Венгерский художник Mihaly Munkacsy (1844–1900). Картины художник мункачи
Михай Мункачи (Munkácsy Mihály) - Развлекаюсь, как умею
Я, как обычно, никогда не слышала о Михае Мункачи. Википедия даёт крайне скудную информацию из серии родился, учился, женился, работал, умер.
Михай Либ (Мункачи - это псевдоним) родился в 20 февраля 1844 года в городе Мункаче (отсюда и имя). В 6 лет он остаётся круглым сиротой, а в 10 уже поступает в подмастерья к столяру. Уже тогда он начинает проявлять его интерес к живописи. Первым преподавателем становится бродячий художник Элек Самоши. Дальше Мункачи отправляется в Будапешт, получив стипендию для обучения за рубежом брагодаря покровительству известного художника Антала Лигети. В 1865 Мункачи на год переезжает в Вену для учёбы в Академии художеств у Карла Раля, затем ещё один год учится в Мюнхене и год в Дюссельдорфе, параллельно бывает в Париже.
В 1869 году Мункачи пишет картину "Камера смертника", за которую получает золотую медаль на Парижском салоне в 1870 году и приобретает известность. Весной 1870 года парижский торговец картинами скупает все холсты Мункачи и упешно их продаёт. С 1872 года Мункачи работает в Париже.
Дальше начинается мой ещё более вольный пересказ.
За всю свою жизнь Мункачи создаёт более 600 произведений в разных жанрах. Пишет салонные сцены, натюрморты, пейзажи. Это востребованная живописть. Это то, благодаря чему художнику не приходится задумываться от средствах к существованию. Тем более, необходимо содержать модный художественный салон, который заводит его жена (в 1874 году он женится на Сесиль Папье, вдове своего друга, барона де Марша, мецената и коллекционера картин).
В 1878 году он заключает грабительский договор сроком на 10 лет с продавцом картин Зедельмейером. В этот период писать приходится только то, что хорошо продаётся. Но любимой темой художника остаются сцены из жизни венгерских крестьян. С годами картины начинают больше походить на этнографические сцены, невозможно дотоверно писать быт народа, так долго находясь в отрыве от родных мест. Мункачи обращается к историческим и религиозным сюжетам.
Завершением творческой жизни художника можно считать полотно "Забастовка", написанное в 1895 году. За эту работу Мункачи подвергается жёсткой критике. В периодических изданиях появляются статьи, в которых художнику "предлагалется" признать, что сюжет выбран случайно. Однако Мункачи твёрдо обозначачает своё жизненное кредо. Елинстенный раз в жизни он становится неугодным.
В 1890-х годах здоровье художника резко ухудшается - он старает от душевного расстройства и от сифилиса. Мункачи скончался 1 мая 1900 года в психиатрической лечебнице в Энденихе (около Бонна).
Покажу вам некоторые картины. Жаль, репродукции не отражают и сотой части великолепия полотен. Игра света просто потрясающая. Это будто будто закатное солнце выхватыват из глубокой тени отдельные детали и они горят своим внутренним светом.
.
"Пыльная дорога"
"Цыганский табор"
"Мильтон диктует дочерям "Потерянный рай""
Та самая "Забастовка"
addiska.livejournal.com
Был ли антисемитом венгерский живописец Мункачи?
михай мункачи
Газета The Art Newspaper Russia рассказала о недавно обнаруженной в Лондоне картине одного из самых известных венгерских художников 19 века, Михая Мункачи, "Ритуальное убийство" и о разыгравшемся в связи с этим скандале... Как считает эксперт Джефф Тейлор из Нью-Йорка, монументальное полотно (2 х 4 м.), имеет особенности, характерные и для других работ Мункачи периода 1882 - 1887 гг., а изысканная техника, свойственная маэстро, лишний раз подтверждает его авторство. Кроме того, на картине во время исследования в инфракрасном свете обнаружен "фирменный знак" Мункачи. Фрагмент картины "Ритуальное убийство" «Картина связана с так называемым Тисаесларским делом, вызвавшим в конце XIX века волну антисемитских настроений по всей Австро-Венгрии. В 1882 году в венгерской деревне Тисаеслар без вести пропала 14-летняя крестьянская девочка. Распространился слух, будто девочку убили местные евреи, чтобы использовать ее кровь при праздновании иудейской Пасхи", -- Несколько месяцев спустя в реке было найдено тело девочки, на котором не было повреждений, но 15 евреям все равно было предъявлено обвинение. Суд над ними привлек международное внимание. Он стал известен как «венгерское дело Дрейфуса» и расколол общество. Когда в 1883 году подсудимые были оправданы, в Будапеште три дня бушевали беспорядки. Недавно найденная картина написана как раз между 1882 и 1887 годами».
Фрагмент картины "Ритуальное убийство" Специалист по искусству Венгрии из штата Нью-Йорк, исследовавший картину, хоть и считает её сюжет неприятным, но не видит в этом причины для отказа от результатов атрибуции, вопреки негодованию "общественности":«Конечно, связь с такой картиной неприятна, — говорит Джефф Тейлор. - На ней изображено одно из травматичнейших событий венгерской истории. Однако историки искусства не могут отвергнуть атрибуцию только потому, что она неприятна».
В соответствие с некоторыми французскими и русскими источниками брат премьер-министра России Петра Столыпина в 1914 году демонстрировал монументальную работу Мункачи под названием "Ритуальное убийство". По его мнению, молодая девушка, изображённая на картине, представляет собой Европу в окружении демонических сионистов, сосущих из неё кровь.
Далее в статье сообщается:«С приписыванием авторства картины Мункачи согласны не все. Габор Беллак, специалист по венгерскому искусству XIX-XX веков, заявляет: «Это отвратительно. Картина никак не может принадлежать кисти Мункачи».
Газета пишет также о том, что разгневанный специалист считает картину «садистской мазнёй ярко выраженного антисемитского толка» и считает, что её авторство принадлежит менее известному художнику - Лайошу Абрани.
Джозеф Тейлор однако проявляет принципиальность, заявляя, что «очень легко выступать против атрибуции, не видя картины».
rupo.ru
Художник Михай Мункачи
Сегодня в нашей программе мы расскажем вам о выставке с необычным названием «Вокруг Мункачи», которая работает сейчас в #Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
«Вокруг Мункачи» - это первая в России ретроспективная выставка работ самого известного художника Венгрии Михая Мункачи. Видный представитель европейской живописи 19го века он еще при жизни был высоко оценен коллекционерами и критиками. Как рассказывают историки, настоящие знатоки искусства в Европе и Северной Америке сражались за возможность увидеть и приобрести его произведения. За свою недолгую жизнь Мункачи создал более 600 работ, при чем их нельзя назвать холстами, многие картины написаны на деревянных досках вместо полотен.
В Москву произведения Мункачи прибыли из Венгерской национальной галереи и частной коллекции. К ним добавили работы европейских и русских мастеров того же времени из собраний Пушкинского музея и Третьяковской галереи. Таким образом выставка «Вокруг Мункачи» дает возможность зрителям проследить творческий путь венгерского живописца и увидеть взаимное влияние художественных школ в русском и европейском искусстве второй половины 19го века. Об этой задумке рассказала на открытии выставки директор Пушкинского музея #Марина Лошак.
Марина Лошак: Только сейчас увидев во всем объеме в большом количестве вещи Михая Мункачи, мы понимаем, что не зря он был признан при жизни и считался одним из лучших художников XIX века. И не зря им гордятся венгерские профессионалы и венгерские зрители, как художником. Мы попытались сделать эту выставку чуть шире и объемнее, чем просто показать вещи Мункачи. Мы попытались посредством нашего собственного собрания и лишь привлеченных из Третьяковской галереи показать тот контекст живописи и тех живописцев, которые повлияли на него. И тот контекст искусства, который его окружал. Я имею ввиду европейское искусство в более широком смысле этого слова. И в частности русские художники... Достаточно известный вам контекст станет еще более понятным и более объемным, когда мы увидим сердце выставки — вещи Махая Мункачи.
RadioBlago: В отдельно стоящем здании Пушкинского музея в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков Мункачи представлен полусотней произведений. Всего два десятка из них принадлежат кисти самого автора. Но даже столь небольшая выборка позволяет представить все периоды творчества художника, считает венгерский куратор выставки Марианн Гергей. Она отметила, что в работах Мункачи нашли отражения разные направления и жанры. Он изображал быт венгерских крестьян и роскошные салонные сцены, писал красочные пейзажи и многофигурные исторические полотна. Однако называть его просто реалистом следует с осторожностью, считает российский куратор выставки Анна Познанская.
Анна Познанская: Дело в том, что слово «реалист» и понятие «реализм» оно очень много в себя вбирает, особенно опасно в 19-м веке, потому что в общем-то спектр реализма очень большой — Курбе был реалист, но Клод Моне тоже был реалист, он писал то, что он видел, значит, это было реализм. Вот когда уже появились символисты, или искусство модерна, они стали писать не то, что они видят, а то, что они думают или какую-то красивую игру линий, они уже не были реалистами. Все импрессионисты были реалистами, или например, Ван Гог, когда его символисты пытались перетянуть в свой лагерь и говорить: «вот же, он такой странный, символичный художник», Ван Гог очень возмущался, он говорил: «нет, нет, я пишу то, что я вижу». И понятие реализма оно очень растяжимо. Дело в том, что вот эти более авангардные художники, они, конечно, во многом, не случайно они называются импрессионистами от слова impression — впечатление, они во многом делали такой упор на эмоциональное переживание красок, света и т. д. и т. д. А работы Мункачи они всегда имеют сюжетную базу, понятный читаемый сюжет.
RadioBlago: Михай Мункачи (от рождения по фамилии Либ) взял себе творческий псевдоним по названию города, в котором появился на свет. Теперь это место называется Мукачёво Закарпатской области Украины. Рано осиротев, он жил у своего дяди, обучался плотницкому мастерству и брал уроки у бродячего художника.
В 20 лет по рекомендации знакомых живописцев получил стипендию на обучение заграницей и поступил в Венскую Академию художеств. Правда, проучился там всего полгода и вынужден был уйти из-за слишком высокой платы. Однако попыток получить серьезное образование не оставил. И вскоре поступил в Мюнхенскую академию. На Всемирной выставке в Париже познакомился с произведениями французских реалистов Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбэ, их творчество сыграло важную роль в становлении художника. В этот период он тоже обращается к социальной проблематике, в своих картинах описывает тяжелую жизнь простых людей, знакомую ему не понаслышке.
Следующим витком развития творчества Мункачи стала «дюссельдорфская школа», он брал уроки у мастера многофигурных жанровых сцен Людвига Кнауса. Художника отличало стремление передавать психологические нюансы и оттенки характера персонажа картины. Под воздействием своего наставника Михай Мункачи написал знаменитое полотно «Камера смертника», за которое получил золотую медаль на парижском Салоне в 1870 году. Это и сделало его знаменитым.
Анна Познанская: Дело в том, что была такая тенденция в конце 19го века, что художники, такие из провинций, из маленьких стран, где нет своих академий, они едут в какие-то художественные центры и там они как-то начинают развиваться как художники. Кто-то ехал в Дюссельдорф, кто-то в Мюнхен, в зависимости от сферы своих интересов, кто-то в Париж. И вот Мункачи — это такой редкий случай. Он побывал практически во всех этих центрах. И в каждом из них он учился, как бы преодолевал новые и новые барьеры. И при этом, с кем бы он, где бы он ни учился, с кем бы он ни общался, какие бы у него ни были кумиры на данный момент, он все время сохранял свой собственный стержень, свое понимание, что надо изобразить, как и так далее. И это конечно, очень позволило ему сохранится, потому что среди вот этой толпы живописцев, которая хлынула в известные европейские академии во второй половине 19 века, конечно, была масса слабых художников или эпигонов, которые просто растворились под влиянием своих учителей. А он сумел сохраниться и это конечно, большая редкость. И именно это делает его таким крупным и хорошим мастером.
RadioBlago: По приглашению люксембургского коллекционера и мецената барона Анри-Эдуарда де Марша художник переехал в Париж. Изменился его образ жизни и это оказало значительное влияние и на творчество. Затем последовала поездка в знаменитую колонию художников в Барбизоне неподалеку от французской столицы. Там были созданы картины «Женщина, несущая хворост», «Цыгане на опушке леса» и другие работы, сочетающие в себе пейзаж и жанровую сцену. Под влиянием новаторской манеры «барбизонцев» Мункачи написал свои первые пейзажи. И потом к этому жанру он обращался на протяжении всей жизни. Эти работы также можно увидеть в экспозиции.
Анна Познанская: Это очень важно, при том, что всю жизнь он провел в путешествиях, он учился и в Дюссельдорфе, и в Мюнхене, и в Париже, и так далее. Он ощущал себя венгерским художником. И он сам писал в конце жизни, что вот лучшим моим успехом было только то, что я может быть смог способствовать какой-то большей известности своего народа, Венгрии, прославлении ее как страны. То есть, он был при этом таким патриотом, так сказать. И это ему позволило, мне кажется, не раствориться вот в сонме многочисленных толп художников, которые конечно, наводняли все эти художественные центры в конце 19го века. Он смог сохранить свой стержень и благодаря этому действительно состоялся как художник.
RadioBlago: Новый период в жизни и творчестве художника начался с кончины его покровителя барона де Марша. Спустя некоторое время он женил на его вдове Сесиль Папье, которая и подтолкнула автора к созданию салонной живописи. Новый жанр отразился и на выборе сюжетов, теперь это были семейные сценки в изящных интерьерах, портреты, пейзажи, натюрморты с цветами. Изменилась и палитра мастера — цвета стали ярче, темные тона, характерные для его ранних работ, сменились светлыми.
Анна Познанская: В какой бы технике он ни писал, он изображал сюжеты, близкие ему. Кода он был уже обеспеченным богатым человеком и у него был особняк в Париже, роскошный особняк. Он снимал маленькое крошечное ателье в своем родном венгерском Колпаше, и он туда постоянно возвращался, уезжая из Парижа, чтобы писать какие-то тамошние виды, ландшафты, они ему были нужнее, чем Барбизон, то есть, он поехал, например, в Барбизон, там познакомился со всеми художниками с Коро, Милле, которые тогда там работали. Он многое усвоил из их манеры восприятия такого романтического, но писать он стал не барбизонские пейзажи, у него есть один-два. Но потом он стал ездить в Венгрию и писать венгерские пейзажи.
И когда он стал писать вот такие салонные работы, он в них прекрасно сумел соединить фантастическую технику, которую он усвоил и в Париже, такую свободную с такими традиционными сюжетами, и это тоже его такое было ноу-хау. Он придумал, как это делать.
RadioBlago: Роскошный особняк, который Мункачи снял в Париже, его супруга Сесиль превратила в модный салон. Это место посещали известные художники, литераторы, банкиры и государственные деятели. Благодаря старания своей жены, она стала его первым агентом, Мункачи быстро превратился в одного из самых продаваемых художников Европы. В экспозиции хорошо представлены картины данного периода - «День рождения отца», «Оранжерея», «Парижский интерьер», «Собирание букета». Последнюю кстати приобрел для своей коллекции русский меценат Сергей Третьяков.
Анна Познанская: В какой-то момент, он уже работал в Париже, когда им заинтересовался один из ведущих парижских маршанов того времени — Шарль Зедельмейер. И они подписали десятилетний контракт. Это был очень хороший посредник и он очень хорошо и успешно продавал Мункачи везде в Европе, сделал фантастический промоушен в Америке. И конечно, в то же время, эти вещи всегда пользовались очень большим спросом. Неслучайно именно такую салонную вещь купил Сергей Третьяков для своей коллекции. И в общем-то они разошлись практически. Большая часть подобных вещей сейчас находится именно в частных собраниях.
RadioBlago: Финансовому успеху художника сопутствовало общественное признание. Не устающий экспериментировать и развиваться, он обратился к исторической живописи. Масштабное полотно Мункачи под названием «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»» имело огромный успех. Он был награжден золотой медалью на всемирной выставке в Париже, удостоен ордена Железной короны и дворянской грамоты. Эту картину можно видеть на выставке в Москве.
На выставке Мункачи показаны и картины русских мастеров, так как организаторы хотели подчеркнуть связь между ними и работами венгерского живописца. Социальной тематикой своих работ автор был близок художникам-передвижникам. Картина одного из них «В ресторане» Владимира Маковского представлена на выставке. Эта работа впервые экспонируется после реставрации.
Анна Познанская: Он, конечно, был фантастический колорист. И не случайно даже Илья Репин, который познакомился с его работами еще даже на ранней стадии, когда у него были более темные, более монохромные вещи. Он уже тогда сказал, что из Мункачи выйдет великий колорист, это было очень интересно. Потому что Стасов, критик Стасов, писал про его вещи ранние, что он будет великий реалист, а Репин сказал, что он будет великий колорист. И действительно, они очень сложные по колористическому решению, и, конечно, они свидетельствуют о фантастическом даровании художника.
RadioBlago: Организаторы выставки считают, что представленные работы русских живописцев скорее всего удивят зрителей, ведь в такой колористической манере они творили не часто. Например, портрет дочери Веры кисти Ильи Репина совсем не похож на художника, который создал «Крестный ход в Курской губернии».
Анна Познанская: Вы, войдя в наш русский зал, удивитесь, когда увидите фантастический букет Крамского, который, если он у вас ассоциируется с картиной, вы никогда не ждали бы, что это Крамской такое может написать. Или например, работы Репина, который, конечно, когда он писал Крестный ход в Курской губернии — это был один человек, а когда он писал свою дочку Верочку — это был совершенно другой мастер. И в таком духе создавали произведения многие художники. И Мункачи конечно, является ярким и одним из лучших представителей этого направления, и опять же эта выставка, то, что мы привезли сюда Мункачи позволило показать и какие-то вещи из нашего собрания, совершенно в новом контексте, под новым углом, и мы очень надеемся, что вы будете и потом, когда выставка закончится сюда приходить и уже сможете любоваться и этими картинами тоже.
RadioBlago: Выставка «Вокруг Мункачи» начинается с автопортрета художника и эскиза росписи потолка, выполненного для венского Музея истории искусств. По словам куратора Анны Познанской, это событие стало венцом карьеры Мункачи. Вена считалась одним из центров искусств того времени и подобное приглашение означало высокое признание мастерства и всемирной известности художника. Почему итог творческого пути Мункачи поместили в первый же зал экспозиции стало ясно из пояснений куратора. Оказывается, по мнению авторов выставки, творчество живописца и его коллег не заслужено оставлено на втором плане истории искусств.
Анна Познанская: Надо сказать, что существует одна, исторически оправданная, тем не менее может такая небольшая несправедливость. Она заключается в том, что для нас, практически для всех присутствующих здесь, конец 19 века — это блестящее искусства импрессионистов, это фантастическое, модернистское искусство Ван Гога, Сезанна, Гогена и подобных художников. В случае с нашим музеем это усугубляется еще и тем, что мы владеем блестящей, как вы знаете, коллекцией Щукина и Морозова. Которая является такой сильнейшей частью нашего собрания. По этой причине надо сказать, и вообще это происходит не только в нашем музее, но и везде в Европе, на протяжении долгого времени, то есть всего 20-го века и 21-го века эти блестящие фантастические мастера настолько доминировали в выставочном деятельности, в музеях, в исследовательских работах, что 19й век и прочий 19й век, другой — он просто был отодвинут на дальний план. И это в общем не способствовало и самим импрессионистам, потому что они выглядели как такое НЛО. Как будто бы это было такое: пустое, залитое солнцем пустыня и вдруг прилетел космический корабль, оттуда вышли импрессионисты со своими импрессионистскими красками и начали писать свой импрессионизм. И это было не правильно. С другой стороны, мы во многом и именно благодаря такому влиянию такого искусства импрессионистов смотрели всегда на 19й век как бы их глазами. То есть, на одной чаше весов были импрессионисты, на другой чаше весов — все, против чего они выступали: реализм, салонное искусство и т. д. И т. д.
- Но со временем происходит некая переоценка ценностей. То есть, не переоценка, потому что никто никогда в жизни никогда не будет говорить, что Сезанн плохой художник или что он не стоит своей славы. Но все-таки когда мы немножко отодвинулись в эпохи от 19 века в век 21й, это позволяет нам 19е столетие, на него посмотреть более объективно. И оказывается, что на самом деле, помимо импрессионистов было много совершенно замечательных, блестящих художников, у которых они часто даже и учились. Что нет такой большой границы, большого противовеса между салоном и импрессионизмом, что эти границы гораздо более тонкие. Не случайно мы в зал последнего французского салона повесили вещь Ренуара, потому что (и вы можете убедиться), что он прекрасно смотрится в зале салонных художников.
- К сожалению, в салоне было очень много плохих художников, которые сохранились до нашего времени и очень портят нам картину. Но на самом деле были выдающиеся мастера, которые оказались в ситуации такой. Потому что они с одной стороны были затерты импрессионистами и такими, более модернистскими художниками. С другой стороны — плохим салоном. Это очень узкая прослойки. Но задача 21го века, и это касается и нашего музея, и других музеев, если посмотреть, европейский музеев посмотреть на эту выставочную политику, эту несправедливость каким-то образом убрать. Это мастера, которые, конечно, они формировались в контексте Мюнхенской школы, в контексте Парижской школы, и их особенность заключается в том, что они абсолютно блестящие феноменальные по технике. Но в отличие от более радикальных представителей, таких более авангардных, они никогда не отказывались от какого-то внятного, знакомого нам сюжета. Они всегда привязаны к сюжетной живописи. И это как бы такой баланс между визуальным впечатлением и контекстуальным, которое мы получаем, глядя на эти картины. Их очень мало, этих мастеров, мы попытались по возможности представить их срез.
RadioBlago: Выставка «Вокруг Мункачи» проходит в рамках Дней венгерской культуры в России и продлится до 28 июня. Посмотреть экспозицию можно по адресу: Москва, улица Волхонка, 14, метро Кропоткинская. На этом выпуск программы подошел к концу! До встречи в выставочном зале!
www.radioblago.ru
Михай Мункачи. Жизнь между хижиной и дворцом
В рамках Дней венгерской культуры в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Вокруг Мункачи». В экспозиции представлены более 50 картин, среди которых работы самого Михая Мункачи из собрания Венгерской национальной галереи и частных коллекций, а также произведения европейских и русских художников конца XIX века из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи. Творческое наследие мастера выставляется в России впервые.
Венгерский живописец Михай Мункачи – фигура особая, неоднозначная и вместе с тем интересная, его называют самым знаменитым венгерским художником в мире. Для своих соотечественников Мункачи – великий мастер венгерского реализма и картин исторического жанра. Именно он оказал существенное влияние на формирование венгерской национальной школы. Вместе с тем Мункачи считается ярким и значительным представителем европейской живописи конца XIX века. Он был человеком довольно сложной судьбы, и это нашло отражение в его творчестве. События, происходившие в жизни художника во многом повлияли на манеру письма и выбор сюжетов. Несмотря на то, что Мункачи происходил из бедной провинциальной семьи, ему удалось добиться признания, не только в Европе, но и в Америке. Российским зрителям мастер известен не слишком хорошо, хотя в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина есть его работы.
Родился будущий живописец 20 февраля 1844 года в семье выходцев из Баварии. Настоящая фамилия художника – Либ, Мункачи – это псевдоним по названию родного городка, он начал подписываться в им 1863 году. Примечательно, что спустя десятилетия, в середине 1920-х годов в Париже подобным образом поступит еще один венгр – Дьюла Галас, он возьмет имя Брассай (дословно – «из Брассо») и впоследствии станет одним из величайших фотографов ХХ столетия. Но вернемся к Мункачи. Трагические события преследовали его с самого детства, мальчик очень рано осиротел. После чего семилетнего Михая усыновил дядя, который затем отдал его его в подмастерья к плотнику. После трех лет учебы Мункачи тяжело трудился в мастерской, в результате чего заболел и был вынужден вернуться домой. В процессе восстановления здоровья Михай начал рисовать и копировать гравюры. На этом этапе важную роль сыграл дядя, который, несмотря на то, что был человеком простым, далеко небогатым, все же смог заметить талант мальчика и пошел навстречу его стремлениям. Он позволил племяннику брать уроки у местного преподавателя рисунка и живописи. Таким образом начался творческий путь юного художника.
В дальнейшем Мункачи успел поучиться во многих крупнейших европейских академиях живописи, методы которых имели свои особенности. Но происходили эти перемещения не по прихоти или излишней разборчивости начинающего мастера. Венскую Академию художеств он был вынужден оставить, так как плата за обучение оказалась непомерно высокой. В том же году художник поступает в Мюнхенскую академию. Затем он получает стипендию и отправляется в Париж на Всемирную выставку, где познакомился с творчеством двух ярчайших представителей французского реализма Жаном-Франсуа Милле и Гюставом Курбе. Этот опыт играет решающую роль в его становлении как мастера. Вернувшись в Мюнхен, он решает уехать, чтобы продолжить обучение в Дюссельдорфе. В тот период Мункачи был очень увлечен творчеством профессора местной академии Людвига Кнауса, мастера многофигурных жанровых сцен. Испытав влияние, с одной стороны, французских реалистов, с другой – дюссельдорфской школы, которую отличало стремление передавать психологические нюансы и оттенки характера персонажей, он создает свою знаменитую картину «Камера смертника» (на выставке не представлена). Эта работа быстро прославила художника, и в результате один парижский торговец искусством приобрел сразу несколько его произведений.
Вскоре у Мункачи появляется меценат – люксембургский коллекционер барон де Марш, это позволяет ему окончательно перебраться в Париж. Барон и его жена Сесиль буквально берут художника под свою опеку – они поддерживали его не только материально, но и морально. Дело в том, что Мункачи постоянно страдал от неуверенности, беспокоился, что не сможет повторить прошлый успех. Когда художник находился на грани нервного срыва, барон практически спас его, пригласив в свое поместье неподалеку от Люксембурга. Там мастер почувствовал себя лучше.
Восстановив силы в доме де Маршей, Мункачи отправляется в Барбизон – знаменитую колонию художников неподалеку от Парижа, где в то время жили и работали Жан-Франсуа Милле, Жан-Батист Камиль Коро и Гюстав Курбе. Барбизонцы известны тем, что первыми отказались от академической системы образования и стали заниматься живописью в естественной среде. Они предпочитали изображать человека и природу, изменения освещения и атмосферные эффекты; все то, что можно наблюдать только на открытом воздухе. Мункачи проникается особой атмосферой этого места, что, безусловно, оказывает влияние на творческую манеру мастера – острая социальная проблематика его сюжетов начинает смягчаться. В Барбизоне он создает картину «Женщина, несущая хворост». Хотя в ней все еще заметен свойственный Мункачи драматизм, но при этом работу отличают светотеневые эффекты и очень плотная живопись. Здесь есть и влияние Милле – образ героини раскрывается при помощи пейзажа. Французский реалист добивался смягчения и романтизации образов персонажей, изображая их на фоне окружающей природы. В Барбизоне Мункачи пишет еще несколько работ, в том числе картины «Прогулка в лесу» и «Цыгане на опушке леса», сочетающие пейзаж и жанровую сцену. Они исполнены в гармоничной цветовой гамме с преобладанием зеленых оттенков.
Вернувшись в дом своего покровителя Мункачи продолжает работать. Однако вскоре барон де Марш умирает, но его вдова Сесиль продолжала заботиться о художнике как и раньше. Нетрудно догадаться (вспомним историю Клода Моне и Алисы Ошеде), что затем они поженились, произошло это по окончании траура. Проведя медовый месяц в путешествиях по Европе, пара решает обосноваться в Париже. Мункачи с супругой снимают роскошный особняк неподалеку от парка Монсо. Дом используется для работы и светских раутов, а поместье в Люксембурге становится местом отдыха.
Женитьба и новый социальный повлияли на творчество мастера. В этот период он уходит от привычных сюжетов и начинает заниматься так называемой «салонной живописью». Определение это часто носит негативный оттенок. Изначально термин «салонное искусство», получивший распространение во второй половине XIX века, относился к произведениям, пользовавшимся поддержкой жюри парижского Салона, а также официальным одобрением властей. Со временем, вбирая в себя новые смыслы, определение приобретало все более негативное значение – так стали называть работы спорного качества, зависящие от модных тенденций и рассчитанные на покупателей с не слишком взыскательным вкусом.
Мункачи начинает очень много писать на заказ, в основном салонные сцены и натюрморты. Некоторые исследователи его творчества склонны винить в этих переменах жену, которая вовлекла художника в привычный для нее образ жизни. Кроме того, Мункачи подписывает десятилетний, как его еще называют – «кабальный», контракт с маршаном Зедельмейером. С другой стороны, это сотрудничество обеспечило художнику стабильный доход – практически все его работы незамедлительно продавались. Клиентами Зедельмейера были избранные, обладавшие тонким вкусом коллекционеры, именно у них вызывало интерес творчество Мункачи. Поэтому значительное число его картин хранится в публичных и частных коллекциях по всему миру. Салонные произведения Мункачи обычно демонстрируют элегантно одетых молодых женщин, окруженных детьми, домашними животными или цветами, а иногда и теми, и другими одновременно. В качестве фона, как правило, выступает роскошная мастерская художника.
Несмотря на то, что Мункачи становится одним из самых заметных мастеров салонной живописи, ему удается сохранить связь с родиной, со своими корнями. Происходит это благодаря дяде, который когда-то сумел разглядеть в мальчике талант живописца. Он нашел для племянника мастерскую, где тот мог спокойно работать и воплощать свои собственные замыслы. Именно здесь Мункачи пишет уникальное для его творчества произведение «Пыльная дорога» – воздушный пейзаж в розовато-желтоватых тонах, солнечный свет, пробивающийся сквозь дорожную пыль, поднятую крестьянской телегой, легкость и непринужденность мазка… При первом взгляде на эту работу может показаться, что она принадлежит кисти Уильяма Тернера. Но хотя в картине угадываются стиль и приемы английского живописца, это не стоит считать подражанием. Скорее всего Мункачи был просто увлечен передачей световых эффектов, в этом произведении он максимально приблизился к пленэрной живописи.
Еще одна работа, представленная на выставке и заслуживающая отдельного упоминания – «Мильтон, диктующий своим дочерям поэму «Потерянный рай». Художнику недоставало драматизма в сюжетах, и он начал искать вдохновения в мировой литературе. Узнав о Мильтоне, который написал «Потерянный рай», будучи уже слепым, Мункачи глубоко проникся его историей. Далеко не последнюю роль здесь сыграли личные обстоятельства – из-за болезни, перенесенной в юности художника нередко мучили головные боли и видения. В результате свой жизненный путь мастер закончил в психиатрической клинике, когда ему было 56 лет.
Во многом благодаря своей биографии, такой интересной, насыщенной, но в то же время не лишенной трагизма, Мункачи стал настолько разноплановым художником и сложился как мастер. Он прошел непростой путь от провинциального венгерского плотника до парижского салонного живописца, чьи работы были востребованы не только в Европе, но и в Америке. Впечатления детства и юности послужили основой для его социальных, драматических сюжетов. В период скитаний по академиям Мункачи имел возможность освоить различные жанры, направления и живописные манеры. Салонные работы, которые представляли собой в основном коммерческие заказы, помогли ему в совершенствовании мастерства. Кроме того, художник получал официальные заказы, например, на роспись потолка над лестницей в венском Музее истории искусств. Здесь он работал в непривычной для себя техники фрески и создал композицию на тему «Апофеоз Возрождения», эскиз к ней также можно увидеть на выставке.
Необходимо сказать о контексте, в котором представлены произведения Мункачи в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина, так как это важно для понимания идеи экспозиции. Проект называется «Вокруг Мункачи», поскольку к работам венгерского живописца добавлены полотна его современников. Подобраны европейские мастера конца XIX века, чье творчество оказало влияние на формирование национальных школ; русские художники, которых обращались к схожим сюжетам, социальной проблематике; а также те, кто работал с Мункачи в Париже. Сделано это для того, чтобы наглядно продемонстрировать зрителю, каким разным может быть искусство одного периода, особенно если это конец XIX века, когда одновременно существовало множество различных направлений.
www.rusrep.ru
Выставка Вокруг Михая Мункачи
Москва, ул. Волхонка, 1431.03.2015 - 23.08.2015
Впервые в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку венгерского художника Михая Мункачи (1844–1900). В экспозиции будут показаны более 50 картин: работы художника из собрания Венгерской национальной галереи и коллекции Имре Пакха, а также произведения европейских и русских мастеров XIX века из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи.Михай Мункачи (1844–1900) – видный представитель европейской живописи XIX века, создавший более 600 произведений; его работы были высоко оценены как коллекционерами, так и критиками. В творчестве художника нашли отражение разные направления и жанры: он изображал жизнь венгерских крестьян в реалистической манере, писал салонные сцены, пейзажи.
Выставка «Вокруг Мункачи» размещена в шести залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Экспозиция дает зрителю возможность познакомиться со всеми направлениями творчества венгерского мастера, проследить взаимосвязь художественных школ в европейском и русском искусстве второй половины XIX века.
В первом зале представлен «Эскиз росписи потолка» (1886–1890), выполненный художником для венского Музея истории искусств. Масштабная композиция – одно из значительных монументальных произведений XIX века. Здесь также можно увидеть «Автопортрет», написанный художником в 1881 году.
Второй зал позакомит зрителей с социальной проблематикой в творчестве Мункачи. К этой теме художник обратился после посещения Всемирной выставки в Париже в 1867 году. Знакомство с произведениями французских реалистов Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбе сыграло важную роль в становлении художника, в формировании его интереса к жизни народа. На выставке представлены работы этого периода: «Пьяница-муж» (1872), «Деревенский герой» (1874), а также картина «Женщина, несущая хворост» (1873), которую зритель сможет сравнить с «Собирательницами хвороста» (начало 1850-х) Жана-Франсуа Милле из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В 1868 году Мункачи начал обучение в Академии художеств в Дюссельдорфе у Людвига Кнауса, мастера многофигурных жанровых сцен. В экспозиции будут представлены работа Кнауса «Утро после праздника» (1853) и произведения других немецких художников из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Во втором зале также будет показана знаменитая работа «Мильтон, диктующий дочерям поэму “Потерянный рай”» (1878). В этот период здоровье Мункачи ухудшилось и жизненная трагедия Мильтона, вызванная одиночеством и болезнью, особенно остро воспринималась художником. На Всемирной выставке в Париже за эту картину он был награжден золотой медалью.
Следующий зал экспозиции посвящен пейзажу в творчестве Мункачи. В 1873 году художник приехал в Барбизон, где в то время работали Жан-Франсуа Милле, Камиль Коро и Густав Курбе. Под влиянием их новаторской манеры изображения природы Мункачи написал свои первые пейзажи. К этому жанру он обращался на протяжении всей жизни. На выставке будут представлены «Прогулка в лесу» (1880), «Пейзаж с деревьями и двухэтажным домом» (1882), «Сумерки в Колпаше» (1880-е), а также пейзажи Камиля Коро и Шарля-Франсуа Добиньи из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Во второй половине 1870-х годов в творчестве Мункачи начинается новый период. В 1874 году художник вступает в брак с Сесиль Папье, вдовой барона Анри-Эдуарда де Марша – мецената и покровителя художника. Сесиль Папье ввела Мункачи в круг коллекционеров и парижских знаменитостей. Новый стиль жизни отразился на выборе сюжетов: теперь это семейные сценки в изящных интерьерах, портреты, пейзажи, картины на библейские сюжеты. Изменилась и палитра живописи – цвета стали ярче, темные тона, характерные для его ранних работ, сменились светлыми. Салонная живопись сделала Мункачи одним из наиболее популярных и продаваемых европейских художников. В экспозиции будут представлены «Парижский интерьер» (1877), «Натюрморт с цветами и кувшином» (1881), «День рождения отца» (1882), «Оранжерея» (1885), «Похитительница конфет» (около 1885).
Социальной тематикой своих ранних работ Михай Мункачи был близок художникам-передвижникам. Русские художники и критики, приезжавшие на парижский Салон, высоко оценивали работы Мункачи: Владимир Стасов называл его «одним из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе», Илья Репин отмечал высокое художественное качество произведений венгерского мастера. Поздние картины Мункачи близки парижским работам Ильи Репина и Константина Коровина. На выставке можно увидеть «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто» (1890) и «Годовой поминальный митинг у стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже» (1883) Репина, «Парижское кафе» (1890-е) и «Портрет хористки» (1887) Коровина, «Букет цветов. Флоксы» (1884) Ивана Крамского из собрания Государственной Третьяковской галереи. В экспозиции также будет представлена работа «В мастерской масок» (1894) Павла Сведомского, единственного русского ученика Михая Мункачи.
На выставке впервые после реставрации будет экспонироваться работа «В ресторане» (1897–1914) художника-передвижника, ведущего мастера жанровой живописи второй половины XIX века Владимира Маковского. Картина поступила в Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина из собрания Сергея Васильевича Соловьева – коллекционера русской реалистической живописи второй половины XIX – начала XX века.
Завершает выставку зал с картинами европейских художников, работавших вместе с Михаем Мункачи в Париже: «В Люксембургском саду» (1876) Адольфа Менцеля, «Дорога в школу в Эдаме» (1989) Макса Либермана, «Портрет девочки» (1898) Франца фон Ленбаха, все из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Выставка «Вокруг Мункачи» проходит в рамках Дней венгерской культуры в России.
www.art-katalog.com
Венгерский художник Mihaly Munkacsy (1844–1900) :: NoNaMe
135 jpg / 324*400-4288*2848 / 36.63 Мб----------------------<cut>----------------------
Ми́хай Му́нкачи (венг. Mihály Munkácsy, настоящая фамилия Lieb — Либ; 1844—1900) — венгерский художник, мастер портретной, жанровой и исторической живописи.
Михай Либ родился 20 февраля 1844 г. в семье сельского чиновника в городе Мункаче, тогда находившемся на территории Австро-Венгрии (ныне Мукачево, Закарпатская область, Украина). Первичные уроки живописи Михаю преподал бродячий художник Элек Самоши. Затем Михай поехал в Будапешт и там заручился покровительством известного художника Антала Лигети и получил стипендию, позволившую учиться за границей. В 1865 году отправился в Вену, где в течение года учился в Академии художеств у Карла Раля. Затем ещё около года занимался в Мюнхене, ещё год в Дюссельдорфе. В этот период он побывал также в Париже, где познакомился с новейшими достижениями французской живописи. В качестве псевдонима художник выбрал название своего родного города.
В 1869 году Мункачи написал картину «Камера смертника», которая была показана на Парижском салоне в 1870 году, получила золотую медаль и принесла автору известность. Вскоре Мункачи переселился в Париж и долгое время работал там.
В 1890-х годах здоровье художника пошатнулось — он страдал от душевного расстройства и от сифилиса. Мункачи скончался 1 мая 1900 года в психиатрической лечебнице в Энденихе (около Бонна).
Обширная коллекция работ Мункачи ныне находится в Венгерской национальной галерее в Будапеште
Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлыtxapela.ru
Мункачи-блюз
В Пушкинском показывают самого знаменитого венгерского художника
Михай Мункачи (1844–1900). Пыльная дорога. Около 1880. Источник: Венгерская национальная галерея
Для своего времени — второй половины XIX века — Михай Мункачи был настоящей арт-звездой. На одну его картину, выставленную в особняке Зедельмейера, приходило посмотреть до 1000 человек в день. Он считался одним из самых высокооплачиваемых художников мира. И в то же время Мункачи всю жизнь мучился неуверенностью в себе, испытывал бесконечные нервные срывы и страшно боялся безденежья.
Михай Мункачи (1844–1900). День рождения отца. 1882. Источник: Собрание Имре Пакха
Творческая и личная биография Михая Мункачи вобрала в себя едва ли не все художественные достижения модернистской Европы. Он учился в Германии, жил во Франции, писал картины по мотивам английской литературы, продавал свои полотна в Америке. Он одновременно был реалистом, бичевавшим социальное неравенство и ратовавшим за сельскую простоту, и салонным живописцем, изображавшим обеды в роскошных интерьерах и жившем в самом дорогом особняке Парижа. Он стал кумиром для многих европейский и, что важно, русских художников и коллекционеров. Неудивительно, что в Москве его решили показать в окружении «близких по духу» картин из собрания Пушкинского музея. Было бы интересно сопоставить с ним наиболее близкого Мункачи по духу и манере русского мастера — Илью Репина. Но, видимо, это дело будущего.
Михай Мункачи (1844–1900). Похитительница конфет. Около 1885. Источник: Собрание Имре Пакха
Теперь же мы увидим про-французскую подборку картин, созданных Мункачи либо во время учебы в Дюссельдорфе, либо под непосредственным влиянием барбизонцев. Отсюда и коричневый, «замлистый» цвет многих его полотен. Все вещи приехали из Венгерской национальной галереи. Не сказать, чтобы каждый экспонат — шедевр (самые эффектные вещи — у американцев), но один безусловный хит среди них имеется. Это картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму „Потерянный рай“» 1878 года. Когда-то она вызвала настоящий фурор среди эстетской публики. Столь глубоким казался замысел и столь виртуозным исполнение. Интересно взглянуть на «Мильтона» уже в XXI веке.
Мильтон, диктующий своим дочерям «Потерянный рай».1878. Источник: Венгерская национальная галерея. Автор: Михай Мункачи (1844–1900)
5 фактов о Мункачи
1. Михай Либ родился в семье сельского чиновника в городе Мункаче, тогда находившемся на территории Австро-Венгрии. Нынче это село принадлежит Украине и входит в Закарпатскую область. 2. Первая картина, которая немедленно прославила художника, — «Камера смертника» 1869 года. 3. Мункачи женился на супруге своего мецената и покровителя барона де Марша. Свадьба произошла вскоре после смерти барона. 4. Гений пиара: в 1884 году вся венгерская пресса писала о «задумке» новой картины «Воскресение», когда еще не было сделано ни одного мазка. 5. Росписи Мункачи можно увидеть в Вене, в Музее истории искусства — прямо над главной лестницей.
www.vashdosug.ru