Описание картины Федора Рокотова «Портрет А. П. Струйской». Федор рокотов картины


Художник Рокотов Федор Степанович.

Рокотов Федор Степанович (1735-1808), портреты.  Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808), художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.

При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.«Портрет Александры Петровны Струйской»1772 г.Холст, масло 59,8 x 47,5Государственная Третьяковская галереяМосква.“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе. «Портрет Александра Даниловича Меншикова»1727 г 

 «Портрет Варвары Николаевны Суровцевой»1780-е гг.Холст, масло 67,5 x 52Государственный Русский музейСанкт-ПетербургВ начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия. «Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына»1760-еХолст, масло. 62.7 x 51.8 смГосударственная Третьяковская галерея «Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III»1763г «Портрет поэта Василия Ивановича Майкова»1760гХолст, масло 60 x 47,8Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет неизвестной в красном платье»1760г Желающих заказать портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно.Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов.Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). В нем художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов. «Портрет неизвестной в синем платье с жёлтой отделкой»1760-e «Портрет неизвестной в треуголке»1770гХолст, масло 58 x 47Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет неизвестной в розовом платье»1770гХолст, масло 58,8 x 46,7Государственная Третьяковская галереяМоскваЖенский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием. «Портрет неизвестной»Холст, масло 57 х 46Самарский областной художественный музейСамара «Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности»Конец 1760-х гг. «Портрет Ивана Григориевича Орлова»1762-1765гХолст, масло 58,5 x 46,5Государственный Русский музейСанкт-Петербург «Портрет Портрет А.И.Воронцова»1765гХолст, масло 55,8 x 46,5Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет И.И.Воронцова»1765г

 «Портрет Анны Юрьевны Самариной-Квашниной»~1770гГосударственная Третьяковская галереяМосква «Портрет Н.Е.Струйского»1772 «Портрет Е.Н.Орловой»1779г «Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой»1780гХолст, масло 70,5 x 59 (овал)Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет Прасковьи Николаевны Ланской»~ 1790гХолст, масло 74 x 53 (овал)Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет князя И.И.Барятинского»Начало 1780-х. «Портрет А.П.Кутайсовой»Начало 1780-х «Портрет А.Г.Бобринского в детстве»1760-еХолст, масло 59,5 x 47Государственный Русский музейСанкт-Петербург «Портрет И.Н.Тютчева»1768Холст, масло 141,9 х 106,2Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет П.И.Вырубова»1768Холст, масло 138 х 106Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»1785Холст, масло 72,5 x 56 (овал)Государственный Русский музейСанкт-Петербург“Портрет графини Санти” — удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность. «Портрет Петра III»Холст, масло. 157 x 111 смНижегородский художественный музей «Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной»Тверская областная картинная галереяТверь«Портрет Екатерины II»Конец 1770—1880-е гг. 

«Портрет Екатерины II»1763гХолст, масло 155,5 x 139Государственная Третьяковская галереяМосква Портреты Рокотова Ф.С.. — это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.www.artsait.ru/art/r/rokotov/art1.php  http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=216403833&journalid=4284186&go=next&categ

s30556663155.mirtesen.ru

Описание картины Федора Рокотова «Портрет А. П. Струйской»

Описание картины Федора Рокотова «Портрет А. П. Струйской»

На полотне изображена вторая жена помещика Н.Е.Струйского. Молодая особа, лет восемнадцати. Произведение появилось в 1772 году.

Для Рокотова эта женщина стала воплощением всех положительных женских качеств, ведь для автора она стала идеальной натурщицей, потому как «была умна и хороша собой, а еще чертовки хитра и вежлива».

В ее образе собраны тонкие черты лица, свежесть и молодость, такая непорочная нежность. По-детски прелестное лицо, светящаяся здоровьем кожа, легкий румянец, пухлые губки и длинная шея, аккуратно собранные на затылке в высокую прическу пепельного цвета волосы, мягкие и невинные черты лица отнимали дыхание у многих почитателей настоящей женской красоты.

Красиво обрамив зону декольте, автор подчеркнул ее умение преподнести себя, показать свой тонкий и элегантный вкус в одежде. По тому, как девушка ведет себя, как держит осанку и гордовито выпячивает грудь вперед, можно сказать, что данная особа полна чувства собственного достоинства и знает «себе цену». При этом фигура легка и изящна. Ее гордая осанка говорит об ее теперешнем знатном положении, которое она несет с честью.

Наиболее притягивающим к образу жены помещика, юной красавицы, стали глаза. На картине это наиболее темный элемент. Почти черные глаза стают центральным объектом на картине. С самого начала привлекая к себе зрителя и не давая ему возможности сосредоточиться на чем-то другом. В них поселились кокетство и мысли о предстоящем ей будущем.

Во взгляде присутствуют нежность и забота, одновременно с этим, и неподдельная грусть и тоска по уходящему времени и молодости. Однако она с гордостью и честью принимает уготовленную ей судьбу. Многими исследователями творчества Рокотова было отмечено, что именно взгляд молодой и прекрасной особы так и оставил на душе у художника море эмоций и восхищения.

opisanie-kartin.com

Описание картины Федора Рокотова «Портрет Николая Струйского»

Описание картины Федора Рокотова «Портрет Николая Струйского»

Эта картина была написана самым известным портретистом XVIII века – Федором Рокотовым. Мир увидел картину, на которой изображен Николай Еремеевич Струйский лишь в 1772 году. Картина написана на холсте. Во время работы Рокотов использовал масло.

Рокотов, несмотря на то, что был выходцем из простого народа, умел прекрасно заводить дружбу с людьми из знатных родов. Будучи живым, ему удалось обрести славу, но вскоре о нем забыли. И лишь после смерти все заговорили о прелестных работах портретиста.

Однажды ему посчастливилось познакомиться с Николаем Струйским. Николай Еремеевич неоднократно отмечал быструю и легкую работу художника над картиной. Писалась данная картина играючи. Создавалось такое впечатление, что кисть сама пишет, а рокотов ей лишь немного подыгрывает.

Автор пытался на полотне передать всю самобытность русского поэта, а по совместительству критика. Глядя на портрет, невозможно не восхититься потомственным дворянином. Поскольку изображенная личность имела отношение к писательскому делу, то художник умело это передал в репродукции.

Особого внимания заслуживает взгляд Николая Еремеевича, который будто пронизывает и впечатляет своей глубиной. Заслуживает внимания и игра цветов. На холсте преобладают темные и спокойные тона, которые символизируют характер Струйского. Изящные линии, точные мазки – все это говорит о высочайшем мастерстве художника. Также не упустим и волшебную игру теней, которая предает особый колорит картине. Картина словно наделена магическим притяжением.

По картине можно определить, что ее автор положительно относился к человеку, которого решил увековечить на полотне. А ведь это подтверждает исторический факт, который гласит о том, что Рокотов и Струйский пребывали в дружеских отношениях.

opisanie-kartin.com

Рокотов, Фёдор Степанович — WiKi

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Рокотов. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. 1757), вероятный автопортрет Рокотова.

Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735, имение Воронцово — 12 [24] декабря 1808, Москва) — русский художник, крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Выходец из крепостных, получил вольную. Выучился на художника и вскоре стал одним из любимых мастеров российского дворянства. Писал в основном парадные портреты московской знати и самой Екатерины II.

Ранние годы

Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в подмосковном имении князей Репниных Воронцово (ныне в границах Москвы). Его происхождение остаётся дискуссионным. Первоначально, на основании того, что его имя стояло под «Правилами Московского английского клуба», в котором могли состоять только дворяне, считалось, что он имел происхождение из псковских дворян Рокотовых[1] — поэтому И. Э. Грабарь полагал возможным считать «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» автопортретом художника[* 1]. Когда в середине 1950-х годов искусствовед А. И. Михайлов обнаружил челобитную Рокотова, датированную августом 1776 года, в которой тот просил об освобождении от крепостной зависимости своих племянников[4], возникла версия о происхождении его из крепостных. Затем, с целью согласования этих двух версий, было сделано предположение, что Фёдор Рокотов мог быть незаконным «хозяйским» ребенком, — возможно, сыном князя П. И. Репнина, давшего ему вольную ещё в юные годы[5][6][* 2]

В 1755 году И. И. Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии художеств. Он заметил Рокотова и увёз его с собой в столицу. Вероятно, юноша поступил в Сухопутный шляхетский корпус, поскольку в первые годы после приезда в Петербург писал в основном кадетов[7]. После получения чина ротмистра, дававшего дворянство, он уволился с военной службы[8]. Ранние работы Рокотова производят впечатление непосредственности, даже некоторой безыскуственности[9].

  Коронационный портрет Екатерины II (1763)

Академия художеств

С 1757 года Академия помещалась в доме Шувалова. Согласно Якобу Штелину, Рокотов занимался здесь с иностранными мастерами Луи Ле Лорреном и Пьетро Ротари[* 3], усваивая принципы эстетики рококо; также собрание картин Шувалова должно было произвести на него значительное впечатление. Изображение Шуваловской галереи — единственная известная работа Рокотова в ином жанре, нежели портретный[* 4].

В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. В парадных портретах петербургского периода демонстрирует полное знакомство с приёмами западноевропейской живописи того времени. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова[11].

В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Луки Джордано «Венера и Амур». Якоб Штелин видел у него в квартире сразу 50 неоконченных портретов за раз[12]. Хотя преподавательская деятельность в Академии не была занятием прибыльным, её руководитель Иван Бецкой запрещал академикам вести частную портретную практику — вероятно, по этой причине Рокотов в конце 1766 года покинул Петербург и вернулся в Москву.

Примеры портретов петербургского периода

Московский период

В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. За свои работы Рокотов брал недорого — всего 50 рублей, в 15 раз меньше, чем требовали заезжие иностранцы[13]. Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья.

Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»[14]. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту, итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»[15]. Хотя последний портрет не был закончен[* 5], он также был выкуплен и, среди прочих, находился в Воспитательном доме вплоть до революции. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым — отныне он работал только для частных клиентов.

С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. В советское время считалось, что Рокотов противопоставлял холодной парадной живописи сановного Петербурга портреты нарочито тёплые, непринуждённые, интимные, свидетельствующие о близком знакомстве художника с моделями. Неприятие внешних эффектов, всего показного проявляется в затаённости чувств моделей, в их внутренней сосредоточенности, в эмоциональной приглушённости[9].

Серьёзные юношеские лица выступают на свет словно из глубокого мрака, исполненные поэтичности и проникнутые обаянием молодости, сквозящим в нежном цвете губ и румянце щёк, во влажном блеске глаз из-под тёмных полукружий бровей. Поток неяркого, но интенсивного света как бы утончает фигуры, часто не охватывая модель в целом, но лишь вызывая из темноты освещённую сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания в полутьме кружев, драгоценностей или муаровых лент.

— Г. Г. Поспелов[9]

В 1772 году Рокотов стал одним из основателей Московского английского клуба, поставив одну из шести подписей под его правилами. Масон, в 1774 году член московской ложи «Клио»[16]. Выписывал новиковский журнал «Утренний свет».

В 1776 году, не имея собственной семьи, он выхлопотал вольную своим племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками.

В 1781 году приобрёл земельный участок на Старой Басманной, в приходе церкви великомученика Никиты[* 6].

Примеры портретов классического периода

Поздний Рокотов

Количество портретов, приписываемых Рокотову, поражает — при том, что работал он не очень быстро («никогда скорее месяца не рабатывал что-нибудь с натуры»[17]). Вероятно, многие из них были выполнены вместе с учениками (так, в 1787 году в доме Рокотова жили четверо крепостных, и среди них два брата-ученика, 27-летний Пётр и 25-летний Иван Андреевы).

В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»[9]. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев, игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа[18]. Женские портреты, как правило, овальной формы. В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими[9].

После разгрома московских масонов продуктивность Рокотова резко падает. Последние известные работы датируются началом 1790-х годов; краски на них крайне скупы, почти монохромны. Эти особенности принято объяснять ослаблением зрения художника[18].

О последних двадцати годах жизни сведений сохранилось немного. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру, дослужились один — до звания майора, другой — штабс-капитана.

Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.

Примеры портретов позднего периода

Хронология жизни Рокотова в 1781—1808 годах

Архивные документы, проливающие свет на последние 20 лет жизни художника, опубликованы в издании «Антикварный мир: отражение сути. Вестник антикварного рынка» (№ 6 за 2013 год).

  • 1781 — за 2600 рублей приобретает участок в Гороховском переулке (№ 6), на пересечении двух проезжих переулков, в приходе церкви великомученика Никиты.
  • февраль 1782 — ученик Рокотова Иван Казаков подаёт прошение о разрешении на ведение строительных работ на этом землевладении.
  • 25 июля 1785 — покупает у Алексея Николаевича Сухотина за 1400 рублей участок на углу Старой Басманной и Токмакова переулка.
  • 31 июля 1785 — подаёт прошение о разрешении строительства на этом участке.
  • 12 августа 1785 — подает уточняющую экспликацию к плану (существует план владения).
  • 1785 — строится, на время строительства снимает жилье у Журавлёва вместе с пятью учениками, племянниками и домочадцами.
  • 1786 — имена Рокотова и его учеников отсутствуют в исповедальных ведомостях храма великомученика Никиты.
  • 1787 — живёт в собственном доме на Старой Басманной вместе с четырьмя крепостными; среди них два ученика, братья Пётр и Иван Андреевы (27 и 25 лет).
  • 1788 — живёт в собственном доме, учеников с ним уже не значится.
  • 15 мая 1789 — продаёт своё владение Марии Петровне Шереметевой за 6000 рублей. На фасаде сохранившегося усадебного флигеля (№ 30/1, стр. 2 по Старой Басманной улице)[* 7] установлена мемориальная доска, на которой отмечено время проживания здесь художника с 1785 по 1793 год.
  • 1790 — информация о месте пребывания художника отсутствует.
  • 1791 и 1792 — продолжает жить в районе Старой Басманной, но уже снимая жильё.
  • 1793 — покупает имение Аниково в Звенигородском уезде: возможно, на своё имя, а затем переписывает его на племянников. В исповедальных ведомостях сведения разнятся — в одном случае вотчинником назван Рокотов, в другом — его племянники.
  • 1794 и 1795 — живёт в районе Старой Басманной в доме купца А. В. Горошкова. Кроме служителей, при художнике находятся три ученика.
  • 1801—1804 — живёт в Аниково, которое затем продает (в 1807 году у имения новый владелец). По «Экономическим примечаниям» 1800 года в деревне было 9 дворов, 49 мужчин, 51 женщина и деревянный господский дом со службами.
  • 24 апреля 1806 — покупает за 5000 рублей своё последнее владение в Москве, у Спасской заставы близ Воронцовской улицы, в приходе церкви Сорока Севастийских мучеников; соседом его был князь Вадбольский. Строится, живёт с вышедшим в отставку в 1798 году племянником Иваном Меньшим и служителями.

Наследие

В провинциальных музеях и частных коллекциях хранится множество портретов в рокотовском стиле. Имена большинства моделей утрачены и восстанавливаются более или менее гадательно. Очевидно, в Москве конца XVIII века существовал целый «круг Рокотова»[18]. Творческие особенности художников, подражавших знаменитому мастеру, в том числе его непосредственных учеников, до сих пор прояснены плохо — соответственно, весь этот массив живописи продолжает атрибутироваться именно Рокотову.

Имя и творчество художника до начала XX века даже в искусствоведческих изданиях вспоминали редко. В его «возвращении» огромная заслуга принадлежит Сергею Дягилеву, который устроил в 1905 году в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». В это время Русский музей не имел ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Только в 1920-х годах в государственные музеи стали поступать картины Рокотова из национализированных частных коллекций.

  Портрет А. П. Струйской

Интерес широкой публики к портретисту XVIII века был поддержан Николаем Заболоцким, которой на портрет А. П. Струйской в 1953 году написал стихотворение, ставшее хрестоматийным:

Её глаза — как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Её глаза — как два обмана,Покрытых мглою неудач.Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук.

В 1978 году на юго-западе Москвы, в районе Ясенево, появилась улица Рокотова. В 2008 году в Новоспасском монастыре был установлен памятный камень[19]. В 2010 году Почта России выпустила марки, посвящённые художнику.

Примечания

Комментарии
  1. ↑ В то же время, однако, другие искусствоведы отмечали, что черты лица, линия роста волос на лбу и висках обнаруживали явное сходство с автопортретом товарища Рокотова по Академии художеств, известного художника Евграфа Петровича Чемесова, который, возможно, и изображён на портрете.[2][3]
  2. ↑ Спустя несколько лет ленинградский искусствовед А. А. Русакова, сопоставив «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» с последующими работами художника, такими, как портреты Г. Г. Орлова, И. Л. Голенищева-Кутузова, Павла I, отметила огромную разницу в их живописной манере и усомнилась в принадлежности этой работы кисти Рокотова[5].
  3. ↑ Некоторые искусствоведы ставят такую возможность под сомнение[10].
  4. ↑ Сохранилась в копии крепостного художника А. Зяблова.
  5. ↑ У портрета И. Н. Тютчева (в собрании Третьяковской галереи) не дописан фон и не прописана левая рука портретируемого.
  6. ↑ Так как покупка состоялась вскоре после смерти бездетного генерал-аншефа П. И. Репнина, некоторые биографы считают, что Рокотов мог получить солидную сумму по его завещанию, если тот действительно был его отцом.
  7. ↑ В 2012 году при реставрационном раскрытии фасада, проведённом И. А. Киселёвым, удалось выяснить, что во времена Рокотова флигель был одноэтажным, а не двухэтажным, как считалось ранее.
Источники
  1. ↑ Лебедев А. В. Фёдор Степанович Рокотов. — М.: Искусство, 1945. — С. 11
  2. ↑ Московский поиск, 1978, с. 131.
  3. ↑ Федор Рокотов: самый таинственный портретист русского Просвещения. Проверено 20 августа 2016.
  4. ↑ Михайлов А. И. К биографии Ф. С. Рокотова // «Искусство». — 1954. — № 6. — С. 76—78.
  5. ↑ 1 2 Московский поиск, 1978, с. 133.
  6. ↑ Фёдор Рокотов // Энциклопедия Кругосвет
  7. ↑ Ф. С. Рокотов — Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире
  8. ↑ Проблемы развития русского искусства XVIII-первой половины XIX века. Л., 1986. Стр. 35.
  9. ↑ 1 2 3 4 5 Рокотов Федор Степанович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  10. ↑ [1].
  11. ↑ Ф. С. Рокотов, художник — Биография, картины. Часть 1.
  12. ↑ Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Т. 1. М., 1990. Стр. 67.
  13. ↑ И. М. Долгорукий. Капище моего сердца… М., 1890. Стр. 157.
  14. ↑ Э. Ф. Голлербах. Портретная живопись в России. XVIII век. Гос. изд-во, 1923. Стр. 117.
  15. ↑ Портрет князя С. В. Гагарина. Архивировано 12 сентября 2007 года.
  16. ↑ Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. 1224 с.
  17. ↑ http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/22681/1/iurg-2008-55-12.pdf
  18. ↑ 1 2 3 www.school.edu.ru :: Рокотов, Федор Степанович на сайте «Российский общеобразовательный портал»
  19. ↑ Открыт и освящен закладной камень памятника художнику Федору Рокотову

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

Описание картины Федора Рокотова «Портрет Суровцевой»

Описание картины Федора Рокотова «Портрет Суровцевой»

Живописец Рокотов прославился как искусный портретист. В его сохранившемся творческом наследии есть замечательные парные портреты четы Суровцевых. Представитель дворянского рода взял в жены урожденную Пашкову. Варвара Николаевна с мужем Суровцевым были написаны Рокотовым на портретах в овальных рамках. Особым изяществом отличается стиль создания женского образа.

Художник тщательно проработал внешние детали облика Суровцевой, но не меньше внимания уделено ее внутреннему миру.

Изображение молодой женщины выполнено в стиле рококо, в 1780-ые гг. Автор пишет портрет русской дамы с характерной для тех времен прической и в красивом платье.

Краски бежевых и серебристых тонов ее одеяния переливаются подобно перламутру. Декольте украшено фисташковой лентой и веткой пышной розы. Волосы со светлого лба зачесаны назад и припудрены. Несколько закрученных локонов обрамляют тонкую шею героини.

Лицо Суровцевой юное и румяное. Взгляд задумчивый, серьезный и несколько грустный. Едва заметная полуулыбка добавляет женщине романтического обаяния. Образ Варвары предстает зрителям преисполненным духовной красоты. Мягкий и добрый лик модели восхищает русского художника.

Техника живописи в «Портрете Суровцевой» обладает чертами легкости и несомненного мастерства портретиста. Уверенными и стремительными движениями кисти написаны все черты женщины, которые выделяются светлыми красками на затемненном овальном фоне. Нежно-розовые лепестки цветка на платье модели перекликаются со свежим румянцем на лице. Жемчужные, переливистые тона портрета как нельзя лучше идут прекрасному женскому образу.

Федор Рокотов создал портрет с отражением всей глубины чувств героини. Зрителям остается лишь восхищаться этой тонкой душевной работой.

opisanie-kartin.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта