Самые красивые фотографии северного сияния. Картины севера


Русский север в фотографиях (45 фото)

Представляем вашему вниманию итоги всероссийского фотоконкурса «Русский Север», проводимого журналом «National Geographic Россия» и торговой маркой «Русский Север».

Сайт National Geographic Россия

Фотоконкурс «Русский Север» проходил с 1 марта по 10 мая 2012 года. Уникальные природные богатства и необъятные просторы России всегда удивляли и завораживали. Великолепная северная природа, обилие рек и озер, множество исторических памятников – именно это запоминается людям, хоть раз побывавшим в этих краях.

Прием работ проходил с 8 марта по 26 апреля 2012 года. Победителя конкурса выбирало профессиональное жюри: арт-директор и креативный директор журнала «National Geographic Россия», а также представители ЛВЗ «Русский Север».

Лучшей признана фоторабота Андрея Кузина «Вечерний дворик в Великом Устюге».

Русский север в фотографиях

Западная Карелия. Автор: Виталий Зайцев

Сайменский канал рядом с г. Выборгом. Автор: Вадим Цуприк

Сайменский канал рядом с г. Выборгом. Автор: Вадим Цуприк

Сайменский канал рядом с г. Выборгом. Автор: Вадим Цуприк

Сайменский канал рядом с г. Выборгом. Автор: Вадим Цуприк

Русский север в фотографиях

Сайменский канал рядом с г. Выборгом. Автор: Вадим Цуприк

На семи ледяных ветрах. Вид с горы Нюдайвенч у Мончегорска на озеро Имандра и горный массив Хибины. Выбор редакции. Автор: Геннадий Субач

На семи ледяных ветрах. Вид с горы Нюдайвенч у Мончегорска на озеро Имандра и горный массив Хибины. Выбор редакции. Автор: Геннадий Субач

На семи ледяных ветрах. Вид с горы Нюдайвенч у Мончегорска на озеро Имандра и горный массив Хибины. Выбор редакции. Автор: Геннадий Субач

На семи ледяных ветрах. Вид с горы Нюдайвенч у Мончегорска на озеро Имандра и горный массив Хибины. Выбор редакции. Автор: Геннадий Субач

Вечер у Северного Ледовитого океана. Полуостров Рыбачий, губа Скорбеевская. Автор: Илья Мельников

Вечер у Северного Ледовитого океана. Полуостров Рыбачий, губа Скорбеевская. Автор: Илья Мельников

Русский север в фотографиях

Уходящий шторм. Поселок Териберка, Кольский полуостров. Автор: Илья Мельников

Уходящий шторм. Поселок Териберка, Кольский полуостров. Автор: Илья Мельников

Уходящий шторм. Поселок Териберка, Кольский полуостров. Автор: Илья Мельников

Озеро Сейдозеро. Автор: Максим Летовальцев

Озеро Сейдозеро. Автор: Максим Летовальцев

Белое море, Кандалакшский залив. Автор: Максим Летовальцев

Белое море, Кандалакшский залив. Автор: Максим Летовальцев

Озеро Сейдозеро. Была сильная магнитная буря, благодаря ей видно полярное сияние в это время года. А луна удачно подсвечивает осенний берег. Автор: Максим Летовальцев

Озеро Сейдозеро. Была сильная магнитная буря, благодаря ей видно полярное сияние в это время года. А луна удачно подсвечивает осенний берег. Автор: Максим Летовальцев

Хибины. Внизу ещё осень, а в горах уже снег лежит. И погода в это время года весьма капризная. Автор: Иван Дементиевский

Хибины. Внизу ещё осень, а в горах уже снег лежит. И погода в это время года весьма капризная. Автор: Иван Дементиевский

Хибины. Внизу ещё осень, а в горах уже снег лежит. И погода в это время года весьма капризная. Автор: Иван Дементиевский

Хибины. Внизу ещё осень, а в горах уже снег лежит. И погода в это время года весьма капризная. Автор: Иван Дементиевский

Русский север в фотографиях

Озеро Энгозеро. Просторы Северной Карелии. Снято во время белых ночей. Автор: Иван Дементиевский

Белая ночь. Церковь Иоанна Златоуста в деревне Саунино Каргопольского района. Выбор редакции. Автор: Всеволод Тоботрас

Белая ночь. Церковь Иоанна Златоуста в деревне Саунино Каргопольского района. Выбор редакции. Автор: Всеволод Тоботрас

Белая ночь. Церковь Иоанна Златоуста в деревне Саунино Каргопольского района. Выбор редакции. Автор: Всеволод Тоботрас

Белая ночь. Церковь Иоанна Златоуста в деревне Саунино Каргопольского района. Выбор редакции. Автор: Всеволод Тоботрас

Белая ночь. Церковь Иоанна Златоуста в деревне Саунино Каргопольского района. Выбор редакции. Автор: Всеволод Тоботрас

Белая ночь. Церковь Иоанна Златоуста в деревне Саунино Каргопольского района. Выбор редакции. Автор: Всеволод Тоботрас

Вечерний Кунийок, Хибины. Автор: Владимир Кириченко

Вечерний Кунийок, Хибины. Автор: Владимир Кириченко

Вечерний Кунийок, Хибины. Автор: Владимир Кириченко

Вечерний Кунийок, Хибины. Автор: Владимир Кириченко

Лошади. Деревня Карпово, Плесецкий сектор Кенозерского Национального Парка. Автор: Виктория Тимохина

Лошади. Деревня Карпово, Плесецкий сектор Кенозерского Национального Парка. Автор: Виктория Тимохина

Одинокая лодка. Деревня Карпово, Плесецкий сектор Кенозерского Национального Парка. Автор: Виктория Тимохина

Одинокая лодка. Деревня Карпово, Плесецкий сектор Кенозерского Национального Парка. Автор: Виктория Тимохина

Так приходит рассвет. Ладожское озеро, остров Валаам, Карелия. Автор: Виктор Калеченков

Так приходит рассвет. Ладожское озеро, остров Валаам, Карелия. Автор: Виктор Калеченков

