Описание картины Василия Перова «Суд Пугачёва». Картина суд пугачева


Перов В.Г. Суд Пугачева. 1879

Аннотация

Смерть Петра III породила множество легенд и спровоцировала появление самозванцев. Наибольшую известность из них получил Е.И.Пугачев, предводитель Крестьянской войны (1773–1775). В начале 1870-х годов Перов обратился к теме, посвященной крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Перов поставил перед собой сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. По замыслу художника в первой части триптиха он хотел показать причины восстания (тяжелая жизнь крестьян под властью помещиков), во второй – изобразить само восстание, в третьей – передать расправу с помещиками. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, совершил поездки в Поволжье, Оренбургскую губернию, Уральскую область, где в конце XVIII столетия полыхало восстание. Из задуманного художник смог осуществить только третью часть. Зловеще-мрачная сцена суда трактуется живописцем как народная трагедия, где каждый присутствующий является носителем своей правды. Пугачев предстает на картине свирепым тираном, которому противостоят или которому подчиняются остальные герои. Их образы вызывают в памяти персонажей повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина (пожилая женщина, прижимающая свою плачущую дочь, напоминает мужественную Василису Егоровну Миронову, а молодой офицер, целующий руку Пугачеву, — предателя Алексея Швабрина). Одноименный первоначальный вариант картины 1875 г. находится в ГИМ, два эскиза к нему — в ГТГ.

Емельян Иванович Пугачев (1740/42–1775) — выходец из донского казачества. С 17 лет принимал участие в войнах с Пруссией и Турцией, получил младший офицерский чин хорунжего за храбрость в боях. Несколько раз выступал в роли челобитчика от казаков и крестьян, за что был брошен в тюрьму и вскоре бежал на Урал (1773). В сентябре того же года перед 80 яицкими казаками объявил себя императором Петром III и, собрав более чем двадцатитысячную армию, начал беспощадную войну против дворянства. Пугачев проявил выдающиеся военные и организаторские способности, однако, в сентябре 1774 был обменян своими приближенными на помилование от правительства и 10/21 января 1775 казнен на Болотной площади в Москве.

rmgallery.ru

«Суд Пугачева» | Московский Журнал

Уважаемая редакция!В начале 1970-х годов, когда я служил в УВД Ростоблисполкома, ко мне в руки попала фотография картины В. Г. Перова «Пугачевский бунт» (специалистам известна его же незаконченная картина под названием «Суд Пугачева»). Один из наших сотрудников поделился со мной информацией о том, что из Москвы пришел приказ провести чистку спецбиблиотек. Созданная по сему случаю комиссия решала, какие фонды подлежат уничтожению. Я имел доступ к отобранным для сжигания книгам. В основном это были стихи, а также альбомы с черно-белыми фотографиями картин различных художников, изданные до 1917 года. В одном из них я и обнаружил вышеназванную фотографию, которую предлагаю вниманию читателей «Московского журнала».Владимир Николаевич Карпов, Саратов

От редакции В. Г. Перов. Суд Пугачева. Холст, масло. 1875 год

В дореволюционных альбомах действительно публиковалась фотография картины В. Г. Перова «Суд Пугачева» (или, как ее тогда подписывали, «Пугачевский бунт») — например, в издании обосновавшегося в Париже русского литографа И. С. Лапина «Сокровища русской живописи. Альбом избранных картин Третьяковской галереи» (Париж, предположительно 1910–1912 годы). Интересны перипетии создания этой картины.В 1870-х годах Перов заинтересовался исторической тематикой. Его внимание, в частности, привлекли события Крестьянской войны (1773–1775) под предводительством Е. И. Пугачева. Художник задумывает триптих: «Восстание», «Помещики и крестьяне», «Суд Пугачева». Он много читал о Пугачеве, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал местные типы (эскизы «Голова киргиза», «Голова татарина»). Однако из всего замысла более-менее удалось осуществить только последнюю часть.

В первоначальном эскизе к «Суду Пугачева» (1873), вскоре, впрочем, уничтоженном, В. Г. Перов изобразил среди вечернего деревенского пейзажа вооруженных повстанцев, приближающихся к помещичьей усадьбе, в которой их вождь чинит суд и расправу. «Ставка» пугачевской вольницы расположилась в Бердской слободе близ Оренбурга. Пугачев жил в самом лучшем в Бердах доме казака Ситникова, называемом «Золотой палатой». Этот дом и запечатлен на картине.Вскоре был написан второй эскиз: пугачевцы на фоне бушующего пожара. Горящие здания, клубы дыма, закрывшие небо, виселица, птицы, тревожно мечущиеся над трупами повешенных… Однако образ главного героя Василию Григорьевичу явно не удался: Пугачев здесь какой-то безликий, инертный. Народ отодвинут на задний план. В центре на первом плане — человек, кланяющийся Пугачеву в ноги. Выделяется немолодой дворянин со связанными руками, которого удерживает калмык. Дворянин отказывается признать самозванца государем Петром III, и ему уготована виселица…

Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей. В ней художник отошел от первоначального замысла, ограничившись изображением только сцены суда, отчего был утерян масштаб события. Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его. В 1879 году появился еще один вариант картины, который и попал в поле зрения нашего читателя под названием «Пугачевский бунт». Здесь образ Пугачева предстает более значительным — в лже-Петре III чувствуется человек большой воли, ума и темперамента. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на «Емельку».«Суд Пугачева», по общему признанию, не принадлежит к числу шедевров В. Г. Перова, поскольку должной монументальности обобщения автору в нем достичь не удалось. И все же эти творческие поиски художника нельзя считать бесплодными, поскольку они в известной мере подготовили появление знаменитых исторических полотен В. И. Сурикова.

При составлении комментария использована брошюра А. И. Архангельской «Выдающийся русский живописец В. Г. Перов» (М., 1957).

mosjour.ru

картины | Бердская слобода

Федор Живаев: Вид на Бердскую слободуЖиваев Федор Гаврилович, «Вид на Бердскую слободу». Из собрания музея А.С. Пушкина средней школы №14 г. Оренбурга

pugachevФальшивкой объявлен памятный нам всем по учебникам истории парный портрет Пугачёва и Екатерины Второй. На днях он убран из экспозиции Государственного исторического музея (Москва, Красная площадь, дом 1).

 Когда собирал материалы к книге «Пушкин и Оренбуржье», то научный сотрудник этого музея Зоя Огризко с благоговением подвела меня к портрету:

— Перед вами один из самых любопытных экспонатов нашего музея. Когда пугачёвцы захватили Илецкий городок, сейчас это село Илек вашей Оренбургской области, то в присутственном месте обнаружили портрет императрицы Екатерины. Пробили его пиками, порубили саблями. А потом кому-то пришло в голову: есть местный живописец, вот пусть поверх напишет нашего царя-батюшку. Крестьянская война только начиналась, и восставшим нужен был такой портрет как своего рода агитационный материал: Пугачёв — подлинный царь Пётр Третий.

Портрет написан маслом на холсте. Иконописные приёмы письма указывают, что автором портрета был иконописец-самоучка из староверов. Смотрите, вверху портрета, на его левой стороне, поставлена дата: «Сентября 21 1773 г.», а на обратной стороне сделана надпись: «Емельян Пугачёв родом из Казацкой станицы нашей православной веры и принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 г. сентября 21 дня».

В Бердской слободе. Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964), 1952 год

Картина «В Бердской слободе». Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964), 1952 год

Василий Перов «Суд Пугачева» (1879), Русский Музей

Василий Перов «Суд Пугачева» (1879), Русский Музей

Существует несколько вариантов картины Василия Перова «Суд Пугачева» или «Пугачевский бунт». В 1879 году появился вариант картины, где образ Пугачева предстает более значительным – в лже-Петре III чувствуется человек большой воли, ума и темперамента. На крыльце помещичьего дома сидит Пугачев, окруженный толпой своих приближенных, разбойничьи лица которых чрезвычайно характерны. Идет церемония присяги, которую производит жалкий, несчастный, трясущийся от страха священник. На дворе, перед Пугачевым, скучена толпа народа, в первых рядах которой стоит помещичье семейство, члены которого кто с отчаянием, кто с твердостью и мужеством ожидают решения своей участи. На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на «Емельку».

berdskasloboda.ru

Описание картины Василия Перова «Суд Пугачёва»

Описание картины Василия Перова «Суд Пугачёва»

Уж наверняка великий живописец писал это полотно под впечатлением от книги Пушкина «Капитанская дочка». В этом романе как раз есть сцена суда и это полотно, можно сказать, является хорошей иллюстрацией той сцены.

Наверно не стоит повторять историю этого казацкого бунта и вспоминать какие-то важные вехи жизни Емельяна Пугачёва. То, что это был самозванец и дерзкий человек, понятно было не сразу.

Сначала у Пугачёва были победы и он, почувствовав удачу, решился идти на Москву. Но при этом в тех городах, которые захватывал он, производил свой суд, подчас нелепый и странный и часто – скорый.

Первыми кто страдал от этого суда коменданты крепостей и городов, офицеры. Бывали обвинения ложными и абсурдными, но ему лично было, не жаль этих людей. Вот и на полотне, посмотрите, сколько страсти, сколько боли и сколько эмоций. Сам Емельян Пугачёв сидит в кресле на крыльце и сверху вершит суд. Кто-то потерял сознание, кто-то на коленях просит милости, а кто-то стоит гордо и даже не думает пресмыкаться перед бунтовщиком. Невдалеке видна виселица.

Судьба потом сыграла злую шутку над Пугачёвым. Он был всё-таки арестован и как зверь вывезен в Санкт-Петербург, на суд. Почему как зверь? Его везли в клетке, чтобы все видели, как это бунтовать против императрицы и клеветничать на её семью. А потом его жестоко казнили, практически так же, как и он без всяких скидок казнил многих официальных лиц.

Страшно то, что он явно понимал, что творит грех, явно понимал, что это ему зачтётся и припомниться. И кстати, его предали свои же, просто разбежались кто-куда и он остался один. А один в поле не воин, тем более после того, что он успел натворить.

На полотне он пока во власти и чувствует себя вершителем судеб, но как иллюзорно это чувство и как быстро кончается власть. Он это понял потом.

Описание картины Василия Перова «Суд Пугачёва» | источник

sochinenie-o.ru

Сочинение по картине Перова «Суд Пугачева»

Существует несколько вариантов картины В. Г. Перова "Суд Пугачева" или "Пугачевский бунт". В 1879 году появился вариант картины, где образ Пугачева предстает более значительным – в лже-Петре III чувствуется человек большой воли, ума и темперамента. На крыльце помещичьего дома сидит Пугачев, окруженный толпой своих приближенных, разбойничьи лица которых чрезвычайно характерны.

Идет церемония присяги, которую производит жалкий, несчастный, трясущийся от страха священник. На дворе, перед Пугачевым, скучена толпа народа, в первых рядах которой стоит помещичье семейство, члены которого кто с отчаянием, кто с твердостью и мужеством ожидают решения своей участи. На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на "Емельку".

Перов поставил очень сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания*. В первой картине триптиха он хотел вскрыть причины восстания, во второй – изобразить самое восстание и в третьей – передать расправу с помещиками. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы ("Голова киргиза", "Голова татарина"), делал этюды для Пугачева. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – "Суд Пугачева».

Для второй картины автор имел лишь наброски и рисунки отдельных фигур и сцен. Композиция же не была осуществлена; она представлялась художнику в виде стремительно несущейся на зрителя массы разноплеменных всадников:...

казаков, татар и русских крестьян. Стремительность движения всадников, поднимающих облака пыли, должна была создать впечатление стихийного движения, сметающего все на своем пути. Первоначальный эскиз к картине "Суд Пугачева", вскоре уничтоженный, относится к 1873 году. В нем В. Г. Перов изобразил среди вечернего деревенского пейзажа вооруженных повстанцев, приближающихся к помещичьей усадьбе, в которой их вождь чинит суд и расправу.

В. Г. Перов "Суд Пугачева". Эскиз картины, 1875 г. ГИМ

Вскоре был написан второй эскиз: пугачевцы на фоне бушующего пожара. Горящие здания, клубы дыма, закрывшие небо, виселица, птицы, тревожно мечущиеся над трупами повешенных…

Однако образ главного героя художнику явно не удался: Пугачев здесь какой-то безликий, инертный. Народ отодвинут на задний план. В центре на первом плане человек, кланяющийся Пугачеву в ноги. Выделяется немолодой дворянин со связанными руками, которого удерживает калмык. Дворянин отказывается признать самозванца государем Петром III, и ему уготована виселица…

Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей. В ней художник отошел от первоначального замысла, ограничившись изображением только сцены суда, отчего был утерян масштаб события. Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его. "Ставка" пугачевской вольницы расположилась в Бердской слободе близ Оренбурга. Пугачев жил в самом лучшем в Бердах доме казака Ситникова, называемом «Золотой палатой». Этот дом и запечатлен на картине. В 1879 году появился еще один вариант картины, о котором говорилось в начале страницы.

schoolessay.ru

Сочинение по картине Перова «Суд Пугачева» Помощь по литературе

Существует несколько вариантов картины В. Г. Перова "Суд Пугачева" или "Пугачевский бунт". В 1879 году появился вариант картины, где образ Пугачева предстает более значительным – в лже-Петре III чувствуется человек большой воли, ума и темперамента. На крыльце помещичьего дома сидит Пугачев, окруженный толпой своих приближенных, разбойничьи лица которых чрезвычайно характерны.

Идет церемония присяги, которую производит жалкий, несчастный, трясущийся от страха священник. На дворе, перед Пугачевым, скучена толпа народа, в первых рядах которой стоит помещичье семейство, члены которого кто с отчаянием, кто с твердостью и мужеством ожидают решения своей участи. На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на "Емельку".

Перов поставил очень сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания*. В первой картине триптиха он хотел вскрыть причины восстания, во второй – изобразить самое восстание и в третьей – передать расправу с помещиками. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы ("Голова киргиза", "Голова татарина"), делал этюды для Пугачева. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – "Суд Пугачева».

Для второй картины автор имел лишь наброски и рисунки отдельных фигур и сцен. Композиция же не была осуществлена; она представлялась художнику в виде стремительно несущейся на зрителя массы разноплеменных всадников:...

казаков, татар и русских крестьян. Стремительность движения всадников, поднимающих облака пыли, должна была создать впечатление стихийного движения, сметающего все на своем пути. Первоначальный эскиз к картине "Суд Пугачева", вскоре уничтоженный, относится к 1873 году. В нем В. Г. Перов изобразил среди вечернего деревенского пейзажа вооруженных повстанцев, приближающихся к помещичьей усадьбе, в которой их вождь чинит суд и расправу.

В. Г. Перов "Суд Пугачева". Эскиз картины, 1875 г. ГИМ

Вскоре был написан второй эскиз: пугачевцы на фоне бушующего пожара. Горящие здания, клубы дыма, закрывшие небо, виселица, птицы, тревожно мечущиеся над трупами повешенных…

Однако образ главного героя художнику явно не удался: Пугачев здесь какой-то безликий, инертный. Народ отодвинут на задний план. В центре на первом плане человек, кланяющийся Пугачеву в ноги. Выделяется немолодой дворянин со связанными руками, которого удерживает калмык. Дворянин отказывается признать самозванца государем Петром III, и ему уготована виселица…

Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей. В ней художник отошел от первоначального замысла, ограничившись изображением только сцены суда, отчего был утерян масштаб события. Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его. "Ставка" пугачевской вольницы расположилась в Бердской слободе близ Оренбурга. Пугачев жил в самом лучшем в Бердах доме казака Ситникова, называемом «Золотой палатой». Этот дом и запечатлен на картине. В 1879 году появился еще один вариант картины, о котором говорилось в начале страницы.

Прислал: Давыдова Юлия . 2017-10-14 20:06:40

pomosh-po-literatyre.imysite.ru

Сочинение по картине Василия Перова «Суд Пугачева»

Масштабное в содержательном и буквальном смысле полотно выставлено в Московском Государственном Историческом Музее. Рождение произведения датировано 1875 годом, хотя его появление в пространстве творческого воображения художника имеет продолжительную историю.

По одной из версий, источником вдохновения для создания картины стали впечатления В.И. Даля, с которым автора связывала дружба. Великий русский писатель и лексикограф рассказал другу-художнику историю своей офицерской службы.

Владимир Даль мастерски владел словом, его колоритное описание событий Пугачевского восстания разбудило воображение живописца. Изначально художественный замысел предполагал создание трех полотен связанных одной сюжетной идеей. Первая картина трилогии должна была изображать причины народного бунта, на второй автор мыслил развернуть события самого восстания. По причине, истинная природа которой известна лишь творцу, свет увидела только заключительная часть триптиха. Это полотно, приглашающее созерцателя стать свидетелем Пугачевского суда.

Холст, масло и рука вдохновленного мастера и перед нами приоткрыт занавес, за которым разыгрывается динамичная сцена исторического значения. Сложная композиция с большим количеством персонажей, центральным героем которой является сам предводитель восстания – Емельян Пугачев, вершащий суд над помещиками. Композиция и цветовое решение полотна создает иллюзию хаотичного движения.

В самом центре картины, на одной линии пространства, противоборствующими силами видятся фигуры народного освободителя-бунтаря и его сломленных жертв. Некоторые из них уже казнены, а для тех, кого еще не постигла эта участь, зловещим символом конца является виселица на фоне огненного «заката», изображенная в левом верхнем углу композиции. На заднем плане безликая возбужденная толпа и лишь ближе к центру мы можем видеть приближенных Пугачева. Их лица несут столько оттенков чувств от страха до ликования, что этот эмоциональный «беспорядок» участников и свидетелей происходящего, передает зрителю неприятную внутреннюю напряженность и оценочную тревогу, внушает состояние тяжелой обреченности и безнадежности.

Художник создал достоверный и яркий образ народного мятежа и беспощадного суда. Однако нельзя сказать, что автору вполне удалось выразить собственную оценку бесплодности поиска лучшей жизни через жестокость и насилие. Разве что факт незавершенности полотна и эмоциональной незавершенности портрета бунтаря-Пугачева может намекать нам на отношение автора к изображаемым событиям. Все эти кажущиеся недописанными детали и делают картину интересной для зрителя, рождая в нем множество вопросов, ответов и догадок. Такая продуктивная внутренняя работа созерцателя над данным произведением доказывает истинное мастерство художника Перова В.Г., а его полотну «Суд Пугачева» дает абсолютное право называться шедевром.

school-essay.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта