Геракл и музы. Музы картина


Греческие музы

Белозерск Интересные факты Изборск Интересные факты Керчь Интересные факты Тюильри Триумфальная арка в Париже Франция

Столица Англии Букингемский дворец в Лондоне

Музы

Музы в древнегреческом мифотворчестве богини и покровительницы искусств и наук. Согласно мифам, музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины.

Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гесиода и Гомера. Их не сразу было девять: Гомер говорит то о нескольких, то об одной музе, не упоминая никаких имен. Позднее стали считать, что муз всего три, но их часто путали с харитами. Постепенно число муз увеличилось до девяти, и стали известны их имена: Каллиопа – муза эпической поэзии; Клио – муза истории; Мельпомена – муза трагедии; Талия – муа комедии; Полигимния – муза священных гимнов; Терпсихора – муза танца; Эрато – муза любовной и свадебной поэзии; Урания – муза науки, Евтерпа – муза поэзии и лирики.

Девять муз

В те далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, а великие поэты слагали свои стихи о них, умение сплетать слова считалось самым почитаемым видом искусства. Скульптура или живопись относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. Поэзия стояла на вершине всего. Не случайно несколько муз связано с разными ее направлениями. Каллиопа отвечала за эпос, Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику, Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии, Пологимния покровительствовала всем, кто складывал гимны. У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у истории и астрономии. Эти науки приравнивались к искусству. Историки славили Клио. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Поэзия была связана тесно с драматургией и театром. Музы Талия и Мельпомена помогали создавать комедии и трагедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Терпсихора — муза танца и хорового пения — замыкает плавное шествие сестер.

Слово «музы» происходит от др.-греческого слова «мыслящие», их называли также парнасидами, касталидами, аонидами, аонийскими сестрами, пиэридами и ипокренидами. Часть названий происходит от места обитания муз. Они всегда были связаны с источниками и горами. Музы обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ, и на горе Геликон около источника Иппокрены.

Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Музы славят добрые нравы греческих богов, воспевают законы и все поколения богов - Гею, Кроноса, Океана, Никту, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, связывая прошлое и настоящее. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.

Они покровительствуют певцам и музыкантам, передают им свой дар. Музы наделяют людей убедительным словом, наставляют их и утешают.

От муз происходит слово «музыка», обозначавшее первоначально не только музыку в нынешнем смысле, но любую науку или искусство, связанное с деятельностью муз. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее».

В «Илиаде» Гомера музы уже связаны с Аполлоном, богом божественного порядка, гармонии, и искусства.Поэтому Аполлона называют Мусагет.

Симон Вуэ Мусагет и музы Вторая четверть 17 в

Они танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое светлое, прекрасное, мудрое, включая науки, искусства и мораль.

Откуда к нам пришли музы? Эти удивительные создания происходят от древних нимф источников, которые жили в звенящих водах ключей. Прекрасные девы родились у подножия Олимпа. Считается, что возник культ муз в племени фракийских певцов, живущих рядом с горой Олимп, в Пиерии.

Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы становятся уже навсегда ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. Он играет на лире на пирах у Олимпийцев в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Музы символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к свету, к солнцу и к истине.

Муз также называли спутницами и кормилицами Диониса, в празднествах которого они участвовали. Они связаны поэтому со священной силой мистического энтузиазма, вдохновения и внутреннего огня.

Музы не прощают тщеславия. Поэтому одним из главных качеств художников и поэтов древности была чистота помыслов и устремлений, и они всегда просили благословения, помощи и вдохновения у муз, чтобы суметь передать священные божественные образы в своих произведениях. И музы поэтому связаны с принципом очищения души, они являются связующей нитью между божественным и людьми.

На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.

«Его посетила муза», - говорят о талантливом человеке. Каждая из муз покровительствует различным искусствам.

 

КАЛЛИОПА («прекрасноголосая») – Муза героической поэзии и красноречия, науки и философии

Считается верховенствующей богиней среди себе подобных, живущих на Парнасе. В числе сестёр, наиболее приближенных к венценосной Каллиопе, муза астрономии Урания и покровительница балетного и танцевального искусства Терпсихора. Этих трех муз можно видеть вместе на картинах голландских живописцев.

Сыновьями Каллиопы были знаменитые певцы Лин и Орфей. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и стилем (заостренной грифельной палочкой для начертания букв) в руках.

КЛИО («дарующая славу») – Муза Истории

Древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор писал о ней: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». О Клио известно, что она родила сына Гиакинфа.

В Древней Греции Клио изображали в виде девушки с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, либо с грифелем и со свитком пергамента или папируса, либо с футляром, шкатулкой для свитков в руках. В свитке хранилась летопись былых времен. Клио записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Из греческих мифов мы узнаём, что Клио была дружна с Каллиопой. Изображались они практически одинаково, часто их выполнял один и тот же мастер.

МЕЛЬПОМЕНА («поющая») – Муза Трагедии

Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем музой печальной песни, затем музой трагедии. Музой трагедии она была ещё во времена Пушкина.

Впоследствии Мельпомена становится олицетворением трагического сценического искусства, покровительницей театра вообще.

Изображалась в виде женщины в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). Оружием она как бы разит человеческие пороки.

ТАЛИЯ («цвету», «разрастаюсь») – Муза комедии и легкой поэзии

Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы, прославляемого в поэтических произведениях.

Талия — это возможность познать цену комедии и улыбки. Муза комедии Талия дает возможность посмотреть на себя со стороны, чтобы посмеяться в конце концов над своими ошибками.

В греческих мифах изображалась женщиной с комической маской в руках и венком из плюща на голове, отличалась оптимизмом и весёлым нравом.

ПОЛИГИМНИЯ или ПОЛИМНИЯ («многопоющая») – муза торжественных гимнов

Одно из значений её имени – «бессмертная слава». Согласно Диодору, имя своё получила от многих восхвалений (диа поллес химнесеос) тех, чье имя обессмертила славой поэзии.

Она покровительствует поэтам — создателям гимнов, олицетворяет силу речи, учит людей риторике и ораторскому искусству. Ей приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Считается, что она в памяти хранит все гимны, ритуальные танцы и песни, которые славят олимпийских богов.

Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки со свитком в руках, в задумчивой позе, с мечтательным лицом. Частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты.

ТЕРПСИХОРА («усладительнотанцующая») – Муза хорового пения и танца

Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её эпитет – «наслаждающаяся хороводами». Популярный образ и символ в искусстве.

Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Терпсихора предстает с венком плюща на голове, в простой тунике с лирой в руках.

ЭРАТО («приятная») – Муза любовной (эротической) поэзии

Её имя происходит от древнегреческого «Эрот» или «Эрос», означающего любовь. Эрос был верным и постоянным спутником музы Эрато.  Эрот – один из самых сильных и самых древних греческих богов на Земле: именно он дал возможность родиться всем остальным богам, человечеству и всему, что существует.

Эрато учит любви как способу бытия, поэзии – как методу выражения мыслей вдохновению – как неиссякаемому источнику идей. Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Нередко Эрато изображали в белых полупрозрачных одеждах, с лирой в руках, иногда рядом Эрос.

УРАНИЯ («небесная») – Муза астрономии и математики

Муза Урания всех зовет отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в созерцание и изучение величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы.

Урания – самая младшая из всех муз, но и самая знающая, серьёзная и умная среди них. Её наравне с Афиной Палладой считают самой мудрой греческой богиней.

Музу Уранию изображают с небесной сферой и циркулем в руках, иногда она одета в звездный плащ, на голове – корона из созвездий.

ЭВТЕРПА или ЕВТЕРПА («увеселяющая») – Муза лирической поэзии и музыки

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Она считалась самой изящной и красивой из девяти сестер. Среди муз она выделяется особой утонченностью и нежностью. Её называли «дарящая удовольствие».  Согласно мифам, боги Олимпа могли наслаждаться ее стихами бесконечно долго.

Изображалась Евтрепа практически всегда с музыкальными инструментами в руках. Как правило, это были флейта, лира или авлос (двойная свирель, предок современного гобоя). На некоторых полотнах и барельефах держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты. Могла изображаться в окружении лесных нимф.

 

Многие века они вдохновляли поэтов. Вот примеры произведений, посвящённых самим музам:

«Теогония» Гесиода — классический текст о музах

Блажен человек, если музы любят его:

Как приятен из уст его льющийся голос!

Если нежданное горе внезапно душой овладеет,

Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь

Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных

Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,

И забывает он тотчас о горе своем и заботах

Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.

Гесиод. Теогония

 

Авзоний

Клио прошлых времен дела вещает потомкам,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песнь поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,

С плектром* в руке Эрато чарует и словом и жестом,

Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,

Изучает Урания звезды небес и неба вращенье,

Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

(Авзоний)

Гимн к Музам

Свет воспеваем, подъемлющих смертных горе, воспеваем

Девять дщерей великого Зевса прекрасноголосых!

Души людей, кои жизнь, полонивши, ввергает в глубины,

Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих,

Силою чистого таинства ум побуждающей книги

Учат спешить поскорей пролететь чрез глубокую Лету,

След обретя, что к звезде соименной ведет — ведь когда-то

Там они сбились с пути и упали на берег рождений

В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.

 

Ныне, богини, молю — уймите порыв мой тревожный!

Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!

Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,

С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!

Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!

Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.

(из «Античных гимнов»)

Прокл

Под именем Прокла, главы афинской неоплатонической школы, до нас дошло семь гимнов, посвященных Гелиосу, Афродите, музам, всем греческим богам, Гекате, Янусу и Афине. По этому поводу в науке происходили споры, в которых высказывались и положительные и отрицательные взгляды на эти гимны.

Музы, молю — из толпы многогрешного города людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу — душу!

Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.

(отрывок)

 

Пушкин Аоександр Сергеевич

Муза

В младенчестве моем она меня любилаИ семиствольную цевницу мне вручила.Она внимала мне с улыбкой — и слегка,По звонким скважинам пустого тростника,Уже наигрывал я слабыми перстамиИ гимны важные, внушенные богами,И песни мирные фригийских пастухов.С утра до вечера в немой тени дубовПрилежно я внимал урокам девы тайной,И, радуя меня наградою случайной,Откинув локоны от милого чела,Сама из рук моих свирель она брала:Тростник был оживлен божественным дыханьемИ сердце наполнял святым очарованьем.

Римфа

Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея. Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал. Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога; Меж говорливых наяд, мучась, она родила Милую дочь. Ее прияла сама Мнемозина. Резвая дева росла в хоре богинь-аонид, Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой, Музам мила; на земле Рифмой зовется она.

О муза пламенной сатиры!

О муза пламенной сатиры!Приди на мой призывный клич!Не нужно мне гремящей лиры,Вручи мне Ювеналов бич!Не подражателям холодным,Не переводчикам голодным,Не безответным рифмачамГотовлю язвы эпиграмм!Мир вам, несчастные поэты,Мир вам, журнальные клевреты,Мир вам, смиренные глупцы!А вы, ребята подлецы, —Вперед! Всю вашу сволочь будуЯ мучить казнию стыда!Но если же кого забуду,Прошу напомнить, господа!О, сколько лиц бесстыдно-бледных,О, сколько лбов широко-медныхГотовы от меня принятьНеизгладимую печать!

Этих муз поэт не раз упоминает в «Евгении Онегине»:

Но там, где Мельпомены бурно

Протяжный раздается вой,

Где машет мантией мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет,

Где Терпсихоре лишь одной

Дивится зритель молодой...

 

Василий Жуковский

Некогда муз угостил у себя Геродот дружелюбно! Каждая муза ему книгу оставила в дар.

Я музу юную, бывало...

Я музу юную, бывало,Встречал в подлунной стороне,И Вдохновение леталоС небес, незваное, ко мне;На всё земное наводилоЖивотворящий луч оно —И для меня в то время былоЖизнь и Поэзия одно.

Но дарователь песнопенийМеня давно не посещал;Бывалых нет в душе видений,И голос арфы замолчал.Его желанного возвратаДождаться ль мне когда опять?Или навек моя утратаИ вечно арфе не звучать?

Но всё, что от времён прекрасных,Когда он мне доступен был,Всё, что от милых тёмных, ясныхМинувших дней я сохранил —Цветы мечты уединённойИ жизни лучшие цветы, —Кладу на твой алтарь священный,О Гений чистой красоты!

Не знаю, светлых вдохновенийКогда воротится чреда, —Но ты знаком мне, чистый Гений!И светит мне твоя звезда!Пока ещё её сияньеДуша умеет различать:Не умерло очарованье!Былое сбудется опять.

 

Николай Некрасов

Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»

 

Афанасий Фет

Музе

Пришла и села. Счастлив и тревожен,Ласкательный твой повторяю стих; И если дар мой пред тобой ничтожен, То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял.

Все та же ты, заветная святыня,На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня, С задумчивой улыбкой на челе.

 

Евгений Баратынский

 

Муза

Не ослеплен я музою моею:Красавицей ее не назовут,И юноши:, узрев ее, за неюВлюбленною толпой не побегут.Приманивать изысканным убором,Игрою глаз, блестящим разговоромНи склонности у ней, ни дара нет;Но поражен бывает мельком светЕе лица необщим выраженьем,Ее речей спокойной простотой;И он, скорей чем едким осужденьем,Ее почтит небрежной похвалой.

 

Анна Ахматова

Музе

Муза-сестра заглянула в лицо,Взгляд её ясен и ярок.И отняла золотое кольцо,Первый весенний подарок.

Муза! Ты видишь, как счастливы все —Девушки, женщины, вдовы…Лучше погибну на колесе,Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрыватьНежный цветок маргаритку.Должен на этой земле испытатьКаждый любовную пытку.

Жгу до зари на окошке свечуИ ни о ком не тоскую,Но не хочу, не хочу, не хочуЗнать как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:«Взор твой не ясен, не ярок…»Тихо отвечу: «Она отнялаБожий подарок».

Муза ушла по дороге...

Муза ушла по дороге,Осенней, узкой, крутой,И были смуглые ногиОбрызганы крупной росой.

Я долго её просилаЗимы со мной подождать,Но сказала: «Ведь здесь могила,Как ты можешь ещё дышать?»

Я голубку ей дать хотела,Ту, что всех в голубятне белей,Но птица сама полетелаЗа стройной гостьей моей.

Я, глядя ей вслед, молчала,Я любила её одну,А в небе заря стояла,Как ворота в её страну.

Все отнято: и сила, и любовь...

Все отнято: и сила, и любовь.В немилый город брошенное телоНе радо солнцу. Чувствую, что кровьВо мне уже совсем похолодела.

Весёлой Музы нрав не узнаю:Она глядит и слова не проронит,А голову в веночке тёмном клонит,Изнеможённая, на грудь мою.

И только совесть с каждым днём страшнейБеснуется: великой хочет дани.Закрыв лицо, я отвечала ей...Но больше нет ни слёз, ни оправданий.

Кое-как удалось разлучиться...

Кое-как удалось разлучитьсяИ постылый огонь потушить.Враг мой вечный, пора научитьсяВам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Всё мне забава, —Ночью Муза слетит утешать,А наутро притащится славаПогремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоитИ, уйдя, оглянуться назад...Чёрный ветер меня успокоит,Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлукуИ забвение, как благодать.Но, скажи мне, на крестную мукуТы другую посмеешь послать?

 

Михаил Кузмин

Муза

В глухие воды бросив невод,Под вещий лепет тёмных лип,Глядит задумчивая деваНа чешую волшебных рыб.

То в упоении звериномСвивают алые хвосты,То выплывут аквамарином,Легки, прозрачны и просты.

Восторженно не разумеяПлодов запечатленных вод,Все ждет, что голова ОрфеяЗлатистой розою всплывёт.

 

Игорь Гусманов

ККУТТЭЭМП или девять муз

Что такое ККУТТЭЭМП? Девять слов сокращенных, Мнемозины и Зевса живые черты, Девять юных богинь, девять муз просвещенных, Девять символов разума и красоты.

Что такое ККУТТЭЭМП? Эти буквы скрывают Девять сказочных образов древних времен, Вспомни, как их зовут, и они засияют Разноцветною радугой славных имен.

От подножья Парнаса до рощ Геликона Ты услышишь их песен пленительный звук, Ты увидишь их танец в лучах Аполлона С атрибутами разных искусств и наук.

Старше всех Каллиопа. Эпическим слогом Пишет стилос ее на доске восковой, Клия, муза истории, в пеплосе строгом Держит свиток папируса перед собой.

Держит муза Урания глобус небесный, Муза Талия — маску с улыбкой смешной, Терпсихора танцует свой танец прелестный, И Эвтерпа на флейте играет двойной.

Эрато с нежной лирою вслед выступает, Мельпомена с трагической маской в руках, Полигимния лик покрывалом скрывает, Вознося свою песнь о героях, богах.

Вдохновляя поэтов, артистов, ученых,И сегодня слетают они с высоты,Девять юных богинь, девять муз просвещенных,Девять символов разума и красоты.

 

Георгий Мединцев

О, муза, милая подруга

О, муза, милая подруга,Эвтерпа дивная моя!В часы невзгод, в часы досугаВсегда со мной, и добрым словомОдна ты радуешь меня,Как случай рыбака уловом,В ночной тиши и в шуме дня.Приятно мне с тобой общаться,Приятно слушать голос твой,Среди подруг твоих вращатьсяИ чувствовать: средь них я свой.Меня в печали приласкаешьВсегда, как малого дитя,И петь под лиру вдохновляешь,Не молод я уже хотя!

 

Зинаида Торопчина

Ода Музе

Ах, сколько обращений к Музе:Её и хвалят, и зовут,Хотят быть в тесном с ней союзеИ до зари порою ждут.Она ж — капризная особа,Махнёт крылом — её уж нет!Следить за нею надо в оба,Чтоб не терялся Музы след.

Да, ноутбуки — облегченье:"Строчи" до умопомраченья!И рифму можно подсмотреть.Но стих не будет душу гретьБез Музы — спутницы поэта(Давно замечено уж это!).

Прилёта Музы ждём с волненьемИ с умиленьем, с упоеньем.Она нам дарит вдохновенье,Души порывы — озаренье!

Да, с Музой надо жить в союзе.И оды посвящать ей — МУЗЕ!

 

Александр Копп

Аполлон и музы

…На горе древнейшей Геликонв старину совсем-совсем седуюсобирал подружек Аполлонпро любовь им петь, про поцелуи…

Был красив он, статен, песни пел,был он бог: владел мечом, кифарой…Кто сказал, что был он не у дел? — Зевс благословил — небесной фаройим светил. Пегас хранил сюжет — он источник создал Гиппокрена…Девы-музы тех былинных летбыли умницы, в мозгах без «крена»…

Так с любовью, в предвечерний час, — — перебор кифарный Аполлона — космос, полня лирикой для нас,пели хором музы Геликона!

 

Аполлон Светов

Муза

Я сплю. Во сне совсем не чую груза...(А где-то, видно, клад во мне зарыт!)Моя судьбой измотанная МузаУстала и со мною вместе спит.

Нас не страшила никогда опала,Мы вместе совершили много дел!Теперь совсем ручною Муза стала.Похоже, я ей просто надоел...

А без неё я ничего не значу!Мне, видно, не проснуться самому...Вот оседлаю не Пегаса — клячу —И уступлю крылатого... Кому?

Откуда, чёрт, такое настроенье?Ах да, я сплю... Какой кошмарный сон!Вот новое... Прохлады дуновенье...Я слышу стук копыт! Да это Он!

Незримо прочно нас скрепили узы...То нити Света, Мудрости, Добра,Моя непокорившаяся МузаШепнула мне: «Проснись, дружок. Пора!»

www.smirnova-tatjana.ru

Геракл и музы Картина Аллори Алессандро

Живопись позднего возрождения и маньеризма Картина флорентийского художника Алессандро Аллори «Геракл и музы». Размер картины 39 x 29 см, медь, масло. Культ Геракла был общим у всего эллинского народа. Празднества в честь Геракла назывались гераклеями и существовали в Сикионе, в Фивах и других местах древней Греции. Как представитель силы, Геракл признавался покровителем всех гимназий и палестр; гладиаторы в Риме посвящали свое оружие Геркулесу. Когда герой древнегреческих мифов Геракл отдыхал после победы, он любил услаждать свой слух музыкой и пением: отсюда его отношение к музам.

Музы — мифические женские существа у древних греков. Гомер в «Илиаде» и древнейшая греческая поэзия чаще называют лишь одну музу, знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев. В других древнегреческих преданиях музы живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Музы любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении: так, они ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения. Уже в «Одиссее» муз насчитывается девять.

Имена муз со времен Гесиода, установились следующие: Каллиопа, Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания. Родителями муз в мифологии считаются Зевс и Мнемозина. Значение их долго ограничивалось поэзией, пением и танцами, которым, по представлению поэтов, они покровительствовали сообща. Более точное различие между областями деятельности отдельных муз ведет свое начало лишь со времен александрийской эпохи. На развитие художественных типов муз повлиял дельфийский храм Аполлона, на фронтоне которого изображены были Аполлон и музы; важную роль сыграли и группы у Геликона, созданные, большей частью, Кефисодотом, отцом Праксителя. В Мантинее найдены рельефы подножий, из которых один изображает состязание Аполлона с Марсием в пении, а на каждом из двух других изображены по три музы.

История искусства периода позднего возрождения и маньеризма. Далее →

smallbay.ru

Музы и их значение в жизни и в искусстве.

Петр Киле

Мраморные изваяния прекрасных юных женщин, сохранившиеся, хотя и в копиях, с античности, — свидетельство особого почитания муз греками. Они их любили даже больше, чем богов и богинь, которые жили своею жизнью, так сказать, в высшем свете, да не очень праведной, не говоря о всяких бедствиях и смерти, о войнах, затеваемых богом Аресом.

Самое первое, в чем люди осознавали себя, еще с младенческих лет, через радость и горе, — это была песня. Недаром все девять муз связаны с пением и музыкой, различие между ними – это различие жанров, как они исторически сложились, от свадебных, погребальных, религиозных и т.п., с выделением Эвтерпы, Эрато, Каллиопы, Терпсихоры, Полигимнии, затем уж Мельпомены и Талии, когда родился античный театр, наконец, Клио, когда пришло осознание исторического хода времени, и Урании.

Казалось бы, почему греки выделили музу астрономии, а музы архитектуры или ваяния нет? Тут дело в особом восприятии эллинами Космоса как самого совершенного произведения искусства. То, что пелось в душе человека, воспринималось как внушенное богами, то есть музами, что и стали называть вдохновением.

«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» — начинает Гомер «Илиаду» с обращением к музе, а «Одиссею» — «Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который…», будто с ее слов поведет повествование, со слов Каллиопы, музы эпической поэзии. Таким образом, «Илиада» Гомера, на которой воспиталась Эллада, — это как бы подарок Каллиопы эллинам.

Греки выделяли ее, для них она первая из муз, и даже создали миф об ее любовной истории, с рождением у нее сына от смертного (точнее, двух сыновей, двух поэтов, но в памяти людей остался один – Орфей). Эта история воспроизведена в трагедии «Орфей и Эвридика». Песни Орфея были по сути своей священные гимны, но уже не религиозного, а скорее философского содержания. Но любовь его к Эвридике и трагическая судьба сыграли исключительную роль в зарождении лирики и театра.

Мельпомена, Талия и Терпсихора – это музы античного театра, ибо участие Хора на сцене в событиях трагедии или комедии предполагает и пение, и танцы. Пение, особенно в трагедиях Еврипида, приобретает форму и смысл шлягеров с их распространением по всему Средиземноморью, наравне с лирикой, зачинателями которой выступают Сафо и Алкей с острова Лесбос.

Значение музы в жизни и творчестве поэта лучше кого-либо выразил Пушкин. Поначалу в стихотворении по форме и содержанию антологическом, с полным погружением в классическую древность, как это пропел бы Орфей, смутно помня о матери. Пушкин припоминает, вне всякого сомнения, Эвтерпу.

  Муза

В младенчестве моем она меня любила И семиствольную цевницу мне вручила; Она внимала мне с улыбкой, и слегка По звонким скважинам пустого тростника Уже наигрывал я слабыми перстами И гимны важные, внушенные богами, И песни мирные фригийских пастухов. С утра до вечера в немой тени дубов Прилежно я внимал укорам девы тайной; И, радуя меня наградою случайной, Откинув локоны от милого чела, Сама из рук моих свирель она брала: Тростник был оживлен божественным дыханьем И сердце наполнял святым очарованьем.

К теме антологического стихотворения Пушкин возвращается чуть позже, еще на юге, до новой встречи с няней в Михайловском, с расширением содержания, вплоть до русской старины и жизни современной, в полном соответствии с эстетикой Ренессанса, о чем исследователи не догадываются, а поэт, возможно, слегка смутился и оставил стихотворение неоконченным, но скорее как бы…

Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных. Я ждал тебя; в вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой, И надо мной сидела шушуне, В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила. Младенчество прошло, как легкий сон. Ты отрока беспечного любила. Средь важных муз тебя лишь помнил он, И ты его тихонько посетила;

Но тот ли был твой образ, твой убор? Как мило ты, как быстро изменилась! Каким огнем улыбка оживилась! Каким огнем блеснул приветный взор! Покров, клубясь волною непослушной, Чуть осенял твой стан полувоздушный; Вся в локонах, обвитая венком, Прелестницы глава благоухала; Грудь белая под желтым жемчугом Румянилась и тихо трепетала…

Воздушный образ музы обретал трепетные черты молодой красавицы, с пробужденьем любви и вдохновенья. Вот почему муз и живописцы стали изображать в виде молодых женщин своего времени, что всегда спорно, хотя и милы бывают. В мраморных изваяниях меньше жизни ощущается, но пластика выражает грацию муз, прелестную тайну классического искусства, тайну любви, красоты и вдохновенья.

Мы можем заглянуть в Павловский парк, где бывал Пушкин, как поселился в Царском Селе отроком, и засматривался, верно, на бронзовые изваяния муз со своими юными друзьями. Попался превосходный пост.

В Павловского парке местность под названием Старая Сильвия распланирована Винченцо Бренной в 1793 году. В центре ее — большая круглая площадка, обсаженная дубами, от которой лучеобразно расходятся двенадцать дорожек-аллей, окаймленных стриженной акацией. Отсюда и название — Двенадцать дорожек. На центральной площадке размещены 12 бронзовых скульптур. В центре — Аполлон бог солнца и покровитель муз.

 (639x480, 246Kb) Статуя отлита Е.Гастеклу в Петербургской Академии художеств по модели, выполненным выдающегося скульптора Федора Гордеева с античного оригинала. На второй фотографии — оригинал — мраморная статуя, находящая в музее Ватикана, — найден в начале 16-го в окрестностях Капо д Анцио. Является римской копией несохранившейся греческой бронзовой статуи 4 в. до н.э. приписываемой Леохару. Первоначально эта парковая отливка находилась в Колоннаде Аполлона, в 1817 году была перенесена на это место. Если рассматривать скульптуру начиная с главной аллеи, идущей от Каменных ворот, то статуи расположены в следующем порядке (считая слева по часовой стрелке):

 (639x480, 231Kb) Это Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки. Вот с этой скульптурой связана настоящая загадка. По всем книгам, написанным о Павловске, она атрибутируется однозначно — Эвтерпа. А на подножии выгравировано: Клио. Следственно — на Клио — Эвтерпа. И в руке нашей павловской Эвтерпы нет свирели, с которой она всегда изображается. На второй фотографии — оригинал, находящийся в музее Ватикана, — является римской копией несохранившейся эллинистической статуи.

 (552x480, 243Kb) Трагическая маска, вакхический венок — отличительные признаки Мельпомены, музы трагедии. Оригинал — мраморная статуя, находящаяся в музее Ватикана — найден в числе семи статуй муз в 1774 году в так называемой вилле Кассия близ Тиволи.

 (639x480, 235Kb) Комическая маска, венок из плюща, пастуший посох, тимпанон (род гуслей) — обычные атрибуты Талии, музы комедии и буколической поэзии. Оригинал находится в Ватикане, найден в числе семи муз в 1774 году.

 (639x480, 242Kb) Терпсихора — муза танцев, она увенчана лаврами и ударяет по струнам большой лиры вроде арфы, оживляя и вдохновляя этими звуками танцующих. Оригинал находится в Ватикане, найден в числе семи муз в 1774 году.

 (498x480, 212Kb) Эрато — муза любовной поэзии и мимики, она держит в руках легкую, небольшую лиру; очень часто с ней рядом изоброжали Эрота (Амура). Оригинал находится в Ватикане, найден в числе семи муз в 1774 году.

 (480x480, 192Kb) Полигимния — муза гимнов и пантомимы. Оригинал — мраморная статуя, находящаяся в музее Ватикана. Найдена в числе семи муз в 1774 году. Является римской копией несохранившейся эллинистической статуи 3 века до н.э.

 (564x480, 246Kb) Каллиопа, муза эпоса, в мечтательной позе держит в руках навощенные дощечки и острую палочку (stylos). Оригинал — в музее Ватикана, найден в числе семи муз в 1774 году.

 (536x480, 234Kb) Клио, муза истории, изображалась со свертком пергамента в руке. На подножии павловской статуи ошибочно выгравировано: Эвтерпа. Оригинал — в музее Ватикана, найден в числе семи муз в 1774 году.

 (639x480, 231Kb) Урания — муза астрономии, в руках — палка-радиус, который употреблялся древними астрологами для указывания звезд. Оригинал находится в музее Ватикана.

Все скульптуры отлиты по моделям Гордеева, и почти все из них до 1798 года украшали пандус Екатерининского дворца в Царском Селе. После смерти своей матушки Павел первый приказал статуи отправить в Павловск, с этого времени и по сей день мы любуемся ими на Двенадцати дорожках. Во время войны они были закопаны глубоко в землю тут же рядом, фашисты их искали, но не нашли. Когда после войны их раскапывали, то в первый момент — не нашли, испугались — настолько глубоко под своей тяжестью они ушли в землю. По сумрачной Философской дорожке от Тройной липовой аллеи мы идем, предаваясь грустным мыслям. Вдруг — нас встречаает Аполлон в окружении муз на просторной площадке. При подготовке этого поста использованы следующие материалы: Павловск: дворец и парк. /Сост. альбома А.Кучумов. — Ленинград.:Издательство «Аврора»,1976. Также фотографии из музеев —  Sergey Sosnovskiy. Конечно, фотографии из парка — свежие.

www.agmu.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта