Божественное прикосновение. Павел Эрлих. Картина прикосновение бога
Микеланджело. Сотворение мира. « THE WALL
— Каждый надеется, что в его руках и булыжник обернётся чистым золотом. Напрасная мечта!
— А у меня нет другой мечты! – воскликнул Микеланджело. Он повернулся к отцу: – Лиши меня искусства, и во мне ничего не останется, я буду пуст, как гнилой орех[1].
Для того чтобы посмотреть интерьер Сикстинской капеллы совсем не обязательно ехать в Ватикан. Свою давнюю мечту можно осуществить благодаря визиту в ARTPLAY[2] и виртуальной экскурсии в Сикстинскую капеллу, где можно увидеть фрески Микеланджело Буонаротти. На этой выставке можно за час узнать о том, что собой представляет Высокое возрождение, не вставая с удобного пуфика. Выставка, главным образом, посвящена росписи Сикстинской капеллы: потолка и алтарной стены, которая является одним из прекрасных примеров вершины Ренессанса.

Якопо дель Конте . «Портрет Микеланджело». Источник: www.artita.ru
Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) с детства мечтал стать скульптором, а свой творческий путь начал в раннем подростковом возрасте во Флоренции. Всю жизнь он чувствовал себя больше скульптором, каменотёсом, нежели живописцем. Не то чтобы отец был в восторге от этой идеи, однако рисование сына на школьных уроках привело к тому, что Микеланджело в 12 лет приходит в мастерскую Д. Гирландайо (известный флорентийский художник, писавший фрески). Если обратиться к роману «Муки и радости» о биографии Микеланджело, то можно увидеть следующую реакцию отца на действия сына: «Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником? Опозорить наш род? Ведь за триста лет еще ни один Буонарроти не докатился до того, чтобы зарабатывать на хлеб собственными руками»[3]. На самом деле, род Буонаротти был знатным, хотя и небогатым. В мастерской юный художник помогает с изготовлением материалов для покрытия потолка, неустанно рисует, но при этом понимает, что фрески – это не мечта всей его жизни. Там он усваивает основной принцип, согласно которому нужно уметь готовить и поверхность к покрытию, и краски, и при этом, хорошо рисовать. В обратном случае – нельзя будет сказать подмастерьям, что от них требуется. Однажды он узнаёт о том, что в садах Медичи готовят молодых скульпторов и хочет попасть туда. По воле судьбы Лоренцо Великолепный Медичи спрашивает Гирландайо о лучших учениках, которые могли бы перейти в его сады. Мастер назвал Микеланджело скрепя сердце, потому что не хотел отдавать такого способного ученика. Но тем не менее это случилось.

Отделение света от тьмы
Микеланджело не нравилось, что тесать камень он принялся не сразу (данное ремесло ему доверили спустя год). Это случилось потому, что Лоренцо Великолепный и Бертольдо ди Джованни (итальянский скульптор, назначенный хранителем античных ваяний и заведующим обучением по скульптуре – прим. автора) хотели, чтобы он научился большему. Одной из первых скульптурных работ был Фавн, скопированный с одной из античных скульптур. Лоренцо Медичи оценил мастерство скульптора благодаря тому, что после его замечания о том, что престарелый фавн не мог сохранить свои зубы, Микеланджело удалил их. Благодаря этому шагу Лоренцо пригласил юного скульптора в свой дворец.

Сотворение солнца, луны и планет
Несмотря на то, что Микеланджело – один из титанов Высокого Возрождения (чинквеченто), всю свою жизнь он провёл не как придворный художник в роскоши и признании, а, скорее, как скиталец. Ему приходилось исполнять различные заказы и на живопись, и на скульптуру, и на архитектуру, чем он занимался вплоть до своей кончины. В числе постоянных заказчиков были и знатные семейства, и папы, из-за быстрой смены которых не всегда удавалось закончить заказы, потому что они обязывали заниматься актуальными. Папы хотели, чтобы их имя стало бессмертным благодаря заказам произведений искусства.