Ранние лучи. Ладожское озеро, остров Валаам, Карелия. Автор: Виктор Калеченков

Ранние лучи. Ладожское озеро, остров Валаам, Карелия. Автор: Виктор Калеченков

Вечерний туман на Вуоксе. Озеро Вуокса, Карельский перешеек Ленинградской области. Автор: Виктор Калеченков

Вечерний туман на Вуоксе. Озеро Вуокса, Карельский перешеек Ленинградской области. Автор: Виктор Калеченков

Вечерний туман на Вуоксе. Озеро Вуокса, Карельский перешеек Ленинградской области. Автор: Виктор Калеченков

Вечерний туман на Вуоксе. Озеро Вуокса, Карельский перешеек Ленинградской области. Автор: Виктор Калеченков

Каргополь в тумане Собор Рождества Христова (Христорождественский собор) – православный белокаменный собор в городе Каргополь Архангельской области, относится к Архангельской и Холмогорской епархии. Автор: Оксана Азниева

Каргополь в тумане Собор Рождества Христова (Христорождественский собор) – православный белокаменный собор в городе Каргополь Архангельской области, относится к Архангельской и Холмогорской епархии. Автор: Оксана Азниева

Часовня в Вершинино морозной ночью. Кенозерский парк. Автор: Андрей Кузин

Часовня в Вершинино морозной ночью. Кенозерский парк. Автор: Андрей Кузин

Зимнее солнце. Хибины, Кольский полуостров. Автор: Борис Вахмистров

Зимнее солнце. Хибины, Кольский полуостров. Автор: Борис Вахмистров

Звездные врата. Мончетундра, Кольский полуостров. Выбор редакции. Автор: Борис Вахмистров

Звездные врата. Мончетундра, Кольский полуостров. Выбор редакции. Автор: Борис Вахмистров

Звездные врата. Мончетундра, Кольский полуостров. Выбор редакции. Автор: Борис Вахмистров

Звездные врата. Мончетундра, Кольский полуостров. Выбор редакции. Автор: Борис Вахмистров

Не замерзающая практически всю зиму река Средняя. Город Североморск, Мурманская область. Автор: Дмитрий Горшенёв

Не замерзающая практически всю зиму река Средняя. Город Североморск, Мурманская область. Автор: Дмитрий Горшенёв

Утреннее волнение моря. Село Териберка, Мурманская область. Автор: Дмитрий Горшенёв

Утреннее волнение моря. Село Териберка, Мурманская область. Автор: Дмитрий Горшенёв

У водопада с красными скалами. Село Териберка, Мурманская область. Автор: Дмитрий Горшенёв

У водопада с красными скалами. Село Териберка, Мурманская область. Автор: Дмитрий Горшенёв

Деревня Масельга, Кенозерский национальный парк, Каргопольский сектор. Автор: Евгения Смолякова

Деревня Масельга, Кенозерский национальный парк, Каргопольский сектор. Автор: Евгения Смолякова

Белое море, остров Ягры. Выбор редакции. Автор: Евгения Смолякова

Белое море, остров Ягры. Выбор редакции. Автор: Евгения Смолякова

Белое море, остров Ягры. Выбор редакции. Автор: Евгения Смолякова

Белое море, остров Ягры. Выбор редакции. Автор: Евгения Смолякова

Остовы кораблей в порту. Село Териберка, Кольский полуостров. Автор: Иван Гущин

Остовы кораблей в порту. Село Териберка, Кольский полуостров. Автор: Иван Гущин

Заброшенная метеостанция. Село Териберка, Кольский полуостров. Выбор редакции. Автор: Иван Гущин

Заброшенная метеостанция. Село Териберка, Кольский полуостров. Выбор редакции. Автор: Иван Гущин

Деревня Сыссойла, Карелия. Автор: Игорь Кащеев

Деревня Сыссойла, Карелия. Автор: Игорь Кащеев

Тихвинский район, Ленинградская область. Автор: Сергей Клочев

Тихвинский район, Ленинградская область. Автор: Сергей Клочев

«На Севере диком стоит одиноко». Автор: Зинаида Макарова

«На Севере диком стоит одиноко». Автор: Зинаида Макарова

«На Севере диком стоит одиноко». Автор: Зинаида Макарова

«На Севере диком стоит одиноко». Автор: Зинаида Макарова

Русская зима. Автор: Марина Мурашова

Русская зима. Автор: Марина Мурашова

 

Заповедник Мраморный каньон, Питкярантский район, Карелия. Автор: Татьяна Мышковец

Заповедник Мраморный каньон, Питкярантский район, Карелия. Автор: Татьяна Мышковец

Остров. Поселок Рабочеостровск, Кемский район, Карелия. Автор: Владимир Никонов

Остров. Поселок Рабочеостровск, Кемский район, Карелия. Автор: Владимир Никонов

 

www.pravmir.ru

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ: ПУТЬ НА СЕВЕР

Ольга Атрощенко

Рубрика: 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала: 

Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Столетиями северные окраины Российской империи оставались мало изученными и недоступными для освоения. Несмотря на то, что с XV века эти места постепенно обживались стараниями учеников преподобного Сергия Радонежского, возводивших монастыри и просвещавших местное население, лишь с середины Х!Х века пробудился подлинный интерес к этому региону, отчасти вызванный открытием здесь уникальных памятников народной культуры, особенно в области фольклористики. Для сбора и записей сказок, былин и пословиц в Заонежье, на берега Печоры и Белого моря совершались регулярные научные экспедиции.

Но еще более притягательными стали природные богатства этого сурового края. Крупный промышленник и финансист, организатор Московского купеческого общества, общественный деятель-славянофил и публицист Ф.В. Чижов, воодушевленный патриотическими чувствами и страстью предпринимателя, задумался о том, чтобы завести на этой далекой земле свое дело. Он решил продолжить железную дорогу от Вологды до Архангельска, а затем, учредив Архангельско-Мурманское срочное пароходство по Белому морю и Ледовитому океану, постепенно развить среди поморов рыбные и звериные промыслы, основать в городе Кола Северный банк. «Мне уже рисуется, - писал он, - как мы оживим наш Север, заведем там города на берегах Ледовитого океана, прочистим Северную Двину, будем туда возить хлеб с Волги, а оттуда привозить дешевую рыбную пищу»1. В 1876 году с ознакомительной целью он отправился туда вместе с А.Д. Поленовым, старшим братом известного художника, впоследствии опубликовавшим интересный и подробный отчет о поездке2.

