СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. Чаепитие картины
"Чайные" картины: olenenyok
Спрячу под кат,чтобы не рвать вам ленту. Но вы обязательно посмотрите! Удовольствие и хорошее настрение гарантирую!
Чай с Маргаритой Чигиной
Чай вдвоем, холст,масло
Аромат цветов, холст,масло
Белый натюрморт с веером, холст,масло
Чай с Уильямом Пакстоном
William McGregor Paxton (American, 1869–1941)
Сцена Пакстона изобржает недовольную молодую жену - "птицу в золоченой клетке", а брак на этой стадии окрестили "завтрак с газетой".
The Breakfast, 1911
Чай еще...
William Merritt Chase (American, 1849–1916)The Open Air Breakfast, ca. 1887
Mary Cassatt (American, 1844–1926) Lady at the Tea Table, 1883–85
Картина Александра Морозова "За чаепитием"
Jean Liotard, Still Life Tea Set, 1783
Valentine Prinsep
Charles Joseph Frederic Soulacroix "The tea party"
В.Стожаров.
Стожаров Владимир Федорович.У самовара
Edmund Tarbell
Bernard Hall
Волосков А.Я. - За чайным столом. 1851
Bertha Wegmann (1847-1926)
Henry Spernon Tozer
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1923
Беляшин В.В. - Автопортрет у самовара. 1920-е
Панцирев Ю.Н.
Голынский В.А. 1854-1904 - Письмо в Питер
Gustaf Vermehren - La hora del cafe, 1916
Louis Ritman
Guy Orlando Rose
Jozef Mehoffer
Филипс Фокс
Frederick Carl Frieseke
James Tissot
Richard Edward Miller
Борис Кустодиев "Московский трактир. 1916"Борис Кустодиев Торговка овощами
Н.П. Богданов-Бельский Новые владельцы
Борис Кустодиев Извозчики
Борис Кустодиев Голубой домик
Fanny Brate
A Tea Party Louis C.
отсюда
olenenyok.livejournal.com
Чай в живописи начала XX века
Предыдущие статьи: «Чай и чайная торговля в России XVIII-XX вв.», «Чай в Изобразительном Искусстве», «Чай в живописи второй половины 19 века»
«Начало 20 в. породило просто море различных художников, в чьих работах чайная тема нашла свое развитие. В 1900-1910 гг. как явление появляется т.н. «московская живопись», это авангардное направление достаточно активно использовало бытовые моменты и, разумеется, не могло обойти вниманием чайно-самоварную тематику».
«Натюрморт с кофейником» Н.Горнчарова, 1909 г.
«Самовар» А.Лентулов, 1913 г.
«Натюрморт с самоваром» П.Кончаловский, 1917 г.
«Чаепитие» А.П.Рябушкин, 1903 г.
«Натюрморт с чайником» С.В.Рянгина (1891-1955), 1923 г.
«Натюрморт с самоваром» А.А.Лебедев-Шуйский (1896-1978)
«Наибольший вклад в «чайную» тему в живописи начала 20 в., несомненно, внес бытописатель русской дореволюционной России Б.М.Кустодиев (1878-1927). Б.М.Кустодиев родился в Астрахани, его мать происходила из купеческого рода, а отец был преподавателем русского языка в гимназии. Учиться Кустодиев начал в духовной семинарии, т.к. после смерти отца семья оказалась в бедственном положении. Очень рано у него открылся талант к рисованию. Первым его учителем стал выпускник Академии художеств П.А.Власов, а затем, уже поступив в 1896 г. в Академию художеств, он совершенствовал свое мастерство под руководством И.Е.Репина. В качестве пансионера Академии художеств Кустодиев смог побывать за границей, что немало способствовало его творческому развитию. После первой русской революции 1905 г. он увлекался жанровой живописью. Обилие бытовых сцен способствовало наиболее полному отражению места чаепития в русской жизни и культуре начала прошлого века».
«Трактирщик» Б.М.Кустодиев (1878-1927)
«Половой» Б.М.Кустодиев
«Извозчик в трактире» Б.М.Кустодиев
«Московский трактир» Б.М.Кустодиев
«Купчиха за чаем» Б.М.Кустодиев
«Торговка овощами» Б.М.Кустодиев
«Чаепитие» Б.М.Кустодиев
«Осень в провинции» Б.М.Кустодиев
«В крестьянской избе» И.С.Куликов
«На родине» К.В.Лебедев
«На новой квартире» Н.П.Богданов-Бельский (1868-1945). «На полотне ярко видна гибель «дворянских гнезд»: на заднем плане картины еще висит портрет одного из бывших владельцев усадьбы, но чаевничают здесь уже новые люди — представители нарождающейся сельской буржуазии».
«Гости» А.Е.Архипов (1862-1930)
«Часто самовар на картинах занимает центральное место, как правило, это «парадная сторона» быта, но бывает, что даже чистка самовара становится самостоятельным художественным сюжет». И ярким тому примером может послужить картина художника Н.К.Пимоненко (1862-1912) «Девушка с самоваром»
Н.К.Пимоненко (1862-1912) «Девушка с самоваром»
«У моря» С.А.Виноградова
Продолжение следует: «Чай в живописи советского периода»
По материалам книги И.А.Соколова «Чай и чайная торговля в России: 1790-1919» (Текст чайное сообщество www.Chaism.pro).
Любое копирование материалов и фотографий, размещенных на сайте, запрещено без указания ссылки на данный сайт в качестве источника информации.
www.chaism.pro
Чаепитие в живописи: tiina
Чашечку чая, пожалуйста! Чаепитие в живописиКоторый день погода пасмурная, холодная, а то и дождливая... Осень. Чашечка чая и теплое слово в таких условиях приобретают особую ценность. Поэтому я решила подготовить подборку картин разных художников, изображающих чайные столы и чаепития. Художники разные, и чаепития разные, но тема сама по себе такая уютная!
Татьяна Уткина. Чаепитие
Вячеслав Россохин. Посиделки
Тимофей Мягков. Семейство за чайным столом
Константин Маковский. За чаем
Джозеф Фредерик Солакруа
Джозеф Фредерик Солакруа
Джеймс Тиссо. На пикнике
Джеймс Тиссо
Джеймс Тиссо
Джеймс Тиссо
Мэри Кассат. Дама за чайным столом
Мэри Кассат. Чашечка чая
Франческо Брюнери
Уолтер Гренвилл-Смит
Линн Люпетти. Мой чайный мишка
Линн Люпети. Секретное рандеву
Джон Эверетт Милле. Мэри Чемберлен
Борис Кустодиев. На террасе
Борис Кустодиев. Чай во дворе
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем
Борис Кустодиев. Чаепитие
Генриэтта Роннер-Книп
Генриэтта Роннер-Книп
Генриэтта Роннер-Книп
Фредерик Карл Фрисеке. Чаепитие в саду
Константин Коровин. За чайным столом
Владимир Первунинский. Вечер в усадьбе
Владимир Первунинский. На даче
Николай Богданов-БельскийПолина Лучанова
Алексей Зотов. Натюрморт с самоваром
tiina.livejournal.com
Красивые картинки чая (35 фото) • Прикольные картинки и юмор
Ароматный чай помогает взбодриться, наполнить организм жизненной силой и энергией. Далее предлагаем посмотреть красивые картинки чая.
Цветочный чай.
Чай, бабочки, цветы, ягоды.
Чайная церемония.
Красивая картинка на рабочий стол.
Чай с лимоном.
Чашка чая, цветы в вазе.
Стеклянные чайники.
Цветочный чай.
Чашка чая.
Чай, ромашки.
Красивая чашка чая.
Ароматный чай.
Ромашковый чай.
Цветочный чай.
Чай с корицей.
Зеленый чай.
Цветок в чайнике.
Чай с лимоном.
Красивая картинка чая на рабочий стол.
Ароматный чай.
Две чашки чая.
Чай, розы.
Цветок в чайнике.
Чашка чая с лимоном.
Красивая картинка чая.
Роза в чашке.
Сирень, чашка чая.
Чай, ягоды, лимон.
Цветы в чайниках.
Цветы, чашка чая.
Чай с корицей и лимоном.
Чашка чая ,сирень.
БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРОГОЛОСУЙ ЗА ПОСТ!
Загрузка...« Предыдущая запись Следующая запись »
bipbap.ru
чаепитие в русской и английской живописи XIX века"
Руцинская Ирина Ильинична
доктор культурологии, профессоркафедры региональных исследованийфакультета иностранных языков и регионоведенияМГУ имени М.В. ЛомоносоваТел.: 8(495)7340255e-mail: [email protected]
Национальные особенности визуализации повседневных практик: чаепитие в русской и английской живописи XIX века
На протяжении XIX столетия в России и Великобритании чай из элитарного напитка превратился в общенациональный символ. Живопись принимала непосредственное участие в визуальной репрезентации чаепития как повседневной практики общенационального масштаба.
В статье на материале английских и русских живописных произведений XIX века сопоставляются визуальные формулы чаепития. Акцент ставится не только и не столько на внешних, зрительно воспринимаемых различиях (аксессуары, поведение за столом и т.д.), сколько на национальном своеобразии зафиксированных на полотнах соотношений: «чаепитие и национальное восприятие времени (повседневного, социального, исторического)», «чаепитие и пространство повседневности», «чаепитие и формы межличностных/социальных взаимодействий».
Ключевые слова: чаепитие, живопись, источник, повседневная культура, компаративистика.
National characteristics of everyday life visualization: tea party in Russian and English painting of the XIX century
The XIX century brought about changes in Russian and English attitude towards tea. It made its way from a fashionable aristocratic drink to a national symbol. The whole process of creating a visual form of tea was greatly helped by the painting of that time.
The article compares the ways of depicting tea party in English and Russian painting of the XIX century. The emphasis is placed here not on visually perceptive differences such as table manners, decorations, tableware and so on, but on contrasts of national identities presented on the canvases. The article explores tea party in a context of such cultural aspects as national time perception, national space perception, interpersonal and social interactions.
Key words: Tea Party, Painting, Source, Everyday Culture, Comparative Studies.
Случаи, когда импортируемый товар, то есть товар, который по климатическим условиям не может возделываться и выращиваться в месте его потребления, становится национальным символом, конечно, встречаются в мировой истории. Достаточно вспомнить кофе в Турции и Австрии, шоколад (для производства которого импортируют какао-бобы) в Швейцарии и Бельгии, но, в целом, их нельзя назвать чрезвычайно широко распространенными. А равных чаю по знаковости, «вписанности» в национальную культуру и образ жизни Великобритании и России вообще нет.
Импортируемый напиток появился в обеих странах почти одновременно и прошел схожий путь от положения престижного атрибута аристократического образа жизни до статуса общенационального напитка. Он вызвал к жизни целую индустрию изготовления посуды, мебели, аксессуаров; сформировал ряд передаваемых из поколения в поколение семейных, субкультурных, общекультурных обычаев; был представлен и воспет в разных видах искусства; повлиял на формирование кулинарных традиций и этикетных норм. Этот список «чайных достижений» можно продолжать дальше, и любое из них, имея ярко-национальную окраску, представляет интерес для компаративистских исследований.
Однако когда мы обращаемся к теме «Чаепитие в английской и русской живописи», то неизбежно сталкиваемся с препятствиями, которые в самом общем виде можно обозначить как «несовпадения стадиального развития искусства». Если чаепитие как культурный феномен распространялось, видоизменялось в обеих странах параллельно, порой даже синхронно, то исторические судьбы английской и русской живописи складывались по-разному. Периоды их стадиальной близости были чрезвычайно непродолжительными.
Светская живопись в Великобритании появилась в период Ренессанса – на исходе XV века. В России еще на протяжении двух веков искусство имело исключительно религиозный характер. Станковая картина потеснила иконопись только в Петровскую эпоху - в начале XVIII века.
Английская живопись к XVIII-му веку имела сформировавшуюся систему жанров, в которой лидировал портрет, но рядом с ним создавались натюрморты, пейзажи и бытовые сцены. В русском искусстве этого времени существовали значительные жанровые лакуны. Пейзаж, натюрморт и интересующий нас бытовой жанр были представлены единичными произведениями. Рождение данных жанров в отечественной живописи общепризнанно датируется первой половиной XIX века.
Данное стадиальное несовпадение неожиданно оказывается важным фактором, значительно повлиявшим на характер сложившейся визуальной формулы чаепития в России и Великобритании.
1. У. Хогарт. Семья Строда
Чайные сюжеты широко распространились в английской живописи XVIII столетия, в период, когда напиток был чрезвычайно дорог, а следовательно,выступал знаком престижа, маркером высокого социального положения. Все персонажи на полотнах – представители родовой аристократии и богатейшей буржуазии. Изображение чаепития подчеркивало церемониальность, торжественность, невероятную дороговизну чайных аксессуаров. Вся последующая история изображения чайного ритуала в английской живописи была историей постепенного расширения социального круга персонажей, при этом новые персонажи как бы усваивали матрицы поведения высшего общества, не только не отступали от них, но и, напротив, последовательно сохраняли. В итоге английское чаепитие в зеркале национальной живописи предстает как предельно ритуальное, этикетное. Художники подробно прописывали детали обстановки, стремились к максимальной эстетизации окружения.
2. П. Федотов. Офицер и денщик
История русской «чайной живописи» складывалась иначе. К тому времени, когда в России появились первые полотна, посвященные теме чаепития, роль данного напитка в социуме изменилась. Цены на него к 1830-1850-м годам хоть и продолжали быть достаточно высокими, но все же существенно снизились в сравнении с предшествовавшими десятилетиями. Чай перестал быть напитком для избранных, круг его потребителей расширился, что было отражено в живописных работах. Наряду с представителями громких дворянских фамилий и членами богатых купеческих кланов участниками первых чаепитий в живописи становились провинциальные чиновники, офицеры, разночинная интеллигенция. В результате функция чая как маркера социального статуса и финансового состояния персонажей в русском изобразительном искусстве не фигурировала. Первоначальный этап бытования чайного ритуала, когда он являлся элементом аристократического (или ориентированного на аристократический) образа жизни, не был отражен в отечественном искусстве, отчего образ чаепития, созданный русской живописью в целом, в сравнении с живописью британской, воспринимается как более демократичный, менее церемониальный, менее этикетный, менее эстетизированный. В нем практически отсутствовал мотив парадной репрезентации. Таким образом, такой фактор, как «жанровые запаздывания» в развитии отечественной живописи оказал существенное влияние на характер сложившихся визуальных формул, на характер национального восприятия чаепития.
Не менее наглядным выступает еще одно различие в визуальных матрицах чаепития. Английский чайный ритуал предстает как цельный, общенациональный, а русский – как сумма его субкультурных вариантов: отчетливо выделяется чаепитие дворянское, купеческое, крестьянское.
3. Т. МакЭван. Чаепитие
Так, в изображении британских авторов даже самые малоимущие персонажи пользуются фарфоровыми сервизами, светлыми скатертями. Конечно, цена, качество чайных аксессуаров, принадлежащих представителям разных сословий, имеют существенные различия. Однако об этих отличиях может рассказать только специалист по фарфору и серебру. Даже если действие происходит в интерьере крестьянского дома, где по глиняному полу ходят куры, зритель видит на полотнах чашки с блюдцами, чайники разных размеров, молочники, масленки. Не отличаются и манеры людей, изображенных за чайным столом: прямые спины, прижатые локти, руки никто не кладет на стол. При рассматривании английских картин возникает ощущение, что каждый изображенный персонаж был знаком с нормами чайного этикета.
Количество блюд, подаваемых к чайному столу, также не может указывать на социальную дифференциацию: представители всех сословий демонстрируют по отношению к еде предельную сдержанность, даже аскетизм. Бедные, богатые - все наслаждаются напитком, а не используют его как повод для обильной трапезы.
Можно утверждать, что мы имеем дело с удивительным фактом: весь антураж британских сцен чаепития, интерьеры, в которых происходит действие, одежда персонажей во всеуслышание сообщают о социальном положении изображенных персонажей, но сам процесс чаепития об этом умалчивает. Или, по крайней мере, не афиширует. Если оставить на картинах только чайные столы с сидящими за ними людьми и не обращать внимание на одежду и украшения, то зрителю (особенно современному) не сразу будет понятно, из какого они дома, принадлежат ли они высшему сословию, среднему или низшему.
Совсем иную ситуацию рисует отечественная «чайная живопись». Множество нюансов на полотнах русских художников свидетельствуют о сословной принадлежности персонажей. При этом авторы далеко не всегда преследуют цель указать на социальное неравенство или социальную несправедливость (этот аспект усиливается, когда произведение наделяется обличительным пафосом). Часто художников интересуют нормы, традиции, обычаи, распространенные в той или иной субкультурной общности, повседневность во всем разнообразии ее жизненных вариантов. Чаепитие выступает удобным поводом для подобного рассказа.
Простой деревянный стол без скатерти, чаще всего встречающийся в крестьянском доме, трудно перепутать с изящным чайным столиком в помещичьей усадьбе. Стаканы с подстаканниками – основную чайную посуду мещанских и крестьянских застолий - невозможно представить в аристократическом салоне. Нигде более не встретить такое хлебосольное изобилие, как на чайных столах у купцов. Представители интеллигенции не будут пить чай из блюдца, а аристократы – есть сахар в прикуску. Количество подобных «несовпадений» можно умножать и дальше, и каждое из них сообщает о существенных субкультурных различиях чайной церемонии на территории России. Пожалуй, единственным предметом, объединяющим все эти традиции, выступает самовар, равно часто встречающийся на столах представителей самых разных сословий.
4. В. Маковский. Утренний чай
Английское чаепитие – это всегда домашний, тихий ритуал. Оно ни при каких обстоятельствах не может стать местом обострения и обнажения социальных противоречий. Самое большее, что может позволить себе английский художник, - легкая ирония по поводу нравов, привычек, характеров.
Русское чаепитие воспринимается как ситуация, способная отражать социальные конфликты и противостояния. Обращаясь к этому предельно бытовому и рутинному занятию, художники разрушают его изначально мирный характер, выводя чаепитие из пространства повседневности в пространство широких социальных проблем. Люди на полотне пьют чай, а зритель видит, как несправедливо устроен их мир, как жесток может быть человек по отношению к своему ближнему.
Викторианское чаепитие – это всегда занятие камерное, домашнее. При этом мир английских чайных полотен – это мир женский. Дамы в кругу подруг, рядом с детьми, вместе со служанками – все эти сцены обходятся без лиц мужского пола. Но даже если на картине появляется муж, отец, возлюбленный, родственник, главным действующим лицом все -равно остается женщина. Словосочетание «действующее лицо» имеет в данном случае самый непосредственный смысл: женщина, как правило, чем-то занята, а мужчина остается малоподвижным и вальяжным.
Будучи полностью зависимой от мужа или отца в экономическом плане, в повседневной жизни семьи женщина играла важнейшую роль: «В то время как джентльмены были заняты важными делами, их жены управляли домом и детьми, приглядывали за слугами. Леди должна была уметь в любое время хорошо принять многочисленных и частых гостей любого уровня и быть обворожительной собеседницей в компании и прекрасной партнершей на балах и приемах» [1, с. 125].
За чайным столом царила хозяйка дома. Она заваривала и разливала чай (необходимо напомнить, что это воспринималось не только как привилегия, но и как важная обязанность, высокая миссия), а, следовательно, и по своей роли, и по визуально воспринимаемой «чайной мизансцене», женщина оказывалась центром происходящего. Именно она «приводила в действие» всю правильную последовательность ритуала, следила за соблюдением норм и приличий.
5. Р. Макбет. Наша первая размолвка
В итоге женщина становилась главным действующим лицом английского процесса «визуального присвоения» чая. Мужчины чай поставляли и продавали. Женщины чай покупали и сервировали. И как бы не были неравнозначны эти функции, все, что делала женщина, было обязательной частью повседневности, повторялось изо дня в день, было на виду у всех. Визуальная формула английского чаепития прежде всего включала изящную английскую леди, элегантно и неспешно разливающую любимый напиток. Это можно сравнить с тем, что происходит в театре, когда сотни людей готовят спектакль за кулисами, но его успех аккумулируется в актерах, стоящих на авансцене.
Немаловажно и то, что данная женская роль легко поддавалась визуализации. За вторую половину XIX столетия английскими художниками создано множество женских изображений у чайного стола. Разрабатывались общие мизансцены, продумывались конкретные позы, повороты головы, движения рук. Английская леди наливает чай. Английская леди протягивает гостю чашку. Она же задумчиво и отрешенно сидит с чашкой в руке. Все эти варианты доводились до уровня клише, закреплялись в подсознании зрителя в виде хорошо усваиваемых формул.
В русской живописи отсутствуют гендерные приоритеты при распределении ролей на полотне. Нередко за чаем изображаются чисто мужские компании. Да и само это действо – хозяйка, разливающая чай – представлено значительно реже. Как правило, на русских картинах чай уже разлит по чашкам, полным ходом идет неспешный процесс чаепития. Важен не ритуал, не изящное и красивое исполнение роли, не эстетически обставленный подготовительный этап чаепития, а непосредственно сам процесс и характер взаимодействия между его участниками.
Особый вид английской чайной живописи – детское чаепитие. Нигде более викторианская сентиментальность, желание писать «приятное и милое» не проявлялась в такой степени, как при изображении этой его разновидности. Милыми малютками, пьющими чай, любовались все, а тон, как это часто бывало, задавала королева Виктория. Ее любимым художником был Чарльз Бартон Барбер (Charles Burton Barber). Художник чаще всего писал милых крошек, в основном, маленьких белокурых девочек, пьющих чай вместе со своими столь же милыми питомцами («Молитва», «Время для чая»). Крайняя степень сентиментальности, соединенная с технической виртуозностью, буквально завораживала и заказчиков, и покупателей полотен.
А кроме Ч.Б. Бартона на подобных сюжетах специализировались Артур Джон Эйлсли (Arthur John-Elsley), Гарри Брукер (Нarry Brooker) и другие. На их полотнах дети либо пьют чай в компании своих сверстников, либо играют «в чаепитие» с куклами, либо разделяют этот ритуал с домашними животными, но в любом варианте они старательно подражают манерам, движениям и позам взрослых.
6.Д.Э. Милле. Послеобеденный чай
В русской живописи темы «детское чаепитие» не существовало вовсе. Если на полотне появлялись дети, то только вместе со взрослыми. За чайным столом родители контролировали подготовку домашнего задания, тягостно вздыхали от детских неудач, поздравляли своих чад с праздниками, но никогда дети не оставались одни, не организовывали своего – игрового или серьезного - чаепития.
Сентиментальные ноты в русской чайной живописи почти не звучат. Это не значит, что изображения носят менее эмоциональный характер. Напротив, русская живопись XIX века чрезвычайно эмоциональна. Можно утверждать, что интонации русского чаепития значительно более разнообразны. Картины передают самые неожиданные состояния и настроения людей: от безудержного веселья И. Архипова, до ритуализированной серьезности Б. Кустодиева, от тихой грусти до мрачной напряженности, почти враждебности.
7. А. Рябушкин, Чаепитие
Уже в середине XIX столетия в английской «чайной живописи» появляется тема ностальгии, изображения «ретро-чаепития». Художники детально, с любовью воскрешают образы XVIII – начала XIX вв. Пассеизм становится важной нотой английского искусства. В наибольшей степени он проявится в творчестве прерафаэлитов, но и художники, не разделяющие их программу, нередко транслируют эти ноты. Как правило, на подобных полотнах эстетический компонент усиливается многократно. Прошлое становится олицетворением красоты и гармонии.
В русской живописи XIX столетия темы «историческое чаепитие» нет. Художники предпочитали изображать не прошлое, но исключительно настоящее. Чаепитие предстает как слепок современной повседневности, как отражение пульсации сегодняшней жизни. Это полностью соответствует устремлениям передвижнической живописи, игравшей ведущую роль в отечественном изобразительном искусстве второй половины XIX столетия. Однако это не объясняет, почему русские представители салонно-академического направления не обращались к данной тематике, способной, кажется, предоставить им все необходимое: гармонию, красоту, всем понятный и близкий сюжет, возможность показать идеализированный мир. Можно предположить, что русский салон при обращении к историческим темам стремился прежде всего к фиксации либо чего-то экзотического (Восток, античность), либо к фиксации чего-то занимательного, с драматическим сюжетом, кипением страстей, нередко – с налетом эротизма. Чаепитие в этом ряду выглядело слишком будничным, слишком обыденным.
В наши дни «чайные сюжеты» позапрошлого столетия давно стали частью национальной истории искусства. Однако они не забыты, как многие другие работы, написанные в то же время. Они постоянно актуализируются рекламой, телевидением, Интернетом, СМИ. Значительная часть произведений известна не только узкому кругу искусствоведов, но и широкому кругу людей, далеких от увлечения живописью. Поэтому можно утверждать, что они продолжают оказывать влияние на визуальное восприятие чайного ритуала.
Интернет, как русско-, так и англоязычный, буквально переполнен сайтами, форумами, подборками репродукций под заголовками: «лучшие (или самые известные) картины с изображением чаепития». Если рассмотреть их поближе, то оказывается, что жители «туманного Альбиона» выбирают в качестве «самого лучшего» работы не одного, а сразу несколько авторов. В списках постоянно фигурируют разные художники разных эпох: Килбурн, Лесли, Тиссо. Но собранные вместе, они дают цельную и непротиворечивую картину изысканного, красиво обставленного чаепития, являющегося важной частью повседневного существования народа в его мирном, спокойно-оптимистичном течении.
8. В.Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
В России же социологические опросы и Интернет-источники утверждают, что большинство людей при словах «чаепитие в живописи» называют только одну картину - «Чаепитие в Мытищах» В. Перова. А после него с большим отрывом фигурирует полотно Б. Кустодиева «Купчиха за чаем». Все остальные произведения данной тематики известны единицам.
9. Б. Кустодиев. Купчиха за чаем
Таким образом, в восприятии британцев нет одного-единственного полотна, которое бы фокусировало все представления о чайном ритуале, но те несколько, которые представлены в исторической памяти народа, будучи собранными вместе, дают удивительно цельную картину. В восприятии же россиян, напротив, выделяются всего две работы, и, казалось бы, создаваемый ими суммарный визуальный образ должен быть еще более цельным. Однако, напротив, эти две работы максимально далеки друг от друга: по характеру исполнения, по целеполаганию авторов. Визуализированная формула чаепития в России «разрывается» между крайними параметрами: обличением и любованием, художественной простотой и живописным великолепием, внутренней дисгармоничностью и абсолютным упоением органикой повседневного бытия.
Казалось бы, изображение чаепития в живописи не может претендовать на апелляцию к философским проблемам, психологическим драмам, историческим коллизиям. Предельно простая, домашняя мизансцена задает типизированный характер взаимодействий между участниками сцены. Однако, как, надеюсь, нам удалось показать, она может вмещать в себя множество подтекстов, может быть тысячью нитями связана с жизнью не только одного человека, но и социума в целом.
Вслед за О. Фрейденберг, которая «увидела в литературном сюжете систему мировоззрения» [2, с. 111], можно утверждать, что живописный сюжет также способен отражать мировоззренческие основы культуры. В отечественном искусствознании для исследования данной проблематики принято обращаться к произведениям выдающимся. Однако в том случае, когда речь идет не о живописных шедеврах, а о картинах так называемого «второго ряда», подобное свидетельство гораздо точнее «ставит диагноз» бытующим в обществе представлениям, ценностям и установкам.
Литература:
- Диттрич Т.В. Повседневная жизнь викторианской Англии. М.: Молодая гвардия, 2007.
- Фрейденберг О.М. Комментарий к письму Б. Пастернака от 17 февраля 1928 г. // Переписка Бориса Пастернака. - М.: Художественная литература, 1990.
regionalstudies.ru
НеобыЧайное искусство. (10) - Пуэр Хаус
Несмотря на трудоемкость и продолжительность написания картин, мировая галерея тех из них, где так или иначе присутствует образ чая, достаточно богата. Количество фотографий подобной тематики едва ли не уступает числу работ живописцев и графиков. Почему снимки с чаем и пьющими его людьми не давят своей массой картины - неизвестно, но внимание художников к этому, действительно удивительному, продукту понятно, а многими их работами просто нельзя не восхищаться.Федерико Андреотти "Послеобеденный чай", конец XIX-го - начало XX-го веков.
Юлия Барминова barminova "Дартс". Пуэр, карандаш, акварель, акрил. 2008г.
Эллен Голла "Время чая", 1998г.
Жорж Леммен "Чай", 1902г.
Ханна Паули "Время завтрака", 1887г.
Мадлен Лемэр "Изысканное чаепитие в мастерской художника", конец XIX-го века.
Алексей Наумов "Чаепитие", 1896г.
Федерико Дзандоменеги "Чай", начало 1890-х годов.
Анри Адольф Лаиссемент «Божественная чашка чая», 1890-е годы.
Анастасия Балыш "Когда мы любили вишневый чай", 2012г.
Франц фон Персолиа "Чайное общество", 1892г.
Владимир Драчинский "Пью чай", 2009г.
Николай Богданов-Бельский "Гости", 1920-е годы.
Томас Вебстер "Чаепитие", 1862г.
Джеймс Тиссо "Плохие новости", 1872г.
Кузьма Петров-Водкин «За самоваром», 1926г.
Маттиас Робинсон "Сплетни за чашкой чая", вторая половина XIX-го века.
Уильям Пакстон "Вишенка", 1906г.
Джеймс Тиссо "Выходной", 1876г.
Борис Кустодиев "Чаепитие", 1913г.
Жан Батист Шарден "Пьющая чай", 1735г.
Уолтер Гренвилл-Смит, "Чашка чая", 1904г.
Лиззи Ричиз "Чай с мятой", 2009г.
Йозеф Шеренберг "Дамы за чаем", 1880-е годы.
Фанни Брэйт "Празднование", 1902г.
Ричард Миллер "Китайский халат", 1910г.
Утамаро Китагава "Окита из Чайного дома Нанива", ~ 1795г.
Колумбану Бордалу Пиньейру, "Чашка чая", 1898г.
Джон Морган "Письмо от Эдвина", середина XIX-го века.
Лилия Кэбот Перри "Чашка чая", 1900г.
Эдмунд Тарбелл "Композиция в розовом и сером или Дневной чай", 1894г.
Джойс Хаддон "Чашка чая".
puer-house.livejournal.com
чаепитие Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#45985684 - Illustration with the words Tea time and teapot. Freehand drawing..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31060975 - Funny owl giving a very good tea party.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36753504 - Cute Easter tea party invitation with place for your text.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#30966065 - Adorable toddler girl with curly hair wearing a colorful dress..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#33450981 - Two little sisters having english breakfast with teddy bear at..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#33689154 - Cute tea time pattern with funny birds.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#14667695 - English tea party background in shabby style
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#39281980 - A cartoon vector illustration of a colorful whimsical retro alice..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#32045549 - Layer cake decorated with macarons
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31947284 - Two happy children, cute curly toddler girl and a little baby..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38933036 - Assorted cakes and pastries on a cake stand for afternoon tea
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#60030056 - Teacup and tea pot with pink flowers - rose and cherry blossom...
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#33677796 - Wonderland Tea Party decorated tableВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46894316 - Boston Harbor and Financial District at sunset and Tea Party..Редакционное
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com