Галерея - фотографии Бенуа и его соратников. Бенуа картина
Culture and art
Александр Николаевич Бенуа
И действительно, определить, кем же был этот гениальный человек, не просто: круг интересов Александра Бенуа очень широк. Он и художник, занимающийся станковой живописью, график и декоратор.
Детство Александр Николаевич Бенуа появился на свет 3 мая 1870 года в Петербурге — городе, к которому на протяжении всей своей жизни питал «нежное и глубокое чувство». Причем в культ родного города были включены и его окрестности — Ораниенбаум, Павловск и главное — Петергоф. Позднее в своих мемуарах Бенуа напишет: «В Петергофе начался мой роман жизни» — в первый раз он попал в это «сказочное место», когда ему еще не было и месяца, и именно там впервые стал «осознавать» окружающее.В доме, где рос маленький Шура, царила совершенно особая атмосфера. С детства Бенуа был окружен талантливыми, неординарными людьми. Его отец Николай Леонтьевич и брат Леонтий — были «блестящими мастерами архитектуры», оба окончили Академию художеств с золотой медалью, что, по словам самого Бенуа, было «редчайшим случаем в жизни Академии». Оба были «виртуозами рисунка и кисти». Свои чертежи они населяли сотнями человеческих фигурок, и ими можно было любоваться, как картинами.Отец Бенуа участвовал в строительстве храма Христа Спасителя в Москве и Мариинского театра в Петербурге. Самым грандиозным его проектом считаются придворные конюшни в Петергофе. Брат Леонтий позднее занял должность ректора Академии художеств. Другой брат, Альберт, писал чудесные акварели, которые в 1880-х и 1890-х годах раскупались нарасхват. Выставки его картин посещала даже императорская чета, в Обществе акварелистов его поставили председателем, а в Академии ему дали вести класс акварели.Рисовать Бенуа начал чуть ли не с пеленок. Сохранилось семейное преданиео том, что, получив в восемнадцатимесячном возрасте в руки карандаш, будущий художник захватил его пальцами именно так, как это считалось правильным. Родители, братья и сестры восхищались всем, что бы ни сделал их маленький Шура, и вечно хвалили его. В конце концов, в возрасте пяти лет Бенуа попробовал сделать копию с «Больсенской мессы» и испытал стыд и даже своего рода обиду на Рафаэля за то, что тот ему не дается.Помимо Рафаэля — перед копиями огромных полотен в зале Академии мальчик прямо-таки цепенел, — были у маленького Бенуа еще два серьезных увлечения: папины путевые альбомы, в которых пейзажи чередовались с зарисовками молодцеватых военных, моряков, гондольеров, монахов всевозможных орденов, и, без сомнения, — театр. Что касается первых, разглядывание «папочкиных альбомов» было большим праздником как для мальчика, так и для отца. Каждую страницу Николай Леонтьевич сопровождал комментариями, и сын знал его истории во всех подробностях. Что же касается второго, то, по словам самого Бенуа, именно «страсть к театру» сыграла едва ли не важнейшую роль в его дальнейшем развитии.ОбразованиеВ 1877 году Камилла Альбертовна, мать Бенуа, всерьез задумалась об образовании сына. А надо сказать, что к семилетнему возрасту этот любимчик домашних еще не умел ни читать, ни писать. Позднее Бенуа вспоминал о попытках близких научить его азбуке: о «кубиках-складушках» с рисунками и буквами. Картинки он складывал с охотой, а буквы его только раздражали, и мальчик не мог понять, почему М и А, поставленные рядом, образуются слог «МА».Наконец мальчика отправили в детский сад. Как во всякой образцовой школе, там, помимо других предметов, преподавали и рисование, которое вел художник-передвижник Лемох.Однако, как вспоминает сам Бенуа, из этих уроков он не почерпнул никакой пользы. Уже подростком Бенуа не раз встречался с Лемохом в доме своего брата Альберта и даже получал от бывшего учителя лестные отзывы в свой адрес. «Вам следовало бы серьезно заняться рисованием, у вас заметный талант», — говорил Лемох.Из всех учебных заведений, которые посещал Бенуа, стоит отметить частную гимназию К. И. Мая (1885-1890-е годы), где произошло его знакомство с людьми, составившими позднее костяк «Мира искусства». Если же говорить о художественной профессиональной подготовке, то так называемого академического образования Бенуа не получил. В 1887 году, еще будучи гимназистом-семиклассником, он в течение четырех месяцев посещает вечерние классы Академии художеств. Разочаровавшись в методах преподавания — обучение кажется ему казенным и скучным, — Бенуа начинает заниматься живописью самостоятельно. Он берет уроки акварели у своего старшего брата Альберта, штудирует литературу по истории искусств, позднее копирует в Эрмитаже картины старых голландцев. После окончания гимназии Бенуа поступает на юридический факультет Петербургского университета. В 1890-х годах он начинает рисовать.
Ораниенбаум
Ораниенбаум. 1901 год. Бумага, акварель, карандаш. 27,7 х 42,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина «Ораниенбаум» стала одним из первых произведений «русской серии» — здесь все дышит спокойствием и простотой, но при этом полотно притягивает взгляд.Впервые вниманию публики работы Бенуа были представлены в 1893 году на выставке русского Общества акварелистов, председателем которого являлся его старший брат Альберт.В 1890 году родители Бенуа, желая вознаградить сына за успешное окончание гимназии, предоставляют ему возможность отправиться в путешествие по Европе.Из своего путешествия Бенуа привез более сотни фотографий картин, приобретенных в Берлинском, Нюрнбергском, Гейдельбергском музеях. Свои сокровища он наклеил в альбомы большого формата, и впоследствии по этим фотографиям учились Сомов, Нувель и Бакст, Лансере, Философов и Дягилев.После окончания университета в 1894 году Бенуапарке» — уходят тогда из рук коллекционера и долгое время хранятся в частных коллекциях.
Версальская серия
Прогулка в саду Версаля. 1906 год. Бумага на картоне, акварель, гуашь, 27,2 х 31 см. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск
Прогулка короля. 1906 год. Бумага на картоне, акварель, гуашь, графитный карандаш, бронза, серебро, перо, 48 х62 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Под впечатлением поездки во Францию Бенуа в 1896-1898 годах создает цикл акварелей: «У бассейна Цереры», «Версаль», «Король прогуливается в любую погоду», «Маскарад при Людовике XIV» и другие.совершает еще несколько поездок за границу. Он снова путешествует по Германии, а также посещает Италию и Францию. В 1895-1896 годах картины художника регулярно появляются на выставках Общества акварелистов.М. Третьяков приобретает для своей галереи три картины: «Огород», «Кладбище» и «Замок». Однако лучшие работы Бенуа — картины из цикла «Прогулки короля Людовика XIV в Версальском», «Прогулка в саду Версаля».С осени 1905-го до весны 1906 года Бенуа жил в Версале и мог наблюдать парк при любой погоде и в разное время суток. К этому периоду относятся натурные этюды маслом — небольшие картоны или дощечки, на которых Бенуа писал тот или иной уголок парка. Выполненное на основе натурных набросков акварелью и гуашью, это полотно Бенуа стилистически принципиально иное, чем фантазии раннего версальского цикла. Их краски богаче, пейзажные мотивы разнообразнее, композиции смелее.«Версаль. Оранжерея»Картины «версальской серии» экспонировались в Париже на знаменитой выставке русского искусства, а также в Петербурге и Москве на выставках Союза русских художников. Отзывы критики не были лестными, в частности отмечалось злоупотребление мотивами французского рококо, отсутствие новизны тематики и полемической заостренности.
Любовь к ПетербургуК образу любимого города художник обращается на протяжении большей части своего творческого пути. В начале 1900-х годов Бенуа создает серию акварельных рисунков, посвященную пригородам столицы, а также старому Петербургу. Эти эскизы были выполнены для Общины Святой Евгении при Красном Кресте и изданы в виде открыток. Сам Бенуа входил в редакционную комиссию общины и ратовал за то, чтобы почтовые карточки, помимо благотворительной, служили и культурной и просветительской цели.Современники называли открытки общины художественной энциклопедией эпохи. Начиная с 1907 года почтовые карточки выпускались тиражом до 10 тысяч экземпляров, а наиболее успешные выдерживали несколько переизданий.Вновь к образу Петербурга Бенуа возвращается во второй половине 1900-х годов. И снова художник пишет картины близкой его сердцу исторической тематики, в том числе «Парад при Павле I», «Петр I на прогулке в Летнем саду» и другие.
Парад при Павле I. 1907
Композиция представляет собой своеобразную историческую инсценировку, передающую непосредственное ощущение минувшей эпохи. Подобно спектаклю в театре марионеток, разворачивается действо — марш солдат в мундирах прусского образца перед Михайловским замком и площадью Коннетабля. Облик императора перекликается с фигурой бронзового всадника, которая видна на фоне стены недостроенного замка.А предыстория их создания такова. В начале 1900-х годов у российского книгоиздателя Иосифа Николаевича Кнебеля возникает замысел выпустить брошюры «Картины русской истории» в качестве школьного пособия. Кнебель делает ставку на высокое полиграфическое качество репродукций(кстати, их размер практически соответствовал оригиналам) и привлекает к работе лучших современных художников, в том числе Бенуа.
Петр на прогулке в Летнем саду». 1910 год. Холст, масло, 142,3×205,3 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Бенуа еще не раз в своем творчестве обратится к образу Петербурга и его пригородов. Видим мы его и на картине «Петр на прогулке в Летнем саду», где Петр в окружении свиты прогуливается по этому чудесному уголку построенного им города. Петербургские улицы и дома появятся на иллюстрациях к произведениям А. Пушкина, а «петербургские Версали» — на полотнах, написанных в период эмиграции, в том числе «Петергоф. Главный фонтан» и «Петергоф. Нижний фонтан у каскада».
Петергоф. Главный фонтан. 1942 год. Холст, масло
На этом полотне художник мастерски изобразил величие фонтанов Петергофа и красоту парковых скульптур. Завораживающи струи бьющей в разные стороны воды и пленителен чудный летний день — все вокруг как бы пронизано лучами невидимого солнца.
Петергоф. Нижний фонтан у каскада. 1942 год. Холст, масло
С этой точки и написал свой пейзаж художник, верно определив его композицию и сделав акцент на изображении Нижнего парка в неразрывной связи с заливом, который воспринимается как продолжение всего ансамбля.«Петергоф — русский Версаль», «Петр пожелал у себя устроить подобие Версаля» — эти фразы слышались постоянно в то время.АРЛЕКИН
Итальянская комедия. Любовная записка». 1905 год. Бумага, гуашь. 47×65 см.
Нельзя обойти вниманием еще один персонаж, к которому Бенуа неоднократно обращается в 1900-х годах. Это Арлекин.Хочется отметить, что маски комедии дель арте — типичные образы художественных произведений начала ХХ века. Если говорить оБенуа, то в период между 1901 и 1906 годами им создано несколько картин с подобными персонажами. На картинах перед зрителем разыгрывается представление: главные маски застыли на подмостках в пластичных позах, из-за кулис выглядывают второстепенные персонажи.Возможно, обращение к маскам не только дань времени, так как представления с участием Арлекина, которые Бенуа довелось увидеть в середине 1870-х годов, можно отнести к одним из самых ярких его детских впечатлений.
БЕНУА В ТЕАТРЕВ первое десятилетие ХХ века Бенуа удается воплотить в реальность свою детскую мечту: он становится театральным художником. Впрочем, сам он шутливо относит начало своей театральной деятельности к 1878 году.
Возвращаясь к 1900-м годам, стоит отметить, что первой работой художника на театральном поприще стал эскиз к опере А. С. Танеева «Месть амура». Хотя по-настоящему первой оперой, к постановке которой Бенуа созданы эскизы декораций, его подлинным театральным дебютом, следует считать «Гибель богов» Вагнера. Ее премьера, состоявшаяся в 1903 году на сцене Мариинского театра, прошла под овации зрительного зала.Первым балетом Бенуа по праву считается «Павильон Армиды», хотя несколькими годами ранее он работал над эскизами декораций к одноактному балету Делиба «Сильвия», который так и не был поставлен. И здесь стоит вернуться к еще одному детскому увлечению художника — его балетомании.По словам Бенуа, все началось с импровизаций его брата Альберта. Стоило двенадцатилетнему мальчику услышать бодрые и звучные аккорды, раздававшиеся из комнаты Альберта, как он, не в силах противостоять их призыву.БАЛЕТОМАНИЯ И ДЯГИЛЕВСКИЕ СЕЗОНЫ
Ярмарка». Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Петрушка». 1911 год.Бумага, акварель, гуашь. 83,4×60 см. Музей Государственного Академического Большого театра, Москва
Музыку к балету художник предлагает написать мужу своей племянницы Н. Черепнину, ученику Римского-Корсакова. В том же 1903 году партитура к трехактному балету была завершена, и вскоре «Павильон Армиды» был предложен Мариинскому театру. Однако постановка его так и не состоялась. В 1906 году сюиту из балета слышит начинающий балетмейстер М. Фокин и в начале 1907 года на ее основе ставит одноактный учебный спектакль под названием «Оживший гобелен», в котором Нижинский исполняет роль раба Армиды. Бенуа приглашают на репетицию балета, и зрелище его буквально ошеломляет.Вскоре было принято решение ставить «Павильон Армиды» на сцене Мариинского театра, но уже в новом варианте — один акт с тремя картинами — и с Анной Павловой в главной роли. Состоявшаяся 25 ноября 1907 года премьера проходит с огромным успехом, и солистов балета, в том числе Павлову с Нижинским, а также Бенуа и Черепнина вызывают на сцену на бис.Бенуа не только пишет либретто, но и создает эскизы декораций и костюмов к постановке «Павильона Армиды». Художник и балетмейстер не устают восхищаться друг другом.Можно сказать, что именно с «Павильона Армиды» начинается история «Русских балетных сезонов» Дягилева.После триумфального успеха оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», показанной в Париже в 1908 году, Бенуа предлагает Дягилеву включить в следующий сезон и балетные постановки. Состоявшаяся 19 мая 1909 года в театре Шатле премьера «Павильона Армиды» имела ошеломительный успех. Парижане были поражены как роскошью костюмов и декораций, так и искусством танцоров. Так, в столичных газетах за 20 мая Вацлав Нижинский был назван «парящим ангелом» и «богом танца».В дальнейшем для «Русских сезонов» Бенуа оформляет балеты «Сильфида», «Жизель», «Петрушка», «Соловей». С 1913 года и до самой эмиграции художник работает в различных театрах, в том числе в МХАТе (оформляет два спектакля по пьесам Мольера), в Академическом театре оперы и балета («Пиковая дама» П. И. Чайковского). После эмиграции во Францию художник сотрудничает с европейскими театрами, в том числе Гранд-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала.«Ярмарка» и «Комната арапа».Эскизы декораций к опере Игоря Стравинского «Петрушка»Эскизы декораций к балету Игоря Стравинского «Петрушка» считаются одним из высших достижений Бенуа как театрального художника. В них ощущается близость выразительным средствам лубка и народной игрушки. Помимо декораций художник создает эскизы костюмов к балету — при этом тщательно изучая исторический материал, — а также принимает участие в написании либретто.КНИЖНАЯ ГРАФИКА
Эскиз иллюстрации к «Медному всаднику» A. С. Пушкина. 1916 год. Бумага, тушь, кисть, белила, уголь.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Немаловажное место в творчестве Бенуа, как, впрочем, и других мастеров «Мира искусства», занимает книжная графика. Его дебютом в области книги становится иллюстрация к «Пиковой даме», подготовленная для трехтомного юбилейного издания А. Пушкина. За ней последовали иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Гофмана, «Азбуке в картинках».Надо сказать, что пушкинская тема является довлеющей в творчестве Бенуа как книжного графика. К произведениям Пушкина художник обращается на протяжении более чем 20 лет. В 1904, а затем в 1919 годах Бенуа выполняет рисунки к «Капитанской дочке». В 1905 и в 1911 годах внимание художника вновь приковано к «Пиковой даме». Но конечно, самым значимым из произведений Пушкина для Бенуа является «Медный всадник».Художником выполнено несколько циклов иллюстраций к пушкинской поэме. В 18991904 годы Бенуа создает первый цикл, состоящий из 32 рисунков (включая заставки и концовки). В 1905 году, находясь в Версале, отрисовывает заново шесть иллюстраций и выполняет фронтиспис. В 1916 году начинает работу над третьим циклом, по сути, перерабатывает рисунки 1905 года, оставляя в неприкосновенности лишь фронтиспис. В 1921-1922 годах создает ряд иллюстраций, дополнивших цикл 1916 года.Следует отметить, что с рисунков, выполненных тушью, в типографии изготавливались оттиски, которые Бенуа раскрашивал акварелью. Затем оттиски вновь поступали в типографию, и с них делали клише для цветной печати.Иллюстрации первого цикла были опубликованы Сергеем Дягилевым в номере «Мира искусства» за 1904 год, хотя изначально предназначались для «Общества любителей изящных изданий». Второй цикл полностью так и не был напечатан; отдельные иллюстрации были размещены в различных изданиях 1909 и 1912 годов. Иллюстрации последнего цикла, вошедшие в издание «Медного всадника» 1923 года, стали классикой книжной графики.в Немецкой слободе» Монс, дочери немецкого винодела. Живописец создал свое произведение на основании описаний, найденных в архивах Преображенского полка. Доподлинно известно, что известную куртизанку очень не любили в Москве, считая ее причиной ссылки царицы Евдокии и ссоры Петра с царевичем Алексеем, впоследствии казненным. По названию Немецкой слободы (Кукую) она получила одиозное прозвище — Кукуйская царица.ЭМИГРАЦИЯПослереволюционные годы — тяжелый период для Бенуа. Голод, холод, разруха — все это никак не соответствует его представлениям о жизни. После ареста в 1921 году его старших братьев Леонтия и Михаила в душе художника прочно селится страх. По ночам Бенуа не может заснуть, он постоянно прислушивается к скрипу щеколды на калитке, к звуку шагов во дворе, и ему кажется, что вот-вот «явятся архаровцы: вот они направляются на этаж». Единственной отдушиной в это время является работа в Эрмитаже — в 1918 году Бенуа был избран заведующим Картинной галерей.В начале 1920-х годов он не раз задумывается об эмиграции. Наконец в 1926 году выбор сделан, и Бенуа, отправившись в командировку от Эрмитажа в Париж, в Россию уже не возвращается.
Версаль. Оранжерея. 1906 год. Бумага на картоне, гуашь
Дом Анны Монс в Немецкой слободе. 1911 год
Купальня маркизы. 1906 год. Бумага на картоне, гуашь. 51 х 47 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
culture-art.ru
Галерея
Рядом с более ранними работами Поленовой, Малютина и Билибина «Азбука в картинах» может быть поставлена у истоков новой разновидности русской графики: отсюда ведет свое летоисчисление история иллюстрированных изданий для детей.
В этой галерее собраны фотографии и портреты Александра Бенуа и его современников, людей с которыми он работал и близко общался. Здесь вы можете найти портреты многих членов объединения "Мир искусства".
После первых выставок (в рамках экспозиции Общества русских акварелистов) в 1895—1896 годах Репин, один из первых, дал следующую оценку работам Бенуа: «Сегодня я был на акварельной выставке и Вашими работами любовался, как редко уже чем любуюсь теперь,— обращается он к начинающему художнику. У Вас прелестный талант акварелиста, какая техника! Какая виртуозность и какой благородный стиль! И наивно, и глубоко, и сильно. Я никак не ожидал, что Вы такой прекрасный художник».
При публикации, в отдельные разделы были выделены два цикла работ: Версальский и Русский, так как благодаря этим двум циклам акварельных картин Бенуа стал знаменитым художником.
Пожалуй, Бенуа является самым ярким представителем национальной книжной графики, он вывел этот вид искусства на новый уровень. Даже сегодня в нашей стране издаются книги Александра Сергеевича Пушкина с иллюстрациями Александра Бенуа, на них выросло ни одно поколение. Над циклами иллюстраций к "Медному всаднику" и "Пиковой даме" Бенуа работал более десяти лет, постоянно совершенствуя их и дополняя, в данном разделе галереи собраны эти работы, но к сожалению пока не все.
В наши дни эскизы декораций и костюмов к спектаклям Александра Бенуа это классика. Бенуа д олгое время близко работал со Станиславским и Немировичем-Данченко, работал первым художником-постановщиком Московского художественного театра. Именно Бенуа первый выступил с идеей о том, что художник при постановке спектакля должен иметь такую же власть как режиссёр. В последствии, при участии в подготовке спектаклей к Русским сезонам, новый подход Бенуа к разработке театральных декораций и костюмов помог труппе Дягилева с триумфом выступить на сценах европейских театров.
www.benua-memory.ru
Портреты и фотографии Александра Бенуа и членов семьи
В этой галерее собраны фотографии и портреты Александра Бенуа и его современников, людей с которыми он работал и близко общался. Здесь вы можете найти портреты многих членов объединения "Мир искусства".
-
Автопортрет. 1896.
-
Автопортрет с сыном. Набросок. 1914.
-
Г. С. Верейский. Портрет Александра Бенуа. 1924
-
Бенуа в своём кабинете. Фото сделано до 1914 г.
-
Племянница художника Надежда Леонтьевна и дочери Анна и Елена.
-
Л. С. Бакст. Портрет Александра Бенуа, 1898
-
Константин Сомов. Портрет Анны Карловны Бенуа, 1896
-
Константин Сомов. Портрет Александра Бенуа. 1895
-
Екатерина Гроппе (бабушка А. Н. Бенуа).
-
Луи Жюль Бенуа (дед А. Н. Бенуа) с женой и детьми.
-
Луи Жюль Бенуа (дед А. Н. Бенуа). Миниатюра 90-х годов XVIII в.
-
Групповой портрет братьев Бенуа работы М. И. Скотти. 1847 г
-
Николай Леонтьевич Бенуа и Иероним Севастьянович Китнер 1891 г.
-
Камилла Альбертовна Кавос (в замужестве Бенуа). Начало 50-х годов XIX в.
-
Николай Леонтьевич и Камилла Альбертовна Бенуа с детьми.
www.benua-memory.ru
Русский цикл картин Бенуа
После первых выставок (в рамках экспозиции Общества русских акварелистов) в 1895—1896 годах Репин, один из первых, дал следующую оценку работам Бенуа: «Сегодня я был на акварельной выставке и Вашими работами любовался, как редко уже чем любуюсь теперь,— обращается он к начинающему художнику. У Вас прелестный талант акварелиста, какая техника! Какая виртуозность и какой благородный стиль! И наивно, и глубоко, и сильно. Я никак не ожидал, что Вы такой прекрасный художник».
При публикации, в отдельные разделы были выделены два цикла работ: Версальский и Русский, так как благодаря этим двум циклам акварельных картин Бенуа стал знаменитым художником.
-
Парад при Павле 1.1907.
-
Вид Монплезира и Екатерининского корпуса в Петергофе
-
Вид павильона Трельяж и фонтана Ева в Петергофе
-
Петергоф. Купеческая лестница и Большом дворце. 1900.
-
Петергоф. Фрейлинские дома. 1900.
-
Петергоф. Львиный каскад и колоннада. 1900.
-
Ораниенбаум. Кабинет "Обезьян" в павильоне Катальная гора. 1900.
-
Интерьер. 1900-е гг.
-
Карнавал на Фонтанке, 1900-е гг.
www.benua-memory.ru
Картины Бенуа – «Русская серия» (1907-1910).
Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории; в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины». Выполнены они на протяжении 1907—1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати».
Кнебель заказал Бенуа картины о XVIII столетии — «от Петра до Павла»; сюжеты их как бы развивали намеченное художником в рисунках 1901—1903 годов.
В «Русской серии» Бенуа три композиции посвящены Петру и его эпохе («В немецкой слободе», «Петербургская улица при Петре I» и «Петр I в Летнем саду»), четыре других повествуют о конце XVIII века («Утро помещика», «Суворовский лагерь», «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» и «Парад при Павле I»). Жанровые эпизоды, изображенные здесь, трактованы с точки зрения очевидца, а живое и острое ощущение исторической достоверности возникает на основе тщательной реконструктивной работы художника — из изучения гравюрного материала, костюмов, архитектуры, элементов быта. Автор выступает сторонником повествовательного принципа композиции — тем более, что эти картины-рассказы, предназначенные для изучения истории в школе, уже познавательностью своей должны быть наглядными и занимательными. Сопровождаемые подробным литературным изложением сюжета, адресованным учителю-историку (как все листы, входящие в издание Кнебеля), они уже в самом замысле иллюстративны. Что же касается соотношения в их общей художественной структуре живописного и графического начал, то предпочтение рисунка более чем очевидно: учет возможностей полиграфического воспроизведения при работе над этими «живописными картинами» имел значение едва ли не первостепенное. Условия же зрительского восприятия такой настенной репродукции требовали повышенной остроты декоративного и пластического строя, графической четкости силуэта и ритма, ясного пространственного решения. Многое здесь напоминает и о театре, о декорации к исторической пьесе. Если исторические композиции мастера и прежде находились на стыке различных видов искусства — живописи, иллюстрационной графики и театра,— то «Русская серия» выявляет эту особенность творческого мышления с особой убедительностью.
Все это — отдельные эпизоды, сцены из истории страны и — прежде всего—Петербурга. Как и в других своих исторических композициях, автор не прибегает ни к изображению масштабного события, ни к драматической разработке сюжета: тут отражаются процессы, протекающие в русской исторической живописи начала XX века, когда в центре внимания художников оказывается не драматургия самой сцены, а выразительность, глубина образа в целом. Работая над картиной, в которой «ничего исключительного не происходит», Бенуа остается строго объективным и историчным — как летописец. Каждая деталь служит общей задаче. В результате за малозначительным эпизодом встает образ широкого обобщения. Так «Петербургская улица при Петре I» воспринимается как образ молодой, полной жизненного кипения столицы России в эпоху энергичного строительства фундамента нового государства, а «Парад при Павле I», перерастая сцену из военного быта, создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире, оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России павловских времен — России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. В последней картине ос следует видеть прямых ассоциаций с жизнью современной художнику России. Речь может идти разве лишь о личных переживаниях, размышлениях автора о реакции, о современном Петербурге с его полицейским режимом и русских правителях. Именно они помогли формированию острого художественного образа, опередившего и историческую науку и литературу о Павле I (в частности, художник проникает в прошлое несравненно глубже, нежели Мережковский в своих исторических инсценировках). «Парад»— высшее достижение в цикле произведений Бенуа, посвященных отечественной истории, как, впрочем, и лучшая среди его исторических композиций вообще.
Но если все это так и наш анализ верен, не может не возникнуть вопрос о бытующем представлении о Бенуа как о «певце Версаля» и изысканном стилизаторе, родственном разве лишь Сомову. Вопрос, находящийся в связи и с общей характеристикой мирискуснического движения в предреволюционное десятилетие.
В эти годы, однако, версальские мотивы у Бенуа вовсе исчезают. В центре внимания — русская история. При этом к историческим композициям, построенным на сугубо реалистическом подходе к материалу, термин «ретроспективизм» может быть отнесен лишь вне его иронического звучания. Наконец, в живописи мастера трудно обнаружить даже налет стилизации либо сомовской «скурильности»; сам Бенуа говорит о них как о давно оставленных увлечениях молодости. Более того: в «Русской серии» он оказывается художником, решительно противостоящим Сомову.
С другой стороны, «Русская серия» по всей своей художественной структуре противопоставлена и новейшим поискам в живописи этих лет. В период острейшей борьбы различных течений Бенуа выступает убежденным сторонником реалистической традиции в национальном искусстве — от Венецианова («Утро помещика») и Федотова («Суворовский лагерь») до Рябушкина («Петербургская улица при Петре I»), Серова и Лансере. Если же искать прямые контакты между ним и другими близкими ему живописцами этих лет, то наиболее верным представляется вариант Бенуа — Сомов, при котором несомненное воздействие второго на первого не исключает сильного взаимовлияния обоих. Творческая общность и единство интересов наиболее ясно просматриваются в исторических композициях, посвященных России петровской поры. Об этом говорит и Серов, выражая желание работать совместно с Бенуа для издания Кнебеля. О совместных замыслах, связанных с образом Петра и его эпохой, свидетельствуют и письма Серова. Как бы то ни было, именно движение от творческой близости с Сомовым к эстетической ориентации на реализм Серова характеризует развитие Бепуа-живописца. Заметим также, что после смерти Серова наиболее тесные творческие контакты внутри «Мира искусства» существуют вовсе не между Бенуа и Сомовым, а между Бенуа и Лансере, Кустодиевым, Добужинским, Остроумовой-Лебедевой, Серебряковой.
Последние по времени работы «Русской серии» помечены 1910 годом. Вслед за тем художник вообще отходит от исторической живописи. Не только потому, что не считает себя «мастером картины»; в условиях русской действительности этой поры он не верит ни в возможность возрождения роли, которая картине некогда принадлежала в художественной культуре, ни в ее «общественную необходимость». Будущее — не за станковой живописью. «Дело не в картинах для выставок. Это не жизненное искусство».
www.benua-memory.ru