Отделение земли от вод
Именно Микеланджело вернул скульптуре право называться одним из видов искусств, потому что до этого скульптуру сравнивали с простым тесанием камня. Безусловно, в XV веке жили талантливые скульпторы, которые создавали ваяния, разительно отличавшиеся от средневековых своим сходством с реальностью. Микеланджело было бы достаточно родиться на сорок лет раньше – «…тогда он мог бы учиться под руководством Гиберти – или тридцать, чтобы попасть в ученики к Донателло; родись он на двенадцать, десять или пять лет раньше, его обучали бы работе по мрамору братья Поллайоло, Верроккио или Лука делла Роббиа»[4]. В своих скульптурах он подчёркивал материал, из которого она сделана, оставляя некоторые фрагменты (например, постаменты) неоттёсанными. Ваяние скульптуры требовало большого физического труда и выдержки, но это только вдохновляло скульптора на работу. Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней.

Сотворение Адама
«Ваяние скульптуры требовало большого физического труда и выдержки, но это только вдохновляло скульптора на работу. Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней»
Его достижения заключаются, во-первых, в виртуозной технике ваяния, что скульптура, кажется, вдохнёт воздух, встанет и пойдёт. Во-вторых, художник выделялял в потоке идей сюжеты, которые он переосмысливал и показывал в другом свете. Одним из таких примеров является Пьета (Оплакивание Христа), установленная в храме Святого Петра без торжественного открытия. Эта скульптура показывает конец жизни Христа: его мёртвое тело лежит на руках у матери, которая изображается молодой даже спустя 33 года. Это единственная скульптура, на которой есть подпись мастера «Микеланджело Буонаротти, флорентиец, создал это», по легенде поставленная после подслушанного разговора между двумя ломбардцами и их мыслей о том, что это ваял Гоббо из Милана.

Сотворение Евы
Другим примером является Давид, который существенно отличается от Давида Вероккьо и Донателло не только по размеру статуи, но и по материалу, по эмоциям, которые испытывает пастух Давид перед битвой с Голиафом. Более того, они изобразили Давида после битвы с Голиафом в отличие от Микеланджело, изобразившего его перед битвой. На такой серьёзный шаг мог решиться только мужчина, а не подросток, одно это решение делает Давида более взрослым и смелым. Флорентийцы высоко оценили это произведение искусства и установили его на площади перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где проходили религиозные и светские мероприятия[5], хотя первоначально предполагалось, что Давид украсит основной флорентийский собор – Санта-Мария дель Фьоре[6]. Кстати говоря, флорентийцы считали, что Давид олицетворяет Флоренцию: небольшой город противостоит разным угрозам, сохраняя независимость.

Давид. Источник: jaimetrabuchelli.com
Микеланджело считал делом жизни могилу Юлия II, в которой должно было быть около сорока мраморных фигур, расположившихся на трех ярусах в церкви. К сожалению, идее не суждено было воплотиться в полной мере потому, что папа решил, что это слишком дорогой и долгосрочный проект. Из задуманного удалось сделать скульптуру Моисея, нескольких рабов, фигуру самого Юлия. Папа Юлий II переключид внимание художника с гробницы на роспись потолка Сикстинской капеллы. Центральное место на плафоне капеллы занимают три смысловых триады из Ветхого Завета:
- о сотворении мира: «Отделение света от тьмы», «Сотворение солнца, луны и планет», «Отделение земли от вод». Интересно, что вместо ультрамариновых одеяний был использован красновато-лиловый цвет из-за недостаточного бюджета, выделенного Юлием II.
- о сотворении первых людей и грехе: «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Изгнании из рая».
- цикл о Ное: «Опьянение Ноя», «Всемирный потоп», «Жертвоприношение Ноя».

Искушение Евы Змеем и Изгнание Адама и Евы из рая
За 4 года он расплатился своим здоровьем, так как приходилось работать на лесах, лёжа на спине. Он начал работу с последней триады. Там можно увидеть многофигурную композицию. По окончании работы над тремя фресками, художник убедил Папу убрать леса и посмотреть, что получилось. В итоге Микеланджело увидел, что нагромождение фигур усложняет восприятие, поэтому другие две триады существенно отличаются от первой по количеству людей и колориту. Пропорции тела, эмоции, техника живописи имеют своё лучшее проявление.

Опьянение Ноя
Микеланджело любил делать зарисовки с крестьян потому, что они обладали мускулистым и жилистым телом. По мнению художника, мужское тело являлось более совершенным по сравнению с женским. Ради освоения пропорций Микеланджело не брезговал вскрытием трупов для того, чтобы детально изучить строение тела, мышц, внутренних органов. И даже смертная казнь за такие деяния его не останавливала, как впрочем и Леонардо да Винчи. Художник возвращается в капеллу спустя двадцать пять лет, чтобы написать ещё одно грандиозное творение – Страшный суд, располагающийся на алтарной стене.

Всемирный потоп
«Ради освоения пропорций Микеланджело не брезговал вскрытием трупов для того, чтобы детально изучить строение тела, мышц, внутренних органов»

Жертвоприношение Ноя
Считается, что творения Микеланджело (особенно роспись персонажей потолка и алтарной стены Сикстинской капеллы) нельзя было превзойти по технике, так как пик в живописи уже был достигнут – мышцы тела подробнейшим образом прописаны с учётом освещения, эмоции сильны и накалены. Мастерство знаменитого художника и скульптора по сей день вызывает восхищение, поэтому непременно используйте возможность приобщиться к прекрасному – будь то поездка в Италию или посещение интеракативной выставки в ARTPLAY.

Страшный суд
Автор: Наталья Белова
Источник фотографий: http://gallerix.ru
[1] И. Стоун. Муки и радости. М.: «Художественная литература», 1985. С. 27.
[2] http://www.greatmichelangelo.com
[3] И. Стоун. Муки и радости. М.: «Художественная литература», 1985. С. 25.
[4] И. Стоун. Муки и радости. М.: «Художественная литература», 1985.С. 52.
[5] Р. Ормистон. Микеланджело. Жизнь и творчество в 500 картинах. М.: Эксмо, 2013. С. 35.
[6] Там же. С. 34.
Социальные сети
thewallmagazine.ru
Библейское осязание: как прикасается Бог и как прикасается человек
- Духовное прикосновение
Еще Аристотель писал: «В других чувствах человек уступает многим животным, а что касается осязания, то он далеко превосходит их в тонкости этого чувства. Именно поэтому человек самое разумное из всех живых существ».
Но все-таки мы говорим не о таком прикосновении, то есть не о физическом прикосновении. Мы говорим о прикосновении к Богу, Свету, Слову, Истине.
Французский богослов Владимир Лосский так пишет о прикосновении к Богу:
«Искать богопознания означает искать блаженства. Поэтому, если тварный ум и остается совершенно неспособным к постижению Бога в том, что Он есть, он тем не менее обретает великую усладу, когда он Богу каким-то образом соприкасается, Его достигает. Слово attingere обретает здесь значение «прикосновения».
А далее он приводит цитату из блаженного Августина:
«Кто же очами сердца постигает Бога? Достаточно, чтобы коснуться, если чисто око. Если же касается, то касается неким бестелесным и духовным прикосновением, если притом чист, всего, однако, не постигает» (Святой Августин «О Троице»).
Итак, мы говорим прежде всего о прикосновении бестелесном и духовном. В Библии можно прочесть множество стихов, в которых так или иначе описывается прикосновение к Богу или божественному, но нужно понимать, что прикоснуться физически к трансцендентному нам Создателю невозможно для нас. Лишь для Него одного все возможно. Человек же может рассчитывать на прикосновение духовное и бестелесное.
В чем же особенность этого прикосновения?
- Встреча двух и прикосновение Бога
«Касание есть всегда акт встречный, это пребывание на той границе, которая разделяет и одновременно соединяет двоих, и которая в силу своей пограничности не может принадлежать только одному» (Михаил Эпштейн «Философия тела»).
Духовное прикосновение требует двух участников. Если от Света можно оградиться и от Слова тоже, то от прикосновения – невозможно. Прикосновение — это всегда двое. В случае с духовным прикосновением в Писании, эти двое — Бог и человек.
Прикосновение Бога проявляется полностью тогда, когда у человека есть вера. Наилучшим образом это показывает нам Евангелие от Марка:
«Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истратила всё, что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла в еще худшее состояние, услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: «Если хоть к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». И тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обернулся в народе и сказал: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Ученики сказали Ему: «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: „Кто прикоснулся ко Мне?“» Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с ней произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: «Дочь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей». Когда Он еще говорил это, приходят от начальника синагоги и говорят: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?» (Евангелие от Марка 5: 25-34)
Лишь одним касанием исцелилась женщина, потому что у нее была вера.
Об этом же свидетельствует нам один из эпизодов с исцелением, описанное в Евангелии от Луки:
«Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: «Господи! Если хочешь, можешь меня очистить». Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: «Хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него» (Лк 5:12-13).
Когда человек верует абсолютно, когда он подчинен Истине и желает ее познания, прикосновение Бога служит тем самым живительным исцелением, которое способно выдернуть его из греха, из тьмы, слепоты, глухоты, любой духовной болезни.
- Рука Бога
Символ прикосновения – это зачастую рука. Именно рука Бога чаще всего фигурирует в Библии, как инструмент, которым Господь прикасается к своему творению, благоволит ему, исцеляет его, а когда нужно – наказывает. И когда следует наказание – рука Господа тяжела:
1Цар 5:6 ...И отяготела рука Господня над Азотянами…
1Цар 5:7 …ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога нашего…
1Цар 5:9 …была рука Господа на городе – ужас весьма великий…
1Цар 5:11 …весьма отяготела рука Божия на них…
Рука Его сильна:
«Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!» (Псалмы 88:14)
Последствия прикосновение Бога к творению велики и неподвластны пониманию человека:
«Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли – и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она, как река, и опустится, как река египетская» (Ам. 9:5).
Но важно помнить, что та же самая рука Господа может быть не только сильной, властной, но и любящей и нежной. Тогда прикосновение несет собой мир, благодать, свет и любовь:
«Левая рука его у меня под головой, а правая обнимает меня» (Песн. 2:6).
- Стремление к прикосновению
Человек стремится к этому прикосновению:
«В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения» (Псалмы 76:3).
А если не стремится – то должен, ведь он призван к этому Христом. И по милости Божьей возможность для этого есть всегда, ведь точно так же, как и Свет и Слово, рука Господа – повсюду, она простерта на все народы:
«Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, ибо Господь Саваоф определил – и кто может отменить это? Рука Его простерта – и кто отвратит ее?» (Ис. 14:26-27)
Божественное прикосновение лечит от греха, очищает человеческую душу от скверны:
«Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника; и коснулся уст моих, и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен»» (Ис. 6:6-7).
Но также оно служит часто для любящей острастки, чтобы человек не впадал в искушение и соблазн, но понимал, кто он и к чему призван. Так Христос прикасается к трем своим ученикам после открытого им видения с пророками Моисеем и Илией, чтобы вынуть их из мира будущего в мир сегодняшний:
«И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При этом Петр сказал Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда он еще говорил, вот, облако светлое осенило их; и вот, голос из облака говорящий: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь» (Мф 17:3-7).
- Прикосновение как союз
Когда Господь протягивает человеку свою руку, Он желает заключить с человеком союз:
«Подать десницу [руку] означает заключить мир, союз» (1 Мак.)
Как пишет об этом философ Эпштейн: «Издревле прикосновение составляло чувственную основу магии и самых священных символических действий — клятвы, присяги. Отсюда корневое родство слов «осязание» и «присяга»: оба происходят от праславянского «сягати» (касаться, доставать). Присяга, собственно, и означала прикосновение к предмету клятвы — земле, крови, телу, знамени и т. д. Да и сегодня глава государства, вступая в должность, приносит присягу, кладя руку на текст Священного Писания или Конституции. Прикосновением к Писанию или Закону освящается и сам акт создания нового государства, провозглашения новой нации» (Михаил Эпштейн «Хаптика. Человек осязающий»).
В Сравнительном словаре мифологической символики Маковского также читаем: «Прикосновение, а также возложение (жертвоприношение) были наиболее типичными формами клятвы и проклятия. (…) Вполне возможно допустить соотношение рус. глаголов «класть» и «клясть». Типологически ср.: праформа *pri-sega «клятва» буквально означает касание рукой…» (Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996, с. 187).
Прикосновение – это избрание Богом человека для следования по пути Христа.
- Прикосновение – милость и дар
Прикосновение также – что очень важно – символизирует бесконечную милость и любовь Бога к человеку. Человек может отказываться видеть Свет. Он может сопротивляться Слову Бога, закрывать от него свои уши. Он волен стать слепым и глухим. Но даже тогда Бог не оставляет человека. Об этом прекрасно говорит нам эпизод с исцелением глухонемого, о котором мы читаем у апостола Марка (Мр 7:35). Иисус вкладывает глухонемому пальцы в уши. Почему? Господь все ведает. Он знает, что человек глух и не может услышать Его Слово. Но Христос все равно позволяет человеку исцелиться, обрести истину. Для этого Христос прикасается к человеку.
Бог знает, что у этого человека нет веры, по крайней мере нет никакого понимания Истины. Он знает это, но все равно делает шаг навстречу, призывает его к себе и дарует исцеление прикосновением, то есть тем способом, на восприятие которого этот конкретный грешник еще способен.
В этой притче прекрасно также и то, что человек – нем. Не обладая истиной, он не может ответить на призыв Христа. Он не умеет говорить с Богом. Поэтому Христос сначала отверзает ему уши, то есть дарует Истину своим прикосновением, а потом уже дарует ему способность возблагодарить Бога за этот дар и эту милость, дает ему возможность ответить на призыв Христа.
За прикосновением всегда следует ответ человека. Господь ждет от него этого ответа. Как и в случае со зрением и слухом, прикосновение служит первой ступенью в общении человека с Богом. Бог дарует ему Истину, все что после этого – ответное служение человека Христу, пребывающее в постоянном Свете Истины, в ее Слове.
- Не прикасайся ко мне
Лишь один раз Господь говорит человеку напрямую: «Не прикасайся ко мне». И тут тоже речь идет о духовном понимании прикосновения. Эти слова Христос Воскресший говорит Марии Магдалине. Почему же Он говорит ей «не прикасайся», а потом позволяет прикоснуться к ранам Своим апостолу Фоме?
Для того чтобы ответить на этот вопрос прочитаем отрывок полностью:
«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17).
Мария хочет прикоснуться к мертвому человеку! Она мыслит еще категориями земной жизни. Христос же соединяется с Отцом. Прикосновение к Христу может состоятся не для сожаления человека о смерти, не для эмоционального переживания, но лишь для утверждения веры. Именно поэтому апостолу Фоме Христос предлагает вложить руки в Свои раны, ведь это послужит его утверждению в вере.
Так и духовное осязание в повседневной жизни призвано утверждать человека в вере. И не стоит принижать это великое, дарованное Богом, чувство. Как сказал современный английский философ Мэттью Рэтклифф: «Человек, лишенный зрения или слуха, обитает в эмпирически ином мире, но без осязания у человека не будет никакого мира вообще» (Ratcliffe M. Touch and the sense of reality // The Hand: An Organ of the Mind / Ed. by Z. Radman. Cambridge, Mass.: MIT Press).
Николай Сыров
Изображение: Pinterest
Больше интересного:
xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai
серия картин от Джудит Браун / Современное искусство / Культ / МодноНемодно.ру
Картины можно писать не только с помощью кисти или карандаша
Американская художница Джудит Энн Браун считает, что картины не обязательно писать лишь кистью или карандашами, ведь для создания настоящего шедевра можно обойтись и без них. Если же у кого-то возникают на этот счет сомнения, Джудит погружает руки в древесный угль и проводит по холсту кончиками пальцев. Казалось бы как все просто. Но зато как это выглядит легко и красиво!
Для создания своих шедевров Джудит использует древесный уголь...
… а в качестве инструмента кончики пальцев
Эта оригинальная серия картин получила название «Fingerings», что в переводе означает «прикосновение пальцев». Кое-какие детали художница рисует одной рукой, но в некоторых случаях, к примеру, когда нужно нарисовать что-нибудь симметричное или на большом холсте, то в ход идут обе руки одновременно. Сама Джудит говорит о своих картинах, что это воплощение ее жестов, своеобразный язык тела.
Получаются настоящие шедевры
Тяжело поверить, что картина написана просто пальцами
Особую роль играет сложность узоров
В работе
Свои рисунки художница называет "аппликатурой"
Родилась художница в 1947 году в Олбани на северо-востоке США. Сегодня она живет и работает над своими творениями в городе Нью-Йорк. Кроме картин, написанных древесным углем, Джудит увлекается карандашными рисунками и пастелью. Ее работам свойственна абстракция и симметрия. Очень часто Энн Браун использует квадратный холст. Групповые и персональные выставки картин художницы проходят в Штатах, Англии, Испании, Германии и других странах.
Очень часто в картинах Энн Браун присутсвует симметрия...
… и абстракционизм
Горячий розовый
Лимон
Джудит Браун
monemo.ru
Божественное прикосновение. Павел Эрлих | Православие.фм
Сейчас много спорят о Церкви, о вере, о Библии. Много спорят о религиозных течениях и не могут найти компромиссов. Почему […]
Сейчас много спорят о Церкви, о вере, о Библии. Много спорят о религиозных течениях и не могут найти компромиссов. Почему так происходит?
Всё очень просто: все подобные вопросы являются второстепенными. А что же тогда первостепенно?
Первостепенным является призывание Бога. Он сперва неизвестен, Он сперва не ясен, поначалу нет мыслей ни о Церкви, ни о вере, ни о священных текстах, ни о крещении, поначалу нет никого и ничего, кроме твоей жалкой, пустой жизни и неимоверного желания услышать в этом вакууме бессмысленного существования Божий отзыв.
Есть только одно — слёзный крик в душе: «Бог, приди ко мне, пожалуйста! Я потерялся! Если ты есть, пожалуйста, услышь меня! Погибаю!».
И вся суета пуста. И возникает ощущение, что если Он тебе не ответит прямо сейчас, то всё… абсолютно всё бессмысленно.
И знаешь, что происходит? Он отвечает. Утешает так, как будто утоляет твою жажду. Ты как будто пьёшь странный покой с самых небес. И затем начинается очень частая слёзная молитва. И после этого теряешь голову, как от любви. А в голове звучит просьба: «Бог мой, отныне не оставляй меня!».
Этот опыт лично я называю Божиим прикосновением. Именно опыт пробуждения Богом веры в человеке и является первым шагом в религиозной жизни. Если такого опыта не приобрёл человек, если не почувствовал в себе отзыв Божий на слёзную просьбу, то, лично я считаю, нет смысла говорить о вере вообще.
Представь себе, что ты терял голову от любви. Ты был окрылён. И пытаешься передать это словами товарищу, который никогда не любил. Он живёт с женщиной, но не любил вообще никогда. И она его никогда не любила. Они просто живут… просто так… Для него все твои слова — бред. Для него любви просто нет. А для тебя — есть. Так же и вера. Кто не знает прикосновений Божиих, тот никогда не поймёт верующего человека. Для него вера и любовь навсегда останутся просто психологическими и химическими реакциями организма, а совесть — выдумкой Ф. М. Достоевского. И, на мой взгляд, это сродни инвалидности. Представь себе, прожить десятилетия и не потерять головы от взаимной любви. Что может быть бессмысленней?
И прежде чем рассуждать о Церкви, о вере, о Библии, о религиозных течениях, необходимо отдавать себе отчёт в том, что это всё второстепенно. Если нет в твоей жизни Живого Бога, если не начал ты живого общения с Ним, то тебе всё равно, где какая церковь, где какая книга и кто как верит. Ты просто не сможешь различить оригинал и копию. И придёшь к выводу, что «везде одно и то же».
А когда Бог вошёл в твою жизнь, то Он тебя ведёт. Ты не сам идёшь. Ты просто поражаешься происходящим вокруг чудесам и с нетерпением спрашиваешь Его: «Господи, а что дальше?» — и оказываешься в нужном месте в нужное время. И в итоге оказываешься именно в Его Церкви, потому что ты не сам пришёл. А Он привёл тебя. И только тогда начинаешь отличать оригинал от копии, полную жизнь от пустой. Любовь от зла.
Не ищи правды сам, а зови Бога. Он придёт и даст тебе все необходимые аргументы, чудеса и свидетельства. Призовёшь Живого Бога — и Он Сам приведёт тебя в Церковь.
Сам ты правды никогда не найдёшь.
Тот, кого коснулся Бог, не скажет: «Бог у меня в душе», — потому что отчётливо чувствует, что на протяжении многих лет Живого Бога не знал, не призывал и не искал, а знал лишь какую-то самоизмышленную абстракцию. Точно так же и тот, кто взаимно полюбил, ясно понимает, что вся его прежняя жизнь — никому не нужный кусок холодного гранита.
Вконтакте
Одноклассники
LiveJournal
Google+
Похожие статьи
pravoslavie.fm