные дети» и «Селедочница» он получил звание академика, а в 1869 году за работы «Наставление матери», «Разговоры по хозяйству», «Не по силам ноша», «Семейный портрет» и «Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» его утвердили профессором. Когда в 1874 году было основано Общество выставок художественных произведений, опекаемое Академией (в противовес Товариществу передвижников), Маковский принял участие в его первой выставке. В ноябре 1866 года художник женился на артистке драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В.А. Адлерберга. Это был счастливый брак людей, имеющих общие интересы и духовные запросы. Она неплохо рисовала и, подобно мужу, страстно увлекалась музыкой. Композиторы, певцы, пианисты любили бывать в доме молодой четы. Особым уважением у них пользовались члены содружества «Могучая кучка». Исполненный Маковским портрет Цезаря Кюи в мундире, живой и выразительный, говорит о том, что художник хорошо знал этого человека – композитора и музыкального критика, окончившего Военно-инженерную академию и получившего впоследствии звание инженер-генерала.

Семейное счастье Маковского длилось недолго. Елена Тимофеевна заболела туберкулезом и в марте 1873 года умерла. В связи с болезнью жены художником была предпринята первая поездка на Восток, в Каир; через год состоялась еще одна, результатом которой явилось написание картины «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1875). Ее второй вариант – «Перенесение священного ковра в Каире» (1876) – был приобретен императором за десять тысяч рублей. В 1876 году Маковский в третий раз едет в Африку: снова в Египет, а также в Алжир и Абиссинию. Восточные этюды, нарядные по колориту и яркие по жизненной убедительности образов, выразительности национальных типажей, послужили ценнейшим подсобным материалом для ряда картин из восточного быта.

В 1875 году Маковский вступил во второй брак. Юлию Павловну Леткову он встретил в 1874 году на балу в Морском корпусе.

Тридцатипятилетний профессор живописи влюбился с первого взгляда. Юная красавица («ангел неизреченной красоты», по словам И.Е. Репина) приехала в Петербург зимой 1874 года поступать в консерваторию. Она имела лирическое сопрано красивого тембра, художник был покорен ее музыкальностью. Сам Константин Маковский, обладавший удивительным бархатистым баритоном, пел, как настоящий артист, и даже выступил на профессиональной сцене в опере «Травиата». Впоследствии Юлия Павловна называла мужа «человеком-песней». В январе следующего года, по достижении невестой шестнадцатилетнего возраста, была сыграна свадьба.

Весной молодая пара едет в Париж, где общается с кружком русских художников, в который входили А.П. Боголюбов, А.А. Харламов, Ю.Я. Леман, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, И.П. Похитонов и другие. Наискосок от дома, где молодожены снимали квартиру, на rue de Bruxelles находилась вилла Полины Виардо, знаменитой певицы, в доме у которой жил И.С. Тургенев. Музыкально одаренные Маковские посещали салон Виардо, там устраивались вечера, даже маскарады. Художник много путешествует, часто и легко перемещается из Парижа в Петербург, из Петербурга в Париж. Он совершает также продолжительные поездки по российской глубинке (Тамбовская, Саратовская, Тверская губернии), а летом 1877 года около трех месяцев проводит на Балканах, делает зарисовки, двигаясь вслед за наступающей русской армией по Сербии и Болгарии

В Петербурге Маковский часто меняет местожительство и мастерские. Унаследовав от своего отца страсть к собирательству, он приобретает старинные предметы быта, украшения, одежду, которые затем использует в своих картинах, так что помещения, где он работает, напоминают музей. Знаменитый портрет Алексеича «За самоваром» (начало 1880-х) находится в Государственной Третьяковской галерее. Там же висит и картина «В мастерской художника» (1881), где как раз изображены помещение и предметы, которые описаны Сергеем Маковским, а также он сам — четырехлетний малыш, который, вскарабкавшись на старинное кресло, покрытое нарядной, расшитой узорами тканью, тайком тянется к блюду с фруктами. Огромный рыжий пес мирно дремлет на роскошном ковре, охраняя «маленького вора».

После смерти Маковского его вдова устроила аукцион, где в течение одиннадцати (!) дней было распродано 1100 «номеров», составлявших богатую и ценную антикварную коллекцию художника, собранную с любовью и знанием дела. В период, когда Маковский работал над большими полотнами из древнерусского быта, он имел обыкновение для вдохновения осуществлять постановку «живых картин», как бы репетирующих композицию будущей картины. Маковский слыл блестящим организатором подобных зрелищ. В качестве бутафорского реквизита использовались вещи из его коллекции.

Целый ряд портретов художник связал с театрально-карнавальным действом, к чему, возможно, его и подтолкнула постановка «живых картин». Так, в парадном портрете В.А. Морозовой (1884) платье цвета бледной морской волны, украшенное золотисто-кружевной отделкой «а 1а XVII век», накинутая на плечи шубка глубокого винно-красного тона, старинная форма кресла вызывают ассоциации с парадными портретами западноевропейских классиков, однако, симпатичное, но не породистое лицо модели находится в некотором противоречии с пышным окружением. Зато «Портрет мужчины в бархатном костюме» (1882) полностью выдерживает стилистику. Бархатный костюм темно-красного (особенно любимого Маковским) цвета, шляпа с перьями необыкновенно идут этому горбоносому «гранду» с темной, как смоль, бородой, в которой начинают проступать красиво оттеняющие ее, отливающие голубизной седые волосы.

В 1878 году Маковский был пожалован кавалером ордена Св. Анны III степени. Тогда же он дебютировал в парижском Салоне и вскоре завоевал право показывать полотна «вне жюри». В 1885 году на Всемирной выставке в Антверпене, где выставлялось его полотно «Боярский свадебный пир XVII столетия» (1883), он получил высшую награду жюри, а в 1889 году на Всемирной выставке в Париже за картины «Смерть Иоанна Грозного» (1888), «Суд Париса» (конец 1880-х), «Демон и Тамара» (1889) был удостоен большой золотой медали. Французское правительство отметило организационную деятельность Маковского в комиссии распорядителей выставки, наградив его кавалерским крестом ордена Почетного Легиона.

К.Е. Маковский в 1898 году развелся с Юлией Павловной и вступил в третий брак – с Марией Алексеевной Матавтиной, которая к тому времени уже родила художнику троих детей.

В 1910 году вместе с новой семьей художник торжественно отметил пятидесятилетний юбилей своей творческой деятельности, тогда же он получил и чин действительного статского советника.

Еще в 1902 году К.Е. Маковский составил завещание, по которому все права и имущество переходили М.А. Матавтиной-Маковской. После его смерти, в результате проведенного вдовой аукциона было выручено 285 тысяч рублей, а весной 1916 года она приобрела имение за 350 тысяч, в котором намеревалась устроить фамильный склеп. Туда Матавтина собиралась перевезти прах супруга, к тому времени покоившийся на Никольском кладбище Александре-Невской лавры. Революция помешала этим планам... http://www.art-catalog.ru/biography.php?id_artist=32

vilingstore.net

Описание картины Константина Маковского «Семейный портрет»

Описание картины Константина Маковского «Семейный портрет»

Константин Егорович Маковский яркий представитель одного из наиболее выдающихся семейств XIX века. Его отец являлся учредителем Московского училища, а старший брат был известным передвижником. Любовь к живописи проявилась довольно рано. Полотна К. Е. Маковского нельзя назвать выдающимися и берущими за душу.

В отличие от брата, он полностью лишен стремления вникать в перипетии социальной борьбы. Его можно считать вполне сложившимся “салонным” художником, среди работ которого в основном присутствуют портреты его друзей и знакомых.

Далекий от реалистических представлений о мире, свойственных старшему брату, Константин Маковский большую часть своего творческого пути посвящает Российскому государству XVII века. Художника привлекает богатая роспись царских палат, роскошные, вышитые золотом и жемчугом одеяния.

Особого внимания заслуживает полотно под названием “Семейный портрет”. Картина создана в 1882 году, для ее написания использовался холст и масло. Главными персонажами являются жена живописца Юлия Павловна Леткова с детьми. Семейство изображено в непринужденной, но вместе с тем не лишенной эстетической красоты и даже роскоши, обстановке. Молодая женщина одета в белое кружевное платье, темные волосы ее уложены в красивую прическу, глаза широко распахнуты, взгляд сфокусирован на самом художнике.

Правая рука ее покоится на колене, левая обнимает светловолосого мальчугана в дорогом шелковом костюмчике. Ребенок смотри прямо и открыто, тело его расслаблено, он с любопытством наблюдает за тем, что происходит у мольберта.

Чуть в отдалении от милой группки восседает девочка, одетая в дорогое платье. Она не проявляет должного внимания к происходящему, увлеченно разглядывая нечто, что находится за спинами матери и брата.

Создавая “Семейный потрет” художник едва ли придерживался стремления к созданию реалистичного образа. Герои явно приукрашены, окружающая обстановка сделана более привлекательной.

opisanie-kartin.com

Русская краса в картинах Константина Маковского: 44 очаровательных портрета

Кто из нас, девочек, в детстве, читая или слушая сказки или просматривая мультфильмы, не мечтал стать царевной или Василисой Прекрасной? Пожалуй, уже став взрослой, именно картины русских боярышень Константина Маковского каждый раз возвращали меня в детство, в те воспоминания, когда я раскрашивала альбомный листок узорами и, закрепляя его на детской головке невидимками, стоя у зеркала, увешивала  шею всеми бусами, что были в квартире. А потом, почему-то с очень важным видом, обязательно выпятив вперед живот и поставив руки в боки, приходила к маме или бабушке на кухню, давая понять всем, что царевишнам можно всё — и  кашу не есть, и игрушки не складывать, и за младшим братом не следить. 

Очень люблю этого художника. И его сюжетные картины, и портреты деревенских девчушек, и, конечно, его знаменитые портреты русских боярынь и боярышень. Мне кажется, что даже роскошь всех этих русских женских украшений не смогла затмить их нрав, характер и красоту русской души.

Lady looking into a mirror

 

Боярышня в кокошнике

Русская красавица в кокошнике

Русская красавица

За чаем

The Young Bride

****

 Portrait einer jungen Frau in russischer Tracht.

Боярыня

Боярышня

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме

Боярыня

 Боярышня

Портрет боярыни в кокошнике

***

***

Замужняя молодая боярыня

Аленушка

***

***

Чарка меду

***

Боярышня

SKISS FÖR POSTKORT.

Боярыня

Василиса Премудрая

***

***

Боярыня у окна

Боярышня у окна с прялкой

У околицы

За прялкой (портрет дочери Ольги)

Боярышня

Боярышня с подносом

Боярышня у окна

Черноокая княжна

Russian Beauty and Cat

Источник

stil.mirtesen.ru

Описание картины Константина Маковского «Алексеич»

Описание картины Константина Маковского «Алексеич»

Картина «Алексеич» впервые была показана экспонатом передвижной выставки, участником которых был ее автор Константин Маковский, в 1882 году и по праву была внесена в золотой фонд русской живописи.

Герой картины – пожилой Алексеич, одетый небогато, но довольно прилично: немного потрепанный пиджак, белая рубашка и галстук-бабочка, устроивший небольшое чаепитие с самоваром. На его лице выражено умиротворение, глаза опущены или даже закрыты от удовольствия. Он пьет чай из небольшого блюдца, которое мы видим в его руках. Можно также предположить, что этот мужичек решил чаем подлечиться от простуды.

Другими немногочисленными элементами картины являются золотой самовар, пар от которого поднялся высоко вверх и заполнил все пространство; небрежно нарезанный хлеб, наполовину пустая банка варенья и сложенное полотенце на подносе; стол, покрытый потертой и местами прохудившейся скатертью. Во всем этом видится не бедность Алексеича или его небрежность, а его непринужденность и простота: этого горячего чая с вареньем вполне достаточно для его счастья.

Художник Константин Маковский был в свое время оценен по достоинству и являлся модным и высокооплачиваемым петербуржским портретистом, писавшим обычно в жанре академизма. Он писал красочные, просто волшебные женские портреты, которые позволили заработать ему целое состояние и жить роскошной жизнью. Но не меньше его интересовала и старина, что отражалось и в его творчестве и в обстановке его дома. И, конечно, множество картин было написано им в «русском стиле», который в 80-х годах 19 века был довольно моден и в Европе.

Порой он смотрел на жизнь предыдущие столетия несколько идеализированно, а со многими знакомым общался несколько свысока, но это все не влияло на его творчество, которое действительно достойно всех похвал.

opisanie-kartin.com

Описание картины Константина Маковского «Русалки»

Описание картины Константина Маковского «Русалки»

Картина русского художника Константина Егоровича Маковского «Русалки», созданная в 1879 году, в свое время наделала много шума. Она демонстрировалась на Передвижной выставке, которую посетил сам Александр II, несмотря на то, что русский император не испытывал интереса к искусству.

В восточнославянской мифологии русалками считали не только загадочных, обитающих в реках персонажей, но и конкретных людей. По старым поверьям, считалось, что русалками становились девушки, которые умирали до замужества, «зарученные», но не дождавшиеся свадьбы, а также некрещенные младенцы. Ими могли стать и люди, которые умерли на русальной неделе, которая длилась 19 до 24 июня.

На Картине Маковского изображён именно один из русальных дней. Ранее эти дни назывались праздником Русалии. Из-за того, что русалки ассоциировались с водной стихией, по старославянским обычаям в праздник их вызывали для предотвращения засухи, несмотря на то, что они считались «нечистой силой». Русский художник изобразил своих мифических героинь на их традиционном месте пребывания – воде и качающимися на деревьях.

Как и в поверьях, на полотне Маковского, у русалок длинные густые русые волосы, спадающие ниже плеч и закрывающие верхнюю обнаженную часть тела. У них нет рыбьего хвоста, потому что в славянской мифологии они имеют человеческий облик. В народной культуре они олицетворяют переход из загадочного мира мертвых на землю, и обратно. Выбранная Маковским палитра красок прекрасно передает мистическое настроение: на фоне темной ночи, уходят в небо обнаженные, окруженные туманной дымкой тела прекрасных русалок.

Художник неспроста изображает справа церковь. Праздник Русалии по своему содержанию был чисто языческим, а значит являлся «богомерзким явлением», Господь готов изгнать нечистую силу.

opisanie-kartin.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта