Картина Н. Н. Ге «Суд царя Соломона» (краткое описание). Суд соломона картина
"Суд Соломона" в искусстве. Часть 1
16 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;18 на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;20 и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.23 И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать.28 И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.
Все время испытываю некоторую неловкость, когда показываю детям картины на этот сюжет и напоминаю историю. И дело, конечно, не в том, что женщины - блудницы, а в жестокости: ну как так, отдать при матери приказ об убийстве ее ребенка? (О том, что невинный младенец имеет право на жизнь, как то задумываешься уже во вторую очередь). Ну и, кстати, ничего не говорится о том, что женщина, подменившая ребенка, получила какое-то наказание ничего не говорится.
Суд Соломона - не самый популярный из ветхозаветных сюжетов, но возможно, древнейшее живописное произведение на ветхозаветную тему иллюстрирует как раз его. Речь об этой помпейской фреске:
Целиком
Суд Соломона, фреска "Дома врача", Помпеи, 1 в. н.э. (до 79 г.)О нейДве фигуры на последнем фрагменте - предположительно Сократ и Аристотель, завидующие мудрости Соломона. Возможно, новохронологи увидят в этом дополнительное свидетельство в пользу того, что Помпеи погибли в эпоху Возрождения. Но у меня нет полной уверенности, что здесь изображен именно суд Соломона. Младенец почему-то почти такого же роста, как и взрослые, все персонажи - карлики. Хотя, конечно, выглядит очень убедительно.
Другие изображения на этот сюжет относятся уже к христианской эпохе
Пластинка из словой кости, Византия, 10-11 вв.И в этом случае и в предыдущем еще очень сильно влияние античной стилистики.
Дальше - уже чисто средневековая, готическая стилистика:
Миниатюры "Всемирной хроники" Фульдского аббатства, ок. 1350-1375Здесь младенца уже успели порядком истерзать
"Библия Венцеслава", ок. 1389-1400Младенцы лежат в колыбелях, а одна из блудниц - очень страшная. Как она могла прокормить себя, не говоря уже о чужом младенце?
Мастер Бусико, ок. 1412-1415.Младенец снова лежит на столике для разрубания, уже никоим образом не напоминающем алтарь
Стефано д'Антонио Ванни, фреска трапезной Сант-Андреа, в Черчина, ок. 1440-1450Младенец снова истерзанный
Пьетро Ламберти или Нанни ди Бартоло, капитель колонны во Дворце дожей, Венеция, 1420-е
То же, в другом ракурсе
Лукас Кранах Старший, ок. 1537 Лукас Кранах - еще средневековый, готический художник. А вот другой Лукас - ван Лейден - гораздо более ренессансный
Лукас ван Лейден, 1515 Это акватинта с рисунка, но высокого качества, потому и помещаю сюда
Джаммария Моска (между 1493 и 1507-1574)Здесь еще тоже много средневекового, несмотря на претензии на классичность
Дальше уже чистый ренессанс
Джироламо Паккьяротто (1474-1540), нач. 16 в.
Джорджоне, ок. 1505
Эта работа также приписывается Джорджоне
Рафаэль и мастерская, 1518-1519А здесь уже почти маньеризм
Джироламо Бертойя, фреска виллы Фарнезе (Капрарола), 1569-1571(Почти такая же композиция в часослове Анны де Монморанси, созданном на 20 лет раньше)Переносимся на север, куда ренессанс приходит сразу в маньеристическом варианте
Франс Флорис, ок. 1545-1550Соломон - в облике римского императора
Антон Клейссенс, между 1605-1613Явно вдохновлялся работой Флориса.Далее - "Суд Соломона" в искусстве 17-19 вв.
tito0107.livejournal.com
ИСТОРИЯ ЦАРЯ СОЛОМОНА. Религиозные сюжеты в живописи. Часть 12.
Соломон - сын Давида и Вирсавии, третий царь объединенного Израиля, многими исследователями считается исторической личностью. Указываются даже годы его правления (ок. 970 - 931 до н. э.). Именно в царствование Соломона строился Иерусалимский храм (иногда Соломон изображается наблюдающим за строительством). Двор царя Соломона ставился великолепием и роскошью. Но множество его жен-чужестранок и наложниц принесли с собой языческие культы, что стало причиной идолопоклонства самого Соломона и в конечном счете привело к упадку и разделению его царства.Для христианских теологов Соломон, подобно своему отцу Давиду, являлся прообразом Христа.
В изобразительном искусстве наиболее распространенными были три сюжетных линии о Соломоне:
- Суд Соломона; - Соломон и царица Савская; - Илолопоклонство Соломона.
"Соломон"(Гюстав Доре)
1. Сюжет "Суд Соломона" (1 Цар., 3: 16 - 28)
Царь Соломон был призван рассудить притязания двух блудниц, которые жили в одном доме и почти одновременно родили. Один ребенок умер, и каждая из женщин утверждала, что оставшийся в живых принадлежит ей. Чтобы установить истину, царь приказал подать меч и сказал: "Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой". В этот момент истинная мать обнаружила себя тем, что отказалась от притязаний на младенца, лишь бы его жизнь была сохранена. Младенец был передан именно ей.Этот сюжет в христианской теологии сделался прообразом Страшного Суда и стал использоваться как символ справедливости в широком смысле.
"Суд Соломона"(Николя Пуссен)"Суд Соломона"(Рафаэль Санти)2. Сюжет "Соломон и царица Савская (2 Цар., 10: 1 - 13)
Целью визита царицы к Соломону было удовлетворить его любопытство, возникшее у нее после рассказов о его мудрости и великолепии его двора. Она пришла с большим караваном верблюдов, которые "навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями". Царь со своей стороны дал царице "все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь своими руками".
Царица Савская изображается либо перед троном Соломона, к которому ее придворные несут блюда и урны, полные даров, либо сидящей рядом с Соломоном.
В христианской теологии этот сюжет был принят в качестве прообраза поклонения волхвов.
"Соломон и царица Савская"(Джованни Демин)
"Соломон и царица Савская"(неизвестный художник XV в., Брюгге)
"Соломон и царица Савская"(Конрад Виц)
"Царица Савская и Соломон"(Тинторетто)
"Встреча Соломона и царицы Савской"(Пьетро делла Франческо)
3. Идолопоклонство Соломона (1 Цар., 11: 1 - 8)
На старости лет Соломон все более и более втягивался в языческие культы, привнесенные в Израиль женами его большого гарема, взятыми из соседних царств. В Библии упоминаются Хамос и Молох - боги, требовавшие человеческих жертв, а также Астарта - хананейская богиня плодородия. Соломон обычно изображается у алтаря, совершающим жертвоприношение. Сцена часто включает языческие статуи или золотого тельца. Этот сюжет чаще всего использовался живописцами протестантских стран в XVI - XVII веках, чтобы выразить отношение протестантов к скульптурным образам в католической Церкви, которые они считали идолопоклоннеческими.
"Идолопоклонничество Соломона"(Лукас Кранах Старший)
"Соломон поклоняется идолам"(Себастьяно Риччи)
"Идолопоклонство Соломона"(Франс Франкен)
Благодарю за внимание.Продолжение следует.
Сергей Воробьев.
sergeyurich.livejournal.com
Картина Н. Н. Ге «Суд царя Соломона» (краткое описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест
Не менее интересно, чем у Николы Пуссена, воплощён сюжет суда Соломона в картине русского художника Николая Николаевича Ге «Суд царя Соломона». На высоком троне восседает спокойный и рассудительный царь Соломон. Его пышное белое одеяние воспринимается как залог торжествующей истины и справедливости. Взор царя устремлён на женщину в яркой красной накидке. Отчаянным жестом рук она решительно останавливает воина, уже достающего меч и готового разрубить ребёнка. Страх и ужас запечатлены на её взволнованном лице. С мольбой о спасении младенца она обращается к Соломону, надеясь на справедливость решения. Но как при этом спокойна и невозмутима другая! С удивлением, почти рассеянно смотрит она на соперницу. Ни тени отчаяния, ни мольбы о помощи не видим мы на её спокойном и равнодушном лице. Холодные тона синего платья с жёлтой накидкой подчёркивают её отчуждённость.
Какое же решение примет Соломон? На картине не показан итог суда. И всё же у зрителя остаётся надежда на справедливое решение царя.
«Соломоново решение» — так часто говорим мы, когда всё-таки удаётся найти разумный выход из сложной и запутанной жизненной ситуации. Таких спорных и сложных ситуаций царю Соломону приходилось решать немало. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Н. Н. Ге. Суд царя Соломона. 1854 г. Музей русского искусства, Киев |
Картина суда соломона
Н н ге суд царя соломона
Мудрость царя соломона картина
Картина убийство царя соломона
Краткое содержание библейского завета суд соломона
Чем отличается художественная трактовка Н. Пуссена и Н. Н. Ге одного и того же сюжета суда?
Как в произведении Н. Н. Ге передана надежда на справедливое разрешение конфликта?
worldofschool.ru
Суд царя Соломона | Великие художники
Николай Ге «Суд царя Соломона», 1854
Музей Русского Искусства, Киев
Романтизм
Во времена учебы Николая Ге в Академии художеств многие студенты подражали Карлу Брюллову , и Николай тоже преклонялся перед творчеством этого великого мастера, особенно любил его знаменитую «Помпею», считая ее идеалом. Первые картины, созданные под влиянием любимого живописца, оказались великолепны. Не зря юношу в Академии называли самым «брюлловистым» из студентов, и это была отнюдь не насмешка. Два художника ни разу в жизни не встречались лично, но Ге подробно изучал творчество Брюллова и пользовался его рекомендациями, услышанными от позировавших тому натурщиков. Эту любовь Николай Николаевич сохранил до конца своих дней, хотя вскоре перестал кому-либо подражать.
Полотно «Суд царя Соломона» написано в абсолютно брюлловском, ярком и красочном стиле. Классическая композиция, выразительные позы, характерные «говорящие» жесты – произведение выполнено по всем академическим канонам.
Соломон был сыном прославленного царя Давида и правил Иудейским царством в 10 веке до рождества Христова. Именно Соломон построил первый Иерусалимский храм. Но особенно прославился этот царь свой мудростью.
Однажды во сне услышал Соломон голос Бога, который сказал ему: «Проси, что дать тебе». Царь попросил мудрости, чтобы справедливо управлять своим народом. И потому, что Соломон не попросил себе никаких личных благ, таких, как долголетие или богатство, Бог исполнил его просьбу, сделав Соломона мудрейшим из царей.
Однажды привели на суд к Соломону двух женщин с грудным младенцем. Они жили в одном доме и с разницей в три дня родили сыновей. Но у одной из них ночью ребенок умер. Первая женщина утверждала, что ее соседка подменила детей, забарав ее живого ребенка себе. Вторая утверждала, что ничего такого не делала, а ночью умер ребенок первой женщины. Как в этой ситуации было разобраться, кто из двух женщин говорит правду и является настоящей матерью ребенка? Без свидетелей истину было установить невозможно, а генетического анализа в то время не существовало. Тогда Царь Соломон велел принести меч и разделить ребенка между двумя женщинами, разрубив его пополам. Услышав о таком решении, первая женщина закричала, чтобы ребенка не убивали, а отдали ее соседке. Вторую же это решение удовлетворило. «Пусть будет ни мне, ни тебе» – сказала она.
Тогда все поняли, кто настоящая мать ребенка. По приказу царя сына вернули той женщине, которая просила оставить его живым. Эта библейская история на многих производила впечатление нестандартным и тонким решением спорного вопроса. Отсюда и выражение «соломонов суд» прочно закрепилось в нашей речи.
greatartists.ru
Суд Соломона, ч. 2 - tito0107
Продолжим про суд Соломона, во второй части у нас - 17-19 вв. Работы сдесь будут сгруппированы скорее по стилистическому и иконографическому принципу, хронологию немного нарушу.Дидье Барра (ок. 1590 - не ранее 1562), он же Дезидерио МонсуНа самом деле Дезидерио Монсу "склеен" из двух, или даже трех различных художников. Чисто маньеристическая работа, хотя 17 век в разгаре, уже давно умер Караваджо, вовсю работает Рубенс, творит молодая поросль: Пуссен, Ван Дейк. Веласкес, возможно, даже Рембрандт. Главное здесь - архитектурная фантазия, персонажи библейского сюжета играют роль стаффажа. То же можно сказать и о двух следующих картинах, разве что не столь маньеристичныПитер ван Бронкхорст, 1622Почти кватрочентистская любовь к перспективе
Франсиско Гутьеррес Кабелло (1616-1670)
Ну а дальше - "настоящий" 17 векКараваджо не писал картин про суд Соломона (во всяком случае, о таковых ничего не известно)
Хосе Рибера, ок. 1609-1610Если датировка и атрибуция верны, Рибере было всего 18-19 лет. когда он писал эту картину.
Здесь Соломон показан старцем. Но в большинстве картин 17 века он молод, порой почти подросток
Валантен де Булонь, ок. 1625Караччоло, ок. 1620-1625
Маттиас Стомер (раб. 1615-1649)Здесь уже влияние не только Караваджо, но и Рубенса
Леонард Брамер, 1640-е
Смотрим, как из караваджизма (второй волны) вырастает настоящее барокко
Лука Джордано, 1655
Лука Джордано, посл. треть 17 в.
Лука Джордано, 1690-е
Бонусом "Сон Соломона" от того же Луки Джордано
ок. 1693
Лука Джордано намечает путь в искусство 18 века, к Тьеполо, в первую очередь
Тьеполо, 1726-1729
Еще из зрело-барочного:
Антонио Молинари (1655-1704)
Доменико Антонио Ваккаро (1678-1745)(не путать с караваджистом Андреа Ваккаро!)Рубенс и его последователи
Мастерская РубенсаСоломон совсем молодой, но с бородкой
Питер Пауль Рубенс, ок. 1617-1620Именно эта композиция вызвала множество подражаний
Мастерская Рубенса, 1620-1630-е
И далеко не все эти подражатели создавали выдающиеся полотна:
Стефан Кесслер (1622-1670)Подобные картины привожу в качестве фона: основная масса художественной продукции выглядела примерно так и даже хуже (закон Старджона)Еще один "шедевр":
Неизвестный фламандский художник 17 в. (судя по костюмам и прическая - первой половины, но может и позднее)
Но встречаются анонимные мастера и высокого уровняМастер Мученичества Себастьяна, резьба по слоновой кости, ок. 1667Здесь тоже заметно влиняие Рубенса, но в отличие от всех предыдыщих работ Соломон сидит по центру, композиция симметричная. Но анонимному резчику далеко до Пуссена, картина которого - просто эталон классицизма:
Никола Пуссен, 1649
Но классицизм 17 века слишком барочен и потому не так скучен, как неоклассицизм
Тома Бланше (1614-1689)к сожалению, репродукции большего размера не нашел
Жан Рау, 1710
Рау - скорее "рубенсист", чем "пуссенист", несмотря на классические пилястры (правда, витые соломоновские колонны тоже присутсвуют)
Уильям Блейк, 1800Блейк ни на кого не похож, но с картиной Пуссена он был явно знаком
А дальше - тот самый скучный неоклассицизм:
Франц Кавчич(1755-1828)
Константин Флавицкий, 1854Ге еще тот же сюжет писал, но его работу я выкладывать не буду.
Даже виртуозный Доре скучен, ИМХО, со своим псевдоисторизмом в сравнении со старыми мастерами (до 18 века)
Гюстав Доре
tito0107.livejournal.com
Картина «Суд Соломона» в експозиції великого палацу Золочівського замку
Серед живописних творів мистецтва, які прикрашають Європейський зал Великого палацу Золочівського замку особливу увагу привертає велике полотно з зображенням біблійної притчі про Соломона.Розповідь про Соломонів суд надихала митців різних епох на створення численних творів мистецтва, серед яких фреска Рафаеля Санті, гравюри, картини Андреа Мантенья, Ніколя Пуссена, рельєф на палаці дожів у Венеції тощо.Про царя Соломона нам розповідає Біблія. Він був сином прославленого царя Давида і правив Ізраїльським царством у 10 ст. до Р.Х. Особливо прославився Соломон своєю мудрістю, слава про яку розлетілась після того, як він розсудив двох жінок, що сперечалися за дитину.Історія про суд Соломона викладена в Першій книзі царів: 3-16:28. У довільному переказі вона звучить так: «Одного разу Соломон сидів на троні і до нього підійшли дві жінки з грудною дитиною. Вони жили в одному домі і з різницею у три дні народили синів. Але в одної з них вночі дитина померла. Перша жінка стверджувала, що її сусідка підмінила дітей, забравши собі її живу дитину. Друга твердила, що нічого подібного вона не робила». Як же було визначити , хто ж говорить правду і є справжньою матір’ю живої дитини. Без свідків встановити істину було майже неможливо. Тоді цар наказав мечем розрубати дитину на дві частини та віддати їм. Почувши про таке рішення, перша жінка благала віддати дитину сусідці, тільки зберегти їй життя. Другу таке рішення задовольнило. Вона сказала: «Рубайте, хай не дістанеться ні їй, ні мені». Соломон, побачивши переживання жінок, зумів легко визначити, хто ж є справжньою матір’ю дитини.Цікавий біблійний сюжет про суд Соломона не оминув своєю увагою великий майстер барокового живопису фламандський художник 17 ст. Пітер Пауль Рубенс. «Суд Соломона» його пензля зберігається у Національній галереї Копенгагена. Це ймовірно було одне з багатьох замовлень від Церкви. Над виконанням замовлень трудилось багато талановитих художників у створеній ним майстерні.Так у 1611-1614 р в майстерні Рубенса створюється монументальне полотно «Суд Соломона» розміром 184-218,5 см., яке тепер зберігається в колекції Національного музею Прадо у Мадриді. Ця картина невідомого художника з майстерні Рубенса належала до приватної колекції королеви Єлизавети Фарнезе в Мадриді і до 1746 р ніде не документувалась.А у 18 ст. невідомий художник написав копію з картини «Суд Соломона», з музею Прадо, трохи більших розмірів(197 -265 см.), який тепер прикрашає Європейський зал Великого палацу.Композиція твору є майже дзеркальним відображенням оригіналу Рубенса. Героїв картини переповнюють емоції, передані їх активними рухами. Жести і постаті жінок промовляють до нас почуттями. Жінка, що на колінах, благає зберегти життя дитині. Жест іншої наче кричить: «Рубайте!» Їй байдужа доля дитини в руці воїна. Постать воїна з дитиною умовно ділить картину на дві емоційно протилежні частини. Праворуч – фігура Соломона у червоному плащі, який застібнутий дорогоцінною фібулою, з діадемою на голові, сповнена царської величчі,рухи виважені. Він сидить на золотому троні з підлокітниками у вигляді сфінксів, витягнута права рука з жезлом виказує прийняте ним рішення, а одночасно наче зупиняє його виконання. Напруженість ситуації підкреслюють байдужо-цікаві постаті зівак та слуг Соломона.Картина привертає увагу багатим колоритом, сповнена величі та декоративізму, притаманного Рубенсу.Біблійна історія про суд Соломона вражала багатьох нестандартним і тонким рішенням спірного питання. Вона стала взірцем мудрості. Звідси пішов вислів Соломонове рішення – так ми називаємо справедливий, мудрий і швидкий суд.
Золочівський замоккартинаСуд Соломонаzolochiv.net
Суд царя Соломона. Сочинение по картине Н.Ге
Николай Ге. Суд царя Соломона. 1854. Холст, масло. 147 x 185. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
Во времена учебы Николая Ге в Академии художеств многие студенты подражали Карлу Брюллову , и Николай тоже преклонялся перед творчеством этого великого мастера, особенно любил его знаменитую «Помпею», считая ее идеалом. Первые картины, созданные под влиянием любимого живописца, оказались великолепны. Не зря юношу в Академии называли самым «брюлловистым» из студентов, и это была отнюдь не насмешка. Два художника ни разу в жизни не встречались лично, но Ге подробно изучал творчество Брюллова и пользовался его рекомендациями, услышанными от позировавших тому натурщиков. Эту любовь Николай Николаевич сохранил до конца своих дней, хотя вскоре перестал кому-либо подражать.
Полотно «Суд царя Соломона» написано в абсолютно брюлловском, ярком и красочном стиле. Классическая композиция, выразительные позы, характерные «говорящие» жесты – произведение выполнено по всем академическим канонам.
В основу картины положена библейская притча:
«Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать.И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (Третья книга Царств 3: 16-28).
Источник: http://www.tanais.info/art/gay2more.html
Похожие записи
design-kmv.ru