Однако в 1877 году Ф.В. Чижов скончался, и за осуществление его планов взялся молодой компаньон-единомышленник С.И. Мамонтов, с двадцативосьмилетнего возраста, сразу после смерти отца в 1869 году, ставший председателем Общества Московско-Ярославской железной дороги.

В 1894 году Мамонтов подал министру финансов С.Ю. Витте докладную записку, в которой, описывая богатства Русского Севера, предлагал провести через непроходимые топи и леса железнодорожную магистраль от Вологды до Архангельска. Министр финансов, прежде чем дать ответ, решил воочию познакомиться с этим краем, предложив С.И. Мамонтову вместе с ним в составе специальной комиссии совершить поездку по Северу. Тем более, что в задачу правительства входило отыскание на Мурманском побережье незамерзающей гавани для размещения там русского военного флота. Как и полагалось в подобных случаях, в состав экспедиции были приглашены рисовальщик - известный в будущем художник, а тогда ученик Академии художеств Александр Борисов - и писатель Евгений Львов (Е.Л. Кочетов), издавший в 1895 году книгу «По студеному морю. Поездка на Север».

Путешествие продолжалось чуть более трех недель. Сначала участники экспедиции плыли по Сухоне и Северной Двине до Архангельска, а затем отсюда на океанском пароходе отправились на Соловки и в Екатерининскую гавань на Мурмане, далее прошли вдоль берега Норвегии, прибыли в Финляндию, а оттуда поездом вернулись в Петербург. Получив сильнейшее эстетическое наслаждение от увиденного на архангельском Севере и желая поделиться этим чувством с другими, Савва Иванович отправляет за свой счет в середине лета 1894 года друзей-художников - В.А. Серова и К.А. Коровина, недавно вернувшегося из Франции, где он прожил около полутора лет. «Какая страшная ошибка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть»3, - восклицал Мамонтов, имея в виду Коровина.

Но, помимо чисто эмоционального порыва, этим решением руководил крепкий и здравый смысл. Дело в том, что, получив разрешение на проведение железнодорожной ветви до Архангельска, строительство которой удачно завершилось в 1897 году, меценат и промышленник намеривался заранее познакомить российское общество с этим экзотическим краем. Наиболее удобной для этого случая формой стало строительство павильона Крайнего Севера на предстоящей в 1896 году Нижегородской промышленной и художественной выставке. Создание архитектурного и экспозиционного проекта, а также выполнение десяти монументальных панно Мамонтов решил поручить Константину Коровину, хорошо зная его как прекрасного декоратора. Для осуществления грандиозного замысла эта поездка была просто необходима, ведь в задачу Коровина входило «создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое... испытал там, на Севере»4.

Как известно, цель эта была достигнута. Внешний облик сооружения напоминал вид северных факторий, увиденных в Норвегии, и в конструктивной основе соответствовал стилю модерн. Высокую, взлетавшую под острым углом крышу, немного напоминавшую плавающие в океане льдины, венчали огромные стилизованные рыбы, украшениями балюстрады служили силуэты оленей, рисунок которых разработал С.В. Малютин. Особым украшением павильона стал цикл из десяти монументальных панно, декоративно рисующих своеобразие и суровую красоту северной земли. Разработав композиционную и колористическую основу в эскизах, Коровин для их исполнения пригласил художников С.В. Малютина и Н.В. Досекина. Позже нижегородские панно, принадлежавшие С.И. Мамонтову, украсили вестибюль построенного в 1904 году Ярославского вокзала в Москве и немало способствовали популяризации этого края.

Расчет Мамонтова оправдался. Буквально через несколько лет огромное количество желающих, вооруженных фотоаппаратами, ружьями, блокнотами и этюдниками, устремились в эти края. Обстановку на судне, типичную для тех лет, описал В.В. Переплетчиков: «На палубе в ящиках качаются выкопанные с корнями и землей крупные ярко-голубые новоземельские незабудки, вероника, альпийский желтый мак, альпийские фиалки, молочайник. Тут же лежат убитые и выпотрошенные для набивки чучел полярные птицы: чистик, пуночка, кулик. Оленьи рога привязаны веревками к бортам, чтоб их не унесло в океан во время шторма. По каютам висят оленьи шкуры, самоедские куклы, пестрые меховые сумочки. Всюду голубовато-зеленые с черными узорами яйца гагар, разные камни: горный хрусталь, кварцы, сланцы»5.

Коровин и Серов проделали практически тот же самый маршрут, что и Савва Иванович Мамонтов: по Северной Двине они прибыли в Архангельск, а отсюда на комфортабельном океанском пароходе «Ломоносов» товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства отправились дальше, на Новую Землю и Мурман, посетили северную Норвегию, шведскую Лапландию.

В конце сентября друзья вернулись в Москву с большим количеством написанных во время путешествия северных этюдов, которые пригодились в процессе создания монументальных панно. Знакомство Коровина с Севером на этом не закончилось. В 1895 году он вновь совершил аналогичную поездку, но теперь совместно с Н.А. Праховым и художником Н.В. Досекиным. Через два года снова побывал в Архангельске с В.А. Серовым, а в 1898 году в связи с предстоящей огромной работой над серией монументально-декоративных панно для Всемирной выставки 1900 года в Париже ездил на Север с Н.А. Клодтом.

Сборы, как всегда, были короткими: «На полу - раскрытые чемоданы. Я укладываю краски, кисти, мольберт и бинокль, меховую куртку, белье, большие охотничьи сапоги, фонарь и целую аптечку. Ружья не беру; я еду на Дальний Север, на Ледовитый океан, писать с натуры, а возьмешь ружье - начинается охота, и какие же тогда этюды? Беру только несколько крючков для рыбной ловли и тонкую английскую бечеву. Океан глубок, нужно захватить длинную бечеву и груз. Беру и компас...»6. Спустя десятилетия, находясь в парижской эмиграции, живописец написал несколько интересных рассказов о своем пребывании на Севере. Коровин был в восхищении от неповторимого облика северной архитектуры. «Деревянная высокая церковь, замечательная, - пишет он. - Много куполов, покрыты дранью, как рыбьей чешуей. Размеры церкви гениальны. Она - видение красоты. По бокам церковь украшена белым, желтым и зеленым, точно кантом. Как она подходит к окружающей природе!»7 Его потрясли своей «незлобивостью» дикие животные, обитающие там. С нежностью художник пишет, как он «погладил по гладкой голове и поцеловал холодный мокрый нос» большого тюленя, который смотрел «дивными круглыми своими глазами, похожими на человеческие, только добрее»8. Но главное - на этой суровой земле у К.А. Коровина появились возможности иначе проявить врожденный колористический дар. В таких натурных произведениях, как «Архангельский порт на Двине» (1894, Тульский областной художественный музей), «Пристань в Архангельске» (вторая половина 1890-х, ГРМ), «Архангельск» (1897, ГТГ), художник еще применяет яркую, насыщенную палитру, изображая жанровые эпизоды из жизни портового города.

В Лапландии рождается другой цикл этюдов, среди них шедевр коровинской кисти - «Зима в Лапландии» (1894, ГТГ). Небольшая и очень простая по композиции работа написана в сдержанном и тщательно разработанном диапазоне серовато-жемчужных тонов, соответствующих цветовой гамме северного пейзажа. Несмотря на художественный лаконизм и сдержанность формы, в произведении заложен огромный эмоциональный импульс. Кроме того, в нем присутствуют признаки, свойственные монументальной живописи: оно может выдержать многократное увеличение. В окрестностях Печенгского Свято-Троицкого монастыря святого Трифона, где на время остановились путешественники, Коровин пишет «Ручей св. Трифона в Печенге. Лапландия» (1894, ГТГ), изображая неброскую северную природу со скудной растительностью, произрастающей среди разбросанных камней и лодок, лежащих на берегу застывшей, стального цвета реки.

В норвежском городе Гаммерфесте, центре зверобойного промысла, Коровин пишет «Гавань в Норвегии» (1894, ГТГ), «Белая ночь в северной Норвегии» (1890-е, ГРМ) и этюды к будущей картине «Гаммерфест. Северное сияние» (1894-1895, ГТГ), к которой он приступил сразу, вернувшись в Москву. На большом вертикальном полотне художник пытается передать незабываемый эффект увиденного им полярного сияния. Пульсирующий перламутровый голубовато-зеленый свет пронизывает все пространство и мистически отражается в воде вместе с городскими огнями на поверхности колеблемой рябью воды. Писатель А.Ф. Амфитеатров вложил в уста одного из своих литературных героев следующую реплику по поводу этой картины: «Помнишь ли ты «Гаммерфест» Кости Коровина? Как воздух дрожит в голубом ознобе северного сияния? И чем ярче голубая дрожь, тем глубже проникает в тебя холод, тем больше чувствуется, что там дальше, за этим голубым огнем, высекаемым из льдин, - шестьсот градусов ниже нуля и немая смерть»9.

Северные этюды Коровина, также как и его друга Серова, утвердили в русской живописи 1900-х годов господство благородной гаммы жемчужных и серо-пепельных тонов. Сам Коровин говорил, что нигде не встречал такого многообразия оттенков цвета, как на якобы монохромном Севере. Позже свою увлеченность северным краем художник объяснит тем, что такого тонального богатства красок на юге увидеть невозможно. Этот колорит, свойственный северной природе, стал притягательным для молодых художников московской школы живописи, организовавших в 1903 году новое творческое объединение «Союз русских художников». Союзники воспользовались коровинской палитрой в мотивах ранней весны, последнего снега, первых заморозков. Сложно разработанная цветовая гамма серовато-голубых тонов позволяла также наполнить произведение интонацией легкой грусти, ностальгии, поэтического очарования.

Вслед за Коровиным, открывшим Север, потянулись и другие живописцы: В.В. Переплетчиков, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, А.А. Борисов, Л.В. Туржанский. Побывав на Севере, никто из них не остался равнодушным: были не только созданы прекрасные произведения, но и написаны интересные статьи, очерки, рассказы. Даже сдержанный в эмоциях А.Е. Архипов оставил следующее высказывание: «Белое море, поморские большие кресты, опрокинутое судно, облака над морем, - писал он, - все так удивительно, необычайно. С этого момента я так переживал это путешествие, как будто я попал на настоящую родину»10. Каждое лето приезжая в Архангельскую губернию, Архипов выбирал самые глухие места, предпочитая жить около моря. Его восхищал сохранившийся патриархальный уклад жизни поморов, предметы народного искусства, окружавшие их быт, крепкие избы и восьмигранные шатровые храмы, созданные неизвестными зодчими. В серии северных этюдов он окончательно перешел к свободной пастозной манере письма, мазок его стал послушным и пластичным, а в палитре стала преобладать строгая, со множеством оттенков серо-коричневая гамма. Пейзажи художника той поры, особенно те, в которых даны переходные состояния природы, наполнены светлой и немного грустной поэзией.

В окрестности Архангельска начиная с 1902 года нередко приезжал С.А. Виноградов. В произведениях, написанных здесь, он сумел запечатлеть как виды архангельского порта со стоящими на рейде парусными судами, так и живописные северные деревни, в частности Нюксеницу. Художник побывал в этом местечке первый раз вместе с В.В. Переплетчиковым. Позже Виноградов написал небольшой очерк «Поездка на Север», где подробно и красочно изложил все происходящие с ними события. Здесь же он точно охарактеризовал отношение к Северу Переплетчикова. «Василий Васильевич, - писал он, - учуял Север, понял его, в его вещах строгость, стильность, величавость природы очень переданы и прочувствованы»11.

