Сочинение по картине А. К. Саврасова «Просёлок». Картина проселок


Сочинение по картине А. К. Саврасова «Просёлок»

Сочинение по картине А. К. Саврасова «Просёлок»

120

Алексей Кондратьевич Саврасов — выдающийся русский пейзажист, он является основоположником символистского пейзажа настроения в русской жи­вописи. Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 года в Москве. Отец мальчика был небогатым купцом. С раннего детства мальчик интересовался искусством, в подростковом возрасте он даже писал для продажи небольшие пейзажи. Саврасов учился в Московском училище живописи, ваяния, зодчества. Художник создал множество прекрасных картин, также он за­нимался педагогической работой, был руководителем пейзажного класса в московском Училище. Одним из его учеников был известный художник И. И. Леви­тан. Именно он сказал о своём учителе: «Саврасов старался отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем род­ном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».

Очень велика была роль Саврасова в развитии русской пейзажной живописи.

Картина «Просёлок» была написана в 1873 году. Это полотно Алексей Кондратьевич подарил своему другу, художнику Иллариону Прянишникову. Веро­ятно, именно поэтому картину практически никто не видел. Она первый раз появилась на выставке частных коллекций в 1893 году.

Появившись впервые на выставке, картина была высоко оценена общественностью. В одном из журна­лов того времени этот шедевр был охарактеризован как «чуть ли не высшая точка высшей точки в силе поэтической трактовки воздуха у Саврасова».

Картина «Просёлок» не может не привлечь к себе внимания. Здесь можно говорить об удивительной свободе исполнения. Кроме того, произведение отлича­ется многообразной открытой фактурой. Художнику удалось передать реальную жизнь. И это его истинная заслуга.

Красота будничной жизни передана свежестью воздуха, движение облаков, невзрачными деревьями, размытой дорогой. Если внимательно смотреть на картину, становится ясно, насколько мягкие и тёплые краски, которые выбрал художник. Деревья тянутся вверх, сияет небо, трава кажется живой и реальной.

Сначала может показаться, что художник выбрал на редкость простой и не слишком интересный пей­заж. На картине изображена грязная дорога, которую размыл дождь. Старые корявые деревья тянут свои ветви к небу. Дорога уходит вдаль, на горизонте вид­неются поля. Обычный будничный пейзаж. Его нельзя назвать красивым. Облака на небе, освещённые яр­кими лучами солнца, навевают тревожные мысли. В целом картина может вызвать уныние и грусть. Но это только первое впечатление.

На самом деле картина очень интересна. Худож­ник показывает неуловимую красоту этого заурядного пейзажа. Просёлок обладает собственным очарова­нием, неброским, неярким. Не грусть и не уныние вызывает этот вид, он заставляет задуматься о том, сколько истинном красоты можно заметить вокруг, насколько интересна и многогранна реальная жизнь.

Если внимательно смотреть на картину, становится ясно, что совсем недавно прошёл дождь. Лужи и грязь на дороге всегда появляются после дождя. Но пригреет солнышко, и они вскоре высохнут. Небо после дождя становится на редкость ясным и чистым. Густые обла­ка вот-вот исчезнут, и небо будет радовать глаз своей чистотой. Деревья после дождя выглядят по-настоящему счастливыми. Теперь они ожидают тёплых лучей солнца, чтобы стряхнуть с себя сонное оцепенение.

Солнце не заставило себя ждать. Его ласковые лучи освещают весь пейзаж, он начинает сиять осо­быми, яркими красками. Даже придорожные лужи сверкают, и их зеркальный блеск создаёт некоторое ощущение праздничности.

В воздухе разлито умиротворение и спокойствие. Здесь нет ни единой живой души — мы не видим людей и животных. И в этом есть свой смысл. Вечное одиночество и спокойствие природы создаёт особую гармонию.

