Дали и Данте: Ад под солнцем Средиземноморья. Данте алигьери картины
Италия: по местам Данте Алигьери
Во время моего первого посещения Равенны, гид Джакомо, владеющий русским языком, к слову, лучше многих россиян, назвал Данте Алигьери «итальянским Пушкиным».
В его словах есть соль, дело в том, что во-многом именно благодаря автору «Божественной комедии» итальянский стал полноценным языком, а не набором диалектов, ведь не кто иной, как Данте в далеком 1306 году создал научный труд «О народном красноречии», который стал первым в Европе полноценным исследованием романских языков.
Генри Холидей, картина «Данте и Беатриче»
И хотя, понятное дело, современные итальянские школьники, изучающие путешествие Данте по кругам Ада и ступеням Чистилища в компании верного экскурсовода Вергилия, не могут читать «Божественную комедию» без поясняющих сносок, литературный авторитет Данте в Италии обсуждению не подлежит. В отличие от того же Невзорова, публично заявляющего, что вся классика русской литературы бесполезна, ибо безбожно устарела, итальянцы к творениям Данте относятся с самым искренним почтением. В сегодняшнем обзоре — главные дантовские места Италии.
ФЛОРЕНЦИЯ: ДОМ ДАНТЕ И ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРГАРИТЫ ДЕ ЧЕРКИ
Найти дом Данте во Флоренции проще простого, указатели с надписями Casa di Dante встречаются в каждом втором переулке близ собора Санта-Мария-дель-Фиорре.
На фото: Флоренция — родной город Данте
К сожалению, воскликнуть: «Я вижу дом, где Ленин Данте рос», — будет не совсем правильным. Дело в том, что на этом месте действительно раньше находился дом, принадлежащий семье Алигьери, где в июне 1265-го года появился на свет будущий создатель «Божественной комедии», но время не щадит ничего (даже дома великих итальянских поэтов), так что от оригинальной Casa di Dante сегодня камня на камне не осталось.
На фото: дом Данте
Современное здание дома было возведено лишь в первом десятилетии двадцатого века, но и изнутри, и снаружи оно кажется достоверным воплощением архитектуры позднего Средневековья.
Экспозиция внутри довольно скромная: есть комната «как у Данте», есть одежда в стиле Данте (само-собой неоригинальная), есть уголок с минзурками, колбами и прочими орудиями труда алхимиков — Алигьери увлекался этой благородной наукой.
На фото: инструменты алхимика в доме-музее Данте
А еще в доме размещены прелюбопытные иллюстрации, демонстрирующие как современники Данте представляли себе рай, чистилище и ад, рассматривать их — крайне занимательное занятие. Многое сразу же становится понятным.
На фото: схема строения ада в доме-музее Данте
На фото: мучения грешников в аду, картина в доме-музее Данте
Церковь Святой Маргариты дей Черки (Chiesa di Santa Margherita dei Cerchi), где Данте венчался со своей женой Джеммой Донати, — еще одно обязательное место паломничества всех любителей итальянского Ренессанса. Правда, сама церковь была возведена задолго до эпохи Возрождения, в 1032 году, то есть в самый разгар мрачного Средневековья.
На фото: Церковь Святой Маргариты дей Черки
Поклонники Данте не любят вспоминать о том, что в ее каменных стенах итальянский поэт венчался со своей нелюбимой супругой, и почему-то наивно полагают, что в этой церкви Данте впервые встретил любовь всей своей жизни — Беатриче Портинари. Это, между прочим, полная неправда, по свидетельству самого же Данте, в первый раз он увидел свою Прекрасную даму в возрасте девяти лет на семейном празднике в доме ее отца.
На фото: Данте Габриэль Россетти, картина «Встреча Данте и Беатриче на свадебном пиру»
А вот бракосочетание Беатриче с ее супругом действительно состоялось в церкви Святой Маргариты, да и вечный покой возлюбленная Данте обрела под каменными сводами этой старинной флорентийской церкви: скончалась Беатриче в возрасте очень молодом даже по меркам Ренессанса, ей было всего в 24 года. Вот уже много лет существует традиция — девушки и юноши оставляют на могильной плите Беатриче Портинари записки с самыми сокровенными просьбами.
На фото: надгробная плита Беатриче с записками
Злая насмешка судьбы, но и законная супруга Данте, Джемма Донати тоже похоронена в Santa Margherita dei Cerchi, правда, местонахождение ее могилы историками не установлено.
На фото: внутреннее убранство церкви Святой Маргариты очень скромное
А еще в церкви часто проходят выставки детского рисунка, посвященные жизни Данте. Стоит заметить, иногда сюжеты творческих работ подрастающего поколения прямо-таки фантасмагоричны, так в 2011 году в церкви Святой Маргариты я увидела детскую картину на тему «Данте и Пиноккио».
На фото: выставка детского рисунка в церкви, на картинах Данте иногда встречает даже Пиноккио
После того, как Флоренцию захватили войска Карла Валуа, и власть в республике полностью перешла в руки политических противников Данте «черных гвельфов», Алигьери в 1302 году вместе с другими умеренными представителями партии «белых гвельфов» был изгнан из родного города. Больше во Флоренцию он так не вернулся.
В годы изгнания Данте успел пожить в Болонии, Луниджьяне, Казентино и даже провел год в Париже, однако дольше всего создатель «Божественной комедии» задержался в Вероне, где нашел приют у подесты города Кана Гранде I делла Скала — самого могущественного представителя рода Скалиггеров.
На фото: панорама Вероны
Кан Гранде I делла Скала был просвещенным правителем, во времена его владычества Вероной тут находили приют многие отвергнутые художники и поэты, так что Данте оказался, выражаясь современным языком, в свой стихии, недаром же третью часть «Божественной комедии» Данте посвятил именно Кану Гранде делла Скала.
На фото: замок Скалиггеров в Вероне
Проживал флорентийский изгнанник во дворце Подеста, то есть в том же палаццо, что и представители правящей династии Скалиггеров. Сегодня в центре площади Синьории напротив дворца Подеста установлен памятник Данте, создатель «Божественной комедии» печально взирает с высокого пьедестала на позирующих на его фоне туристов.
На фото: памятник Данте в Вероне напротив дворца Подесты
Еще одно дантовское место в Вероне — знаменитая Арена ди Верона. Дело в том, что во времена Ренессанса на ее сцене не выступали (как сегодня) оперные дивы, Скалиггеры использовали колизей для проведения массовых казней, зачастую для сожжения еретиков.
На фото: Арена ди Верона
На одной из публичных казней присутствовал и Данте, впечатления от посещения сего «мероприятия» он описал в «Божественной комедии».
РАВЕННА. ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ ДАНТЕ
«Божественную комедию» Данте заканчивал уже в Равенне — итальянском городке в провинции Эмилия-Романья, где поэту дал прибежище сеньор города Гвидо да Полента.
На фото: улочка Равенны
Говорят, в последние годы к Данте приезжали его дети, а вот супругу Джемму Данте в Равенну так и не пригласил. Закончена «Божественная комедия» была летом 1321 года, а 14 сентября этого же года величайшего итальянского поэта не стало.
На фото: башня в Равенне
Данте до конца своих дней не мог полностью игнорировать политику и осенью 1321 года отправился в Венецию, дабы убедить могущественных венецианцев не нападать на Равенну. Увы, это ему не удалось, а на обратной дороге Алигьери заболел малярией, которая за несколько дней убила поэта. В Равенне Данте хоронили с великими почетями, подеста города Гвидо да Полента, бывший другом поэта, собственноручно возложил на чело покойного лавровый венок.
На фото: гробница Данте в Равенне
Гробница Данте, которую сегодня посещают все гости Равенны, была возведена на месте захоронения поэта лишь в 1486 году, то есть более чем через сто лет после кончины Алигьери.
На фото: гробница Данте в Равенне
Несколько десятилетий спустя смерти поэта правители Флоренции внезапно осознали, кого они потеряли, и принялись просить Равенну передать им прах Данте. Равенна на все просьбы неизменно отвечала отказом, однако, в память о родном городе Данте в гробнице поэта денно и нощно горит лампада с флорентийским маслом.
На фото: Флоренция — родной город Данте
Раз в год в сентябре, в месяц, именуемый «месяцем Данте», масло для поминальной лампады привозят в Равенну из любимой поэтом Флоренции, города, куда ему так и не суждено было вернуться.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Поделиться с друзьями
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]
Вам также может понравиться
prevnextс нами в pinterest
trip-point.ru
Дали и Данте: Ад под солнцем Средиземноморья
Сальвадор Дали. «Черный дьявол. Ад. Песнь 21». Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери. 1959–1963. Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
Графические листы к «Божественной комедии», показываемые в Музее Фаберже начиная с 1 апреля, датированы 1958–1963 годами, и это не просто одна из самых больших работ Сальвадора Дали в жанре «книга художника». Может быть, именно поэтому, в отличие от иллюстраций к другим великим книгам, серию к «Божественной комедии» показывают целиком, не пропустив ни одного звена? Данте Алигьери вместе с другими творцами Раннего Возрождения входил в пантеон сюрреалистов и самого Дали, прежде всего как лучший и самый известный пример столь ценимого ими визионерства.
Приключения испанца в Италии
«Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!» — эти слова Сальвадора Дали в «Дневнике одного гения» датированы маем 1956 года. Работы, созданные художником в начале 1950-х годов по заказу итальянского правительства для издания «Божественной комедии» к 700-летию Данте, были восприняты в Италии крайне негативно. В прессе Дали припоминалось все, от сюрреалистского прошлого до фашистских симпатий, а главное — испанец не должен касаться основополагающего для итальянской нации литературного памятника, к тому же на государственные деньги. Проект прервался, но желание воплотить его в реальность уже не оставляло Дали.
«Божественная комедия» была далеко не первым его опытом в книжной графике. Целенаправленно к иллюстрации художник впервые обратился в 1934 году, когда вышло новое издание поэмы Лотреамона «Песни Мальдорора». В 1948 году, вернувшись из Америки, Дали иллюстрирует жизнеописание Бенвенуто Челлини (эти работы также представлены на выставке), а в 1956 году им были сделаны литографии к «Дон Кихоту».
На открытии выставки «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в петербургском Музее Фаберже
В результате «Божественная комедия» выходит в парижском издательстве Les Heures Claires в шести томах. Было выпущено 2,9 тыс. экземпляров, а также 100 нумерованных с пагинацией римскими цифрами и 44 на японской бумаге. Все они были отпечатаны в веронской типографии Stamperia Valdonega.
Рисунки Дали были сделаны акварелью, гуашью и пером, а затем переведены в печатную технику. Сохранить все художественные особенности оригинала удалось благодаря использованию цветной ксилографии — так же, как это делалось в знаменитых японских гравюрах. Каждый рисунок Дали воспроизводился последовательными оттисками с отдельных печатных форм числом от 20 до 37, за счет чего переданы все оттенки цвета. В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3,5 тыс. досок, которые были уничтожены после печати тиража.
Мимо букв
Верный своей манере Дали не следует за текстом «Божественной комедии», но в описаниях ада, чистилища и рая его больше всего привлекает фантастическое. Отреагировав в конце 1930-х годов на общий поворот в сторону классики, художник все же сохранил верность сюрреалистической образности и не оставил до конца принесшие ему известность приемы. И здесь он опять пользуется сюрреалистическим словарем, к созданию которого приложил руку.
Как всегда, сам мэтр лучше всего объяснит свое искусство. Весной 1960 года перед открытием парижской выставки, на которой был представлен цикл иллюстраций к «Божественной комедии», он выводит в «Дневнике одного гения»: «Когда меня спрашивают, почему я в таких нарочито светлых тонах изобразил ад, отвечаю, что романтизм совершил низость, убедив весь свет, будто ад черен, как угольные копи Гюстава Доре, и там ничего не видать. Все это вздор. Дантовский ад освещен солнцем и медом Средиземноморья, вот почему ужасы моих иллюстраций так аналитичны и суперстуденисты на вид, ведь у них ангельский коэффициент вязкости. На моих иллюстрациях можно впервые при ярком свете наблюдать пищеварительную суперэстетику двух существ, взаимно пожирающих друг друга. Это безумный день, исполненный мистической, аммиачной радости. Мне хотелось, чтобы мои иллюстрации к Данте получились словно легкие следы сырости на божественном сыре. Вот откуда эти пестрые разводы, напоминающие крылья бабочки».
Иллюстрации к «Божественной комедии» на выставке «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в петербургском Музее Фаберже
Изображая Данте, чей профиль узнаваем со времен портрета, созданного Боттичелли через полтора века после смерти поэта, Дали изображает самого себя, а в образе Беатриче — обожаемую им Галу. Как он выразился в том же дневнике, «продолжая потомственную линию греков, Дали лишь тогда доволен собой, когда ему удается из тоски пространства и времени и квантованных волнений души делать сыр! И сыр мистический, божественный!»
«Божественная комедия» справедливо считается одной из вершин художественной карьеры Сальвадора Дали и шедевром книгопечатного искусства. В 2008 году на аукционе Christie’s в Лондоне экземпляр книги был продан за £10 тыс., превысив эстимейт в два раза.
Для Дали, увидевшего рай и ад глазами Данте, было естественно установить еще более короткое знакомство с их создателем — вслед за «Божественной комедией» в 1963–1964 годах он берется за иллюстрирование Библии.
www.theartnewspaper.ru
Данте Алигьери
Данте Алигьери (Dante Alighieri) (1265–1321) поэт, литературовед, богослов и политический деятель эпохи Возрождения. Но в историю мировой литературы он вошёл как автор монументального эпического труда — «La divina commedia» («Божественная комедия»), отразившего взгляд с точки зрения христианской морали на бренную и короткую человеческую жизнь.
Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка. Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды, а позднее и его сын, а затем и внук – всем известный Данте Алигьери.
Родители смогли оплатить обучение Данте в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения.
Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Место, где учился Данте, не известно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени.
Представление о юности поэта даёт его автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (La vita nuova, 1293), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290.
Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя её с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.
В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за независимость Флоренции от папы) и чёрными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов.
В 1295–1296 он несколько раз призывался на государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего совета приоров — эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста.
Осенью того же года Данте вошёл в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла власть в городе перешла к чёрным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорён к изгнанию по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию. Джемма Донати, женщина на которой Данте женился по политическим причинам уже после смерти Беатриче, осталась в городе с его детьми, блюдя остатки отцовского достояния.
В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким письмом к правителям и народам Италии, призывая поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе, он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору.
Вероятно, в это же время он написал трактат «О монархии» (De monarchia, 1312–1313). Однако в августе 1313, после неудачной трёхлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил ещё с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.
На некоторое время Данте нашёл убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил заключительную часть Божественной Комедии — Рай.
С 1316—1317 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, создавались песни Рая. Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь дорогой между берегами Адрии и болотами По, Данте заболел малярией и умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.
Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут за смертью последнего.
В 1483 году для захоронения Данте по заказу городского главы Бернардо Бембо скульптором Пьетро Ломбарди был изготовлен портрет поэта, сохранившийся до настоящего времени.
В 1519 году по просьбе Микеланджело папа Лев X согласился на перенесение праха Данте во Флоренцию, но когда гроб привезли в город, то он оказался пустым. В базилике Санта-Кроче был устроен кенотаф, а позднее выяснилось, что монахи францисканцы из Равенны, не желая расставаться с прахом поэта, пробили стенку саркофага и выкрали его останки, которые тайно были погребены во францисканской обители в Сиенцо. В 1677 году прах поэта был помещён в деревянную раку, а когда после 1810 года в результате проводившейся Наполеоном секуляризации церковной собственности монахи покинули обитель, то гроб был спрятан под портиком Браччофорте рядом с мавзолеем Данте в Равенне.
Гроб с прахом Данте был обнаружен в 1865 году во время ремонта территории, прилегающей к церкви Сан Франческо. Найденный деревянный короб был опознан по эпитафии, вырезанной в 1677 году Антонио Санти. После этого останки были перенесены в мавзолей, из которого они изымались во время Второй мировой войны, когда город подвергался бомбардировкам. Место, где прятали саркофаг, в настоящее время отмечено мемориальной доской.
Одной из наиболее ранних литературных работ Данте является сборник «Новая жизнь», написана в форме прозиметрума — чередующихся фрагментов стиха и прозы. Принадлежит к числу наиболее ранних литературных произведений, написанных в Италии на итальянском языке (а не на латыни), — «Новая жизнь» способствовала кодификации тосканского диалекта. Новая жизнь — это автобиографическая исповедь, которая была написана Данте у могилы Беатриче.
Вершина творчества Данте является поэма «Комедия», названная потомками «Божественной» (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. 1472). Форма поэмы восходит к традиционному жанру «видения»; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В «Комедии» отчётливо проявляется переходный характер творчества Данте. Со средневековьем её связывает аллегорическая картина неподвижного загробного мира, подчинённая представлениям католической теологии. Но в разрешении огромного комплекса затронутых в поэме проблем богословия, истории, науки и особенно политики и морали католические догмы вступают в столкновение с новым отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Интерес Д. к земной жизни, к судьбе человеческой личности — основа его гуманизма. Отвлечённым грехам Д. придаёт политическую и социальную окраску. Его волнуют судьбы Италии и Флоренции, раздираемых междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал монархии. Данте — создатель итальянского литературного языка, в основу которого он кладёт тосканский диалект, обогащая его словами и оборотами из других диалектов, латинизмами и неологизмами. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм.
Фантастическое в творчестве автора
Фантастические элементы можно усмотреть, прежде всего, в «Божественной комедии», в которой Данте разрабатывает и детализирует христианский миф о загробном мире. Своё видение ада, рая и чистилища Данте строил из кусков реальной жизни. Поэт помещает известных ему деятелей Средневековья в обстановку описываемого мира, в тексте чётко просматриваются параллели с определёнными областями Италии. Однако поэт обрамляет реальных людей, реальные места мистическим антуражем загробного мира и необычными существами, смешивая христианскую и античную мифологию, как то демоны (Минос, Флегий), пёс Цербер, адские фурии, кентавр Несс, Люцифер, ангелы.
fantlab.ru
Биография Данте Алигьери
Данте Алигьери. Фреска Джотто.
Так назвал его наш Пушкин. Дант, Данте Алигьери... С именем великого итальянского поэта вы встретитесь раньше, чем прочитаете "Божественную комедию", его прославившую. На страницах многих книг попадутся вам слова: "Дантов ад", "Данте и Беатриче", и вы, должно быть, захотите узнать, что это значит... А те, кто любит стихи, те, возможно, заметят, что поэты – даже наши современники! – не раз вспоминают о Данте. И не так, как о седой старине – уважительно, но холодно... О Данте говорят с волнением... А чем, казалось бы, может создатель "Ада" и "Рая" взволновать людей нашего просвещенного века? Какие струны затрагивает в душе потомков "суровый Дант"?
I
Разумеется, он бесконечно далек от нас. Ведь с того дня, когда во Флоренции, в доме Алигьери, родился мальчик, получивший имя Данте, прошло целых семь с половиной столетий! Тогда, в средние века, все на земле шло по-другому. Сама земля представлялась другой: она стояла неподвижно, а солнце вращалось вокруг нее. По крайней мере так считали средневековые ученые. И Италия XIII века, Италия Данте не походила на современную. Ее трудно было даже назвать единой страной... Своей жизнью жил каждый город, окруженный высокими стенами. Нередко города воевали друг с другом. А внутри городских стен тоже все было накалено, все кипело... С оружием в руках бросались друг на друга гвельфы и гибеллины, сторонники папы и защитники императора. Позднее враждовали "черные" и "белые", дворяне и горожане... То и дело разыгрывались кровавые побоища, – причин для разногласий было довольно. Звенело оружие. Звенели колокола бесчисленных церквей. А к этому все явственней примешивались новые звуки – звон золотых монет!.. 3олото становилось могущественнее, опаснее боевых металлов – железа и стали. В средневековом мире рыцарей и монахов все больший вес приобретали богатые купцы и менялы. Прекрасная Флоренция – родина Данте – торговала тонкими сукнами. Герб Флоренции.
Впрочем, "прекрасной" Флоренцию в те годы можно было назвать только условно. В дни детства Данте это был обыкновенный, мрачноватый средневековый город. Великолепные дворцы украсили его десятилетиями позже. Улицы старой Флоренции были узкими, кривыми, грязными, средневековье не знало правил гигиены. Флорентийские площади показались бы нам тесными... Но юный Данте любил свой город и таким. О, как будет не хватать ему в изгнании прозрачного воздуха долин и холмов, окружающих Флоренцию, милой реки Арно!.. Как, любя и ненавидя, будет тосковать он по своим соотечественникам в их странных одеяниях – длинных плащах с капюшонами!.. Для нас эта одежда слилась с образом самого Данте. Но не надо забегать вперед. В 80-х годах XIII века, когда Данте Алигьери достиг юношеских лет, Флоренция ненадолго вкусила сладостной тишины: гвельфы как будто помирились с гибеллинами, а борьба "белых" и "черных" еще не начиналась... Герб семьи Портинари.
Город торжественно справлял свои весенние празднества. По улицам под звуки труб двигалась "белая дружина" – молодежь в белом... На трибунах, украшенных цветами, пели, читали стихи... В эти дни юноша в белой одежде – Данте – встретил девушку в белоснежном платье. Он уже видел ее когда-то, и прелестный образ девочки запал в его девятилетнее сердце. Сейчас она была в полном расцвете красоты и "в неизреченной своей милости" поклонилась ему благосклонно. Тогда, охваченный восторгом и нежностью, Дайте удалился от друзей и написал свое первое стихотворение. Девушку звали Беатриче. "Дом Данте". Здесь, по преданию, родился поэт.
Каким был Данте в ту пору, нам нетрудно себе представить благодаря гениальной кисти Джотто. Задумчивое лицо, нежная, почти девичья кожа, но сколько силы в линиях рта и подбородка! Портрета Беатриче, дочери Фолько Портинари, не сохранилось. Позднейшие художники изображали ее так, как им подсказывали стихи Данте. На долгие века обессмертил он образ своей возлюбленной – той, что не была ему ни невестой, ни женой, с которой он виделся мельком, с которой обменялся, быть может, лишь несколькими словами!.. Но когда люди говорят о Данте и Беатриче, они подразумевают любовь глубокую, почтительную, бескорыстную, любовь, которая проходит через всю жизнь. У средневековых рыцарей было принято поклонение "прекрасной даме". Но для большинства это стало просто красивой формой, видимостью, мы сказали бы теперь "модой". Любовь Данте была живым, трепетным чувством. Смерть Беатриче – она умерла молодой! – повергла поэта в великое отчаяние. Ее памяти посвятил он свою книгу "Новая жизнь", исповедь сердца, дневник... Средневековье не знало таких книг: искренние признания человека мало кого тогда волновали. Книга Данте была новой во всех отношениях. Данте перерос свою эпоху. "Последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт Нового времени" – так называет его Фридрих Энгельс.
II
Любимую отняла смерть. И еще одну тяжкую утрату пришлось пережить Данте. В 1302 году он – уважаемый гражданин, воин, дипломат, порт и ученый – был безвинно изгнан из родной Флоренции. "...И пошел я странником по всем городам и весям... чуть ли не нищенствуя", – писал он в прозе. И позднее, в стихах: ...Как горестен устамЧужой ломоть, как трудно на чужбинеСходить и восходить по ступеням...
За годы изгнания лицо его избороздили морщины, и стало оно таким, каким мы видим его почти на всех портретах, – скорбным и мрачным. Теперь это был подлинно "суровый Дант". Но дух его не был сломлен. В изгнании создает Данте свой великий труд – "Божественную комедию", все три ее части – "Ад", "Чистилище", "Рай". Чеканными стихами повествуется в них, как он, поэт Данте, прошел сквозь девять кругов преисподней, где томятся грешники, и, поднявшись по горе Чистилища, достиг вершин блаженства. В начале поэмы Данте рассказывает о том, как он встретил римского поэта Вергилия, которого прислала ему в провожатые прекрасная Беатриче. "Божественная комедия" имеет глубокий, скрытый смысл. В сущности, Данте говорит о том, как человек с помощью разума и чувства, пройдя сквозь жестокие испытания, становится сильным и просветленно-мудрым. Старая улица Флоренции.
...Благодаря прекрасному переводу М. Лозинского мы тоже можем сопровождать Данте в его фантастическом странствии. Даже не зная итальянского, почувствуем мы прелесть стиха, трагическую красоту клубящихся образов, живость описаний... Краски для своих вымышленных картин Данте берет из окружающей жизни, и острота его зрения поразительна. Это тоже было ново для средневековья. Ошеломляюще новым показался современникам и язык Данте. Не на "ученой" латыни – языке избранных – писал поэт, а на обычном разговорном языке. Могучая личность Данте чувствуется в каждой песне "Комедии". Описывая "Ад", он только внешне следует тому, что было принято церковью, – у него, Данте, свое отношение к человеческим "грехам". Глубоким презрением казнит он людей, не совершивших в жизни ни хорошего, ни плохого, боявшихся жизни. Эти жалкие души не заслуживают даже слова... И с каким сочувствием рисует порт две прекрасные "тени" – Паоло и Франческу, – повинных лишь в том, что они любили друг друга! Как почтительно приветствует он человека, по чьей "энциклопедии" учился в юности! Данте исполнен уважения к нему, несмотря на то, что тот осужден на пребывание в аду. Бюст Данте. (Неаполитанский музей.)
Зато какой только казни не придумал Данте для тех, кого действительно ненавидел, – для лжецов, лицемеров, скупцов-стяжателей!.. Среди тех, кто был обуян жадностью, немало монахов, духовников. А сам "наместник бога на земле" – папа Николай III – по воле поэта томится в одном из самых глубоких кругов ада, там, где наказуются тягчайшие преступники – убийцы, изменники родины. Родина!.. В какие бы глубины ни заглянул Данте, на какие бы выси ни поднялся, всюду помнит он о ней, о своей Флоренции! Флоренция – ее судьбы, ее красота, ее коварство и неблагодарность – вот что неизменно волнует поэта-изгнанника! Начало рукописи "Божественной комедии".
И все же, когда ему предлагают вернуться в родной город с тем условием, что он в позорном колпаке, со свечой в руках принесет покаяние в преступлении, которого он не совершал, Данте отказывается. Гневом и гордостью дышит этот отказ. "Нет, не так возвращаются на родину!.. Если во Флоренцию нельзя вернуться таким образом, чтобы не пострадала слава и честь Данте, я не вернусь туда никогда!" Данте остался верен своему слову: он не вернулся на родину. Не во Флоренции, а в Равенне находится гробница поэта. В Равенне, а не во Флоренции предстала воображению нашего поэта Александра Блока "Тень Данта с профилем орлиным..." Когда флорентийцы захотели перевезти прах Данте на родину, обстоятельства сложились так, что это осуществить не удалось... Он и после смерти не вернулся В старую Флоренцию свою, – говорит в своем стихотворении "Данте" вдохновенный поэт Анна Ахматова.
...Он из ада ей послал проклятье И в раю не мог ее забыть...Но босой, в рубахе покаянной,Со свечой зажженной не прошел По своей Флоренции желанной,Вероломной, низкой, долгожданной...
journal-shkolniku.ru
Иллюстрации Сальвадора Дали и Гюстава Доре к Божественное комедии Данте Алигьери
Всех без исключения художников в конечном итоге характеризует лишь одно — созданные ими творения. Каждое из них по-своему уникально и несет некий смысл, который автор пытается донести до нас с вами. Сравнивать художников и живописцев очень трудно, ведь у всех людей разное восприятие мира — их мироощущения различны. Объединяет их одно — это безудержная фантазия и желание творить.
Cerberus ( Гравюра Гюстава Доре)
В этой статье я постараюсь сравнить работы двух гениев, которые работали в разных направлениях, но создали нечто такое, что их объединило в наших с вами глазах. В данном случае речь пойдет о Поле Гюставе Доре и Сальвадоре Дали. А объединила их, пусть они делали её в разное время, работа по созданию иллюстраций к одному из величайших произведений в литературе, а именно к La Divina Commedia или Божественной Комедии Данте Алигьери. Само произведение построено очень симметрично и разделяется на три части: первая часть Ад, вторая Чистилище и третья Рай. Опираясь на католической традиции, загробный мир, как известно, состоит из ада, куда попадают те, кто навечно должен гореть и мучатся, чистилища — для тех, кто искупает свои грехи и рая — обители безгрешных людей наслаждающихся загробной жизнью. И Данте в своей "комедии" проводит нас по всему загробному миру, где всё очень детально и живо описывает. Наверное, именно из-за такого талантливого описания побуждающего фантазировать и представлять было выбрано именно это произведение для иллюстрирования.
Гюстав Доре начал рисовать с самого детства. И каждое его произведения было выполнено с таким мастерством, что он стал очень известным, будучи ещё совсем молодым. Каждая его гравюра как вызов к следующей, рисуя всё с большим рвением и желанием он достиг непревзойдённых успехов в этой области рисунка. Одна из его известнейших гравюр сделанных для иллюстрации Божественной комедии — этоCerberus.
Ведь, как известно, именно Цербер охраняет вход в царство мёртвых, именно с него начинается путешествие. В сравнении с акварелью Сальвадора Дали, на ту же тему, не беря во внимание то, что он сюрреалист, обе иллюстрации различны, но одновременно дополняют друг друга. Оба художника передали нечто своё, неповторимую атмосферу страха — в случае Дали или покоя в рисунке Доре. Ведь все мы боимся оказаться в загробном мире и переплыть реку Стикс, но также наше сознание будоражит интерес к тому, а что там на противоположном берегу. Очень точный, наполненный большим количеством деталей рисунок Доре, разительно отличается от акварели Дали сделавшим сильнейший акцент на агрессию и непокорность цербера, не взяв детали за основу.
Cerberus (Сальвадор Дали)
Сальвадор Дали сделал акварели к каждой из 100 песен, в отличии от Доре бравшим за основу сюжет из любой терцины ( 3 строчки ) из песни. Независимо от этого очень многие их гравюры/ акварели перекликаются друг с другом, тем самым дополняя и давая нам основу фантазировать дальше самим.
In the heaven of Mercury ( Cальвадор Дали)
Mercury ( Гюстав Доре)
Ведь эти две иллюстрации тоже перекликаются? Не так ли?!
Любая из их гравюр/ акварелей с одной стороны — это не с чем не сравнимое произведение искусства, но сравнивая такие работы друг с другом понимаешь, что пусть один из них был гравёром и живописцем, а другой был выдающимся сюрреалистом осознаешь, что искусство настолько многогранно, что даже двух гениев мало чтоб охватить его со всех сторон, пусть это даже просто иллюстрации к произведению.
monemo.ru
Реконструированный портрет Данте в сравнении со знаменитыми…
Реконструированный портрет Данте в сравнении со знаменитыми изображениямиАнтропологи из университетов Пизы и Болоньи по крупицам собирали все дошедшие до нашего времени свидетельства о внешности поэта. В ход пошли рисунки и гравюры, а также замеры и фотографии костей, сделанные в 1921 году профессором Фрасетто. Тогда единственный раз власти Равенны позволили ученым вскрыть могилу Данте. На трехмерном компьютерном изображении появился человек совсем не отталкивающей внешности. Джорджио Группиони, антрополог из университета Болоньи: "Данте, конечно, нельзя назвать красивым мужчиной, но черты его лица гораздо мягче, чем считали прежде. Подбородок был выступающим, но не острым, а глаза - большими, но не на выкате". Существует несколько портретов Данте. Таким его увидел современник Данте - Джотто:
Это - стенная роспись Палаццо дель Подеста во Флоренции. Джованни Вазари пишет, что Джотто "изобразил, между прочим, как это можно видеть и ныне в капелле палаццо дель Подеста во Флоренции, Данте Алигьери, своего ровесника и ближайшего друга и поэта не менее знаменитого, чем был в те времена знаменит Джотто, столь прославленный как живописец мессером Джованни Боккаччо во введении к новелле о мессере Форезе да Рабатта и этом самом живописце Джотто. В этой же капелле находится портрет, равным образом его же работы, сера Брунетто Латини, учителя Данте, и мессера Корсо Донати, великого флорентийского гражданина того времени".
Многие художники итальянского Возрождения писали портрет спустя долгие годы с момента смерти Данте на основании описания, составленного Джованни Бокаччо. В 1321 году, когда автор «Божественной комедии» скончался, Бокаччо исполнилось всего 8 лет, и оставленный им в работе "Жизнь Данте" словесный портрет Данте, вероятнее всего, был записан со слов людей, действительно встречавшихся со знаменитым поэтом, но не может претендовать на объективность. В 15 веке Данте изображает Андреа дель Кастаньо (ок. 1450, Флоренция, Галерея Уффици):
А таким его увидел великий флорентиец Сандро Боттичелли (ок. 1495, Женева, частное собрание):
Таким он предстаёт у Доменико ди Микелино ("Данте и три царства", 1465, в Санта-Мария-дель-Фьоре):
Созданные Рафаэлем образы Данте уже несколько столетий считаются каноническими, в частности, один из них отчеканен на реверсе монет номиналом в 2 евро, выпускаемых Монетным двором Италии. Это образы на Станцах делла Сеньятура в Ватикане с двух соседних фресок:
А вот уже пострафаэлевский Данте - "Аллегорический портрет Данте" Бронзино (ок. 1530, Вашингтон, Национальная художественная галерея):
14-century-ru.livejournal.com