На протяжении двенадцати лет - с 1902 по 1914 год - Переплетчиков ежегодно каждое лето отправлялся к полюбившимся ему местам, о которых однажды сказал: «Суров и неприветлив Север, но меня к нему тянет. Поеду опять к Ледовитому океану, к большим сильным людям»12. С этюдником и записной книжкой он побывал в Гороховце, Усть-Пинеге, Ухтострове, Курострове, жил в Сийском и Красногорском монастырях. Переплетчиков несколько раз побывал на Новой Земле, куда пароход два раза в год делал рейс из Архангельска. С каждой поездкой к Ледовитому океану художник все больше проникал в область вечной мерзлоты. Он посетил становище самоедов «Белужья губа», где обитал его ученик Тыко Вылка, добрался и до Ольгинского становища, находящегося за 74 градусом северной широты, пытался даже разыскать следы пропавших экспедиций В. Русанова и Г. Седова. Живописец был потрясен тем, как живут, борясь со смертью, и умирают в этих страшных местах люди. В одной из газетных статей он писал: «Климат Новой Земли суровый. Известный самоед Илья Вылка рассказывает, что, когда он на собаках ехал на Карскую сторону (западная часть Новой Земли), у него градусник лопнул от холода. Поднялся страшный береговой ветер. Вылка зарылся в снег и лежал под снегом 4 дня, половина собак погибла»13. В книге В.В. Переплетчикова «Север. Очерки действительности», изданной в 1917 году, имеются очень интересные, подробные природные описания.

Художник и очень мужественный человек А.А. Борисов был также поистине влюблен в Север и очарован им. Впервые он посетил Новую Землю в 1896 году. Из своих художественных экспедиций, как называл их Борисов, он привозил огромное количество этюдов и картин. Художник предпочитал изображать быстрым пастозным мазком в сдержанном колорите безбрежные воды океана с плавающими льдинами, заснеженные равнинные пейзажи с раскинутыми вдали чумами, упряжки с оленями или собаками, отдыхающих ненцев. «Работать было очень трудно, -писал художник, - приходилось обрезать кисти, делать щетину короткой; растирать краски почти немыслимо. Стужа превращает краски в густое тесто, которого кисть не берет и которое не размазывается по полотну. Во время моих «полярных» работ даже скипидар, единственное средство, которое могло бы сделать краски жидкими, не помогал, потому что сам начинал кристаллизоваться на этом адском холоду. У меня есть этюды, которые я писал на морозе в 28,8° С, три-четыре этюда - при 37,5° С. При этом кисть приходилось держать в кулаке, прикрытом рукавом малицы, и изо всех сил прижимать к полотну, нанося на него краски. Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить»14. Более 60 ранних произведений художника приобрел П.М. Третьяков для галереи. В честь коллекционера Борисов назвал ледник, на котором участники экспедиции 1899 года останавливались с восхождением на гору Вильчеки, где художник с высоты писал панорамные виды безмолвного снежного царства.

В 1900 году этот бесстрашный человек построил на Новой Земле, у подножия горы Пила, дом-мастерскую, чтобы можно было здесь жить и работать. В 1908 году в нем останавливался геолог В.А. Русаков, а в 1913 - художник В.В. Переплетчиков. А.А. Борисов и его спутники-ученые внесли огромный вклад в изучение берегового участка побережья Карского моря. Т.Е. Тимофеев, участник экспедиции, выполнявший топографические работы весной 1901 года, нанес на карту 35 новых географических названий, предпочитая называть их в честь своих учителей и покровителей: мыс Боголюбова, ледник и мыс Васнецова, мыс Верещагина, ледник и залив Витте, бухта Ермолова, мыс и гора Кази, мыс Крамского, мыс Куинджи, мыс Репина, бухта Романова, мыс и река графа И. Толстого, ледник Третьякова, мыс Шишкина.

Безусловно, художников конца XIX и начала XX века привлекла, по словам Переплетчикова, «очаровательная таинственность, загадочность и бесконечная красота этих мест»15. Находясь под магическим обаянием Севера, почти все художники, побывавшие в этих краях, с восторгом о нем писали.

Одним из почитателей этих мест стала А.П. Остроумова-Лебедева. Она вспоминала спустя многие годы, как после объявления Первой мировой войны возвращалась с мужем из Европы в Россию через Норвегию: «Утром мы уехали из Бергена. Грандиозный пейзаж развертывался перед нами, когда мы подымались и переваливали через Скандинавские горы... Красота фиордов была поразительна. Я стояла у окна и торопилась набрасывать красками в свой блокнот мелькающие мимо чудные виды... Какой божественный пейзаж! На первом плане громоздились горы, быстро передвигаясь и то и дело открывая сине-сизые дали, замыкавшие тихие, глубокие фиорды. Ярко-красные домики, как огоньки, окаймляли их берега... Норвегия - прекрасная страна!»16

КОММЕНТАРИИ

  1. Симонова И.А. Федор Чижов. М., 2002. С. 251.
  2. А.Д. Поленов издал две книги на эту тему: «Отчет о командировке на Мурманский берег» (СПб., 1876) и «Оживающий Север. ХХ отдел Всемирной промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Крайний Север. Частный павильон Об-ва Московско-Ярославской-Архангельской железной дороги с 15-ю фотографиями» (М., 1896).
  3. Копшицер М.И. Савва Мамонтов. Искусство. 1972. С. 146 -147
  4. Коровин К.А. «То было давно...». М., 2010. Т. 1. С. 398.
  5. Переплетчиков В.В. «Новая земля». Очерк. Оттиск из журнала «Заветы» (1914, июль). -РГАЛИ Ф. 827. Оп. 1. Ед. хр. 64. Л. 15.
  6. «Константин Коровин вспоминает.». М., 1990. С. 280.
  7. Там же. С. 283.
  8. Там же. С. 286.
  9. Там же. С. 567.
  10. Рождественская Н.И. Народный художник А.Е. Архипов. М., 1930. С. 26-27.
  11. Виноградов С.А. Поездка на Север // Прежняя Москва. Воспоминания. Рига, 2001. С. 98.
  12. РГАЛИ. Ф. 827. Оп. 1. Ед. хр. 64. Л. 7.
  13. РГАЛИ. Ф. 827. Оп. 1. Ед. хр. 60. Л. 1 об.
  14. Назимова И.В. Александр Алексеевич Борисов. Жизнь и творчество. Архангельск, 1959. С. 38.
  15. Переплетчиков В.В. Север. Очерки действительности. 1917. С. 171.
  16. Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки: В 3-х т. Т. 2. М., 1974. С. 491.

Вернуться назад

Теги:

www.tg-m.ru

Художник Русского Севера: matveychev_oleg

Тутунджан Джанна Таджатовна (1931 –2011)

Апрельский дым

Постигнуть – значит узнать, добиться чего-то, что-то преодолеть, открыть, выяснить, наконец, сравняться с чем-то большим и сродниться, не теряя при этом себя и не обижая постигаемое.

Таково, на мой взгляд, значение этого красивого слова. Наверное, к нему найдется и еще много синонимов! Но я уверен: все они, взятые и отдельно, и вместе, так до конца не охарактеризуют то, что делает в искусстве вологодская художница Джанна Тутунджан. Постижение народных характеров, народной психологии, отображение современного народного облика – вот, вероятно, основная ее забота. Я не специалист ни в живописи, ни в графике, поэтому не берусь судить о формальных особенностях ее произведений. Однако, общее впечатление такое, что в голову приходит одна грешная мысль: периферия большого, настоящего искусства – далеко не периферия географическая. (Больше того, провинциализм в искусстве, как это ни странно, не так уж и редко объясняется географической централизацией). Дело для художника, видимо, вовсе не в том, где жить. Дело в том, чем и как жить, чьими болеть болями, чьими радоваться радостями.

Василий Белов. 1969

Джанна Тутунджан... Художник Русского Севера. Тема её творчества – Россия.

Не та, выдуманная, никогда не существовавшая в реальности прянично-квасная «Святая Русь», которой скорбят и вздыхают национал-патриоты (предпочтительно сидя где-нибудь в Давосе или Ницце), а настоящая, живая – трудная, подчас жестокая к своим людям. Джанна любит эту Россию, как только может – до боли, ничего не скрывая, ничего не приукрашивая: «Родина! Меня обжигает стыд и бессилие, когда ты караешь невиновных...» Она готова ринуться в бой за этих заброшенных, всеми забытых старух, за спутанного, поверженного на землю коня, выкинувшего в черное небо гордую, вольную голову. Картина «Вольному воля»... Этот стреноженный, но не покоренный конь – кажется, слышишь, как оглашает он своим отчаянным ржаньем безмолвную пустоту земли – предстает для меня самым сильным, самым ярким воплощением не только искусства Джанны, но и ее человеческой сути.

И композиционные, тщательно продуманные, часто с элементами символики картины Джанны Тутунджан, и ее буквально воспроизводящие натуру рисунки – это всегда сопереживание, исповедь, отчаянный призыв – только не констатация факта, только не «сочинительство». Как часто даже большие, честные художники все-таки оказываются сторонними «наблюдателями жизни», воспринимают мир сквозь призму своих эстетических, художественных, стилистических пристрастий.

Джанна – не наблюдатель. Поразительное ощущение: в её искусстве кричит, стонет, исповедуется, рассказывает о самой себе сама земля, обретают голос эти полные достоинства иконописные старухи, эти бесшабашные потрепанные жизнью мужики. Она – их предстательница, их голос, их, а не свое «самовыражение». И в то же время творчество Джанны – резкое, жесткое, требовательное, иногда смущающее своей аскетичной простотой – это она сама. Горячее, страстное, скромное до самоотвержения, лишенное какого бы то ни было эгоизма – это она сама.

Её искусство – это её судьба, судьба девочки с Арбата, с горячей армянской кровью своих предков со стороны отца и интеллигентским аристократизмом предков со стороны матери, неисповедимыми путями, как говорит она о себе сама – пришедшая – ...хоть странно...

Туда, за Вологду, в леса, где Сухона течет пространно, где неба – высь, где суть ясна!

Мария Чегодаева. 2002

Живописец, график. Заслуженный художник РСФСР (1972), народный художник РФ (2004). Член Союза художников СССР (1964). Жила и работала в Вологде с 1959 г. Участник выставок с 1959 г. Автор тематических картин и графических серий, посвященных женщинам вологодской деревни.

Звание народного художника Российской Федерации было присвоено Джанне Таджатовне Тутунджан лишь в 2004 г. Но поистине народная любовь и уважение сопровождали ее произведения на протяжении всех лет творческой деятельности.

Джанна Тутунджан родилась в Москве 22 сентября 1931 г. Закончила среднюю художественную школу, а затем Московский художественный институт имени В.И.Сурикова (1959). Училась в мастерской М.М. Черемных и Н.А. Пономарева, избрав для дипломной работы монументальный образ Родины-Матери в технике флорентийской мозаики.

После окончания института в том же 1959 г. уехала на родину мужа, Николая Владимировича Баскакова, и ни разу впоследствии не пожалела об этом. В одной из поездок по области присмотрели они себе деревенский дом на берегу Сухоны, и с этих пор деревня Сергиевская, затерянная в лесах Тарногского района, стала источником тем и образов графического и живописного творчества Тутунджан. Ведь именно здесь, на Вологодской земле, нашла она своих героев, определила для себя главную цель творчества – поведать миру о простых и прекрасных людях, сохраняющих в душах и сердцах своих самые лучшие и светлые качества народного характера. Таких людей встречала она в вологодской глубинке, эти люди окружали ее в Сергиевской.

Молодая

Незабудки

Надежда

Страда

Белеет парус (Портрет художника Николая Баскакова)

Дада (Моя бабушка)

Реставратор

Петровна и Фея

Сорокоуст

Черный ворон. (Портрет В.В. Невзорова, заключенного без вины на 17 лет)

Вечный заступ

Долгая, долгая песня

На все руки

Несущий свой крест

Человек с одним крылом

После похорон матери

Как на медведя ходили

Большая береза

Отсюда

matveychev-oleg.livejournal.com

ЖИВОПИСЬ В.ЛАТЫНЦЕВА, ВЕЛИКИЙ УСТЮГ, часть 1 РУССКИЙ СЕВЕР на картинах Вл.ЛАТЫНЦЕВА

Латынцев Владимир Николаевич - Заслуженный художник России Родился в 1949г. В городе Вичуга Ивановской области. Член СХ России с 1987года.Участник региональных зарубежных и международных областных художественных выставок. В своем творчестве продолжает традиции русского реализма.. Работает в жанре исторической картины, пейзажа, портрета.

Был в творческих командировках Сирии, Венгрии, Словакии, на Аляске в США.По результатам поездок на Аляску создана большая серия работ на историческуютему по Русской Америке.

В 1972 году Латынцев впервые попадает в Великий Устюг и потом регулярно приезжает в этот старинный город на севере Вологодчины на летние пленэры.В 1982 году он перебирается сюда на постоянное место жительства,Сначала работает в художественной школе, создаёт художественнуюмастерскую. Позднее в Устюге он построил себе дом с мастерской.Где и сегодня хранятся все его основные картины, где ему особенно легко иплодотворно работается.

В настоящее время живет и работает в Великом Устюге .

Картины Великого Устюга:Вечерний звон

Ворота Михайловского монастыря

Осень в монастыре

Колокольня Успенского собора

Русский север

Весенняя распутица

Смольниковское озеро

Январь в В-Устюге

Предсказания блаженного

Утро блаженного

Явление блаженному

Сельский натюрморт

И ещё несколько картин русского севера:

Июнь в Нёнаксе

Лето в Ферапонтово

Лето Соловецкого монастыря

Соловецкая старина

Уголок города Тотьмы

В Верхней Уфтюге

Петр на севере

Русские купеческие корабли у берегов Аляски

Семен Дежнев

Благословение алеутов на промысел

К неведомым берегам

nadezhda-0-0.livejournal.com

Самые красивые фотографии северного сияния

Северное (полярное) сияние еще называют авророй. Это одно из самых удивительных явлений на планете. У науки есть для него простое объяснение, но выглядит оно совершенно феерично. Ни один человек не останется равнодушным к этой потрясающей природной красоте. Пейзажи с полярным сиянием ждут Вас ниже.

 

2aurora-borealis-in-the-skies-over-hammerfest-norway

Aurora Borealis (северное сияние) над городом Хаммерфест, Северная Норвегия. Фото: Alamy

1

3northern-lights-over-kiruna-sweden

Красивые северное сияние над лесом города Кируна в Швеции. Фото: Энтони Спенсер

2

4aurora-borealis-and-the-milky-way-over-crater-lake

Aurora Borealis и Млечный Путь над озером Кратер в штате Орегон, Соединенные Штаты. Фото: Brad Goldpaint

3

5northern-lights-through-ice-in-freezing-waters

Водолазу посчастливилось сделать снимок северного сияния через толстый слой льда в ледяных водах Северного полярного круга. Фото: George Karbus

4

6space-station-above-aurora-borealis

Экипаж Экспедиции 32 на Международной космической станции захватил серию фотографий северного сияния, пролетая над поверхностью Земли протяженностью около 240 миль. Фото: NASA

5

7aurora-borealis-over-cabins-in-iceland

Вот почему многие люди говорят, что северное сияние это самое величественное зрелище на Земле. Небо над домиками в Исландии. Фото: Вася Пупкин

6

8northern-lights-over-roads-of-alaska

Северное сияние и полосы света на дорогах Аляски, снятые с длинной выдержкой. Фото: Chris Ledoux

7

9aurora-shines-over-river-norway

Сияния вызвано столкновением заряженных частиц с атомами в атмосфере на большой высоте. Фото: Arild Heitmann

8

10erupting-volcano-with-northern-light-iceland

Два разных источника света в одной фотографии. Извержение вулкана и полярный свет над Исландией, на территории которой расположены 35 действующих вулканов. Фото: Джеймс Эпплтон|National Geographic

9

11caming-under-aurora

Идеальное место, чтобы разбить лагерь под естественным и разноцветным световым шоу. Небо над Канадой. Фото: Нори Сакамото

10

12aurora-borealis-from-space

Удивительное голубое свечение над земной атмосферой, снятое из космоса. Фото: NASA

11

1colors-of-aurora-borealis

Этот потрясающий красочный снимок сделали возле Северного полюса. Он идеально передает красоту северного сияния и Млечного пути в одном кадре. Фото: Tony Prower

12

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Русский пейзаж - Русский Север в творчестве известных художников

Конец 19 века был ознаменован всплеском интереса русских художников к Северу России – краю с удивительными пейзажами и архитектурой. Его природа, величественная и суровая, покоряет бескрайними лесами и бесчисленными озерами, морскими просторами и каменистой тундрой. Самобытную часть местной культуры составляет деревянное народное зодчество, бесценные памятники которого сохранились и до наших дней. На фоне живописных пейзажей они выглядят особенно гармонично и естественно.

Русский Север становился источником вдохновения для многих художников, среди которых: К.А. Коровин, В.В. Верещагин, В.А. Серов, П.П. Кончаловский, С.А. Виноградов, С.Г. Писахов. Из своих путешествий они привозили не только редкие по красоте и поэтичности картины, но и живые, интересные воспоминания.

Одним из первых побывал на Русском Севере К.А. Коровин. Восхищенный гармоничным сочетанием местной архитектуры и природы, «незлобивостью» диких животных и незнакомой прежде атмосферой, он пишет такие картины, как «Архангельский порт на Двине», «Пристань в Архангельске», «Архангельск». Неброская красота края дала возможность таланту художника проявиться во всей его полноте и оригинальности. По признанию самого живописца, нигде не встретишь такого разнообразия оттенков, как на кажущемся монохромным Севере.

Картина художника Константина Коровина Архангельский порт на ДвинеКонстантин Коровин "Архангельский порт на Двине" 1894

В Архангельск вместе с К.А. Коровиным отправился В.А. Серов, которого город также не оставил равнодушным. Считается, что «серебристая» и «серая» гамма, присущая стилю художника, берет начало именно в этой его поездке. Но на картине «Рыболовецкие суда в Архангельске» еще преобладают теплые цвета, которые создают ощущение летнего солнца и согретого им песка. «Речная» тема неоднократно найдет отражение и в творчестве других мастеров, побывавших на Русском Севере.

В конце XIX века путешествие по Северной Двине совершил В.В. Верещагин. В результате им были созданы многочисленные этюды и рисунки, отражающие спокойную и величественную красоту края. Из них наиболее известен пейзаж «Северная Двина», который передает атмосферу простора и покоя. Этюду присущ мягкий колорит, гармоничное и тонкое сочетание цветов, в целом непривычные для прежних работ живописца.

Нередко приезжал в Архангельск С.А. Виноградов. Здесь он создал произведения, запечатлевшие виды речного порта и живописных местных деревень.

Творчество современного художника Г.А. Лемана также неразрывно связано с Русским Севером. В центре внимания мастера – живописные места вблизи небольшого города Каргополя в Архангельской области. В работах Г.А. Лемана Север открывается с новой стороны: трогательная и беззащитная красота русской природы, сел и деревень приобретает лиричные и светлые ноты.

Поездка художника в эти места стала своего рода определяющей для его последующего творчества, во многом благодаря обретенным здесь новым образам и сюжетам. Несколько изменился и живописно-пластический почерк мастера, индивидуальные черты которого прочитываются в изображении сельских и природных пейзажей. Глядя на них, невозможно не проникнуться простой и поэтичной красотой Русского Севера.

Картина художника Георгия Лемана На КаргопольеГеоргий Леман "На Каргополье" 1982картина маслом на холсте; размер: 55*73Собрание галереи АртПрима

Под впечатлением от путешествия на Русский Север в 1982 году Г.А. Леман пишет серию полотен, посвященных окрестностям Каргополя. Одним из них стала картина «На Каргополье», на которой изображена северная деревня в солнечный день.

Пейзаж удивительно светел и выразителен: ясное и безоблачное небо, яркие цветущие травы делают его воздушным и легким. Даже крепкие деревянные дома, которым отведено центральное место на полотне, не производят впечатления массивности и тяжеловесности.Художник использует бело-голубые, желтовато-зеленые и теплые коричневые тона, пишет легкими и точными мазками. В результате зритель видит простой, будничный и вместе с тем прекрасный северный пейзаж.

На главную    Пейзажи Академички    Биография художника    Каталог картин

Перейти к началу страницы

artleman.ru

Север в работах художников | Искусства и ремесла Кольского Севера

Вторая статья из цикла, посвященного первым художникам Русского Севера.

Николай Владимирович Вехов

«Молодой человек, имеющий геогностические сведения и готовый ко всяческим лишениям»

В 1837 г. в России была организована академическая экспедиция на Новую Землю под руководством одного из известнейших в стране естествоиспытателей, ординарного академика Петербургской Академии наук Карла Максимовича Бэра (1792 — 1876). Результаты этой экспедиции в своё время были не полностью изданы, да и то лишь на немецком языке, ныне они почти не известны широкому читателю. По обычаям того времени в подобные путешествия брали художников, чтобы те запечатлевали увиденные достопримечательности «новых земель», события и многое другое. В составе экспедиции К.М. Бэра также был художник Карл Христианович фон Редер (1800-?). Его картины, вернее рисунки, хотя их часто, как было принято в старину, называли таблицами, стали первыми, достоверно отображающими Арктику и её главные природные особенности. О К.Х. фон Редере известно очень немного: он преподавал минералогию и горную технику в Технологическом институте и Санкт-Петербургском пробирном училище. В 1840 г. Редер посетил и восточные регионы Лапландии, часть которых входила в состав Российской империи.

«При разборе в 1933 г. на складе Академии Наук старых изданий неожиданно нашлись в небольшом количестве рисунки, иллюстрирующие путешествие акад. К.М. Бэра в 1837 г. на Новую Землю. Исполнены они были художником Редером (Rader), сопутствовавшим Бэру в его экспедиции. Редер, бывший в то время студентом Горного института, и вместе с тем горным чиновником СПб. Монетного двора (гиттенфервальтером), а также преподавателем рисования в школе при Монетном дворе, был рекомендован Бэру не только как художник, но и как «молодой человек, имеющий геогностические сведения и готовый ко всяческим лишениям»». Серия этих рисунков в количестве семи, переведенная на камень W. Раре в литографии Тюлева, должна была составить предназначавшийся для продажи альбом, под заголовком „К.Е. Baer’s Reise auf Nowaja Semlja”. Однако дело до этого не дошло ввиду того, что, будучи отвлечен другими работами, Бэр не дал к уже готовым таблицам необходимого объяснительного текста. Так эти иллюстрации и пролежали на складе Академии, не увидев света, 96 лет (срок на момент публикации цитируемой статьи М.М. Соловьёва. – Н. Вехов). Между тем они заслуживали другой участи. Рассматриваемые рисунки представляют собой ценный материал в ряду весьма скудных данных, имеющихся об этой экспедиции. По словам исследователя Новой Земли, А.И. Толмачева, они настолько точно воспроизводят новоземельские картины природы, что не лишены и сейчас естественно-научного значения. Но прежде всего они интересны для истории науки, как изображения Новой Земли, воспроизведенные около ста лет назад очевидцем-художником под наблюдением крупнейшего естествоиспытателя Бэра. Наконец, нельзя отказать им, по отзывам компетентных лиц, и в чисто художественном значении.

Это очень типичные для своего времени литографии с авторской акварельной окраской, весьма характерные для раннего периода литографской техники. Произведения эти представляют собой прекрасно разработанные, тонко сделанные пейзажи, несомненно свидетельствующие о незаурядном даре опытного художника-пейзажиста. Менее удавались Редеру, повидимому, человеческие фигуры, судя по группе самредов на одном из его новоземельских рисунков. Зато вид на лапландскую деревню Пялицу должен был бы, по мнению специалиста по литографии П.Е. Корнилова, занять место в ряду литографий Русского музея.

<…> Содержание исполненных Редером таблиц таково. Одна из них представляет собой стоянку экспедиции в Белом море у Лапландского побережья». Это был первый пункт отправившейся из Архангельска на шхуне «Кротов» экспедиции, которую художник запечатлел на своей картине.

Шхуна «Кротов». Художник К. Редер

далее >>

kola.gallery


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта