Лев Бакст — художник, изменивший мировую моду. Бакст художник картины
Лев Бакст — художник, изменивший мировую моду — PORUSSKI.me
Ваше сообщение успешно отправлено!
Начало ХХ века прошло в Европе под знаком «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева, из которых позже (c 1909 г. по 1929 г.) выросла его же балетная антреприза «Русский балет С. Дягилева». Русский балет пользовался колоссальным успехом за рубежом, и особенно во Франции и Великобритании, он оказал значительное влияние не только на хореографию, но и на на развитие мирового искусства в целом. По сути, до «Русских сезонов» парижане и не подозревали о такой мощи российского искусства. «Сезоны» не просто гремели на весь Париж, в конечном счёте они стали синтезом творчества в целом: танца, музыки, актерского мастерства, оформления декораций, костюмов.
Над декорациями к «Русским сезонам» работали такие великие люди, как Матисс, Пикассо, Гончарова, Ларионов и многие другие. Кое-кто вышел на мировую арену именно благодаря Сергею Павловичу. Над костюмами трудились Леон Бакст, Коко Шанель, Николай Рерих. Музыку к постановкам писал не кто иной, как Игорь Фёдорович Стравинский. Невероятно, но проект С.П. Дягилева объединил множество гениев прошедшей эпохи!
Спектакли Дягилева стали для сдержанных парижан шоком. Париж поразили не столько танцы, сколько изумительное и броское художественное оформление спектаклей. Перед ними был совершенно новый, яркий и необычный для Европы стиль «декоративного экспрессионизма”, включающий в себя как богатую русскую национальную эстетику, так и вкрапления других культур.
Европа была поражена, как гармонично соединились на сцене театр и искусство. Огромное впечатление на зрителей произвело цветовое решение декораций и костюмов. Художники и танцоры Сергея Павловича в мгновенно стали звёздами.
Ведущий живописец «Русских сезонов» Лев Бакст объявил, что в театре теперь надо не слушать, а смотреть. И сегодня мы с вами поподробнее расскажем именно о Льве Баксте и о костюмах, которые открыли новую эпоху развития мировой моды. Никогда ранее мода не менялась так быстро и так кардинально, как в 1910 году.
Фактически, Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре.
Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, восхищали зрителей в театре и влияли на всю мировую моду. Роскошь костюмов Льва Бакста породила в Европе спрос на все экзотическое, русское и восточное; более того, эти отголоски до сих пор возвращаются к нам в коллекциях модных домов, как цитаты из его нарядов и дань уважения маэстро.
Фото: http://blog.lemillindia.com/les-ballets-russes-2/
Как было упомянуто чуть выше, Лев Бакст был ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева». Он создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др., поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.
Клеопатра Послеполуденный отдых фавна (балет Клода Дебюсси)Бакст продемонстрировал совершенно новый колорит и силуэт ориентального эротизма. Шаровары, тела, едва прикрытые прозрачным тканью и бусами, тюрбаны, расшитые жемчугом, экстравагантные столкновения цвета. На сцене было все, что до этого консервативные европейцы представляли себе только в самых смелых фантазиях.
Реакция парижан на спектакли русских оказалась потрясающей и даже неожиданной. После «Клеопатры» и «Шахерезады» начала меняться французская, то есть, по сути, мировая мода. Впервые цвет, костюмы и декорации стали активными и равноправными участниками театрального действия, рассказывающими свою историю.
Критик А. Левинсон оценил ситуацию так: «Париж был подлинно пьян Бакстом».
Эскиз костюма Леона Бакста для балета "Нарцисс", 1911. Эскиз костюма нимфы Эхо для балета "Нарцисс", 1911.Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину.
Декорация Бакста к балету И. Стравинского «Жар-птица»«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в «Шахерезаде». На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…» — Леон Бакст. Бакст назвал это откровение философией цвета.
Интерьер прохода к домашнему театру в усадьбе Эвергрин-хаус, оформленный Леоном Бакстом. Фото: Evergreen Museum & LibraryВ 1916-м году ему впервые пришла мысль: открыть дом моды и универсального дизайна. Идея была смелой и абсолютно новаторской – соединить в себе несколько направлений дизайна. У него был опыт разработки в едином художественном ключе архитектурных решений интерьера, мебели, ткани, керамики, посуды, стекла, столового серебра, одежды, ювелирных изделий и даже автомобилей.
Но … увы, этой мечте не было суждено сбыться. Летом 1916 года Лев Бакст серьёзно заболел и был вынужден прекратить работу.
В последний путь его провожала масса людей – поэты и художники, музыканты и артисты – знаменитости мирового масштаба. Прощальная церемония прошла на кладбище Батиньоль в Париже.
Костюм Леона Бакста для балета "Нарцисс", 1911. Костюм Леона Бакста для балета "Нарцисс", 1911. Костюм Леона Бакста для Шехерезады, 1910Фотограф и один из основателей проекта porusski.me . 2010/2012 BVSD ( Британская Высшая Школа Дизайна ) отделение фотографии. Реклама/Мода.
Еще статьи этого автора
Голоса из-за кулис
Молодые актеры о себе, об особенностях профессии, современном искусстве и вечных ценностях.
Детали показов московской Недели моды 2016
Совсем недавно прошла Неделя моды в Москве 2016. Своими впечатлениями от мероприятия поделилась фотограф спецпроектов нашего журнала Юлия Губанкова. Нам выпала возможность заглянуть за кулисы и увидеть детали подготовки показов, о которых невозможно узнать сидя в зрительном зале. Россия – уникальная страна! Только у нас в столице проходят целых две недели моды вместо одной. Mercedes-Benz
12 лучших аккаунтов балерин в Инстаграм
Большая ценность социальных сервисов заключается в том, что люди необычных профессий, пользуясь ими, позволяют заглянуть в закулисье и насладиться бэкстейджем того, что составляет их повседневную жизнь. У Инстаграма тут особенное положение: он делает красивым даже некрасивое. А если объект и без того хорош, эффект удваивается.
Следите за нами в Instagram
НАВЕРХporusski.me
Лев Бакст - Музей изобразительных искусств
Лев Бакст — это имя вызывает в нашем воображении фантастические картины чудесных театральных костюмов для русских сезонов Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. На Западе наиболее известно именно это направление творчества художника. Там его называют Леон Бакст.
Лев Бакст — выставка в Музее изобразительных искусств
Из многочисленных художников русского Серебряного века Лев Бакст заслужил наивысшее признание за вклад в станковую живопись и декоративно-прикладное искусство.
Лев Бакст. Эскиз костюма для Вацлава Нижинского в партии Фавна к балету «Послеполуденный отдых фавна». 1912
Лев Бакст в театре
Никто из российских живописцев не снискал такой славы, как Бакст за легендарные декорации к балетам «Клеопатра», «Шехерезада», «Спящая красавица», «Синий бог». Костюмы давали возможность артистам сводобно двигаться и поражали публику щедростью цвета.
Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра» («Египетские ночи»). 1909
После ошеломляющего успеха балета «Шехерезада» экзотический Восток вошел в моду: цветные тюрбаны, широкие шальвары, восточные ткани. Великосветские красавицы жаждали эксклюзивных одеяний и заказывали модную одежду по эскизам Бакста.
Лев Бакст. Эскиз костюмов двух Беотиек к балету «Нарцисс» Н.Н. Черепнина. Около 1911
Помимо вечерних платьев художник создавал эскизы головных уборов и обуви. Шикарные туалеты, от которых вы не сможете оторвать глаз, представлены на выставке из Фонда Александра Васильева.
Костюмы из фонда Александра Васильева. Вильнюс
Лев Бакст — историк моды
Как популяризатор истории моды, художник выступал с лекцией «Искусство костюма и его законы» (1923), опубликованной журналом «Vogue». Будучи новатором в мире моды, Бакст видел неизбежность перемен в этой области и считал, что символом эпохи станет слияние мужской и женской одежды. В июле 1910 года известный французский модельер Поль Пуаре купил у Бакста двенадцать рисунков модных туалетов и заключил контракт о сотрудничестве.
Костюмы, сделанные по эскизам Бакста
С середины 1890-х годов к кружку писателей и художников, объединившихся вокруг Дягилева и Бенуа, примкнул и Лев Бакст, который в дальнейшем стал одним из инициаторов создания «Мира искусства». Творчество его было разносторонним: портреты, пейзажи, книжная графика и, особенно, декоративные панно.
Костюмы из фонда Александра Васильева. Вильнюс
Лев Бакст написал «Сиамский священный танец» в 1901 году под впечатлением танцев труппы Сиамского королевского двора, которые увидел в октябре 1900 года в Санкт-Петербурге.
Лев Бакст. Сиамский священный танец
Самое известное из символистских полотен Бакста «Древний ужас» написано после поездки художника в места археологических открытий — крито-микенских раскопок и развалин Трои в Малой Азии. Языком символов Бакст рассказывает о смене эпох и преемственности культур. В очертаниях рушащихся зданий угадываются Львиные ворота в Микенах и Акрополь.
Лев Бакст. Древний ужас (Terror_Antiquus)
Пейзаж пронизан вспышками гигантской молнии. Над древней каменистой землей, заливаемой неистовой водной стихией, возвышается статуя богини Афродиты. Отвернувшись от гибнущего мира, богиня остается спокойной и невозмутимой. В руке, прижатой к груди, она держит синюю птицу — символ мечты и счастья. В 1910 году на международной выставке в Брюсселе картина получила золотую медаль, российские же критики посчитали работу художника неудачной.
Лев Бакст. Портерт С.П.Дягилева с няней. 1906
Портреты Льва Бакста
Отдельный зал в Государственном Музее изобразительных искусств посвящен портретам кисти Льва Бакста. Вы увидите замечательные портреты современников художника и его автопортрет в 27-летнем возрасте.
Портрет собственной жены, которая была дочерью Павла Третьякова
Выставка продлится до 4 сентября 2016 года по адресу: ул.Волхонка, дом 12. Проезд до метро Кропоткинская. Стоимость билета 300 руб., стоимость льготного билета 150 руб., детям до 16 лет бесплатно.
Автопортрет. Художнику 27 лет
valentina-site.ru
Лев Бакст - художник с "золотыми руками"
Leonsija — 10.05.2011О художнике Льве Самойловиче Баксте писать невероятно трудно. Трудно потому, что его творчество не укладывается ни в какие стандартные рамки: он не только портретист, но и пейзажист, он не только иллюстратор, но и театральный декоратор, он не только реалист, но и большой фантазер и сказочник. Александр Николаевич Бенуа в своем труде "Русская живопись в XIX веке" дал вот такую, несколько ироничную, характеристику Баксту: "У Бакста В«золотые рукиВ», удивительная техническая способность, много вкуса, пламенный энтузиазм к искусству, но он не знает, что ему делать. Бакст лихорадочно мечется и раскидывается, а между тем годы уходят и положительно становится досадно, что он не желает смириться, не желает понять круга своих весьма выдающихся способностей. На таких художников, как Бакст и, отчасти, как Врубель, в особенности пагубно сказывается современное положение искусства и художественной критики. В былое время В«золотые рукиВ» Бакста нашли бы применение. Он не стыдился бы посвятить себя тому, к чему он, в сущности, призван. Бакст был бы декоратором, ювелиром, быть может, миниатюристом — мелким, но интересным и истинным художником." И все же Лев Бакст - художник! Хороший и интересный художник, художник эпохи модерна, художник эпохи "Русских балетов" и "Мира искусства"...
Бакст Л.С. Эскизы костюмов к балету "Спящая красавица"
Как и заведено биография любого человека начинается с его рождения. Но перебрав множество источников, любопытный читатель так и не узнает доподлинно точной даты рождения Льва Бакста. Одни источники (такие как Википедия) утверждают, что Бакст родился в феврале, другие утверждают, что в марте-апреле, третьи же ссылаются на май месяц. Остановимся на последнем варианте и тогда получится, что 10 мая этого года Льву Самойловичу Баксту исполнилось бы 145 лет, ибо рожден он был на свет в 1866 году. Место рождения - город Гродно, имя при рождении - Лев Самойлович Розенберг.
Бакст Л.С. Руины. Средиземноморский пейзаж
Бакст Л.С. Дорога к храму
В 1883 году Лев Бакст поступает на обучение в Академию художеств в Петербурге. Не имея материальной поддержки, Л.Бакст вынужден был во время учебы подрабатывать, в связи с чем он вынужден был освоить профессию иллюстратора книг, что и давало возможность продолжать учебу. Но проучившись в Академии четыре года и разочаровавшись в академических методах преподавания, он в 1887 году оставил учебу. В 1889 году художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии - Бакстер. В 1890 году Бакст поступил в мастерскую Альберта Николаевич Бенуа, изучая там рисование акварелью. В 1891 году Бакст отправился в путешествие по странам Европы, где брал уроки живописи в частных академиях.
Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906
Бакст Л.С. Дама, сидящая на диване
Бакст Л.С. Портрет графини М.А. Келлер 1902
Бакст Л.С. Портрет Зинаиды Гиппиус 1906
Бакст Л.С. Портрет мужчины 1907
Бакст Л.С. Африканка
Бакст много времени проводит в Париже и там знакомится с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым. Результатом становится создание объединения "Мир искусства" (1898). В этот период он занимается живописью в парижской студии Ж.-Л.Жерома, в академии Р.Жюльена, учится у А.Эдельфельда. Одновременно Бакст не отходит и от портретной живописи - им исполнены отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), и А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906), живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906). А картина "Ужин" (1902) стала своеобразным вызовом обществу, манифестом стиля модерн в русском искусстве.
Бакст Л.С. Ужин 1902
Бакст Л.С. Портрет герцогини с собакой 1924
Бакст Л.С. Осень (ваза) 1906
Бакст Л.С. Портрет Вальтера Федоровича Нувеля
Бакст Л.С. Портрет литератора Дмитрия Владимировича Философова
Бакст Л.С. Кошка
В 1907 году совместно с Валентином Серовым Бакст совершил путешествие по Греции, где он создал серию пейзажей и масштабное декоративное панно "Древний ужас", считающееся вершиной его творчества (только вот почему???). В 1910 году Бакст поселился в Париже. С эти пор он всего несколько раз посетил Петербург.
Бакст Л.С. Портрет Л.П. Гриценко, жены художника 1903
Бакст Л.С. Андрюшенька, портрет сына художника
Бакст Л.С. Автопортрет 1906
Его пребывание в столице было осложнено тем, что в 1914 году (по другим источникам в 1910 году) царским правительством ему было отказано в виде на жительство и как иудей он должен был соблюдать черту оседлости. (Хотя опять-таки есть другая трактовка, связанная с тем, что Бакст якобы демонстративно вернулся в иудаизм после того, как развелся со своей женой Л.П.Гриценко (урожденной Третьяковой) и за это был примерно "наказан".). Тем не менее в мае 1914 года Лев Бакст был избран академиком Императорской Академии художеств, что давало ему право свободно передвигаться по стране, но художник уже не воспользовался этим правом, оставшись во Франции.
Бакст Л.С. Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Нос"
Бакст работал и в области книжной графики, иллюстрируя, например, Н.В.Гоголя или же А.Блока. Но все же самые значительные его достижения относятся к театру.
Бакст Л.С. Декорации к балету "Шехерезада" 1910
Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету "Шехерезада" 1910
Бакст Л.С. Декорации к балету "Послеполуденный отдых фавна" 1912
Бакст Л.С. Декорации к балету "Дафнис и Хлоя" 1902
Бакст Л.С. Пробуждение
Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету "Клеопатра" 1909
Бакст Л.С. Менаде 1916
Бакст Л.С. Эскизы костюмов к постановке "Магазин фантазий"
Талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева". Это и "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), это "Нарцисс" (1911), "Синий бог", и "Дафнис и Хлоя" и еще многие довольно экзотические театральные постановки, о которых мы сейчас даже уже и не вспоминаем. Это был просто сказочный мир балета, театральных фантазий и сказок... До сих пор эскизы к этим постановкам вызывают живейший интерес у любителей живописи и коллекционеров.
Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету "Нарцисс" 1911
Бакст Л.С. Эскизы костюмов к разным балетам
Лев Самойлович Бакст
Могила Льва Бакста на кладбище Батиньоль (фото с сайта Findgrave.com)
Первая мировая война окончательно отрезала художника от России. В 1918 году Лев Бакст покинул труппу С.Дягилева. А смерть от отека легких в 27 декабря 1924 года в Париже, в больнице Риэль-Мальмезон поставила точку на его блистательной карьере. Последнее место упокоения художника - парижское кладбище Батиньоль.
yablor.ru
Бакст Лев Самойлович (1866-1924) биография
Родился Лев Самойлович Бакст (Розенберг) 9 мая 1866 года в Гродно. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, "парижанин Второй империи", любивший светскую жизнь и роскошь. В 1891 году художник взял фамилию деда - стал Бакстом. Еще мальчиком он увлеченно разыгрывал перед сестрами придуманные и поставленные им самим пьесы, а в двенадцать лет вышел победителем в гимназическом конкурсе на лучший портрет В. Жуковского. Однако отец не понимал увлечений сына, и долгое время мальчику приходилось рисовать тайком или по ночам. Наконец, чтобы разрешить сомнения, рисунки Бакста послали в Париж скульптору Марку Антокольскому, а тот рекомендовал ему учиться дальше. В 1883 году Лев поступил вольнослушателем в Академию художеств, где учился у Чистякова, Венига и Аскназия. Проиграв в конкурсе на серебряную медаль, Бакст покинул Академию и через некоторое время, подружившись с Альбертом Бенуа, увлекся акварелью. Близко сошелся он и с Валентином Серовым, который в это время учился в Академии художеств. В 1892 году появилось несколько акварельных портретов Бакста - "Кармен", "Испанец", "Боярыня", "Украинка". В 1893 году он поехал в Париж, где около трех лет занимался к студиях Ж.Л. Жерома и Р. Жюльена, а потом у финского художника Эдельфельта. Ближе всего молодому Баксту было творчество французских романтиков и импрессионистов. Повторяя путь своего кумира - Делакруа, он даже поехал в Алжир, после чего появились произведения, где начало выявляться стремление художника к декоративизму. Бакст много работал и, по его словам, "изнемогал от неизвестности". Хотя его ценили. Игорь Грабарь, например, отмечал, что Бакст "свободно владеет рисунком и имеет все задатки колориста...". В 1889 году несколько молодых людей создали кружок самообразования, который позже стал ядром художественного объединения "Мир искусства". Во главе его стоял Александр Бенуа, а среди членов были Дмитрий Философов, Вальтер Нувель, Константин Сомов и другие. Бакст был среди них старшим и единственным, кто имел профессиональное образование. Однако он всегда чувствовал себя среди молодых "мирискусников" очень свободно, ходил на организованные Альфредом Нуроком "Вечера современной музыки", увлекался творчеством Обри Бердслея, Теофиля Стейлейна, Пюви де Шаванна, Беклина и других. Представителям русского "модерна" особенно близка была немецкая и североевропейская школы. Очень интересной получилась Выставка русских и финляндских художников, в которой принимали участие петербуржцы К. Сомов, А. Бенуа, Л. Бакст, москвичи М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, финский художник Эдельфельт, Галлен-Каллела и другие. Л. Бакст вместе с А. Бенуа, К. Сомовым, Д. Мережковским, 3. Гиппиус и другими входил в состав редакции журнала "Мир искусства". Руководил всей редакцией Сергей Дягилев, литературным отделом - Дмитрий Философов, музыкальным - Вальтер Нувель. Лев Бакст возглавлял художественный отдел. Именно Бакст придумал марку журнала "Мир искусства", на которой был изображен орел. Сам художник так объяснял эту аллегорию: "Мир искусства" выше всего земного, у звезд, там царит надменно, таинственно и одиноко, как орел на вершине снеговой". Среди мотивов, которые Бакст чаше всего использовал в своей журнальной графике,- античные вазы, гирлянды, сосуды с орнаментами, фавны, сатирессы, рокайльные мотивы. Необыкновенно легки, изящны контурные рисунки Бакста, которые точно и гармонично сочетались с текстом. В это время Бакст был увлечен творчеством Бердслея. Он не только заботился о неповторимом образе журнала, но и создавал свои произведения. Лучшими из них считаются появившиеся в 1900-1901 годах литографический портрет И.Левитана, "Женский портрет" и "Голова старухи". Современники, исходя из того, как Бакст умел свободно владеть контуром, сопоставлять разные способы рисунка, называли его "дерзким графиком". На выставке картин журнала "Мир искусства" экспонировались созданные на рубеже веков живописные портреты Бакста - "Портрет Александра Николаевича Бенуа", "Портрет философа В. Розанова" и другие. В таких работах, как "В кафе", "Ужин", Бакст создал неповторимый образ женщины модерна - околдовывающей, таинственной, влекущей. В. Розанов писал о картине "Ужин": "Стильная декадентка Fin de siecke, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а ля Джоконда кушает апельсины". Бакст использовал здесь неяркую, почти монохромную цветовую гамму. А в 1903 году появился полный света и тепла портрет Л. П. Гриценко-Бакст, урожденной Третьяковой. Лев Бакст не только писал картины, но и оформлял экспозиции выставок, создавал неповторимые, утонченные интерьеры будуаров. Когда Дягилев попросил Бакста оформить помещения, снятые им для своей антрепризы, Бакст, прежде всего, обратил внимание на цветовое решение, сочетая свои излюбленные зеленые и голубые тона, театрализовал, стилизовал интерьеры. Сотрудничал Бакст и с сатирическими журналами первой русской революции, например, с такими, как "Зритель", "Жупел", "Сатирикон". Многие годы он работал вместе с Дягилевым, который пригласил его оформлять "Русские балеты в Париже". В 1906 году Бакст написал портрет Дягилева с няней. В этом же году появились портреты Гиппиус, Сомова и других. В 1900 году Бакст написал целую серию парадных женских портретов, после чего стал довольно модным портретистом. Когда Елизавета Званцева, которая училась сначала в Петербургской академии художеств у Чистякова и Репина, а потом в Париже - в академиях Жюльена и Коларосси, организовала частную художественную школу, она пригласила преподавать туда и Бакста, который стремился к тому, чтобы каждый из его учеников вырабатывал свой особый стиль. Бакст "учил так, как иногда учили плавать, бросая в воду и предоставляя выкарабкиваться самому". Именно Бакст первым оценил незаурядное дарование Шагала. Все "мирискусники" страстно любили театр. Летом 1910 года Бакст отправился в Париж, чтобы работать над декорациями спектаклей дягилевских "Русских сезонов". Однако свою работу в театре Бакст начал еще в 1900 году, сделав эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Сердце маркизы". Позже он оформил спектакль "Фея кукол". Особый восторг современников вызывали сделанные Бакстом эскизы костюмов. Очень интересны и оформленные им спектакли на античную тему - "Ипполит", "Эдип в Колоне" и другие. В 1907 году Бакст вместе с Валентином Серовым отправился в Грецию и на Крит. Античность Бакст воспринимал с точки зрения символизма и модерна. Своеобразным итогом его размышлений об античности можно считать имевшую довольно шумный успех картину "Древний ужас", на которой изображалась сцена мировой катастрофы. Один из критиков так объяснял смысл этого таинственного полотна, на котором всеобщему разрушению и хаосу противопоставляется статуя Афродиты с застывшей на устах улыбкой: "Итак, Судьба, предмет древнего ужаса, Судьба-губительница есть именно та богиня любви с ее улыбкой и голубем, которую мы видим на первом плане, торжествующую какое-то нескончаемое утверждение жизни среди гибели влюбленных в нее мужеских сил". "Русские сезоны" Дягилева в Париже - это очень целостные сгармонизированные балетные спектакли, над которыми работало немало людей. В 1909-1914 годах Бакст оформил двенадцать спектаклей дягилевской антрепризы. Как вспоминали современники, "в свое время Париж был подлинно пьян Бакстом", точнее, оформленными им "Клеопатрой", "Нарциссом" и другими спектаклями. Их красочную композицию во многом определяли разноцветные костюмы героев, над которыми Бакст работал вместе с балетмейстером. Открытием нового, экспрессионистического балета можно считать совместную работу Бакста и Вацлава Нижинского - балет К. Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна". Здесь образ строился с помощью сопоставления цветовых пятен. Очень интересно были оформлены и такие романтические балеты, как "Карнавал", "Бабочки", "Видение розы". Сотрудничая с фирмой Пакен и парижскими законодателями мод, Бакст и здесь сумел выразить свое время. В последние годы Бакст работал и во Франции, и в Америке, оформлял спектакли театров "Гранд-опера", "Мишель", труппы Иды Рубинштейн. Выступал и как либреттист. Продолжал писать портреты.
Умер Лев Бакст 27 декабря 1924 года.
Его всегда тревожило будущее русского искусства, на заре XX века он утверждал: "Два течения господствуют в настоящую минуту в искусстве. Одно - раболепно ретроспективное, другое, враждебное ему, футуристическое, горизонты которого далеко впереди, в оценке потомства... Первое течение тянет нас назад, к предкам... второе рушит все старое и готовит почву для будущего искусства, которое будет оценено нашими правнуками... Когда же мы отучимся от этой гибельной манеры пренебрегать, презирать, а главное, не замечать минуту настоящую, сегодняшнюю, которая и есть реальная жизнь".
Автор: Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.
Рубрика: изобразительное искусство, художник, биография
www.art-spb.ru