Пейзаж на картине «Просёлок» был новаторским для русской живописи семидесятых годов XIX столе­тия. Это своего рода застывшее мгновение, которое за­печатлел художник. На картине изображён короткий момент между дождём, который только что прошёл, и солнцем, которое появилось на небе после дождя. Картина выполнена в импрессионистической технике. И к этому произведению как нельзя лучше подходит формула самого Саврасова: «Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько в пейзаж берёзок или елей не сажай, что ни придумывай, а если воздух не напишешь — значит, пейзаж — дрянь… »

На картине «Просёлок» воздух не просто написан, он выглядит на редкость реальным, свежим, чистым. Кажется, что мы сами ощущаем прохладу воздуха после дождя.

Картина словно светится изнутри. Такое впечатле­ние художнику удалось создать благодаря множеству тёплых тонов с разнообразными оттенками, которые переходят друг в друга. Благодаря мастерству ху­дожника обычный просёлок, не слишком красивый и интересный, превращается в художественный образ, яркий и запоминающийся.

На эту картину хочется долго смотреть. И посте­пенно мы замечаем всё новые и новые детали, делаю­щие пейзаж столь занимательным и необычным. Эта картина — настоящий шедевр русской пейзажной жи­вописи. Только настоящий художник может заметить красоту в простой и незаметной будничной жизни.

Здесь искали:
  • сочинение по картине Саврасова проселок
  • сочинение по картине саврасова проселок 7 класс

sochineniye.ru

Сочинение по картине Саврасова Проселок 3, 7 класс описание

Проселок

Очень много за свою жизнь пришлось пережить талантливому русскому художнику – пейзажисту Саврасову Алексею Кондратьевичу. Это и потеря близких ему людей, частые болезни. Но мастер продолжал творить, невзирая ни на какие преграды. Саврасов посвятил свою жизнь искусству. Ему нравилось изображать красоту родного края. Он мог часами бродить проселочными дорогами в поисках именно «того» заветного пейзажа.

Так в 1873 году, художник создает потрясающую картину «Проселок». Но зрителем не может созерцать данное творение, так как Саврасов подарил данное полотно своему давнему лучшему другу И. Прянишникову. Долгое время картину не видели зрители и только спустя сто лет, а именно в 1883 картина попала в свет. Она вызвала фурор у своего зрителя. Художник попал именно в точку, когда выбрал именно этот пейзаж.

На картине изображен обычный летний день после дождя. Тучи на небе еще не разошлись после стихии. Половина неба темная и мрачная с огромными черными тучами, а вторая половина уже светлеет и сквозь небольшие облачка пробиваются прямые лучи солнца.

Алексей Кондратьевич в своем творении изобразил дорогу, которая размыта ливнем. На земле лежит еще не впитавшаяся вода после ливня. Сейчас по такой дороге не проехать и можно застрять. Дорога уходит вправо. Что изображено за углом нам не известно. По правую сторону картины изображен не большой холм. На нем немного зелени.

А по левую сторону, мы видим широко раскинувшийся луг. Он ярко-зеленого цвета. Дождь напоил зелень своими каплями. Теперь трава сочная и чистая. Местами виднеются яркие цветы.

В тот момент можно ощутить необычайные ароматы свежести, которые можно почувствовать только после дождя, когда вода прибьет пыль и воздух будет чистый и свежий. В самом центре картины изображены шесть деревьев посаженных в ряд. Они похоже на плодовые деревья. Возможно это яблони. Их ветви тянутся к солнцу.

Картина наполнена жизнью и энергией. Саврасов мастерски использовал сочетание красок и донес до своего зрителя настроение «жизни и энергии». Когда смотришь на полотно, то хочется дать еще одно название картине, это «Природа после дождя». Но художник выбрал другое название.

Описание настроения картины Проселок

Чувства картины Проселок

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Яблонской Хлеб 5 класс

    Татьяна Николаевна Яблонская, знаменитая художница Советского Союза. Но ее превосходные работы были известны, и за границей от чего художница имела колоссальную популярность в то время. Зрителю очень нравилось лицезреть работы Яблонской

  • Сочинение по картине Богданова-Бельского Виртуоз 6 класс

    Это ироничное название картины, как я понимаю. Не спорю, что мальчик, который играет на балалайке, может хорошо музицировать… Но всё-таки виртуоза представляешь на сцене во фраке. Пусть он юн и хрупок, но все мэтры восхищаются им, устраивают овацию

  • Сочинение по картине Иванова Явление Христа народу

    Одна из самых сложных работ Иванова Александра Андреевича - это полотно «Явление Христа народу». Знаменитый живописец взял за основу в своей картине библейские и мифологические сюжеты.

  • Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи

    Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.

  • Другие

sochinimka.ru

Просёлок (картина) — википедия фото

История

Алексей Саврасов написал картину «Просёлок» в 1873 году. Когда картина была готова, Саврасов не стал посылать её на выставку передвижников, а подарил её своему другу — художнику Иллариону Прянишникову. Только через двадцать лет, в 1893 году, картина была показана на одной из выставок и получила очень хорошие отзывы[3]. В том же 1893 году Илларион Прянишников подарил картину «Просёлок» Третьяковской галерее[1].

Описание

  Картина «Просёлок» на почтовой марке СССР 1971 года

На картине изображена размытая дождём просёлочная дорога, покрытая лужами и грязью. По-видимому, сильный дождь прошёл совсем недавно — небо покрыто тучами, а ветер продолжает трепать деревья (вётлы), стоящие вдоль дороги. Через тучи пробивается солнце, а слева от дороги видна яркая зелень свежей травы[3][4][5].

Картина передаёт чувство тоски и одиночества и отражает сложное психологическое состояние, в котором находился художник в период её создания[4].

Отзывы

Искусствовед Николай Новоуспенский называл картину «Просёлок» «одним из высочайших творений художника» и считал, что она может поспорить по своей художественной силе и содержательности с его наиболее известным полотном «Грачи прилетели»[6]. Далее он писал[6]:

« Живопись «Просёлка» отличается свободой и зрелостью приёмов, тем особым благородством и эмоциональной насыщенностью мазка, которые свойственны только произведениям самого высокого художественного уровня. Именно цветовое решение рождает прежде всего то чувство волнения, которое возникает перед этой картиной у всякого, кто способен отзываться на поэзию художественного образа.» 

Искусствовед Фаина Мальцева называла «Просёлок» «новаторской по живописи и образному строю» картиной и отмечала смелость решения художника, «ограничившего сюжет пейзажа только мотивом размытой дождями просёлочной дороги, типичным для облика заброшенных в глуши селений»[7]. Она писала, что «мы едва ли найдём в творчестве Саврасова другое произведение, которое стало бы подобно „Просёлку“ второй вершиной его искусства после „Грачей“»[7].

Примечания

  1. ↑ 1 2 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — С. 284—285. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  2. ↑ Саврасов Алексей Кондратьевич — Проселок (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 1 марта 2015.
  3. ↑ 1 2 Олег Добровольский. Саврасов. — Москва: Терра — Книжный клуб, 2001. — 301 с. — ISBN 5-300-02986-6.
  4. ↑ 1 2 С. Королёва. Алексей Кондратьевич Саврасов (Великие художники, том 22). — Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда, 2010. — С. 23—28. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-195-3.
  5. ↑ История русского искусства / . — Москва: Изобразительное искусство, 1980. — Т. 2, кн. 1. — С. 39. — 312 с.
  6. ↑ 1 2 Алексей Кондратьевич Саврасов. — Москва: Искусство, 1967. — 134 с.
  7. ↑ 1 2 Алексей Кондратьевич Саврасов. — Ленинград: Художник РСФСР, 1989. — С. 48—50. — 184 с. — (Русские живописцы XIX века).

Ссылки

org-wikipediya.ru

Алексей Кондратьевич Саврасов Проселок: Описание произведения

Картина Алексея Саврасова «Проселок» в полной мере воплотила запрос Павла Третьякова, который жаловался в письме Аполлинарию Горавскому на излишнюю искусственную красивость природы на картинах многих современников: «Дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника». Саврасов показал, как никому до него не удавалось, прелесть неприукрашенного российского пейзажа. И да, поэзия в его лужах безусловно есть.

Картина «Проселок» – это отнюдь не парадный вид. Если пройти сквозь поэтичность и лиризм, которые обусловлены высочайшим мастерством художника, то пейзаж был бы, мягко говоря, не самым радостным. Но у Саврасова он поет, льется и звучит, и «пройти сквозь» его лиризм не удастся. Высочайшее мастерство в том, что ни малейших попыток приукрасить действительность Саврасов не допускает. Размытая дождями дорога могла бы заставить вспомнить об одной из двух бед России. Растекшаяся грязь, лужи занимают первый план. Проселков таких не считано в России. Но когда его пишет Саврасов, мы не о плохой дороге думаем, сердце сжимается от неназываемых, щемящих ощущений. Кстати, об ощущениях. Пейзаж вполне можно трактовать как «импрессионизм по-русски». Разве не о попытке остановить мгновение он, разве не захватывает в водоворот ощущений?

Лужи блестят, словно драгоценные, «хляби дорожные» превращаются в эстетический объект, а небо – о небе Саврасова можно говорить бесконечно, не зря его именовали «царем неба».

«Без воздуха пейзаж – не пейзаж. Сколько в пейзаж березок или елей не сажай, что ни придумывай, а если воздух не напишешь – значит, пейзаж – дрянь», – говорил Саврасов. И здесь снова перекличка с импрессионистами, объявившими воздух полноценным героем живописи, а не фоном.

Художник использовал преимущественно теплые приглушенные тона. Благодаря этому картина словно переливается, источает внутренний, скрытый свет. Теплые цвета уравновешиваются ощущением свежести от изумрудной, омытой дождем травы. Изображен момент после дождя и перед тем, как выглянет солнце. Саврасов вообще мастерски умел показать момент, предшествующий тому, как солнце пробьется сквозь тучи. Саврасов в своих пейзажах не тащит природу в горные выси, он раскрывает в ней – самой обычной, бытовой практически – ее красоту, внутреннюю суть и вневременность.

Художник подарил эту картину своему товарищу-передвижнику Иллариону Прянишникову, и 20 лет она находилась в закрытой коллекции. Публика ее впервые увидела лишь в 1893 году.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Проселок. Описание картины Саврасова

Алексей Саврасов. Проселок. 1873. Холст, масло. 70 x 57. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Искусству Саврасова, самому его отношению к природе присуща своеобразная религиозность. И проявляется она как в изображении монастырей, церквей и колоколен, так и в обычных пейзажах. В самих композиционно-образных принципах саврасовских работ ощущается особая интенсивность его чувства универсальных сил бытия, связи лучшего на земле и в душе человека с небом и льющимся с него светом.

Не случайно столь часто, едва ли не в большинстве работ, Саврасов с удивительным разнообразием — каждый раз по-новому, в неповторимом ключе — выдвигал на первый план выразительнейший художественный образ: чистое отражение, повторение неба в воде. Этот образ мы видим в картине «Проселок», где в луже на размытой дождем дороге блестит пробившийся сквозь тучи луч солнца. Пейзаж на первый взгляд безрадостен, небо пасмурно, голые ветви деревьев тянутся к небу. Но тянутся эти ветви в какой-то надежде, и солнечный луч, пробивающийся сквозь тучи, принимается землей как знак высшей помощи и утешения. Это дает ощущение щемящей тоски по чему-то светлому, возвышенному, нездешнему.

Лучшим работам Саврасова свойственен мотив, сопрягающий высокое и низкое, небесное и земное. Он помогает Саврасову выразить драгоценное чувство единства мира, ощущение поэтической сущности жизни, причастности любого, самого неказистого уголка родных просторов к красоте «божьего творения», к всеобщему бытию, к глубинному смыслу родной природы.

Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров — картине «Радуга». На картине запечатлена деревушка, от которой поднимается вверх тропинка с выложенной по склону лесенкой. Художник вложил в изображение влажного бархата зеленой травы, пробивающегося сквозь тучи солнечного света и нежной, как бы тающей радуги столько любви и поэзии, что обычный деревенский мотив воспринимается как образ некоей «лествицы», приглашающей к духовному восхождению, приобщению к светлым силам «божьего мира».

Источник: http://www.tanais.info/descriptionru.html 

Похожие записи

design-kmv.ru

Просёлок (картина) — Туркмения ВиКи

История

Алексей Саврасов написал картину «Просёлок» в 1873 году. Когда картина была готова, Саврасов не стал посылать её на выставку передвижников, а подарил её своему другу — художнику Иллариону Прянишникову. Только через двадцать лет, в 1893 году, картина была показана на одной из выставок и получила очень хорошие отзывы[3]. В том же 1893 году Илларион Прянишников подарил картину «Просёлок» Третьяковской галерее[1].

Описание

  Картина «Просёлок» на почтовой марке СССР 1971 года

На картине изображена размытая дождём просёлочная дорога, покрытая лужами и грязью. По-видимому, сильный дождь прошёл совсем недавно — небо покрыто тучами, а ветер продолжает трепать деревья (вётлы), стоящие вдоль дороги. Через тучи пробивается солнце, а слева от дороги видна яркая зелень свежей травы[3][4][5].

Картина передаёт чувство тоски и одиночества и отражает сложное психологическое состояние, в котором находился художник в период её создания[4].

Отзывы

Искусствовед Николай Новоуспенский называл картину «Просёлок» «одним из высочайших творений художника» и считал, что она может поспорить по своей художественной силе и содержательности с его наиболее известным полотном «Грачи прилетели»[6]. Далее он писал[6]:

« Живопись «Просёлка» отличается свободой и зрелостью приёмов, тем особым благородством и эмоциональной насыщенностью мазка, которые свойственны только произведениям самого высокого художественного уровня. Именно цветовое решение рождает прежде всего то чувство волнения, которое возникает перед этой картиной у всякого, кто способен отзываться на поэзию художественного образа.» 

Искусствовед Фаина Мальцева называла «Просёлок» «новаторской по живописи и образному строю» картиной и отмечала смелость решения художника, «ограничившего сюжет пейзажа только мотивом размытой дождями просёлочной дороги, типичным для облика заброшенных в глуши селений»[7]. Она писала, что «мы едва ли найдём в творчестве Саврасова другое произведение, которое стало бы подобно „Просёлку“ второй вершиной его искусства после „Грачей“»[7].

Примечания

  1. ↑ 1 2 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — С. 284—285. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  2. ↑ Саврасов Алексей Кондратьевич — Проселок (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 1 марта 2015.
  3. ↑ 1 2 Олег Добровольский. Саврасов. — Москва: Терра — Книжный клуб, 2001. — 301 с. — ISBN 5-300-02986-6.
  4. ↑ 1 2 С. Королёва. Алексей Кондратьевич Саврасов (Великие художники, том 22). — Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда, 2010. — С. 23—28. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-195-3.
  5. ↑ История русского искусства / . — Москва: Изобразительное искусство, 1980. — Т. 2, кн. 1. — С. 39. — 312 с.
  6. ↑ 1 2 Алексей Кондратьевич Саврасов. — Москва: Искусство, 1967. — 134 с.
  7. ↑ 1 2 Алексей Кондратьевич Саврасов. — Ленинград: Художник РСФСР, 1989. — С. 48—50. — 184 с. — (Русские живописцы XIX века).

Ссылки

tm.ru.net

Просёлок (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1873 года

«Просёлок» — картина русского художника Алексея Саврасова (1830—1897), написанная в 1873 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 829). Размер картины — 70 × 57 см[1][2].

История

Алексей Саврасов написал картину «Просёлок» в 1873 году. Когда картина была готова, Саврасов не стал посылать её на выставку передвижников, а подарил её своему другу — художнику Иллариону Прянишникову. Только через двадцать лет, в 1893 году, картина была показана на одной из выставок и получила очень хорошие отзывы[3]. В том же 1893 году Илларион Прянишников подарил картину «Просёлок» Третьяковской галерее[1].

Описание

На картине изображена размытая дождём просёлочная дорога, покрытая лужами и грязью. По-видимому, сильный дождь прошёл совсем недавно — небо покрыто тучами, а ветер продолжает трепать деревья (вётлы), стоящие вдоль дороги. Через тучи пробивается солнце, а слева от дороги видна яркая зелень свежей травы[3][4][5].

Картина передаёт чувство тоски и одиночества и отражает сложное психологическое состояние, в котором находился художник в период её создания[4].

Отзывы

Искусствовед Николай Новоуспенский называл картину «Просёлок» «одним из высочайших творений художника» и считал, что она может поспорить по своей художественной силе и содержательности с его наиболее известным полотном «Грачи прилетели»[6]. Далее он писал[6]:

Живопись «Просёлка» отличается свободой и зрелостью приёмов, тем особым благородством и эмоциональной насыщенностью мазка, которые свойственны только произведениям самого высокого художественного уровня. Именно цветовое решение рождает прежде всего то чувство волнения, которое возникает перед этой картиной у всякого, кто способен отзываться на поэзию художественного образа.

Искусствовед Фаина Мальцева называла «Просёлок» «новаторской по живописи и образному строю» картиной и отмечала смелость решения художника, «ограничившего сюжет пейзажа только мотивом размытой дождями просёлочной дороги, типичным для облика заброшенных в глуши селений»[7]. Она писала, что «мы едва ли найдём в творчестве Саврасова другое произведение, которое стало бы подобно „Просёлку“ второй вершиной его искусства после „Грачей“»[7].

Напишите отзыв о статье "Просёлок (картина)"

Примечания

  1. ↑ 1 2 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — С. 284—285. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  2. ↑ [www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2549 Саврасов Алексей Кондратьевич — Проселок] (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 1 марта 2015.
  3. ↑ 1 2 Олег Добровольский. Саврасов. — Москва: Терра — Книжный клуб, 2001. — 301 с. — ISBN 5-300-02986-6.
  4. ↑ 1 2 С. Королёва. Алексей Кондратьевич Саврасов (Великие художники, том 22). — Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда, 2010. — С. 23—28. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-195-3.
  5. ↑ История русского искусства / М. Г. Неклюдова. — Москва: Изобразительное искусство, 1980. — Т. 2, кн. 1. — С. 39. — 312 с.
  6. ↑ 1 2 Н. Н. Новоуспенский. Алексей Кондратьевич Саврасов. — Москва: Искусство, 1967. — 134 с.
  7. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева. Алексей Кондратьевич Саврасов. — Ленинград: Художник РСФСР, 1989. — С. 48—50. — 184 с. — (Русские живописцы XIX века).

Ссылки

  • [www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2549 «Просёлок»] в базе данных Третьяковской галереи
  • [www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=5224 Саврасов Алексей Кондратьевич — Проселок, 1873] (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 1 марта 2015.

Отрывок, характеризующий Просёлок (картина)

Один солдат поднялся и пошел к пятой роте. – То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет. – О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев. В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев. – Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры. Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки. Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель. Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его. – Что? Не будешь? – насмешливо подмигнув, сказал один солдат, обращаясь к Рамбалю. – Э, дурак! Что врешь нескладно! То то мужик, право, мужик, – послышались с разных сторон упреки пошутившему солдату. Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил: – Oh, nies braves, oh, mes bons, mes bons amis! Voila des hommes! oh, mes braves, mes bons amis! [О молодцы! О мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О мои добрые друзья!] – и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату. Между тем Морель сидел на лучшем месте, окруженный солдатами. Морель, маленький коренастый француз, с воспаленными, слезившимися глазами, обвязанный по бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку. Он, видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, перерывающимся голосом французскую песню. Солдаты держались за бока, глядя на него. – Ну ка, ну ка, научи, как? Я живо перейму. Как?.. – говорил шутник песенник, которого обнимал Морель. Vive Henri Quatre, Vive ce roi vaillanti – [Да здравствует Генрих Четвертый! Да здравствует сей храбрый король! и т. д. (французская песня) ] пропел Морель, подмигивая глазом. Сe diable a quatre… – Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев. – Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже. – Ну, валяй еще, еще! Qui eut le triple talent, De boire, de battre, Et d'etre un vert galant… [Имевший тройной талант, пить, драться и быть любезником…] – A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!.. – Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он. – Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь? – Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то. Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля. – Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет. – Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.

wiki-org.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта