Великая Победа в фотографиях (100 фото). Картина победа
Описание картины Петра Кривоногова «Победа»
Пётр Кривоногов – знаменитый выпускник студии М. Б. Грекова, подарившей миру немало талантливых военных художников.
Кривоногову довелось участвовать в последней масштабной войне – Великой Отечественной. Он прошел весь путь – от Москвы и до победного Берлина. Вступив в армейские ряды в 1939 году, живописец до 1945 смело впитывал горечь и ужас военного периода. Он делал скорые зарисовки сражений, писал портреты сослуживцев, в более спокойные на фронте периоды создавал полноценные картинные произведения.
«Победа» – знаменитейшая батальная работа советского художника. Сюжет был задуман в тот самый момент, когда красная армия победно штурмовала немецкий Рейхстаг, и он пал в руинах, обломках и пыли.
Кривоногов поставил цель написать эту масштабную по величине и количеству персонажей картину после возвращения на родину. Работать пришлось около трех лет. В 1948 году полотно оказалось готовым, оно попало на выставку и годом позднее принесло автору заслуженную премию.
Что мы видим на холсте? Победа над фашизмом сопровождается у художника радостными выкриками советских солдат – многократным «Ура!». Несчетное число мужчин в военной форме торжественно и самозабвенно ликует. Опьяняющее чувство освобождения от нацистских захватчиков заставляет бойцов поднимать руки вверх, протягивая ввысь оружие, каски и алые флаги.
Здание Рейхстага раздроблено, обгоревшие колонны испещрены выстрелами, на ступенях – каменные осколки и убитые противники. Бой только-только завершился, еще даже дым не развеялся на месте стычки. Это первый клич радостного освобождения, это счастье, дарованное за стойкость и верность идеалам справедливости.
«Победа» попала в широкий тираж – она печаталась в периодике, в книгах и на открытках. Картина стала символом единения народа в борьбе с общим врагом.
opisanie-kartin.com
Победа (картина Е. Моисеенко) — Циклопедия
«Победа» — картина известного советского художника Евсея Евсеевича Моисеенко.[1]
[править] Создание картины
Созданию картины «Победа» автор посвятил два года (1970—1972)[2]. Искусствовед М. Ю. Герман назвал это произведение одним из самых глубоких произведений Моисеенко, посвящённых 1945 году, которое заставляет зрителя пропустить сквозь сердце цену победы[3]. Искусствовед А. Ф. Дмитренко назвал картину живописным монументом, воплощающим бессмертность подвига и мысль о высокой человеческой цене завоеванного[4].
Картина впервые была показана в 1972 году в Ленинграде на зональной выставке «По родной стране»[5], а затем на республиканской художественной выставке в Москве[6]. 23 апреля 1974 постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О присуждении Ленинских премий в области литературы, искусства и архитектуры 1974 года» году художнику была присуждена Ленинская премия за цикл картин «Годы боевые» («Красные пришли» (1961), «Товарищи» (1964), «Черешня», «Победа» (1972))[7][8][9].
На конкурсе-смотре «Наш современник», посвященном 50-летию образования СССР, за картину «Победа» Моисеенко был удостоен 1-й премии Кировского завода[10]. В 1976 году картина поступила из Министерства Культуры РСФСР в собрание Государственного Русского музея.
На картине изображены последние часы войны в здании Рейхстага[11]. В композиции присутствуют два солдата: один, погибший, и второй, с отчаянием сознающий безвозвратность потери товарища. По определению искусствоведа Е. Н. Литовченко картина была написана вдохновенно и «беспощадно»[12]. По мнению профессора В. А. Леняшина[13], лицо солдата, поддерживающего тело друга, написано с огромной исповедальной силой. А. Ф. Дмитренко также отметил мощную пластику полотна, экспрессию её трагических ритмов, контраст выраженности полярных чувств — радости достижения цели и боль утраты. Профессор уверен, что совершенство формы и глубокий психологизм образов утверждают высокую этическую значимость картины[14].
М. Ю. Герман увидел в картине резкий контраст холодного света и глухих теней, а также составные части «сложного ассоциативного образа трагичных представлений о войне».[15]
- ««Победа» — это почти реквием», — написал арт-критик Михаил Герман[16].
- ««Победа» — это воспоминания о самых мучительных днях войны … когда невыносимо трудно, нелепо умирать», — отметила исследовательница творчества Галина Кекушева-Новосадюк[17].
- «Впечатляющая сила этой картины велика. Моисеенко обладает способностью «ударить по сердцу», способностью, обусловленной искренностью чувства и мастерством», отмечал Леняшин В. А.[18].
- ↑ Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1987. С.88.
- ↑ Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. С.28.
- ↑ Герман, М. Вселенная живописца // Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. С.15.
- ↑ Дмитренко А. Чтобы помнили… // Петербургские искусствоведческие тетради. — СПб, 2007, вып. 9. С.198.
- ↑ Выставка произведений художников Ленинграда «По родной стране». Каталог. Л., Художник РСФСР, 1974. С.18.
- ↑ Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. С.20.
- ↑ Новожилова Л. И., авт. вступ. ст. // Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. С.7.
- ↑ Кекушева-Новосадюк, Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. — Л., 1977. — C. 53.
- ↑ Картинная галерея им. Е. Е. Моисеенко. Музеи Гомельской области.
- ↑ Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С.18.
- ↑ Кекушева-Новосадюк, Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. — Л., 1977. — C.51.
- ↑ Литовченко Е. Н. Евсей Евсеевич Моисеенко. 1916—1988. Живопись. Графика. Каталог выставки. — СПб.: НИМРАХ, 2006. — С.14
- ↑ Леняшин В. А. …Художников друг и советник. Л.,Художник РСФСР, 1985. С.139, 177—178
- ↑ Дмитренко А. Чтобы помнили… // Петербургские искусствоведческие тетради. — СПб, 2007, вып. 9. С.198.
- ↑ Герман М. Евсей Моисеенко // Искусство Советского Союза. Альбом. — Л.: Аврора, 1985. — С.524
- ↑ Герман М. Евсей Моисеенко // Искусство Советского Союза. Альбом. — Л.: Аврора, 1985. — С.523
- ↑ Кекушева-Новосадюк Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. — Л., 1977. — C.51
- ↑ Леняшин В. А. …Художников друг и советник. Л.,Художник РСФСР, 1985. С.184
- Выставка произведений художников Ленинграда «По родной стране». Каталог. Л., Художник РСФСР, 1974. — С.18.
- Кекушева-Новосадюк, Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. — Л., 1977. — C. 51.
- Герман, М. Вселенная живописца // Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 15.
- Новожилова, Л. И., авт. вступ. ст. // Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 7.
- Герман, М. Евсей Моисеенко // Искусство Советского Союза. Альбом. — Л.: Аврора, 1985. — С. 523—524.
- Леняшин В. А. …Художников друг и советник. Л.,Художник РСФСР, 1985. С.184-186.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л.: Художник РСФСР, 1987. — С. 88.
- Литовченко, Е. Н. Евсей Евсеевич Моисеенко. 1916—1988. Живопись. Графика. Каталог выставки. — СПб.: НИМРАХ, 2006. — С. 14.
- Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — СПб.: Первоцвет, 2007.
- Дмитренко, А. Чтобы помнили… // Петербургские искусствоведческие тетради. — СПб, 2007, вып. 9. — С. 198.
- Литовченко, Е. Н. Е. Е. Моисеенко. «Коллекция из мастерской». Живопись, рисунок. — СПб.: Ист. иллюстрация, 2012. — С. 7.
Победа (картина Моисеенко) — Википедия РУ
Созданию картины «Победа» автор посвятил два года (1970—1972)[2]. Искусствовед М. Ю. Герман назвал это произведение одним из самых глубоких произведений Моисеенко, посвящённых 1945 году, которое заставляет зрителя пропустить сквозь сердце цену победы[3]. Петербургский арт-критик А. Ф. Дмитренко назвал картину живописным монументом, воплощающим бессмертность подвига и мысль о высокой человеческой цене завоеванного[4].
Впервые картина была показана в 1972 году сначала на ленинградской зональной выставке «По родной стране»[5], а затем на республиканской художественной выставке в Москве[6]. 23 апреля 1974 постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О присуждении Ленинских премий в области литературы, искусства и архитектуры 1974 года» году художнику присуждена Ленинская премия за цикл картин «Годы боевые» («Красные пришли» (1961), «Товарищи» (1964), «Черешня», «Победа» (1972))[7][8][9].
На конкурсе-смотре «Наш современник», посвященном 50-летию образования СССР, за картину «Победа» Моисеенко был удостоен 1-й премии Кировского завода[9][10]. Картина поступила в 1976 году из МК РСФР в собрание Государственного Русского музея[2].
На картине изображены последние часы войны в здании Рейхстага[11]. В композиции присутствуют два солдата: один, погибший, и второй, с отчаянием сознающий безвозвратность потери товарища. По определению искусствоведа Е. Н. Литовченко картина была написана вдохновенно и «беспощадно»[12]. По мнению В. А. Леняшина[13], лицо солдата, поддерживающего тело друга, написано с огромной исповедальной силой. А. Ф. Дмитренко также отметил мощную пластику полотна, экспрессию её трагических ритмов, контраст выраженности полярных чувств — радости достижения цели и боль утраты. Профессор уверен, что совершенство формы и глубокий психологизм образов утверждают высокую этическую значимость картины[4].
М. Ю. Герман увидел в картине резкий контраст холодного света и глухих теней, а также составные части сложного ассоциацивного образа трагичных представлений о войне».[14]
Великая Победа в фотографиях (100 фото)
Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой достался нашим отцам и дедам тот день и каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник вместе с ветеранами. На фотографиях запечатлены последние мгновения войны, счастливые минуты и радостные лица солдат. Советские солдаты в вагоне берлинского трамваяМария Тимофеевна Шальнева, ефрейтор 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона, регулирует движение военной техники недалеко от рейхстага в Берлине. 2 мая 1945Советские солдаты с гармонью на одной из улиц Берлина
Ссылки по теме:
fishki.net
Победа (картина Моисеенко) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1972 года«Победа» — картина советского и российского живописца[1]Евсея Евсеевича Моисеенко.
Экспонирование и награды
Созданию картины «Победа», которую известный российский искусствовед М. Ю. Герман назвал одним из самых глубоких произведений Моисеенко, посвящённых 1945 году, заставляющим зрителя пропустить сквозь сердце цену победы, автор посвятил два года (1970—1972).[2][3]. Петербургский арт-критик, ведущий научный сотрудник Русского музея А. Ф. Дмитренко назвал картину живописным монументом, воплощающим бессмертность подвига и мысль о высокой человеческой цене завоеванного.[4] Впервые картина была показана в 1972 году сначала на ленинградской зональной выставке «По родной стране»[5], а затем на республиканской художественной выставке в Москве[6]. 23 апреля 1974 постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О присуждении Ленинских премий в области литературы, искусства и архитектуры 1974 года» году художнику присуждена Ленинская премия за цикл картин «Годы боевые» («Красные пришли» (1961), «Товарищи» (1964), «Черешня», «Победа» (1972))[7][8][9]. На конкурсе-смотре «Наш современник», посвященном 50-летию образования СССР, за картину «Победа» Моисеенко был удостоен 1-й премии Кировского завода.[9].[10]. Картина находится в собрании Государственного Русского музея (поступила в 1976 г. из МК РСФР).[3]
Сюжет. Художественные особенности
Последние часы войны. Рейхстаг. Лестничный проём и сквозь провал, внизу, бегущие солдаты со знаменем.[11] В композиции только два героя: один, как святой, заплативший жизнью за победу и второй, отчаянно сознающий неизмеримость этой потери.[12]. Радость и горе — вечные спутники окончания войны. Рядом — ликование, тяжесть утраты и торжество как итог непомерных усилий в борьбе.[11] «„Победа“ — это почти реквием, — пишет известный арт-критик Михаил Герман. — Почти, потому что она лишена внешнего покоя и сосредоточенности. Остановлено мгновение, когда умирает, может быть, последний солдат, из тех, кого ждала смерть в эту войну…»[13]. «„Победа“ — это воспоминания о самых мучительных днях войны … когда невыносимо трудно, нелепо умирать. Когда солдат солдату вручает как память свою уходящую жизнь», — отмечает известная исследовательница творчества мастера Галина Кекушева-Новосадюк.[14]. По определению искусствоведа и исследователя творчества художника Е. Н. Литовченко, «картина написана вдохновенно и беспощадно».[12]. А. Ф. Дмитренко указывает на мощную пластику полотна, экспрессию её трагических ритмов, контраст выраженных полярных чувств — радости достижения цели и боль утраты. Профессор уверен, что совершенство формы и глубокий психологизм образов утверждают высокую этическую значимость картины.[4]. Лицо солдата, поддерживающего тело друга, написано с такой огромной исповедальной силой, что это прикосновение художника к самым глубоким и тайным душевным струнам, обнажение его его любви и страдания было бы нестерпимым, если бы не было искусством, как заключил петербургский искусствовед профессор ИЖСА им. И. Е. Репина В. А. Леняшин[15]. Очень убедительно также охарактеризовал живописное и пластическое решение произведения М. Ю. Герман : «Мощный контраст скупого, холодного света и глухих, текучих, будто напитанных пороховой гарью теней, налитая непреодолимой тяжестью тянущаяся к земле умирающего и уверенная сильная рука живого. Алые вспышки в дымном сумраке становятся составными частями сложного, богатого ассоциациями образа, бесконечно далёкого как от расхожих парадных, так и от не менее расхожих однозначно трагичных представлений о войне».[16] Впечатляющая сила этой картины велика. Моисеенко обладает способностью «ударить по сердцу», способностью, обусловленной искренностью чувства и мастерством.[17]
Напишите отзыв о статье "Победа (картина Моисеенко)"
Примечания
- ↑ Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л.: Художник РСФСР, 1987. — С. 88.
- ↑ Герман, М. Вселенная живописца // Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 15.
- ↑ 1 2 Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 28.
- ↑ 1 2 Дмитренко, А. Чтобы помнили… // Петербургские искусствоведческие тетради. — СПб, 2007, вып. 9. — С. 198.
- ↑ Выставка произведений художников Ленинграда «По родной стране». Каталог. Л., Художник РСФСР, 1974. — С.18.
- ↑ Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 20.
- ↑ Новожилова, Л. И., авт. вступ. ст. // Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 7.
- ↑ Кекушева-Новосадюк, Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. — Л., 1977. — C. 53.
- ↑ 1 2 [museum.gomel-region.by/ru/list/buda-koshelevo/moiseenko/bio-hud Картинная галерея им. Е. Е. Моисеенко]. Музеи Гомельской области.
- ↑ Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 18.
- ↑ 1 2 Кекушева-Новосадюк, Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. — Л., 1977. — C. 51.
- ↑ 1 2 Литовченко, Е. Н. Евсей Евсеевич Моисеенко. 1916—1988. Живопись. Графика. Каталог выставки. — СПб.: НИМРАХ, 2006. — С. 14
- ↑ Герман, М. Евсей Моисеенко // Искусство Советского Союза. Альбом. — Л.: Аврора, 1985. — С. 523
- ↑ Кекушева-Новосадюк, Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. — Л., 1977. — C. 51
- ↑ Леняшин В. А. …Художников друг и советник. Л.,Художник РСФСР, 1985. С.139, 177—178
- ↑ Герман, М. Евсей Моисеенко // Искусство Советского Союза. Альбом. — Л.: Аврора, 1985. — С. 524
- ↑ Леняшин В. А. …Художников друг и советник. Л.,Художник РСФСР, 1985. С.184
Литература
- Выставка произведений художников Ленинграда «По родной стране». Каталог. Л., Художник РСФСР, 1974. — С.18.
- Кекушева-Новосадюк, Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. — Л., 1977. — C. 51.
- Герман, М. Вселенная живописца // Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 15.
- Новожилова, Л. И., авт. вступ. ст. // Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 7.
- Герман, М. Евсей Моисеенко // Искусство Советского Союза. Альбом. — Л.: Аврора, 1985. — С. 523—524.
- Леняшин В. А. …Художников друг и советник. Л.,Художник РСФСР, 1985. С.184-186.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л.: Художник РСФСР, 1987. — С. 88.
- Литовченко, Е. Н. Евсей Евсеевич Моисеенко. 1916—1988. Живопись. Графика. Каталог выставки. — СПб.: НИМРАХ, 2006. — С. 14.
- Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — СПб.: Первоцвет, 2007.
- Дмитренко, А. Чтобы помнили… // Петербургские искусствоведческие тетради. — СПб, 2007, вып. 9. — С. 198.
- Литовченко, Е. Н. Е. Е. Моисеенко. «Коллекция из мастерской». Живопись, рисунок. — СПб.: Ист. иллюстрация, 2012. — С. 7.
Отрывок, характеризующий Победа (картина Моисеенко)
Пьер при виде наказанного француза и толпы, окружавшей Лобное место, так окончательно решил, что не может долее оставаться в Москве и едет нынче же в армию, что ему казалось, что он или сказал об этом кучеру, или что кучер сам должен был знать это. Приехав домой, Пьер отдал приказание своему все знающему, все умеющему, известному всей Москве кучеру Евстафьевичу о том, что он в ночь едет в Можайск к войску и чтобы туда были высланы его верховые лошади. Все это не могло быть сделано в тот же день, и потому, по представлению Евстафьевича, Пьер должен был отложить свой отъезд до другого дня, с тем чтобы дать время подставам выехать на дорогу. 24 го числа прояснело после дурной погоды, и в этот день после обеда Пьер выехал из Москвы. Ночью, переменя лошадей в Перхушкове, Пьер узнал, что в этот вечер было большое сражение. Рассказывали, что здесь, в Перхушкове, земля дрожала от выстрелов. На вопросы Пьера о том, кто победил, никто не мог дать ему ответа. (Это было сражение 24 го числа при Шевардине.) На рассвете Пьер подъезжал к Можайску. Все дома Можайска были заняты постоем войск, и на постоялом дворе, на котором Пьера встретили его берейтор и кучер, в горницах не было места: все было полно офицерами. В Можайске и за Можайском везде стояли и шли войска. Казаки, пешие, конные солдаты, фуры, ящики, пушки виднелись со всех сторон. Пьер торопился скорее ехать вперед, и чем дальше он отъезжал от Москвы и чем глубже погружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойства и не испытанное еще им новое радостное чувство. Это было чувство, подобное тому, которое он испытывал и в Слободском дворце во время приезда государя, – чувство необходимости предпринять что то и пожертвовать чем то. Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем то… С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и ее старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство.24 го было сражение при Шевардинском редуте, 25 го не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, 26 го произошло Бородинское сражение. Для чего и как были даны и приняты сражения при Шевардине и при Бородине? Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы (чего мы боялись больше всего в мире), а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии (чего они тоже боялись больше всего в мире). Результат этот был тогда же совершении очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение. Ежели бы полководцы руководились разумными причинами, казалось, как ясно должно было быть для Наполеона, что, зайдя за две тысячи верст и принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии, он шел на верную погибель; и столь же ясно бы должно было казаться Кутузову, что, принимая сражение и тоже рискуя потерять четверть армии, он наверное теряет Москву. Для Кутузова это было математически ясно, как ясно то, что ежели в шашках у меня меньше одной шашкой и я буду меняться, я наверное проиграю и потому не должен меняться. Когда у противника шестнадцать шашек, а у меня четырнадцать, то я только на одну восьмую слабее его; а когда я поменяюсь тринадцатью шашками, то он будет втрое сильнее меня. До Бородинского сражения наши силы приблизительно относились к французским как пять к шести, а после сражения как один к двум, то есть до сражения сто тысяч; ста двадцати, а после сражения пятьдесят к ста. А вместе с тем умный и опытный Кутузов принял сражение. Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию. Ежели скажут, что, заняв Москву, он думал, как занятием Вены, кончить кампанию, то против этого есть много доказательств. Сами историки Наполеона рассказывают, что еще от Смоленска он хотел остановиться, знал опасность своего растянутого положения знал, что занятие Москвы не будет концом кампании, потому что от Смоленска он видел, в каком положении оставлялись ему русские города, и не получал ни одного ответа на свои неоднократные заявления о желании вести переговоры. Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев, которые из всех непроизвольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями. Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, и мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла. На другой вопрос: как даны были Бородинское и предшествующее ему Шевардинское сражения – существует точно так же весьма определенное и всем известное, совершенно ложное представление. Все историки описывают дело следующим образом: Русская армия будто бы в отступлении своем от Смоленска отыскивала себе наилучшую позицию для генерального сражения, и таковая позиция была найдена будто бы у Бородина. Русские будто бы укрепили вперед эту позицию, влево от дороги (из Москвы в Смоленск), под прямым почти углом к ней, от Бородина к Утице, на том самом месте, где произошло сражение. Впереди этой позиции будто бы был выставлен для наблюдения за неприятелем укрепленный передовой пост на Шевардинском кургане. 24 го будто бы Наполеон атаковал передовой пост и взял его; 26 го же атаковал всю русскую армию, стоявшую на позиции на Бородинском поле. Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела. Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте. Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.
wiki-org.ru
Победа (картина Моисеенко) — WiKi
Созданию картины «Победа» автор посвятил два года (1970—1972)[2]. Искусствовед М. Ю. Герман назвал это произведение одним из самых глубоких произведений Моисеенко, посвящённых 1945 году, которое заставляет зрителя пропустить сквозь сердце цену победы[3]. Петербургский арт-критик А. Ф. Дмитренко назвал картину живописным монументом, воплощающим бессмертность подвига и мысль о высокой человеческой цене завоеванного[4].
Впервые картина была показана в 1972 году сначала на ленинградской зональной выставке «По родной стране»[5], а затем на республиканской художественной выставке в Москве[6]. 23 апреля 1974 постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О присуждении Ленинских премий в области литературы, искусства и архитектуры 1974 года» году художнику присуждена Ленинская премия за цикл картин «Годы боевые» («Красные пришли» (1961), «Товарищи» (1964), «Черешня», «Победа» (1972))[7][8][9].
На конкурсе-смотре «Наш современник», посвященном 50-летию образования СССР, за картину «Победа» Моисеенко был удостоен 1-й премии Кировского завода[9][10]. Картина поступила в 1976 году из МК РСФР в собрание Государственного Русского музея[2].
На картине изображены последние часы войны в здании Рейхстага[11]. В композиции присутствуют два солдата: один, погибший, и второй, с отчаянием сознающий безвозвратность потери товарища. По определению искусствоведа Е. Н. Литовченко картина была написана вдохновенно и «беспощадно»[12]. По мнению В. А. Леняшина[13], лицо солдата, поддерживающего тело друга, написано с огромной исповедальной силой. А. Ф. Дмитренко также отметил мощную пластику полотна, экспрессию её трагических ритмов, контраст выраженности полярных чувств — радости достижения цели и боль утраты. Профессор уверен, что совершенство формы и глубокий психологизм образов утверждают высокую этическую значимость картины[4].
М. Ю. Герман увидел в картине резкий контраст холодного света и глухих теней, а также составные части сложного ассоциацивного образа трагичных представлений о войне».[14]
ru-wiki.org
Картины Победы
В последнее время высказывается мнение, что 9 мая не только праздник, но и день скорби. С этим мнением не соглашается старшее поколение, они запомнили день 9 мая 1945 года как торжество справедливости. Такой радости и ликования не было на их веку.
Все обнимались, поздравляли друг друга, танцевали, пели. Верилось, что всё страшное позади, что никогда больше не будет войны. Те, кто её пережил, испытал столько мук и горя, не допустят повторения.
Обратимся к тем полотнам, на которых запечатлено долгожданное событие.
Б. Иогансон назвал свою картину «Праздник Победы 9 Мая на Красной площади». Без сомнения, в тот тёплый майский вечер на Красной площади был и сам художник — настолько живо, непосредственно передано всеобщее праздничное настроение.
В суровые годы войны слово «праздник» было забыто. Однако в честь побед Красной Армии устраивали салюты. Разноцветные огни в небе напоминали о мирных днях и вселяли уверенность, что победа не за горами.
Борис Иогансон написал этюд «Салют в Москве» зимой 1945 года. Легко узнаваемы Спасская башня, храм Василия Блаженного. Площадь заполнена массой людей, а небеса украшены яркими вспышками фейерверка.
Летом 1945 года художник принялся за большое полотно. День Победы стал историей, и поэтому Борис Владимирович решил писать историческую картину. Но как передать всенародную радость, звучание песен, музыки, смех? Как изобразить ночной город?
Смотришь на картину и кажется, что масса людей движется, бурлит. Лица смеющихся и плачущих от счастья людей озарены вспышками разноцветных огней. В отсветах вспышек видны украинские вышивки, среднеазиатские халаты. Пламенеет в ночи звезда Спасской башни, сияет соцветие куполов Покровского собора. Неслучайно здесь на переднем плане — изумлённые и восторженные мальчишки. Это — продолжатели дела отцов, наследники их славы.
Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны, посвятил своё полотно «Цветы» Мартирос Сарьян. Красочное многоцветье разлито на холсте: пышные розовые шапки георгинов, алые маки, жёлто-оранжевые фонарики ноготков, свежие персики, фиолетовые анютины глазки. Весенняя природа все свои краски вместила в цветы и плоды, словно присоединяясь к празднику Победы. Букеты — это дань воинам, прошедшим страшную войну и оставшимся в живых.
Это в то же время и дань павшим. Каждый нераскрывшийся цветок в натюрморте похож на трепетную молодую жизнь, едва-едва начавшую своё цветение. Сколько молодых ребят ушло на фронт! Сколько юных, благородных сердец перестало биться! Об этом думает и не может не думать художник.
Жанр натюрморта предназначен, кажется, для углублённой беседы с натурой. Но здесь решение мастера неоднозначно, символично.
Безусловно, Сарьян посвятил картину своим соотечественникам, однако внимательный зритель обнаружит в ней цветы, похожие на ромашки, растущие на лугах и лесных опушках в центре России, а пламенные маки напомнят горную Киргизию. Много мыслей будит этот холст, волнует душу гармония красок.
Картина «Победа» Олега Пономаренко — апофеоз победы. На холсте — верхняя часть Бранденбургских ворот, от которых начинались походы германских завоевателей. Парадным строем маршировали под сенью бронзовой колесницы вооруженные до зубов шеренги захватчиков. И вот остановлен многовековой бег этой квадриги. Искорёженная снарядами, она превратилась в пьедестал для тех, кто принёс свободу нашей стране и народам Европы. Ликуя, встречают освободители первые минуты долгожданного мира. Завершён их ратный труд, вдохновленный бессмертными подвигами Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. И гордо вьётся над головами героев победное боевое знамя.
Картина Виктора Псарёва «Память. 9 Мая» вызывает ощущение, высказанное нами в начале статьи: здесь скорби больше, чем праздника. Лица героев наполнены печалью, ожиданием, глубоким раздумьем.
Сюжет полотна сложился из впечатлений юности, когда в День Победы у отца, кадрового военного, ветерана войны, собирались друзья-фронтовики, вспоминали погибших, плакала мать-учительница, потерявшая брата.
Художник сделал более сорока композиционных эскизов, несколько вариантов самой картины. Рисовал по памяти, наблюдая в парке имени М. Горького и в сквере у Большого театра участников войны: увидел пожилую женщину с фотографией матроса в руках, седого ветерана с медалями на кителе и гвоздикой в руке.
Композиционным центром полотна стал ствол старого дерева, сплошь увешанный объявлениями и записками, фотографиями, адресами, листовками военной поры. Остановился возле него пробегавший мальчишка, что-то заинтересовало его, увлекло. Справа от дерева — девочка с воздушными шариками в руке. Это внуки ветеранов.
По обеим сторонам «древа памяти», как в почётном карауле, стоит мать, ждущая сына, и герой-солдат с гвоздикой в руках. Они оберегают память, чтобы не угасла она и жила, передаваясь от поколения к поколению.
sesony.ru