Картина Рафаэля «Преображение» (описание). Картина преображение
Преображение Господне в искусстве. Живопись, алтари и не только
Со времен утверждения христианской церкви существовала потребность в узаконивании рассказа о Преображении Господнем, и потому именно этот Евангельский сюжет вошел в число сюжетов первых же христианских фресок и книжных миниатюр. А после включения Преображения в ряд 12-ти христианских праздников, изображение этого сюжета стало обязательным в соборах.
В живописи, начиная с Возрождения, главным в сюжете Преображения Господня становится человеческая реакция на Чудо и на открывшуюся избранным Тайну. На знаменитой картине Джованни Беллини, написанной примерно к 1487 году, нет уже никакой руки из облаков или иных символов Гласа Божия. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Сам центральный персонаж – не столько Сын Божий, сколько человек, готовящий себя к смертельному испытанию. Ученики удивлены тем, что видят и слышат, и даже немного испуганы, пытаются отстраниться, отгородиться от происходящего. Да и разворачивается действие не на горе, а на холме, каких много на Севере Италии, и отнюдь не в особенных условиях, а на фоне повседневных дел, которыми заняты пастух и другие селяне на дальнем плане. Обыденность условий, в которых вершится Чудо, подчеркивает изгородь, которую гениальный Беллини расположил и вовсе на переднем плане. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью».
При этом любопытно сравнить шедевр Беллини с его же работой, созданной на треть столетия раньше. «Преображение», хранящееся в Музее Коррер в Венеции и написанное около 1455 года, вполне традиционно. Именно так и писали картины на этот сюжет многие художники – современники Беллини.
Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, 1255-1260 — 1319) — итальянский художник, один из виднейших представителей сиенской школы - Преображение Господне (1308-1311)Хотя и раньше некоторые художники делали шаги к изображению эмоций участников сцены Преображения Господня. Примером может служить замечательная темпера Дуччо де Буонинсенья, написанная этим ярким представителем сиенской школы еще в Раннем Кватроченто.Иоанн, Петр и Иаков не просто потрясены происходящим – они ослеплены ярким светом, что зрителю представляется вполне естественным, настолько очевидна необычайная яркость света, изображенного Рафаэлем.
Гора отнюдь не высока, и у Преображения есть свидетели, помимо троих учеников, взошедших на нее вместе с Иисусом. Это не только апостолы, но и другие люди, причем понятно, что они видят Чудо, поскольку двое указывают руками на Иисуса, один устремлен к Нему, а еще двое на заднем плане слева благоговейно взирают на свершающееся на горé.
Андрей Иванович Иванов (1775-1848). Преображение Господне. 1807Самой известной из российских картин на сюжет Преображения является работа Андрея Ивановича Иванова, написанная им в 1807 году в академической традиции.В своей картине Рафаэль дважды нарушил общепринятые традиции. Во-первых, он изобразил Христа не стоящим на горе, а парящим в воздухе. И, во-вторых, художник как бы соединил два сюжета на одном холсте: само Преображение Господне и момент, когда Христос, спустившись с горы, исцеляет страдающего эпилепсией мальчика.
Поразителен контраст между обоими сюжетами. В верхней части, где парит Спаситель, мы видим Божественный свет, покой и величие; там царит гармония. В нижней части – темно: там страдания, беды, волнения, споры.
Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Его назначали архиепископом Нарбоннским, и он хотел картиной Рафаэля украсить кафедральный собор французского города Нарбонн. Правда, получив картину Рафаэля, кардинал Медичи решил не отвозить ее во Францию, а оставить в Италии. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. В 1797 году во время Итальянской кампании Наполеон забрал шедевр Рафаэля во Францию и поместил в Лувр. Обратно в Италию картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году, и сегодня она находится в Пинакотеке Ватикана.
Ходило немало слухов о том, что Рафаэль не успел до своей кончины закончить картину «Преображение Господне» и всю нижнюю часть дорисовывали его ученики Джулио Романо и Джанфраческо Пенни. Но специальные исследования картины, проведенные в 1972–1976 годах, доказали, что Романо и Пенни лишь немного дорисовали две фигуры в нижней левой части полотна, все остальное – творение кисти великого Рафаэля.
Джованни Беллини
Джованни Беллини. Преображение Господне, 1455-1460 гг.Джованни Беллини – художник итальянского Возрождения, живший в Венеции, примерно, на полстолетие раньше Рафаэля.На тему Преображения Господня художник нарисовал две картины, весьма не похожие одна на другую. Раннюю его работу, написанную в 1455–60 годах, можно увидеть в музее «Коррер» в Венеции. Долгое время считалось, что эта картина принадлежит кисти не Беллини, а его родственника Андреа Мантенья. Поздний шедевр, созданный в 1480-х годах, выставлен в Национальной галерее «Каподимонте» в Неаполе.
В Венеции в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко стоит белоснежная церковь Сан-Сальвадор. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Имя этого художника стоит в ряду таких великих итальянцев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение».
«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Христос появляется в вихре белого света. И этим вихрем Спаситель не только повергает наземь своих учеников – Он раздвигает тьму и в буквальном смысле несет людям свет нового учения.
Паоло Веронезе
Паоло Веронезе. Преображение Господне, 1555–1556 гг.С церковью Сан-Сальвадор, где находится творение Тициана, плотно связано творчество еще одного знаменитого итальянского живописца – Паоло Веронезе. Для этой церкви он создал немало своих шедевров. Известно, что художник так полюбил саму церковь Сан-Сальвадор, что завещал похоронить его в ней. Благодарные венецианцы исполнили его последнюю волю, и с его смертью завершилась эпоха позднего Возрождения.При рождении ему было дано имя Паоло Кальяри. Он был пятым ребенком в семье скульптора Габриэле Кальяри, но имя решил себе взять по месту, где родился, – городу Вероне. Правда, впоследствии он вновь возьмет себе родовое имя, и поздние работы будет подписывать «Кальяри». Веронезе – мастер света, очень тонких, дышащих цветов. И это особенно заметно во многих шедеврах художника на темы Ветхого и Нового Заветов.
На севере Италии в провинции Падуя есть маленький город-крепость Монтаньяна. В нем есть кафедральный собор, посвященный Деве Марии. В соборе над алтарем находится знаменитое творение Веронезе «Преображение Господне», выполненное в присущей Веронезе мягкой, почти лиричной манере. Христос отделен от апостолов пушистым облаком и ведет неторопливый разговор с Моисеем и Илией. Его поза исполнена смирением, Он словно бы делает первый шаг на пути к Голгофе.
Лоренцо Лотто
Лоренцо Лотто. Преображение Господне, 1510–1512 гг.Еще один итальянец, еще один венецианец – Лоренцо Лотто. Этого знаменитого живописца современники считали слишком независимым. Про него говорили, что он неспособен к компромиссам ни в творчестве, ни в духовных вопросах. Именно поэтому художнику так нелегко приходилось в жизни. Венеция осмеяла Лоренцо Лотто, отторгла и постаралась забыть. Он отправился в путь, стремясь найти заказчиков, которые могли бы оценить и принять его таким, какой он есть; побывал в Марке, Бергамо, Тревизо, Риме, Реканати.Особенности живописи Лоренцо Лотто – чарующие цвета, яркий свет и очень точная, предельно реалистичная прорисовка всех деталей. Как заметил в свое время известный искусствовед Бернард Беренсон, «чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана».
В небольшом итальянском городке Реканати находится церковь Святой Марии и в ней над алтарем – шедевр Лоренцо Лотто «Преображение Господне». Следуя своей привычной манере письма, художник четко прописывает каждого участника события. Более того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, каждую фигуру художник подписал. По мысли Лотто, в Преображении Господнем на горе Фавор важно не только то, что Христос показал Свою Божественную природу перед избранными учениками, но и то, какой разговор Он вел с Моисеем и Илией. Непростое решение, которое предстоит принять Сыну Божию, художник передал, изобразив особым образом их руки, наклоны голов.
Карл Генрих Блох
Карл Генрих Блох (1834-1890). Преображение ГосподнеНа этот раз речь пойдет о датском художнике. Это удивительный художник Карл Генрих Блох (он, несомненно, заслуживает отдельного рассказа!). Родители хотели, чтобы он выбрал себе респектабельную профессию военно-морского офицера… А он стал художником. И каким!Живописи Карл учился в Италии, и огромное влияние на него оказало творчество Рембрандта. Но работы Блоха так потрясли современников, что в 1888 году художнику была оказана высокая честь – ему предложили разместить свой автопортрет в галерее Уффици во Флоренции.
Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Когда его картины увидел датский меценат, владелец компании «Карлсберг» Яков Якобсен, он попросил Блоха нарисовать 23 полотна для часовни в пострадавшем от огня замке Фредериксборг. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря»… Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Здесь поразителен свет, исходящий от Христа, и присущая многим творениям Блоха синева, которая словно бы несет людям надежду.
Александр Иванов
Александр Иванов. Преображение ГосподнеУслышав имя Александра Андреевича Иванова, каждый мгновенно вспоминает поразительное и монументальное полотно «Явление Христа народу», над которым художник работал 20 лет.После того как Иванов окончил Императорскую академию художеств, Общество поощрения художников решило отправить его за свой счет в Италию для дальнейшего повышения мастерства. Там он много времени провел в написании различных эскизов на библейские темы. Известно, что Александр Иванов был очень верующим человеком, усердно изучал Священное Писание, в особенности Новый Завет.
Работая над картиной «Явление Христа народу», Александр Иванов параллельно трудился над серией эскизов на библейские темы. В дальнейшем, как считают искусствоведы, он хотел на основе этих эскизов сделать стенные росписи, воссоздав в них историю духовного развития человечества.
Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. При этом свои библейские эскизы он тщательно скрывал и от публики, и от своих собратьев-художников. В мае 1858 года, приехав в Петербург, художник привез эскизы с собой, планируя в том же году отправиться в Палестину и продолжить работу на библейскими зарисовками… Но через месяца Александр Иванов заболел холерой и умер. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. (Преображение Господне глазами художников.)
Фра Анджелико. Преображение Господне. 1440-1441. Монастырь Сан-Марко, ФлоренцияПринадлежащая кисти флорентийского художника Раннего Возрождения Фра Анджелико, эта изумительная по силе своего художественного воздействия фреска являет пример достаточно внимательного следования иконографической схеме сюжета преображения, сложившейся в средневековом искусстве, но при этом содержит и ряд смысловых нюансов.Так, например, окруженная ярким сиянием фигура Христа изображена с распростертыми руками, что служит для искушенного зрителя легко узнаваемым указанием на ожидающие Иисуса Страсти Господни.
Связь с темой распятия в этой работе Фра Анджелико усилена еще и тем, что рядом с Христом показаны благоговейно взирающие на чудо Дева Мария и Святой Доминик (покровитель монастыря, принадлежавшего доминиканскому ордену), помещенные на том же самом месте и в том же самом порядке, как обычно в картинах на тему распятия представляют Богоматерь и Иоанна Богослова. (Преображение Господне в шедеврах мировой живописи.)
ГалереяИконы, живопись, алтари
Город Ренн, Иль и Вилен, Франция
Бад-Урах, земля Баден-Вюртемберг, Германия
Cristofano Gherardi (1508–1556)
Интерьер Храма Спаса-на-Крови
Иордан Федор. Преображение Господне
Павел Сведомский (1849-1904). Преображение Господне. Фреска. Владимирский собор, Киев.
Михаил Нестеров. Преображение Господне, 1898-1900
Basilique Notre-Dame de Marienthal de Haguenau, Франция
Андреа Превитали (итал. Andrea Previtali, 1480-1528). Преображение Господне, 1513 г.
Герард Давид (нидерл. Gerard David; ок. 1460-1523) — нидерландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения - Преображение Господне, 1520.
Орт-ан-дер-Донау, Австрия
Бразилия
Джованни Джироламо Савольдо (итал. Giovanni Girolamo Savoldo ок. 1480, Брешиа — 1548, Венеция) — итальянский художник эпохи Возрождения - Преображение Господне, XVI в. Галерея Уффици, Флоренция
Преображение Господне. Иван Михайлович, 1636
Собор Святого Петра, Рим
Рубенс. Преображение Господне, 1605
Иоганн Георг Траутманн (нем. Johann Georg Trautmann, 1713-1769). Преображение Господне, 1760
Храм святого Жака, Boistrudan, Бретань, Франция
Джеймс Тиссо (англ. James Tissot, собственное имя Жак-Жозеф Тиссо, 1836—1902) — французский художник, работал в Англии. Христос идет на гору помолиться.
Джеймс Тиссо. Преображение Г
eho-2013.livejournal.com
Описание картины Рафаэля Санти «Преображение Господне»
Рафаэль Санти – известный художник эпохи Ренесанса, написавший за свои короткие 37 лет, немало известных всему миру полотен. Наибольшую славу Рафаэлю принесла картина «Преображение Господне», либо «Преображение Христово» в другой интерпретации. Огромное полотно было заказано для католического собора в Нарбонне, самим кардиналом Джулио Медичи в 1517 году.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Для своей картины художник использовал хорошо известный библейский сюжет описанный в евангелиях, который повествует о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. Как говориться в писании взял Иисус с собой троих апостолов Петра , Иакова и Ииакима, и повел их на высокую гору, где преобразился перед ними, представ в светлом образе, в окружении божественного ореола. После этого раздался голос Бога, который подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын.
Спустившись с горы, апостолы и Иисус встречают толпу людей, которые сопровождают отца и его сына, одержимого дьяволом, чтобы обратиться к Христу с просьбой о его излечении.
И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте.
На первом плане помещены апостолы, которые возлежат в различных позах в ожидании сошествия Христа. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Все эти люди указывают на Христа, их лица полны трепетного волнения. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух.
Верхняя часть картины освещена божественным светом, исходящим от Христа, нижняя же затемнена.
По имеющимся сведениям верх картины написал сам художник, а нижнюю часть дописывали его ученики, так как Рафаэль Санти трагически скончался в 1520 году. Но его бессмертное полотно можно считать образцом для подражания современных художников.
opisanie-kartin.com
Путь творца. Рафаэль Санти "Преображение"
Ренессанс - время интеллектуального рассвета, время, когда вся культура приняла особые очертания. Такое цветение и подъем духовного уровня произошел благодаря великим личностям, героям эпохи. Одним из таких людей был Рафаэль Санти.
Биография
Рафаэль родился в 1483 г в городке Урбино в семье придворного живописца Джованни Санти. Отец не обладал такими талантами, как Рафаэль, однако любовь сыну к искусству привил именно он. Джованни расписывал храмы и брал мальчика с собой, Рафаэль сидел и спокойно разглядывал фрески, а иногда, с позволения отца, смешивал краски.
Мать умерла в 1491 году, позже умер отец. Рафаэль стал сиротой в 11 лет, но благодаря связям отца продолжал заниматься живописью с придворными преподавателями.
Начало творчества
В семнадцать лет он приходит в мастерскую П. Перуджино. Пьетро, прославленный итальянский художник, был главой большой мастерской. Рафаэль стал его самым знаменитым учеником. С самого начала творческого пути Рафаэля Санти выделяло его умение сочетать краски, показать всю их глубину, выстроить гармонирующую композицию. Одна из таких ранних работ - «Мадонна Конестабиле», изображающая Деву Марию и младенца Христа.
Зрелость художника
С помощью Пьетро Перуджино Рафаэль перешел на новый уровень мастерства и уже с полученными навыками уезжает во Флоренцию – столицу итальянского искусства.
Во Флоренции он начал писать с натуры. Рафаэлю посчастливилось работать с Микеланжело, у которого он учился передаче эмоций через позы и ракурсы. Многие его работы посвящены Богоматери, именно поэтому художника стали называть «Поэтом образа Мадонны».
Слава мастера дошла до Рима, папа Юлий II пригласил Рафаэля в этот город, где художник прожил до конца своих дней. По приезде получил важное и почетное поручение – расписать парадные покои Ватиканского дворца. 1508 году Рафаэль начал украшать фресками комнаты (по-итальянски - «станцы»). Каждая стена станцы украшена композицией, то есть в комнате по четыре фрески. Лучшей из фресок считается "Афинская школа", она признается одним из лучших творений Ренессанса.
Рафаэль Санти прославился еще и как архитектор, после смерти Браманте занял пост архитектора собора Св. Петра.
Преображение. 1518-1520
Картину "Преображение" Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя. Вокруг картины существуют споры о том, вся ли она написана рукой Рафаэля.
Есть предположения, что Р. Санти не успел закончить картину в связи со скоропостижной смертью, поэтому его кисти принадлежит только главная сцена: Христос и апостолы. А сюжет в нижней части картины исполнен учениками Рафаэля Джулио Романо и Джанфранческо Пенни.
По другой версии, вся картина написана Рафаэлем и лишь несколько фигур были закончены учениками.
Известно лишь, что умирая творец показал своему ученику Джулио Романо жестом на картину «Преображение», призывая его закончить произведение.
Картина Рафаэля Санти «Преображение» описывает библейский сюжет, написанный в евангелиях. Христос решил показать свой истинный облик, взял он Иакова, Иоанна и Петра. Пошел на высокую гору, где были лишь они, и преобразился. Лицо его засияло, как солнце, одежда стала белая, как свет. Когда они пришли к народу, подошел к Иисусу человек и приклоняя колено просил исцелить своего бесноватого сына. Христос исцелил мальчика и бес вышел из него.
Долго Рафаэль не знал, как написать эту картину. Как изобразить эти сложные сюжеты, это чудо. Он старался представить себя на месте апостолов, которые лицезрели происходящее, но он не мог приблизить себя к этим неземным ощущениям.
Кропотливо он начал писать картину. Несколько раз менял положение фигур, изменял композицию.
Рафаэль Санти "Преображение": описание
Фигура Христа вызывает восхищение, как передан свет, создается ощущение возвышения, полета. Это настоящее чудо, апостолы ослеплены от увиденного.
Низ картины контрастирует верху, здесь полумрак, все теснятся, толкаются. Это все людская суета и суматоха. Это все низменно по сравнению с тем, что мы видим в лице Христа.
Картина признана мировым шедевром. В 1797 году войска Наполеона конфисковали «Преображение». Картину поместили в Лувр, где ее изучали художники, она стала примером – идеалом. Сам Наполеон считал Рафаэля гением, а «Преображение» - самой грандиозной его работой. Лишь в 1815 году картину вернули в Ватикан.
Из-за переездов картина была повреждена. Дважды подвергалась реставрации.
Конец жизненного пути
Многие творцы при жизни не были ни знамениты, ни признаны. Но Рафаэль Санти не был в их числе, художника почитали, даже называли «божественным». Благодаря его талантам он имел могущественных покровителей и жил в роскоши.
Но смерть постигла творца внезапно в возрасте 37 лет, современные исследователи пишут, что виной тому лихорадка. Перед смертью мастер оставил завещание, в котором не забыл никого: ни родных, ни друзей, ни учеников... Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения - картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Рафаэль похоронен в Пантеоне. К слову, гробницу художник выбрал себе сам, а его ученик Санти Лоренцетти поставил статую Девы Марии, исполнив этим желание своего учителя.
fb.ru
Прихожанин - Преображение Господне глазами художников
19 августа православные верующие отмечают один из двунадесятых праздников – Преображение Господне. Откроем Евангелие от Луки. «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном, но пробудившись увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели» (Лк. 9, 28–36).
На протяжении столетий образ Преображения Господня стремились запечатлеть в своих работах иконописцы и художники, свои стихи посвящали этому событию поэты... Достаточно вспомнить, скажем, поэтические строчки Александра Блока:
…В светлый день ПреображеньяДух безумца поражен:Из неволи, из смятеньяГолос Твой услышал он.Ныне скорбный, ныне бедный,В лоне Вечного Отца,Близ Тебя, в лазури бледнойЖаждет нового конца...
Или Бориса Пастернака:
Вы шли толпою, врозь и парами,Вдруг кто-то вспомнил, что сегодняШестое августа по старому,Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламениИсходит в этот день с Фавора,И осень, ясная, как знаменье,К себе приковывает взоры.
Но в этот раз мы поговорим не о поэзии, а о живописи. И не об иконах, хотя посвященных Преображению Господню икон написано бесчисленное множество. В канун этого светлого праздника «Прихожанин» решил показать и немного рассказать своим читателям, как представляли себе Преображение Господне знаменитые художники. Конечно, в одной небольшой статье невозможно назвать всех известных живописцев, кто посвящал этой теме свой талант. Мы предлагаем вам посмотреть на шедевры семи великих мастеров.
1. Рафаэль Санти
Рафаэль Санти. «Преображение Господне», 1518–1520 |
Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Он скоропостижно скончался в возрасте 37 лет, и эта картина в день похорон стояла у его изголовья.
В своей картине Рафаэль дважды нарушил общепринятые традиции. Во-первых, он изобразил Христа не стоящим на горе, а парящим в воздухе. И, во-вторых, художник как бы соединил два сюжета на одном холсте: само Преображение Господне и момент, когда Христос, спустившись с горы, исцеляет страдающего эпилепсией мальчика.
Поразителен контраст между обоими сюжетами. В верхней части, где парит Спаситель, мы видим Божественный свет, покой и величие; там царит гармония. В нижней части – темно: там страдания, беды, волнения, споры.
Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Его назначали архиепископом Нарбоннским, и он хотел картиной Рафаэля украсить кафедральный собор французского города Нарбонн. Правда, получив картину Рафаэля, кардинал Медичи решил не отвозить ее во Францию, а оставить в Италии. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. В 1797 году во время Итальянской кампании Наполеон забрал шедевр Рафаэля во Францию и поместил в Лувр. Обратно в Италию картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году, и сегодня она находится в Пинакотеке Ватикана.
Ходило немало слухов о том, что Рафаэль не успел до своей кончины закончить картину «Преображение Господне» и всю нижнюю часть дорисовывали его ученики Джулио Романо и Джанфраческо Пенни. Но специальные исследования картины, проведенные в 1972–1976 годах, доказали, что Романо и Пенни лишь немного дорисовали две фигуры в нижней левой части полотна, все остальное – творение кисти великого Рафаэля.
2. Джованни Беллини
Джованни Беллини. «Преображение Господне», 1455–60 гг. |
Джованни Беллини. «Преображение Господне», 1480 г. |
Джованни Беллини – художник итальянского Возрождения, живший в Венеции, примерно, на полстолетие раньше Рафаэля.
На тему Преображения Господня художник нарисовал две картины, весьма не похожие одна на другую. Раннюю его работу, написанную в 1455–60 годах, можно увидеть в музее «Коррер» в Венеции. Долгое время считалось, что эта картина принадлежит кисти не Беллини, а его родственника Андреа Мантенья. Поздний шедевр, созданный в 1480-х годах, выставлен в Национальной галерее «Каподимонте» в Неаполе.
На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Они ближе к небу, чем к земле, – недаром художник изобразил так много воздуха вокруг главных фигур. Апостолы, пораженные или ослепшие от увиденного, лежат внизу, не пытаясь подняться и посмотреть. Беллини словно хотел показать, что евангельские события происходили параллельно с жизнью других людей. У художника и гора Фавор превратилась в небольшой холм, и появились дополнительные бытовые зарисовки типа крестьянина с быком. При этом особый акцент художник по каким-то своим причинам сделал на деревянной изгороди, которая наискосок прорезает низ картины и отделяет зрителя от сцены на полотне и скальной пропасти. Возможно, этим Беллини хотел сказать, что путь не только на гору Фавор, а в целом к Богу труден и опасен и не каждому удастся подняться по этой дороге.
3. Тициан
Тициан Вечеллио. «Преображение Господне», 1560 г. |
В Венеции в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко стоит белоснежная церковь Сан-Сальвадор. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Имя этого художника стоит в ряду таких великих итальянцев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение».
«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Христос появляется в вихре белого света. И этим вихрем Спаситель не только повергает наземь своих учеников – Он раздвигает тьму и в буквальном смысле несет людям свет нового учения.
4. Паоло Веронезе
Паоло Веронезе. «Преображение Господне», 1555–56 гг. |
С церковью Сан-Сальвадор, где находится творение Тициана, плотно связано творчество еще одного знаменитого итальянского живописца – Паоло Веронезе. Для этой церкви он создал немало своих шедевров. Известно, что художник так полюбил саму церковь Сан-Сальвадор, что завещал похоронить его в ней. Благодарные венецианцы исполнили его последнюю волю, и с его смертью завершилась эпоха позднего Возрождения.
При рождении ему было дано имя Паоло Кальяри. Он был пятым ребенком в семье скульптора Габриэле Кальяри, но имя решил себе взять по месту, где родился, – городу Вероне. Правда, впоследствии он вновь возьмет себе родовое имя, и поздние работы будет подписывать «Кальяри». Веронезе – мастер света, очень тонких, дышащих цветов. И это особенно заметно во многих шедеврах художника на темы Ветхого и Нового Заветов.
На севере Италии в провинции Падуя есть маленький город-крепость Монтаньяна. В нем есть кафедральный собор, посвященный Деве Марии. В соборе над алтарем находится знаменитое творение Веронезе «Преображение Господне», выполненное в присущей Веронезе мягкой, почти лиричной манере. Христос отделен от апостолов пушистым облаком и ведет неторопливый разговор с Моисеем и Илией. Его поза исполнена смирением, Он словно бы делает первый шаг на пути к Голгофе.
5. Лоренцо Лотто
Лоренцо Лото. «Преображение Господне», 1510 – 12 гг. |
Еще один итальянец, еще один венецианец – Лоренцо Лотто. Этого знаменитого живописца современники считали слишком независимым. Про него говорили, что он неспособен к компромиссам ни в творчестве, ни в духовных вопросах. Именно поэтому художнику так нелегко приходилось в жизни. Венеция осмеяла Лоренцо Лотто, отторгла и постаралась забыть. Он отправился в путь, стремясь найти заказчиков, которые могли бы оценить и принять его таким, какой он есть; побывал в Марке, Бергамо, Тревизо, Риме, Реканати.
Особенности живописи Лоренцо Лотто – чарующие цвета, яркий свет и очень точная, предельно реалистичная прорисовка всех деталей. Как заметил в свое время известный искусствовед Бернард Беренсон, «чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана».
В небольшом итальянском городке Реканати находится церковь Святой Марии и в ней над алтарем – шедевр Лоренцо Лотто «Преображение Господне». Следуя своей привычной манере письма, художник четко прописывает каждого участника события. Более того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, каждую фигуру художник подписал. По мысли Лотто, в Преображении Господнем на горе Фавор важно не только то, что Христос показал Свою Божественную природу перед избранными учениками, но и то, какой разговор Он вел с Моисеем и Илией. Непростое решение, которое предстоит принять Сыну Божию, художник передал, изобразив особым образом их руки, наклоны голов.
6. Карл Генрих Блох
Карл Генрих Блох. «Преображение Господне» |
Давайте перенесемся на 300 лет вперед из Италии в Данию. Здесь в 1834 году родился удивительный художник Карл Генрих Блох (он, несомненно, заслуживает отдельного рассказа!). Родители хотели, чтобы он выбрал себе респектабельную профессию военно-морского офицера… А он стал художником. И каким!
Живописи Карл учился в Италии, и огромное влияние на него оказало творчество Рембрандта. Но работы Блоха так потрясли современников, что в 1888 году художнику была оказана высокая честь – ему предложили разместить свой автопортрет в галерее Уффици во Флоренции.
Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Когда его картины увидел датский меценат, владелец компании «Карлсберг» Яков Якобсен, он попросил Блоха нарисовать 23 полотна для часовни в пострадавшем от огня замке Фредериксборг. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря»… Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Здесь поразителен свет, исходящий от Христа, и присущая многим творениям Блоха синева, которая словно бы несет людям надежду.
7. Александр Иванов
Александр Иванов. «Преображение Господне» |
Последним в списке, но далеко не последним по своему значению мне хотелось бы назвать великого русского художника Александра Андреевича Иванова. Услышав его имя, каждый мгновенно вспоминает поразительное и монументальное полотно «Явление Христа народу», над которым художник работал 20 лет.
После того как Иванов окончил Императорскую академию художеств, Общество поощрения художников решило отправить его за свой счет в Италию для дальнейшего повышения мастерства. Там он много времени провел в написании различных эскизов на библейские темы. Известно, что Александр Иванов был очень верующим человеком, усердно изучал Священное Писание, в особенности Новый Завет.
Работая над картиной «Явление Христа народу», Александр Иванов параллельно трудился над серией эскизов на библейские темы. В дальнейшем, как считают искусствоведы, он хотел на основе этих эскизов сделать стенные росписи, воссоздав в них историю духовного развития человечества.
Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. При этом свои библейские эскизы он тщательно скрывал и от публики, и от своих собратьев-художников. В мае 1858 года, приехав в Петербург, художник привез эскизы с собой, планируя в том же году отправиться в Палестину и продолжить работу на библейскими зарисовками… Но через месяца Александр Иванов заболел холерой и умер. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов.
…Конечно, в небольшой статье, посвященной празднику Преображения Господня, невозможно перечислить всех великих мастеров. Я назвал имена лишь семерых. А ведь остались и другие: Густав Доре и Франческо Дзуккарелли, Джузеппе Чезари и Джованни Паджи, Фра Беато Анжелико и Пьетро Перуджино, Михаил Нестеров и Павел Сведомский… Великие художники, понимавшие значение грандиозного и мистического события Преображения Господа на горе Фавор и своим талантом воплотившие его в мировом искусстве.
Петр Селинов
Добавить комментарий
prihozhanin.msdm.ru
Картина Рафаэля «Преображение» (описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест
Тема:
Преображение Господне
Рафаэль. Преображение. 1518—1520 гг. Пинакотека, Ватикан |
Одно из самых замечательных произведений на сюжет Преображения Господня — алтарная композиция Рафаэля «Преображение». Евангельский текст подсказывал художнику, что необходимо одновременно изобразить два события: свершившееся Преображение Христа и приход больного мальчика к апостолам, оставшимся у подножия горы Фавор. Соединить в одном произведении сразу два сюжета? Не слишком ли смелое решение? И всё-таки Рафаэль взялся за его воплощение. В нижней части картины он изобразил больного мальчика, лицо которого искажено ужасной судорогою. Рядом его отец и мать, отчаявшиеся и не верящие в чудо исцеления, их лица исполнены щемящим горем и безмолвной мольбой о спасении. Лица апостолов выражают глубокое сострадание. Но чем они могут помочь несчастным людям? Сами они бессильны сотворить чудо. Взгляд некоторых из них обращён к небу. Материал с сайта http://worldofschool.ru
В верхней части картины мы видим фигуру Христа в развевающихся одеждах с воздетыми вверх руками. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Это пророки Моисей и Илия. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Удивлённые чудесным видением, они закрыли рукой глаза: так ослепителен и ярок этот свет, исходящий от Христа и его необычайно белых одежд. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем.) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие.
К сожалению, Рафаэлю не суждено было закончить эту картину. Лишь её верхняя часть полностью выполнена Великим Мастером. Незавершённое полотно установят у изголовья умершего художника, и весь Рим, прощаясь со своим любимцем, в восхищении будет взирать на чудо, которое совершилось здесь, на земле, а не на небесах. Через два года ученики Рафаэля осуществят замысел художника.
На этой странице материал по темам:Картина рафаэля преображение полная версия
Картина рафаэля преображение в хорошем качестве
Картина рафаэля с вознесеним христа
Картина преображение рафаэль
Притча по картине рафаэля "преображение"
Найдите сюжетно-композиционный центр картины Рафаэля «Преображение». Как он помогает раскрыть смысловое содержание произведения?
Можно ли говорить о контрасте и динамике композиции в картине Рафаэля «Преображение»?
Каким образом соотносятся цвет и свет в произведении Рафаэля «Преображение»?
Какое эмоциональное воздействие оказывают цвет и свет на зрителей?
worldofschool.ru
Преображение Господне в искусстве. Живопись, алтари и не только
Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи — Pietro di Cristoforo Vannucci; 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы - Преображение ГосподнеПразднику Преображения Господня я посвятила отдельный пост, здесь же речь пойдет о Преображении Господнем в искусстве.Со времен утверждения христианской церкви существовала потребность в узаконивании рассказа о Преображении Господнем, и потому именно этот Евангельский сюжет вошел в число сюжетов первых же христианских фресок и книжных миниатюр. А после включения Преображения в ряд 12-ти христианских праздников, изображение этого сюжета стало обязательным в соборах.
Неизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. VI векНа датируемой серединой VI века мозаике апсиды церкви Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне изображены Рука Божия, вытянутая из облака, в небесах два пророка Моисей и Илия, Крест с оплечным образом Христа, сам Иисус, изображение которого подписано «Salus Mundi» — «Спаситель мира», а вот апостолы показаны в виде агнцов, причем в нижнем ряду из двенадцать, но еще три – по числу учеников, лицезревших Преображение, изображены отдельно. Таким образом, в данном случае совмещены две сцены – собственно Преображение и Иисус, ведущий учеников.Неизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика Базилики Преображения. Около 565-566 гг. Монастырь Св. Екатерины (Синайский монастырь), СинайПозднее выработалась традиция изображать по обе стороны Иисуса двух Ветхозаветных пророков, а чуть ниже – троих распростертых или согбенных в молитве учеников. Сам Иисус часто изображается в мандорле (итальянское mandorla – миндалина) – это особая форма нимба, представляющая собой вертикально вытянутый овал с заостренными концами, символизирующий сияние вокруг Христа.Неизвестный автор. Преображение Господне. Около 1200 года. Мозаика на стукко (искусственном мраморе). Лувр, ПарижИменно такая схема и стала канонической, и единственным существенным ее развитием стало возникшее постепенно правило изображать Иоанна в центре у ног Иисуса, а Петра и Иакова по бокам от Иоанна.Преображение Господне. Икона. XII век. Византия. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургИконографические новшества появляются только с XIII- XIV столетий, когда фигуры учеников начинают изображать эмоционально, в простертыми руками и выразительными лицами, на которых написаны восторг и изумление. Почти одновременно возникает практика вписывания в нимб не только Иисуса, но и фигур пророков. В русской иконе мы замечаем унаследованную от Византии традицию прорисовывать, помимо нимба, отдельные лучи, исходящие от Иисуса, часто по направлению к ученикам.Круг Феофана Грека. Преображение Господне. Икона из Спасо-Преображенского кафедрального собора в Переяславле-Залесском. Около 1403 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Неизвестный автор. Преображение Господне. Икона из Спасского монастыря в Ярославле. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль
В XIX веке появились иконы, на которых очевидцами Преображения стали изображать уже всех 12 учеников.В живописи, начиная с Возрождения, главным в сюжете Преображения Господня становится человеческая реакция на Чудо и на открывшуюся избранным Тайну. На знаменитой картине Джованни Беллини, написанной примерно к 1487 году, нет уже никакой руки из облаков или иных символов Гласа Божия. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Сам центральный персонаж – не столько Сын Божий, сколько человек, готовящий себя к смертельному испытанию. Ученики удивлены тем, что видят и слышат, и даже немного испуганы, пытаются отстраниться, отгородиться от происходящего. Да и разворачивается действие не на горе, а на холме, каких много на Севере Италии, и отнюдь не в особенных условиях, а на фоне повседневных дел, которыми заняты пастух и другие селяне на дальнем плане. Обыденность условий, в которых вершится Чудо, подчеркивает изгородь, которую гениальный Беллини расположил и вовсе на переднем плане. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью».
При этом любопытно сравнить шедевр Беллини с его же работой, созданной на треть столетия раньше. «Преображение», хранящееся в Музее Коррер в Венеции и написанное около 1455 года, вполне традиционно. Именно так и писали картины на этот сюжет многие художники – современники Беллини.
Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, 1255-1260 — 1319) — итальянский художник, один из виднейших представителей сиенской школы - Преображение Господне (1308-1311)Хотя и раньше некоторые художники делали шаги к изображению эмоций участников сцены Преображения Господня. Примером может служить замечательная темпера Дуччо де Буонинсенья, написанная этим ярким представителем сиенской школы еще в Раннем Кватроченто.Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. Иисус и пророки воспарили над горой, и трагическое вдохновение на лице центрального персонажа вполне соответствует яркому свету, льющемуся с небес. Свет располагается вокруг фигуры Христа, и очертаниями световое пятно напоминает мандорлу, а вокруг этого живописного и отнюдь не условного, как на иконах, нимба разлетаются серые облака. Современные исследователи подмечают соответствие божественного явления, изображенного Рафаэлем, модели светового взрыва, описывающей превращение энергии, выделяемой при прохождении света через массу мелких капель воды с отражающей поверхностью и получающих энергию подобно панелям солнечных батарей. Усвоение большого суммарного количества энергии приводит капли воды в движение, приводя к резкому расширению облака.Рафаэль Санти. Преображение Господне, 1518–1520. Пинакотека Ватикана, ВатиканВетер от этого «рафаэлевского взрыва» гнет вековые деревья и раздувает их кроны.Иоанн, Петр и Иаков не просто потрясены происходящим – они ослеплены ярким светом, что зрителю представляется вполне естественным, настолько очевидна необычайная яркость света, изображенного Рафаэлем.
Гора отнюдь не высока, и у Преображения есть свидетели, помимо троих учеников, взошедших на нее вместе с Иисусом. Это не только апостолы, но и другие люди, причем понятно, что они видят Чудо, поскольку двое указывают руками на Иисуса, один устремлен к Нему, а еще двое на заднем плане слева благоговейно взирают на свершающееся на горé.
Андрей Иванович Иванов (1775-1848). Преображение Господне. 1807Самой известной из российских картин на сюжет Преображения является работа Андрея Ивановича Иванова, написанная им в 1807 году в академической традиции. Преображение Господне. Мозаика Спаса-на-крови. 1890-е. Храм Воскресения Христова (Спаса-на-крови), Санкт-Петербург.Другое известное произведение русского искусства на этот сюжет – мозаика Николая Кошелева в Храме Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге. (Преображение Господне в иконографии и в живописи.)Рафаэль СантиРафаэль Санти. Преображение Господне, 1518–1520Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Он скоропостижно скончался в возрасте 37 лет, и эта картина в день похорон стояла у его изголовья.В своей картине Рафаэль дважды нарушил общепринятые традиции. Во-первых, он изобразил Христа не стоящим на горе, а парящим в воздухе. И, во-вторых, художник как бы соединил два сюжета на одном холсте: само Преображение Господне и момент, когда Христос, спустившись с горы, исцеляет страдающего эпилепсией мальчика.
Поразителен контраст между обоими сюжетами. В верхней части, где парит Спаситель, мы видим Божественный свет, покой и величие; там царит гармония. В нижней части – темно: там страдания, беды, волнения, споры.
Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Его назначали архиепископом Нарбоннским, и он хотел картиной Рафаэля украсить кафедральный собор французского города Нарбонн. Правда, получив картину Рафаэля, кардинал Медичи решил не отвозить ее во Францию, а оставить в Италии. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. В 1797 году во время Итальянской кампании Наполеон забрал шедевр Рафаэля во Францию и поместил в Лувр. Обратно в Италию картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году, и сегодня она находится в Пинакотеке Ватикана.
Ходило немало слухов о том, что Рафаэль не успел до своей кончины закончить картину «Преображение Господне» и всю нижнюю часть дорисовывали его ученики Джулио Романо и Джанфраческо Пенни. Но специальные исследования картины, проведенные в 1972–1976 годах, доказали, что Романо и Пенни лишь немного дорисовали две фигуры в нижней левой части полотна, все остальное – творение кисти великого Рафаэля.
Джованни Беллини
Джованни Беллини. Преображение Господне, 1455-1460 гг.Джованни Беллини – художник итальянского Возрождения, живший в Венеции, примерно, на полстолетие раньше Рафаэля.На тему Преображения Господня художник нарисовал две картины, весьма не похожие одна на другую. Раннюю его работу, написанную в 1455–60 годах, можно увидеть в музее «Коррер» в Венеции. Долгое время считалось, что эта картина принадлежит кисти не Беллини, а его родственника Андреа Мантенья. Поздний шедевр, созданный в 1480-х годах, выставлен в Национальной галерее «Каподимонте» в Неаполе.
Джованни Беллини. Преображение Господне, 1480 г.На картине 1455–1460 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Они ближе к небу, чем к земле, – недаром художник изобразил так много воздуха вокруг главных фигур. Апостолы, пораженные или ослепшие от увиденного, лежат внизу, не пытаясь подняться и посмотреть. Беллини словно хотел показать, что евангельские события происходили параллельно с жизнью других людей. У художника и гора Фавор превратилась в небольшой холм, и появились дополнительные бытовые зарисовки типа крестьянина с быком. При этом особый акцент художник по каким-то своим причинам сделал на деревянной изгороди, которая наискосок прорезает низ картины и отделяет зрителя от сцены на полотне и скальной пропасти. Возможно, этим Беллини хотел сказать, что путь не только на гору Фавор, а в целом к Богу труден и опасен и не каждому удастся подняться по этой дороге.Тициан Вечеллио. Преображение Господне, 1560 г.ТицианВ Венеции в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко стоит белоснежная церковь Сан-Сальвадор. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Имя этого художника стоит в ряду таких великих итальянцев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение».
«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Христос появляется в вихре белого света. И этим вихрем Спаситель не только повергает наземь своих учеников – Он раздвигает тьму и в буквальном смысле несет людям свет нового учения.
Паоло Веронезе
Паоло Веронезе. Преображение Господне, 1555–1556 гг.С церковью Сан-Сальвадор, где находится творение Тициана, плотно связано творчество еще одного знаменитого итальянского живописца – Паоло Веронезе. Для этой церкви он создал немало своих шедевров. Известно, что художник так полюбил саму церковь Сан-Сальвадор, что завещал похоронить его в ней. Благодарные венецианцы исполнили его последнюю волю, и с его смертью завершилась эпоха позднего Возрождения.При рождении ему было дано имя Паоло Кальяри. Он был пятым ребенком в семье скульптора Габриэле Кальяри, но имя решил себе взять по месту, где родился, – городу Вероне. Правда, впоследствии он вновь возьмет себе родовое имя, и поздние работы будет подписывать «Кальяри». Веронезе – мастер света, очень тонких, дышащих цветов. И это особенно заметно во многих шедеврах художника на темы Ветхого и Нового Заветов.
На севере Италии в провинции Падуя есть маленький город-крепость Монтаньяна. В нем есть кафедральный собор, посвященный Деве Марии. В соборе над алтарем находится знаменитое творение Веронезе «Преображение Господне», выполненное в присущей Веронезе мягкой, почти лиричной манере. Христос отделен от апостолов пушистым облаком и ведет неторопливый разговор с Моисеем и Илией. Его поза исполнена смирением, Он словно бы делает первый шаг на пути к Голгофе.
Лоренцо Лотто
Лоренцо Лотто. Преображение Господне, 1510–1512 гг.Еще один итальянец, еще один венецианец – Лоренцо Лотто. Этого знаменитого живописца современники считали слишком независимым. Про него говорили, что он неспособен к компромиссам ни в творчестве, ни в духовных вопросах. Именно поэтому художнику так нелегко приходилось в жизни. Венеция осмеяла Лоренцо Лотто, отторгла и постаралась забыть. Он отправился в путь, стремясь найти заказчиков, которые могли бы оценить и принять его таким, какой он есть; побывал в Марке, Бергамо, Тревизо, Риме, Реканати.Особенности живописи Лоренцо Лотто – чарующие цвета, яркий свет и очень точная, предельно реалистичная прорисовка всех деталей. Как заметил в свое время известный искусствовед Бернард Беренсон, «чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана».
В небольшом итальянском городке Реканати находится церковь Святой Марии и в ней над алтарем – шедевр Лоренцо Лотто «Преображение Господне». Следуя своей привычной манере письма, художник четко прописывает каждого участника события. Более того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, каждую фигуру художник подписал. По мысли Лотто, в Преображении Господнем на горе Фавор важно не только то, что Христос показал Свою Божественную природу перед избранными учениками, но и то, какой разговор Он вел с Моисеем и Илией. Непростое решение, которое предстоит принять Сыну Божию, художник передал, изобразив особым образом их руки, наклоны голов.
Карл Генрих Блох
Карл Генрих Блох (1834-1890). Преображение ГосподнеНа этот раз речь пойдет о датском художнике. Это удивительный художник Карл Генрих Блох (он, несомненно, заслуживает отдельного рассказа!). Родители хотели, чтобы он выбрал себе респектабельную профессию военно-морского офицера… А он стал художником. И каким!Живописи Карл учился в Италии, и огромное влияние на него оказало творчество Рембрандта. Но работы Блоха так потрясли современников, что в 1888 году художнику была оказана высокая честь – ему предложили разместить свой автопортрет в галерее Уффици во Флоренции.
Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Когда его картины увидел датский меценат, владелец компании «Карлсберг» Яков Якобсен, он попросил Блоха нарисовать 23 полотна для часовни в пострадавшем от огня замке Фредериксборг. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря»… Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Здесь поразителен свет, исходящий от Христа, и присущая многим творениям Блоха синева, которая словно бы несет людям надежду.
Александр Иванов
Александр Иванов. Преображение ГосподнеУслышав имя Александра Андреевича Иванова, каждый мгновенно вспоминает поразительное и монументальное полотно «Явление Христа народу», над которым художник работал 20 лет.После того как Иванов окончил Императорскую академию художеств, Общество поощрения художников решило отправить его за свой счет в Италию для дальнейшего повышения мастерства. Там он много времени провел в написании различных эскизов на библейские темы. Известно, что Александр Иванов был очень верующим человеком, усердно изучал Священное Писание, в особенности Новый Завет.
Работая над картиной «Явление Христа народу», Александр Иванов параллельно трудился над серией эскизов на библейские темы. В дальнейшем, как считают искусствоведы, он хотел на основе этих эскизов сделать стенные росписи, воссоздав в них историю духовного развития человечества.
Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. При этом свои библейские эскизы он тщательно скрывал и от публики, и от своих собратьев-художников. В мае 1858 года, приехав в Петербург, художник привез эскизы с собой, планируя в том же году отправиться в Палестину и продолжить работу на библейскими зарисовками… Но через месяца Александр Иванов заболел холерой и умер. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. (Преображение Господне глазами художников.)
Фра Анджелико. Преображение Господне. 1440-1441. Монастырь Сан-Марко, ФлоренцияПринадлежащая кисти флорентийского художника Раннего Возрождения Фра Анджелико, эта изумительная по силе своего художественного воздействия фреска являет пример достаточно внимательного следования иконографической схеме сюжета преображения, сложившейся в средневековом искусстве, но при этом содержит и ряд смысловых нюансов.Так, например, окруженная ярким сиянием фигура Христа изображена с распростертыми руками, что служит для искушенного зрителя легко узнаваемым указанием на ожидающие Иисуса Страсти Господни.
Связь с темой распятия в этой работе Фра Анджелико усилена еще и тем, что рядом с Христом показаны благоговейно взирающие на чудо Дева Мария и Святой Доминик (покровитель монастыря, принадлежавшего доминиканскому ордену), помещенные на том же самом месте и в том же самом порядке, как обычно в картинах на тему распятия представляют Богоматерь и Иоанна Богослова. (Преображение Господне в шедеврах мировой живописи.)
ГалереяИконы, живопись, алтари
Город Ренн, Иль и Вилен, Франция
Бад-Урах, земля Баден-Вюртемберг, Германия
Cristofano Gherardi (1508–1556)
Интерьер Храма Спаса-на-Крови
Иордан Федор. Преображение Господне
Павел Сведомский (1849-1904). Преображение Господне. Фреска. Владимирский собор, Киев.
Михаил Нестеров. Преображение Господне, 1898-1900
Basilique Notre-Dame de Marienthal de Haguenau, Франция
Андреа Превитали (итал. Andrea Previtali, 1480-1528). Преображение Господне, 1513 г.
Герард Давид (нидерл. Gerard David; ок. 1460-1523) — нидерландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения - Преображение Господне, 1520.
Орт-ан-дер-Донау, Австрия
Бразилия
Джованни Джироламо Савольдо (итал. Giovanni Girolamo Savoldo ок. 1480, Брешиа — 1548, Венеция) — итальянский художник эпохи Возрождения - Преображение Господне, XVI в. Галерея Уффици, Флоренция
Преображение Господне. Иван Михайлович, 1636
Собор Святого Петра, Рим
bellezza-storia.livejournal.com
Преображение Господне. Живопись. Картины. Фрески.
Карл Генрих Блох (1834-1890).
Преображение Христа
Лодовико Караччи.
Преображение Господне. 1594-95 гг.
Национальная пинакотека Болоньи. ИталияТициан Вечеллио.
Преображение Господне. 1560 г.
Церковь Сан-Сальваторе, Венеция
Лоренцо Лотто.
Преображение Господне. 1510 г.
Пинакотека Комунале, РеканатиПаоло Веронезе.
Преображение Господне. 1555 г.
Кафедральный собор. МонтаньянаДжованни Джироламо Савольдо.
Преображение Господне. XVI в.
Галерея Уффици, ФлоренцияГерард Давид.
Преображение Христово. 1520 г.
Нотр-Дам в БрюггеДжованни Баттиста Паджи
Преображение Господне. 1596 г.Мастер университетского алтаря.
Преображение Господне. 1500 г.
Картинная галерея. Кассель. ГерманияАндрей Иванович Иванов.
Преображение Господне. Между 1807 и 1809 гг.
ГРМ, Спб.
Джованни Баттиста Морони.
Преображение Господне. XVI в.
Частная коллекция, Бергамо, ИталияДжузеппе Чезари (1568-1640). Преображение Господне. Художественная Галерея Ференс, Халл, Англия
Джованни Беллини. Преображение Господне. 1487. Масло, дерево. 115х182 см. Национальная галерея Каподимонте, Неаполь.Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Шесть дней спустя Иисус поднялся на гору помолиться, взяв с собой троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья. Появилось облако, осенившее всех, и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 7:15).
Таким образом, трое учеников узрели Преображение и услышали Глас Божий, прямо указавший на Иисуса как на Сына Божия. Однако сам Иисус, спускаясь с горы, запретил ученикам говорить об увиденном, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9). Так и было сделано.
Рафаэль. Преображение. 1516—1520. итал. Trasfigurazione. Дерево, темпера. 405 × 278 см
Ватиканская пинакотека, Ватикан
«Преображение» — последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году.Эскиз Джулио Романо к «Преображению Христа», 40 × 27 см, ок. 1516, Галерея Альбертина
Фра Беато Анжелико. Преображение Господне. 1440-41 гг. Монастырь Сан Марко, Флоренция
Дуччо ди Буонисенья.
Преображение Господне. Маэста (алтарный образ). Сиена. 1308-11 гг.
Лондон. Национальная галереяДжованни Беллини.
Преображение Господне. Ок. 1455.
Венеция. Музей КоррерПьетро Перуджино.
Преображение Господне. 1500.
Палаццо деи Приори, ПеруджаНеизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. VI век.На датируемой серединой VI века мозаике апсиды церкви Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне изображены Рука Божия, вытянутая из облака, в небесах два пророка Моисей и Илия, Крест с оплечным образом Христа, сам Иисус, изображение которого подписано «Salus Mundi» — «Спаситель мира», а вот апостолы показаны в виде агнцов, причем в нижнем ряду из двенадцать, но еще три – по числу учеников, лицезревших Преображение, изображены отдельно. Таким образом, в данном случае совмещены две сцены – собственно Преображение и Иисус, ведущий учеников.
Неизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика Базилики Преображения. Около 565-566 гг. Монастырь Св. Екатерины (Синайский монастырь), Синай.Позднее выработалась традиция изображать по обе стороны Иисуса двух Ветхозаветных пророков, а чуть ниже – троих распростертых или согбенных в молитве учеников. Сам Иисус часто изображается в мандорле (итальянское mandorla – миндалина) – это особая форма нимба, представляющая собой вертикально вытянутый овал с заостренными концами, символизирующий сияние вокруг Христа.
Неизвестный автор. Преображение Господне. Около 1200 года. 52х35 см. Мозаика на стукко (искусственном мраморе). Лувр, Париж.
Именно такая схема и стала канонической, и единственным существенным ее развитием стало возникшее постепенно правило изображать Иоанна в центре у ног Иисуса, а Петра и Иакова по бокам от Иоанна.Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины IХв. ГИМ, Москва
Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент
Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция
Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения
Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция
Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция
Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, ТурцияФреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г.
Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.
Сафронова И.В. Яблочный Спас. 1996
Муковнин Е. Середина лета. 2008
anchiktigra.livejournal.com